Сказка песнь о вещем олеге читать

Автор андрей измаилов на чтение 5 мин. просмотров 1 опубликовано 14.06.2021 вещий олег в истории руси и легенда о его

На чтение 5 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Вещий Олег в истории Руси и легенда о его смерти

Вещий Олег — реальный древнерусский князь, упомянутый в летописях. Прозвище «вещий» означает «наделённый волшебной силой» или «способный видеть будущее». Неизвестно, носил ли Олег это прозвание при жизни, или его придумали позднее. В летописи сказано, что вещим его прозвали византийцы.

Олег стал новгородским князем после смерти легендарного Рюрика. В 882 году Олег подчинил Киев, поэтому он считается основателем единого Древнерусского государства. В 907 и 911 годах после успешного военного похода на Константинополь он заключил выгодные торговые договоры с Византией, сообщает летопись. Впрочем, в византийских источниках ни о чем таком не написано, так что военные подвиги Олега могли быть сильно преувеличены.

fd4b6919dc28d71d5dc6914f276822c9.jpg

Поход Олега на Царьград. Миниатюра из Радзивилловской летописи. ХV век

Легенда о смерти Олега от укуса змеи изложена в «Повести временных лет» — древнейшем из дошедших до нас летописных сводов. Там рассказано, что волхвы напророчили князю смерть от любимого коня: «Конь, егоже любиши и ездиши на нем, от того ти умрети». Правитель поверил и отказался от этого коня. На пятый год Олег пришел осмотреть кости коня и поставил ногу на череп со словами: «Его ли мне бояться?». Тогда-то из черепа выползла ядовитая змея и ужалила князя. Монах-летописец подчеркивает связь между смертью Олега и его отказом принять христианство.

Аналогичная легенда излагается в исландской саге про вымышленного викинга Орвара Одда. Колдунья предсказала Одду смерть от любимого коня, и тогда воин убил лошадь. Спустя годы Орвар обнаружил кости коня, когда вода размыла его могилу:

Увидав череп, Одд сказал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» — и с силой ударил по черепу копьем. Череп отлетел прочь, а из-под него метнулась потревоженная змея и укусила Одда чуть выше щиколотки…

Кто у кого позаимствовал сюжет — русские у исландцев или исландцы у русских — непонятно.

Сюжет

Вещий Олег планирует пойти войной на хазар, отомстить за их буйные нападения, за разорение земель русских. Вместе со своим войском, верхом на коне, он едет по полю. Из темного леса, навстречу дружине вышел седой старец, волхв. Князь подъехал к нему, попросил предсказать свою судьбу, и поведать какой смертью суждено ему погибнуть. Олег обещал кудеснику подарить коня, за его гадание.

Старец отказался от даров и рассказал Олегу о его жизни. Князь совершит еще много подвигов на благо Руси, враги его будут бояться, а смерть примет от собственного коня.

Много времени прошло с тех пор, много врагов погибло от руки великого князя и его войска. Олег так и не смирился с тем, что приходится идти на бой без верного друга. Князь грустил по той поре, когда был он вместе с любимым конем.

Однажды во время пира, когда дружина праздновала очередную победу и вспоминала былые заслуги, Олегу стало интересно, где же его верный конь, как он поживает, здоров ли, также ли ретив, как прежде. Князю сообщили о смерти его друга, о том, что кости коня нашли последний приют на берегу Днепра, высоко на кургане.

Олег опечалился, он думал, что обманул кудесник, не правду сказал. Пожалел князь о том, сколько бы еще они смогли с верным конем путей пройти, сколько побед одержать.

Решил Олег отдать последнюю дань своему другу, и поехал поклониться костям, погребенным на кургане. Вместе с ним отправилась и дружина.

Подъехав к высокому холму, князь увидел, что кости лежат, их засыпает пылью, поливает дождем. Подошел Олег ближе, легонько на череп коня наступил, и пожелал ему спать спокойно, сказал, что не от него смерть придет, зря он тогда поверил в предсказание старца. Но тут из черепа выползла гробовая змея и обвилась вокруг ног князя. Понял он, что имел в виду старый кудесник. Олег вскрикнул ужаленный и упал замертво. Вот и нашел князь смерть свою от собственного коня.

