Автор На чтение 12 мин. Опубликовано
Сказка «Растрепанный воробей» Паустовского была написана в 1948 году. Добрая, волшебная история о маленькой девочке, ее маме и отзывчивом воробышке, который помог восстановить справедливость.
Для лучшей подготовки к уроку литературы в 3 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Растрепанный воробей» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и литературного чтения в младших классах.
Главные герои
Маша – любопытная девочка с добрым, отзывчивым сердцем.
Пашка – маленький воробей, спасенный Машей, очень смелый и находчивый.
Другие персонажи
Ворона – старая, опытная разбойница, очень умная и хитрая.
Петровна – няня Маши, старая женщина, добрая и заботливая.
Мама Маши – балерина, красивая, романтичная женщина.
Отец Маши – моряк, военный, добрый и любящий мужчина.
Краткое содержание
Маша смотрела в окно, а рядом на диване дремала нянюшка Петровна. Мать уже ушла на работу – «она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу
». Девочка лишь издали видела театр – большой, красивый, с внушительными колоннами и чугунными лошадьми на крыше.
В последнее время мама очень волновалась – она «готовилась впервые танцевать Золушку
», и даже пообещала взять на премьеру Машу и Петровну. За пару дней до спектакля она достала из шкатулки красивую брошь – крошечный букет цветов, сделанный из тонкого стекла. Это был подарок любимого мужа – «он был моряком и привез этот букетик из какой-то далекой страны
». После войны его отправили на службу на Камчатку, и приехать домой он мог не раньше весны.
Мама очень дорожила этой брошью. На прощанье папа попросил приколоть ее к платью во время исполнения партии Золушки. Мама положила стеклянный букетик на свой стол, и сказала, «чтобы Маша не смела дотрагиваться до него даже мизинцем, потому что он очень хрупкий
».
На дереве сидела седая ворона – она «ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умываться
». Когда путь в комнату был свободен, ворона влетала через форточку, и хватала первое, что попадалось ей на глаза. Чаще всего это был сахар, печенье или колбаса. Жила она в старом ларьке, в котором летом продавали мороженое. Именно там она прятала свои сокровища, и зорко следила за тем, чтобы они не достались воробьям.
Однажды ворона застала в своем убежище «маленького растрепанного воробья по имени Пашка
». Она больно ударила его клювом по голове, и столкнула на землю. Маша подобрала несчастную птичку, и вылечила его. В знак благодарности Пашка приносил своей спасительнице разные предметы, которые хранились в тайнике седой вороны.
В этот раз добычей старой плутовки стала чудесная мамина брошь. Мама, узнав о пропаже, «так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша
». Следующим вечером вся троица отправилась в театр. Пашка же не терял времени даром – он собрал своих товарищей, «воробьи всей стаей напали на вороний ларек, где был спрятан стеклянный букет
».
Тем временем Маша была полностью поглощена представлением – она увидела маму в образе Золушки и «уже не могла оторваться от сцены
». В самый разгар выступления неожиданно появился маленький растрепанный воробей – «было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки
». Дирижер остановил оркестр, а воробей подлетел к Золушке и «на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет
». Со слезами на глазах Машина мама приколола брошь к платью, и продолжила выступать. Позже она объяснила дочери, что это были слезы радости – от маленькой радости люди смеются, «а от большой – плачут
».
Заключение
Рассказ Паустовского учит тому, что добрые поступки будут всегда вознаграждены. Доброта и милосердие способны творить настоящие чудеса, что и доказал маленький воробышек Пашка.
После ознакомления с кратким пересказом «Растрепанный воробей» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- Вопрос 1 из 10
Кто является автором произведения «Растрепанный воробей»?
(новая вкладка)
Читать краткое содержание Растрепанный воробей Паустовского
История, которая случилась на самом деле, очень напоминает сказку. Жила семья: мама, папа, девочка и их няня. Время было непростое, послевоенное. Отец Маши ушел на фронт, когда началась война. Он служил на корабле, моряком. Даже, получил ранение, но вернулся живым. Теперь работал далеко. Мама Маши танцевала в театре. Она – балерина. Девочка оставалась дома с няней. Она любила смотреть в окно и наблюдать, что там происходит. Эта занимательная история произошла зимой. Недалеко от дома, где жила девочка стоял киоск. Там продавали мороженое в летнюю пору, а в зимнюю – он пустовал. Ларек приглянулся вороне и стал ее жилищем. Птица оказалась очень хитрой и проворной. Она повадилась влезать в форточку, когда она была открытой, и забирать кусочки пищи. Квартира оказалась Маши и ее родителей. Ворона уже натаскала много разных вещиц в киоск.
