Сказка поет зима аукает

Конспект нод по обучению рассказыванию зимушка- зима с использованием технологии триз в средней группе цель: обучение детей составлению рассказа по

Конспект НОД  по обучению рассказыванию «Зимушка- зима» с использованием технологии ТРИЗ в средней группе 

Цель: обучение детей  составлению рассказа по сюжетной картине с помощью моделирования .

Задачи

Образовательные:

  1. Учить детей составлять свой рассказ связно, последовательно,  используя технологию моделирование.

2) Систематизировать знания детей о времени года зиме.

Развивающие: 

  1. Развивать  логическое мышление с помощью ТРИЗ.
  2. Развивать внимание, умение слушать друг друга.

Воспитательная

  1. Воспитывать любовь к природе.

Активизация словаря: снежная, морозная, белая; гололед, снегопад.

Оборудование: интерактивная доска , модели с разными временами  года, доска, картина о зиме, снежинки (белые и синие), паровоз, вагончики  и картинки.

Предварительная работа:

Заучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», «Снеговик».

Рассматривание иллюстраций на тему «Пришла зима», «Зимние забавы».

Наблюдение в природе, беседы о зиме,

Чтение художественной литературы:   С. Есенин. «Поет зима аукает…», И. Суриков. «Зима», С. Козлов « Зимняя сказка». К. Д. Ушинский «Проказы старухи- зимы», А. Барто  «Снег». р. н. с. «Зимовье».

Малоподвижные игры: «Снеговик», «Морозная зима». 

Организационный момент.

В  зал входят дети и здороваются со взрослыми.

Сюрпризный момент.  Стук в дверь, появляется гость.

Г: здравствуйте ребята!

Д: здравствуйте.

Г :  Меня зовут Элла , я приехала к вам в гости из жарких стран. где никогда не бывает снега .

Проблемная ситуация

Мой друг прислал мне видеописьмо , где рассказывает о зиме, но я никак не могу его прочитать. Ребята  что же мне делать, письмо то зашифровано? Ребята вы мне поможете?

Д: да

В: Ребята , а как мы сможем помочь нашей гостье?

Д: надо расшифровать письмо.

Появляется на экране письмо

В:Ребята посмотрите на экран, письмо  не простое, оно с разными заданиями.

Письмо откроется в том случае, если вы будите внимательными и выполните  все задания. 

В:Задания сложные, вы уверены , что справитесь?

Д:Да

В:Ребята послушайте внимательно первое задание,  вы должны рассказать нашему гостье о зиме. Если вы справитесь, то откроется первая часть видеописьма.

Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ-на развитие творческого мышления и  логике)

В: Скажите ребята за что вы любите зиму?

Ответы детей

  • Можно на санках и на лыжах кататься
  • В снежки играть можно, крепость из него строить
  • Лепить снежную бабу
  • Наблюдать за снегопадом
  • Можно проводить опыты 
  • Красиво когда мороз раскрашивает узором окна

В:Неужели все хорошо зимой?

В:А что ребята плохо зимой?

Ответы детей

  • Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть
  • Когда гололед можно поскользнуться и упасть
  • Очень опасно, когда сильные снегопады  

В:Значит выходит ,что зимой тоже есть, и хорошее и плохое.

В: Ребята вы правильно выполнили задание?

Д:Да

В:А как вы догадались? 

Д: Первая часть письма открылась

В:Молодцы. Посмотрите на экран ребята, мигает следующий вопрос, открыть эту часть  видеописьма поможет нам игра «Логический поезд»

Игра «Логический  паровозик»

В: Ребята посмотрите у меня на столе в ожидании своего отправления стоит поезд, он никак не может отправится в путь без своих вагончиков. Ему надо помочь. Поможем? 

Д: да

В: Помочь мы сможем если внимательно выслушаете и выполните задание.

У каждого из вас на столе лежат вагончики, в каждом вагоне по три окошка. Обратите внимание в среднем окошке уже едут пассажиры. Ребята надо найти для каждого пассажира попутчиков и поселить их в пустые окошки.

Все  подобрали  попутчиков для своего пассажира?  Давайте посмотрим.

Пример. Варя назови своего пассажира .Расскажи каких ты подобрала попутчиков для своего пассажира. Почему?.

В:Вы справились, ребята ,у нас открылась вторая часть письма

В:Обратите ребята внимание на экран, мигает  веселая музыкальная нотка, она нам поможет отдохнуть и открыть  третью часть видеописьма. Вы должны с помощью музыки и движений ярко   изобразить зиму.       

Физминутка

В:Мы отдохнули с вами и помогли отрыть третью часть нашего видеописьма

В:А скажите пожалуйста ребята все ли части видео письма  мы открыли?

Д:Нет

В Правильно ребята, надо выполнить последние задание, чтобы  открылось все видео письмо  

Игра «Четвертый лишний

Ребята у каждого из вас на столе расположены в ряд модели с разными временами года. Ваша задача найти и убрать в сторону одну лишнею модель и объяснить почему вы считаете ее лишней. Если задание выполните верно, откроется все видео письмо

Пример: Султан расскажи почему ты считаешь, что эта модель лишняя. Потому что на этой модели изображена зима, а на других моделях лето.

В:Посмотрите ребята, все части нашего видео письма открылись. Вы молодцы.

В:(после игры  воспитатель открывает на доске картину и вниз крепит модели в нужной последовательности).

Работа по картине

В: Какое время года изображено на картине?

По каким признакам догадались, что на картине изображена зима?

Кто изображен на картине?

Что делают дети на картине?

Чем вам нравится зима?

Г:Ребята ,а что это такое, все белым бело, ребята веселятся,  я никогда такого не видел?

В:Ребята что же нам делать? Как мы сможем объяснить нашей гостье  что на этой картине изображено?

Д:Рассказать

В:С помощью чего мы сможем рассказать?

Д: С помощью моделей.

В: Правильно. Сначала ребята расскажу я свой рассказ, а вы внимательно послушайте, а затем расскажите каждый свой рассказ ( образец рассказа  воспитателя)  

Рассказ воспитателя.  Наступила зима. Выпало  много белого, пушистого снега. Деревья одели красивый снежный наряд. Зимой холодно и  люди одевают теплую одежду. Я с моими друзьями люблю кататься с горки на санках.

