Сказка отличительные особенности жанра

Инфоурок литературное чтение презентациипрезентация по литературному чтение на темур н сказки виды, отличительные черты,выразительные средства языка .2 класс описание

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтение на тему»Р Н Сказки Виды, отличительные черты,Выразительные средства языка .»(2 класс)

Русские народные сказки.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Русские народные сказки.

    Описание слайда:

    Русские народные сказки.

  • 2 слайд

    Определение жанра сказкиСказка – древнейший народный жанр литературы фантасти

    Описание слайда:

    Определение жанра сказки
    Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
    Словарь русской литературы.

  • 3 слайд

    Отличительные черты сказкиСказочные события Сказочные герои Сказочные существ

    Описание слайда:

    Отличительные черты сказки
    Сказочные события
    Сказочные герои
    Сказочные существа
    Необычность обстановки
    Особая манера повествования
    Вариативность текста
    Автор коллективен

  • 4 слайд

    Виды русских народных сказокВолшебные сказки Сказки о животныхБытовые сказ

    Описание слайда:

    Виды русских народных сказок
    Волшебные
    сказки
    Сказки о животных
    Бытовые
    сказки
    далее

  • 5 слайд

    Волшебные сказкиОбщие особенности Герои Примеры названийназад

    Описание слайда:

    Волшебные сказки
    Общие особенности
    Герои
    Примеры названий
    назад

  • 6 слайд

    Общие особенности Волшебных сказокНаличие чуда Столкновение с волшебной силой

    Описание слайда:

    Общие особенности
    Волшебных сказок
    Наличие чуда
    Столкновение с волшебной силой
    Волшебные персонажи
    Волшебные предметы
    Описание
    назад

  • 7 слайд

    Герои волшебных сказокДеление на положительных и отрицательных Борьба с волше

    Описание слайда:

    Герои волшебных сказок
    Деление на положительных и отрицательных
    Борьба с волшебной силой
    Вымышленные персонажи
    Обычные люди
    назад

  • 8 слайд

    Что можно прочитать«Василиса Прекрасная» «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и б

    Описание слайда:

    Что можно прочитать
    «Василиса Прекрасная»
    «Гуси-лебеди»
    «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
    «Белая уточка»
    «По щучьему веленью»
    назад

  • 9 слайд

    Сказки о животныхОбщие особенности Герои Примеры названийназад

    Описание слайда:

    Сказки о животных
    Общие особенности
    Герои
    Примеры названий
    назад

  • 10 слайд

    Общие особенности Сказок о животныхИносказательность Ясность оценки героев Ан

    Описание слайда:

    Общие особенности
    Сказок о животных
    Иносказательность
    Ясность оценки героев
    Антропоморфизм
    Быстродействие
    Диалог
    Облегчённая композиция
    назад

  • 11 слайд

    Герои сказок о животныхТрадиционные типыЛиса – хитрая Волк – глупый Заяц - тр

    Описание слайда:

    Герои сказок о животных
    Традиционные типы
    Лиса – хитрая
    Волк – глупый
    Заяц — трусливый
    Олицетворены
    назад

  • 12 слайд

    Что можно прочитать«Лиса и журавель» «Ворона и рак» «Кошкин дом» «Семеро козл

    Описание слайда:

    Что можно прочитать
    «Лиса и журавель»
    «Ворона и рак»
    «Кошкин дом»
    «Семеро козлят»
    «Волк и лиса»
    назад

  • 13 слайд

    Социально-бытовые сказкиОбщие особенности Герои Примеры названийРазновидности

    Описание слайда:

    Социально-бытовые сказки
    Общие особенности
    Герои
    Примеры названий
    Разновидности
    назад

  • 14 слайд

    Разновидности бытовых сказокСказка-анекдот Докучные сказки Сказка-загадка Ска

    Описание слайда:

    Разновидности бытовых сказок
    Сказка-анекдот
    Докучные сказки
    Сказка-загадка
    Сказки-насмешки
    назад

  • 15 слайд

    Общие особенностиБытовых сказокОтсутствие фантастики Реальные конфликты Сказо

    Описание слайда:

    Общие особенности
    Бытовых сказок
    Отсутствие фантастики
    Реальные конфликты
    Сказочное разрешение
    Смысловой акцент-развязка
    Жестокий юмор
    назад

