Сказка про 30 витязей

29 августа 2021 кириллица и одной из жемчужин русской литературы является сказка о царе салтане, о сыне его славном

29 августа 2021   ●   Кириллица

И одной из жемчужин русской литературы является «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Откуда же черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин, создавая это произведение, в котором фольклорные мотивы причудливо переплелись с его собственной авторской фантазией?

Сюжет

«Сказка о царе Салтане» была написана Пушкиным в 1831 году. Считается, что сюжет был почерпнут им из сказок, которые рассказывала нянюшка Арина Родионовна. Действительно, Арина Родионова (именно так, поскольку по отчеству, Родионовной, няню называли домашние) — крепостная семьи Ганнибал, происходила из северных русских земель, сохранивших в своем фольклоре немало старинных сюжетов и имен. По некоторым сведениям она была ижоркой по происхождению. Но даже если и так, то это не слишком важно, поскольку ощущала себя она, по-видимому, русской. Именно речь няни, ее сказки и прибаутки стали для Пушкина неистощимым кладезем русской национальной поэзии. Это она рассказала Александру Сергеевичу сказки «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево, живая вода и птица говорунья», а так же «Сказку о трех королевнах, родных сестрах». Названия здесь приведены по сборникам русских сказок, сделанных Афанасьевым и Ончуковым. А как называла эти истории Арина Родионовна нам, конечно же, неизвестно. В этих сказках Пушкин почерпнул основные мотивы будущего шедевра: разговор трех сестер, подслушанный царем, рождение чудесного младенца, наговор завистниц, в результате которого царицу и ее дитя бросают в бочке в воду, чудесные диковины далекого морского острова, 30 витязей, охраняющих этот остров и т.п. Однако, одним лишь русским фольклором источники Пушкина не исчерпываются. Сюжет об оклеветанной матери и чудесных детях очень популярен и встречается в сказках всего мира. Зачастую эти мотивы получали литературную обработку. Так, Пушкин был, безусловно, знаком со сказкой французской баронессы д’Онуа «Принцесса Бель-Этуаль», в которой повествуется о чудесной деве со звездой, а так же с «Повествованием законника» из «Кентерберийских рассказов», где речь идет об оклеветанной дочери императора, отправленной в ладье на волю волн.

Имена

Собственных имен в сказке немного. Это Салтан, Гвидон, царевна Лебедь и сватья баба Бабариха. Остальных персонажей Пушкин называет просто царицей, ткачихой, поварихой и т.п. Каково же происхождение имен?

Салтан — это, очевидно, лубочный «царь-султан», персонаж хорошо известный русскому народу со времен бесконечных войн с турками. Все знали, что где-то далеко есть могучее царство, которым управляет «царь Салтан».

Гвидон — имя, заимствованное из лубочного цикла «О Бове-королевиче», который является переработкой европейского рыцарского романа. Гвидоном в этом цикле зовут отца Бовы. По всей видимости, Гвидон — это производное от итальянского имени Гвидо. Специалисты усматривают в этой паре «Салтан — Гвидон» противопоставление «восток — запад».

Царевна Лебедь — это всецело дитя авторской фантазии Пушкина. Ни в одном из вариантов сказок об оклеветанной супруге и ее чудесном ребенке нет ни слова о прекрасной деве-оборотне. По всей видимости, образ царевны Лебеди родился под влиянием таких персонажей, как Василиса Премудрая или Софья Премудрая и французской принцессы Бель-Этуаль.

Баба Бабариха. Этот персонаж взят поэтом, вероятно, из русских заговоров, в которых присутствует некая Бабариха, «коя на камне на синем море сидит, калену сковороду держит недуги жечь-палить».

География

«Царство славного Салтана» не имеет какой-либо географической привязки. Зато остров, на котором оказываются царица и князь Гвидон, имеет название — Буян. И относительно его происхождения у специалистов имеются несколько версий.

Во-первых, остров Буян имеет общие черты с чудесным царством, расположенным где-то за морем, которое встречается в фольклоре едва ли не всех европейских народов.

Во-вторых, остров Буян иногда связывают с Соловецкими островами. Дело в том, что знаменитый Соловецкий монастырь возник на острове не в одну ночь, конечно же, но достаточно быстро. И стал, как считают исследователи, причиной немалого удивления мореходов. Плавали-плавали мимо пустынного острова, и вдруг видят на нем «Новый город со дворцом, с златоглавыми церквами, с теремами и садами».

