Сказка похвальное слово знакам препинания

1. двоеточие при обобщающих словах ставится: а если обобщающее слово стоит впереди однородных членов; б если обобщающее слово стоит после

1. Двоеточие при обобщающих словах ставится:
а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;+
б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.

2. Отметьте предложение, соответствующее схеме: [? : О, О, О -…].
(запятые не проставлены).
а) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.
б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.+
в) Утро рассеивает все страх усталость волнения.

3. Отметьте, в каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие?
а) Старые обиды, давние надежды__все зашевелилось в его душе.
б) Ни разговоры пассажиров, ни остановки на пристанях, ни встречные пароходы__ничто не мешало ему работать.+
в) Ничто не шевелилось__ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева.

4. Отметьте, в каком предложении на месте пропуска ставится тире?
а) Все__и одежда, и посуда, и книги — было сложено в чемоданы и ящики.
б) Приметы осени связаны со всем__с цветом неба, с росой и туманами и с криком птиц.
в) Деревья, кусты, травы__все зеленело под тихим дыханием ветра.+

5. Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении:
а) Я не вижу ни голубого неба, ни синего моря.
б) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли не было видно.
в) Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска.+

6. Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении (знаки препинания не расставлены):
а) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.
б) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.+
в) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.

7. Обобщающего слова при однородных членах нет в предложении (знаки препинания не расставлены):
а) Вдруг все ожило и леса и пруды и степи.
б) В корзине была дичь два тетерева и утка.
в) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно.+

8. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. (А. С. Пушкин) Обобщающим в этом предложении является слово:
а) тоска.
б) что-то.+
в) ямщика.

9. Другие факторы, как-то: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимой, морские брызги и прочее – играют второстепенную роль.
Обобщающим в этом предложении является слово
а) ветры.
б) как-то.
в) факторы.+

10. В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала. В этом предложении пропущены:
а) тире и две запятые.
б) двоеточие и две запятые.
в) двоеточие, 2 запятые, тире.+

11. Две запятые и тире пропущены в предложении:
а) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.
б) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.
в) Ни близких берегов ни далеких гор ни даже воды ничего не было видно.+

12. Двоеточие и три запятые пропущены в предложении:
а) В пруду развели разную рыбу карпов сазанов лещей.
б) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.
в) В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.+

13. Запятая и тире пропущены в предложении:
а) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.
б) Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно.
в) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем.+

14. Двоеточие и три запятые пропущены в предложении:
а) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.+
б) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.
в) Все это и ночь и дали и горы и звезды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести.

15. Тире, двоеточие и две запятые пропущены в предложении:
а) Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно.
б) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.+
в) Все это и ночь и дали и горы и звезды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести.

16. Отметьте предложение, соответствующее схеме: [О : О, О, О -…]. (запятые не проставлены).
а) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.
б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.+
в) Утро рассеивает все страх усталость волнения.

17. Отметьте, в каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие?
а) Старые обиды, давние надежды__все зашевелилось в его душе.
б) Ни разговоры пассажиров, ни остановки на пристанях, ни встречные пароходы__ничто не мешало ему работать.
в) Ничто не шевелилось__ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева.+

18. Отметьте, в каком предложении на месте пропуска ставится тире?
а) Все__и одежда, и посуда, и книги — было сложено в чемоданы и ящики.
б) Приметы осени связаны со всем__с цветом неба, с росой и туманами и с криком птиц.
в) Деревья, кусты, травы__все зеленело под тихим дыханием ветра.+

19. Какую синтаксическую роль выполняет обобщающее слово при однородных членах предложения?
а) Подлежащее или дополнение;
б) Дополнение или обстоятельство;
в) Ту же, что и однородные члены предложения.+

20. Отметьте правильное определение:
Обобщающее слово – это…
а) слово, которое называет того, к кому обращаются;
б) слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся одному и тому же слову;
в) слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов; +

21. Где и какой знак препинания ставится в предложении с обобщающим словом:
а) ставится запятая после обобщающего слова;
б) ставится тире после обобщающего слова;
в) ставится двоеточие перед однородными членами. +

22. Отметьте предложения с обобщающими словами:
а) У каждого ученика должны быть школьные принадлежности: ручки, карандаши, линейка, тетради. +
б) Ты научишься читать, писать, считать.
в) Ребята, учите стихотворения, читайте сказки.

23. Каким членом предложения является обобщающее слово и однородные члены при нём в предложении:
Я люблю все времена года: и зиму, и весну, и лето, и осень.
а) подлежащим;
б) сказуемым;
в) дополнением;+

24. Отметьте, в каком предложении допущена ошибка в постановке знаков препинания:
а) Все приехали на дачу: бабушка, дедушка, мама, папа и я.
б) Всегда: мне грустно во время дождя утром, днём, вечером. +
в) Мои друзья пришли в гости: Петя, Ваня и Рома.

