Викторина по сказкам Пушкина
(учитель: Ивандеева Елена Викторовна)
Цель:
— познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта;
— пробудить интерес к творчеству поэта;
— воспитывать умение видеть красоту родной природы слушая и читая стихи поэта;
Предварительная работа:
конкурс рисунков по сказкам А.С.Пушкина, чтение сказок поэта.
Используемая литература:
сказки А.С.Пушкина, книга с загадками.Ход конкурсной программы:
— Добрый день, уважаемые дети и наши гости. Я приглашаю вас в удивительный мир сказок А. С. Пушкина. Александр Сергеевич родился 6 июня 1799 года, в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать, Надежда Осиповна, -внучка «арапа Петра великого», Абрама Ганнибала. Детство будущего поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина любил читать, сам немного сочинял стихи. Писатели, поэты любили бывать в доме Пушкиных. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал сочинять стихи, когда ему было три года.
Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Няня знала много песен, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил слушать. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил её ещё и ещё повторить их. Сегодня мы проведем викторину по этим сказкам. Но для начала, вам необходимо разделиться на 2 команды. Каждая из команд должна придумать себе название и выбрать капитана (капитаны говорят названия своих команд). Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для одной из команд. Если команда ошибается, то на него могут ответить другая команды. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. В конце викторины мы посчитаем жетоны, и выясним, какая команда лучше всех знает сказки Пушкина и достойна приза.
Задание 1: Шифровка (каждая команда получает по две шифровки, в них названия животных из сказок Пушкина).
GJRРWFЫNZJБDSКLQАU – ( рыбка).
JRПWQRЕLJGТSZУFШGYОКUW – (петушок).
WQЛGFSJЕLJNБSЕRZДЬJ – (лебедь).
JHGFБHGЕSZLЛVYWКQАR – (белка).
Задание 2: «Назови сказку правильно»
Ведущий: Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина.
— «Сказка о рыбаке и ….» (рыбке)
— «Сказка о царе Салтане и …» (сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче)
— «Сказка о Золотом …» (петушке)
— «Сказка о попе и …» (о работнике его Балде)
— «Сказка о спящей царевне и…» (семи богатырях)
Задание 3: «Найдите ошибку в данном отрывке»
(Отрывок из сказки напечатан на листе и зачитывается ведущим, потом передаётся в команды. Каждой команде – один отрывок. На обсуждение даётся 1-2 минуты. За правильный ответ жюри присуждает 3 жетона, за ответ с подсказкой – 2 жетона. Первым правом подсказки обладают команды-соперницы.)
А) Свет мой, солнышко, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее. (правильно: зеркальце)
Б) Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно двадцать лет и три года. (правильно: тридцать)
В) За морем принцесса есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц на косе блестит,
А во лбу звезда горит. (правильно: царевна)
Задание 4: «Вспомни название сказки» (по опорным словам участники викторины называют название сказки)
1) Окошко, царь, сестры, бочка, остров. («Сказка о царе Салтане»).
2) Простофиля, дурачина, изба, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3) Базар, жадность, оброк, веревка. («Сказка о попе и работнике его Балде»)
4) Мудрец, шамаханская царица, шатер, звездочет. («Сказка о золотом петушке»)
5) Солнышко, месяц, зеркальце, ветер. («Сказка о мертвой царевне»)
Задание 5: «Из какой сказки отрывок»
Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок, а вы отгадывайте, из какой сказки этот отрывок.
1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане…»)
2. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)
3. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». ( «Сказка о золотом петушке».)
4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто». ( « Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. «Жил-был поп, толоконный лоб». («Сказка о попе и его работнике Балде»)
6. «В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон» («Сказка о золотом петушке».)
7. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. («Сказка о царе Салтане».)
8. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
Задание 6: «Знатоки сказок».
(1. Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку,
Царствуй, лежа на боку.
2. Из какой сказки эти строки?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(“Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь”.)
3. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру.)
4. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)
5. Из какой сказки эти строки?
… Дева вдруг
ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”
(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)
6. Из какой сказки эти строки?
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.
(“Сказка о попе и работнике его Балде”.)
7. Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?
(“.. Волю первую твою
Я исполню, как мою”.)
8. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколка)
9. Сколько лет прожил старик со старухой “у самого синего моря”? (Тридцать лет и три года.)
10. Кого назвал Балда меньшим братом? (Зайца.)
Задание 7: «Самый внимательный»
1.Сколько раз менялось море в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (4 раза)
2.Как море менялось? («Море слегка разыгралось», «Помутилося синее море», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море»)
3.Продолжи строфы:
«Приплыла к нему рыбка, спросила …» («-Чего тебе надобно, старче?»)
«Белка песенки поёт, да …» (« … орешки всё грызёт.)
«Я ль, скажи мне, всех …» ( « … милее, всех румяней и белее?»)
«Сказка – ложь, да в ней …» (« … намёк! Добрым молодцам урок.»)
4.Чем старик ловил рыбу в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
5.В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане…»? (В муху, комара, шмеля)
6.Что пела белочка, грызя орешки в «Сказке о царе Салтане…»? («Во саду ли, в огороде»)
7.Где жил старик со всоею старухой? («У самого синего моря»)
8.Почему пушки с пристани палят в «Сказке о царе Салтане…»? («Кораблю пристать велят»)
9.Что приговаривал Балда с укоризной в «Сказке о попе и о работнике его Балде»?
