Сказка по щучьему велению читательский дневник 3 класс

Произведение является русской народной сказкой, повествующей о лентяе и лодыре емеле.в обычной русской семье у отца было трое сыновей, младший

Произведение является русской народной сказкой, повествующей о лентяе и лодыре Емеле.

В обычной русской семье у отца было трое сыновей, младший из которых Емеля отличался нежеланием работать, ленью, постоянно полеживая не печке.

Однажды Емелю отправили к проруби набрать воды. Опустив ведро в лунку, Емеля обнаружил в нем щуку, которая человеческим голосом стала просить юношу отпустить ее в реку к маленьким щучкам. За свою свободу щука обещала выполнять любые желания Емели по одной лишь произнесенной им фразе: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Обрадованный Емеля выпустил щуку обратно в прорубь и тут же повелел, чтобы ведра топали домой самостоятельно. На удивление Емели ведра двинулись домой сами.

Наступила у Емели райская жизнь, чтобы он не пожелал, все вмиг исполнялось.

В один из дней Емеле наказали нарубить в лесу дрова. Отправился в лес юноша на санях, не запряженных лошадьми, а двигающихся самостоятельно по волшебству щуки. В лесу дрова также с помощью магических фраз нарубились сами и сложились в повозку.

Возвращаясь на санях домой, Емеля проезжает по городской улице, где санями давить массу народа. Жители города в гневе желают расправы над негодником, но Емеле удается отбиться от нападающих, произнеся волшебное заклинание и пустив в ход дубинку.

Об этих событиях узнает царь, который повелевает доставить во дворец наглого Емелю. Однако воеводе не удается привезти юношу к царю, так как Емеле лень слезать с печи и отправляться к государю. Взбешенный царь снова направляет за Емелей своих прислужников, которым удается уговорить юношу прибыть во дворец.

Отправляется в путь Емеля на своей собственной печи, сказав лишь волшебные слова, которые запускают печь в движение.

Появившись в покоях царя, Емеля встречает царевну, очень понравившуюся юноше. Щука, получив очередной приказ от Емели, влюбляет царевну в паренька. Узнав об этом, разгневанный царь повелевает посадить Емелю в бочку вместе с царевной и бросить в синий океан.

Неунывающий Емеля с помощью волшебной рыбы и произнесенного заклинания направляет бочку на красивейший остров, где построив прекрасный дворец и хрустальный мост к покоям царя-батюшки начинает счастливую семейную жизнь с царевной.

Произведение, весело и непринужденно рассказывая о приключениях Емели, акцентирует внимание на проявлениях доброты, взаимопомощи и практической смекалки.

«По щучьему веленью» краткое содержание

Были у мужика три сына; два умных, а третий, Емеля, — дурак и лентяй. После смерти отца, каждый из братьев получил «сто рублев». Старшие братья едут торговать, оставив Емелю дома с невестками и пообещав купить ему красные сапоги, шубу и кафтан.

Зимою, в сильный мороз, невестки посылают Емелю за водой. Он неохотно идёт к проруби, наполняет ведро… И ловит в проруби щуку. Щука обещает исполнить любое Емелино желание, если он отпустит ее. Ему достаточно будет сказать волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению». Емеля отпускает щуку. И желает, чтобы ведра с водой сами домой шли. Желание Емели сбывается

Спустя некоторое время невестки просят Емелю нарубить дров. Емеля приказывает топору рубить дрова, а дровам идти в избу и ложиться в печь. Невестки в изумлении, так как и это желание сбылось.

Тогда невестки посылают Емелю в лес за дровами. Лошадей он не запрягает, сани сами едут со двора. Проезжая через город, Емеля давит множество народу. В лесу топор рубит дрова и дубинку для Емели.

На обратном пути в городе Емелю пытаются поймать и намять ему бока. А Емеля приказывает своей дубинке избить всех обидчиков и благополучно возвращается домой.

Король, услышав обо всем этом, посылает к Емеле своего воеводу. Тот хочет везти дурака к королю, но Емеляотказыается.

Вернулся воевода к царю с пустыми руками. Разозлился тогда Царь и сказал, что если воевода вернется без Емели, то лишиться головы. Второй раз отправился воевода за Дураком, стал его добрыми да ласковыми речами уговаривать. Обещая Емеле лакомства и обновы, он уговаривает его явиться к королю. Тогда дурак велит своей печи самой ехать в город.

В королевском дворце Емеля видит принцессу и желает чтобы она в него влюбилась.

Емеля уезжает от короля, а королевна просит отца, чтобы он выдал ее замуж за Емелю. Король приказывает офицеру доставить Емелю во дворец. Офицер поит Емелю допьяна, а потом связывает, кладёт в кибитку и везёт во дворец. Король велит сделать большую бочку, посадить туда свою дочь и дурака, бочку засмолить и пустить в море.

В бочке дурак просыпается. Королевская дочь рассказывает ему о том, что произошло, и просит, чтобы он вызволил их из бочки. Дурак произносит волшебные слова, и море выкидывает бочку на берег. Она рассыпается.

Емеля и принцесса оказываются на прекрасном острове. По Емелиному хотению появляется огромный дворец и хрустальный мост до королевского дворца. А сам Емеля становится умным и красивым.

Емеля приглашает короля к себе в гости. Тот приезжает, пирует с Емелей, но не узнает его. Когда Емеля рассказывает ему все, что случилось, король радуется и соглашается выдать за него замуж принцессу.

Король возвращается домой, а Емеля с принцессой живут в своём дворце.

Кто автор сказки

Сказка По щучьему веленью – фольклорное произведение, в котором отображаются мечты русского народа о лучшей жизни. Для детей сказка издана в обработке А.Н. Толстого.

Лентяй и дурачок Емеля делать ничего не хочет в то время, когда его старшие братья работой заняты. Еле уговорили дурака невестки за водой к реке сходить. И в проруби Емеля поймал щуку. Лентяй – и поймал. Смекнул, что пожарить щуку можно. Пока не убедился, что щука волшебная – не выпустил из рук. Умный был дурак! Ну а дальше любые желания Емели щука выполняла: домой ведра сами шли, дрова сами рубились, сани без лошадей ездили, да что там сани, дурак на печи к самому царю в гости поехал и на царской дочери жениться захотел. А царевна жить без Емели не могла. Велел царь молодых в бочку посадить, засмолить и в море бросить – с глаз долой, подальше от греха. На пустынном берегу Емеля для любимой дворец построил (царевна не была избалованной, она хижину просила). Царь очень удивился, когда увидел, в каких хоромах живут молодые. А Емеля из дурачка в доброго молодца превратился. Чем не зять для царя? Закончилось все счастливой свадьбой. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Неизвестный автор

Некоторые сказки появляются сами по себе, другие придумывают писатели. Как появилась история под названием «По щучьему велению»? Сказка, автор которой до сих пор не известен, является продуктом народного творчества. Она имела несколько вариаций и в разных регионах рассказывалась неодинаково.

Русский этнограф Афанасьев, по примеру Братьев Гримм или Шарля Перро, решил организовать вояж по стране и собрать разрозненные легенды в один объемный труд, так сказать, систематизировать народное достояние. Он несколько изменил название истории и обобщил отдельные элементы, отличавшиеся в зависимости от региона. Благодаря этому сказка «Емеля и щука» приобрела популярность.

Следующим, кто взялся кроить знакомый сюжет, стал Алексей Толстой. Он добавил в народный эпос литературную красоту и вернул произведению старое название «По щучьему велению». Сказка, автор которой постарался сделать ее более интересной для детей, быстро разлетелась по Москве и Петербургу, а местные театры даже добавили в свой репертуар новый спектакль.

