С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
ФРАЗЕОЛОГИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛЕОНИДА ФИЛАТОВА
(на материале модифицированных
фразеологических единиц в сказке «Про Федота-стрельца, удалого молодца»)*
Рассматриваются основные приёмы изменения
фразеологизмов, использованных в сказке «Про Федота-стрельца, удалого молодца»
Леонида Филатова. Определяются цели использования этих приёмов и производится
оценка количественного соотношения
фразеологизмов, относящихся к каждому из приёмов.
Ключевые слова: модифицированные
фразеологизмы, дефразеологизация, идиостиль, Леонид Филатов, комический эффект.
В современной науке нет единого
терминологического обозначения и определения понятия, к ре- зультатом которого
относятся изменённые фразеологизмы. По этой причине возникает необходимость в
уточнении терминологического аппарата в рамках нашего исследования. Ссылаясь на
работы разных учёных-лингвистов (В.Л. Архангельского, Н.Д. Бурвиковой, В.Г.
Костомарова, Н.Н. Кохтева, Э.Б. Нау- мова, Л.В. Поповой, И.Ю. Третьяковой Н.В.
Халиковой, Н.М. Шанского), И.Н. Куклина пишет о том, что дефразеологизация
является наиболее обобщённым понятием, обозначающим данное явление [3]. Вслед
за учёным под дефразеологизацией мы будем понимать «процесс дестабилизации,
нарушения внутренних семантических и структурных связей определённых устойчивых
словесных комплексов в речевой практике» [3, с. 88].
Примеры данного явления можно нередко
встретить в произведениях Леонида Филатова, среди которых наиболее ярким
источником языкового материала являются сказки. Фразеологии данных про-
изведений не уделялось должного внимания в отечественном языкознании, поэтому
исследование раз- новидностей преобразования фразеологизмов в сказке «Про
Федота-стрельца, удалого молодца» явля- ется актуальным.
При рассмотрении сказки «Про Федота-стрельца,
удалого молодца» были выявлены 37 примеров употребления фразеологизмов, 14 из
которых являются модифицированными. В своём исследовании рассмотрим более
подробно вторую группу фразеологических единиц.
В рамках вышеупомянутого произведения были
выявлены примеры следующих приёмов дефра- зеологизации:
1. Изменение порядка следования
компонентов (64%). Например, в нижеследующих фрагмен- тах содержится инверсия
компонентов фразеологизмов: излить <изливать> душу – ‘откровенно
рассказать (рассказывать) о том, что волнует’ [7, с. 188], пальца в рот не
клади – ‘кто-либо таков, что постоит за себя, сумеет воспользоваться
оплошностью, излишней доверчивостью, промахом дру- гого’ [1, с. 172]:
1.1 Ну-ко душу мне излей, Отчаво ты
черта злей? Аль в салате по-милански
Не хватает трюфелей?… [9, с. 45].
1.2 Дерзкий нынче стал народ, Не
клади им пальца в рот, – Мы не жалуем Федота,
А народ – наоборот! [Там же, с. 25].
* Работа выполнена под
руководством Декатовой К.И., доктора филологических наук, профессора кафедры
русского языка и ме- тодики его преподавания ФГБОУ ВО «ВГСПУ».
Распространённость данного приёма вызвана тем,
что в поэтическом произведении возникает не- обходимость соблюдения ритмической
организации.
2. Морфологические изменения
компонентов ФЕ (36%). Данный приём может быть проиллю- стрирован
преобразованиями фразеологизмов утереть (утирать) нос – ‘доказать (доказывать)
своё превосходство, преимущество в чём-л.’ [7, с. 443]; стальные нервы – ‘о
человеке с сильной волей, с твёрдым характером’ [8, с. 548], которые
содержатся в следующих фрагментах:
2.1 До чего ж, подлец, хитер — Всем
вокруг носы утер! Сколь ты тут не колдовала,
А добыл он тот ковер! [Там же, с. 36].
2.2 В свете сказанного мной — Лучше
будь моей женой!
У меня ведь тоже нервы,
Я ведь тоже не стальной! [Там же, с. 54].
Проанализируем следующий пример
модифицированного фразеологизма:
2.3 Что молчишь, мил-друг Федот,
Как воды набрамши в рот?.. Аль не тот на мне
кокошник,
Аль наряд на мне не тот?.. [Там же, с. 16]
В «Учебном фразеологическом словаре русского
языка» указано, что фразеологизм набрать в рот воды имеет значение ‘настойчиво
хранить молчание, ничего не говорить’ [7, с. 254]. В про- изведении данный
фразеологизм преобразован в сравнительный оборот: добавляется союз как. Кроме
того, произошло изменение порядка следования компонентов фразеологизма для
соблюде- ния ритма поэтического произведения. Также деепричастие набрав
заменяется просторечной фор- мой набрамши. Данное морфологическое изменение
используется автором с целью фольклорной стилизации.