Рассказы детей (4-5 человека)

В: Молодцы ребята, интересные  рассказы составили о зиме.

Г:Спасибо ребята, я понял что такое зима, но к сожалению мне пора возвращаться домой, я обязательно расскажу своим друзьям о зиме

В:Элла,а чтобы ты не забыл мы тебе в подарок дарим эти модели

Дети дарят модели гостю

Г:Спаибо ребята. Досвидание. 

В:Досвидание

Рефлексия

В:Ребята скажите, чем мы сегодня занимались?

В: Что вам сегодня  понравилось?

В: Какие  задания показались особенно трудными?

В:Ребята, если вы справились и выполнили все задания, то возьмите белую снежинку, а кто из вас затруднялся, возьмите синею снежинку

В:Молодцы ребята, но пора возвращаться в группу, давайте скажем  всем досвидание

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению»С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза»»(2 класс)

Мотивация к уроку. Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Мотивация к уроку. Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в

    Описание слайда:

    Мотивация к уроку.

    Литературное чтение – прекрасный урок,
    Много полезного в каждой из строк,
    Стих это будет, сказка, рассказ –
    Вы учите их – а они учат вас!
    Ребята, а чему нас учат стихи, сказки, рассказы. Скажите, а какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке

  • 2 слайд

    мороз сосуль

    Описание слайда:

    мороз сосулька санки лёд лыжи вьюга снеговик снегопад коньки

    Ребята, о каком времени года идёт речь?
    Закройте глаза и шепотом произнесите: «З – И – М – А …»
    — Какие ассоциации у вас связаны со словом ЗИМА?
    — Какими эпитетами вы бы могли описать зиму?
    — Зима — удивительное время года. Зимняя природа привлекает и манит, пробуждает людей творить. Назовите, кто из творческих людей может создавать зиму?
    — Художники, композиторы, писатели, поэты.
    — С помощью чего художники создают картины?
    — Конечно, с помощью красок.

  • 3 слайд

    : Рассмотрите картину знаменитого худ

    Описание слайда:

    : Рассмотрите картину знаменитого художника И. Шишкина, которую он написал в 1890 году. Как вы думаете, как называется эта картина?
    — Что на ней изображено? На картине художник показал заснеженный лес, спящий под белым покрывалом снега.
    -А композиторы «рисуют» зиму с помощью звуков.

  • 4 слайд

    Сказка поет зима аукает

  • 5 слайд

    метафора выразительность сравнение осознанность эпитет олицетворение перес

    Описание слайда:

    метафора
    выразительность сравнение осознанность
    эпитет
    олицетворение пересказ
    стихотворение
    Писатели и поэты с помощью слов, используя разнообразные художественные приёмы.
    (На экране слова: метафора, выразительность, сравнение, осознанность, эпитет, олицетворение, пересказ, стихотворение) — Посмотрите на экран и назовите, какие из этих слов относятся к художественным приёмам в литературе?
    — Каких поэтов вы знаете, описывающих красоту зимней природы? (С. Есенин, К.Д. Бальмонт, С.Д. Дрожжин, З.А. Александрова, И.С. Суриков, А.А. Блок, А.С. Пушкин, И.С. Никитин, М. Ю. Лермонтов и другие) И у всех этот образ разный.

  • 6 слайд

    Сегодня мы с вами узнаем, какой увидел зиму ещё один великий поэт… - Попробуй

    Описание слайда:

    Сегодня мы с вами узнаем, какой увидел зиму ещё один великий поэт…
    — Попробуйте услышать в стихотворении фамилию этого
    поэта.
    В этом имени — слово «есень».
    Осень, ясень, осиный свет,
    Что-то есть в нем
    От русских песен —
    Поднебесье, тихие веси,
    Сень березы
    И синь — рассвет.
    Что-то есть в нем
    И от весенней
    Грусти, юности
    И чистоты…
    — Услышали ли вы эту фамилию?
    Это Есенин.

  • 7 слайд

     С. А. Есенин «Поёт зима – аукает…»

    Описание слайда:

    С. А. Есенин
    «Поёт зима – аукает…»

  • 8 слайд

    Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925). Родился в селе Константиново

    Описание слайда:

    Сергей Александрович
    Есенин
    (1895 – 1925).
    Родился в селе Константиново
    Рязанской губернии.

  • 9 слайд

     Родина С. Есенина

    Описание слайда:

    Родина С. Есенина

  • 10 слайд

    Сказка поет зима аукает

  • 11 слайд

    Сообщение темы и цели урока- Сегодня мы будем говорить о творчестве этого ру

    Описание слайда:

    Сообщение темы и цели урока

    — Сегодня мы будем говорить о творчестве этого русского поэта и познакомимся с его стихотворением «Поет зима – аукает…» (5 слайд)
    — Поэт Сергей Александрович Есенин и его стихи известны каждому русскому человеку.
    Подготовленные ученики рассказывают о творчестве поэта.
    — Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году и умер в 1925 году. Он вырос в крестьянской семье в селе Константиново. ) Раскинулось село на зеленом холмистом берегу реки Оки под Рязанью. ) Вольным было детство поэта. Жил в семье деда (8 слайд) и целые дни проводил на природе: ходил в ночное (пас лошадей ночью), косил, встречал и провожал солнце. Читать научился в 5 лет. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно — учительскую школу. Первое стихотворение написал «Берёза». Для детей Есенин практически не писал, хотя и составил специальный сборник стихотворений «Зарянка». С раннего детства он любовался красотой русской природы, слушал народные песни и сказки. В доме поэта часто звучали народные песни, прекрасно пели его родители.

  • 12 слайд

    «Поёт зима – аукает…». Первичное чтение. Фонохрестоматия. «Поет зима – аукает

    Описание слайда:

    «Поёт зима – аукает…»
    . Первичное чтение. Фонохрестоматия. «Поет зима – аукает…»

  • 13 слайд

    Поёт зима - аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.

    Описание слайда:

    Поёт зима — аукает,
    Мохнатый лес баюкает
    Стозвоном сосняка.

  • 14 слайд

    Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далёкуюСедые облака.

    Описание слайда:

    Кругом с тоской глубокою
    Плывут в страну далёкую
    Седые облака.

