Сказка от первого лица

30-летию великой августовской демократической революции 1991 года посвящается фрагменты будущей книги от ельцина до путина. и обратно кс короткое сообщение

30-летию Великой августовской демократической революции 1991 года посвящается
(фрагменты будущей книги «От Ельцина до Путина. И обратно»)

КС (короткое сообщение) 40. Ельцин и Путин. Часть 3. Сказка про компромат

Любого правителя любой серьёзной страны окружают мифы. Наша Россия – совсем не исключение. Некоторые мифы прочно поселились в массовом сознании. Хотя по сути они идиотские. Например, что последний русский царь Николай II принимал все важнейшие решения под прямым влиянием полуграмотного старца Григория Распутина. Как будто лохматый Гришка с утра до вечера сидел в канцелярии императора и подписывал бумаги (а именно в этом состоит процесс управления страной).

Есть устойчивый миф о том, что Хрущев развенчал культ личности Сталина из-за того, что «вождь народов» не пощадил сына Хрущева и расстрелял его. Дескать, Хрущев ползал на коленях в кабинете Сталина и вымаливал пощаду для своего сына. А вождь, мол, был непреклонен. За это Хрущев якобы Сталину отомстил после смерти. Примитивная версия. В реальности весь партийный аппарат после смерти Сталина мечтал отказаться от сталинских жёстких методов управления, сформированных ещё в эпоху революции 1917 года и Гражданской войны (когда человеческая жизнь не стоила вообще ничего, а Советская республика ощутила себя «в кольце врагов»).

А Брежневым якобы управляли его медсестра Нина и приехавшая из Тбилиси целительница Джуна. Возможно, они помогали ему бороться с адской бессонницей, но точно не принимали решение о вводе войск в Афганистан. И вообще вряд ли он с ними говорил о политике. Но зато сколько статей про Нину и Джуну написано! Сколько снято фильмов и телепередач! Причём и в России, и на Западе.

Есть устойчивые мифы и вокруг личности Бориса Ельцина. Один из них таков. Мол, Ельцин выдвинул Владимира Путина в преемники, поскольку обладал на него суперкомпроматом. Мол, и семья Ельцина про это знает. Разрешите высказаться на эту щекотливую тему.

Начну с конца. Никакого компромата нет и быть не может. Не существует заветного сейфа, где лежат чудо-материалы. Этих материалов не может быть в принципе и по определению. Ибо надо понимать, как столетиями устроена власть в России. С момента прихода человека на высшую позицию в стране он становится космонавтом. Никакие земные законы на него не распространяются. Неважно, как называется наш правитель. Царь, генеральный секретарь или Президент. И все люди в погонах, и вся гражданская бюрократия подчиняются строго ему. Он – центр не просто принятия всех решений, но бытия всей системы власти. Без его подписи и его слова государственная машина не сможет работать. Поэтому никакая информация о прежней жизни этого человека не имеет никакого значения. Она просто не интересна бюрократии.

На Западе, конечно, по-другому. Там есть реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ветви власти конкурируют между собой. Плюс независимая пресса. Эта конкуренция стимулирует политическую борьбу и поиск слабых сторон друг у друга. Отсюда компромат.

В нашей же системе координат Президент возвышается над всеми ветвями власти. Что даст в этих условиях компромат? Только проблемы для обладателя такого компромата.

Ельцин – суперматёрый аппаратный волк. Как устроена российская власть, он отлично знал изнутри. Сам её реконструировал в новых условиях. Пугать своего сменщика компроматом в условиях безграничности кремлевской власти? На такую глупость многоопытный Ельцин никогда бы не пошёл.

А вот игры в компромат в отношении людей из окружения первого лица вполне в российских традициях. Тут вплоть до уголовных дел. Не исключаются войны против членов семьи. Вспомним, сколько распространялось разных слухов о поведении дочери Брежнева Галины! До сих пор журналисты не могут успокоиться. При жизни Сталина в Москве много шептались на тему сына вождя — Василия.

Но компромат на высоких чиновников – это одно. Это Система допускает. Даже компромат на членов семьи. Но компромат на Первого в России бессмысленен. Как и любые легальные попытки отодвинуть его от высшей власти. Типа громких политических скандалов, расследований, свидетельств каких-то «информированных» лиц. Никакие Моники Левински у нас не пройдут. Любые бумаги и видеофайлы имеют значение только до воцарения. Потом – это пустое. Потом – наступает невесомость и космос. А в космосе главное – здоровье. Главная проблема вождей в России – здоровье. Этот ресурс – самый ценный. И ещё вождь не должен запутаться в своих же интригах. Как это получилось у царя в 1917 году и у Горбачёва в 1991.

Лично Ельцин не любил обсуждать частные проблемы других людей. Перемывать им косточки, сплетничать. Как-то я задал ему вопрос про личную жизнь одного политического деятеля. Он посмотрел на меня так, что я все понял. Больше такого рода вопросов я никогда не задавал. Даже после добрых напитков в разговорах один на один со мной он не ругал кого-то из людей вокруг себя. Не выдавал никакую «эксклюзивную» информацию. Хотя, я думаю, ему много что докладывали.

Монархия всегда держится на святости трона. И на непогрешимости монарха, которому, как сказала по другому поводу Анна Ахматова, «не пристали грехи». А российская государственность – такая, какой мы её привыкли знать – стоит на монархической традиции. Альтернатива которой – русская революция, жестокая и кровавая.

Так складывалась и так продолжается наша история.

Продолжение следует

От первого лица: Философ. ПрофГид

Читайте также:

Сказка от первого лица

Кто есть философ — интеллектуал, читающий тексты или крестьянин, знающий основы основ?

Философ просыпается внутри каждого человека индивидуально, как отмечал К. Ясперс. Поэтому, как известно, можно быть сапожником или стекольщиком и войти в историю философии под именами Якоба Бёме или Бенедикта Спинозы. Можно окончить философский факультет самого престижного университета и так и не стать философом, получив однако специальность — преподаватель философии. Данный пример не означает, что для того, чтобы стать философом, надо принципиально отказаться от обучения философии. Последняя установка часто порождает так называемое популярное философствование. Гегель так его характеризовал, обозначая как «царский путь» в изучении философии. Для этого надо, прежде всего, не читать никаких философских книг полностью, а лишь смотреть оглавление и пару рецензий, тогда в любом салоне, отмечал мыслитель, вы сможете выступать как философ. Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, философ должен и обязан читать много текстов, хотя бы для того, чтобы не изобретать велосипедов. Но одновременно он должен уметь прежде всего философски мыслить, а это внутреннее состояние. Типичная ошибка, когда обращаясь к философу надеются на то, что он всё объяснит, но именно философ в большей степени может посеять не столько знание, сколько незнание как знание того, что мы в принципе ничего не можем знать абсолютно. Я просто расширил здесь известное положение Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю». Философ, как никто, понимает предметную ограниченность (опредмеченность) получаемого знания, ибо учёный смотрит на мир сквозь призму предметных очков. Биолог видит, например, в человеке совокупность неких биохимических процессов, физик может интерпретировать человека через физические параметры, социолог рассматривает человека как элемент социальной системы, выполняющей те или иные функции. Но никто из них не говорит о человеке как таковом, о его сущности. Философия же стремится раскрыть сущность исследуемого объекта, конечно, опираясь и на позитивные знания о мире, но не ограничиваясь лишь этим. Ибо человек как познающий субъект  не только мир познает, но и переживает его, являясь в то же время  частью этого мира.