  • 16 слайд

    Герои бытовых сказокГерой хитёр Герой удачлив Дурак в глазах других Герой бла

    Описание слайда:

    Герои бытовых сказок
    Герой хитёр
    Герой удачлив
    Дурак в глазах других
    Герой благороден
    назад

  • 17 слайд

    Что можно прочитать«Иванушка-дурачок» «Солдатская сказка» «Каша из топора» «Р

    Описание слайда:

    Что можно прочитать
    «Иванушка-дурачок»
    «Солдатская сказка»
    «Каша из топора»
    «Репка»
    «Как мужик гуся делил»
    назад

  • 18 слайд

    Изобразитель-выразительные средстваРусских народных сказокАнтитезаСказочные ф

    Описание слайда:

    Изобразитель-выразительные средства
    Русских народных сказок
    Антитеза
    Сказочные
    формулы
    Гипербола
    Постоянные
    эпитеты
    далее

  • 19 слайд

    АнтитезаПриём противопоставления, с помощью которого главный герой получает у

    Описание слайда:

    Антитеза
    Приём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику.
    Василиса – мачеха
    Иванушка – царь
    Крестьянин – барин
    Лиса — заяц
    назад

  • 20 слайд

    Сказочные формулыПрисказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атм

    Описание слайда:

    Сказочные
    формулы
    Присказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу.
    Зачин – помогает начать сказку, называет героев и события.
    Концовка – завершает повествование.
    назад

  • 21 слайд

    ГиперболаЧрезмерное преувеличение действий и поступков героев.«Рос не по дням

    Описание слайда:

    Гипербола
    Чрезмерное преувеличение действий и поступков героев.
    «Рос не по дням, а по часам.»
    «И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом.»
    назад

  • 22 слайд

    Постоянные эпитетыКрасочное определение, неразрывно связанное с определяемым

    Описание слайда:

    Постоянные
    эпитеты
    Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение.
    «Сине море»
    «Добрый молодец»
    «Красна девица»
    «Ясный сокол»
    назад

  • 23 слайд

    Вопросы и задания По теме «Русские народные сказки»1.Перечислите виды сказок.

    Описание слайда:

    Вопросы и задания
    По теме «Русские народные сказки»
    1.Перечислите виды сказок.
    2.Каковы особенности волшебной сказки?
    3.В чём особенность героев бытовой сказки?
    4.Приведите примеры сказок о животных.
    5.Придумайте сказку.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Р Н Сказки Виды, отличительные черты,Выразительные средства языкаСказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.Отличительные черты сказки•Сказочные события •Сказочные герои •Сказочные существа •Необычность обстановки •Особая манера повествования •Вариативность текста •Автор коллективен

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Сказки.

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтение на тему «В гостях у народной сказке «(2 класс)

  • Согласный твердый звук и буква Ш

  • Презентация по литературному чтение на тему » Шуточные стихи. Кулинаки пулинаки «(1 класс)

  • Презентация по литературному чтение на тему » Тест И в шутку, и всерёз «(1 класс)

  • Презентация по литературному чтению на родном языке на тему «Повторение раздела «Мир детства» «Я взрослею»».

  • Конспект урока по литературному чтению Е.Чарушин «Страшный рассказ»

  • Презентация по литературному чтение на тему «Творчество, биография И Пивоварова «(1 класс)

  • Конспект урока по литературному чтению на тему «В.Осеева «Почему»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5453351 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

Отличить басню от сказки порой бывает непросто, поскольку необычность происходящего и персонажи этих небольших по объему вымышленных историй имеют много общего. Занимательное содержание и нравоучительный подтекст сближает эти жанры настолько, что их принципиальные различия оказываются очевидными только при детальном анализе содержания и формы.

Басня относится к малым эпическим жанрам, сложившимся как часть мифотворчества в период расцвета античной культуры. Заимствованные из мифов аллегорические образы приобрели в басне новый смысл. Они стали иносказательной формой изображения человеческих достоинств и пороков, проявляющихся в поступках, отношениях, житейских ситуациях.

Басня представляет собой короткий рассказ дидактического характера, в котором персонажи становятся предметом сатирического изображения, поскольку действуют вопреки правилам общепринятой морали. Оценка их действиям дается в краткой афористичной концовке басни как вывод обобщающего характера или в начале рассказа как нравоучение, требующее сатирической иллюстрации.

