Сказка писахова налим малиныч

Инфоурок литература презентациивнеклассное занятие кладовая сказок с.писахова описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: степан григорьевич писахов1879

Инфоурок

Литература
ПрезентацииВнеклассное занятие «Кладовая сказок С.Писахова»

Степан Григорьевич Писахов 1879 – 1960 Выполнила студентка 4 курса профиля...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Степан Григорьевич Писахов 1879 – 1960 Выполнила студентка 4 курса профиля

    Описание слайда:

    Степан Григорьевич Писахов

    1879 – 1960

    Выполнила студентка 4 курса
    профиля «Литература»
    Ипатова Лидия Александровна

  • 2 слайд

    Родился в Архангельске От отца унаследовал дар художника, а от деда умение ск

    Описание слайда:

    Родился в Архангельске
    От отца унаследовал дар художника, а от деда умение сказки складывать
    В детстве мечтал стал художником

  • 3 слайд

    «Сосна, пережившая бури» «Серебристый день» «Берег Белого моря» «Прибрежные с

    Описание слайда:

    «Сосна, пережившая бури»
    «Серебристый день»
    «Берег Белого моря»
    «Прибрежные сосны»

  • 4 слайд

    В 1902 г. поступил в художественное училище в Петербурге. В 1905 г. за вол

    Описание слайда:

    В 1902 г. поступил в художественное училище в Петербурге.
    В 1905 г. за вольнодумство исключили из училища и лишили права продолжать художественное образование в России
    Два года путешествовал по дальним странам: Греция и Италия, Франция. Именно вдали от родины Писахов понял, что не может жить без Севера
    Писахов почти 25 лет проработал в школе.
    Преподавал рисование с 1928 года в 3, 6, 15 школах г. Архангельска.

  • 5 слайд

    Первая сказка “Не любо – не слушай” была опубликована в 1924 году в сборнике

    Описание слайда:

    Первая сказка “Не любо – не слушай” была опубликована в 1924 году в сборнике “На Северной Двине”.
    В 1938 г. вышла целая книга сказок.
    В 1939 г. Писахов был принят в Союз писателей.

  • 6 слайд

    Образ Сени Малины имел реальный прототип. В деревне Уйма жил весёлый сказочн

    Описание слайда:

    Образ Сени Малины имел реальный прототип. В деревне Уйма жил весёлый сказочник Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу Малина.

  • 7 слайд

    Викторина

    Описание слайда:

    Викторина

  • 8 слайд

    I тур«Творческая биография писателя»

    Описание слайда:

    I тур
    «Творческая биография писателя»

  • 9 слайд

    В каком городе всю жизнь прожил С.Писахов? Ответ: Архангельск

    Описание слайда:

    В каком городе всю жизнь прожил С.Писахов?

    Ответ: Архангельск

  • 10 слайд

    Какой предмет преподавал С. Г. Писахов? Ответ:рисование

    Описание слайда:

    Какой предмет преподавал
    С. Г. Писахов?

    Ответ:рисование

  • 11 слайд

    Кем мечтал стать писатель? Ответ: художником

    Описание слайда:

    Кем мечтал стать писатель?

    Ответ: художником

  • 12 слайд

    Как называется его первая сказка, вышедшая в 1924 году? Ответ: «Не любо – не

    Описание слайда:

    Как называется его первая сказка, вышедшая в 1924 году?

    Ответ: «Не любо – не слушай»

  • 13 слайд

    Кто был прототипом героя Сени Малины? Ответ: Семен Кривоногов

    Описание слайда:

    Кто был прототипом героя Сени Малины?

    Ответ: Семен Кривоногов

  • 14 слайд

    В каком году Писахов был принят в Союз писателей? Ответ: в 1939 г

    Описание слайда:

    В каком году Писахов был принят в Союз писателей?

    Ответ: в 1939 г

  • 15 слайд

    II тур

  • 16 слайд

    Какой сказке принадлежит иллюстрация? «Морожены волки»

    Описание слайда:

    Какой сказке принадлежит иллюстрация?

    «Морожены волки»

  • 17 слайд

    Какой сказке принадлежит иллюстрация? «Морожены песни»

    Описание слайда:

    Какой сказке принадлежит иллюстрация?

    «Морожены песни»

  • 18 слайд

    Какой сказке принадлежит иллюстрация? «Налим – Малиныч»

    Описание слайда:

    Какой сказке принадлежит иллюстрация?

    «Налим – Малиныч»

  • 19 слайд

    Какой сказке принадлежит иллюстрация? «Апельсин»

    Описание слайда:

    Какой сказке принадлежит иллюстрация?

    «Апельсин»

  • 20 слайд

    II тур

  • 21 слайд

    Из какой сказки цитата? «На работе песня — подмога, на гулянье — для пляса, в

    Описание слайда:

    Из какой сказки цитата?

    «На работе песня — подмога, на гулянье — для пляса, в гостьбе — для общего веселья»

    «Морожены песни»

  • 22 слайд

    Из какой сказки цитата? «Свету — что в проруби, да скрозь лед чуть-чутошно со

    Описание слайда:

    Из какой сказки цитата?

