Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 4 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 104-115.
1. Обсуди с другом, какие произведения мы относим к зарубежной литературе. Запиши.
К зарубежной литературе мы относим все произведения иностранных авторов.
2. Прочитай аннотации к произведениям зарубежных писателей. Знаешь ли ты эти произведения?
Вписываем слова:
1 аннотация: «Питер Пен», «Питер Пен», «Капитан Крюк».
2. аннотация: «Малыш и Карлсон», «Малыш», «Малыш», «Малыш и Карлсон».
3. Рассмотри список. Какие произведения зарубежных писателей ты уже прочитал?
Я прочитала: Киплинг «Рикки-тикки-тави», Твен «Приключения Тома Сойера», Барри «Питер Пен», Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями», Баум «Чудесная страна Оз».
4. Какие произведения зарубежных писателей тебе больше всего понравились?
Мне очень понравилась повесть американского писателя Марка Твена «Приключения Тома Сойера». В ней много приключений, много юмора и всё хорошо кончается.
5. Найди в тематическом каталоге раздел «Зарубежные писатели». Составь список книг, которые тебе захотелось прочитать».
Мне хотелось бы прочитать:
Пройслер О. «Маленький водяной».
Верн Ж. «Дети капитана Гранта».
Дюма А. «Три мушкетёра».
Стивенсон Р. «Остров сокровищ».
Купер Ф. «Последний из могикан».
Поттер Б. «Сказка о кролике Питере».
Милн. А. «Винни Пух и все, все, все».
Льюис К. «Лев, колдунья и платяной шкаф».
6. Вспомни на какие моменты следует обратить при написании аннотации (основные события, тема, герои, отношение). Напиши аннотацию к произведению зарубежной литературы, которое тебе нравится.
Аннотация на повесть М. Твена «Приключения Тома Сойера»
Героем этой увлекательной повести является обычный американский мальчик, двенадцатилетний сорванец, постоянно попадающий в отчаянные ситуации.
Множество приключений ожидает неугомонного Тома, но он всегда выходит победителем, ведь рядом с ним верный друг — Геккельбери Финн.
Вместе ребята распутывают странное преступление и находят клад. И часто рядом с Томом оказывается его первая любовь, маленькая красавица Бекки Тэтчер, ради которой мальчик готов на любые сумасбродства.
7. Прочитай полное название книги Свифта. Какую информацию о Гулливере ты узнал из названия?
Я узнала, что героя зовут Лемюэль Гулливер, он был хирургом, а потом стал капитан. И он побывал в отдалённых странах мира.
8. О какой истории идёт речь в этом произведении? Определи опорные слова. Запиши содержание текста кратко.
В этой истории рассказывается о путешествии Гулливера в страну лилипутов.
Опорные слова: верёвочки, крошечный человечек, гекина дегуль, выдернул колышки, стрелы, молоточки, человек в плаще, корзины с едой, бочки, заснул.
Краткое содержание текста: Гулливер приходит в себя на берегу. Он связан. Герой видит маленьких человечков, которые храбро угрожают ему луками и копьями. Гулливер просит есть и его кормят и усыпляют.
9. Выпиши из текста слова, при помощи которых автору удаётся показать, что в стране лилипутов Гулливер был великаном.
Перед носом стоит человечек, три пальца ростом, взобралось четыре десятка человечков, хлеб величиной с горошину, жареные цыплята меньше мухи, бочки со стакан.
10. Обсуди с другом, как бы мог о своём приключении рассказать сам Гулливер. Составь и запиши план.
Пример пересказа приключения от лица Гулливера можно прочитать, перейдя по ссылке. Там же записан план такого рассказа.
11. Составь рассказ о жизни и творчестве Ганса Христиана Андерсена. Запиши план своего рассказа.
Пример рассказа о жизни и творчестве Андерсена можно посмотреть, перейдя по ссылке.
12. Найди в библиотеке книгу сказок Андерсена. Какие произведения ты прочитал?
Я читала сказки «Русалочка», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок».
13. Какие произведения ты хотел бы прочитать?
Я хочу прочитать сказки «Дикие лебеди», «Огниво», «Снежная королева».
