Сказка паустовского дремучий медведь краткое содержание

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная школа 5 петропавловск - камчатского городского округа 683015, г. петропавловск-камчатский ул. кирова, 4 тел.

image001

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная
школа № 5»

Петропавловск
— Камчатского городского округа

683015,
г. Петропавловск-Камчатский ул. Кирова, 4 тел. 24-25-45; 24-22-95
School5_PKGO_41@mail.ru

РАССМОТРЕНО                                                                                                                                                                             
«Утверждаю»

Педагогическим советом                                               
                                       директор МБОУ  «Основная школа №

МБОУ «Основная школа № 5»                                                                                                 
______________И.В.
Рыкова     
                                                                                                                           
протокол от __.__.2021 № __
                                                                                                       
«______»__________2021 г.

РАБОЧАЯ 
ПРОГРАММА

по
родной русской литературе

для
5 класса к УМК Александровой О.М., Аристовой М.А., Беляевой Н.В.

«Родная
русская литература» под редакцией Москвиной О.П.

Разработала
  Дубынина Е.В.                                                     

2021 – 2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая
программа по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную
область «Родной язык и  родная литература»,  разработана на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №
1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, примерной программы
по учебному предмету «Родная литература (русская)» 
В.Н. Беляевой , М.А. Аристовой , Ж.Н. Критаровой от 17.09.2020 г. №3/20

Нормативные
документы
,
обеспечивающие реализацию программы:

                
1.           
Федеральный закон от 29.12 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (ст. 2, пп.9, 10).

                
2.           
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 05.03.2014 № 1089. (в редакции от 23. 06. 2015г.)

                
3.           
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №
1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН
РФ от 06.10.2009г. № 373»

                
4.           
Приказ Министерства Просвещения РФ от 08.05.2019 N 233 «О
внесении изменений в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»

                  
5.           
Основная образовательная программа МБОУ «Основная школа №5» ПКГО

                  
6.           
Программа воспитания МБОУ «Основная школа №5» ПКГО  на 2021 –
2025 годы

                  
7.           
Учебный план МБОУ «Основная школа №5» ПКГО.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

ФГОС
ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для
школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего
его традиции, язык и культуру.   Изучение родной литературы играет ведущую роль
в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих
способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической
преемственности поколений.  Родная литература как культурный символ России,
высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного
предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке
патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и
всему человечеству.

Как
часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная
литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык
(русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует
обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и
межкультурной компетенций.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Цель программы:
речевое и литературное развитие обучающихся в процессе освоения концептов
русской духовности

Задачи: 

v приобщение к литературному
наследию своего народа, к нравственным ценностям и художественному многообразию
родной литературы ;

v выявление культурных и
нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе;

v формирование способности
понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

v формирование
чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам героев Отечества;

v  формирование причастности к
свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности
поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

v  формирование умения
актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые
образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного
произведения;

v формирования
понятия о многогранности изучаемого концепта в русской языковой картине мира,
представления о специфике его употребления.

               В процессе изучения курса родной
русской литературы у обучающихся 
формируется понимание того, что русская литература включает в себя систему
ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции.

 
 
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «РОДНАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

     Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной
области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык».
Родная литература является одним из основных источников обогащения речи.

  
        Базисный учебный план на изучение
родной
русской  литературы
 в 5 классе основной школы отводит 0,5        учебных
часа в неделю в течение всего года обучения, всего 17 уроков. Уровень обучения
– базовый

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА (КУРСА).

Личностные результаты

Личностным результатом
изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

·        
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю
России;

·        
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное
отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

·        
Целостное восприятие окружающего мира.

·        
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла
учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий, творческий подход к выполнению заданий.

·        
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и
управлять ими.

·        
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

·        
Установку на здоровый
образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

•  Независимость и
критичность мышления.

•  Воля и
настойчивость в достижении цели.

Метапредметные
результаты

Метапредметным результатом
изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

•  самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему, определять цель УД;

•  выдвигать версии решения проблемы,
осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат,
выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их
самостоятельно;

•  составлять (индивидуально или в
группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• работая по плану, сверять свои действия
с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и
корректировать план);

•  в диалоге с учителем
совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

•  проводить
наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск
информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•  анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;

• давать определения понятиям.

