Виталий Губарев
Королевство кривых зеркал
© Издательство «Детская литература». Оформление серии, 2005
© В. Губарев. Текст, наследники
© В. Полухин. Рисунки, 1990
Об авторе этой книги
Губарев Виталий Георгиевич родился в 1912 году в Ростове-на-Дону, в семье служащего. Детство его прошло на хуторе Большая Козинка. Писать он начал очень рано. Первые рассказы были опубликованы, когда будущий писатель еще учился в школе. В 16 лет В. Губарев был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. Закончил Высшие курсы журналистики и Литературный институт им. А. М. Горького. С 1931 года стал профессиональным журналистом.
Став главным редактором «Пионерской правды», писатель много ездил по стране, встречался с ребятами. Трудно назвать такую республику или область, где не побывал В. Губарев! Эти встречи помогли ему разобраться в интересах юных читателей, найти яркие занимательные темы.
Одним из главных направлений творчества писателя стала документальная повесть. В ней часто затрагивается героическая тема. «Солнце Полесья» – о Великой Отечественной войне, о подвиге мирных дней – «Монтигомо – Ястребиный коготь».
В более поздний период В. Губарев увлекся жанром повести-сказки. Хотя героями остаются знакомые читателям школьники, использование фантастических сюжетов расширяет художественное пространство произведения. Писатель был подобен волшебнику, угадавшему желания ребят и исполнившему их в своих книгах. Повести-сказки всегда учат распознавать друзей и врагов, бороться за доброту и справедливость. Книги «Трое на острове», «Путешествие на утреннюю звезду», «Часы веков» и другие созданы в разные годы, но все они предостерегают от праздной, бездумной жизни.
«Королевство кривых зеркал», впервые изданное в 1951 году, стало самым известным произведением писателя. Впоследствии повесть была переделана в одноименную пьесу, был снят кинофильм, который популярен и сейчас. Истинной находкой писателя стали «зеркальные» имена, отражающие главные черты характера героев, – Яло, Гурд, Абаж.
Не осталось, кажется, такой детской фантазии, в которую не проник бы писатель. Губарев делает переход от выдумки к реальности легким и незаметным. Хорошо зная психологию детей, он решает важные нравственные задачи. Герои приключений вынуждены обращаться к школьным знаниям, вспоминать советы старших, чтобы преодолеть все опасности.
В одной сказочной повести В. Губарев сказал своим читателям: «Есть такие скучные люди, которые не верят в Волшебство. Не верь этим людям, дружок! Я даже знаю некоторых волшебников: Любовь, Дружба, Честность. Красивые имена, правда?»
Несмотря на то что герои Губарева порой напоминают взрослых в своей разумности и удивляют современников непримиримостью, стремлением все изменить, его произведения любимы многими поколениями детей.
От редакции
Королевство кривых зеркал
Глава первая,
в которой Оля ссорится с бабушкой и слышит голос волшебного зеркала
Хочу вам рассказать о девочке Оле, которая вдруг увидела себя со стороны. Увидела так, как можно видеть не себя, а совсем другую девочку – скажем, сестру или подругу. Таким образом, она довольно долго наблюдала самоё себя, и это помогло ей избавиться от недостатков, которых раньше она в себе не замечала.
И знаете, что самое главное в этой истории? Оля убедилась, что даже, казалось бы, маленькие недостатки характера могут стать серьёзным препятствием на пути к цели. Она попала в одну сказочную страну, где ей пришлось пережить много опасных приключений, подобных тем, о которых она читала в старых сказках. Может быть, вы тоже читали эти старые сказки, где короли, разные принцы и придворные дамы так добры, справедливы, прекрасны и вообще так приторно сладки, будто вымазаны мёдом. И вот однажды советская девочка Оля совершила путешествие в сказочную страну и увидела там… Впрочем, я лучше расскажу вам всё по порядку.
…В то утро Оля вела себя из рук вон плохо. Она встала позже, чем следовало, а когда бабушка будила её, брыкалась и, не открывая глаз, говорила противным, скрипучим голосом:
– Отстань! Ну что ты ко мне пристала?
– Оля, – настойчиво говорила бабушка, – ты можешь опоздать в школу.
Голос у бабушки был спокойный и ласковый, потому что все бабушки очень ласковы. Они так любят своих внучек, что не сердятся даже тогда, когда капризные девочки говорят им дерзости.
– Опять читала в постели допоздна, – вздохнула бабушка, поднимая упавшую на пол книгу, на обложке которой было крупно написано: «Сказки». – А теперь вот подняться не можешь.
Оля села на кровати, свесив босые ноги, и сердито посмотрела на бабушку одним глазом, так как другой всё ещё был закрыт.
– Какая ты… недобрая… Никогда поспать не даёшь!
Олино платье оказалось под кроватью. Одну туфлю она долго не могла отыскать и наконец обнаружила её под книжным шкафом.
Потом, когда бабушка заплетала ей косы, она дёргалась и говорила: «Больно!», хотя на самом деле больно ничуточки не было.
А после завтрака Оля никак не могла найти свои учебники.
– Вчера я положила их на этот стол. Куда ты задевала их? – ворчала она на бабушку, топая ногой.
– Я никогда не теряю своих вещей, – спокойно отвечала бабушка. – Будь любезна и ты класть вещи на место.
– Нет, – кричала Оля, – я всегда кладу всё на место! Это ты нарочно спрятала мои книги.
Тут даже бабушкиному терпению пришёл конец, и она, немного повысив голос, проговорила:
– У, бесстыдница! Как только папа и мама вернутся с работы, я им всё расскажу.
Угроза подействовала: Оля побаивалась папы и мамы. Она негромко проворчала: «Подумаешь!..» – и, надув губы, полезла под кровать. Конечно, под кроватью книг не оказалось; не оказалось их и в ванной, и в кухне. Неизвестно, сколько времени продолжались бы поиски, если бы бабушка не заглянула в Олин портфель.
– Видишь, какая ты рассеянная, Оля! Ведь ты же сама вчера положила все свои учебники к себе в портфель. О, как бы я хотела, чтобы ты посмотрела на себя со стороны! Вот стыдно тебе стало бы…
Оля, которой уже и так было стыдно, что она понапрасну обидела бабушку, чмокнула старушку в щёку, взяла портфель и пошла в переднюю одеваться. В передней стояло большое зеркало, перед которым она так любила вертеться.
– Одевайся поскорее, Оля! – крикнула ей вслед бабушка. – До звонка осталось десять минут.
Но Оля и не думала одеваться. Из зеркала на неё смотрела девочка в чёрном переднике, с красным галстуком на шее. Девочка как девочка – две русые косы с бантом и два больших голубых глаза. Но Оля считала себя очень красивой и поэтому, очутившись перед зеркалом, долго не могла оторваться от него. Так было всегда.
– Как, ты ещё не ушла? – вскрикнула бабушка, появляясь в передней. – Нет уж, сегодня я непременно расскажу всё папе и маме!
– Подумаешь!.. – ответила Оля и начала одеваться.
– Учишься в пятом классе, а ведёшь себя, как маленькая. Ох, если бы ты могла посмотреть на себя со стороны!
– Подумаешь!.. – повторила Оля, помахала бабушке рукой и, ещё раз украдкой взглянув на себя в зеркало, скрылась за дверью…
В этот день Оля вернулась из школы злая-презлая: она поссорилась с подругами. Вообще, она частенько ссорилась с подругами и почти всегда была виновата во всём.
– Какая ты капризная! – сказали ей подруги. – Больше мы не будем с тобой дружить!
– Подумаешь!.. – выпятила Оля нижнюю губу и сделала вид, что нисколько не огорчена. Но на самом деле на душе у неё было прескверно.
Благодаря Александру Роу близняшки познакомились с удивительным миром кино, но на экране им довелось появиться лишь дважды. Жизнь Ольги и Татьяны Юкиных покатилась по наклонной и закончилась трагедией…
«Королевство кривых зеркал» вышло на экраны в 1963-м
Когда фотографии сестер Юкиных попали к Александру Роу, соседи были уверены: после «Королевства кривых зеркал» девочки станут кинозвездами. Критики действительно захвалили юных дебютанток, а поклонники завалили их письмами. Вместе с мамой близняшек даже приглашали на торжественный прием в Кремль. Вот только потом удача от Оли и Тани отвернулась…
23 октября Юкиным могло исполниться 68, но Ольга умерла еще в 2005-м, а Татьяна — спустя шесть лет после ухода сестры. Какие мистические совпадения преследовали близнецов в течение жизни, почему они исчезли из кино и потерпели фиаско в амурных делах?
Маленькие звезды
В школе девочки меняли банты, чтобы отвечать друг за друга уроки
Девочкам было суждено сыграть Олю и ее зеркальное отражение Яло: дети рисовали противоположными руками, если у одной болело правое ухо, то у другой — непременно левое. А еще сестер Юкиных отличала удивительная природная артистичность. Они знали много песен и стихов и хорошо танцевали, так что с легкостью выиграли конкурс двойняшек и близнецов в Доме культуры в Кузьминках. Чудесным образом фотографии победительниц попали в руки Александра Роу, а значит, Оля с Таней вытянули свой счастливый билет.
