Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Аленушкины сказки»
1. Экспресс-опросы по сказкам
Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост
— Спустя какое время после рождения заяц перестал бояться? (Cпустя год)
— Что вызывали заявления расхрабрившегося Зайца у остальных зайцев? (Cмех)
— Почему Волк решил больше не гнаться за Зайцем и убежать? (Решил, что этот заяц бешеный)
— Почему другие зайцы долго не могли найти «храброго Зайца»? (Он лежал в ямке под кустом еле живой)
Сказка про Козявочку
— В какую пору года родилась Козявочка? (Весной)
— Кто обидел Козявочку и прогнал ее с цветка, когда она пила сладкий нектар? (Шмель)
— Кто ещё нагрубил Козявке, когда она присела на травку? (Мохнатый червячок)
— Что ещё кроме сердитого шмеля и серьёзного червячка огорчило Козявочку? (Колючки на цветах)
— Кто шмыгнул мимо Козявочки «точно кто камень бросил» и съел десяток других козявочек зараз? (Воробей)
— Кто ещё обижал козявочек у воды? (Рыбка и лягушка)
— Что спрятала козявочка осенью в густой травке? (Свои яички)
Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и Мохнатого Мишку – короткий хвост
— Когда происшествие с Комаром Комаровичем? (В самый полдень)
— Сколько комаров погибло, когда медведь завалился спать в болоте? (Пятьсот да ещё сотня, т.е. 600)
— Что Комар Комарович пообещал сделать с медведем если тот не уйдет с комариного места (Съесть вместе с шубой)
— Кто посоветовал не трогать медведя и дождаться, пока он не уйдет сам? (Старая Комариха)
— Кто спас Комара от погибели и уговорил медведя уйти? (Лягушка)
— Кем приходился Комарище-длинный носище Комару Комаровичу? (дедушкой)
— А Комаришко-длинное носишко? (Братом)
— Куда укусил Комар Комарович медведя? (В нос и в глаз)
Ванькины именины
— Какого цвета была рубашка у Ваньки-именинника? (Красная)
— Кто из гостей пришел первым на именины? (Пузатый деревянный волчок)
— Как звали кукол, которые пришли на именины? (Катя и Аня)
— Кто помирил рассорившихся кукол? (Клоун)
— Сколько гостей принес с собой Петрушка (Четверо)
— Что хотел украсть Цыган с именинного стола? (Ложечку)
— Кто начал ссору между игрушками? (Кукла Катя)
— Кто назвал себя самым красивым человеком из гостей? ( Петрушка – Петр Иванович)
— Кто не участвовал в драке? (Башмачок и Зайка)
— Кого обвинили в том, что началась драка? (Башмачка и Зайку)
Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и про веселого трубочиста Яшу
— Чем обещал угостить Воробей Воробеич Ерша Ершовича? (Лягушачьей икрой, червячками, водяными козявочками)
— С кем дружил Воробей Воробеич ? (С трубочистом Яшей)
— Из-за чего поссорились Воробей Воробеич и Ерш Ершович?(Из-за червячка)
— Кто добыл червячка?(Бекасик)
— Кто рассудил поссорившихся? (Трубочист Яша)
— Что стащил Воробей Воробеич у трубочиста Яшки? (Хлеб)
— Почему Бекасик не полетел с остальными птицами? ( Маленький, большие птицы заклюют)
— Как Аленка разделила 4 яблока поровну? (1 — папе, 1 — Лизе, остальные 2 — себе)
Сказка о том, как жила была последняя муха
— Для чего, по мнению Мушки люди летом открывали окна? (Для мух)
— Почему по мнению Мушки садовник ворчал и злился на мух? (От зависти, что не может летать)
— Кто варил варенье для Аленушки? (Тетя Оля)
— Кто принялся изводить муж на кухне? (Кухарка тетя Паша)
— Кого муха называла самым хитрым и злым животным?(Человека)
— О чем мечтала муха осенью? (Остаться в доме совершенно одной )
— Где жила муха зимой в доме? (В уголке под печкой)
— Что посчитала зимней ловушкой для мух? (Зажженную свечу)
— Кто набивался в приятели к Мухе? (Паук, который жил в доме)
— Как Муха поняла, что началась весна? (Аленка открыла окно, и Муха туда вылетела )
— Кто, по мнению, Мухи делает лето? ( Мухи)
Сказочка про Воронушку-черную головушку и желтую птичку канарейку
— Кого загнала в садик стая воробьев? (Канарейку)
— За что воробьи обижали канарейку? ( За то, что она желтая)
— Кто спас канарейку от стаи воробьев? (Ворона)
— Где родилась, выросла и жила канарейка? (В клетке)
— Что предложила ворона канарейке? ( Жить вместе в ее гнезде на березе)
— Какая черта характера была главной у вороны? ( Завистливость)
