Сказка от страхов детям читать

Советы библиотекаря: с малышами читаем истории про животных и дружбу, с подростками обсуждаем серьезные темы.по выходным сотрудники столичных библиотек рассказывают

Советы библиотекаря: с малышами читаем истории про животных и дружбу, с подростками обсуждаем серьезные темы.

По выходным сотрудники столичных библиотек рассказывают о книгах, способных собрать вечером всю семью вместе. Варвара Купцова из библиотеки № 92 — культурного центра имени К.И. Чуковского выбрала шесть сказок и повестей, которые помогут детям полюбить чтение.

Малышам

«Лисенок Фокстрот» Гельме Гейне

Самым маленьким, безусловно, понравится эта добрая и интересная сказка. Однажды лисенок по имени Фокстрот выбрался из темной норы, в которой жил со своими родителями, и обомлел: оказывается, в мире так много разных звуков! Очень скоро он открыл в себе певческий талант и решил всерьез им заняться.

Маленький рыжий герой очарует всю семью, вы будете с огромным удовольствием следить за его приключениями и размышлениями. Если вы хотите научить своего ребенка читать и ищете что-то подходящее, то это идеальный вариант: буквы здесь крупные, текста не так много. Книжку написал современный немецкий писатель Гельме Гейне, лауреат Европейской детской литературной премии (European children’s book award) и обладатель других престижных наград. Милые иллюстрации, в которые вы влюбитесь с первого взгляда, выполнил сам автор.

«Только все вместе» Лоренца Паули

Швейцарский автор Лоренц Паули, лауреат нескольких литературных премий, написал прекрасную книгу о дружбе. Главные герои — олень, мышь, рыбка, медведь и сурикат. Что может объединять таких разных существ, вы сможете обсудить с ребенком сразу после прочтения. Интересно, что подружились они вовсе не сразу — им пришлось присматриваться друг к другу и даже делать первые неверные выводы. Но в конце концов они научились общаться друг с другом.

Про иллюстрации хочется сказать отдельно. Взрослые их обязательно оценят — художница Катрин Шерер создала очень смешные, трогательные образы.

Сказка от страхов детям читать

Ребятам постарше

«Вратарь и море» Марии Парр

Эта книга — продолжение «Вафельного сердца», которое норвежская писательница Мария Парр написала в 2005 году. Обе можно читать отдельно друг от друга: понимание сюжета не пострадает, даже если возьмете в руки сразу вторую часть.

Главным героям, Трилле и Лене, по 12 лет. Как и все дети, они обожают приключения. В первой книге их дружба проверялась на прочность расстоянием, а во второй они отправились в бухту Щепки-Матильды, чтобы затеять там кое-что интересное. Что именно — узнайте сами. Мария Парр пишет очень простым, легким языком. Многие сравнивают ее с Астрид Линдгрен — я думаю, что это вполне заслуженно.

«Тео — театральный капитан» Нины Дашевской

Советую познакомиться с мышонком Теодором, или Тео, который вместе со своей семьей живет в здании оперного театра. Долгое время люди и не подозревали о соседстве с мышами, пока Тео случайно не испортил наряд одной из балерин. Вот тут-то и началось все самое интересное. Могу сказать только одно: финал вас точно растрогает.

Нина Дашевская, лауреат литературной премии «Книгуру», Международной литературной премии имени В.П. Крапивина, не только рассказывает историю мышиного семейства, но и знакомит детей с миром музыки, упоминая некоторые профессиональные термины и тут же их объясняя. Так что это не только интересное, но и полезное чтение.

Сказка от страхов детям читать

Подросткам

«Двенадцать зрителей» Инны Манаховой

Главная героиня этой очень серьезной и трогательной книги — 15-летняя Аня. Но с ней читатель познакомится не сразу: девочка пропала. В ее поисках принимает участие весь город. 12 человек, которые так или иначе были с ней знакомы, рассказывают, где и при каких обстоятельствах видели ее в последний раз.

Незначительных деталей здесь нет — каждый эпизод складывается в одну общую картину, через которую читатель понимает, что же произошло с Аней на самом деле. Характеры персонажей переданы очень ярко и точно.

Инна Манахова — популярная современная писательница. За «Двенадцать зрителей» она получила награду Международного конкурса имени Сергея Михалкова.

«Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна

Тема, затронутая ирландским писателем Джоном Бойном, очень непростая. Однако подросткам, я считаю, необходимо читать такие книги. Действие разворачивается во время Второй мировой войны. Мальчик Бруно вместе со своей семьей переезжает в Польшу из Германии — этого требует работа отца, которого назначили комендантом концлагеря. Но он в силу слишком юного возраста ничего не знает о том, чем занимается его родитель.

Бруно знакомится с мальчиком Шмуэлем. У них очень много общего, и вскоре они становятся лучшими друзьями. Вот только Шмуэль живет по ту сторону колючей проволоки — его вместе с родными и другими еврейскими семьями привезли сюда, чтобы уничтожить. История заканчивается страшно. Но вместе с тем заставляет задуматься, дает много тем для разговоров.

В 2008 году режиссер Марк Херман снял по роману одноименный фильм. Если понравится книга, обязательно познакомьтесь и с экранизацией.

Кадр из фильма «Мальчик в полосатой пижаме». Режиссер М. Херман. 2008 год

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Консультация для родителей «Почему необходимо читать сказки детям»

В наше время книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, телефоны, гаджеты. Родители тоже предпочитают дать ребёнку своему планшет, как хорошо – тишина, никто не мешает им заниматься своими делами. А потом встаёт неожиданно вопрос: ребёнок не умеет общаться, писать правильно – по русскому языку сплошные «2». Почему это происходит? Может — быть родителям нужно вспомнить своё детство и научить ребёнка полюбить книгу.

Много сейчас нас окружает книг, но нельзя забывать детских писателей, сказочников на творчестве которых мы выросли сами, поэтому нужно больше уделять внимания ознакомлению детей с художественной литературой сказками. Замечательные сказки Корнея Чуковского донесут детям много полезного. Родители, читая его сказки, получат не меньшее удовольствие, чем их дети. Нужно помнить и никогда не забывать, что компьютер и телевизор не заменят нам книгу. Из книг человек всегда черпал знания, получал удовольствие, радость прочитанного, желание поделиться этим с другими.

Дети дошкольного возраста склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают язык сказок. Герои сказок просты и типичны: их характеристика исчерпывается двумя, тремя качествами (небывалая доброта, храбрость и находчивость). При этом герои сказок делают всё то,что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся. Прежде чем сказка была записана, над ней трудились миллионы людей, передавая из уст в уста, отбрасывая несущественное, оставляя самое главное. Это сделало сказку носителем человеческой мудрости. Рассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины.

Если мы, взрослые, хотим приобрести какие-то знания, у нас для этого существует много путей и каналов. Интернет, книги, в конце концов можно проконсультироваться у специалиста в данной области, получить сведения из газетных и журнальных статей, послушать лекции, принять участие в семинарах. Наконец, поговорить с друзьями и обменяться информацией и мыслями. Дети же, особенно маленькие, не могут получить знания этими же путями, а между тем проблемы, занимающие их, не менее важны. Как помочь им в приобретении знаний?

А какова же польза сказок?

1) Сказки развивают внимание.

Слушая описание событий, происходящих чудес и приключений персонажей, ребенок задействует все свое внимание и удерживает его на протяжении всей истории. Это, в свою очередь, на уровне эмоций, поощряет ребенка к размышлению, порождает в его голове множество разных вопросов, на которые он будет искать ответы.

2) Развивают руки. И это не нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю». Детямпредлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.

3) Прививают понятия о добре и зле. В сказках все персонажи делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Слушая сказки, ребенок понимает, что такое хорошо и что плохо, как поступать правильно, а как не нужно. Кроме того, дети склонны подражать своим любимым героям. Нет необходимости убеждать, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Каким мы представляем себе доброго человека — любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т. д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют именно сказки: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

4) Знакомят с окружающим миром и взаимоотношениями людей.

В сказках описаны взаимоотношения и взаимодействия людей. В раннем возрасте ребенок еще не умеет анализировать, сопоставлять и логически мыслить. Поэтому польза сказок очевидна. В них все описывается простым языком и простыми словами., Таким образом, ребенку становится понятен окружающий его мир.

5) Учат справляться с трудными ситуациями. Ребенок, который сталкивается с какой- либо трудность, может найти для себя решения или идею, опираясь на сказочный сюжет. Дети и сами подсознательно используют сказку для решения своих проблем. Почему дети придумывают и рассказывают леденящие душу «ужастики» и почему они пользуются такой популярностью в детской среде? Потому что это защитная реакция, помогающая преодолеть страх и растерянность, возникающие в детской душе при столкновении с большим и непонятным миром, полным опасностей и неожиданностей. Вот дети и избавляются от своих страхов и беспокойств с помощью страшилок.

