Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Внеклассное занятие «Кладовая сказок С.Писахова»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Степан Григорьевич Писахов
1879 – 1960
Выполнила студентка 4 курса
профиля «Литература»
Ипатова Лидия Александровна -
2 слайд
Описание слайда:
Родился в Архангельске
От отца унаследовал дар художника, а от деда умение сказки складывать
В детстве мечтал стал художником -
3 слайд
Описание слайда:
«Сосна, пережившая бури»
«Серебристый день»
«Берег Белого моря»
«Прибрежные сосны» -
4 слайд
Описание слайда:
В 1902 г. поступил в художественное училище в Петербурге.
В 1905 г. за вольнодумство исключили из училища и лишили права продолжать художественное образование в России
Два года путешествовал по дальним странам: Греция и Италия, Франция. Именно вдали от родины Писахов понял, что не может жить без Севера
Писахов почти 25 лет проработал в школе.
Преподавал рисование с 1928 года в 3, 6, 15 школах г. Архангельска. -
5 слайд
Описание слайда:
Первая сказка “Не любо – не слушай” была опубликована в 1924 году в сборнике “На Северной Двине”.
В 1938 г. вышла целая книга сказок.
В 1939 г. Писахов был принят в Союз писателей. -
6 слайд
Описание слайда:
Образ Сени Малины имел реальный прототип. В деревне Уйма жил весёлый сказочник Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу Малина.
-
7 слайд
Описание слайда:
Викторина
-
8 слайд
Описание слайда:
I тур
«Творческая биография писателя» -
9 слайд
Описание слайда:
В каком городе всю жизнь прожил С.Писахов?
Ответ: Архангельск
-
10 слайд
Описание слайда:
Какой предмет преподавал
С. Г. Писахов?Ответ:рисование
-
11 слайд
Описание слайда:
Кем мечтал стать писатель?
Ответ: художником
-
12 слайд
Описание слайда:
Как называется его первая сказка, вышедшая в 1924 году?
Ответ: «Не любо – не слушай»
-
13 слайд
Описание слайда:
Кто был прототипом героя Сени Малины?
Ответ: Семен Кривоногов
-
14 слайд
Описание слайда:
В каком году Писахов был принят в Союз писателей?
Ответ: в 1939 г
-
15 слайд
-
16 слайд
Описание слайда:
Какой сказке принадлежит иллюстрация?
«Морожены волки»
-
17 слайд
Описание слайда:
Какой сказке принадлежит иллюстрация?
«Морожены песни»
-
18 слайд
Описание слайда:
Какой сказке принадлежит иллюстрация?
«Налим – Малиныч»
-
19 слайд
Описание слайда:
Какой сказке принадлежит иллюстрация?
«Апельсин»
-
20 слайд
-
21 слайд
Описание слайда:
Из какой сказки цитата?
«На работе песня — подмога, на гулянье — для пляса, в гостьбе — для общего веселья»
«Морожены песни»
-
22 слайд
Описание слайда:
Из какой сказки цитата?
«Свету — что в проруби, да скрозь лед чуть-чутошно сосвечиват.
Ко дну иду и вижу — рыба всяка спит. Рыбы видимо-невидимо»«Налим Малиныч»
-
23 слайд
Описание слайда:
Из какой сказки цитата?
«Наш край летом богат светом. Солнце круглосутошно. Апельсины незамедлительно поспели»
«Апельсин»
-
24 слайд
Описание слайда:
Из какой сказки цитата?
«Вторы сутки прошли, и третьи пошли. Мороз градусов на двести с хвостиком»
«Морожены волки» -
25 слайд
Описание слайда:
III тур
Литературоведческий -
26 слайд
Описание слайда:
Какую сказку можно отнести к сказкам о животных?
«Морожены песни»
«Морожены волки»
«Наполеон» -
27 слайд
Описание слайда:
Какой прием использовал автор?
«Медведь это на задни лапы выстал, запотягивался, ну вовсе как наш брат мужик..»
Ответ: сравнение
-
28 слайд
Описание слайда:
Какой прием использовал автор?
«Я разгорячился! Я разгорячился!»
Ответ: повтор
-
29 слайд
Описание слайда:
Какой прием использовал автор?
«В стары годы морозы жили градусов на двести, на триста. На моей памяти доходило до пятисот. Старухи сказывают — до семисот бывало, да мы не очень верим»
Ответ: гипербола
-
30 слайд
Описание слайда:
Какой прием использовал автор?
«морожены слова веселыми стайками перелетали от дома к дому да через улицу»
Ответ: олицетворение
-
31 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание
станция «Я творец»
сочинить северную сказку
(до 10 предложений).
1вариант: валенки, сугробы, олени, рукавицы, мороз;
2 вариант: клюква, журавль, болото, муравейник, грибы.
Прочитать сказки Шергина о Шише
(«Рифмы», «Шиш показывает барину нужду», «Шиш –сказочник», «Шиш и трактирщица» )
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Внеклассное занятие «Кладовая сказок С.Писахова»
-
Презентация к уроку лебедушка-С. Есенин
-
Презентация по литературе на тему «Легенды и мифы удмуртского народа»
-
Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Стихотворение «Россия». Образ России и художественные средства его создания.
-
Пезентация урока литературы в 5 классе по повести В. Крапивина «Дети синего фламинго»
-
Конспект урока в 5 классе по литературе. А. П. Платонов. «Никита»
-
Презентация к уроку. Литературная гостиная. С.Есенин.
-
Урок. Литературна гостиная. С. Есенин.
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5459515 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»
Степан Писахов | |
Степан Писахов | |
Дата рождения | 25 октября [13 октября] 1879 года |
Место рождения | Архангельск |
Дата смерти | 3.05.1960 |
Место смерти | Архангельск |
Гражданство | Российская империя, СССР |
Род деятельности | писатель |
Язык произведений | русский |
Степан Григорьевич Писахов — русский писатель, сказочник, этнограф, художник-живописец, преподаватель живописи.
Степан Писахов / Биография
Степан Григорьевич Писахов родился в Архангельске в 1879 году в многодетной семье. Отец — обрусевший еврей Григорий Михайлович Пейсахов (Степан впоследствии изменил отцовскую фамилию на «Писахов»). В Архангельске Григорий Михайлович записался в купеческую гильдию и женился на дочери писаря Ирине Ивановне. Ее мать, Хиония Васильевна, была староверкой. Брат бабушки, дед Леонтий, был известен как профессиональный сказитель.
В детстве Степан под влиянием матери рос в атмосфере староверческих правил жизни: читал псалмы, духовные стихи, знакомился с народной поэзией. Это значительно повлияло на мировоззрение Писахова.
Отец хотел приучить сына к ювелирным и граверным делам и выразил свое недовольство, когда Степан, вслед за старшим братом Павлом, заинтересовался живописью. Григорий Михайлович убеждал сына в том, что профессия художника бесполезна. Чтение книг также преследовалось. Мальчик тайком забирался под кровать и читал.
После окончания городского училища Степан мечтает вырваться из-под излишней опеки отца и мечтает о бегстве из дома.
В 1899 году Степан уезжает на Соловки. Он долго странствует и ищет свой путь. В Казани Писахов безрезультатно сдает экзамен и подает документы в художественную школу, а в 1902 году в Петербурге он поступает вольнослушателем в Художественное училище барона Штиглица.
