История написания
Рассказ «Теплый хлеб»был написан Г.К. Паустовским в 1954 году. Он больше обращен к детской аудитории. Хотя война была окончена почти 10 лет назад, но военная тематика ярко просматривается в произведении. Впервые, данная литературная сказка была опубликована в журнале «Мурзилка» и очень понравилась юным читателям. Через 20 лет был создан мультипликационный фильм с аналогичным названием.
Жанр произведения
Сложно с уверенностью отнести это произведение к какому-то определенному литературному жанру. С одной стороны – это рассказ, ведь Паустовский частично описывает реальные события, с другой стороны – это сказка, речь идёт о фантастических событиях, которые не могли произойти в реальности, ну а с третьей стороны «Теплый хлеб» — это притча. Так можно назвать произведение за наполненность глубоким смыслом.
Значение названия
Константин Георгиевич назвал свой рассказ «Теплый хлеб». Конечно, здесь используется непрямое значение слова. Добрый человек несёт в себе тепло, радость, счастье, любовь, заботу. Таким образом, хлеб является как бы символом, это сердце человека, которое не должно быть холодным и черствым. Испечённый свежий хлеб символизировал перемены в сердце Фильки. Его желание помириться с конем.
Композиция
Композиция произведения является линейной. Сюжет раскрывается последовательно.
- Введением становится история о том, как в деревне появился раненый конь и познакомился с главным героем мальчиком Филькой.
- Завязка сюжета заключается во встрече животного и мальчика, их конфликте. По поручению деда Панкрата, Фильке придется выполнять задачи, которые приводят к кульминации сказки и ее развязке.
- Вторая встреча Фильки и старого коня является кульминацией. Это самый эмоциональный момент повествования. Конь прощает ребенка, а груз вины, который тяготил Фильку уходит. Сердце его оттаивает.
- По сути, этот же момент является и развязкой произведения.
Суть
Суть произведения заключается в том, что злые поступки нужно исправлять. А лучше не причинять никому зла.
Действие происходит во время войны. В литературном произведении говорится о деревушке и о ее жителях. Раненный конь был оставлен солдатиком, котрый проходил мимо деревни. За животным ухаживал мельник по имени Панкрат. Конь возил грузы на мельницу, тем самым оказывал помощь своему хозяину. Все жители деревни жалели раненое животное и каждый старался коня подкормить, угостить лакомством. Однажды мальчик Филька ел хлеб с солью, его аромат привлек голодного коня. Вместо того чтобы поделиться с животным, он выбросил хлеб и ударил коня по морде. Его жестокость навлекла беду на деревню. Наступили лютые морозы, река замёрзла, мельница перестала работать, а это повлекло голод жителей. Бабушка рассказала Фильке, что людская злоба тому виной. Такое уже случалось, когда в деревне обидели старого солдата. Филька понял, что это он виноват в случившемся. Мальчик попросил друзей о помощи, они развели костры и река оттаяла. А сорока, которая подслушала разговор Фильки и деда Панкрата, попросила южные ветры обогреть деревню. Мельница заработала, жители испекли свежий хлеб. Мальчишка, чтобы получить прощение коня, принес ему самый вкусный и ароматный хлеб. Конь его принял. А сорока летала по деревне и всем хвасталась, что она помирила Фильку и коня.
Характеристики главных героев
- Филька – мальчик со злым, жестоким, жадным характером. Он постоянно чем-то недоволен, часто ссорится с бабушкой. В ссоре с конем он показал худшие из своих черт: равнодушие, упрямство, агрессивность. Но осознав свою ошибку, он старается не исправить. В нем проявляется добросердечность и настойчивость в достижении целей.
- Дед Панкрат – старый мельник, хозяин коня. Панкрат мудрый, когда Филька пришел к нему за советом, дед дал возможность мальчику самому понять его ошибку и найти решение для ее исправления.
- Конь – наивное и доверчивое животное. С открытым сердцем он готов принимать людскую помощь и заботу. Несмотря на предательство предыдущего хозяина, в нем нет злости.
- Бабушка – олицетворяет собой память народа о прошлом.
Тема
Как и во всех рассказах Паустовского, природа здесь предстоит одним из героев. Ведь именно сила природы заставляет Фильку увидеть свою ошибку и исправить ее. Основной является тема нравственности, всепрощения, человеческие отношения и развития личности, обуздания своей гордыни.
Проблемы
Произведение Паустовского затрагивает множество важных проблем. Проблему взаимопомощи в трудное время. В то же время проблема равнодушия и жестокости раскрывается через образ Фильки. Проблема прощения, мальчик не испугался тяжелой работы, чтобы искупить свою вину перед всеми жителями деревни и конем.
Чему учит
Сказка учит читателей тому, что человек всегда должен находить в себе силы для совершения добрых и хороших дел. Не оставаться равнодушным, если кто-то попал в тяжёлую ситуацию. А если совершил ошибку, нужно ее суметь признать и как можно скорее исправить.
Художественные образы
Паустовский является мастером описания природы. Он использует красочные эпитеты, благодаря которым создается ощущение, что видишь это «багровое, в тяжёлом дыму» солнце своими глазами. Животным в произведении присущи человеческие черты. Конь плачет, обижается, а сорока разносит по деревне сплетни. Но главным является образ хлеба. Он символизирует человеческое сердце, душу наполненную теплом, добротой и заботой.
Автор На чтение 24 мин. Просмотров 109 Опубликовано
Андерсен — Снежная королева
Андерсен — Соловей
Астафьев — Стрижонок Скрип
Бажов — Малахитовая шкатулка
Баум — Волшебник из Страны Оз
Булычёв — Миллион приключений
Булычёв — Путешествие Алисы или Девочка с Земли
Буссенар — Капитан Сорви-голова
Велтистов — Приключения Электроника
Гайдар — Судьба барабанщика
Гарин-Михайловский — Детство Тёмы
Гофман — Щелкунчик и мышиный король
Зощенко — Елка
Коваль — Приключения Васи Куролесова
Куприн — Барбос и Жулька
Куприн — Скворцы
Кэрролл — Алиса в стране чудес
Лагерлёф — Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
Линдгрен — Расмус-бродяга
Миф Дедал и Икар
Носов — Витя Малеев в школе и дома
Носов — Огородники
Носов — Ступеньки
Осеева — Динка
Пантелеев — Республика Шкид
Паустовский — Кот-ворюга
Паустовский — Корзина с еловыми шишками
Пушкин — Песнь о вещем Олеге
Рыбаков — Кортик
Свифт — Путешествие Гулливера
Сетон-Томпсон — Виннипегский волк
Сладков — Лесные тайнички
Сказка Марья Моревна
Толкиен — Хоббит, или Туда и обратно
Толстой — Детство Никиты
Трэверс — Мэри Поппинс
Чехов — Беглец
Шварц — Сказка о потерянном времени
Янссон — Шляпа волшебника
Читательский дневник «Солдат и царица»
В 4 классе ученик может вести читательский дневник самостоятельно. На первой странице помещается список рекомендованной для чтения литературы. Необязательно соблюдать предложенную последовательность. Лучше начинать с текста, который заинтересовал по названию, затем переходить к тем, которые пугали объемом. Образец оформления «Читательского дневника» 4 класс: автор, название книги, жанр, основная мысль. В дневник выписывают главных и второстепенных героев, их поступки. Не всегда ученик 4 класса может сам разделить персонажей на группы, поэтому ему нужно разрешать описывать в дневнике всех, кто запомнился. Читательский дневник нужен для развития памяти, формирования навыков анализа и формулирования собственного мнения. Характеристика героев в 4 классе – это пересказ сюжета, поступков персонажа и его внешности. Краткое содержание произведений для «Читательского дневника» поможет написать отзыв, чем понравилось произведение. Рассказы передают запомнившиеся события. Ученик делает первые шаги в написании сочинений, изложений. В «Читательском дневнике» можно найти новые слова и их значения. Готовый образец предлагает завершать работу по тексту рисунком. Картинка сконцентрирует ребенка на деталях. С 4 класса можно начинать создавать по тексту кроссворды. Создание вопросов и ответы на них – первый шаг к работе по тестам, самостоятельная подготовка к ВПР.
