Стальное колечко
Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюшей в деревушке Моховое, у самого леса.
Зима выдалась суровая, с сильным ветром и снегом. За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. Ночью в лесу выли продрогшие волки. Дед Кузьма говорил, что они воют от зависти к людям: волку тоже охота пожить в избе, почесаться и полежать у печки, отогреть заледенелую косматую шкуру.
Среди зимы у деда вышла махорка. Дед сильно кашлял, жаловался на слабое здоровье и говорил, что если бы затянуться разок-другой – ему бы сразу полегчало.
В воскресенье Варюша пошла за махоркой для деда в соседнее село Переборы. Мимо села проходила железная дорога. Варюша купила махорки, завязала ее в ситцевый мешочек и пошла на станцию посмотреть на поезда. В Переборах они останавливались редко. Почти всегда они проносились мимо с лязгом и грохотом.
На платформе сидели два бойца. Один был бородатый, с веселым серым глазом. Заревел паровоз. Было уже видно, как он, весь в пару, яростно рвется к станции из дальнего черного леса.
– Скорый! – сказал боец с бородой. – Смотри, девчонка, сдует тебя поездом. Улетишь под небеса.
Паровоз с размаху налетел на станцию. Снег завертелся и залепил глаза. Потом пошли перестукиваться, догонять друг друга колеса. Варюша схватилась за фонарный столб и закрыла глаза: как бы и вправду ее не подняло над землей и не утащило за поездом. Когда поезд пронесся, а снежная пыль еще вертелась в воздухе и садилась на землю, бородатый боец спросил Варюшу:
– Это что у тебя в мешочке? Не махорка?
– Махорка, – ответила Варюша.
– Может, продашь? Курить большая охота.
– Дед Кузьма не велит продавать, – строго ответила Варюша. – Это ему от кашля.
– Эх ты, – сказал боец, – цветок-лепесток в валенках! Больно серьезная!
– А ты так возьми сколько надо, – сказала Варюша и протянула бойцу мешочек. – Покури!
Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки, скрутил толстую цыгарку, закурил, взял Варюшу за подбородок и посмотрел, посмеиваясь, в се синие глаза.
– Эх ты, – повторил он, – анютины глазки с косичками! Чем же мне тебя отблагодарить? Разве вот этим?
Боец достал из кармана шинели маленькое стальное колечко, сдул с него крошки махорки и соли, потер о рукав шинели и надел Варюше на средний палец:
– Носи на здоровье! Этот перстенек совершенно чудесный. Гляди, как горит!
– А отчего он, дяденька, такой чудесный? – спросила, раскрасневшись, Варюша.
– А оттого, – ответил боец, – что ежели будешь носить его на среднем пальце, принесет он здоровье. И тебе и деду Кузьме. А наденешь его вот на этот, на безымянный, – боец потянул Варюшу за озябший, красный палец, – будет у тебя большущая радость. Или, к примеру, захочется тебе посмотреть белый свет со всеми его чудесами. Надень перстенек на указательный палец – непременно увидишь!
– Будто? – спросила Варюша.
– А ты ему верь, – прогудел другой боец из-под поднятого ворота шинели. – Он колдун. Слыхала такое слово?
– Слыхала.
– Ну то-то! – засмеялся боец. – Он старый сапер. Его даже мина не брала!
– Спасибо! – сказала Варюша и побежала к себе в Моховое.
Сорвался ветер, посыпался густой-прегустой снег. Варюша все трогала колечко, повертывала его и смотрела, как оно блестит от зимнего света.
«Что ж боец позабыл мне сказать про мизинец? – подумала она. – Что будет тогда? Дай-ка я надену колечко на мизинец, попробую».
Она надела колечко на мизинец. Он был худенький, колечко на нем не удержалось, упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно.
Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались.
Варюша заплакала. Пропало колечко! Значит, не будет теперь здоровья деду Кузьме, и не будет у нее большущей радости, и не увидит она белый свет со всеми его чудесами. Варюша воткнула в снег, в том месте, где уронила колечко, старую еловую ветку н пошла домой. Она вытирала слезы варежкой, но они все равно набегали и замерзали, и от этого было колко и больно глазам.
Дед Кузьма обрадовался махорке, задымил всю избу, а про колечко сказал:
– Ты не горюй, дочурка! Где упало – там и валяется. Ты Сидора попроси. Он тебе сыщет.
Старый воробей Сидор спал на шестке, раздувшись, как шарик. Всю зиму Сидор жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склевывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук и, когда его отгоняли, обижался, ершился и начинал драться и чирикать так сердито, что под стреху слетались соседские воробьи, прислушивались, а потом долго шумели, осуждая Сидора за его дурной нрав. Живет в избе, с тепле, в сытости, а все ему мало!
На другой день Варюша поймала Сидора, завернула в платок и понесла в лес. Из-под снега торчал только самый кончик еловой ветки. Варюша посадила на ветку Сидора и попросила:
– Ты поищи, поройся! Может, найдешь!
Но Сидор скосил глаз, недоверчиво посмотрел на снег и пропищал: «Ишь ты! Ишь ты! Нашла дурака!… Ишь ты, ишь ты!» – повторил Сидор, сорвался с ветки и полетел обратно в избу.
Так и не отыскалось колечко.
Дед Кузьма кашлял все сильнее. К весне он залез на печку. Почти не спускался оттуда и все чаще просил попить. Варюша подавала ему в железном ковшике холодную воду.
Метели кружились над деревушкой, заносили избы. Сосны завязли в снегу, и Варюша уже не могла отыскать в лесу то место, где уронила колечко. Все чаще она, спрятавшись за печкой, тихонько плакала от жалости к деду и бранила себя.
– Дуреха! – шептала она. – Забаловалась, обронила перстенек. Вот тебе за это! Вот тебе!
Она била себя кулаком по темени, наказывала себя, а дед Кузьма спрашивал:
– С кем это ты там шумишь-то?
– С Сидором, – отвечала Варюша. – Такой стал неслух! Все норовится драться.