И, наконец, наиболее популярная версия связывает фольклорный остров Буян с островом Рюген в Балтийском море. Там, на Рюгене, на мысе Аркона в древности располагалось святилище славянского языческого божества Свентовита (Святовита). Населяли Рюген славяне, и этот остов был, вероятно, важным духовным, сакральным центром славянского мира. Были на Рюгене в изобилии и меловые камни, отсюда, видимо, и образ камня Алатырь в народных поверьях. Многие заговоры начинаются словами: «На море-окияне, на острове Буяне стоит бел-горюч камень Алатырь…». Пушкин, конечно же, слышал от няни сказки и заговоры, в которых поминается остров Буян.

Володина Татьяна Юрьевна , воспитатель ГПД,ГБОУ ЛИЦЕЙ №408 г.Пушкин

Знатоки сказок А.С. Пушкина

Программное содержание:

Закрепить и уточнить полученные ранее знания детей о сказках А.С.  Пушкина, формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы, учить работать в команде,  выстраивать события в хронологической последовательности, прививать детям любовь к  русскому языку и творчеству А.С. Пушкина.

Оборудование и материалы:

Мультимедийная установка, экран, макет дуба, дубовые листы с заданиями, нарисованные следы, эмблемы двум командам (золотая рыбка и золотой петушок), картинки к игре «сказочный порядок, атрибуты к сказкам – зеркало, яблоко, невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чертик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь и т.п,., музыка по выбору воспитателя.

Ведущий: — Ребята, любите ли вы сказки? Хотите вместе со мной отправиться в сказочную страну? Тогда — в путь!

(Звучит музыка. Дети следуют за педагогом, перед ними — декорация пушкинского дуба.) Ведущий: — Посмотрите, какое большое дерево! Кто знает, как оно называется?

Дети: Это — Дуб!

Ведущий: Верно, дуб. Но дуб не обычный! Смотрите: на нем есть цепь, на ветвях сидит русалка, у подножия стоит сундук с золотом. Какой поэт описал именно такой дуб?

Дети: Александр Сергеевич Пушкин.

Ведущая  А узнаете его?

 Детям предлагается среди портретов известных писателей найти портрет А.С. Пушкина.

СЛАЙД  2 из приложения к занятию «Знатоки сказок Пушкина)

Ведущий: Конечно, это — Александр Сергеевич Пушкин. СЛАЙД 3 

Он написал про этот дуб замечательное стихотворение «У Лукоморья дуб…» СЛАЙД 4, 5

                                                 Два ребенка рассказывают стихотворение

Ведущий:— Вот и у нас растет необычный дуб, волшебный, потому что на  нем растут необычные листья – листья с заданиями и загадками для ребят. Но сначала надо разделиться на  две команды.

Дети делятся на 2 команды, подходят к столу и выбирают себе перевернутую эмблему

                       (первая  команда  — «золотая рыбка», вторая команда —  «золотой петушок»)

Ведущий: срывает листок с дуба и читает первое задание – назовите сказки А.С. Пушкина.

Чтобы в сказку нам попасть — нужно очень много знать. А какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Посмотрите на экран и  назовите  сказки по очереди. СЛАЙДЫ 6- 17

Дети в командах по очереди перечисляют названия известных им сказок.

(Сказка о царе Салтане, Сказка о рыбаке и рыбке,  Сказка о попе и о работнике его Балде, Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, Сказка о золотом петушке, поэма «Руслан и Людмила», О Медведихе…)

Ведущий: Молодцы! Победила команда..  Но это было легкое задание! Следующий  листок с дуба срываю второе задание —  игра «Найди то, не знаю что». Нужно найти в зале все атрибуты, относящиеся к сказкам Пушкина. Это зеркало, яблоко, невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чертик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь и т.п.  После того как все предметы найдены, каждая команда кладет предмет в свою корзину и называет сказку, к которой он относится. Подсчитываются баллы и определяется команда победитель.

Ведущий: срывает 3 листок — А вот еще волшебный листок на дубе.