4 класс окончен, а значит пройден первый учебный этап под названием «Начальная школа».
Впереди не менее важный и ответственный период.
Начало средней школы – самое сложное.
Школьникам приходится быстро адаптироваться к кардинально новому учебному процессу, новым предметам и новым учителям.
Чтобы этот период не стал стрессовым, к нему нужно тщательно подготовиться, выполняя все рекомендации учителей на время летних каникул.
Одним из требований школ России является наличие и заполнение читательского дневника 4 класс.
По сложности он несколько отличается от дневников предыдущих годов – книги для читательского дневника 4 класс гораздо объемнее, а соответственно на их чтение и анализ уходит намного больше времени.
К тому же, требования к тому, как вести читательский дневник 4 класс – строже, а сами произведения – сложнее.
На помощь приходят ГДЗ Читательский дневник 4 класс – ответы на все вопросы по произведениям для читательского дневника 4 класс.
То есть, это готовый читательский дневник 4 класс, в котором можно посмотреть правильное оформление читательского дневника в 4 классе и то, как заполнить читательский дневник 4 класс.
В разных школах требования к оформлению и ведению читательского дневника могут различаться.
К тому же, кроме стандартного варианта, есть специальные печатные издания таких тетрадей.
Для того, чтоб охватить все возможные вопросы, мы предоставляем два максимально расширенных ГДЗ по читательскому дневнику 4 класс (ответы по произведениям для читательского дневника 4 класс):
1. Стандартный пример читательского дневника 4 класс.
Такой готовый читательский дневник содержит основную информацию по рассказам и сказкам для читательского дневника 4 класс (название, автор, жанр, количество страниц, главные герои), краткое содержание произведений для читательского дневника 4 класс, синквейн, отзыв для дневника чтения, пословицы к произведениям, чему они учат, главную мысль, план для дневника чтения.
Помимо этого, все произведения мы иллюстрируем яркими детскими рисунками. Так, дети задействуют еще и зрительную память.
2. Дневник Читателя Клюхина ответы 4 класс
Это печатное издание 2017 года.
Список литературы для 4 класса в данном примере дневника чтения по большей части отличается от предыдущего варианта.
Здесь акцентируется внимание на знание лексики, орфографии и словообразования.
В Дневнике Читателя Клюхиной И.В. также присутствуют творческие задания, в которых детям нужно сделать иллюстрации.
ГДЗ Читательский дневник 4 класс (готовый читательский дневник от «ГДЗ Грамота») полностью соответствует требованиям школьной программы 4 класса.
Он не содержит смысловых и пунктуационных ошибок. Школьник с легкостью может переписать готовый читательский дневник 4 класс (краткое содержание произведений, главную мысль, план и т.д.) и быть уверенным в правильности ответов.
Ведение дневника чтения в 4 классе – необходимость.
Ведь в 5 классе придется уделять много внимания точным наукам.
При этом не всегда будет оставаться время на чтение объемных произведений по литературе.
Здесь поможет готовый читательский дневник 4 класс.
Достаточно перечитать в нем записи, чтоб восстановить в памяти весь сюжет сказки или рассказа для читательского дневника 4 класс.
Готовый читательский дневник 4 класс – верный друг и помощник школьников!
Содержание
Аксаков Сергей сказка «Аленький цветочек»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Дикие лебеди»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Новое платье короля»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Пятеро из одного стручка»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Чайник»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Штопальная игла»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Гадкий утенок»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Русалочка»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Снежная Королева»</li>Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»</li>Арабская народная сказка «Али-Баба и сорок разбойников»</li>Арабская народная сказка «Волшебная лампа Аладдина»</li>Астафьев Виктор рассказ «Стрижонок Скрип»</li>Бажов Павел «Голубая змейка»</li>Бажов Павел «Горный мастер»</li>Бажов Павел «Две ящерки»</li>Бажов Павел «Каменный цветок»</li>Бажов Павел «Малахитовая шкатулка»</li>Бажов Павел «Медной горы хозяйка»</li>Бажов Павел «Синюшкин колодец»</li>Бажов Павел «Хрупкая веточка»</li>Бажов Павел сборник Уральские сказы «Малахитовая шкатулка»</li>Бажов Павел сказка «Серебряное копытце»</li>Бажов Павел “Огневушка-Поскакушка”</li>Бажов Павел “Таюткино зеркальце”</li>Барри Джеймс Мэттью сказка «Питер Пен»</li>Баум Лайнел Фрэнк сказка «Волшебник из страны Оз»</li>Братья Гримм сказка «Золотой гусь»</li>Братья Гримм сказка «Белоснежка и семь гномов»</li>Братья Гримм сказка «Бременские музыканты»</li>Булычев Кир повесть «Путешествие Алисы»</li>Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»</li>Былина «Вольга Всеславьевич»</li>Былина «Садко»</li>Былина «Святогор-богатырь»</li>Былина «Ильины три поездочки»</li>Былина «Три поездки Ильи Муромца»</li>Былина “Микула Селянинович”</li>Былина “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”</li>Былина “Про прекрасную Василису Микулишну”</li>Былины сборник «Русские богатыри и героические сказки»</li>Велтистов Евгений повесть «Приключение Электроника»</li>Верн Жюль роман «Дети капитана Гранта»</li>Волков Александр сказка «Волшебник Изумрудного города»</li>Гайдар Аркадий повесть «Тимур и его команда»</li>Галявкин Виктор «Никакой горчицы я не ел»</li>Гарин-Михайловский Николай повесть «Детство Темы»</li>Гарин-Михайловский Николай повесть «Тема и жучка»</li>Гаршин Всеволод «Сказка о жабе и розе»</li>Гауф Вильгельм «Карлик Нос»</li>Гауф Вильгельм «Маленький Мук»</li>Гауф Вильгельм «Холодное сердце»</li>Гераскина Лия сказка «В стране невыученных уроков»</li>Гофман Эрнст сказка «Щелкунчик»</li>Григорович Дмитрий рассказ «Гуттаперчевый мальчик»</li>Гюго Виктор рассказ «Гаврош»</li>Дефо Даниэль роман «Робинзон Крузо»</li>Драгунский Виктор «Англичанин Павля»</li>Драгунский Виктор рассказ «Главные реки»</li>Драгунский Виктор рассказ «Что любит Мишка»</li>Драгунский Виктор сказка «Бы»</li>Ершов Петр сказка «Конек — Горбунок»</li>Житков Борис рассказ «Как я ловил человечков»</li>Жуковский Василий «Сказка о царе Берендее и…»</li>Зальтен Феликс сказка «Бэмби»</li>Зощенко Михаил рассказ «Глупая история»</li>Зощенко Михаил рассказ «Елка»</li>Зощенко Михаил рассказ «Самое главное»</li>Коллоди Карло сказка «Приключение Пиноккио»</li>Кончаловская Наталья стихотворение «Слово о побоище Ледовом»</li>Крылов Иван басня «Волк на псарне»</li>Крылов Иван басня «Ларчик»</li>Крылов Иван басня «Листы и Корни»</li>Крылов Иван басня «Осел и Соловей»</li>Крылов иван басня «Свинья под дубом»</li>Куприн Александр рассказ «Барбос и Жулька»</li>Лагерлеф Сельма рассказ «В Назарете»</li>Лагерлеф Сельма рассказ «Святая ночь»</li>Лагерлеф Сельма сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»</li>Лагин Лазарь сказка «Старик Хоттабыч»</li>Лермонтов Михаил баллада «Бородино»</li>Лермонтов Михаил поэма «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»</li>Лермонтов Михаил сказка «Ашик-Кериб»</li>Летопись «Житие Сергия Радонежского»</li>Летопись «И вспомнил Олег коня своего»</li>Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»</li>Лондон Джек рассказ «Белый клык»</li>Лондон Джек рассказ «Сказание о Кише»</li>Мамин — Сибиряк Дмитрий рассказ «Приемыш»</li>Маршак Самуил пьеса «Двенадцать месяцев»</li>Маршак Самуил сказка «Двенадцать месяцев»</li>Метерлинк Морис сказка «Синяя птица»</li>Некрасов Николай поэма «Мороз Красный нос»</li>Немецкая народная сказка «Три бабочки»</li>Носов Евгений рассказ «Кукла»</li>Носов Николай повесть «Витя Малеев в школе и дома»</li>Носов Николай повесть «Дневник Коли Синицына»</li>Носов Николай рассказ «Метро»</li>О.