Опечаленная дружина сидит на берегу и поминает Олега, о том, как когда-то воевали они вместе.

<glav>Другие тексты:</glav>← Бахчисарайский фонтан↑ Пушкин АлександрЦыганы →

Краткое содержание «Песни о вещем Олеге»

Князь Олег едет на войну с хазарами. По дороге он встречает старика-кудесника и просит дать предсказание, обещая в награду любого коня:

 Пророк отказывается от предложенной награды и открывает князю будущее:

Князь усмехается, но решает поверить предсказанию. Он слезает с коня, чтобы больше никогда не садиться на него верхом. Олег приказывает дружинникам заботиться о коне, кормить зерном и поить ключевой водой.

e1891362782771d49d17791dc1cb916a.jpg

Встреча Олега с кудесником. Картина Виктора Васнецова. 1899 год

Проходит время. Однажды Олег пирует с дружинниками («Они поминают минувшие дни / И битвы, где вместе рубились они…») и вспоминает своего коня. Князю сообщают, что коня уже нет в живых.

На холме возле Днепра он находит кости. Олег ставит ногу на череп коня и размышляет, что «старый хозяин тебя пережил». Внезапно из конского черепа выползает ядовитая змея и кусает князя:

На похоронной тризне пируют новый князь Игорь с женой Ольгой и дружиной.

Песнь о Вещем Олеге

Песнь о вещем Олеге — Пушкин А.С.

Сказ о князе Олеге, который собирается в военный поход отомстить хазарам за набеги и разорения. По дороге князю встречается старец, предсказывает славные победы и смерть от коня. Поверив в предсказание, Олег прощается с конем. Вернувших из похода с победами, Олег узнает о смерти коня и идет на его могилу. Там он наступает на череп коня, из которого выползает ядовитая змея и смертельно жалит Олега. Пророчество сбывается!

Школа:
 

Учитель: 

Класс: 5

Дата:«__________»____20___г.

Тема
урока №
10

«Песнь
о вещем Олеге»: гибель князя.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

5.ПО 1 – понимать термины: кульминация, партитура, лиризм;

5.ПО 4-составлять простой план;

5.ПО
6 – давать краткий и полный ответ на вопрос;

5.ОС 1- участвовать в обсуждении произведения, выражая свои
мысли и чувства;

5.ОС 4-оценивать
устные и письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения
соответствия теме;

5.АИ 3 — выделять в  тексте  произведения элементы композиции
при поддержке учителя;

5.АИ 6-анализировать художественное пространство и оформлять
своё представление в рисунках, схемах, кластерах;

5.АИ 8-анализировать изобразительные средства в художественном
тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения,
аллегории, параллелизм
);

5.АИ 9-писать творческие работы (сказки, рассказы,
мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям).

Цели урока:

-прочитать текст и ответить на вопросы;

-расставить иллюстрации к тексту в правильной
последовательности;

-найти ошибки в цитатах;

-прочитать выразительно текст и оценить свой ответ и ответ
другого учащегося по критериям;

-назвать элементы композиции и рассказать о кульминации.

-составить сюжетный план «Песни…»;

-составить синквейн
на
тему «Вещий Олег».

-написать хвалебное слово дружбе;

-представить свое размышление над озвученной проблемой,
используя формулу «ПОПС».

Уровень мыслительных навыков

Знание, понимание, применение, анализ,
синтез, оценка.

Критерии оценивания

-читают текст и отвечают на вопросы;

-знают термины (кульминация, лиризм);

-выразительно читают текст;

-выполняют творческие задания (пишут синквейн, хвалебное
слово);

-оценивают учебную деятельность по критериям;

-размышляют, подбирая аргументы, доказывая собственную точку
зрения.