— Кого ворона считала своими врагами? (Кота Ваську, ястреба и людей)
— Какие ягоды, даже оголодав, не могла есть канарейка? (Рябину)
— Что посыпали мальчики в сетку-приманку? (Льняное семя)
— Что случилось с канарейкой? (Она умерла, т.к. ворона вовремя не вернулась в гнездо и канарейка замерзла)
Умнее всех
— Кого на птичьем дворе звали болтуном, пустомелей и ломакой? (Индюка)
— Как звали женщину, которая кормила птиц? (Матрена)
— Кого нашла курица около сарая? (Ежика)
— Кто оскорбил Индюка, назвав его глупым? (Еж)
— С чем перепутал ежа Гусак? (С грибом)
Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке
-Кто спорил на кухне по утрам? (Молочко и кашка)
— Как звали кота из сказки? (Мурка)
— Какая птица жила дома в клетке? (Скворец)
— Назовите остальных героев сказки.(Кухарка и Таракан)
— Кого выбрали мировым судьей Кашка и Молочко?(Кота Мурку)
Пора спать
— Кем захотела стать Аленушка? (Царицей)
— Какие цветы спорили между собой? ( Незабудки, одуванчики, роза, гвоздика)
— О чем предложил рассказать цветам нарцис? (О Родине)
— На ком смогла полетать Аленка? (На божьей коровке)
— Какие удивительные цветы, выросшие прямо на древесных стволах, смогла увидеть Аленка? (Орхидеи)
— Священный цветок, росший прямо на воде, на котором приземлилась божья коровка? (Лотос)
— Какое деревце поздоровалось с Аленкой на Родине? (Елочка)
— Для кого устроил елку дедушка, который встретил Аленушку? (Для птичек)
2.Кроссворд «Аленушкины сказки»
Разгадав кроссворд, ты сможешь узнать фамилию автора сборника «Алёнушкины сказки».
-
Кто прогонял Медведя с болота?(Комар)
-
Кто из зверей пожвалялся, что волка не боится?(Заяц)
-
Кто «явился на болото, съел пятьсот комаров и проглотил еще сотню»?(Медведь)
-
Что праздновал Ванька?(Именины)
-
Кому автор посвящает свои сказки?(Аленушке)
-
Кто дружил с Воробьем Воробеичем?(Ерш Ершович)
-
Кто все-таки первым нашел червячка в сказке о Воробье Воробеиче и Ерше Ершовиче?(Бекасик)
-
Какая профессия была у Яшки?(Трубочист)
-
Кто в сказке «Ванькины именины» все время сидел под столом и имел дырочку на самом носике?(Башмачок)
-
Какое отчество было у Петрушки?( Иванович)
-
Кто один съел разом десяток козявочек?(Воробей)
-
Кого встретила Козявочки осенью?(Другую Козявочку)
-
Кто выручил Медведя из беды, подсказал, что ему делать?(Лягушка)
| 8 | ||||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||||
4 | 7 | ||||||||||||||||||||||||||
5 | 6 | 12 | |||||||||||||||||||||||||
1 | 11 | ||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | 9 | 10 | |||||||||||||||||||||||||
3. Загадки к сказкам
Отгадай загадки и узнай героев сказок сборника «Аленушкины сказки». Вспомни название сказки, в которой они тебе встречались.
1. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
(Заяц, «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)
2.Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
(Медведь, «Сказка про Комара-Комаровича – длинный нос и мохнатого Мишку – короткий хвост»)
3. Самого не видно,
А песню слышно.
(Комар, «Сказка про Комара-Комаровича – длинный нос и мохнатого Мишку – короткий хвост»)
4. Колюч, да не еж,
В реке живет …(ёрш).
(Ёрш, «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»)
5. Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
(Воробей, «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу», «Сказочка про Козявочку»)
6. Быстро летает,
Всем надоедает.
Как лето кончается,
Еще и кусается.
(Муха, «Сказка о том, как жила-была последняя муха»)
7. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая
Известная персона
Черная …(ворона).
(Ворона, «Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую птичку Канарейку»)
8. Дома в клетке живет,
Звонко песни поет,
Имеет ярко-желтый цвет,
Просит семя на обед.
(Канарейка, «Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую птичку Канарейку»)
9.Важно по двору ходил
Острым клювом шевелил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
(Индюк, «Умнее всех»)
10. Ходит к речке смело
Он в наряде белом,
У него на ножках
Красный сапожки.
(Гусь, «Умнее всех»)
11. Он малиновую шапку
Не снимает круглый год.