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)
10. Какой был у попа лоб? (Толоконный)
11.Отчего умерла царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»?
(Съела отравленное яблоко)
12.На ком хотел жениться царь Дадон из «Сказки о золотом петушке»? (На Шамаханской царице)
Задание 8: «Собери картинку»
Ведущий: У вас на столах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображенный на них герой. Та команда, которая быстрее справиться с заданием получит 3 жетона. Вторая команда – 2 жетона.
Задание 9: «Сказочные прилагательные»
Назовите существительные из сказок А. С. Пушкина, которые согласуются со следующими прилагательными:
хрустальный (гроб, дом белки), разбитое (корыто), золотой (петушок), синее (море), распроклятая (мошка), бедненький (бес), золотые (скорлупки), красная (девица), чудный (остров), славный (царь), столбовая (дворянка), парчовая (кичка), печальная (тьма, мгла).
Подведение итогов викторины.
Подсчитываются очки. Команда, получившая наибольшее количество баллов, награждается книгами с произведениями А. С. Пушкин
Скачать обзор:
«Сказка о попе и работнике его Балде» — одно из самых известных детских произведений. На первый взгляд, оно простое, поучительное и смешное, но не так всё просто. Автор прибегает к иронии, создает яркие образы, смысл же сказки не так однозначен, как принято было воспринмать её до революции или после революции. При жизни Пушкина она не издавалась, после смерти поэта печаталась с изменениями по цензурным соображениям, а при советской власти авторский текст сказки пошёл на ура.
Ниже представлен краткий разбор произведения, анализ его сюжета, содержания, который можно использовать для читательского дневника.
Очень краткий пересказ
Поп хочет нанять себе работника за скромную плату. На рынке он встречается с Балдой. Тот идет на службу к попу, а в качестве платы требует раз в год давать «три щелка по лбу». Работает Балда исправно, поп и его семья не могут нарадоваться.
Приближается время расплаты, поп начинает переживать и ищет способ, как не рассчитаться с Балдой. Он решает дать работнику невыполнимое задание — собрать оброк с чертей, которые обязались платить его попу до самой его смерти, но «есть на них недоимки за три года». Черти не собираются просто так отдавать дань и придумывают Балде хитрые испытания. Если он выиграет – получит оброк, если проиграет – уйдет ни с чем.
Прибегая к хитрости, Балда побеждает во всех испытаниях и собирает полный оброк. Приносит его попу и дает ему три сильнейших щелчка в лоб, от которых поп сходит с ума. Так Балда проучил своего нанимателя.
Оброк – во времена Российской империи так именовалась одна из повинностей крестьян. Оброк мог выплачиваться деньгами или натурой, то есть продукцией.
Место и время действия событий в сказке
В тексте сказки нет прямых указаний ни на эпоху, когда разворачивается действие, ни на населенный пункт или географическую область. Сказка стилизована под стародавние времена, тем не менее, временем действия принято считать современную Пушкину эпоху.
Сюжет сказки актуален для любого времени: и для древней Руси, и для пушкинского периода, и для современности, поэтому время и место действия не имеют особого значения. Основные события разворачиваются на базаре, в доме попа и на берегу моря.
Персонажи сказки и их характеристика
Два главных героя отражены в названии произведения — это поп и Балда. В сказке есть ещё несколько второстепенных персонажей.
Поп
Поп — человек неразумный, скуповат (в одном лице хочет получить повара, конюха и плотника). Думает перехитрить Балду, получить себе хорошего работника даром, а в результате сам оказывается в дураках.
Герой Пушкина — служитель церкви, священник, который поддался меркантильному желанию жить безбедно, и вступил в сделку с чертями.
Поп — просторечное название священника. Главный герой сказки Пушкина — представитель духовенства, одного из привилегированных сословий.
Балда
Балда — работящий мужик, смекалистый, умный и хитрый, но, в отличие от попа, свою хитрость он направляет «во благо».
В этом образе видится олицетворение русского народа и сила народного характера.
Балда — имя собственное тюрского происхождения. В просторечии словом «балда» часто называют недалекого, несуразного человека, простофилю, иногда используется как синоним слова «дурак».
Герой Пушкина совсем не дурак и не простофиля, а как раз наоборот. В старину словом «балда» также называли орудие труда — большой молоток или кувалду. Это значение также важно для понимания сказки и образа героя, подчеркивает одну из граней пушкинского персонажа — его трудолюбие.
Через образ Балды и его имя показано, что обычный мужик из народа не так прост, как может показаться на первый взгляд. Он умен, хитер, и может приспособиться к разным жизненным обстоятельствам.
Попадья
Попадья – жена попа, хозяйка, в тексте характеризуется как сообразительная и хитрая женщина. «Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив». Женщина довольна работой Балды, поначалу хорошо к нему относится.
«Попадья Балдой не нахвалится». Но, желая спасти мужа от расплаты, она предлагает план, как извести Балду:
Закажи Балде службу, чтоб ему стало невмочь.
Также в тексте упоминаются другие члены семьи попа — поповна и попенок — дочь и младший сын. Попенок привязался к Балде, называет его «тятей».
Тятя – один из старорусских синонимов слова отец.
Старый бес и бесёнок
Бес и бесенок живут в море, не хотят отдавать Балде оброк для попа.
Старый бес — опытный, мудрый, но в силу возраста физически слабый, чтобы соревноваться с Балдой: «Где тебе тягаться со мною, с самим Балдою».