Языковые
цели

 Использовать навыки слушания, говорения, чтения и письма  для
выражения своих идей в устной и письменной форме;

Ключевые слова и фразы:

Партитура, кульминация, лиризм

Привитие

ценностей

     Способствовать развитию культуры взаимоотношений
(уважение, сотрудничество) при работе в группах, парах, через содержание
текстов

Межпредметные

связи

Межпредметные связи прослеживаются с «Всемирной историей»,
«Русским языком», «Изобразительным искусством»

ИКТ

Демонстрация
иллюстраций к балладе

Предварительные

знания

     На уроке учащиеся будут продолжать  совершенствовать
навыки чтения и анализа текста, навыки говорения через диалоговую речь

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся на трех языках.

Определение учебных результатов.

Ты узнаешь, чем закончится баллада о князе Олеге;

научишься читать по партитуре и оценишь свое чтение; выполнишь
творческие задания; докажешь свое мнение в ходе заполнения «ПОПС»-формулы.

2. Психологический настрой

Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего
соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

•          желаю (соприкасаются большими пальцами);

•          успеха (указательными);

•          большого (средними);

•          во всём (безымянными);

•          и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

image001

Середина урока

3. Изучение нового материала.

Формирование читательской грамотности

К. Прием «Внимательный читатель»

Задание: Прочитайте последний
отрывок из баллады, ответьте на вопросы по третьему отрывку. 

ФО «Тонкие вопросы»

-Что случилось с конем князя?

-Куда вместе со слугами отправился Олег?

-Как умер князь Олег?

-Кто вместе с дружиной вспоминает славные подвиги князя?

   Дескрипторы:

-правильно отвечает на вопросы по содержанию отрывка;

-демонстрирует понимание прочитанного отрывка баллады.

И. Игра «Лови ошибку»

Исправление цитат.

Задание: Найдите цитаты с ошибкой,
исправьте.

1. Пирует с дружиною вещий Олег при звоне веселом стакана. И
кудри их черны (БЕЛЫ)…

2. Вот едет могучий Олег со двора, с ним Игорь и старые гости…

3. «А где мой товарищ? – промолвил Олег, – скажите, где конь
мой любимый (РЕТИВЫЙ)?»

4. «Кудесник, ошибся ты(ТЫ ЛЖИВЫЙ), безумный старик!»

5. Ковши круговые, запенясь, шипят на тризне плачевной Олега…

   Дескрипторы:

— находит цитаты с ошибкой и исправляет их.

ФО «Сигналы рукой»

П.  Прием «Реставрация».

Задание: Рассмотрите иллюстрации к
«Песне…», пронумеруйте их. Расставьте пронумерованные иллюстрации в
композиционной последовательности. Озаглавьте каждую таким образом, чтобы в
итоге получился  план сюжета произведения.

Дескрипторы:

-расставляет иллюстрации в композиционной последовательности;

-составляет план  сюжета произведения.

ФО «Похвала»

Практикум выразительного чтения

К. Прием «Новый термин»

Задание: Познакомьтесь с новым
понятием партитура.

ПАРТИТУРА – это правильная постановка пауз, ударений в словах
и во всем тексте.

Расшифруйте партитуру (дан отрывок из произведения с условными
обозначениями).
Прослушай чтение одноклассника и оцени его по критериям.

Дескрипторы:

-ярко выражает эмоции;

воспроизводит
без ошибок;

-ярко
использует выразительные средства речи (мимику, интонацию).

ФО «Взаимооценивание по критериям»

Теория литературы

К., П.  Прием «Новый термин»

Задание: Вспомните определение
термина кульминация.

Выделите сюжетные элементы композиции «Песни…», опираясь на «напоминалку» 
с.73.

Дескрипторы:

-называет события из «Песни…», соответствующие сюжетным
элементам композиции;

-демонстрирует знание текста.

ФО «Светофор»

4. Закрепление

Г. Прием «Анализ эпизода»

Учащиеся будут читать  отрывок из баллады А.С. Пушкина  со
слов «Вот едет могучий Олег со двора» до слов «И битвы, где
вместе рубились они» и выполнять задание в группах.

   Литераторы – выпишите из текста эпитеты и сравнения. Какую роль играют
средства выразительности языка в балладе?

    Журналисты – подготовить репортаж с места событий, происходивших в
балладе или (составить вопросы для интервью и задать их актерам)

     Актеры – разыграйте сценку данного
эпизода. Постарайтесь распределить роли для всех членов группы. За кадром должны
звучать стихи.

Дескрипторы:

-находят в тексте эпитеты и сравнения;

-готовят репортаж с места событий (составляют вопросы
участникам событий);

-разыгрываю сценку эпизода  в соответствии с текстом.

ФО   «Две звезды, одно пожелание»

 И.
Прием «Погружение в тему»

Задание: Выпишите определение термина лиризм.

Найдите
отрывок из произведения А.С.Пушкина, в котором есть лирический пейзаж. Докажите
правильность своего выбора.

  
 Дескрипторы:

-понимает
значение термина лиризм;


находит отрывок с лирическим пейзажем;


аргументирует свой выбор.

ФО 
 «Сигналы рукой»

с.71

4 иллюстрации к балладе

Конец урока

5. Итог урока. Возвращение к целям урока.

Рефлексия. Синквейн на тему «Вещий Олег».

     Алгоритм
написания синквейна:

1 строка – одно ключевое слово,
определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных,
характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола,
показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в
котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово,
обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и
ассоциации, связанные с понятием.

Домашнее задание
(дифференцированное)

«Творческое письмо»

1.                 
Написание текста в жанре «Хвалебное слово».

В «Песне» утверждается ценность дружбы. Князь Олег без оглядки
отправился на место захоронения любимого коня. Почему? Он верен дружбе. А что
можешь ты сказать о таком чувстве, как дружба? Напиши похвальное слово.

2.                 
Ответ на проблемный вопрос по формуле «ПОПС».

Человек не может уйти от своей судьбы

3.                 
ИДЗ – один или двое учеников
готовят сообщение о жизненном и творческом пути М. Ю. Лермонтова (если
уровень учащихся позволяет, то они могут подготовить и презентацию к своему
выступлению, или же презентацию готовит учитель).

Класс: 7.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации В.М.Васнецова к «Песне о Вещем Олеге», презентация «Князь Олег», карта — Восточная Римская империя и славяне в VI-XI вв., фонозапись «Песни…», презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: баллада, старославянский текст, жанр, летопись.

Используемые методы, приемы, формы: словесная форма, фронтальный опрос, групповая работа, иллюстративно-словесный метод.

Этап урока,

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия ученика

I. Организационная часть

— Здравствуйте. Пожелаем друг другу удачи на сегодняшнем уроке.

Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.

II. Проверка домашнего задания

Мотивация к учебной деятельности

В этом году у вас опять состоится встреча с великим русским поэтом, национальной гордостью России А.С. Пушкиным. (Слайд 1-2)

А) Что особенно запомнилось из жизни и творчества А.С.Пушкина?

Б) Перечислите знакомые вам произведения Пушкина по жанрам:

— стихотворения — «Узник», «Зимнее утро»…

— поэмы — «Руслан и Людмила»…

— повести — «Повести Белкина»…

— романы — «Дубровский»…

Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.

Л: мотивация, смыслообразование;

П: моделирование, построение логической цепи рассуждений;

Р: коррекция, волевая саморегуляция;

К: планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

А.С.Пушкин писал и повести, и стихотворения, и поэмы, как «Руслан и Людмила», и исторические произведения в стихах, как «Борис Годунов», то есть талантлив был Пушкин во всех жанрах. Его волновала история нашей страны, её далёкое прошлое. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», — писал А.С.Пушкин

Зачем Пушкин, живя в 19 веке, обращался к столь давним временам? Проблемный вопрос. Поэт в историческом прошлом искал доказательства правоты своих взглядов на события современной ему жизни. П: формулирование проблемы;

Р: целеполагание;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

III. Объявление темы и целей урока.

Беседа с классом

Сегодня мы познакомимся с произведением А.С.Пушкина «Песней о Вещем Олеге», написанным на основе летописной легенды.

— Что такое летопись? (исток древнерусской литературы)

— Когда стали появляться летописи?

— Чем сейчас интересны летописи?