    «Свету — что в проруби, да скрозь лед чуть-чутошно сосвечиват.
    Ко дну иду и вижу — рыба всяка спит. Рыбы видимо-невидимо»

    «Налим Малиныч»

  • 23 слайд

    Из какой сказки цитата? «Наш край летом богат светом. Солнце круглосутошно. А

    Описание слайда:

    Из какой сказки цитата?

    «Наш край летом богат светом. Солнце круглосутошно. Апельсины незамедлительно поспели»

    «Апельсин»

  • 24 слайд

    Из какой сказки цитата? «Вторы сутки прошли, и третьи пошли. Мороз градусов н

    Описание слайда:

    Из какой сказки цитата?

    «Вторы сутки прошли, и третьи пошли. Мороз градусов на двести с хвостиком»
    «Морожены волки»

  • 25 слайд

    III турЛитературоведческий

    Описание слайда:

    III тур
    Литературоведческий

  • 26 слайд

    Какую сказку можно отнести к сказкам о животных? «Морожены песни» «Морожены в

    Описание слайда:

    Какую сказку можно отнести к сказкам о животных?

    «Морожены песни»
    «Морожены волки»
    «Наполеон»

  • 27 слайд

    Какой прием использовал автор? «Медведь это на задни лапы выстал, запотягивал

    Описание слайда:

    Какой прием использовал автор?

    «Медведь это на задни лапы выстал, запотягивался, ну вовсе как наш брат мужик..»

    Ответ: сравнение

  • 28 слайд

    Какой прием использовал автор? «Я разгорячился! Я разгорячился!» Ответ: повтор

    Описание слайда:

    Какой прием использовал автор?

    «Я разгорячился! Я разгорячился!»

    Ответ: повтор

  • 29 слайд

    Какой прием использовал автор? «В стары годы морозы жили градусов на двести,

    Описание слайда:

    Какой прием использовал автор?

    «В стары годы морозы жили градусов на двести, на триста. На моей памяти доходило до пятисот. Старухи сказывают — до семисот бывало, да мы не очень верим»

    Ответ: гипербола

  • 30 слайд

    Какой прием использовал автор? «морожены слова веселыми стайками перелетали о

    Описание слайда:

    Какой прием использовал автор?

    «морожены слова веселыми стайками перелетали от дома к дому да через улицу»

    Ответ: олицетворение

  • 31 слайд

    Домашнее заданиестанция «Я творец»сочинить северную сказку (до 10 предложен

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    станция «Я творец»
    сочинить северную сказку
    (до 10 предложений).
    1вариант: валенки, сугробы, олени, рукавицы, мороз;
    2 вариант: клюква, журавль, болото, муравейник, грибы.
    Прочитать сказки Шергина о Шише
    («Рифмы», «Шиш показывает барину нужду», «Шиш –сказочник», «Шиш и трактирщица» )

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Внеклассное занятие «Кладовая сказок С.Писахова»

  • Презентация к уроку лебедушка-С. Есенин

  • Презентация по литературе на тему «Легенды и мифы удмуртского народа»

  • Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Стихотворение «Россия». Образ России и художественные средства его создания.

  • Пезентация урока литературы в 5 классе по повести В. Крапивина «Дети синего фламинго»

  • Конспект урока в 5 классе по литературе. А. П. Платонов. «Никита»

  • Презентация к уроку. Литературная гостиная. С.Есенин.

  • Урок. Литературна гостиная. С. Есенин.

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448506 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Брин-Наволоцкая средняя школа»

Областной
творческий конкурс

«Чародей
Севера», посвящённый 140-летию со дня рождения С.Г.Писахова

Работу выполнили: обучающиеся 8 класса
МБОУ «Брин-Наволоцкая средняя школа» Железова Маргарита, Лесникова Виолетта,
Макарова Ангелина, Митягина Мария,

Смирнова Вероника. 

Руководители: Выдрина Зоя Анатольевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Брин-Наволоцкая средняя школа»;
Тарасова Мария Васильевна, родитель.

Адрес: 164550, Архангельская область,
Холмогорский район, п. Брин-Наволок, улица Набережная, д.23, тел. 8 (818 30)
20028.

п. Брин-Наволок

2019

 Он в старом корабле летал

 Не по волнам, а в поднебесье,

 Слагал «мороженые песни» –  И Север в
сказках расцветал!

В.Беднов Введение

Сказки Степана Писахова – чудо! Озорные, мудрые, они
отображают самобытную картину нравов Русского Севера, красоту природы, суровый
быт поморов. Степан Григорьевич Писахов – «колдун слова», «оберегатель Севера,
его хранитель». Писаховские сказки очаровали нас, покорили неуёмной фантазией и
ярким образным языком, поэтому в память о нашем земляке, великом сказочнике,
талантливом художнике, мы решили создать кафе «Налим Малиныч».

Цель проекта:

1.                
Через интерьер кафе познакомить жителей и гостей города с эпохой
конца XIX – начала XX веков: строительная оболочка, предметное наполнение,
функциональные процессы, формирующие чувственно-психологическую атмосферу.

2.                
Создать меню кафе, отражающее кулинарные традиции Русского
Севера, широко представленные в сказках С.Писахова.

3.                
Содействовать популяризации творчества С.Г.Писахова через
обращение к сказкам автора (герои, отрывки из сказок, блюда), его
художественным картинам и фотографиям из семейного архива.