“По щучьему велению” (русская сказка): анализ

Эта история чем-то напоминает мечту славянских народов с помощью волшебных сил получить все желаемое, не сильно при этом напрягаясь.

В то же время поймать щуку Емеля сумел только самостоятельно, когда таки принялся делать хоть что-то и на совесть.

Законченный лодырь на глазах у читателей эволюционирует до трудолюбивого, порядочного человека. Получив достаточную мотивацию в виде любви к принцессе, он забывает о желании оставаться лентяем, жить только в свое удовольствие и принимается за дело.

Если щука и не производит на него большого впечатления, он изначально принимает ее как должное, то первый отказ девушки пробуждает в нем чувства.

В тот момент, когда Емеля на печке начинает давить прохожих, по мнению многих исследователей сказки, у парня проявляются царские черты. После этого инцидента даже монарх обратил на него свое внимание.

Возможно, что наши предки, которые создали сказку, видели в последнем внешнем преображении Емели и внутренние изменения к лучшему.

Когда он стал красивее, то сумел простить и понять царя, сделался добрее и внимательнее к другим. Люди с видимыми отличительными знаками на лице обычно считались плохими или даже знакомыми с нечистой силой.


Пока Емеля выглядел как обычный, не слишком приятный парень, он и не мог стать царем. С обретением внутренней красоты все сразу же изменилось.

Традиционные русские сказки всегда заканчивались обнадеживающе. Скорее всего, крестьяне того времени именно так представляли себе самый счастливый день.

Сказка в поп-культуре

Когда историю впервые напечатали большим тиражом и ее смогли прочитать многие, она тут же стала популярной.

Сказка «Емеля и щука» даже стала основой для одноименного фильма. Детскую кинокартину сняли в 1938 году. За режиссуру отвечал знаменитый на то время Александр Роу. Отдельные элементы сценария были взяты из пьесы Елизаветы Тараховской «Емеля и щука». Сказка в ее интерпретации была адаптирована к современным реалиям, но мораль осталась той же.

Режиссер Иванов-Вано снял мультфильм по тому же вымыслу в 1957 году. А еще раз пьесу Тараховской взяли в 1970, на новую экранизацию Владимира Пекаря.


Третий мультфильм создал Валерий Фомин, уже в 1984 году.

Сказка «Емеля и щука» была увековечена на марках ГДР в 1973 году. Каждый из шести штемпелей изображает один из сюжетов были.

Популярными стали и сами упоминания Емели. Главный герой сказания начал ассоциироваться с ленивым человеком, стремящимся получить богатство, ничего не делая при этом.

«Емеля и щука» — сказка, автор которой не известен, никак не пожелал себя увековечить и остаться в пямяти потомков, не стремившийся к славе, богатству, известности. Тем не менее его образ как нельзя лучше демонстрирует, каким должен быть хороший человек.

Воля Емели

Имея такой щедрый дар от щуки, тем не менее Емеля пользуется им, только исполняя чужую волю: и ведра он несёт по просьбе жён братьев и едет во дворец по просьбе царя, и дворец строит по просьбе невесты. Правда, ему пришлось защищать себя, когда заставил дубинушку колотить охранников. Последнее желание о даровании ему красоты и ума, связано с внешними обстоятельствами. Вот как об этом сказано:

Дурак взошёл с принцессою во дворец и увидел, что в покоях весьма богатое было убранство и множество людей, как лакеев, так и всяких разносчиков, которые ожидали от дурака повеления. Дурак, видя, что все люди как люди, а он один был нехорош и глуп, захотел сделаться получше и для того говорил:

— По щучьему веленью, а по моему прошенью кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умён!

Ещё одной необычной просьбой является желание того, чтобы царская дочь в него влюбилась. Очередное немыслимое желание! Но и тут Емеля действовал скорее по простоте душевной: он её увидел, восхитился красотой и пожелал чтобы та в него влюбилась, но это он пожелал как бы «между прочим», так как тут же повелел печке немедленно ехать домой.

Выполняя просьбы других персонажей Емеля, может быть и сам того не желая, достиг земного благополучия при этом царь предлагал ему всё царство (олицетворение безграничной власти), на что Емеля ответил отказом, показав своё спокойное отношение к этой страсти.

По сути, Емеля не живёт своим бессильным разумом, а полагается на волю Божью, за что получает награду.

Третьим уроком сказки можно назвать указание на то, что жить нужно по простоте душевной, не загадывая далеко вперёд и не планируя будущее. Как говорили раньше: «где просто, там ангелов со ста». Русские люди жили по Закону Божьему, поэтому для объяснения нравственных понятий русской народной сказки логично привести цитаты из Библии:

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Св. Евангелие от Матфея 6:26)

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы. (Св. Евангелие от Матфея 6:34)

Почему дурак?

Нередко приходится слышать мнения, что образ Емели-дурачка – это собирательный образ русского человека, для которого якобы характерны лень и надежда на «авось». Но в чём тогда полезность и нравоучительность сказки? Предположу, что на самом деле сказка совсем о другом.

Младший сын в семье Емельян назван дураком. В каком смысле дураком? Чаще всего под этим словом подразумевают глупца, не умеющего разумно действовать по логике складывающихся обстоятельств, или, другими словами, человека не имеющего житейского разума. Можно встретить мнение, что согласно словарю Даля дураками также называли юродивых. Но в данном случае о сходстве Емели-дурачка с юродивыми ради Христа говорить не приходится, т. к. наш герой не обладает теми качествами, которые есть у юродивых. Уместно напомнить, что на Руси так называли людей, добровольно отказавшихся от ума, что считалось высоким духовным подвигом (подробнее о юродстве можно прочитать в книге И. Ковалевского «Юродство о Христе и Христа ради»). Емеля от ума не отказывался, поэтому нельзя о нём говорить как о юродивом. Ярким примером юродства является жизнь Василия Блаженного (подробнее можно почитать тут), Михаила Клопского, Иоанна Устюжского.

Об отсутствии у Емели практичного ума свидетельствует и тот факт, что старшие братья поехали торговать, а его оставили не только как помощника своим жёнам, но, скорее всего, потому, что торговля – это такое дело, которое не допускает простоты и отсутствия хваткости. Тем более, вспомним, что братья, получив в наследство «триста рублёв», поехали в город «торговать барыш», т. е. они разумно посчитали, что деньги нужно приумножить. Ну а доверять такое дело дураку, конечно же, нельзя. Емеле же они пообещали за его часть денег, которую они взяли с собой, привезти красный кафтан. Поэтому прозвище Емеля «заслужил» за свою простоту и неумение распоряжаться деньгами (отсутствие житейского ума). Синонимом значения слова дурак, которое применимо к Емеле, я бы назвал слово простак.

Вот что по этому поводу пишет собиратель русских сказок А. Афанасьев:

Бо’льшая часть народных сказок, следуя обычному эпическому приему, начинается тем, что у отца было три сына: два – умные, а третий – дурень . Старшие братья называются умными в том значении, какое придается этому слову на базаре житейской суеты, где всякий думает только о своих личных интересах, а младший – глупым в смысле отсутствия в нем этой практической мудрости: он простодушен, незлоблив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Согласно с этим слова хитрый и злой в областных говорах значит: ловкий, искусный, умный, острый. Народная сказка, однако, всегда на стороне нравственной правды, и по ее твердому убеждению выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, незлобием и сострадательностию меньшого брата. Очевидно, что эпическая поэзия истинно разумным признает одно добро, а зло хотя и слывет таковым между людьми, но вводит своих поклонников в безвыходные ошибки и нередко подвергает их неизбежной гибели: следовательно, оно-то и есть истинно неразумное.

История

Сказка «Емеля и щука» начинается со знакомства с главным героем. Он настолько несмышлёный и крайне ленивый, что все порученное ему приходится переделывать другим людям.

Невестки Емели допрашивались у него помощи долгими уговорами. Тем не менее как только ему кто-то пообещает вознаграждение за то, что он делает, сразу примется за работу с двойной силой.

И вдруг в один прекрасный день Емеля достает из проруби волшебную щуку. Та предлагает ему свою службу в обмен на жизнь. Парень тут же соглашается.

Русская народная сказка «По щучьему веленью»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «По щучьему веленью» и их характеристика

  1. Емеля, лентяй и лодырь, которому повезло поймать щуку и с тех пор ему вообще ничего самому делать не пришлось.
  2. Царь, не очень умный, не понял сразу, как Емелю использовать, и что такой зять точно в хозяйстве пригодится.
  3. Марья-царевна, влюбилась в Емелю по щучьему веленью, но видимо понимала, что тот не красавец. Девушка здравомыслящая и практичная.
  4. Щука, волшебное существо.

План пересказа сказки «По щучьему веленью»

  1. Емеля-дурачок
  2. Прорубь и щука
  3. Ведра идут сами
  4. Дрова рубятся сами
  5. Сани едут сами
  6. Город и дубинка
  7. Офицер
  8. Вельможа и красный кафтан
  9. Влюбленная царевна
  10. Бочка в море
  11. Дворец на берегу
  12. Свадьба.

Кратчайшее содержание сказки «По щучьему веленью» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жил ленивый Емеля, который пошел за водой на прорубь и поймал щуку, которая обещала все его желания выполнять
  2. Нарубил Емеля дров, поехал в санях в лес, подавил народ в городе, но дубинкой отбился
  3. Узнал про Емелю царь к себе потребовал, но Емеля офицера побил, а за вельможей на печи приехал.
  4. Удивлялся царь Емеле, а тот увидел в окне царевну и приказал, чтобы она в него влюбилась.
  5. Царевна влюбилась, царь осерчал, поймали Емелю, вместе с царевной в бочку посадили и в море выпустили.
  6. Вышел Емеля с Марьей на берег, дворец построили, Емеля красавцем стал, так что царь упрашивал его на Марье-царевне жениться.

Главная мысль сказки «По щучьему веленью»
Иногда ничего самому делать не нужно, все само сложится наилучшим образом.

Чему учит сказка «По щучьему веленью»
Можно сказать, что сказка эта учит ничего не делать и ждать, когда все само получится. Но это не совсем так. Эта сказка учит практической сметке, которую проявила царевна, да и сам Емеля когда возвращался через город, предполагал, что его будут бить и позаботился о дубинке.

Отзыв на сказку «По щучьему веленью»
Это скорее веселая сказка, почти небылица, в которой главный герой — лодырь и лентяй. Однако он отпустил щуку и та стала ему помогать. А в результате Емеля стал царевичем, женившись на Марье-царевне. Читать эту сказку интересно, сюжет динамичный. со множеством смешных моментов.

Пословицы к сказке «По щучьему веленью»
Ему лень лениться. а не только шевелиться.
Одна удача идет, другую ведет.
Случай надо ловить за волосы — ускользнет, не поймаешь.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «По щучьему веленью»
Было у старика и старухи три сына. Старшие сыновья работящие, а младший Емеля все на печи лежал, да ничего не делал.
Вот поехали старшие сыновья на базар, а невестки просят Емелю за водой сходить. А Емеле неохота. Тогда посулили невестки подарков из города привезти. Пошел Емеля на прорубь за водой. Воды ведрами зачерпнул, да видит в воде щука плавает. Изловчился Емеля, ухватил щуку, на уху пустить хочет.
А щука человеческим голосом обещает Емеле все желания исполнить. Надо лишь слова заветные сказать «По щучьему веленью, по моему хотенью».
Пожелал Емеля, чтобы ведра сами в дом пошли, ведра и отправились. Народ удивляется. Отпустил Емеля щуку, домой вернулся, на печи лежит.
Попросили невестки дров нарубить. Сказал Емеля слова заветные, топор сам дрова нарубил, а те в поленья уложились. Сказали невестки в лес за дровами ехать, Емеля вышел сел в сани, а все смеются — дурак, мол, без коня ехать хочет.
А Емеля сказал свои слова и сани сами в лес поехали. Да через город, народу много подавили, все Емелю ругали.
Приехали сани в лес, Емеля опять слова сказал, топор дров нарубил, да дубинку большую вырубил.
Обратно через город едет Емеля, вытащили его, бить хотели. А Емеля свои слова сказал, и дубинка всем бока наломала.
Узнал о том царь, офицера послал. офицер приказывает Емеле ко дворцу явиться, а Емеле неохота. Офицер Емелю ударил, а тот слова сказал и дубинка офицера отделала.
Удивился царь. Вельможу послал. Тот Емелю черносливом, изюмом угощает, кафтан красный обещает, согласился Емеля к царю идти.
Приказал печке, та его к царю и увезла. Удивляется царь этому чуду, а Емеля Марью-царевну увидал и приказал, чтобы она в него влюбилась. А сам домой уехал.
Плачет Марья-царевна, Емелю любит. Осерчал царь, послал вельможу. Тот Емелю подпоил, связал и к царю доставил. Царь Емелю и Марью-царевну в бочку приказал посадить, засмолил и в море выпустил.
Узнал Емеля, что он в бочке с царевной сидит. Приказал бочке на берег выплыть. Вышли Емеля и Марья на берег. Стала Марья просить дворец построить. Построил Емеля дворец. Попросила Марья, чтобы Емеля красавцем стал — стал Емеля красавцем.
Тут царь узнал про дворец и рассердился, что тот на его земле построили. Пришел в гости, спрашивает, кто такие.
А Емеля и говорит: «Помнишь Емелю-дурачка. Так вот я это и захочу все царство твое разорю.»
Испугался царь, попросил Емелю на Марье-царевне жениться. Поженились молодые и стали жить счастливо.

Признаки волшебной сказки в сказке «По щучьему веленью»

  1. Волшебный помощник — Щука, исполняющая желания.

Рисунки и иллюстрации к сказке «По щучьему веленью»

Сказка по щучьему велению читательский дневник 3 класс

Сказка по щучьему велению читательский дневник 3 класс

Произведение является русской народной сказкой, повествующей о лентяе и лодыре Емеле.

В обычной русской семье у отца было трое сыновей, младший из которых Емеля отличался нежеланием работать, ленью, постоянно полеживая не печке.

Однажды Емелю отправили к проруби набрать воды. Опустив ведро в лунку, Емеля обнаружил в нем щуку, которая человеческим голосом стала просить юношу отпустить ее в реку к маленьким щучкам. За свою свободу щука обещала выполнять любые желания Емели по одной лишь произнесенной им фразе: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Обрадованный Емеля выпустил щуку обратно в прорубь и тут же повелел, чтобы ведра топали домой самостоятельно. На удивление Емели ведра двинулись домой сами.

Наступила у Емели райская жизнь, чтобы он не пожелал, все вмиг исполнялось.

В один из дней Емеле наказали нарубить в лесу дрова. Отправился в лес юноша на санях, не запряженных лошадьми, а двигающихся самостоятельно по волшебству щуки. В лесу дрова также с помощью магических фраз нарубились сами и сложились в повозку.

Возвращаясь на санях домой, Емеля проезжает по городской улице, где санями давить массу народа. Жители города в гневе желают расправы над негодником, но Емеле удается отбиться от нападающих, произнеся волшебное заклинание и пустив в ход дубинку.