Шпоры носит он на пятках,
Вместе с солнышком встает.
(Петух, «Умнее всех»)
12. У порога плачет,
Коготки прячет.
Тихо в комнату войдет –
Замурлычет, запоет.
(Кот, «Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую птичку Канарейку», « Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке»)
13. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ниодной.
(Ёж, «Умнее всех»)
3. Филлворд к сказке «Ванькины именины»
Найди среди букв некоторых героев сказки.
з | х | в | а | н | ь | к | а | ю | б |
в | м | п | э | о | к | с | и | т | б |
п | е | т | р | у | ш | к | а | ш | ц |
е | т | ц | а | е | н | ь | б | с | ы |
п | ё | ч | т | н | к | ц | з | ю | г |
ч | л | о | ж | е | ч | к | а | щ | а |
м | о | ф | в | к | р | г | й | д | н |
и | ч | ю | к | н | г | й | ч | г | с |
к | к | з | ф | х | у | и | и | м | ч |
б | а | ш | м | а | ч | о | к | а | п |
Ответы:
з | х | в | а | н | ь | к | а | ю | б |
в | м | п | э | о | к | с | и | т | б |
п | е | т | р | у | ш | к | а | ш | ц |
е | т | ц | а | е | н | ь | б | с | ы |
п | ё | ч | т | н | к | ц | з | ю | г |
ч | л | о | ж | е | ч | к | а | щ | а |
м | о | ф | в | к | р | г | й | д | н |
и | ч | ю | к | н | г | й | ч | г | с |
к | к | з | ф | х | у | и | и | м | ч |
б | а | ш | м | а | ч | о | к | а | п |
4. Кроссворд к сказке «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу», «Сказочка про Козявочку»)
По вертикали:
-
Что делила Аленушка поровну между папой, Лизой и собой?(Яблоки)
-
Кто на самом деле выкопал жирного червяка?(Бекасик)
-
В чем трубочист Яша носил свой обед?(Узелок)
По горизонтали:
-
Что стащил Воробей Воробеич у Яши?(Хлеб)
-
Что клевал Воробей Воробеич, когда трубочист Яша обедал на крыше? (Крошки)
- Какое слово выкрикнул Ёрш Ершович, чтобы Воробей Воробеич выронил свою добычу?(Ястреб)
-
Кто из птиц видел и мог подтвердить, что Воробей Воробеич врёт?(Утки)
-
Что хотел принести своему семейству Врорбей Воробеич, но выронил в реку?(Червяка)
| я | |||||||||||||||||
б | ||||||||||||||||||
х | л | е | б | |||||||||||||||
о | е | |||||||||||||||||
к | к | р | о | ш | к | и | ||||||||||||
о | а | |||||||||||||||||
я | с | т | р | е | б | |||||||||||||
и | ||||||||||||||||||
у | т | к | и | |||||||||||||||
з | ||||||||||||||||||
ч | е | р | в | я | к | |||||||||||||
л | ||||||||||||||||||
о | ||||||||||||||||||
к |
Ответы:
5. Игра «Слова рассыпались» по сказке «Пора спать»
Собери слова и вспомни, какие цветы встречались Аленке в сказке.
ОКЧИНАВДУ
УБНАЗЕКДА
КАВИСЁЛ
ЗКАВГОДИ
АЗРО
ЛОЛИКОКЬЧОК
КИАФЛА
ШАНЫДЛ
СОЛОТ
КВОЙЕЛ
ЦАИТГАИН
САЦНИРС
НАТПЬЮЛ
АЗИЯЛА
МИЯКЕЛА
ИЯЛЛИ
ЕХДОЯРИ
одуванчик
василёк
незабудка
гвоздика
роза
колокольчик
фиалка
ландыш
лотос
левкой
гиацинт
нарцисс
тюльпан
азалия
камелия
лилия
орхидея
6. Найди Родину для цветка (по сказке «Пора спать»)
Соедини стрелками название цветка со страной, из которой его привезли.
Долины Шираза
Палестина
Америка
Египет
азалия
лилия
гиацинт
роза
Ответы:
Д олины Шираза
П алестина
Америка
Египет
азалия
лилия
гиацинт
роза
7. Игра «Дополни фразу»
Вспомни сказки и поставь недостающие слова.
-
«…Старик ответил: «Нет ничего проще: всякая царица — …, и всякая … — …»
-
«Голодные птицы, как и голодные люди, делались … именно потому, что были голодны.»
-
«Подумайте, какая прелесть – пять комнат и всего … … .»
-
«Сделала Ворона голову набок, посмотрела и сказала:
— Ну ведь говорила я, что это … … .»