Н.Г. Чернышевский открыл в русском языке превосходство над другими языками по возможностям словообразования.
Хрестоматийным стало стихотворение в прозе о русском языке И.С. Тургенева. Оно и сейчас звучит современно и своевременно. В сердце русского человека отзывается смысл его: такой язык дан великому народу.
Да, наш язык многогранен. Он возвышенный и лёгкий, твёрдый и нежный, богат на эпитеты и лаконичен. Ему доступны как строгость и глубина мысли, так и поэтическая выразительность.
Русский язык необычайно приспособлен к выражению эмоций, в частности благодаря использованию суффиксов с различными оттенками значений: ласкательного, пренебрежительного, увеличительного и других.
Многозначность русских слов, фразеологическое богатство русского языка затрудняют восприятие русской речи иностранцами. Но когда они постигают наш язык, то отдают ему должное.
Русская поэзия — это отдельная тема. Используя богатство эпитетов и метафор в сочетании с оригинальной и глубокой мыслью, русские поэты создавали такие произведения, которые проникали в сердца не только в России, но и по всему миру.
Родной язык для человека — это его родина. И русский язык нам всегда “поддержка и опора”. Меняются границы государства, меняется власть, но наш язык всегда остается с нами в произведениях наших прекрасных писателей и в кладезе мудрости — устном народном творчестве.

7
При помощи знаков можно выразить и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Если вы пишете о ком-нибудь, что он «умница», сразу становится ясно, что вы не совсем уверены в высоких умственных способностях этого человека.
8
Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую». Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.
9
Поставьте смысл написанного «с головы на ноги» …кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна костюмы шьют Из толокна…
10
П р о в е р ь т е с е б я: …кисель там варят, из резины там шины делают, из глины кирпич там жгут, из молока творог готовят, из песка стекло там плавят, из бетона плотины строят, из картона обложки там, из чугуна там варят сталь, из полотна кроят рубахи, из пластмассы посуду делают, из мяса котлеты стряпают, из сажи там ваксу делают, из пряжи прядут там нитки, из сукна костюмы шьют. Из толокна… кисель там варят.
11
П о п р о б у й т е е щ е р а з! В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке
12
В реке там рыба, на бугре Что изменилось мычит корова, в конуре в стихотворении? собака лает, на заборе поет синичка, в коридоре играют дети, на стене висит картина, на окне узоры инея, в печурке горят дрова, в руках девчурки нарядная там кукла, в клетке ручной щегол поет, салфетки там на столе лежат, коньки к зиме готовят там, очки лежат для бабушки, тетрадки всегда содержатся в порядке.
13
ЗНАЧЕНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
14
Их значения складывались в течение столетий. Точка обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.
15
Вопросительный з н а к требует ответа. В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова.
16
Многоточие ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам еще не все, что знаю».
17
Ставя восклицательный знак, пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.
18
Запятую ставят, когда хотят сказать: «Я еще не закончил свое сообщение, читайте дальше». Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора текста фрагменты предложения.
19
Вы знаете эту историю?
20
Значение точки с запятой можно определить так: «Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил еще не все, читайте дальше».
21
Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».
22
Т и р е ставят, если хотят показать,, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или хотят указать, что в диалоге сменился автор реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.
23
К А В Ы Ч К И нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи либо цитаты.
24
В с к о б к и ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.
25
Знаки препинания выполняют разную роль: 1) в конце предложения они завершают его на письме. Это знаки завершения; 2)внутри предложения они могут разделять слова или выделять их. Первые называются знаками разделения, вторые – знаками выделения.
26
Знаки завершения – это знаки в конце предложения. Знаки разделения – при ОЧП, между простыми предложениями в сложном, перед обобщающим словом и после него. Знаки выделения – при обращении и вводных словах.
27
И т а к, без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении.

Эпидейктическая речь — это торжественная речь по случаю, имеющая своей целью создание у адресата определенного эмоционального состояния, определенного настроения — чувства удовольствия, наслаждения, гордости, радости или, напротив, чувства гнева, презрения, негодования. Таким образом, эпидейктическая речь — это апелляция к активным человеческим чувствам.
По назначению эпидейктические речи можно разделить на два вида.
К первому относятся жанры, в которых преобладает оценка события, т. е. основная их задача — хвала или хула (порицание, похвальное слово).
Другая разновидность — речи, произносимые в связи с каким-либо событием, речи на случай (напутствие, вступительное слово, ответное слово).
Конечно, между этими разновидностями нет резкой границы: похвальное слово произносится по поводу хорошего поступка адресата, ответное слово должно содержать похвалу предыдущим ораторам. Однако несмотря на это, такое деление правомерно, т. к. осуществляется по преобладающей задаче.
Предметом эпидейктической речи Аристотель называл прекрасное или постыдное. Прекрасное в человеке — это добродетели, положительные качества, а также добрые дела и достижения, все то, за что можно хвалить. Таким образом, в речах, имеющих главной целью доставить удовольствие адресату (похвальное слово, комплимент – сюда же в некотором смысле можно отнести поздравительную речь, которая является по сути похвальным словом по поводу события), предметом являются его достоинства и достижения — положительные качества, хорошие дела и поступки, результаты его деяний, его отношение к чему-либо, то, что ему дорого в жизни, система его ценностей, жизненные цели и достижения в их осуществлении и т. п. — все то, что вызывает положительную оценку окружающих и заслуживает похвалы.
К эпидейктическим относятся и речи, имеющие предметом постыдное. Сюда относятся обличительная речь и один из видов митинговой речи, цель которой исчерпывается формированием в слушателях эмоционального отношения к событиям или явлениям. Лучший вариант хулительной речи — речь-обличение, которая имеет целью выявить в предмете (человеке, явлении) отрицательное (постыдное), представить его на суд слушателей, заклеймить позором и сформировать в слушателях чувство справедливого презрения, негодования и даже желание противостоять злу.
Худший вариант хулительной речи — оскорбление, имеющее целью заставить адресата испытывать отрицательные эмоции или возбудить в слушателях ненависть к предмету речи. К несчастью, следует признать, что такая речь довольно часто встречается в реальной действительности. Примером тому служат многие речи В. Жириновского.
Хвала и хула в эпидейктической речи являются двумя сторонами одной медали: и та, и другая выступают как топосы, объединяющие аудиторию. Хвала — положительный топос, то, что мы вместе одобряем; хула — отрицательный топос, то, что мы вместе осуждаем. Именно поэтому в эпидейктической речи очень важен учет особенностей аудитории: нужно отыскать те качества и события, которые являются ценностями именно для этих людей.

7
Смысл этой переписки в словах: Писатель спрашивает примерно так: Писатель спрашивает примерно так: – Ну как? Понравилось? Можно будет это издать? – Ну как? Понравилось? Можно будет это издать? Ответ издателя можно понять так: Ответ издателя можно понять так: – Замечательно! Великолепно! Я немедленно издам эту книгу! – Замечательно! Великолепно! Я немедленно издам эту книгу!
8
Рассказ о путешественнике… Путешественник в момент опасности обещал в случае спасения Путешественник в момент опасности обещал в случае спасения «поставить статую золотую, пику держащую». «поставить статую золотую, пику держащую». Однако, когда опасность миновала, путешественнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: Однако, когда опасность миновала, путешественнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставить статую, золотую пику держащую». «Поставить статую, золотую пику держащую». Так, не изменив ни одного слова в обещании, он сильно сократил свои расходы. Он просто поставил запятую на другое место. Так, не изменив ни одного слова в обещании, он сильно сократил свои расходы. Он просто поставил запятую на другое место.
9
Всего лишь запятая Одна и та же фраза может означать разное в зависимости от поставленного знака препинания: Одна и та же фраза может означать разное в зависимости от поставленного знака препинания: Казнить нельзя, помиловать! Казнить нельзя, помиловать! Казнить, нельзя помиловать! Казнить, нельзя помиловать!
10
Историческая справка Историческая справка Трудным было чтение в древней Руси: чтение без знаков препинания и без пробелов между словами! Но вот появилась точка. Это был первый «дорожный указатель» в лабиринте слов. Вместе с точкой появились пробелы между словами, чтобы этот знак (.) поставить. От точки все и пошло. Она «мать» не только знаков препинания, но и самой пунктуации. Слово «пунктуация» произошло от латинского слова «punktum», что означает «точка». Трудным было чтение в древней Руси: чтение без знаков препинания и без пробелов между словами! Но вот появилась точка. Это был первый «дорожный указатель» в лабиринте слов. Вместе с точкой появились пробелы между словами, чтобы этот знак (.) поставить. От точки все и пошло. Она «мать» не только знаков препинания, но и самой пунктуации. Слово «пунктуация» произошло от латинского слова «punktum», что означает «точка». После точки появились и другие знаки. Постепенно к концу 18 века сложилась система знаков препинания. После точки появились и другие знаки. Постепенно к концу 18 века сложилась система знаков препинания.
11
Функции знаков препинания: Как же работают знаки препинания? Как же работают знаки препинания? Они выполняют две разные функции: Они выполняют две разные функции: Разделяют: Разделяют: – простые предложения в сложном; – простые предложения в сложном; – однородные члены предложения; – однородные члены предложения; Выделяют: Выделяют: – обособленные члены предложения; – обособленные члены предложения; – обращения; – обращения; – междометия; – междометия; – вводные слова – вводные слова
12
Авторские знаки препинания Героиня романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна увидела «чудный сон»: Героиня романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна увидела «чудный сон»: Но вдруг сугроб зашевелился, Но вдруг сугроб зашевелился, И кто ж из – под него явился? И кто ж из – под него явился? Большой взъерошенный медведь; Большой взъерошенный медведь; Татьяна ах!, а он реветь, Татьяна ах!, а он реветь, И лапу с острыми когтями ей протянул; И лапу с острыми когтями ей протянул;
13
Все еще впереди! Вас, наверное, удивило, что восклицательный знак оказался внутри предложения: Вас, наверное, удивило, что восклицательный знак оказался внутри предложения: Татьяна ах!, а он реветь. Татьяна ах!, а он реветь. Но так «распорядился» А.С. Пушкин. Он хотел передать читателю, как быстро и как напряженно все происходит. Пушкин вводит свой авторский знак. Писатели иногда хотят передать так много, что им не хватает обычных пунктуационных правил. И тогда они ставят знаки препинания по – своему. Но так «распорядился» А.С. Пушкин. Он хотел передать читателю, как быстро и как напряженно все происходит. Пушкин вводит свой авторский знак. Писатели иногда хотят передать так много, что им не хватает обычных пунктуационных правил. И тогда они ставят знаки препинания по – своему. На авторские знаки имеют право только очень образованные люди! На авторские знаки имеют право только очень образованные люди!
14
Особые функции знаков препинания в Интернете Смайлики – что это? Смайлики – что это? Смайлики, эмограммы (smile – улыбка) – это значки, составленные из знаков препинания, букв и цифр, обозначающие какие-то эмоции. Они широко используются при общении в Интернете – в письмах, форумах, чатах и т.п. В последнее время текстовые смайлики постепенно уходят в прошлое, а им на смену приходят графические – прикольные картинки, изображающие лица, предметы, знаки. Смайлики, эмограммы (smile – улыбка) – это значки, составленные из знаков препинания, букв и цифр, обозначающие какие-то эмоции. Они широко используются при общении в Интернете – в письмах, форумах, чатах и т.п. В последнее время текстовые смайлики постепенно уходят в прошлое, а им на смену приходят графические – прикольные картинки, изображающие лица, предметы, знаки.
15
“Смайлики – мусор или веяние времени” “Смайлики – мусор или веяние времени” История смайлика История смайлика 40 лет назад родился самый веселый и жизнерадостный символ Интернета – Его Улыбчивость – Смайлик, и не отметить это событие хотя бы одной улыбкой просто грешно. Но сейчас, когда вы читаете эту статью, праздник уже давно прошел, и самое время задуматься – а что же известно нам о самом известном обитателе Сети лет назад родился самый веселый и жизнерадостный символ Интернета – Его Улыбчивость – Смайлик, и не отметить это событие хотя бы одной улыбкой просто грешно. Но сейчас, когда вы читаете эту статью, праздник уже давно прошел, и самое время задуматься – а что же известно нам о самом известном обитателе Сети…
16