Об этих событиях узнает царь, который повелевает доставить во дворец наглого Емелю. Однако воеводе не удается привезти юношу к царю, так как Емеле лень слезать с печи и отправляться к государю. Взбешенный царь снова направляет за Емелей своих прислужников, которым удается уговорить юношу прибыть во дворец.

Отправляется в путь Емеля на своей собственной печи, сказав лишь волшебные слова, которые запускают печь в движение.

Появившись в покоях царя, Емеля встречает царевну, очень понравившуюся юноше. Щука, получив очередной приказ от Емели, влюбляет царевну в паренька. Узнав об этом, разгневанный царь повелевает посадить Емелю в бочку вместе с царевной и бросить в синий океан.

Неунывающий Емеля с помощью волшебной рыбы и произнесенного заклинания направляет бочку на красивейший остров, где построив прекрасный дворец и хрустальный мост к покоям царя-батюшки начинает счастливую семейную жизнь с царевной.

Произведение, весело и непринужденно рассказывая о приключениях Емели, акцентирует внимание на проявлениях доброты, взаимопомощи и практической смекалки.

«По щучьему веленью» краткое содержание

Были у мужика три сына; два умных, а третий, Емеля, — дурак и лентяй. После смерти отца, каждый из братьев получил «сто рублев». Старшие братья едут торговать, оставив Емелю дома с невестками и пообещав купить ему красные сапоги, шубу и кафтан.

Зимою, в сильный мороз, невестки посылают Емелю за водой. Он неохотно идёт к проруби, наполняет ведро… И ловит в проруби щуку. Щука обещает исполнить любое Емелино желание, если он отпустит ее. Ему достаточно будет сказать волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению». Емеля отпускает щуку. И желает, чтобы ведра с водой сами домой шли. Желание Емели сбывается

Спустя некоторое время невестки просят Емелю нарубить дров. Емеля приказывает топору рубить дрова, а дровам идти в избу и ложиться в печь. Невестки в изумлении, так как и это желание сбылось.

Тогда невестки посылают Емелю в лес за дровами. Лошадей он не запрягает, сани сами едут со двора. Проезжая через город, Емеля давит множество народу. В лесу топор рубит дрова и дубинку для Емели.

На обратном пути в городе Емелю пытаются поймать и намять ему бока. А Емеля приказывает своей дубинке избить всех обидчиков и благополучно возвращается домой.

Король, услышав обо всем этом, посылает к Емеле своего воеводу. Тот хочет везти дурака к королю, но Емеляотказыается.

Вернулся воевода к царю с пустыми руками. Разозлился тогда Царь и сказал, что если воевода вернется без Емели, то лишиться головы. Второй раз отправился воевода за Дураком, стал его добрыми да ласковыми речами уговаривать. Обещая Емеле лакомства и обновы, он уговаривает его явиться к королю. Тогда дурак велит своей печи самой ехать в город.

В королевском дворце Емеля видит принцессу и желает чтобы она в него влюбилась.

Емеля уезжает от короля, а королевна просит отца, чтобы он выдал ее замуж за Емелю. Король приказывает офицеру доставить Емелю во дворец. Офицер поит Емелю допьяна, а потом связывает, кладёт в кибитку и везёт во дворец. Король велит сделать большую бочку, посадить туда свою дочь и дурака, бочку засмолить и пустить в море.

В бочке дурак просыпается. Королевская дочь рассказывает ему о том, что произошло, и просит, чтобы он вызволил их из бочки. Дурак произносит волшебные слова, и море выкидывает бочку на берег. Она рассыпается.

Емеля и принцесса оказываются на прекрасном острове. По Емелиному хотению появляется огромный дворец и хрустальный мост до королевского дворца. А сам Емеля становится умным и красивым.

Емеля приглашает короля к себе в гости. Тот приезжает, пирует с Емелей, но не узнает его. Когда Емеля рассказывает ему все, что случилось, король радуется и соглашается выдать за него замуж принцессу.

Король возвращается домой, а Емеля с принцессой живут в своём дворце.

Кто автор сказки

Сказка По щучьему веленью – фольклорное произведение, в котором отображаются мечты русского народа о лучшей жизни. Для детей сказка издана в обработке А.Н. Толстого.

Лентяй и дурачок Емеля делать ничего не хочет в то время, когда его старшие братья работой заняты. Еле уговорили дурака невестки за водой к реке сходить. И в проруби Емеля поймал щуку. Лентяй – и поймал. Смекнул, что пожарить щуку можно. Пока не убедился, что щука волшебная – не выпустил из рук. Умный был дурак! Ну а дальше любые желания Емели щука выполняла: домой ведра сами шли, дрова сами рубились, сани без лошадей ездили, да что там сани, дурак на печи к самому царю в гости поехал и на царской дочери жениться захотел. А царевна жить без Емели не могла. Велел царь молодых в бочку посадить, засмолить и в море бросить – с глаз долой, подальше от греха. На пустынном берегу Емеля для любимой дворец построил (царевна не была избалованной, она хижину просила). Царь очень удивился, когда увидел, в каких хоромах живут молодые. А Емеля из дурачка в доброго молодца превратился. Чем не зять для царя? Закончилось все счастливой свадьбой. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Мечты — устремления

Мечтаниями – устремлениями человек постепенно открывал возможности механической энергии, тепловой, электрической, атомной. Мы живем в трехмерном мире, он ассоциируется со льдом: холодный, неподвижный. Выше нашего мира (по частоте) мир психосферы (средние миры, космические), они же миры души, ассоциируется этот мир с состоянием воды: текучий, изменяющийся, приобретающий форму сосуда. Но самый высокий по частоте мир духовный. Его многообразие подвижность ассоциируются с паром. Он вездесущ. Емеля прорубил прорубь – канал связи с миром более высоким по частоте (в своем сознании). Каждое освоение новой энергии, более сильной, чем предшествующей, дающейся с более высоких планов бытия, усилием людей совершается. Теперь пришло время освоения — изучения психической энергии человека, подсказки будут идти с духовных миров.

И каждое новое открытие приносило открывателю, не только радость, но и огорчение, согласно известной поговорке «после радости — неприятности по теории вероятности». Новой энергией нужно научиться пользоваться: и паровые котлы взрывались, и электрическая энергия погубила немало людей, а уж атомная энергия – это просто страшная сила в руках как неумелого, так и агрессивного человека (человечества).

Как, в каком виде воспользуется человек (и человечество в целом) открытием зависит от уровня сознания этого человека (человечества): Емеля санями и печкой «давил» народ, а дубинкой – использование очередного открытия в виде оружия, — усмирял недовольных, а заодно проверял возможности этой энергии. В сказке царь посадил Емелю и полюбившую его Марью – царевну в бочку и отправил в плавание.

Волшебная помощь

После того как щука становится его волшебным подчиненным, Емеле живется еще лучше, чем прежде. Теперь ему даже совсем несложных поручений выполнять не приходится.

Магические силы рубят дрова, ходят по воду и даже избивают его неприятелей. Емеля остается очень доволен тем, что происходит. Он так обленился, что и с печи вставать не хочет. Щука помогает ему и в этом, превращая печь в первый прототип механического средства передвижения.

Во время таких прогулок верхом на ней Емеля может задавить несколько крестьян, которые попадутся по дороге. Себя он оправдывает тем, что люди сами прыгнули под его печку.

Похоже, что в содеянном он ни капли не раскаивается. Сказка «Про Емелю и щуку» содержит в себе скрытую мораль.

А при чем тут философия?

