Сказка ослиный город читать

Тема: звук о. буква о. цель: коррекционно-образовательная: формирование понятия гласный звук, на примере звука о; знакомство с понятием ударный звук;

Тема: Звук 
О.  Буква  О.

Цель:

Коррекционно-образовательная:

  • формирование 
    понятия  «гласный  звук»,  на  примере 
    звука  «О»; знакомство с  понятием  «ударный  звук»;
  • совершенствование
    навыков  словоизменения   (преобразование
    существительных  множественного числа  в  единственное
     число)  и словообразования ( подбор  родственных 
    слов  по  наводящим вопросам);
  • уточнение 
    значения  предлога  «около»;  составление 
    предложений  с  предлогом  «около»;
  • формирование 
    навыка  чтения  (открытые  слоги  с  буквой «О»);

Коррекционно-развивающая:

  • развитие 
    эмоциональной  сферы; совершенствование чувства ритма;
  • развитие 
    мелкой  моторики;

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитание
    усидчивости,  интереса к окружающему  миру;

Оборудование:

  • фишки, 
    для  звуко – буквенного  анализа  и  синтеза 
    слова;
  • буква 
    «О»;  буквы  «М,  К,  П,  Х,  Т,  Л»;
  • мяч;
  • «облако 
    в  виде  буквы  «О»;  капельки  с 
    предметными  картинками  на  каждой  (слова 
    подобраны  с  ударным  звуком  «О»); 
    «волшебное  ведёрко»;
  • разноцветные 
    шнурки,  для  выкладывания  буквы  «О»;
  • буквы 
    М,  Т,  К,  Л,  П,  Х,  для 
    составления  слогов  и  последующего  чтения;
  • цветные 
    карандаши;  листок  для  письменных  заданий 
    с  буквой  «О»;

Ход  занятия:

I. Вводная  часть.

1.  Организационный  момент.

Что  у  меня  в  стакане?  (вода)

Попробуйте  угадать,  какое  слово  я 
загадала.  Знайте  все  мои  загаданные  слова

похожи на  слово  «ВОДА».

  • Егор, 
    как  назовём  слово  «вода»  ласково  – 
    …  (водичка,  водица).
  • Маша, 
    как  называется  место  где  вода  падает 
    с  высокой  скалы  или  горы  –  … 
    (водопад).
  • …, 
    как  называется  спорт,  связанный  с 
    водой  –  …  (водный).
  • …, 
    как  называется  машина,  которая  перевозит 
    воду  –  …  (водовоз).
  • …, 
    как  называется  отрицательный  сказочный 
    герой,  который  живёт  в  воде  …  – 
    (Водяной).
  • …, 
    как  называются  растения,  которые  растут 
    в  воде  –  …  (водоросли).
  • …,  
    как  называются  трубу,  которые  проведены 
    для  воды  …  –  (водопровод).
  • …, 
    как  называется  профессия  человека,  который 
    чинит  эти  трубы,  для  воды  –  … 
    (водопроводчик);
  • …, 
    как  называют  человека,  который  надел 
    водолазный  костюм  и  залез  в  воду 
    …  (водолаз).
  • …, 
    как  называется лилия,  которая  растёт  в 
    воде  …  –  (водяная  лилия)

Видите,  сколько  набралось  слов, 
похожих  на  слово  «вода»,  прямо  семейка 
«водных»  словечек  получилась.

2.  Введение  в  тему.

Назовите  второй  звук  в  слове 
«водные» … («О»).  Правильно  именно этот  звук 
будет  у  нас  сегодня  главным.

Уточнение  артикуляции.  Характеристика  звука.

Что  губки  делают,  когда  мы 
говорим  этот  звук?  (округляются)

Давайте  проверим, какой  это  звук 
(гласный  или  согласный)?

Можем  мы  его  пропеть  голосом? 
(да,  значит  он  –  гласный)

Какая  фишка  нам  понадобится,  чтобы 
обозначить  этот  звук.  Возьмите  её  в 
руку,  покажите  мне.  Спасибо.  Положите  (красная)

II. Главная  часть.

1.  Произнесение  изолированного  звука 
с  эмоциональной окраской.

Поиграем  с  этим  звуком?

Представьте,  что  мы с вами  оказались 
на  острове.

А  там  так  красиво!  Давайте 
скажем  этот  звук  с  восхищением.  (О! О!  О!)

Стали  осматриваться  по  сторонам. 
Удивляемся,  что – то никого  не видно.  (О – о – о – о!)

Никого  не  увидели  и  огорчились. 
Говорим  с  грустью. (О – О – О)

И  вдруг  мы  увидели  вдалеке  корабль!
Радостно  (Ооооо!)