-
«Папа приносит четыре яблока и говорит: «Раздели пополам – мне и Лизе.» Я разделила на три части: одно яблоко дала папе, одно – Лизе, а два … .»
-
«Ну вот так-то лучше будет, Бекасик. Оба остались мы с тобой без обеда. Видно, мало еще … .»
-
«И Вволк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то … .»
-
«…и Василёк сказал:
— …Одним словом, вы – наши дорогие гости, а ваш главный недостаток в том, что вы растете только для … людей, а мы растем для … .»
Ответы:
-
«…Старик ответил: «Нет ничего проще: всякая царица — женщина, и всякая женщина царица.»
-
«Голодные птицы, как и голодные люди, делались несправедливыми именно потому, что были голодны.»
-
«Подумайте, какая прелесть – пять комнат и всего одна муха .»
-
«Сделала Ворона голову набок, посмотрела и сказала:
— Ну ведь говорила я, что это не птица.»
-
«Папа приносит четыре яблока и говорит: «Раздели пополам – мне и Лизе.» Я разделила на три части: одно яблоко дала папе, одно – Лизе, а два взяла себе.»
-
«Ну вот так-то лучше будет, Бекасик. Оба остались мы с тобой без обеда. Видно, мало еще поработали .»
-
«И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный .»
-
«…и Василёк сказал:
— …Одним словом, вы – наши дорогие гости, а ваш главный недостаток в том, что вы растете только для богатых людей, а мы растем для всех.»
Проект «Арктика и Антарктика»
в старшей группе
Автор проекта: воспитатель Журкина Н.Л.
Тип проекта: Познавательно — исследовательский
Актуальность:
В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно формировать у детей интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Задача взрослых — воспитывать интерес у детей к диким животным разных климатических зон, желание узнавать новые факты их жизни. Современным детям сложно представить, насколько экстремально низкая температура воздуха опасна для здоровья и самой жизни человека и животных. На Земле есть регионы, где чрезмерно низкая температура воздуха является нормой, к ним относятся области Арктики и Антарктики. Но и там есть жизнь. Люди и животные сумели приспособиться к условиям вечного холода.
Таким образом, целью развития у детей познавательного интереса к жизни людей и животных в экстремальных условиях, был разработан и реализован проект «Арктика и Антарктика».
Цель:
— Расширять и обобщать представления детей о жизни животных в Арктике и Антарктике (особенности внешнего вида, место обитания, пища) через организацию познавательной, исследовательской и продуктивной деятельности;
— Познакомить с климатическими условиями Арктики и Антарктики;
— Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках;
— Сформировать у детей интерес к познанию окружающего мира;
— Формировать понимание, что для сохранения природы ее нужно беречь;
— Воспитывать эстетическое отношение к природе, интерес к стремлению изучать природу. Оказывать посильную помощь в охране ее ресурсов.
Задачи проекта:
— Ознакомить воспитателей с современной методической литературой по теме: «Арктика и Антарктика»;
— Провести цикл занятий и мероприятий по теме;
— Организовать выставку рисунков;
— Ознакомить детей с литературными, художественными произведениями по тематике;
— Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с «Животный мир Арктики», «Экологическое воспитание»
— Подготовить совместными усилиями детей и родителей презентацию: « Я хочу вам рассказать…»
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Планируемые результаты:
На основе полученных знаний дети будут иметь представление:
— о материках Арктика и Антарктика;
— о животном мире северного и южного полюса, будут определять их по внешнему виду;
— о климатических условиях Арктики и Антарктики;
— о способах выживания в условиях вечной мерзлоты;
— о жизни, одежде, промыслах народов Севера;
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
— Обсуждение темы проекта;
— Работа с методическим материалом, литературой по данной теме (журналы, статьи, рефераты, методические разработки);
— Подбор наглядно — дидактического материалов для реализации проекта, художественной литературой, репродукции картин;
— Организация развивающей среды в группе;
— Подготовка материала для создания макета;
— Привлечение родителей к реализации проекта.
2 этап Основной
Игровая деятельность: Дидактические игры: «Угадай, кто это? », «Четвертый лишний», «Кто чем питается? », «Найди отличия» (быт, традиции, культура), «Кто спрятался за айсбергом?»
Сюжетно-ролевые игры «В зоопарке», «Путешественники»
Настольно-печатные игры: Лото « Кто где живет?», «Животные и их детеныши», «Логико», игра — ходилки «Умка», собери пазл «Антарктика»
Социальное развитие: Народы, населяющие арктические земли — чукчи, эскимосы, ненцы, эвенки, якуты — Подбор иллюстраций районов Севера и животного мира.
« Поможем животным Арктики»
«Экологические проблемы Арктики»
Ситуации: «Если бы я попал на северный полюс?»