Действие в сказке происходит в большой семье. Мужчины уехали на базар. Женщины попросили Емелю делать тяжелую работу по дому. Емеля не привык работать: он по жизни больше предавался сну на печи. Отдыхал, значит и мечтал. Женщины упросили — вдохновили его выполнить по необходимости, кое — какую работу.

А Емеля – это наши самородки российские, притянувшие своей мечтой – фантазией идею – щуку из более высокого мира.

В физическом мире раньше выше ценилась работа физической силой как человека, так и животных (лошади, например). Умственная энергия осваивалась – развивалась медленно. В основном отдавался приоритет знаниям, применяемым в быту. Люди, обладавшие способностями размышлять – мечтать, не уважались в народе. Значение имени Емеля означает пустомеля, болтун, лентяй: «мели Емеля, твоя неделя». Сказано: «ищите и обрящете, стучите и вам откроется», то над чем человек размышляет рано или поздно, ему открывается.

Так делались все великие открытия, причем озарения – открытия давались «чистым сердцам», то есть тем, кто не ставил впереди открытия корысть, а вела чувство — мысль просто жажда познаний, облегчения тяжелого неприятного труда: тут тебе и сапоги – скороходы, и железные птицы, летающие в небесах, и скатерти – самобранки и многое другое.

Был ли Емеля ленив?

На протяжении всей сказки Емеля обличает свою лень, отвечая на любую просьбу словами: «я ленюсь». Однако жены братьев разоблачают лень дурака:

Невестки отвечали:

— Милостивый государь наш, дурак любит — ежели станешь просить неотступно о чём, он откажет раз и другой, а в третий уже не откажет и сделает; не любит он того, кто с ним грубо поступает.

Таким образом, «лень» Емели своеобразна: все чего у него просят, он исполняет, но только после третьей просьбы. Что может скрываться за таким способом оказания помощи другим? Емеля, можно сказать, проверяет нужность и необходимость нужду просящего. Если просьба никчёмная или несерьёзная вряд ли человек будет настаивать три раза, поэтому Емеля испытывает всякого просящего на важность просьбы.

Но зачем тогда Емеля заставил ведра идти домой самим, а печку ехать? С одной стороны, может показаться, что это логичные желания для ленивого человека, каким хочет казаться Емеля. Но с другой стороны, эти «чудеса» являются демонстрацией и пробой новоприобретенной силы Емели. В этих желаниях проявляется простота и емелиного ума.

Второй урок сказки – отзывчивость на помощь близким. Но не всякую помощь, а нужную, ведь просить может и плохой человек и просить может о дурном. Во всяком деле, даже в помощи близким необходимо здравомыслие, а кроме того, нужно чувствовать своё сердце.

Главные персонажи

Главным персонажем этой легенды выступает некий не слишком расторопный молодой парень Емеля. В нем собраны те негативные качества, которые не дают ему вести хорошую жизнь:

  • лень;
  • корысть;
  • легкомыслие;
  • безразличность.

Тем не менее, когда он проявляет свой ум и доброту, ему попадается настоящая удача – щука из проруби.

Вторым персонажем, буквально антиподом Емели, является щука. Она умна и справедлива. Рыба призвана помочь молодому человеку в его личном становлении, направить его помыслы в нужное русло. Как и полагается в таких ситуациях, Емеля и щука стали друзьями.

Третий герой выступает в образе злодея. Царь – занятой человек, руководящий многомилионным государством, которого Емеля вынуждает своими выходками снизойти до простолюдина. Сказка «Про Емелю и щуку» наделила его завистливым характером.

Главные персонажи

Главным персонажем этой легенды выступает некий не слишком расторопный молодой парень Емеля. В нем собраны те негативные качества, которые не дают ему вести хорошую жизнь:

  • лень;
  • корысть;
  • легкомыслие;
  • безразличность.

Тем не менее, когда он проявляет свой ум и доброту, ему попадается настоящая удача – щука из проруби.

Вторым персонажем, буквально антиподом Емели, является щука. Она умна и справедлива. Рыба призвана помочь молодому человеку в его личном становлении, направить его помыслы в нужное русло. Как и полагается в таких ситуациях, Емеля и щука стали друзьями.

Третий герой выступает в образе злодея. Царь – занятой человек, руководящий многомилионным государством, которого Емеля вынуждает своими выходками снизойти до простолюдина. Сказка «Про Емелю и щуку» наделила его завистливым характером.


Царская дочь – приз для главного героя за то, что он становится на путь исправления.

История создания

Сказка о парне, который лежал на печи, а после женился на дочери царя — плод народного творчества. Автор древнерусского сказания доподлинно неизвестен. К моменту первой публикации существовало 3 различных варианта произведения.

Наиболее популярная версия значительно отличается от современной сказки. В ней главный герой предстает полным сиротой, который не знает даже собственного имени. Окружающие зовут парня просто — убогий.

Емеля

У персонажа нет времени на бесцельные лежания на печи — мужчина тяжело работает каждый день. Правда, денег постоянный труд не приносит. Еще одно отличие оригинала от привычного Емели — слова, которые герой произносит, чтобы мечты исполнялись:

Три варианта народной сказки записал и опубликовал под собственным именем фольклорист и литературовед Александр Николаевич Афанасьев. Сборник «Русские народные сказки» увидел свет в 1855 году. Привычный современному ребенку Емеля — плод фантазии Алексея Николаевича Толстого. Писатель адаптировал классический вариант «По щучьему велению», подогнав народное сказание под нормы советской литературы.

Основная мысль

Произведение учит читателя тому, что если жизнь преподносит хорошие подарки, то от них не стоит отказываться. Но и нужно уметь распоряжаться теми ресурсами, которыми человек владеет. По счастливому случаю Емеле просто повезло. Если бы он был невнимательным, то ему не удалось бы поймать щуку в проруби.

Кроме этого, главный герой обладал ловкостью и находчивостью. Он сумел изловить рыбу голыми руками зимой в промерзшей реке. В этот день удача повернулась к нему лицом, а он не упустил своей возможности. Многие в наше время попросили бы у рыбы чего-то необычного, но желание Емели было простым, как и его русская душа.

Современники утверждают, что подобная воля — признак не дурости и лени, а наоборот, креативности и смышлёности. Ведь он устроил себе беззаботную жизнь и при этом не вышел из зоны комфорта. Это говорит о том, что главной мыслью сказки является то, что человек сам решает, будет он счастливым или нет.

Необходимо знать, чего на самом деле человек желает, без этого ничего не получится. Емеля знал, что до поры до времени может находиться в расслабленном состоянии и отлеживаться на печи. Мудрые невестки смогли сдвинуть парня с мертвой точки, и он интуитивно поддался им и получил выгоду.

Конечно, в настоящей жизни нельзя поймать волшебную рыбу, но творить добро человек сможет. И тогда даже за самые крошечные поступки можно поймать удачу и стать по-настоящему счастливым.

Волшебная помощь

После того как щука становится его волшебным подчиненным, Емеле живется еще лучше, чем прежде. Теперь ему даже совсем несложных поручений выполнять не приходится.

Магические силы рубят дрова, ходят по воду и даже избивают его неприятелей. Емеля остается очень доволен тем, что происходит. Он так обленился, что и с печи вставать не хочет. Щука помогает ему и в этом, превращая печь в первый прототип механического средства передвижения.

Во время таких прогулок верхом на ней Емеля может задавить несколько крестьян, которые попадутся по дороге. Себя он оправдывает тем, что люди сами прыгнули под его печку.


Похоже, что в содеянном он ни капли не раскаивается. Сказка «Про Емелю и щуку» содержит в себе скрытую мораль.