Бесенок — внук старого беса, юркий, энергичный, чересчур самоуверенный и недалекий. Дед призывает его на помощь.
Подробный пересказ сюжета сказки с цитатами
Жил был поп
Толоконный лоб .
Пошел поп до базару
Поискать кой-какого товару.
Словосочетание «Толоконный лоб», использованное Пушкиным для характеристики попа, стало фразеологизмом. Понимается и используется в нескольких значениях. «Толок» в старорусском языке — часть головы выше лба. В этом случае «толоконный лоб» означает всего-навсего то, что поп был лысоват. Определение «поп-толоконный лоб» также может указывать на традицию «бить челом», то есть прикладываться лбом к полу. Фразеологизм «толоконный лоб» означает глупого человека.
На рынке он встречает Балду. Простолюдин слоняется без дела. «Идет, сам не зная куда». Поп говорит ему, что хочет найти «работника не слишком дорогого». Балда соглашается работать на него и «служить исправно».
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.
Полба — крупа из крупных зерен пшеницы, вареная полба — каша, блюдо старорусской кухни. В полбе намного больше протеина, чем в бычной пшенице. Это свойство каши придавало сил работнику Балде.
Балда поселяется у попа на подворье, спит на соломе, много и качественно работает, пашет землю, топит печь, готовит еду, нянчится с ребенком. Семья попа не может нарадоваться на такого работника.
Только поп его невзлюбил, и причиной тому — приближающийся срок расплаты. Поп боится, переживает за свой лоб.
Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
Лоб у него заранее трещит.
Жена советует ему дать Балде такое задание, которое бы он не смог выполнить:
Тем ты и лоб от расправы избавишь,
И Балду без расплаты оставишь.
Поп зовет Балду и говорит, что черти обязались платить ему оброк и задолжали уже за три года. Он приказывает Балде пойти и забрать причитающееся.
Балда не спорит с хозяином, отправляется к морскому берегу, начинает «крутить веревкой», нарушая покой чертей. Появляется Старый бес и спрашивает Балду, чего ему надобно. Балда говорит, что сжил бы со свету всех бесов, но в данном случае он пришел за оброком.
Бес обещает ему выплатить всю дань, если он выиграет в состязании — кто первый обежит вокруг берега моря, а в качестве соперника предлагает Балде бесенка. Герой смекнул, что его хотят обмануть. Он отправился в лес, изловил двух зайцев и выставил одного из них вместо себя на состязание против бесенка.
Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Бесенок побежал вокруг моря, а заяц в лес. Тем временем Балда достал из мешка второго зайца, и когда бесенок вернулся, зайка был у него на руках. Так он хитростью беса одолел. Бесенок идет к деду «рассказать про Балдову победу».
Бесы придумывают Балде новое состязание — бросить палку. У кого она дальше полетит, тот и победит. Балда собирается забросить палку в приближающуюся тучу. И в этом состязании он оказывается хитрее.
Чего ты ждешь?” — “Да жду вон этой тучки;
Зашвырну туда твою палку,
Да и начну с вами, чертями, свалку”.
Третье состязание предлагает сам Балда. Дает бесенку задание поднять лошадь и пронести её полверсты.
Как ни старался бес, это ему не удалось.
Балда говорит ему:
Глупый ты бес,
Куда ж ты за нами полез?
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног.
Балда сел на лошадь верхом да и поехал, проскакал целую версту.
В очередной раз оказался он хитрее чертей, и те выплатили ему оброк.
Вернулся Балда к попу и платы требовать стал. Попу ничего не оставалось, как подставить лоб.
От первого щелка подпрыгнул он до потолка, после второго — «лишился поп языка» (потерял дар речи), а «с третьего щелка вышибло ум у старика» (вовсе сошел с ума).
А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
История создания
Известно, что существенное влияние на Пушкина и его творчество оказала его няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, принадлежащая роду Ганнибалов. Ей Пушкин посвятил одно из своих известных стихотворений «Подруга дней моих суровых». Из уст няни он услышал многие фольклорные сюжеты. Один из них был положен в основу «Сказки о попе и работнике его Балде». Это произведение – авторская интерпретация Пушкина русской народной сказки «Поп и Балда». Она была записана им от Арины Родионовны во время пребывания в Михайловском. Краткое изложение сюжета в записях Пушкина датировано 1824 годом.
Авторское произведение на его основе создавалось в 1830–1831 годах, когда поэт находился в Болдино. Этот период в биографии Пушкина именуется «Болдинской осенью».
Сказке не было суждено выйти в печати при жизни автора. Она была опубликована в 1840 году В. А. Жуковским. В его редакции «поп» заменен «Кузьмой Остолопом». Оригинальный текст автора был издан в собрании сочинений Пушкина в 1880 году. Изначально сказка была длиннее. В фольклорном произведении, например, был эпизод о том, как Балда излечил царевну. В итоговую версию сказки Пушкина он не вошел, хотя присутствовал в первоначальных вариантах.
Поскольку в сказке Пушкина поп выставлен в неприглядном свете, его произведение в разные годы подвергалось критике со стороны церкви.
Анализ произведения
Художественные особенности
Сказка Пушкина имеет фольклорную основу, но характеризуется как литературная сказка. Связь с фольклором определяет её художественные особенности, сказка стилизована под народную традицию.
Начинается произведение с привычного для русских сказок зачина «Жил- был».
В сказке использованы просторечные старорусские слова «тятя», «полба» и т.д.