Сказка имеет не менее древнюю историю. Считается, что изначально сказочное повествование имело не только развлекательный характер, но, прежде всего, служило предупреждением или поучением, в котором на примере сказочных героев демонстрировались последствия поведения, нарушающего родовое табу или языческий ритуал. Сказка, как и басня, могла иметь нравоучительную концовку в форме пословицы, поговорки или присказки.

При всем сходстве, басня и сказка имеют отличительные жанровые особенности. В басне выделяют событийную часть и собственно нравоучение, составляющие ее композиционное целое. Сюжет сказки не имеет такого деления — он развивается как цепь событий, в результате которых герой, заручившись поддержкой добрых сил, справляется с невыполнимой задачей и получает награду.

Большинство персонажей басен заимствованы из мифов и представлены образами животных, наделенных аллегорическими чертами человеческого характера: волк отличается алчностью и жестокостью, лиса — хитростью и корыстолюбием, сова — мудростью, медведь — грубостью, лев — благородством. В сказках о животных эти качества имеют не аллегорическое, а символическое значение, а сами персонажи действуют не в одной конкретной ситуации, проявляющей эту символику, а на протяжении всего повествования, многократно подтверждая ассоциативную связь образа с ролью, которая отведена ему в сказочном сюжете.

Басня — сатирическое произведение, чаще всего написанное в стихотворной форме. Сказка — традиционно прозаический жанр. Приемы сатиры в ней используются эпизодически и не являются доминантой, за исключением сатирических сказок.

Басня «Лебедь, рак и щука» И. Крылов

Сказка строится с многократными повторами, использованием устойчивых речевых оборотов, постоянных эпитетов, сравнений и метафор. Повествование басни отличается сжатостью, динамизмом развития сюжета, имеет ограниченный выбор средств художественной выразительности.

Выводы сайт

  1. Басня — короткий нравоучительный рассказ, состоящий из двух равнозначимых частей: описания события и афористичной концовки или начала. Сказка не имеет явно выраженной нравоучительной установки. Ее содержание подробно передает события, в результате которых герой побеждает зло и получает награду.
  2. В отличие от сказки как преимущественно повествовательного жанра, басня является сатирическим произведением.
  3. В сказке основными средствами художественной выразительности являются метафора и постоянные эпитеты, в басне — аллегория.
  4. Персонажи сказок чаще всего люди и мифические существа, реже — звери. В баснях действующие лица, как правило, — животные.

У каждого из нас детство ассоциируется с волшебством. И, конечно же, все мы помним такие любимые сказки, которые нам рассказывали перед сном. В школе мы смогли познакомиться с очень похожим на них литературным жанром — басней. Выясним, чем басня отличается от сказки, и в чем их схожесть.

Что такое басня

Как известно, басня является малым в котором зачастую главные роли играют животные, но иногда это могут быть люди или даже предметы. Авторы басен известны нам со школьной скамьи: Крылов, Дмитриев, Лафонтен. Зародил этот жанр писатель Древней Греции Эзоп, который использовал колкие высказывания в адрес правительства, назвав их баснями.

Многие любят басни за их живость, актуальность во все времена. Но некоторые считают этот не задумываясь о различиях. И все-таки, чем отличается басня от сказки?

Такие разные жанры

Басня и сказка действительно во многом схожи, но если углубиться, можно найти и немало различий.

Вспомните: лисичка в баснях изображает хитрого человека, медведь — сильного, осел — недалекого, глупого. Но действительно ли в баснях говорится о жизни животных? Нет, здесь идет речь о людях. При помощи сатиры автор высмеивает людские недостатки, животные здесь лишь средство их изображения.

Наличие морали — это следующее, чем басня отличается от сказки. Мораль — своеобразный итог басни. Зачастую она выносится за черточку после самого текста, но также может быть скрыта в нем. Из морали читатели получают совет или нравоучительное высказывание автора. В сказках же этого вывода нет, мы плавно подходим к логическому концу. Мораль заставляет нас задуматься над поступками людей, взглянуть на ситуацию под другим углом.

Стихотворная форма басен — это третье, чем басня отличается от сказки. Мы, конечно, знаем и сказки, к примеру, Пушкина, написанные в форме стихотворений. Но все же русские народные сказки передавались из уст в уста в прозе. Басня же авторский жанр. Использование стихотворной формы придает ей особый колорит.