3е задание — Конкурс капитанов – по 4 вопроса  СЛАЙД 18

ВОПРОСЫ  по сказкам Пушкина (после того как ребенок ответил, показывается слайд с правильным ответом)

  1. Какое животное в произведении Пушкина рассказывает сказки? (КОТ                                                                               УЧЕНЫЙ) слайд 19
  2. Кто обманул чертей  и наказал попа за жадность? (БАЛДА) слайд 20
  3. Про какого героя своей сказки А.С. Пушкин писал:

            Чуть опасность где видна,
                       Верный сторож как со сна
                       Шевельнется, встрепенется,
                       К той сторонке обернется
                      И кричит: «Кири-ку-ку!
                      Царствуй, лежа на боку!»
 (петушок) слайд 21

  1. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой? (Внука бесенка) слайд 22 
  2. С кем сражался князь Гвидон? (с коршуном) слайд 23
  3. На чем плыли по морю Гвидон с матерью? (в бочке) слайд 24
  4. Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне»?(Елисей)   слайд 25
  5. Кто говорил такие слова «ты прекрасна, спору нет!» (зеркало) слайд 26

Ведущий – молодцы, капитаны! Выиграла в этом конкурсе команда …

4 задание — Игра «собери картинку»

Условия игры: каждая команда должна собрать разрезную картинку с иллюстрацией из сказки А.С. Пушкина (по типу мозаики). К столу подходят дети по очереди и выкладывают по одной детали. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и назовет ее название.

Ведущий — Молодцы, ребята! Знаете хорошо произведения великого поэта. Сразу видно, что мамы и папы вам много читают. А может быть, вы и сами уже умеете читать? Смотрите, какой необычный лист висит на нашем дубе! (Срывает 5 лист.)

5 Задание — Игра «сказочный порядок»

Задания даются каждой команде одинаковые (2 экземпляра картинок). Выигрывает та команда, которая выполнит их быстрее.

1. На мольберте выложены картинки с изображением насекомых муха, шмель, комар из «Сказки о царе Салтане». Дети должны разложить их в «сказочной» последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля.

2. На мольберте выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из сказки «О мертвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте (солнце, месяц, ветер)

3. На мольберте выложены животные: заяц, коза, слон, лиса, лошадь. Дети должны выбрать тех животных, которые помогли Балде из сказки «О попе и работнике его Балде» обхитрить чертят. (заяц, лошадь)

Ведущая – Сорвем еще один листок. На  6 листке математическое задание «ЧИСЛА» – пусть каждая команда вспомнит все числа, которые встречались в сказках А.С. Пушкина!

  1. Сколько лет рыбачил старик?  33 года
  2. Сколько раз кидал старик невод прежде чем поймать золотую рыбку? 3 раза
  3. Сколько раз ходил он с просьбами к рыбке? 5 раз (корыто, изба,

                   дворянство, царица, владычица морская)

  1. Сколько просьб она выполнила? 4раза
  2. Сколько сыновей было у Дадона? (2 сына)
  3. Сколько раз летал царь Гвидон к Салтану? (3 раза)
  4. Сколько девиц сидело вечером  под окном (3 девицы)
  5. Сколько вышло витязей на берег? (30 витязей прекрасных)
  6. Сколько было богатырей в сказке про мертвую царевну? (7 богатырей)
  7. Сколько щелчков отвесил Балда попу? (3 щелчка)

Ведущий – листок —  задание – пройти через болото по неведомой дорожке. Чтобы пройти через болото, нужно хорошо знать сказки Пушкина, некоторые строки наизусть.  Вот сейчас  и  проверим, действительно ли вы любите сказки А.С.П. продолжите  начатую мной строчку и «назовите сказку». Если угадали правильно, то делаете шаг вперед, наступая на следы, переходите к волшебному  дубу. 2 команды ( 2пары следов)  Выигрывает  та команда, у кого больше всего участников  перейдет к дубу.

ФРАЗЫ ИЗ СКАЗОК:

1.Три девицы под окном… (пряли поздно вечерком)(О царе Салтане)

2. Ветер по морю гуляет и… кораблик подгоняет (О царе Салтане)

3.Ель в лесу, под елью белка: Диво, право, не безделка- Белка песенки…поет да орешки все              грызет (Сказка о царе Салтане)

4. Жил старик со своею старухой у самого… синего моря (Сказка о рыбаке и рыбке)

5. Стал старик кликать Золотую рыбку, приплыла к нему рыбка, спросила… чего тебе надобно, старче? (Сказка о рыбаке и рыбке)

6.Свет мой, зеркальце! Скажи, Да … всю правду доложи! (О мертвой царевне и о семи богатырях)

8. Негде в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был…славный царь Дадон (сказка о золотом петушке)

9. Вдруг шатер распахнулся. и девица, …Шамаханская царица («Сказка о золотом петушке»)

10. Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой..???.(Сказка о царе Салтане)

11. Поп ему в ответ: “Нужен мне работник: …          Повар, конюх и плотник (О попе и работнике балде)

12. «Там чудеса, там леший бродит, …. — русалка на ветвях сидит (поэма «Руслан и Людмила)

13. Сказка ложь, да в ней намёк! — …   Добрым молодцам урок (О золотом петушке)

14. И я там был мед пиво пил — …..Да усы лишь обмочил (О мертвой царевне и 7 богатырях)

Ведущая – молодцы ребята, вы отлично знаете сказки Пушкина! Теперь нужно подсчитать,  сколько очков вы набрали и узнаем, какая же команда победила.