Генри рассказ «Вождь краснокожих»</li>Одоевский Владимир сказка «Городок в табакерке»</li>Олеша Юрий сказка «Три толстяка»</li>Паустовский Константин рассказ «Заячьи лапы»</li>Паустовский Константин рассказ «Корзина с еловыми шишками»</li>Перро Шарль сказка «Мальчик-с-пальчик»</li>Перро Шарль сказка «Ослиная шкура»</li>Перро Шарль сказка «Синяя борода»</li>Перро Шарль сказка «Спящая красавица»</li>Перро Шарль сказка «Красавица и Чудовище»</li>Пивоварова Ирина рассказ «Смеялись мы — хи-хи»</li>Погорельский Антоний сказка «Черная курица, или Подземные жители»</li>Пришвин Михаил рассказ «Выскочка»</li>Пушкин Александр «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»</li>Пушкин Александр баллада «Песнь о Вещем Олеге»</li>Пушкин Александр поэма «Руслан и Людмила»</li>Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»</li>Русская народная сказка «Солдатская шинель»</li>Русская народная сказка «Царевна-лягушка»</li>Свифт Джонатан роман «Путешествие Гулливера»</li>Семяновский Феликс повесть «Фронтовое детство»</li>Сотник Юрий рассказ «Как я был самостоятельным»</li>Сотник Юрий рассказ «Маска»</li>Сочинение по картине «Наводнение» А. Комаров</li>Сочинение по картине «Сирень в корзине» П. Кончаловского</li>Сочинение по картине «Февраль. Подмосковье» Г. Нисский</li>Стивенсон Роберт Льюис баллада «Вересковый мед»</li>Стивенсон Роберт Льюис роман «Остров сокровищ»</li>Тайская народная сказка «Болтливая птичка»</li>Твен Марк повесть «Приключения Тома Сойера»</li>Токмакова Ирина «Сказочка о счастье»</li>Толстой Алексей былина «Илья Муромец»</li>Толстой Алексей повесть «Детство Никиты»</li>Толстой Лев быль «Как мужик камень убрал»</li>Толстой Лев повесть «Детство»</li>Троепольский Гавриил «Белый Бим Черное Ухо»</li>Хогарт Энн сказка «Мафин печет пирог»</li>Чарушин Евгений рассказ «Кабан»</li>Черный Саша рассказ «Игорь Робинзон»</li>Черный Саша рассказ «Кавказский пленник»</li>Чехов Антон рассказ «Каштанка»</li>Чехов Антон рассказ «Мальчики»</li>Шварц Евгений «Сказка о потерянном времени»</li>Шварц Евгений сказка «Два брата»</li></ul>
Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.
Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.
Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.
Зачем вести читательский дневник?
Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.
Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.
Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:
- Он помогает правильно понять главную мысль прочитанного рассказа.
- При помощи него ребенок учится правильно пересказывать, выражать свои мысли, грамотно говорить.
- У него улучшается память, он анализирует произведение и самостоятельно делает вывод.
- Запоминает прочитанные произведения и их авторов.
- Он развивает читательские навыки и культуру читателя.
Образец оформления
Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.
В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.
Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:
Раздел | Описание |
Титульный лист | |
Содержание | В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок |
Разворот дневника | В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки |
Дополнительные разделы | Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!» |
Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.
Ниже имеются образцы оформления:
Пример правильного заполнения
Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.
Рассмотрим:
- Название произведения.
- Ф.И.О. автора.
- Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
- Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
- Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
- Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.
Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.
Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.
Готовый читательский дневник
Просьба книги — научись меня читать:
- Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
- Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
- Предположи, о чём я тебе расскажу.
- Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
- Подумай, почему у меня такое название.
- Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.
Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения |
С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный» |
Л.Толстой «Два товарища», «Булька» |
Б.Заходер «Птичья школа» |
А.Барто «Катя» |
Братья Гримм «Три брата» |
М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж» |
Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа» |
С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?» |
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце» |
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный» |
В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо» |
М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро» |
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах» |
Пример оформления колонок читательского дневника:
Дата | ФИО автора | Название произведения | Главные герои | Основная мысль произведения |
Краткое содержание произведений
При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.
Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:
Рассказы, сказки и авторы | Краткое содержание произведений |
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери | Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен |
«Алые паруса», Александр Грин | |
«Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк | |
«Белый пудель», А. И. Куприн | |
«Уроки французского», В.Распутин | |
«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин | |
«Малахитовая шкатулка» П.Бажов | |
«Чудесный доктор», А. И. Куприн | |
«Дети подземелья», В. Короленко | |
«Робинзон Крузо», Д.Дефо | |
«Хамелеон», А. П. Чехов | Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему |
«Три толстяка», Ю. Олеша | |
«Аленький цветочек», С. Т. Аксаков | Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища |
Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.
Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.
«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.
Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.
Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.
В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.
Полезное видео
Списки кратких содержаний по другим классам.
5 класс6 класс7 класс8 класс9-11 классы
Начальная школа – это тот отрезок обучения, когда дети только учатся читать.
Поэтому и книжки им задают для чтения небольшого объёма, больше со сказками и разными интересными историями.
Младшие школьники должны заполнять свои читательские дневники точно так же, как и старшие ученики.
Но иногда после прочтения книжки из памяти улетучивается всё самое важное.
Поэтому в читательский дневник дети записывают основные мысли, чтобы можно было быстро восстановить в памяти то, о чём они прочитали.
Эта страничка создана специально для таких учеников, которым необходимо освежить свои знания по чтению.
Здесь составлен список литературы, которую изучают в начальной школе
Используемые источники:
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/klass/4
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/4-klass
- https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass
- https://ladyvapm.com/book/chitatelskij-dnevnik-oformlenije-soderzhanie.html
- https://logoprav.ru/literatura/nachalo-dnevnik
Теплый хлеб
Когда всадники проезжали через село Бережки, немецкая пуля разорвалась на окраине и ранила вороную лошадь в ногу. Командир оставил раненую лошадь в селе, а отряд продолжал, пыльный и звякнув осколками, — налево, катился по лесу, по холмам, где ветер качал спелую рожь.
Мельник Панкрат взял лошадь. Мельница давно не работает, но мучная пыль съела Панкрата навсегда. Это было похоже на серую корку на ватнике и кепке. Из-под фуражки на всех смотрел мельник быстрым взглядом. Панкрат работал быстро, сердитый старик, а мальчики считали его колдуном.
Панкрат вылечил лошадь. Лошадь осталась на мельнице и терпеливо таскала глину, навоз и жердь, помогая Панкрату ремонтировать дамбу.
Панкрату было трудно кормить лошадь, и лошадь стала ходить по дворам, прося милостыню. Он встанет, фыркает, стукнет мордой о калитку и, видите ли, принесут ему ботву свеклы, или черствый хлеб, а то и сладкую морковку. В деревне говорили, что лошадь не принадлежит никому, да и вообще общественности, и каждый считал своим долгом кормить ее. Кроме того, лошадь ранена, пострадал противник.
Мальчик Филька по кличке «Ну ты же» жил в Бережках с бабушкой. Филька молчал, подозрительно, а его любимым выражением было: «Давай!» Предлагал ли соседский парень ходить на ходулях или искать зеленые патроны, Филька отвечал яростным басом: «Давай! Найди себя! »Когда бабушка отругала его за грубость, Филька повернулся и пробормотал:« Давай! Я устал от этого!».
Зима в этом году была жаркой. Дым висел в воздухе. Снег сразу упал и растаял. Мокрые вороны сидели на дымоходах сушиться, толкались и каркали друг против друга. У поддона мельницы вода не замерзала, а оставалась черной, тихой, и в ней кружились льдины.
К тому времени Панкрат отремонтировал мельницу и собирался молоть хлеб — хозяйки жаловались, что мука кончается, каждой по два-три дня и зерно не перемолотое.
В один из таких жарких серых дней травмированная лошадь постучала в бабушкиную дверь Фильки. Бабушки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, посыпанный солью.
Филька нехотя встал и вышел за ворота. Лошадь переминалась с ноги на ногу и взяла хлеб. «Да ты! Черт!» — закричал Филька, и удар наотмашь ударил коня по губам. Конь попятился, покачал головой, а Филька швырнул хлеб в талый снег и крикнул:
— Не хватает еды для Христорадников! Вот твой хлеб! Иди рылом из снега выкопай! Иди копай!
И после этого злобного крика с Бережками произошли те удивительные вещи, о которых сейчас люди говорят, качая головами, потому что сами не знают, было ли это или что-то в этом роде, а это не так.
Слеза упала из глаз лошади. Конь жалобно, упорно заржал, хлопнул хвостом и тотчас завыл в голые деревья, живые изгороди и дымоходы, свистел пронизывающий ветер, подул снег, припудрил Филке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльцо: оно было уже мелким и хлестало глаза. Замерзшая солома слетала с крыш на ветру, ломались скворечники, гремели рваные ставни. И все выше и выше столбы снежной пыли поднимались с окрестных полей, мчались к деревне, шелестя, поворачиваясь, проезжая друг мимо друга.
В конце концов Филька прыгнул в избу, запер дверь, сказал: «Пойдем!» — и слушал. Ревела, обезумела метель, но сквозь ее рев Филька услышал тонкий короткий свист — так свистит конский хвост, когда разъяренная лошадь бьет себя по бокам.
К вечеру метель начала утихать, и только тогда бабушка смогла добраться до своей хижины от соседки Филькиной. И с наступлением ночи небо стало зеленым, как лед, звезды замерзли на небосводе, и по деревне пронесся колючий иней. Никто его не видел, но все слышали скрип валенок по твердому снегу, чувствовали холод, играли с ним, вбивали толстые бревна в стены, а они трескались и лопались.
Бабушка, плача, сказала Фильке, что колодцы, наверное, уже замерзли и теперь их ждет неминуемая смерть. Воды нет, у всех закончилась мука, и мельница не сможет работать, потому что река промерзла до дна.
Филька тоже плакал от страха, когда крысы начали убегать из-под земли и зарывались под печку в солому, где еще было тепло. «Да ты! Черт!» — кричал он на мышей, но мыши продолжали выходить из-под земли. Филька легла на печь, накрылась дубленкой, тряслась всем телом и слушала стоны бабушки.
«Сто лет назад в нашем районе были такие же сильные холода, — сказала бабушка. — Я заморозил колодцы, я убил птиц, я высушил леса и сады до корней. Десять лет ни деревья, ни травы не цвели. Семена в почве засохли и исчезли. Наша земля была голой. Каждое животное бегало вокруг него: он боялся пустыни.
— Почему наступил тот мороз? — спросил Филька.
«От человеческой злобы», — ответила бабушка. — Старый солдат прошел по нашей деревне, попросил хлеба в избе, а хозяин, злой, сонный, шумный крестьянин, берет и дает только черствую корочку. И он не дал его в руки, а бросил на землю и сказал: «Вот ты где! Жуй! »« Я не могу оторвать хлеб от пола, — говорит солдат. — У меня есть деревяшка вместо ноги ». -« А что я сделал с ногой? » — спрашивает мужчина. «Я потерял ногу на Балканах в турецкой битве», — отвечает солдат. «Ничего. Когда ты голоден, ты встаешь», — засмеялся мужчина. «У вас здесь нет камердинеров». Солдат крякнул, надумал, корочку приподнял и увидел: это не хлеб, а зеленая плесень. Яд! Потом солдат вышел во двор, свистнул — и тут же метель, метель, буря кружила деревню, сорвала крыши, а потом ударил лютый мороз. И этот человек умер.
— Почему он умер? — хрипло спросил Филька.
— От охлаждения сердца, — ответила бабушка, остановилась и добавила: — Знаете, а теперь в Бережках оказался негодяй, бандит и сделал плохой поступок. Оттого и мороз.
— Что теперь делать, бабушка? — спросила Филька из-под тулупа. — Можно ли умереть?
— Почему умирать? Надо надеяться.
— За что?
— Пусть плохой человек исправит свое зло.
— Как исправить? — рыдая, спросил Филька.
— А Панкрат знает, Миллер. Он хитрый старик, ученый. Вы должны спросить его. Вы действительно можете бежать на мельницу в такой холод? Кровь немедленно прекратится.
— Давай, Панкрата! — сказал Филька и промолчал.
Ночью он спустился с печки. Бабушка спала, сидя на скамейке. За окнами воздух был синим, густым, ужасным.
В чистом небе над кабанами сияла луна, одетая как невеста с розовыми коронами.
Филька закутал дубленку, выскочил на улицу и побежал на мельницу. Снег пел под ногами, как будто группа веселых лесопилок пилила под корень березовой рощи за рекой. Казалось, что воздух замерзает, а между Землей и Луной была только одна пустота, горящая и такая ясная, что если бы она подняла пылинку на километр над землей, то она была бы видна и засияла и искрилась, как маленькая звезда.
Черные ивы у мельничной дамбы поседели от холода. Их ветви сверкали, как стекло. Воздух ударил Филке в грудь. Бежать он уже не мог, но шел с трудом, разгребая снег в валенках.
Филька постучал в окно Панкратовой избы. Сразу в сарае за хижиной заржала и ударила копытом раненая лошадь. Филька вздрогнул, в страхе скорчился, спрятался. Панкрат открыл дверь, схватил Фильку за воротник и затащил в избу.
«Сядь у плиты, — сказал он, — скажи мне, прежде чем я тебя заморозю.
Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненую лошадь и как из-за этого на село обрушился мороз.
— Да, — вздохнул Панкрат, — дела у вас плохи! Оказывается, из-за вас они все исчезнут. Почему обиделась лошадь? За что? Вы бессмысленный гражданин!
Филька фыркнула, вытерла глаза рукавом.
— Перестань рычать! — строго сказал Панкрат. — Вы все мастера рычать. Немного нехорошо — теперь в рык. Но только в этом не вижу смысла. Моя мельница как бы навеки запечатана морозом, но нет муки, нет воды, и мы не знаем, что и думать.
— Что мне теперь делать, дедушка Панкрат? — спросил Филька.
— Изобретая спасение от холода. Тогда не будет вашей вины перед народом. А также перед раненой лошадью. Вы будете чистым и веселым человеком. Все будут похлопывать вас по спине и прощать. Прозрачный?
«Понимаю», — тихо ответил Филька.
— Ну помирись. Даю тебе час с четвертью.