Однажды утром Варюша проснулась оттого, что Сидор прыгал по оконцу и стучал клювом в стекло. Варюша открыла глаза и зажмурилась. С крыши, перегоняя друг друга, падали длинные капли. Горячий свет бил в оконце. Орали галки.
Варюша выглянула на улицу. Теплый ветер дунул ей в глаза, растрепал волосы.
– Вот и весна! – сказала Варюша.
Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче.
Снег в лесу потемнел. Сначала на нем выступила облетевшая за зиму коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев – их наломало бурей еще в декабре, – потом зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины и на краю последних сугробов зацвели первые цветы мать-и-мачехи.
Варюша нашла в лесу старую еловую ветку – ту, что воткнула в снег, где обронила колечко, и начала осторожно отгребать старые листья, пустые шишки, накиданные дятлами, ветки, гнилой мох. Под одним черным листком блеснул огонек. Варюша вскрикнула и присела. Вот оно, стальное колечко! Оно ничуть не заржавело.
Варюша схватила его, надела на средний палец и побежала домой.
Еще издали, подбегая к избе, она увидела деда Кузьму. Он вышел из избы, сидел на завалинке, и синий дым от махорки поднимался над дедом прямо к небу, будто Кузьма просыхал на весеннем солнышке и над ним курился пар.
– Ну вот, – сказал дед, – ты, вертушка, выскочила из избы, позабыла дверь затворить, и продуло всю избу легким воздухом. И сразу болезнь меня отпустила. Сейчас вот покурю, возьму колун, наготовлю дровишек, затопим мы печь и спечем ржаные лепешки.
Варюша засмеялась, погладила деда по косматым серым волосам, сказала:
– Спасибо колечку! Вылечило оно тебя, дед Кузьма.
Весь день Варюша носила колечко на среднем пальце, чтобы накрепко прогнать дедовскую болезнь. Только вечером, укладываясь спать, она сняла колечко со среднего пальца и надела его на безымянный. После этого должна была случиться большущая радость. Но она медлила, не приходила, и Варюша так и уснула, не дождавшись.
Встала она рано, оделась и вышла из избы.
Тихая и теплая заря занималась над землей. На краю неба еще догорали звезды. Варюша пошла к лесу. На опушке она остановилась. Что это звенит в лесу, будто кто-то осторожно шевелит колокольчики?
Варюша нагнулась, прислушалась и всплеснула руками: белые подснежники чуть-чуть качались, кивали заре, и каждый цветок позванивал, будто в нем сидел маленький жук кузька-звонарь и бил лапкой по серебряной паутине. На верхушке сосны ударил дятел – пять раз.
«Пять часов! – подумала Варюша. – Рань-то какая! И тишь!»
Тотчас высоко на ветвях в золотом заревом свете запела иволга.
Варюша стояла, приоткрыв рот, слушала, улыбалась. Ее обдало сильным, теплым, ласковым ветром, и что-то прошелестело рядом. Закачалась лещина, из ореховых сережек посыпалась желтая пыльца. Кто-то прошел невидимый мимо Варюши, осторожно отводя ветки. Навстречу ему закуковала, закланялась кукушка.
«Кто же это прошел? А я и не разглядела!» – подумала Варюша.
Она не знала, что это весна прошла мимо нее.
Варюша засмеялась громко, на весь лес, и побежала домой. И большущая радость – такая, что не охватишь руками, – зазвенела, запела у нее на сердце.
Весна разгоралась с каждым днем все ярче, все веселей. Такой свет лился с неба, что глаза у деда Кузьмы стали узкие, как щелки, но все время посмеивались. А потом по лесам, по лугам, по оврагам сразу, будто кто-то брызнул на них волшебной водой, зацвели-запестрели тысячи тысяч цветов.
Варюша думала было надеть перстень на указательный палец, чтобы Повидать белый свет со всеми его чудесами, но посмотрела на все эти Цветы, на липкие березовые листочки, на яснее небо и жаркое солнце, Послушала перекличку петухов, звон воды, пересвистывание птиц над полями – и не надела перстенек на указательный палец.
«Успею, – подумала она. – Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!»
Подготовка к активному и сознательному закреплению материала
Анализ произведения
Проверка домашнего задания
П: технический (работа с презентацией)
М – словесный (беседа);
П – организационный (ответ с места);
М – словесный (рассказ);
М – словесный (рассказ);
П: технический
(работа с учебником)
М – практический (чтение текста)
М – словесный (беседа);
П: технический
(работа с учебником)
М – словесный
(объяснение)
М – словесный (беседа)
П: технический
(работа с учебником)
М – практический (чтение текста)
М – словесный
(объяснение)
М – словесный (беседа)
-Сейчас на слайде будут появляться вопросы и 3 варианта ответа, по данному произведению. Вам нужно будет устно ответить на эти вопросы.
-Молодцы, вы очень внимательные читатели.
-Назовите главную героиню сказки? — Скажите, где и с кем жила Варюша?
— Как вы думаете, почему Варюша жила с дедом Кузьмой? Что мы можем предположить?
-Что заставило девочку пойти в соседнее село средь суровой зимы. О каких качествах характера говорит этот поступок?
— Куда пошла Варюша, после того, как купила махорку?
— Почему Варюша пошла посмотреть на поезд? Как это ее характеризует?
— С кем она встретилась на станции?
-Давайте сейчас прочитаем этот отрывок, сколько действующих лиц нам для этого нужно?
-Открывайте учебник на странице 76. И начнем со снов «На платформе…» до конца первой главы.
— Почему Варюша угостила бойца махоркой?
-За что боец подарил Варе колечко?
— А почему она поверила бойцу, рассказавшему ей о волшебном колечке?
-А как действует колечко?
-Какие чувства испытывала Варя от потери колечка?
-Что она придумала, чтобы найти место пропажи колечка?
-Как отреагировал дедушка Вари, прочитайте его слова.
-Кто такой Сидор?
-Найдите в тексте тот момент и прочитайте, когда Варя с Сидором ищет колечко.
Как Варюша узнала, что пришла весна?
— Найдите в тексте описания, передающие оживающую природу. Прочтите.
— Куда побежала Варюша с приходом весны?
— Где Варюша нашла колечко?
