Автор На чтение 20 мин. Просмотров 11 Опубликовано
Анализ сказки «Конек-Горбунок» Ершова Павла Петровича
П. П. Ершов «Конек-Горбунок»: анализ и герои
Центральными персонажами произведения стали Иван-дурак и Конек-Горбунок. Иван по доброте своей и отзывчивости к любой просьбе отца или царя относится ответственно и серьезно. Его братья, один — по лени, другой — по трусости, не стали выслеживать того, кто топчет их поля. А Иван ночи не спал, но выследил и поймал златогривую кобылицу, которая в откуп подарила ему двух прекрасных жеребят и третьего, Конька-Горбунка — неказистого, но доброго помощника. Если бы не он, жизнь Ивана могла бы закончиться очень плачевно. Служить вздорному и глупому лежебоке-царю — ох, как нелегко. Однако Иван полностью подчиняется любой его прихоти, показывая свою смиренность и преданность, но эти качества царь не ценил, а только все больше входил во вкус после каждого выполненного Иваном приказа. То Жар-птицу ему подавай, то Царь-девицу.
Описание Конька-Горбунка из сказки «Конек-Горбунок»
Стиль этой чудесной сказки — иронично-сатирический, она высмеивает тех, кто богат или мечтает разбогатеть, за чужой счет. Их страсти и желания настолько велики, что в итоге отрицательные герои остаются ни с чем. А вот Иван, который был честным и щедрым, не надеясь ни на какие похвалы и тем более на вознаграждение, без лукавства и притворства был всегда готов ради счастья другого человека пожертвовать своею жизнью. Именно поэтому у него появляется такой мудрый друг, как волшебный Конек-Горбунок.
Описание Конька-Горбунка из сказки «Конек-Горбунок» сводится к тому, что его и Ивана как бы противопоставляет друг другу автор сказки, однако в общем они составляют одно целое. Иван — герой страстный, живой, любопытный и очень самонадеянный, всегда готовый на любые приключения, а Конек-Горбунок выступает в роли ангела-хранителя, мудрого, великодушного и сострадательного товарища. Описание главных героев «Конька-Горбунка» по сути своей показывает две стороны широкой русской души.
Русская душа
И, что удивительно, прослеживается схожесть героев между собой. Оба третьи в семье и оба с дефектами, одного дураком зовут по простодушию его и общепринятой точке зрения, а другого из-за дефекта «горбунком» прозвали, уродцем в своем роде. Так они и стали героями, диалектически взаимодополняющими и взаимоисключающими. Однако самым любимым и самым запоминающимся для детей стал именно образ Конька-Горбунка.
Описание Конька-Горбунка из сказки «Конек-Горбунок» очень забавное. Маленький, но удаленький, ростом в три вершка, с аршинными ушами и с двумя горбами, Конек-Горбунок настолько мил и очарователен, что его невозможно было не полюбить.
Атиподы
Иван и Конек-Горбунок стали антиподами образцовых старших братьев. Но во многом они лучше и достойнее. Удача сама идет к ним в руки, и они не из тех, кто упустит ее из-за лени или глупости. Их поступки, дела и речи в очередной раз утверждают и демонстрируют народный идеал трудолюбия, мужества и справедливости. Конек-Горбунок — не просто услужливый раб или слуга, который во всем соглашается и повинуется, он, в первую очередь, стал другом Ивана и всегда говорил ему хоть и горькую, но правду.
Два этих героя несколько наивны и непосредственны, что делает их похожими на детей, нет лукавства и лжи — вот что самое главное.
Если учитывать описание Конька-Горбунка из сказки «Конек-Горбунок», то эта чудо-лошадка была не больше кошки, с длинными, как у осла, ушами. И вот эти два друга попадают в удивительные приключения, которые обычно происходят не по прихоти героев. Однако свободный и веселый нрав позволяет им совершать небывалые подвиги и выпутываться из самых сложных ситуаций.