Басня и рассказ

Чем отличается басня от сказки, мы уже выяснили. Теперь стоит задаться другим вопросом: есть ли сходство и различие басен и рассказов?

Рассказ — небольшого объема. Он имеет конкретно построенный сюжет, композицию, систему образов. Обычно в нем повествуются реальные события, которые происходили или вполне могли бы произойти в настоящей жизни.

В басне же обычно происходят фантастические действия. Животные, изображающие людей — первое тому доказательство.

В рассказе вступление идет к основной части, плавно переходя к финалу. Басня имеет короткое предварение, но большую основную часть. В ней — вся суть произведения.

Рассказ не всегда ставит перед собой нравоучительную задачу, в басне же это обязательно. Дидактичность — вот чем отличается басня от сказки и рассказа. Прочитав любую из басен, читатель обязательно вынесет что-то для себя.

Комичность — очередной отличительный признак басни от рассказа. Далеко не всегда рассказы написаны с юмором. Очень часто их задачей является вызывать эмоции у читателя, научиться сопереживать главным героям. А в баснях всегда есть сатира. Мы удивляемся нелепым поступкам героев, их жадности или глупости.

Каждый из героев басен наделен актуальными и по сей день недостатками. Поэтому этот жанр до сих пор изучается в школе, хотя его пик в нашей стране пришелся на 18-й — 19-й век. Но сегодня басни пишут мало. Гораздо проще написать рассказ, чем басню. Для этого надо обладать мастерством и быть знатоком человеческого поведения.

Итог

Малые очень схожи между собой. Все они воспитывают в читателе эмпатию, прививают эстетику и учат, как себя вести в различных ситуациях. Басня среди них занимает особое место. В ней мы видим себя как бы со стороны, являясь свидетелем событий. Оказывается, так нелепо могут выглядеть люди, когда скупы или глупы! Мораль подведет итог не только басне, но и даст совет читателю, как стоит или не стоит себя вести. Чем отличается басня от сказки о животных? Тем, что животные, изображаемые в ней, на самом деле являются людьми. И здесь волшебство сказки пропадает: мы не радуемся за счастливый конец, а смеемся над порочными героями.

Басни читать и слушать любят как дети, так и взрослые. Тексты басен старинны. Появились они очень давно. В Древней Греции, например, были известны басни Эзопа в прозе. Самыми видными и нашумевшими баснями нового времени стали басни Лафонтена. В русской же поэзии проявили себя много авторов-баснописцев, но самыми известными стали басни Крылова, Толстого и Михалкова.

Что же такое басня и чем она отличается от сказки или стихотворения? Основное отличие басни от других литературных жанров — это нравоучительный и чаще даже сатирический характер написания. Хотя главными героями басен являются животные или даже предметы, всё равно рассказ ведется про людей, и высмеиваются их пороки. Ну и конечно неотъемлемой частью басни является её мораль. Чаще ярко выраженная, написанная в конце басни, а иногда завуалированная, но в любом случае понятная.

Что касается происхождения басен, то выделяют всего две концепции. Первая из них — немецкая, а вторая — американская. Немецкая говорит о том, что из мифов рождались сказки про животных, из которых в свою очередь стали отдельно выделяться детские басни, основой которых являлся текст, а уже мораль шла как необычное для сказки дополнение. Американская школа считает, что мораль басни — это основа, а вот сам текст басни для детей — это дополнение, которого могло бы и не существовать.

Сохранившиеся до настоящего времени басни, за редким исключением, главными героями представляют зверей. Например, лиса или волк, ведут себя как люди и разговаривают как люди. При этом каждому животному приписывается один или несколько человеческих пороков, которые и осуждаются. Привычная хитрость лисы, мудрость совы, коварство змеи и другие достоинства или пороки. Часто четко прослеживаются характерные черты людей.

Басни для детей хороши также тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро вне зависимости от того, в стихах они или прозе, поэтому и воспринимаются лучше. Вы не успеете потерять нить, а смысл воспримите налету, часто даже детям сразу понятна мораль и все выводы. За один раз можно прочитать не одну детскую басню, а сразу несколько, но и усердствовать также не стоит — потеряется интерес ребенка и пропадет смысл чтения.

Иногда встречаются уникальные басни для детей, которые всегда на слуху, и герои которых настолько характерные персонажи, что зачастую их имена используют как нарицательные. В этом разделе мы собираем басни лучших авторов, тех, которые действительно привнесли что-то новое в этот жанр и являются признанными баснописцами мировой литературы.

чем басня отличается от сказки о животных

  • В басне на примере животных высмеиваются пороки людей, а в конце обязательно будет мораль.

    А сказка, это просто придуманная история.

    Хотя, стоит заметить, что в основе басни, лежит все же именно сказка =)

  • Ба’сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

    Ска’зка — жанр литературного творчества:

    1) Сказка- фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов . Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза) , включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, быличка) .

    2) Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов . Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле) , либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

  • кароче и то и то сказки

    сказка — байка для детей (всмысле понимания урока/ смысла)

    басня — байка для более взрослых детей

    :)

  • Если вкратце, без «умных трактовок и определений»,то басня (Основоположник Эзоп, пожалуй, «Эзоповский язык») так вот басня, — в ней 1) написана в стихах, а главное за персонажами басни (животные или даже растения) легко угадываются люди. Людские нравы, чаще всего го людские пороки или недостатки (моральные) 2) Сам сюжет басни- это какая-то очень распространённая жизненная ситуация. проблема. Тот же Эзоп, -он применял вот такие иносказания так, что НИКОГО конкретно не поучал, не обвинял и не обижал. Просто обрисовывал ситуацию, знакомую всем, какую-то общечеловеческую ситуацию, Это как бы возможность взглянуть на какую-то проблему.. или недостатки со стороны. Мораль, нравоучительный вывод, — вовсе не обязателен. Нравоучение некоторое содержится уже в самой басне. Выводы напрашиваются сам. Например Крылов- «Однажды Лебедь, Рак, да Щука

    Везти с поклажей воз взялись,

    И вместе трое все в него впряглись;

    Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

    Поклажа бы для них казалась и легка:

    Да Лебедь рвется в облака,

    Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

    Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

    Да только воз и ныне там. »

    Ну и где здесь МОРАЛЬ в конце басни? Напротив, автор предлагает сделать вводы читателю. Сказка же… может ничего общего с жизнью не иметь. Сказка-это просто чудесная история. Животные в сказки имеют черты, присущие людям, точнее их наделят такими чертами, Но совсем не с целью кого-то усовестить… или показать людские пороки. Там ВОЛК-это волк. И ОН злой. Лиса-это ЛИСА… и она хитрая. За ними не угадываются какие-то люди, речь о людях и не идёт. Мораль же, намёк, — конечно присутствуют, но… САТИРЫ, пародии на людей нет в сказке.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

  • Басня, как правило, носит нравоучительный характер. В конце или в начале басни обязательна мораль.

  1. В какое время жил Иван Андреевич Крылов, наш великий баснописец?

  • Крылов родился в 18 веке (1769 год), а умер в 19 веке (1844 год).

  1. А известны ли в мировой литературе баснописцы до Крылова?

  • В 6 веке до Р.Х. в Древней Греции жил баснописец Эзоп. Он был рабом. Басни свои писал в прозе. Их у него было более 400.

  1. А сколько басен написал Крылов?

  • Примерно 200. Причем 80 из них — переводы басен Эзопа.

  1. Теперь вспомним некоторые факты из биографии Крылова.

Кем был его отец?

  • Отец Крылова — армейский офицер; служил помощником коменданта Яицкой крепости. Во время пугачевского восстания едва не погиб: Пугачев грозился схватить его и повесить.

  1. А как же матери удалось спасти малолетнего Ивана Андреевича?

  • Чтобы спрятать мальчика, мать посадила его в корчагу (большой глиняный кувшин); так он и ехал до ближайшего города — Оренбурга.

  1. Скажите, а какие произведения писал Крылов в самом начале своей литературной деятельности?

  • В начале своей литературной деятельности Крылов писал драматически произведения.

  1. Какой гонорар получил тридцатилетний автор за свою первую пьесу?

  • За свою первую комическую оперу «Кофейница» Крылова получил стопку книг на 60 руб.

  1. В течение многих лет Крылов писал пьесы и издавал сатирические журналы.

Что было главной особенностью всех его произведений?

  • Отличительная черта литературной деятельности Крылова — изображение недостатков современного русского общества.

  1. Конечно, злословие Ивана Андреевича вызвало неудовольствие властей, и императрица строго наказала дерзкого писателя. В чем заключалось это наказание?

  • Императрица предложила Крылову на пять лет за счет правительства уехать попутешествовать за границу. Но он отказался.

  1. Только в 1809 году Крылов выпускает первое отдельное издание своих басен, и этой книжечкой завоевывает себе видное и почетное место в русской литературе.

Сколько басен было в этой книжечке?

  • В издании 1809 г. было 23 басни Крылова, а всего им создано более 200 басен.

  1. Крылов не очень верил, что при помощи его басен можно исправить недостатки людей. А если это так, то зачем же он их писал? Какую задачу ставил перед собой?

  • Задача Крылова при создании басен —

КАЗНИТЬ ЗЛО БЕЗЖАЛОСТНЫМ СМЕХОМ.

2 раунд.

Вспомните название басен (4 слайда) и героев.

Раз гадайте кроссворд .

  • По горизонтали

  1. Вещуньина с похвал вскружилась …

  2. На ту беду лиса … бежала.

  3. … , мне странно это:

Да работала ль ты лето?

  1. Однажды Лебедь, Рак да …

Везти с поклажей воз взялись.

  1. Ай, … ! знать она сильна,

Что лает на слона!

  1. Хоть видит … ,

Да зуб неймёт.

  • По вертикали

  1. Ягнёнок в жаркий день зашёл к … напиться.

  2. Да только … и ныне там.

  3. Да того ль, … , было.

  4. Оглянуться не успела,

Как … катит в глаза.

  1. И сели на … под липки, —

Пленять своим искусством свет.

  1. Все про … лишь мне налгали,

А проку на волос нет в них.

  1. Тут … являть своё искусство стал:

Защёлкал, засвистал.

Следующий конкурс поможет нам определить,

кто же лучший знаток басен Крылова.

Прошу вас продолжить отрывки из басен.

«Ты всё пела? это дело:

Так поди же, попляши»

Волк и ягнёнок

«Ай Моська! знать, она сильна

Что лает на слона!»

Стрекоза и муравей

У сильного всегда бессильный виноват

Лиса и виноград

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

Лебедь, рак и щука

Хоть видит око,

Да зуб неймёт

Слон и моська

Да только воз и ныне там

Кот и повар

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Квартет

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит петуха?

За то, что хвалит он кукушку.

Ларчик

А Васька слушает да ест.

Кукушка и петух

А ларчик просто открывался

Зеркало и обезьяна

4 раунд

Синквейн

1 строчка

Одно существительное

(Кто? Что?)

2 строчка

Два прилагательных

(Какой? Какая? Какое?)

3 строчка

Три глагола

Урок литературного чтения по организации проектной деятельности учащихся

Разработала учитель начальных классов Попова Е.И.

Программа: «Школа России» 3 класс, 1 часть

Тема: «Сочиняем вместе волшебную сказку»

Тип урока: проект

Тип проекта: художественный

Цель: создать условия на уроке для организации проектной деятельности учащихся по сочинению волшебной сказки.

Задачи предметные: — содействовать формированию умений участвовать в творческой и проектной деятельности; ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; умений инсценировать сказку; формированию представлений об особенностях текста волшебных сказок.

Планируемые результаты:

Личностные УУД способствовать формированию: интереса к проектно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; интереса к содержанию и форме художественных произведений; положительного отношения к школе; развитию творческих способностей.

Метапредметные задачи— способствовать формированию универсальных учебных действий:

регулятивных— принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения; участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; корректировать свою работу с учетом поставленных задач; оценивать результаты работы, соотносить внешнюю оценку и самооценку; менять позицию слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

познавательных— ориентироваться в книге; умения анализировать волшебные сказки; создавать художественный текст определенного жанра (волшебная сказка) в устной или письменной форме;

коммуникативных— принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих; участвовать в коллективных инсценировках; проявлять инициативу в групповой работе; уважать мнение собеседников; следить за действиями других учеников в процессе творческой деятельности и по необходимости вносить в них коррективы; оценивать групповую работу.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача:

Умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их;

Знания об отличительных особенностях волшебных сказок от других видов сказок.