— На какой палец одела Варюша колечко, когда нашла его?
— Произошло ли чудо?
— На какой палец девочка одела потом, когда легла спать?
— С каким чудом встретилась девочка на следующее утро?
-Увидев такую красоту, захотела ли Варюша надеть колечко на указательный палец? Почему?
-А сейчас мы будем отвечать на вопросы.(д/з)
-Читаете вопрос и отвечаете.
-Девочка Варя. В деревне с дедушкой.
— Возможно, родители на фронте или погибли, она сирота. Рассказ написан в 1945 г., в военное время накануне окончания войны
-Кашель(болезнь) деда. О доброте, сочувствии и сострадании, заботе.
-На станцию, посмотреть поезда.
-Девочке интересно, она любознательна.
-С бойцами.
-4-автор, Варя, боец, другой боец.
Читают по ролям.
-Тяжелое было время — голод, разруха, бойцы возвращались с фронта домой. Каждый как мог помогал друг другу, старались отблагодарить бойцов.
-За доброту.
-Она, доверчивая, верит в чудеса, хочет видеть деда здоровым.
Средний палец – здоровье себе и своим близким. Безымянный палец – радость большущая. Указательный палец — увидеть весь мир.
-Сожаление, грусть, безвыходность.
-Она воткнула в это место еловую веточку.
-Ты не горюй дурочка. Где упало-там и валяется. Ты Сидора попроси. Он тебе сыщет.
-Воробей.
(начало 3-ей главы)
-Сидор стучал клювом в окно.
-В лес.
-Около той самой веточки.
-На средний палец.
-Да.
-На безымянный пальчик.
-Девочка встретилась с весной.
-Нет. Варюша любила свою Родину, свои родные места.
-Ответить на вопросы 1-5 в учебнике на странице 85.
1. Варя, девочка из простой семьи, которая пошла в соседнее село купить махорку для своего деда Кузьмы, который сильно кашлял. И на обратном пути, когда она пошла смотреть железную дорогу увидела двух бойцов. Боец попросил продать им махорку, но Варя даёт им сколько они хотят. За доброту боец дарит стальное колечко. Оно имеет своё обозначение на каждом пальце.
Да, похожа, потому что в реальной жизни кольцо не обладает никакими магическими свойствами.
2. За то что Варя не продала им махорку боец назвал её » цветок — лепесток в валенках «, а когда посмотрел в её глаза , то сказал » Анютины глазки с косичками «. Боец назвал её так , как она выглядела. (+чтение из учебника)
3. Варя мечтала о том, чтобы ее дедушка выздоровел. Она не надела кольцо на указательный, потому что боец объяснил что будет если надеть колечко на все пальцы, кроме мизинца. (+чтение из учебника)
4.Приход весны (прочитать из текста). Автор сравнивает весну с хозяйкой. Прием-олицетворение, когда неодушевленные предметы и явления наделяются человеческими способностями, качествами.
5. (чтение из учебника) Другие воробьи осуждали Сидора за его дурной нрав, вспыльчивость.
П – умение структурировать знания;
П – умение осознанно и произвольное строить речевое высказывание;
К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
П – умение осознанно и произвольное строить речевое высказывание;
К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
П – умение осознанно и произвольное строить речевое высказывание;
К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
П – умение выдвигать гипотезы;
П – умение искать и выделять необходимую информацию;
П – умение осознанно и произвольное строить речевое высказывание;
К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Слайды 2-6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Закрепление материала
Работа синтетического характера
М – словесный
(объяснение)
М – словесный (беседа)
П: технический (работа с презентацией)
-А сейчас на слайде вы видите части плана, нужно их поставить в правильном порядке.
1). Суровая зима в Моховом
2). Дедушка Вари заболел.
3). Варя отправилась за махоркой.
4). Старый боец дарит Варе волшебное колечко за горсть махорки.
5). Варя потеряла колечко.
6). Поиски колечка не имели успеха.
7). Дедушка заболел сильнее.
8). Пришла весна.
9). Варя нашла колечко.
10). Дедушка выздоровел благодаря колечку.
11). Варя считает, что Моховое- самое лучшее место на земле.
Разбираем каждый пункт плана, сопровождая небольшим пересказом. (Смотрите, первый пункт плана» Суровая зима в Моховом». Расскажите).
Второй пункт плана» Дедушка Вари заболел». Ачем он заболел?
Третий пункт плана…зачем дедушке нужна махорка? Что такое махорка?
Четвертый…Варя отдала ему всю махорку? А почему она решила отдать ему горсть махорки?
Пятый…Как Варя потеряла колечко? Что она сделала, чтобы не потерять место, где упало колечко?
Шестой…С кем Варя пошла искать колечко? Что сделал Сидор?
Седьмой…Как проявилось то, что дедушка Вари заболел сильнее?
Восьмой…Как Варя узнала о том, что пришла весна?
Девятый…Где Варя нашла колечко?
Десятый…Когда Варя заметила, что дедушка выздоровел?
Одиннадцатый…Почему Варя решила не надевать колечко на указательный палец?
Ответы детей.
П – умение осознанно и произвольное строить речевое высказывание;
К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Слайд 10-11
Подведение итогов урока и информация о домашнем задании
М – словесный (беседа)
П – организационный (ответ с места);
— Скажите, так прав ли был писатель, что назвал свое произведение сказкой? Почему?
-Было ли волшебство в сказке, какое?
-Счастлива ли наша героиня?
-А действительно ли колечко было волшебным? Ведь зимой многие болеют, а с приходом весны выздоравливают. И боец видел, что девочка маленькая и наивная. И Варе хотелось верить в силу кольца, чтобы надеяться, что ее дедушка выздоровеет.
-А чему учит нас эта сказка?
-Теперь посчитайте свое количество жетонов (выбираем самых активны)
-Домашнее задание: пересказ по плану
-Да, потому что только в сказке есть волшебное колечко.
-Варя нашла колечко, дедушка Вари выздоровел.
-Да, ведь, по ее мнению, она живет на самом прекрасном месте на белом свете, и ее окружают любящие люди.
