Сказка орел меценат салтыкова щедрина краткое содержание

Автор на чтение 19 мин. просмотров 9 опубликовано 19.04.2021 кухарка сварила кисель, и позвала всех к столу. господа с удовольствием

На чтение 19 мин. Просмотров 9 Опубликовано

Кухарка сварила кисель, и позвала всех к столу. Господа с удовольствием отведали кушанье, да и деток своих накормили. Всем понравился кисель, он был очень вкусным. Поварихе наказали каждый день готовить это блюдо, и на радостях господа выставили целый чан с киселем на улицу, чтобы проходящие мимо люди, тоже могли насладиться потрясающим кушаньем. Приходили люди, ели кисель, да нахваливали. Сам кисель был очень доволен, что всем по вкусу пришелся.

Прошло время, господам приелся кисель, он уже не казался таким вкусным, тем более не модно стало угощаться киселем, популярными стали другие желейные десерты. Господа велели кухарке скормить кисель свиньям, а сами отправились отдыхать на теплые воды.

Кухарка лицо подневольное, сказали – сделала. Вылила она весь кисель свиньям, а киселю и так хорошо, лишь бы ели. Свинья довольна, кушала она кисель, да и весь скушала, ничего не осталось. А тем временем господа приехали.

Это произведение учит быть бережливыми. Всегда нужно думать о завтрашнем дне.

Оцените произведение: Голосов: 35

Читать краткое содержание Кисель. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Салтыков-Щедрин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Кисель

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание пьесы Тит Андроник Шекспира

    Полководец из Рима Тит Андроник одержал победу и возвращается на родину, война проходила с готами. Теперь по правилам в Риме должны казнить принца готов, сына королевы Таморы. Так народ мстит за пролитую кровь их сограждан.

  • Краткое содержание сказки Аленький цветочек Аксакова

    В некотором царстве, повествуется в сказке, жил богатый купец с тремя дочерьми – красавицами. Однажды, собираясь в дорогу, купец обещал привезти им гостинцы, какие они пожелают. Младшая дочь озадачила отца просьбой привезти ей аленький цветочек.

  • Краткое содержание Маленькая хозяйка Большого дома Лондон

    Есть люди, жизнь которых насыщенна трагедией и трудностями с самого ее начала. Про таких говорят: «Лучше бы они не рождались совсем». Одна юная особа, которая славилась крепким характером и храбростью

  • Краткое содержание Тургенев Льгов

    В данном рассказе идет речь об охоте главного героя на уток во Льгове – большом селе, расположенном на заболоченной речке. Неподалеку от села эта речка превращается в разлив. Населенный множеством уток самых разных пород

  • Краткое содержание Васильев Не стреляйте в белых лебедей

    Главного героя романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» зовут Егор Полушкин, но в деревне, где он живет, его знают как «бедоносца». У Егора есть жена Харитина, которой очень не повезло с именем

Жанр: сатирическая сказкаГлавные герои сказки “Кисель” и их характеристика

  1. Кисель. Мягкий, слизкий, вкусный.
  2. Господа. Чванливые, неразумные, непредусмотрительные.
  3. Свинья. Обжора, легкомысленная, некультурная.

План пересказа сказки “Кисель”

  1. Вкусный кисель
  2. Похвалы
  3. Угощение прохожих
  4. Радость киселя
  5. Надоел
  6. Свиньи
  7. Жадность
  8. Разочарование

Кратчайшее содержание сказки “Кисель” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Сваренный кисель был очень вкусен и его ели с удовольствием.
  2. Киселем угощали прохожих, а киселю это было в радость.
  3. Кисель надоел господам, и его отдали свиньям.
  4. Киселю было все равно, кто его ест.
  5. Свиньи жадно ели кисель и весь съели.
  6. Господа пожалели, что не оставили киселя впрок.