Сюжет о простом русском мужике, слуге, который выполняет прихоти хозяина, противопоставляется ему и оказывается умнее и хитрее, типичен для русских сказок.
Сказка преисполнена юмора. Пушкин прибегает к иронии и даже к сатире, то есть высмеиванию и обличению пороков. Образ попа нарочито комичный и контрастирует с образом Балды.
Какие темы поднимает?
Через простой сюжет Пушкин раскрывает свойства человеческого характера, пороки и их последствия.
Жадность — страсть, присущая многим людям. Она проявляется как скупость и желание наживы. И то, и другое демонстрирует пушкинский герой Поп. Страсть к наживе проявляется у него уже в том, что он соглашается на условия расплаты с Балдой, хотя до смерти боится его щелчков, предчувствуя неладное. Сельские попы жили скудно, и герой Пушкина не устоял перед соблазном : заключил уговор с чертями, которые должны платить ему оброк до его смерти. Автор подчёркивает, что этот порок связан с нечистой силой — миром тёмным.
Хитрость сама по себе — полезное качество, но только в том случае, когда она направлена во благо, а не для достижения корыстных целей. Поп и бесы пытаются прибегнуть к хитрости, чтобы не платить, и у них ничего не получается. Балда тоже хитер, но в его случае хитрость становится инструментом для достижения справедливости.
Честность и трудолюбие воплощены в образе Балды, который добросовестно выполняет работу, согласившись на «смехотворную плату» и тяжелые условия. Он не ищет уловок, чтобы отлынивать, он не обманывает попа, а лишь требует честно выполнить условия договора.
У Балды хитрость соседствует с честностью, а у попа и бесов — с глупостью.
Глупость — не порок, но может причинить немало бед, особенно когда глупый человек думает, что он умнее другого и пытается схитрить. Так это и произошло с попом. Обычный работяга, которого, на первый взгляд, легко принять за простофилю, оказался умнее и смекалистей попа.
Воздаяние за содеянное. Щелчки Балды, здорового молодца, которые выбивают ум у попа, — не слишком ли суровое наказание за желание сэкономить на дармовом работнике? Но дело-то здесь, оказывается, гораздо серьёзнее, как показывает литературовед Е. М. Неёлов в статье «Сказка А. Пушкина о попе и его работнике Балде». Поп совершил страшный грех, продав душу чертям за оброки», стал у них хозяином до конца своих дней, чем нарушил долг священника. Балда послан высшими силами, чтобы наказать отступника. Недаром после третьего щелчка поп назван просто стариком: он предал своё священство.
Чему учит?
Мораль «Сказки о попе и работнике его Балде» выражена в последней фразе: «Не гонялся бы ты поп за дешевизной». Выражение ушло в народ и стало крылатым. Есть близкая по смыслу поговорка – скупой платит дважды. Желание сэкономить в ущерб другому ни к чему хорошему не приводит. Любой труд должен быть оплачен, и за хорошую работу нужно хорошо платить.
На более глубоком уровне Пушкин говорит о расплате за нравственное падение, о большой ответственности духовного лица перед людьми и своей совестью, который, вместо того, чтобы заботиться о своей пастве, был одержим меркантильными интересами.
Аудиокнига
Экранизации
По мотивам сказки советские мультипликаторы в разные годы создали 4 мультфильма.
Первый — 1936 года — пострадал в пожаре во время Великой Отечественной войны, в 1940-м был создан черно-белый мультик режиссера Пантелеймона Сазонова, в 1956 году вышел кукольный мультфильм.
Поздний и самый известный музыкальный мультфильм вышел в 1973 году. Режиссер – Инесса Ковалевская. Сюжет немного отличается от оригинальной сказки: например, Балда выманивает чертей из моря, играя на балалайке, а не при помощи веревки, как в тексте Пушкина.
Визуальное воплощение «Сказка о попе и его работнике Балде» получила и в формате диафильма. По мотивам произведения ставились любительские и профессиональные театральные постановки, радио-спектакли.
Скачать обзор:
Мастер-класс
по произведению А. С. Пушкина «Сказка о попе и
работнике
его Балде».
Цель
урока: знакомство со сказкой Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о попе
и работнике его Балде».
Задачи
урока:
Образовательная:
продолжить обучение выразительному чтению, развивать умение работать с
литературоведческими терминами (сказка, герой).
Коррекционная:
работать над выработкой навыков осмысленного чтения, умением ставить вопросы к
прочитанным смысловым отрывкам сказки.
Воспитательная:
воспитывать чувство ответственности за данное слово.
I.
Организация начала урока.
—
Здравствуйте, ребята. Поверьте, вашу готовность к уроку. На столе должны лежать
книга, тетрадь, дневник, ручка, карандаш.
II.
Формулировка цели, определение задач урока.
—
Сегодня утром почтальон принес нам посылку, что в ней, я не знаю. Давайте
вместе откроем ее и выясним, это поможет нам узнать тему сегодняшнего урока
(открывает). Ребята, вы только посмотрите, какая красивая книга. В ней собрано
много сказок одного очень известного автора. Интересно, кто же их написал?
Всех
героев этих сказок мы узнаем без подсказок:
Царь
Салтан и Черномор, Поп, Балда и царь Гвидон,
И
Людмила и Руслан, кот, что ходит по цепям
Слышали
их с детства наши ушки
Ведь
их автор …………. (Александр Пушкин).