В 1905 году Степан Писахов произносит речь против самодержавия, за что его исключают из училища и запрещают учиться в России.
Писахов вновь начинает странствовать, ходит по святыням Новгорода, а затем и вовсе ищет свой путь в Арктике. Он продолжает писать картины. Писатель с интересом относится к добрым сказкам ненцев, обитателей Новой Земли.
Осенью 1905 года Писахов вместе с другими паломниками путешествует в странах Средиземноморья, где он ищет «самое прекрасное место» на земле. В Иерусалиме художник остается без гроша. Ему, чтобы заработать деньги, улыбается удача быть писарем у архиерея в Вифлееме.
Несмотря на трудное материальное положение, он продолжает верить в людей — и они ему помогают. Так, например, однажды на пароходе незнакомый болгарин спасает Степана Писахова от ледяного ветра — дает ему бурку. В Александрии русский эмигрант помогает художнику выжить: кормит и дает деньги в долг.
Три зимы после путешествия на юг 1907–1909 годов Степан Писахов живет в Санкт-Петербурге в мастерской художника Якова Гольдблата. Удивительно, но модернизм почти никак не влияет на творчество Степана Писахова. Летом снова путешествует и пишет картины: Карское море, Печора, Пинега и Белое море. Он плодотворно трудится, из поездок по Пинеге и Печоре везет два цикла картин: «Северный лес» и «Старые избы». Необходимо отметить, что «Старые избы» — необычайная работа, в которой Писахов увековечивает деревянное зодчество Севера.
В это время Писахов посещает и другие страны (Сирия, Франция и т. д.), продолжает там творить и ведет аскетичный образ жизни. Зиму 1909 года он проводит в Париже. Там Писахов занимается в Свободной академии художеств.
Пейзажи художника выставляются не только в Архангельске (первая выставка — «Русский Север» в 1910 году), но и в Петербурге, Москве, Берлине, Риме. Зрителей по всему свету восхищает серебряное сияние картин Писахова. Он по-особому, с любовью рисует Родную землю. В своих работах он передает великое множество оттенков белого, мастерски использует серебристый зимой и золотисто-жемчужный летом.
После долгого путешествия он возвращается домой и признается в любви к Северу и природе Поморья: «Как будто глаза прополоскались! Где деревья, красивее наших берёз? … А летние ночи, полные света без теней — это так громадно по красоте…»
В годы Первой мировой и Гражданской войн Писахов перестает писать картины. В 1915 году его призывают в армию. Там Писахов служит ратником ополчения в Финляндии, а в 1916 году его переводят в Кронштадт, где он работает в Кронштадтском Совете рабочих и солдатских депутатов, оформляет первомайскую демонстрацию 1917 года.
Первые свои рассказы Степан Писахов стал записывать ещё до революции. В 1918 году Писахов возвращается в Архангельск и начинает писать очерки. В «Самоедской сказке» и «Сне в Новгороде» он воссоздает портреты современников. Оба очерка были опубликованы в архангельской газете «Северное утро». В этом же году в Архангельске открывается персональная выставка картин Писахова.
В 1919 году в «Северном утре» публикуют три очерка Степана Писахова — «Первый день боя», «На фронте» и «В. Н. Давыдов на фронте». В них писатель повествует о поездке к линии фронта в район Плесецка на поезде тяжёлой артиллерии «Деникин», о спокойной уверенности офицеров и солдат, противостоящих «красным», о выступлении артистов на передовой.
В ночь на 19 февраля 1920 года Красная Армия входит в Архангельск. Хотя в это время многие представители интеллигенции покидают город, Писахов остается. Он не в силах оставить родной дом и любимый Север.
После установления советской власти в Архангельске один из домов Писаховых сразу же переходит во владение города, а в 1921 году во второй дом Степана Писахова и его сестры, не спрашивая их согласия, подселяют квартирантов.
В это время Писахов, несмотря на давление со стороны большевиков, активно работает и даже организовывает 5 выставок за два года (1920–1921). Ему поручают привести в порядок музеи Архангельска. За художником закрепилось его «ненадежное» прошлое, ему не могли простить его свободную деятельность во время интервенции, поэтому Писахову приходится выполнять задания московского Музея Революции, чтобы хоть как-то прокормить себя и свою семью. Он делает зарисовки мест боёв с интервентами на Севере, а для Русского музея — зарисовки памятников архитектуры на Мезени и Пинеге.
Художник участвует в комплексной экспедиции в Большеземельскую тундру, а позже ведёт сбор материалов для этнографической экспозиции Севера на первой Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промысловой выставке в Москве.
Только после смерти писателя публикуются его путевые очерки, которые рассказывают об освоении Арктики, об экспедициях в Заполярье, заметки, дневники (1985).
В 1924 году в сборнике «На Северной Двине» публикуется первая сказка Писахова «Не любо — не слушай…». По стилю произведение было оригинальным и отличалось от традиционных фольклорных жанров.
После этого были написаны известные «Морожены песни», «Северное сияние», «Звездный дождь». В 1927 году северные сказки с героем-рассказчиком Сеней Малиной и с комментариями Писахова были опубликованы в альманахе «Советская страна» и других архангельских газетах.
Сказки Писахова — итог его всей творческой деятельности. В этих сказках выразилась необычайная любовь художника к Северу, его знание обычаев, диалектов, культуры, природы. В них воплотился опыт жизни сказочника и художника.
Именно образ главного героя Сени Малины, крестьянина из деревни Уйма, композиционно объединяет все сказки Писахова, которые рассказываются от первого лица. Все произведения могут существовать и по отдельности, они независимы друг от друга. При этом каждая дополняет, обогащает волшебный мир Писахова. Так о герое-рассказчике в своем очерке, посвященному творчеству писателя, пишет И. Пономарева: «…Сеня Малина великолепен в своей мощи, достигающей порою нереальных, фантастических размеров: он ловит ветры и складывает их за пазуху, белых медведей голыми руками только на хитрость берет, потянется — так сразу на восемнадцать верст. Подобно героям эпоса Малина не подвержен изменениям времени. Он вечен, как народ…». Образ Сени Малины, простого находчивого мужика, восходит к скоморошечьей традиции: он потешается, «сказывает» разные небылицы, шутит. Речь персонажа живая, простая, яркая, часто ритмизированная: «Барыни… прибежали, зубы щерят, глаза щурят, губы в ниточку жмут» («Яблоней цвел»). Простота общения с читателем создается с помощью легкой разговорной интонации Сени Малины, который обращается к слушателям как к старинным друзьям.
- Степан Писахов
-
Архангельские сказки / Степан Писахов
-
Морожены волки / Степан Писахов
-
Сказки Степана Писахова / Степан Писахов
Неслучайно Ю. П. Казаков сказал о писателе: «Писахов — гиперболичен». То, что отличает сказки Писахова прежде всего — буйная, яркая фантазия, которая не перестает удивлять читателей любых поколений до сих пор. Также важно отметить и сатирический настрой сказок Писахова, так порой напоминающих творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. С. Лескова.
Сами сюжеты сказок необычайны, но вместе с тем эта оригинальность типична для северной культуры. Они создают ощущение естественности, которое Писахов совмещает с приемом «вранья». Фантазия Сени Малины безгранична, богата. Небылицы эти смешны, но во вселенной Писахова претендуют на реальность: то Малина сома на цепи, как собаку, водит, то в море на бане выходит. Обращается герой-рассказчик, прежде всего, к читателям, когда надо подтвердить «правдивость» его историй. Трудно даже назвать его сказы враньем. Он фантазирует для веселья и только. Метко подмечая особенности северной жизни, он открывается нам как мудрый самобытный философ, который, несмотря на любые потрясения, любит жизнь. Это главное, что «передалось» Сене Малине от самого Степана Писахова.