Для Интернета смайлик, наверное, то же, что для человечества колесо. Нет, возможно, он и не движущая сила, но то, что улыбающихся рожиц в Сети не меньше, чем колес на улицах, это точно. За 40 лет, которые прошли с момента появления “старейшины” рода эмотиконов (emoticon – научное название смайлика), сменилось уже несколько поколений смайлов. Они с неизменной улыбкой на лице прошли трудный эволюционный путь, приспосабливаясь к различным средам обитания, веяниям времени и прихотям творцов-человеков. Для Интернета смайлик, наверное, то же, что для человечества колесо. Нет, возможно, он и не движущая сила, но то, что улыбающихся рожиц в Сети не меньше, чем колес на улицах, это точно. За 40 лет, которые прошли с момента появления “старейшины” рода эмотиконов (emoticon – научное название смайлика), сменилось уже несколько поколений смайлов. Они с неизменной улыбкой на лице прошли трудный эволюционный путь, приспосабливаясь к различным средам обитания, веяниям времени и прихотям творцов-человеков.
17
Смайлики (“улыбочки”) прочно вошли в нашу жизнь и теперь употребляются далеко не только в электронных средствах общения. Их уже можно встретить на заборах, газетах и журналах, на плакатах и даже в литературных произведениях. Причем еще пару лет назад, употребляя в статье этот термин, приходилось долго объяснять, что же это такое, сопровождая объяснения просьбой повернуть голову на 90 градусов, чтобы в значке ? читатель вдруг неожиданно для себя видел улыбку, а не двоеточие и тире со скобкой. Смайлики (“улыбочки”) прочно вошли в нашу жизнь и теперь употребляются далеко не только в электронных средствах общения. Их уже можно встретить на заборах, газетах и журналах, на плакатах и даже в литературных произведениях. Причем еще пару лет назад, употребляя в статье этот термин, приходилось долго объяснять, что же это такое, сопровождая объяснения просьбой повернуть голову на 90 градусов, чтобы в значке ? читатель вдруг неожиданно для себя видел улыбку, а не двоеточие и тире со скобкой. Кстати, несмотря на свою кажущуюся революционность и авангардность, смайлики это просто несколько модифицированные театральные ремарки. Читали когда- нибудь пьесы? Помните, там в скобочках указывается, какие именно эмоции в данный момент испытывает персонаж. Помните, там в скобочках указывается, какие именно эмоции в данный момент испытывает персонаж.
18
Настроение было принято выражать с помощью текста. Всевозможные человеческие чувства гнев, радость, сострадание изображались длиннющими блоками, причем авторы кроме непосредственно слов, междометий и тому подобного могли использовать только многоточие и восклицательный знак. Негусто, не так ли? Вот и рассусоливали на пять-десять страниц (говоря о письмах) и на целые многотомники (говоря о романах). Настроение было принято выражать с помощью текста. Всевозможные человеческие чувства гнев, радость, сострадание изображались длиннющими блоками, причем авторы кроме непосредственно слов, междометий и тому подобного могли использовать только многоточие и восклицательный знак. Негусто, не так ли? Вот и рассусоливали на пять-десять страниц (говоря о письмах) и на целые многотомники (говоря о романах). В Интернете же принято общаться быстро. И поскольку совершенно не было времени пускаться в длинные словесные напластования, чтобы выразить обуревающие в настоящий момент чувства, пользователи стали привлекать к разговору театральные ремарки. Но и это показалось слишком длинным, поэтому ремарки были заменены короткими сочетаниями стандартных символов.
19
Основные смайлики: Основные смайлики: ? Ваша основная улыбка. Используется для выражения сарказма или отметки шуточного утверждения, т.к. мы не можем слышать интонации голоса в Интернете. ? Ваша основная улыбка. Используется для выражения сарказма или отметки шуточного утверждения, т.к. мы не можем слышать интонации голоса в Интернете. ? Подмигивающая улыбка. Заигрывающая и/или саркастическая улыбка. Скорее означает “Не бейте меня за то, что я только что сказал”. ? Подмигивающая улыбка. Заигрывающая и/или саркастическая улыбка. Скорее означает “Не бейте меня за то, что я только что сказал”. ? Мрачная улыбка. Вам не понравилось последнее утверждение или вы огорчены чем-либо. ? Мрачная улыбка. Вам не понравилось последнее утверждение или вы огорчены чем-либо. :-I Независимая улыбка. Лучше чем предыдущая, но не так хороша, как счастливая улыбка. :-I Независимая улыбка. Лучше чем предыдущая, но не так хороша, как счастливая улыбка. :-> Угрожающая, резкая, ехидная улыбка. Хуже чем ? :-> Угрожающая, резкая, ехидная улыбка. Хуже чем ? >:-> По-настоящему грозный комментарий. >:-> По-настоящему грозный комментарий. >;-> Подмигивающая грозная физиономия. >;-> Подмигивающая грозная физиономия.
Угрожающая, резкая, ехидная улыбка. Хуже чем ? :-> Угрожающая, резкая, ехидная улыбка. Хуже чем ? >:-> По-настоящему грозный комментарий. >:-> По-настоящему грозный комментарий. >;-> Подмигивающая грозная физиономия. >;-> Подмигивающая грозная физиономия.”>
20
Итог урока: Допишите предложения: 1. Знаки препинания необходимы, так как с их помощью… 1. Знаки препинания необходимы, так как с их помощью… 2. Основные функции знаков препинания две: … 2. Основные функции знаков препинания две: … 3. Во – первых, чтение до конца 15 века было … 3. Во – первых, чтение до конца 15 века было … 4. Во – вторых, эмоции, сообщения можно выразить … 4. Во – вторых, эмоции, сообщения можно выразить … 5. В – третьих, существуют авторские знаки препинания, на которые имеют право … 5. В – третьих, существуют авторские знаки препинания, на которые имеют право … 6. Наконец, особую роль выполняют знаки препинания в интернете: … 6. Наконец, особую роль выполняют знаки препинания в интернете: … 7. Теперь, я думаю, становится понятным, что знаки препинания … 7. Теперь, я думаю, становится понятным, что знаки препинания …
21
Спасибо! Использованная литература: Использованная литература: Книга «Секреты пунктуации»,М., «Просвещение», 1995, стр Книга «Секреты пунктуации»,М., «Просвещение», 1995, стр Учебник русского языка для 9 класса Бархударов, Крючков …, М., «Просвещение», 2007, стр.114 – 115 Учебник русского языка для 9 класса Бархударов, Крючков …, М., «Просвещение», 2007, стр.114 – 115 Учебник русского языка для 8 класса Бархударов, Крючков …, М., «Просвещение», 2003, стр.197, упражнение 431 Учебник русского языка для 8 класса Бархударов, Крючков …, М., «Просвещение», 2003, стр.197, упражнение 431 Материалы Интернета Материалы Интернета