14. Раздели текст сказки «Русалочка» на части, составь план.
План пересказа сказки «Русалочка» для 4 класса
- Жизнь в подводном дворце.
- Спасение принца.
- Тоска Русалочки.
- У морской ведьмы.
- Превращение в человека и встреча с принцем.
- Принц любит другую.
- Кинжал морской ведьмы.
- Русалочка превращается в пену.
15. Выпиши из текста слова, помогающие увидеть красоту подводного мира, в котором жила Русалочка.
Опорные слова: лепестки васильков, чистое стекло, деревья, цветы, рыбы, стены из кораллов, окна из янтаря, раковины с жемчужинами,
16. На основе выписанных опорных слов расскажи о подводном мире. Какой текст у тебя получился?
У меня получился текст-описание.
Пример рассказа о подводном мире Русалочки для 4 класса
Русалочка жила в удивительном подводном мире.
Вода там была синей, как лепестки васильков и прозрачной, как чистое стекло. Всюду росли невиданные деревья и цветы, сновали разнообразные рыбы.
На дне стоял чудесный дворец, стены которого были сложены кораллами, а окна сделаны из янтаря. Крыша дворца была из ракушек, которые раскрывали свои раковины, а в них сверкали изумительные жемчужины.
17. Перечитай в сказке описание бури. Выпиши опорные слова, которые помогают увидеть бурю.
Опорные слова: загудело и заворчало, всё выше волны, засверкали молнии, чёрными горами, стонал и трещал.
18. Прочитай описание бури в былине «Садко». Подчеркни слова, которые помогают увидеть бурю.
Подчеркиваем слова: Волной-то бьёт, паруса-то рвёт, ломает, не идут с места.
18. Сравни, чем различаются описания бури.
В былине буря показана через её воздействие на корабль (бьёт, рвёт, ломает). Это олицетворение.
У Андерсена для описания бури больше использовано средств художественной выразительности: эпитеты (огромными, чёрными, высоченными), сравнения (словно лебедь), метафоры (вздымались горами), олицетворения (разбушевавшемуся морю).
19. Сравни главного героя сказки «Русалочка» и героя русской народной волшебной сказки. Отметь общие черты. Сделай вывод.
Возьмём для сравнения русскую сказку «Иван Царевич и серый волк»
+ Герои — младшие дети.
+ Есть связь с волшебным миром у Русалочки, с животными у Ивана Царевича.
+ Имеют волшебного помощника — ведьму и волка.
+ Умны и красивы.
+ Добры и храбры.
— Иван Царевич победил, Русалочка погибла.
Герои русских сказок и сказки Андерсена похожи во многом, они младшие дети, живут в волшебном мире, имеют помощников, умны и добры. Но герои русских сказок всегда побеждают зло, а Русалочка погибла.
20. Придумай другой конец сказки. Запиши.
Другой конец сказки «Русалочка» для 4 класса.
Русалочка не смогла убить принца и выбросила нож в море. В тот же миг колдовство морской ведьмы утратило силу. Своей жертвой Русалочка разрушила чары ведьмы. И она почувствовала, что снова может говорить, а её ноги становятся прекрасным хвостом.
Русалочка засмеялась и бросилась в море.
— Прощай, любимый! — крикнула она. — Мы ещё встретимся!
Принц проснулся и растерянно посмотрел в волны. Там уже никого не было, но он узнал голос той, что спасла его в роковую ночь. Он оглянулся на молодую жену и опустил голову. Его сердце ныло от осознания совершённой ошибки.
— Как же я мог не узнать тебя! — потерянно прошептал он. — Я потерял своё счастье!
21. Как ты относишься к Тому Сойеру? Какое у тебя сложилось впечатление о нём?
Том Сойер остроумный сирота двенадцати лет, которого воспитывает тётя Полли.
Он показался мне решительным и настойчивым, привыкшим добиваться своего. Том пошёл на наказание, чтобы быть рядом с Бекки, девочкой, которая ему очень нравилась. И он сумел понравиться Бекки.
Том интересный мальчик, смелый и обаятельный. Мне он очень нравится.
