Организационный
Момент
Работа с текстом до чтения (антиципация)
Работа с текстом во время чтения
Работа с текстом после чтения
Физминутка
Итог урока
— Ребята, проверьте свою готовность к уроку – дневник, учебник.
— Я хотела бы урок начать с пословицы.(слайд 2) Прочитайте ее.
— Как понимаете ее смысл?
— Сегодня мы будем читать новое произведение. Что нужно, чтобы извлечь из прочитанного пользу?
— Сформулируйте задачи урока
1) — Прочитайте названия произведения, которое мы будем читать на стр. 54 нашего учебника.
— Вспомните, в каком разделе находится это произведение?
— Тогда, как вы думаете, что мы будем читать?
— Какие бывают сказки?
— А какую сказку будем читать мы? Почему вы так думаете?
— Кто, по вашему, герои этой сказки? Докажите.
— Учитывая все сказанное. Можем ли мы предположить, что мы будем читать?
2) Чтение опорных слов: (слайд 3)
Ли -са, со –ба- ка, пе- тух, жи- во – тин- ка, по- ла- ко- мить- ся;
Счас- тье при- ва- ли-ло,
еле жи- вая
— Какие из прочитанных слов вам непонятны?
— Какие выражения использованы в переносном значении? Как понимаете?
— Итак, про кого будем читать сказку?
3) — Давайте рассмотрим рисунок к сказке в учебнике. (слайд 4)
Кого видите?
— Где происходят события?
— Что скажите о главных героях?
— Еще раз прочитайте название сказки и предположите, как могут развиваться
События
— Интересно вам узнать, что же происходило в сказке на самом деле? Теперь давайте ее прочитаем.
— Комбинированное чтение (учитель и ученики)
а)чт. до слов «Услыхал Петушок , что старик со старухой хотят его зарезать»
б) чт .до слов «Ночью подошли к лесу?»
— задайте вопрос автору.
— А вы как думаете, где могли бы переночевать Петушок и собака?
— Прочитайте абзац. Найдите ответ на этот вопрос.
в) чт. до слов « Красны песенки поет»
— Как думаете, Почему лиса стала расхваливать Петушка?
— Почему вас это не удивило?
г) чтение до слов «Я его позову в гости».
— какой бы вопрос вы задали автору сейчас?
— А вы как на месте автора ответили бы на этот вопрос?
-д) чт. до конца сказки
— Как думаете, как герои «и сейчас там живут»?
1)- Понравилась ли вам сказка? Чем?
— Почему спасся петух?
А почему собака стала помогать петуху?
— Какая мысль, по – вашему, в сказке самая главная, важная?
— А вас лично эта сказка о чем заставила задуматься? Чем она вам может помочь в общении с друзьями?
Эй, кузнец – молодец!
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять!
Отчего не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, два – и готово!
2) Прочитайте пословицы. Подумайте, к кому из героев сказки они подходят. (слайд 5)
Друга иметь – себя не жалеть.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
3)- Кого из героев вам хотелось бы нарисовать в иллюстрации к сказке? Какими вы их себе представляете? Я вам помогу. Вы видите: записаны несколько черт характера. Подберите слова – характеристики к каждому герою. (Соотнесение рисунков собаки, петуха и лисы с словами):
Смелая, трусливая, лживая, верная, хитрая, коварная, сообразительный, умный (слайд 6, 7)
— Опишите герое сказки, используя речевую схему:
Лиса …., потому что ….. .
Петух…., потому что ….. .
Петушок …., потому что ….. .
— Но ведь петушок не только сообразительный. Он заманил лису к собаке, понимая что ей не сдобровать. Как оценить этот проступок?
— Еще раз рассмотрите иллюстрацию в учебнике. А художник согласен с вашим мнением?
4) Теперь, когда мы с вами все обсудили, давайте приготовим выразительное чтение сказки. Какой эпизод вам кажется особенно интересным?
— см текст на с. 56. Как его можно прочитать?
— какие герои?
— Какую интонацию нужно выбрать, чтобы выразительно прочитать?
— Чтение отрывка по ролям
— C каким произведением познакомились?
— Чему учит сказка «Собака и петух»?
— А чему на уроке учились вы?
— Попробуйте оценить свою работу на уроке. У вас «смайлики».Дорисуйте их, с учетом вашей работы (Слайд
1. у вас все получилось, вы смогли справиться со всеми предложенными заданиями.
2. у вас все получилось, но вам потребовалась помощь или подсказками 3. не удалось верно справиться с заданиями, нужна помощь.