3. Расширение компонентного состава
ФЕ (21,5%). Рассмотрим подробнее следующий пример:
Эка важность — больше ста! Лишь бы кровь была
густа! Говорят, любви покорны
Все буквально возраста! [9, с. 50]
В «Энциклопедическом словаре крылатых слов и
выражений» В.В. Серова словарная статья к фразе любви все возрасты
покорны содержит следующие сведения: ‘из романа в стихах «Евгений Онегин»
(1823–1831) А.С. Пушкина (1799–1837). <…> Используется как
шутливо-иронический ком- ментарий по поводу пылких, юношеских чувств немолодого
человека’ [5, c. 77]. В рассматриваемом произведении данное высказывание также
используется для выражения иронии, насмешки над Царём, желавшем жениться на
юной Марусе. В этом примере произошло изменение порядка следования ком-
понентов для сохранения ритмической организации текста. Кроме того, было
выявлено расширение компонентного состава: в состав высказывания были добавлены
компоненты говорят и буквально. В «Словаре русского языка» слово буквально
толкуется как ‘в прямом смысле слова, действитель- но, на самом деле’ [6, c.
122]. Компонент говорят указывает на то, что герой произведения опирается на
информацию, услышанную ранее, на слухи. Исходя из этой информации, можно
сделать вывод о том, что оба компонента передают желание героя говорить
убедительно, сделать высказывание не- оспоримым. Кроме того, в указанном
примере наблюдается морфологическое преобразование: вмес- то формы
множественного числа, соответствующей норме литературного русского языка –
возрасты,
используется слово возраста. Сочетание
просторечной формы и высказывания из классического про- изведения создаёт
комический эффект.
4. Сокращение компонентного состава
ФЕ (21,5%). Этот приём был выявлен при рассмотрении фразеологизма ком подкатил
к горлу ‘о спазмах в горле, груди при ощущении давящей, гнетущей тя- жести’ [8,
c. 336] в следующем фрагменте:
4.1 Ну и жисть – аж в горле ком! Нет
сочувствия ни в ком!
Вот сыщу лесок поглуше
И устроюсь лесником!..[9, c. 65].
Рассмотрим подробнее нижеследующий пример
сокращения компонентного состава ФЕ:
4.2 За границей-то, поди, Развлечений
– пруд пруди! Приглядел, небось, подружку
Да пригрелся на груди!.. [Там же, c. 67].
Фразеологизм отогревать <отогреть>,
<пригревать>, <пригреть> змею на груди <за па- зухой> имеет
значение ‘проявлять внимание, заботу, любовь к человеку, который впоследствии
платит неблагодарностью’ [4, c. 255]. В данном примере наблюдается
морфологическое изменение: использу- ется возвратная форма глагола пригреть,
что позволяет приспособить фразеологизм к определённой речевой ситуации.
Изначальный смысл выражения указывает на то, что речь идёт о наивном человеке,
неспособном распознать коварство, но главная героиня хочет обвинить Федота в
хитрости, наделить его качествами «змеи». Употребление возвратной формы глагола
обуславливает сокращение компо- нента змея, тем не менее, данный образ
возникает в сознании читателя и придаёт модифицированному фразеологизму
негативные оттенки значения.
5. Морфемные изменения компонентов
ФЕ (21,5%). Например, в нижеследующем фрагменте со- держится данный приём
модификации фразеологизма надуть губы – ‘обидевшись, сделать недоволь- ное
лицо, принять обиженный вид’ [1, c. 142]:
5.1 Так что неча губы дуть, А давай
скорее в путь! Государственное дело —
Ты ухватываешь суть? [9, с. 44].
5.2 Опосля дождя в четверг Дам еще
медальку сверх, Только ты уж постарайся,
Чтоб народ меня не сверг!.. [Там же, с. 68].
В «Учебном фразеологическом словаре русского
языка» фразеологизм после дождичка в чет- верг толкуется как ‘неизвестно когда,
никогда’ [8, с. 329]. В данном примере наблюдается морфемное изменение: вместо
слова дождичек с суффиксами, выражающими уменьшительно-ласкательное зна- чение,
используется слово дождь, что делает высказывание более грубым, передаёт
пренебрежитель- ное отношение. Кроме того, происходит снижение стиля за счёт
употребления просторечного опосля вместо после. В целом это предложение относится
к речи Царя, что характеризует одного из главных героев как невежливого и
малообразованного человека.
6. Приём замены компонента ФЕ
словом (14%). Проанализируем следующие строки:
Утром мажу бутерброд — Сразу мысль: а как
народ? И икра не лезет в горло,
И компот не льется в рот! [Там же, с. 71]
Во «Фразеологическом словаре русского
литературного языка» указано, что фразеологизм кусок в горло не лезет имеет
значение ‘кто-либо не может есть от тяжёлых переживаний, волнения, уста- лости’
[8, с. 335]. Помимо инверсии в данном примере произошла замена компонента кусок
словом икра – дорогим блюдом, которое не каждый представитель народа может себе
позволить. Несмотря на то, что персонаж сказки старается вызвать у собеседника
чувство жалости, указывая на своё беспо- койство, упоминание деликатеса не
способствует серьёзному сопереживанию, а лишь делает высказы- вание ироничным.