Однажды маленький воробей проник в ее обитель и поплатился. Она ударила клювом Пашке в голову и столкнула вниз. Милиционер нашел птичку, положил в рукавицу и отдал Маше. Девочка была рада новому питомцу, и приютила воробушка. Он окреп, обогрелся и мог прилетать к девочке, когда хотел. Теперь форточка всегда была для него открыта. Пашка хотел отблагодарить девочку за свое спасение, и приносил ей в клюве забавные сувениры. Когда отец Маши находился дома, он подарил своей жене великолепную брошь в форме букета. Он считал, что она будет напоминать супруге о нем. Зимним вечером мама должна выступать в театре в главной партии и танцевать Золушку. Она достала брошь, показала Маше и попросила не трогать. Девочке стало любопытно, как вороне удается воровать вещи через окно. Она затаилась, когда птица проникла внутрь, стала смотреть за ней. Ворона не растерялась, и утащила ту самую брошь.
Когда мама танцевала на сцене, вдруг влетел воробушек, и в клюве у него блеснула брошь. Он выронил ее прямо в руки героини. Таким образом, маленький воробей отблагодарил девочку за доброту.
Оцените произведение:
- 4.23
Сюжет
Жадная ворона стащила со стола в одной квартире брошь – чудесный хрустальный букетик. Хозяйки квартиры были этим очень расстроены, поскольку это был подарок от папы, находившегося в командировке очень далеко от дома. Храбрый воробей, спасенный Машей в суровую зиму от холода и голода, объединившись с друзьями — воробьями, отбил подарок у сильной и злой птицы и вернул его девочке, чтобы она помогла маме выполнить просьбу ее мужа. Дело в том, что Машина мама была балериной и исполняла заглавную партию в балете «Золушка». И в последнем акте спектакля она смогла выполнить просьбу любимого мужа: приколоть сияющее украшение к своему платью в знак их вечной любви.
Главная мысль рассказа Растрепанный воробей
Одна из основных мыслей рассказа – о всеобъемлющей силе добра, творить которое может не только человек, но и маленький воробей, о том, что сделанное добро всегда возвращается. Кроме того, автор затрагивает такую тему, как любовь и верность: будучи подлинными, эти чувства сохраняются, даже когда люди друг от друга далеко. Сказочная форма произведения помогает выразить еще одну важную идею: в жизни всегда есть место чуду.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Главные герои и их характеристика
Главные герои – это те, кто влияют на развитие истории. Без их участия все было бы по-другому.
Читайте также: Герои поэмы Медный всадник Пушкина (характеристика)
Поэтому к ним относятся следующие персонажи:
- девочка Маша;
- ее мама;
- воробей Пашка;
- хитрая ворона;
- милиционер.
У Маши богатое воображение и доброе сердце. Она взяла «на воспитание» Пашку, ухаживала за ним (пригладила ему щеткой перышки), кормила его.
Мама работала балериной в огромном театре в Москве. Она очень любила свою дочку и мужа-моряка.
Седая ворона жила в заколоченном ларьке. Это скупая, сварливая, хитрая хищница. Забиралась в дом через форточку и воровала что-нибудь.
Маленький воробей Пашка любопытный: он залетел в ларек, где жила ворона. Очень благодарный и отзывчивый: ему понравилась Маша, и он приносил ей гусениц, засохшую пастилу, решил помочь вернуть папин подарок.
Сообразительность воробья показана в эпизоде, когда он проследил, где работает мама Маши. Пашка смелый, потому что не побоялся снова пробраться в убежище злой птицы-воровки.
Милиционер добрый и веселый. Он пожалел лежащего на снегу воробьишку, которого сильно клюнула ворона. У него есть чувство юмора, например о драке воробьиной стаи с вороной он сказал: «Вот это рукопашный бой по уставу!».
Милиционер и Маша спасают птицу
Воробью очень повезло, что в это время неподалеку дежурил милиционер. Он пожалел Пашку, засунул его в теплую варежку и положил в карман. Там отогревался растрепанный воробей. Краткое содержание переходит к следующему эпизоду.
В это время на прогулку вышли Петровна с Машей. Милиционер предложил девочке взять воробья, та с удовольствием согласилась. Она принесла его домой прямо в варежке, гладила щеткой перья, кормила крошками, заботилась о птице. Пашка беспрепятственно летал по комнате. Так он прожил в доме у девочки сутки. Даже увидел, как ворона влетела в форточку и украла рыбью голову.
Пашкина благодарность
О чем же дальше рассказывает К.Г. Паустовский? Растрепанный воробей решил отблагодарить заботливую девочку, но не знал, как это сделать. Однажды он принес ей гусеницу, которую нашел на дереве, но Петровна выбросила насекомое. Тогда Пашка решил восстановить справедливость, и стал таскать из жилища вороны всякие предметы в Машин дом. Но помимо ее вещей там были и чужие. Ведь ворона воровала у многих людей. Вот какой сюжет придумал К.Г. Паустовский.
Растрепанный воробей приносил отнятые у вороны предметы в дом. Для этого он залетал в форточку и бросал их прямо на пол, а затем улетал по своим делам.
Ворона крадет букетик
Однажды Маше захотелось посмотреть, каким образом к ним прилетает ворона. Девочка открыла форточку и стала наблюдать. Она увидела, как в комнату влетела птица, села на мамин стол, затем схватила стеклянный букет, после чего вылетела в окно. Когда мама пришла из театра, то так расстроилась из-за потери, что долго плакала. Вместе с ней прослезилась и дочь. Петровна стала успокаивать их, сказав, что стеклянный букетик может еще найтись.
Утром воробей влетел в форточку и услышал, что произошло накануне. Мама ушла в театр на репетицию, а Пашка последовал за ней. Это нужно было для того, чтобы узнать, где она работает. Пока еще не заканчивается сказка «Растрепанный воробей». Финал ее обещает быть позитивным.
После возвращения домой с репетиции мама надела на Машу белый праздничный фартучек, Петровна принарядилась, накинув атласную шаль, и все поехали в театр.
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Растрёпанный воробей 21.01.14 открытый урок для родителей Константин Паустовский «Растрёпанный воробей» Рубцова Марина Владимировна 4 класс Школа россии
Слайд 2
Проверка домашнего задания: Стр. 8 Чтение по решётке
Слайд 3
Скороговорка Проворонила ворона воронёнка .
Слайд 4
Фотоглаз х орошо с толица л юбить и грать п роцесс а втобус серебро
Слайд 5
Выберите синоним из рядя слов: Выручить — прийти в гости, прийти к заключению, прийти к выводу, прийти на помощь. Понравиться — расположить на местности, расположить к себе, р асположиться у реки, расположиться как дома. Знать — иметь представление, иметь способности, иметь достоинства, и меть недостатки,. Верить — принимать в секцию, принимать гостей, принимать товар, принимать за истину.
Слайд 6
КонстантинГеоргиевичПаустовскийрусский п исательродилсявМосквев1892годувсемье ж елезнодорожникавсемьебылочетверо д етейтроебратьевиоднасестрас1898года жилнаУкраиневегопроизведенияхсоздан я ркийобразприродыродногокрая .
Слайд 7
Вопросы: 1.Где родился К. Паустовский? 2.В какой семье он родился? 3. Сколько детей было в семье? 4.Где он жил с 1898 года? 5. Образ чего создал Паустовский в своих произведениях ?
Слайд 8
К. Паустовский умер в Москве в 1968 году .
Слайд 9
Стр.12 аудиослежение
Слайд 10
наковальня Это инструмент для кузнечной обработки металлов .
Слайд 11
Вопросы: 1.Железный кузнец в часах опустил молот? 2.Кузнец ударил по наковальне 8 раз ? 3.С поднятой рукой кузнец простоял целых два часа ? 4.Маша стояла у окна ? 5.Мама ушла в театр ? 6.Театр был огромный с деревянными колоннами? 7.На крыше театра были чугунные лошади ?
Слайд 12
Большой театр в Москве
Слайд 13
Разминка ( папка с таблицами) Упражнения: по 30сек. – 3раза – стр.12 стр.12 – 1абзац — наизусть за 1 мин. стр.13 — чтение в паре стр.14 — чтение «вверх ногами» — до середины страницы тоже самое — обычное чтение стр. 14 – от середины страницы чтение с листком сверху — «огонь» 3. Успеть за 1 минуту – стр 15 – 120 слов. Работаем с текстом:
Слайд 14
Вопросы: 1.Ворона ждала ,когда Петровна откроет форточку? 2.Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковёр и Оставляла на столе грязные следы? 3.Чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу ? 4.Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке ? 5.Ворона была скупая и сварливая?
Слайд 15
Двухстороннее чтение : по слову «Прыжок» п ерепрыгиваем на другую страницу
Слайд 16
Рассмотрите внимательно — опишите картинку письменно .
Слайд 18
Рассмотрите ещё раз — дополните .
Слайд 19
Домашнее задание: Стр . 12 – 15 читаем по решётке .
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Сюжет — краткое содержание
Девочка Маша живет вместе с мамой и няней, их папа находится очень далеко, на Дальнем Востоке, а ворона постоянно ворует из дома разные вещи.
Однажды милиционер подбирает побитого вороной воробья Пашку и отдает его Маше, а девочка согревает Пашку и кормит его.
Ворона ворует стеклянную брошь, и мама сильно расстраивается, ведь она обещала надеть ее на премьеру, но Пашка решает помочь.
Пашка собирает всех окрестных воробьев, и они нападают на ларек, где обитала ворона.
Мама танцует Золушку и зрители в восторге, но на глазах мамы слезы.
Вдруг прилетает воробей и бросает маме стеклянную брошь. Мама плачет уже от счастья.
Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь