Сказка отважное сердце урал батыра

Инфоурок религиоведение презентациипрезентация к уроку однкнр 5 класс по теме береги землю родимую, как мать любимую раздел нравственные ценности

Инфоурок

Религиоведение
ПрезентацииПрезентация к уроку ОДНКНР (5 класс) по теме «Береги землю родимую, как мать любимую» (раздел «Нравственные ценности российского народа»)

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОСИЙСКОГО НАРОДА БЕРЕГИ ЗЕМЛЮ РОДИМУЮ.pptx

Нравственные ценности российского народаБереги землю родимую, как мать любимую

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Нравственные ценности российского народаБереги землю родимую, как мать любимую

    Описание слайда:

    Нравственные ценности российского народа
    Береги землю родимую, как мать любимую

  • 2 слайд

    Почему люди воюют? Каковы причины того, что одна страна нападает на другую? 

    Описание слайда:

    Почему люди воюют?

    Каковы причины того, что одна страна нападает на другую? 

  • 3 слайд

    Как можно понять словосочетания  "война освободительная"?"война захватническа

    Описание слайда:

    Как можно понять словосочетания 
    «война освободительная»?
    «война захватническая» ?

  • 4 слайд

    Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужеземцами,  выработали жи

    Описание слайда:

    Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужеземцами, 
    выработали житейское представление
    о патриотизме, о тех качествах человека, благодаря которым формируется это высокое чувство.

  • 5 слайд

    У всех народов России есть множество пословиц и поговорок о любви к Родине."

    Описание слайда:

    У всех народов России есть множество
    пословиц и поговорок о любви к Родине.
    «Человек без Родины, что соловей без песни»
    — гласит русская пословица
    «Жить — Родине служить»
    «У чужой еды и вкус чужой»
    — так говорят на Кавказе
    «На родной стороне даже дым сладок»
    — утверждает татарская пословица

  • 6 слайд

       В малых фольклорных жанрах представлена позиция человека: каждый должен лю

    Описание слайда:

       В малых фольклорных жанрах представлена позиция человека: каждый должен любить и защищать свою Родину так, как любят и защищают самого близкого человека — мать.

  • 7 слайд

    Предать отчизну, не встать на её защиту считалось позорным.

    Описание слайда:

    Предать отчизну, не встать на её защиту считалось позорным.

  • 8 слайд

    В древних преданиях, священных книгах прославлялись подвиги воинов, защищавш

    Описание слайда:

    В древних преданиях, священных книгах прославлялись подвиги воинов,
    защищавших родную землю.

  • 9 слайд

    Образы былинных богатырей всегда были примером для народа.

    Описание слайда:

    Образы былинных богатырей всегда были примером для народа.

  • 10 слайд

    Читая или слушая сказания о героях - защитниках родной земли, человек проника

    Описание слайда:

    Читая или слушая сказания о героях — защитниках родной земли, человек проникался чувством глубокого уважения к ним.
    И ему тоже хотелось поступать так же, как его далёкие предки, самому творить добро и противостоять злу.
    Так воспитывались нравственные качества человека.

  • 11 слайд

    Из уст в уста передавались рассказы о том, как наши предки отстаивали независ

    Описание слайда:

    Из уст в уста передавались рассказы о том, как наши предки отстаивали независимоть своей Родины, как преданно служили ей, как защищали её от набегов врагов.
    Так, через сказки, легенды, былины воспитывалось главное нравственное качество человека, гражданина — любовь к своей Родине.

  • 12 слайд

    Главный герой якутского героического эпоса - Нюргун Боотур по прозвищу Стреми

    Описание слайда:

    Главный герой якутского героического эпоса — Нюргун Боотур по прозвищу Стремительный.

    Он борется за счастливую мирную жизнь людей, противостоит чудовищам, которые пытаются разрушить его страну и уничтожить всё живое.

  • 13 слайд

    Герой изображается не только самым сильным, но и самым храбрым, самым красивым.

    Описание слайда:

    Герой изображается не только самым сильным, но и самым храбрым, самым красивым.

  • 14 слайд

    Строен станом, словно копьё, Стремителен, как стрела, Был он лучшим среди люд

    Описание слайда:

    Строен станом, словно копьё,
    Стремителен, как стрела,
    Был он лучшим среди людей,
    Сильнейшим среди людей,
    Красивейшим среди людей, 
    Храбрейшим среди людей. 
    Не было равных ему
    В мире богатырей. 

  • 15 слайд

    Могущественный богатырь Нюргун  повергает в ужас своих врагов. Огромен он, ка

    Описание слайда:

    Могущественный богатырь Нюргун 
    повергает в ужас своих врагов. 
    Огромен он, как утёс, 
    Грозен лик у него, 
    Выпуклый лоб его 
    Крут и упрям;
    Бьются, вздуваются жилы его – 
    Это кровь по жилам бежит. 
    Впалые у него виски, 
    Чутко вздрагивают нервы его…. 

  • 16 слайд

          Главный враг Нюргуна –  трёхголовый огнедышащий  восьминогий змей – стр

    Описание слайда:

          Главный враг Нюргуна –
     трёхголовый огнедышащий 
    восьминогий змей – страшное,  злобное чудище. 
    Он нападает на людей,
    разрушает их жилища, похищает женщин и детей. 
    Всё живое сжигает он
    Смертоносным своим огнём. 
    Это он истребил племена… 
    Это он пожрал их стада, 
    Ближних соседей их перебил, 
    К дальним их соседям пришёл, 
    Обездолил их и угнал их скот… 

  • 17 слайд

    Борьба с таким врагом по силам только Нюргуну.  Только этот богатырь очистит

    Описание слайда:

    Борьба с таким врагом по силам только Нюргуну. 
    Только этот богатырь очистит родную землю от чудищ. 
    И победил герой страшного змея, избавил свой народ от страданий. 

  • 18 слайд

    ОТолько он на ноги стал,  Только вкривь и вскось зашагал –  Сел на коня,  Пол

    Описание слайда:

    О
    Только он на ноги стал, 
    Только вкривь и вскось зашагал – 
    Сел на коня, 
    Полетел, как вихрь;
    С севера, с юга
    Объехал он 
    Огромную Землю – мать, 
    С восход, с заката
    Объехал он… 
    Осмотрелся кругом, 
    Осмотрел себя, 
    Крикнул голосом громовым:
    — Вот я вырос! 
    Я в силу вошёл! – 
    Тройной замок отопру, 
    Трёхголосым горлом своим запою… 

  • 19 слайд

    О  Только он на ноги стал,    Только вкривь и вскось зашагал –    Сел на коня

    Описание слайда:

    О
      Только он на ноги стал, 
      Только вкривь и вскось зашагал – 
      Сел на коня, 
      Полетел, как вихрь;
      С севера, с юга
      Объехал он 
      Огромную Землю – мать, 
      С восход, с заката
      Объехал он… 
      Осмотрелся кругом, 
      Осмотрел себя, 
      Крикнул голосом громовым:
      — Вот я вырос! 
      Я в силу вошёл! – 
      Тройной замок отопру, 
      Трёхголосым горлом своим запою… 

  • 20 слайд

    ОСоставьте словесный портрет героя якутского эпоса Нюргуна Боотура Стремитель

    Описание слайда:

    О
    Составьте словесный портрет героя якутского эпоса Нюргуна Боотура Стремительного. 

  • 21 слайд

    Башкирская легенда "Отважное сердце Урал – батыра"

    Описание слайда:

    Башкирская легенда «Отважное сердце Урал – батыра»

  • 22 слайд

    Жили – были два брата Урал и Шульген Урал смелый, добрый, мужественный, послу

    Описание слайда:

    Жили – были два брата Урал и Шульген 
    Урал смелый, добрый, мужественный, послушный сын. 
    Шульген – злой, завистливый, не уважающий своих родителей. 
    Много подвигов совершил Урал – батыр во имя своего народа, своей родины. 
     А его жестокий брат день и ночь думал о том, как победить род людской. 
    Пейзаж «Ковыль». Башкирский художник Азамат Байрамгулов.

  • 23 слайд

    Однажды Шульген решил затопить всю землю водой. В страхе пришли люди к Урал –

    Описание слайда:

    Однажды Шульген решил затопить всю землю водой. В страхе пришли люди к Урал – батыру,  молили они одолеть эту напасть.
     Тогда батыр (что значит «богатырь») собрал людей, что жили на земле, и взял их под свою защиту. 

    Пейзаж башкирского художника Нурмухаметова Рашида Мухаметбареевича

  • 24 слайд

     - Не дам затопить землю! Выпью всю воду, освобожу род людской! – решил Урал 

    Описание слайда:

     — Не дам затопить землю! Выпью всю воду, освобожу род людской! – решил Урал – батыр. 
     Но плохо стало батыру от той воды, сила ушла из его тела, не устоял он на ногах, упал навзничь. Собрался народ возле смертного ложа Урал – батыра, ждали люди, каким будет его последнее слово. 
    «Грустный закат». Художник Наиль Гатауллин

  • 25 слайд

    ОПриподнялся Урал – батыр, и люди услышали его завет: - Не пейте воду в одино

    Описание слайда:

    О
    Приподнялся Урал – батыр, и люди услышали его завет:
    — Не пейте воду в одиночку. 
     А ещё хочу сказать тебе, народ мой, такие слова: не бери себе в попутчики зло. 
    Я, гордый своим богатырством, не ценил своих помощников, хотел сам освободить вас от врагов, и вот теперь умираю. 
     Пока не станет сердце твоё отважным, не делай ничего, не посоветовавшись с мудрыми людьми. 

  • 26 слайд

    О- И вам, сыновья, моё слово.  На этих землях, что я освободил от врагов, уст

    Описание слайда:

    О
    — И вам, сыновья, моё слово. 
    На этих землях, что я освободил от врагов, устройте счастье людей. 

     Чтите старшего по годам, не пренебрегайте его советами. 
      Чтите молодого за молодость его, не лишайте
    его своего совета и участия. 

  • 27 слайд

    - А всем скажу так – пусть добро будет вашей опорой, вашим спутником в пути. 

    Описание слайда:

    — А всем скажу так – пусть добро будет вашей опорой, вашим спутником в пути. 
     Не сторонитесь добра, не уступайте дорогу злу! 

  • 28 слайд

    Сказал так Урал – батыр и умер.   Низко – низко склонили свои головы в скорби

    Описание слайда:

    Сказал так Урал – батыр и умер.  

    Низко – низко склонили свои головы в скорби все люди. 

    «Этюд». Художник Николай Селиков

  • 29 слайд

    Похоронили Урал – батыра на высокой горе.  Ту могилу вода не зальёт, огонь не

    Описание слайда:

    Похоронили Урал – батыра на высокой горе.
     Ту могилу вода не зальёт, огонь не сожжёт. 
     Стала гора именоваться по имени батыра – Урал – гора. 
     А вскоре и всю горную страну стали называть его именем – Урал. 
    «В предгорьях Алтая». Художник Наиль Гатауллин

  • 30 слайд

    Рассмотри иллюстрацию к сказаниям о башкирском герое Урал – батыре. 

    Описание слайда:

    Рассмотри иллюстрацию к сказаниям о башкирском герое Урал – батыре. 

  • 31 слайд

    Какие выразительные средства использовал художник Нагаев  Рамиль Рафкатович,

    Описание слайда:

    Какие выразительные средства использовал художник Нагаев 
    Рамиль Рафкатович, чтобы показать силу и красоту Урал – батыра? 

  • 32 слайд

    Похожи ли герои фольклора  разных народов? Какие качества их объединяют? 

    Описание слайда:

    Похожи ли герои фольклора 
    разных народов? 
    Какие качества их объединяют? 

  • 33 слайд

    Вспомните детство: какие сказки, легенды, былины о любви к Родине рассказывал

    Описание слайда:

    Вспомните детство: какие сказки, легенды, былины о любви к Родине рассказывали нам наши родные? 

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сказка отважное сердце урал батыра

  • Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов

Сказка отважное сердце урал батыра

  • Сейчас обучается 899 человек из 78 регионов

Сказка отважное сердце урал батыра

аудиоформат

  • Сейчас обучается 93 человека из 36 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Основы духовно-нравственной культуры народов России», Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.

Тема:
«Бери землю родимую, как мать любимую»

Похожие материалы

  • Основы духовно-нравственных культур народов России 9 кл.

  • Основы духовно-нравственных культур народов России 5-9 кл.

  • Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ 4класс

  • Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

  • Рабочая программа по предмету «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» 6-11 классы

  • Рабочая программа по религиоведению

  • Рабочая программа по орксэ

  • Презентация к открытому уроку по ОПК «Святой защитник Земли Русской – Александр Невский»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5453351 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс повышения квалификации «Основы религиозных культур и светской этики»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»

  • Курс повышения квалификации «Теология: новые религиозные движения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в области теологии»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

Муниципальное образовательное учреждение

Козыревская средняя общеобразовательная школа

Классный   час   на    тему:

 ЛЕГЕНДЫ ЮЖНОГО УРАЛА

9       
КЛАСС

                                                                          
Классный   руководитель:

Курбатова Светлана Александровна

п. Мирный   

2021

ЦЕЛЬ:  

Воспитывать у подростков патриотизм к Родине,
любовь к своему Отечеству, к родному краю.

          ЗАДАЧИ:  

·       
Показать взаимосвязь 
человека и природы.

·       
Способствовать развитию
чувства прекрасного, гордости за красоту и богатство родного края.

·       
Воспитывать
ответственность за сохранение природы и бережное отношение к ней.

Оборудование: 

Компьютер, мультимедийный проектор, экран,
презентация – сопровождение, музыкальное сопровождение, иллюстрированные книги
о Южном Урале.                        

ЖИВУ  Я  В  ГЛУБИНЕ  РОССИИ

Живу я в глубине России,

В краю озёр и рудных скал.

Здесь реки – сини,

Горы – сини

И в синих отсветах металл.

Милы и дороги до боли,

Да так, что глаз не оторвать,

Мне брови лиственниц собольи

И сосен царственная стать.

Тайга, тайга…

Берёт отсюда

Начало изумрудный цвет,

А зеленее изумруда

Ни дерева, ни камня нет!

По красоте,

По скрытой силе

Мне не с чем мой Урал сравнить.

Иной здесь видится Россия.

Суровей,

Строже, может быть.

А может, здесь она моложе…

Свежей тут времени рубеж.

Но сердце русское – всё то же.

И доброта, и песни те ж!

И лица те же, что в Рязани,

И так же звучны имена.

Как солнце драгоценной грани,

В Урале Русь отражена.

Ход  классного  часа:

В детстве мы все читала «Сказы» Бажова.
Помните, ребята, «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы», «Малахитовая
шкатулка»?

А сегодня вы познакомитесь с легендами. Это
более глубокий пласт Уральских сказаний. Предания и легенды о земле уральской,
о тайнах её, о силе её, об освоении её людьми переходили из поколения в
поколение, обрастая элементами художественного вымысла.

Это сегодня мы ухмыляемся, когда речь заходит
о духах природы, со свойственной нам самоуверенностью, отрицаем их
существование. Мы же считаем себя реалистами, материалистами, покорившими
природу.

А предки наши были намного мудрее, не умом они
жили, но сердцем. Природа – вот всё, что у них было. Она давала им жизнь, еду,
приют, она раскрывала им свои тайны. По сути дела, люди и природа были одним
целым. Поэтому они видели то, что сегодня мы не видим, слышали то, что мы не
слышим.

Народ прежде знал, что у каждой горы, у
каждого озерца, как у человека, есть свой характер. Что каждое место на
Уральской земле связано с другими, что всё пространство вокруг живое, оно
дышит, меняется, оно только кажется неизменным. Не помолишься, не попросишь у
ветра помощи, не принесёшь жертву – не будет тебе удачи.

Сорвёшь в лесу больше ягод, чем требуется,
убьёшь больше дичи – ещё неизвестно, отпустит ли лес тебя назад, а если
отпустит, то будет ли милостив завтра.

Поэтому названия мест (топонимы, как сегодня
говорят учёные) не просто так возникали, не из головы изобретали их наши предки
– у природы подслушивали, в сердце вынашивали.

Гору назвать – не улицу, в сердце выносить имя
надо, родить его, как мать ребёнка рожает.

Давайте же узнаем, как всё начиналось, что
было до нас, задумаемся о том, что останется после нас.

Итак, прикоснёмся к легенде…

Легенда о чуди.

На Урале говорят, что старее курганских берез
ничего нет.

А история их будто такова.

   …Жили испокон веков на Урале старые люди –
их чудью звали. Рылись под землёй, железо варили. В темноте ютились, солнечного
света боялись. А лица у них были на груди. И вот стали замечать чуди, что белое
дерево на их землю пришло, никогда такого ни их деды, ни прадеды не видели.
Слухи тревожные передавались из уст в уста: где белое дерево, там белый
человек. Раньше слышали про таких людей, живших там, где солнце садиться.

     А берёзы на черный лес все наступают и
наступают…

  «Уходить надо», говорили молодые чуди.

   «Умрем, где умирали наши отцы и деды», —
возражали старые и пожилые.

    И вот запрятались чуди в свои жилища, норы
подземные; сваи, державшие земляные потолки, подрубили и заживо захоронили
себя. Не стало их на Урале. А на месте жилищ курганы образовались. И растут на
них старые – старые берёзы.

Предание о том, откуда взялись горы, великие и
малые.

Когда Господь задумал сотворить землю, послал
он дьявола на дно окиян – моря. Принеси, говорит, ты мне пригоршню песку, и из
него я создам землю прекрасную, насажу ее великими древесами плодовитыми и
травами многоцветными и населю всякими тварями животными.

   А враг человеческий давно уже хотел
замыслить измену Господу и таил в черном сердце своём злой умысел: хотел он,
видишь ли, создать свою собственную землю и укрыться на ней от лица Господня,
потому что никакой вольготы на сей земле не было, ну и захотелось ему пожить
там по своему дьявольскому хотению и без помехи, сеять вражду и грех осередь
своих людей.

   Ну вот. … Замыслив своё дело, спустился
дьявол на дно морское, захватил пригоршню песка для Господа, а сам набил себе
песком полон  рот, чтоб по примеру Господню потайно сотворить у него свое
земное пристанище.

 А господь, как увидел, что у дьявола щека отдулась,
так и догадался, что нечистый затеял против него что – то недоброе. Поманил он
к себе Николу- угодника, да и шепнул  ему что-то на ухо, а тот, не будь плох,
схватил дьявола под мышки да давай щекотать, приговаривая: «Мышки-лягушки,
мышки-лягушки». Не вытерпел щекотки – прыснул от смеха,  а песок так и
разлетелся по всему свету белому, и где пали песчинки из нечистых уст
дьявольских, там и стали горы, великие и малые, на зло да на досаду
дьявольскую. 