Кроме того, автор использует приём обыгрывания структурно-семантической моде-
ли ФЕ: по аналогии с модифицированным фразеологизмом строится выражение и
компот не льётся в рот. Данное преобразование усиливает комический эффект.
7. Фразеологическая контаминация
(7%):
Ну да ладно, я ему Растолкую, что к чему! Я
его до самых пяток
Распишу под хохлому! [9, с. 67].
Приведённое высказывание является примером
контаминации ФЕ с головы до пят и рас- писать под хохлому. Фразеологизм с
<от> головы до ног <до пят> имеет значение ‘целиком, полностью,
сплошь; во всех отношениях, во всем’ [1, с. 216], что позволяет говорящему
усилить угрозу. Для ещё большего усиления значения используется приём
расширения компонентного со- става, а именно добавляется слово самые.
Сокращение компонентов с головы позволяет соблю- сти ритмическую организацию
поэтического произведения. Кроме того, можно выявить морфем- ное
преобразование: употребляется слово пяток вместо пят. В «Словаре русского
языка» пята толкуется с приведением пометы устаревшее [6, с. 572]. Это
свидетельствует о том, что автор стремится к снижению стиля высказывания.
Значение угрозы содержится во фразеологизме распи- сать под хохлому, который в
«Большом словаре русских поговорок» толкуется как ‘избить кого- либо до
синяков’ [4, с. 749].
Таким образом, Леонид Филатов нередко
использует различные приёмы дефразеологизации при написании произведений.
Рассматривая сказку «Про Федота-стрельца, удалого молодца» мож- но прийти к
выводу о том, что наиболее частотными являются приёмы изменения порядка сле-
дования компонентов ФЕ, расширения и сокращения компонентного состава ФЕ,
морфологиче- ские и морфемные преобразования. К менее употребляемым можно
отнести замену компонента ФЕ словом и фразеологическую контаминацию. Творчество
Леонида Филатова является ценным источником при исследовании явления
дефразеологизации: на одном примере, как правило, мож- но рассмотреть несколько
приёмов данного явления, что значительно повышает эмоционально- оценочную
выразительность высказывания, а так же позволяет приспособить ФЕ к определённым
речевым ситуациям.
Литература
1. Быстрова Е.А, Окунева А.П.,
Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка. Л: Просвеще-
ние, 1984.
2. Голуб И.Б. Стилистика русского
языка. 11-е изд. М.: Айрис-Пресс, 2010.
3. Куклина И.Н. Явления
фразеологизации и дефразеологизации в языке современной прессы: дис канд.
филол.
наук, 2006.
4. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г.
Большой словарь русских поговорок. М: Олма Медиа Групп, 2008.
5. Серов В.В. Энциклопедический
словарь крылатых слов и выражений. М: Локид-Пресс, 2004.
6. Словарь русского языка: в 4-х т.
/ под ред. А.П. Евгеньевой. 3-е изд. М.: Рус. яз., 1985.
7. Тихонов А.Н., Ковалёва Н. А.
Учебный фразеологический словарь русского языка. М.: Айрис-Пресс, 2014.
8. Фёдоров А.И. Фразеологический
словарь русского литературного языка. 3-е изд. М.: Астрель: ACT, 2008.
9. Филатов Л.А. Про Федота-стрельца,
удалого молодца. М.: Эксмо, 2003.
Автор На чтение 16 мин. Просмотров 202 Опубликовано
Автор: · 21.05.2019
Счастье — это состояние наивысшего удовлетворения жизнью. Чтобы правильно охарактеризовать это понятие, требуются примеры из литературы, которые Многомудрый Литрекон приготовил специально для Вас.
- А.С. Солженицын, «Матренин двор». Героев рассказа трудно назвать счастливыми: они бедно живут и постоянно теряют своих родных в войнах. Советская деревня едва сводит концы с концами, но работает, не переставая. Такова и Матрена, но в этой старой женщине видится внутренний свет, который подпитывает ее. Она действительно счастлива, когда помогает людям и жертвует собой. Значит, счастье заключается именно в том, чтобы быть нужным.
- Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Герой повести, Андрей Бульба, стал предателем лишь потому, что стремился с счастью. В его мировоззрении произошел перелом после встречи с прекрасной панночкой. Он понял, что ратные походы и Сечь не принесут ему блаженства, а вот любовь, всепоглощающая и могущественная, подарит ему то, ради чего живут люди. Только в объятиях любимой женщины он почувствовал прилив жизненной энергии и полное удовлетворение, значит, именно любовь является истинным ликом счастья.
- М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Традиционно люди ищут счастье в любви, однако главный герой романа нашел в нем только разочарование. Страсть к Вере стала для Григория необходимостью лишь тогда, когда она навсегда покинула его. Чувства к Бэле были столь же трагичны и обернулись смертью героини. Так, все поиски счастья Печорина закончились неудачей и показали читателю, что оно, как и любой идеал, недостижимо, поэтому и прекрасно.
- А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой всю жизнь искал счастья, но находил лишь иллюзии его. Ни в свете, ни в деревне он не смог обрести гармонию с миром и собой. Поздно он понял, что мог стать счастливым только с Татьяной, ведь только семья и любовь могут стать неиссякаемыми источниками духовного наслаждения.
- И.С. Тургенев, «Ася». Главная героиня повести влюбилась в Н.Н. И нашла в себе смелость признаться ему, но мужчина не смог ответить ей столь же решительно. Она разочаровалась в нем и уехала, а он осознал, что навсегда лишился своего счастья. Значит, настоящее блаженство кроется именно во взаимной любви и близости родственной души.
- А. Грин, «Алые паруса». Главная героиня видела свое счастье в исполнении заветной мечты. Она хотела дождаться отважного капитана на судне с алыми парусами и уехать из родной деревни в странствие по морю. Когда это произошло, она действительно ощутила всю полноту жизни. Значит, суть счастья заключается в том, чтобы воплотить грезу.
- А.П. Чехов, «Невеста». Героиня рассказа, как и все люди, мечтала о счастье, но обстановка, в которой она жила, явно к этому не располагала. Друг семьи помог Наде раскрыть глаза и увидеть, что ее маленький городок засасывает обывателей в трясину повседневности и не дает им реализовать мечты. Они просто засыпают в унылых и комфортных браках. Тогда Надя сбежала из дома и обрела призвание в большом городе. Видимо, счастье — это возможность найти свое место в жизни.
- Л.А. Андреев, «Праздник». Главный герой рассказа был несчастен и чувствовал неудовлетворенность своей жизни. Он ощутил разочарование в дружбе и любви, нигде не мог найти гармонии и радости. Но в церкви во время службы к нему пришло озарение: он был счастлив здесь и сейчас! Это мимолетное состояние воодушевления, на мой взгляд, и есть наивысшее наслаждение, которому нужно всего лишь открыть дорогу в сердце.
- Н.В. Гоголь, «Мертвые души». В лирических отступлениях автор повествует о том, как мимолетна молодость. Когда-то он был любопытен и пытлив, с надеждой вглядывался в новые места, но с годами потерял радость бытия, стал скучен, и мир вокруг тоже потерял былое очарование. Вместе с ним ушло и счастье, ведь оно заключается в духовной молодости — вечной свежести восприятия, которая позволяет видеть поводы для радости в каждом дне.
- Н.В. Гоголь, «Шинель». Главный герой повести был одиноким и забитым клерком, но перемена внешнего вида открыла перед ним новые горизонты. Сменив старую одежду на новую, он ощутил полноту жизни и даже уважение окружения, которого ему так не хватало. В своей гармонии с миром вокруг он нашел счастье, ведь признание и дружба были его главными духовными потребностями.
Содержание:
Определение счастья
«Состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия — принято называть счастьем» (Википедия).
На первый взгляд, люди уже давно поняли, что это за чувство и даже дали ему чёткое определение. Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы привести в гармонию свой внутренний мир. Однако почему-то счастливых людей на планете больше не становится, даже наоборот.
Оказывается, всё дело в том, что понятие гармонии внутреннего мира у всех разное. Для одних — это деньги и власть, а для других — мир и спокойствие на целой планете. Именно поэтому нет чёткой формулы, как стать счастливым, так как это зависит от личностных качеств самого́ человека. Если говорить простым языком — формула успеха у каждого своя, нужно только научиться её правильно рассчитывать.
Необязательно учиться на своих ошибках, когда у человечества такой огромный опыт различных героев из литературы, аргументы для счастья которых прописаны более чем понятно. Нужно всего лишь открыть книгу.
Народные сказки
Яркий пример таких героев можно найти в русских народных сказках. А как иначе, ведь почти все они заканчиваются словами: «И жили они долго и сча́стливо…». Как бы сказка ни начиналась, но все приключения главных персонажей всегда заканчиваются хорошо. Например:
- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». По сюжету сестра спасает брата, который превратился в козлёнка. Казалось бы, просто грустная история с хорошим концом. Однако если проанализировать смысл сказки гораздо глубже, то становится понятно, что основа всей темы — семейная гармония. Девушка любит брата, поэтому готова пожертвовать собственной жизнью для его спасения. Любовь к близким — вот оно истинное счастье, которое не всем дано испытать.
- «Морозко». Доброта́ главной героини к старику — главная тема произведения. Оставленная в лесу на верную смерть девушка, не теряет доброты и сострадания к людям. Она помогает своему спасителю по хозяйству не только из-за чувства благодарности. Просто видит, что старику действительно нужна её помощь. Делая окружающий мир других людей лучше, девушка чувствует свою нужность. Так что для некоторых счастье — это внутренняя доброта́.
- «Теремок». Удача в единстве. Именно так можно описать смысл этой сказки. Пусть главные герои сами ютились в тесноте, но не отказали в приюте даже медведю, который никак не мог поместиться в Теремке и развалил его. Однако этот же медведь помог героям отстроить новый Теремок, ещё лучше прежнего. Жертвовать личными интересами в угоду других — для многих людей это и есть истинное предназначение. Именно оно делает их счастливыми.