Умения создавать самостоятельно произведение малого жанра устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой Умения инсценировать сказку

Планируемый педагогический результат:

— учащиеся смогут оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного ранее;

-часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях.

— научатся придумывать свои сказочные истории, инсценировать их;

— опробуют один из способов распределения обязанностей в группе при выполнении общего задания

Способы и формы оценивания результата работы:

-педагог наблюдает за работой учеников;

-публичное выступление (инсценировка).

Замысел проектной задачи: учащимся предлагается инсценировать придуманную ими волшебную сказку в классе. Для выполнения этой работы учащимся необходимо:

  1. Уточнить, какие волшебные сказки есть в учебнике «Литературное чтение»
  2. Вспомнить отличительные признаки волшебной сказки
  3. Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».
  4. Совместно придумать сказочную историю, опираясь на вопросы-подсказки в учебнике
  5. Разделиться на 2 группы, распределить задания:
    1 группа – придумать костюмы героям

2 группа – определить волшебные предметы

  1. Инсценировать сказку в классе

Результат проектной задачи: инсценировка сочиненной детьми волшебной сказки в классе.

Описание проектной задачи:

  1. Вс тупительное слово:

Учитель обращается к учащимся: «Сегодня вам предстоит выполнить не простое, но очень интересное задание – самостоятельно сочинить волшебную сказку и сыграть ее в классе.

Для того, чтобы это получилось, предлагаю вам выполнить ряд заданий».

  1. Определение цели проекта учащимися:

(ученики определяют с помощью учебника «Литературное чтение Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. (УМК «Школа России) 3 кл. 1 ч., с.58).

— Какова тема проектной деятельности на уроке?

— Постарайтесь сформулировать цель своей деятельности на уроке в соответствии с темой проекта.

-Сегодня на уроке мы вновь отправимся в гости к сказке. Тысячи сказок живут на нашей земле. Всем, кто любит их слушать, они рассказывают о событиях невероятных, волшебных, иногда страшных, часто веселых, интригующих, но всегда со счастливым концом

3. Планирование работы:

1)Выполнение заданий, необходимых для уточнения особенностей волшебных сказок

2) Работа над созданием собственной волшебной сказки.

3) Работа в группах:

1 группа – придумать костюмы героям

2 группа – оформить волшебные предметы (которые упоминаются в придуманной сказке)

4) Подготовить спектакль сказки. Инсценировка в классе

  1. Реализация плана. Работа над созданием продукта проектной деятельности.

— Выполнение заданий, необходимых для уточнения особенностей волшебных сказок (для создания собственной сказочной волшебной истории).

— Перед тем, как приступить к созданию собственной сказки, выполним несколько заданий, работа над которыми поможет Вам закрепить знания о волшебной сказке и затем сочинить свою.

1. Вспомните, что такое волшебная сказка?

2. Перечислите особенности волшебных сказок.

троекратное повторение;

— добро побеждает зло.

— Чудесные превращения. Примеры: Василиса Прекрасная может обернуться голубкой; бросит через плечо полотенце — и потечёт река; Иван-царевич может быть оживлён живой и мёртвой водой.

— Необычные герои. Примеры: баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Царевна — лягушка.

— Волшебные предметы. Примеры: скатерть — самобранка, ковёр — самолёт, избушка на курьих ножках, ступа бабы Яги, наливное яблочко и золотое блюдечко.

-Сказочные помощники. Примеры: Сивка – бурка, мышка, щука.

— Как начинаются волшебные сказки?

Зачин: За тридевять земель, в тридесятом царстве; жили-были; в стародавние времена, на море, на океяне, на острове Буяне.

Как заканчиваются сказки? Концовка, заключительные слова, например: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец; я там был, мёд-пиво пил; Сказка – ложь, да в неё намёк.

  1. Уточните, какие волшебные сказки есть в вашем учебнике «Литературное чтение»
  2. Давайте вместе составим памятку, которая поможет нам составить волшебную сказку.

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ (заполненная детьми вместе с педагогом) ПАМЯТКА

Характеристики волшебной сказки

Пример

Зачин, «создание сказочного пространства»

«Давным-давно», «За тридевять земель», «в тридесятом царстве»; «жили-были»

Особое обстоятельство

«Солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»

Запрет

«Не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»

Нарушение запрета

Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют

Герой покидает дом

При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку

Появление друга-помощника

Серый волк, кот в сапогах

Волшебные предметы

Ковер-самолет, скатерть-самобранка и т.п.