22. Напиши ассоциации к слову Рождество.
Ассоциации: праздник, зима, ёлка, подарки, звезда, веселье, смех, радость.
23. Какие чувства у тебя вызывает праздник Рождества?
Праздник Рождества несёт радость, счастье. Это очень весёлый праздник, на нём нет места грусти. Всё счастливы, всем дарят подарки, зажигается ёлочка и все танцуют.
24. Какое впечатление произвела на девочку рождественская история? Запиши свои мысли.
Эта история произвела на девочку огромное впечатление, она показалась ей чудом. И это чудо девочка запомнила на всю жизнь.
25. Ты прочитал произведения раздела «Зарубежная литература». Что ты узнал нового, чему научился, что вызывает у тебя трудности.
Я могу: пересказывать интересные эпизоды от лица героев; составлять рассказ о герое и высказывать своё отношение к нему; составлять отзыв; пользоваться списком рекомендаций для выбора книг.
26. Прочитай текст «Том украдкой посещает родной дом». Раздели текст на части. Подчеркни опорные слова. О чём самом главном говорится в каждой части? Составь план и запиши его.
27. Перескажи текст, используя опорные слова.
Пример пересказа текста «Том украдкой посещает родной дом по опорным словам можно посмотреть, перейдя по ссылке.
28. Прочитай текст «Издатель к читателю». Определи слова, которые рассказывают о герое. Какую главную черту характера Гулливера описывает автор? Найди подтверждение в тексте. Нравится ли тебе эта черта характера?
О герое рассказывают слова: обстоятелен, правдивостью.
Главная черта характера Гулливера: правдивость. Про него говорят: «Это так же верно, кк если бы это сказал мистер Гулливер».
Мне нравится правдивость. Я сама стараюсь быть честной и никогда не обманывать.
29. Запиши, о каких путешествиях Гулливера идёт речь.
Речь идёт о путешествиях в Лилипутию, в страну Великанов и прочие страны.
30. Выскажи своё мнение о герое произведения Свифта.
Мне кажется, что Гулливер находчивый, смелый, любит рисковать. Он умный, много знает и умеет. Он любит Родину, но стремится испытать что-то новое и поэтому много путешествует.
31. Обратись к содержанию учебника. С какими произведениями зарубежной литературы ты познакомился? Запиши, какие другие произведения ты читал.
Я познакомилась с романом «Путешествия Гулливера», сказкой «Русалочка», повестью «Приключения Тома Сойера», рассказами «В Назарете» и «Святая ночь».
Я читала много сказок Андерсена, Перро, братьев Гримм. Читала книгу Барри «Питер Пен», сказку «Волшебная страна Оз» и многое другое.
32. Напиши отзыв на прочитанное произведение. Сначала вспомни, как писать отзыв и дополни план.
Отзыв на книгу «Питер Пэн» и план отзыва можно посмотреть, перейдя по ссылке.
33. Подготовьте презентацию к разделу «Зарубежная литература». Выберите тему:
«Выставка книг», «Любимые авторы», «Герои иностранных книг», «Любимое произведение».
Составьте план презентации.
План проведения презентации по указанным темам можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Автор На чтение 9 мин. Опубликовано
Книга «Питер Пэн» Дж. М. Барри в этом году будет основным произведение к конкурсу «Пегас» 2021 год для учеников 3-4 классов.
- Викторина Питер Пэн: ответы на вопросы
- 1. Кто автор сказки о Питере Пэне?
- 2. К какой литературе относится сказка «Питер Пэн»?
- 3. В каком году Джеймс Барри написал пьесу «Питер Пен»?
- 4. Книга Дэйва Барри и Ридли Пирсона, повествующая о приключениях Питера Пена до встречи с Венди, называется «Питер Пен и…»:
- 5. Зачем зашла мама к Венди, прежде чем пойти на званный вечер?
- 6. Чем был взволнован отец перед званным вечером?
- 7. Чем Питер Пэн пытался приклеить свою тень?
- 8. Где живёт Питер Пэн, где находится страна Нетинебудет (NeverLand)?
- 9. Как Нэна оторвала тень Питера?
- 10. Сколько лет Питеру?
- 11. Что рассказал Питер Пэн о себе Венди?
- 12. Почему Питер сбежал из дома в свой день рождения?
- 13. С кем жил Питер в Кенсингтонском саду?
- 14. Как звали фею в сказке про Питера Пэна?
- 15. Как разговаривают феи?
- 16. Что подарила Венди Питеру за то, что он её защищает?
- 17. Как назывался остров в любимой сказке Венди, которую она рассказывала мальчишкам?
- 18. Зачем Питер звал Венди на остров?
- 19. Кем стала Венди для мальчишек на острове Нетинебудет?
- 20. Что нужно было сделать, чтобы полететь?
- 21. Что ели Питер и Венди во время пути к неизвестному острову?
- 22. Почему у Джеймса Крюка было прозвище крюк?
- 23. Почему фея Динь-Динь чуть не умерла?
- 24. Кого боялся Крюк?
- 25. За кого приняли Венди мальчишки?
- 26. Что спасло Венди жизнь, когда в неё попала стрела?
- 27. На острове Венди расстраивалась из-за того, что Джон и Майкл:
- 28. Как мальчики и Венди попадали в подземный дом?
- 29. Что заменяло в подземном доме табуретки?
- 30. Венди была мамой, а кто был папой?
- 31. Почему Питер Пэн хотел, чтобы Венди стала мамой для всех всех потерянных мальчишек.?
- 32. Как Питер Пен спас дочь индейского вождя Тигровую Лилию от пиратов?
- 34. Когда обещал освободить Венди и мальчишек капитан Крюк?
- 35. Зачем Венди летала к Питеру раз в год весной?
- 36. Что стало с Питером, когда он вырос?
- 37. Что случилось с Венди, Джоном и Майклом в конце повести?
- 38. Что обнаружил Питер Пэн, после своего возвращения с острова к Венди?
- 39. Что становится с Питер Пэном в конце сказки?
- 40. В каком жанре написана сказка о Питере Пэне?
- Ответы на викторину Питер Пэн
- Скульптуры Питера Пэна
- История персонажа
- Аудиокниги
- Смысл названия
- Синдром Питера Пэна
- Психологический портрет Питера Пэна
- Отличия инфантилов и кидалтов
Викторина Питер Пэн: ответы на вопросы
В рамках подготовки к конкурсу, предлагаем вам пройти тест по знанию произведения Дж. М. Барри.
1. Кто автор сказки о Питере Пэне?
2. К какой литературе относится сказка «Питер Пэн»?
3. В каком году Джеймс Барри написал пьесу «Питер Пен»?
4. Книга Дэйва Барри и Ридли Пирсона, повествующая о приключениях Питера Пена до встречи с Венди, называется «Питер Пен и…»:
5. Зачем зашла мама к Венди, прежде чем пойти на званный вечер?
6. Чем был взволнован отец перед званным вечером?
7. Чем Питер Пэн пытался приклеить свою тень?
8. Где живёт Питер Пэн, где находится страна Нетинебудет (NeverLand)?
9. Как Нэна оторвала тень Питера?
10. Сколько лет Питеру?
11. Что рассказал Питер Пэн о себе Венди?
12. Почему Питер сбежал из дома в свой день рождения?
13. С кем жил Питер в Кенсингтонском саду?
14. Как звали фею в сказке про Питера Пэна?
15. Как разговаривают феи?
16. Что подарила Венди Питеру за то, что он её защищает?
17. Как назывался остров в любимой сказке Венди, которую она рассказывала мальчишкам?
18. Зачем Питер звал Венди на остров?
Быть его сестрой Рассказать как дела дома Быть его мамой Рассказывать сказки
19. Кем стала Венди для мальчишек на острове Нетинебудет?
20. Что нужно было сделать, чтобы полететь?
21. Что ели Питер и Венди во время пути к неизвестному острову?
22. Почему у Джеймса Крюка было прозвище крюк?
23. Почему фея Динь-Динь чуть не умерла?
24. Кого боялся Крюк?
25. За кого приняли Венди мальчишки?
26. Что спасло Венди жизнь, когда в неё попала стрела?
