Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год
Заглядываем на новую выставку музея «Садовое кольцо» в поисках новогоднего настроения.
В музее «Садовое кольцо» открылась выставка «Новогодняя сказка в кино: “Морозко”» посвященная одному из самых известных фильмов советского режиссера-сказочника Александра Роу, снискавшему огромную любовь зрителей и отмеченному профессиональными наградами на родине и за рубежом. Среди наград «Морозко» — главный приз XVII Венецианского международного кинофестиваля в программе детских и юношеских фильмов и «Золотая ветвь» Всесоюзного кинофестиваля 1966 года в Москве. Премьера «Морозко» состоялась 24 марта 1965 года, но в истории отечественного кинематографа фильм навсегда останется одной из главных новогодних сказок.
В экспозицию вошли эскизы художника-постановщика картины Арсения Клопотовского, который не только создавал образы героев и декорации, но и стал автором многих технических находок. Для своего времени фильм стал новаторским — в нем использованы комбинированные съемки, обратная перемотка, двойная экспозиция. Предлагаем прогуляться по волшебному заснеженному миру кинофильма в компании куратора выставки Лидии Еновой.
Северные пейзажи и мастерство художника-постановщика
Действие фильма занимает два времени года — лето, когда мы знакомимся с персонажами и основным конфликтом, и зиму, когда происходят главные чудеса. Летние сцены снимали недалеко от Москвы, под Звенигородом, а зимнюю натуру нашли на Кольском полуострове, неподалеку от города Оленегорска. Александру Роу нравились тамошние северные заснеженные пейзажи с огромными елями. Он уже снимал в тех местах зимние сцены фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Первым съемочным днем стало 13 марта 1964 года. В Москве и Подмосковье весна вступает в свои права, а на Кольском полуострове — мороз, сугробы и главное, что так ценили режиссер и оператор Дмитрий Суренский, — прозрачный, хрустальный воздух. Но особенности северного климата приносили и неудобства. Постройка реалистичных декораций — терема Морозко, крестьянской избы и избушки Бабы-яги — в условиях мерзлоты стала вызовом для художника-постановщика.
«Арсений Клопотовский решил эту задачу — декорации возводили на устойчивых платформах, — рассказывает куратор выставки. — Помогали в строительстве местные умельцы. Поначалу деликатный и скромный художник не внушил северным жителям доверия, но они быстро изменили мнение о нем. Арсений Павлович был не только талантливым художником, но и профессионалом-практиком. Руками работать он умел — в годы Великой Отечественной войны, когда отец ушел на фронт, а мать поднимала младших детей, 16-летнему Арсению пришлось стать главой семьи. В 1944–1946 годах он работал на Алма-Атинской киностудии, что предопределило его будущую профессию — в 1946-м Клопотовский поступил на художественный факультет ВГИКа».
Перед художником стояла еще одна сложная задача — оживить избушку Бабы-яги, и с ней он тоже справился блестяще. Изготовили две избушки: первую, деревянную, приводили в движение системой рычагов. Внешне она должна была выглядеть маленькой, но при этом вмещать персонажей и оператора, поэтому одна из стенок была подвижной. Вторую избушку вырезали из поролона и надевали на статиста, как ростовую куклу. По такому же принципу были изготовлены и костюмы пней.
Кстати, поролон (научное название — эластичный пенополиуретан) в то время был далеко не так доступен, как сегодня. Этот материал изобрели в 1940-х, в массовое производство в СССР запустили лишь в 1970-х. Тогда, в середине 1960-х, о его свойствах в стране знали немногие. Клопотовский, владевший иностранными языками и интересовавшийся мировыми техническими новинками, предложил использовать именно его. Доверяя художнику, Центральная киностудия детских и юношеских кинофильмов имени М.А. Горького закупила дорогой материал.
Во время работы над фильмом «Морозко» Арсений Клопотовский обнаружил не только техническую изобретательность, но и художественный вкус. Созданный им терем волшебника Морозко — симбиоз традиционного деревянного зодчества и архитектуры северного модерна. В нем можно увидеть продолжение традиций творчества русских художников-сказочников Виктора Васнецова и Ивана Билибина.
Сотрудники Киностудии имени Горького Александр Роу и Арсений Клопотовский встретились в 1957 году на съемках фильма «Новые похождения Кота в сапогах». Эта работа положила начало их творческому союзу — впоследствии они создали вместе сказочные миры фильмов «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса».
Работа над каждым фильмом начиналась задолго до съемок. Художник рисовал раскадровки будущей картины, позже их обсуждали с оператором, совместно корректировали. Роу ценил профессионализм, новаторский подход и твердый характер Арсения Клопотовского, который предлагал блестящие воплощения его видения той или иной сцены.
К сожалению, полная раскадровка «Морозко» не сохранилась. Представление о ней можно получить, рассматривая представленные на выставке открытки с рисунками Арсения Клопотовского. Серию из 15 двусторонних открыток «Морозко» выпустили в 1984 году тиражом 600 тысяч экземпляров.
Две сказки, четыре актрисы и одна Баба-яга
Сюжет сказки «Морозко» есть у каждого восточнославянского народа. В России разновидностей «Морозко» больше всего — исследователи насчитывают их около 40. Во всех действуют злая мачеха, трудолюбивая падчерица и некий могущественный владыка холода — волшебник Мороз. Но ни в одной из них нет молодца, который превращается в медведя, — это событие пришло в фильм из другой народной сказки, «Ивана — медвежьей головы».