Главная мысль сказки “Кисель” Что имеем не храним, потерявши плачем.Чему учит сказка “Кисель” Сказка учит всегда помнить о будущем, бережно относиться к своим запасам, ресурсам, достоянию. Учит бережливости и экономности. Учит не быть расточительными и легкомысленными.Отзыв на сказку “Кисель” Мне понравилась эта замечательная сказка. В ней говорится о необходимости бережливости и экономии, а это очень актуальная тема для нашего времени. Под киселем, описанным в сказке, можно понимать любое достояние, любую ценность, например природу. Если ее не беречь, то человечество может остаться перед пустой чашкой, как господа и свиньи в сказке.Пословицы к сказке “Кисель” Запас карман не тянет. Не все на сейчас, отложи про запас. Надо хлеба и на после обеда. Что припасешь, то и сосешь. Запасливый голодным не сидит.Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Кисель” Сварила кухарка кисель, и таким он получился вкусным, что господа ели кисель и нахваливали. И прохожим выставили на крыльцо, и каждый подходил, кушал кисель и рот утирал. А кисель не чувствовал неудобства оттого, что его ели, так он был мягок. Ему даже нравилось, что его все хвалят и он размечтался. Но прошло немного времени и кисель стал наскучивать господам. Они выросли, пошли в чины, и стали предпочитать более изысканную пищу. Им уже не нравилась мягкость киселя, и они решили отдать кисель свиньям. Как сказали, так и сделали. Отдали кисель свиньям, а сами на теплые воды укатили. А киселю все равно, кто его ест и в каком ранге. И свиньям радость, едят, меры не зная. А если кисель кончается, так волноваться начинают, беспокоиться. Так свиньи весь кисель и съели. А тут и господа приехали с вод. Тоже про кисель вспомнили. А киселя и нет, только засохшие кусочки остались. И стали свиньи и господа себя в грудь бить и волосы драть. Не оставили они киселя про запас, и теперь ждет их безкисельное будущее.Рисунки и иллюстрации к сказке “Кисель”1.jpg

  • Краткие содержания
  • Салтыков-Щедрин
  • Кисель

В одном доме сварили как-то замечательный кисель. Хозяева и дети их с удовольствием его ели да нахваливали сладость и мягкость кушанья. И так он им по вкусу пришелся, что велели кухарке каждый день его к столу подавать. Ели сами, гостей потчевали да на улицу чашку для прохожих выставили, чтобы и те попробовали и похвалили. Радовался кисель, что его все ели, значит, действительно он хорош был.

Со временем пресытились хозяева, и стало блюдо им надоедать. В моду вошли всякие желе, и кисель стал противен своей мягкостью. Тогда решили отдать кушанье свиньям, а самим поехать в теплые края вдоволь погулять.

Так и сделали. Киселю все равно кто его ест. Чавкала свинья внезапным угощением да радовалась, что с господского стола питается. И все ей было мало, все от кухарки требовала подлить. А когда не давали ей желаемое, так по углам остатки отыскивала и доедала. Но рано или поздно все заканчивается. Все до последней капли съела свинья. А тут и хозяева вернулись.

Прогуляли они все деньги и решили снова дома сидеть и кисель есть. Приехали домой, сели за стол с ложкой – а ничего и нет уже. Стали все причитать и жаловаться, что весь кисель съели, а про запас ничего не оставили. И чем теперь в будущем питаться – неизвестно.

Не следует быть расточительным, когда чего-то в избытке, иногда нужно и о будущем подумать.

Читайте также:  Е. Носов, “Живое пламя” – краткое содержание рассказа

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Популярные сегодня пересказы

Салтыков-Щедрин. Краткие содержания произведений

  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Гиена
  • Господа Головлевы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Дурак
  • История одного города
  • Карась идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Орел-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Соседи

Анализ ключевых проблем

Начнем с первой замеченной нами проблемы в произведении Салтыкова-Щедрина «Кисель» — пассивных крестьян. Именно они и образуют тот самый кисель. Им все равно, кто его «ест», что его спокойно отдают в другие руки. Он мягкий, инертный и доволен тем, что кому-то нужен. А так ли это? Им только насыщаются, берут все, что нужно, а после оставляют на произвол судьбы и «свиней».

obraz-svini-v-skazke.jpg

Вторая проблема, достойная анализа «Киселя» Салтыкова-Щедрина, – господа, прожигатели жизни. Они берут от вкусного лакомства все, насыщаются им, совершенно не думая о его рациональном использовании. Так и власти управляли народом и экономикой, угождая себе, не заботясь ни о людях, ни о будущем. Когда скучный народ им надоел, они готовы поехать развлекаться, с полной уверенностью, что бессознательная масса людей никуда не денется.

Но к большому удивлению и огорчению господ, ничем не брезгующая и довольная такой щедростью свинья съела все, оставив власть голодать и бедствовать.

Анализ сказки-притчи «Кисель»

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина — это самостоятельное и уникальное явление в русской литературе, особенная вариация сказочной формы, наполненная острым общественным смыслом и повествующая о самых злободневных вопросах русской действительности. Сказки адресованы «детям изрядного возраста», то есть взрослым людям, потому автор и высказывается в строгой, суровой, поучительной форме, высмеивая человеческие пороки и недостатки общественной системы.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина отличаются широким вниманием к жизни русского народа, беспокойством о неудовлетворительной общественной системе родной страны. Обращаясь к насущным проблемам жизни в России, М. Е. Салтыков-Щедрин выступает защитником народа и обличителем господствующего социального слоя. В сатирической притче «Кисель» размышления о народной жизни приобретают драматическую остроту. В гротескном и гиперболизированном виде в сказке высмеивается крестьянская пассивность и податливость по отношению к социально-экономическому использованию, с горечью говорится о результатах многовекового ограбления народа помещиками и буржуа. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

М. Е. Салтыков-Щедрин, мастер эзопова языка, использует прием иносказания: под видом неживого предмета изображаются представители социального слоя крестьянства. Кисель становится символом покорности и безответности русского народа, который «был до того размывчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели», даже и радовался собственной полезности: «стало быть, я хорош, коли господа меня любят!». Сначала господа и помещики доводят народ до разорения: «и сами наелись, и гостей употчевали», а затем и жадные буржуа в образе свиней, которые «сытости не знают». Послереформенное оскудение ограбленной деревни представлено в строках «от киселя остались только засохшие поскребушки». Когда помещики дают поесть киселя прохожим на улице, они растрачивают вложенные крестьянством усилия, раздают без цены используемый труд. Уезжая «на теплые воды гулять», господа тратят заработанные на подчинении простого народа средства.

В сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина можно заметить некоторые заимствования из народных сказок: оживление неживых предметов, свободная форма изложения. При чтении сказки вспоминается русская пословица «Мужик простой — кисель густой». В сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина соединяются фольклорный (своеобразный язык сказания, олицетворения), фантастический (оживление и наделение собственной волей киселя) и реальный (мир крестьян и помещиков) пласты.

Полезный материал по теме:

  1. Анализ сказки «Кисель»
  2. Анализ сатирической сказки
  3. Анализ сказки:«Орёл-меценат»
  4. «Самоотверженный заяц» (анализ сказки)
  5. «Бедный волк» (анализ сказки)

Вариант 2

Произведение «Кисель» – необычная вариация сказочного жанра, повествующая об актуальных темах русской действительности. Сказка «Кисель» написана легким, простонародным языком. На первый взгляд забавное произведение затрагивает масштабные проблемы того времени.

По сюжету, господа лакомились приготовленным простой крестьянкой киселем. Блюдо настолько им понравилось, что они потребовали кушать его ежедневно. Постепенно, труд кухарки обесценился настолько, что кисель начали предлагать прохожим. В итоге, господам кисель надоел, и они приказали накормить им свиней. Сами же уехали отдыхать, полагая, что к их приезду вкусное блюдо непременно будет их ждать. Однако по возвращению, вместо киселя они застают лишь «засохшие поскребушки». Ведь, как известно, свиньи отличаются прожорливостью.

В сказке, кисель является символом достатка. А достаток получен посредством постоянного труда простого люда. Господа, думая о том, что терпеливые крестьяне всегда предоставят кисель глубоко ошибались, потому что из-за господского мотовства кисель исчезает. Не случайно в тексте появляется свинья, олицетворяющая собой леность и чревоугодие, эти качества автор приписывает господами. Мягкий, легко поддающийся кисель – символизирует податливость и терпение простого народа.

Господа, наслаждающиеся вкусным блюдом, не задумываются об экономии. Потому-что они опираются только на личные нужды, не принимая во внимание тех людей, которые обеспечивают им сытость. Так Салтыков-Щедрин раскрывает параллель между образом господ и властью тех времен. Тогда, знать не думала о том, что огромная масса народа сможет отстоять свои права. Господа поздно поняли свою ошибку. Они получили тяжелый урок – не уважая труд крепостных крестьян, злоупотребляя властью, они легко потеряли весь накопленный годами достаток. Автор высмеивает расточительность господ. В конце сказки он показывает их вопиющими вместе со свиньями – они с горечью осознают, что не сумели сохранить власть над народом.

Автор выступает защитником народа, обнажая недостатки господствующей социальной прослойки. Салтыков-Щедрин успешно смог в столь маленьком по объему произведении четко обрисовать глобальную проблему того времени.

Читайте также:  Почему конь Карагёз стал лучшим другом горца Казбича в романе Лермонтова “Герой нашего времени”

Другие сочинения: ← Сказка о потерянном времени — анализ сказки Шварца↑ ДругиеАнализ произведения Гофмана Крошка Цахес →

Дидактичность русских сказок

К чтению сказок необходимо подходить не менее ответственно, чем к любому другому способу развития ребенка. Она не должна просто усыплять или развлекать малыша. Зайчики, кошечки, принцессы и богатыри – все они должны помогать узнавать мир, понимать, что хорошо, а что плохо.

Начиная от простых сюжетов, понятных самым маленьким, следует переходить к таким произведениям, где смысл не лежит на самой поверхности, а угадывается за поведением персонажей и развитием сюжета. Такой является и сказка «Кисель» Салтыкова-Щедрина.

В ней затрагиваются проблемы, масштабность которых становится заметнее по мере взросления читателя. Так, ребенок заметит здесь расточительное поведение господ, послушных слуг и свинью, которая не против поживиться вкусным угощением. А вот взрослые заметят сатирическую притчу, где автор посмеивается над пассивными крестьянами, не желающими менять жизнь к лучшему, и жадный класс. Именно они являются теми самыми «свиньями», которые пожирают все.

Кисель — Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

***

Сварила кухарка кисель и на стол поставила. Скушали кисель господа, сказали спасибо, а детушки пальчики облизали. На славу вышел кисель; всем по нраву пришелся, всем угодил. «Ах, какой сладкой кисель!», «ах какой мягкой кисель!», «вот так кисель!» — только и слов про него. — «Смотри, кухарка, чтобы каждый день на столе кисель был!» И сами наелись, и гостей употчевали, а под конец и прохожим на улицу чашку выставили. «Поешьте, честные господа, киселя! вон он у нас какой: сам в рот лезет! Ешьте больше, он это любит!» И всякий подходил, совал в кисель ложкой, ел и утирался.

Кисель был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал оттого, что его ели. Напротив того, слыша общие похвалы, он даже возмечтал. Стоит на столе да знай себе пузырится. «Стало быть, я хорош, коли господа меня любят! Не зевай, кухарка! подливай!»

Долго ли, коротко ли так шло, только стал постепенно кисель господам прискучивать. Господа против прежнего сделались образованнее; даже из подлого звания которые мало-мальски в чины произошли — и те начали желеи да бламанжеи предпочитать.

— Помилуйте! — говорит один, — что хорошего в этом киселе? разве это еда? попробуйте, какой он мягкой, да слизкой, да сладкой!

— Отдадимте, господа, кисель свиньям! — подхватил другой, — а сами уедем на теплые воды гулять! Нагуляемся вдосталь, а там, если уж это непременно нужно, и опять домой воротимся кисель есть.

Что же! свиньи так свиньи — право, киселю все равно, в каком ранге особа его ест. Лишь бы ели. Засунула свинья рыло в кисель по самые уши и на весь скотный двор чавкотню подняла. Чавкает да похрюкивает: «Покатаюся, поваляюся, господского киселя наевшись!» Сытости, подлая не знает; чуть замешкается кухарка, она уж хрюкает: «Подливай!» А ежели скажут: «Был кисель, да весь вышел», — она и по углам, и по закоулкам, и под навозом мордой вышарит и уж где-нибудь да отыщет.

Ела да ела свинья и наконец все до капли съела. А господа между тем гуляли-гуляли, да и догулялись. Догулялись и говорят друг другу: «Теперь нам гулять больше не на что; айда домой кисель есть!»

Приехали домой, взялись за ложки — смотрят, ан от киселя остались только засохшие поскребушки.

И теперь все — и господа, и свиньи — все в один голос вопиют:

— Ели мы кисель, а про запас не оставили! Чем-то на будущее время сыты будем! Где ты, кисель? ау!

Читайте также:  Сочинение на тему: «Кто виноват в гибели вишневого сада?» ( По одноименной пьесе А. П. Чехова)

1855

Права на этот электронный текст, его оформление принадлежат Алексею Комарову, 1996—2005 год. Разрешено свободное распространение текстов и использование для некоммерческих целей при условии сохранения целостности текста (включая данную информацию), оформления и ссылки на источник — Интернет-библиотеку Алексея Комарова. Email:

Сюжет произведения

В «Киселе» Салтыкова-Щедрина он развивается последовательно, приближая читателя к важному выводу. Господа отведали киселя, приготовленного крестьянкой. Всем он пришелся по душе. Он был и сладким, и мягким. Тогда господа потребовали, чтобы он был на столе каждый день, ведь им нравилось баловать себя столь вкусным угощением.

Вскоре хозяева угощали киселем даже прохожих, а те с удовольствием ели его. Сам же кисель только радовался, что был таким нужным, что все хвалили его.

Но вот наскучило господам угощение. Есть его стали меньше, а вскоре и вовсе стали пробовать другие десерты. Кисель было решено отдать свинье, которая ела его с большим удовольствием.

Господа решили развлекаться, путешествовать, а уже по возвращении снова поесть забытое лакомство. Только когда они вернулись, то есть было нечего, да и деньги все были истрачены.

Постаралась кухарка на славу, сварила вкусный кисель. Детки все пальцы облизали, господа похвалили за угощение. Сладкое получилось блюдо, мягкое гостей не стыдно угостить. Велели хозяева варить кисель ежедневно. Сами наедались, прохожих угощали и все нахваливали кухарку.

Возгордился, запузырился Кисель, думает, что важным стал, раз его все хвалят. Был он «разымчив», поэтому никаких неудобств от его поедания не чувствовал.

Через некоторое время надоело господам одно и то же есть, приелось. Стали они любить другие модные угощения: желе, бланманже. Образованнее стали, подчеркивает автор. Тем временем кухарка не может приказа господ ослушаться, все старается кисель варит. Девать стало его некуда, прохожие и гости тоже есть перестали. Тогда решили хозяева кормить им свиней. Так и велели кухарки сделать, а сами отправились отдыхать в теплые края, деньги прогуливать.

Как велели господа делать, так кухарка и делает: свиней угощает киселем своим. Понравилось свинье еда такая, ест кисель , да чавкает. Киселю же не имеет значение кто его ест, да похваливает, главное, чтобы он чувствовал, что в нем нуждаются. Быстро кушает свинья, не успевает кухарка кисель варить. Ест животное, да мечтает, как насытиться и в грязи валяться будет. Чуть кухарка замешкается, отдохнуть присядет, а животное уже бежит и добавки просит, меры в еде она не знает. Пока кухарка готовит свинья по двору бегает, ищет остатки любимого блюда: то в навозе, то в задворках, то по углам. Не может понять животное, что кисель закончится может.

Как бы много не было киселя, но свинья его съела весь. По возвращению узнали господа, что кисельное чудо закончилось. Деньги они все промотали, на запас киселя заготовить не додумались. Стали они вспоминать и горевать о вкусном киселе, да уже поздно стало.

Рассказ Кисель (читательский дневник)

avatar.png

11 месяцев назад

Салтыков-Щедрин “Кисель” главная мысль для читательского дневника

Салтыков-Щедрин “Кисель” план пересказа

3 ответа:

Сказка Салтыкова-Щедрина “Кисель”, краткое содержание:

Кухарка сварила кисель, который нравился всем. Но со временем господа стали капризничать, надел им кисель.

iSKw2LY9GxRH9VvoP7sLrQT5H8GMIXNI.png

Уехали они гулять. А кисель, чтоб не пропадал, скормили хрюшкам. Те были угощению рады. Промотали свое состояние господа, обнищали и вернулись домой. Вот тут им и захотелось киселя. но его не осталось. Теперь лишь охают да ахают они.

Главная мысль:

omcLPQb9cRPH9xEik9ambomSWZDuI.png

План для пересказа можно написать так:

  1. Отменный кисель приготовила кухарка.
  2. Все его нахваливают.
  3. Киселю очень приятно.
  4. Господам стало скучно, кисель надоел.
  5. Уехали они на”теплые воды”.
  6. Свиньи доели весь кисель.
  7. Господа вернулись домой и остались ни с чем.

Более подробно главная мысль и еще один вариант краткого содержания, главные герои – все это есть в моем ответе на БВ тут.

В рассказе речь идет о киселе, которому нравилось когда его едят. Как-то раз кухарка приготовила кисель и позвала всех к столу. Все господа отведали киселя и всем он понравился. Тогда господа даже просили вынести кисель на улицу, чтобы каждый мог его попробовать. Все прохожие пробовали и хвалили кисель. А сам кисель и рад, что всем нравится.

Но вскоре приелся господам кисель, да и другие блюда стали в моде. Тогда велели господа кухарке приготовить другое блюдо, а кисель вылить свиньям. Свинья с удовольствием съела, а кисель и рад, что хоть кому-то нравится. Кухарка так и сделала, приказа не ослушаешься. Сами же господа уехали на отдых.

Вскоре приехали господа, прогуляли все деньги и кушать нечего. Захотелось им хотя бы даже киселя, да и его нет, все свинья съела. Так и огорчились господа, что киселя им не досталось.

План пересказа:

  1. Кухарка сделала кисель.
  2. Кисель всем понравился и даже прохожим на улице.
  3. Кисель всем приелся.
  4. Кисель велят вылить свиньям.
  5. Господа уезжают на отдых.
  6. Свинья съела весь кисель.
  7. Господа прогуляли все деньги и вернулись.
  8. Киселя не оказалось и они расстроились.

Здесь можно прочитать главную мысль и о главных героях рассказа.

7ChSzEnEkpCf1bz9mDqnpuIkBsxRcNLt.jpg

Используемые источники:

  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/saltykov-shchedrin/kisel
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2019/11/blog-post29.html
  • https://zansin.ru/kratkij-pereskaz/kisel-kratkoe-soderzhanie.html
  • https://sprint-olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/185343-kisel-kratkoe-soderjanie-skazki-saltykova-shedrina-sujet-proizvedeniia.html
  • https://otvet.ws/questions/1278942-saltykov-schedrin-kisel-kratkoe-soderzhanie-o-chem-skazka-plan-pereskaza.html

На чтение 5 мин Просмотров 193
Обновлено

Любителям социально-политической сатиры советуем читать краткое содержание сказки «Орел-меценат» – известного произведения из «сказочного цикла» творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. Царская цензура наложила запрет на публикацию сказки. Впервые она была опубликована в России (1906 г.) лишь после смерти писателя.

Главные герои

Орел-меценат – символ жестокого помещика, пожелавшего прослыть «просветителем».

Снегирь – символ хитрого беспринципного журналиста.

Дятел – карикатура на ученых, занимающихся лженаучными исследованиями.

Соловей – символ настоящего артиста (правда, чересчур славолюбивого), чье творчество не может получить официального признания властей.

Скворец – пародия на русского поэта, переводчика и филолога XVIII века В. К. Тредьяковского.

Краткое содержание

Автор признается, что долгое время с восхищением относился к орлам. Ему нравились поэтические сравнения людей с этими величественными птицами. Особенно умиляло автора великодушие орлов, которые иногда милостиво отпускали пойманную мышь.

Однажды автор задумался: какое в общем-то право имеют орлы ловить, карать или миловать беззащитных мышей? Он понял, что на самом деле эти хищные птицы – обычные лесные разбойники, наводящие панический страх на все «пернатое царство».

Одному орлу надоела скучная уединенная жизнь со своей супругой – орлицей. Подумав, он решил стать дореформенным помещиком, в подчинении которого была бы многочисленная дворня.