Враг начинает действовать

Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко

Даритель испытывает героя

Появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, фея, который дает задание главному герою для получения волшебного предмета

Герой выдерживает испытание

Справляется со всеми испытаниями

Получение волшебного предмета-помощника

Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем

Герой вступает в битву с врагом

Это может быть открытый бой — со Змеем Горынычем…

Враг побежден

Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости

Герой возвращается домой

На ковре-самолете, сером волке

Счастливый конец

Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу

— Работа в группах над созданием волшебной сказки

— Теперь, постараемся придумать свою сказочную историю. Давайте разделимся на группы (по рядам). Каждая группа будет сочинять свою собственную сказку. Обратите внимание на вопросы-подсказки в учебнике. Ответы на них помогут нам в создании собственной волшебной сказки. Используйте также памятку, которую мы вместе с вами составили.

Дети работают в группах над созданием собственной волшебной сказки. При необходимости, педагог осуществляет помощь.

— Молодцы, ребята.

— Теперь каждая группа прочитает свою сказку. Нам необходимо выбрать ту, которую будем вместе инсценировать. Внимательно слушайте друг друга. После того, как прослушаете сказки всех групп постарайтесь выбрать одну и объяснить, почему она Вам больше остальных понравилась, и почему именно ее вы хотели бы показать.

Помните, нам нужно выбрать одну сказку.

Каждая группа читает сочиненную ими сказку. Затем дети вместе с педагогом выбирают для инсценировки ту, которая им больше всего понравилась, ту, которую они хотели бы показать.

Инсценировать выбранную сказку мы будем на следующем уроке. Нам необходимо хорошо подготовиться. Над этим заданием вы продолжите работать дома. Если будет необходимо, попросите совета у ваших родителей, родственников. Разделимся на группы:

1 группа – Вам необходимо придумать костюмы героям придуманной сказки, подготовить их и принести на следующий урок. Они пригодятся нам для проведения спектакля.

2 группа – Ваша задача – поработать над волшебными предметами, которые присутствуют в сочиненной сказке.

Также Вам необходимо распределить роли и подготовиться к показу спектакля.

Примечание: поскольку работа объемная и ее выполнение невозможно за 1 урок, инсценировка сказки проводится на следующем уроке или во внеурочное время!

  1. Презентация продукта:

Дети, используя костюмы (подготовленные группой 1) и волшебные предметы (подготовленные группой 2) показывают спектакль сочиненной сказки.

Примечание: на данный урок можно пригласить родителей, провести в форме открытого урока. 2 вариант – проведение спектакля на внеурочном занятии по Литературному чтению.

  1. Оценивание и рефлексия

Критерии оценки:

  1. Все ли предложенные задания были выполнены?
  2. Соответствует ли сочиненная сказка понятию «волшебная»? (Учтены ли детьми особенности волшебной сказки при создании собственной?)
  3. Правильно ли составлена сказка? (последовательность, отсутствие повторов и т.п.)
  4. Уровень подготовки детей к показу спектакля (знание слов, наличие костюмов, волшебных предметов)
  5. Интересно и артистично ли была представлена инсценировка сказки?
  1. Рефлексия.

В заключение нашей работы я бы хотела спросить

— Понравилась ли вам работать над проектом?

— Что бы вы изменили или сделали по-другому в работе над проектом?

-Закончите предложение «Если бы не было этого урока, …» (примерные ответы: «… не узнала бы волшебных сказок, я бы расстроился, не узнала бы волшебных предметов и что они могут делать, не узнали бы волшебных героев, не было бы волшебного ощущения»).

-Ребята, спасибо за вашу прекрасную работу. Вашу проектную работу я оцениваю самой высокой отметкой: в дневники «5», а для души аплодисменты!

Страница из учебника «Литературное чтение Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. (УМК «Школа России) 3 кл. 1 ч., с.58

Сказка отличительные особенности жанра

  • Сказка отель россия крым алушта
  • Сказка от есенина 7 букв сканворд на букву с
  • Сказка от первого лица
  • Сказка отважное сердце урал батыра
  • Сказка от чего у верблюда горб слушать