— Продемонстрируйте свои смайлики.
— Дом задание — краткий пересказ от одного из героев сказки, иллюстрация к любому эпизоду сказки
С книгой поведешься– ума наберешься.
Много полезного можно извлечь из книг.
Быть внимательным читателем, не только читать, но и думать.
— познакомимся м новым текстом.
— будем учиться внимательно анализировать поступки героев.
«Петух и собака»
«Сказки, загадки. небылицы»
Будем , наверное читать сказку.
Народные и авторские
Народную, п.ч. автор не записан.
Животные, п.ч. Петух и собака и в названии сказки и на иллюстрации
Поучительную историю с нереальным событиями.
Читают слова вслух
Объяснение слов «животинка, полакомится»
— Счастье привалило – появилось неожиданно;
Про петуха, собаку, лису
Лису, убегающую от собаки; петух, который сидит на ветке дерева и смотрит на них.
В лесу
Предположения ребят:
— собака защищает от лисы петушка
— собака охотится на лису, а петушок наблюдает
— петушок прячется от лисы и собаки.
Почему старик со старухой хотели зарезать Петушка?
Где же переночуют герои в лесу?
Предположения ребят (в траве, или обнявшись, чтобы было тепло)
Чтение, поиск ответа
Хотела съесть петуха.
Лиса обычно в сказках хитрая.
зачем петух позвал собаку?
Возможно петух надеялся, что собака поможет, спасет от лисы?
Дружно, помогают друг другу, выручают.
Делятся первыми впечатлениями о прочитанном.
Петуху помогала собака.
Они стали друзьями. Их объединило несчастье.
Нужно помогать друг другу, нужно дружить, и тогда не страшна никакая беда. Друзья помогут найти выход, помогут.
Нужно стараться дружить, а не ссориться. И если у тебя есть друг – ему нужно помогать и тогда друг тоже поможет тебе.
Шагают, припадая то на одну, то на другую ногу.
Разводят руки в стороны, ударяют кулаками перед собой в воздухе на каждое слово
1 – к собаке, она не побоялась лисы , спасая петуха.
2 – к петуху, п.ч. он спасся только благодаря своему другу
Составление таблицы:
Собака | петух | лиса |
Смелая верная | Сообразитель ный | Хитрая Коварная трусливая |
Высказывают свое мнение: У лисы был злой умысел, а петух помог зло наказать Нужно отвечать за поступки.
Да, на рисунке собака смело прогоняет лису, которая трусливо убегает. Петух своим криком поддерживает друга.
По ролям
Автор, лиса, петух
Обсуждение интонации
— нужно приходить друг другу на помощь, дорожить дружбой)
— учились различать сказки, понимать произведение, читать по ролям.
— самооценка, представление
— принимать и сохранять учебную задачу;
Рeгулятивные:
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;
— проговаривать последовательность действий на уроке;
— учиться высказывать свое предположение на основе работы названием и автором произведения и с иллюстрацией учебника.
Познавательные УУД:
— ориентироваться в учебнике;
— основам смыслового чтения художественного текста с выделением существенной информации из текста
Личностные:УУД:
— учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
— Ведение диалога с автором
Коммуникативные УУД:
— формулировать свое собственное мнение и позицию;
Рeгулятивные УУД:
— принимать и сохранять учебную задачу;
— работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные УУД:
— строить речевое высказывание в устной форме;
— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации
— делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
— пользоваться разными видами чтения
— осознанно воспринимать содержание текста,
Личностные: УУД:
— учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
— ведение диалога с автором
Рeгулятивные УУД:
— учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные УУД:
— ориентироваться в учебнике
— перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
— строить рассуждения;
— отвечать на вопросы по содержанию произведения
— определять главную мысль и героев произведения;
— читать
Личностные: УУД:
— ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
— умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим, сопереживать
—способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении
Коммуникативные УУД:
— формулировать свое собственное мнение и позицию;
— Контролировать действия партнера
Личностные УУД
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Конспект
урока Технологическая карта
Дата: 04.10.2019 Раздел: Класс: 1 | Тема урока: Русская Тип урока: Форма урока: | ||||
Цели: Познакомить | Задачи: 1. Обучающие: 2. Развивающие: 3. Воспитательные: | ||||
Планируемые | |||||
Предметные: • Умение • Объяснять • Отвечать | Метапредметные: • • • | | Личностные: Положительное отношение и интерес к Умение соотносить свои жи наблюдения с | зненные | |
Ресурсы | ериал. | ||||
План | |||||
Этапы | Методы | Время | |||
Организационный момент | Словесный | 1 мин | |||
Речевая разминка | Словесный, | 5 мин | |||
Актуализация знаний | Практический, | 7 мин | |||
Формирование целей и | Словесный | 3 мин | |||
Изучение нового | Словесный, практический | 10 мин | |||
Физкультминутка | Словесный | 1 мин | |||
Закрепление изученного | Словесный, практический | 15 мин | |||
Итог | Словесный | 2 мин | |||
Рефлексия | Словесный | 1 мин | |||
Эскиз | |||||
4 Классная | |||||
Ход
урока
Деятельность | Деятельность |
Организационный | |
Вот и прозвенел звонок, | Слушают учителя. |
А | Отличное, хорошее и |
Давайте улыбнёмся друг другу. И я надеюсь, | Улыбнулись друг другу и |
Как | Прямая спина, |
Как | С поднятой рукой, не |
Речевая | |
Сейчас
(Слайд | Повторяют вместе с |
Молодцы.