  • 15 слайд

    Раб в гр Словарная работа - Откройте учебник на стр. 36, прочитайте про себя

    Описание слайда:

    Раб в гр Словарная работа

    — Откройте учебник на стр. 36, прочитайте про себя и подчеркните слова, которые вам непонятны.
    •Аукает –
    •Сосняк-
    •Метелица -.
    •Стозвоном –
    •Ковром шелковым –
    •Сиротливые –
    •Озябли –
    •Ставни –
    •Вихри
    • Пташки –.

  • 16 слайд

    Раб в гр Словарная работа - Откройте учебник на стр. 36, прочитайте про себя

    Описание слайда:

    Раб в гр Словарная работа

    — Откройте учебник на стр. 36, прочитайте про себя и подчеркните слова, которые вам непонятны.
    •Аукает – перекликается
    •Сосняк- сосновый лес
    •Метелица -ласково метель (буран, вьюга) — перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.
    •Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)
    •Ковром шелковым – мягким ковром
    •Сиротливые – без родителей
    •Озябли – сильно замерзли
    •Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол
    •Вихри – порывистые круговые движения ветра
    • Пташки – маленькие птички.

  • 17 слайд

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - поэтический прием, когда предметы неживой природы

    Описание слайда:

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ —

    поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа.

  • 18 слайд

    Сказка поет зима аукает

  • 19 слайд

    А по двору метелицаКовром шелковым стелется,Но больно холодна.

    Описание слайда:

    А по двору метелица
    Ковром шелковым стелется,
    Но больно холодна.

  • 20 слайд

    Воробышки игривые,Как детки сиротливые,Прижались у окна.

    Описание слайда:

    Воробышки игривые,
    Как детки сиротливые,
    Прижались у окна.

  • 21 слайд

    МЕТАФОРА - такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а

    Описание слайда:

    МЕТАФОРА —
    такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении

  • 22 слайд

    Сказка поет зима аукает

  • 23 слайд

    Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов

    Описание слайда:

    Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов

  • 24 слайд

    Озябли пташки малые,Голодные, усталые,И жмутся поплотней. А вьюга с ревом б

    Описание слайда:

    Озябли пташки малые,
    Голодные, усталые,
    И жмутся поплотней.
    А вьюга с ревом бешеным
    Стучит по ставням свешенным
    И злится все сильней.

  • 25 слайд

    «Воробышки игривые, малые, голодные, усталые, как детки сиротливые…»

    Описание слайда:

    «Воробышки игривые, малые, голодные, усталые, как детки сиротливые…»

  • 26 слайд

    Эпитеты - определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту пр

    Описание слайда:

    Эпитеты —
    определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения, выражается преимущественно именем прилагательным

  • 27 слайд

     Покормите птиц зимой!

  • 28 слайд

     Метель, вьюга, буран

    Описание слайда:

    Метель, вьюга, буран

  • 29 слайд

    Сказка поет зима аукает

  • 30 слайд

    И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им п

    Описание слайда:

    И дремлют пташки нежные
    Под эти вихри снежные
    У мерзлого окна.
    И снится им прекрасная,
    В улыбках солнца ясная
    Красавица весна.

  • 31 слайд

  • 32 слайд

    Работа по содержанию. Беседа- Какие картины зимней природы представились вам

    Описание слайда:

    Работа по содержанию. Беседа

    — Какие картины зимней природы представились вам при чтении стихотворения?
    — А сейчас прочитайте первые 6 строф.
    Поет зима — аукает,
    Мохнатый лес баюкает
    Стозвоном сосняка.
    Кругом с тоской глубокою
    Плывут в страну далекую
    Седые облака.
    — В каком лесу оказался поэт? ()
    — Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон».

  • 33 слайд

    Какое прилагательное (эпитет) использует поэт, показывая лес? - Что значит э

    Описание слайда:

    Какое прилагательное (эпитет) использует поэт, показывая лес? — Что значит это слово? — Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? — Какие слова помогают оживить зиму?
    — Как называется такой приём в литературе? (олицетворение) — Кого олицетворяет зима? (
    — Какая она? Рисуем образ зимы..
    — В каких строках видно. что автор грустит?
    — О чём тоскуют облака? Какие они?
    — С каким чувством будем читать 1 часть

  • 34 слайд

    Прочитайте следующие 6 строф: ( А по двору метелица Ковром шелковым стелется,

    Описание слайда:

    Прочитайте следующие 6 строф: (
    А по двору метелица
    Ковром шелковым стелется,
    Но больно холодна.
    Воробышки игривые,
    Как детки сиротливые,
    Прижались у окна.
    Ребята, а теперь вы задайте вопросы к этим строкам.
    — Кто главный герой? — Чем необычен образ метелицы? — Как понимаете это выражение?
    — Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? — Нравится поэту метелица? — Звук л повторяется несколько раз в словах и усиливает ощущение холода. И ковёр шелковый не случайно, т.к. шёлк хоть и нежная, красивая ткань, но прохладная.

  • 35 слайд

    Какая зима во 2-й части? - А по отношению к воробышкам? - Кого напоминает зи

    Описание слайда:

    Какая зима во 2-й части?
    — А по отношению к воробышкам? — Кого напоминает зима? — Какое чувство вызывают у автора воробышки? — Какие слова нашёл, чтобы показать жалость?
    — Как называется такой приём? — С каким чувством будем читать 2-ю часть?

  • 36 слайд

    Физкультминутка. Вы – мои воробышки игривые Крылышки п

    Описание слайда:

    Физкультминутка.

    Вы – мои воробышки игривые
    Крылышки прижмите,
    Головки наклоните
    И чуточку поспите…
    Ну-ка, пташки, хватит спать,
    Надо прыгать и играть!

  • 37 слайд

    Прочитайте следующие 6 строф: Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмут

    Описание слайда:

    Прочитайте следующие 6 строф: Озябли пташки малые,
    Голодные, усталые,
    И жмутся поплотней.
    А вьюга с ревом бешеным
    Стучит по ставням свешенным
    И злится все сильней.
    — Какие нежные слова нашёл автор для птичек? (
    — Как называются такие слова в литературе?
    — Что вызывает тревогу у автора? Что его беспокоит? — Зачем автор пишет нам об этом?
    — Ребята, а что мы можем сделать зимой для птиц? Придумайте побудительное предложение. Покормите птиц зимой! И они порадуют нас весной своим пением.
    — С каким чувством будем читать 3-ю часть? — Любуется ли метелицей автор в этой части? — Отчего же злится вьюга?
    — Подберите синонимы к слову вьюга. ()
    — В каком образе мы увидели здесь зиму?