2.  Введение  понятия  ударный  звук.

Давайте  будем  звать,  может 
кто–нибудь  отзовётся:  То-о-оля,  О-о-оля,  По-о-оля,

Ко-о-оля.  А  вы  заметили,  что 
когда  мы  зовём  кого-то,  мы  как бы 
громче  произносим  один  звук.  Послушайте, 
какой  звук  я  выделяю,  по  какому  звуку 
«ударяю»  голосом?  (Со-о-оня)  Такой  звук, 
выделяемый  голосом  называют  «ударным».

3.  Преобразование  слов. (существительные 
среднего  рода  мн.  числа.  в  ед.  число)

Закрепление  нового  понятия  «ударный  звук».
Для  1  п/гр.

Так  мы  обрадовались,  что  решили 
поиграть.  А  поможет  нам  в  игре  звук 
«О»,  «ударный  звук  «О».

Будем изменять  слово.  Я  вам  даю 
много  предметов,  а  вы  мне  –  один.

Постарайтесь  чётко  и  громко 
произносить  звук   «О»  в  своём слове;
Выделить  его  голосом.  Послушайте,  как это 
сделаю  я.

Игра  с  мячом  «Много  –  один»:

окна  –  …
(окно)                             
перья  –  … (перо)

кольца  –  …
(кольцо)                     
стёкла  –  … (стекло)

брёвна  –  …
(бревно)                     
озёра  –  … (озеро)

сёла  –  …
(село)                              
вёдра  –  … (ведро)

гнёзда  –  …
(гнездо)                       
облака  –  … (облако)

окуни  –  … (окунь)

острова  –  … (остров)

(для  1 п/гр.) +  шила  –  …
(шило),           дела 
–  … (дело),      пальто  –  …
(пальто),                                 
     мыло  –  … (мыло);

4.  Выделение  ударного  звука  в 
слове  (с  опорой  на  картинки).
 Утрированное 
произнесение  звука  «О»  в  словах.

Закрепление  нового  понятия  «ударный  звук».
Для  2  п/гр.

«Волшебный  дождь».

А  теперь  посмотрите  на  столы. Что это
за  капельки?  Не  знаете?  А  я  знаю.

Посмотрите,  какое  облако  заплыло  к 
нам  в  комнату  необычное,  волшебное!

А ваши  капельки  –  это  волшебный 
дождик,  который  пролился  из  него.

У  меня  есть  ведёрко,  в  которое 
я  хочу  собрать  волшебные  капельки.  Но 
ваша  капелька упадёт  в  ведёрко  только 
тогда,  когда  вы  внимательно  послушаете 
словечко  которое  принесла  вам  ваша  капелька 
и  найдёте  в  нём  наш  главный  звук.

Нужно  так  сказать  это  слово,  чтобы
мы  тоже  услышали  в  нём  звук  «О».

5.  Звуковой  синтез  и  анализ 
слова  «сом».

Пока мы  играли  я  услышала  всплеск, 
и  увидела  такую  крупную рыбу! 
Хотите   узнать  как  она  называется? 
Тогда  ловите  звуки,  соедините  их,  может 
догадаетесь,  какую  я  видела  рыбу.  «С» 
–  «О»  –  «М»

Давайте  обозначим  каждый  звук, 
который  вы  поймали фишками.

Индивидуальная  работа  с  раздаточным 
материалом.

6.  Физкультурная  минутка:

Не  под  окном,  а  около

Катилось  «О»  и  охала

«О»  охала,  «О»  охала

Не  под  окном,  а  около.

7.  Организация  мини – диалога. Уточнение понятия
предлога «около» Составление  предложения  с  предлогом 
«около»  по  образцу.

Ребята,  вы  догадались,  кто  охал 
около  окна?  (буква  «О»)  Правильно.

Буква  «О»  была  около   
окна.  А  ты  Егорка  около  кого  сидишь?

Подразумевается  ответ: «-  Я  сижу 
около  Яны.  А  ты  около  кого  сидишь?».

Дети задают однотипные  вопросы друг другу  и
отвечают  на  них  по  цепочке.

10.  Работа  с  буквой.

А  я  стою  около  нашего 
волшебного  облака.  Посмотрите,  на  какую 
букву  оно  похоже?   (На  букву  «О».)

  • Построение 
    буква  с  помощью  пальцев  рук  (одной 
    рукой,  двумя  руками  вместе,  двумя 
    руками  отдельно).
  • Демонстрация 
    буквы.

Посмотрите  на  настоящую  букву.  Что 
я  в  руке  держу?  (Букву  «О»).

Она черная,  какая – то  грустная,  а 
мы  можем  сделать  весёлые  буквы.

У  меня  в  руках  простые 
шнурочки,  но  если  вы  постараетесь  они 
превратятся  в букву  «О».

  • Выкладывание 
    из  шнурков  буквы  «О».
  • Обведение 
    контура  буквы  пальцем.
  • Составление 
    слогов  с  буквой  «О».

У  вас буква  «О»,  а  у  меня 
другие  буквы … Возьмите  по  одной.

Положите  свою  букву  около  буквы 
«О»  или  «рядом»  с  буквой  «О»  Кто-то 
положит  спереди,  кто-то  сзади.

Теперь  у  вас  две  буквы. 
Получился  слог.  Прочитайте  свой  слог.

11.  Письменное  задание. Работа 
на  специальных  листках  с  комбинированными 
заданиями.

У  кого  листочек  в  руках. 
Начинаем  работать  с  обведения  пружинок. 
Обводить  можно  любым  цветом.

Посмотрите,  сегодня у  нас  в  «Звукарике»
 (название  пособия    серии  листов  с
комбинированными заданиями)  целый  подводный  мир.

Подскажите,  мне  слова – действия  к 
слову  «рыбка». Что  делает  рыбка? (по  наводящим 
вопросам)

Ныряет,  плавает,  подплывает,  заплывает, 
выплывает,  уплывает.

Поищите  глазами,  какая  рыбка,  похожа 
на  букву  «О».

Раскрасьте,  рыбки,  похожие  на  букву 
«О»,  покажите,  что  вы  их  нашли.

12.  Домашнее  задание: С 
воспитателем Валентиной  Петровной,  в  группе  обведёте
 на листочках  букву  «О»,  потом  раскрасите её.

13.  Итог. Какое  задание 
вам  больше  всего  понравилось?

Представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала
удивились: «О!» Потом огорчились: «О-о-о!» Увидели корабль и радостно
воскликнули: «О-о-о!»

Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали?
Сегодня мы и будем на нашем интернет уроке знакомиться со звуком 
[о],
будем слушать и произносить слова со звуком 
[о].

Какой
это звук? Докажите!

1.
Игра «Поймай звук»
. Хлопните в ладоши, если услышите
звук 
[о].

а, о ,и ,п, о ,оп, ма, ко, ос, зи, фо, ол, дом, мода, Окна,
сон, кол, крыло, бор, осень, перо.

2. Послушайте сказку и
попробуйте запомнить как можно больше слов со звуком 
[о].

Сказка Г. Юдина «Ослиный огород»

Решил
осел огород завести. Посадил огурцы, сел и ждет, когда они вырастут. А ему
говорят:


Огород-то поливать надо!

Взял
осел ведро и давай бегом воду из колодца носить.

Носил,
носил, устал, сел отдохнуть. А рядом кот на солнышке грелся.

– Чего
ты мучаешься? – говорит. – Посади свой огород в овраге, там всегда мокро!
Поливать не надо.

Обрадовался
осел, повыдергал всю огуречную рассаду и посадил ее в овраге. А ночью пошел
дождь, вся вода в овраг стекла и смыла весь огород.

Утром
пришел осел.

– Так
я и знал! Воры все съели. Надо охранять.

Опять
посадил огурцы. Сделал вокруг ограду и сел охранять. Только сел, откуда ни возьмись
овцы с козами лезут.

– Вон
из моего огорода! – заорал осел и давай гонять их по грядкам.

Пока
гонял, все огурцы потоптал.

– И
зачем они мне нужны, эти огурцы? – рассердился осел. – Все равно я их не ем…
Одни хлопоты да огорчения с ними.

И
полез из оврага на чужом поле овес воровать.

3.
Игра «Много — один»

Кольца
– кольцо           седла –
седло               
колеса — колесо

Зерна

зерно               
крылья –
крыло            окна —
окно

Стекла
– стекло          перья — перо

4.
Доскажи словечко…

·                                
В конце предложения ставится…   (точка).

·                                
С буквой Д растет у мамы…   (дочка).

·                                
С К я на болоте…   (кочка).

·                                
Б в начале слова…   (бочка).

·                                
О на А заменим –
…   (качка).

·                                
Слева Т – и слово…   (тачка).

·                                
Вместо А кто У возьмет,

·                                
В небе…   (тучка) поплывет.

·                                
Маленькую тучку я возьму за…   (ручку).

·                                
Было очень жарко, и мама открыла все…   (окна).

·                                
Бабушка варила варенье, и в открытое окно влетели
злые…  (осы).

·                                
Я очень люблю кедровые…   (орехи).

·                                
Ничто не предвещало дождя, по небу плыло
воздушное…   (облако).

·                                
Летом в огороде – свежие, зеленые,А зимою в бочке – желтые,
соленые.Отгадайте, молодцы,Как зовут нас?..   (Огурцы). 

·                                
Осел лениво в гору брел, а над ним парил…   (орел). 

·                                
Шубу теплую в колечках носит тихая…   (овечка).

·                                
Ты со мною не знаком?Я живу на дне морском,Голова и восемь
ног,Вот и весь я – …   (осьминог).

·                                
Апельсины и бананы очень любят…   (обезьяны).

·                                
Стройный, быстрый, рога ветвисты, пасется весь день. Кто же
это?..   (Олень).

5. И
г р а  «Кто больше?»

·                                
Придумайте слова, а которых звук [о] расположен
в начале (отдых, овод, орех), в конце (кольцо, молоко, сито).

·                                
Придумайте слова, оканчивающиеся на «орт» (порт, борт, торт,
аэропорт
).

А вот
и буква 
О. На что она похожа?

klass39_o2

1. Внимательно
рассмотри буквы, найди сходства и различия.

Внимательно рассмотри буквы О

2. Найди спрятанные
буквы 
О. Обведи их.

Найди спрятанные буквы О

3. Обведи шарики с
буквой
 О красным цветом. Проведи
ниточки от шариков к ослику.

недостающий элемент буквы

4. Раскрась красным цветом обе буквы слева и
запомни. Заштрихуй букву 
О по
образцу. Найди и раскрась букву 
О справа.

Учим букву О

5. Соедини с буквой О только
те предметы, названия которых начинаются со звука 
[о].

 Учим букву О

6. Нарисуй внутри большой постепенно уменьшающиеся
буквы 
О. Обведи в кружок все буквы О справа.

 Учим букву О

 7. И г р а  «Десять птиц»

Вспомните десять птиц, в названиях которых по две буквы О,
а в одном – даже три 
О.

– о – о –       
               –
о – о – – – – –

– о – о –
–                   
– о – о – – – – –

– о – о –
–                   
– о – о – – – – – –

– о – о – –
–                
– – – о – о – – –

– о – о – –
–                
– – – о – о – о –

О т в е т : сокол, сорока, ворона, соловей, воробей,
коростель, поползень, коноплянка, мухоловка, жаворонок.

8. И г р а  «Шесть ос»

1. ос – – а.

На этой «осе» в октябре позолота.

2. Ос – – а.

А эта растет на лугу у болота.

3. – ос – – – а – –.

Эта «оса» на Луну улетает.

4. – ос – – – – а.

Эта на солнце худеет и тает.

5. – ос – а.

С этою спит в колыбели малыш.

6. – о – с – – – – а.

Эта по классу крадется, как мышь.

О т в е т: осина, осока, космонавт, сосулька, соска,
подсказка.

9. И г р а  «Любопытный»

·                                
Какое время года ты любишь?   (Осень.)

·                                
Какие вывески, начинающиеся с буквы «О», ты встречал в
городе?   («Обувь», «Оптика».)

·                                
Какие города знаешь?   (Осло, Обнинск.)

·                                
Чем оканчивается лето?   (Буквой «О».)

11. И г р а  «Прививка»

Слова очень неохотно поддаются «прививкам» другими буквами, но
все-таки попробуйте привить словам букву 
О.
Что из этого получится? Вот слова: кокс, прок, лень.

О т в е т : кокос, порок, олень.

12. И г р а  «Найди слово в слове»

Осадок – оса, док, коса, дом, сад, сок, ода.

13. И г р а  «Слов больше, чем букв»

О т к л. Попробуйте из этих букв образовать как можно больше
слов, причем каждое из них должно содержать букву 
О (иногда
несколько).

О т в е т : околоток, около, око, кол, лот, ток, кот,
лото, лоток, окот, кок.

14. Кроссворды

Головоломка

В каждом из квадратов 9 клеток. Перемещая по одной букве (внутри
квадратов), превратите эту головоломку в волшебную фигуру, в которой буквы слева
направо и сверху вниз образуют одни и те же слова. В каждом квадрате второе
слово начинается на 
О. В
первом слове в каждом квадрате вторая буква 
О.

О т в е т : 1) сом, очи, мир; 2) том, оса,
маг;  3) нос, Ока, сад; 4) год, око, дом

Хвостоглав.

Сначала столбик рассмотри,

Потом ответь на мой вопрос:

В каких словах стоят внутри

Рот, ухо, лоб, усы и нос?

О т в е т  : ворота, мухомор, колобок, гусыня,
юность

15.

В
старом дереве дупло.
Ну, совсем как буква О.

Возьми синий карандаш и закрась те части рисунка, где
ты видишь буквы
 О.

8676_html_m7a4f8c0d

16. Пишем…

Учимся красиво
писать здесь

klass39_o

17. буква-о--1буква-о-2буква-о-3буква-о-4буква-о-5

Словарь

·                                
Оазис — место среди пустыни, покрытое
растительностью и имеющее источник.

·                                
Обоюдный — взаимный, общий для обеих
сторон. (например, решение)

·                                
Обстоятельство — явление

·                                
Обязанность — действия,
возложенные на кого-нибудь

·                                
Озорник — шалун

·                                
Окраина —  самая удалённая от центра часть города, деревни и т.д.

·                                
Олигарх — человек с очень большим
капиталом, очень богатый человек.

·                                
Олимпиада — соревнование

·                                
Орфография — наука
о правописание слов.

·                                
Осанка — положение тела человека

·                                
Отечество,  отчизна 
родная страна.

·                                
Очарование — большее
впечатление,

Крылатые
выражения или фразеологизмы

·                                
Обещать золотые горы 
обещать слишком много.

·                                
Остаться с носом/в дураках — потерпеть
неудачу, позволить одурачить себя.

·                                
Отделаться лёгким испугом — избежать
тяжелых последствий при каком-нибудь неблагоприятном случае.

TVTropes.png TV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Stubborn Mule. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Сила ишака — халяль, сам ишак — харам[1] »
— Восточная пословица

Сказка ослиный город читать

Осёл — ближайший родственник лошади, родина которого — северо-восточная Африка. Он был одомашнен раньше лошади: в Египте около 4500 лет до нашей эры, а на Ближнем и Дальнем Востоке — около 3000 лет. Использовался осёл как вьючное животное, а также как тягловая сила — одно из первых немногих тягловых в Нубии, Египте, на Ближнем Востоке и в Средиземноморских странах.

Осёл — животное с крайне противоречивой репутацией в культуре. В Европе серое длинноухое создание никогда не пользовалось особым уважением, персонифицируя такие отвратительные человеческие пороки, как глупость, лень, тупое упрямство и похоть. Зато на Ближнем Востоке, в Средней Азии и Северной Америке маленький скромный ослик, напротив, был символом трудолюбия, неприхотливости, терпения и покорности. Во время египетского похода Наполеон якобы сказал: «Ослов и учёных на середину!» (в смысле, что надо беречь самое ценное).

А еще они страшнейше орут и отличаются весьма бурным темпераментом. Но в реальной жизни важнее, что они могут давать потомство с лошадьми. Гибриды кобылы и осла, мулы — почти всегда самцы (и всегда стерильные). Крайне редко рождаются самки (мулицы) — они фертильны, но дальнейшего расщепления не происходит (от осла рождается ослёнок, от коня — жеребёнок). Гибриды жеребца и ослицы — лошаки, мельче мулов и менее выносливы, но у лошачих гены расщепляются.

Где встречается[править]

Мифология и фольклор[править]

  • В египетской культуре осёл был священным животным бога Сета.
  • Библия:
    • Валаамова ослица — ослица Валаама, на которой он ехал десять месяцев и одну неделю с четвертью, чтобы проклясть жителей Израиля. Она заговорила.
      • Потому что по-другому Валаам бы не понял, что не с теми решил связываться.
    • Иисус Христос под Пасху въехал в Иерусалим на белом осле.
      • Почему на осле? Это была подсказка, что Христос входит в Иерусалим не как царь-завоеватель, а как мирный учитель, и что не следует ждать от Мессии победоносной войны с Римом, на которую надеялись евреи. Иначе он въехал бы на коне. Дело в том, что тогда цари и другие правители въезжали в город на конях, если собирались на войну, и на ослах, если всё было мирно, — и этот символ всем был понятен.
      • А ещё Иисусу нужно было исполнить пророчество Захарии. Которому оно и было дано, чтобы Вход Господень во Иерусалим, который сейчас каждый год отмечается как христианский праздник, наполнился таким символическим смыслом. Есть и такое толкование, что осёл символизирует язычников, народы которых будут упрямо сопротивляться христианству, но постепенно примут.
      • Есть ложное мнение, что апостолы украли этого осла. Оно не соответствует истине хотя бы потому, что Иисус никогда не попросил бы апостолов нарушить одну из десяти заповедей («Не укради»). Апостолы действительно взяли осла без предварительного договора, но на глазах у хозяев, с ответом на их вопрос, зачем они берут осла: «Он надобен Господу». Которого те, очевидно, знали, или просто согласились дать на время ослика по этой конкретной причине. В Библии об этом не написано, но логично, что его в тот же день хозяевам вернули.
  • Осёл Яфур, принадлежавший пророку Мухаммеду (по всей видимости, действительно существовал). В Коране об этом не написано, поэтому некоторыми богословами считается если не вымышленным, то самым обычным ослом. Другие, напротив, считают его потомком как Валаамова, так и Иисусова ослов и утверждают, что он был последним говорящим.
  • Буриданов осёл, который никак не мог выбрать между двумя одинаковыми охапками сена и умер от голода. Этакий философский зомби.
  • Осёл Моллы (в другой версии — Ходжи) Насреддина.
  • Ослиные уши царя Мидаса.
«

Шёл караван ишаков
Шёл один ишак,
Шёл другой ишак,
Шёл их целый караван ишаков.
И т. д.

»
— Детсадовский фольклор
  • Коллектив учёных, выясняющих разницу между ослом и ишаком, пришёл к выводу, что первое — это интеллектуальный уровень, а второе — степень занятости.

Театр[править]

  • Шекспир, «Сон в летнюю ночь». Ткачу Основе, в которого должна влюбиться королева Титания, надевают ослиную голову.

Литература[править]

(link)

Где это видано, где это слыхано?..

  • Апулей, «Метаморфозы, или Золотой осёл» — эротическая повесть о приключениях превращённого в осла мужчины. Его даже Пушкин читал охотно!
    • Греческая повесть примерно того же времени «Лукий, или Осёл» (приписывалась Лукиану Самосатскому, но сейчас это считается ошибочным). Книга Апулея то ли основана на ней, то ли, что считается наиболее вероятным, обе они независимо пересказывают не дошедшее до нас сочинение Лукия Патрского.
  • Роман о Лисе — осёл Бодуэн, проповедник при дворе короля Нобля (разумеется, льва) и аллюзия на высшее духовенство.
  • Мигель Сервантес, «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» — ослик Санчо Пансы.
  • Братья Гримм, «Бременские музыканты».
  • Г. Державин, «Вельможа»: «…Осёл останется ослом, хоть ты осыпь его звездами…»
  • И. Крылов, басни:
    • «Квартет».
    • «Осёл и соловей».
    • Да и не только Крылов: осёл был персонажем многих басен, от Эзопа до почти современности.
  • Г. Гейне, «Ослы-избиратели».
  • М. Е. Салтыков-Щедрин, «Медведь на воеводстве» — Осёл является советником Льва, правящего зверями.
  • Ф. М. Достоевский, «Идиот» — швейцарский ослик был одним из первых ярких впечатлений князя:
« — Помню: грусть во мне была нестерпимая; мне даже хотелось плакать; я всё удивлялся и беспокоился: ужасно на меня подействовало, что всё это чужое; это я понял. Чужое меня убивало. Совершенно пробудился я от этого мрака, помню я, вечером, в Базеле, при въезде в Швейцарию, и меня разбудил крик осла на городском рынке. Осел ужасно поразил меня и необыкновенно почему-то мне понравился, а с тем вместе вдруг в моей голове как бы всё прояснело.

— Осел? Это странно, — заметила генеральша. — А впрочем, ничего нет странного, иная из нас в осла еще влюбится, — заметила она, гневливо посмотрев на смеявшихся девиц. — Это еще в мифологии было. Продолжайте, князь.
— С тех пор я ужасно люблю ослов. Это даже какая-то во мне симпатия. Я стал о них расспрашивать, потому что прежде их не видывал, и тотчас же сам убедился, что это преполезнейшее животное, рабочее, сильное, терпеливое, дешевое, переносливое; и чрез этого осла мне вдруг вся Швейцария стала нравиться, так что совершенно прошла прежняя грусть.

»
  • Карло Коллоди, «Приключения Пиноккио» — все, кто попадал в Страну Развлечений, со временем превращались от безделья в ослов. И главный герой не избежал подобной участи.
  • Саша Чёрный, сказка «Ослиный тормоз» (из цикла «Солдатские сказки»).
  • А. А. Милн, «Винни-Пух и все-все-все» — Иа-Иа.
  • Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине» — серый ишак весом в 4 пуда и 7,5 фунтов во время безделья, верный спутник Ходжи.
    • Согласно лапше, которую Насреддин навешал на уши Агабеку — превращенный злыми чарами в ишака наследный принц египетский, единственный сын царствующего ныне в Египте султана Хуссейна-Али.
  • И. Ильф и Е. Петров, «Двенадцать стульев». Когда инженер Треухов предложил новому заведующему Старкомхозом Гаврилину, которого перевели в Старгород из Самарканда, проект трамвайной линии, тот выслушал и под конец сказал: «А вот в Самарканде никакого трамвая не надо. Там все на ешаках ездют. Ешак три рубля стоит — дешёвка. А подымает пудов десять!..» И «у заведующего вошло в привычку при встрече с Треуховым задавать ему насмешливые вопросы: — Ну как, будем выписывать ешаков или трамвай построим?» Построили.
  • Энн Хогарт, «Мафин и его весёлые друзья» — главный герой.
  • Николай Носов, «Незнайка в Солнечном городе» — Незнайка поссорился с коротышкой Листиком и превратил его в осла, а позже, считая, что исправляет сделанное, превратил двух ослов — Брыкуна и Пегасика — и лошака Калигулу в коротышек.
  • Сергей Михалков:
«

Человек сидит в седле,
Ноги тащит по земле —
Это едет дядя Степа
По бульвару на осле.
— Вам,— кричат Степану люди,
— Нужно ехать на верблюде!

»
— Стихотворение «Дядя Стёпа»
    • У него же басня, где льву приклеили ярлык «Осел». Пришлось Лев не придумал ничего умнее, как соответствовать.
  • Дж. Оруэлл, «Скотный двор» — старый Бенджамин.
  • «Волкодав» — на мышастом ослике разъезжает матерь Кендарат.
  • «Приключения лисёнка Лиско» — ослик Мокси, приятель главного героя.
  • С. Маршак, «Мельник, мальчик и осёл» — тот самый осёл, который вёз двух… то есть одного из… то есть его… ну, в общем, с ним путешествовали главные герои и никак не могли определиться, в каком виде им следует передвигаться.
  • Наталья Павлищева, «Непобедимые скифы — подвиги наших предков» — во время персидского нашествия на скифов последние обнаружили, что их кони боятся рёва ослов (которых много было в персидском обозе, но совсем не было у скифов). При помощи бежавшей к ним персиянки Лейлы, похитили у персов осла, чтобы приучить к его крику своих коней.
  • Эдуард Тополь, «Йалка — музыкальный осёл» — этот ослик был такой упрямый, что протагонист мог заставить его идти вперёд, только когда пел песни. И так все два часа дороги.
  • Мирзакарим Норбеков, «Рыжий ослик, или Превращения» — Шухлик, его злые двойники и волшебная ослица Ок-Тава. Вообще Норбеков этих животных очень любит и часто вставляет в свои книги.
  • Чеслав Янчарский, «Сказки мишки Ушастика» — милый ослик Филипан.
  • Кондрат Крапива, басня «Сова, Осёл и Солнце».
  • «Хроники Нарнии» — ослик Лопух, конечно, не слишком умён, но не его вина, что в Нарнии произошёл Апокалипсис. Недаром Аслан взял его в свою страну.
    • И принц Рабадаш.
  • Ольга Перовская, «Ребята и зверята» — «Ишка и Милка».
  • Андрей Белянин, «Багдадский вор» — Рабинович.

Кино[править]

  • «Кавказская пленница» — осёл Шурика, который упорно шёл за Ниной.
  • «Акмаль, дракон и принцесса» — ослик-мотоцикл милиционера Нуриева (переделан в осла добрым волшебником, чтобы помочь милиционеру ехать по сказочной стране). Питается бензином из канистры.
  • «Тинтин и загадка „Золотого Руна“» — Тинтин, Хэддок, Снежок и Дюпон с Дюпонном, набившись в автомобиль, как сельди в бочку (там ещё шофёр), преследовали другую машину, в которой преступник. Но на дороге внезапно появился упрямый бурый ослик — и ни тпру ни ну. Пока один из горе-сыщиков тянул ослика под уздцы, а другой толкал в зад (безуспешно), водитель попросту объехал твердолобое животное. Которое, торжествуя победу, ещё немного покрасовалось на дороге — а потом, когда машина скрылась из виду, всё-таки сошло на обочину (потому что больше не перед кем красоваться?).
  • «Приключения маленького Мука» — ослик волшебника Сулеймана, который помог герою уйти.
  • «Мама» (1976) — редкий пример отрицательного осла.
  • «Даун Хаус» — упоминается ослик, которого подарили семье Иволгиных за победу Вари на математической олимпиаде в качестве приза. Кормили они его свежими овощами, а когда сдох — во дворе четыре часа детскими совками закапывали, и впоследствии на том месте яблонька выросла.

