Предмет: Русский язык Класс: 6 «а», «д» классы
Дата: 30.09.21 Учитель: Емельянов С.В.
Тема урока: Официально-деловой стиль (урок с
дидактической игрой).
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: рассмотреть
особенности официально-делового стиля на примере заявленных жанров.
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
I
Организационный момент (1 минута)
Включает в деловой ритм.
Слушают учителя,
размещают учебные материалы, демонстрируют готовность к уроку.
Л: осознает мотивы
деятельности;
МП: готовность к
целеполаганию и формулировке или восприятию учебной задачи;
П: готовность к
ориентировочным действиям)
II
Проверка домашнего задания (4 минуты)
В домашнем задании нужно было выучить наизусть схему «Признаки
текста» и уметь рассказывать по ней о тексте.
Один учащийся сдает
тетрадь для проверки на стол, другой читает с места и комментирует.
Л: осознает мотивы
деятельности;
МП: готовность к
целеполаганию и формулировке или восприятию учебной задачи;
П: готовность к
ориентировочным действиям)
III
Мотивация учебной деятельности учащихся (5 минут)
Словарный
диктант
Резкий
ветер, январский мороз, обширная территория, таять на
земле, расположиться у костра, под
синим небом, бирюзовый оттенок, прилагать усилия,
ноябрьская встреча, подъехать к ручью.
Один ученик выходит
к доске и пишет слова. Воспроизведение изученного, установление преемственных
связей прежних и новых знаний, применение их в новых ситуациях.
Л: осознает методы
познания, осуществляет поиск, владеет смысловым чтением;
МП: выражает
положительное отношение к процессу познания, может ответить на вопрос «что я
хотел бы усвоить?», способен к волевому усилию для сознательного усвоения
знаний;
П: Умение видеть и
исправлять грамматические ошибки, в том числе в употреблении местоимений.
IV
Постановка цели и задач урока (2 минуты)
Стиль –
разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону жизни.
— Расскажу я вам
сегодня сказку, только вы должны мне помочь (на доске составляют схему
стилей речи)
Формулируют тему
урока. Поясняют важность изучения новой темы. Формулируют цель урока. Решение
учебной задачи.
Л: осознает мотивы
деятельности;
МП: целеполагание и
формулировка или восприятие учебной задачи;
П: готовность к
ориентировочным действиям
V
Первичное усвоение новых знаний (5 минут)
Откройте страницу 49 учебника «Русский язык» и прочитайте
название параграфа.
Официально-деловой стиль используется в сфере делового
общения, в том числе:
а) в официальной переписке людей с учреждениями
(заявления, справки, протоколы, автобиографии, объяснительные записки и т.д.)
б) в переписке учреждений друг с другом (договоры, акты,
деловые письма и т.д.)
в) для составления государственных документов (законов,
указов, уставов и т.д.)
Особенность делового стиля – точность изложения, которая
исключала бы разное толкование.
Возможна устная форма текстов официально-делового стиля
(переговоры, отчёты и т.д.)
В текстах официально-делового стиля используются
специальные (юридические, дипломатические и т.д.) слова, стандартные обороты
речи, например: в соответствии с постановлением, за указанный период,
принимая во внимание.
Из истории возникновения.
Зарождение официально-делового стиля
связано с оформлением договоров между Киевской Русью и Византией (10 век).
Важнейшим памятником литературы той эпохи, написанным в официально-деловом
стиле, является сбор законов древнерусского государства «Русская правда».
В Московской Руси 15-16 века было два
параллельных книжных языка: церковно-славянский и деловой язык приказов –
учреждений, которые управляли определённой отраслью, территорией. В течение
15-16 вв. Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от
жанра речи.
К концу 17 – началу 18 века приказный
язык становится общим языком письменности Московской Руси. Из него и
сформировался современный русский язык.
Читают. Анализируют. Отвечают на
вопросы. Включаются в активную работу с учебником.
Л: включенность
обучающихся в осмысление новых знаний на основе волевой саморегуляции,
способность к волевому усилию;
МП: направленность
на обсуждение, выделение, моделирование нового языкового явления на уровне
алгоритма, схемы, таблицы и т.п.;
П: способность
осмыслить лингвистические термины, правила, определения на уровне обобщений в
ситуации «учитель-ученик», ситуаций из жизненного опыта обучающихся, ситуаций
из художественных произведений (межпредметная координация).