 Коммуникативные УУД:

• самостоятельно
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т. д.);

•  в дискуссии уметь выдвинуть
аргументы и контраргументы;

•  учиться критично относиться к
своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и
корректировать его;

•  понимая позицию другого, различать
в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы,
аксиомы, теории).

Предметные результаты

 Предметным результатом изучения
курса является сформированность следующих умений:

Ø
осознание
значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;

Ø
понимание
родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;

Ø
развитие
способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;

Ø
овладение
процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п.;

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Учащийся 5 класса научится:

ü определять родо-жанровую
специфику художественного произведения;

ü выявлять и осмыслять формы
авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с
«читателем» как адресатом произведения;

ü выражать личное отношение к
художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

ü ориентироваться в
информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями,
словарями, справочниками, специальной литературой, пользоваться системой поиска
в Интернете.

Модуль «Школьный
урок»

Реализация
школьными педагогами воспитательного потенциала урока предпо­лагает следующее:

                   
установление доверительных
отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию
обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

                   
побуждение школьников
соблюдать на уроке общепринятые нормы пове­дения, правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;

                    
привлечение внимания
школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их
работы с получаемой на уроке социально значимой информацией — инициирование ее
обсуждения, высказывания обучающимися своего мне­ния по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;

                   
использование
воспитательных возможностей содержания учебного пред­мета через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия
и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

                   
применение на уроке
интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;

                    
включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мо­тивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных от­ношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;

                    
организация шефства,
наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;

инициирование и поддержка
исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения тео­ретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследова­телей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаи­вания своей
точки зрения

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основное
содержание курсов «Родной язык» и «Родная литература» разрабатывается и
утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющими управление в сфере образования.

Содержание
программы родной русской литературы
для 5 класса включает в
себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие
школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и
нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для
изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность,
позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и
возрастным особенностям, культурно-исторические традиции. 

В программе выделяются три
содержательные линии
(проблемно-тематических блока):

1.    
Россия –
Родина моя.

2.    
Русские
традиции.

3.    
Русский
характер- русская душа

Блоки

программы

Программное содержание

Россия –
Родина моя

Преданья старины глубокой. Малые
жанры фольклора.
Пословицы и поговорки
о Родине, России, русском народе.

 Русские народные и литературные сказки.

Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка). К. Г.
Паустовский.
«Дремучий медведь».

Города
Земли русской.
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…» Л. Н. Мартынов. «Красные
ворота».А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».

Родные просторы.
Русский лес .
И. С. Соколов-Микитов. «Русский
лес». А. В. Кольцов. «Лес». В. А. Рождественский. «Берёза».
В.
А. Солоухин.
«Седьмую ночь без перерыва…»

Русские
традиции

Праздники русского мира. Рождество.
В. Д. Берестов. «Перед Рождеством». А. И. Куприн «Бедный
принц». И. А. Ильин  «Рождественское письмо». 

Тепло родного дома.
Семейные ценности.И.А.
Крылов.
«Дерево». И.А.
Бунин.
  «Снежный бык». В. И. Белов.
«Скворцы».

Русский
характер- русская душа

Загадки русской души. Парадоксы
русского характера.
К. Г. Паустовский.
«Похождения жука-носорога» (солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев.
«Сыновья Пешеходова». О ваших ровесниках. Школьные контрольные

А. А. Гиваргизов.
«Контрольный диктант». Лишь слову жизнь дана. Родной язык, родная речь.И.
А. Бунин.
«Слово». В. Г. Гордейчев. «Родная речь».

Тематическое планирование

№ п/п

Содержание программного

материала

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1.

Россия
– Родина моя.

Преданья старины глубокой. Малые
жанры фольклора.
Пословицы и поговорки
о Родине, России, русском народе.

 Русские
народные и литературные сказки.
Сказка
«Лиса и медведь» (русская народная сказка). К. Г. Паустовский. «Дремучий
медведь».

3

  Языковой анализ
пословиц и поговорок. Лексическая работа с концептами  «Родина — Чужбина». Выразительное
чтение по ролям , анализ прочитанное и выявление
особенностей
языка сказок, наблюдение за особенностями языка народных сказок и
литературных, критическое оценивание и интерпретация  прочитанного,
самостоятельное создание своего сказочного сюжета

 2

 Образ
Родины в произведениях русских писателей и поэтов.