Происхождение[править]

Откуда же всё-таки взялась эта сказка, если она не народная? Опять читаем примечания: Сюжет сложился первоначально как анекдотический. В таком плане разработаны его первые литературные версии XVI—XVII веков — сказка Страпаролы о Пьетро Дураке («Приятные ночи», ночь III, сказка 1) и сказка Базиле («Пентамерон», I, № 3)

. То есть это западноевропейский сюжет, по крайней мере точно не русский.
В восточнославянской традиции сюжет получил характерную форму волшебной сказки
— надо понимать, имеются в виду пересказы лубка. Кстати, когда-то была очень популярна «Сказка о Бове-королевиче» и считалась русской народной, пока не выяснилось, что она происходит из того же лубка, а Бова — на самом деле итальянский Буово… Похожая история приключилась со «Сказкой о Еруслане Лазаревиче», которая возможно и имеет русские корни, но несет в себе множество иноземных заимствований (например, восточные и греческие имена героев).

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МНЕНИЕ: На Руси всегда существовала особая категория людей блаженных (не путать с церковным чином святости). Серьёзных дел им никто не доверял, дурачки же. Кто-то относился к ним с сочувствием, кто-то с превозношением и даже с презрением, но обидеть дурачка считалось большим грехом. То что центральный персонаж русских сказок «»дурак», свидетельствует о высоком нравственном самосознании народа, которое во главу угла жизни ставило не силу, не здоровье и красоту или удачу, а простоту и чистоту сердца ( или иначе, Евангельскую «детскость»)


  • Топ 10 самых больших рыб — пойманных в россии!

Происхождение сказки абсолютно не важно. Любой образ, рассказ или традиция воспринятая народом и нашедшая себе отклик в народном сердце уже имеет русское происхождение

А сказка о Емеле весьма востребована и узнаваема на сегодняшний день.

Волшебная помощь

После того как щука становится его волшебным подчиненным, Емеле живется еще лучше, чем прежде. Теперь ему даже совсем несложных поручений выполнять не приходится.

Магические силы рубят дрова, ходят по воду и даже избивают его неприятелей. Емеля остается очень доволен тем, что происходит. Он так обленился, что и с печи вставать не хочет. Щука помогает ему и в этом, превращая печь в первый прототип механического средства передвижения.


  • Описание василисы премудрой. русская народная сказка «царевна-лягушка»

Во время таких прогулок верхом на ней Емеля может задавить несколько крестьян, которые попадутся по дороге. Себя он оправдывает тем, что люди сами прыгнули под его печку.

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Сказка По щучьему велению

В одной деревне жил старичок и было у него два умных сына, а самый младший по имени Емеля-дурачок. Братья работают целыми днями, стараются для дома, а Емеля целыми днями на печке полеживает и бездельничает.

Как-то раз отправились братья на рынок, чтобы товар закупить разный. Вот они и говорят младшенькому брату, чтобы тот слушался их жен, а взамен этого купят ему кафтан красного цвета. Когда они уехали, то невестки отправили Емелю за водой. Пришел парень на речку, зачерпнул ведро воды, смотрит, а там бултыхается щука. Обрадовался юноша такой добыче и захотел даже уху из рыбы сварить дома. Но только щука вдруг по — человечески с ним заговорила и попросила его о пощаде. А взамен свободы обещала, что счастье у него будет во всех его делах.

Согласился Емеля и попросил, чтобы ведра сами домой пошли. Так и произошло. Удивились невестки такому чуду. На следующий день отправили они его в лес по дрова. Попросил он по щучьему велению, чтобы сани сами до леса покатились. Народ как увидели это, так и бросились его догонять, но так и не поймали. В лесу дрова сами стали рубиться , в телегу сложились и снова сани домой покатились сами. Жители вновь хотели Емелю поймать, только дубинка, подобранная им, всех поколотила.

Об этом странном деле узнал государь и велел привести парня во дворец. Отправил он солдата вначале, но тот не смог доставить Емелю, так как был поколочен дубинкой. В другой раз пришел за юношей боярин, и хитростью выманил его из дома. А молодой человек решил на печи до дворца доехать. Как увидел это царь, то сильно удивился таким чудесам. А Емеля увидел в окне светелки царскую дочь и влюбился в нее, и наколдовал так, что она тоже его полюбила. И попросила девушка батюшку своего разрешения на брак с этим юношей. Но, царь посадил их в бочку, и отправил в море. Очутились они на необитаемом острове. Благодаря чудесам Емеля воздвиг красивый дворец, где они с царевной и стали жить. А царь, проплывая мимо этих берегов, решил поинтересоваться, кто же там живет. И когда он узнал у юноши, что это тот молодой человек, которого он хотел погубить, то попросил у него прощения. Емеля простил царя, обвенчался на его дочери и зажил счастливо.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сказка «По щучьему веленью»: что писать в читательском дневнике?

Заполним читательский дневник на сказку «По щучьему веленью»

Емелю отправляют по воду на реку, там он вылавливает щуку, которая просит его отпустить, а за это будет исполнять его желания. Емеля-дурачок выполняет всю работу, ему порученную, благодаря словам: «по щучьему велению, моему хотению». Увидев такое чудо, Емеле приказывают явиться во дворец, туда он отправляется верхом на печке. Марья-Царевна влюбляется в чудака и бежит с ним, царь велит изловить беглецов, в бочке замуровать и в море бросить. Емеля и царевна спасаются, высадившись на берег, они строят дворец и живут в нем. Царь навещает их, и узнав, у кого он в гостях, просит прощения у Емели. Тот его прощает и царь выдает замуж за него Марью-царевну.

Емеля-простак

Простак в некотором значении обозначает бесхитростность и простодушность. Все действия Емели довольны просты, хотя некоторые из них чудноваты. Все что он делает, как правило, сопровождается коротким комментарием Емели, которым он объясняет свои мотивы. На простодушность и прямоту героя указывает и тот факт, что поймав волшебную щуку, он не пожелал себе дворцов и богатств, а продолжил жить так, как будто и не стал, по сути, всемогущим в житейском плане. Неслучайно именно благодаря простоте и добродушию Емеля получил такую награду от щуки, благодаря, если можно так выразиться, везению. Если бы щуку поймал один из старших братьев, то он наверняка пожелал всего того, что желает обычный человек ищущий земных удовольств, которые бы выразились в деньгах, славе, власти. Примером можно вспомнить желания старухи из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина.

Вот здесь я бы отметил первый и важный урок: простота и бесхитростность – это важные качества человека, которые не являются недостатком или признаком слабости.

Сказка По щучьему веленью

Поделиться в соц. сетях

русская народная сказка

Сказка По щучьему веленью краткое содержание:

Сказка «По щучьему велению» рассказывает о том, как у старика было три сына, двое умных, а третий дурачок Емеля. Емеля целый день лежал на печи и ничего не делал. Как-то раз, старшие братья уехали на ярмарку, а невестки послали Емелю за водой. Емеля пошел за водой к проруби, и так у него получилось, что словил щуку. Щука попросила отпустить её, сказала, что она ему еще пригодится. Емеля согласился и отпустил. Расставаясь, щука сообщает Емеле волшебную фразу: «По щучьему веленью, по моему хотенью», с помощью которой он может выполнять все свои желания.