—
Совершенно верно. Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством великого
русского писателя (Портрет Пушкина на экране), а именно поговорим о «Сказке о
попе и работнике его Балде».
–
Как вы думаете, чему мы сегодня можем научиться на уроке?
Дети:
Ø отвечать
на вопросы,
Ø задавать
вопросы,
Ø выразительно
читать,
Ø пересказывать,
Ø находить
в тексте нужные отрывки,
Ø думать,
Ø узнаем
значения новых слов.
III.
Актуализация знаний.
С
самого детства А. С. Пушкин воспитывался няней Ариной Родионовной, которая
рассказывала маленькому сказки, знала много поверий, пословиц, поговорок. Именно
от нее будущий великий писатель и почерпнул интерес к народному творчеству, что
позже отразилось в его произведениях.
От ужаса не
шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…
Я трепетал – и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Толпа толпой с лазурной высоты
На ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетались,
Обманами мой сон обворожали.
В
сказках автор изображал как волшебных, вымышленных героев, так и обычных людей.
—
Перед вами определение понятия «сказка». Прочтите его внимательно и ответьте на
вопрос: как вы думаете, в чем ее главное отличие от других произведений?
IV.
Работа с новым материалом.
(Знакомство
со «Сказкой о попе и работнике его Балде». Учащиеся слушают чтение отрывка
сказки учителем, по ходу чтения отмечая карандашом непонятные слова,
расставляя пометки «+», «-», «?» (приём «Плюс, минус, интересно».
—
Каковы ваши впечатления от услышанного?
—
Что вам больше всего запомнилось из этой сказки?
—
Какие слова и выражения были непонятны?
V.
Словарная работа.
Поп
— название православного священника.
Балда
– недогадливый, простодушный человек. А у Пушкина это имя собственное.
Полба
– зерновой злак, один из видов пшеницы.
Взыскаться –
искать.
Исправно
— старательно, усердно, добросовестно.
VI.
Работа с текстом сказки (описание характеров героев).
—
Кто является главными героями сказки?
—
Что мы можем сказать о характерах героев? Можем ли мы подтвердить свое суждение
текстом?
—
Перед вами карточки с цитатными характеристиками героев. Ваша задача соотнести
характеристику с героем. Какие качества характера героев мы можем назвать,
опираясь на цитаты?
Устная
характеристика героев, подведение итога.
«Сказка
о попе и работнике его Балде»
Жил-был
поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь рознь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье».
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет.
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей:
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит.
О расплате думает частенько:
Время идет, и срок уж близенько.
Этап урока
Ход урока
1.Организационное
начало урока.
1.1
Приветствие
1.2
Проверка рабочего места
1.3
Мотивация к учебной деятельности
У: Добрый
день, ребята! Меня зовут Анастасия Станиславовна, и сегодня урок
литературного чтения проведу у вас я. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
На столе должны лежать учебники чтения, пенал, дневник.
У: Я рада
видеть ваши лица, ваши улыбки. Я думаю, что этот день принесет вам радость
общения друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «
Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик,
все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к
работе. Я работаю»
2.
Актуализация знаний.
У:
Ребята,
послушайте внимательно стихотворение и попробуйте назвать автора.
Прослушивания
стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер»
У:
Поднимите
руку те, кто догадался чьё это стихотворение?
Д:
А.С.
Пушкин
У:
Верно.
Это Александр Сергеевич Пушкин. Что вы знаете об этом авторе? Какие
стихотворение у него читали или учили?
Д: У него
была няня Арина Родионовна.
Он
написал сказку «О рыбаке и золотой рыбке»
Его
воспитывала бабушка и няня
«У
лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из «Руслан и Людмила»)
«Я
памятник себе воздвиг нерукотворный..»
У:
Ребята,
как вы думаете, в чём особенность стихотворений Пушкина? Что он хотел нам
показать или передать? Прослушав стихотворение «Зимний вечер», что вы
почувствовали или представили?
Д:
Он
нам показывает красоту природу, что она человеку очень близка.
У:
Да,
Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы,
человеческих отношений.
Что
он и показывал в своих стихотворениях «В тот год осенняя погода», «Волшебница-зима»,
«Уж небо осенью дышало…».
3. Знакомство
с биографией А.С. Пушкина
У:
А
теперь послушаем вашего одноклассника, он подготовил сообщение про А.С.
Пушкина.
А.С.
Пушкин родился 6 июня 1799 года. Маленький Саша рано научился читать. Он с
детства в совершенстве знал французский язык, читал по-французски, но особая
любовь у него была к русской речи.
Бабушка
поэта, Мария Алексеевна Ганнибал и его няня, Арина Родионовна были самыми
близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая
познакомила Пушкина с русским народным творчеством. Она рассказывала
маленькому Саше сказки, пела колыбельные песни. Они запомнились ему на всю
жизнь.
Прошли
годы, Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихотворений о
свободе, любви, дружбе, о природе. С августа 1824 по сентябрь 1826 года
Пушкин жил в ссылке в псковском имении своих родителей селе Михайловском, где
жила его няня. Так же есть несколько интересных фактов о александре
Сергеевиче Пушкине:
1.
Александр
Пушкин помнил себя с возраста четырёх лет.
2.
Интересно
произошла первая встреча поэта и императора Александра I. Будучи ребёнком,
Пушкин решил прогуляться и чуть было не попал под колёса императора.
3.
В
школьных классах поэт не блистал хорошими знаниями и оценками, находился
среди отстающих учеников. Однако это не помешало ему стать полиглотом.