  • 38 слайд

    Прочитайте следующие 6 строф: И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные

    Описание слайда:

    Прочитайте следующие 6 строф:
    И дремлют пташки нежные
    Под эти вихри снежные
    У мерзлого окна.
    И снится им прекрасная,
    В улыбках солнца ясная
    Красавица весна.
    — Задайте вопросы.
    — Есть ли надежда на спасение у нежных пташек? — Где они нашли приют?
    — Что ещё вселяет надежду? — Зачем автор вводит образ весны?
    — Зима не всесильна. На смену ей обязательно придёт весна. Тревога и грусть сменится на радость.
    — С каким чувством будем читать 4-ю часть?
    — С каким настроение будем читать про весну?

  • 39 слайд

    Работа над выразительным чтением. -Нам надо так научиться читать это стихотво

    Описание слайда:

    Работа над выразительным чтением.
    -Нам надо так научиться читать это стихотворение, чтобы и вы, и слушатель ярко представили это: суровая зима. Мрачное небо, по которому плывут низкие седые облака. Злая вьюга хозяйничает на улице. И маленькие пушистые комочки – воробышки жмутся у окна. И их сон о прекрасной весне.
    -Вам помогут различные выразительные средства нашего голоса: громкость, темп, интонация и тембр.

  • 40 слайд

    Работа в парах. - Ребята, у вас на столах карточки, в которых отмечены паузы

    Описание слайда:

    Работа в парах.

    — Ребята, у вас на столах карточки, в которых отмечены паузы и ударения. Прочитайте первые 6 строф и определите, в каком столбике, паузы и ударения расставлены правильно. Прочитайте выразительно. (Так происходит работа с каждым отрывком)

    Поет зима /— аукает/, Поет зима — /аукает/,
    Мохнатый лес баюкает Мохнатый лес баюкает/
    Стозвоном сосняка//. Стозвоном сосняка///.
    Кругом с тоской глубокою/ Кругом с тоской глубокою//
    Плывут в страну далекую/ Плывут в страну далекую//
    Седые облака//. Седые облака/.
    А по двору метелица/ А по двору/ метелица/
    Ковром шелковым стелется/, Ковром шелковым стелется/,
    Но больно/ холодна///. Но больно холодна//.
    Воробышки игривые, Воробышки игривые/,
    Как детки сиротливые//, Как детки сиротливые/,
    Прижались у окна//. Прижались у окна//.
    Озябли пташки малые/, Озябли/ пташки малые//,
    Голодные/, усталые/, Голодные, усталые//,
    И жмутся поплотней//. И жмутся поплотней///.
    А вьюга с ревом бешеным/ А вьюга с ревом бешеным
    Стучит по ставням свешенным/ Стучит по ставням свешенным//
    И злится все сильней//. И злится все сильней///.
    И дремлют пташки/ нежные/ И дремлют пташки нежные/
    Под эти вихри/ снежные/ Под эти вихри снежные/
    У мерзлого окна///. У мерзлого окна//.
    И снится им прекрасная//, И снится им /прекрасная/,
    В улыбках солнца ясная В улыбках солнца ясная//
    Красавица весна/. Красавица весна///.
    — Прочитайте стихотворение так, чтобы передать не только настроение автора, но и свои чувства.

  • 41 слайд

    Исследовательская работа. Работа по рядам и по группам. - Я хочу предложить

    Описание слайда:

    Исследовательская работа. Работа по рядам и по группам.
    — Я хочу предложить вам интересное задание:
    1 ряд: подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет зимы и придумайте свои цвета зимы;
    2 ряд: подчеркните слова, которые помогают услышать звуки зимы и добавьте свои выражения.
    3 ряд: определите качества зимы и добавьте свои.

  • 42 слайд

    Сказка поет зима аукает

  • 43 слайд

    Проверка - (цвет - седой; звуки – аукает, поёт, баюкает, скрип снега, звуки

    Описание слайда:

    Проверка
    — (цвет — седой;
    звуки – аукает, поёт, баюкает, скрип снега, звуки ветра, завывание вьюги, скрип ставен, чириканье воробышков;
    качества – холодная, злая)
    Домашнее задание.
    — Кто может, выучите это стихотворение всё наизусть, кто не сможет, выучите два или три столбца. А кто-то из вас сочиняет стихи?
    — Кто захочет, представьте себе, что вы поэты и попробуйте сочинить свои стихи о зиме, рифмуя данные слова.
    На слайде даны рифмы. (32 слайд)
    …зима
    …замела
    …на земле
    …в серебре

  • 44 слайд

    ЗИМА

  • 45 слайд

    ЗимаЗлая, беспощадная

  • 46 слайд

     ЗимаЗлая, беспощадная Поёт, аукает, баюкает

    Описание слайда:

    Зима
    Злая, беспощадная
    Поёт, аукает, баюкает

  • 47 слайд

     ЗимаЗлая, беспощадная Поёт, аукает, баюкает Холодное время года

    Описание слайда:

    Зима
    Злая, беспощадная
    Поёт, аукает, баюкает
    Холодное время года

  • 48 слайд

    ЗимаЗлая, беспощадная Поёт, аукает, баюкает Холодное время года Волш

    Описание слайда:

    Зима
    Злая, беспощадная
    Поёт, аукает, баюкает
    Холодное время года
    Волшебница

  • 49 слайд

     Сочините стихотворение…зима …замела …на земле …в серебре

    Описание слайда:

    Сочините стихотворение
    …зима
    …замела
    …на земле
    …в серебре

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Оргмомент. Мотивация к уроку. Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – а они учат вас! — Ребята, а чему нас учат стихи, сказки, рассказы? — Скажите, а какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке. 2. Введение в тему: На доске слова о зиме: мороз, сосулька, снеговик, санки, лёд, коньки, лыжи, метель, вьюга, снегопад. (1 слайд) — Ребята, о каком времени года идёт речь? Закройте глаза и шепотом произнесите:«З – И – М – А …» — Какие ассоциации у вас связаны со словом ЗИМА? — Какими эпитетами вы бы могли описать зиму? — Зима — удивительное время года. Зимняя природа привлекает и манит, пробуждает людей творить. Назовите, кто из творческих людей может создавать зиму? — Художники, композиторы, писатели, поэты. — С помощью чего художники создают картины? — Конечно, с помощью красок. 3. Анализ зимнего пейзажа (Иллюстрация картины И. Шишкина «Зима») (2 слайд) У: Рассмотрите картину знаменитого художника И. Шишкина, которую он написал в 1890 году. Как вы думаете, как называется эта картина? — Что на ней изображено? Д: На картине художник показал заснеженный лес, спящий под белым покрывалом снега. -А композиторы «рисуют» зиму с помощью звуков. Музыка для создания звукового образа (прослушивание отрывка из пьесы А. Вивальди «Зима»). (3 слайд) — Прослушайте отрывок из пьесы А. Вивальди. «Зима». — Когда звучала музыка Вивальди, какие чувства у вас пробудились? (Настроение менялось, то радостное от яркого солнца и искрящего снега, то спокойное, то вспыхивала тревога) — Словесно нарисуйте, что вы представили? — Мы с вами увидели и услышали, как изображают зимушку художники и композиторы. Скажите, кто ещё может воспеть красоту зимней природы? (Поэты) — Да. Писатели и поэты с помощью слов, используя разнообразные художественные приёмы. (На экране слова: метафора, выразительность, сравнение, осознанность, эпитет, олицетворение, пересказ, стихотворение) (4 слайд) — Посмотрите на экран и назовите, какие из этих слов относятся к художественным приёмам в литературе? — Каких поэтов вы знаете, описывающих красоту зимней природы? (С. Есенин, К.Д. Бальмонт, С.Д. Дрожжин, З.А. Александрова, И.С. Суриков, А.А. Блок, А.С. Пушкин, И.С. Никитин, М. Ю. Лермонтов и другие) И у всех этот образ разный. — Сегодня мы с вами узнаем, какой увидел зиму ещё один великий поэт… — Попробуйте услышать в стихотворении фамилию этого поэта. (Учитель читает, выделяя голосом созвучия с фамилией Есенин.) В этом имени — слово «есень». Осень, ясень, осиный свет, Что-то есть в нем От русских песен — Поднебесье, тихие веси, Сень березы И синь — рассвет. Что-то есть в нем И от весенней Грусти, юности И чистоты… — Услышали ли вы эту фамилию? Это Есенин. 4. Сообщение темы и цели урока — Сегодня мы будем говорить о творчестве этого русского поэта и познакомимся с его стихотворением «Поет зима – аукает…» (5 слайд) 5. Биография поэта. — Поэт Сергей Александрович Есенин и его стихи известны каждому русскому человеку. Подготовленные ученики рассказывают о творчестве поэта. — Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году и умер в 1925 году.Он вырос в крестьянской семье в селе Константиново. (6 слайд) Раскинулось село на зеленом холмистом берегу реки Оки под Рязанью. (7 слайд) Вольным было детство поэта. Жил в семье деда (8 слайд) и целые дни проводил на природе: ходил в ночное (пас лошадей ночью), косил, встречал и провожал солнце. Читать научился в 5 лет. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно — учительскую школу. Первое стихотворение написал «Берёза». Для детей Есенин практически не писал, хотя и составил специальный сборник стихотворений «Зарянка». С раннего детства он любовался красотой русской природы, слушал народные песни и сказки. В доме поэта часто звучали народные песни, прекрасно пели его родители. 6. Первичное чтение. Фонохрестоматия. «Поет зима – аукает…» (9 слайд) 7. Словарная работа (на доске) — Откройте учебник на стр. 36, прочитайте про себя и подчеркните слова, которые вам непонятны. Аукает – перекликаетсяСосняк- сосновый лесМетелица -ласково метель (буран, вьюга) — перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)Ковром шелковым – мягким ковромСиротливые – без родителей •Озябли – сильно замерзли •Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол •Вихри – порывистые круговые движения ветра •Пташки – маленькие птички. 8. Работа по содержанию. Беседа — Какие картины зимней природы представились вам при чтении стихотворения? — А сейчас прочитайте первые 6 строф. (10-11 слайды) Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. — В каком лесу оказался поэт? (в сосновом, мохнатом) — Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон». — Какое прилагательное(эпитет) использует поэт, показывая лес? (мохнатый) — Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много) — Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима) — Какие слова помогают оживить зиму? — Как называется такой приём в литературе? (олицетворение) (12 слайд) — Кого олицетворяет зима? (заботливую мать) (13 слайд) — Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная) — В каких строках видно. что автор грустит? — О чём тоскуют облака? Какие они? — С каким чувством будем читать 1 часть? (с чувством грусти) — Прочитайте следующие 6 строф: (14-15 слайды) А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. — Ребята, а теперь вы задайте вопросы к этим строкам. — Кто главный герой? (метелица) — Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется) — Как понимаете это выражение? — Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? (метафора) (16 слайд) — Нравится поэту метелица? (любуется шелками, но в то же время побаивается-больно холодна) — Звук л повторяется несколько раз в словах и усиливает ощущение холода. И ковёр шелковый не случайно, т.к. шёлк хоть и нежная, красивая ткань, но прохладная. — Какая зима во 2-й части? (красивая, но холодная) — А по отношению к воробышкам? (равнодушная) — Кого напоминает зима? (Снежную королеву) (17 слайд) — Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их) — Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые) — Как называется такой приём? (Сравнение) (18 слайд) — С каким чувством будем читать 2-ю часть? (с чувством жалости)

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
«Поёт зима — аукает.» С. Есенин.

Похожие материалы

  • Презентация к уроку литературного чтения «А.С.Пушкин стихотворения Няне, Туча, Унылая пора»

  • Презентация по литературному чтению»Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Стихи о первом снеге И.Бунин, К.Бальмонт, Я.Аким.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Люблю природу русскую. Зима.»(2 класс)

  • Урок на тему «Ю. Коваль «Весенний вечер». Знакомство с рассказом»

  • Презентация по литературному чтению»Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Наши проекты «Домашние животные».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Весёлые стихи о животных Н. Сладков «Они и мы», А.Шибаев «Кто кем становится».»(2 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5453351 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению на тему «С.А.Есенин «Поет зима — аукает»…»

Люблю природу русскую.Зима. С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Люблю природу русскую.Зима. С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…»

    Описание слайда:

    Люблю природу русскую.
    Зима.
    С.А.Есенин
    «Поёт зима – аукает…»

  • 2 слайд

    С.А.ЕсенинЗнаюХочу узнатьУзнал

    Описание слайда:

    С.А.Есенин
    Знаю
    Хочу узнать
    Узнал

  • 3 слайд

    С.А.Есенин родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии

    Описание слайда:

    С.А.Есенин родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии

  • 4 слайд

    Сказка поет зима аукает

  • 5 слайд

    Погиб 28 декабря 1925 года в одном из номеров гостиницы «Англетер»

    Описание слайда:

    Погиб 28 декабря 1925 года в одном из номеров гостиницы «Англетер»

  • 6 слайд

    Поёт зима - аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.

    Описание слайда:

    Поёт зима — аукает,
    Мохнатый лес баюкает
    Стозвоном сосняка.

  • 7 слайд

    Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далёкуюСедые облака.

    Описание слайда:

    Кругом с тоской глубокою
    Плывут в страну далёкую
    Седые облака.

  • 8 слайд

    А по двору метелица Ковром шелковым стелется,Но больно холодна.

    Описание слайда:

    А по двору метелица
    Ковром шелковым стелется,
    Но больно холодна.

  • 9 слайд

    Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна…

    Описание слайда:

    Воробышки игривые,
    Как детки сиротливые,
    Прижались у окна…

  • 10 слайд

    Прочитайте про себя и назовите слова, значение которых вам непонятны. Аукает

    Описание слайда:

    Прочитайте про себя и назовите слова, значение которых вам непонятны.

    Аукает
    Стозвоном
    Метелица
    Сосняка
    Сиротливые
    Озябли
    Ставни
    Вихри
    Пташки

  • 11 слайд

    Проверка: Аукает – перекликается Стозвоном – морозная тишина Метелица – сил

    Описание слайда:

    Проверка:
    Аукает – перекликается
    Стозвоном – морозная тишина
    Метелица – сильный ветер со снегом
    Сосняка – сосновый лес
    Сиротливые – без родителей
    Озябли – замерзли
    Ставни – устройство для прикрытия окон
    Вихри – круговые движения ветра
    Пташки – небольшие птицы

  • 12 слайд

    Средства художественной выразительности: Олицетворение – «поет зима – аукает,

    Описание слайда:

    Средства художественной выразительности:
    Олицетворение – «поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает…»
    Сравнения- «воробышки игривые, как детки сиротливые»
    Эпитеты – «мохнатый лес», «седые облака»
    Метафора – «метелица ковром шелковым стелется»

  • 13 слайд

    С.А.ЕсенинЗнаюХочу узнатьУзнал

    Описание слайда:

    С.А.Есенин
    Знаю
    Хочу узнать
    Узнал

  • 14 слайд

    Домашнее задание:С.195 наизусть

    Описание слайда:

    Домашнее задание:
    С.195 наизусть

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Данная презентация поможет учителям начальных классов провести урок литературного чтения на тему «С.А.Есенин «Поет зима — аукает»». В начале урока дети коллективно заполняют первые колонки таблицы «Знаю — хочу узнать- узнал». В ходе урока дети знакомятся с краткой биографией поэта, проводится словарная работа, учащиеся определяют средства художественной выразительности, которые использовал Сергей Александрович, читают стихотворение выразительно. В конце урока дети снова возвращаются к таблице «З-Х-У», заполняя третий столбик.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
«Поёт зима — аукает.» С. Есенин.

Похожие материалы

  • Презентация к уроку литературног чтения на тему Путешествие по сказкам (2 класс)

  • Урок- Викторина «Сказки А.С.Пушкина»

  • Разработка урока литературного чтения по теме «Путешествие по сказкам» (2 класс)

  • Рабочая программа «Литературное чтение»

  • Конспект урока по литературному чтению 3 класс

  • Доклад «Особенности изображения нравственных качеств человека в поэзии Агнии Львовны Барто и влияние их на воспитание младших школьников»

  • Мастер-класс. «Иң кирәге нәрсә?»

  • Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе. Л.Н. Толстой «Правда всего дороже»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5453351 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

В каждом времени года можно найти что-то прекрасное и неповторимое, примером этому являются знаменитые стихотворения о зиме русских поэтов, полный анализ которых приводится ниже. Команда Литеровед.ру подготовила подборку стихотворений и их краткий анализ, который станет хорошим помощником в изучении данного материала.

Зима всегда занимала отдельное место в русской поэзии. Её воспевали многие русские поэты в своем творчестве. Больше всего зима встречается именно в русском творчестве, и это не просто так. Все дело в том, что именно зимняя пора ассоциируется у людей с праздниками, отдыхом и весельем. А какое волшебство начинается за порогом – просто глаз не оторвать!

Зимние забавы так же играют немаловажную роль в любви русского народа к зиме. Это и игра в снежки, и катание с горок, и просто прогулки по заснеженному лесу, где деревья, окутанные снегом, мирно дремлют, дожидаясь прихода весны. С наступлением зимы начинается сказка, в которую попадает абсолютно каждый человек. Так как же можно не любить зиму, ведь именно это и есть пора, когда случаются чудеса и исполняются мечты?

Именно в русской литературе можно встретить огромное количество произведений, которые посвящены зиме. Пейзажи, окутанные серебром, природа, которая вся окуталась в волшебство, вдохновили огромное количество поэтов и писателей, которые посвятили зиме целые циклы своих произведений. Из всего огромного множества произведений, можно выделить несколько для более подробного анализа.

«Первый снег» (П.А. Вяземский)

Петр Андреевич в своем произведении описывает зиму, используя невероятно яркие краски, глядя на которые, остальные времена года отходят на второй план.

Лазурью светлою горят небес вершины;

Блестящей скатертью подёрнулись долины,

И ярким бисером усеяны поля.

На празднике зимы красуется земля…

Поэт сравнивает природные явления с самыми дорогими самоцветами, показывая то, насколько они имеют сильное влияние на человеческое воображение. Он сравнивает природное очарование с красотой человека, которая притягивает взгляд.

Анализируемое стихотворение показывает преображение природы с наступлением зимних морозов. Петру Андреевичу удалось написать уникальную картину природы, которую он наполнил глубокими размышлениями человека о жизни.

 «Чародейкою Зимою…» (Ф.И. Тютчев)

Вторым примером ярчайшего произведения о зимней красоте является стихотворение «Чародейкою зимою…» Федора Ивановича Тютчева. Он написал его перед самым Новым годом 31 декабря 1852 года.

Автор изображает природу спящей. Федор Иванович ассоциирует зиму с женщиной, которая, благодаря своим волшебным чарам, изменяет природу до неузнаваемости.  Он погружает читателя в своеобразную сказку, где жизнь течет своим чередом. Для придания максимального ощущения сказки, автор использует «волшебные» слова и выражения.

Зима наряжает природу в белоснежные наряды, преображая её. Именно зимой у человека происходит очищение, созерцание, а так же переосмысливание ценностей.

Чародейкою Зимою

 Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

«Поет зима — аукает…» (С.А. Есенин)

Это прекрасное стихотворение о зиме Сергей Александрович пишет в пятнадцатилетнем возрасте в 1910 году. Он ассоциирует зиму с одиночеством и желанием покоя. Центральной темой стихотворения можно назвать суровую красоту русской зимы. Он не пытается её приукрасить, или показать волшебство зимних вечеров. Он наоборот показывает невероятную силу и мощь русской зимы, которую невозможно обуздать или приручить. А все живые существа с нетерпением ждут прихода теплой весны.

В самом начале произведения поэт показывает ласковую и заботливую зиму. Она с нежностью относится к природе, укрывая её пушистым белым снегом. Но далее он показывает, насколько обманчивым может быть первое впечатление. Из доброй матушки она становится суровой, безжалостной и леденящей душу мачехой.

Но автор так же показывает то, что несмотря на все отрицательные черты зимы, она достойна того, чтобы восхищаться и любить её.

   Поет зима – аукает,

   Мохнатый лес баюкает

   Стозвоном сосняка.

   Кругом с тоской глубокою

   Плывут в страну далекую

   Седые облака.

«Никого не будет в доме…» (Б.Л. Пастернак)

А стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака в дальнейшем положили на музыку и сделали песней. Автор сравнивает холод, царящий на улицах в зимнее время, с теплотой человеческих отношений. Он показывает то, что, несмотря на стужу и капризы погоды, можно оставаться счастливым и не растерять тепло, царящее внутри.

Произведения Бориса Леонидовича всегда отличались своей необычностью, где благодаря фантазии поэта читатель переносится в таинственный и загадочный мир.

В анализируемом стихотворении отчасти отразились некоторые обстоятельства личной жизни поэта. Дело в том, что Борис Леонидович создал новую семью. Стихотворение «Никого не будет в доме…» даже вошло в сборник, который был назван «Второе рождение».

   Никого не будет в доме,

   Кроме сумерек. Один

   Зимний день в сквозном проеме

   Не задернутых гардин.

   Только белых мокрых комьев

   Быстрый промельк маховой.

   Только крыши, снег и, кроме

   Крыш и снега, — никого.

«Зимний вечер» (А.С. Пушкин)

Ну и, конечно же, стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. Он в образе зимы видит живое существо, которое обладает достаточно крутым нравом.

Он написал его зимой 1825 года. Оно быстро получило известность и стало одним из самых популярных стихотворений поэта. Написано оно было в достаточно непростой период жизни автора. Он только вернулся из Юной ссылки, был полон надежд на вольную и свободную жизнь. Но Александр Сергеевич неожиданно узнает, что дорога в Москву и Петербург для него закрыта. Поэтому творец находился в своем поместье в Михайловском вместе со своей семьей. Его угнетало то, что он был отрезан от внешнего мира и не мог позволить себе жить полной жизнью. Так же он был очень зол на своего отца, который стал контролировать каждый шаг сына.

В данном стихотворении Александр Сергеевич противостоит всему миру, показывая в образе бури, как на него давят со всех сторон. Когда же из поместья уехали его родные, автор начал чувствовать намного свободнее. Тогда и появилось на свет данное произведение. Автор делится с читателем всеми теми сокровенными чувствами, которые переполняли его душу. В нем хорошо чувствуется боль, безысходность и угнетенное состояние. Но благодаря присутствию рядом доброй няни, буря внутри автора начинает успокаиваться, настроение становится более умиротворенным и спокойным.

Образ зимы появлялся неоднократно у многих поэтов различных стран, но лишь у русских творцов получилось передать всю красоту и яркость данного времени года. В каждой строчке чувствуется невероятная гамма чувств, которая одолевает человека, когда тот наблюдает за волшебным падением снега, или изморозью на окне. Есть что-то волшебное в зиме, вот именно волшебство и донесли до читателя русские поэты.

Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, в творчестве которого нередко встречаются стихотворения о природе, изучить которые поможет полный анализ его произведений. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому изучение данной темы займет у вас намного меньше времени.

О творчестве автора

Сергей Александрович Есенин оставил след в литературном творчестве как один из самых ярких и талантливых поэтов, чье творчество до сих пор не потеряло своей актуальности.

Лирика поэта всегда наполнена искренностью и чувственностью. Ему удавалось уловить и передать читателю самые тонкие и нежные переживания, которые находили отклик в природе. Творчество Есенина очень трогательно и гармонично, именно поэтому им  до сих пор зачитываются и наслаждаются люди. Поэт научил читателя не только смотреть, но и видеть в природе самые незначительные моменты, которые навсегда покоряют его душу и сердце.

Природа в творчестве поэта

Творчество Есенина отличается разнообразием: он писал стихотворения, посвященные Родине, любви, животным и природе. Благодаря богатой словестной живописи читателю удается понять и прочувствовать всю красоту, силу и мощь природы. Автор показывает природу в своих произведениях как живое существо, которое наделено чувствами и мыслями. Частое использование олицетворений лишь помогают усилить данный эффект.

Сергей Александрович умело использует в творчестве свои любимые цвета – синий и голубой, с помощью которых ему удается передать необъятность просторов.