С помощью этого заклинания Емеля и дрова колет и в лес едет на санях без лошади. Об этом услышал царь и приказал офицеру привезти ему Емелю. Но Емеля и с офицером справился с помощью заклинания. Потом царь послал за Емелей вельможу. И вельможа уговорил Емелю приехать к царю, пообещав ему во дворце подарки и угощение. И прямо на печи Емеля отправился во дворец. Во дворце Емеля с помощью волшебной фразы влюбил в себя царскую дочь, и они уехали. Но потом царь снова посылает вельможу за Емелей. Напоив Емелю, вельможа привозит его во дворец. По приказу царя Емелю вместе с Марьей-царевной засунули в бочку, засмолили и бросили в море. Когда Емеля очнулся, то заставил ветры выкатить бочку на берег. Емеля создал красивый дворец и по требованию царевны стал добрым молодцем и красавцем.

Однажды царь на охоте наткнулся на этот дворец. Емеля пригласил царя внутрь. Царь его не узнал, но Емеля рассказал ему кто он такой. И пригрозил царю всё его царство разорить. Царь испугался, стал прощения просить и предложил Емеле жениться на его дочери и взять его царство, только не губить его. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.

Главный смысл этой сказки, что счастье зависит от самого человека. Емеля хоть и был ленивым, но зато был добр и внимателен. Он пожалел щуку и отпустил. За это был вознагражден. Сказка учит, что на добро нужно отвечать добром.

Сказка По щучьему веленью читать:

Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля.

Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:

— Сходи, Емеля, за водой.

— Неохота… — Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут. — Ну, ладно.

Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

— Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

Герои и их характеристика

Сказка о парне, который все время лежал на печи, а потом взял в жены царскую дочь, —воображение народного творчества. Автор этого сказания остался неизвестным. На момент первого издания уже имелось 3 разных варианта произведения. В самой популярной версии фигурируют 4 героя:

  1. Емеля.
  2. Щука.
  3. Царь.
  4. Марья-царевна.

Главным персонажем произведения является Емеля. Характеристика этого героя сказки «По щучьему велению» противоречива. Его не относят к отрицательному лицу, но и не считают классическим положительным образом. Он простодушный, ленивый, ведомый и смекалистый парень.

Емеля родился в семье обычного крестьянина и был младшим сыном. Старшие братья много трудились для того, чтобы обеспечить свои семьи. А Емеля совсем не вставал с печи и вел себя, как ребенок. Но ему в жизни повезло больше, чем старшим братьям. Он поймал волшебную рыбу и обеспечил себе беззаботную жизнь.

Главный герой не был жестоким. Он не стал мучить бедную щуку, а отпустил ее в воду. В знак благодарности она сообщила рыбаку заветные слова, которые помогли лежебоке исполнять все желания. В славянской мифологии образ щуки символизирует благополучие и удачу. Двух героев связывает между собой целый мир эмоций. Емеля — человек с сильным эмоциональным фоном, и говорящая щука, которая является представителем водной стихии. А вода — символ чувствительности.

Другие персонажи сказки старались скрыть свои эмоции. Так, царь был человеком хорошим, но умственным потенциалом не отличался. Не сразу в его голову пришла мысль о том, как использовать одаренного парня. Но он точно знал, что такой зять в хозяйстве определенно может пригодиться. Как отец он повел себя бессердечно и жестоко по отношению к дочке. Ведь Емеля был совсем некрасивым молодым человеком.

Марья-царевна по-настоящему влюбилась в главного героя из сказки «По щучьему веленью». Она как натура романтическая назло отцу сбежала с любимым. Царская дочь была красивой барышней и в будущем стала верной женой.

Краткое содержание По щучьему велению (Русская народна сказка) для читательского дневника

Произведение является русской народной сказкой, повествующей о лентяе и лодыре Емеле.

В обычной русской семье у отца было трое сыновей, младший из которых Емеля отличался нежеланием работать, ленью, постоянно полеживая не печке.

Однажды Емелю отправили к проруби набрать воды. Опустив ведро в лунку, Емеля обнаружил в нем щуку, которая человеческим голосом стала просить юношу отпустить ее в реку к маленьким щучкам. За свою свободу щука обещала выполнять любые желания Емели по одной лишь произнесенной им фразе: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Обрадованный Емеля выпустил щуку обратно в прорубь и тут же повелел, чтобы ведра топали домой самостоятельно. На удивление Емели ведра двинулись домой сами.

Наступила у Емели райская жизнь, чтобы он не пожелал, все вмиг исполнялось.

В один из дней Емеле наказали нарубить в лесу дрова. Отправился в лес юноша на санях, не запряженных лошадьми, а двигающихся самостоятельно по волшебству щуки. В лесу дрова также с помощью магических фраз нарубились сами и сложились в повозку.

Возвращаясь на санях домой, Емеля проезжает по городской улице, где санями давить массу народа. Жители города в гневе желают расправы над негодником, но Емеле удается отбиться от нападающих, произнеся волшебное заклинание и пустив в ход дубинку.

Об этих событиях узнает царь, который повелевает доставить во дворец наглого Емелю. Однако воеводе не удается привезти юношу к царю, так как Емеле лень слезать с печи и отправляться к государю. Взбешенный царь снова направляет за Емелей своих прислужников, которым удается уговорить юношу прибыть во дворец.

Отправляется в путь Емеля на своей собственной печи, сказав лишь волшебные слова, которые запускают печь в движение.

Появившись в покоях царя, Емеля встречает царевну, очень понравившуюся юноше. Щука, получив очередной приказ от Емели, влюбляет царевну в паренька. Узнав об этом, разгневанный царь повелевает посадить Емелю в бочку вместе с царевной и бросить в синий океан.

Неунывающий Емеля с помощью волшебной рыбы и произнесенного заклинания направляет бочку на красивейший остров, где построив прекрасный дворец и хрустальный мост к покоям царя-батюшки начинает счастливую семейную жизнь с царевной.

Произведение, весело и непринужденно рассказывая о приключениях Емели, акцентирует внимание на проявлениях доброты, взаимопомощи и практической смекалки.

Читать краткое содержание По щучьему велению. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Почему дурак?

Нередко приходится слышать мнения, что образ Емели-дурачка – это собирательный образ русского человека, для которого якобы характерны лень и надежда на «авось». Но в чём тогда полезность и нравоучительность сказки? Предположу, что на самом деле сказка совсем о другом.

Младший сын в семье Емельян назван дураком. В каком смысле дураком? Чаще всего под этим словом подразумевают глупца, не умеющего разумно действовать по логике складывающихся обстоятельств, или, другими словами, человека не имеющего житейского разума. Можно встретить мнение, что согласно словарю Даля дураками также называли юродивых. Но в данном случае о сходстве Емели-дурачка с юродивыми ради Христа говорить не приходится, т. к. наш герой не обладает теми качествами, которые есть у юродивых. Уместно напомнить, что на Руси так называли людей, добровольно отказавшихся от ума, что считалось высоким духовным подвигом (подробнее о юродстве можно прочитать в книге И. Ковалевского «Юродство о Христе и Христа ради»). Емеля от ума не отказывался, поэтому нельзя о нём говорить как о юродивом. Ярким примером юродства является жизнь Василия Блаженного (подробнее можно почитать ), Михаила Клопского, Иоанна Устюжского.

Об отсутствии у Емели практичного ума свидетельствует и тот факт, что старшие братья поехали торговать, а его оставили не только как помощника своим жёнам, но, скорее всего, потому, что торговля – это такое дело, которое не допускает простоты и отсутствия хваткости. Тем более, вспомним, что братья, получив в наследство «триста рублёв», поехали в город «торговать барыш», т. е. они разумно посчитали, что деньги нужно приумножить. Ну а доверять такое дело дураку, конечно же, нельзя. Емеле же они пообещали за его часть денег, которую они взяли с собой, привезти красный кафтан. Поэтому прозвище Емеля «заслужил» за свою простоту и неумение распоряжаться деньгами (отсутствие житейского ума). Синонимом значения слова дурак, которое применимо к Емеле, я бы назвал слово простак.