Лишь в 1935 году Писахову удалось опубликовать несколько сказок в московском журнале «30 дней». Они вышли под заголовком «Мюнхгаузен из деревни Уйма». Эти публикации способствовали изданию первой отдельной книги, которая вышла в Архангельске (1938).
В 1939 году Степана Писахова принимают в Союз писателей. Вскоре после этого публикуется и вторая книга (1940). В две книги Степана Писахова всего вошло 86 сказок.
Годы Великой Отечественной войны Степан Писахов проводит в Архангельске. Писатель посещает госпитали и рассказывает сказки. После войны Писахов отдает в издательство Архангельска рукопись, состоящую из ста сказок. Только спустя два года из всех сказок отобрали лишь девять для публикации отдельной книгой (1949).
По сказкам Писахова созданы замечательные мультфильмы «Не любо — не слушай» и «Смех и горе у Бела моря».
В 1957 году в издательстве «Советский писатель» появляется первая книга Писахова «Сказки», выпущенная в Москве.
Восьмидесятилетие со дня рождения сказочника широко празднуют в Архангельске. Степан Григорьевич не раз шутил, что собирается отметить не только вековой юбилей, но и обязательно дожить до 2000 года. Об этом рассказывает его последняя сказка в письмах 1959 года.
Образ Степана Писахова самобытен: добрый седой старичок с длинными усами, на голове — шляпа, а в руках — трость, похожий то ли на домовика, то ли на какого-то другого волшебного персонажа. Таким чудаковатым он запечатлен в памятнике на улице Чумбарово-Лучинского в Архангельске. Так описывает его Г. Суфтин: «Сидит в удобном кресле, седой-седой, будто светится весь. Усы длинные, пушистые, брови взъерошенные, сердитые, а глаза лучатся хитринкой, лукавинкой, в бороде прячется добрая усмешка».
Почти не сохранилось никаких воспоминаний о молодом Писахове, о его восприятии сложного исторического периода революционной ломки старых, патриархальных устоев, когда единственным способом выжить становится «маска» старичка-сказочника. Драматизм положения и переживаний писателя можно почувствовать, прочитав его письма: «Время не ждет, стукнуло 65. Была собрана юбилейная комиссия. Надо было подписать прошение в Москву о разрешении провести юбилей. Кому надо было подписать… — отменил. Просто запретил! И всё. Даже учительской пенсии нет, даже возрастной нет. Живу перевертываюсь… Порой хочется жить… На мне одежда расползается. Пальто донашиваю отцовское!… А я еще тяну, все еще как-то нахожу возможность оплатить обед, штопать одежду, утешаюсь мыслями: вычеркнуть юбилей смогли — вычеркнуть меня из существования могут. Вычеркнуть мои работы — картины, сказки… Врут-с! Не вычеркнуть!»
Некоторые называют художника и сказочника «исторической достопримечательностью», другие — «патриархом северной литературы», но наиболее точного определения, чем «северный Хармс», не придумать. Талантливый, мудрый человек и его искалеченная беспощадным временем судьба.
3 мая 1960 года Степан Писахов скончался. Похоронен на Ильинском кладбище в Архангельске.
Удивительный сказочник Степан Григорьевич Писахов продолжает очаровывать читателей архангельским говором, живой и яркой северной речью, неуемной фантазией. Поэтическим памятником о «словесном колдуне» Писахове стали строчки архангельского поэта В. Бедного:
Степан Писахов / Книги
- На Северной Двине : сб. Арханг. о-ва краеведения / [предисл.: От редакции Сборников Архангельского о-ва краеведения / ред. коллегия: И. В. Боговой, А. А. Евдокимов, В. М. Комыгин]. — Архангельск : Арханг. о-во краеведения, 1924. — [4], 92, [1] с., 1 л. ил. — Из содерж.: Писахов С. Г. Не любо — не слушай / Ст. Гр. Писахов. — С. 74–80. — [Хранится в РНБ].
- Писахов, С. Г. Сказки Писахова / C. Писахов ; [художник Н. И. Фурсей]. — Архангельск : Архоблгиз, 1938. — 64 с. — [Хранится в РГБ].
- Писахов, С. Г. Сказки Писахова. Книга вторая / С. Писахов ; рис. С. Расторгуева. — Архангельск : Архоблгиз, 1940. — 147 с. — [Хранится в РГБ].
- Писахов, С. Г. Сказки / Ст. Писахов ; [ил.: Ю. Данилов]. — [Архангельск] : Арханг. изд-во, 1949. — 36 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Писахов, С. Г. Сказки / С. Писахов ; [ил.: И. А. Кузнецов]. — Москва : Сов. писатель, 1957. — 171 с., 1 л. ил. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Писахов, С. Г. Сказки / С. Писахов. — Архангельск : Кн. изд-во, 1959. — 164 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Писахов, С. Г. Как поп работницу нанимал : старинная пинежская сказка / С. Г. Писахов ; худож. А. Сазонов. — Москва : Малыш, 1966. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
- Писахов, С. Г. Сказки / С. Писахов ; [предисл. Ш. Галимова] ; [ил.: В. С. Вежливцев]. — [Архангельск] : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1969. — 191 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Писахов, С. Г. Сказки / Ст. Писахов ; [худож. В. С. Вежливцев]. — Вологда : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1975. — 15 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Писахов, С. Г. Сказки / Степан Писахов ; [предисл. Ш. Галимова]. — Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1977. — 141 с. : портр. — [Хранится в РГБ].
- Писахов, С. Г. Сказки / С. Г. Писахов ; вступ. ст. и примеч. А. А. Горелова ; худож. Г. Бурмагина. — Москва : Советская Россия, 1978. — 207 с. : ил.
- Писахов, С. Г. Сказки / Степан Писахов ; [оформл. худож. Шукаева Е. А. ; предисл.: И. Пономарева]. — Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1978. — 127 с. : ил.
- Писахов, С. Г. Сказки / Степан Писахов ; [ил. Г. Н. Бурмагиной]. — Ижевск : Удмуртия, 1982. — 255 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Шергин, Б. В. Сказы и сказки / Б. Шергин, С. Писахов ; [вступ. статьи А. А. Горелова ; худож. М. Дорохов]. — Москва : Современник, 1983. — 365 с. : ил. — (Сельская библиотека Нечерноземья). — [Хранится в РГБ].
- Писахов, С. Г. Сказки / С. Г. Писахов ; сост. и предисл. В. Аникина ; худож. М. Федоров. — Москва : Детская литература, 1984. — 64 с. : ил.
- Писахов, С. Г. Сказки. Очерки. Письма / Степан Писахов ; [сост., авт. вступ. ст. и коммент. И. Б. Пономарева ; худож. Р. С. Климов]. — Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1985. — 367 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Писахов, С. Г. Как поп работницу нанимал : старинная пинежская сказка / С. Писахов ; [худож. С. Сюхин]. — Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1986. — [15] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Писахов, С. Г. Месяц с небесного чердака : сказки / С. Г. Писахов ; вступ. ст. А. Горелова ; худож. А. Флоренский. — Ленинград : Детская литература, 1990. — 191 с. : ил.
- Писахов, С. Г. Сказки / Степан Писахов ; худож. С. Сюхин. — Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. — 30 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Писахов, С. Г. Ледяна колокольня : сказки и очерки / С. Г. Писахов ; сост. Л. Ю. Шульман ; худож. И. Бурмагина. — Москва : Советская Россия, 1992. — 319 с. : ил. — (Живое русское слово).
- Писахов, С. Г. Морожены волки : сказки / Степан Писахов ; рис. Елена Базанова. — Калининград : Янтар. сказ, 2004. — 126 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Писахов, С. Г. Морожены песни : сказки / С. Г. Писахов ; худож. В. Меджибовский. — Москва : О.Г.И., 2004. — 141 с. : ил. — (Дети О.Г.И. Книжки на вырост). Содерж.: Не любо — не слушай ; Северное сияние ; Звездный дождь ; Как Уйма выстроилась ; Морожены песни ; Баня в море ; Уйма в город на свадьбу пошла ; Из-за блохи ; Сахарна редька ; Белуха и др.
- Писахов, С. Г. Не любо — не слушай : сказки / Степан Писахов ; рис. Е. Базанова. — Калининград : Янтар. сказ, 2004. — 223 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Архангельска богатейка : старин. сказка в обраб. С. Писахова / нарисовал С. Сюхин. — Архангельск : ИПП «Правда Севера», 2004. — 15 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Писахов, С. Г. Морожены песни : сказки / Степан Писахов. — Москва : [б. и.], 2008. — 207 с., 1 л. цв. портр. — (Ломоносовская библиотека). — [Хранится в РГБ].
- Писахов, С. Г. Сказки Сени Малины / Степан Писахов ; рисовал Дмитрий Трубин. — Архангельск : Правда Севера, 2009. — 271 с. : ил. — [Хранится в Архангельской областной научной библиотеке им. Н. А. Добролюбова].
- Писахов, С. Г. Сказки / Степан Писахов ; [ил. С. Н. Сюхина]. — Архангельск : Изд. дом «Анзер», 2011. — 116 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Писахов, С. Г. Морожены волки : сказки / Степан Писахов ; рис. Елены Базановой ; [послесл. Ж. Романенкова, Т. Павловой-Зеленской]. — Санкт-Петербург : Речь, 2014. — 144 с. : ил. Содерж.: Не любо — не слушай ; Северное сияние ; Звездный дождь ; Как Уйма выстроилась ; Морожены песни ; Баня в море ; Уйма в город на свадьбу пошла ; Оглушительно ружье ; Сила песни моей плясовой и др.
- Писахов, С. Г. Сказки / Степан Писахов ; ил. Т. Ландграф. — Архангельск : Лоция, 2015. — 55 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Писахов, С. Г. Архангельские сказки / Степан Писахов ; художник Настя Бахчина. — Санкт-Петербург : БХВ, 2016. — 87 с. : ил. — (Сказки народов России). Содерж.: Не любо — не слушай ; Северное сияние ; Звездный дождь ; Как Уйма выстроилась ; Морожены песни ; Из-за блохи ; Ветер про запас ; Баня в море ; Как Уйма выстроилась и др.
- Писахов, С. Г. Волшебные поморские сказки / Степан Писахов, Борис Шергин ; рис. Дмитрий Трубин. — Москва : РИПОЛ классик, 2016. — 191 с. : ил. — (Волшебные сказки со всего света). — [Хранится в РГБ].
- Писахов, С. Г. Сказки Степана Писахова / С. Г. Писахов ; иллюстрации Алексея Григорьева. — Архангельск : Информационно-издательский центр муниципального образования «Город Архангельск», 2019. — 135 с. : ил. — (Поморская библиотека).
Степан Писахов / Книги в Национальной электронной детской библиотеке
- Писахов, С. Г. Архангельские сказки / Степан Писахов ; художник Настя Бахчина. — Текст : электронный. — Электрон. дан. (6,51 МБ). — Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2016 (Москва : НБР, 2017). — 88 с. : ил. — (Сказки народов России). — Режим доступа: в залах РГДБ.
О жизни и творчестве
- Аникин, В. П. Архангельский писатель-сказочник / В. П. Аникин // Сказки / С. Г. Писахов ; сост. и предисл. В. Аникина ; худож. М. Федоров. — Москва : Детская литература, 1984. — С. 3–6.
- Горелов, А. А. Череда чудес : [о С. Г. Писахове] / Ал. Горелов // Сказки / С. Г. Писахов ; вступ. ст. и примеч. А. А. Горелова ; худож. Г. Бурмагина. — Москва : Советская Россия, 1978. — С. 3–18.
- Горобец, Н. И. Сказки С. Г. Писахова в интерпретации юных северян / Н. И. Горобец // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск тринадцатый / Министерство образования и науки Российской Федерации и др. ; [науч. ред. И. Г. Минералова]. — Москва : МПГУ, 2008. — С. 157–162.
- Еремина, И. В. «Живая легенда Севера» : о художнике и сказочнике Степане Григорьевиче Писахове / И. В. Еремина // Книгочей : библиографический справочник для дела и досуга. Выпуск 7. — Москва : Либерея, 2001. — С. 41–48. — (Альманах «Приложение к журналу «Библиотека»).
- Жернаков, Н. Кудесник Севера : [о творчестве С. Г. Писахова — сказочника и художника] / Н. Жернаков // Детская литература. — 1966. — № 7. — 2-я с. обл., с. 22.
- Мяэотс, О. Светлое слово : [о творчестве Степана Григорьевича Писахова] / О. Мяэотс // Библиотека в школе : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2007. — 1–15 дек. — С. 24–26. — (Остров сокровищ) (Капитанский мостик).
- Овчинникова, Л. В. Фольклорно-литературные сказки как составная часть отечественного литературного процесса 20–50 гг. ХХ в. : (С. Г. Писахов) / Л. В. Овчинникова // Русская словесность. — 2002. — № 8. — С. 11–17. — (Два предмета — один учитель) (Литература) (Проблемы и размышления).
- Писахов Степан Григорьевич // Писатели нашего детства. 100 имен : биографический словарь : в 3 ч. : Ч. 2 / Российская государственная детская библиотека ; сост. Н. О. Воронова и др. — Москва : Либерея, 1999. — С. 358–360. — Библиогр.
- Пономарёв, Б. С. Буйство писаховской фантазии // Литературный Архангельск : События, имена, факты, 1920–1980 / Б. Пономарев. — Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1982. — С. 55–61. — [Хранится в РГБ].
- Пономарёва, И. Главы из жизни Степана Писахова / Ирина Пономарёва. — Архангельск : Правда Севера, 2009. — 272 с., [16] л. цв. ил. : ил., портр., факс. — [Хранится в РГБ].
- Пономарёва, И. Что за прелесть эти сказки! : [о жизни и творчестве С. Г. Писахова] / И. Пономарёва // Сказки / Степан Писахов ; [оформл. худож. Шукаева Е. А.]. — Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1978. — С. 5–10.
- Порядина, М. Уйма жизни : [о писателе Степане Писахове] / М. Порядина // Библиотека в школе : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2004. — 1–15 нояб. — С. 14–15. — (Книжные палаты) (Книга подана).