Стоит отметить, что росли девочки в простой рабочей семье: мама трудилась швеей, папа пахал как вол на фабрике по производству подушек, а стресс снимал с помощью выпивки. Соседи нередко слышали, как супруги кроют друг друга благим матом, однако оправдывали пару, отмечая, что времена стояли непростые…
За два дня мама сшила девочкам платья и отправила их на съемки в Крым. Чтобы не путаться в именах, послушная и спокойная Ольга Юкина получила роль капризной Оли, а более озорная и взбалмошная Таня стала ее отражением в Королевстве кривых зеркал — Яло. Сестры признавались, что на площадке побаивались загримированных артистов, особенно Йагупопа в исполнении Анатолия Кубацкого и Абажа, которого сыграл Аркадий Цинман.
Как и сестры Юкины, Андрей Стапран засветился только в фильмах «Королевство кривых зеркал» и «Морозко»
Впрочем, приятного на съемках было много: девочки впервые увидели Черное море, попробовали мороженое в вазочках, прокатились на поезде с мягкими сиденьями. Спустя годы близняшки признались, что влюбились в исполнителя роли Гурда Андрея Стапрана, однако тогда помалкивали о детском увлечении.
Мама сестер восторга от участия дочек в фильме Роу не испытала: гонорар в 80 рублей был маловат для главных звезд популярной в СССР картины, а расписанные признаниями поклонников стены в подъезде приходилось мыть чуть ли не каждый день, так что Мария Ивановна сетовала, что такой славы им и даром не надо.
Скептически Мария Юкина отнеслась и к идее дочерей записаться в театральную студию: ничего стабильного в актерской профессии женщина не находила. Однако девочки заскучали по съемкам и через год сами написали Александру Роу послание с просьбой снова взять их в кино. Режиссер откликнулся, выделив близняшкам небольшие роли в «Морозко», но на этом их карьера завершилась окончательно и бесповоротно…
Почему не сложилось с кино?
В «Морозко» близнецы исполнили эпизодические роли девочек в лесу
Мама не пустила девочек не только в театральную студию, но и в спортивную секцию: учитель физкультуры уверял, что близняшки могут достичь больших успехов в теннисе, однако ездить на занятия нужно было на центральный стадион. Мария Юкина только развела руками и сказала, что это не для них.
В силу юного возраста близняшки не видели в отказах родителей трагедии. А еще скромные сестры не задавались: на творческих вечерах они с легкостью переодевались в пажей и разыгрывали сцены из фильма, если об этом просили учителя и сверстники.
В старших классах девушки вели активную комсомольскую жизнь. Более старательная Оля подтягивала отстающих, да и троечница Таня со временем достигла успехов в учебе. Правда, к окончанию школы Юкины немного расслабились: то был период, когда большой компанией молодежь жгла в поле костры, пела под гитару и страдала от первой любви.
Свидетельницей на свадьбе Татьяны с Александром стала Ольга
«У сестер Юкиных вообще не было отбоя от кавалеров, особенно у Таньки, — вспоминала одноклассница Марина Плоткина. — Они бегали по очереди на свидания, потом рассказывали друг другу подробности. Часто мы большой школьной компанией собирались у Юкиных дома. У Оли и Тани была совершенно очаровательная мама, очень полная, добрая, радушная. А отец? Красивый, как чертяка: худощавый, со светлыми волосами и совершенно магическими большущими голубыми глазами. Близняшки очень многое забрали у папы».
Счастливое, полное надежд школьное время закончилось, и Юкиных настигла суровая взрослая реальность. Оля попыталась поступить в технический вуз, а Таня — в театральный, но обе провалились на экзаменах. Родители не настаивали на том, чтобы девушки не сдавались и штурмовали институты. Мама советовала просто получить надежную профессию, так что бывшие актрисы пошли в машиностроительный техникум. «Девки обе были неглупые. Им бы высшее образование получить, но дома была еще та атмосфера! Редкий день в семье Юкиных обходился без скандала», — сетовали соседи.
Возможно, из-за напряженной атмосферы в семье девушки решили поскорее съехать от родителей. Почти одновременно, после окончания техникума, сестры выскочили замуж: Оля вышла за Виктора Ламонова, учившегося в параллельном классе, и родила сына Максима, ну а Таня связала судьбу с водителем Александром Замолодчиковым и подарила ему дочь Юлю.
На дне
В 70-е попасть в коллектив «Интуриста» было большой удачей, так что бывшие актрисы радовались своему счастью
Белая полоса настала, когда близняшки устроились работать в «Интурист», где отвечали за путешествия групп за рубеж. Какое-то время Юкины наслаждались роскошной жизнью: раз в квартал можно было заказать импортную одежду и технику, выехать по долгу службы за границу. Льготы закончились после распада СССР и грянувшего дефолта…
Сестры лишились должностей и всех привилегий, так что отныне перебивались случайными заработками. Чтобы прокормиться, пришлось распродать привезенные из-за рубежа вещи. «Трагедия сестер в том, что их не поддержали мужья, — заключила Марина Плоткина. — А времена были жуткие, я сама покупала по дешевке коровье вымя, прокручивала его через мясорубку и лепила котлеты. Задача была одна: выжить!»
Вообще-то Ольга с супругом развелась еще в молодости. Она перебралась обратно в Кузьминки к родителям и устроилась в местный военкомат помощником начальника отдела. Как только умерла мама, Ольга Геннадьевна буквально сломалась. На работе женщину, блуждавшую между кабинетами словно тень, просто жалели и терпели.
«Она, бывало, замечала: «К чему пришла? Ржавчина на суставах, накипь на душе». Алкоголь стал для нее наркозом. В беспамятстве было не так больно жить», — делилась коллега Валентина.
Ольга недолго была в браке с Виктором
Ольга Геннадьевна перенесла два инсульта и, чувствуя, что смерть близко, устроила в местный военкомат сестру. Близнецам недолго довелось побыть вместе: 29 января 2005-го 51-летняя Ольга Юкина скончалась от сердечного приступа. Татьяна Геннадьевна очень тяжело переживала случившееся: твердила, что скоро родственница позовет ее за собой, а порой подходила к зеркалу и говорила пугающую коллег фразу «Вот бы Ольга шагнула сейчас из Зазеркалья»…
Веселую и дерзкую Татьяну словно подменили. Она закрылась, перестала делиться деталями личной жизни, а о прошлом и вовсе просила забыть — слишком тяжело было вспоминать счастливое детство и успех «Королевства кривых зеркал», потеряв все. «Бывало, мы говорили ей: «Вчера вас с Ольгой показывали по телевизору». Она прямо менялась в лице, отвечала: «Не рвите мне душу», — рассказывала коллега.
Вслед за сестрой
Татьяну похоронили рядом с сестрой и мамой на Покровском кладбище
Личное горе звезда сказки топила на дне бутылки, так что порой выходила на работу не в понедельник, а к среде. Женщину не увольняли из жалости: знали, что у нее скакало давление и болели ноги. В поликлинику Татьяна Геннадьевна боялась обращаться, так как переживала, что ее госпитализируют. На этом беды бывшей актрисы не заканчивались.
«Нередко Татьяна приходила на работу в синяках, а однажды — с проломленной головой, — уверяли коллеги. — От всех отмахивалась: «Упала!» Но мы знали: ее бьет муж. Мы еще удивлялись: кого там бить? Она еле таскала ноги. И это при том, что сам Александр Замолодчиков был на инвалидности после инсульта».
Последние годы Юкина жила на Пресне, так что ездить в кузьминский военкомат было далековато. Когда здоровье перестало позволять такие вылазки, Татьяна Геннадьевна уволилась. Через четыре месяца, 31 марта 2011-го, звезда «Королевства кривых зеркал» скончалась.
Когда Максим едва не сгорел в материнской квартире, соседи решили, что на него перекинулся злой рок, настигший сестер Юкиных
«В последнее время у Татьяны скакало давление. Я отправлял ее к врачу, но она отмахивалась. Для всех нас ее смерть стала шоком. Доктора сказали, во всем виноват атеросклероз. С супругой мы простились в Николо-Архангельском крематории, а урну похороним на Покровском кладбище рядом с сестрой Ольгой и их мамой. Мы жили вместе с 1975 года. Одна у меня опора теперь осталась — дочка», — со слезами на глазах говорил журналистам вдовец.
Близнецов не стало, но слухи об их родственниках продолжали муссироваться знакомыми: одни говорили, что Замолодчиков никогда не бил жену, а недоброжелатели превратили его в монстра, другие — по-прежнему рассуждали о домашнем насилии со стороны мужчины. Сплетничали соседи и о сыне Ольги Юкиной — поговаривали, что вскоре после смерти матери он едва не угорел в квартире, уснув после пьянки с зажженной сигаретой в руке… В итоге парень продал апартаменты и уехал в подмосковную деревню.
В сказке Роу героини победили и свои страхи, и алчных богачей, являвшихся пародией на капиталистическое устройство жизни, но в реальности одолеть обстоятельства сестры Юкины не сумели. Кто же был виноват в их бедах: прагматичные родители, неподходящие супруги, смена политического курса в стране? Суеверные соседи по-прежнему уверены, что причина трагедии крылась в том, что актрисы заигрывали с потусторонним миром и зеркалами. Ну а другие знакомые подчеркивали: артисткам просто катастрофически не везло…