(Слайд | Слушают учителя. |
Как | Скороговорка. |
Теперь
(Слайд | Слушают учителя, потом |
Теперь читаю (медленно) На | Слушают учителя и потом |
Теперь На дворе трава, на | Слушают учителя. |
Кто | Начинают по желанию |
Определите, что это за | Скороговорка. | |||||
Актуализация | ||||||
Начнем На уроках мы ребятки, Отгадали Не спеши катать салазки, А послушай лучше (сказки). | ||||||
А какие жанры мы ещё с | Песенки, небылицы, | |||||
Работа в парах. | Работа в парах, | |||||
Давайте проверим, что у | Загадки | Сказки | Потешки | Небылицы | ||
Не Летит — пищит, сядет — | Стоит в поле теремок. Бежит — теремок! Кто в тереме | Кисонькамурысонька, — Кисонька- мурысонька, что — — А что из муки делала? — Прянички пекла. | Кто поверит, что это бывает Кошка с мышкой в обнимку гуляет. Волк А под вечер читает ей сказки. | |||
Сперва | Мышка поскребушка, | Паучок, | Сидели два медведя |
Треск! | лягушка попрыгушка да зайчик — побегайчик. А ты кто? -А я лисичкасестричка. Пустите и | Аню хвать за бочок. Олени, | На суку, Один Другой молол муку. Раз ку-ку, два ку-ку, Оба шлёпнулись в муку. | |||
Молодцы! | Теремок. | |||||
Второй отрывок? | Рукавичка. | |||||
И третий отрывок? | Репка. | |||||
Формулировка | ||||||
Ребята, а вы любите | Да. | |||||
Почему сказки читать | Потому, что в них много | |||||
Ребята, давайте | Авторские. | |||||
Какие вы знаете | «Сказка о рыбаке и | |||||
А кто же написал | Народные сказки написал | |||||
А есть ли у них автор? | Нет. | |||||
Правильно, ребята. У | Слушают учителя. | |||||
Ребята, | Да, мы будем работать с | |||||
А что бы узнать с какой Заворчал Две медали на груди | Слушают загадку. |
Лучше | |
Кто | Собака. |
Вторая загадка: Он носом в землю | Слушают загадку. |
Кто | Петух. |
Как вы думаете, героями какого же произведения они | Петух и собака. |
Верно!
(Слайд | Смотрят на доску. |
Какие | Понять смысл сказки, |
Изучение | |
Открыли (учитель Разливается петушок, Услыхала | Слушают учителя. Читает ученик. |
Ай да петушок, Красный гребешок, Хвост узорами, Сапоги со шпорами. Рано-рано встаёт, Красны | |
Бросилась | Читает ученик. |
Понравилась | Да (нет). |
Кто | Петух, собака, лиса. |
Чем | Ответы учащихся. |
Кто | Петух и собака. |
Какие | Петух и собака ушли из дома в лес. В лесу петуха |
Что | Она хотела съесть |
Получилось | Не |
Какие | Находчивость, ум. |
А | Верность, смелость, |
Ребята, | Да, нужно помогать |
Какая | Главная мысль – это |
Физкультминутка | |
Раз На четыре — руки шире, Пять — руками помахать | Повторяют за учителем. |
Закрепление | |||||||
Герои сказки пришли сегодня к нам
(Слайд | Выполняют задание | ||||||
2 задание: на 1. Не 2. Не | Выполняют задание и | ||||||
К | К лисе, она хотела | ||||||
К | К | ||||||
Ребята, | Ответы детей. | ||||||
3 задание: | Составление таблицы:
| ||||||
Итог | |||||||
С | Петух и собака. | ||||||
Поняли | Да. | ||||||
В | Никакие беды не | ||||||
Чему | Дружбе. | ||||||
Ребята, обязательно думайте о последствиях Сегодня | Слушают учителя. | ||||||
Рефлексия | |||||||
Ребята, Тот, Хорошо, | Поднимают кружочки. | ||||||
Вы | |||||||
Список используемой литературы: Учебник М. |
Урок литературного чтения в 1 классе 28.03.2019 г.
Тема: Русская народная сказка «Петух и собака»
Тип урока: комбинированный
Цель: создание благоприятных условий для воспитания чувства товарищества, благородства, умения помогать другу, положительного отношения к дружбе и верности, отрицательного отношения к подлости, хитрости через содержание русской народной сказки «Петух и собака».
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство со сказкой «Петух и собака»; повторение и закрепление представлений о появлении русских народных сказок.
Развивающие: способствовать совершенствованию навыка выразительности чтения, чтения по ролям, развитию связной речи, умению анализировать, выделять главное, определять главную мысль, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать интерес к русскому народному литературному творчеству, уважительное отношение к литературному слову; способствовать воспитанию чувства прекрасного через художественное слово, нравственные качества:благородство, чувство преданности, смелость, умение выручить товарища, положительное отношение к дружбе, отрицательное отношение к жадности, подлости, хитрости.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства товарищества, благородства, умения выручить друга, положительного отношения к дружбе и преданности отрицательного отношения к жадности, подлости и хитрости, воспитание культуры поведения, вежливости, умения анализировать особенности русских народных сказок.
Метапредметные:
формирование познавательных УУД: умение находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, обобщать;извлечение информации в тексте в процессе первичного чтения, чтения и анализа текста по частям;
формирование регулятивных УУД: умения определять познавательную цель урока; умение планировать свою деятельность и прогнозировать результаты; умение учащихся самостоятельно осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.
формирование коммуникативных УУД: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений; умение устно выражать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.
Предметные: развитие навыка чтения, развитие правильной литературной речи, четкой дикции; развитие умения работать с текстом: читать, анализировать, выявлять главную мысль, определять тему, отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу; умение определять жанровые особенности сказки.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: учебник, презентация, карточки, иллюстрации на доске
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности Начинается урок –рот закрыли на замок , Тихо сели, ноги вместе , Книги, ручки всё на месте, Руки замерли у всех Будем слушать, будем думать И учиться лучше всех! Девиз урока: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости» (Слайд 1) — Как надо работать на уроке, чтобы было интересно? II. Работа по теме урока Речевая разминка (на слайде) — Прочитайте текст. Под горой у сосновой опушки Жили-были четыре старушки. Жили-были четыре старушки, Все четыре большие болтушки. — Определите, что это за произведение? — Прочитайте медленно, прочитаем хором. Прочитайте жужжащим чтением быстрее. Ещё быстрее. 1.Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока. — Как называется раздел к которому можно отнести этот жанр произведения? — Ребята, а вы любите читать сказки? — Почему сказки читать интересно? — Сейчас вы послушаете отрывки и угадаете из какой сказки? Вы детушки! Вы козлятушки! Отопритеся, Отворитеся, Ваша мать пришла, Молока принесла. Стоит в поле теремок, теремок, Он не низок, не высок, не высок. Уж как по полю лягушка бежит, У дверей остановилась и кричит. Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, Я от зайца ушёл, Я от волка ушёл, А от тебя медведь полгоря уйти. — Есть ли у этих сказок автор? (нет) — Как вы думаете, кто написал эти сказки? — Какова тема и цели нашего урока? С чем мы будем сегодня знакомиться? — Сегодня мы познакомимся с новой русской народной сказкой. | Настрой на урок Работа со скороговорками Высказывания детей Учитель зачитывает отрывки Ответы детей | Регулятивные (принимать учебную задачу) Коммуникативные (умение внимательно слушать выступление одноклассников и оценивать их высказывания) Познавательные (работа с информацией) |
2. Работа со сказкой — А о ком она, вы узнаете, отгадав загадки. (Слайд 2) Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк. Две медали на груди Лучше в дом не заходи! (Собака) Он носом в землю постучит, Взмахнёт крылом и закричит. Кричит он даже сонный Крикун неугомонный. (Петух) — Как вы думаете, героями какой сказки они могут быть? (Ответы детей) — Откройте учебник на стр. 55. Рассмотрите иллюстрацию. Прочитайте название произведения. — Кто его автор? (Автора нет) — Если автора нет, значит это какая сказка? (Это народная сказка) . (Слайд)
III. Этап обобщения знаний и способов действий. — Прочитайте, какими словами начинается сказка? (Давным – давно жили…) Слова , с которых обычно начинаются сказки называются зачином. -Так что же такое зачин? (Зачин — начало сказки. ) — Кто действующие лица в этой сказке? (петух, собака, лиса, старик со старухой) — Кто больше всего понравился? Физкультминутка. (петух, лиса, собака)
— Возьмите в руки простой карандаш. Следим по тексту. Я буду останавливать текст и называть слова или выражения, которые необходимо будет подчеркнуть карандашом. (чтение вслух) —Поработаем со словами выражениями, которые вы подчеркнули. Прочитайте первое выражение? Что оно означает? (Аналогично разбираются все слова и выражения с появлением их на Слайде)
Занялась заря – рассвело. Масленый праздник – праздник Масленицы. Припасла – заготовила про запас. Счастье привалило – появилось неожиданно. (Слайд пустой)
— Почему петух покинул стариков? — Кто помог ему уйти со двора? — Где они решили заночевать? — Как петух навлёк на себя опасность? — Чем лиса хотела заманить петуха? -Кто оказался в дупле и спас петуха от лисы?
— Поставить картинки в логическом порядке, в соответствии с текстом. (Работа у доски) (Проверка на Слайде) Работа в парах
— Прочитайте словосочетания и перечислите те, которые не упоминались в сказке и установите очередность выражений, которые в сказке присутствовали. (работа со слайдом) -Для этого вам ещё раз необходимо заглянуть в текст. Проверка работы в паре. Физкультминутка. IV.Продолжение работы по теме урока.
—Почему старик со старухой решили зарезать петуха и съесть? — Как вы думаете почему петух пришёл за помощью к собаке? — Можно ли сказать что собака была другом петуху? — Что бы произошло, если бы собака отказалась помогать петуху? — Почему лисе не удалось обхитрить петуха?(петух оказался сообразительным) — Давайте сравним двух этих героев и дадим им характеристику:
— Как вы относитесь к поступкам лисы? — Правильно ли поступил петух, когда громко запел в лесу ранним утром? СЛАЙД
— с. 55. Найдите слова: Надумала лиса петухом полакомиться… За рассказчика…За лису…За петуха… — Какова главная мысль сказки? Чему учит сказка? (Дружбе. Выручать товарища из беды.) Слайд — Прочитайте пословицы. Подумайте и скажите к кому из героев сказки они подходят? — Объясните почему? Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (К петуху. У него был верный друг собака. Она с ним вместе и от стариков ушла и от лисы его спасла.) Не рой другому яму – сам в неё упадёшь. (К лисе. Она хотела петуха съесть, а сама чуть ноги унесла.) Слайд для проверки V. Этап подведения итогов занятия. — Что могло случиться с петушком, если бы у него не было такого друга, как собака? -А нужно ли человеку иметь друзей? Зачем? -Поднимите руку те, кому захотелось рассказать эту сказку своим друзьям или родителям. V|. РЕФЛЕКСИЯ. — У вас на столах лежат солнышки – весёлое и грустное – Выберите такое солнышко, которое соответствует вашему настроению после нашего урока. Вывесим их на доску. Может быть и весна к нам быстрее придёт и солнышко засияет ярче на небе. — В сказках отражается мудрость народа, его мечты и желания о лучшей жизни. Я думаю, когда вы читаете сказки, вы становитесь чуточку мудрее! | Загадки и название сказки читает учитель Высказывания детей Читают дети Построение монологических высказываний. Работа со слайдами и у доски Парная работа Проверка «толстые вопросы» по сказке Проверка по СЛАЙДу Работа с доской (выходят и мелом соединяют) Чтение по ролям Пословицы на слайде Обосновывают свои ответы Дети делают выводы. Дети оценивают себя | Коммуникативные (умение строить высказывание) Познавательные (уметь находить значение слов и выражений в словаре учебника и сносках к тексту) Коммуникативные (уметь формулировать ответы на вопросы по содержание прочитанного произведения, участвовать в диалоге, оценивать позицию партнёра) Познавательные (умение работать с информацией) Личностные (нравственно-этическая оценка) |