- Романенкова, Ж. Сказочник Степан Писахов / Ж. Романенкова // Морожены волки : сказки / Степан Писахов ; рис. Елены Базановой. — Санкт-Петербург : Речь, 2014. — С. 138–141.
- Сахарный, Н. Л. Степан Григорьевич Писахов : [к 80-летию старейшего сказочника и художника Севера] : биографический очерк / Н. Сахарный. — Архангельск : Кн. изд-во, 1959. — 85 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Свирская, И. Сказки С. Г. Писахова / И. Свирская // О литературе для детей. Выпуск 25 / Ленинградский Дом детской книги издательства «Детская литература». — Ленинград : Детская литература, 1982. — С. 94–108.
- 25 октября родился Степан Григорьевич Писахов. — Текст : электронный // Букландия : сайт.
- Камалова, А. А. Художественная картина мира сказок С. Писахова : (лингвостилистический очерк) / А. А. Камалова. — Текст : электронный // Вестник бурятского государственного университета. — 2012. — № 10. — С. 66–70.
- Коновалов, А. Писахов Степан Григорьевич / Алексей Коновалов. — Текст : электронный // Библиогид : сайт.
- Мургина, О. Писахов С. Г. Морожены волки. Морожены песни : [рецензия] / Ольга Мургина. — Текст : электронный // Библиогид : сайт.
- Степан Григорьевич Писахов — Текст : электронный // Литературный Север : сайт.
- Степан Писахов. Сказки Степана Писахова : [рецензия]. — Текст : электронный // Библиогид : сайт.
Степан Писахов / Экранизации
- Не любо — не слушай (по мотивам сказок С. Г. Писахова «Вечны льдины», «Морожены песни», «Про медведя»). Мультипликационный фильм. Реж. Леонид Носырев. СССР, 1977.
- Ветер про запас (по мотивам сказок С. Г. Писахова). Мультипликационный фильм. Реж. Лидия Сурикова. СССР, 1982.
- Архангельские новеллы (по мотивам сказок С. Г. Писахова «Перепилиха» и «Апельсин»). Мультипликационный фильм. Реж. Леонид Носырев. СССР, 1986.
- Смех и горе у Бела моря (по мотивам произведений Б. В. Шергина и С. Г. Писахова). Сборник мультипликационных фильмов. Реж. Леонид Носырев. СССР, 1988.
- Белы медведи. Мультипликационный фильм. Реж.: Роза Гиматдинова, Татьяна Киселёва. Россия, 2015.
Музеи, памятники
- Музей художника и сказочника С. Г. Писахова [в Архангельске]. — Текст : электронный // Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» : сайт.
- Памятник Степану Писахову на пересечении улицы Поморской и пешеходного проспекта Чумбарова-Лучинского в Архангельске. Автор — С. Н. Сюхин. Установлен в 2008 году.
- Памятник русскому архангельскому мужику Сене Малине — герою сказок Степана Писахова — на проспекте Чумбарова-Лучинского в Архангельске. Автор — С. Н. Сюхин. Установлен в 2009 году.
Весь мульт из цитат:
-жалко мне, Маха, пиннжака с карманАми!
— вон Ванька каку гангрену за себя взял
— Ваня, я ваша навеки!
— что, новый хозяин, надо?
— нам вашей Ульянки и даром не надь…
Любимейший! Один из! Спасибо!
27.12.2021 22:40:40, ИренКа
Наталья Алексеевна, огромное спасибо!
С детства сына помню этит мультик практически наизусть, его очень смешило, как Леонов разговаривает, и захотелось снова пересмотреть)))
27.12.2021 18:34:04, Радужная Лилия некст
Спасибо и Вам! Посмотрите все сказки из сборника » Смех и горе у Белого моря», там Леонов очень колоритно их объединяет своими комментариями.
А еще мне очень нравится » Мистер Пронька», он и для взрослых хорош.
27.12.2021 20:25:20, Мадам НД
Спасибо, очень интересно! Захотелось пересмотреть
27.12.2021 18:25:29, Катятян
Пересмотрите, жаль, что про них как-то забыли. Они замечательные
27.12.2021 20:26:14, Мадам НД
Спасибо огромное за тему! Обожаю этот мультфильм. И про Комарова тоже.
27.12.2021 15:27:37, Манюня Хнуш
Спасибо! Очень люблю этот мультфильм.
Особенно умиляет представление рассказчика о царском быте: «Маремьяна, бросай квашню!», «У кажного прибору ситного фунта по три», царевна по голосу певца легко определяет, что «это Ванька из слободки глотку дерет».
27.12.2021 15:03:32, читаю иногда с осени 2012
Этот случАй всех злее:)
Заслушался старый пень! Напущал дыму с кровопивцами!
Цитаты этого мультика — шедевры!
27.12.2021 13:58:23, Света 2
Прикольный мультик. Давно его что-то не показывали.
27.12.2021 12:38:04, IrenAr
какие классные мультфильмы
спасибо
действительно разобрано все на цитаты
27.12.2021 12:20:57, Аккуратова Мария
Спасибо большое.
В моей версии размер картинок в самый раз.
27.12.2021 11:29:21, Птица Сыйсу
Обожаю, и тигренка на подсолнухе люблю. Вот только Пушкина не смотрела.
27.12.2021 10:31:27, рица
Посмотрите, он безумно нестандартный и интересный! Таким необычным языком о Пушкине рассказано!
27.12.2021 10:33:51, Мадам НД
Пока посмотрела — Смех и горе на белом море.
27.12.2021 12:23:10, рица
Цитаты из этого мультфильма постоянно на языке. Вот, вчера только мужа ругала, пошто животинку тиранит.
27.12.2021 09:52:54, Колокольчик Комарова
С кошкой играл. Кошка у нас уже старенькая, а поиграть он с ней решил как с молоденькой.
27.12.2021 10:27:31, Колокольчик Комарова
во-во, постоянно мужу напоминаю, что собака у нас старенькая)
уже не с первого раза запрыгнет на кровать, уже забывает зачем шла
27.12.2021 12:17:56, Аккуратова Мария
27.12.2021 08:43:17, Мадам НД
Именно Носырев в качестве режиссёра-мультипликатора нарисовал и оживил Антошку из «Весёлой карусели» – рыжеволосое чудо, мальчишку, который не хотел копать картошку и за это подвергся насмешкам со стороны односельчан: «Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой!»
После «Весёлой карусели» была работа в группе мультипликаторов над легендарными рисованными лентами «История одного преступления» и «Бременские музыканты».
27.12.2021 09:04:20, Мадам НД
В 1999 году Леонид Носырев принял участие в создании «Пушкинского проекта», посвященного 200-летнему юбилею поэта. Однако фильм «Пинежский Пушкин» вышел только через 2 года.
27.12.2021 08:41:24, Мадам НД
В 1979 году появился мультфильм «Волшебное кольцо». Эта невероятно колоритная стилизация народной сказки в один миг разошлась на цитаты. Сюжет «Волшебного кольца» существует с давних времён в сказках многих народов. За основу этого мультфильма был взят авторский вариант сказки известного русского писателя и собирателя фольклора Бориса Шергина, который впервые был опубликован в 1936 году.