Речь и речевое общение: Рассказывание по картине «Северные олени»
Презентация: «Я хочу вам рассказать…»
Творческое рассказывание по темам «Животные Севера», «Обитатели Южного полюса», «Полярные станции»
Рассказывание по картинкам: « Северное сияние», «Народы Севера»
Здоровье и физическое развитие: «Опасные ситуации зимой» (опасность обморожения в морозную погоду, гололед, прикосновение к металлическим предметам)
Беседы: «Если скользко на дороге», «Замерзшая речка — совсем не каток», «Как одеваются полярники, чтобы не замерзнуть в суровых условиях крайнего Севера», «Одежда людей живущих на Севере»
П/и: «Северный полюс», «Оленьи упряжки», «Море волнуется раз! », «Меткий стрелок», «Хищник в море»
Познавательное развитие: Изучение географической карты, с расположением Арктики и Антарктики на глобусе,
«Путешествие к южному и северному полюсу »
Презентации: «Природа Арктики и Антарктики», « Антарктика»
Опыты: «Замороженная земля», «Что легче: снег — вода — лед?»
«Почему животные Севера не мерзнут после купания в морской воде»
Создание макета «Удивительные животные Арктики и Антарктики »
«Проложи маршрут как пингвину добраться домой», «Сложи узор» пазл
Эстетическое развитие:
Чтение художественной литературы: Г. Снегирев «Про пингвинов», Ю. Яковлев «Умка», юкагирская сказка «Отчего у белого медведя нос черный», сказка «Айога», Н. Сладков «Во льдах», Ю. Членов «Как Алешка жил на Севере»,
С. Топелиус «Сампо — Лопаренок»
Набор игрушек для обыгрывания художественных произведений
Рисование «Полярное Сияние», аппликация «Белый медведь смотрит на северное сияние», лепка «Животные Арктики и Антарктики» »;
Раскраски по теме, трафареты
Просмотр мультфильма «Умка»
3 этап. Заключительный
— Викторина: « Путешествие в Арктику и Антарктику»;
— Выставка детского творчества;
— Презентация: «Я хочу вам рассказать…»
— Изготовление макета «Арктика и Антарктика»
Список литературы:
Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания» М. , 2007
Иванов Ю.И, Михайлова Э.И «Играйте на здоровье» М., 1991
Конюхов Ф. «Антарктида» М., 2014
Мир вокруг нас «Географический атлас для детей» , 1990
Михайленко М. «От края до края» М., 2000
Мороз В. «Антарктида. История открытия» М, 2001
Нищева Н.В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» Спб.,2017
Пшонкин Ю. «Амто, Корякия!» М., 1991
Рыжова Н.А. «Наш дом — природа» М., 2005
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность» , 2011г
Флинт В. «Животные севера» М., 2001
Проект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе: «Животные Арктики и Антарктиды».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 муниципального образования Тимашевский район
Проект
по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе:
«Животные Арктики и Антарктиды».
Автор: Воспитатель МБДОУ д/ с № 8:
Прокопец Елена Андреевна
г. Тимашевск
2020г.
Цель проекта: Расширение и формирование знания детей об обитателях холодных стран.
Задачи:
-
Познакомить с климатическими условиями Арктики и Антарктики;
-
Формировать представление о животном мире полярных районов;
-
Развивать любознательность, внимание, память, воображение, творчество;
-
Развивать связную речь;
-
Воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать природу;
-
Формировать понимание, что для сохранения природы ее нужно беречь.
Актуальность: В настоящее время дети недостаточно знают о животных заполярья, среде их обитания. В ходе изучения данной темы у детей стало возникать много вопросов по питанию, внешнему виду животных, их повадкам. Поэтому возникла необходимость в реализации данного проекта, чтобы расширить представление детей о животных заполярья, развивать интерес к их образу жизни.
Срок реализации проекта: С 01.11.2020 по 30.11.2020
Вид проекта: Краткосрочный, творческий.
Участники проекта:
-
дети подготовительной группы;
-
воспитатели;
-
родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
-
Формирование знаний детей о животном мире Арктики и Антарктики, их повадках, особенностях внешнего вида, местах обитания, образе жизни.
-
Воспитание доброго, бережного отношения к животным, развитие любознательности.
Реализация проекта:
I этап: Подготовительный.
-
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
-
Подбор методической литературы для реализации проекта;
-
Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
II этап: Основной.
1. НОД: «Путешествие в Антарктиду».
2. Беседы: «Животные холодных районов», «Чем отличается Арктика от Антарктики», «Кто такие пингвины?», «Зачем моржу бивни?», «Почему белые медведи не живут в лесу?», «Какие растения растут на севере».
3. Чтение художественной литературы: Г. Снегирев «Пингвиний пляж»; «Отважный пингвиненок»; «К морю»; «Белек», юкагирская сказка «Отчего у белого медведя нос черный», эвенкийская сказка «Почему олень быстро бегает», Г. Банару «Там, где всегда мороз», Т. Хоботов «Где живет тюлень?», Г. Х. Андерсен «Снежная королева», В. Катаев «Цветик- семицветик».
4. Рисование: «Пингвин».
5. Просмотр мультфильмов: «Умка», «Пингвинёнок», «Пингвины», «Северная сказка».
6. Просмотр презентаций: «Животные севера», «Арктика и Антарктида».
7. Аппликация: «Морж».
8. Сюжетно-ролевые игры:
-
«Путешествие в Арктику»
-
«Полярники»
-
«На льдине».
9. Дидактические игры и упражнения:
-
«Чьи следы?»;
-
«Найди одинаковых медведей»;
-
«Земля и её обитатели»;
-
«Кто где живёт?»;
-
«Собери картинку»;
-
«Четвёртый лишний»;
-
«Когда это бывает»;
-
«Найди и назови животных Арктики и Антарктики».
10. Оригами: «Полярная сова».
11. Подвижные игры:
-
«Полярная сова»;
-
«Кто быстрее?»;
-
«Поймай оленя»;
-
«Попади в цель»;
-
«Хозяин лунки»;
-
«Отбей льдинку»;
-
«Пингвины и медведь»;
-
«Белые медведи»;
-
«Море волнуется».
12. Пальчиковые игры и физкультминутки:
-
«На Севере белый мишутка живет»;
-
«Ледоход»;
-
«Северные мишки»;
-
«Медвежонок»;
-
«Белый медведь».
13. Аппликация: «Тюлень».
14. 14. Решение проблемных ситуаций: «Почему жираф не живет на Севере?», «Почему белый медведь не ложится в спячку?».
15. Рассматривание сюжетных картин: «Животные холодных стран», «Арктика и Антарктида».
16. Аппликация: «Белый медведь».
17. Познавательно — исследовательская деятельность: «Холодная, теплая, горячая», «Свойства льда», «Почему шерсть медведя не покрывается льдом?».
18. Работа с родителями: Консультация «Экологическое воспитание детей».
III этап: Заключительный
-
Подведение итогов проекта.
-
Выставка детских работ на тему «Животные Арктики и Антарктики».
Вывод: Дети стали более любознательными, у них сформировались знания о животном мире Арктики и Антарктики, их повадках, особенностях внешнего вида, местах обитания, образе жизни; о приспособлении животных холодных стран к среде обитания. Сформировалось умение получать информацию из разных источников.
Приложение
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
«Путешествие в Антарктиду».
Цель: Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы.
Задачи:
Образовательные: дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды; формировать представления о флоре, фауне Антарктиды, о связи организмов со средой обитания.
Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес; развивать речь, обогащать словарь.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать уважительное отношение к собеседнику.
Оборудование: Презентация, интерактивная игра, карта полушарий.
Ход:
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришел очень интересный гость, кто это отгадайте загадку:
Я недавно из яйца,
И похож я на птенца.
Что за птица моя мать?
Где ее мне отыскать?
Я не гусь и не павлин.
Догадайтесь! Я…
Воспитатель: Пингвиненок Пепе приглашает нас в гости, хотите побывать у него в гостях?
Как вы думаете, где живет пингвиненок?
Где на географической карте находится Антарктида. На каком полюсе?
Каким цветом она обозначена?
Что обозначает белый цвет? Правильно.
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы отправимся в это путешествие, назовите, что необходимо взять с собой в дорогу. Для того, чтобы не замерзнуть оденемся тепло: Надеваем брюки, кофту, обуваем сапоги, надеваем куртку, шапку и завязываем шарф. Готовы? Тогда в путь. Пройдите на корабль. Как называется океан, по которому мы плывем? Для того чтобы узнать его название, нам нужно поймать разных рыб с буквами и выложить их так, чтобы получилось название океана. Верно, мы с вами плывем по Южному океану. А какие жители населяют Антарктиду? Хотите узнать? Тогда предлагаю поиграть в игру.
Игра «Жители северных и южных стран».
Воспитатель: Молодцы вы справились с заданием.
Послушайте небольшое четверостишие:
Под промерзшим небосводом
Ледники сползают в воду,
И плывут вдали
Ледяные корабли.
Как вы думаете, о чем это стихотворение? Почему айсберги плывут? (Ответы детей). Поэтому они очень опасны для кораблей.
Ой, смотрите!
Вот видна уж с корабля
Сквозь трубу подзорную
«Ледовитая» земля —
Берега просторные.
Как же холодно в Антарктиде!
Чтобы мы не замерзли, выполним следующие упражнения:
Физкультминутка «Пингвин».
Пингвин наклоны делать рад,
Вправо, влево, вперед, назад.
Много-много раз подряд,
Влево, вправо, вперед, назад.
Пингвин все время закаляется,
В ледяной воде купается.
Воспитатель: На крайнем юге нашей планеты лежит большая территория Антарктида — холодная ледяная пустыня. В Антарктиде пол года — зима, пол года — лето. На Южном полюсе восходом и заходом Солнца можно любоваться только один раз в год. Антарктида — самая суровая и холодная по климату территория. Температура там может опускаться очень низко, дуют ветра. Там постоянно лежит снег и лед. Как вы думаете, могут ли в таком суровом климате расти деревья? (Ответы детей).Да в Антарктиде не растут деревья и кустарники, но в таком прохладном климате только летом по берегам есть лишайники и мхи. Притом, что в Антарктиде очень холодно, они пробиваются сквозь твердую почву и растут. Обитают ли здесь птицы? (Ответы детей). Здесь живут такие птицы как Поморник и Альбатрос, они питаются рыбой. Посмотрите, какой у Альбатроса окрас, а у Поморника? Чем они отличаются? Могут ли здесь обитать звери? (Ответы детей).
В Антарктиде живут тюлени, морские слоны, касатки. Посмотрите, как живут тюлени, стаями. Интересно выглядит морской слон, как вы думаете, почему его так назвали? Касатки очень большие и красивые.
Как вы думаете, там могут жить люди? (Ответы детей). В Антарктиде отсутствует постоянное население, только ученые на экспедициях могут там жить и то очень короткое время. Еще в Антарктиде живут пингвины, это птица, которая не летает. Какое строение тела у него? (Ответы детей).
Их тело довольно упитанное, чуть сжатое с боков и покрыто перьями. Не слишком крупная голова находится на короткой шее. Клюв пингвина сильный и очень острый. Крылья пингвина — эластичные ласты: при плавании под водой они вращаются по кругу. Ноги короткие и толстые, имеют по четыре пальца, соединенных плавательными перепонками.
Для поддержания равновесия пингвину помогает короткий хвост, состоящий из 16-20 жестких перьев: при необходимости птица просто опирается на него, словно на подставку. Оперение пингвинов плотное и густое: отдельные мелкие и короткие перья покрывают туловище, защищая от намокания в холодной воде. Окраска перьев у всех видов практически одинаковая- темная (обычно черная) спинка и белое брюхо. Размеры пингвинов отличаются в зависимости от вида: императорский пингвин самый высокий, а малый пингвин имеет длину тела всего 30-40 см. Как вы думаете, чем они питаются? (Ответы детей). Правильно, они ныряют в море за ней.
На суше при необходимости быстро переместиться пингвин ложится на брюхо и, отталкиваясь конечностями, быстро скользит по льду или снегу.
Ребята, как живут пингвины? (Ответы детей). Пингвины — коллективные птицы. Гнездятся на невысоких каменистых берегах, делая гнезда из гальки и растительности. Высиживают яйца оба родителя, сменяя друг друга во время отлучек для добычи пищи. Птенцы пингвинов вылупляются слепыми, с густым пухом на тельце, и прозревают лишь через пару недель. Погружаются в воду лишь с появлением густого, практически водонепроницаемого оперения.
Воспитатель: Понравилось вам в гостях у Пепе? Что нового и интересного вы узнали об Антарктиде? На память о нашем путешествии пингвиненок оставляет нам мультфильм.
Государственное
Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №32
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому развитию детей Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
Конспект НОД в
старшей группе по художественно-эстетическому развитию. Рисование на тему:
«Мишка на Севере»
Составила и провела
воспитатель: Ширяева
О.Ю.
Санкт-Петербург
2021 год
Цель: учить находить сходство
с реалистическим изображением и радоваться полученному результату.
Задачи:
Образовательные:
Расширить
представления детей о жизни медведя, о его приспособленности к жизни на Крайнем
Севере; познакомить с внешним видом, повадками, отличительными особенностями
белого медведя.
Развивающие:
Формировать умение
изображать животных, точно передавая особенности внешнего вида и пропорции.
Поощрять желание
передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунке, дополняя изображение
элементами пейзажа (снежинки)
Способствовать
развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, интерес к
искусству.
Оборудование:
листы формата А4 разного цвета,
краски, кисточки, салфетки, баночки с водой, образец рисунка, аудио запись
песни из мультфильма «Умка», презентация «Мишки на севере».
Предварительная работа:
Беседа о Севере, его характерных
приметах. Рассматривание иллюстраций «Дети Севера», «С Севера на юг» Н.
Чарушина. Чтение и пересказ художественной литературы: юкагирские сказки
«Отчего у белого медведя нос черный», «Кто живет в холодном море?». Просмотр
мультфильма «Умка».
Ход НОД:
Воспитатель:
—
Ребята, давайте поздороваемся друг с другом!
Мы
друг к другу повернемся
И
друг другу улыбнемся.
Здравствуйте,
мои друзья.
Рада
видеть всех вас я!
Воспитатель:
— Сегодня мы с
вами отправляемся в путешествие на Северный полюс. Это царство вечных льдов.
Там живут белые медведи, песцы, зайцы, а также северные олени, тюлени, белые
совы (показ на слайде).
Все эти животные
надежно защищены от мороза толстым слоем жира под теплым мехом или пушистым
оперением. В отдельные дни температура опускается ниже минус 60 градусов. Здесь
круглый год холодно.
Отгадав загадку,
вы узнаете к кому из жителей Севера мы отправимся в гости.
(Воспитатель загадывает детям загадку):
Там,
где холод, снег и лед
Этот
дикий зверь живет,
Он
большой, пушистый, белый,
А
еще рыбак умелый.
Дети: белый медведь
Воспитатель:
—
А вы бы хотели увидеть белого медведя? А где живут белые медведи?
Дети: Да.
На
Северном полюсе. (показ на слайде)
Воспитатель:
Значит, чтобы
увидеть белого медведя, нам нужно отправиться на Северный полюс. Но на Северном
полюсе очень холодно, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы не замерзнуть?
Дети: одеться тепло.
Тактильная гимнастика:
Надеваем
штаны – гладим ноги снизу вверх
Надеваем
ботинки (сапожки) – поглаживаем стопы ног
Надеваем
теплую шубу – гладим и руки, и живот.
Надеваем
шапку – поглаживаем себя по голове
Надеваем
шарф – гладим ладонями по шее сзади вперед
Надеваем
рукавицы – потираем руки
Закрываем
глаза и произносим волшебные слова: (1,2 повернись, и на Северном полюсе
окажись)
Воспитатель:
Вот мы с вами и оказались на Северном
полюсе.
Белый медведь – крупное красивое
животное, питается рыбой, охотится на моржей, тюленей. Белый медведь хорошо плавает.
(показ слайда).
Медведь
(игрушечный):
-Здравствуйте,
ребята! Я вас рад всех видеть. Но мне грустно…И скучно
здесь одному, потому что не с кем поиграть. (плачет)
Воспитатель: Мы можем помочь
тебе Мишка. Ребята, давайте нарисуем ему друзей.
Ответы детей:
(да).
С удовольствием!
Воспитатель:
Итак, присаживаемся за столы.
Чтобы хорошо нарисовать мишку, давайте его
внимательно рассмотрим. Что это (туловище) у мишки? Какой
формы? Правильно, овальной. Что еще есть у мишки? (голова).
А какой формы голова? (Ответы детей). А уши? Правильно, круглой. С помощью
чего мишка передвигается? (Ответы детей) Ему помогают
передвигаться лапы. Ребята, а мишка какого цвета?
(Ответы детей). Белый цвет делает мишку незаметным на снегу. А глазки, носик
какого цвета? (Ответы детей)
При помощи пальцев рук (красками) дети изображают
медведя на листе.
Чтобы мишки
очутились на Севере, вы можете дополнить свой рисунок – например, нарисовать
льдины, снежинки (дети самостоятельно рисуют). А чтобы они не замерзли, давайте
нарисуем им разноцветные шарфики.
Воспитатель:
—
Вот, Мишка тебе новые друзья! Теперь тебе одному не будет скучно. Ну а нам пора
и возвращаться.
Тактильная гимнастика:
Снимаем
рукавицы – потираем руки
Снимаем
шапку -поглаживаем себя по голове
Снимем
шарф – гладим ладонями по шее сзади вперед
Снимем
теплую шубу – гладим и руки, и живот.
Снимаем
ботинки (сапожки) – поглаживаем стопы ног
Снимаем
штаны – гладим ноги снизу вверх
Воспитатель:
Давайте сейчас
рассмотрим рисунки (работы раскладываются и рассматриваются вместе с детьми;
свободные высказывания детей по наводящим вопросам воспитателя). Давайте
полюбуемся нашими мишками. Какие они все получились красивые, пушистые. Мы
ребята сделаем выставку ваших рисунков. А как мы назовем нашу выставку? (Ответы
детей). Понравилось вам рисовать?