Читайте также:

Сказка от первого лица

Какова роль философа в современном мире?

С одной стороны, философ — это хранитель традиций той или иной культуры, вырабатывающий основания для системы ценностей. А с другой стороны, философия «конструирует миры будущего» (В.С. Степин), тем самым подвергая сомнению то, что есть в настоящем, и в этой ипостаси философ может выступать как разрушитель ценностей. Отсюда такое непростое отношение философии и власти. Когда философская система власть устраивает, она всячески поддерживает философов, но когда философы её критикуют, она их достаточно жёстко, со времён Сократа, осуждает. А иногда, как было в истории нашего университета, власть даже закрывает философские факультеты, опираясь на известную резолюцию, которую предоставил царю Министр Просвещения князь Ширинский-Шихматов: «Польза от философии сомнительна, а вред очевиден». Действительно философия может не приносить непосредственной пользы, ибо она выступает изначально как незаинтересованное знание, но как было бы трудно нам жить если бы вокруг нас было бы только то, что полезно. Философия ставит предельные вопросы о бытии и человеке, что мы иногда обозначаем как вечные вопросы. И как бы ни было развито позитивное знание о мире, всегда остаётся пласт таких метафизических проблем, о которых рассуждает именно философ.

Кто философ в обществе — пророк или белая ворона?

Известный философ Зеньковский вёл начало русской философии от юродивых, которые надевали маску безумия, чтобы донести истину до власти. И это могло спасти от расправы. Я не думаю, что задачей философии являются пророчества, для этого в античной Греции вас бы направили к оракулу, философ лишь предлагает варианты решений, в том числе некие сценарии развития событий. Поэтому для обывателя, ждущего результат, это, безусловно, отождествляется с понятием «белая ворона». Обыватель всегда ждёт простых ответов и идёт к философу за рецептом, а в ответ может получить ещё большее расширение сферы незнания. Именно так насмехался над Сократом Аристофан в своей комедии, выводя такой образ философа, который задаёт глупые вопросы, типа: «Пищит комар гортанью или задницей? На сколько стоп блошиных блохи прыгают?»

Читайте также:

Сказка от первого лица

Как рождается философ — из призвания или следуя своему выбору?

Любое призвание должно сопровождаться выбором, иначе оно не будет реализовано.

На какие слои реальности распространяется философская рефлексия?

Философия в близком для меня метафизическом варианте исследует предельные основания бытия, частью которого является и сам человек. В науке исследуемое явление опредмечено и объём знания все время расширяется, стремясь ко все более точному отражению природы. Именно поэтому здесь последняя по времени научная теория будет наиболее адекватно отражать мир. В философии же иная ситуация. Философия выступает как особое смысловое пространство, границами которого являются те самые предельные вопросы о сущности истины, о понимании и критериях прекрасного, о бытии и т.д. А вот ответы, внутри этого философского пространства могут быть самые разные, в том числе и противоположные. Поэтому развитие философии не осуществляется векторным образом от прошлого к будущему, и Платон может при решении той или иной проблемы оказаться более актуальным, чем современный философ. И это обеспечивает диалог внутри философии, в том числе, и с теми идеями, которые были выдвинуты много столетий назад.

Какова компетентность философа — меняет ли он мир или он меняет себя в мире?

Слово компетентность плохо применимо к философу, как, например, и к художнику или поэту. Кто более компетентен Рембрандт или Рафаель? Философ, как и художник в определённом смысле создаёт уникальные творения. Именно поэтому философии не следует учить по подобию изучения обычных дисциплин, как, к сожалению, это происходит, ибо в философии, вопрошание может быть гораздо ценнее ответа.

Читайте также:

Сказка от первого лица

Насколько должен быть эрудирован человек, претендующий на то, чтобы быть философом?

«Многознание уму не научает», — говорили древние, а Гегель вообще выступал против эрудитства в философии. Эрудиция, говаривал он, основана на множестве ненужных знаний. Это знание ради знания. Человек, выигрывающий в викторины и отгадывающий кроссворды, то есть внешне обладающий большой совокупностью знаний, может быть при этом абсолютно глупым. Правда, это не означает, что философ не должен в принципе ничего не знать. Кант называл подобный  способ философствования, основанный на принципиальном незнании — «мисологией». В этом случае философствовать очень просто. Надо просто делать свои мысли непонятными как можно большему числу людей, а в идеале, наверное, непонятными и для диалога самого себя с зеркалом (но это уже случай из психиатрии). К сожалению, такая псевдосложность очень популярна. И люди не понимают, что говорить сложно гораздо проще, чем говорить просто о сложных вещах, что, как мне кажется, и должна делать философия.

Кто, кроме самого философа, нуждается в добываемом философией знании?

Тот, кто усматривает в таком знании пользу, в том числе и пользу для самого себя, то есть незаинтересованную пользу.

И, соответственно, кто платит философу? И за что?

Если Вы имеете в виду преподавательскую деятельность, то именно за неё и платит, в нашем случае, государство. Но это не имеет непосредственного отношения к философии. Конечно, в истории человеческой культуры бывали случаи, когда философу платили, скажем так, за оказание консультационных услуг. И надо сказать, что философы часто стремятся к такому положению. Моё же мнение, что философ должен быть дистанцирован от власти. Как иронично отмечала Х. Арендт в письмах к Хайдеггеру, что тем не менее философы, начиная с Платона и Аристотеля, да и сам Хайдеггер, стремятся прислониться к какому-нибудь тирану. Понятна логика такого сближения. Это попытка реализовать некоторые свои идеи практически. Но, как правило, заканчивается это плачевно для самих философов и очень редко способствует реализации их идей, а скорее выступает средством оправдания тех субъектов, к которым они прислонились.

Профессия ли это — философ — или это целая гроздь профессий? Какие ниши имеются для существования выпускников?

Философ не профессия. Это призвание и даже образ жизни. А профессия, которую приобретают на факультете, называется «преподаватель философии». Однако если при этом хоть кто-то приобщится к философии не в школярском, по выражению И. Канта, а в её всемирно-историческом значении как науке, определяющей цели человеческого разума, то это большая удача.

Является ли практика полит-технологии формой вульгаризации философского знания?

Политехнология не имеет никакого отношения к философии. Это некая совокупность, в данном случае, действий, позволяющих достичь соответствующих результатов. В отличие от философии, она не имеет никакого отношения к истине или сущности объекта, в том числе и такого сложного, как политика. Именно поэтому рецепты политехнологов так хорошо работают в стабильном обществе и мгновенно теряют эффективность в нестабильной ситуации.

Какие задачи ставит перед собой преподаватель философии в университете?

Приобщить человека к тому знанию и, главное, к умению размышлять над сложными предельными вопросами бытия, которое было накоплено человечеством, научить студента уметь задавать философские вопросы или, иначе говоря, философствовать.

Вопросы задала Эльмира Давыдова

Смотрите также:

Индивидуальный философский семинар

Индивидуальный Философский Семинар

Ричардас Норвила, кандидат философских наук

Я предлагаю «Индивидуальный Философский Семинар» — цикл личных бесед с целью выявить и укрепить Личную Философию моего собеседника.