27.12.2021 08:48:13, Мадам НД
Сказка «Ванька Доброй» была написана Шергиным в то время на злобу дня. Змея Скарапея была у него «американска дама, которая побилась об заклад на миллион рублей, что год проплавает в змеях», а трое молодцев у Шергина были тремя «ерманцами». Сценарист Юрий Коваль и режиссёр Леонид Носырев политику из сказки убрали и добавили кое-что своё, сохранив при этом шергинский северный колорит.
27.12.2021 08:57:05, Мадам НД
Один из самых любимых мультфильмов, который мы цитируем по сей день, – это «Волшебное кольцо», где добрый парень Ваня последовательно спасает из рук хитрющего мужичка кошку Машку, собачку Жужу, «оригинальную, белой масти», и змейку Скарапею.
С этого момента тема русского севера не отпускает режиссера. Он работает в соавторстве с Юрием Ковалем, создает сборник «Архангельские новеллы по произведениям Сергея Писахова » Апельсин» и » Перепелиха».
27.12.2021 09:07:30, Мадам НД
По сюжету спасённая змея Скарапея, озвученная мелодичным голосом Анны Каменковой, оказалась дочкой змеиного царя и подарила Ванюше волшебное кольцо. Если надеть колечко на палец, то появляются три молодца, которые спрашивают «Что, хозяин, надо?» и выполняют любое желание. Коварная Ульянка после свадьбы кольцо у мужа выкрала, перенесла хоромы с мостом «анжанернай конструкции» в Париж, поближе к заграничному любовнику, а Ваньку бросили в тюрьму за «кражу» моста. Вот тогда-то Машка и Жужа отправились кольцо возвращать, чтобы Ванятку из тюрьмы вызволить и на его добро добром ответить.
27.12.2021 09:11:39, Мадам НД
На бумаге этот сказочный сюжет умещается в одном абзаце, но ведь совсем иное дело, когда следишь за всеми перипетиями как зритель, которого должен направлять голос рассказчика. И голос Леонова ведёт нас. Артист очень удачно «поймал» особенности северного говора: «Анператор с семьёй чай пьють. Самовар матёрущий, артельный. У кажного прибору ситного фунта по три. Харчей много!» И про Жужу с Машкой: «И пошли до города Парижа. Бредут лесами тёмныма. Идут степями широкима. Лезут горами высокима. Ну, по пути в городах концерты давали с большим успехом. Ну, вот так до Парижа и добрались».
И вроде всё несерьёзно, с шуточками-прибауточками, а в итоге рисовалось крупное лубочное полотно, где всем место нашлось.
27.12.2021 09:12:22, Мадам НД
Но если мы начнем вспоминать, то половина сказки уже ушла в народ, ее фразы стали крылатыми
27.12.2021 09:33:29, Мадам НД
надо мужу отправить
частенько фразы из этик мультфильмов в жизни проскальзывают
27.12.2021 10:48:30, Аккуратова Мария
Почти все эти фильмы озвучивает Евгений Леонов. В 1992 году Носырев выпускает сборник своих лучших фильмов под общим названием «Ой, ребята, та-ра-ра!» Сюжеты связывает именно Леонов, который появляется на экране сам и читает забавные прибаутки.
27.12.2021 09:49:56, Мадам НД
Какие артисты работали на озвучке советских мультфильмов! Небожители, которые не выбивали себе баснословные гонорары, а создавали своими голосами бессмертные шедевры!
«Волшебное кольцо» озвучивали Евгений Леонов, Юрий Волынцев, Мария Виноградова, Клара Румянова, Анатолий Баранцев, Борис Новиков, Татьяна Васильева и Анна Каменкова. И каждый из них добавил неповторимую интонацию. Чего только стоит фраза, произнесённая Васильевой: «Ваня, я ваша навеки!» Или диалог между кошкой Машкой и собакой Жужей:
– Ванька-то каку гангрену за себя взял.
– Ох, чует моё сердце, покажет она себя!
27.12.2021 09:50:38, Мадам НД
Юрий Волынцев, артист Театра Вахтангова, пан Спортсмен из «Кабачка «13 стульев», подарил свой голос главному герою мультфильма – добряку Ване. Режиссёр специально дописал сцену, где персонаж плывёт на лодке с кошкой Машкой и собачкой Жужей и поёт: «Из-за острова на стрежень». Потому что Леонид Носырев знал: Волынцев очень любит петь. Дать возможность артисту показать всё, на что он способен, даже в закадровой работе, – это особый режиссёрский талант.
27.12.2021 09:51:29, Мадам НД
Мария Виноградова – королева эпизода, которую зритель видел во множестве ролей скандальных старушек. Она озвучила в «Волшебном кольце» сразу два персонажа – кошку Машку и маманю Вани. Два абсолютно разных характера, и телезрители так и не поняли, что это работа одной актрисы.
27.12.2021 09:54:03, Мадам НД
«Маленький смешной человек, который всегда читал книги» – так коллеги по театральному цеху описывали Анатолия Ивановича Баранцева. Он был прекрасным артистом, которого все знали в лицо. Играл в эпохальных фильмах «В начале славных дел» и «Россия молодая», но больше известен по фильмам-спектаклям, которые были очень популярны в советское время. Артист Театра имени Моссовета, Анатолий Баранцев не понимал, когда его спрашивали, какая роль у него любимая. Все роли любимые. А когда Баранцев играл шута в спектакле «Король Лир», то зрители приходили смотреть именно на него.
Человек, которому были подвластны все амплуа, стал для Леонида Носырева царём в трёх мультфильмах – «Волшебное кольцо», «Mister Пронька» и «Архангельские новеллы». В «Кольце» Баранцев перевоплотился в царя-анператора так, что до сих пор слышится его голос:
– Маремьяна! Бросай квашню! Корону сюды! И пальто сюды! Я пойду пошшупаю. Бывает ещё оптический обман здрения7
27.12.2021 10:01:32, Мадам НД
«Маримьянна, не страмись, не страмись перед державами. Лезь в дудку.» (с)
27.12.2021 13:53:15, Храбрая виолончелистка
Как мы помним, все кончается хорошо — Маха и Жужа добывают кольцо и возвращаются с ним на машине к хозяину. Иван возвращает себе мост и свои хоромы, а Ульянку отправляет назад к царю. Сам он женится на хорошей крестьянской девушке, с которой они живут счастливо. Тут и сказке конец, а кто слушал- молодец!
27.12.2021 09:16:54, Мадам НД
Мамка этой Скарапеи не залюбила: к обеду не зовет, по отчеству не величат!»
— Он хто, прынц? Какой державы?
— Здрасьти, ваше велико, господин амператор!
— Здорово!
— А Ульянку — вернуть родителям! Не жана она мне боле, не жана! Во!
— Эта Ульянка хуже карасину!.
— Ой! Не полезу я на ету страсть! Да что я, одичала, шо ль? В реку ишшо сронют!
— Маремьяна! Не страмись, не страмись перед державами! Лезь в дудку!
— Вот — сын да мама раздышались! У ей платте жолто — шляпа о двадцати перьях — ах, кака модна дама получилася!
— Ванька тожа от зеркаля не отходит: на ем шляпа, калоши, новый пинжак — с карманами!..
27.12.2021 10:03:53, Мадам НД
— Ишь, как выводют, шельмы!
— Фи, папа! Ну какой у вас дурной скус! Это ж Ванька из слободки горло дерёт!
— О! Заслушалси, старый пень! Напушшал дыму, с кровопивцами!
— Продай котейка!
— Пожаласта! Вам всю свесить?