Москва в произведениях русских писателей..

 А.
С. Пушкин.
«На тихих берегах Москвы…» М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»
Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».. .А.П.
Чехов.
«В Москве на Трубной площади». Русский лес .И.С. Соколов-Микитов.
«Русский лес». А. В. Кольцов. «Лес». В. А. Рождественский.
«Берёза».
В. А. Солоухин. «Седьмую
ночь без перерыва…»

   3

 Определять
родо- жанровую специфику художественного произведения;
определять тему и основную мысль произведения,
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи
между ними, находить основные
изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры
писателя, определять их художественные функции,
выявлять особенности текста –описания, в работе с текстом находить элементы
комического и объяснять их значение в тексте.

 3

Русские
традиции.

Праздники русского мира. Рождество.
Б. Л. Пастернак.
«Рождественская звезда» (фрагмент).  В. Д. Берестов.
«Перед Рождеством». А. И. Куприн «Бедный принц». И. А. Ильин  «Рождественское
письмо». 

  3

 Выделять ключевые слова в
лирических текстах, подбирать ассоциативный ряд, делать выводы о
символических образах, приведеных в текстах разных авторов, определять
стилистические особенности художественного произведения, объяснять смысл
противопоставления возвышенного и приземлённого

характеризовать
героев-персонажей, в ходе анализа выявлять особенности построения святочного
рассказа.

4

Тепло
родного дома
.

Семейные
ценности. .
И.А. Крылов.
«Дерево».
И.А. Бунин. 
«Снежный бык». В. И. Белов. «Скворцы».

3

Определять родо- жанровую специфику басен, роль изобразительно-выразительных
средств в произведении, работа с концептами «семья», «дом»,

характеризовать героев-персонажей, подобрать
информацию о символическом значении снежных образов в разных культурах, выйти
на понимание значения образа снегура в тексте произведения, сделать вывод об
основной идее рассказа;

определять тему и основную мысль произведения, выделять композиционные
особенности рассказа, через анализ эпизода делать выводы о замысле писателя.

5

Русский характер-русская душа.

Загадки русской души. Парадоксы
русского характера.
К. Г. Паустовский.
«Похождения жука-носорога» (солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев.
«Сыновья Пешеходова»

1

Определять родо- жанровую специфику сказок,
выразительное чтение и анализ фрагментов произведения, совместно работать в
группах над толкованием иносказательного смысла картин-описаний

характеризовать героев-персонажей, делиться
впечатлениями и 
представлениями о русском
национальном характере, как он изображён в произведениях о Великой
Отечественной войне

6

О
ваших ровесниках.
Школьные контрольные

А А. Гиваргизов.
«Контрольный диктант».

3

Комментированное чтение, характеристика героев-персонажей,
сравнительные характеристики, выявление
элементов комического в тексте, аргументированное высказывание собственного
мнения

7

Лишь
слову жизнь дана.
Родной язык, родная
речь .
И. А. Бунин. «Слово».
В. Г. Гордейчев. «Родная речь».

1

Давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический
анализ художественного текста; создавать развернутые историко-культурные
комментарии. Строить монологическое высказывание, готовиться к публичному
выступлению,  защите проекта

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ (17 ч.)

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Кол-во часов

Тема урока

Название раздела

3

Россия
– Родина моя
.

1

1

Преданья старины глубокой. Малые
жанры фольклора .Тема
 Родины, России в пословицах
и поговорках русского народа.

2

1

Сказка «Лиса и медведь».Народная
мораль в характере и поступках героев.

3

1

Смысл названия  сказки К. Г.
Паустовского «Дремучий медведь».

3

Родные просторы.

4

1

Образ Москвы в творчестве
поэтов-классиков.
А. С. Пушкин.
«На тихих берегах Москвы…» М.
Ю. Лермонтов.
«Москва,
Москва!.. люблю…»
Л.
Н. Мартынов.
«Красные ворота»

5

1

А. П. Чехов. «В
Москве на Трубной площади». История в картинках.

6

1

Поэтический образ
Родины в произведениях 
. А. В. Кольцова, В. А.
Рождественского.,
В. А. Солоухина

3

Праздники
русского мира

7

1

Свет озаряющий рождественской
звезды. Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).  В. Д.
Берестов.
«Перед Рождеством»

8

1

 
Рождественское чудо  в рассказе А. И. Куприна  «Бедный принц».

9

1

Композиционные
особенности  святочного рассказа..
И. А. Ильин  «Рождественское
письмо». 

3

Тепло
родного дома

11

1

Тема семейных ценностей в басне .И.А.
Крылова  «Дерево».

12

1

Образ
дома в  рассказе
В. И. Белова «Скворцы».

13

1

И.А.
Бунин.
  «Снежный бык. Значение  образа снегура
в рассказе .

1

Загадки
русской души

14

1

Русский национальный  характер в произведениях
о Великой Отечественной войне
. К. Г. Паустовский.
«Похождения жука-носорога» (солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев.
«Сыновья Пешеходова»

2

О ваших
ровесниках

15

1

Юмор в пьесе А А.
Гиваргизова «Контрольный диктант».

16

1

Защита творческих
проектов.

1

Лишь
слову жизнь дана.

17

1

Родной
язык, родная речь .
И. А. Бунин. «Слово».
В. Г. Гордейчев. «Родная речь».

ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ

 Учитель:

1.     
Родная русская литература:
5 класс: учебное пособие для образовательных организаций / Александрова О. М. ,
Аристова М.А. , Беляева  — М.:
Просвещение, 20121;

2.     
Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н.
Предметы школьного филологического образования как важный фактор национального
самоопределения //
Образовательное пространство в
информационную эпоху – 2019. Сборник научных трудов. Материалы международной
научно-практической конференции / Под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО», С. 89.

 Ученик:

1.     
 Родная русская
литература: 5 класс: учебное пособие для образовательных организаций /
Александрова О. М. , Аристова М.А. , Беляева  — М.:
Просвещение, 2021

На чтение 16 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Паустовский К. сказка «Растрепанный воробей» Жанр: литературная сказка Читайте краткое содержание других сказок Константина Паустовского:»Дремучий медведь»»Жильцы старого дома»Главные герои сказки «Растрепанный воробей» и их характеристика

  1. Маша. Очень добрая и отзывчивая девочка. Любит животных, любопытная.
  2. Пашка. Спасенный воробей. Благодарный и благородный. Смелый, решительный.
  3. Седая ворона. Разбойница и воровка
  4. Мама. Актриса, очень красивая и добрая.
  5. Петровна. Нянечка, старая и озабоченная чем-то.
  6. Милиционер. Строгий, но очень добрый и веселый.

План пересказа сказки «Растрепанный воробей»

  1. Маша смотрит в окно
  2. Стеклянный букет
  3. Ворона на ветке
  4. Как ворона воровала
  5. Ларек мороженого
  6. Бедный Пашка
  7. Добрый милиционер
  8. В гостях у Маши
  9. Благодарность воробья
  10. Похищение букета
  11. Слезы мамы
  12. Воробьиная атака
  13. Триумф на спектакле
  14. Появление Пашки
  15. Последнее чудо.

Кратчайшее содержание сказки «Растрепанный воробей» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Девочка Маша жила с няней и мамой, а ворона часто воровала у них разные вещи.
  2. Ворона жила в ларьке и однажды чуть не убила воробья Пашку, которого спасли милиционер и Маша
  3. Пашка был благодарен Маше и старался вернуть вещи, украденные вороной.
  4. Когда ворона утащила стеклянный букет, подарок папы, Пашка собрал воробьев и они напали на ворону
  5. Маша в этот момент была на спектакле и ее мама плакала, когда спектакль закончился.
  6. Но прилетел Пашка и сбросил ей букет и теперь мама плакала от счастья.

Главная мысль сказки «Растрепанный воробей» Чудеса случаются только с добрыми людьми.Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 3 класс 2 часть» Климанова к сказке «Растрепанный воробей», читайте по ссылке.Чему учит сказка «Растрепанный воробей» Сказка учит любить животных и птиц, помогать тем, кто попал в беду, заботиться о братьях наших меньших. Учит верить в чудо. Учит быть добрыми и честными. Учит никогда не брать чужого. Учит уметь быть благодарным. Учит, что вместе даже маленькие воробьи — большая сила.Отзыв на сказку «Растрепанный воробей» Мне очень понравилась эта сказка. Мне понравилась девочка Маша, которая не могла оставить в беде маленькую птичку. Мне понравилась ее мама, которая так переживала из-за украденного букета. И мне очень понравился воробей Пашка, смелый и решительный, который лучше всякого человека все понимал и сотворил в конце настоящее чудо.Пословицы к сказке «Растрепанный воробей» За добро добром и платят, а за худо — худом. Мала ворона, да рот широк. Долг платежом красен. Не дорог подарок, дорога любовь. Без беды друга не узнаешь.Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Растрепанный воробей» В тот вечер Маша стояла у окна и старалась не шуметь,чтобы не разбудить нянечку Петровну. Ведь иначе та сразу отправила бы девочку спать. Мама как всегда ушла в театр, но она никогда еще не брала с собой Машу. А девочке очень хотелось попасть в театр, в огромное здание с колоннами и конями на крыше. Мама готовилась впервые в жизни танцевать Золушку и на премьеру обещала взять с собой и Машу, и Петровну. За два дня до этого мама достала из шкафа стеклянный букет, который подарил ей папа и что-то ему прошептала. Она сказала Маше, что папа просил надеть этот букет когда мама будет танцевать Золушку. И она положила букет на столик просила не трогать его даже мизинцем. И сейчас букетик лежал на столике за спиной Маши. Девочка смотрела на снег, который падал за окном и на седую ворону на дереве. А ворона смотрела на Машу и ждала, когда Петровна уведет девочку умываться и откроет окно проветриваться. Тогда она залетала в комнату и воровала все, что плохо лежит. Ворона часто оставляла за собой мокрые следы и тогда Петровна ругалась и называла ее разбойницей. Свою добычу ворона таскала в старый и забитый досками ларек мороженого, в котором прятала свои сокровища по всем щелям. Она боялась, что в ларек заберутся воробьи и украдут ее добычу. Однажды она поймала в ларьке воробья по имени Пашка. Жизнь воробьев в те времена была трудной. Овса в городе не осталось и воробьи подались кто куда. Кто-то улетел в деревню, кто-то к морю. Дед Пашки, старый воробей Чичкин, вспоминал, что раньше воробьи собирались стаями по нескольку тысяч штук и устраивали грандиозные драки. Ворона поймала Пашку и ударила его клювом по голове. Пашка упал и притворился мертвым. Тогда ворона выволокла его из ларька на дорогу. Здесь на дороге его и нашел милиционер. Он подобрал чуть живого воробья и засунул его в варежку. Когда мимо проходили Маша и Петровна, милиционер отдал воробья девочке. Маша принесла Пашку домой и накормила его. Целые сутки прожил Пашка у Маши и видел, как прилетала ворона и утащила рыбью голову. Потом он каждый день прилетал к Маше и думал, чем же отблагодарить девочку. Он стал воровать у вороны украденные вещи. И приносил старую пастилу, печенье. Иногда он ошибался и приносил карты, расчески и ручки, которые ворона воровала в других домах. В тот вечер Петровна долго не посыпалась и Маша открыла форточку, чтобы посмотреть как в нее протискивается ворона. Ворона забралась в комнату и утащила стеклянный букет. Маша вскрикнула и Петровна проснулась. Вернулась мама и долго плакала, а Петровна всех утешала. Утром Пашка увязался за мамой и проводил ее до театра, а потом куда-то исчез. Вечером мама нарядила Машу и повела их с Петровной на представление. В это время Пашка собрал большую стаю воробьев и они атаковали ларек, в котором жила ворона. Воробьи протискивались по одиночке в ларек и там поднялся страшный гвалт. Пух и перья летели в разные стороны. Прибежал милиционер и, отодрав доски, прекратил драку. В это время в театре начался спектакль и Маша увидела свою маму — Золушку. Спектакль был чудесным и зрители были в восторге. Когда музыка отыграла, все принялись бешено аплодировать и многие удивлялись, почему у счастливой Золушки слезы на глазах. И тут в театр ворвался растрепанный воробей. Он закружил над сценой и все заметили, что у него в клюве что-то блестит. Дирижер остановил музыку, а Золушка протянула руки. И воробей сбросил ей в руки маленький хрустальный букетик. Мама приколола букетик к платью дрожащими пальцами. Дирижер взмахнул палочкой и снова заиграла музыка. Вечером Маша спросила, вспомнила ли мама папу, когда прикалывала букет, и мама ответила, что да. Тогда Маша спросила почему же она плакала, а мама сказала, что от большой радости люди часто плачут. Когда девочка уснула, мама долго смотрела в окно, на снег и воробья Пашку на дереве и думала, что в этот миг на многих людей сыплются как снег счастливые и добрые сны.Рисунки и иллюстрации к сказке «Растрепанный воробей»

Содержание:

Ученикам младших классов на уроках задают написать по сказке «Растрепанный воробей» краткое содержание для читательского дневника. Объем текста ограничен, поэтому необходимо выбирать только самое главное – то, что раскроет тему, идею, сюжет произведения, покажет поступки, даст характеристику героев. 

Этому поможет анализ литературной сказки, составление плана по последовательности событий. Рисунок на основе прочитанного показывает, какими учащийся видит героев. На уроке выполненные иллюстрации обсуждаются, выясняется, насколько верно в них отражены особенности участников данной истории.

Главные герои и их характеристика

Главные герои – это те, кто влияют на развитие истории. Без их участия все было бы по-другому. 

Поэтому к ним относятся следующие персонажи:

  • девочка Маша;

  • ее мама;

  • воробей Пашка;

  • хитрая ворона;

  • милиционер.

У Маши богатое воображение и доброе сердце. Она взяла «на воспитание» Пашку, ухаживала за ним (пригладила ему щеткой перышки), кормила его.

Мама работала балериной в огромном театре в Москве. Она очень любила свою дочку и мужа-моряка.

Седая ворона жила в заколоченном ларьке. Это скупая, сварливая, хитрая хищница. Забиралась в дом через форточку и воровала что-нибудь.

Маленький воробей Пашка любопытный: он залетел в ларек, где жила ворона. Очень благодарный и отзывчивый: ему понравилась Маша, и он приносил ей гусениц, засохшую пастилу, решил помочь вернуть папин подарок. 

Милиционер добрый и веселый. Он пожалел лежащего на снегу воробьишку, которого сильно клюнула ворона. У него есть чувство юмора, например о драке воробьиной стаи с вороной он сказал: «Вот это рукопашный бой по уставу!».

Краткое содержание сказки К. Паустовского

Написать краткое содержание – значит составить сокращенный пересказ без лишних подробностей. События и герои, которые не могли хоть как-то изменить цепочку событий, опускаются.

Рядом с домом в ларьке жила седая ворона, которая забиралась в форточку и воровала все съедобное и блестящее у Машиной семьи. Когда воробей Пашка залетел в убежище хитрой птицы, она больно клюнула его и выбросила на улицу. Оглушенного крохотного воробушка подобрал милиционер и предложил Маше на воспитание.

Девочка приняла Пашку, накормила и отпустила. Воробей стал каждый день прилетать в квартиру, и Маша давала ему крошки. Воробей был очень благодарен ей. Он набрался храбрости и стал тайно утаскивать вороньи запасы. Все это Пашка дарил доброй девочке, которая помогала ему в трудную зимнюю пору.

Вскоре была назначена премьера «Золушки». Мама выложила стеклянную брошку на стол. Но нянюшка уснула, а Маша спряталась, чтобы посмотреть на птицу-воровку. Осмелевшая ворона влетела в окно, схватила украшение и улетела. И мама, и Маша, и нянюшка плакали весь вечер.

Пашка решил помочь. Он выследил, куда мама ходит на работу, потом собрал всю свою стаю. Руководил операцией Пашкин дедушка Чичкин. 

Воробьи ворвались в заколоченный на зиму ларек и устроили смелую потасовку. Пашка сумел схватить веточку и полетел в театр.

В это время Маша с нянюшкой смотрели балет.

Когда уже звучали последние аккорды, в зал влетел взъерошенный воробей и бросил в руки мамы заветную брошь – подарок ее мужа. 

Счастливая, она приколола любимую брошку и заплакала от радости. Маша не могла понять, почему мама плачет, ведь закончилось все хорошо.

Главная мысль произведения

По жанру это сказка, так как в реальной жизни такое вряд ли может случиться. Читать ее очень интересно, особенно описание спасения воробья и его бой с вороной. 

Автор в ней хотел сказать, что если человек помогает попавшим в беду, то в итоге он будет обязательно награжден. Маша кормила голодного воробья, а он отблагодарил ее тем, что вернул маме очень дорогой и памятный подарок — брошку.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Год: 1948   Жанр: сказка

Главные герои. Маша, ворона и воробей

Маша – девочка, у которой мама работает балериной. Они вместе с папой живут в большой квартире. В комнате одной — там открыта фортка, куда постоянно залетает ворона, и ворует вещи, которые блестят. Однажды, ворона ударила воробушка, которого девочка потом забрала себе, и вылечила его.

И однажды ей захотелось подсмотреть, как ворона ворует вещи. И тогда птица украла брошь, которая нужна была маме. Но в последний момент на концерт воробушек принес ее маме эту брошь, которую смог отобрать у наглой вороны. Все были неимоверно довольны и счастливы.

Читать краткое содержание Растрепанный воробей Паустовского

История, которая случилась на самом деле, очень напоминает сказку. Жила семья: мама, папа, девочка и их няня. Время было непростое, послевоенное. Отец Маши ушел на фронт, когда началась война. Он служил на корабле, моряком. Даже, получил ранение, но вернулся живым. Теперь работал далеко. Мама Маши танцевала в театре. Она – балерина. Девочка оставалась дома с няней. Она любила смотреть в окно и наблюдать, что там происходит. Эта занимательная история произошла зимой. Недалеко от дома, где жила девочка стоял киоск. Там продавали мороженое в летнюю пору, а в зимнюю – он пустовал. Ларек приглянулся вороне и стал ее жилищем. Птица оказалась очень хитрой и проворной. Она повадилась влезать в форточку, когда она была открытой, и забирать кусочки пищи. Квартира оказалась Маши и ее родителей. Ворона уже натаскала много разных вещиц в киоск.

Когда мама танцевала на сцене, вдруг влетел воробушек, и в клюве у него блеснула брошь. Он выронил ее прямо в руки героини. Таким образом, маленький воробей отблагодарил девочку за доброту.

Оцените произведение: Голосов: 847

Читать краткое содержание Растрепанный воробей. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Паустовский. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Растрепанный воробей

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Астафьев Гуси в полынье

    В этом произведении говорится о семье гусей, прибывших к нам из дальних стран и об их судьбе. Остановиться они решили на Енисее, в небольшой полынье. По роковому стечению обстоятельств, гусиха с детьми угодила в западню

  • Краткое содержание оперы Садко Римского-Корсакова

    Опера начинается с того, что главный герой — гусляр Садко поет. В песне он обвиняет богатых гостей (в разгаре пир) в том, что они не хотят открывать новые страны, а сидят на своем золоте. Его никто не понимает.

  • Краткое содержание сказки Волшебная лампа Аладдина

    В Персии жил бедный мальчик Аладдин, его поведение было очень плохим, он бездельничал и воровал фрукты в чужих садах. Когда мальчику исполнилось 15 лет, к нему пришел монах магрибинец и представился родным дядей.

  • Краткое содержание Окуджава Будь здоров, школяр

    В Моздокской степи идет война с немцами. Главным героем произведения является минометчик – боец. Парню было 18 лет. В лагере он выполнял важные поручения.

  • Краткое содержание Фро Платонова

    В рассказе главной героиней является девушка двадцати пяти лет Фрося, но близкие зовут ее просто «Фро». Фрося была замужней девушкой, супруг которой уехал очень далеко и на длительный срок.

«Растрепанный воробей» – добрая и поучительная история о маленьком воробышке, который отплатил добром за проявленную к нему заботу и любовь.

Краткое содержание «Растрепанный воробей» для читательского дневника

ФИО автора: Паустовский Константин Георгиевич

Название: Растрепанный воробей

Число страниц: 10. Паустовский К. Г. «Растрепанный воробей». Издательство «Стрекоза». 2017 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1948 год

Главные герои

Маша – добрая, отзывчивая, любопытная девочка.

Пашка – смелый, отчаянный, благодарный воробей.

Ворона – очень умная и хитрая, опытная воровка.

Мама Маши – балерина, добрая, красивая женщин.

Петровна – старая нянечка Маши.

Сюжет

Маша жила с мамой и любимой нянечкой Петровной. Во время войны отец девочки получил серьезное ранение, а когда он поправился и война закончилась, его отправили служить далеко от дома. Мама Маши работала балериной в театре, и днем девочка оставалась с няней Петровной.

Девочка любила смотреть в окно и наблюдать, что там происходит. Неподалеку от дома стоял небольшой киоск. Летом в нем продавали мороженое, а зимой он стоял пустым. Ларек приглянулся одной вороне, которая устроила в нем жилище. Это была очень умная и хитрая птица, которая повадилась влетать в форточку Машиной квартиры, и забирать кусочки пищи и разные маленькие предметы.

Ворона боялась, что ее убежище найдут воробьи, и растаскают ее запасы. Однажды в ларек проник маленький воробей Пашка, который сразу поплатился за свою наглость – ворона что есть силы ударила его клювом в голову и столкнула вниз. Увидев это, Маша подобрала несчастную птичку и выходила ее. Когда Пашка окреп, он часто прилетал к спасшей его девочке и приносил в клювике разные сувениры, которые находил в тайнике вороны.

Однажды ворона стащила чудесную стеклянную брошь в виде букета, которой очень дорожила Машина мама. Для женщины это был ценный подарок от любимого мужа, и она долго плакала над пропажей. Она собиралась надеть брошь во время выступления в театре, где должна была танцевать партию Золушки. Неожиданно прямо посреди выступления на сцене появился крошечный воробей с брошью в клюве. Вместе со своими товарищами он разнес тайник вороны, и вернул женщине памятный подарок. Машина мама вновь плакала, но уже от счастья…

План пересказа

  1. Семья Маши.
  2. Киоск напротив.
  3. Хитрая ворона.
  4. Воробей Пашка.
  5. Спасение птички.
  6. Кража стеклянной брошки.
  7. Мамины слезы.
  8. Выступление в театре.
  9. Возвращение броши.
  10. Благодарность Пашки.

Главная мысль

Доброта и милосердие никогда не остаются без награды.

Чему учит

Сказка учит быть добрым, отзывчивым, заботиться о более слабых и беззащитных. Также учит любить животных, и никогда не обижать их.

Отзыв

Маша от чистого сердца сделала доброе дело – спасла воробышка, даже не думая, что он может ей как-то пригодиться. Однако маленький Пашка проявил благодарность, и вернул самое ценное, чем обладала семья – брошь, дорогой папин подарок.

Рисунок-иллюстрация к сказке Растрепанный воробей.

Пословицы

  • За добро добром и платят, а за худо – худом.
  • Долг платежом красен.
  • Не дорог подарок, дорога любовь.
  • Без беды друга не узнаешь.

Что понравилось

Понравилось, как маленький воробышек организовал настоящий налет на закрома вороны, и добыл стеклянную брошь, которую воровка стащила у Машиной мамы.

Тест по сказке

  1. Вопрос 1 из 10

    Что случится, если проснётся нянюшка Петровна?</h3>

    • <label>Она выбросит сломанные часы</label>
    • <label>Она погонит девочку спать</label>
    • <label>Она будет очень сердиться</label>

(новая вкладка)Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Константин Георгиевич Паустовский

Год написания: 1948

Жанр: сказка

Главные герои: Пашка — воробей

Краткое содержание сказки «Растрепанный воробей» для читательского дневника расскажет об невероятных событиях, произошедших в одном московском доме.

Сюжет

Жадная ворона стащила со стола в одной квартире брошь – чудесный хрустальный букетик. Хозяйки квартиры были этим очень расстроены, поскольку это был подарок от папы, находившегося в командировке очень далеко от дома. Храбрый воробей, спасенный Машей в суровую зиму от холода и голода, объединившись с друзьями — воробьями, отбил подарок у сильной и злой птицы и вернул его девочке, чтобы она помогла маме выполнить просьбу ее мужа. Дело в том, что Машина мама была балериной и исполняла заглавную партию в балете «Золушка». И в последнем акте спектакля она смогла выполнить просьбу любимого мужа: приколоть сияющее украшение к своему платью в знак их вечной любви.

Вывод (мое мнение)

Маша совершила доброе дело — спасла маленького воробышка, не думая, что он тоже когда-нибудь ей пригодится. Но воробей умел быть благодарным и помог девочке, когда ее семья в этом очень нуждалась. НЕ каждый человек умеет быть благодарным и помнить добро.

Добавить в избранноеИспользуемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/10/blog-post12.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/rastrepannyy-vorobey.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/paustovskij/rastrepannyj-vorobej
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/rastrepannyy-vorobey.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/3-klass/1612-rastrepannyy-vorobei.html

  • Сказка пастушка и свинопас
  • Сказка пастух и свинарка и пастух
  • Сказка парк в крылатском телефон
  • Сказка парк аттракционов москва метро
  • Сказка пантомима для детей без слов сценарий