Легенда о происхождении эха.

Таганай – это полукруглая ложбина между двумя
гребнями гор. Лог и оба гребня совсем лишены растительности, если не считать
кустов стелющегося можжевельника и лужаек из брусники. Дно лога усыпано мелким
сланцевым щебнем и крупным серым гранитным песком, в котором блестят незначительные
кристаллики венесы, аметиста, горного хрусталя и тому подобных минералов, в
изобилии попадающих на Урале.

    В месте кратчайшего расстояния между
гребнями лог обладает любопытными акустическими особенностями, за которые и
получил он название «перекликного». Если встать между отвесными громадами и
крикнуть какое-нибудь слово, даже целую фразу, то эхо голоса будет повторяться
чуть не десятки раз. Причем диапазон эха постепенно повышается, и последние
звуки его произносятся с большим эффектом. Ягодники, посещающие Таганай ради
сбора черники, малины и брусники,  которыми покрыты окраины россыпей, а также
любители – путешественники часто забавляются этими фокусами Перекликного лога;
но люди суеверные, настроенные на мистический лад, никогда не балуются горным
эхом, считая его произведением нечистой  силы, свившей гнездо в подоблачных
каменных высях…

    О происхождении эха в Перекликном логе
существует такая сказка. Много лет назад будто бы жил в пещере Таганайскаго
гребня лютый зверь. Хватал он без разбору пеших и конных и пожирал их. Раз шел
святой пустынник, может быть, тот же Зосима, увидал зверя, вылезающего из
пещеры, и обратился с молитвой к Богу об уничтожении чудовища. Господь внял
молитве и убил зверя каменной глыбой, а на память людям оставил в горах его
голос.

    Пещера, в которой жило чудовище, до сих
пор виднеется в утесах большого гребня. Добраться до него очень трудно, но не
безынтересно, потому что выше, кажется, не залезет и горный козел.

Голубое зеркало Семигора.

Говорят, у русского батыра Семигора, хозяина
гор Ильменских, зеркало хрустальное было, да не простое. Посмотрит в него
Семигор – все, что на земле, на воде и воздухе делается, — все ему видно. И
жила в тех местах старушонка одна завистливая. Юрмой звали. Ох, как хотелось
Юрме зеркало такое иметь! Оно понятно – в урмане глухом скучища зеленая.
Словцом перемолвиться не с кем. Которые лешие поблизости жили, и те от
завистливой старухи в болото подались. Забралась как-то Юрма в горную кладовую
Семигора, и так и сяк зеркало из скалы выворачивает. Не хватает силенки. Уж и
нечисть лесную помочь просила, посулы богатые обещала. Лешие затылки чешут: и
напакостить не прочь, и Семигора побаиваются. Отказались. Грохнула Юрма клюкой
железной по хрусталю – разбилось голубое зеркало  на мелкие осколки, по всему
краю разлетелось. Каждый осколок в голубое озеро превратился. А Юрма со злости
комья земли в ближайшее озеро стала бросать. Горстями полными. То тут, то там
островки на озере выросли. А дело-то вот чем кончилось; старуху Юрму батыр
Семигор в гору каменную превратил.

    …Давным-давно поднялся на высокую гору
человек  и увидел внизу озеро с бесчисленными островками.

— Пестрое озеро,- сказал тот человек, —
Чебаркуль!  

Младший брат Байкала.

Было это в давние-предавние времена. Уже
обживали люди берега славного Байкала и не  могли надивиться его красоте. А
вода в нем была холодная и такая прозрачная, что в хорошую погоду всю жизнь
озерную рассмотреть можно было.

 Широко оно раскинулось, волной о берега било.

  Жил на берегу озера прекрасный юноша. Звали
его Тур. Парень был он удалой. Лицом видным, глазами добрый и до дела всякого
охочий. Крепко любил свой край и озеро синее. Не раз любовался синевой озерной.

   Тихо бежали дни. Пролетало время, и решил
смелый юноша отправиться в путь. Посмотреть на земли дальние, на красоты их
взглянуть.

  Долго ходил Тур по белому свету. В разных
краях побывал. Подивился на красоту земную, на диковинки разные. Много повидал радостей
и счастья людского, а еще больше горя.

   Как ни хороши чужие края, а заскучал юноша
по родному дому. И отправился Тур обратно в родную сторонушку.

 Возвращался он домой. Прямехонько шел,
быстро.  И пролегла его дорожка через Уральские горы. Шел Тур по долине меж гор
зеленых,  смотрел кругом и дивился – родное все было вокруг: деревья те же –
сосны, лиственницы, березы; солнце так же тепло и ласково греет, да и небо
такое синее, как родное озеро, только над головой. Все родину напоминает, а до
дома-то ой как ещё не близко.

   Много пересек он рек и ущелий, и вот в
одном из них встретил Тур девушку. Сидела она на камне у огромной скалы и
плакала. Юноше стало жаль ее. Подошел он и спросил: «Как зовут тебя?» . Девушка
подняла лицо, и тур увидел, как она была прекрасна, только глаза ее были
печальны. Произнесла девушка имя свое, полетело оно высоко в горы и там
отозвалось многократным эхом .«Гояк» — прокричали горы. Таким звучным оно было!
Девушка понравилась Туру, и решил он сделать все для нее, только бы высохли ее
слезы, только бы она улыбнулась. Стал тогда расспрашивать он девушку: «Почему
ты так горько плачешь? Чем могу я тебе помочь?». И Гояк поведала ему: «Когда-то
я была всегда счастлива. Но злая колдунья, позавидовала моей молодости и
здоровью, лишила меня зрения. И прозреют мои глаза только тогда, когда  умоюсь
я водой чистой и прозрачной, как слеза».

  Знал Тур, где есть такая вода. Поспешил к
родному озеру. Торопился он, шел прямо через топи болотные, сквозь леса
дремучие, лез через горы неприступные. Не день, не два шел Тур. Много дней шел.

 И вот он : Байкал – голубая чаша с водой,
которой нет чище и светлей во всем свете. Зачерпнул юноша полные ладони
байкальской сини и поспешил к девушке. Труднее прежнего был его путь. Не
останавливался он ни на минуту. Нес Тур воду, которая должна была вернуть
девушке зрение и счастье. Берег он воду, осторожно нес ее.

 Вот и знакомые горы, то самое ущелье. И снова
юноша увидел Гояк.

    Умылась девушка водой. И высохли слезы,
прозрели глаза. Ушла печаль. Снова Гояк стала здоровой. Зазвучал в горах ее
смех.

 Навсегда остались вместе Тур и Гояк.

  А когда девушка умывалась байкальской водой,
упала одна капля на землю. И в том месте, где когда-то плакала Гояк,
образовалась новое озеро с такой же холодной и чистой водой, какую принес Тур из
Байкала для своей любимой.

  Люди назвали его Тургояк – в память о
славном юноше Туре и красавице Гояк.

 И еще называют Тургояк младшим братом
Байкала.

Мать родниковых вод.

В давние времена в бескрайных степях, на берегу
реки, несущей свои воды в далекие страны, жил старый Уразбай-хан. Сыновей у
него не было, а была только дочь — Агидель. Набегали из диких степей на
владения Уразбай-хана воины в звериных шкурах, уводили людей в рабство,
отбирали коней и баранов. Приходилось браться за оружие. Стоял во главе войска
хана храбрый егет. Прозвали его Урал-батыром. Давно уже объявил его Уразбай-хан
свом наследником и женихом единственной дочери.

   Но сосед – владелец гор Кансыз-хан – все
время посылал своих гонцов и требовал отдать Агидель ему в жены. И каждый раз
получал отказ.

 Затаил  Кансыз-хан обиду. Послал своих воинов
с приказом запрудить горные реки: пусть превратиться в пустыню земля  Уразбай-хана 
пусть от  жажды погибнет весь скот, пусть погибнут все люди.

  Удобное время выбрал Кансыз-хан: отряды
Урал-батыра отбивали нападение войска грозного Кара-кула.

Хитрые приближенные стали уговаривать
Уразбай-хана:

 — отдай, великий хан, свою дочь. Войско
Кансыз-хан велико, стрелы их бьют без промаха. Видом они страшны и свирепы.
Одежды из волчьих шкур пугают коней. Согласись, мудрейший, — только так ты
спасешь свой народ, и себя, и нас, твоих вернейших слуг.

 — Дочь моя Агидель – невеста Урал-батыра. Я
все сказал!

Хитрые приближенные обманули Уразбай-хана,
посадили его в темницу, отдали  Агидель гонцам Кансыз-хана и сказали его воле.

Да будет так!

  Вернулся из похода  Урал-батыр. Освободил из
темницы  Уразбай-хана, наказал неверных прислужников и с маленьким отрядом
бросился в погоню. В горном тесном ущелье напали на отряд войны в волчьих
шкурах. Перебили всех храбрых джигитов, а раненого Урал-батыра посчитали
мертвым.

  Лежит Урал-батыр день. Лежит другой, лежит
третий: пожалел его добрый Иргаил-карлик, поднялся на ноги и пошел в горы.
Видит – пещера перед ним. Камни самоцветные горят, горный хрусталь переливается
огнями, золотые жилки к потолку бегут, пол узорами малахита украшен. На горке
бархатных аметистов золотой лук лежит. Рядом – колчан, стрелы в нем с огненными
наконечниками. Слышит  Урал-батыр голос:

 — Помогите, храбрый егет. Я – мать Родниковых
Вод. Заточил меня в подземелье Кансыз-хан, заковал ледяным зеркалом. Возьми
колчан с огненными стрелами, возьми лук золотой. Поднимись на Зуртау, выпустил
стрелу в ледяное зеркало.

   Поднялся  Урал-батыр на вершину горы
Зуртау, выпустил огненную стрелу. Разбилось с грохотом ледяное зеркало, гром
прокатился по горам, высоко взметнулись водяные столбы.

   Затопила вода горные долины, побежали воины
в волчьих шкурах в разные стороны, Кансыз-хана водоворотом закружило. Уже по
пояс вода Урал-батыру, а он все стоит и пускает огненные стрелы.

  Так погибли Урал-батыр, красавица Агидель и
злой Кансыз-хан.

Побежали из горного озера реки в разные
стороны; на юг – Урал, на запад – Агидель, третья река побежала на север – в
океан.

  Называют ее Миасс, Миассу. Мать Родниковых
Вод.

Как поссорились Тесьма с Киолимой.

    Около самого хребта, на плоскогорье, раскинулось большое болото. Из
него вытекают две маленькие речки — Тесьма и Киолима. Выйдя из одного болота,
они, как поссорившиеся, текут в разные стороны. Недаром сложена о них такая
легенда.

   В далекие времена, когда на Урале звери
редко видели человека, когда на сотни верст вокруг не было никаких поселений,
на этой горе жили две речки-сестры – Киолима и Тесьма.

   Жили они дружно, текли рядом и никогда не
ссорились. В  ясную погоду улыбались, отражая в себе яркие прибрежные цветы и
голубое небо. Играли с каменными россыпями, с разбегу бросались на скалы,
падали с них стремительно вниз, сверкая брызгами на солнце.

     Иногда приходил сюда высокий, стройный
лось – смелый и красивый вожак.

   Он приводил сюда на водопой свое стадо, и
здесь оно отдыхало.

Вожак купался в воде речек-сестер.

  Но вот полюбила Тесьма красавица лося
сильной любовью. И сказала она лосю:

   — Люби меня одну. Не ходи к Киолеме — вода
моя мягче и вкуснее.

 Берега мои красивее. Когда тебе придет время
вести стадо на север, я скроюсь под землю, и ты проведёшь стадо, не замочив
копыт.

  Увлекала его Тесьма жаркими словами.
Показалось вожаку, что и в самом деле Киолима – плохая речка, и перестал он
водить свое стадо на ее берега.

  Заскучала Киолима.

   Когда уводил вожак своё стадо на север, Тесьма
бросилась под землю и обнажила свое русло, и все лоси прошли, не замочив копыт,
и скрылась в лесу.

    Когда ушли лоси, Тесьма решила снова
вернуться на белый свет, в свое русло.

    Но не тут-то было. Киолима завалила выход
огромной скалой. Испугалась Тесьма, заплакала, куда ни кинется – нигде ходу
нет. Попала она навеки в сырую и темную подземельную тюрму.

  Стала Тесьма у сестры пощады просить. Год
плакала, наконец, разжалобила сестру. Выпустила та ее на белый свет, но через
глиняный грунт, за пять верст от своих берегов.

  Вышла Тесьма на волю и не радуется:
испортила Киолима, сестра-соперница, ее красоту. Берега у нее стали вязкие,
болотистые, а воды ее – желтые, грязные. Разгневалась она и повернула в другую
сторону от сестры.

   На другой год снова привел вожак свое
стадо.

    Поглядел на Тесьму, сразу разлюбил ее и
повёл лосей прочь. Звала, приглашала к себе Киолима – но не пошел лось и к
Киолиме.

 Гордо шел на восток, не оборачивая головы
назад.

   С тех пор Киолима и Тесьма стали врагами и
текут в разные стороны: первая по одному склону, вторая по другому склону Таганая.

   Так в поэтической форме объясняет легенда
водораздел в этой горной точке  Уральского хребта.

  Пути этих речек таковы:

  Тесьма впадает около Златоуста в  Ай, Ай – в
Уфимку, Уфимка – в Белую, Белая – в Каму, Кама – в Волгу, Волга – в Каспийское
море.

  Брось в Тесьму кедровую шишку, и, если она
по пути нигде не застрянет, уральские воды унесут ее в далекое Каспийское море,
в незнакомые, тёплые  края.

     А Киолима убегает от сестры на север,
впадает в Миасс. Миасс – в Исеть – в Тобол, Тобол – в Иртыш, Иртыш – в Обь, а Обь
несет свои холодные воды в Ледовитый океан.

ЛИТЕРАТУРА:

1.    
Легенды Южного
Урала. /Сост. Кириллова И.А.:Изд. дом «Аркаим»,- 2008

2.    
Голубые зеркала
Каменного пояса. /М.Фонотов.: Изд. «Взгляд»,-2008

Этот водоём имеет замысловатую береговую линию с преимущественно крутыми берегами, покрытыми лесом, местами возвышаются живописные скалы. Красоты Нугушского водохранилища притягивают многочисленных туристов.

Нугушское водохранилище в Башкирии

Река Нугуш

Водохранилище создано на реке Нугуш – притоке реки Белой. Её запрудили в 48 км от устья. Длина реки Нугуш – 235 км, при этом общее падение достигает 540 м. По этой реке любят сплавляться туристы. Здесь красивая уральская природа, высокие скалы. Очень интересны необычный каньон Пятилистник и водопад Куперля с карстовым мостом. Ниже плотины река выходит на равнину и уже не представляет такого интереса. 

Нугуш в эпосе «Урал-батыр»

Интересно, что Нугуш ­– один из персонажей башкирского эпоса «Урал-батыр», вобравшего в себя древнюю мифологию этого народа. Нугуш был вторым сыном Урал-батыра. С детства Нугуш обладал доблестью и большой силой. Однажды 6-летний Нугуш спас свой народ от потопа, сделав лодку (подобно библейскому Ною). А ещё он расправился со змеями и победил злодея Заркума. По примеру своего младшего брата Иделя Нугуш прорубил мечом гору. Этим он дал людям воду. Образовавшуюся реку башкиры назвали его именем – Нугуш.

Скала в верховьях Нугушского водохранилища

История строительства Нугушской ГЭС

С конца 1940-х годов в этом районе началось формирование крупного промышленного узла, в основном с предприятиями нефтехимической промышленности. Для обеспечения их водой в 1954 году составили проектное задание Нугушского гидроузла, затем состоялись изыскательские и проектные работы. Интересно, что сначала плотину хотели построить в 5 км ниже по течению, но там оказались сильно закарстованы породы основания.

В 1959 году начались подготовительные работы по строительству Нугушской ГЭС, а в мае 1960 года создали Нугушское управление строительства «Кумертаустрой». На строительство плотины ушло 125 тысяч кубометров бетона и более 4,5 млн кубометров земли.

В сентябре 1965 года строители перекрыли реку, а 8 августа 1967 года пустили первый гидроагрегат Нугушской ГЭС. 20 октября 1967 года Нугушское водохранилище было официально сдано в эксплуатацию. Около плотины установлен памятник строителям.

Памятник строителям Нугушского гидроузла

Плотина

Насыпная земляная плотина имеет длину 2187 м, ширину по гребню 7 м, максимальную высоту 31 м. Водосбросное сооружение имеет 4 пролёта. Также есть донный водовыпуск с приплотинной гидроэлектростанцией и отводящий канал длиной 750 м, шириной 18 м.

Здесь осуществляется сезонное регулирование стока (что позволяет избегать наводнений), водоснабжение городов Стерлитамак, Ишимбай и Салават, происходит выработка электроэнергии. Установленная мощность Нугушской ГЭС – 11,25 МВт. В здании ГЭС стоят три гидроагрегата. Плотина является режимным объектом и тщательно охраняется.

Плотина Нугушского водохранилища

Особенности Нугушского водохранилища

После возведения плотины образовался большой и глубокий водоём неправильной формы.

Немного цифр:

  • протяжённость водохранилища 25 км;
  • ширина до 5 км (средняя 1 км);
  • длина береговой линии 75 км;
  • объём воды 400 млн м³ (полезный объём 356 млн м3);
  • площадь зеркала 25 км²;
  • площадь водосбора 2 870 км²;
  • длина плотины 2,5 км;
  • средняя глубина 15,8 м;
  • максимальная глубина 28 м.

Здесь хорошая рыбалка, водится следующая рыба: щука, окунь, судак, голавль, лещ, плотва, изредка попадаются жерех, таймень, сом. Некоторые рыбины достигают значительных размеров.

На Нугушском водохранилище

Вдоль берега в основном лежат большие камни. Заходить в воду при купании очень неприятно. При неосторожности можно легко травмироваться. Вода мутная из-за поднимающейся волнами взвеси, но летом хорошо прогревается.

В. Климец в путеводителе «Башкирия туристская» (Уфа, 1985) писал:

«»Жемчужина Башкирии», «море трёх городов», «горная сказка» — так называют туристы Нугушское водохранилище. И действительно, как сладко сжимается сердце, когда вдруг в просвете деревьев с автодороги Мелеуз — Нугуш, почти с самой вершины горы открывается прекрасная панорама рукотворного моря. Даже в пасмурный день водохранилище встречает гостей приветливой синевой…»

Берег Нугушского водохранилища

Село Нугуш

При строительстве плотины водохранилища в начале 1960-х годов рядом возник посёлок Нугуш. Сюда переселили жителей деревень Кинзябаево и Привольное. В 1970-е годы к посёлку присоединили деревню Верхнеташево, основанную в конце XVIII века. В 2005 году Нугушу присвоили статус села. По данным переписи 2010 года, тут проживало 1190 человек.

В наши дни село Нугуш фактически превратилось в курортный посёлок. Летом сюда съезжается много отдыхающих. Однако пляж в селе маленький, каменистый, вода мутная, а рядом плотина с суровыми охранниками.

Пляж в селе Нугуш

Национальный парк «Башкирия»

Нугушское водохранилище расположено на территории национального парка «Башкирия». За нахождение на территории парка берут деньги, не говоря уже о ночёвках в палатке. При этом даже элементарной навигации тут никакой нет (во всяком случае, так было на момент нашего посещения в 2020 году), оставляет желать лучшего и инфраструктура.

Поднимающиеся над водной гладью живописные, словно бархатные холмы, поросшие лесом, и местами обрывающиеся к воде скалы придают Нугушскому водохранилищу неповторимую красоту. По берегам водоёма приютилось много баз отдыха и турбаз для людей с разным уровнем достатка. Туристов катают по водохранилищу на катерах, устраивают конные прогулки, а зимой можно прокатиться на снегоходах. Летом по акватории снуют многочисленные катера. Нигде не видел такого их обилия.

Полюбоваться водоёмом и отдохнуть на его берегах едут как жители Башкирии, так и гости из соседних регионов (но особенно много жителей ближайших городов Мелеуз, Салават, Стерлитамак). Здесь возникла настоящая курортная зона, правда с российской спецификой – со скромной инфраструктурой и высокими ценами.

Нугушское водохранилище

Что посмотреть: экологические тропы Таллы и Бейек-Тау

На территории национального парка «Башкирия» близ Нугушского водохранилища есть две экологические тропы. Одна из них начинается близ визит-центра нацпарка в селе Нугуш и поднимается на гору Таллы. Здесь расположены две смотровые площадки. С горы открывается прекрасный вид на водоём и окрестности. Протяжённость тропы – 3 км.

Ещё одна экологическая тропа – Бейек-Тау (или Высокая Гора) – начинается около деревни Сергеевка. Дорога к Сергеевке плохая – грейдер, затем грунтовка. Вся прибрежная полоса занята сомнительными платными базами, по сути представляющими собой огороженные заборами территории, где за плату можно разместиться у водоёма. Непросто найти место, где можно бесплатно оставить машину. Не хватает и указателей к началу тропы.

Экотропа Бейек-Тау за Сергеевкой

На тропу мы вышли за детским лагерем. Можно подняться на гору и дальше, если пройти вдоль берега. При подъёме от лагеря тропа проходит около большого входа в пещеру. Далее она приводит на вершину горы и идёт вдоль кромки скалы. Тут тоже попадаются небольшие карстовые полости. С горы открываются живописные виды на Нугушское водохранилище. С каждой смотровой площадки водоём выглядит по-разному. Здесь две вершины – Бузанбуй и Каршы. Протяжённость тропы порядка 4 км.

Пещера на экологической тропе Бейек-Тау

В окрестностях водохранилища также интересно побывать на водопаде Куперля с карстовым мостом и посмотреть скалу с портретом В.И. Ленина, а ещё можно доехать до не менее красивого соседнего Юмагузинского водохранилища на реке Белой.

Видео

Смотрите небольшой фильм о нашем путешествии по этим местам. 

Как добраться до Нугушского водохранилища?

Это место расположено у села Нугуш Мелеузовского района Республики Башкортостан.

От Уфы на автомобиле нужно ехать по трассе на Оренбург до Мелеуза, а затем до села Нугуш, в котором начинается водохранилище.

От Екатеринбурга ехать по Пермскому тракту, повернуть на Нижние Серги, ехать в сторону Артей. Далее ехать через село Свердловское, Малую и Большую Тавру, Месягутово, Малояз и выехать на трассу М5. В районе Уфы повернуть на Оренбург, затем через Мелеуз к селу Нугуш.

Из Оренбурга ехать на машине по трассе на Уфу, свернуть на Мелеуз и через Нугуш доехать до водоёма.

Из Перми на машине ехать на Уфу (через Кукуштан, Чернушку, Куеду, Бирск), объехать Уфу и двигаться по трассе на Оренбург, затем на Мелеуз и Нугуш.

Из Челябинска можно доехать по М5 до Уфы, свернуть на Оренбург, затем через Мелеуз и Нугуш до водохранилища.

Координаты Нугушского водохранилища (в селе Нугуш около плотины): N 53° 02.998´; E 56° 26.669´ (или 53.049967°, 56.444483°).

Сориентироваться поможет размещённая ниже карта. Расстояние от Уфы – 250 км, от Оренбурга – 200 км, от Челябинска – 650 км, от Перми – 720 км, от Екатеринбурга – 770 км.

Павел Распопов

Читайте также:

  • Памятники природы Республики Башкортостан (список)
  • Водопад Гадельша — самый большой на Южном Урале
  • Пробуждение Аулии, или священные воды и горы Башкирии

Нугушское водохранилище на карте

Поддержать «Ураловед»

Тема урока: Умножение натуральных чисел и его свойства.

Цели:

 1) закрепить   навыки умножения натуральных чисел «в  столбик» применять при умножении переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения, умение применять действия умножения при  решении задач.

2) развивать память, логическое мышление, речь, внимание, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать

3) воспитывать взаимовыручку, познавательный интерес к предмету, любовь и доброе отношение  ко всему живому.

Оборудование: план-схема путешествия, карточки, плакаты устных упражнений

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Слайд 1. Здравствуйте! Сегодня урок буду вести у вас я – Ахметова Василя Загитовна, учитель математики и информатики Ташбулатовской средней школы. При знакомстве обычно люди спрашивают: «Как дела? Как здоровье?». Я буду спрашивать, а вы отвечайте, поднимая большой палец вверх «Во!» или опуская большой палец вниз «Не так хорошо!». Какие у вас друзья? Как вам ваша школа? Как вам ваш класс! Как ваши дела? Как ваше настроение? Молодцы! Я рада за вас!

Девизом нашего урока будет: «Приобретать знания – храбрость, приумножать их – мудрость, а умело применять их – великое искусство!»

Сегодня мы попадём в башкирский народный эпос-сказку «Урал Батыр», где нас ждут удивительные приключения, нам предстоит преодолеть препятствия, и заодно закрепим умножение натуральных чисел.  Слайд 2. Поможем герою эпоса Уралу спасти прекрасную Хомай из рук злого Аждаха.

Слайд 3.         В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

— Ребята вы готовы к работе? А сейчас откроем тетради и запишем число, классная работа.

— Тогда сказка начинается.

Жил-был Урал Батыр. И была у него невеста красавица Хомай. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унёс Хомай. Опечалился Урал Батыр, упал на землю, залился горючими слезами. Слайд 4. А рядом стоит старый дуб и говорит: «Не грусти, батыр, подскажу, тебе, кто унёс твою невесту, если ты прочитаешь эту запись по-разному

— Как можно прочитать выражение 15*7, разными способами?

  • 15 умножить на 7
  • Первый множитель 15, второй множитель 7
  • Произведение 15 и 7
  • По 15 взять 7 раз
  • 15 увеличить в 7 раз.

Старый дуб сказал, что Хомай можно найти у Аждаха в невиданной стране. Только всё там подчинено законам математики.

Отправился Урал в далёкий путь. А на пути дремучий лес чисел. Слайд 5. Здесь за деревом злодей спрятал задания.

2. Устный счёт.

Если хотите пройти через лес выполните устный счёт. Чтобы пройти этот лес побыстрее надо научиться быстро умножать числа?

— Какие способы быстрого счета вы знаете? (Дети показывают способы счета)

— Знаете как можно запомнить умножение чисел от 1 до 9 на 9? Это можно сделать с помощью двух рук. (Учитель показывает данный способ)

Давайте, я научу вас сегодня быстрому счету на 11?

13*11=143

1 (1+3) 3=143  — запомнили? Давайте попробуем пройти через лес.

  1. Вычислите , применяя свойства умножения

А) 4.33.25              б) 12.75           В) 48 .12

2. А теперь отгадайте слова, которые здесь записаны:

МГАМР

ЕТЕЦНРН

ТМТАСНИЕР

ОНАТН

— Какое слово лишнее? (сантиметр)
— Почему? (грамм, центнер, тонна – единицы массы, сантиметр – единица длины).

Назовите величины в порядке возрастания

  1. Физкультурная минутка

Дорога будет долгая, поэтому давайте отдохнем.

На поляне стоит сосна,

к небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх,

потом то же, стоя на другой ноге)

Ветер сильный налетал,

все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса влево-вправо)

Ветки гнутся взад-вперёд,

ветер их качает, гнет.

(Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

раз, два, три, четыре, пять.

(Приседания)

А теперь на месте шаг,

выше ноги! Стой, раз, два!

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Выбрался Урал из лесу, пока дорога не привела к Волшебному озеру Расшифруй-ка. Слайд 6. Нужно решить примеры и расшифровать о чём думает Урал. И так о чём думал Урал?

Ум хорошо, а два лучше.

А на пути пещера «ПЕЩЕРА НЕРАВЕНСТВ».  Слайд 7. Подошёл Урал Батыр к пещере неравенств, чтобы через нее пройти нужно выполнить №435, с.70 из учебника.  Доказать неравенства.

— Как вы думаете, есть ли способ доказать данные неравенства без умножения? Правильно доказали неравенства, но в пещере летучие мыши они очень рады встречи с Урал Батыром и приготовили ему задачу №432, с.70.

задача

На вершину холма ведут пять тропинок. Сколько существует способов подняться на холм и спуститься с него, если подниматься и спускаться по разным тропинкам?

        Запиши решение задачи в тетрадь выражением и сосчитай.

Ответ:

4*5=20 способов

Благодарные летучие мыши показали путь через темную пещеру. И тропинка на выходе из пещеры привела Урал Батыра к самому Аждаха. Увидел Аждаха Урала Батыра и говорит: «Знаю, знаю, зачем пришёл. Я отпущу Хомай. Но сначала, реши мои задачи.

Вы  готовы  помочь Урал Батыру?(да) (Развешиваю задания на доске)

  1. составь уравнение и найди ответ:

         Аждаха задумал число.  Если его разделить на  4,  а  потом  от  частного  отнять  2,  то  получится  7.  

Какое число задумал Аждаха?

  1. Если в 10 часов вечера шёл дождь. Может ли через 48 часов быть солнечная погода? (нет)
  2. Сколько вёрст прошёл Урал батыр за  всё время поисков своей невесты, если до леса он прошёл  10 вёрст. От леса до озера на 2 версты меньше, чем до леса, а от озера до пещеры на 3 версты  больше, чем от леса до озера. Какой путь в современных единицах измерения длины, прошёл Урал Батыр, если 1верста=1км67м.

10 верст+8 верст+11 верст=29 верст

29 верст * 1 км 67 м=29 км+29*67м=29 км+1943м=29 км+1  км+943 м=30 км+943 м=30 км943м

Читайте задачу вслух, а теперь решайте  самостоятельно

Вышла к Урал батыру прекрасная Хомай.  Рассказал он ей, с какими трудностями ему пришлось встретиться на пути.

Взялись за руки Урал батыр и Хомай, и пошли домой.

4. Домашнее задание (Слайд 8)

п.11 № 449 (найдите значение выражения).; №444 (устныый счет), прочитать стр. 102 исторический материал.

5. Рефлексия

Вот и закончилась сказка.

Понравилась она вам?

 Чему она учит нас?

-Что нового открыли для себя ты на уроке? Чему научились? Насколько вы довольны сегодняшним уроком покажите с помощью смайликов.

6. Итоги урока.

Спасибо за урок.

Выставление оценок

  • Сказка от чего у верблюда горб слушать
  • Сказка откуда взялась даугава
  • Сказка от страха темноты
  • Сказка островского снегурочка читать полностью
  • Сказка от есенина 1914 7 букв сканворд