— Всю! Подарю мамы… на аменины…
— Маремьяна, бросай квашню! Корону сюды и пальто сюды! Надо бы ентот мост руками пошупать. А то ишо бывает оптический обман здрения.
— Ну по пути в городах концерты давали, с большим успехом.
— Ты че сватья, одишала чтоль! Мы в жанихах-то, как в сору, роемси!
— Нам ваших дочек и даром не нать, и с деньгами не нать.
27.12.2021 10:12:37, Мадам НД
Режиссер вспоминал, что во время озвучивания произошел забавный случай,
– Там был один момент, сцена: «Вот сын да мама раздышались: у ей платье жёлто, шляпа о 20 перьях, ах, кака модна дама получилась!» И вот эту «шляпу о 20 перьях» Евгений Павлович записывал раз 20. Заело пластинку: шляпа о 20, шляпа о 20… Ну, не мог сказать: о 20 перьях. Вот так заело.
27.12.2021 10:14:26, Мадам НД
Позднее этот мультфильм и другие истории вошли в сборник » Смех и горе у Белого моря», в котором старый рыбак рассказывает байки о поморах и их жизни.
27.12.2021 10:22:25, Мадам НД
Леонид Носырев лауреат Премии президента Российской Федерации — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового анимационного искусства.
В 2013 году о Леониде Носыреве был снят документальный фильм «Летела сказка с Севера».
27.12.2021 10:28:12, Мадам НД
На этом у меня все. Вроде получилось так, как хотела. Только картинки чуть кое- где великоваты, надо будет поучиться их уменьшать.
27.12.2021 10:32:00, Мадам НД
Спасибо, повеселилась на ночь глядючи))
27.12.2021 22:54:36, ИренКа
Обожаю этот мульт!!! Практически наизусть знаю. Спасибо!
27.12.2021 13:08:59, Лютый скептик
Как джек ходил счастье искать: Сказка
Английская сказка
Жил-был веселый паренек по имени Джек. Вот в одно прекрасное утро отправился он бродить по свету — счастья искать. Только отошел от дома, смотрит — а навстречу ему кот.
— Куда путь держишь, Джек?
— Вот брожу по свету, счастье ищу, — отвечает ему Джек.
— А можно и я пойду с тобой?
— Конечно пойдем, ведь с друзьями любая дорога веселей покажется!
И пошли они дальше вдвоем. Совсем немного прошли, смотрят — навстречу им пес.
— Куда путь держишь, Джек?
— Вот брожу по свету, счастье ищу, — отвечает ему Джек.
— А можно и я пойду с тобой?
— Конечно пойдем, ведь с друзьями любая дорога веселей покажется!
И пошли они дальше уже втроем. Недалеко отошли, смотрят — навстречу им коза.
— Куда путь держишь, Джек?
— Вот брожу по свету, счастье ищу, — отвечает ей Джек.
— А можно и я пойду с тобой?
— Конечно пойдем, ведь с друзьями любая дорога веселей покажется!
И пошли они дальше все вчетвером. Недалеко отошли, смотрят — навстречу им бык.
— Куда путь держишь, Джек?
— Вот брожу по свету, счастье ищу, — отвечает ему Джек.
— А можно и я пойду с тобой?
— Конечно пойдем, ведь с друзьями любая дорога веселей покажется!
И пошли они дальше все впятером. Недалеко отошли, смотрят — навстречу им петух.
— Куда путь держишь, Джек?
— Вот брожу по свету, счастье ищу, — отвечает ему Джек.
— А можно и я пойду с тобой?
— Конечно пойдем, ведь с друзьями любая дорога веселей покажется!
И пошли они дальше все вместе. Шли они, шли, но вот уже и сумерки сгустились, темнеть стало.
Где же ночь провести? Задумались друзья, вдруг видят — невдалеке дом стоит.
Джек приказал своим друзьям не шуметь, а сам подкрался к окошку и в дом заглянул. И что он увидел? В доме сидели разбойники и пересчитывали награбленное добро!
Джек быстро придумал, что делать. Вернулся к друзьям и велел им кричать во всю мочь, когда он подаст знак. Вот Джек подал знак, и тут же замяукал кот, залаяла собака, заблеяла коза, замычал бык, закукарекал петух.
Такого шума испугались даже разбойники и убежали, побросав все награбленное. И Джек со своими друзьями вошел в дом.
Расположились они на ночлег, но Джек все же боялся, что разбойники могут вернуться ночью. И он решил предупредить их. Кота уложил в качалке, собаку спрятал под стол, козу устроил на чердаке, быка отправил в подвал, а петуха посадил на крышу. Сам же в постель лег.
Разбойники, которые спрятались неподалеку, заметили, что свет в доме погас. И один из них пошел туда, чтобы награбленное добро забрать.
Но уже через несколько минут назад примчался, испуганный и запыхавшийся.
— Вошел я в дом, — рассказывает, — и хотел было в кресло сесть. А там уже старуха со спицами сидит. Как воткнет их в меня!
(А ведь это был просто кот!)
— Подошел я тогда к столу, хотел было взять наши денежки. А там под столом — сапожник. Как вонзит в меня свое шило!
(А ведь это был просто пес!)
— Поднялся я тогда на чердак. А там кто-то зерно молотит. Как ударит меня тяжелым цепом!
(А ведь это была просто коза!)
— Спустился я тогда в погреб. А там — дровосек. Как запустит в меня топором!
(А ведь это был просто бык!)
— Но все бы ничего, кабы не карлик на крыше. Как завопит он: «А подать-ка его сюда. » Я и наутек.
(А это петух кричал: «Ку-ка-ре-ку!»)
С тех пор друзья все вместе весело жили в доме у дороги.
Источник
Урок 74. АНГЛИЙСКАЯ СКАЗКА «КАК ДЖЕК ХОДИЛ СЧАСТЬЯ ИСКАТЬ».
Педагогические задачи: познакомить с произведениями фольклора о животных; способствовать формированию умений работать с текстом, сравнивать сказки, различать сказки авторские и народные, реальное и волшебное в сказках, сравнивать героев сказки; содействовать развитию мышления, фантазии, умения работать в коллективе и самостоятельно, воспитанию любви и доброго отношения к животным.
Просмотр содержимого документа
«Урок 74. АНГЛИЙСКАЯ СКАЗКА «КАК ДЖЕК ХОДИЛ СЧАСТЬЯ ИСКАТЬ».»
Урок 74. Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать»
(в переводе Н. Шерешевской)
Тип урока: комбинированный
Педагогические задачи: познакомить с произведениями фольклора о животных; способствовать формированию умений работать
с текстом, сравнивать сказки, различать сказки авторские и народные, реальное и волшебное в сказках, сравнивать героев сказки; содействовать развитию мышления, фантазии, умения работать в коллективе и самостоятельно, воспитанию любви и доброго отношения к животным
Предметные: выделяют национальные особенности сказок и их героев; составляют план текста; подробно
и кратко пересказывают текст по готовому плану
познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; овладевают смысловым чтением художественных текстов; выделяют существенную информацию из текстов; осуществляют анализ, синтез, сравнение; строят рассуждения; самостоятельно создают способы решения творческой задачи;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свое действие; оценивают правильность выполнения действия;
коммуникативные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника
Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное
Образовательные ресурсы: модели обложек
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)
Формируемые способы
деятельности
I. Организация начала урока
– Проверьте свое рабочее место.