— Победила ДРУЖБА!

Мы подошли к волшебному дубу, давайте, заглянем в сундучок, может быть там что-нибудь  найдем!?

Дети находят вкусное угощение.

И одной из жемчужин русской литературы является «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Откуда же черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин, создавая это произведение, в котором фольклорные мотивы причудливо переплелись с его собственной авторской фантазией?

Сюжет

«Сказка о царе Салтане» была написана Пушкиным в 1831 году. Считается, что сюжет был почерпнут им из сказок, которые рассказывала нянюшка Арина Родионовна. Действительно, Арина Родионова (именно так, поскольку по отчеству, Родионовной, няню называли домашние) — крепостная семьи Ганнибал, происходила из северных русских земель, сохранивших в своем фольклоре немало старинных сюжетов и имен. По некоторым сведениям она была ижоркой по происхождению. Но даже если и так, то это не слишком важно, поскольку ощущала себя она, по-видимому, русской. Именно речь няни, ее сказки и прибаутки стали для Пушкина неистощимым кладезем русской национальной поэзии. Это она рассказала Александру Сергеевичу сказки «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево, живая вода и птица говорунья», а так же «Сказку о трех королевнах, родных сестрах». Названия здесь приведены по сборникам русских сказок, сделанных Афанасьевым и Ончуковым. А как называла эти истории Арина Родионовна нам, конечно же, неизвестно. В этих сказках Пушкин почерпнул основные мотивы будущего шедевра: разговор трех сестер, подслушанный царем, рождение чудесного младенца, наговор завистниц, в результате которого царицу и ее дитя бросают в бочке в воду, чудесные диковины далекого морского острова, 30 витязей, охраняющих этот остров и т.п. Однако, одним лишь русским фольклором источники Пушкина не исчерпываются. Сюжет об оклеветанной матери и чудесных детях очень популярен и встречается в сказках всего мира. Зачастую эти мотивы получали литературную обработку. Так, Пушкин был, безусловно, знаком со сказкой французской баронессы д’Онуа «Принцесса Бель-Этуаль», в которой повествуется о чудесной деве со звездой, а так же с «Повествованием законника» из «Кентерберийских рассказов», где речь идет об оклеветанной дочери императора, отправленной в ладье на волю волн.

Имена

Собственных имен в сказке немного. Это Салтан, Гвидон, царевна Лебедь и сватья баба Бабариха. Остальных персонажей Пушкин называет просто царицей, ткачихой, поварихой и т.п. Каково же происхождение имен?

Салтан — это, очевидно, лубочный «царь-султан», персонаж хорошо известный русскому народу со времен бесконечных войн с турками. Все знали, что где-то далеко есть могучее царство, которым управляет «царь Салтан».

Гвидон — имя, заимствованное из лубочного цикла «О Бове-королевиче», который является переработкой европейского рыцарского романа. Гвидоном в этом цикле зовут отца Бовы. По всей видимости, Гвидон — это производное от итальянского имени Гвидо. Специалисты усматривают в этой паре «Салтан — Гвидон» противопоставление «восток — запад».

Царевна Лебедь — это всецело дитя авторской фантазии Пушкина. Ни в одном из вариантов сказок об оклеветанной супруге и ее чудесном ребенке нет ни слова о прекрасной деве-оборотне. По всей видимости, образ царевны Лебеди родился под влиянием таких персонажей, как Василиса Премудрая или Софья Премудрая и французской принцессы Бель-Этуаль.

Баба Бабариха. Этот персонаж взят поэтом, вероятно, из русских заговоров, в которых присутствует некая Бабариха, «коя на камне на синем море сидит, калену сковороду держит недуги жечь-палить».

География

«Царство славного Салтана» не имеет какой-либо географической привязки. Зато остров, на котором оказываются царица и князь Гвидон, имеет название — Буян. И относительно его происхождения у специалистов имеются несколько версий.

Во-первых, остров Буян имеет общие черты с чудесным царством, расположенным где-то за морем, которое встречается в фольклоре едва ли не всех европейских народов.

Во-вторых, остров Буян иногда связывают с Соловецкими островами. Дело в том, что знаменитый Соловецкий монастырь возник на острове не в одну ночь, конечно же, но достаточно быстро. И стал, как считают исследователи, причиной немалого удивления мореходов. Плавали-плавали мимо пустынного острова, и вдруг видят на нем «Новый город со дворцом, с златоглавыми церквами, с теремами и садами».

И, наконец, наиболее популярная версия связывает фольклорный остров Буян с островом Рюген в Балтийском море. Там, на Рюгене, на мысе Аркона в древности располагалось святилище славянского языческого божества Свентовита (Святовита). Населяли Рюген славяне, и этот остов был, вероятно, важным духовным, сакральным центром славянского мира. Были на Рюгене в изобилии и меловые камни, отсюда, видимо, и образ камня Алатырь в народных поверьях. Многие заговоры начинаются словами: «На море-окияне, на острове Буяне стоит бел-горюч камень Алатырь…». Пушкин, конечно же, слышал от няни сказки и заговоры, в которых поминается остров Буян.

Квест -игра по сказкам А. С. Пушкина

 « По дорогам сказок…».

« Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей

       Избушка там на курьих ножках,

 Стоит без окон, без дверей…»

Цель: популиризация 
творчества А.С. Пушкина.

Задачи: развитие
познавательного интереса к творчеству А. С. Пушкина;

формирование навыков
выразительного чтения;

воспитание бережного
отношения к книге.

Оборудование: портрет
А.С. Пушкина, выставка книг, иллюстрации к сказкам, сказочные персонажи (
дворянка столбовая, белка, кот ученый, золотой  петушок, заяц ) предметы из
сказок( веретено, цепь, деревянная ложка, лапти, спица, бочка ),  проектор,
презентация о жизни и творчестве А. С. Пушкина, видеозапись сказки.

Ход мероприятия.

Как бы мне хотелось жить в уютном доме,

Где хранятся сказки, как стихи в альбоме

Где  старушка — няня ведает о том, что

В сказках видется воочию,

Где на книжной полке чудеса живут.

Где в старинном кресле, чуть скрипя пером,

Сочиняет сказки Пушкин сам…

 Наше мероприятие
посвящено Пушкинскому дню в России.(6 июня —  222 года со Дня рождения великого
писателя А. С Пушкина). Имя Александра Сергеевича Пушкина знакомо каждому
русскому человеку.

Его знают и любят все
— и взрослые, и дети, потому что Пушкин — наша гордость, наше национальное
достояние. Пушкин — поэт, писатель, а ещё сказочник.

Мы с детских лет его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!.

— Ребята, а вы любите
сказки? (Да!). Тогда я вас приглашаю в сказочное путешествие  « По дорогам
сказок».

 Перед нами волшебный
сундук, выполняя задание, вы получаете соответствующие сказочные предметы (
гусиное перо, лапти, зеркальце цепь, петух, зеркальце, веретено, бочка,
орешки.).

Шёл добрый витязь
путем — дорогою, покуда не оказался на распутье перед придорожным камнем. В
незапамятные времена добрые люди высекали на камне надписи, указывающие путь и
предсказывающие судьбу.  Придорожный камень в сказке даст и нам в пути
подсказку. «Налево пойдёшь- коня потеряешь, направо- себя не найдешь, прямо
пойдешь — в сказку попадёшь.(  Дети вспоминают слова из сказок).

Итак, двери в сказку
открываются.

Предлагаю вам
посмотреть презентацию о жизни и творчестве А. С. Пушкина.

Первое задание.
Ответьте на вопросы:

— Где родился А. С.
Пушкин? ( в Москве, в дворянской семье).

— В какое учебное
заведение отправили его учиться родители? ( В Царскосельский лицей).

— Чему обучали в
учебном заведении кроме школьных предметов? ( ездить на лошади, вехтованию, танцам).

— Кем должны были
стать выпустники лицея? ( дипломатами, министрами, учеными).

— Кого называли
учителем словестности? ( учителя литературы).

— Какие предметы любил
Пушкин? ( литературу, историю, французский).

— За что Пушкина 
называли французом? ( Он лучше всех знал французский).

— Какой  предмет ему
никак не давался? (Арифметика).

— Куда был сослан А.
С. Пушкин за свои смелые стихи о царе? ( в имение его родителей, в село 
Михайловское ).

— Какие сказки написал
А.С. Пушкин? ( называют сказки).

— « Что за прелесть
эти сказки!» — Кому говорил так А. С. Пушкин?

( своей няне Арине
Радионовне).

Все нянины сказки поэт
записал и пересказал в стихах. В нянюшкиных рассказах берут начало волшебные
пушкинские сказки, которые все так любят. Они не похожи одна на другую, но
каждая говорит, что в мире есть и зло, и ложь, и красота, а добро и любовь
всегда побеждают. Из волшебного сундука достается гусиное перо. Кому
принадлежит?( Писателю).

 Следующее задание.
Расскажи сказку. ( Дети смотрят видеоролик « Сказка о рыбаке и рыбке»,
вспоминают сюжет и продолжают рассказывать по памяти).

— За что была наказана
старуха? ( за жадность, грубость, неблагодарность).

После выполнения
задания из сундука достают лапти. Кому принадлежат? ( старику).

Релаксация.
Физкультминутка.

Ветер по морю гуляет (
дети показывают волны правой рукой).

И кораблик подгоняет (
движение левой рукой).

Он бежит себе в волнах
( вытянуть руки вперед).

На раздутых парусах (
поднять вверх).

Мимо острова большого
( присесть на корточки).

Мимо города большого (
встают).

Пушки с пристани палят
( хлопки в ладоши).

Кораблю пристать велят
( топают ногами).

 Узнай по описанию
героя сказки  и назови её.

1. Высока, стройна,
бела,

Умом и всем взяла;

Но зато горда,
ломлива,

Своенравна и ленива.

 (Злая царица. «
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

2. Белолица,
черноброва,

Нраву кроткого такого.

( Царевна. «Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях»).

3. В дорогой собольей
душегрейке,

Парчовая на маковке
кичка.

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые
персни…

( Старуха. « Сказка о
рыбаке и рыбке»).

4. Нищая черница

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса.

( Злая царица. «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях»).

5. Топот по двору
раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

( Братья. «Сказка о 
мертвой царевне и о семи богатырях»).

6. Вот , море, кругом
обежавши,

Высунув язык, мордку
поднявши,

Прибежал…, задыхаясь,

Весь мокрёшенек,
лапкой утираясь.

( Бесенок. « Сказка о
попе и о работнике его Балде»).

7. Ест за четверых.

Работает за семерых.

До светла всё у него
пляшет…

( Балда. «Сказка о
попе  и о работнике его Балде»).

Из волшебного сундука
достают  деревянную ложку.( Кому принадлежит?)

Наша  игра 
продолжается.

В сказках Пушкина
встречается много народных выражений: «бог с тобой», « синее море», «  вольная
царица» и т. д. Много таких выражений и в «Сказке о царе Салтане»: для батюшки
— царя, голубушки — сестрицы, гости — господа, грусть — тоска, молвит русским
языком.

Также в сказках есть
числительные:  30 лет и 3 года, 7 богатырей, 7 торговых городов, 140 теремов, 
3 девицы , 3 чуда, 33 богатыря. 30 витязей.

Вам предстоит собрать
волшебную цепь из персонажей « У лукоморья дуб зеленый». Назовите по порядку:
кот учёный, леший, русалка, невиданные звери, 30 витязей, дядька Черномор,
королевич,  Грозный царь, колдун, богатырь, царевна, волк, баба Яга, кощей. 

Волшебная цепь
извлекается из сундука.

А вот и ещё персонаж
из сказки А.С. Пушкина:

Он красивый, золотой!

Он Дадону как родной:

Шпоры, перья,
гребешок!

Кто он? — Петушок.

Задание. Помогите
петушку собрать картинку из мозаики.

Из сундука достают
спицу.

Герои сказок отправили
нам свои телеграммы. Прочитайте и скажите,  от кого телеграмма:

1. За такое одолженье

Волю первую твою

Я исполню, как мою. (
Царь Дадон).

2. Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.
(Поп).

3. Вы не платите
оброка,

не помните положенного
срока. (Балда).

4. Ты, царевич, мой
спаситель,

Мой могучий
избавитель. (Царевна Лебедь).

5. Подари ж ты мне
девицу,

Шамаханскую царицу. (
Звездочет).

6. Кабы я была царица.

То на весь бы мир
одна.

Наткала бы полотна.
(Ткачиха).

Из волшебного сундука
достают  веретено.