Описание работы Фасадный вид входа

Фасадный вид входа выполнен в стиле народного зодчества с
элементами резьбы по дереву и цветными мотивами на стене. На резных столбиках
располагается узорная крыша. Между столбиками – разноцветная радуга, внутри
которой массивная дверь с железной ручкой. Чуть выше находится вывеска «кафе
Налим Малиныч» с усами и хвостом. Имитированные окна украшены деревянными
резными наличниками. За стеклом куклы-игрушки: две подружки пьют чай, Сеня
Малина держит в руках налима. Игрушки, созданные по мотивам сказок С.Писахова,
можно менять (Приложение 1). Интерьер кафе

Стены покрыты светло-зелёной краской, белый потолок украшен
лепниной, пол – деревянное покрытие, стилизованное под паркет. Справа, у окон,
стоят три круглых стола, около которых по три стула с мягкой обивкой, между
окнами настенные лампы. Прямо находятся четыре квадратных стола, по четыре
стула у каждого. Сверху спускаются абажуры. Все столы покрыты белыми
скатертями, украшенными по краям северной вышивкой. На столешницах лежат
стёкла, под которыми располагаются отрывки из сказок С.Писахова (их можно
менять). Слева от барной стойки стеклянная витрина с пирогами, справа дверь,
ведущая на кухню. 

Слева, в углу, у центральной стены находится точёная
тёмно-коричневая лакированная этажерка с четырьмя ярусами, на полках статуэтка,
граммофон, книги конца XIX – начала XX веков. В правом углу апельсиновое
дерево. Ствол выполнен из древесины, от него отходят три-четыре ветви, среди
листьев апельсины. Остальная часть дерева прорисована на стене. Ствол в нижней
части помещён в спасательный круг. Между этажеркой и деревом на центральной
стене картины С.Писахова (Приложение 2).

У входа лежат коврики, имитирующие половики с северным
тканым узором, на резиновой основе. Справа от двери вешалка с предметами
(чайка, шляпа и трость), символизирующими присутствие Степана Писахова в кафе.
Около стены диваны с мягкой обивкой. На стенах чёрно-белые фотографии с видами
Архангельска, Уймы, Соломбалы, улицы Чумбарова-Лучинского конца XIX – начала XX
веков, фотографии из семейного архива Писахова (Приложение 3).

Меню

В сказках писателя такое обилие блюд, что диву даёшься! В
них мы находим перечень северных блюд на первое, второе, третье. «На
первое жиденька овсянка с луком, грибовница с крупой, лукова похлебка» (сказка
«Как купчиха постничала»), уха из налима (сказка «Налим Малиныч»), уха из
трески (сказка «На треске гуляли»), а в сказке «Кислы шти» Малина говорит о
том, как угощал гостьюшку «кислыми штями – это квас такой бутылошный».

«На второе: грузди жарены, брюква печеная» (сказка «Как
купчиха постничала»), «парена репа» (сказка «Терпенье лопнуло»), жареная
говядина (сказка «Рыбы в раж вошли»), гуси (сказка «Гуси»).

Какая только рыба не представлена в сказках! Треска,
палтус, сёмга, стерлядь, налим, навага, «мелка рыбёшка». А из неё уха и
северные пироги: пирог с треской, с палтусиной, а также с шепталой (сушеные
персики, курага), с морошкой и «всяческо друго печенье и варенье» (сказка
«Зажигалка»). В других сказках северное печенье дополняется узорными пряниками,
колобами, шаньгами (сказки «Пряники», «С промыслом мимо чиновников», «Месяц с
небесного чердака»). Блины ели: «и со сметаной, и с икрой, с сёмгой, с
грибочками, с селёдочкой, с мелким луком, с сахаром, с вареньем (сказка «Как
купчиха постничала»).

В сказке «Сила моей песни плясовой» упоминаются овощи:
картошка, брюква, свёкла, хрен, редька, морковь, капуста, горох. Из напитков:
чай (сказка «Подруженьки»), квас, кисель квасной, гороховый, малиновый (сказка
«Как купчиха постничала»), кофе (сказка «Зажигалка»). 

Таким образом, проанализировав блюда, представленные в
сказках Писахова, мы составили своё меню (Приложение 4). По мотивам сказки
«Морожены песни» предлагаем десерт: мороженое «Летняя мечта», «Льдинка»,
«Шоколадный мусс».

Заключение

В сказке «Как наряжаются» Сеня Малина, уходя с гостьбы,
говорит хозяевам: «…И к нам милости просим гостить, мимо не обходить». Вот и мы
приглашаем жителей и гостей города Архангельска в кафе «Налим Малиныч».

Сценарий окружной игры по творчеству С. Г. Писахова.

Учитель – Осенихина Людмила Павловна.

МБОУ СШ №77

 г. Архангельска.

Цель: обобщить знания детей о творчестве северного писателя С.Г.Писахова.

Задачи:

  1. формировать познавательный интерес к творчеству писателей своего родного края;
  2. расширить кругозор учащихся;
  3. развивать   интеллектуальные и коммуникативные   способности детей: память, речь, наблюдательность, умение работать в команде.