В сказке «Конек-Горбунок» описание героев говорит о том, что Иван, благодаря своей доброте, ловкости и детской наивности, смог увидеть невиданное и добыть его, как в итоге оказалось, не для царя — глупого и смешного, а для самого себя. Все потому, что правда восторжествовала, царь сварился в кипятке, а Иван стал красавцем, получил царство, красавицу-царевну и на счастье — верного волшебного друга и незаменимого помощника Конька-Горбунка.
Заключение
Очень счастливый конец своей сказке придумал писатель П. П. Ершов. «Конек-Горбунок» был написан в 1830-х годах. Стиль написания очень похож на манеру Пушкина в его сказках. Так оно и есть: автор действительно подражал своему кумиру. Однако явная сатира на царей была жестко встречена цензурой, и поэтому в 1843 году произведение запретили. Оно ушло в забытье на 13 лет. Но к концу XIX века эта сказка стала уже детской классикой.
Читать сказку «Конёк-Горбунок»
Краткий литературный анализ сказки «Конек-горбунок» Ершова 4 класс может использовать, чтобы определить жанр, основная мысль произведения и чему оно учит.
Содержание
Анализ сказки «Конек-горбунок» Ершова
Автор — Ершов Петр Павлович
Жанр — Волшебная литературная сказка в стихотворной форме
Главные герои:
- Иван,
- Конек-горбунок,
- Царь,
- Царь-девица,
- братья Ивана,
- рыба-кит,
- месяц
Главная мысль: любое дело по плечу, если есть у тебя верный друг.
Чему учит сказка «Конек-Горбунек?» Это произведение учит как стать настоящим другом, учит упорству и целеустремленности. Эта сказка показывает, что нужно ценить дружбу, поддерживать своих друзей всегда и во всём. Хороший товарищ всегда сможет помочь в беде или даже сможет спасти твою жизнь.
Признаки волшебной сказки в сказке «Конек-горбунок»:
- волшебные существа,
- чудесные превращения,
- путешествие за подвигом,
- троекратные повторы.
Пословицы к сказке «Конек-горбунок»:
- седина в бороду — бес в ребро (про царя).
- верный друг — лучше сотни слуг.
- не родись красивым, а родись счастливым.
- всякая невеста для своего жениха родится.
Сюжет сказки
Жила когда-то семья и были в семье три сына. Два сына были хорошие умные молодцы, а младшего все кликали Дураком. Вот, однажды на пшеничном поле завелись воры и отец сыновей стал посылать каждого сына сторожить поле, но старшие сыновья были избалованные и заснули ночью и ничего не увидели, а младший сын увидел ночью красивого коня, который мял пшеницу и поймал его. Конь попросил пощады у Ивана и тот смиловался отпустил коня и за это конь дал Ивану маленького конька-горбунка, который стал Ивану настоящим другом и помогал ему выполнить самые сложные задания царя, а так же выручал его из всех опасностей. Благодаря такой настоящей дружбе Ивана-Дурака и Конька-горбунка, Иван сделался красавцем и женился на прекрасной царевне.
Отзыв о сказке «Конек-горбунок»
Сказка Ершова мне очень понравилась, она написана в стихотворной форме и читать её легко. В этой сказке много волшебства и необычное сплетение сюжетов.
События в сказке развиваются хоть и предсказуемо, по обычному для сказок сценарию, но подкупают своей красочностью и юмором.
За приключениями Ивана и Горбунка следишь с неотрывным вниманием и нарастающим интересом.
Конёк-горбунок самый милый и привлекательный герой из всех волшебных персонажей.
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»: краткое содержание, характеристика главных героев, главная мысль, чему учит.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Детские народные сказки» Анализ сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»: краткое содержание, характеристика главных героев, главная мысль, чему учит Детские народные сказки все сочиненияДетские народные сказки краткие содержания
Краткое содержание: у одного старика было три сына – старший Данило, средний Гаврило и самый младший Иван. Семья жила за счет выращивания и продажи пшеницы, и все складывалось хорошо ровно до того момента как кто-то не начал по ночам топтать их пшеницу. Два старших брата, посланные отцом на караул ночью, ничего не узнали. Только Иван смог выяснить, кто был всему виной. Это оказалась кобыла, и она родила троих коней – двух жеребцов и одного конька-горбунка.