6) Утешают. Благодаря сказочным историям ребенок понимает, что другие тоже испытывают трудности. Не только он один может огорчаться, плакать, боятся, это же делают и другие. Осознание того, что он не одинок в своих трудностях, может поддерживать ребенка в раннем возрасте.

7) Развивают речь и фантазию детей. Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани»«Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития. Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно.

8) Польза сказок перед сном. Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – все хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его все дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает. Кстати, если вашего ребенка беспокоят плохие сны, то сказка легко поможет вам справиться с этой проблемой.

Вместе с ребёнком станьте сказочником. Ведь никакая аудио и видеотехника, никакое профессиональное исполнение не заменят малышу вашего присутствия и внимания. Не стесняйтесь, придумывайте и рассказывайте сказки своим детям, тем более что слушатели вам достались внимательные и благодарные. При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.

Сказка воздействует на чувства ребёнка. Слушая сказку, ребёнок неосознанно в своём воображении отождествляет и идентифицирует себя с героями, если они ему симпатичны.

Вместе с героями ребёнок учится проявлять доброту и благородство, рисковать собой ради других, совершать подвиги, становиться смелым, верным, справедливым. Сказки передают нравственные понятия и чувства малышу не в виде голой морали или нудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме. Кроме того, слушая сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи. Потешки, гораздо быстрее начинают правильно говорить.

Без сказок не обойтись. Как иначе ребенку объяснить, что нельзя пить из лужи, (козленочком станешь, что нельзя дверь открывать, не посмотрев в щелочку или глазок (серый волк украдет, что надо жить дружно (и никакой волк вас вообще не вытащит из надежного каменного дома, построенного совместными усилиями). Сказки дают базовое представление о мире, в котором оказался человек, об отношениях между людьми, о вещах, типах личностей, с которыми потом придется сталкиваться ребенку в жизни. То есть, пусть незаметно, с шутками, прибаутками, или наоборот, страшилками. Они создают, как говорят психологи, систему ценностей. Поэтому, если вы с ребенком прочитали какую-то книжку, не забывайте ее героев, периодически возвращайтесь к ним в различных жизненных ситуациях. До 5-6 лет не надо заставлять ребенка читать самого, пусть он научится слушать вас и смотреть книги самостоятельно. Пусть самые маленькие разглядывают книжки, где только картинки с подписями, года в два можно смело начинать изучать буквы, уже в три можно покупать первые энциклопедии (только смотрите, чтобы они были написаны все же доступным языком — если в них будет много незнакомых слов, ребенок быстро потеряет интерес). Но если вы с детства читали ребенку, ему потом будет самому легче научиться читать, потому что он будет знать, что это интересно, а ведь когда что-то интересно, то учиться гораздо приятнее.

Современные дети часто не понимают, что человек умирает один раз и навсегда. Привыкшие к компьютерной игре, они считают, что у них девять жизней. А рядом нет никого, кто мог бы объяснить ситуацию. Ребёнок играет один. В то время, когда слушая сказку, которую читает мама, он может задавать вопросы и получать на них вопросы. На сказках С. Михалкова, К. Чуковского, А. Пушкина, Н. Носова и многих других авторов выросли десятки поколений, среди которых множество смелых, честных и талантливых людей. Ими гордится страна. Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее близки детскому мироощущению. В отличие от мифов, где нередко гибнут главные герои, в сказке всё заканчивается хорошо. Ребёнок учится сопереживать персонажу. Дети по многу раз любят слушать, смотреть одни и те же сказки, так как их интересует не только сюжет, сколько нравственная сила героя. Сказка даёт опору в развитии определённых личностных качеств. Прочитайте ребенку сказку.Поговорите с ним: о чем сказка, кто главный персонаж, кто понравился ребенку и почему. Не навязывайте своего мнения, пусть ребенок рассуждает и думает, ведь он испытывал море чувств, когда слушал сказку. Помогите ему осознать их. Если вам даже что-то не понравиться в рассуждениях ребенка, не торопитесь. Задавайте вопросы, спрашивайте о том, что он чувствует и, сами тоже постарайтесь почувствовать все происходящее в сказке. Проживайте сказку вместе, и вы получите необыкновенное удовольствие от общения со сказкой и своим мудрым ребенком. Вероятно, он попросит еще раз прочитать туже сказку, сделайте это. Для него в этой сказке есть что-то очень важное. Полезно читать короткие сказки и вместе с ребенком переделывать их в большие сказочные истории. Помимо усвоения духовных ориентиров, ваш ребенок начнет развивать воображение и станет маленьким творцом сказочного мира. И, я надеюсь, со временем, он захочет претворить свою добрую сказку в жизнь. Читайте детям сказки, возвращайтесь к ним в любом возрасте. И вы всегда будете находить в старых сказках что-то новое, иначе и быть не может, ведь в них живет душа. В дошкольном возрасте воспитательное воздействие сказки не уступает воспитательному воздействию ролевой игры. Овладевая действиями игры, изобразительной деятельностью и слушая сказки, ребёнок одновременно осваивает произвольные стороны психических процессов, подготавливая себя к следующему насыщенному жизненному периоду.