Русская литература
Героев некоторых отечественных произведений в литературные примеры счастья можно определить лишь с большой натяжкой. Но это только на первый взгляд:
- Пёс Шарик из повести Булгакова «Собачье сердце». Следует отметить, что речь идёт только о собаке, а не о человеке, в которого этот пёс был временно превращён. Несмотря на все операции и тяжёлую жизнь, собака чувствовала себя счастливой. Всё потому, что у неё над головой была крыша и еда в миске. Для некоторых этого вполне достаточно для гармонии внутреннего мира.
- Герасим из рассказа Тургенева «Муму». Яркий пример счастья литературного героя — чувство значимости. Привязанность собачки была для Герасима подлинным удовлетворением. Так он чувствовал себя кому-то нужным и находил в этом смысл своего существования.
- Башмачкин из повести Гоголя «Шинель». Приобретение новой шинели стало для героя подлинным счастьем. Это была его мечта, пусть она и носила бытовой характер. Обладание материальными ценностями многими людьми воспринимается как истинное благо.
Счастье на примере литературных героев может выглядеть по-разному, но то, что оно есть — это однозначно. Читателю нужно только понять, применимы ли эти примеры к его личности.
Зарубежные книги
У зарубежных авторов тоже немало примеров литературных героев, которых, так или иначе, можно назвать счастливыми:
- Маленький принц из сказки де Сент-Экзюпери. Несмотря на то что главный герой преодолевает пространство и время в поисках смысла бытия, в конце истории он понимает, что этот смысл заключается в любви к собственному цветку, который он добровольно оставил. Возвращение к любимой, радость встречи — вот истинное счастье для главного героя.
- Ромео и Джульета из произведения Шекспира. Для этих героев счастье в истинной любви. Они предпочитают умереть, но не потерять её.
- Робинзон Крузо из книги Даниэля Дефо. Главной мечтой Робинзона было покинуть необитаемый остров, но когда пришла пора уезжать, герой загрустил. Для некоторых людей счастье — это одиночество. Именно в нём они видят всю гармонию своего существования и свободу бытия.
Таких примеров из художественной литературы можно привести немало. Главное — уметь отличать счастье от похожих на него чувств. Например, удовлетворённость очень его напоминает, но из-за её кратковременности счастьем это чувство назвать нельзя.
Еще тесты
Читайте также
Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова
Автор: · 20.12.2017
Аргументы из литературы
- (46 слов) Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель» становится счастливым, когда, наконец, приобретает новое пальто. Новая шинель – это чуть ли не единственное, чего он так искренне желал. Поэтому герой чувствует себя полноценным членом общества в тот момент, когда его мечта исполняется. Обычная шинель принесла Башмачкину большое счастье.
- (43 слова) Счастливого персонажа мы найдем и в романе Пушкина «Евгений Онегин». Это поэт Владимир Ленский. Всю душу он вкладывал в свои стихи, а занятие любимым делом, тем более, творчеством, делает человека счастливым. Кроме того, его окрыляла взаимная любовь, в которой он видел идеал.
- (43 слова) Вспоминая концовку поэмы Пушкина «Руслана и Людмилы», читатель понимает, что прошедшая через препятствия любовь – это счастье. Несмотря на все трудности и преграды, стоящие на пути у влюбленных, герои обретают друг друга. Счастливы не только они, но и мы, когда получаем благополучный финал.
- (44 слова) Золушка из одноименной сказки Шарля Перро терпела насмешки и оставалась в стороне, пока ее сестры купались в роскоши. Но героине посчастливилось встретиться с Крестной Феей, организовавшей ей судьбоносную встречу на балу. Бедная девушка и принц женятся, и влюбленные остаются счастливыми до конца жизни.
- (52 слова) Счастье подразумевает любимое существо рядом, и не всегда это человек. В рассказе Тургенева «Муму» немой Герасим становится счастливым только тогда, когда с ним находится верная собачка по кличке Муму. Молчаливый герой вынужден избавиться от животного по приказу барыни, и расставание с животным делает его несчастным, ведь именно собака приносила радость Герасиму.
- (54 слова) Иногда для счастья не хватает одного элемента, как персонажам сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Гудвин исполняет заветные желания пугало Страшилы, даруя ему мозги, Железного Дровосека, получившего сердце, и Трусливого Льва, желавшего смелости. В конце сказки выясняется, что единственное, чего не хватало героям – веры в себя, но, получив, чего они хотели, они стали счастливыми.
- (56 слов) Счастье у каждого свое. Если вспомнить сказку Джеймса Барри «Питер Пэн», то мы увидим, что главный герой наслаждается детством. Мальчик, который не хочет взрослеть, живет на острове Нэвэрлэнд, который посещают другие персонажи – девочка Венди Дарлинг и ее братья. Герои возвращаются домой, а Питер Пэн предпочитает вечное детство, потому что именно так он чувствует себя счастливым.
- (50 слов) С самого детства мы верим, что счастливый финал ждет честных, умных и порядочных персонажей. Так и происходит в комедии Фонвизина «Недоросль». Свое счастье находит благоразумная, добродетельная Софья, когда офицер Милон спасает ее от Простаковой. Влюбленные обретают друг друга, а отрицательные герои только могут встать на путь к долгожданному счастью.