Литературный сценарий фильма написали Михаил Вольпин с Николаем Эрдманом, которые к тому моменту были знакомы советским зрителям по фильмам «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Актриса», «Смелые люди», «Застава в горах» и другим. Сценаристы переложили две сказки, добавили новых персонажей и прописали любовную линию, а главное — привнесли в сюжет много юмора и комичных моментов.
На роль Марфушеньки-душеньки Александр Роу планировал взять Тамару Носову, снимавшуюся у него во всех фильмах. Но однажды ассистентка режиссера увидела юную Инну Чурикову, студентку Театрального училища имени Щепкина, и посоветовала попробовать на эту роль ее. Роу сразу покорил талант Чуриковой. Роль Марфуши стала первой большой работой актрисы в кино — до этого она снималась в эпизодических ролях в фильмах «Тучи над Борском» (1960) и «Я шагаю по Москве» (1963). В 1965 году, вскоре после премьеры «Морозко», Инна Михайловна закончила училище с красным дипломом.
Кроткую Настеньку изначально должна была играть Надежда Румянцева, любимица зрителей Тося Кислицына из «Девчат» (1961). Но в итоге выбор пал на 15-летнюю Наталью Седых, которая училась в Московском хореографическом училище Минкультуры СССР. Юная балерина с огромными глазами в образе умирающего лебедя покорила режиссера.
По поводу Бабы-яги никаких сомнений не было с самого начала: конечно, ее будет играть Георгий Францевич де Милье, более известный как Милляр. Один из любимых актеров Роу, сыгравший во многих его фильмах, уже имел такой опыт: он играл Бабу-ягу в «Василисе Прекрасной». Сам актер говорил, что отдать эту роль мужчине было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ. Часто Милляр играл сразу нескольких персонажей. В «Морозко» его можно увидеть также в роли дьяка-разбойника и услышать его голос в озвучке петушка Пети.
Роль доброго молодца Ивана получил Эдуард Изотов, а волшебника Морозко сыграл Александр Хвыля. Один из самых известных актеров Советского Союза, на протяжении многих лет он выполнял обязанности главного Деда Мороза страны, выступая в этой роли на главной елке в Кремле.
Сказка Александра Роу стала классикой, ее сюжет и герои знакомы с детства, смешные фразы персонажей («Нет, не принцесса! Королевна!») выучены наизусть. Мы точно знаем, в какой момент на экране должно произойти очередное чудо вроде бегающей избушки или оживающих деревьев. Но «Морозко» неизменно заставляет зрителя замереть от удивления даже сегодня, в век высоких технологий и компьютерных спецэффектов. Особенно перед Новым годом!
Поздравляем и представляем победителей фестиваля-конкурса детских тематических проектов «Питание и здоровье!»
ДИПЛОМ ПОБЕДИТЕЛЯ:
МКДОУ д/с № 20 «Сказка», средняя группа «Семицветик», проект «Польза молока и кисломолочных продуктов»
МКДОУ д/с № 44 «Мозаика», киностудия группы «Пчёлки», проект «Сказка о том, как Биффи победил злого Микробыча»
МКДОУ д/с № 97 «Сказка», старшая группа «Чебурашка», проект «Быть здоровыми хотим, за правильным питанием следим!»
МКДОУ д/с № 346, подготовительная группа «Земляничка», проект-спектакль «Дядя Миша»
МКДОУ д/с № 346, старшая комбинированная группа, проект «Здоровье и питание – основа процветания»
МКДОУ д/с № 451 «Теремок», средняя группа «Василёк», проект «Биффи и его друзья»
МКДОУ д/с № 451 «Теремок», подготовительная группа «Вишенка», проект «Как живет мое тело»
МКДОУ д/с № 451 «Теремок», группа «Рябинка», проект «Сборник рассказов про Биффи»
МКДОУ д/с № 451 «Теремок», группа «Рябинка», проект «Как сберечь свое здоровье?»
ДИПЛОМ I СТЕПЕНИ:
МБОУ «Инженерный лицей НГТУ», проект «Любимая еда литературных героев»
МКДОУ д/с № 20 «Сказка», коллектив авторов «Книги рецептов вкусной и здоровой пищи группы «Семицветик»
МКДОУ д/с № 465 «Золушка», группы «Непоседы» и «Осьминожки», проект «Человек»
МКДОУ д/с № 497 «Мишутка», группа «Пчёлки», проект «Здоровым быть здорово»
МКОУ (С)К ШИ № 37, проект «Путешествие со Смешариками в страну Здоровья»
МБОУ СОШ № 196, дошкольное отделение «Здоровячок», проект «Наша каша хороша – и полезна и вкусна»
МБОУ СОШ № 196, дошкольное отделение «Здоровячок», проект «Здоровое питание»
ДИПЛОМ УЧАСТНИКА:
МАДОУ д/с № 84 «Благодать», подготовительная группа «Ягодка», проект «Я здоровым быть хочу!»
МКДОУ д/с № 281 «Журавлик», подготовительная группа, проект «Мы за здоровое питание»
МАДОУ д/с № 298 «Бусинка», группа «Сказка», проект «10 элементов»
МАДОУ д/с № 298 «Бусинка», семья Гвоздевых, проект «Правильное питание – магия здоровья»
МАДОУ д/с № 298 «Бусинка», старшая группа, проект «Как Биффик со Спортиком подружился»
МАДОУ д/с № 298 «Бусинка», семья Бурлаковых, проект «Рецепт здоровой жизни»
МАДОУ д/с № 323 «Белочка», подготовительная группа, проект «Здоровое питание – это здорово!»
МАДОУ д/с № 323 «Белочка», старшая группа, проект «Правильное питание – залог здоровья»
МАДОУ д/с № 369 «Калейдоскоп», подготовительная группа, проект «Путешествие с Биффи по телу человека»
МАДОУ д/с № 369 «Калейдоскоп», подготовительная группа «Незабудка», проект «Здоровая и вкусная еда с Биффи»
МАДОУ д/с № 369 «Калейдоскоп», подготовительная группа, проект «Лучики здоровья»
МАДОУ д/с № 369 «Калейдоскоп», подготовительная группа «Ландыш», проект «Быть здоровым – значит быть счастливым!»
МКДОУ д/с № 381, подготовительная группа, проект «Кулинарный поединок «Здоровый вкус!»
МКДОУ д/с № 428 «Золотой петушок», подготовительная группа, проект «Бифилину рада Я и, конечно, вся семьЯ»
МКДОУ д/с № 430 «Сказка», комбинированная подготовительная группа «Сударушка», проект «Биффи против Короновируса»
МАДОУ д/с № 472 «Тигрёнок», младшая группа, проект «Будь здоров, малыш!»
МКДОУ д/с № 485 «Дельфинчик», старшая группа, проект «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
МКДОУ д/с № 509, старшая группа, проект «Еда – без вреда!»
МБОУ СОШ № 105, подготовительная группа, проект «Путешествие Компьюши в страну Здоровья»
МБОУ СОШ № 134, проект «Биффи – королевство здорового питания»
МБОУ СОШ № 172, проект «Агитбригада «Бифидовитаминки»
ДИПЛОМ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ «ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ»:
МБДОУ «Лёвушка» р.п. Кольцово, зав. Королева Светлана Викторовна
МБДОУ д/с № 6 «Остров детства», зав. Березина Дарья Владимировна
МБДОУ д/с № 25 «Снегурочка», зав. Воляк Галина Васильевна
МБДОУ д/с № 28, Афанасьева Марина Викторовна
МБДОУ д/с № 42, зав. Ляпустина Людмила Владимировна
МБДОУ д/с № 77, зав. Туник Ирина Александровна
МБДОУ д/с № 85 «Планета детства», зав. Борисова Наталья Николаевна
МБДОУ д/с № 90 «Калинка», зав. Ларионова Эмилия Эдвардовна
МБДОУ д/с № 104 «Золотой ключик», зав. Лутова Людмила Викторовна
МКДОУ д/с № 401, зав. Гончарова Любовь Геннадьевна
МБДОУ д/с № 459, зав. Царикова Маргарита Павловна
МКДОУ д/с № 460 «Рябинка», Глупак Наталья Владимировна
МКДОУ д/с № 475 «Антошка», зав. Гончаренко Людмила Сергеевна
МБДОУ д/с № 484, зав. Понкратова Людмила Викторовна
МКДОУ д/с № 486, зав. Борисенко Дина Александровна
МБДОУ д/с № 490 «Жаконя», зав. Алехина Лариса Витальевна
МБДОУ д/с № 491 «Лучики», зав. Лунева Галина Васильевна
МКДОУ д/с № 510 «Калинка», зав. Клинова Татьяна Николаевна
БЛАГОДАРНОСТИ
Бруева Лариса Владимировна, методист МКУДПО «ГЦРО» г. Новосибирска
Копаева Наталья Николаевна, заместитель директора по экспертно-аналитической работе и дошкольному образованию МКУДПО «ГЦРО» г. Новосибирска
Алтухова Людмила Михайловна, методист первой квалификационной категории МКУДПО «ГЦРО» г. Новосибирска, Центральный округ
Василенко Людмила Ивановна, методист МКУДПО «ГЦРО» г. Новосибирска, Калининский район
Дуренкова, Светлана Валентиновна методист первой квалификационной категории МКУДПО «ГЦРО» г. Новосибирска Дзержинский район
Климова Лариса Юрьевна, старший методист высшей квалификационной категории МКУДПО «ГЦРО» г. Новосибирска, руководитель территориальной группы методистов в Ленинском районе
Марченко Татьяна Николаевна, методист (высшая квалификационная категория) МКУДПО «ГЦРО» г. Новосибирска, Первомайский район
Павленок Ирина Николаевна, методист высшей квалификационной категории МКУДПО «ГЦРО» г. Новосибирска, Кировский район
Барсукова Елена Александровна, заведующий МКДОУ д/с № 44 «Мозаика»
Бибанаева Наталья Николаевна, заведующий МКДОУ д/с № 346
Вернер Эльвира Вольдемаровна, старший воспитатель МКДОУ д/с № 451 «Теремок»
Гичкина Елена Валентиновна, заведующий МКДОУ д/с № 97 «Сказка»
Завизион Галина Викторовна, воспитатель МКДОУ д/с № 502
Казанцева Елена Николаевна, воспитатель МКДОУ д/с № 502
Махова Елена Владимировна, заведующий МКДОУ д/с № 59 «Золотой петушок»
Пугачева Любовь Николаевна, заведующий МКДОУ д/с № 451 «Теремок»
Фомина Наталья Васильевна, заведующий МКДОУ д/с № 20 «Сказка»
И еще мы от души благодарим всех, кто активным участием и творческим подходом способствовал успеху нашей программы – СПАСИБО ВСЕМ!
Дипломы и подарки всем участникам фестиваля мы постараемся вручить как можно скорее. А также надеемся, что в нынешнем учебном году наш фестиваль пройдет в очном режиме. И награждение – тоже!
Надеемся, вы хорошо отдохнули летом, друзья! Набрались сил, зарядились здоровьем и готовы к новым свершениям! Успехов в новом учебном году!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 поселка Катасон Буденновского муниципального округа»
356825, ул. Совхозная 4, п. Катасон Будённовского муниципального округа , тел.66-2-41; 66-2-42
Конспект открытого занятия по развитию речи
с использование кейс — технологии
с детьми старшего дошкольного возраста.
драматизация сказки «Теремок»
Составлен воспитателем
первой квалификационной категории
СП ДО МОУ СОШ № 8 п.Катасон
Аваевой Майсарат Абдулгафизовной
.
2021год
Образовательная область: “ Социально- коммуникативное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”
Форма организации: групповая.
Вид деятельности: театрализованная игра “Теремок”
Планируемые результаты:
Дети демонстрируют умение договариваться в процессе распределения ролей, планирования игрового пространства;
Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам
Дети сотрудничают в процессе реализации игрового замысла.
Дети проявляют умение создания игровых образов с использованием выразительных средств.
У детей развивается творческое воображение в процессе игровой деятельности
Цель: совершенствовать артистические способности детей в создании
художественного образа через театрализованную деятельность.
Формирование у детей умения создавать игровые образы с использованием выразительных средств, развитие воображения в процессе совместной игровой деятельности.
Задачи: | |
Воспитательные задачи: воспитывать стремления к самосовершенствованию через театрализованную деятельность и воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам. Развивающие задачи: — развивать эмоциональность, интеллект, а также коммуникативные способности ребенка средствами театра; Развивать творческое воображение детей в процессе игровой деятельности Обучающие задачи: Учить детей договариваться в процессе распределения ролей, планирования игрового пространства Формировать умение сотрудничать в процессе реализации игрового замысла; Формировать умение создавать игровые образы с использованием выразительных средств. . |
Методы обучения: игровая ситуация, беседа, эмоциональное стимулирование, объяснение
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, показ настольного театра.
Словарная работа: Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, медведь косолапый.
Оборудование: Домик-теремок из фанеры,елка, береза, музыкальные инструменты.
Костюмы: мышке, лягушке, зайцу, лисичке, медведю;
Действующие лица
Ведущая – взрослый
Дети:
Мышка
Лягушка
Зайчик
Лисичка
Медведь
Ход мероприятия:
Ведущий: А теперь друзья, давайте заглянем в страну Театралию. Театралия нам помогает, чтобы ребенок был какой (талантливый, музыкальный, терпеливый, инициативный, эрудированный, художественно-литературный, художественно-изобразительный, непосредственный, здоровым, творческим)
Внимание, внимание,
Извещаем всех заранее!
Пора отправляться в страну Театралию,
Где состоится представление,
Всем на удивление!
У нас в зале много замечательных, талантливых, творческих людей и я предлагаю вам проявить свои творческие способности стать артистами.
Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать, быстро руку поднимай-ка, сказка к нам придет опять!
Ведущий: Сказку все мы очень ждали. Сказку в гости мы позвали. Сказка здесь уже, друзья. Сказка вновь пришла сюда! А как называется она? Отгадайте вы друзья.
Стоит избушка, Резная верхушка,
Тесом покрыта, Щелком прошита,
Что это? (Теремок)
Ведущий: Вот стоит наш Теремок,
Как красив он и высок!
Как дорогу перейдешь – в Теремочек попадешь,
Новоселье ждет зверят, в Терем все они спешат.
Мимо мышка пробегала.
Мышка. Познакомьтесь Мышка, я, Брожу по лесу я,
Ищу себе домишко. Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.
Ведущий: А вот и лягушка прискакала.
Лягушка. Ква-ква квакушка я, друзья, Звать Лягушкою меня! По кочкам быстро я скачу,
Друзей себе найти хочу. Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Ведущий: По дорожке, угадай-ка, Кто бежит к нам?
Увидал он Теремок, И на месте скок-поскок!
Зайка. Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.
Ведущий: Хорошо им в Теремочке! Так идут, бегут денечки…
По лесу Лиса гуляла, Теремочек увидала…
Лиса. Что за терем-теремок? Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Ведущий: Про слыхал про то Медведь,
Пошёл терем поглядеть .Идёт лесом, ковыляет,
Увидал он Теремок –Стукнул по стене разок.
Миша. Бурый я Лесной Медведь! Люблю громко я реветь!
Что за терем-теремок? Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Ведущий: Терем, правда наш хорош!
Только в Терем не зайдешь!
Ты оркестр собери, Нам скорее покажи.
Инструменты есть у нас, Вы друзья скорей берите,
Нам оркестр покажите. В теремочке чудном нашем
Мы поем, танцуем, пляшем.
Оркестр «Музыкальные инструменты »
(Детская фантазия обычно не знает границ, вот и я предлагаю вам создать
мелодию своим оркестром.
Ведущий: Все зверята и подружились.
Вот как в сказке получилось.
Тут и сказочке конец, А кто слушал — молодец!
Ведущий: Артистами ребята побывали и сказку показали…
(Дети делают на поклон.)
Артисты и зрители – все были хороши!
Похлопаем друг другу от души!
ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
«Петушок и его семья».
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Паспортные данные мини-музея.
2.Аспекты музейной деятельности.
3.Оформление мини-музея.
4.План работы по созданию мини-музея.
5.Перспективное планирование работы мини-музея.
6.Перспектива развития мини-музея.
В настоящее время мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. Но что такое мини-музей?
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство.
Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и эта особенность очень привлекает детей.
Актуальность.
Тема мини-музея была выбрана именно с учетом возраста детей и любимых сказочных персонажей , с которыми знакомится ребенок. Для малышек всегда интересна, доступна и привлекательна тематика домашних птиц. С раннего возраста дети наблюдают за животным миром, копируют звукопроизношения зверей, птиц, знакомятся с народным творчеством на эту тему. В фольклоре Курочка и Петушок не менее популярны, чем Лисичка-сестричка и Серый Волк. Им посвящено немало сказок, потешек, песенок. Петушок не раз становился героем лубочных картинок ,его изображение украшало расшитые полотенца. Вероятно, значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства. Наш детский сад находится в поселке ,но многие дети живут в благоустроенных квартирах и никогда не видели настоящих домашних птиц. Поэтому возникла идея познакомить их поближе с настоящими домашними птицами. К тому же в любой программе для работы с детьми младшего возраста найдется немало материала для знакомства малышей с петушком, курочкой с цыплятами. Это стихи, песни ,потешки, подвижные игры. Мини-музей поможет детям поближе познакомиться с темами,которые наиболее понятны и интересны детям четвертого года жизни.
Паспортные данные:
Наименование мини-музея: «Петушок и его семья».
Профиль музея: познавательный.
Место расположения: групповая комната.
Направленность: воспитатели, дети 2 младшей группы и их родители.
Направление:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»,
ОО «Познавательное развитие»,
ОО «Речевое развитие»,
ОО «Художественно-эстетическое развитие».
ЦЕЛИ :
-Расширить представления детей об окружающем мире, познакомить детей с домашними птицами на примере петушка и его семьи, со сказками о них, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к домашним птицам.
ЗАДАЧИ:
1.Формировать элементарные представления о домашних птицах (петух, курица, цыпленок): их внешнем виде; среде обитания; характерных особенностях; о пользе, которую они приносят людям.
2.Обогащать словарный запас детей, развивать речь через подражание голосам домашних птиц, разучивание стихов, потешек, пальчиковых игр, пересказ сказок.
3.Развивать познавательную деятельность детей.
4. Формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
5.Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через участие в создании группового мини-музея по теме.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
-принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
-принцип опоры на интересы ребенка;
-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
-принцип наглядности;
-принцип доступности;
-принцип сотрудничества и взаимоуважения
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-расширение знаний детей об окружающем мире, о домашних птицах на примере петушка и его семьи.
-развитие речи через подражание голосам домашних птиц ,разучивание стихов, потешек, пальчиковых игр.
-формирование умения слушать чтение, рассказывание художественных произведений с пониманием их содержания, умение пересказывать услышанное.
-развитие эмоциональной отзывчивости ,получение радости, удовольствия от совместных действий.
-повышение познавательной и экологической компетентности у родителей через совместное участие в реализации данного проекта.
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ:
Место расположения мини-музея: групповая комната.
Площадь, занятая под экспозицию: 2 кв.м.
Совет мини-музея:2 человека- воспитатели Петрунина О.В. и
Макарова О.М.
АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ:
-мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, для развития художественно-изобразительных навыков.
Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы.
ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
-поисковая;
-фондовая;
-игровая;
-экспозиционная;
-познавательная.
РАЗДЕЛЫ МИНИ-МУЗЕЯ И ЭКСПОНАТЫ.
Экспонаты данной коллекции находятся в свободном доступе у детей и используются ими для игр.
РАЗДЕЛ «Петушки бывают разными». Здесь размещены самые разные игрушки, изображения петуха, курочки, цыпленка (мягкие ,резиновые, керамические, деревянные, бумажные, сделанные детьми и родителями, бабушками) Они напоминают о том ,с какой любовью люди всегда относились к этим домашним птицам.
РАЗДЕЛ «Домик для петушка и курицы». Макет курятника поможет воспитателю рассказать о том, как человек заботится о домашних птицах, строит для них специальные домики.
РАЗДЕЛ «Еда для петуха и курицы». Это коллекция разных кормов (пшеница , пшено, зерна кукурузы и т.д.)
РАЗДЕЛ»Цыпленок из яйца».Здесь располагаются игрушки, отражающие развитие и жизнь курицы (петушка):яйцо-цыпленок-курица.
РАЗДЕЛ»Что дает нам курица».В разделе находится коллекция разных яиц (деревянные, расписные и не крашеные ,пластмассовые, оплетенные бисером и т.п.),перья, картинки продуктов.
РАЗДЕЛ «Театральный уголок». Здесь игрушки настольного театра для сказок «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко».
РАЗДЕЛ «Книжный центр».На полочках, которые находятся на доступном для детей уровне, лежат книги о курочке, петушке ,цыплятах.