Последнего она сказала оставить, не продавать, он будет Ивану верным другом.
Однажды Иван нашел перо Жар-птицы. На следующий день царь купил двух прекрасных коней у братьев, а Ивана сделал главным конюшенным. Слуга царя недолюбливал Ивана и донес царю, что у того якобы есть перо Жар-птицы. Царь сразу же послал юношу за Жар-птицей. Иван выполнил царский приказ.
Затем царь отправляет его за Царь-девицей. Но та не хочет выходить замуж за царя, потому что он старый и ему надо омолодиться. Для этого нужно будет искупаться в трех больших котлах подряд – с кипящим молоком, с вареной водой и со студеной водой. Царь не решился сразу прыгнуть в кипящее молоко и заставил Ивана первым это сделать. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Тут и пришел Конек-Горбунок на помощь своему другу. Он сделал так, что Иванушка не сварился в молоке, а остался жив, да еще и обернулся настоящим писаным красавцем. Царь, увидев это, тоже было прыгнул в котел с молоком, да и сварился в нем.
Царь-девица вышла замуж за Ивана и стали они вместе всем царством править.
Характеристика главных героев:
1. Иван – главный герой, младший из братьев, добрый и честный.
2. Данило и Гаврило – братья Ивана, хитрые, ради выгоды готовы пойти на все.
3. Конёк-горбунок – волшебный конек, маленького роста с непривычным внешним видом (имеет два горба). Благодаря нему Иван проходит через все испытания и совершает то, что казалось невозможным. В конце сказки он точно выполняет все задания и получает в жены Царь-девицу.
4. Царь – глупый и жадный, недальновидный правитель. Больше верит сплетням и слухам.
5. Царь-девица – красавица, которая не хотела выходить замуж за царя, но пошла за Ивана.
Главная мысль произведения: одолеть можно любое дело, когда с тобой рядом верный друг.
Эта сказка учит настоящей крепкой дружбе, благодаря которой можно пройти через все невзгоды и выйти победителем.
Полезный материал по теме: Скачать Анализ сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»: краткое содержание, характеристика главных героев, главная мысль, чему учит
<legend>Tags</legend>АнализсказкиП.П.Ершова«Конёк-Горбунок»:краткоесодержание,характеристикаглавныхгероев,главнаямысль,чемуучит
Похожие сочинения
Отправить сочинение на почту
<label>Email</label> Опубликовано 12.03.2020 — 15:15 —
Некоторые исследователи, проводя анализ, называли сказку Ершова «Конек-Горбунок» «мужицкой», сопровождая такое определение разными оценочными акцентами. Но, конечно же, такой характер повествованию придает не обилие разговорно-просторечной лексики, а весь русско-деревенский колорит событий, происходивших «против неба — на земле», атмосфера детски простодушной веры в возможность чуда и верность автора и его положительных героев в незыблемость представлений о чести, совести, долге и высшей справедливости: непременном возмездии за неблаговидные поступки и воздаянии за добро.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_skazki_ershova.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ сказки Ершова «Конек горбунок»
Некоторые исследователи, проводя анализ, называли сказку Ершова «Конек-Горбунок» «мужицкой», сопровождая такое определение разными оценочными акцентами. Но, конечно же, такой характер повествованию придает не обилие разговорно-просторечной лексики, а весь русско-деревенский колорит событий, происходивших «против неба — на земле», атмосфера детски простодушной веры в возможность чуда и верность автора и его положительных героев в незыблемость представлений о чести, совести, долге и высшей справедливости: непременном возмездии за неблаговидные поступки и воздаянии за добро.