Игра проводится по станциям. В игре принимают участие сборные команды учащихся 5-6 классов (по одной от каждой школы).

На каждой станции команды выполняют задания, чтобы набрать определённое количество баллов и получить слово-подсказку.

Подготовительный этап.

Школы получают приглашение на игру. Формируют команды. Участники команд должны знать биографию Писахова, его картины, сказки. А также особенности «северной говори».

Для проведения игры понадобится компьютер, экран, презентация, раздаточный материал (в Приложении). В качестве ведущих на станциях задействованы учащиеся 9 классов. В жюри приглашаются педагоги из школ.

Начало игры.

Все команды с педагогами собираются в зале или кабинете для инструктажа, который проводит один из организаторов игры.

Добрый день, уважаемые участники игры, уважаемые педагоги. Сегодня мы опять вспоминаем творчество нашего замечательного земляка – Степана Григорьевича Писахова. (На экране портрет писателя.) Начать наш разговор хочется словами Ю. Мориц. (На экране воспроизводится текст стихотворения с пропусками:

А что Степан Писахов нам ….,

Слагая сказочки на … языке,

Останется … в русской прозе

Сиять, как …, на жестоком сквозняке,

Где гаснут откровенья …,

Слагающих цитатный пантеон,

Но свеж , как небо, нецитатный … —

Степан Писахов, он из ряда вон!

Да вот беда: из текста стихотворения исчезли некоторые слова. Что же нам делать? Ну конечно! Здесь же собрались знатоки творчества Степана Григорьевича! Ребята, вы сможете восстановить этот текст. Но для этого надо пройти по станциям и выполнить задания, чтобы получить слова-подсказки. Готовы? Тогда в путь! Каждая команда получит маршрутный лист и отправится по станциям. А когда пройдёте все испытания, мы встретимся здесь и подведём итоги. Удачи!

Команды получают у организатора маршрутные листы и отправляются в путь.

1 станция. Биография.

Задание по биографии С. Г. Писахова. 10 вопросов – 13 балов. Слово – подсказка(«сморозил») даётся за 5 баллов.

  1. Год Пейсах – что означают эти слова и какое отношение имеет к ним Писахов? ( Отец писателя, еврей Год Пейсах, крестился в православие и стал Григорием Михайловичем Писаховым.)

1 балл

  1. Какое отношение имеет Писахов к купечеству? ( В Архангельске Григорий Писахов женился, записался в купеческую гильдию.)

1 балл

  1. Писахов должен был стать профессиональным сказочником. Почему? (Брат бабушки, дед Леонтий, был профессиональным сказочником-рассказчиком.)

1 балл

  1. Согласно материалам Первой Всероссийской переписи населения 1897 года, в семье 49-летнего купца были жена Ирина Ивановна, 45 лет, сын Степан, 17 лет, и дочери Таисья, Серафима и Евпраксинья, соответственно 18, 13 и 11 лет. Но ведь у Писахова был старший брат. Почему о нём нет упоминания в этом документе? (Старший брат Павел в переписи не указывался: к тому времени он сбежал в Америку.)

1 балл

  1. Отец пытался приучить мальчика к ювелирным и граверным делам. А чего не одобрял отец? ( Увлечения живописью и чтения.)

2 балла

  1. Какая книга поразила детское воображение писахова? («Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Сервантеса.)

2 балла: название и автор

  1. Книга Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» подогревала желание Писахова убежать из-под опеки отца. Назовите первое место, куда отправляется Писахов – путешественник? (Соловки.)

1 балл

  1. В Риме, в Академии святого Луки, Писахов выставил свои работы, они потрясли зрителей. Чем? (Серебряным сиянием.)

1 балл

  1. Писахов очень много путешествовал по свету, однако всегда возвращался на Север. Какое место особенно привлекало его? (Очень любил бывать на Кий-острове.)

1 балл

  1. Когда была опубликована первая сказка Писахова и как она называлась? (В 1924 году в сборнике «На Северной Двине» была опубликована первая сказка Писахова «Не любо — не слушай…». )

2 балла

2 станция. Улицы Архангельска.

Командам задаются вопросы. 4 блока по 4 вопроса. Ведущие, получив правильный ответ, отмечают на карте Архангельска угаданную улицу. Всего за вопросы команда получает 21 балл. Слово-подсказка («звёздном») даётся за 9 баллов.

1 блок

Поморская – самая известная улица Архангельска.

  1. Как раньше называлась Поморская?

Проезжая, т.к. пронизывала весь город от реки до «мхов»;

Буяновская(Буянова)

2 балла

  1. Почему Буяновская?

Буяновская, т.к. берёт своё начало от пристани (буяна). Есть мнение, что название улица получила по фамилии стрельца, чей дом стоял в начале улицы;

  1. балла
  1. Здесь стоял дом Писаховых. Назовите номер дома?

27

1балл

  1. На углу Поморской и Троицкого проспекта находилась лавка отца Писахова.

Чем занимался отец?

Ювелир.

1 балл

2 блок

1)В Москве есть пешеходная улица Арбат .  А в Архангельске — …?

Чумбаровка.

1 балл

2) Как раньше называлась эта улица?

Большая Мещанская. А затем – Псковский проспект.

  1. балла
  1. Здесь селились купцы и состоятельные горожане. Дом какого промышленника сейчас сохранён как музей?

Усадьба Куницыной.

1 балл

  1. Что связывает эту улицу с именем Писахова?

Памятник самому Писахову. Автор – Сергей Сюхин. И его же проект – памятник Сене Малине.

3 балла

3 блок

  1. В сказке «Налим Малиныч» Сеня отправился посмотреть парад на площадь.

Какую?

Соборную

  1. балл
  1. Почему она так называлась?

Располагалась напротив Троицкого собора

1 балл

     3)Что теперь располагается на месте собора?

Драмтеатр

1 балл

4) Возле собора на берегу располагалась пристань.

Как она называлась?

Соборная, или Красная

1 балл

4 блок

  1. От Соборной площади  по набережной возвращаемся к Поморской.

Как называлась раньше эта улица?

Торговая

1 балл

  1. Почему так называлась?

Здесь шла бойкая торговля , располагались базары и лавки купцов, а также монастырские подворья

  1. балл
  1. На углу Поморской и Торговой улиц  сохранилось историческое здание, ставшее ещё одной частью музейного комплекса Архангельска. Чей это дом?

Дом Плотниковой.

1 балл

4)        Как назывался спуск от Поморской к реке?

Юрьев звоз

  1. балл

3 станция. Переведи слово.

В сказках Писахова часто встречаются диалектные слова. Вам надо их перевести на современный язык.

Команды получают карточку. Где даны слова. Напротив каждого диалектного слова надо написать современное. 10 слов-10 баллов. Слово-подсказка («небесно») даётся за 5 слов.

уйма

паужна

гунушки

шаркунок

взаболь

дакосе

быванье

потемень

вызнялась

штофник

     4  станция. Картины.

Презентация по картинам Писахова(в Приложении). Слово-подсказка («праздник») даётся за 3 балла.

  1. станция. Найди слова.

Даётся фрагмент из сказки. Задание: найти в тексте слова и формы слов, характерные для северного говора.

Я вот сам на лодчонке выскочил в океан (тоже на Мурмане дело было), от артели поотстал да вздремнул, и сон такой ладной завидел, да лодка со всего ходу застопорила разом. Я чуть за борт не вытряхнулся. Протер глаза — я со всего парусного да поветренного ходу на косяк трески налетел.

В беспокойство не вошел: не к чему себя тревожить. Оглядел косяк, глазами смерил — вышло километров на пятьсот. Длинной палкой толшшину узнал — вышло двадцать пять метров. Дело подходяшше: ехать можно. А на тресковой косяк лесу всякого нанесло. Смастерил избушку, огонь развел, уху сварил. Рыба тут. На рыбе еду, рыбу варю. Поел да поспал, поспал да поел. Меня треска и кормит и везет.

Пора бы к дому сворачивать. А весь косяк хвостом мотнул да на север повернул. И понеслись мы мимо Новой Земли, в океан Ледовитой. На льдинах встречных алыми платочками, что жоне с Мурмана вез, знаки свои поставил. Погулял, и домой пора. Досками отгородил от всего косяка клин километров в пять. Высмотрел вожака-рыбу, накинул узду. И так ладно вышло! Правлю, куда надо, весь косяк вожжой поворачиваю. К дому свернул. Шибче парохода шел.

В городе у рыбной пристани углом: пристал. Пристал и почал торговать свежей треской: на что свежее — живая в воде.

  1. слов – 8 баллов. Слово-подсказка («поколений») даётся за 5 слов.

6 станция. Веришь – не веришь.

Командам предлагаются вопросы, на которые надо ответить «верю» или «не верю» и объяснить почему.

Верите ли вы, что…

Пейзажи – это не только картины природы, но бывают и пейзажи души?

(Да.  

Так Писахов называл свои картины)

Верите ли вы, что…

Писахов был награждён золотой медалью?

    (Нет.

 Серебряной. За выставку своих  картин «Север в картинах». Петербург. 1912 г.

Верите ли вы, что…

Слова имеют свой цвет?

   (Да.

Сказка Северно сияние»

Верите ли вы, что…

Белое море так назвали из-за того, что в него пролили сметану?

  (Нет.

Молоко. Сказка уже стала»)

Верите ли вы, что…

Писахов был колдуном?

   (Да.

 Его называли Словесный колдун ( Демьян Бедный)

Верите ли вы, что…

Писахов отправился в путешествие по дальним странам после окончания училища?

  (Нет.

Он не закончил учёбу, т.к. его исключили за вольнодумство и запретили учиться в России)

Верите ли вы, что…

Писахов учился в художественном училище в Санкт-Петербурге?

  (Нет.

В Петербурге)

Верите ли вы, что…

Можно выспаться в воздухе, на весу, как в невесомости?

  (Да.

Сеня зацепился пуговицей за дождевой жёлоб и уснул. Сказка «как наряжаются»)

Верите ли вы, что…

Мода бывает высокой и громкой?

  (Да.

 Сказка «Громка мода»)

Верите ли вы, что…

что у Сени есть семья: жена и дети, семеро по лавкам?

(Нет. 

Семеро на лавке, пять на печи. Сказка «Угольно железо»)

Верите ли вы, что…

в реке можно выращивать  фрукты?

(Да.