Эпидейктическая речь – речь, цель которой – выразить свое понимание добра и зла, прекрасного и постыдного: «… Поговорим о добродетели и пороке, прекрасном и постыдном, потому что эти понятия являются объектами для человека, произносящего хвалу или хулу» (Аристотель. «Риторика»). Жанры, в которых реализуется этот вид речи, – поздравление, тост, похвала – встречаются часто как в быту, так и на официальных мероприятиях: празднованиях, юбилеях и т. д. Их основное содержание – похвала и порицание, оценка, но вместе с тем эпидейктическая речь может также информировать, в каких-то ситуациях развлечь слушателя, содержать элементы аргументации.
Но, даже порицая, эпидейктическая речь (и в этом ее особенность!) возбуждает не чувство уныния или безнадежности, а чувств негодования, гнева – словом, чувства, направленные на осуждение и исправление недостатков.
Чтобы решить поставленные задачи – возбудить у аудитории высокие чувства, – эпидейктическая речь регламентируется рядом правил. Аристотель считал, что:
а) хвалить нужно то, что больше всего ценится в обществе и, соответственно, у данной аудитории;
б) законы эпидейктической речи требуют усиления и преувеличения.
Композиция эпидейктической речи была обычно трехчастной: вступление, повествовательная часть, заключение.
Вступление – относительно самостоятельная обязательная часть, цель которой – привлечь внимание слушателей и обозначить проблему, которую ставит автор.
Основная часть речи – повествовательная – представляет собой рассказ о том или ином конкретном событии. Рассказ перемежается лирическими отступлениями, комментариями автора, пояснениями.
Заключение – завершающая часть: похвала герою; обращение к читателю или слушателю с призывом; молитва.
К эпидейктическим можно, по всей вероятности, отнести и некоторые протокольно-этикетные выступления, цель которых – не только соблюсти традиции общения в данной ситуации, предписания этикета, но и воодушевить слушателей, пробудить чувства восторга, благодарности, преданности и т.п., что полностью совпадает с задачами эпидейктической речи.
К протокольно-этикетным жанрам относятся: приветствия делегаций, речь при официальной встрече гостей, официальное поздравление юбиляра, траурная речь, речь с оценкой заслуг кого-либо и др. Протокольно-этикетное выступление должно быть кратким, эмоциональным, не содержать ничего спорного.
Учебное издание
Светлана Викторовна Рымарь
Русский язык
и культура речи
Конспект лекций
для студентов всех направлений подготовки
Ответственный редактор – А.Е. Панягина
Подписано в печать 23.11.2011. Формат 70х100/16.
Бумага для множит. техники. Гарнитура Times. Печать ризография.
Усл. печ. л. 7,97. Уч.-изд. л. 4,87. Тираж 100 экз. Заказ № 2221.
Муромский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Адрес: 602264, Владимирская обл., г. Муром, ул. Орловская, 23.

Слайд 1

«Похвальное слово знакам препинания» проект по русскому языку Выполнили: ученики 4 класса МБОУ « Сугровская ООШ»

Слайд 2

Цель проекта: Узнать какую роль играют знаки препинания на письме и как с помощью них можно выражать свои мысли и чувства. Задачи проекта: поработать с источниками интернета и узнать всё о знаках препинания; провести исследование на любом стихотворении и узнать какую роль выполняют в нём знаки препинания; посмотреть в учебнике по литературному чтению разнообразные произведения, в которых много знаков препинания; определить их роль в предложениях; проанализировать собранную информацию.

Слайд 3

Гипотеза: Знаки препинания влияют на смысл сказанного или прочитанного, с помощью них можно выразить свои мысли и чувства. … Продукт проекта: доклады и презентация на данную тему. :

Слайд 4

Актуальность проекта. В нашей жизни мы часто пользуемся знаками препинания, порой не задумываясь об их роли в предложении. Писатели и поэты прошлого очень щедро пользовались знаками препинания в своих произведениях. Оказывается, эти знаки играют большую роль в текстах. Мы проведём своё исследование, проанализируем стихи разных поэтов и узнаем, почему даже одна запятая может изменить смысл написанного текста.

Слайд 5

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. В письменном русском тексте 10 знаков препинания: точка . запятая , точка с запятой ; двоеточие : многоточие … вопросительный знак ? восклицательный знак ! тире — скобки ( ) кавычки « »

Слайд 6

До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами, или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.

Слайд 7

Точка помогает выде-лить на письме то, что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами разных длин и характера, то на пись-ме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания. У неё особый пост В самой малой строчке. Если точка — вывод прост: Это значит точка. Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать. Точку слышать надо. И хотя она твердыня В книге и в тетради, Без особого труда Можно с ней поладить, Если только мысли нить От воды избавить, Если точку не забыть Вовремя исправить.

Слайд 8

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. В русском языке запятая и спользуется: д ля разделения (между частями сложного предложения, при одно- родных членах) д ля выделения (обращения )

Слайд 9

О т одной запятой может зависеть жизнь человека! Т рагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен. Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. Е го участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать» . Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит. Эдуард II

Слайд 10

Куда поставить запятую? Казнить, нельзя помиловать!

Слайд 11

Куда поставить запятую? Казнить н ельзя , помиловать!

Слайд 12

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чём? Вот какой я мастак – Вопросительный знак.

Слайд 13

Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим: громко, с волнением, выражаем удивление, восхищение, удовольствие, гнев, возмущение, презрение, радость, гордость Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения – Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнести должны.

Слайд 14

Если есть неточности, Или недомолвки – Тут же многоточие Устранит все толки… Запятая, дефис, Даже двоеточие – Знаки – просто прелесть, Так же, как и прочие! Но всего важнее – Вовремя проститься: Точка! А под нею – Пол пустой страницы! Знаки препинания Бегает по строчкам Взгляд лукавых глаз, Ищет многоточие… Есть в стишке у Вас? Знаки препинания Обожаю издавна! Привлеку внимание – Знаками (невидными)! Вот он – восклицательный, Вытянулся в струнку… Очень обаятельный Знак! Как будто юнкер! Знак же вопросительный Что-то вопрошает – Он такой стеснительный… Ничего не знает?! Елена Ковалёва

Слайд 15

Знаки препинания — это возможность понимать друг друга с помощью литературы, печатного слова. Наши устные и письменные фразы должны быть яркими и понятными. Очень важно писать и читать грамотно. Уважая пунктуацию, мы всегда будем поняты правильно.

Слайд 16

Вывод: В ходе работы над проектом мы узнали, что, знаки препинания очень важны и нужны в нашей жизни. С помощью них мы можем выражать на письме разнообразные эмоции и по- разному передавать информацию окружающим. Иногда, от одной запятой может зависеть жизнь и счастье человека, поэтому нам необходимо обязательно изучать русский язык, чтобы быть грамотными и современными людьми. :

Канакина. 4 класс. Учебник №1. Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания с. 35

Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания

  • В русском языке 10 знаков препинания:

точка [ . ]                  вопросительный знак [ ? ]
запятая [ , ]               восклицательный знак [ ! ]
точка с запятой [ ; ]   тире [ — ]
многоточие […]         скобки [ ( ) ]
двоеточие [ : ]           кавычки [ « » ]

Древнейшим знаком препинания является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Затем появилась запятая. Слово точка вошло в название таких знаков препинания, как точка с запятой ( ; ), двоеточие ( : ), многоточие ( … ).