27. На острове Венди расстраивалась из-за того, что Джон и Майкл:
28. Как мальчики и Венди попадали в подземный дом?
29. Что заменяло в подземном доме табуретки?
30. Венди была мамой, а кто был папой?
31. Почему Питер Пэн хотел, чтобы Венди стала мамой для всех всех потерянных мальчишек.?
32. Как Питер Пен спас дочь индейского вождя Тигровую Лилию от пиратов?
33. Какое название было у пиратского корабля?
34. Когда обещал освободить Венди и мальчишек капитан Крюк?
35. Зачем Венди летала к Питеру раз в год весной?
36. Что стало с Питером, когда он вырос?
37. Что случилось с Венди, Джоном и Майклом в конце повести?
38. Что обнаружил Питер Пэн, после своего возвращения с острова к Венди?
39. Что становится с Питер Пэном в конце сказки?
40. В каком жанре написана сказка о Питере Пэне?
Ответы на викторину Питер Пэн
Скульптуры Питера Пэна
Питер Пэн в Кенсингтонских садах Первая статуя, изображавшая Питера Пэна, была заказана самим писателем скульптору Дж. Фрамптону и установлена ночью 30 апреля 1912 года в Кенсингтонских садах как первомайский сюрприз для лондонской детворы. Скульптура называется — «Питер Пэн, мальчик, который не хотел взрослеть». Парламент обвинил Барри в саморекламе. Однако, несмотря на скандал, статуя осталась в королевском парке.
Читайте также: Интересные факты из жизни Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
Из оригинальной формы было отлито ещё шесть скульптур, которые установлены в разных городах мира — в Ливерпуле (Англия), Брюсселе (Бельгия), Камдене (США), Перте (Австралия), Торонто (Канада) и в Боуринг-Парке (англ.)русск. города Сент-Джонс (Ньюфаундленд, Канада).
История персонажа
Нередко главными действующими лицами в произведениях литераторов становятся дети. Но это не значит, что такие книги предназначены для категории юных читателей, например, в том же «Гарри Поттере» Джоан Роулинг можно проследить политический подтекст.
Питер Пэн и Венди с братьями
Вот и вечно молодой персонаж Питер Пэн нужен для того, чтобы показать родителям классическую проблему отцов и детей. Но эта сказка подходит и маленьким любителям книг: ребятишки окунаются в волшебную страну Нетландию, которая противопоставлена скучным и прозаическим будням взрослых людей.
Аудиокниги
Питер Пэн Аудиоспектакль. 1 ч. Читают Николай Караченцов и др. Бесплатный отрывок: Николай Караченцов и др. 1 ч 00 мин Питер Пэн Аудиокнига. 4 ч 49 мин. Читает Ксения Большакова. Бесплатный отрывок: Ксения Большакова 4 ч 49 мин Питер Пэн и Венди Аудиокнига. 6 ч 24 мин. Читает Александр Котов. Бесплатный отрывок: Александр Котов 6 ч 24 мин Peter Pan Аудиокнига. 6 ч 22 мин. Читает Cora McDonald. Бесплатный отрывок: Cora McDonald 6 ч 22 мин
Смысл названия
Произведение Барри «Питер Пэн» уже много лет считается самый известной книгой для детей. На английском она носит название «Peter Pan». История о мальчике, который не взрослеет, покорила множество маленьких читателей. Книге был сделан перевод на несколько языков. Главный герой стал самым узнаваемым персонажем. Но это знаменитая сказка содержит в себе весьма недетский смысл.
Название самой книги приводит к главному герою сказки. Очаровательный мальчик, который радуется своему детству, приключениям и фантазиям, он не хочет взрослеть. Мало кто может предположить, что у этого персонажа есть реальный прототип.
Джеймс Мэтью Барри. Фотография Герберта Роуз Барро. 1892 год National Portrait Gallery Джеймс Мэтью Барри (1860–1937) не был детским писателем. Его пьесами и романами, написанными для взрослых, восхищались Томас Харди, Джон Голсуорси Джон Голсуорси (1867–1933) — английский драматург и прозаик, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах»., Генри Джеймс, Марк Твен, Артур Конан Дойл и другие современники. Барри — фигура противоречивая: меланхоличный и молчаливый (иногда до неприличия), он имел множество друзей и легко находил общий язык с детьми.