В коридоре возле Панкрата жила сорока. Он не спал от холода, сидел на ошейнике и слушал. Потом она боком, оглядываясь, поскакала к щели под дверью. Он выскочил, вскочил на перила и полетел прямо на юг. Сорока была опытная, старая и специально летела близко к земле, потому что в деревнях и лесах было еще тепло и сорока не боялась замерзнуть. Никто ее не видел, только лисица в осиновой норе высунула мордочку из норы, виляла носом, заметила, как сорока пересекла небо в темной тени, бросилась обратно в нору и долго сидела, царапая и думал: куда делась сорока в такую страшную ночь?
А Филька в этот момент сидел на скамейке, ерзал, придумывал.
— Что ж, — сказал наконец Панкрат, наступая на табачную сигарету, — ваше время вышло. Распространи это! Льготного периода не будет.
— Я, дед Панкрат, — сказал Филька, — как только рассветет, соберу мальчиков со всей деревни. Возьмем ломы, пешки, топоры, будем резать лед на желобе возле мельницы, пока не закончим колоть воду и она потечет по колесу. Пока вода течет, запускайте мельницу! Покрутите круг двадцать раз, нагрейте и начинайте шлифование. Значит, будут муки, вода и всеобщее спасение.
— Смотри, как умно! — сказал мельник, — Подо льдом, конечно, есть вода. А если лед такой же толщины, как ваш рост, что вы будете делать?
— Ну давай же! — сказал Филька. — Прорвемся, ребята, а какой лед!
— А если замерзнешь?
— Будем жечь костры.
— А что, если парни не согласны оплачивать твою ерунду своим горбом? Если они говорят: «Давай! Это его вина: пусть треснет лед».
— Согласен! Я их умоляю. Наши мальчики хорошие.
— Ну что ж, собери мальчиков. И я поговорю со стариками. Может, старики наденут перчатки и достанут ломы.
В морозные дни солнце встает багровым, в густом дыму. А сегодня утром такое солнце взошло над Бережками. На реке слышен частый стук ломов. Затрещали костры. Дети и старики работают с рассвета, снимая лед возле мельницы. И никто в пылу сгоряча не заметил, что днем небо затянули низкие облака и на серые ивы дул равномерный теплый ветер. А когда увидели, что погода переменилась, ветви ивы уже растаяли, и мокрая березовая роща весело шумела за рекой. В воздухе пахло весной, навозом.
Ветер дул с юга. С каждым часом становилось все жарче. Сосульки упали с крыш и с грохотом разбились.
Вороны вылезли из-под варенья и снова подсохли на трубах, толкались и каркали.
Не хватало только старой сороки. Самолетом она прилетела вечером, когда от жары начал оседать лед, работа на мельнице пошла быстро и появилась первая лунка с темной водой.
Мальчики сняли полотенца и кричали «Ура». Панкрат сказал, что, если бы не теплый ветер, возможно, дети и старики не кололи бы лед. И сорока сидела на граблях над дамбой, скрипела, виляла хвостом, кланялась во все стороны и что-то говорила, но никто, кроме ворон, этого не понимал. И сорока сказала, что прилетела к тёплому морю, где в горах спал летний ветер, разбудила его, рассказала о лютом морозе и умоляла прогнать этот мороз, помочь людям.
Ветер как будто не посмел отказать ей, сороке, и погас, помчался по полям, насвистывая и смеясь над морозом. А если прислушаться, уже можно услышать, как булькает и булькает горячая вода через овраги под снегом, омывая корни клюквы, ломая лед на реке.
Всем известно, что сорока самая разговорчивая птица на свете, и поэтому вороны ей не поверили — только между собой квакали: что, мол, старик опять лгал.
Так что до сих пор никто не знает, говорили ли эти сорок правду или сделали это, чтобы хвастаться. Известно только одно, что вечером лед тронулся, разошелся, мальчишки и старики нажали — и воду с шумом вылили в таз мельницы.
Старое колесо заскрипело — сосульки упали — и медленно повернулось. Загремели жернова, потом колесо закрутилось быстрее, и вдруг вся старая мельница задрожала, задрожала и стала стучать, скрипеть, перемалывать зерно.
Панкрат насыпал зерно, а в мешки насыпала горячую муку из-под жернова. Женщины опустили онемевшие руки и засмеялись.
Звенящие березовые дрова кололи во всех дворах. Хижины светились тёплым огнем печки. Женщины замешивали сладкое тугое тесто. И все, что было живым в бараках — мальчики, кошки, даже мыши — все это вертелось вокруг хозяйок, и стюардессы хлопали детей по спине своей белой рукой из муки, чтобы они не лезли на само тесто и они не мешала.
Ночью в селе пахло теплым хлебом с красноватой корочкой, с обгоревшими до дна капустными листьями, что даже лисы вылезали из нор, сидели на снегу, дрожали и тихо стонали, гадая, как добраться хотя бы один кусок этого чудесного хлеба подальше от людей.
На следующее утро Филька пришел с ребятами на мельницу. Ветер гнал по голубому небу рыхлые тучи и ни на минуту не давал им отдышаться, а потом по земле попеременно метались холодные тени и горячие пятна.
Филька нес буханку свежего хлеба, а ребенок Николка держал деревянную солонку с крупной желтой солью. Панкрат подошел к порогу и спросил:
— Что за явление? Вы принесете мне хлеба-соли? За что такие заслуги?
— Ну нет! — кричали мальчики — Вы будете особенными. И это для раненой лошади. От Филька. Мы хотим их примирить.
— Ну, — сказал Панкрат, — извинения нужны не только мужчине. Сейчас я познакомлю вас с лошадью на природе.
Панкрат отворил ворота конюшни и оставил лошадь. Конь вышел, протянул голову, заржал: запах свежего хлеба. Филька сломал буханку, посолил хлеб из солонки и подал коню. Но лошадь хлеба не взяла, стала тонко трогать ногами и ушла в конюшню. Фильки боялся. Тогда Филька громко закричал на всю деревню.
Мальчики прошептали и замолчали, а Панкрат похлопал коня по шее и сказал:
— Не бойся, мальчик! Филька не злой человек. Зачем ему больно? Достань хлеб, сделай макияж!
Лошадь покачал головой, подумал он, потом осторожно вытянул шею и наконец мягкими губами взял хлеб из рук Фильки. Он откусил один кусок, понюхал Фильку и откусил второй. Филька улыбнулся сквозь слезы, и лошадь жевала хлеб, фыркая. И когда он съел весь хлеб, он положил голову на плечо Фильке, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.
Все улыбались и радовались. Только старая сорока сидела на граблях и сердито скрипела: должно быть, она опять хвасталась, что она единственная, кто помирил лошадь с Филькой. Но никто ее не слушал и не понимал, а сорока все больше злилась на это и дребезжала, как пулемет.
Источники
- https://alfleth-spb.ru/razvitie/rasskaz-paustovskogo-teplyj-hleb.html
- https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-paustovskogo/teplyj-hleb-paustovskij-k/
Автор На чтение 16 мин. Просмотров 2 Опубликовано
Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.
Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.
Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.
Зачем вести читательский дневник?
Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.
Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.
Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:
- Он помогает правильно понять главную мысль прочитанного рассказа.
- При помощи него ребенок учится правильно пересказывать, выражать свои мысли, грамотно говорить.
- У него улучшается память, он анализирует произведение и самостоятельно делает вывод.
- Запоминает прочитанные произведения и их авторов.
- Он развивает читательские навыки и культуру читателя.
Образец оформления
Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.
В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.
Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:
Раздел | Описание |
Титульный лист | |
Содержание | В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок |
Разворот дневника | В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки |
Дополнительные разделы | Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!» |
Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.
Ниже имеются образцы оформления:
Пример правильного заполнения
Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.
Рассмотрим:
- Название произведения.
- Ф.И.О. автора.
- Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
- Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
- Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
- Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.
Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.
Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.
Готовый читательский дневник
Просьба книги — научись меня читать:
- Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
- Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
- Предположи, о чём я тебе расскажу.
- Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
- Подумай, почему у меня такое название.
- Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.
Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения |
С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный» |
Л.Толстой «Два товарища», «Булька» |
Б.Заходер «Птичья школа» |
А.Барто «Катя» |
Братья Гримм «Три брата» |
М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж» |
Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа» |
С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?» |
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце» |
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный» |
В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо» |
М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро» |
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах» |
Пример оформления колонок читательского дневника:
Дата | ФИО автора | Название произведения | Главные герои | Основная мысль произведения |
Краткое содержание произведений
При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.
Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:
Рассказы, сказки и авторы | Краткое содержание произведений |
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери | Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен |
«Алые паруса», Александр Грин | |
«Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк | |
«Белый пудель», А. И. Куприн | |
«Уроки французского», В.Распутин | |
«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин | |
«Малахитовая шкатулка» П.Бажов | |
«Чудесный доктор», А. И. Куприн | |
«Дети подземелья», В. Короленко | |
«Робинзон Крузо», Д.Дефо | |
«Хамелеон», А. П. Чехов | Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему |
«Три толстяка», Ю. Олеша | |
«Аленький цветочек», С. Т. Аксаков | Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища |
Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.
Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.
«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.
Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.
Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.
В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.
Полезное видео
Что такое читательский дневник? Это тетрадочка, в которую учащиеся записывают свои отзывы о прочитанных летом книгах. В каждом классе детям выдают список книг, которые нужно прочитать во время каникул. А в читательском дневнике учителя проверяют какие книги ребенок прочитал и понравились ли они ему.
Как мама и педагог, я думаю, что ведение читательского дневника — это неплохая идея, вот только реализация этой задумки в наших школах очень слабая. Дети ведут читательские дневники как повинность и делают это только для учителя.
Я расскажу вам как заинтересовать ребенка чтением, как научить его вести читательский дневник и что в него писать.
Зачем вести читательский дневник
Поверьте, читательский дневник ребенку нужно вести не во время летних каникул, и не со «школьной скамьи». Его нужно заполнять с той поры, как маленький человек научится сам читать. С каким воодушевлением будет смотреть на эту тетрадочку ваш ребенок, когда там появится первая запись. Это не просто дневник, это память и гордость. Ваш малыш будет дорожить своим читательским дневником, будет сам заносить туда записи о прочитанных книгах и писать свое мнение о прочитанном.
Через несколько лет ученик, листая этот дневник, вспомнит о своей первой книжке, увидит сколько раз он перечитал любимую сказку, а позже интересные рассказы и романы. Возможно кто-то из школьников продолжит вести такой дневник и после школы, а потом покажет этот дневник своим детям.
Сейчас я уже и не вспомню сколько раз я сама перечитала «Мастера и Маргариту» Булгакова и когда последний раз читала сказы Бажова, а читательский дневник бережно сохранит все эти записи.
Как вести читательский дневник
Лучше всего для читательского дневника взять толстую тетрадку. Тоненькой (18 листов) тетрадочки будет мало, да и потеряться такому тонкому дневнику несложно. Можно взять тетрадочку с плотной обложкой в 48 листов или больше. Некоторые дети предпочитают вести свой читательский дневник на компьютере. Это тоже удобно, легко найти нужную книгу и дату чтения.
Если вы будете вести читательский дневник в тетрадке, то ее придется расчертить. Каждый листок нужно разделить на 3 столбца:
- название произведения и автор,
- дата прочтения,
- отзыв или заметка о прочитанном.
Нет никакого смысла писать сколько листов в прочитанной книжке. Сейчас много детей читают книги в электронном виде, да и количество страниц зависит от формата, поэтому такой колонки в нашем дневнике не будет.
Иногда учитель сам дает детям шаблон заполнения дневника, а есть уже готовые бланки и шаблоны.
Первый столбец
Заполняем первый столбец. Я думаю, лучше писать сначала название книги, а потом автора, т.к. дети быстро могут вспомнить название литературного произведения, а имя автора часто забывают.
Второй столбец
Второй столбец в читательском дневнике — это дата, когда вы читали книгу. Здесь также все очень индивидуально. Кто-то читает книгу быстро (в один день), а другому нужно несколько дней или даже недель. Поэтому во втором столбце можно писать дату через черточку (например, 11-21.07.2014 или 1.07.2014- 31.08.2014).
Дата — интересный показатель в вашем читательском дневнике. Она поможет вспомнить как долго вы читали «Войну и мир» или как быстро прочитали рассказы О. Генри. В моем дневнике рядом с одной книгой может стоять несколько дат. Это значит, что я перечитывала эту книжку не один раз.
Последняя колонка в читательском дневнике — это отзыв читателя о книге. В этой колонке ребенок может писать свое впечатление от произведения. Что ему понравилось в книге, а что показалось неинтересным. Согласен ли он с автором или как бы он сам закончил это произведение. Можно писать в этой колонке интересные мысли или утверждения. В общем, последняя колонка — это творчество и видение книги читателем.
Пусть ребенок сам решит, что ему писать в эту колонку. В моем дневнике рядом с некоторыми книгами просто стоит запись «прошла мимо меня». Самое же интересное, что некоторые книги, которые не затронули меня при первом прочтении, очень сильно повлияли на меня при повторном прочтении в более старшем возрасте. Поэтому пусть эта колонка будет большой, возможно вы дополните ее позже.
Пример читательского дневника
Название книги. Автор | Дата прочтения | Отзыв |
«Про мальчика Яшу» Э. Успенский | 23.07.14 | Замечательная книжка! Автор смешно и правдиво рассказал о воспитании мальчика Яши, о его проказах. Мне понравилось, что и с моей сестрой случались похожие штуки. |
Надеюсь, вам понравится идея вести свой читательский дневник.
Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!
‘,a=»;return t.replace(«ID»,e)+a}function lazyLoadYoutubeIframe(){var e=document.createElement(«iframe»),t=»ID?autoplay=1″;t+=0===this.dataset.query.length?»:’&’+this.dataset.query;e.setAttribute(«src»,t.replace(«ID»,this.dataset.src)),e.setAttribute(«frameborder»,»0″),e.setAttribute(«allowfullscreen»,»1″),e.setAttribute(«allow», «accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture»),this.parentNode.replaceChild(e,this)}document.addEventListener(«DOMContentLoaded»,function(){var e,t,a=document.getElementsByClassName(«rll-youtube-player»);for(t=0;tЧитательский дневник – неотъемлемая часть для понимания и запоминания литературного произведения. На уроках литературы дневник читателя поможет вспомнить автора произведения, основную мысль, главных героев. Так как оформить читательский дневник, и из каких частей он должен состоять?
Зачем нужен читательский дневник?
Читательский дневник – очень полезное изобретение не только для того, чтобы получить хорошую оценку, но и для развития памяти и воображения ребенка. Кроме того, ученик, зная, что нужно будет заполнять читательский дневник, будет более внимательно читать текст, не пропуская какие-то малоинтересные для него моменты.
Если произведение имеет большой объем, то последовательные записи в читательском дневнике помогут восстановить события из начальных глав
Польза читательского дневника еще и в том, что многие произведения, которые проходят на уроках литературы в 4-7 классе, позже повторяются или встречаются на экзаменах в старших классах. Не у всех детей идеальная память и уже спустя даже несколько месяцев после прочтения, многие школьники могут самостоятельно не вспомнить содержание текста. Тут дневник читателя приходится как нельзя кстати. Изучая свои записи ребенок восстанавливает в памяти основные события произведения, вспоминает, какие чувства вызвал у него тот или иной рассказ, понравился ли он ему или нет.
Оформление читательского дневника
Для читательского дневника необходимо выделить обычную тетрадь, в которой и будут вестись записи. Заполнение дневника происходит следующим образом:
- Указываются инициалы автора произведения (фамилия, имя, отчество)
- Указывается название произведения
- Указываются годы создания произведения
- Указывается жанр произведения
- Записывается краткий сюжет (имена главных героев, основные события, влияющие на ход произведения)
- Отзыв (в конце необходимо написать свое мнение о книги, указать, какие важные вопросы поднимает автор в своем произведение, что он хотел донести до читателя)
В начальных классах читательский дневник может содержать только основные факты, но с возрастом, когда ребенок учится лучше формулировать свои мысли, объем записей может увеличиваться
Приведем пример заполнения читательского дневника на произведении А. С. Пушкина «Дубровский»:
1. Александр Сергеевич Пушкин
2. «Дубровский»
3. 1841 год
4. Разбойничий роман
5. Молодой дворянин Владимир Дубровский после смерти своего отца мечтает отомстить соседу Троекурову, который и стал причиной скорой кончины старика. Вместе с бандой своих бывших крестьян он поджигает свое поместье (чтобы оно не досталось Троекурову) и уходит в леса. Он становится благородным разбойником, который грабит только богатых. Чтобы отомстить своему врагу, он выдает себя француза и устраивается в дом к Троекурову, где он влюбляется в его дочь Машу. Ради девушки он готов простить своего врага, но тот выдает ее замуж за состоятельного пожилого помещика.
6. Мне понравился этот роман. Его очень интересно читать из-за приключений главного героя. Я считаю Владимира Дубровского честным и любящим человеком, так как ради своей возлюбленной он готов был отказаться от мести своему кровному врагу.
Рис. 1. Владимир Дубровский.
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам узнать, как заполнять читательский дневник. Здесь приведен образец оформления дневника читателя, следуя пунктам которого ученик научится правильно формулировать свои мысли и записывать их в тетрадь.
Тест по теме
- Вопрос 1 из 5
Для какого школьного предмета требуется читательский дневник?</h3>
- <label>математика</label>
- <label>русский язык</label>
- <label>литература</label>
- <label>биология</label>
(новая вкладка)
Целью ведения читательского дневника является сохранение полученных при чтении произведения сведений. Читательский дневник – это записи, содержащие краткие сведения о прочитанном произведении с указанием его выходных данных.
Содержание
При подготовке к ОГЭ важно знать образец и правила оформления читательского дневника. Как он поможет в сдаче экзамена? Мы готовы поделиться с вами полезной информацией по этой теме. При написании сочинения 9.3, которое чаще всего выбирают школьники, играет большую роль читательский опыт. Литература учит нас жизни, помогает решать вечные вопросы, на которые дают ответ писатели и поэты. Размышляя над поступками героев, читатель обогащает свой внутренний мир. Чужие ошибки учат принимать верные решения. Ну и, конечно, примеры из жизненного опыта, включая и читательский, должны присутствовать в сочинении 9.3.
Правила оформления читательского дневника
Зачастую мы помним лишь малую часть содержания прочитанного много времени назад произведения, не можем вспомнить название или автора. Тогда на помощь придёт читательский дневник. Какую информацию в него нужно заносить?
Выходные данные произведения
- Автор;
- Название;
- Год издания;
- Жанр произведения.
Герои произведения
Следующим шагом будет перечисление главных героев и их краткая характеристика. В характеристике желательно писать то, чем вам запомнился персонаж. Это необходимо затем, чтобы не путать героев. Также такой список помогает вспомнить подробности произведения.
Краткое содержание
Далее следует краткое содержание прочитанного произведения. Оно формулируется в форме пересказа и должно быть написано своими словами. При пересказе произведения нельзя упускать главные события, можно опустить лишь мелкие подробности. Объём пересказа будет зависеть непосредственно от объёма прочитанного произведения и умения читателя формулировать свои мысли на бумаге.
Афоризмы
По желанию можно добавить в читательский дневник раздел с крылатыми выражениями. Особенно ими изобилуют такие произведения как «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, произведения М. Горького.
Пример оформления читательского дневника
Пример оформления записей в читательском дневнике обучающегося 9 класса.
- Автор: Михаил Афанасьевич Булгаков
- Название: «Собачье сердце»
- Год написания: 1925
- Год публикации: 1987
- Жанр произведения: фантастическая повесть
- Герои:
- Профессор Преображенский – хирург-экспериментатор, занимающийся омоложением;
- Доктор Борменталь – ассистент профессора;
- Пёс Шарик – бродячий пёс, подобранный профессором на улице;
- Полиграф Полиграфович Шариков – переродившийся из пса мужчина;
- Швондер – главный в домкоме;
- Зина – служанка в доме профессора Преображенского;
- Дарья – кухарка профессора;
- Клим Чугункин – пьяница, чьи органы послужили предметом эксперимента.
- Краткое содержание
Действие происходит в Москве 1925 года. Бродячий пёс Шарик бродит по улице в поисках пищи. Его замечает профессор Преображенский и с помощью докторской колбасы заманивает его в свою 8-комнатную квартиру.
Пёс нужен профессору для эксперимента: он проводит операцию по пересадке собаке гипофиза и половых желёз покойного пьяницы и гуляки Клима Чугункина. Эксперимент проходит успешно, и собака начинает постепенно перевоплощаться в человека. Эксперимент принёс профессору популярность, однако тот не был удовлетворён результатом.
Первое время новоиспечённый член общества ведёт себя агрессивно, устраивает в квартире погром. Слушаясь во всём домкома Швондера, недруга профессора Преображенского, Полиграф Полиграфович Шариков получает от Швондера документы и работу. Новый приятель устраивает его в службу по отлову и уничтожения бездомных животных. Там Шариков, зарекомендовав себя отличным специалистом, быстро становится начальником. Швондер по-прежнему оказывает на него влияние: он настраивает Полиграфа Полиграфовича против профессора и советует написать на него донос. Преображенского спасает лишь влиятельный пациент, помешавший письму попасть в место назначения. Тем временем Шариков обосновался в квартире профессора и не собирается съезжать.
Профессор и его ассистент, боясь ещё большего усугубления ситуации, проводят повторную операцию, в результате которой Шарикову пересаживают гипофиз собаки. Он постепенно превращается в того, кем был раньше.
Чтение – вот лучшее учение!
И на последок хотим дать вам совет: читайте больше классических произведений. Ведь в них целый мир, таящий в себе столько интересного и полезного. Книги помогают нам пережить то, чего не случалось с нами, побывать там, где мы никогда не были. Воспитайте в себе любовь к чтению, и вы не заметите, как начнете меняться в лучшую сторону!
Используемые источники:
- https://ladyvapm.com/book/chitatelskij-dnevnik-oformlenije-soderzhanie.html
- https://gamejulia.ru/chitatelskiy-dnevnik.html
- https://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/chitatelskij-dnevnik-1-klass-obrazecz-oformleniya.html
- https://obrazovaka.ru/chtenie/kak-oformit-chitatelskiy-dnevnik-obrazec.html
- https://literoved.ru/podgotovka/podgotovka-k-oge/obrazec-i-pravila-oformleniya-chitatelskogo-dnevnika.html
«Читательский дневник»
Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Грамотное использование художественной литературы, умелое включение педагогических технологий, разнообразных форм работы с детьми и родителями, такой как детский читательский дневник группы, позволяет эффективно формировать предпосылки читательской грамотности.
Цель ведения читательского дневника – помочь ребенку понять и осмыслить содержание произведения, сделать по нему выводы. С раннего возраста развивать у детей культуру читателя.
Читательский дневник предназначен, прежде всего, родителям, он учит их правильной организации работы над прочитанным произведением в семье. В нем обозначен круг детского чтения в соответствии с возрастом детей, предполагается ознакомление с жанром, автором, идеей произведения. Дети вместе с взрослыми подбирают поговорки, пословицы, отражающие его смысл, открывают для себя красоту поэтического слова.
Работа по созданию детского читательского дневника группы представлена в виде долгосрочного проекта, результатом которого является создание в каждой группе детского читательского дневника и организация работы с родителями группы по его заполнению.
В начале дневника записаны правила его ведения, где он хранится, как и кем заполняется и в какие сроки.
Затем идут правила заполнения, какие вопросы можно задавать детям по произведению. Многие родители не знают, как можно обсудить с ребенком прочитанное. Также в нем есть список рекомендованной программой литературы согласно возрасту детей.
Презентация читательских дневников происходила на родительских собраниях в группах. Родителям раздали памятки для заполнения дневника.
Читательский дневник хранится в книжном уголке группы. Дома дети заполняют страницы и вкладывают в дневник. Любой ребенок может взять его для рассматривания. Но не только дома заполнялся дневник. В группе, после прочтения понравившегося произведения, дети тоже могли оставить свои рисунки в дневнике.
Приложение.
Правила ведения дневника:
-
Дневник хранится в книжном уголке.
-
Заполняется детьми совместно с родителями и педагогами.
-
Разрешается пользоваться дневником родителям и детям в пределах дошкольного учреждения.
-
Срок оформления дневника — три дня.
-
П росьба аккуратно пользоваться дневником, беречь труд его создателей.
Правила заполнения дневника.
-
Название произведения.
-
Жанр.
-
Автор (портрет).
-
Иллюстрация, рисунок, аппликация по произведению.
-
Отношение ребёнка к произведению (обозначить условным знаком )
-
Подобрать пословицы, поговорки и т.д. по содержанию произведения.
Какие вопросы можно задавать детям по произведению.
Эмоциональное отношение ребёнка к произведению
-
Понравилось тебе произведение (сказка, рассказ, стих)?
-
Почему? Что понравилось больше?
-
Кто больше понравился?
-
Кто не понравился в произведении и почему?
Вопросы на выявление основного смысла произведения, его проблемы, нравственная оценка героев и их поступков.
-
Почему так поступил главный герой?
-
Как бы ты поступил на его месте?
-
Правильно ли он поступил?
-
Чему учит данное произведение?
Вопросы, направленные на языковые средства выразительности.
Объяснить незнакомые слова, обратить внимание на языковую красоту и выразительность литературной речи.
Список рекомендуемой литературы:
Для чтения детям
Русский фольклор. Песенки.
«Лиса рожью шла…»,
«Чигарики-чок-чигарок…»,
«Идет матушка-весна…»,
«Вот пришло и лето красное…»,
«Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…»,
«Зима пришла».
Календарные обрядовые песни.
«Коляда! Коляда! А бывает коляда…»,
«Коляда, коляда, ты подай пирога…»,
«Как пошла коляда»,
«Как на Масленой неделе…»,
«Тин-тин-ка!..»,
«Масленица, Масленица».
Произведения поэтов и писателей России.
Поэзия.
А. Блок. «Ветер принес издалека» (в сокр.), «На лугу»;
М. Волошин. «Осенью»;
С. Городецкий. «Первый снег», «Весенняя песенка»;
С. Есенин. «Пороша»;
В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.);
М. Лермонтов. «На севере диком», «Горные вершины» (из Гёте);
Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.);
А. Пушкин.«Птичка», «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»), «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из «Евгения Онегина»);
А. Ремизов. «У лисы бал», «Калечина-малечина»;
П. Соловьева. «Ночь и день»;
Ф. Тютчев. «Весенние воды»;
А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок),
«Что за вечер…» (в сокр.)
С. Черный. «Перед сном», «Волшебник».
B.Берестов. «Дракон»;
А. Введенский. «Песенка о дожде»;
Ю. Владимииров. «Оркестр»;
Н. Заболоцкий. «На реке»;
Н. Матвеева. «Путаница»
Э. Мошковская. «Какие бывают подарки», «Хитрые старушки», «Обида»;
Н. Рубцов. «Про зайца»;
Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»;
И. Токмакова. «Мне грустно…»;
Э. Успенский. «Страшная история», «Память»;
Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»;
Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин».
Проза.
К. Коровин. «Белка» (в сокр.);
А. Куприн. «Слон»;
Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;
Н. Телешов. «Уха» (в сокр.).
C.Алексеев. «Первый ночной таран»;
Е. Воробьев. «Обрывок провода»;
М. Зощенко. «Великие путешественники»;
Ю. Коваль. «Стожок», «Выстрел», «Русачок-травник»;
Е. Носов. «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудиласъ»;
М. Пришвин. «Курица на столбах»;
А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;
С. Романовский. «На танцах».
Литературные сказки.
В. Даль. «Старик-годовик»;
П. Ершов. «Конек-Горбунок»;
А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
А. Ремизов. «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;
И. Соколов-Микитов. «Соль земли»;
К. Ушинский. «Слепая лошадь».
К. Драгунская. «Лекарство от послушности»;
Н. Носов. «Бобик в гостях у Барбоса»;
К. Паустовский. «Теплый хлеб»;
Г. Скребицкий. «Всяк по-своему»;
А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы).
К. Аксаков. «Лизочек»;
А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца;
Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки);
Л. Левин. «Сундук»;
С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).
Игровой фольклор.
Прибаутки:
«Где кисель —тут и сел…»,
«Глупый Иван…»,
«Братцы, братцы!..»,
«Федул, что губы надул?..»,
«Сбил, сколотил — вот колесо…»,
«Ты пирог съел?».
Небылицы.
«Вы послушайте, ребята…»,
«Богат Ермошка».
Сказки и былины.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок);
«Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок);
«Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой;
«Снегурочка» (по народным сюжетам);
«Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева);
«Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой;
«Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;
«Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского;
«Чудесное яблочко», обр. Л. Елисеевой;
«Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова.
Фольклор народов мира
Песенки.
«Ой, зачем ты, жаворонок…», укр., обр. Г. Литвака;
«Улитка», молд., обр. И. Токмаковой;
«Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус;
«Перчатки», «Кораблик», пер. с англ. С. Маршака;
«Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой.
Сказки.
«Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина;
«Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова;
«Голубая птица», туркмен., обр. А. Александровой и М. Туберовского;
«Джек, покоритель великанов», валлийск., пер. К.Чуковского;
«Беляночка и Розочка», нем., пер. Л. Кон; из сказок Ш. Перро:
«Мальчик-с-пальчик», Ш. Перро, пер. Б. Дехтерева,
«Кот в сапогах», пер. Т. Габбе;
«Самый красивый наряд на свете», япон., пер. В. Марковой.
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина;
М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа;
Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;
Э. Лир. Лимерики («Жил-был старичок из Гонконга…»; «Жил-был старичок из Винчестера…»; «Жила на горе старушонка…»; «Один старикашка с косою…»), пер. с англ. Г. Кружкова.
Литературные сказки.
X. К. Андерсен. «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с дат. А Ганзен; Ф. Зальтен.
«Бемби» (главы), пер. с нем. Ю. Нагибина;
А. Линдгрен. «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой;
М. Мацутани. «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской;
С. Топелиус. «Три ржаных колоса», пер. со швед. А. Любарской;
Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой;
Г. Фаллада. «Истории из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыворот»), пер. с нем. Л. Цывьяна;
М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.
Для заучивания наизусть
Я. Аким. «Апрель»;
П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака;
Е. Благинина. «Шинель»;
Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»;
С. Есенин. «Береза»;
С. Маршак. «Тает месяц молодой…»;
Э. Мошковская. «Добежали до вечера»;
В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка…»;
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из «Евгения Онегина»);
Н. Рубцов. «Про зайца»
И. Суриков. «Зима»;
П. Соловьева. «Подснежник»;
Ф. Тютчев «Зима недаром злится»
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/471466-chitatelskij-dnevnik