Читая сказки А. С.
Пушкина, мы встречаем старинные русские слова, которые сейчас вышли из
повседневного обихода. Вам  предстоит объяснить их значение:

Бояре — богатые и
знатные люди, приближенные царя;

витязь — храбрый воин;

душегрейка —
безрукавка;

оброк — дань;

супостат — враг;

столбовая дворянка —
дворянка старинного знатного ода;

терем-  -высокий дом;

 рать — войско;

 престол — кресло
царя;

 палата — большой зал
во дворце;

пенять -упрекать;
светлица — светлая, чистая комната .

 За выполнение задания
дети вытаскивают следующий предмет — бочку.

И последнее задание «
Заморочки из бочки. Дети по очереди достают листочки с заданиями.

( тест по сказкам ,
вопросы).

Какой лоб был у попа?
( толоконный).

Кому принадлежат
слова: хитрость, смекалка, ловкость ( Балде).

Во что собирали черти
оброк? ( в мешок).

Что случилось с попом
после первого щелчка? Второго? Третьего?

Первый выкуп старухи у
золотой рыбки? ( корыто).

Что делала белочка  в
сказке о царе Салтане? ( песенки поёт да орешки все грызет).

 Закончите знаменитую
фразу из сказок А. С. Пушкина « Сказка ложь…( да в ней намёк, добрым молодцам
урок). Как вы её понимаете? (ответы детей)

Чему нас учат сказки
А. С. Пушкина?

Молодцы! Сказки 
Пушкина читаете и много знаете.

Желаю Вам идти по
жизни только одной дорогою — дорогою добра.

Побольше читать книг и
верить в чудеса.

Это Пушкин. Это чудо.

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут

Этих сказок голоса.

В конце квест — игры
участники получают раскраски по сказкам А. С. Пушкина.

Используемая
литература.

А. С. Пушкин. Сказки.
Детская литература. Москва, 2016.

Сайт. Инфоурок.

Викторина по сказкам А.С. Пушкина для

(специальных) коррекционных классов VIII вида.

hello_html_m74676619.png

Выставка книг А.С.Пушкина:«Сказка о попе и
работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Цели:
1. Закрепить знания учащихся сказок А.С. Пушкина.
2. Формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы
3. Учить работать в команде
4. Развивать образное мышление, речь, память
5. Прививать интерес к предмету.

Оформление кабинета:

1.    
Портрет
А.С.Пушкина.

2.    
Иллюстрации к
сказкам.

3.    
Рисунки детей.

Домашнее задание:

1.    
Прочитать
сказки:

1.    
“ Сказка
о рыбаке и рыбке”

2.    
“Сказка о
мёртвой царевне и семи богатырях”

3.    
“Сказка о царе
Салтане”

4.    
“Сказка о
золотом петушке”

5.    
“Сказка о попе
и о работнике его Балде”.

Оборудование:
Мультимедиа, проектор, выставка книг, рисунки детей

Ход мероприятия

Слово учителя -Велик и разнообразен сказочный
мир Пушкина. Царь Салтан и царь Дадон, царевна Лебедь и золотая рыбка, отважный
царевич Елисей и хитрый работник Балда…

А чье сердце не вздрагивает от этих
манящих слов: «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…»
Кто из вас не опускался во сне на дно морское к золотой рыбке? Кому из вас хотя
бы на минутку не хотелось превратиться в комара или золотого петушка? Кто не
представлял себя царевичем или царевной?

Продолжить этот прекрасный сон нам поможет
викторина, посвященная творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича
Пушкина.

Разделимся на две команды. Каждая команда будет получать
жетоны за правильные ответы. (Дети делятся на 2 команды, подходя к столу и
выбирая себе перевернутую эмблему.)
Первая команда — «золотая рыбка», вторая команда — «золотой петушок».
Итак, начнем с разминки.
( Детям предлагается среди портретов известных писателей найти портрет А.С.
Пушкина.)
Вопросы разминки
1.Где родился А.С. Пушкин? (В Москве.)
2.Когда он родился? (6 июня 1799 г. )
3.На каком языке говорили в семье Пушкина?( В семье говорили на французском
языке
4.Когда А. С. Пушкин начал сочинять стихи?( Он начал сочинять рано, когда был
совсем маленьким.)
5.Кто учил его писать по–русски ( Писать по-русски учила его бабушка)
6.От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины
Родионовны.)
7. Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (6;5 и1 – не закончил.)

5. А какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Посмотрите на доску и назовите сказки
по очереди .
(Дети в командах по очереди перечисляют названия известных им сказок. )
(Сказка о царе Салтане, Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о попе и о работнике
его Балде, Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, Сказка о золотом
петушке, поэма «Руслан и Людмила», О Медведихе…)
Учитель: Молодцы! Давайте посчитаем сколько у кого жетонов…В этом конкурсе  команда..
…..   Но это было легкое задание!
1 конкурс
Узнайте, из какой сказки эти строчки, продолжите.