Барри родился в простой семье — отец был ткачом — в маленьком шотландском городке Кирримьюре и достиг всего, о чем только могли мечтать его родители. Благодаря помощи старшего брата Джеймс закончил Эдинбургский университет. Его писательская карьера была необычайно успешной, он получил титул баронета Баронет
— дворянский титул в Англии, составляющий переходную ступень между низшим и высшим дворянством., был избран ректором Университета Сент-Эндрюс и удостоился многих других почестей. Однако он пережил много потерь и трагедий, и этот надлом пронизывает почти все тексты Барри, включая сказку о Питере Пэне.
Синдром Питера Пэна
термин, обозначающий затянувшееся во времени мальчишество, вызванное боязнью, нежеланием, а потому и неумением мальчика взрослеть.
Питер Пэн — это вечный отрок, душка и обаяшка. При этом ему может быть и тридцать, и сорок, и пятьдесят…
Образ вечно двенадцатилетнего Питера Пэна взят из одноименной повести Джеймса Барри.
Можно назвать три общие причины (в индивидуальном порядке их, безусловно, больше) появления и распространения этого синдрома:
1. Дискредитация «взрослых» ценностей в современном обществе; культивирование образа поверхностного, самодовольного и при любых обстоятельствах сверхудачливого героя.
Ему неизвестно, что такое боль, разочарования, поражения, каждодневная работа, порой утомительная и однообразная, забота о ближнем, которые в реальной жизни всегда были и будут и от которых ещё никто и никогда полностью не был избавлен;
2. Постоянные публичные призывы оставаться «всегда молодым»; своеобразное «дориан-грейство» (термин предложен канадским писателем Дугласом Коуплендом) — желание скрывать признаки старения тела;
3. Ошибки семейного воспитания.
Психологический портрет Питера Пэна
включает такие черты:
1. Эмоциональную заторможенность, незрелость. Его реакции неадекватны: недовольство проявляется в виде ярости, радость — в виде истерики, разочарование — жалости к себе;
2. Социальную беспомощность. У него нет искренних друзей, потому что он сам ни к кому не привязывается. Ему — легкомысленному и по-детски жестокому — трудно понять, как можно чем-то жертвовать для других. Он одинок и часто паникует по этому поводу;
3. Стремление игнорировать проблемы в надежде, что они разрешатся сами по себе. Не признаёт своих ошибок, любит сваливать свою вину на других;
4. Двойственное отношение к матери — раздражение, гнев перемежаются со вспышками нежности;
5. Идеализацию отца, отношения с которым катастрофически не складываются: они далеки друг от друга;
6. Сложные отношения с противоположным полом. Его инфантильность отпугивает девушек. Он долго остаётся девственником, но при этом всё время хвастается своими мнимыми победами над прелестницами.
Сегодня «носителей» синдрома Питера Пэна называют кидалтами.
Кидалт — это великовозрастный ребёнок (от англ. kid — «ребёнок» и adult — «взрослый»), который, независимо от своего фактического возраста, не утратил ни детских замашек, ни присущего подросткам легкомыслия.
Кидалты обожают компьютерные игры, мультфильмы, скутеры и велосипеды, путешествия, посещение всемирно известных парков развлечений; помешаны на автомобилях.
Они причёсываются и одеваются как подростки: носят майки с изображением персонажей мультиков и любимых телегероев. Им свойственно заливисто хохотать и по-детски тараторить, прилюдно плакать от обиды и ждать помощи со стороны.
Впервые понятие «кидалт» было использовано в СМИ в 1985 году, и быстро вошло в употребление. Психологи противились этому, поскольку для «вечных» мальчиков и девочек уже существовал термин — «инфантилы».
Отличия инфантилов и кидалтов
Однако позже специалисты сошлись на том, что кидалты и инфантилы — это не одно и то же.
Инфантилизм представляет собой задержку становления личности: ребёнок растёт, а его поведение и реакции отстают, не соответствуя возрасту. Такой человек не становится взрослым, потому что просто не может этого сделать.
Кидалт — может, но не хочет, не считает нужным для себя.
На вопрос «Почему?», как правило, отвечает: «Потому что быть взрослым скучно».
Скучно быть серьёзным, брать на себя ответственность и обязательства, стареть, решать повседневные проблемы.
Значительно веселее превратить свою жизнь в вечный праздник — с хлопушками, каруселями, размахиванием саблей, сидя на деревянном коне.
Психологи утверждают, что кидалты интуитивно нашли себе удобную «нишу», под сенью которой могут прекрасно снимать стресс и противостоять фобиям, одолевающим современных горожан.
Хотя рано или поздно им приходится пожинать плоды своей безответственности — люди стареют, как бы они этого не хотели. Отчаяние, депрессия и одиночество — вот удел большинства кидалтов в преклонном возрасте.
Взросление (процесс психический) и старение (процесс биологический) идут рука об руку.
Становиться старше и не взрослеть — нелепо. Становиться старше и тешить себя иллюзией, что не стареешь, — тоже. Зачем обманывать себя?
Неоднозначный отрезок в жизни клуба.
Витория оказался мягким добряком
Команда его слушала, но не услышала. Первое впечатление не подвело, а человечность без волевых решений подставила. Не новая история для московского клуба. Мягкий Кононов изначально был плохим тренером для «Спартака», пиджак не по размеру. Каррера держался достойно, а Федун и Салихова за него не заступились в споре ОПГ агентов и ветеранов.
Витория пришел в «Спартак» тренером, а не менеджером. Не вмешался в перепалку Попова и Салиховой, остался без спортивного директора. Ему не привезли чистокровного правого латераля вместо Рассказова. Кофрие больше похож на ставку «Сочи», а не клуба с трансферным бюджетом «красно-белых». Диспетчер в центре поля – хавбек с пасом, не появился, а Хендрикс не умеет отдавать передачи в финальную треть.
Витория по-доброму, без искры смотрел на все, что происходило в клубе. Плыл по течению, ждал компенсацию. При живом тренере, который отбирал очки у «Лестера» и «Наполи», искали нового наставника. Жуть ведь. Терпеливый португалец выбрал неверную стратегию поведения для выживания в клубе. Стать мучеником в глазах фанатов в «Спартаке» легко. Но отдает мазохизмом провозглашение всех подряд святыми.
Пусть сначала поставят команде чемпионский футбол для борьбы за титул до последнего тура, а уже после этого можно рисовать если не нимб, то шлем легата легиона. Вот вы ведь смотрите матчи «Спартака», видите футбол, которому можно завидовать? Лучший прессинг первым номером в РПЛ у «Краснодара». Самая результативная атака – у «Зенита». «Динамо» — самое талантливое, а «Сочи» самый организованный. Витория не обозначил чемпионский аргумент «Спартака», хотя поймал удачу в еврокубках.
Непонятно, во что играет «Спартак»
Сегодня фанаты «красно-белых» на волне выезда в Варшаву скандировали фамилию португальца. Но давайте смотреть на непосредственную работу. С порога португалец решил, что Тедеско – дилетант, поэтому надо демонтировать его тактику полностью и поставить португальскую. Но Витория в этом случае показал неумение копать глубже весны, когда «Спартак» был второй, а не девятой командой РПЛ.
На сборах Тедеско ставил игру в четыре защитника. Бакаев в основе, как любит Руй. Потом с Доменико обкатали подход в официальных матчах. Фомин и Тюкавин выбили «Спартак» из Кубка России, а «Рубин» нанес фавориту поражение 0:2 в Москве. Тедеско быстро понял, что четыре в линию не работают, игроки ошибаются, что так им лучше. Витория наивно подумал, что его тренерский опыт перевесит тягу «красно-белых» к хаосу в обороне.
В результате даже сегодня против «Сочи» не увидели именно команду Руя, хотя желание попрощаться по-человечески было. Свободные зоны перед вратарем оставили. Увидели обычный слабо контролируемый «Спартак». Когда Жиго и Джикия в ударе – пропускали мало, начал ошибаться Максименко и опорная зона – поплыли. Ужасно сыграли в Санкт-Петербурге, а это лакмусовый матч.