«Песнь о вещем Олеге», опираясь на летописные источники, воссоздаёт эпоху княжения Олега.

Кто он, князь Олег? (Слайд 3-4)

Задание 1. Прочитать летописный отрывок о смерти Олега. (Слайд 5)

С какой целью Пушкин обратился к этой легенде?

Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это — могила князя Олега, погибшего весьма загадочной смертью. Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет «Повести временных лет» о смерти славного правителя. Так и рождается его «Песнь о вещем Олеге». Год ее написания — 1822.

Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают о летописи

Сообщение подготовленного ученика. (Карта)

При чтении учащиеся вспоминают об особенностях произнесения летописного текста: распевность, неторопливость.

П: формулирование проблемы;

Р: целеполагание;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

П: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Р: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы..

IV. Работа с текстом

Знакомство с «Песней…» (фонозапись)

Отметьте средства поэтической выразительности: фольклорные эпитеты, славянизмы, торжественная неторопливость речи.

— Уточните лексическое значение некоторых слов. (вещий…)

— Каким слогом написано стихотворение? (высоким)

— Можно ли назвать «Песнь» одой? Почему?

— Повторение жанров (кроссворд). (Слайд 6)

«Песнь» о человеке и его судьбе одой не является.

img1

По вертикали:

1. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

2. Вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

3. Героика — патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.

4. Один из основных жанров древнерусской литературы, сообщение, описание событий, погодная запись исторических событий.

5. Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

6. Торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.

7. Род литературы, сюжетное художественное произведение в диалогической форме, предназначенное для постановки на сцене

Работа в тетради (слушают и записывают славянизмы и эпитеты)

Разгадаешь кроссворд, прочитаешь название жанра «Песни»

Ответы:

1). Басня,

2) трагедия,

3) былина,

4) летопись,

5) рассказ,

6) ода,

7) драма, по горизонтали Баллада.

Учащиеся работают коллективно.

Л: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация

П: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций преобразовывать и сохранять информацию.

устанавливать причинно-следственные связи.

К: формирование навыков речевой деятельности

V. Закрепление. Работа со словом

Что такое баллада? Баллада — стихотворение, изображающее события фантастического или героического характера. Черты баллады: поэты часто обращались к историческому прошлому; таинственный, иногда фантастический ход событий, обилие средств художественной выразительности.)

Задание 1. Найдите в «Песне» средства воссоздания княжения Олега?

Другая особенность жанра баллады — таинственный, иногда фантастический ход событий.

Задание 2. Найдите примеры в тексте.

Достоверность похода, обычаи и традиции (тризна, пиры, отношение дружинника к коню)

Кудесник обладает таинственным чудесным даром предвидения

Л: формирование уважительного отношения к традициям народа.

К: формирование умения определять вид сказки

Р: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы

VI. Самостоятельная работа по тексту

Приложение (Рабочая тетрадь по литературе)

Список устаревших слов

Работа в группе: работа на соотнесение

К: Освоение способов совместной деятельности

П: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Л: формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; формирование восприятия текста как произведения искусства.

VII. Творческая работа

1. Работа с иллюстрациями Васнецова к балладе. (Слайд 8) Какие фрагменты «Песни…» отражены в иллюстрациях?.

2. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конём. Нарисуйте словесный портрет сцены прощания. (Слайд 9)

— Какой смысл вкладывал А.С.Пушкин в пересказ легенды о смерти Олега? Как бы человек ни старались отодвинуть злой рок — он все равно его настигнет.

— Кому из героев поставили бы памятник? Как бы он выглядел, из чего сделан?

Сообщение ученика о Васнецове (Приложение) (Слайд 7)

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки:

Р: коррекция;

К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

VII. Итог урока. Рефлексия

Оценка работы в группе.

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её

VIII. Домашнее задание

Отрывок из баллады выучить наизусть.

  • Сказка переделка на день матери
  • Сказка переделка золотые яблочки
  • Сказка перед рождеством мультфильм
  • Сказка пень катаев слушать
  • Сказка перед сном для любимой девушки романтические сказки про любовь