Размеренность, «сказовость» традиционны для устного народно творчества. В содержании же зачина есть некоторое своеобразие — «приземленность» описания семьи старика и их быта. Просторечные словечки «дурак», «недалече» подчеркивают, что рассказ ведется не вдохновенным баяном, а сказителем-крестьянином, для которого «сеять пшеницу» — привычное и главное дело всей жизни, как и для его слушателей.
В центр сказки «Конек-Горбунок» Ершова поставлен истинно народный характер. Герой с честью выходит из многочисленных испытаний. Помощь конька сводится к подсказке, как можно добиться успеха. Во время события горбунок где-то в стороне. Сам же Иван ведет себя отнюдь не по-дурацки. Он ловок, сметлив, инициативен. После того как под волшебные звуки песни Царь-девицы его одолел сон, герой мгновенно решает, как избежать такой опасности во второй раз:
Тут конек опять сокрылся;
А Иван сбирать пустился
Острых камней и гвоздей
От разбитых кораблей
Для того, чтоб уколоться,
Если вновь ему вздремнется.
(« Конек — Горбунок»)
При поимке Жар-птицы тоже проявляется незаурядность центрального героя.
В эпиграфе к третьей части можно увидеть уже непосредственное указание на содержание.
Доселева Макар огороды копал,
А ныне Макар в воеводы попал.
Мы знаем, что Иван попал не в «воеводы», а в цари. На его избранность, будущее чудесное (и внешнее тоже) преображение указывает сцена встречи с Месяцем Месяцовичем: ласковое обращение, достойное поведение в необыкновенной обстановке, «на небе» и благословение, которое дается дочери. Величает рассказчик героя уже не так, как в первой части, а ласково и уважительно: Иван, Ванюша, Иванушка, Иванушка Петрович. После преображенья он выглядит важно, «будто князь», держится достойно, как и положено «воеводе». Надо заметить, что уже в первой части Ершов использует явно литературный композиционный прием — опережения событий. Видимо, с целью заинтересовать, увлечь читателя в конце главы дается перечень будущих приключений героя, завершающийся предсказанием счастливого конца.
Литературная традиция, в частности Пушкинская (вспомним «Руслана и Людмилу», «Евгения Онегина»), проявляется в свободном разговоре с читателем (конец первой и второй части), включении вставных сюжетов и эпизодических персонажей (например, Рыба-кит), функциональных пейзажей и интерьеров. В народных сказках мы не найдем развернутых описаний картин природы, в некоторых случаях дается указание на особенности пейзажа (например, дремучий лес). Проводя анализ, можно заметить, что в сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок» неоднократно рисуется открывающаяся героям красота мира, хотя в описаниях сохраняется особенная сказовая манера.
Поэтичность описанию придают не только свежесть восприятия, яркость красок дивного места, но и замечательные сравнения с вполне реальными предметами и явлениями: «гора, словно вал на окияне», зелень, «словно камень изумруд» и т. п. Чудесный эпитет «несказанная» красота подчеркивает, что как бы цветисто не рассказать об увиденном, все равно невозможно передать словами всей неповторимости Божьего творения. Интересно отметить, одновременно со столь красочным и поэтичным описанием дается весьма прозаическое суждение героя о прекрасных Жар-птицах, в котором они сравниваются с курами, а необыкновенный свет, ими излучаемый, с батюшкиной печью. Иван в мире чудес уже вполне освоился, даже готов поозорничать, пугнуть на прощанье стаю Жар-птиц. Соседство поэтического и прозаического, патетики и юмора позволяет автору показать, что для него важно и в мире, и в герое.
В описании небесного терема Царь-девицы воплотились народные представления о Небе, в них переплелись языческие и христианские верования. Хрустальный свод, золотые змейки — солнечные лучи, райские птицы, в необыкновенных садах — серебряные ветки — лунный свет, и над всем этим — «православный русский крест» — символ Бога.