Вот что по этому поводу пишет собиратель русских сказок А. Афанасьев:

Бо’льшая часть народных сказок, следуя обычному эпическому приему, начинается тем, что у отца было три сына: два – умные, а третий – дурень . Старшие братья называются умными в том значении, какое придается этому слову на базаре житейской суеты, где всякий думает только о своих личных интересах, а младший – глупым в смысле отсутствия в нем этой практической мудрости: он простодушен, незлоблив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Согласно с этим слова хитрый и злой в областных говорах значит: ловкий, искусный, умный, острый. Народная сказка, однако, всегда на стороне нравственной правды, и по ее твердому убеждению выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, незлобием и сострадательностию меньшого брата. Очевидно, что эпическая поэзия истинно разумным признает одно добро, а зло хотя и слывет таковым между людьми, но вводит своих поклонников в безвыходные ошибки и нередко подвергает их неизбежной гибели: следовательно, оно-то и есть истинно неразумное.

История

Сказка «Емеля и щука» начинается со знакомства с главным героем. Он настолько несмышлёный и крайне ленивый, что все порученное ему приходится переделывать другим людям.

Невестки Емели допрашивались у него помощи долгими уговорами. Тем не менее как только ему кто-то пообещает вознаграждение за то, что он делает, сразу примется за работу с двойной силой.

И вдруг в один прекрасный день Емеля достает из проруби волшебную щуку. Та предлагает ему свою службу в обмен на жизнь. Парень тут же соглашается.

Содержание сказок[править]

В крупнейшем и наиболее авторитетном сборнике русских сказок Афанасьева «Емеля-дурак» числится в двух экземплярах под номерами 165 и 166.
Первая сказка есть перепечатка с лубочного издания, как об этом недвусмысленно сообщается в примечании. То есть это не русская народная сказка

, а сочинение конкретного автора, напечатанное и изданное «для народа», в своеобразных комиксах того времени — лубке.

Впрочем, даже если бы примечания не было, все равно из текста видно, что мы имеем дело не с устной народной традицией. Книжные обороты попадаются на каждом шагу:

«Дурак, желая получить обещанные красный кафтан, красную шапку и красные сапоги» — деепричастия (как и причастия) — признак книжной речи. «Щука, видя, что он не хочет ее пускать в воду…» — то же самое. «Дурак, слыша сие, весьма обрадовался»: сие, весьма — слова церковнославянские. Текст вообще полон сложных конструкций и вычурных фраз, которых не может быть в разговорной речи: «Ежели ты желаешь, чтоб я тебе сказала, как сделать, чего ни пожелаешь, то надобно, чтобы ты теперь же сказал, чего хочешь» и пр.

Итак, первый текст мы отметаем как не имеющий к русской народной сказке никакого отношения.

А что же вторая сказка? Книжных оборотов в ней нет, но по сути она представляет собой краткое изложение сказки № 165. Снова обратимся к примечаниям и узнаем, что текст воспроизводит устный пересказ лубочной сказки. Вот те раз! Выходит, никакой «русской народной» сказки «Емеля-дурак» нет, не народом она рождена, а сочинена писателями, можно даже сказать — интеллигентами тогдашней эпохи.

Здесь надо сказать, что истинно народные сказки справедливы. За злые деяния персонажи обязательно наказываются, за добрые же в конце вознаграждаются. Каждый получает по заслугам, причём чем крупнее совершенное злодейство, тем более тяжкая кара постигает преступника.

А что же в «Емеле»? Дурак лежит на печи, ничего не делает, а ему с бухты-барахты — щуку, исполняющую любые желания, затем царевну, дворец и ум-красоту вдобавок. За что, собственно? Ладно, если бы он подвиги какие совершил, так ведь нет! Это абсолютное нарушение сказочных канонов. Еще один момент: едет Емеля на печи и «он без лошади столько придавил народу, что ужас! Тут все закричали: „Держи его! Лови его!“ — однако не поймали.» Снова — в настоящих народных сказках так не бывает! Обязательно бы поймали и прибили — поделом дураку!

Неизвестный автор

Некоторые сказки появляются сами по себе, другие придумывают писатели. Как появилась история под названием «По щучьему велению»? Сказка, автор которой до сих пор не известен, является продуктом народного творчества. Она имела несколько вариаций и в разных регионах рассказывалась неодинаково.

Русский этнограф Афанасьев, по примеру Братьев Гримм или Шарля Перро, решил организовать вояж по стране и собрать разрозненные легенды в один объемный труд, так сказать, систематизировать народное достояние. Он несколько изменил название истории и обобщил отдельные элементы, отличавшиеся в зависимости от региона. Благодаря этому сказка «Емеля и щука» приобрела популярность.

Следующим, кто взялся кроить знакомый сюжет, стал Алексей Толстой. Он добавил в народный эпос литературную красоту и вернул произведению старое название «По щучьему велению». Сказка, автор которой постарался сделать ее более интересной для детей, быстро разлетелась по Москве и Петербургу, а местные театры даже добавили в свой репертуар новый спектакль.

Главные персонажи

Главным персонажем этой легенды выступает некий не слишком расторопный молодой парень Емеля. В нем собраны те негативные качества, которые не дают ему вести хорошую жизнь:

  • лень;
  • корысть;
  • легкомыслие;
  • безразличность.

Тем не менее, когда он проявляет свой ум и доброту, ему попадается настоящая удача – щука из проруби.

Вторым персонажем, буквально антиподом Емели, является щука. Она умна и справедлива. Рыба призвана помочь молодому человеку в его личном становлении, направить его помыслы в нужное русло. Как и полагается в таких ситуациях, Емеля и щука стали друзьями.

Третий герой выступает в образе злодея. Царь – занятой человек, руководящий многомилионным государством, которого Емеля вынуждает своими выходками снизойти до простолюдина. Сказка «Про Емелю и щуку» наделила его завистливым характером.


Царская дочь – приз для главного героя за то, что он становится на путь исправления.

Сказка в поп-культуре

Когда историю впервые напечатали большим тиражом и ее смогли прочитать многие, она тут же стала популярной.

Сказка «Емеля и щука» даже стала основой для одноименного фильма. Детскую кинокартину сняли в 1938 году. За режиссуру отвечал знаменитый на то время Александр Роу. Отдельные элементы сценария были взяты из пьесы Елизаветы Тараховской «Емеля и щука». Сказка в ее интерпретации была адаптирована к современным реалиям, но мораль осталась той же.

Режиссер Иванов-Вано снял мультфильм по тому же вымыслу в 1957 году. А еще раз пьесу Тараховской взяли в 1970, на новую экранизацию Владимира Пекаря.


Третий мультфильм создал Валерий Фомин, уже в 1984 году.

Сказка «Емеля и щука» была увековечена на марках ГДР в 1973 году. Каждый из шести штемпелей изображает один из сюжетов были.

Популярными стали и сами упоминания Емели. Главный герой сказания начал ассоциироваться с ленивым человеком, стремящимся получить богатство, ничего не делая при этом.

«Емеля и щука» — сказка, автор которой не известен, никак не пожелал себя увековечить и остаться в пямяти потомков, не стремившийся к славе, богатству, известности. Тем не менее его образ как нельзя лучше демонстрирует, каким должен быть хороший человек.

  • Сказка по щучьему велению читать текст полностью 1 класс
  • Сказка по щучьему велению читать слушать аудиосказку
  • Сказка по щучьему велению презентация с картинками
  • Сказка по щучьему велению распечатать для чтения
  • Сказка по щучьему велению текст распечатать без картинок