1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
…………………………
(То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир”.)

“Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
……………………….
(То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”,)

“Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
(Я б для батюшки царя
Родила богатыря”.)

2.    
Жил старик со
своей старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно…(тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.)
3. “Свет мой, зеркальце скажи! Скажи
(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”)
4. Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ: …(“Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”)

2 конкурс
Вопросы
1. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон.)
2. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (Комар – муха
– шмель.)
3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку?
(3 раза.)
4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз –
морскую траву.)
5. Помогла ли рыбка старику и как?
6. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер.)
7. За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка.)
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.
3 конкурс
Узнай сказку по следующим словам:
1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о
мертвой царевне».)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и
рыбке».)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание.
(«Cказка о попе и о работнике его Балде».)
6. Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок.
(«Сказка о золотом петушке».)
Конкурс капитанов

ВОПРОСЫ по сказкам Пушкина
1. Какое животное в произведении Пушкина рассказывает сказки? (КОТ УЧЕНЫЙ)
2. Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? (БАЛДА)
3. Про какого героя своей сказки А.С. Пушкин писал:
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!» (Петушок)
4. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой? (Внука бесенка)
5. С кем сражался князь Гвидон? (с коршуном)
6. На чем плыли по морю Гвидон с матерью? (в бочке)
7. Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне»?(Елисей)
8. Кто говорил такие слова «ты прекрасна, спору нет!» (зеркало)
Учитель – Молодцы, капитаны! Выиграла в этом конкурсе команда…
4 конкурс
Собери картинку
(Условия конкурса: каждая команда должна собрать разрезную картинку с
иллюстрацией из сказки А.С. Пушкина (по типу мозаики). К столу подходят дети по
очереди и выкладывают по одной детали. Побеждает та команда, которая сделает
это быстрее и назовет ее название.)
Учитель — Молодцы, ребята! Знаете хорошо произведения великого поэта.
Сразу видно, что много читаете.
5 конкурс
Сказочный порядок
(Задания даются каждой команде одинаковые (2 экземпляра картинок). Выигрывает
та команда, которая выполнит их быстрее.
1. На столах выложены картинки с изображением насекомых муха, шмель, комар из
«Сказки о царе Салтане». Дети должны разложить их в «сказочной»
последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и,
наконец, в шмеля.
2. На столах выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Дети
должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из
сказки «О мертвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте (солнце,
месяц, ветер)
3. На столах выложены животные: заяц, коза, слон, лиса, лошадь. Дети должны
выбрать тех животных, которые помогли Балде из сказки «О попе и работнике его
Балде» обхитрить чертят. (заяц, лошадь)

Конкурс 6
Числа
( Каждая команда вспомнит все числа, которые встречались в сказках А.С.
Пушкина!
— Сколько лет рыбачил старик? 33 года
— Сколько раз кидал старик невод прежде чем поймать золотую рыбку? 3 раза
— Сколько раз ходил он с просьбами к рыбке? 5 раз (корыто, изба , дворянство,
царица, владычица морская)
— Сколько просьб она выполнила? 4раза
— Сколько сыновей было у Дадона? (2 сына)
— Сколько раз летал царь Гвидон к Салтану? (3 раза)
— Сколько девиц сидело вечером под окном (3 девицы)
— Сколько вышло витязей на берег? (30 витязей прекрасных)
— Сколько было богатырей в сказке про мертвую царевну? (7 богатырей)
— Сколько щелчков отвесил Балда попу? (3 щелчка)

7конкурс

Узнай сказку по рисунку. (Детям
показываются рисунки.)
1. Кораблик («Сказка о царе Салтане».)
2. Зеркало («Сказка о мертвой царевне».)
3. Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Яблоко («Сказка о мертвой царевне».)
7. Зайчонок («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

8. Месяц («Сказка о мертвой царевне».)

9. Лебедь («Сказка о царе Салтане».)
4.Итог мероприятия.
Учитель
– Молодцы ребята, вы отлично знаете сказки Пушкина! Теперь нужно
подсчитать, сколько очков вы набрали и узнаем, какая же команда победила.
— Победила ДРУЖБА!

  • Сказка принцессы игра вики
  • Сказка принцессы tier list
  • Сказка принцессы игра коды
  • Сказка принцесса на горошине читательский дневник
  • Сказка принцесса на горошине слушать аудиосказку