Тема: Богатство и
выразительность языка сказок В.И. Даля. Сказка «Что значит досуг?» Подготовка к
PISA
Цель
урока: изучение особенностей сказок В. Даля.
Ход урока
1.
Организационный момент
2.
Вступительное слово
После
53 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает венец своего
литературного творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это
был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское
географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.
История
создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в
блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот
факт тоже имеет свою историю.
Последние
же слова были занесены в словарь незадолго до смерти Владимира Ивановича. Всего
словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные,
просторечные, диалектные и профессиональные термины.
Под
псевдонимом «Казак Луганский» Далем была написана и опубликована первая книга.
Книга под названием «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту
гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками
ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» увидела мир
в 1832 году. После того, как ее изъяли из продажи, рукописный вариант
произведения был подарен Далем Александру Пушкину, чему последний был
несказанно рад. Свои пять «Русских сказок», представлявших вольную обработку
народно-сказочных сюжетов, Даль выпустил в свет в 1832 г. под псевдонимом
Казака Луганского. Сборник сказок вышел под названием «Русские сказки, из
предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту
житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком
Владимиром Луганским».
3.
Работа по теме урока
А.С.Пушкин
так отзывался о сказках Даля:
“…Нам
ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского,
это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и
обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих –
бездна поэзии!”
—
Что значит записывать сказку?
—
Ребята, как вы понимаете, что такое обработка сказок?
(Обработка
сказки — это литературный пересказ, грамотное изложение народной сказки).
—
Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.
Учащиеся
записывают в тетрадях цепочку появления сказки.
(Народ
сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).
—
В. Даль считал сказку чрезвычайно нужной, ибо она укрепляет моральное чувство,
будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетическое чувство.
Рассмотрим это на примере сказки «Что значит досуг».
—
Чтение учащимися сказки по ролям.
Комментарии
для учителя
Сказка
начинается с того, что Георгий Храбрый дает задания лесным и домашним жителям
на день — медведю, волку, лисице, журавлю, кошке, гусю, дятлу, тетерке,
воробью, бабе-птице, корове, козлу, пчеле.
А
когда пришел час отчета, никто, кроме пчелки, и не смог показать оконченную
работу: медведь без толку колоды ворочал, волк так и не вырыл нору, корова
жевала жвачку, кошка мышей ловила, а не вязала чулок, лисица утят ела, а не
собирала пух и так далее. Все они отвлекались от задания, увлекались другими
делами и ничего не сделали. Недосуг им был работой заниматься.
И
лишь одна пчелка делала свое дело, делала на совесть. Она с заданием справилась
только одна.
Эта
сказка учит тому, что нужно делу посвящать свое время, а не урывками его
делать. А отдыхать хорошо после работы. Тогда и результаты хорошие будут. В
этом и есть главная идея сказки.
—
О чем эта сказка?
—
Какова главная мысль?
Индивидуальная
характеристика героя и авторское отношение к нему создаются различными
средствами. И среди них — использование описательной речи автора и речи
действующих лиц.
4. Анализ сказки «Что значит досуг?»
Работа
с таблицей. Учащиеся находят и подчеркивают ключевые слова, характеризующие
героя. Заполняют колонку «Характеристика героя»
Михайло
Потапыч, медведь
«..
работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в
работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился… да еще
было и лапу себе отдавил…»
Серый
волк
«местах
в пяти начинал землянку рыть, да как причует…, что нет там ни бычка
зарытого…, да опять на новое место перейдет»
Лисичка-сестричка
«…надушила
кур…, да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца
добиралась»
Кошечка
«…и
принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке,
… покою не дают…»
Козел
«…бритвы
не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»
«-
Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»
Коровушка
«…жвачку
жевала,…, да за отрубями к посудомойке — и день прошел».
Журавль
«…пять
десятин пашни перемерял, … — так работать некогда было»
Гусь
«…принялся
было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»
«-
Так, — говорит, — и не стало делового часу»
Пчела
«Одна
пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не
жаловалась, не плакалась на недосуг»
Вывод:
—
Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?
В
описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют
подчеркнуть
отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.
—
С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему
герою?
—
Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему
создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами субъективной
оценки:
а)
уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка, кошечка,
коровушка);
б)
пренебрежительными (кошурка).
Для
описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (кошка-домоседка,
козел-бородач).
—
Что делает язык сказки выразительным?
(Использование
эпитетов (шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным.
Употребление в сказке слов и выражений из общенародного языка (сложить
срубом, серники, макитра и др.) создает живые картины, где действуют
фольклорные персонажи.)
5.
Итог урока
Творчество
В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью языка и любовью
к простому народу. В современных условиях в этом видится долг памяти по
отношению к великому сыну России — Владимиру Ивановичу Далю.
6.
Рефлексия
7.
Домашнее задание. Текст стихотворения П.А. Вяземского «Первый снег».
В.И. ДАЛЬ. СКАЗКА
«ЧТО ЗНАЧИТ ДОСУГ?»
Георгий Храбрый, который, как
ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и
рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на
каждого по работе. Медведю велел, на шабаш (до окончания дела. — Ред.), до
вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом (в виде стен. —
Ред.); волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху
нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не
затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал
ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток
да серников (спичек. — Ред.) наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал,
велел три горшка да большую макитру (широкий горшок. — Ред.) слепить; а тетерку
заставил глину месить; бабе-птице (пеликану. — Ред.) приказал на уху стерлядей
наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а
пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.
Ну, пришел урочный час, и Георгий
Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?
Михайло Потапыч, медведь, работал
до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе
его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и
на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу
себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а
срубу не сложил.
Серый волк местах в пяти починал
землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни
жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.
Лисичка-сестричка надушила кур да
утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она,
вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.
Кошечка наша усаживалась подле
слухового окна (чердачного. — Ред.), на солнышке, раз десять, и принималась за
урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех,
покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми,
шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять
выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли:
беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу
попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать,
поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки (вязальные
спицы. — Ред.) растаскала.
Козел бритвы не успел выправить;
на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород,
ухватил чесночку да капустки; а после говорит:
— Товарищ не дал работать, всё
приставал да лоб подставлял пободаться.
Коровушка жвачку жевала, еще
вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к
судомойке — и день прошел.
Журавль всё на часах стоял да
вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще
пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было:
ни зубочисток, ни серников не наделал.
Гусь принялся было за работу, так
тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за
каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.
— Так, — говорит, — и не стало
делового часу.
А тетерев всё время и мял и
топтал, да всё одно место, битую (утоптанную. — Ред.) дорожку, недоглядел, что
глины под ним давно нетути.
Баба-птица стерлядей пяток,
правда, поймала да в свою кису (карман. Ред.), в зоб, запрятала — и тяжела
стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.
Дятел надолбил носом дырок и
ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на
ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.
Воробушек таскал соломку, да
только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой
гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.
Одна пчела только управилась
давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила,
ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась,
не плакалась на недосуг.
Тема: Р/р Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Подготовка к
PISA
Цели урока: расширить знания учащихся о
выразительных средствах речи; закрепить умения определять способы
создания образов с помощью художественных средств; развивать
интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворения,
понять настроение, чувства поэта; воспитывать чувство
ответственности и взаимопомощи в условиях работы
в группах.
Ход
урока
1.
Организационный момент
2.
Знакомство с автором
Родился 23 июля 1792 года в Москве. Родители Вяземского были
очень знатными и богатыми людьми, род князей Вяземских был очень древним и
известным в России.
Пётр Андреевич получил прекрасное домашнее образование, затем
обучался в иезуитском пансионе Петербурга.
В 1806 году Вяземский возвращается в Москву и продолжает
учёбу частным образом, беря уроки у профессоров Московского университета.