- (55 слов) Счастья хочется и неоднозначным, пугающим одним обликом героям, таким, как монстр Виктора Франкенштейна из романа Мэри Шелли. Чудовище ученого несчастно по причине своего одиночества, поэтому он просит Виктора создать ему невесту. Но ученый понимает, какими последствиями это грозит миру, и отказывается. Оставшись без единой попытки обрести счастье в мире, монстр и становится жестоким убийцей.
- (53 слова) Счастье – это исполнение заветных желаний. Все, чего хотел младший сын мельника из сказки Шарля Перро «Кот в сапогах», он добился благодаря необычному коту в сапогах, который достался герою в наследство от отца. Предприимчивый напарник помогает персонажу обрести титул, уважение короля, замок, богатство и любовь прекрасной принцессы. Поначалу расстроенный герой становится счастливым, исполняя мечты.
Примеры из жизни
- (42 слова) Я чувствую себя счастливой в окружении родных людей. Ощущая, что они поддерживают меня, я понимаю, что в мире царит гармония. Человек, который может обратиться за советом к родителям и получить помощь, уже счастлив. Семья – не единственный, но главный элемент большой картины счастья.
- (41 слово) Если посмотреть танцевальные шоу, то можно увидеть не только соревнования за первенство и танцы участников, но и эмоции танцоров от участия в проектах. Большинство отмечают, что танец для них – это жизнь, и возможность заниматься любимым делом уже делает человека счастливым.
- (54 слова) Одна девушка рассказала мне, как она побывала в Индии и встретила там маленького мальчика. Увидев его светящийся взгляд на шоколадку, которую держала в руках моя подруга, она решила поделиться с ним сладостью. Заметив его реакцию, она подарила мальчику всю шоколадку, потому что в тот момент он улыбался, как самый счастливый ребенок на свете.
- (41 слово) Знакомый говорил мне, что не может представить свою жизнь без путешествий. Как только наступают каникулы, он стремится купить билеты в разные уголки мира. Поездки дарят ему незабываемые впечатления. Моря и достопримечательности разных стран воодушевляют его, и он чувствует себя счастливым.
- (48 слов) Если взрослого человека сложнее сделать счастливым, то ребенок не так уж много хочет от жизни. Отводя детей в парк развлечений, взрослые приводят их в волшебный мир. Американские горки, колесо обозрения, тиры – все это может вызвать у ребенка непередаваемые эмоции. По его лицу будет видно, что он счастлив.
- (49 слов) С самого детства мультфильмы учат нас главным вещам и раскрывают секреты непростого мира с помощью любимых персонажей. В продолжении оригинального мультфильма «Король Лев» акцентируется внимание на поиске счастья суриката Тимона. Счастливым он становится, лишь обретая настоящий дом в джунглях и верных друзей — кабана Пумбу и львенка Симбу.
- (41 слово) Моя подруга говорила, что счастье – это верные друзья. Когда мы поздравляли ее в день рождения и устраивали неожиданный сюрприз, лицо именинницы сияло настоящим счастьем. Подруга радовалась тому, что нужные люди всегда с ней. А мы были счастливы сделать ей приятное.
- (57 слов) Мой сосед по парте рассказывал мне, что обожает ездить на дачу. Там у него много друзей, знакомых, и вообще, деревня ассоциируется со свежим воздухом, которым не подышишь в шумном городе. Звуки природы позволяют ему оставаться со своими мыслями наедине, и так он находит душевное равновесие. Приезжая к себе на дачу, он будто перезаряжается и становится счастливым.
- (53 слова) Наша учительница рассказывала нам, как в студенческие годы увлеклась интересными рассказами, романами и повестями. Чтение отвлекало ее от внешних проблем, ей казалось, что книги погружают ее в особенный мир, каждая страница которого радужно приветствует юную читательницу. Для нее хобби стало счастьем, поэтому она решила пойти на педагогический факультет, чтобы открывать счастье другим.
- (48 слов) Счастье – совокупность отдельных категорий, состоящих из жизненных ценностей, воспоминаний и приятных моментов. Но оно у каждого свое. Передать на словах мои эмоции, когда на день рождения мне подарили электрогитару, наверное, невозможно. Это была моя мечта, которую исполнили мои родители. Настраивая новый музыкальный инструмент, я чувствовала себя самой счастливой.
Автор: Мария Воробьева
Публикации раздела Литература
Вспоминаем рецепты счастья от русских классиков.