Ершов будто бы невзначай задает читателям загадки, вводя в повествование все новых героев. Почему вором на пшеничном поле оказалась красавица-кобылица? Что за странный вид у волшебного конька: что-то среднее между лошадью, ослом и верблюдом? В этих деталях, как и во многих иных эпизодах, метафорическом и образном строе сказки Ершова проявились поэтические воззрения славян на природу. В исследовании А.Н. Афанасьева читаем: «Золотогривый, золотохвостый или просто золотой — конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи; на таком коне и сбруя бывает золотая». Таким образом, чудесные кони из сказок (и сказки Ершова в том числе) по мифологическим представлениям непосредственно связаны с небом, то есть миром иным, далеким от бытовых реалий. С появлением кобылицы, а позже коней в жизни ершовского Ивана-дурака поселяется чудо, которое предопределяет все дальнейшие приключения и испытания. Даже самое обыкновенное, ставшее привычным сравнение: «Горбунок летит как ветер», имеет мифологические корни: «Конь, обгоняющий солнце, есть ветер или бурная туча».
Мир сказочной поэмы Ершова необычайно широк, простирается в пространстве и времени необъятно. Мифология, фольклор, русская история, крестьянский быт и даже современная П.П. Ершову русская культура. В 30-е годы XIX в. у всех на устах комедия Грибоедова «Горе от ума», разошедшаяся, по словам Белинского, в пословицах и поговорках. Во второй части «Конька-Горбунка» есть сатирически нарисованная сцена повеления царских дворян, которая начинается так:
И посыльные дворяне
Побежали по Ивана….
Эта зарисовка напоминает патетический рассказ Фамусова о екатерининском вельможе Максиме Петровиче, все детали повеления участников в двух отрывках одинаковы, вплоть до получения наград за шутовство и самоуничижение.
Введение подобных реминисценций позволяет почувствовать за рассказчиком-сказителем автора произведения, человека начитанного, умного, ироничного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коллективного занятия по изо:»Чудо-юдо, рыба-кит»,по сказке»Конек-Горбунок»
Большая коллективная работа по изо, с применением нетрадиционного способа изображения- аппликация из скрученной бумаги и рисование гуашевыми красками….
Кукольный спектакль по сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок»
Звучит «Музыка к сказке» (автор неизвестен), перед ширмой стоит домик, открываются ставни и в окошке появляется сказительница Сказительница: За горами, за лесами, за широкими морями,…
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».
Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди…
Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок. По мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»
Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок.По мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»Литературное мероприятие для детей 5-7 лет: Сказка П.П. Ершова «Конек-Горбунок»….
Музыкально- театрализованное представление по сказке П.Ершова «Конек — Горбунок»
Сценарий музыкально — театрализованного представления для детей подготовительной группы «Конек — Горбунок» по сказке П.Ершова….
НОД в подготовительной группе «Конек-Горбунок» по сказке П. П. Ершова
Цель: учить детей рисовать карандашом поэтапно; передавать в рисунке содержание эпизода знакомой сказки, движение фигур, окружающую обстановку; закрепить умение располагать рисунок на листе в соо…
Литературная викторина по сказке П.П. Ершова «Конек — Горбунок»
Викторина, состоящая из 3 туров для старших дошкольников….
- Мне нравится
«Конек-Горбунок» – очень увлекательная и поучительная сказка о дружбе и удивительных приключениях Ивана и его верного Горбунка. Благодаря своему надежному помощнику Ивану удалось занять место царя и жениться на прекрасной Царь-девице
Краткое содержание «Конек-Горбунок» для читательского дневника
ФИО автора: Ершов Петр Павлович
Название: Конек-Горбунок
Число страниц: 72. П. П. Ершов. «Конек-Горбунок». Издательство «Искатель». 2016 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1834 год
Главные герои
Иван – младший крестьянский сын, не слишком умный, непослушный, но честный и добрый малый.
Царь-девица – красивая, умная девушка, сестра Солнца, дочь Месяца.
Царь – жадный, капризный, старый самодур.
Братья Ивана – глупые, трусливые.
Конек-Горбунок – верный друг и помощник Ивана, которому любое дело по плечу.
Сюжет
Было у крестьянина три сына: старшие умные, а младший Иван – дурак. Однажды кто-то повадился топтать пшеницу, которые выращивали и продавали братья. Они решили подкараулить вора, и это удалось только Ивану. Оказалось, что топтала пшеницу прекрасная кобылица, к которой Иван изловчился прыгнуть на спину задом наперед. Кобылица не смогла справиться с лихим наездником, и пообещала родить Ивану трех коней: двух редкой красоты скакунов и одного Горбунка, который Ивану будет верным товарищем.
Когда старшие братья увидали прекрасных коней, они уговорили Ивана продать их в столице, и тот согласился. По дороге Иван нашел перо Жар-птицы, и, несмотря на отговоры Конька-Горбунка, забрал его себе. В столице коней купил царь, пораженный их красотой. Но кони никого к себе не подпускали, кроме Ивана, и царю пришлось взять его на службу.
Начальник Ивана – спальник – очень завидовал ему, и хотел от него избавиться. Он доложил царю, будто Иван похвалялся достать Жар-птицу. Царь приказал Ивану немедленно принести к нему во дворец волшебную птицу, иначе ему не миновать казни. Конек-Горбунок утешил своего хозяина, пообещав ему помощь в поисках невиданной птицы. Вместе они отправились в путь, и, воспользовавшись советами, Конька-Горбунка, Иван поймал чудесную Жар-Птицу и привез ее царю.
Спустя время спальник вновь начал клеветать на Ивана, уверяя царя, будто тот похвалялся достать Царь-девицу, родственницу Месяца и Солнца. И вновь Конек-Горбунок пообещал хозяину выполнить это задание. Они прискакали на берег океана, где Ивану обманом удалось поймать Царь-девицу.
Царь, сраженный красотой Царь-девицы, захотел на ней жениться. Та согласилась, но только с условием, что получит перстень со дна океана. Это задание царь поручил Ивану, а Царь-девица попросила его заехать к Месяцу и Солнцу.
Добравшись до океана, Иван увидел огромного кита, на спине которого рос дремучий лес. Узнав, что Иван едет к Месяцу и Солнцу, кит попросил его замолвить за него словечко. Когда Иван с Коньком-Горбунком добрались до чертогов Месяца Месяцовича, он передал, что дочь его жива-здорова. Также Иван передал Месяцу просьбу кита, и тот сообщил, что все страдания его оттого, что он проглотил тридцать кораблей – как выпустит их на волю, так и получит свободу. Кит выпустил корабли и, в свою очередь, исполнил просьбу Ивана и достал ему перстень со дна океана.
Получив перстень, Царь-девица потребовала, чтобы царь перед свадьбой омолодился, искупавшись в котлах со студеной и кипяченой водой, а также в котле с кипящим молоком. Царь испугался, и решил вначале проверить это средство на Иване. И в этот раз помог Ивану верный Горбунок – он махнул хвостом, свистнул, и Иван без вреда для себя окунулся во всех трех котлах, став красивым сильным молодцем. Царь нырнул вслед за ним и тут же сварился. Царь-девица объявила себя царицей и вышла замуж за Ивана.
План пересказа
- Три брата.
- Прекрасная кобылица.
- Два красавца-скакуна и Конек-Горбунок.
- Служба у царя.
- Охота за Жар-птицей.
- Иван привозит Царь-девицу.
- В поисках перстня.
- Просьба кита.
- Встреча с Месяцем.
- Кит помогает достать перстень со дна океана.
- Купание в трех котлах.
- Свадьба.
Главная мысль
Большая удача иметь настоящего верного друга.
Чему учит
Сказка учит быть честными, добрыми, учит дружить и приходить на выручку своим друзьям. Кроме того, сказка учит реально оценивать свои возможности и достигать поставленных целей.
Отзыв
С надежным, верным другом можно преодолеть любые трудности, выполнить любые задания. Сказка показывает, что все мечты, даже самые смелые, сбываются. Нужно лишь верить в чудо, и оно обязательно произойдет.
Рисунок-иллюстрация к сказке Конек-Горбунок.