– Давайте поиграем, я называю отрицательные
и положительные качества. Вы должны поднять руки вверх, когда услышите положительное качество, опустить – если услышите отрицательное.
Трудолюбивый, ленивый, жадный, веселый, послушный, справедливый, добрый, жестокий, честный, любознательный, милосердный
Показывают готовность к уроку.
Эмоционально и психологически настраиваются на урок
Владеют навыками организации рабочего места.
Принимают и сохраняют учебные задачи
II. Постановка учебной задачи урока
– Определим задачи урока.
– Будем думать и рассуждать.
– Будем правильно, выразительно читать.
– Будем играть и бегать.
– Будем открывать новое.
– Работать в группе и парах.
– Будем вежливыми и внимательными.
– Будем работать с компьютером.
– Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Рассмотрите книгу
Определяют учебные задачи:
1. Будем думать и рассуждать.
2. Будем правильно, выразительно читать.
3. Будем анализировать.
4. Будем открывать новое.
5. Будем работать в группе и парах.
6. Будем вежливыми и внимательными
Принимают и сохраняют учебные задачи
III. Проверка домашнего
задания
– А теперь зарядка для ума. Отгадайте загадки.
1. На соломинке – дом, сто ребяток в нем.
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я, будет целая семья.
2. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
3. У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени … (мука).
4. Вырос в поле дом.
– Как связаны между собой отгадки? Какую логическую цепочку можно выстроить?
– Правильно. Мы не зря отгадывали загадки, они связаны с темой урока, изученной украинской сказкой «Колосок».
Пересказ сказки по плану:
2. Авторская или народная сказка.
3. О чем или о ком эта сказка?
4. Как начинается сказка?
5. Кто главный герой? Кто ему помогает? Кто
мешает?
Источник
Урок литературного чтения Английская сказка «Как Джек ходил счастье искать» (2 класс)
специалист в области арт-терапии
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема урока Английская сказка «Как Джек ходил счастье искать».
Педагогические задачи: познакомить с произведениями фольклора о животных; способствовать формированию умений работать
с текстом, сравнивать сказки, различать сказки авторские и народные, реальное и волшебное в сказках, сравнивать героев сказки; содействовать развитию мышления, фантазии, умения работать в коллективе и самостоятельно, воспитанию любви и доброго отношения к животным
Предметные : выделяют национальные особенности сказок и их героев; составляют план текста; подробно
и кратко пересказывают текст по готовому плану
познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; овладевают смысловым чтением художественных текстов; выделяют существенную информацию из текстов; осуществляют анализ, синтез, сравнение; строят рассуждения; самостоятельно создают способы решения творческой задачи;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свое действие; оценивают правильность выполнения действия;
коммуникативные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника
Личностные : осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное
Образовательные ресурсы: модели обложек
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)
Формируемые способы
деятельности
I. Организация начала урока
– Проверьте свое рабочее место.
– Давайте поиграем, я называю отрицательные
и положительные качества. Вы должны поднять руки вверх, когда услышите положительное качество, опустить – если услышите отрицательное.
Трудолюбивый, ленивый, жадный, веселый, послушный, справедливый, добрый, жестокий, честный, любознательный, милосердный
Показывают готовность к уроку.
Эмоционально и психологически настраиваются на урок
Владеют навыками организации рабочего места.
Принимают и сохраняют учебные задачи
II. Постановка учебной задачи урока
– Определим задачи урока.
– Будем думать и рассуждать.
– Будем правильно, выразительно читать.
– Будем играть и бегать.
– Будем открывать новое.
– Работать в группе и парах.
– Будем вежливыми и внимательными.
– Будем работать с компьютером.
– Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Рассмотрите книгу
Определяют учебные задачи:
1. Будем думать и рассуждать.
2. Будем правильно, выразительно читать.
3. Будем анализировать.
4. Будем открывать новое.
5. Будем работать в группе и парах.
6. Будем вежливыми и внимательными
Принимают и сохраняют учебные задачи
III. Проверка домашнего
задания
– А теперь зарядка для ума. Отгадайте загадки.
1. На соломинке – дом, сто ребяток в нем.
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я, будет целая семья.
2. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
3. У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
4. Вырос в поле дом.
– Как связаны между собой отгадки? Какую логическую цепочку можно выстроить?
– Правильно. Мы не зря отгадывали загадки, они связаны с темой урока, изученной украинской сказкой «Колосок».
Пересказ сказки по плану :
2. Авторская или народная сказка.
3. О чем или о ком эта сказка?
4. Как начинается сказка?
5. Кто главный герой? Кто ему помогает? Кто
мешает?
6. Кто из героев нравится? Почему?
7. Чему учит эта сказка?
– Зерно – колос – мука – хлеб.
Пересказывают сказку по плану
Определяют и формулируют цель деятельности на уроке.
Умеют договариваться, находить общие решения.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.
Согласованно работают в группах и коллективе
IV. Работа
по теме
урока.
Осуществляют поиск
и выделение необходимой информации.
Самостоятельно создают алгоритмы в деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
2. Первичное восприятие сказки
– Из какой страны к нам пришла эта сказка?
– Как она называется? Прочитайте название.
– Как зовут главного героя этой сказки?
– С какой целью отправился герой в путь?
– С кем встретился Джек в пути?
Отвечают на вопросы
К солнышку тянутся они.
(Покачивают руками над головой.)
А как дождичек идет,
Рожь водицу пьет и пьет.
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
– Прочитайте название сказки.
– Когда происходит действие?
– «Как Джек ходил счастья искать».
– Действие сказки началось в одно прекрасное утро
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного
поиска, в том числе
с помощью компьютерных средств.
Строят осознанное высказывание
в устной речи.
– Есть ли в этой сказке чудеса? Расскажите.
– Кого Джек встретил по дороге?
– Как мальчик относился к просьбам тех, кого встречал? Найдите ответ в тексте. Прочитайте.
– Каким вы представляете Джека? Расскажите.
– Сравните эту сказку с русской народной сказкой «Зимовье зверей». Чем они похожи? Чем различаются? Объясните.
– Встретил ли Джек счастье?
– В этой сказке чудеса заключаются
в том, что животные разговаривают друг с другом и с человеком.
– Джек встретил по дороге сначала кота,
потом собаку, козу, быка и петуха.
На просьбу животных взять их с собой отвечал: «Конечно! Чем больше компания, тем веселей».
– Джек – умный, добрый и хороший мальчик, он любит животных.
– Эта сказка схожа со сказкой «Зимовье зверей»: в этих сказках главные герои – домашние животные. Отличия:
1) в этой сказке кроме зверей, есть мальчик Джек;
2) в этой сказке компания хитростью занимает разбойничий дом, а в сказке «Зимовье зверей» бык строит дом сам;
3) в этой сказке животные воюют
с разбойниками, а в сказке «Зимовье
зверей» – с волками и медведем
4. Самостоятельная
работа
Организует самостоятельную работу в тетради
Осуществляют планирование, контроль, оценку
V. Итог
урока. Рефлексия
– Что интересного узнали на уроке?
– Какие задания выполняли?
– Что вызвало затруднения? Почему?
– Как оцениваете свою работу на уроке?
Отвечают на вопросы
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают
качество и уровень усвоения
Прочитать сказку «Как Джек ходил счастья искать»
Записывают задание на дом, задают
вопросы
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
Источник