Причём не обучать его философствовать согласно правилам определенной философской школы,  а именно способствовать тому, чтобы человек увидел свою Личную, особенную Философию, осознал её и начал ею пользоваться для собственного блага.

Запись на Индивидуальный Философский Семинар:

+7 (926) 526-60-11

[email protected]

Встречи в Москве, также Скайп

Читайте также:

Сказка от первого лица

Сказка от первого лица

Антипина Виктория, 4 класс

Эта история случилась за день до Рождества. Весь дом уже был красиво украшен. Мама пекла печенье. Папа достал ватрушку для катания. А мне очень хотелось открыть подарки. Мы с нетерпением ждали Рождества.

На следующий день мы поехали на самую высокую снежную гору, какую я когда-либо видела. Мы катались на лыжах, ватрушках и кидались друг в друга снежками. Это было невероятно весело! Я устала и присела на камень.

Вдруг я увидела пещерку и решила заглянуть внутрь. Там было темно, но, сделав два шага, я увидела тусклый свет, я направилась к нему. Неожиданно вдали появились загадочные тени, я никак не могла добежать до них. Я совсем выбилась из сил. И вдруг, я очутилась в небольшом городке с крошечными домиками в виде шляпки Санта Клауса. В этих славных домиках жили маленькие, миленькие человечки. Они были в красных шляпках. Они прыгали, танцевали, веселились и делали подарки. Затем складывали в огромный мешок из снега, ослепительно белый олень отвозил его к большому дому. Я отправилась за прекрасным оленем. Подойдя к дому, я заглянула в узорчатое окно и увидела радостного Санта Клауса. Неожиданно я взлетела и очутилась у него в доме. Он усадил меня за стол на чашечку холодного чая и угостил замороженными печенюшками. Санта стал расспрашивать меня о моих делах. Но я заметила, что он немного печальный. Оказалось, что он не успевает доделать подарки. Я решила ему помочь.

У нас получились замечательные подарки, Санта был счастлив! Он похвалил и поблагодарил меня. Мне было пора возвращаться. Когда я вернулась, у нас, наверху прошла всего минута. Мы отправились домой, праздновать Рождество. Дома под елкой меня ждал подарок от Санты. Это было самое великолепное и загадочное Рождество!

Чумичева Ксения, 4 класс

– О! Вот и вы! Я — жук Элм! Я решил сочинить для вас сказку! Вот! Послушайте!

«Жила в Москве девочка Саша. Саша жила с младшим братом Костей. Они жили в доме 13, на улице Приключений. И вот в декабре, в канун Нового года, попали они в удивительную историю… 30 декабря Саша и Костя пошли гулять. Идут они, идут… И вдруг видят дедушку. Дедушка был в грязно-красном халате, в грязно-красной шапке и валенках. Он весь был грязный и в снегу:

— Дедушка, а вы кто? – спросила Саша.

— Я — Мороз. Я — Дедушка Мороз! – ответил старик.

— Что? Что с вами случилось? – спросил Костя.

– Далеко в стране Морозенки живут Снегурочка, я, Санта Клаус, Пер Нуэль и злая сестра Снегурочки — Злоурочка. И Злоурочка выгнала всех нас из нашей прекрасной страны. Вот и ходим мы по миру в поисках помощи…

– Злоурочка? Мы вам поможем! – сказала Саша.

Хоро… А вы справитесь? – спросил Мороз.

– Естественно! – обрадовался Костя.

– Хорошо! Возьмите эти снежинки. Закройте глаза, повернитесь вокруг себя три раза и скажите – «В Морозенку!» – посоветовал Мороз.

– В Морозенку!

– В Морозенку!

– В Морозе… В Морозенку!

– О! Тут жарко! Но везде снег! Как так? – спросила Саша.

– Это же волшебная страна! – ответил Костя.

– Специальный климат. Для Дедов Морозов. Ну, ладно, пошли! Она живет там! – воскликнул Мороз.

Наши герои пошли так, как посоветовал дед Мороз. С каждой минутой домик Злоурочки становился все ближе и ближе. И вот они уже у самого домика:

– А есть специальное место для таких, как Злоурочка? – спросил Костя.

– Костя! Не по делу… разозлилась Саша.

– Да, есть! Туда как раз мы ее и отправим. Это страна Уннэ! Страна, где злые герои становятся добрыми! – ответил Мороз.

– Но, я, Санта, Пер Нуэль и Снегурочка не можем это сделать! Вам надо будет завязать глаза и вывести ее сюда! –посоветовал добрый волшебник.

– Хорошо! А почему ты не можешь? – спросил Костя.

–Нас что-то сдерживает, – ответил Мороз, – наверное, злые чары! Ну, ладно, удачи! Я постучусь в дверь, а вы проскользнете туда!

– Хорошо! – ответили дети.

Так они и сделали. И ей завязали глаза, и вывели ее на улицу. Это было сложно!

– А теперь кто вы?! Я требую объяснений! – крикнула Злоурочка.

– Высыпайте на голову снежинки, прокрутите три раза, а все остальное я сделаю сам,- шепотом сказал Мороз.

Было непросто, но ребята справились.

– В Уннэ! – сказал Мороз, и Злоурочка исчезла.

– Спасибо вам огромное! Вы спасли все человечество! Из-за нее Нового года могло и не быть! Если бы не вы, то случился переворот! Как вас отблагодарить? – спросил Мороз.

– Спасибо! Не надо! Главное помогли! – воскликнула Саша.

– Ну, вот и все! А вы знаете, что уже 31 декабря? – спросил Мороз.

– Да!? – воскликнули ребята.

– Вам пора домой! Вы знаете, что делать! Спасибо большое! Приезжайте! – сказал Мороз, – в новогоднюю ночь ждите моих подарков!

Саша и Костя отпраздновали праздник весело, и весь 2017 год у них было хорошее настроение!» – закончил Элм.

— Ну вот, и нам пора готовиться к празднику! Ай! Я опаздываю! Я тут засиделся с вами! До новых встреч! Хорошего Нового года! Пусть мечты сбываются, и пусть добро всегда побеждает зло!

И жук Элм полетел по своим сказочным делам — рассказывать свои истории другим ребятам.

Илья Рубинраут, 1 класс

Однажды Дед Мороз ехал поздравлять детей с Новым годом. И вдруг он случайно сбился с пути и попал в Европу, там он встретил Санта Клауса. Волшебники обрадовались друг другу!
Они познакомились поближе, встреча оказалась приятной.

Они договорились, что сначала поедут поздравлять российских, потом европейских и американских детей. Дети были просто счастливы, что Дед Мороз приехал не только со Снегурочкой, но и с Санта Клаусом.

Санта Клаус с Дедом Морозом подарили всем детям подарки, а ребята рассказали им стихи, спели песни, и получился отличный праздник!

Мамедова София, 2 класс

Жила-была девочка Лиза. Она ходила в школу. У неё была подруга Алиса, которая не верила в Деда Мороза. А Лиза верила! Алиса сказала: «Я хочу увидеть Дедушку Мороза». Когда пришла та самая новогодняя волшебная ночь, Алиса встала и пошла в гостиную, там она увидела Деда Мороза. Добрый волшебник спокойно сказал: «Верь в меня всегда». Алиса быстро побежала к Лизе и сказала: «Я теперь тоже верю в Деда Мороза».