В 1807 году умирает отец Вяземского, а все заботы о семье
берёт на себя родственник Н. Карамзин (известный историк в России). С этого
времени Вяземский поступает на работу в Межевую канцелярию и активно продолжает
заниматься литературным творчеством. Вяземский в это время пишет в духе
сентиментализма. Он является приверженцем реформ в России, ограничения
самодержавия.
В 1812 году Вяземский поступает в дворянское ополчение в
связи с началом Отечественной войны. Он принимал участие в Бородинской битве, а
после окончания войны служил в Варшаве.
Реформаторские настроения Вяземского послужили причиной его
увольнения со службы, девять лет он считался политически неблагонадёжным, за
ним был установлен негласный полицейский надзор.
Вяземский активно работает как литератор, общается с
декабристами. В это время он пишет в духе романтизма, видя поиск идеала
справедливой жизни на земле.
До 1820 года Пётр Андреевич работал в журнале
«Московский телеграф».
С 1830 года Вяземский сотрудничает с «Литературной газетой»
и журналом «Современник», который издавался А. С. Пушкиным.
Будучи в сложном положении, Вяземский обращается к царю с
просьбой определить его службу. Николай I удовлетворяет просьбу писателя, и
Вяземского зачисляют чиновником в Министерство финансов, находящееся в
Петербурге. После он поменял несколько достаточно значительных должностей,
работая в департаменте внешней торговли и в государственном банке. Карьера
Вяземского начала складываться удачно, он получил должность в Министерстве
просвещения, был сенатором.
С 70-х годов Вяземский живёт за границей. Писатели постигают
суровые удары судьбы: умирают многие его друзья, из детей остаётся в живых
только сын Павел. Одиночество угнетает Петра Андреевича. Вяземский умирает в
Баден-Бадене 22 ноября 1878 года. Похоронен в Петербурге.
3.
Работа по теме урока
Чтение
текста + пересказ.
—Лингвистический анализ. (тексты на партах)
— Внимательно прочитайте текст,
определите его тему, основную идею, тип и стиль речи. (Тема – зимняя природа; основная идея
– красота зимней
природы, преображение земли; тип речи – описание; стиль речи – художественный)
— Вы определили стиль речи –
художественный. Что является одним из главных признаков художественного
стиля? (Образность, выразительность, наличие выразительных средств)
—
Давайте вспомним, какие средства выразительности мы знаем, попробуем
проиллюстрировать примерами из текста.
1. Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления
выразительности речи. (антитеза)
2. Образное, необычное, неожиданное определение, обычно выраженное
прилагательным или наречием образа действия. (эпитет)
3.
Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе
сходства двух предметов или явлений по какому—либо признаку. В результате такого переноса создаётся
художественный образ. (метафора)
4.
Сопоставление, сближение предметов по их сходству, которое выражается обычно с
помощью слов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО, ПОХОЖЕ. (сравнение)
4.
Письменный анализ стихотворения
Стихотворение
«…………………………………………….» написано (кем)…………………………. .
Анализируемый отрывок из стихотворения
представляет собой яркий пример пейзажной лирики. Это стихотворение
можно рассматривать как размышление о……………….. (природе, любви, жизни).
В стихотворении четко улавливается
настроение (радости, уныния, восторга, надежды) ………………………. .
Стихотворение названо так потому, что в нем описывается …………………………………. .
В стихотворении возникают образы (чего?)………………………………………………….……
. Автор говорит о ……………………………………………………………………… .
В
стихотворении …………….. (рифма). Это придает стихотворению красивое звучание.
В
стихотворении есть эпитеты (…………………………….), олицетворения (………………………….),
метафора (…………………………………), сравнения (……………………………………..). Все эти тропы позволяют
автору создать яркую картину природы ………………………… (время года).
Мне
понравилось это стихотворение, оно……………………………………………………………….. .
5.
Итог урока
6.
Рефлексия
7.
Домашнее задание. Принести текст рассказа «Рождественская ночь», Станюкович К.М.
Приветствую душой и песнью первый снег.
С какою радостью нетерпеливым взглядом
Волнующихся туч ловлю мятежный бег,
Когда с небес они на землю веют хладом!