Пословицы
- Верный друг лучше сотни слуг.
- Ищешь помощи – сам другим помогай.
- Всякая невеста для своего жениха родится.
Что понравилось
Понравился ловкий, находчивый, неунывающий Конек-Горбунок и его отношение к Ивану, которому он помогал выкручиваться из непростых ситуаций.
Тест по сказке
- Вопрос 1 из 11
В каком году была написана сказка «Конек-горбунок»?</h3>
- <label>1832 г.</label>
- <label>1833 г.</label>
- <label>1834 г.</label>
- <label>1835 г.</label>
(новая вкладка)Используемые источники:
- https://skazkii.ru/analiz-skazki-konek-gorbunok-ershova-pavla-petrovicha
- https://kratkoe.com/literaturnyy-analiz-skazki-konek-gorbunok-ershova/
- https://my-soch.ru/sochinenie/analiz-skazki-p-p-ershova-konyokgorbunok-kratkoe-soderzhanie—xarakteristika-glavnyx-geroev—glavnaya-mysl—chemu-uchit
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/03/12/analiz-skazki-ershova-konek-gorbunok
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/konek-gorbunok.html
Конспект родительского собрания в
средней группе «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников»
Татьяна Ларенкова
Конспект родительского собрания в средней группе «Роль сказки в нравственном
воспитании дошкольников»
Конспект родительского собрания в средней группе на тему:
«Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников
Цель:
повышение педагогической компетентности родителей
в воспитании нравственных качеств дошкольников путем
введения их в культурную традицию различных сказок.
Предварительная работа:
• Оформление групповой комнаты.
• Подготовка памятки для родителей.
• Подготовка инсценировки сказки «Заюшкина избушка» с
детьми.
• Приготовление материалов и атрибутов для инсценировка сказки «Три поросенка» (показ сказки
родителями)
• Выставка книг на тему «Русские народные сказки»
План проведения:
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Сообщение воспитателя: «Роль
сказки в нравственном воспитании ребенка».
3. Инсценировка и обсуждение сказки
детьми «Заюшкина
избушка».
4. Инсценировка и обсуждение сказки
родителями «Три
поросенка».
5. Подведение итогов собрания.
6. Раздать памятки для родителей.
Ход
собрания:
1. Вступительное слово воспитателя:
Уважаемые, родители, так
наше родительское собрание необычное.
Посвящено оно роли сказки в нравственном воспитании детей. Но сначала я задам
вам вопросы и мы увидим — много ли сказок вы знаете и читаете нашим детям.
• Назовите русские народные сказки.
• Назовите старинные слова, встречающиеся в сказках
баюкать (укладывать спать)
очи (глаза)
девица (девушка)
кров (дом)
чело (лоб)
журить (ругать)
• Кто охраняет заставу от врагов? (Богатыри).
• Назовите самых знаменитых русских богатырей? (Илья Муромец, Алеша Попович,
Добрыня Никитич).
• Назовите героев русских сказок.
(Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Хаврошечка, Емеля, Иван Царевич, Марья-искусница,
Соловей-разбойник).
• Назовите животных, птиц из русских сказок.
(Кот, собака, лошадь, баран, свинья, козел, бык, медведь, волк, лиса, журавль,
заяц, цапля, петух).
• Из каких сказок эти предметы:
Колобок (сказка «Колобок»)
Лук и стрелы (сказка «Иван Царевич»)
Рыбка (сказка «Лиса и волк»)
Яичко (сказка «Курочка Ряба»)
Скалка (сказка «Лисичка со скалочкой»
2. Сообщение воспитателя «Роль
сказки в нравственном воспитании ребенка».
Воспитывая ребенка, и воспитатели,
и родители надеются вырастить из него
достойного человека. Каждый родитель хочет
гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.
Нравственное воспитание –
важнейшая сторона воспитания ребёнка.
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные
ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер,
отношение к миру, окружающим людям.
В этике существуют две основные нравственные категории
— добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром.
Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как
зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными
требованиями общества.
Самые
элементарные и в тоже время самые важные представления– об уме и глупости, о
хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости – ложатся в
сознание и определяют в дальнейшем для ребенка нормы поведения.
Такие нравственные категории,
как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать
своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.
Среди многих жанров устной прозы
(сказки, предания, сказы,
былины, легенды) сказка занимает
особое место.
С древнейших времён русские народные сказки служили
верную службу в нравственном и эстетическом
воспитании подрастающего поколения потому, что сказка —
неиссякаемый источник для воспитания детей.
Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в
торжество добра и справедливости. Сказки
делятся на:
1. Сказки о животных.
Главная задача этих сказок –
высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому,
обиженному. Учат детей тому:
• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
• что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
2. Волшебные сказки.
В этих сказках две группы героев:
добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Волшебные сказки должны
вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают
уверенность в торжестве добра.
Эти сказки формируют
устойчивые нравственные представления
Моральные ценности в волшебных сказках представлены
более конкретно, чем в сказках о животных.
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в
достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими
физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую
ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница., а для
мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый,
любящий Родину). Идеал для ребенка является
далекой перспективой, к которой он будет стремиться.
3. Бытовые сказки:
Эти сказки помогают нравственному воспитанию дошкольников,
так как они передают народную мудрость
Несмотря на классификацию сказок,
каждая из них несет в себе огромное воспитательное и
познавательное значение для ребенка.
Задача
педагога – донести до сознания ребенка народную мудрость.
В сказке всегда
есть четкая граница:
это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший. И малыш
узнает, что Кащей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает
сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в
будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказка не дает прямых наставлений
детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без
разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они
постепенно воспринимают,
многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит
быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в
лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не
отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат
дружить. Наказ слушаться родителей,
старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики»,
хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый
волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда
вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»,
мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»,
забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Нравственные чувства развиваются у детей
в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в
этом играет все же семья. Родители самые первые воспитатели
ребенка. Задача воспитания у детей нравственных качеств
решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее
они относятся к детям поэтому, ваше поведение служит для детей наглядным
примером. Не забывайте, пожалуйста, об этом.
3. Уважаемые родители, мы
приготовили для вас сюрприз: Инсценировка сказки
детьми «Заюшкина
избушка».
После просмотра сказки дети и родители принимают
участие в обсуждении сказки по
следующим вопросам:
• Кто в этой сказке хороший герой?
• Какая в этой сказке лиса?
• Какой в этой сказке петушок?
• Кого можно пожалеть в сказке?
• Кого
нужно учить правильным поступкам?
4. Инсценировка родителями сказки «Три поросенка».
После просмотра сказки дети и родители принимают
участие в обсуждении сказки по
следующим вопросам:
• Чему учит нас эта сказка?
• Кого можно пожалеть в сказке?
• Какой в этой сказке волк?
5. Подведение итогов собрания.
•
Качества необходимые вашему ребенку, как человеку?
• Вы
хотели, чтобы ваш ребенок стал?
• В
хорошей семье всегда?
• Нельзя
прожить без?
• Если бы
я нашел клад, то?
• Если бы
я все мог, то?
Воспитатель :
Спасибо за то, что сегодня вы смогли найти время и прийти на
наше собрание.
Родителям предлагается чай с медом.
6. Памятка для родителей раздается
для ознакомления с ней дома.
Памятка для родителей
• Читайте
вслух с ребёнком не менее 15 минут в день.
• Прежде
чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
• Если
ребенок устал, проведите физкультминутку.
• При
знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и
инициалы автора, название книги.
•
Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
• До и во
время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.
• Спросите, чем понравилась книга ребенку,
что нового из нее он узнал.
• Попросите ребенка рассказать
о главном герое, событии.
• Какие
слова или выражения запомнились ему?
• Чему
учит эта книга?
•
Предложите ребенку нарисовать рисунок к самому интересному отрывку или выучить
его наизусть.