РАЗДЕЛ для самостоятельной деятельности. Поскольку в младшей группе самостоятельная деятельность детей ограничена, воспитатель сам предлагает рассмотреть книжки, игрушки и т.п. В уголке есть различные дидактические игры, картинки для рассматривания.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ:
1 ЭТАП-Подготовительный
Предварительная работа:
-поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Петушок и его семья»
-объявление для родителей об организации мини-музея, беседа с родителями о целях и задачах мини-музея в группе.
-предложить родителям выбрать дома для музея экспонаты
-подобрать фонотеку (голоса домашних птиц,песни о петушке,курочке и цыплятах).
2 ЭТАП-ОСНОВНОЙ:
Цель:
-разработка методических материалов;
-чтение сказок,стихотворений, загадок и песен,потешек о домашних птицах.
-консультации для родителей «
-наблюдение за домашними птицами в природе (в деревне)
-знакомство с деятельностью человека,ухаживающего за домашними птицами (художественная литература,рассматривание картинок и т.д.)
-изготовление экспонатов своими руками.
-просмотр и прослушивание р.н.сказок.
В результате совместной деятельности с детьми,активного участия родителей были собраны книжки: «Пословицы и поговорки», «Потешки»,»Загадки», «Сказки», «Песни», «Стихи», «Дидактические игры».
3 ЭТАП- функционирование мини-музея.
-беседы:»Кто как кричит», «Кто живет в курятнике»;
-ОД «Домашние птицы»;
-Составление описательных рассказов о петухе,курочке и цыпленке ;
-рассматривание иллюстраций,картинок по теме;
-чтение художественной литературы: В.Сутеев «Цыпленок и утенок»,К.Ушинский «Петушок и его семья», «умная курица» М.Зощенко, «Цыпленок» К.Чуковского, «Курочка» Е.Чарушина, «Важный петух» М.Мревлишвили
00 «Познавательное развитие»:
-рассматривание петуха,курицы,цыпленка,определение различий между ними;
-рассматривание картины «Курочка с цыплятами», «Питание курицы»;
-дидактическая игры «Кто так кричит», «Четвертый лишний», «Угадай,чего не стало?», «Кто,где спрятался?»(предлоги за,под,над), «Переложи горох», «Сложи яичко в стаканчик», «Чудесный мешочек» (определение на ощупь фасоли и гороха). «Назови ласково», «Что сначала,что потом».
-обведение и штриховка трафаретов по теме «Домашние птицы»;
-пальчиковая игра «Кормим курочек», «Петушок»
00 «Социально-коммуникативное развитие»:
-драматизация русских народных сказок: «Курочка Ряба» (кукольный театр);»Петушок и кот (драматизация);
-сюжетно-ролевая игра «Птичий двор»;
-подвижная игра «Курочка и цыплята».
00 «Художественно-эстетическое развитие»:
-рисование «Яичко не простое- яичко золотое»;
-аппликация «Цыпленок»;
-конструирование «Курятник».
Перспективный план работы мини-музея.
СЕНТЯБРЬ:
1.Знакомство с куриным семейством.
Цель: дать первоначальные понятия о составе куриной семьи (петух и курица с цыплятами, их внешние отличия).
Работа с родителями : сбор экспонатов для музея.
ОКТЯБРЬ:
«В гости к курочке Рябе».
Цель:учить детей внимательно следить за ходом рассказывания сказки,предоставляя возможность договаривать слова,фразы.
«Песенка про петушка».
Цель: развивать артикуляционный и голосовой аппарат.
Работа с родителями: Консультация «Роль сказки в воспитании и развитии ребенка».
НОЯБРЬ:
Рисование «Петушок».
Цель:снятие эмоционального напряжения,воспитание дружеских взаимоотношений,развитие мелкой моторики,мышления,воображения.
Работа с родителями: Сбор загадок по тематике музея.
ДЕКАБРЬ:
Рассказываем сказку «Курочка-Ряба».
Цель:продолжать вырабатывать у детей навыки внимательно слушать говорящего, не перебивать,дослушивать сказку до конца,расширять пассивный и активный словарь детей;развивать речь,память,мышление.
Подвижная игра «Курочка-хохлатка».
Цель:учить детей подражать движениям курочки,выполнять правило игры,развивать ловкость,смелость.
Работа с родителями:изготовление экспонатов для музея.
ЯНВАРЬ:
Показ настольного театра «Курочка-Ряба».
Цель: учить детей внимательно смотреть и слушать сказку,сопереживать ее героям. Ввести в активный словарь детей новые глаголы (разбить, катить); имена прилагательные (сердитый,простой,золотой),учить пересказывать фрагменты из сказок совместно с воспитателем.
Подвижная игра «Вышла курочка гулять».
Цель: учить детей выполнять имитационные движения.
ФЕВРАЛЬ:
Просмотр презентации на тему «Домашние птицы».
Цель: формировать у детей эмоциональное отношение к птицам.Воспитывать любовь и бережное отношение к ним.
МАРТ:
Чтение стихотворений о цыплятах.
Цель: вызвать желание следить за действиями и повторять за воспитателем движения,помочь запомнить стихотворение,развивать память,речь,мышление.
Работа с родителями: Консультация «Учимся рассказывать», сбор экспонатов.
АПРЕЛЬ:
Лепка «Корм для курицы и цыплят».
Цель:учить детей формировать из отщипываемых кусочков пластилина комочки,скатывать пластилин в шарик,раскатывать между ладонями круговыми движениями.
Разучивание потешки «Курочка с цыплятами».
Цель: познакомить с новым произведением. Помочь запомнить,развивать речь,память.
Работа с родителями: Викторина «Путешествие по сказкам».
МАЙ:
Беседа «Петушок и его семья».
Цель: продолжать знакомить детей с понятием «семья».Расширять представления детей о домашних птицах и их особенностях. Продолжать прививать интерес к устному народному творчеству:сказкам,песням,потешкам.Учить отвечать на вопросы,обогащать и активизировать словарь по теме.Развивать интерес к игре-инсценировке.
Рисование ладошками «Петушок».
Цель: учить детей рисовать петуха,передавая форму частей тела, красивое оперение нетрадиционным способом (ладошкой,пальчиками),развивать моторику пальцев.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В МУЗЕЕ:
-в нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть с ними;
-экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво;
-экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
-можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры;
-приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ:
— Пополнять мини-музей экспонатами.
-Продолжать использовать дидактические игры, дополнительный материал в индивидуальной работе, в образовательной и самостоятельной деятельности с детьми.
-Знакомить родителей вновь поступающих детей с информацией о создании мини-музея, привлекать их к пополнению мини-музея новыми ценными экспонатами.
-В будущем,возможно,расширить тему музея,добавив такие разделы,например: «Домашние птицы», «Птицы нашего края», «Зимующие и перелетные птицы».
-пополнять мини-музей детскими поделками:пасхальные яйца,поделки из различных материалов.
1.Орг.момент
Артикуляционная гимнастика. Слайд 1
-Прочитайте чистоговорку медленно.
-Прочитайте, четко проговаривая каждый слог и каждое слово.
-Прочитайте шепотом, громко.
-Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко-тихо, весело-сердито.
-Ребята. Мы продолжаем знакомство с устным народным творчеством.
-К какому жанру устного народного творчества относится наша артикуляционная гимнастика?
-(скороговорка)
2.Сообщение темы и целей урока.
(На доске перепутанные буквы собрать их)
– СКАЗКА (Слайд 2)
3. Введение в тему урока
-Как называется раздел, с которым мы начинаем знакомство?
— Произведения какого жанра собраны в этом разделе?
-Ответьте, что называют сказкой?
-У вас на столе карточки. Поработайте в парах и назовите части сказочного повествования.
-Какие виды сказок вам известны? Слайд 4
— Приведите примеры.
-Многие из этих сказок представлены на нашей тематической выставке книг. Посмотрите внимательно на обложки. На какие 2 группы можно их разделить?
-Почему на некоторых из них указан автор, а на других его нет? Кто сочиняет сказки?
— Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».
-Попробуйте по названию и картинке на слайде определить, о чём пойдёт речь в этой сказке.
-Какая это сказка : авторская или народная .
— Что это значит? слайд 5
-«Там чудеса…»
(Занимательный рассказ, вымысел, фантазия, иногда с участием волшебных сил.)
( Присказка. Зачин. Концовка. Повторы) На доске большие карточки.
— Бытовые, сказки о животных, волшебные сказки
-Бывают сказки авторские, а бывают народные.
-Народная, сочинял народ, передавалась из уст в уста.
Физкультминутка
Ах, красавец-петушок!
На макушке – гребешок,
А под клювом –то бородка,
Очень гордая походка.
Лапы кверху поднимает,
Важно головой кивает.
Рпньше всех петух встаёт.
Громким голосом поёт:
КУ-КА-РЕ-КУ! ХВАТИТ СПАТЬ!
ВСЕМ ДАВНО ПОРА ВСТАВАТЬ!!!!!!!!!
3. Основная часть. Упражнение «Цепочки слов»
-Прежде чем мы с вами прочтём эту сказку потренируемся в чтении сложных слов сначала по цепочке, затем целиком,которые встретятся в тексте:
при+го+ва+ри+ва+ла – приговаривала, хо+зя+юш+ка – хозяюшка, ко+ро+вуш+ка – коровушка, го+лу+буш+ка – голубушка, про+ско+чи+ло – проскочило.
-Прочитаем так как написано, а затем так как произносим, выделим ударение.
-Как вы думаете, почему в сказке используются слова «хозяюшка», а не хозяйка, «коровушка», а не «корова»?
-Почему на Руси к корове всегда относились ласково, доброжелательно, почтительно, почему называли «коровушка, матушка»?
-Для передачи доброго, ласкового отношения к героям
-Потому что корова на Руси – кормилица-матушеа, если в семье была корова, то семья была накормлена, сыта, могла заработать на молочных продуктах.
4. Знакомство со сказкой, анализ содержания, дерево предсказаний, чтение с остановками.(что будет дальше и почему). Выборочное чтение, чтение по ролям,чтение подготовленными учениками.
(Чтение сказки по частям. Первую часть до слов: «Лежит, словно мёртвый, не дышит, не слышит» — учитель.)
— Что случилось с петушком?
-Почему?
-Какая главная мысль прочитанного?
-Как вы думаете, что произойдёт дальше? Давайте предположим что может случиться дальше? Дерево предсказаний: ствол – вопрос: чем закончится сказка? Ветви – предположения: куда пойдёт. С кем встретится, что получится в итоге. Листья – аргументы: по мере прочтения текста-сбылось или нет.
Заполняется по ходу чтения.
(Вторую часть до слов: «Беги к коровушке, попроси у неё молока, а я собью маслица» — по цепочке по одному предложению)
-К кому обратилась курочка?
-Для чего?
— Выполнила хозяйка её просьбу?
-Зачем хозяйка отправила курочку к коровушке?
-Зачем хозяйке молочко?
-Главная мысль этой части?
-Как вы думаете, что будет дальше? (Работа с деревом. Чтение выборочное.)
(Третью часть до слов: «Пусть он принесёт мне свежей травы» — хорошо читающий ученик)
-К кому теперь обратилась курочка?
-С какой просьбой?
-Корова выполнила её просьбу?
-Почему?
-Куда корова отправила курочку?
-Озаглавим эту часть
-Предположите, что же будет дальше. (Работа с деревом. Чтение по ролям)
(Четвёртую часть до слов: «Беги к кузнецу за косой» — по цепочке по одному предложению)
-К кому обратилась курочка?
-Что ей было нужно?
-Исполнил ли хозяин её просьбу?
-К кому отправил хозяин курочку?
— Кто такой кузнец?
(Работа с толковым словарём.(словарная работа))
Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла. Одна из древнейших профессий.
Коса- Сельскохозяйственное орудие в виде узкого изогнутого лезвия, насаженного на длинную рукоятку, служащее для срезывания травы, хлебных злаков.. Сплетенные в виде жгута несколько длинных прядей волос.
-Как вы представляете себе кузнеца. Каким он должен быть, как представляете себе его работу?
-Главная мысль прочитанной части?
(Пятую часть до слов: «…хозяюшка сбила масло, дала маслица курочке» — хорошо читающий ученик)
-К кому обратилась курочка с просьбой?
-Выполнил ли кузнец её просьбу?
-Исполнили просьбу курочки герои сказки?
— Озаглавим эту часть.
-Как вы думаете, чем закончится сказка?
(Шестую часть до конца читает учитель.)
-Итак, чем закончилась сказка?
— Как курочке удалось спасти петушка?
-Какое качество проявила курочка и другие герои?
— Озаглавьте эту часть.
— Оправдались ли ваши ожидания? (Работа с деревом. )
-Что бы вы посоветовали петушку?
-Подавился бобовым зёрнышком
-Спешил (Лежит, словно мёртвый, не дышит, не слышит)
— Беда, петушок подавился.
-К хозяйке.
—Попросила у неё маслица
-Нет, у неё не было маслица
— За молочком
-Сбить из него маслице
-Курочка обращается к хозяюшке
-К коровушке
-Дать хозяюшке молочка
— Нет
— Чтобы дать молочка, коровушке нужна свежая травка
-К хозяину за травой
-Курочка обращается к коровушке
— К хозяину
-Свежей травы
-Нет, у него не было острой косы, чтобы накосить травы
-К кузнецу
-Курочка обращается к хозяину
-К кузнецу
-Да
-Герои выполнили просьбу курочки
-Герои выполняют просьбу курочки
-Как только петушок подавился, она не раздумывая бросилась его спасать
-Доброту, умение придти на помощь в трудную минуту
-Спасение
-Когда ешь, торопиться нельзя
6. Составление картинного плана, чтение по ролям.
-Мы составляли словесный план. Подумайте, а можно ли составить план картинный?
— Что должно быть изображено на картинках плана?
-Посмотрите, какой картинки не хватает?
А в правильном ли порядке расположены иллюстрации?
— Расставьте в нужном порядке, сколько героев в сказке, последовательность обращений курочки за помощью.
-Молодцы, все части вы верно назвали.
— А чтобы лучше передать характер героев, давайте прочитаем сказку по ролям. (Чтение по ролям)
-Обратите внимание на интонацию, с которой вы должны читать свою роль.
-Да
-Герои в определённой последовательности
-Как курочка разговаривает с коровушкой
-Нет
7. Работа с пословицами.
(В конвертах разрезанные пословицы, нужно их собрать и объяснить смысл. По рядам 3 пословицы.( на скорость) )
Проверка на слайде.
-Если бы вам предложили придумать своё название к этой сказке, используя пословицу, какую из предложенных вы бы выбрали?
-Почему?
— Послушайте как звучит эта сказка в исполнении актёров театра и кино. Найдите различия.
-Дружбу за деньги не купишь, нет друга ищи, а нашёл береги, друзья познаются в беде.
Дети слушают отрывок сказки, находят различия с прочитанным
8. Рефлексия. Оценивание.
— С какой сказкой мы познакомились сегодня?
-Кто её автор
— К какому виду она относится?
— Чему научила нас эта сказка?
— Счастливый конец у сказки или нет?
Сбылись ли наши предположения на дереве предсказаний?
-Назовите всех действующих героев сказки;
-Можно ли их назвать настоящими друзьями;
-Что вам больше всего понравилось в сказке;
-Были ли у вас такие ситуации, когда кому — нибудь требовалась ваша помощь.
Итог:слайд 13
— Какое настроение у вас в конце урока? Что вам особенно запомнилось?
— Попробуйте дома рассказать сказку родителям, опираясь на картинный план в учебнике на стр. 33 и нарисовать понравившегося героя сказки.
— Урок окончен. Всем спасибо за работу.
Петушок и бобовое зёрнышко
Русский народ
Бытовая
(Не торопиться, помогать друг другу, выручать из беды и т.д.)
— Нужно всегда приходить на помощь тому, кто в этом нуждается