Михайлов Олег, 4 класс

Есть в году волшебное время – это рождественские дни. Когда на улице очень холодно, а на душе очень тепло!

Каждое Рождество на Землю спускаются хорошие чувства, которые укутывают невидимым покрывалом всю планету. Все люди в Рождество становятся добрее. Потому что каждое Рождество всё самое доброе и прекрасное вселяется в людей и прогоняет плохие чувства. А ночью, когда все засыпают, рождественские ангелы летают по домам и дарят частичку счастья, веселья, доброты и успешности. Так хочется подсмотреть, как ангел кладет маленький подарок и маленьких бабочек, которые летают по комнате. А когда они садятся на елку, то вся комната начинает блестеть и переливаться разными цветами, а потом люди, которые живут в этом доме, начинают чувствовать радость и счастье в сердце.

Я верю в рождественские чудеса!

Рождество – самый добрый и светлый праздник на Земле!!!

Васильева Мария, 3 класс

С самого детства родители рассказывали своим детям на Рождество «Рождественскую историю». В этой сказке говорилось о волшебном дереве, которое в Рождество исполняло самое заветное желание, но загадывать его можно только добрым людям и зверям. Две белки-подружки решили найти это дерево и загадать самое заветное желание. А желание у них было только одно: они хотели увидеть, как празднуют Рождество люди. Они слышали, что в праздники люди устраивают ярмарки, украшают большую елку игрушками и едят рождественские сладости.

Белочки попросили у своих мам и пап чуть-чуть прогуляться по лесу. Родители их отпустили, но наказали ходить только рядом с большим дубом. Белки-подружки очень из-за этого огорчились, ведь они знали, что родители смотрят в окно и приглядывают за ними и поняли, что им не сбежать. Но вдруг они заметили в большом доме маленькую дверь размером с горошину, а ручка была такая маленькая, что ее надо было рассматривать в микроскоп. Белки-подружки подошли к двери, и вдруг она стала размером с белок. Они удивленно переглянулись и дрожащими лапками открыли дверь.

И каково было их удивление, когда они увидели перед собой огромный зал, сделанный из самоцветов. Белки посмотрели на потолок, и на нем было написано «Рождественский зал». Они пошли по залу, и в конце его была дверь, на которой было написано: «Рождественское дерево». Наши белочки открыли дверь и, наконец-то, нашли то, что искали:

— Рождественское дерево!

И оно выглядело иначе, чем представляли его белки. Оно было разноцветное и самое главное- оно было говорящее, у дерева был приятный женский голос. У дерева собралась очередь зверей, и наши белочки встали в конец очереди. В очереди, конечно, было очень скучно, и белочки, весело болтая, начали рассматривать зал, но они очень удивились, когда почуяли запах имбиря, они пригляделись и поняли, что стены сделаны из рождественских ароматных пряников, а пол сделан из леденцов. Белки очень долго рассматривали зал, и поэтому не заметили, как пришла их очередь загадывать желание!

— Какое ваше самое заветное желание? — спросило дерево.

— Э… Наше самое заветное желание, — побывать на рождественской ярмарке людей, — хором ответили белочки.

— Пусть это желание сбудется. Но может вы хотите кого-нибудь взять с собой?

— Да, конечно, мы хотим взять с собой наших родителей.

— Хорошо. Пока еще не наступило Рождество. А когда оно наступит, вам надо будет взяться за руки и сказать вслух это желание, и тогда вы с родителями окажетесь на ярмарке.

В этом году желание белочек — подружек исполнилось точь-в-точь, как сказало рождественское дерево. Верьте в чудеса! Они точно есть на свете! Нужно только очень-очень верить!


Начальная школа (1-6 класс).

Сомерсет Моэм

Шесть рассказов, написанных от первого лица

Предисловие

(пер. Т. Казавчинская)

Я отважусь занять внимание читателей этой книги кратким пояснением. Если в каком-нибудь романе фигурирует адвокат по имени Смит, то существующий в реальной жизни адвокат по имени Смит, в соответствии с законом о клевете, может угрожать автору судебным преследованием, и поэтому писатели теперь нередко предваряют свои книги заверениями, что все их персонажи вымышлены. Положа руку на сердце, я могу заверить вас в том же самом относительно героев нижеследующих рассказов — всех, кроме одного. Именно из-за того, что это исключение из правил, я и считаю своим долгом объясниться. В данном случае я щепетилен более обычного, ибо меня неоднократно упрекали в том, что мои портреты обладают слишком явным сходством с реальными людьми, так что невозможно не узнать оригиналы, и винили в дурном вкусе. Если меня это и задевает, то не столько из-за собственной персоны (я привык к камням и стрелам яростной судьбы), сколько из-за критики как таковой. Мы, писатели, конечно, делаем все возможное, чтобы вести себя по-джентльменски, только не всегда нам это удается. Утешать себя приходится лишь тем, что очень и очень немногие писатели, и маленькие, и большие, совершенно не грешат вульгарностью — ибо вульгарна сама жизнь. Для меня давно не новость, что критики, которые в своем кругу не слишком выбирают выражения, а порой позволяют себе и скабрезности, на страницах прессы предстают как ярые ревнители чистоты, и я убежден, что так тому и следует быть. Только опасаюсь следующего: если вкусы у них станут чересчур изысканными, между ними и писателями, оценивать которых составляет их приятный долг, останется так мало общего, что почти исчезнет институт критики.

Я знавал писателей, авторитетно заявлявших, что их персонажи даже отдаленно не похожи ни на кого из их знакомых, и я верю им безоговорочно. Зато меня больше не удивляет, что их персонажи, все до одного, напоминают деревянные, безжизненные манекены. Хорошо известно, что, задумывая тех или иных своих героев, многие прекрасные писатели отталкивались от людей, которых знали в жизни. Читая записки Анри Бейля, письма Флобера или дневники Жюля Ренара, замечаешь, как внимательно вглядывались все они в своих знакомых, если те могли им пригодиться при создании того или иного образа, и с холодной головой, без малейших угрызений совести заносили в записную книжку характерные, типичные черты. Как я понимаю, подавляющее большинство писателей, а уж лучшие — вне всякого сомнения, работали с натуры. Но не надо думать, что основывая образ на конкретном человеке, они снимали с него копию, как не стоит думать, что подобный вымышленный образ следует считать портретом соответствующего человека. Начнем с того, что они пропускали его через собственное восприятие, и значит — если речь идет об истинных писателях — увиденное ими отнюдь не совпадало с фактами реальной жизни. Они ведь брали только то, что было им необходимо, используя такого человека, словно вешалку, чтобы разместить на ней свои фантазии. Для того чтобы достигнуть своей цели, они наделяли образ чертами, которых у модели не было, и придавали ему последовательность и компактность. В реальном человеке, пусть даже самом выдающемся, часто слишком мало выразительности для художественных целей. Законченный характер, который сам по себе является скорее результатом разработки, нежели вымысла, — это и есть искусство, тогда как сырая, необработанная жизнь служит ему лишь материалом. Поэтому несправедливо, когда критики корят писателя тем, что в изображенном им характере заметно сходство с тем или иным известным им лицом, и уж совсем нелепо ожидать, что писатель ни при каких обстоятельствах не позаимствует черту или черты живых людей. Впрочем, достойно удивления, что главный упор в подобных обвинениях обычно делается на человеческие слабости. Так, если вы говорите о герое книги, что он добр к матери, но поколачивает жену, тут же раздается целый хор: «Да это Браун, но что за мерзость разглашать, что он подымает руку на жену», — и никому не приходит в голову вспомнить Джонса или, скажем, Робинсона, которые славятся заботой о своих родительницах. Из чего я делаю довольно-таки неочевидный вывод, что мы судим о друзьях по недостаткам, а не по достоинствам.

Не может быть ничего опаснее, чем вводить в роман образ, списанный с живого человека, черта за чертой. Все его преимущества оказываются ложными, и, как ни странно, он не только не выигрывает рядом с прочими героями, но производит впечатление самого из них надуманного. Он всегда выглядит неубедительно. По этой самой причине никто из многочисленных писателей, которых привлекла оригинальная и мощная фигура покойного лорда Нортклиффа*, не справился с задачей и не сумел создать правдоподобный образ. В силу сказанного, я не без робости обращаю внимание читателей на Мортимера Эллиса — героя моего рассказа «Ровно дюжина». Я, разумеется, заменил его имя и пригасил кое-какие черты, иначе он бы развалил мне всю постройку. Я никогда не соглашусь, что это фотография, но отрицать не стану: это портрет — двух мнений быть не может. Признаюсь в содеянном. Но ведь никто не попрекает живописца, если он деформирует изображение для собственного удовольствия, а то и назло филистерам, и точно так же следует простить писателя, если подчас он чересчур свободно обращается с исходным материалом. В конце концов, писатель только человек, и коли он отдает себе отчет, что совершает грех против искусства, не будет ничего плохого, если он позволит себе иногда немного поразвлечься.

Мортимер Эллис теперь уже там, где «ни женятся, ни выходят замуж», — его не может огорчить написанный с него портрет. По воле обстоятельств, он не оставил после себя потомства, которое бы его оплакивало, зато оставил много жен и множество их родственников, и мне бы не хотелось оскорбить их чувства. Как человек доброжелательный, он, несомненно, оброс множеством друзей во время двух своих отсидок в тюрьме на острове Уайт, когда ел хлеб короля Георга V и отрабатывал его физическим трудом, и если я сказал что-нибудь для них обидное, приношу им свои искренние извинения. Меня оправдывает то, что Эллис был комической фигурой. Человек действия выражает себя в действии, и оно само о нем свидетельствует, но такой человек, как так называемый Мортимер Эллис, нуждается в хроникере. Могут сказать, что его известность должна была бы защитить его от моего пера, но ведь и самые известные среди людей — всего лишь человеки и, значит, могут служить материалом для писателя. Когда природа производит на свет фигляра, ему не пристало жаловаться на писателя, если тот изображает его — в полную меру отпущенного ему таланта — на потеху своим современникам, ибо это честная игра. Тем самым фигляр выполняет свое предназначение. А нам, по-моему, не стоит быть не в меру щепетильными. Средний роман живет месяца три, не больше, поэтому не будет ничего худого, если мы три недолгих месяца будем развлекать читателей.

Порядочность

(пер. И. Гурова)

Хорошая гаванская сигара — что может быть лучше? Когда я был молод и очень беден и курил сигары, только если кто-нибудь меня угощал, я решил, что, появись у меня когда-нибудь деньги, буду выкуривать по сигаре каждый день после ленча и после обеда. Это единственное решение дней моей юности, которое я выполнил. Единственная моя осуществившаяся мечта, не испорченная разочарованием. Я люблю мягкие, но душистые сигары — не маленькие, которые докуриваются прежде, чем войдешь во вкус, однако и не такие большие, чтобы успеть надоесть, — свернутые так, что можно затягиваться без напряжения, из листьев, достаточно твердых, чтобы не расползались на губах и сохраняли свой аромат до самого конца. Но после заключительной затяжки, положив в пепельницу бесформенный окурок и следя, как последний клуб дыма, голубея, рассеивается в воздухе, впечатлительный человек невольно испытывает грусть при мысли о трудах, стараниях, переживаниях, затратах, заботах и всем сложном механизме, потребном для того, чтобы доставить ему получасовое удовольствие, о сложной подготовке и организации, которых оно потребовало. Ради этого люди долгие годы обливались потом под тропическими небесами и суда бороздили семь морей. Такие размышления становятся еще более язвящими, когда глотаешь дюжину устриц (с полбутылкой сухого белого вина), и обретают уже полную невыносимость, когда дело доходит до отбивной из молодого барашка. Ведь они же — живые существа, и ты с чем-то вроде благоговейного ужаса постигаешь, что с того момента, как поверхность Земли стала пригодной для обитания, на протяжении миллионов и миллионов лет из поколения в поколение возникали все новые живые существа, чтобы вот эти нашли свой конец на блюде с дробленым льдом или на серебряном рашпере. Вероятно, ленивое воображение не способно постичь жуткую торжественность проглатывания устрицы, да и эволюция научила нас, что двустворчатые моллюски в течение неисчислимых веков замыкались в себе жестом, который неизбежно убивает всякую симпатию. В нем есть высокомерная отчужденность, оскорбительная для предприимчивого человеческого духа, и самодовольство, ранящее его тщеславие. Но не представляю себе, как можно смотреть на баранью отбивную и не поддаться думам, слишком глубоким для слез: ведь здесь сам человек приложил руку, и история всего нашего рода неразрывно связана с куском нежного мяса на тарелке.

i 437В одном доме, что недалеко от дороги жила была семья. Самая обыкновенная такая семья- мама, папа, сын и дочь. Домик у них был не большой , но такой милый, ухоженный, что всякий проходя мимо него восхищенно вздыхал- Вот мне бы так жить!

Сегодня мама весело работала в саду, папа возился в гараже, брат бегал на улице с мальчишками, а младшая дочь в это время делала «секрет». Это такая классная детская забава- вырыть ямку, сложить в нее цветы, камешки, листочки, бусинки, сверху закрыть стеклом, а потом засыпать песком. И когда слегка сдуваешь песок, вдруг появляется волшебная картинка.

Девочка уже завершала магический ритуал, осталось только сдуть песок со стекла, когда внезапно налетела туча, и раздался громовой раскат. Еще минуту назад небо было ясным и безоблачным, а сейчас ветер гнул деревья к земле, листья летели в сумасшедшем вихре, песок забивал глаза. Девочка испуганно закричала, но не двинулась с места. Как же ее волшебный секрет? Если она уйдет, он может разрушиться, нужно срочно его защитить от этого ужаса! Преодолевая порывы ветра, она притащила кусок жести и попробовала им закрыть свое чудо, но ветер отбросил жесть, как пушинку.
Тогда девочка легла на землю и укрыла собой волшебное стекло. Она зажмурила глаза от страха, сердечко бешено колотилось в груди, но почему-то твердо знала, что никак нельзя позволить ветру разрушить то, что было сделано с такой любовью и верой в чудо.

Так же внезапно как начался ветер стих. В мире не осталось ни одного звука. Тишина.
Даже пичуги в гнезде умолкли, только удары детского сердца гулко раздавались в мироздании… И вдруг откуда-то из под земли послышалась нежная мелодия флейты… Звуки ее волшебно проникали сквозь пласты, оболочки земной коры и светлым ручейком любви вливались прямо в испуганное сердечко Девочки. Осторожно разжав кулачки , она открыла глаза, встала и увидела маленький огонек, мерцающий в песке. Именно оттуда раздавались и волшебные звуки флейты. Тихонечко сдув песок с волшебного стеклышка Девочка увидела нечто необыкновенное-

Вместо бусинок и цветов, которые прятала она в секрете, там появился новый мир.
Деревья и цветы, морской бриз и парусник, утес и стоящая на нем Ассоль, волшебные замки и прекрасные феи- все было в нем, и можно было увидеть там все сразу и все по отдельности… стоило слегка сфокусировать взгляд на одном персонаже, как вокруг него ярким цветком разворачивалось событие. Стоило вслушаться в звуки прибоя, и можно было оказаться на морском берегу. Стоило слегка поймать аромат скошенной травы и можно было оказаться на лугу, поваляться на травушке-муравушке, увидеть в небе радугу… И все звуки были многомерны и многогранны, и каждый был прекрасен сам по себе, а вместе они образовывали волшебную симфонию Созидания. Она ступила босыми ногами на песок, прохладные волны щекотали ей ступни, пряный морской воздух подхватил ее и понес, словно пушинку над ее миром. Она сама могла управлять потоками ветра и солнечными лучами, летать и плавать, бегать и смеяться, подставляя ладони солнцу. И каждая улыбка возвращалась к ней радужными брызгами мироздания…
И каждый миг этого мира зависел от нее, от девочки ставшей Богиней.

(с) Таточка

Сказка  от первого лица.

«Художника обидеть может каждый»

Марина Трушникова Гениальная мысль пришла в мою голову. Про естественный отбор. Художниками по жизни становятся лишь те, кто имел силы и упорство защитить Художника внутри себя. Таких каждый выпад со стороны критика больно ранил, но не убивал. И залеченные раны делали его сильным. А упорство помогало ему идти вперед и верить, что все получится.
А потому знайте, что художник, чьи картины вы видите в галерее, возможно, не талантливее вас. Он упорней и сильнее вас. Он выбрал эту стезю и принял на себя множество ударов. Ударов критики, ударов непонимания, ударов невостребованности и безденежья. Он сильнее вас.

Хотите повторить его путь и видеть свои картины в галереях мира? Приготовьтесь пройти через то же самое.

Хотите просто рисовать для удовольствия? Тогда ваши комплексы, страхи и зависимость от чужого мнения просто смешны!
Вы же для себя рисуете! Зачем вам оглядываться на других? Получайте удовольствие от процесса и не парьтесь по поводу того, как это выглядит со стороны.

Давайте я вам расскажу свою историю. Как я стала художником.
Конечно, мой пример не самый яркий. Зато я его хорошо знаю. А вы при желании можете поспрашать других мастеров. Что довелось пережить им.

И возможно, это поможет вам осознать, что вы не одиноки в этом «жестоком мире». Другие люди так же, как и вы, сталкивались с проблемами в творчестве. Но они их решали.
И вы сможете.

Итак, моя история, как я стала художником.

Конечно, как и все дети, в детстве я любила рисовать. Собственных воспоминаний о том, что и как я рисовала, у меня немного. Помню, что в детском саду, как и все девочки, любила рисовать принцесс. Хотя вот всплывает и другая картинка – с Кремлевской башней. И звезды на ней горят! В то время мы все любили и гордились своей Родиной…
И конечно, в детском саду у нас были занятия по рисованию. Открытки там всякие к праздникам, 8 марта или 23 февраля…

А вот одно занятие врезалось в мою память накрепко. Видимо, здорово тогда оно по моим чувствам шарахнуло. Вот она, первая обида для внутреннего Художника!

В тот день мы рисовали деревья. Ствол – морковкой, ровненькие веточки от ствола. Так воспитательница сказала. Так все и рисуют.
А я рисую СВОЁ дерево. Веточки у него тоненькие, извилистые. И ствол не морковкой совсем.
Подошла воспитательница: «Неправильно! – говорит, — ты рисуешь. Нельзя так. Видишь, у всех: ствол — морковкой, ветки ровненькие! Делай, как все».
А я смотрю на свое дерево и думаю: «Моё-то лучше! Вон оно какое красивое». И решила я тогда – ВОТ ВЫРАСТУ И ДОКАЖУ, ЧТО ТАК РИСОВАТЬ ПРАВИЛЬНЕЕ!
Пять лет мне тогда было…

Нельзя сказать, что именно в тот момент я решила стать художником. Совсем нет. Но рисовать я не переставала. Это было замечательной детской забавой. Мы с подружкой, например, загадывали друг другу рисованные загадки. Нарисуешь на листе какой-нибудь сюжет, спрячешь его, а ей только подсказку пишешь. Угадает или нет, что нарисовано? Еще сочиняли истории и сами их иллюстрировали. С книжек, конечно, много срисовывали.

Видя мою страсть к рисованию, родители задумались о художественной школе. Папа у меня уж больно талантлив был к живописи. Школы никакой не имел, но как рисовал! На Новый год у нас в доме всегда висела стенгазета на лист или два ватмана. Он всю ее изрисовывал множеством мультяшных персонажей, которые были писаны акварелью. В свое время семья не могла дать ему художественного образования. Поэтому он очень хотел, чтобы дочери его получили.

Два года родители уговаривали меня поступить в художку. Что примечательно, папа при этом с упоением расписывал замечательную жизнь художников: написал картину, продал – весь год сыт, перед праздниками несколько транспарантов на демонстрацию написал – хорошие деньги заработал. В общем, достаточно беззаботную жизнь вели художники в папином представлении. По правде сказать, тогда, в 60-е — 80-е, так и было…

Марина ТрушниковаВ общем, в художественную школу я поступила. А это – занятия три раза в неделю по четыре-пять уроков. Сплошные горшки, гипсы и муляжи вместо настоящих фруктов. А летом – пленэр. Две недели рисовальной практики помимо обычной трудовой. Ну и потом на все каникулы – куча заданий по наброскам и этюдам. Все школьники как белые люди отдыхают, а ты с карандашом не расстаешься. Я уж молчу про извечные стенгазеты, оформление класса и прочую белиберду, которую тащит на себе ребенок, который «умеет рисовать».

Через два года мой организм нагрузки не вынес. Пришлось брать академический отпуск.
И вот в этот год отдыха по больницам я поняла – ХОЧУ рисовать! ХОЧУ быть художником!

Я лежала в больнице и рисовала все, что видела. Я фантазировала о первой любви и рисовала всё, о чём мечтала. Встречи с друзьями, свидания с любимым человеком, путешествия… Рисование было для меня тем миром, который давал опору.

Через год я вернулась в художественную школу осознанно.

Было сложно. Класс уже другой. Учителя меняются один за другим. И требования тоже. А рисовать в академической школе – это вам не просто так. Здесь все на оценку. В табель да в свидетельство об окончании.
Школьные переживания по поводу оценок помните? Выучил — не выучил, правильно решил – не правильно – получи оценку. А здесь оценивают твое творчество. Каждый твой рисунок будет оценен. Каждая идея, вынянченная, вымученная, тебе дорогая – каждая получит отметку. И благо, если хорошую. Если нет иммунитета на критику – не выживет твой внутренний Художник.

Любая школа творчества учит нас еще и имуннитету, растит наш внешний панцирь, который убережет нежное и уязвимое – самооценку и уверенность в своих силах.

Мне повезло с учителями, которые были у меня в художке. Все это были мужчины. И все – фанаты. За их увлеченность можно было простить многое. Помню, последние два года вёл у нас живопись наш директор, Геннадий Тимофеевич. Всех нас, своих учеников выпускного класса, он называл не иначе как «мастера», «коллеги». Гордился нашими успехами и вдохновлял на большее. Но вот однажды…

Эту историю Геннадий Тимофеевич запомнил на всю жизнь покрепче меня. Потом, уже когда мы действительно стали коллегами, работали в школе вместе, это было его любимой байкой на педагогических сборищах.

…Шёл урок живописи. И писали мы какой-то натюрморт. И казалось мне, что у меня он получается хорошо. Но… Геннадий Тимофеевич думал иначе. Из самых благих соображений он поднял меня из-за мольберта, сел сам и начал поправлять мою работу. На моих глазах начало происходить нечто, что никак не входило в мои планы. Что-то учитель смыл, где-то что-то добавил… Встал. «А теперь – продолжай» — сказал он.
Я смотрела на свой рисунок и не понимала – зачем? Зачем он сделал это? Он уничтожил мой труд! Мои аккуратные мазки теперь были погребены под его, широкими и размашистыми. Они были совсем чужими на этом рисунке. И я не видела, что мне делать с этим дальше! Я не знала, как «продолжать»!
В отчаянии я сбежала плакать в туалет. А Геннадий Тимофеевич остался в недоумении, с чувством вины и пониманием – к этой ученице влезать в работу нельзя!

Впредь он стал более осмотрительным и всегда спрашивал у учеников, можно ли вмешаться в его рисунок.

Нужно сказать, что удивление Геннадия Тимофеевича легко объяснить. В практике академической школы является нормой, что учитель вносит исправления в работу ученика. Порой невозможно объяснить студенту иначе. Ведь академическое рисование – это ремесло, это практика. Пока не увидишь, как нужно – не поймешь. И я в полной мере осознала это позже, когда училась в художественном училище.

DSC081011В художественном училище, куда я поступила после окончания школы, мне опять повезло с педагогом. Убираева Людмила Тимофеевна. Превосходный художник, мастер графики, она дала нам великолепную школу рисунка. Своим остро отточенным карандашом она внедрялась в мои работы, делала несколько мастерских штрихов, — и они начинали звучать совсем иначе. «Каждый миллиметр имеет значение! — говорила она мне, — Хочешь, чтобы было похоже – проверяй каждую линию!» При этом она совсем не была диктатором. Помню, мы поспорили с ней о пропорциях головы человека. Я оказалось правой. Она ошиблась. На следующий день, проверив себя, Людмила Тимофеевна признала, что была не права.
Самым же замечательным ее качеством была и, слава Богу, есть, способность принять картину мира ученика, его особенности восприятия, стиль письма или рисунка. И объяснить ему законы гармонии в образах его картины мира.
Она всегда давала каждому студенту возможность самовыражения. Не только в свободных композициях, но даже в учебных постановках. А то ведь как бывает, заходишь на просмотр работ в группу – 15 абсолютно одинаковых работ, все в стиле преподавателя. Выпускается потом такой художник в мир, а за ним закреплено «мастеркая художника такого-то».
Глядя же на нашу группу, было заметно – это сборище бриллиантов. Один другого бриллиантее. Каждый со своими тараканами и свободомыслием. Один – импрессионист, другой – в голландской манере, третий – авангардист. Самородки.
Да, повезло мне с педагогом. Панцирь мой в училище и не рос совсем…

А дальше…
Вы хотите знать, что случается дальше с теми, кто получил диплом, в котором написано «художник»? С теми, кто «умеет рисовать»?..

Печальная статистика. Из сотен художников, покидающих стены ВУЗа, художниками в обычном понимании этого слова, т.е. людьми, зарабатывающими написанием картин, становятся единицы. Даже если художник пишет картины, он вынужден заниматься чем-то еще, что даст ему постоянный заработок: оформлением, дизайном, преподаванием. Славные времена госзаказа канули в прошлое.

Я получила диплом в сложный период начала 90-х годов. К тому времени у меня была семья и полугодовалый ребенок. Вернулась в родной город. Что и говорить, время было ужасное. На заводах зарплату выдавали своей же продукцией или китайским тряпьем. Продукты – со своей дачи да по американской гумманитарной помощи. (Господи, неужели мы прошли через всё это?.. И после этого мы говорим, что сейчас у нас кризис?..)

После пяти лет кипучей творческой жизни в училище здесь, в родном городе, я оказалась в пустоте. В четырех стенах.
Отсутствие денег давило не столь сильно, сколько отсутствие общения. Простого общения с людьми.
…Год в пустоте, второй…
И я, до этого свято уверенная, что быть домохозяйкой – это моё, начала изо всех сил искать работу.

Оказалось, что профессии, менее востребованной, чем художник, наверно, не существует. В службу занятости я ходила только чтобы в очередной раз узнать, что на букву «х» запросов нет.
Я могла бы годы сидеть на шее у государства в ожидании вакансий, получая мизерное пособие по безработице. Но мне было более чем скучно. Обзвонив все школы, детские сады и художки, я поняла, что нужно как-то устраиваться самой. И начала давать частные уроки рисования.
Денег это не приносило. Всё, что зарабатывала, я отдавала няне, которая во время занятий сидела с моим сыном. Но это была хоть какая-то отдушина, хоть какое-то общение!
Когда совсем подпирало безденежье, прихватив коляску с сыном, я отправлялась в парк. Здесь я вырезала силуэтные портреты из черной бумаги. Таким образом нам иногда удавалось заработать себе на хлеб… Только на хлеб.
Конечно, я пыталась пристроить несколько своих картин для продажи. Вариантов «где» было немного. Всего один. Это сейчас можно найти коммерческие галереи и салоны. А тогда в моем 300-тысячном городе был всего один салон – в Выставочном зале Союза Художников России.

Ох уж этот Союз Художников! Сколько еще пинков я впоследствии получила от него…
К тому моменту государственной поддержки у него уже было немного, а спеси до сих пор – хоть отбавляй.
Ведь что такое Союз Художников России раньше? Огромная организация, у которой были свои производственные мастерские, мастерские художников, загородные творческие дачи. Художник, которому удалось попасть в союз, имел много привилегий: бесплатная мастерская, государственный заказ на картины, бесплатные художественные материалы, творческие командировки. И всё это за мизерный членский взнос и соглашение жить по правилам.
У Союза художников при социализме не было конкурентов. Это был монополист, который устанавливал свой порядок. И свои цены. Если бы вы видели те расценки, который ввел СХ на любые виды работ, от оформительских до художественных! О, я понимаю, почему мой папа считал профессию художника «хлебной»!

Понятно, что такая кормушка открывалась не каждому. Правила вступления в Союз абсурдны до сих пор, когда, казалось бы, толку от членства в нем немного. Процедура донельзя усложнена как в любой бюрократической системе. И хотя сейчас уже существует множество других союзов для художников (международный, творческий, Юнеско) с более мягкими условиями вступления, СХ держит марку.

Для вступления в союз от вас требуется ни много ни мало – несколько выставок за плечами. Желательно, чтобы среди них была хоть одна персональная, хоть одна региональная, а лучше – всероссийская. Абсурд ситуации в том, что, скажем, региональные выставки СХ проводятся раз в пять лет, а то и реже, и попасть на нее НЕ члену СХ просто НЕреально. Я уж молчу о всероссийских, на которые пропихнуть свою работу даже члену союза стоило немало банок красной икры и бутылок водки.
И ради членства водка лилась вовсю, и икра шла хорошо. Потому как иметь в послужном списке выставки было, и есть, для вступления совсем недостаточно. Нужно еще, чтобы тебе дали письменную рекомендацию три члена Союза. И чтобы собрание местного отделения союза за твою кандидатуру проголосовало. А это, знаете ли, не картинки писать – здесь особый подход нужен. Не проголосуют на месте, в родном городе, никто твои документы в Москве, будь ты архигениален, не увидит. А оценивать твою гениальность — достоин ты быть членом СХ или не достоин, будут местные художники. По субъективным законам искусства. И, полагаю, без всякой оглядки на то, что растят себе конкурента…

«Ну, ты начинай уж по мастерским ходить, с художниками знакомиться» — напутствовал меня председатель нашего отделения СХ Павел Лукич, когда мы с ним познакомились. Знал, о чем говорил. Знал, что без знакомств, без благоросположения других художников мне никуда. Даже в салон на продажу картины не возьмут. Мне повезло – первым зрителем моих работ, которые я принесла в салон, стал именно он — замечательнийший человек, на то время председатель, Фефилов Павел Лукич. Он «дал добро», и картины на продажу взяли.

Хорошо, если «знакомства» в творческой среде тянутся с ВУЗа. Обычно именно так молодые художники набирают силу, участвуют в выставках – по протекции своих преподавателей. К сожалению, это был не мой вариант – мой педагог остался за тысячу километров от меня…
На тот момент у меня была только одна возможность показать свое творчество зрителям – попасть на ежегодную городскую выставку молодых художников. Другого шанса не было. Музей изобразительных искусств один. Выставка, куда берут молодежь – одна в год.

И в тот первый год я в члены выставки не попала. Никто из молодых не попал. Потому как искусствовед, отсматривающая работы, решила сделать эту выставку выставкой только четырех авторов, своих друзей. И не важно, что некоторым из них было как раз под пятьдесят. В душе то они были молоды!

art schoolТем не менее, эта неудавшаяся выставка сыграла в моей судьбе немалую роль.
К тому времени я уже год работала в художественной школе. Школа как раз получила новое помещение, где был свой выставочный зал. Посовещавшись с педагогами, мы пригласили молодежь, оставшуюся за бортом, развесить свои работы в нашем зале. Так родилась традиция совместных молодежных выставок и проектов. Так родилась ТОМКа – Творческое объединение молодых художников Комсомольска-на-Амуре. Так родилась альтернатива, но не оппозиция Союзу Художников. Потому что все мы спали и видели себя членами СХ.

А еще мы жаждали общения с коллегами. Выставок, на которых зритель увидит наши работы. Совместных пленэров. Мастер-классов.
И мы делали это, своими силами. За свои деньги. Нас становилось все больше. Объединение набирало силу. И его вес в глазах искусствоведов и Союза тоже начал возрастать. После удачных самостоятельных выставок, после участия наших художников в краевых молодежных выставках, после восторженных заметок в прессе, музей и выставочный зал СХ открыли для нас свои двери.

А Союз художников задумался о приращении молодежным составом. Павел Лукич сам предложил мне подать заявление на вступление в Союз. И первым написал рекомендацию. Вот только к тому времени в городском отделении СХ случился раскол, и Фефилов уже не был председателем.
Я понимала, что в подобный «союз» мне вступать не очень хочется. На фоне нашего дружного молодежного объединения склочный коллектив союза, пытающийся поделить то, что еще осталось, выглядел, прямо скажем, нехорошо. Но ради товарищей, которые видели во мне лидера ТОМКИ и мечтали о Союзе, я решила попытать счастья.

Пакет документов, прилагающийся к заявлению в СХ, достаточно обширен. Я собрала их все: буклеты с выставок, заметки в газетах, кучу справок , списков, и документов, заверенных нотариусом. Я вручную выклеила и подписала по два экземпляра фото своих работ. Павел Лукич, два десятка лет пробывший на посту председателя и отправивший в Москву не один пакет заявлений, был уверен, что в данном случае никаких компьютерных технологий быть не должно: «Пусть видят, что даже в оформлении у тебя есть вкус и мастерство!».

За день до собрания СХ у меня было готово всё, не хватало лишь одной рекомендации. И я обратилась к одной местной художнице за помощью. Критически осмотрев пакет моих документов, она по-доброму посоветовала мне хорошенько подумать. «У тебя нет собственного стиля, — отметила она. – Вот ты и графику, и живопись представляешь. Так ты определись – ты график или живописец? И с темами у тебя… Не любят этого в Союзе… Вот написала бы какую-нибудь серию пейзажей родной природы, что ли… На них въедешь в союз, а там, пожалуйста, хоть что рисуй – ты уже член, и кто тебе что скажет…» В общем, дала она мне понять, чтобы я морально была готова, что местное отделение за меня голоса не отдаст.

Можно считать это малодушием, а можно – здравым смыслом, но за день до собрания своё заявление я забрала. Наверно, сей разговор для меня стал последней каплей, которая закрепила во мне решение – я не хочу быть частью сообщества, где столько лжи, зависти и крысиной возни.

Я не готова идти по головам ради славы. Она мне не нужна. У меня достаточно внутренних сил, чтобы верить в себя, не подкрепляя эту веру корочками и дипломами. И это не тот случай, когда «не нужно», потому что этого не дают: я каждый год участвую в нескольких выставках, я продаю свои картины, у меня даже есть коллекционеры именно моих работ, есть признание на международных конкурсах. Но это не самоцель.
Я знаю, я чувствую, что художник я или нет, может сказать мне только один человек в мире – я сама. Я сама себе самый большой критик и самый большой ценитель.

Пожалуй, на этом я закончу свой рассказ. Конечно, о многом я не рассказала: о том, как за копейки работала художником-оформителем в кинотеатре, как получала высшее образование в университете, и сколько выслушала там критики от преподавателей, как плакала в подушку от отчаяния, что не могу прыгнуть выше своих способностей и как радовалась, когда брала в руки кисть и ощущала вдохновение.
Я вообще не люблю говорить о плохом. Только если это поможет кому-то понять, что он в своих проблемах не одинок, и есть люди, которые нашли выход из этих проблем.

Поэтому мой совет всем, кто отчаивается, кто сомневается, стоит ли ему идти тем путем, которым хочется – ИДИТЕ! Делайте все, что только в ваших силах и верьте в своего внутреннего Художника.
И пусть ваше творчество всегда будет радостным. Не только для вас.

Удачи!

  • Сказка отважное сердце урал батыра
  • Сказка от чего у верблюда горб слушать
  • Сказка откуда взялась даугава
  • Сказка от страха темноты
  • Сказка островского снегурочка читать полностью