Вчера еще стенал над онемевшим садом
Ветр скучной осени, и влажные пары
Стояли над челом угрюмыя горы
Иль мглой волнистою клубилися над бором.
Унынье томное бродило тусклым взором
По рощам и лугам, пустеющим вокруг.
Кладбищем зрелся лес; кладбищем зрелся луг.
Пугалище дриад, приют крикливых вранов,
Ветвями голыми махая, древний дуб
Чернел в лесу пустом, как обнаженный труп.
И воды тусклые, под пеленой туманов,
Дремали мертвым сном в безмолвных берегах.
Природа бледная, с унылостью в чертах,
Поражена была томлением кончины.
Сегодня новый вид окрестность приняла,
Как быстрым манием чудесного жезла;
Лазурью светлою горят небес вершины;
Блестящей скатертью подернулись долины,
И ярким бисером усеяны поля.
На празднике зимы красуется земля
И нас приветствует живительной улыбкой.
Здесь снег, как легкий пух, повис на ели гибкой;
Там, темный изумруд посыпав серебром,
На мрачной сосне он разрисовал узоры.
Рассеялись пары, и засверкали горы,
И солнца шар вспылал на своде голубом.
Волшебницей зимой весь мир преобразован;
Цепями льдистыми покорный пруд окован
И синим зеркалом сравнялся в берегах.
Забавы ожили; пренебрегая страх,
Сбежались смельчаки с брегов толпой игривой
И, празднуя зимы ожиданный возврат,
По льду свистящему кружатся и скользят.
В каждом времени года можно найти что-то прекрасное и неповторимое, примером этому являются знаменитые стихотворения о зиме русских поэтов, полный анализ которых приводится ниже. Команда Литеровед.ру подготовила подборку стихотворений и их краткий анализ, который станет хорошим помощником в изучении данного материала.
Зима всегда занимала отдельное место в русской поэзии. Её воспевали многие русские поэты в своем творчестве. Больше всего зима встречается именно в русском творчестве, и это не просто так. Все дело в том, что именно зимняя пора ассоциируется у людей с праздниками, отдыхом и весельем. А какое волшебство начинается за порогом – просто глаз не оторвать!
Зимние забавы так же играют немаловажную роль в любви русского народа к зиме. Это и игра в снежки, и катание с горок, и просто прогулки по заснеженному лесу, где деревья, окутанные снегом, мирно дремлют, дожидаясь прихода весны. С наступлением зимы начинается сказка, в которую попадает абсолютно каждый человек. Так как же можно не любить зиму, ведь именно это и есть пора, когда случаются чудеса и исполняются мечты?
Именно в русской литературе можно встретить огромное количество произведений, которые посвящены зиме. Пейзажи, окутанные серебром, природа, которая вся окуталась в волшебство, вдохновили огромное количество поэтов и писателей, которые посвятили зиме целые циклы своих произведений. Из всего огромного множества произведений, можно выделить несколько для более подробного анализа.
«Первый снег» (П.А. Вяземский)
Петр Андреевич в своем произведении описывает зиму, используя невероятно яркие краски, глядя на которые, остальные времена года отходят на второй план.
Лазурью светлою горят небес вершины;
Блестящей скатертью подёрнулись долины,
И ярким бисером усеяны поля.
На празднике зимы красуется земля…
Поэт сравнивает природные явления с самыми дорогими самоцветами, показывая то, насколько они имеют сильное влияние на человеческое воображение. Он сравнивает природное очарование с красотой человека, которая притягивает взгляд.
Анализируемое стихотворение показывает преображение природы с наступлением зимних морозов. Петру Андреевичу удалось написать уникальную картину природы, которую он наполнил глубокими размышлениями человека о жизни.
«Чародейкою Зимою…» (Ф.И. Тютчев)
Вторым примером ярчайшего произведения о зимней красоте является стихотворение «Чародейкою зимою…» Федора Ивановича Тютчева. Он написал его перед самым Новым годом 31 декабря 1852 года.