Писатель знал несколько языков: французский, немецкий, испанский, греческий,
латинский.
4.
Поэт
рано начал писать стихи. В 8 лет он мог писать сложные большие эпиграммы на
иностранном языке.
5.
Брат
Александра Сергеевича отмечал некую особенность в его поведении: если
собеседник поэту интересен, то он сам обретал азарт и интерес. Если же беседа
была скучна, сам писатель становился невыносимо скучным.
6.
В
жизни поэта было 90 дуэлей, причём большинство из них он затевал сам.
Зачастую причинами конфликтов были несущественные мелочи.
7.
Пушкин
слыл азартным человеком, его всегда окружали карточные долги. Если возникала
длительная задолженность перед кредиторами, поэт присылал им карикатуры и
злобные стишки. Такое поведение нередко становилось причиной публичных
скандалов.
8.
Поэт
не отличался внешней красотой, однако, он выглядел привлекательно благодаря
своему красноречию и обаянию.
9.
Александр
Пушкин с детства находился под влиянием няни Арины Родионовны и её сказок.
Именно она привила ему любовь к сказкам.
У:
К сказке Пушкина тянуло всю жизнь. И первая его поэма, которую закончил он
двадцатилетним юношей, «Руслан и Людмила», была сказкой.
У:
Спасибо ребята. Итак, когда родился А.С. Пушкин?
Д:
В 1799 году
У:
Кто воспитывал поэта?
Д:
Бабушка и няня
У:
Назовите их имена, если вы запомнили
Д:
Бабушка – Мария, няня – Арина
У:
Что запомнилась на всю жизнь поэту?
Д:
Сказки и колыбельные, которые рассказывала ему няня
У:
О чём писал в своих стихах Александр Пушкин?
Д:
Он
написал много стихотворений о свободе, любви, дружбе, о природе.
3
Выставка книг
4
Кроссворд «Герои сказок Пушкина»
3
Выставка книг
«Сказка
о попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и
рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом
петушке».
У:
Раз
речь пошла о сказках, как вы услышали, Пушкин очень любил сказки, поэтому
много сказок он написал сам, опираясь на рассказы своей няни. Начнём мы с
вами со «Сказки о золотом петушке». Кто может нам её представить? О чём там
рассказывается?
Д:
В ней рассказывается о том, как золотой петушок наказал царя за обман
У:
Верно, а чем вас удивила сказка, или чем она вам запомнилась?
Д:
Тем, что Шамаханская царица после смерти царя неожиданно исчезла
У:
Следующая сказка, я уверена, всем знакома «Сказка о рыбаке и рыбке». Кто
помнит, о чём в ней говориться?
Д: В ней
рассказывается о том, как старик поймал рыбку, и она исполнила 3 желания.
У: А что
автор хотел рассказать в этой сказке, что хотел донести до нас?
Д: В ней
рассказывается о том, как жадность доводит до беды и несчастья.
У: Верно. Сейчас
у меня в руках «Сказка о царе Салтане». В этом произведении говорится о том,
как бочку с царевной и царевичем Гвидоном выбросили в море, но им повезло и
они выжили. А почему с ними так жестоко поступили, и что произошло дальше, вы
узнаете, прочитав сказку.
Не
менее интересная «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», где мачеха
пытается избавиться от красивой падчерицы. Удалось ей это или нет, вы
узнаете, прочитав эту сказку.
А
«Сказка о попе и его работнике Балде» является поучительной, в ней
рассказывается о том, как поп не захотел платить работнику Балде за работу. А
что с ними произошло и почему поп не хотел платить, узнаете, прочитав сказку
Александра Сергеевича Пушкина.
4
Кроссворд «Герои сказок Пушкина»
У:
Сегодня,
ребята, мы еще раз обратимся с вами к творчеству Александра Сергеевича и
познакомимся с новой сказкой. А какой, вы узнаете, отгадав кроссворд.
По
горизонтали:
1. Верный страж границ царства Дадона, подаренный
мудрецом.
2.
Кто помог Дадону избавиться от неожиданных набегов врагов.
3.
Наниматель Балды, не очень любящий платить по счетам.
4.
Ядро золотого ореха.
5.
Та самая, что «орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки
золотые, ядра — чистый изумруд».
6.
Кем оборотился князь Гвидон в первый раз, когда полетел к отцу?
7.
Имя царя в сказке А.С. Пушкина.
8.Сеть
для ловли рыбы.
9.
Имя царя из «Сказки о золотом петушке».
(Ответы
по горизонтали:
1.Петушок,
2. Звездочёт, 3. Поп, 4. Изумруд, 5. Белка, 6. Комар, 7. Салтан, 8.Невод,
9.Дадон.)
У: Теперь
посмотрите, какое название сказки у нас получается?
Д: Поп и Балда
У: Верно,
сегодня мы с вами познакомимся со «Сказкой о попе и его работнике его Балде».
5.
Работа с текстом сказки
5.1.
Работа с текстом до чтения
5.2.
Работа с текстом во время чтения
5.3.
Работа с текстом после чтения
5.1
Работа с текстом до чтения
У:
Ребята,
посмотрите внимательно на название сказки, и предположите, о чём мы с вами
будем читать?
Д:
Мы будем читать о попе и работнике Балде.
У:
Обратите внимание на то, что с помощью имён автор создает образы героев.
Какие здесь герои?