-Сказка К.Г.Паустовского «Стальное колечко» учит нас уважению к старшим, любви к природе, любви к Родине. И показывает нам, что счастье у каждого человека свое, только надо его увидеть и почувствовать.
Р – уметь оценивать свои результаты работы на уроке
П – умение осознанно и произвольное строить речевое высказывание;
К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Слайд 12
Тема: К. Паустовский «Стальное
колечко»
Цель урока: расширение знаний детей о
жизни и творчестве К.Г.Паустовского и знакомство с произведением «Стальное
колечко». Учить детей определять тему, цели и задачи урока, выразительно и
осознанно читать; развивать умение слушать, формулировать собственное мнение и
позицию, вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; воспитывать
умение сопереживать, уважительно относиться к собеседнику.
Ход урока:
I.Организационный момент.
— Проверьте свою готовность к
уроку.
— Проведём дыхательную гимнастику.
У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У
чтеца тоже есть особые «инструменты», которые помогают радовать слушателей
своим чтением — дыхание, голос. Подготовим свои инструменты к работе.
— «Свеча».
— Сделаем глубокий вдох и разом
выдохнем весь воздух. Задуем свечу
— А теперь задуем три свечи (один
вдох и три выдоха).
II. Речевая разминка.
1.Скороговорка.
Около колодца кольцо найдётся.
— Прочитайте глазами;
-шёпотом;
— громко, медленно;
— громко, быстро.
— Для чего работали со
скороговоркой?
III. Проверка домашнего задания.
IV. Подготовка к восприятию нового
материала. Введение в тему.
«Читайте! И пусть в вашей
жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной строчки из новой
книги» К.Г. Паустовский. ( Слайд 1.)
— Какие произведения К.
Паустовского вы читали?
— Название нового произведения К.Г.
Паустовского, с которым мы сегодня познакомимся вы сможете определить, если
прочитаете анаграмму
СЬОНЕТАЛ КЕЧОКОЛ (Стальное колечко)
(Слайд 2.)
V.Сообщение темы , целей урока.
— Сформулируйте тему урока.
— Тему урока определили. Установите
цели и задачи урока.
VI. Работа по теме урока.
1.Рассказ о К.Г.
Паустовском ( Слайд 3.) ( Портрет К.Г. Паустовского)
Константин Георгиевич
Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного служащего. В его семье
любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много
читал, писал стихи. Ещё в последнем классе гимназии был напечатан его первый
рассказ. После этого Паустовский решил стать писателем. Константин Георгиевич
работал кондуктором, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по
России. Каждая поездка-это книга.
Во время Великой Отечественной
войны был военным корреспондентом. После войны побывал в Италии, Турции,
Греции, Швейцарии. Константин Паустовский известен многим читателям. В его
творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно
и просто, с большой теплотой изображал родную природу, наш народ и нашу
историю.
2. Словарная работа. (
Слайд 4.)
Тёс – тонкие доски.
Колун – тяжёлый топор для колки
дров.
Лещина – лесной кустарник, дающий
орехи, орешник.
Махорка – курительный табак низшего
сорта.
Нрав – характер.
Шинель – форменное пальто
военных.
Цигарка – скрученная трубочка из
бумаги с табаком.
Сапёр – военнослужащий инженерных
войск.
Стреха – нижний край соломенной
крыши.
Темень (темя) – часть головы.
Околица – край деревни.
Завалинка – земляная насыпь вдоль
стен избы.
3. Чтение сказки учителем и
детьми.
— Перед тем, как начнём читать эту сказку,
как вы думаете, о чём она, зная только название?
— Начинаем читать, и проверим
совпадут ли ваши варианты с содержанием текста.
4. Анализ произведения.
— Где жили главные герои?
— Что говорится о здоровье деда
Кузьмы?
— Что, по его мнению, ему помогло
бы?
— Как называлось село, в которое
Варюша пошла за махоркой?
— Кого Варюша встретила на
платформе?
— Как автор описывает одного бойца?
— За что боец отблагодарил девочку?
5. Физминутка
— Давайте немного отдохнём.
Встаньте. Внимательно следите за моими движениями.
— Я, как Варюша, буду надевать на
палец колечко. Если надену колечко на указательный палец, вы приседаете. Если
на средний-делайте наклон вперёд. Если на мизинец – ходьба на месте.
6. Анализ произведения
— Чем отблагодарил боец девочку?
— Почему боец назвал колечко
чудесным?
— Как Варюша потеряла колечко?
— Пыталась ли девочка найти
колечко?
— Смогла ли она сразу вернуть
колечко, как потеряла?
— Поверила ли девочка в волшебство
кольца?
— Что посоветовал дед Кузьма ?
— Как чувствовал себя дед Кузьма к
весне?
— Почему Варя винила себя в болезни
дедушки? Как это её характеризует?
— Удалось ли с приходом весны найти
колечко?
— В чём видел дед Кузьма причину
своего исцеления?
— Надела ли Варюша колечко на
безымянный палец? Какая же радость охватила девочку?
— Надела ли на указательный палец?
Почему не стала этого делать?
— Что же хотел сказать автор своим
произведением?
7. Обобщение : работа над
образом Варюши.
— Ребята, предлагаю вам составить
рассказ о Варюше, используя для этого , записанные черты характера девочки. (
ученики работают в парах)
План.
1.Сообразительная
2.Заботливая
3.Жалостливая
4.Любящая
5.Добрая
VII. Домашнее задание.
— Итак, ребята, домашнее задание у
вас будет интересное. Я предлагаю вам продолжить сказку, помечтайте вместе с
Варей . Помните, в начале сказки Варюша надела кольцо на мизинец. А солдат
забыл ей сказать ей про него. Вот вы придумайте, что было бы дальше, если
колечко надеть на мизинец.
VII. Рефлексия.
На уроке | активно/ |
Своей | доволен |
Урок мне | коротким/ |
Материал | понятен/ полезен/ интересен/ |
Домашнее | лёгким/ интересным/ |
VIII. Итог.
— О чём хотел сказать своим
читателям автор через это произведение? (о вере, добре, заботе)
— Это произведение сказка или
рассказ? (напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно
только его заметить).
- ВСЕ НОВИНКИ
Электронная библиотека » Константин Паустовский
Книги автора Константин Паустовский
- 1 марта 2021, 09:40
Жанр: Детская проза, Детские книги
+6
Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, автор очерков, рассказов, повестей, романов, его книги неоднократно переводились на многие языки мира.
«С детских лет мне хотелось увидеть и испытать все, что только может увидеть и испытать…
- Просмотров: 655
- 19 октября 2020, 11:40
Жанр: Советская литература, Классика
+12
Константин Георгиевич Паустовский – одна из важнейших фигур литературного мира XX века, советский классик, трижды номинированный на Нобелевскую премию по литературе.
В повести «Золотая роза» Паустовский увлекательнейшим образом раскрыл суть и миссию писательского…
- Просмотров: 423
- 16 марта 2018, 14:40
Жанр: Детская проза, Детские книги
В книгу «Барсучий нос» Константина Георгиевича Паустовского вошли не только широко известные, хрестоматийные произведения, но и достаточно редко публикующиеся рассказы замечательного писателя (например, «Приточная трава», «Бабушкин сад», «Грач в троллейбусе»,…
- Просмотров: 1928
- 20 сентября 2017, 12:21
Жанр: Сказки, Детские книги
+6
В книгу Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968) вошли его самые известные сказки и рассказы, написанные для детей. Его произведения «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Дремучий медведь» и другие – образцы пейзажной и лирической прозы….
- Просмотров: 3562
- 28 августа 2017, 21:33
Жанр: Детская проза, Детские книги
+12
В сборник произведений классика русской литературы Константина Георгиевича Паустовского (1892–1968) вошли повести «Мещерская сторона» и «Повесть о лесах», а также избранные рассказы, воспевающие красоту природы Средней полосы России.
Повесть «Мещерская…
- Просмотров: 5440
- 2 мая 2017, 17:29
Жанр: Сказки, Детские книги
+6
Во второй половине XX века произведения классика русской литературы Константина Георгиевича Паустовского (1892–1968) вошли в российских школах в программу по русской литературе для детей, как одни из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы. В нашей книге «Сказки» собраны самые известные произведения для детей «Тёплый хлеб», «Стальное колечко», «Дремучий медведь» и другие. Иллюстрации к произведениям К. Г. Паустовского выполнены тульским художником Иваном Цыганковым. Книга издана к 125-летию со дня рождения писателя.
Для младшего школьного…
- Просмотров: 2840
-
- 30
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
1.5
Оценок: 2
- 27 марта 2017, 15:50
Жанр: Сказки, Детские книги
+6
В сборник «Сказки о природе» вошли произведения замечательного русского писателя К. Г. Паустовского. Среди них такие поэтичные, как «Стальное колечко» и «Тёплый хлеб». Сказки К. Паустовского отличаются вниманием к необычному и трогательному в окружающем мире, интересом к чувствам человека.
Для младшего школьного…
- Просмотров: 3380
- 29 января 2016, 15:00
Жанр: Детская проза, Детские книги
+12
К.Г. Паустовский – писатель, творчество которого одинаково интересно и понятно и взрослым, и детям. Его любовь к красоте человеческой души, русской природы, искусства завораживает и приближает ребёнка к правильному пониманию мира.
Для среднего школьного…
- Просмотров: 8717
-
- 100
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
5
Оценок: 1
- 6 июля 2014, 11:35
- Просмотров: 5653
- 2 апреля 2014, 01:43
Жанр: Сказки, Детские книги
Дремучий медведь – очень опасный зверь. Он ходит-бродит и только и мечтает кого-нибудь съесть! Вот и пастушонок Петя с телятами чуть было не попались такому злому медведю на зуб. Но птицы и звери, зная Петину доброту и хороший нрав, помогли ему одолеть медведя…
В книгу вошли сказки К. Паустовского «Дремучий медведь» и «Теплый хлеб», с иллюстрациями Анатолия…
- Просмотров: 8494
-
- 74
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
3.7
Оценок: 10
2022-01-04 23:51:44
Veledar: Рассказ, подходящий для детей и для взрослых. С хорошим сюжетом, который держит интригу до самого конца. С героями, для убедительной прорисовки характеров вполне хватило место в небольшом по объему рассказе….
2022-01-04 23:47:15
Veledar: Хоть и пишет Сандерсон хорошо и миры конструирует замечательно, но есть у него один маленький недостаток — это любовь к деталям, когда описывается каждая мелочь из жизни главных героев. С одной стороны это хорошо, поскольку создается полная картинка происходящего….
2022-01-04 23:44:32
Veledar: Очень хорошо и читабельно, несмотря на то, что разномастные попаданцы в последнее время буквально заполонили умы авторов и книжные страницы.Но этот роман выгодно отличается из этого ряда. Прежде всего, книгу просто интересно читать….