Сказка «Апельсин»)

Верите ли вы, что…

радугу можно использовать в быту?

(Да.

Вместо освещения. Сказка «Своя радуга»)

Условия задания: 1) угадать ответ – 1 б.

2) прокомментировать, почему и из какой сказки – 1 б.

Всего – 24 балла. Слово-подсказка даётся за10 баллов.

Итоги.

Команды возвращаются в зал, где начиналась игра. Сдают жюри маршрутные листы.  Получают листы с текстом стихотворения(с пропусками) и вписывают полученные слова-подсказки. Жюри  в это время подводит итоги по маршрутным листам. Затем добавляют по 5 баллов за составленное стихотворение. Если команда собрала не все слова, то она может придумать подходящие по смыслу слова. Но за это получит не более 2 баллов. Жюри зачитывает авторский текст стихотворения и подводит окончательные итоги.

Наибольшее количество баллов за игру – 89.

Приложение.

1.

Маршрутный лист команды  (название или № школы)

                              Станции

Баллы.

1

2

3

4

5

6

Итог

2.Напечатанные на отдельных карточках слова(для каждой станции столько карточек с одним словом, сколько команд участвует в игре).

 Сморозил. Звёздном. Небесно. Праздник. Поколений. Гений.

Таблица для 3 станции.

уйма

очень много

паужна

полдник

гунушки

губки бантиком

шаркунок

погремушка

взаболь

на самом деле, правда

дакосе

таким образом, в таком случае

быванье

случай, событие

потемень

темнота, сумерки

вызнялась

поднялась

штофник

старинный сарафан

  1. станция. Найди слова.

Окончание  -ой вместо  -ый: ладной, тресковой, Ледовитой.

Удвоение шипящих звуков: толшшину, подходяшше.

Твёрдый звук «Ж»: жоне.

Диалектные слова: шибче, почал.

Электромонтёр из Архангельска Фёдор Малеев — заядлый рыбак, правда, рыбачит летом. Участвовать в зимней рыбалке в Лекшмозерье он отправился, благодаря супруге Марине. На День рождения она подарила мужу путёвку «Налим-тур», который в этом году организовал Кенозерский национальный парк. Причём, поймать «золотую рыбку» Фёдор уже давно не мечтает.

Фёдор Малеев, участник «Налим-тура», житель г. Архангельска:

— «Золотая рыбка» уже есть, вот сидит. Она все желания исполняет и так. Очень захватило меня — косыночку я делал, давно ничего своими руками не мастерил. Пока ещё не решил кому подарю, но, наверное, «золотой рыбке».

«Налим-тур» — не только рыбалка, но и большая культурная программа: знакомство с достопримечательностями заповедной территории, участие в мастер-классах по традиционным промыслам и ремёслам, к примеру, по верховой набойке.

Любовь Боголепова, жительница д. Морщихинской:

— Возвращается турист снова в Кенозерье, конечно. Люди едут, едут, едут! В январе у меня было много мастер-классов, и сейчас мне практически не дают покоя, скажем так. Я отзываюсь, откликаюсь, потому что чего дома-то сидеть, да?!

Марина Малеева, жительница г. Архангельска:

— Природа чудесная. Погуляла я по муравьиным тропам, пока муж ловил рыбу. И вместе мы сходили на Масельгу. Поднимались даже на колокольню старой часовни, а сегодня ещё удача — ещё и по косыночке. Вот!

Кульминация «Налим тура» — традиционный семейный праздник зимней рыбалки «Налим Малиныч». Залп о начале соревнований рыбаков-«налимычей» прозвучал на берегу Лекшмоозера в 13-й раз. Этот водоём считается самым большим на Каргополье, в длину более 12 километров. Воды Лекшмы изобилуют ряпушкой, окунем, ершом, щукой и, конечно, налимом.

Светлана Синицына:

— «Налим Малиныч» собрал более сотни любителей зимней рыбалки вместе с семьями. Ну, как тут тоже не взять удочку, когда даже пятилетние рыбачат. Да ещё советуют, как правильно ловить рыбу.

— Надо сначала взять такую ложку, а потом убрать лёд, удочку взять и забросить её в дырочку. Если она зашевелится, то рыбка клюёт. — Сколько поймала? — Одну!

У 5 летней Надежды Старуновой сказывается нехватка опыта. Юная рыбачка пока вне конкурса. А вот северодвинец Павел Фролов рыбачит всю жизнь. Сейчас его главный конкурент — жена Оксана. Пару лет назад она тоже почувствовала вкус рыбалки. В этом году у супругов серебряная свадьба — сделали себе подарок — поездку в Лекшмозерье.

Оксана Фролова, участница конкурса, жительница г. Северодвинска:

— Люди здесь хорошие, позитивные, все очень добрые. О, окушок! Здорово! — Вот, видите, мы приносим удачу! — Точно! Вы приносите удачу.

На этот раз лишь окушок. А бывало, по рассказам Павла, он ловил окуня под два кило. Название «Налим Малиныч» организаторы праздника позаимствовали из сказки Степана Писахова. Большой любитель рыбацких баек — житель Морщихинской Валентин Портнов. Но сейчас он «костровой», занят приготовлением главного угощения — ухи из налима.

Валентин Портнов, сотрудник Лекшмозерского лесничества:

— Вода, рыба и соль — это самая настоящая и самая правильная уха. — Но не в этот раз. — Да, не в этот раз!

А секреты «правильной» рыбалки у каждого свои. Но есть один главный. Его знает 11-летняя Анна Исаенко.

— В рыбалке главное — терпение.

Рыбачка Аня приехала с папой и друзьями семьи с Вологодчины. Причём, они зачастили на Кенозерье.

Владимир Исаенко, участник конкурса, житель Вологодской области:

— У вас разве там нет озёр? — Озёра есть, но конкурса такого нет. Очень нравится, здесь красиво, всё сделано для людей. Культурно, чисто.

За безопасностью и, чтобы всё без обмана, следили строгие судьи. И поймали одного горе-рыбака, который представил на взвешивании ранее заготовленный улов.

Евгений Буторин, председатель судейской комиссии, заместитель директора по охране территории Кенозерского национального парка:

— Рыба и по окрасу, по внешности она с другого водоёма с озера Лача. И конечно рыболов был дисквалифицирован. Мы объяснили, что это недопустимо, нельзя порочить имя честного рыболова.

Всем честным рыболовам — призы и подарки и аттракционы. За три часа рыбалки самый крупный улов у Павла Ожигина — окунь 22 сантиметра. Самая большая и тяжёлая добыча у северодвинца Павла Фролова. Поймал 147 рыбин на 4 килограмма. А его супруга и конкурент бронзовый призёр. Как посчитали некоторые рыбаки, удача Фроловым сопутствовала из-за шапочек в виде рыб, в которых они приехали. Завершился праздник ароматной ушицей. Угощали и рыбаков и болельщиков.

— Как уха?! — Слов нет! Боюсь язык проглотить! Очень вкусно!

Софья Быкова, участница «Налим-тура», жительница г. Архангельска:

— Мы, конечно, не рыбаки совсем, но нам несмотря на это было интересно посмотреть как это всё здесь происходит. Нас покатали на «хивусе», я вообще впервые узнала, что это такое, поэтому было здорово! Да мы один раз вечером вышли просто слушали тишину. И радовались. Я думаю ещё обязательно съездим летом!

Сказка писахова налим малинычСтепан Писахов: Явление первородной мощи

Отец Степана Писахова предлагал сыну стать хоть сапожником, только не художником.

«Отец был прав…»

Две даты: 25 октября 1879 года, 142 года назад, родился художник и сказочник Степан Григорьевич Писахов; 110 лет назад он участвовал в Царскосельской выставке, аналоге будущей ВДНХ, Выставке достижений народного хозяйства.

Эту выставку, которая состоялась летом 1911 года, называют Царскосельской юбилейной, так как она была приурочена к 200‑летию Царского Села. Проходила под покровительством императора. Её составили десять отделов с подотделами — сельскохозяйственный, промышленный, народного образования, художественно-исторический, санитарно-медицинский и другие. Литературу тоже не забыли. Рядом с павильоном министерства путей сообщения, в пристройке, показывали и вагон-опочивальню императрицы. Было что показать. Посетителями стали великие князья и княгини. Да что они — сам Николай Второй запечатлён на царскосельских фотографиях, которые несложно найти в интернете.

Придёт время — Степан Григорьевич Писахов предпочтёт помалкивать о том, кого видел в Царском Селе и с кем общался. Среди них — например, полковник Сергей Вильчковский, полицмейстер императорских дворцов, он же — генеральный комиссар выставки.

В рамках организации выставки Писахов ездил на Печору, в Усть-Цильму, к Андрею Журавскому, крупному исследователю Севера, создателю Печорской сельскохозяйственной опытной станции. Её предшественница — естественно-историческая станция Академии наук, созданная тоже Журавским.

«Отъезд Писахова. Уехал художник Писахов в Печорский уезд», — словно о царственной особе сообщила архангельская газета «Северное утро» своим читателям в номере за 28 июня 1911 года.

Журавскому благоволили, оказывали покровительство премьер Пётр Столыпин и Николай Второй. Открывая станцию, первое научное учреждение на Приполярном Севере России, Андрей Владимирович сказал, что сельское хозяйство Русского Севера недостойно обвинения в том, что оно не имеет «мало-мальски серьёзного экономического значения».

Задачу снятия обвинения Журавский успешно решал, преодолевая многие препятствия, вплоть до своей трагической гибели в 1914 году. Урожайность сельскохозяйственных культур значительно превышала урожайность таких же культур в Подмосковье. При этом деньги, выделявшиеся Журавскому, на местах использовали по своему усмотрению, ориентируясь на иностранные фирмы. Разведанные Журавским запасы нефти и каменного угля пригодились не только Советской России, но и нынешней.

Конечно, этюдник был с Писаховым в поездке. Один из её результатов — «Староверское Иванушкино кладбище в Усть-Цильме» (холст на картоне, масло). Бабушка-староверка Хиония Васильевна вспоминалась внуку…

В Царском Селе Писахов написал Журавскому: «На выставке у нас почти всё готово, но всё разбросано. Экспонаты с. х. опытной станции в с. х. отделе, собаки, орлы и другое зверьё отдельно и далеко от чего‑либо северного или охотничьего, словом, „ни к селу, ни к городу“. Главный отдел Севера в кустарном павильоне, это две версты от собак и от с. х. отдела. Мои картины: три в с. х., пять — в кустарном и пятьдесят две — в художественно-историческом отделе».

Когда Писахов чувствовал подлинный интерес к Северу, то, словно экскурсовод, давал пояснения публике по полчаса, а то и по полтора. «Говорю обо всём, что только вспоминается о быте Севера».

В художественно-историческом отделе писаховские картины видели в павильоне «Эрмитаж». Часть доставшегося ему места была без электрического освещения. Художник огорчался: «Темно, ничего не видно при всём желании видеть. А там, где светло, так мало места, что тоже не поймёшь, что изображено. Кто же купит мои работы?!.»

Продать же ему надо было хоть сколько‑то картин, иначе «трудно ждать, что отец даст средства для поездки весенней по Архангельской губернии». Сын слышал голос отца: «Говорил же тебе, что картинками на хлеб не заработаешь! Сапожником бы стал — и то лучше…»

Впоследствии, вспоминая Григория Михайловича, Степан Григорьевич будет говорить: «Отец был прав, правым и я себя считал».
От широты души

Картины продолжали висеть на выставке, Писахову хотелось их снять, но мирила с этой удручающей ситуацией возможность рассказывать о Севере.

И от расстройства, и от широты души картину маслом на холсте «Место сожжения протопопа Аввакума в Пустозерске» подарил Писахов какому‑то студенту, работавшему на выставке. Студент очень просил. «Наверно, он из староверов», — подумал Писахов. От большой картины (почти метр на полметра) останется только фотография, сделанная Дмитрием Дмитриевичем Рудневым, известным исследователем Севера. В 1952 году Писахов отправит фотографию в Ленинград Владимиру Ивановичу Малышеву, литературоведу, основателю собрания древнерусских рукописей в Институте русской литературы (Пушкинский Дом).

В книге Ирины Пономарёвой «Главы из жизни Степана Писахова» опубликованы письма нашего земляка (за 1951–1953 годы) Владимиру Ивановичу Малышеву. Фёдор Александрович Абрамов назвал его «великим праведником и трудником», стараниями которого создано неоценимое сокровище — древлехранилище Пушкинского Дома. Малышев связал свою судьбу с древней книгой ещё в ту пору, когда — во время культурной революции — не только боролись с неграмотностью, но и воевали со стариной.

Малышев изъездил Русский Север. И «что только не делал, на что только не шёл, чтобы заполучить нужную книгу и рукопись, — написал также Абрамов. — Иных брал своей любовью, других — измором (годами переписывался), третьих — хитростью, лестью. Стыдил, корил, соблазнял рублём, торговался, свои деньги тратил. Актёрствовал, скоморошничал…» Итог — библиотека из тысяч рукописей и книг. Подвиг!.. До 1949 года не было в Пушкинском Доме ни одной древнерусской рукописи. Столетиями староверы надёжно хранили своё богатство, не доверяли гостям из городов, но доверили Малышеву — простоватому внешне мужичку, — которому нельзя было уходить с пустыми руками.

Степан Григорьевич Писахов почувствовал огромный и искренний интерес Малышева к староверческой культуре, поэтому не только послал ему фотографию, но и ответил на заданные Владимиром Ивановичем вопросы.

Многих замечательных людей знал Писахов.

О широте его души говорит, например, и его сказка «Сплю у моря»: «День проработал, уработался, из сил выпал, пришла пора спать валиться. А куда? Ежели в лесу, то тесно: ни тебе растянуться, ни тебе раскинуться — дерева мешают, как повернёшься, так в пень али во ствол упрёшься. Во всю длину не вытянешься, просторным сном не выспишься. Повалиться в поле — тоже спаньё не всласть. Кусты да бугры помеха больша.

Повалился спать у моря. Песок ровненькой, мягонькой. Берег скатывается отлого. А ширь‑то — раскидывайся, вытягивайся во весь размах, спи во весь простор!»

В заключение письма Журавскому Писахов сказал: «А Руднев положительно приводит в восторг своей необычной деятельностью. Сколько в нём энергии! Всю тяжесть устройства (имеется в виду устройство экспозиции станции Журавского. — С. Д.) он взял на себя. Я же к стыду моему — мало пригоден».

«Малопригодность» Писахова к некоторым делам не помешает проявлению его талантов. Будут в судьбе Степана Григорьевича огромные трудности, безденежье, будет замалчивание его достоинств, но воздадут ему должное и при жизни. «Явлением первородной мощи», произведениями первооткрывателя назовёт картины и сказки Писахова писатель Юрий Казаков. Об этом художник и сказочник Степан Григорьевич прочитает в статье Юрия Павловича «Северный волшебник слова», опубликованной в газете «Литература и жизнь».

Автор – Сергей ДОМОРОЩЕНОВ

На фото: С.Г.Писахов в Царском селе. 1911 год

Ссылка на источник — Правда Севера за 20.10.2021 г.

  • Сказка печь гриль калининград
  • Сказка пироги очки шапка
  • Сказка печать фото ярославль
  • Сказка петя и потап
  • Сказка пиноккио читать краткое содержание