1. Вспомните употребление знаков препинания:

а) какие знаки препинания ставятся в конце предложений?

Точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных предложениях (Они отправились на прогулку в лес.).

Вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения (Отчего люди не летают?).

Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (Как хорошо жить на свете!).

б) какой знак препинания «живёт» внутри предложения?

Запятая.

в) какой знак и когда ставится перед предложением?

Тире ставится перед каждой репликой в диалоге.

2. Что могут рассказать о себе знаки препинания? Составьте такой рассказ от имени какого-либо знака препинания.

— Привет! Я Восклицательный знак! Я стою, вытянувшись во весь свой рост. Вы не найдёте во всей семье знаков препинания героя более шумного и эмоционального, чем Восклицательный знак. Моя задача — привлечь внимание, позвать, призвать, указать, заставить! Больше всего я не люблю тишину! Я требую от вас эмоций и чувств!

3. Проведите исследование. Найдите в учебнике по литературному чтению любое стихотворение, прочитайте его.

  • Какие знаки препинания употреблены в стихотворении?
  • Каких знаков больше?
  • Какие знаки вам неизвестны?

Где сладкий шёпот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковёр зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Всё цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой…

         Выскажите мнение, какую «работу» выполняют знаки препинания в этом стихотворении.

         Прочитайте выразительно стихотворение. Помогли ли вам выразительно прочитать стихотворение знаки препинания?

В стихотворении употреблены знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный знак, многоточие). Больше всего в тексте запятых. Мне ещё неизвестен знак препинания точка с запятой. Знаки препинания помогают читать стихотворение более выразительно.

Составьте сообщение на одну из тем:

  • «Похвальное слово знакам препинания»,
  • «Зачем нужны знаки препинания»,
  • «Почему надо почтительно относиться к знакам препинания».
  • Представьте своё сообщение в классе.

 Моё сообщение классу
«Похвальное слово знакам препинания»

Знаки препинания появились значительно позднее букв. Их стали использовать для интонационного выделения, для разделения и выделения частей текста, для эмоциональной окраски. Антон Чехов говорил, что знаки препинания служат нотами при чтении. Само выражение «знак препинания» образовано от древнего глагола «препинать» – «остановить, задержать в движении». В русском языке десять знаков препинания. Расскажу обо всех.

1. Точка
«Так, – сказала точка,
Точка-одиночка. –
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас».

Точка из стихотворения Самуила Маршака «Знаки препинания» практически права: можно представить себе фразу без запятой, без тире, без вопросительного знака, но невозможно без точки. Точка – самый древний знак препинания, им отмечали конец предложения ещё древние греки и римляне. Из самых, что ни на есть практических целей – для облегчения декламации.
В тёмные средние века о точке позабыли. Что там предложения! Даже слова писали, не отделяя их друг от друга. В русских и западных текстах точка появилась практически одновременно – в конце XV века. В русском языке слово «точка» происходит от глагола «ткнуть», на латыни punctum связано с латинским глаголом «колоть». Не все народы единодушны: в Китае вместо точки в конце предложения ставят кружок, в Индии – вертикальную линию, а в эфиопском письме вместо одной точки ставят сразу 4, но не в ряд, а квадратиком (።).

2. Запятая
Заявили запятые:
«Мы – особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ».

Истинная правда: запятая – самый распространённый знак в русской письменности. Ведь точка в предложении одна, а запятых мастер наставит столько, что считать собьёшься. Слово опять одолжили на Древней Руси, где глагол «запяти» означал «зацепиться» или «задеть». Круглое и с хвостом, как в известной загадке, стало разбивать слова в русских предложениях примерно с 1520 года. О том, как важно правильно поставить запятую, известно всем знакомым с письмом из исторической задачи: «Казнить нельзя помиловать».

3. Точка с запятой
«Если нет над нами точки,
Запятая – знак пустой!» –
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.

«Тётя» точка с запятой имеет своего вполне конкретного «отца»: её придумал и ввёл в употребление знаменитый венецианский издатель Альд Мануций. По его замыслу точка с запятой разделяла противоположные слова и независимые части сложносочинённых предложений. И прижилось: веком позже точка с запятой обнаружилась в творениях Шекспира. В современном русском языке творением Мануция пользуются в бессоюзном сложном или сложносочиненном предложении, если в его составных частях уже довольно запятых. Греческий язык зашёл куда дальше русского: в нём точка с запятой играет роль вопросительного знака.

4. Двоеточие
Двоеточие, мигая,
Закричало: «Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой».

«Мигающее» в стихах Маршака двоеточие – знак пояснения: оно указывает на то, что часть текста после него связана пояснительными или причинными отношениями с частью текста, что находится перед ним. Как разделительный знак оно употребляется с конца XVI века и упоминается в первых книжках по грамматике, к примеру в «Грамматике»  Мелетия Смотрицкого.  До середины XIX  века двоеточие использовалось в русском и в других европейских языках как знак сокращения. Экономные финны употребляют его для этой цели до сих пор, причём даже в середине слова:  к примеру, вместо Helsinki они часто пишут H:ki.