Популярные книги за неделю
-
Просмотров: 10879
Берсерк забытого клана. Книга 1. Руссия…
Алекс Нагорный
Бояръ-аниме. Вехи параллельной России. Ну, держитесь фраера… Начало саги о приключениях…
-
Просмотров: 10223
Сталинский сокол. Комэск
Михаил Нестеров
Военный летчик ВКС Российской Федерации Олег Северов после гибели попадает в прошлое. Он…
-
Просмотров: 8097
Сталинский сокол. Комдив
Михаил Нестеров
Попавший на Великую Отечественную войну подполковник ВКС Российской Федерации Олег…
-
Просмотров: 6759
Сталинский сокол. Комбриг
Михаил Нестеров
Угодивший в 1941 год военный летчик ВКС Российской Федерации Олег Северов продолжает…
-
Просмотров: 6622
Малыш Гури. Книга шестая. Часть третья.…
Юрий Москаленко
Летние каникулы… кто о них не мечтает и не ждёт великим нетерпением среди студиозов и…
-
Просмотров: 6178
Законы счастливой жизни. Том 1
Олег Торсунов
Часто ли мы задумываемся о том, что от образа жизни и мышления человека зависит его…
-
Просмотров: 4938
Мир Тёмного солнца
Константин Муравьёв
Степан опять сделал шаг вперёд. Но сейчас он закрыл своим телом портал, сквозь который…
-
Просмотров: 4900
#подчинюсь
Яна Егорова
Ника приезжает в столицу, чтобы поступить учиться на юриста. Она знакомится с «хорошим»…
-
Просмотров: 4644
Законы счастливой семейной жизни
Олег Торсунов
Все мы хотим достичь гармонии в семейной жизни. Но не всегда это получается. К.м.н. О.Г.…
-
Просмотров: 4424
Русский
Яна Егорова
Его всего лишь попросили встретить меня на вокзале и приютить на несколько дней у себя.…
-
Просмотров: 4328
Ты моя собственность
Матильда Старр
У меня было все – любящая семья, жизнь в роскоши и прекрасное будущее. Пока я не сбежала…
-
Просмотров: 4198
Берсерк забытого клана. Книга 2.…
Юрий Москаленко
Бояръ-аниме. Вехи параллельной России. Ну, держитесь фраера… Продолжение саги о…
-
Просмотров: 3594
Бесконечность + 1
Эми Хармон
Девочка. Мальчик. Вспышка страсти. Сложные обстоятельства. Только один выбор: уйти или…
-
Просмотров: 3425
Падение в небо
Юрий Москаленко
Жизнь у человека одна, как и судьба. Герой боевых действий в точках локальных конфликтов…
-
Просмотров: 3425
Не шутите с боссом!
Матильда Старр
Одна дурацкая шутка – и теперь у меня с боссом очень сложные отношения. Впрочем, они и до…
-
Просмотров: 3413
Берсерк забытого клана. Книга 3.…
Юрий Москаленко
Бояръ-аниме. Вехи параллельной России. Ну, держитесь фраера… Приключения Феликса, нашего…
-
Просмотров: 3299
Воспитатель
Яна Егорова
Бравый подполковник спецслужбы БПУ, Константин Белявский, узнав от бывшей любовницы о…
-
Просмотров: 3253
Сила Стихий. Раскрытие и познание
Ксения Меньшикова
С понятием стихий мы знакомы с детства. Земля, по которой ходим, огонь, что согревает,…
-
Просмотров: 3192
Снегурочка без права выбора
Матильда Старр
Подработать Снегурочкой казалось отличной идеей. До тех пор пока в одном очень-очень…
-
Просмотров: 3169
Снайпер
Владимир Поселягин
У Кирилла всё по-прежнему. Изучение магии не отвлекает его от того, что происходит…
-
Просмотров: 3049
Девственница на продажу
Лана Ричи
Меня продали мои же родственники. Чудовищу без чести и принципов. И пусть я считаюсь его…
-
Просмотров: 3036
Десантник. Дорога в Москву
Олег Таругин
Третья часть цикла «Десантник».
Возвращение сержанта разведроты ВДВ Алексея Степанова и… -
Просмотров: 3022
Давай начнем с развода!
Яна Егорова
Меня зовут Леся, мне 31 год и, при росте в 165 сантиметров, я вешу 85 килограмм. Добавьте…
-
Просмотров: 2851
Спасибо деду за Победу! (сборник)
Алексей Махров
«Спасибо деду за Победу!» – легко благодарить последних ветеранов через 70 лет после…
Урок литературного чтения
«К.Г. Паустовский «Стальное колечко». Рассказ или
сказка?».
Подготовила: учитель МБОУ СОШ №81
города Воронежа Рябцева В.Л.
Класс: 3 б
Цель: знакомство
с произведением К. Паустовского “Стальное колечко” и определение жанровой
принадлежности текста; формирование гражданского сознания школьников
Задачи урока (Планируемые результаты):
Предметные:
- Познакомить
учащихся с произведением К. Г. Паустовского “Стальное колечко” - Формировать
умения определять жанровую принадлежность текста - Развивать
навыки правильного, беглого, выразительного чтения - Расширять
и активизировать словарный запас
Метапредметные:
Регулятивные:
- Формирование
умений сохранять учебную цель, заданную учителем - Формирование
самостоятельно ставить учебные задачи. - Формирование
умений оценивать учебные действия
Познавательные:
- Развивать
умение анализировать текст, раскрывать художественные особенности, - Работать
над использованием знаково-символичных средств - Развивать
умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений, Развивать умения строить простые речевые высказывания, давать
определение понятиям. - Развивать
умения работать со словарем
Коммуникативные:
- Создать
условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные:
- Работать
над самооценкой и пониманием причин успеха или неуспеха в учебной
деятельности. - Развивать
умение адаптироваться к сложным ситуациям. - Способствовать
проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.
Оборудование: мультимедийная
презентация, карточки со словарными словами, картинками к ним и их лексическим
значением, карточки для работы в парах, план рассказа для работы в группах,
»Линеечки самооценки « для работы в парах, “Толковый словарь русского языка”
С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит музыка “С чего начинается Родина?”
Слова учителя на фоне музыки:
“Есть у русского человека одно слово, самое дорогое, важное. Это
слово Родина. Его можно заменить другим, не менее важным словом: родная
сторона. У каждого человека есть свой маленький уголок – улица, дом, где он
родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких разных
уголков и состоит наша общая Родина. Страна, где человек родился”
-Как вы думаете, почему урок я начала с этих строк? (Мы сегодня
будем говорить о Родине, о родной стороне. Вчера мы познакомились с
произведением Паустовского “Стальное колечко”. Это произведение о Родине, о
родной стороне)
-А что для вас слово “Родина?” (ответы детей)
2. Актуализация знаний
— Мы познакомились с произведением К. Г. Паустовского “Стальное
колечко”.
-Почему произведение называется «Стальное колечко»?
— Вам понравилось это произведение? (ответы детей)
-Чем понравилось?
-Кто из персонажей понравился вам больше всех? (Варюша)
— Как вы себе ее представили? (ответы детей)
-А как автор относится к девочке? (Девочка нравится автору, он
называет её ласково – Варюша)
-А когда вы читали произведение, вы были внимательными
читателями? Как узнать?
-Давайте проверим, какие вы внимательные читатели.
— Дома вы прочитали текст до конца. Какие вопросы по содержанию
текста вы составили?