Д: Поп и
Балда
У: А как
вы понимаете слово «Балда»?
Д:
Глупый человек
У:
Слово балда имеет два значения:
1)бран.,
прост. «бестолковый, глупый человек»;
2)спец.
«тяжелый кузнечный молот».
В
говорах балдА — «долговязый и неуклюжий дурень»
У
Пушкина Балда — личное имя, возможно, под влиянием многочисленных сказок о
глупцах пушкинского Балду стали смешивать с дурнем народной сказки. А
так имя подчёркивает недюжинную силу: в ту пору балдой называли дубину,
кувалду.
У:
А что с ними могло произойти, посмотрите на обложку книги
Д:
Может быть поп что-то задумал сделать с работником Балдой, а черти ему в этом
помогли.
У:
Возможно, это мы с вами узнаем, прочитав сказку.
5.2 Работа
с текстом во время чтения
У: Чтобы
проверить, правы мы или нет, прочитаем сказку. Итак, читаем сначала по
желанию, но ребята, если кто-то будет отвлекаться и мешать своему
однокласснику, вы, таким образом, покажете, что плохо воспитаны и не уважаете
свой класс. Поэтому внимательно следим, начинает читать у нас Миша.
Комментирование
1
часть
1.
Как вы понимаете толоконный лоб, что автор имел в виду?
Толоконный
лоб – это глупый, бестолковый человек. То есть «лоб, набитый толоконной
мукой», по-другому говорят, в голове опилки
2.
Вам не кажется странным, что поп скупой и жадный? Русская авось – это удача
3.
Полба – это такой сорт пшеницы. Интересно, почему Балда предложил такую цену
за свою сил?
Может
он хотел проучить попа?
4.
Как вы думаете, почему поп не любит Балду, когда все в нём души не чаят?
Он
не хотел платить
5.
Попадья тоже не так проста, раз посоветовала попу отправить Балду к чертям.
Вопросы
1.
Куда пошёл поп за работником?
—
на базар
2.
Какого он работника там искал?
—
человека, который был бы поваром, конюхом и плотником
3.
Готов ли он был платить за его работу по достоинству?
—
Нет, он искал, что по дешевле.
4.
Какую цену назначил Балда?
—
3 щелчка и чтобы его кормили варенной полбой
5.
Хорошо ли работал Балда? Как к нему относились? Прочитайте в тексте
—
Живет Балда в поповом доме,
Спит
себе на соломе,
Ест
за четверых,
Работает
за семерых;
До́
светла всё у него пляшет,
Лошадь
запряжет, полосу вспашет,
Печь
затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко
испечет да сам и облупит.
Попадья
Балдой не нахвалится,
Поповна
о Балде лишь и печалится,
Попенок
зовет его тятей;
Кашу
заварит, нянчится с дитятей.
Только
поп один Балду не любит,
Никогда
его не приголубит,
6.
Кто помог попу избавиться от Балды и как?
—
Попадья, он предложила отправить Балду собрать несуществующий оброк с чертей
Комментирование
2
часть
6.
Очень хитро придумал чёрт, предложив Балде бег на скорость, но работник не
так прост.
7.
Супостата – это значит противник или враг.
8.
На самом ли деле Балда такой глупый, как говорит его имя? (Предположения
детей.
Д:
Нет, он не глупый.
У:
А почему вы так думаете?
Д:
Он смог обхитрить чёрта
У:
Верно, главный герой не такой уж и глупый, как говорит его имя. Он смог
обхитрить чёрта с помощью своей смекалки и зайцев
9.
А как вы думаете, Балда хороший работник? В чём это проявляется?
Д:
Он пытался как можно быстрее выполнить поручение попа.
У:
Да, Балда очень трудолюбивый работник, он всеми силами старался побыстрее
закончить задание, которое ему дал поп..
10.
Как вы думаете, почему чёрт не смог выполнить задание, а у Балды получилось
пронести кобылу?
Д:
У него не хватало сил, а проехать на лошади он не додумался.
У:
Верно, таким образом Балда и поставил в тупик маленького чёрта предложив ему
поднять кобылу и протащить её. Подумайте, он же не говорил на руках
протащить, а чёрт об этом и не подумал, поэтому и не смог. А Балда хитрый
работник.
Вопросы:
1.
Что придумал Балда, чтобы перехитрить чёрта в беге на скорость?
—
Он взял 2-х зайцев, один из них побежал вместе с чёртом, но убежал домой в
лес, а другой остался с Балдой. Так ему удалось убедить, что он быстрее, чем
чёрт
2.
Какое второе задание придумал чёрт?
—
Кто дальше кинет палку?
3.
Как Балда обхитрил чёрта с этим заданием? Если нашли в тексте, зачитайте нам.
—
Да жду вон этой тучки;
Зашвырну
туда твою палку,
Да
и начну с вами, чертями, свалку».
Испугался
бесенок да к деду
4.
Кто придумал третье задание, и какое оно было?
—
Придумал Балда. Он предложил чёрт поднять кобылу и пронести её полверсты
5.
В чём был подвох у Балды?
—
В том, что он не говорил, что кобылу нужно на руках пронести. На неё можно
было сесть и проехать.
Комментирование
3
часть
11.
Ребята, скажите, насколько поп жадный.
Д:
Он настолько жадный, что отправил Балду на невыполнимое задание, а потом
увидев, что Балда идёт с оброком, спрятался.