Форварда Жиго видели и раньше, не новость. Выход в атаку через длинные передачи, которыми злоупотреблял Тедеско, Руй не заменил на роскошный билд-ап. В результате форварды сами по себе хорошие, а у Ларссона к зиме один гол в Лиге Европы. Кстати, в этом турнире без подвигов Селихова могли нарваться на «Барселону», финишировав на втором месте. «Спартак» и четвертым мог оказаться, лидерство получилось нервным.
Нет побед в РПЛ и прогресса игроков
Зобнин и Умяров не полузащита мечты. Оба не смогут поблагодарить Виторию за бесценные персональные подсказки, изменившие Роману и Наилю карьеры. Мозес активничает, но Виктор малопродуктивный у чужих ворот в чемпионате. Промес еще хуже, хотя класс очевиден. Айртон слишком часто ошибался в защите, и в атаке не Александер-Арнольд.
Понятно, почему увольнение тренера, который вел в дни переговоров с Ваноли борьбу за первое место в группе Лиги Европы, кажется глупым части фанатов, даже петиции создают в поддержку Руя. Понятны симпатии к человеку Витории – неплохой дядька, еще до приезда тренера в Москву так и писали. Португальцы не обманывали, описывая отца немаленькой семейки. Но где результаты именно тренерской работы?
С «Наполи» и «Лестером» сыграли на эмоциях, там нет идеального плана наставника, который сработал от начала до конца. Оба матча против «Легии» были некачественными. Хотя и спаслись на последних секундах – ответ на неудачу в концовке в московском матче. Видели «отскоки» в РПЛ, но по-настоящему цельные и сильные матчи можно посчитать по ногам пирата. Возможно, реально крутого тренерского матча не было вообще.
Смешно, но против «Рубина» в первом поединке по чуждой составу схеме Витория сыграл неплохо, на эмоциональной волне после успешных летних спаррингов. Но проиграл, а дальше был один неоднозначный поединок за другим. Легкости у «Спартака» нет, хотя при Тедеско случались поединки, когда москвичи знали, что делать. И кейс Ларссона показательный. Лучший игрок прошлого сезона у Витории исчез из перечня героев.
Ваноли и Каттани – два кота в мешке
Тренеры нередко становятся заложниками привычек. Руй Витория работал в клубах, где все тикает, как часы без бомбы. «Витория» и «Бенфика» организованы для наставников круче, чем «Спартак». Во втором случае еще и на багаже Жезуса выезжал. В Саудовской Аравии он просто зарабатывал, поэтому не переживал. Не подошли обстоятельства – уехал в Москву. И нарвался на клуб, где ты или со всеми воюешь, или проиграешь.
Первое место в Лиге Европы стало скорее наградой фанатам и футболистам, которые не всегда заслуживают традиционную судьбу «Спартака». А вот девятая строчка в РПЛ – отражение того, что творят руководители москвичей годами. Выбирали главным тренером миллионера, который садился пьяным за руль. Яркий маркер, что нельзя доверять такому специалисту миллиардный проект. Назначали странного помощника в штаб наставника-чемпиона…
Гоняли туда-сюда спортивных директоров. Пригласили сына экс-главы РПЛ. Ничего не сделали, чтобы спорные агенты обходили «Спартак» стороной. Теперь берут помощника Конте, поскольку другой его ассистент неожиданно сделал «красно-белых» чемпионом, словно выбирают наставника после визита к шарлатанке-гадалке. Витория, конечно же, заложник чужого абсурда. Но если Каррера и Тедеско пытались понять «Спартак», то о Витории того же не скажешь.
Как сработают новый спортивный директор и свежий тренер Ваноли? Никто не ответит предметно, назначают малоизвестного ассистента в надежде, что ему крупно повезет и пропадет суета. А «Спартак» Витории структурно, тактически и стратегически запомнится ни рыбой, ни мясом, хотя и стал костью в горле «Легии», «Лестера» и «Наполи».