Мультфильмы[править]

  • «Бременские музыканты».
  • Иа-Иа из советской и диснеевской экранизаций «Винни-Пуха».
  • Серия мультфильмов про Маленького Ослика.
  • «Как ослик грустью заболел».
  • «Ослик Плюш».
  • Цикл «Шрек» — Осёл, лучший друг зелёного огра.
  • «Алёша Попович и Тугарин Змей» (и другие мультфильмы из цикла про богатырей) — ослик Моисей. Нарочито еврейское имя явно отсылает к Библии и к древним домашним ослам.
  • My Little Pony: ослы — одна из рас, населяющих Эквестрию. Косят под мексиканцев.
  • Мультфильм про муравьишку, который хотел помогать всем. Волшебник превратил его в ослика (дело в том, что муравей сначала пожелал себе большие уши, чтобы слышать крики о помощи… и не смог с ними нормально ходить).
  • «Три кабальеро» — вставная новелла о летающем ослике Бурито.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Mo Dao Zu Shi — Яблочко, ослик которого Вэй Усянь, кхм… «позаимствовал» в деревне Мо. Животное, надо сказать, весьма с самомнением, как метко заметил в комментариях к новелле один читатель: «Осел благородных голубых кровей».

Видеоигры[править]

В играх жанра action-RPG (но не только) часто встречаются так называемые «мулы» — персонажи, которых берут в партию не ради навыков, а ради места в инвентаре. То есть задача такого персонажа — таскать лут.

  • Pokemon — Mudbray.
  • Minecraft — ослы встречаются в игре как подвид лошадей. Скорость и высота прыжка у них ниже среднего, но это компенсируется возможностью навьючить на них сундуки. Мула тоже можно вывести, скрестив лошадь и осла.
  • Dungeon Siege же! Вернее, первые две части, из третьей осликов убрали.
  • В некоторых играх серии Metal slug можно покататься на ослике. С пулемётом на спине. А ещё этот ослик может везти пушку.
  • Warlock: Master of the Arcane — в этой мягкой пародии на эпическое фэнтези присутствуют нейтральные наёмники Упрямые Рыцари, восседающие верхом на ослах. Несмотря на комичный внешний вид, очень полезные юниты, сочетающие мобильность и приятные бонусы к обороне.
  • The Settlers (вторая часть) — с помощью флагов можно создавать дороги, по которым поселенцы будут носить ресурсы. А если флаг улучшить, у поселенца появится ослик, позволяющий возить куда больший объём ресурса за один раз.
  • DotA 2 — грузовой ослик-курьер, перевозящий предметы для персонажа с базы и обратно. По мере прокачки героя получает новые способности — например, на 5 уровне становится летающим осликом-курьером!

Музыка[править]

  • Король и Шут — «Ведьма и осёл». Лирическая героиня в качестве наказания (пускай и «не специально, но со зла») превратила своего возлюбленно именно в осла за измену. Потом, она всячески хотела вернуть ему прежний облик, но не фартануло, как бы она не старалась.
  • авторская песня:
    • Владимир Туриянский, «Ковбойская (Монтана)» — «На старой кобыле, с ослом в поводу / Я еду в Монтану, овечек веду».
    • Д. Сухарев, автор песни Сергея и Татьяны Никитиных:
«

Мы залезли в долги и купили арбу,
Запрягли ишака со звездою во лбу
И вручили свою отпускную судьбу
Ишаку — знатоку Туркестана.

»
— «Брич-Мулла»

Прочее[править]

  • Осёл — символ Демократической США. А символ её вечного оппонента, Республиканской партии — Слон.
  • Скульптура «Дети — жертвы пороков взрослых»: персонификация невежества.
  • Интернет-картинки с подписью Donkey Hot.
  • В одной из реприз Карандаш никак не мог уехать с арены, потому что осёл отказывался везти тележку. Вот клоуну и приходилось сажать осла в тележку и самому впрягаться.
  • В конце XI в. проповедник Пётр Пустынник был так популярен, что французские крестьяне вырывали волоски из хвоста осла, попутчика Петра, и хранили как реликвии.
  • Популярная детская забава «Приколи хвост ослу». Да-да, вы всё правильно поняли: именно к ней отсылает история про пропавший хвост ослика Иа.

Примечания[править]

  1. Мясо и молоко ишака — действительно харам, как и мясо и молоко собаки; в отличие от свиней, мусульманину нормально иметь в хозяйстве и ишаков, и собак, но в дом им, как нечистым животным заходить нельзя. Причём есть мясо диких ослов можно. Сама же пословица — про бая и простых работяг, трудом которых он пользуется, но за стол их не зовёт, относясь к ним не как к уважаемым людям, а как к неуважаемым ишакам.

  • Сказка осень в лесу 3 класс
  • Сказка оскара уайльда соловей и роза
  • Сказка оскара уайльда счастливый принц
  • Сказка оскара уайльда кентервильское привидение
  • Сказка оскара уайльда звездный мальчик