Автор изображает природу спящей. Федор Иванович ассоциирует зиму с женщиной, которая, благодаря своим волшебным чарам, изменяет природу до неузнаваемости. Он погружает читателя в своеобразную сказку, где жизнь течет своим чередом. Для придания максимального ощущения сказки, автор использует «волшебные» слова и выражения.
Зима наряжает природу в белоснежные наряды, преображая её. Именно зимой у человека происходит очищение, созерцание, а так же переосмысливание ценностей.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
«Поет зима — аукает…» (С.А. Есенин)
Это прекрасное стихотворение о зиме Сергей Александрович пишет в пятнадцатилетнем возрасте в 1910 году. Он ассоциирует зиму с одиночеством и желанием покоя. Центральной темой стихотворения можно назвать суровую красоту русской зимы. Он не пытается её приукрасить, или показать волшебство зимних вечеров. Он наоборот показывает невероятную силу и мощь русской зимы, которую невозможно обуздать или приручить. А все живые существа с нетерпением ждут прихода теплой весны.
В самом начале произведения поэт показывает ласковую и заботливую зиму. Она с нежностью относится к природе, укрывая её пушистым белым снегом. Но далее он показывает, насколько обманчивым может быть первое впечатление. Из доброй матушки она становится суровой, безжалостной и леденящей душу мачехой.
Но автор так же показывает то, что несмотря на все отрицательные черты зимы, она достойна того, чтобы восхищаться и любить её.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
«Никого не будет в доме…» (Б.Л. Пастернак)
А стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака в дальнейшем положили на музыку и сделали песней. Автор сравнивает холод, царящий на улицах в зимнее время, с теплотой человеческих отношений. Он показывает то, что, несмотря на стужу и капризы погоды, можно оставаться счастливым и не растерять тепло, царящее внутри.
Произведения Бориса Леонидовича всегда отличались своей необычностью, где благодаря фантазии поэта читатель переносится в таинственный и загадочный мир.
В анализируемом стихотворении отчасти отразились некоторые обстоятельства личной жизни поэта. Дело в том, что Борис Леонидович создал новую семью. Стихотворение «Никого не будет в доме…» даже вошло в сборник, который был назван «Второе рождение».
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Не задернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.
Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега, — никого.
«Зимний вечер» (А.С. Пушкин)
Ну и, конечно же, стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. Он в образе зимы видит живое существо, которое обладает достаточно крутым нравом.
Он написал его зимой 1825 года. Оно быстро получило известность и стало одним из самых популярных стихотворений поэта. Написано оно было в достаточно непростой период жизни автора. Он только вернулся из Юной ссылки, был полон надежд на вольную и свободную жизнь. Но Александр Сергеевич неожиданно узнает, что дорога в Москву и Петербург для него закрыта. Поэтому творец находился в своем поместье в Михайловском вместе со своей семьей. Его угнетало то, что он был отрезан от внешнего мира и не мог позволить себе жить полной жизнью. Так же он был очень зол на своего отца, который стал контролировать каждый шаг сына.
В данном стихотворении Александр Сергеевич противостоит всему миру, показывая в образе бури, как на него давят со всех сторон. Когда же из поместья уехали его родные, автор начал чувствовать намного свободнее. Тогда и появилось на свет данное произведение. Автор делится с читателем всеми теми сокровенными чувствами, которые переполняли его душу. В нем хорошо чувствуется боль, безысходность и угнетенное состояние. Но благодаря присутствию рядом доброй няни, буря внутри автора начинает успокаиваться, настроение становится более умиротворенным и спокойным.
Образ зимы появлялся неоднократно у многих поэтов различных стран, но лишь у русских творцов получилось передать всю красоту и яркость данного времени года. В каждой строчке чувствуется невероятная гамма чувств, которая одолевает человека, когда тот наблюдает за волшебным падением снега, или изморозью на окне. Есть что-то волшебное в зиме, вот именно волшебство и донесли до читателя русские поэты.
22 ноября 2022
День отогревания в кофейнях
День независимости — Ливан
День работников юстиции — Азербайджан
День банковского работника — Армения
В Кракове состоялось обручение по доверенности Марины Мнишек и Лжедмитрия I
Произошло в 1605 году.
417 лет назад.
Образована Астраханская губерния
Произошло в 1717 году.
305 лет назад.
Юбилей.
В России началась Столыпинская аграрная реформа
Произошло в 1906 году.
116 лет назад.
Впервые исполнено знаменитое «Болеро» Мориса Равеля
Произошло в 1928 году.
94 года назад.
Открылись XVI летние Олимпийские игры в Мельбурне (Австралия)
Произошло в 1956 году.
66 лет назад.
В СССР выпущена первая партия автомобилей «Запорожец»
Произошло в 1960 году.
62 года назад.
В Далласе убит Джон Кеннеди — 35-й президент США
Произошло в 1963 году.
59 лет назад.
Начались регулярные трансатлантические рейсы из Лондона и Парижа в Нью-Йорк сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд»
Произошло в 1977 году.
45 лет назад.
Юбилей.
Маргарет Тэтчер объявила о своей отставке с поста премьер-министра
Произошло в 1990 году.
32 года назад.
Именины у Александра, Антония, Иоанна, Матроны, Порфирия, Цецилии
Владимир Даль
русский лексикограф, писатель, врач,…
Родился в 1801 году.
favorite_border43
день рождения
Сергий Васильков
епископ Русской Православной Церкви,…
Родился в 1861 году.
favorite_border142
день рождения
Шарль де Голль
французский военный и государственный…
Родился в 1890 году.
favorite_border45
день рождения
Эль Лисицкий
советский архитектор, художник-конструктор,…
Родился в 1890 году.
favorite_border62
день рождения
Эдвард Бернейс
австро-американский деятель в области…
Родился в 1891 году.
favorite_border207
день рождения
Лазарь Каганович
советский партийный и государственный…
Родился в 1893 году.
favorite_border127
день рождения
Михаил Миль
советский ученый и конструктор вертолетов…
Родился в 1909 году.
favorite_border161
день рождения
Николай Добронравов
советский и российский писатель и поэт-песенник…
Родился в 1928 году.
Возраст: 94 года.
favorite_border181
день рождения
Людмила Белоусова
советская фигуристка, двукратная олимпийская…
Родилась в 1935 году.
Возраст: 87 лет.
favorite_border168
день рождения
Билли Кинг
американская теннисистка, общественный…
Родилась в 1943 году.
Возраст: 79 лет.
favorite_border101
день рождения
Виктор Пелевин
российский писатель Виктор Пелевин …
Родился в 1962 году.
Возраст: 60 лет.
Юбилей.
favorite_border174
день рождения
Петр Вяземский
русский поэт и критик Петр Вяземский…
Умер в
1878 году.
день памяти
Джек Лондон
американский писатель, автор приключенческой…
Умер в
1916 году.
день памяти
Курт Коффка
немецко-американский психолог Курт Коффка …
Умер в
1941 году.
день памяти
Глеб Котельников
советский изобретатель, создатель авиационного…
Умер в
1944 году.
день памяти
Джон Кеннеди
35-й президент США (1961-1963), американский…
Умер в
1963 году.
день памяти
Олдос Хаксли
английский писатель Олдос Хаксли …
Умер в
1963 году.
день памяти
Морис Бежар
французский танцовщик и хореограф Морис…
Умер в
2007 году.
день памяти
Название раздела
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
ученик научится
ученик получит возможность научиться
ученик научится
ученик получит возможность научиться
ученик научится
ученик получит возможность научиться
Своеобразие русской литературы
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края.
овладетьоосновами культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
Русский и бурятский фольклор
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3 своего народа,
обеспечение культурной самоидентификации, 45) развитие способности понимать литературные художественные произведенияотражающие разные этнокультурные отражающие разные этнокультурные традиции;
традиции;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
Получить знания об образовании на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения.
Древнерусская литература
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
умение создавать применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение владеть
•смысловым чтением;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
Литература 18 века
развитие способности понимать литературные художественные произведения,
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования с
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Литература 19 века
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического.
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Литература 20 века
видеть картину жизни, отраженную в литературном произведении,
владеть навыками на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации.
формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Литература Бурятии
видеть картину жизни, отраженную в литературном произведении,
видеть картину жизни, отраженную в литературном произведении,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Название раздела
Краткое содержание
Количество часов
Своеобразие русской литературы
Своеобразие родной литературы.
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.
1
Русский и бурятский фольклор
Родная литература как национально-культурная ценность народа.
Родная литература как способ познания жизни.
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский и бурятский
героические эпосы в изобразительном искусстве и музыке.Фольклорные традиции в литературе
1
Древнерусская литература
Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции древнерусской литературы
Образное отражение жизни в древнерусской литературе.)«Русская земля»
1
Литература 18 века
Новиков Н.И. « Детское чтение для сердца и разума» ( фрагменты по выбору)
1
Литература 19 века
Традиции литературы XIX века.
Басни. Толстой Л.Н. « Два товарища», « Лгун» Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.
6
Литературная сказка
Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный смысл.
Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
1
Литература 20 века
Традиции литературы XX века.Литературные сказки Сказы.Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина (по выбору учителя).
Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение.
Пришвин М.М. Мир природы и мир человека.
«Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель».
Стихи о прекрасном и неведомом.
В. Берестов «Почему –то в детстве
3
Литература Бурятии
Традиции писателей и поэтов Бурятии. Знакомствоо с прозаическими и поэтическими произведениями
3
Название раздела,
тема урока
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Кол.
часов
план
факт
Своеобразие родной литературы( 1ч)
Родная литература как национально – культурная ценность народа
Объяснение значимости чтения и изучения родной литературы, привлечение для аргументации собственного мнения.
1
Русский и бурятский фольклор( 1ч)
.
Отражение в фольклорных произведениях быта,
традиций, обрядов
Выразительное чтение произведения. Поиск
незнакомых слов и определение их значения с
помощью словарей и справочной литературы.
Характеристика героев фольклорных
произведений
1
.Древнерусская литература (1ч)
Традиции и особенности духовной литературы. «Русская земля».
Выразительное чтение произведения. Поиск
незнакомых слов и определениих значения с
помощью словарей и справочной литературы.
Характеристика героев древнерусской литературы.
1
Литература XVIII века (1ч)
Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору).
Выразительное чтение произведения .Устные
ответы на вопросы. Участие в коллективном
диалоге.
1
Литература XIX века (6ч)
Басни.Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища»,«Лгун».
Поиск сведений о писателе с использованием
справочной литературы и ресурсов Интернета.
Выразительное чтение басен.
.
1
Литературные сказки
Богатство и
выразительность языка сказок
Поиск незнакомых слов и определение их
значения с помощью словарей и справочной
литературы.
1
Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?».
Идейно – художественный смысл.
Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение.
Участие в коллективном диалоге
1
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Стихотворение .А. Вяземского «Первый снег».
Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя
1
Семинар по поэзии 19 века
Стихи о природе.
Выразительное чтение и чтение наизусть. Выступления с использованием цитирования).
1
Творчество поэтов и писателей XIX века.
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»:
Обсудить проблематику рассказа Милосердие и вера в произведении писателя.
1
А.П.Чехов
Смешное и грустное в рассказе
«Шуточка»..
Устные или письменные ответы на вопросы
Создание собственных иллюстраций и их защита.
1
Русская литература XX века
Сказы.
Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина (
Поиск материалов о биографии и творчестве
писателя, истории создания произведения,
прототипах с использованием справочной
литературы.
1
Гайдар А.П
«Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение.
Различные виды пересказов. Устные ответы на
вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
1
Пришвин М.М.
В. Берестов
Мир природы и мир человека.
«Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель». «Почему –то в деистве»
Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев.
1
Литература Бурятии
Мир родной республики
Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев.
1
Поэзия поэтов Бурятии
Лирика поэтов Бурятии
Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев.
1
Проза писателей Бурятии
Прозаические сборники поэтов Бурятии
Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев.
1