Структурное
подразделение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» МБДОУ
«Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»

Консультация
для родителей на тему:

 «Читаем
вместе»

Подготовила:
Фомина Е.А.

Описание: предлагаю
Вашему вниманию консультацию для родителей. В ней описаны рекомендации по
организации совместного чтения с детьми 2-3 лет.
Пушкин хорошо и правильно сказал: «Чтение – вот лучшее учение!». А если
говорить о чтении детям, то это еще и способ скоротать скучную дорогу, и
развлечение, и общение, и развитие фантазии, и возможность привить ребенку
хороший вкус и еще много чего.
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок обладал такими качествами, как
доброта, честность и ответственность, любовь и забота, чуткость и нежность. И
на наше родительское счастье мы можем получить поддержку в мире культуры. Одним
из культурных средств в развитии ребенка является книга. Книга может учить и
развлекать, ставить задачи и позволять искать на них решения.
Так как маленький ребенок не умеет читать сам, мы взрослые должны приспособить
свое чтение к его восприятию, стать для него персональной книгой и живым
голосом, ведь для него необходимо заинтересованное соприсутствие. Для малыша
очень важно что вы рядом, что вы вместе, что вы нашли для него время,
порадовать и подарить частичку своего тепла. Когда вы читаете вслух вы
подстраиваетесь под восприятие своего ребенка, чутко реагируя на его чувства,
понимание или не понимание, на то, что он устал и отвлекся – ни аудиозапись, ни
мультфильм сделать это просто не могут. Но «бездушное», «механическое» чтение
приносит больше вреда чем пользы. Вот почему так важно, чтобы семейное чтение
проходило в атмосфере заботы и любви.
Ребенок начинает свое знакомство с художественной литературой с самого
рождения. Читать несмышленым младенцам вслух вовсе не так бессмысленно, как
кажется на первый взгляд. Во-первых, это своего рода общение с ребенком, а
во-вторых, слушая вас, малыш учится говорить. Особенно полезны стихи и песни.
Как только ребенок появляется на свет, мама напевает ему колыбельную. Вы
спросите зачем она ему? Колыбельная для него – это набор ничего не значащих
звуков. Его успокаивает и завораживает напевность голоса мамы. Ее любовь и
забота, переданная через колыбельную, создают у крохи ощущение защищенности и
доверия к миру.
Как и колыбельные, потешки и пестушки остаются в круге чтения малыша в течение
как младенческого, так и раннего возраста. Повторяющиеся во время пробуждения,
еды, купания, сборов на прогулку и других режимных моментов – пестушки и
потешки подготавливают кроху к тому, что сейчас будет происходить.
Сказка является традиционным детским жанром. Сказка впервые появляется в круге
детского чтения, когда возраст ребенка приближается к двум годам. Знакомство со
сказкой лучше начать с кумулятивных (цепочных) сказок. На смену им приходят
сказки о животных – эти сказки можно условно назвать первым учебником по
психологии человеческих отношений. Для гармоничного развития ребенка в домашней
библиотеке должны быть народные и авторские сказки.
Если вы начали читать сказку, а малыш заснул или отвлекся, то в следующий раз
придется начинать с первой страницы. Маленьким детям пока еще сложно запоминать
и совмещать в голове разные эпизоды одной истории. Не ленитесь читать одно и то
же по многу раз, если об этом просит ваш малыш. Используйте любовь детей к
повторениям, чтобы учить стихи и истории наизусть. Не бойтесь браться за тексты
с незнакомыми ребенку словами. Во-первых, скорее всего, он понимает куда
больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса здорово
подстегнет развитие речи. Читая малышу постарше, важно с помощью интонации и
эмоциональных откликов, помогать ему понять характер персонажей, передать их
настроение, задать эмоциональную оценку событию.
Много удовольствия могут доставить вам и двух-трехлетнему малышу игры по
мотивам любимых сказок или небольшие домашние спектакли в которых ему отводится
посильная роль. Хорошо посмотреть мультик по прочитанной сказке или превратить
чтение на ночь в сеанс кинопоказа, включив диапроектор. И чем больше
читательских удовольствий будет в жизни вашего ребенка, тем больше вероятность
того, что вкус к чтению останется у него на всю жизнь.
Замечательно, когда совместное чтение становится семейной традицией!