Природу автор изображает не просто дополнением к основному событию. В его стихотворениях, зачастую, природа занимает центральное место. Он показывает, как она живет и влияет на судьбу человека. Вместе с человеком природа составляет единое целое, которое не может существовать друг без друга. Похожее отношение автора к природе хорошо видно в стихотворении «Отговорила роща золотая…».

«Отговорила роща золотая…»

Анализируемое стихотворение автор строит на развернутой метафоре. С самого начала он показывает рощу, как живое существо, которое наделяет всеми теми же качествами, которыми обладает и человек. Он понимает то, что говорит ему роща, потому что её состояние очень напоминает его собственное.

Как дерево роняет тихо листья, 

Так я роняю грустные слова.

Написал стихотворение «Отговорила роща золотая…» Сергей Александрович в 1924 году.

Это был значимый период в жизни поэта, когда он решает проститься со своими молодыми годами и подвести жизненные итоги. Он начинает анализировать свой труд за прошедшее десятилетие. Выводы, к которым приходит поэт, его совершенно не радуют. Он до сих пор продолжает думать о своей ушедшей юности, но совершенно о ней не жалеет.

Автор начинает сравнивать себя с золотой рощей, которая начинает готовиться к зимним холодам. Деревья потихоньку сбрасывают листья, лишаясь своего роскошного одеяния.

Каждому явлению природы автор старается найти аналог в собственной жизни. Он видит в стае журавлей, которые спешат улететь на юг, нечто похожее на странника. В это же время он начинает сравнивать себя с таким же странником, который находится на распутье. Его совершенно не держит прошлое, но и будущее не кажется ему таким уж радужным. Он одинок, поэтому нигде не может найти себе места.

Когда он так ярко описывает куст рябины, он так же сравнивает его со своей жизнью. На этот раз пылающий куст напоминает поэту его собственную любовь, которая принесла ему лишь горькое разочарование. Для него любовь перестала быть чем-то великим, а стала лишь мимолетным увлечением. Автор с прискорбием понимает, что достаточно большое количество его возлюбленных так и смогли понять его душу.

Единицы женщин, которым удавалось понять Сергея Есенина, становились его друзьями.

В анализируемом стихотворении автор так же затрагивает и любовную лирику. Поэт признает, что любовь для него была главной музой, но слишком уж часто меняется её лицо. И вот теперь, когда любовь отошла на второй план и осталась в юношеских годах поэта, он понимает, что стал подобен дереву, которое стоит и тихо сбрасывает свои листья. Его слова, как листья, срываются, но значения никакого не имеют, поскольку никому не интересны.

Но Есенин не может смириться с тем, что его слава и признание народа осталось в прошлом. Он искренне верит и надеется, что после его смерти его труды будут оценены и интересны народу.

В последнем четверостишье проскальзывают нотки завещания поэта. В надежде, что спустя годы его творчество займет место народного достояния, Сергей Александрович оставляет в качестве надгробной эпитафии строки:

 «Скажите так… что роща золотая отговорила милым языком».

После смерти поэта, который ушел из жизни спустя год, после написания стихотворения, эпитафия на надгробном памятнике отсутствует. Близкие и товарищи поэта решили, что автор все свои мысли пожелания выразил в своих произведениях, которые лучше всякой эпитафии передают главное из жизни бессмертного поэта.

 «Поет зима, аукает»

Именно раннее творчество поэта больше в полной мере раскрывает его душу и передает чувства. С самых первых произведений можно сделать вывод, что автор очень много времени уделял наблюдению и изучению потрясающего и магического мира природы.

С ранних лет Есенин слушал различные народные сказания и легенды, в которых мир природы всегда был одушевленным, и обладал человеческими качествами.

Стихотворение «Поет зима – аукает…» автор пишет в 1910 г. Для него оно было еще незрелым, и детским. В печать оно попало в 1914 году и называлось «Воробышки».

Действительно, данное произведение очень похоже на детскую сказку. С самого начала автор знакомит читателя с волшебными героями. Зиму он изображает в образе милой и доброй матери, которая убаюкивает мохнатый лес своей колыбельной. Ещё большей сказочности строкам придает образ облаков, которые автор изображает тоскующими.

Присутствует в стихотворении и образ далекой страны, которая олицетворяет надежды и мечты.

Образ метелицы так же очень яркий и запоминающийся. Её автор решил изобразить как снежную королеву, которая, не смотря на всю свою красоту, продолжает оставаться лютой и холодной. Её красота поражает и способна заставить человека полюбить её, но только тогда он рискует навсегда попасть в её морозный плен.

Центральным образом стихотворения становятся те самые «воробышки», которых автор сравнивает с сиротливыми детками. Каждый из живых существ занят тем, что до наступления лютых морозов старается приготовить себе место зимовки и сделать припасы. Но воробышки этого не делают, они каждый раз встречаю зиму, как нечто неожиданное. Поэтому эти маленькие птички надеются только на помощь людей пережить им это непростое время года.

Автор очень трогательно показывает то, как эти маленькие птички прижимаются к окну. А тем временем на улице бушует вьюга, которая хочет погубить маленьких пташек. Их спасет от верной гибели лишь взаимовыручка и поддержка. Для того, чтобы пережить эти страшные морозы и голод, маленькие птички тесно прижимаются друг к другу. А когда они засыпают, им снится прекрасная весна, которая спешит к ним на выручку.

Все стихотворение очень напоминает то самое народное творчество, на котором вырос Сергей Есенин. Все центральные персонажи произведения очень четко делятся на добрых и злых. Когда речь идет о самых маленьких героях, автор использует уменьшительно-ласкательные формы слов. Становится понятно, к кому автор больше расположен в произведении.  Так же, как и в народных сказках, здесь есть счастливый конец, хоть и наступает он лишь во сне.

Стихотворение  «Поет зима, аукает», можно назвать одним из самых лучших произведений, которые были написаны для детей. Оно очень поучительно. Благодаря таким произведениям дети учатся ценить красоту природы, состраданию и доброте.           

  • Сказка поздравление на юбилей женщине
  • Сказка пожар во флигеле или подвиг во льдах читать
  • Сказка поздравление на день рождения женщине
  • Сказка поделки из картона
  • Сказка поди туда не знаю куда принеси то не знаю что распечатать