У:
Да, поп очень жадный и скупой, поэтому он пришёл в ужас от мысли, что Балда
справился с заданием и ему придется платить.
12.
Балда правду говорит, не стоит быть жадным, потом пожалеешь об этом
Вопросы
1.
Заплатил ли поп Балде?
—
Да
2.
Что стало с попом?
—
Он лишился языка и ума
3.
Что сказал Балда попу в конце сказки, прочитайте
—
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»
4.
Как вы понимаете данной высказывание?
—
Не нужно гнаться за тем, что дёшево. То есть не стоит быть скупым, а всему
давать свою цену
5.3.
Работа с текстом после чтения
У:
Кого
искал поп на базаре?
Д:
Работника, который был бы поваром, конюхом и плотником
У:
А готов ли он был хорошо отблагодарить работника за такую работу?
Д:
Нет, они искал такого, кто не дорого берёт
У:
Правильно ли поп поступал? То есть требовал, чтобы человек был поваром, конюхом
и плотником, а платил мало?
Д:
Нет
У:
А как он должен был поступить, чтобы в конце остаться с языком и умом?
Д:
Он должен был хорошо отблагодарить Балду за усердную работу.
У:
Чему же учит нас эта сказка?
Д:
Не нужно быть жадными за всё платить свою цену.
У:
Верно, жадность никогда не доведёт человека до добра
6.
Физкультминутка
У:
Вы,
наверное, устали?
Ну,
тогда все дружно встали.
Ножками
потопали,
Ручками
похлопали.
Покрутились,
повертелись
И
за парты все уселись.
Глазки
крепко закрываем,
Дружно
до 5 считаем.
Открываем,
поморгаем
И
работать продолжаем.
(Выполнение
движений вслед за учителем.)
7.
Конкурс «Самый внимательный читатель»
6
Конкурс «Самый внимательный читатель»
У:
Сейчас
мы проверим, кто из вас внимательнее всех читал сказку. Он сможет ответить на
все вопросы
1.
Где встретил поп Балду?
А)
на ярмарке
Б) на базаре
В)
на рынке
2.
Какой работник не нужен был попу?
А)
повар
Б) гончар
В)
конюх
3.
Кто придумал средство, как спасти попа от расплаты?
А)
Поповна
Б) Попадья
В)
Поп
4.
Где жили черти?
А)
в озере
Б)
в пруду
В) В море
5.
Кого подослал Балде старый бес?
А)
сына
Б)
племянника
В) внука
6.
Чего не делал Балда в сказке?
А)
Не ловил зайцев
Б) Не бросал палку
В)
Не скакал на лошади
7.
Какое задание Балда выполнил сам?
А)
Обежал вокруг моря
Б) Поднял коня
В)
высоко забросил палку
8.
После какого «щелчка лишился поп языка»?
А)
Первого
Б) Второго
В)
Третьего
9.
На что надеялся поп, когда брал Балду на работу?
А)
На то, что Балда забудет уговор
Б) На русский авось
В)
На совесть Балды
10.
Как продолжить фразу «Не гонялся бы ты, поп ….»
А)
за мной
Б)
за самим Балдой
В) за дешевизной
(Выигрывает
тот, кто получает больше звездочек за правильные ответы)
У: Самым
внимательным слушателем у нас оказался Миша, молодец. Другие ребята, тоже
хорошо поработали, были активными. Давайте друг другу негромко похлопаем,
потому что у нас урок и нужно вести себя тихо.
8.
Работа в парах «Расшифруй имена героев сказки»
У:
Ребята,
теперь я вам приготовила другое задание: в парах из данных букв составьте
слова – имена героев сказки. У вас у всех на столах лежат карточки, на них и
запишите.
ОПП
— Поп
ДАБАЛ
— Балда
КАЗАЙ
— зайка
НОКСЕБЕ
— бесёнок
ДЬЯПАПО
– попадья
9.
Подведение итогов
У: Итак, о
каком авторе мы сегодня говорили?
Д: А.С.
Пушкин
У: Что в
биографии автора вас больше всего тронуло или запомнилось?
Д: его
няню звали Арина Родионовна
У: С какой
сказкой мы познакомились?
Д: «Сказка
о попе и работнике его Балде»
У: Что вам
больше всего запомнилось в сказке?
Д: Что поп
лишился языка из-за щелчка
У: Почему
героя зовут Балдой? Что хотел Александр Пушкин эти передать?
Д: Он
создаёт образ глупого человека
У: Верно,
но ребята, не смотря на то, что Пушкин хотел создать образ глупого человека,
вы не забыли, как Балда перехитрил человека. То есть ко всему нужно подходить
с умом. Чему же учит нас сказка?
Д:
Нельзя быть жадным, потому что это до добра не доведёт
У:
Верно. Нельзя в жизни быть жадным, ни к чему хорошему это не приведет. Надо
быть умным и трудолюбивым, чтобы своего добиваться.
10.
Рефлексия
У:
Ребята,
поднимите руку те, кто считал, что сегодня поработал на «5». А теперь те, кто
считает, что поработал на «4». Остальные тоже молодцы, вы были активными,
отвечали на мои вопросы. В следующий раз покажите, что вы можете работать ещё
лучше.
11.
Домашнее задание
У:
Домашнее задание, перечитать ещё раз сказку и выполнить задание на карточке.
Вам нужно записать качества, присущие данным героям.
Поп
Балда
Бесы
12.
Организационное завершение урока
У:
На этом наш урок закончен. До свидания.