Список рекомендованной литературы для детей 2-3 лет:

Русский
фольклор — «Котик серенький…», «Бежала лесочком лиса с

кузовочком…»,
«Пошел кот под мосток…»; «Наши уточки с утра…»; «Ой,

ду-ду,
ду-ду, ду-ду…»; «Привяжу я козлика…»; «Как у нашего кота…»;

«Пошел
котик на торжок…»; «Кисонька-Мурысенька…»; Сорока-белобока;

«Идет
коза рогатая…»; Ладушки; «Водичка-водичка…»; «Огуречикогуречик…»;

Русские
народные сказки — Козлятки и волк, Теремок, Маша и медведь,

Заюшкина
избушка, Курочка ряба, Репка, Теремок.

Фольклор
народов мира — «Три веселых братца» нем.; «Разговоры», чуваш.;

«Котауси
и Мауси», англ.; «Бу-бу, я рогатый», лит.; «Курица», англ.;

«Горкой,
горкой, горушкой», белорус; «Сапожник», польск.; «Ой ты,

заюшка-пострел…»,
«Ты, собачка, не лай…», молд;

Произведения
поэтов и писателей разных стран. — Ч. Янчарский. «В

магазине
игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»),

пер.
с польск. В. Приходько; Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н.

Шерешевской;
Д.Хармс «Веселые чижи», «Веселый старичок»,

«Удивительная
кошка»; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; С.

Капутикян.
«Маша обедает», «Все спят», пер. с арм. Т. Спендиаровой.

Произведения
поэтов и писателей России.

А.
Пушкин. «Ветер по морю гуляет…» (из «Сказки о царе Салтане…»);

М.
Лермонтов. «Спи, младенец…» (из стихотворения «Казачья

колыбельная»);

А.
Плещеев «Сельская песня»; «Травка зеленеет…»

3.
Александрова. «Прятки»;

А.
Барто. «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла

«Игрушки»);
«Кто как кричит»; «Девочка-ревушка»;

И.Токмакова
«А на горке снег, снег», «Глубоко ли, мелко», «На
машине

ехали».

В.
Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; «Мишка, мишка, лежебока»,

«Искалочка»

А.
Введенский. «Мышка», «Песня машиниста»;

Б.
Заходер. «Ежик»;

А.
Фет. «Кот поет, глаза прищуря…»

Г.
Лагздынь. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»;

С.
Маршак. «Сказка о глупом мышонке» «Детки в клетке»;

Э.
Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Шкулева. «Лисий хвостик…»,

«Надувала
кошка шар…»;

Н.
Саконская. «Где мой пальчик?»;

Е.Благинина
«С добрым утром», «Аленушка», «Дождик»

Г.
Сапгир. «Кошка»;

К.
Чуковский. «Путаница», «Федотка».

Л.
Толстой. «Три медведя», «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши

конь…»;

К.Ушинский
«Васька»,»Два козлика;

Г.
Балл. «Желтячок»;

Е.Чарушин
» Кошка», «Курочка», «Как Томка научился плавать»

В.
Бианки. «Лис и мышонок»;

Н.
Павлова. «Земляничка»;

В.
Сутеев. «Кто сказал «мяу», «Три котенка», «Цыпленок и утенок»

«Как
читать детям сказки»

Для
чего ребенку нужна сказка? «…Она средство приобщения ребенка к жизни людей,
к миру человеческих судеб, к миру истории… Кладезь характеров и судеб, откуда
ребенок черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего,
о котором еще не умеет задумываться…»
( Джанни Родари).
Исследователь отмечают, что сказка вводит ребенка в особый мир чувств, глубоких
переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и
сердцем, выразить свое отношение к добру и злу.
Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и
ребенка. Через сюжет сказки взрослый может показать его способности и
возможность влиять на различные жизненные обстоятельства.
Главный смысл сказки, который необходимо усвоить дошкольнику, — не пассивность,
а активность в преодолении собственных страхов и неуверенности в своих силах.
1. Одно из главных усилий – эмоциональное отношение взрослого к чтению.
Показывайте ребенку, что это доставляет вам удовольствие.
2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Садитесь так,
чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами.
Тогда слушатель осознает, что повествование обращено именно к нему, а вам
видно, какое место в сказке больше всего его волнует.
3. Читайте неторопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее,
то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и
характеров персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную
ситуацию, но не переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребенку
воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
4. Сокращайте текст, если он слишком длинный, пересказывайте некоторые
фрагменты своими словами, но не уходите от содержания сказки.
5. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть для
взрослых скучновато, но для ребенка – нет.
6. Читайте ребенку каждый день, даже тогда, когда он научится делать это сам.
7. Незнакомую сказку сначала прочитайте сами, чтобы направить внимание сына
(дочери) в нужное русло.
8. Обыгрывайте впечатления, полученные ребенком при слушании сказки, дайте ему
возможность выразить свои чувства, свое отношение к прочитанному.