Орел позвал ястреба, коршуна и сокола и приказал им устроить настоящее дворянское хозяйство. Приказание было очень быстро исполнено. В качестве крепостных мужиков помощники орла нагнали множество ворон. В хозяйстве появились: ключница (сорока), сторожа (сычи и филины), скоморохи (попугаи) и даже собственный оркестр из коростелей и гагар.

Вскоре обнаружился серьезный «пропуск»: у орла отсутствовали «науки и искусства», которые полагалось заводить любому уважающему себя помещику.

«Бескультурье» больше всего обижало трех птиц: снегиря, дятла и соловья. Снегирь рано выучился грамоте, служил писарем и пытался издавать собственную газету. За «вредные взгляды» газету постоянно закрывали. Снегирь решил обратиться за покровительством к орлу.

Дятел уже много лет занимался историческими исследованиями, но не мог найти для них издателя. Он хотел стать «дворовым историографом» у орла, который мог дать средства на публикацию книг.

Соловей считался лучшим певцом в лесном царстве. Однако народной славы ему было мало. Сладкоголосая птица надеялась добиться на службе у орла «официального» уважения и почета.

Снегирь, дятел и соловей вместе прилетели к орлу и стали говорить ему о необходимости учреждения «наук и искусств». «Помещик» долго не мог понять, чего от него хотят назойливые птицы, и в конце концов позвал для совета мудрую сову. Та подтвердила: «ученье – свет, а неученье – тьма». «Науки и искусства» не только полезны, но еще могут служить развлечением и придавать орлу славу «просвещенного» помещика.

Орел заявил: «Я не прочь от наук!». Уже на следующий день в его хозяйстве начался «золотой век». Все воронята получили по «азбуке-копейке»; была учреждена академия наук; созданы кадетские корпуса; для «мужичья» был введен специальный «просветительный» налог. Придворным поэтом под именем Василия Кирилыча Тредьяковского был назначен старый скворец. Всем «деятелям культуры» было приказано к завтрашнему дню готовиться к представлению своих достижений.

Первым выступил снегирь, прочитавший легкий фельетон, весь смысл которого сводился к прославлению «мецената». Орел долго слушал выступающего и подтверждал его слова: «Имянно!».

После снегиря перед хозяином предстал дятел. Он приступил к изложению исторического исследования о генеалогии орла. «Меценату» с самых первых слов стало скучно. Он прервал дятла и потребовал следующего «конкурсанта».

Соловей воспел «великодушие орлов» и ответную благодарность «холопов». Несмотря на «холопский сюжет», его песня была настоящим произведением искусства. Орел ничего не мог понять и потребовал выступления Третьяковского. «Придворный поэт» тоже спел про «помещиков» и «холопов», но его посредственная песня заслужила горячее одобрение орла («Имянно!»). Скворец был признан победителем, а соловья продали в трактир.

«Просвещение» в орлином хозяйстве успешно продолжалось: работали гимназии и кадетские корпуса, академия наук приступила к изданию словаря, дятел занимался своими исследованиями. Один снегирь «притаился», почувствовав, что скоро всему придет конец.

Невольно приблизили катастрофу главные «просветители» – сокол и сова, задумавшие сделать грамотным самого орла. Они каждый день приставали к «помещику» с уроками по изучению азбуки и правил арифметики. Однажды орел не выдержал и «разорвал надвое» сову, а затем разделался и с соколом.

Вскоре между новыми «просветителями» (ястребом и коршуном) начались интриги и междоусобные разборки. «Золотой век» подошел к концу. Спустя месяц «культурная жизнь» в орлином хозяйстве пришла в полный упадок и «запущение».

Ястреб с коршуном заключили мир и заявили орлу, что весь вред произошел исключительно из-за наук. По приказу орла «просвещение прекратило течение свое». Начались судебные следствия и расправы над всеми «деятелями культуры»; были закрыты академия наук, кадетские корпуса и гимназии.

В конце концов все вороны, образованные по «азбуке-копейке», сбежали из хозяйства. «Помещик» в бессилии заявил супруге: «Сие да послужит орлам уроком!».

  • Сказка окна лабытнанги пластиковые
  • Сказка оловянный солдатик слушать аудиосказку для детей
  • Сказка одоевского городок в табакерке читать
  • Сказка олень золотые рога в картинках
  • Сказка оле лукойе распечатать текст