Смотрите также
«Умного на свете много, мало — хорошего»15 цитат из главных произведений Александра СолженицынаЕвгений Баратынский. ЛирикаЗнакомимся с классической литературой15 цитат из фильма «Курьер»30 лет любимой комедии«Денискины рассказы» Виктора ДрагунскогоЦитаты из любимого сборника«Иван Васильевич меняет профессию». 10 цитат Вспоминаем фразы из любимого фильмаСергей Довлатов. 10 цитат из книг писателяВысказывания писателя и его героев о любви, литературе, женщинах и жизниФилософия ЧебурашкиЗнаменитые цитаты «неизвестного науке зверя» и его друзей10 высказываний Фазиля ИскандераВспоминанием высказывания писателя и его героев«Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной»10 добрых цитат из книги Александра ВолковаЧеловек с бульвара Капуцинов10 цитат из любимого фильмаРоберт Рождественский. Цитаты о стране, жизни и любви20 высказываний поэтаИосиф Бродский. Цитаты о творчестве, власти, родине и о любви20 высказываний поэта и Нобелевского лауреата«Белое солнце пустыни». ЦитатникЗнаменитый фильм Владимира МотыляВсё о ПростоквашиноМудрые высказывания любимых героевЛеонид БроневойПодборка цитат одного из самых колоритных персонажей фильма «Покровские ворота»
Используемые источники:
- https://litrekon.ru/bank-argumentov/dlya-sochineniya-15-3-na-temu-chto-takoe-schaste/
- https://nauka.club/literatura/sochineniya/argumenty-i-primery-schastya.html
- https://literaguru.ru/oge-argumenty-k-sochineniyu-chto-takoe-schaste/
- https://www.culture.ru/materials/180668/russkie-pisateli-o-schaste
Этап урока/Время
Действия педагога
Действия ученика
Оценивание
Ресурсы
Орг.момент
5 минут
Создает
благоприятную атмосферу на уроке, объявляет тему и цели урока
Делит
учащихся на пары посредством цветных фишек – 18 фишек (по 2 каждого цвета).
Учащиеся вытягивают фишку определенного цвета, у кого цвета совпали –
образуют пару и весь урок работают вместе.
Выбирает
фишку определенного цвета, ищет напарника для работы на уроке
ФО.
Комментарий учителя
Лист
оценивания (заполняется на каждом этапе выполнения заданий)
Фишки
разного цвета
Проверка домашнего задания
5 минут
Проверяет
отгаданные кроссворды, корректирует
Отгадать
кроссворд по сказке о царе Берендее
Называет
ответы к вопросам кроссворда
ФО. Самооценивание
по ключу – 2 балла
По горизонтали:
2.
ковшик; 3. свадьба;
5. Марья;
6. Кощей
По
вертикали:
1.
голубка;2. Бессмертный
Внесение
баллов в лист оценивания пары
Учебник
– стр.86
Кроссворды
Актуализация
знаний
5 минут
Читает стихотворение, вводит в тему
урока, проводит краткий опрос о сказках, их видах
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
— Что такое сказка?
— Какие жанры русских народных сказок вы помните?
1. Сказки о животных
2. Бытовые сказки
3. Волшебные сказки
Отвечает
на вопросы учителя, закрепляет ранее известную информацию о сказках
ФО.
Словесная оценка учителя
Изучение нового материала
3 минуты
Рассказывает о возникновении сказки
Жуковского, приводит примеры – факты, названия произведений, имена писателей
Летом 1831 г. друзья-писатели Жуковский и Пушкин затеяли
шутливое соревнование. Они решили выяснить, кто из них лучше пишет сказки.
Жуковский напишет «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая
царевна».
Пушкин – «Сказку о царе Салтане», «Сказку о мертвой царевне и
семи богатырях».
Жуковский признал своё поражение и подарил Пушкину свой
портрет с надписью «Победителю ученику от побеждённого учителя».
Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была
создана в 1833 г.
«Спящая царевна» написана 26 августа —12 сентября 1831 г.
Сказка Жуковского относится к волшебной сказке и имеет много
общего с народными сказками.
Слушает рассказ учителя, задает
интересующие вопросы
ФО.
Комментарий учителя
Проверка понимания
20 минут
Объясняет условия выполнения задания,
направляет, наблюдает, в некоторых случаях – подсказывает
Задание 1. Заполните таблицу примерами из сказки о царе Берендее.
Сходство сказки | ||
Наличие чуда | Волшебные персонажи | Волшебные предметы |
Задание 2. Ответьте на вопросы по содержанию сказки Жуковского.
Вопросы 1 паре:
1. Сколько был женат царь Берендей? (Три)
2. Какой длины была борода царя Берендея? (До колен)
3. Кто схватил царя Берендея за бороду? (Кощей
Бессмертный)
Вопросы 2 паре:
1. Сколько месяцев путешествовал Берендей? (девять)
2. Откуда царь хотел выпить воды? (Из колодца)
3. Какой ковшик плавал в колодце? (Золотой)
Вопросы 3 паре:
1. Где Иван-царевич встретился с Кощеем Бессмертным
в первый раз? (В лесу)
2. Какого цвета были глаза у кощея Бессмертного?
(Зелёного)
3. Через сколько дней Иван-царевич добрался до озера?
(Через три)
Вопросы 4 паре:
1. Кого увидел на озере Иван-царевич? (Уточек)
2. Сколько птиц плавало на озере? (Тридцать)
3. Что Иван-царевич спрятал от уточки? (Платье,
сорочку)
Вопросы 5 паре:
1. Сколько дочерей было у Кощея Бессмертного?
(Тридцать)
2. Сколько испытаний придумал Кощей Бессмертный для Ивана-царевича?
(Три)
3. Что Кощей Бессмертный приказал построить
Ивану-царевичу? (Дворец)
Вопросы 6 паре:
1. Что приказал сшить Кощей Бессмертный
Ивану-Царевичу? (Сапоги)
2. Что царь Берендей пообещал образине, чтобы тот его отпустил?
(Отдать то, что у него есть и чего он не знает)
3. В кого превратилась царевна, прилетая к Ивану —
царевичу? (В пчелку)
Вопросы
7 паре:
1. Где Иван-царевич встретился с Кощеем Бессмертным
в первый раз? (В лесу)
2. Сколько испытаний придумал Кощей Бессмертный для Ивана-царевича?
(Три)
3. Кто схватил царя Берендея за бороду? (Кощей
Бессмертный)
Вопросы 8 паре:
1. Кого увидел на озере Иван-царевич? (Уточек)
2. Какой длины была борода царя Берендея? (До колен)
3. Что Иван-царевич спрятал от уточки? (Платье, сорочку)
Вопросы 9 паре:
1. Что приказал сшить Кощей Бессмертный
Ивану-Царевичу? (Сапоги)
2. Сколько дочерей было у Кощея Бессмертного? (Тридцать)
3. Через сколько дней Иван-царевич добрался до озера?
(Через три)
Выполняет задания согласно условию: ищет
примеры в сказке, заполняет таблицу, отвечает на вопросы викторины
ФО. Лист
оценивания
Таблица. Кол-во
баллов – 3
Викторина. Кол-во
баллов – 3
Отдельно
засчитывается 2 балла за соблюдение дисциплины в каждой паре
Текст
произведения
Дидактический
материал
Объяснение домашнего задания
2 минуты
Объясняет
домашнее задание, условия его выполнения
Записывает домашнее задание, задает
интересующие вопросы
ФО. Комментарий
учителя
Доп.источники
Прочитать биографию А.С.Пушкина
Рефлексия
5 минут
Подводит
итог урока, просит пары посчитать количество баллов
Считает количество набранных баллов,
заполняет лист оценивания
ФО. Заполненный
лист оценивания
На нашем любимом образовательном портале Uchi.ru стартовала бесплатная олимпиада по литературе для учеников 1–9 классов. Соревнование проходит в один тур при поддержке нацпроекта «Культура». Выполняя задания, вы сможете углубить знания в области литературы и фольклора; улучшить понимание системы литературных жанров; развить творческое мышление и логику. Принять участие в олимпиаде можно до 2 ноября включительно. Это состязание только для вас, с пользой проведите время!
Олимпиада по литературе на Учи.ру 2021 год, для 1- 4 классов
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
Задания для 1 класса
- 1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
- 2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
- 3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
Задания для 2 класса (все как и в первом классе, плюс одна сказка)
- 4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
Задания для 3 и 4 классы (сказки из 1 и 2 класса, плюс ещё две сказки)
- 5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
- 6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
Задания для 1 класса
- 1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Правильные ответ: Зеницы — это глаза - 2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Правильный ответ: Уста — это губы, рот - 3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Правильный ответ: Кудесник — это шаман, колдун
Задания для 2 класса (всё как в 1 классе, плюс одно)
- 4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Правильный ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (слова из 1 и 2 класса, плюс одно)
- 5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Правильный ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
Задания для 1 класса
- Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
- Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
- История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
- Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
Задания для 2 класса
- Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
- История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
- История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
- Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
Задания для 3 и 4 классы (сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева; «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин; плюс три новые)
- История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
- Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
- Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением. Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов. Например, «водить за нос» значит «обманывать». Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
Задания для 1 и 2 классов
- 1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…» - 2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!» - 3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классов (1 и 2 класс, плюс один фразеологизм)
- 4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека. Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах. К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
Задания для 1 и 2 классов
- Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
- Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
- Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
Задания для 3 и 4 классов (Змей Горыныч и Свинья, добавился персонаж)
- Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится. Ответ: Пушкин, Няня
Задания для 1 класса
- Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Правильный ответ: Носов «Живая шляпа»
Задания для 2 класса (Носов, плюс один)
- На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Правильный ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
Задания для 3 и 4 классов (Носов, Толстой, плюс один)
- Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Правильный ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
Задания для 1 класса
- Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
- Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
- Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
- Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Правильный ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
Задания для 2 класса (1 класс, плюс один автор)
- Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
Задания для 3 и 4 классов (2 класс, плюс автор)
- Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
Задания для 1 класса
- — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Правильный ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует. - — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Правильный ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать. - — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Правильный ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
Задания для 2, 3 и 4 классов (как и в 1-3, плюс одна книга)
- — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Правильный ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
Задания для 1, 2, 3 и 4 классов
- слон — вагон
- гроза — лоза
- сарафан — банан
- былина — калина
- монета — кассета
- канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
Задания для 1 класса
- Заяц — Листопадничек
- Иван-дурак — Конёк-горбунок
- Осёл — Квартет
- Волк — Три поросёнка
- Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
Задания для 2, 3 и 4 классов (как в 1 классе, плюс произведение)
- Баба-Яга — Финист — ясный сокол