VI
Первичная проверка понимания (7 минут)
1. Выполните устно упражнение №88.
Прочитайте слова. Какое из них преимущественно
употребляются в официально-деловом стиле? Что они обозначают? Приведите еще
примеры слов, часто используемых в деловой сфере.
Клише — это языковые штампы, например: ставить вопрос,
справка выдана и т.д. Их используют в готовом виде.
Документы официально-делового стиля
оформляются по особым стандартам.
Выполняют
упражнения.
Делают выводы.
Задают вопросы. Отвечают на вопросы. Записывают текст, осуществляют
взаимпроверку.
Л:
осознание ценности знания с акцентом на умственные операции (сопоставлять,
устанавливать причинно-следственные связи и т.п.);
МП:
направленность на составление плана последовательности действий в логике
способов действий с учебным материалом (убедительно, ложно, истинно,
существенно, несущественно);
П:
объяснять
языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания
алгоритма; уметь находить пробл. зону – обл. неизвестность.
VII
Динамическая пауза (2 минуты)
ФМ для снятия утомления плечевого пояса и рук:
И.п.
— сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак. 2 — разжать кисти. Повторить 6 —
8 раз,
затем
руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
VIII
Первичное закрепление (5 минут)
Возвращаемся
к официально-деловому стилю. Вот что может случится, если человек не знает об
оформлении деловых документов.
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Объявление.
Потерялся мальчик. Зовут дядя Фёдор.
Глаза у него коричневые
и волосы торчком, как будто корова его
лизнула. И рост 1 метр 20 см.
Нашедшего ждёт премия — велосипед.
— Выдержан ли деловой стиль в этом документе? За счёт чего
возникает комический эффект? Какие исправления вы бы внесли?
— Запишите исправленный вариант данного объявления. (Потерялся
мальчик – Фёдор Иванов. Приметы: карие глаза, взъерошенные волосы, рост 1
метр, 20 см. За достоверную информацию – вознаграждение)
— При выполнении этого задания мы из трёх предложений составили
одно, убрали сравнение, сделали объявление короче. Краткость – ещё одна
особенность официально-делового стиля.
№1
Проверка
задания.
Уважаемый Александр Николаевич!
Ваш сын систематически не готов к урокам. За последнюю
неделю он получил семь неудовлетворительных оценок. Примите меры.
Классный руководитель
Работа
в группах (3 группы по рядам). Каждая работает с одним документов. После
выполнения задания представите из группы должны представить свой документ и
рассказать о его особенностях остальным ребятам.
Выписывают слова.
Дают орфографическую характеристику каждому слову.
Л:
осознание ценности знания, удовлетворения своих потребностей и запросов.
МП:
соотнесение способов деятельности с эталоном (образцом) для оценки и
активизации знаний.
IX
Рефлексия. Подведение итогов занятия (5
минут)
В различных документах (справках,
указах, приказах, расписках) используется_______________
______________________стиль. Основная
цель его _____________________________________.
Для _______________________________стиля
характерно ________
Учащиеся оценивают
работу товарищей, выбирают лучшую сказку по каждому из вариантов, проводят
самоанализ.
Л:
осознание ценности знания, удовлетворения своих потребностей и запросов.
МП:
соотнесение способов деятельности с эталоном (образцом) для оценки и
активизации универсальных способов деятельности.
X
Информация о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению (2 минуты)
Выписать фрагмент из любого документа официально-делового стиля:
«Трудовой кодекс», «Конституция» (одну статью).
Подготовиться к контрольной работе по теме «Текст».
Внимательно слушают
инструктаж по выполнению задания.
Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Библиографическая запись:
Функциональные стили речи. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//145/osobennosti-funktsionalnykh-stilei-russkogo-iazyka/funktsionalnye-stili-rechi/ (дата обращения: 6.01.2022)
Научный стиль
Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.
Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство её истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нём преобладает имя существительное, немало отвлечённых и вещественных существительных.
Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры — научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность).
Официально-деловой стиль
Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок и справок. Сфера применения официально-делового стиля — право, автор — юрист, правовед, дипломат и просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.
Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение. Вид речи — чаще всего монолог, вид коммуникации — общественная.
Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.
Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.
Публицистический стиль
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.
Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата.
Для него характерны отвлечённые слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый).
Задача — сообщить информацию о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение к общественным делам
Стилевые черты — логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
Разговорный стиль
Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность.
Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.
Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы. Жанры — диалог, личные письма, личные записки, телефон.
Художественный стиль
Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.
Жанры — эпос, лирика, драма, эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, комедия.
14.02.2016, 10570 просмотров.
Сегодня у нас Колобок в разных стилях речи.
На уроках русского языка в школе изучаются стили речи. Тема, сразу скажу, не из лёгких. Поэтому многие школьники не могут отличить один стиль от другого.
Чтобы ученикам стало понятно, чем один стиль речи отличается от друга, предлагаю сравнить знакомую с детства сказку «Колобок», представленную в разных стилях речи.
В школе изучается пять основных стилей речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный.
«Колобок» в разговорном стиле
Разговорный стиль присущ общению в быту, семейных, дружеских отношениях с целью обмена информацией с людьми своего повседневного окружения.
Речь в разговорном стиле непринуждённа, не имеет логики или какой-то строгой последовательности информации. В разговоре присутствует эмоциональная окрашенность и личное отношение к тому, о чём сообщается.
Жили-были дед и бабка. Жили просто, без каких-либо особых запросов. Ели всё, что на огороде нарастёт. Особо не шиковали.
Вот приспичило деда: Старая, слепи-ка чего-нибудь, а то стряпанного захотелось.
— Да муки, дед, нету боле. Кабы была, чего не испечь. Чай, сама не против булочку пожевать.
— Ну так пошарь там по сусекам, мож чего и наскоблишь на олябушку.
— А и впрямь, нашлась мука-то.
Состряпала бабка кругленькую лепёшку. Вздулась лепёшка, да шариком стала, ароматная, да душистая получилась. Колобок настоящий.
Дед довольный, ноздрями ходит подёргивает вокруг печки, угощения ждёт.
Только Колобок на тарелке долго сидеть не захотел. Остыл немного и в бега подался. Решил лесных зверей своим голосом удивить, да каждому песню пропел.
Одна лиса только хитра была.
— Чего-то я глуховата стала. Чего ты там поёшь, послушать хочется, да далеко ты от меня очень.
— А ну, рыжая, прикрой роток, я к тебе поближе встану, да ещё пропою.
Ам, близко-то не получилось. Ни песенки, ни Колобка. Вот такие дела.
«Колобок» в научном стиле
Научному стилю свойственен обобщённо-отвлечённый характер речи, строгая логичность, доказательность, точность, определённая сухость речи – основные признаки научного стиля речи.
В научном стиле излагается учебный материал, научные статьи, книги, лекции, доклады, учебники – основные виды высказываний научного стиля.
Колобок — уменьшительно-ласкательное существительное от «колоб» — скатанный шар или ком, хлебобулочное изделие в форме круга, изготавливается из пресного теста. Колобком назван один из сказочных персонажей, изготовленный из остатков муки, оставленный остывать у открытого окна.
По сюжету сказки Колобок обрел дыхание жизни и покинул место прежнего своего нахождения. На пути он встречал других сказочных персонажей и исполнял им песню, демонстрируя свои певческие способности.
Колобок был не особо разборчив в своей публике, поэтому последний персонаж, встретившийся ему на пути, без какого-либо сожаления позволил себе употребить Колобка в пищу.
Ещё один интересный пример написания сказки «Колобок» в научном стиле:
В сельской местности с небольшим числом жителей проживала супружеская чета преклонного возраста. Мужчина по причине неутолимого чувства голода и с желанием удовлетворить свою естественную потребность обратился к женщине, разделяющей с ним совместно общую жилую площадь, с просьбой приготовить ему покушать.
Женщина адекватно отреагировала на просьбу мужчины и постаралась поскорее реализовать задуманное. Результатом ее кулинарных стараний в этот день стало хлебобулочное изделие в форме шара.
Объект неожиданно для всех обнаружил в себе признаки сознания и другие жизненные процессы, такие как: речь, двигательные умения и певческие навыки.
Данные особенности объекта позволяют отнести его к разряду индивидумов.
Объект покинул жилое помещение, в котором находился некоторое время после сотворения и направился в район лесного массива. На пути перемещения индивид несколько раз вступал в вербальный контакт с лесными жителями, которые пытались проявить к нему агрессивные действия.
Хорошо развитые коммуникативные умения помогали Колобку избегать опасность всякий раз, как кто-либо пытался склонить его к болезненному для него процессу поедания со стороны встречных.
Шарообразный объект продолжал движение в заданном направлении, как неожиданно для себя встретил другого индивида, превосходящего Колобка по интеллекту и креативности.
Шарообразный объект был введен в заблуждение, что привело его к совершению необдуманных действий, результатом чего стало его преждевременное прекращение жизнедеятельности.
«Колобок» в публицистическом стиле
Применяется в общественной жизни, политике, решая задачу воздействовать на массы, формирует у слушающих правильное отношение к общественно-важным делам.
Публицистический стиль отличается страстностью речи и призывным характером. Это обычно торжественное, эмоциональное высказывание.
Итак, Колобок в публицистическом стиле.
Дорогие друзья! Сегодня нам предстоит рассмотреть одну из важнейших проблем общества и ознакомиться с методами воспитания подрастающего поколения.
Беспризорное поведение детей актуально как никогда.
Ведь почему Колобок решил сбежать из дома? На лицо педагогическая запущенность в семье, отсутствие внимания со стороны родителей. Почему он остался без присмотра у открытого окна? Ведь это опасно, ребенок может выпасть с высоты подоконника, что может привести к необратимым последствиям. Об этом чуть позже.
Родителям не хватило понимания, что ребенка нужно занимать разнообразными дидактическими играми развивающего характера.
Также и к общественности есть соответствующие вопросы. Где были они, когда в семье творилось такое невнимательное отношение к только что испеченному ребенку.
Кто-то возразит, что малышу стало жарко, поэтому его оставили у окна для получения свежего воздуха. Но почему было не находиться рядом, чтобы вовремя отреагировать на его падение и укатывание?
Бытовые заботы, мелочные хозяйственные дела — все это причина того, что ребенок попал в зубы хищного животного, которое не постеснялось нанести Колобку непоправимый ущерб — лишило его не только его индивидуального достоинства, но и полностью прекратило существование.
В этой истории урок и для молодежи. Не нужно искать неизведанного и привлекательного вне домашнего очага. Познавать окружающий мир следует рядом со взрослыми, на которых лежит ответственность за воспитание детей.
Если бы не педагогическая ошибка родителей, то Колобка бы не потянуло в лес, он бы отправился в люди, где его жизнь была бы в безопасности, и он бы вернулся домой живой и здоровый.
Хочется отметить и личностные стороны Колобка. Он проявил не только непослушание, отправившись в лес, но производил на всех встречных впечатление хвастливого и самонадеянного парня, обманувшего бабушку и дедушку, зайца, волка и медведя.
Так за что был наказан Колобок? За педагогические ошибки свои родителей! Так не будем же настолько равнодушны к своим детям, будем внимательны к их нуждам!
«Колобок» в официально-деловом стиле
Заведующей кондитерским цехом Аграфоновой М.Д.
Бабы и деда Сорокопятовых
ЗАЯВЛЕНИЕ
В связи с рождением у Сорокопятовой Л.И. личности неизвестного пола Сорокопятова Колобка Дедовича просим выдать бабе единовременное детское пособие в двойном размере.
27 сентября 2021 года. Подпись.
ОТВЕТ на заявление
В связи с нецелесообразным побегом Колобка из дома в места не столь отдалённые ПОСТАНОВЛЯЕМ: деду, а также и его бабе в детском пособии за факт рождения Колобка отказать.
«Колобок» в художественном стиле речи
Сказка «Колобок» написана автором в художественном стиле. Такой стиль применяется, когда хотят показать образность, наглядность сюжета, привлечь внимание к отдельным деталям, придать эмоциональность, а также выразить оценку автора к своему творению.
Жили, да поживали, горя долго не знавали дед, да его супруга (будущая мама Колобка) баба.
Засосало у деда как-то раз под ложечкой, кушать сильно захотелось чего-нибудь печёного. И пристал к бабушке: испеки, да испеки, есть хочу.
Хоть и не было у бабки муки больше на выпечку, да уж постаралась: все углы повыметала, перескоблила. Чего-то намела (не факт, что только муки).
Да уж что было, из того и замесила тесто, скатала кругляш и испекла. Получился румяный Колобок.
Поставила бабка его остужаться на подоконник и занялась другими своими бабскими делами.
А Колобок лишь втянул в обе свои ноздри свеженького воздуха, так и ожил. Сразу его куда-то потянуло. Выскочил в окно и покатился, куда ноздри глядели.
По дороге зверушек разных встречал. Все его нюхали, лизнуть, да куснуть хотели. Но Колобок был не лёгкого поведения парень. Не давал себя в обиду.
А каждому встречному-поперечному свою единственную песенку напевал, в которой похвалялся, какой он умный, что ото всех убегает.
Да только лиса ему встретилась. Прикинулась, что глуховата и не слышит, чего это он там бормочет.
Колобок на самый нос к ней забрался, чтобы и она послушала его весёлую и хвастливую песенку. Только долго петь ему в этот раз не пришлось.
Хитрая зверушка его быстренько в свои внутренние дворы отправила кратчайшим путем, по желудочно-кишечному своему тракту.
Так и не стало Колобка.
«Колобок»: сказка, написанная Искусственным Интеллектом
Ну и напоследок сказка от Искусственного Интеллекта. Напоминаю, это писал не человек, а посмотрите, как интересно получилось!
Не забудьте оценить и этот пересказ.
Попросил дед у бабы испечь колобка.
А она ему: «..А из чего печь-то? »
«Ну, как из чего – из камней конечно» — «Как из камней?» —
«Вот так и из камней!»
Положила на окошко остужаться…Колобку стало скучно, он в окно вышел.
Так появился первый в мире бомж.
Убежал колобок из дома и стал бездомным.
Встречает Колобок в лесу зайца. Колобок: — Привет!
Заяц: — Здравствуй!
Я тебя съем!
Колобок обиделся, ушел в лес и там повесился.
Но веревка не выдержала, Колобок упал на землю и покатился дальше.
На следующий день колобок встречает другого зайца. Заяц колобку говорит: — Куда катишься, колобок?
А колобок в ответ: — Качусь, качусь, и тебе того желаю!
Встречает Колобок волка. —
«Колобок, колобок я тебя съем!».
Колобок отвечает: «Не ешь меня, Серый!», Серый говорит: «Ладно, не съем».
Медведь его спрашивает: «Ну как твои делишки?» Колобок отвечает: «Норм», — и дальше побежал…
На встречу ему второй медведь. — Что, колобок, куда катишься?
— Качусь по солнышку.
Медведь замахнулся на колобка своим огромным кулаком и сказал: — Будешь знать, как солнце поганить!
Еле увернулся и дальше побежал. А тут лиса.» Привет Колобок!
Ты куда?»
«Я от бабушки ушёл и теперь от дедушки ушёл.
И вообще я от тебя сейчас уйду.»
Колобок: — В общем я сбежал из дома.
Лиса: — Молодец!
Пойдёшь ко мне жить?
Колобок (недоуменно): — К тебе?
Ты же живёшь в лесу.
Он не знал что делать.
Лиса подошла и говорит: — Ну что колобочек ты пойдешь ко мне домой?
— А ты вкусно кушаешь?
Лиса: — Да конечно!
Колобок пошёл к лисе.
Пожил у лисы, потом и говорит: — Ну давай, выходи за меня замуж!
— А ты кто? —
— Колобок, блин!
Она его постоянно била, заставляла есть снег и говорила, что он похож на грустного зайца.
Однажды Колобок умер.
Лиса сожрала его и съела всю муку.
Когда Лиса съела Колобка, она так плакала, что её слёзы пропитали весь затылок.
Лиса ещё долго помнила колобка, поэтому каждое утро выходила на улицу и искала его, но безуспешно.
Вот такой у нас сегодня Колобок в разных стилях речи. Предлагаю написать краткий пересказ сказки про Репку, тоже используя разные стили изложения.