png;base64,iVBORw0KGgoAAAANSUhEUgAAAAEAAAABCAQAAAC1HAwCAAAAC0lEQVR42mNkYAAAAAYAAjCB0C8AAAAASUVORK5CYII=

Сказка от страхов детям читать


© Предоставлено: Parents.Ru


Мы все чего-то боимся и уверены, что наши страхи вполне обоснованны. Но когда ребенок бледнеет при виде клоуна или рыдает на обычном осмотре у врача, нам трудно понять, почему он так напуган.



как помочь ребенку справиться со страхами


© Sydney Bourne/Getty Images/Image Source
как помочь ребенку справиться со страхами

Возможно, вы из тех счастливцев, кто смело садится в кресло стоматолога, бестрепетно сдает кровь и ничего не имеет против регулярных медосмотров. Но когда вашему малышу пришло время впервые посетить зубного врача, он начал рыдать и извиваться, пытаясь выбраться из «страшного» кресла.

Откуда взялся этот страх? И как себя вести в подобной ситуации: пожурить трусишку за недостаток храбрости, пуститься в пространные объяснения о безболезненности подобных процедур или отложить визит к зубному на неопределенный срок? Страхи ребенка, которые могут восприниматься как досадные помехи, на самом деле есть часть его развития и адаптации.

По мере взросления они видоизменяются, отражая перемены, происходящие в его жизни. Малыш начинает ползать, учится ходить, разговаривать, каждый день его жизни приносит что-то новое. Все происходит так быстро! И маленькому ребенку необходимо справляться со всеми переменами в психическом и физическом развитии, попутно усваивая уйму информации.

Но некоторые ситуации оказываются для него слишком сложными, и тогда он может испытать тревогу и страх. Но вы рядом и всегда сможете подбодрить и утешить его.

Новая няня (от 5–10 месяцев до 5 лет)

Почему дети боятся? Для малыша беспокойство вблизи кого-то незнакомого — способ показать, что он понимает: этот человек — не мама и не папа.

Дело не в том, что няня чем-то пугает ребенка, а в том, что кроха доверяет только близким людям, которых знает давно. Но наступают моменты, когда приходится сталкиваться с «чужаками», которые выглядят, говорят и пахнут не так, как родители. И это повод для тревоги, но вполне естественный. Вы ведь не хотите, чтобы ваш ребенок доверял всем незнакомым людям?

Как помочь? Независимо от возраста ребенка не стоит оставлять его с няней слишком быстро. Постарайтесь совершить этот переход постепенно: приглашайте няню домой и вместе проводите время. Когда ребенок немного привыкнет к новому человеку, вы можете оставить их одних, а сами заняться домашними делами. Если малыш и няня подружились и вы уверены, что им вместе комфортно, можно уходить из дома.

Однако помните, что вы не должны делать это тайком, не сказав малышу «до свидания». Будьте спокойными, но твердыми. Ребенку постарше можно объяснить: «Мама сейчас уходит, но она скоро вернется. А пока меня не будет, няня поиграет и погуляет с тобой».

Врачи (от 1 года до 7 лет)

Почему дети боятся? Сидя в кресле у дантиста или ощущая холодок стетоскопа, ребенок чувствует себя уязвимым. Он не знает, что с ним собираются делать. К его телу прикасаются чужие руки, и это переживается как вторжение в личное пространство. Да и медицинские инструменты выглядят пугающе. В большинстве своем врачей боятся дети, которые подвергались болезненным медицинским процедурам или пережили опыт госпитализации. Но и детки без подобного негативного опыта могут испугаться белого халата, стетоскопа или зеркальца ЛОР-врача и поднять шум.

Как помочь? Сначала объясните ребенку, для чего нужен доктор. Он желает ему добра и помогает поддерживать здоровье. Перед посещением врача поиграйте в больницу: подарите малышу детский медицинский набор и предложите с помощью него обследовать плюшевого медвежонка или сами станьте пациентом. Отправляясь к доктору, захватите игрушку с собой. В ожидании приема, ободрите кроху: «Вчера мы лечили мишку, а сегодня к доктору идешь ты».

Очень важно, чтобы во время обследования врач сообщал малышу о своих последующих действиях. Вспомните о своем первом визите к гинекологу − вы ведь хотели знать обо всех манипуляциях, чтобы подготовить себя и морально, и физически? То же происходит и с вашим ребенком. Стоматолог успокоит кроху, если скажет: «А теперь я собираюсь посмотреть твои зубки, чтобы убедиться в их чистоте и здоровье». Если ребенку удалось стойко пережить визит к врачу, обязательно обратите на это внимание: «Смотри, ты уже почти не боялся, я тобой очень горжусь».



как помочь ребенку справиться со страхами


© Imgorthand/Getty Images/E+
как помочь ребенку справиться со страхами


Темнота (от 3 до 7 лет)

Почему дети боятся? Когда ребенок не видит, что его окружает, он словно теряет контроль над происходящим. От привычных предметов остаются только смутные тени, а любой шорох кажется громким и пугающим в ночной тишине.

Темнота связана в сознании людей со злом, чудовища и злодеи живут во мраке пещер, склепов, заброшенных замков. Это глубинный страх, отражающий страх человека перед неизвестным, перед одиночеством, перед смертью. Поэтому многие, в других отношениях бесстрашные дети боятся темноты.

Как помочь? Самый простой и разумный способ помочь ребенку преодолеть страх темноты — это оставлять небольшой свет в его комнате. Малыш почувствует себя в безопасности, и его сон будет глубоким и спокойным.

Расспросите ребенка о том, что именно его пугает в темноте. Рассказывая о своих фантазиях, он наверняка почувствует облегчение, встретив ваше понимание и сочувствие. В конце концов, придет время, и ребенок поймет, что никакой опасности нет, а спать в темноте намного комфортнее.

Гроза (от 2 до 7 лет)

Почему дети боятся? Громкий и непредсказуемый грохот может напугать любого! Подрастая, дети начинают накапливать информацию из новостей, фильмов, телепередач и рассказов, какие природные явления действительно опасны.

Но в страхе грозы есть также архаичный элемент, оставшийся нам в наследство от предков, считавших природные явления могущественными и гневными божественными силами. Поэтому, даже находясь в явной безопасности дома или квартиры, ребенок может пугаться так, словно гроза представляет для него реальную опасность.

Как помочь? Бывает, что взрослые и сами боятся грома и молнии. Вы можете сказать малышу: «Как громко! Я даже вздрогнула от неожиданности. Когда гроза уйдет, греметь больше не будет». А потом предложите крохе подождать окончания грозы вместе: уютно устройтесь на диванчике, обнимите малыша и понаблюдайте за этим мощным действом.

Вы можете выразить восхищение силой природы: «Вот это да! Какая яркая молния! Как она все осветила!», чтобы переключить внимание ребенка со страха на любопытство.

Монстры (от 3 до 6 лет)

Почему дети боятся? Для маленького ребенка реальность и фантазия существуют в одном пространстве. В его представлениях пока нет четкой границы, разделяющей эти два мира. Чудовища могут подстерегать его за шкафом или под кроватью, но исчезают, как только вы заходите в комнату или включаете ночник.

В тот момент, когда ребенок перебирается в свою комнату или из детской кроватки в «большую», его может охватить острое чувство одиночества и покинутости. Он испытывает страх перед взрослением и необходимостью быть самостоятельным, но не может осознать его и выразить словами. Чтобы проявить страх, для него нужно найти форму, объект, и такой формой чаще всего становятся монстры, привидения, злодеи из сказок или мультфильмов. Эти страшилки помогают малышу показать вам, что его что-то беспокоит, что он боится.

Как помочь? Не обесценивайте страхи малыша фразами вроде: «Это все выдумки!» или «Не говори глупости!» Не стыдите его, не называйте трусишкой: бояться он меньше не станет, но научится скрывать свои чувства, чтобы не подвергаться насмешкам. Да, под кроватью никого нет, но чувства он испытывает самые настоящие. Не стоит и уверять его в том, что монстр уже ушел: так вы не успокоите своего кроху, а только укрепите страхи. В конце концов, если ужасное существо исчезло, значит, оно все-таки существовало!

Попытайтесь понять, что на самом деле беспокоит ребенка, и спросите его, что ему могло бы помочь меньше бояться. Возможно, он попросит вас посидеть с ним, или оставить включенным ночник, или дать его любимую игрушку. Скажите ему, что он, похоже, сейчас и правда напуган, но его страх постепенно пройдет, а вы ему в этом поможете. Так ребенок почувствует, что, несмотря на перемены в его жизни, он по-прежнему связан с вами крепкими узами.



как помочь ребенку справиться со страхами


© SolStock/Getty Images/E+
как помочь ребенку справиться со страхами


Собаки (с рождения до 7 лет)

Почему дети боятся? Несмотря на то что собаки давно одомашнены, они все-таки звери, и, возможно, дети чувствуют звериную природу этих привычных нам существ сильнее, чем мы, взрослые. Но это «полезный» страх: многие собаки кусаются, и вам, конечно же, не хочется, чтобы малыш бежал гладить любого незнакомого пса.

Дети, которые боятся собак, — это те, которых регулярно пугают: «Придет собачка и укусит». Никогда не говорите ничего подобного своему ребенку.

Также этот страх может быть связан с тем, что вы сами боитесь собак и малыш это чувствует, либо с каким-то неприятным инцидентом. Собаки бывают непредсказуемы, и даже их бурное выражение радости может испугать ребенка.

Как помочь? Этот страх вполне естественен, но, когда при виде собаки малыш каждый раз испытывает ужас, это может помешать ему свободно чувствовать себя на прогулке или в гостях. Если кроха сильно напуган, не предлагайте ему подружиться с собакой, даже с самой доброй и спокойной.

Начните издалека. Купите книги про собак с хорошими иллюстрациями, покажите ребенку, какими они бывают, расскажите о том, что собаки умеют, как они преданы своим хозяевам, игривы, ласковы и могут быть настоящими защитниками.

Подарите ребенку игрушечных собачек, поиграйте вместе с ним. Познакомьте кроху с маленьким милым щенком, который живет у друзей или, может быть, у соседей. Но объясните, что трогать животных можно только с разрешения и ни в коем случае нельзя таскать их за хвост или за уши, кричать и размахивать руками, находясь рядом.

Клоуны и аниматоры (от 2 до 7 лет)

Почему дети боятся? Ваш малыш в ужасе убегает от аниматоров на вечеринке и прячется за вас при виде клоунов и загримированных артистов? Конечно, ведь их лиц почти не видно под маской или густым макияжем, и ребенка пугает «нечеловеческий» вид.

На разрисованном лице трудно прочесть эмоции, и малыш не может понять, что собирается сделать этот человек, дружелюбен ли он. К тому же клоуны и шуты ведут себя очень странно: у них неестественные жесты, громкие, резкие голоса и непривычная манера речи.

Как помочь? Если ваш малыш шарахается от клоунов и аниматоров, а вы собираетесь на вечеринку или в цирк, необходимо честно рассказать ему, что его там ожидает. Если он все же испугался, лучше увести его в сторонку и успокоить.

Часто проблема заключается в том, что родители зависят от мнения посторонних людей и не принимают в расчет чувства малыша. Не смущайтесь из-за того, что ваш ребенок расплакался на празднике или в цирке, он не обязан веселиться только потому, что взрослые считают, что это весело.

Спросите кроху, чем именно он напуган, и пообещайте, что, если он не привыкнет, вы вместе уйдете. Это нужно для того, чтобы ребенок чувствовал, что ему дают время на то, чтобы привыкнуть, и дают выбор, находиться ли ему в этом месте. Так вы поможете ему взять ситуацию под контроль, и тогда и страх, возможно, отступит.

Больше полезных материалов о детском здоровье — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Материалы по теме:

  • «Мама уйдет и не вернется»: что делать, чтобы страх не превратился в фобию
  • Тревожный ребенок: как помочь малышу побороть свои страхи
  • Так неловко: о чем после родов никогда не расскажет молодая мама
  • Это все гены: 5 свойств человека, в которых не виновато воспитание
  • «Хочу дать сыну свою фамилию, чтобы не исчез род. Муж против»

Корпорация Майкрософт и ее партнеры могут получить комиссионные, если вы приобретете что-либо по рекомендованным ссылкам в этой статье.

  • Сказка островского снегурочка слушать
  • Сказка от лица шахерезады маленькая
  • Сказка острова где снимали
  • Сказка острова трейлер на русском
  • Сказка острова в контакте