5. Многоточие
«Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…»

Владимир Набоков назвал многоточие следами слов, ушедших на цыпочках, Александр Генис дорожным знаком, указывающим на перекрёсток текста с пустотой. Многоточие – полная противоположность безапелляционной точке: оно обозначает паузу или незакоченную мысль и может, к тому же, нести оттенок неуверенности. «Знак пресекательный», как назвал многоточие в своей «Грамматике» 1831 года русский филолог А.Х. Востоков, в английском и русском варианте изображаются тремя точками, а в китайском языке так целыми шестью. Как и букву «ё», многоточие популяризировал Карамзин: наверное, имел пристрастие к точкам, где бы они ни были поставлены…

6. Восклицательный знак
Прибежал Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

Михаил Васильевич Ломоносов назвал восклицательный знак «удивительным» знаком. Англичане считали иначе: восклицательный знак появился в английских печатных текстах в XV веке и назывался знаком восхищения или восклицания. Есть версия, что он произошёл от латинского восклицания Io, выражающего радость. Бурные эмоции на письме начали выражать довольно поздно: к примеру, в немецкоязычном тексте восклицательный знак появился в 1797 году. А американский писатель Френсис Скотт Фицджеральд призывал отказаться от восклицательного знака: «Ставить его – писал он, – это всё равно, что смеяться над собственной шуткой».

7. Вопросительный знак
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
«Кто? Кого? Откуда? Как?»

Поэт Тредиаковский как-то спросил царского шута, знает ли тот что-нибудь о вопросительном знаке. «Знаю, – ответил шут. – Это маленькая горбатенькая фигура, которая задаёт дурацкие вопросы». Поэт Михаил Светлов шутил, что вопросительный знак – это состарившийся восклицательный. А вот и нет: в предках у знака вопроса числится точка с тильдой, то есть волнистой чертой сверху, которая обозначала удивление в голосе. Так писали в VIII века при дворе Карла Великого. Потом книгопечатникам: то ли братьям фон Шпейер, которых в Венеции звали да Спира, то ли самому Мануцию, их современнику, пришло в голову использовать первые две буквы латинского слова quaestio, что значит поиск ответа. Сначала вроде бы писали букву q над буквой o, а потом эта сложная конструкция трансформировалась в наше привычное «?».

8. Тире
Сомерсет Моэм писал о тире, что в нём есть что-то грубое, порывистое и азартное, и что можно редко встретить предложение, в котором его можно было бы заменить элегантной точкой с запятой или чёткими отделяющими скобками. Русский лингвист А.А. Барсов в «Кратких правилах российской грамматики», изданных в 1771 году, очень точно назвал его «молчанкой», а полвека спустя другой русский ученый А.Х. Востоков в своей «Сокращённой русской грамматике» изящно обозначил тире, как знак мыслеотделительный. Свое двусложное название тире получило от французского глагола со значением «растягивать». Популяризировал тире неугомонный Николай Михайлович Карамзин, но истинным его апологетом называют Марину Цветаеву.

9. Кавычки
Писать как курица лапой, конечно, некрасиво. А вот лягушачьи лапки, то есть кавычки, в письменной речи не только возможны, но иногда и совершенно необходимы. Смешное слово произошло от диалектного «кавка», то есть лягушка, или «кавыкать» – ковылять. Но может быть, лапки утиные или гусиные: учёные обнаружили в русских диалектах слово «кавыш», что означает утёнок или гусёнок. Считают, что они попали к нам ещё в XV веке: в грамматическом руководстве «Сказание изъявлено о писменех» их употребление попытался регламентировать учёный Константин Философ. Сейчас французские «ёлочки» и немецкие «лапки» употребляют, как известно, для выделения прямой речи, цитат, названий, если они не географические, а также для обозначения иронии. Ирония, кстати, шагнула с бумаги в жизнь: жест «кавычки», то есть две «козы» из согнутых пальцев означают слово «якобы».

10. Скобки
«Наш первый университет» Михайла Ломоносов назвал скобки в своей «Российской грамматике» удивительно образно: вместительный знак. И пояснил: «слово или целый разум в речь вмещает без союза и порядочного сочинения». Этот парный знак препинания впервые появился в русском языке на сто с лишним лет раньше, чем жил Ломоносов. Круглые скобки наличествуют уже в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого: эту книгу вместе с «Арифметикой» Магницкого, Ломоносов назвал «вратами своей учёности». Скобки, как правильно говорил Михайла Васильевич, указывают на относительную независимость содержащегося в них текста, от смысла всего предложения. Русская пунктуация разрешает и квадратные скобки – в них обычно помещается номер сноски.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников 

Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.

Ответы по русскому языку. 4 класс

Канакина. 4 класс. Учебник №1. Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания с. 35

2.3 (46.26%) от 396 голосующих

  • Сказка похожая на теремок
  • Сказка подружки идут в школу
  • Сказка поветруля кто написал
  • Сказка по щучьему велению чему учит вывод
  • Сказка по щучьему велению по моему хотению читать полная версия с картинками бесплатно