( Где жила Варюшка с дедом? Как звали деда? Куда Варюшка пошла
за махоркой? Кто такой Сидор? С кем Варюшка встретилась в Переборах?
Какой подарок она получила?)
-Для чего нужно уметь задавать вопросы? Где это умение может
пригодиться?
-Оцените свою работу на “Линеечках оценки”. Если все ответы
совпали, то * поставьте на верхней ступеньке, если допущены ошибки ,частично
совпали — * на средней ступеньке, если нет ни одного совпадения — * на нижней
ступеньке.
-У кого все ответы совпали – тот может себя назвать внимательным
читателем.
3. Словарная работа. Определение значения слова
— Чтобы глубоко понять содержание произведения , нужно
познакомиться со словами, их значением. Я предлагаю вам поработать в группах
Подтвердим словарем.
— На предыдущем уроке при знакомстве с произведением мы
находили незнакомые слова и выражение. Что мы с ними делали? (Определяли
значение слов).
— Как мы это делали? (Работали с толковым словарем, с
Интернетом)
— Для чего нам нужна была такая работа? (Чтобы понять текст, его
осознать)
-Проверим, умеете ли вы соотносить слово и его значение.
-У каждой группы есть карточки со словами и их значениями, а
также иллюстрациями к словам. Вам необходимо распределить карточки со словами
между участниками группы, а каждому участнику подобрать к своему слову
лексическое значение и его кртинку.
— Подтвердим текстом.
1.Платформа стр.76 2 абзац
2.Шинель стр.77 2 абзац
3.Околица стр.81 3 абзац
4.Колун стр.83 1 абзац
5.Завалинка стр.82 4 абзац
6.Сапер стр.78 2 абзац снизу
7.Стреха стр.79 2 строка снизу
8.Тесовых, тес стр.75 2 абзац
9.Лещина стр.83 6 абзац
— Какому слову нет карточки с лексическим значением? (ЛЕЩИНА)
— Можете ли дать определение этому слову? (нет)
— Что будем делать? (искать значение в словаре).
— Я предлагаю одному ученику найти объяснение слова в толковом
словаре, а всем ученикам найти предложение в тексте К.Г.Паустовского с этим
словом. (учебник стр. )
(Один ребенок работает с толковым словарем, остальные
проверяют выполнение задания)
Один ученик работает с толковым словарем и учебниом, остальные
по предложенным картинкам определяют слово и значение.
— Я на экране показываю картинку, а в каждой группе встает тот,
у кого слово, обозначающее предмет, изображенный на картинке, и читает
объяснение слова.
Проверка выполненной работы по определению слова “лещина”
Учащиеся зачитывают определение слова из толкового словаря и отрывок из
произведения “Стальное колечко”, в котором употребляется это слово.стр.83
— Найдите на следующих картинках лещину.
А где можно узнать информацию об этом растении? (в энциклопедии,
в учебниках окружающего мира и т.д.)
4. Постановка учебной задачи
— Нам предстоит перейти к новому этапу
урока.
— Мы анализировали с вами произведение «Стально колечко»
-Что за произведение? (стихотворение, научная статья, рассказ,
сказка)
-Какие вопросы возникли? Какие были версии?
— О чем произведение? (о колечке)
— Прочитав произведение полностью и составив план , ваше мнение
изменилось? (ДА)
— О чем оно? (о девочке, о её судьбе, о Родине, о родной
стороне)
— Смогли ли мы по названию произведения узнать жанр? (нет)
— Какова цель нашего урока?
— К какому жанру относится произведение К.Г. Паустовского
«Стальное колечко»?
— Над чем нам сегодня предстоит поработать? (Стальное колечко –
рассказ или сказка?)
( Учащиеся высказывают разные мнения. Одни считают, что это
произведение – рассказ, другие – сказка)
— Сформулируйте тему и цель урока.
Цель – Определение жанровой принадлежности
произведения.
— Что нам нужно для того, чтобы выяснить, к какому жанру
относится произведение “Стальное колечко”?
1. Вспомнить, что такое рассказ и что такое
сказка.
2. Уметь находить признаки рассказа и сказки в
произведении
Организация работы в группах. Анализ произведения по плану.
5. Решение учебной задачи
-Признаки рассказа и сказки мы будем определять через анализ
произведения. Работать будем в группах. 1-2 группа будет доказывать, что
“Стальное колечко” — это “рассказ”, а 3-4 группа будет доказывать, что это
произведение – “сказка”
-Вспомните, что такое “рассказ” и что такое “сказка” и назовите
признаки рассказа и сказки. (Рассказ — это небольшое произведение, повествующее
о каком-либо эпизоде о жизни героя. В рассказе реальные события. Есть завязка
сюжета (начало), развитие сюжета (основная часть) и заключение. Сказка – это
вид устного народного фантастического повествования, в котором добро побеждает
зло. В сказке есть зачин, концовка, есть волшебные предметы, чудеса, есть
герои-помощники, волшебные числа, все желания исполняются)
-Прочитав произведение “Стальное колечко”, мы составили план. По
пунктам этого плана вам необходимо выделить последовательно признаки сказки и
рассказа в произведении.
Учитель читает пункты плана. Образец.
Читает ученик , повторяя пункты плана.
Рассказ | Сказка | |
Начало | + | |
Встреча | + | + |
История | + | + |
Варюша | + | |
Приход | + | + |
Варюша | + | |
Дедушка | + | + |
“Наша | + |
Начинаем работу над произведением.
— Как начинается произведение? Прочитайте. (Жужжащее чтение)
— Что можете сказать о начале? Это событие реальное или вымышленное?
— На что похоже начало произведения — на сказку
или рассказ? (на рассказ)
— Какие признаки рассказа вы можете выделить? (Описываются
события, которые могли происходить в реальной жизни. Указано, в каком селе
живут герои).
— Отметьте в таблице знаком “+”, что начало произведения похоже
на рассказ.
— Посмотрите на следующие иллюстрации. Какой эпизод изобразил
художник? (Встреча Варюши с бойцами)
— Что вы можете сказать о поступке Вари и этих бойцов?
— А колечко сможет совершить волшебство?
— Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)
— Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного
колечка?
— Эпизод встречи Варюши с бойцом напоминает вам сказку или
рассказ? Поставьте знак “+” в соответствующий столбик таблицы
— В учебнике вы увидели иллюстрацию, а дети предлагают оживить
эту иллюстрацию…
Инсценировка эпизода встречи Вари с бойцами.
— Спасибо детям- артистам за работу на уроке. Оценим их работу
отличной оценкой.
Следующий этап урока – анализируем как Варя потеряла
колечко.(стр.79)
-Что мы узнали из этого небольшого трогательного момента о характере
Вари?( добрая, любит деда)
— Поставьте знак + там , где характеристика эпизода соответствует
жанру.
— Как характеризует жанр произведения история про Сидора?
— Зачитайте ,что слышится в словах птицы девочке?( Чтение текста
стр.80 3 абзац)
Как характеризует жанр произведения история про Сидора?
Обсудите в группах
1-2 группа. История про Сидора
напоминает рассказ, так как Сидор — обычная птица. Все, что происходило с
Сидором – можно увидеть в реальной жизни.. Это не сказочный персонаж и искать
колечко не может. Его ответ Варюше – это то, что ей слышится в писке Сидора.
3-4 группа. История про Сидора – это
сказка, потому что Птица говорит человеческим языком.
Как характеризует жанр произведения история про Сидора?
Обсудите в группах
Отметим в таблице, что история про Сидора напоминает и рассказ,
и сказку
— Это сказочный персонаж ?
— Поговорим об эпизоде – приход Весны.
Оценивается выполненная работа учащимися.
А весна – сказочный персонаж или нет? (ответы детей)
Найдите отрывок, в котором говорится, как Варюша увидела
Весну.
Момент нашего урока, когда мы можем отдохнуть ,послушать музыку
с закрытыми глазами. Гостям предлагаю присоединиться к нам.
Послушайте этот отрывок (ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА УЧИТЕЛЕМ)
В это время звучит музыка П.Чайковского “Апрель”
— Что вы представили? Какой образ весны создал автор в своем произведении?
(ответы детей)
— Какой прием показал автор , описывая Весну? ( олицетворения)
КАРТОЧКИ СО СЛОВАМИ. На доске дополнительно «Сундучок слов»,
если слов не хватает, можно обратиться за помощью.
— Попробуйте создать образ весны: 1 группа – с помощью
прилагательных, 2 группа – с помощью глаголов, 3 группа – с помощью
существительных, 4 группа составит синквейн:
2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение о весне, существительное.
Представление и оценка выполненных работ.
Следующий этап ( Оценка деятельности)
— Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о том,
почему девочка потеряла колечко. Как это случилось? (ответы детей)
Почему расстроилась Варюша? (Не будет здоровья деду, не будет радости,
не увидит она белый свет.)
Как же нашла Варюша то место, где потеряла колечко?
Прочитайте.
О чем это говорит? О какой черте характера? (Девочка была
сообразительная, смышленая, находчивая) Эти эпизоды напоминают вам рассказ или
сказку? Отметьте в таблице.
Заполняем итоговую часть таблицы.
«Дед поправился»
— На какой палец Варюша надела колечко? Как это характеризует
девочку? (она любит своего деда и хочет ему помочь)
— Какое чудо — радость случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы?
(Приход весны само по себе чудо, т.к. преображается природа)
— Отчего же поправился дедушка? (ответы детей) Это
эпизод напоминает сказку или рассказ?
— Варюша нашла колечко, надела на средний палец, дед сразу
поправился (сказка)
Пришла весна, пригрело солнце – дедушка поправился (рассказ)
Итог нашего плана.
— Как заканчивается произведение? Прочитаем последние 2 абзаца.
О чем узнали? (Варя верит, что колечко волшебное, но отказывается от последнего
желания)
— Может ли подобное быть в сказке? (Нет, в сказке все желания
исполняются)
— Это заключение, как в рассказе или концовка как в сказке?
(ответы детей)
— Почему Варя отказывается от последнего желания? (она любила
свою деревню, свою маленькую родину, что даже не хотела посмотреть на белый
свет со всеми его чудесами)
6. Итог урока. Оценка деятельности
— Произведение “Стальное колечко” — сказка или рассказ? (и рассказ,
и сказка). К.Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение
так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Сам Паустовский
определил это произведение как сказку, а значит, хочет, чтобы мы читали
“Стальное колечко” как сказку. Он говорил: “Мы
живём в мире сбывшихся сказок…” Как
вы это понимаете? (рядом с нами всегда есть чудеса, нужно только уметь их
замечать)
О чем важном хотел нам сказать писатель этим произведением? (о
добре, заботе о ближних, любви к Родине)
Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.
“Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное
счастье”. В чем нашла свое счастье Варюша? (ответы детей)
— Я думаю, что Варюша нашла
свое счастье на Родине. Ей нравиться жить в родной деревне, рядом с дедом
Кузьмой, заботиться о нем. Она способна тонко чувствовать и любить природу,
родную землю. Любите, своих родных, берегите их. Семья – наше достояние, наше
счастье. Дорожите родным домом, своей Родиной. Ведь понятие “родина” начинается
с малого, семьи, где тебя любят, понимают, в тебе нуждаются…
Итак, какие задачи решались сегодня на уроке? (определяли
признаки сказки и рассказа в произведении “стальное колечко”, анализировали
произведение, определяли художественные особенности, пополняли словарный запас,
формировали навыки сознательного чтения.
7. Домашнее задание
1. Продолжите сказку, помечтайте вместе с Варенькой. Помните, в
начале рассказа Варюша надела кольцо на мизинец. А солдат забыл ей сказать про
него. Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец.
Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у
Паустовского
2. Описать свои впечатления от прочитанного произведения в виде
стихотворения или небольшого рассказа.
3. Самый любимый и родной уголок для Варюши – это деревушка
моховое. А у вас есть любимый и родной уголок? Расскажите о нем.
Д/З на доске – слайд с записью .
8. Рефлексия
— Кто доволен работой на уроке?
-Что сегодня удалось?
— Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить?