Сказка огонь вода и медные трубы аудио

Отечественная детская литература богата стихами для детей. детские стихи издаются разными издательствами. но это, как правило, произведения уже известных, давно

Отечественная детская литература богата стихами для детей. Детские стихи издаются разными издательствами. Но это, как правило, произведения уже известных, давно существующих в литературе поэтов. Их стиль, их приемы, их темы любимы и узнаваемы. Может быть, слишком знакомы. А иногда, как говорила одна из героинь сериала про доктора Хауса, «так хочется карри»!

И вот вам «карри»: появляется «новенький», пока еще не очень известный Эдуард Шендерович со своей книгой «Про битвы и сражения».

А он его
Бах-трах!
А тот его
Трах-бах!

Эти «трах-бах» и «тан-тара-тан» барабанным боем возвещают о новом событии в детской литературе.

Мамы-папы должны встрепенуться.

Стих Шендеровича – упругий, лаконичный, насыщенный звуковой и ритмической игрой. Рифмы – интересные, неожиданные. Строка короткая, рубящая. Динамика невероятная: каждые две строчки (а то и каждую строчку) – новое действие. То есть это стих, по всем параметрам удовлетворяющий «заповедям детских поэтов», которые в свое время изложил Корней Чуковский в своем классическом труде «От двух до пяти».

Но дело не только в этом. «Про битвы и сражения» – не просто качественные стихи. Это историческая приключенческая литература в стихах. Не сказка и не поэма, а нечто сродни рыцарским балладам, только на «новом языке». Будто вы оказались в волшебном музее, среди застывших фигур: рыцари, гладиаторы, самураи, мушкетеры застыли в разгар какой-нибудь жаркой битвы давно минувших времен, но вдруг по воле поэта резко, мгновенно оживают – и битва продолжается у вас на глазах. Однако это не панорама массового сражения. Здесь нет убийств и рек крови. Если кто-то из персонажей и гибнет, то «за сценой». А в центре внимания – поединок двух равных противников, происходящий по всем законам военного искусства, атмосфера опасного, рискованного праздника. Вот почему так хочется назвать эти стихи «балладами».

Персонажи каждого сюжета принадлежат разным эпохам и действуют – двигаются и говорят (это самое удивительное!) – в соответствии с духом своего времени. От «баллады» к «балладе» меняются не только костюмы, меняется ритм и стилистика речи, пластика персонажей и код поведения.

«Простите, месье,Мушкетеры Иллюстрация Сони Уткиной к книге Эдуарда Шендеровича «про битвы и сражения»
разрешите, месье,

я дырку проткну
в вашем нижнем белье!» –

это мушкетеры.

И рыцарь пред ним
встает на колено,

клянется, что
верно
и само-
забвенно –

прослужит
четыреста
рыцарских лет,

что более преданных
рыцарей нет,

что он
победит
и врага,
и дракона!

И песню
Принцессе

споетКовбои Иллюстрация Сони Уткиной к книге Эдуарда Шендеровича «Про битвы и сражения»
у балкона!

Это понятно, про кого.

«…я отомщу тебе
мигом за это –

мы будем стреляться
из писто-
               летов!

Мы будем
Стреляться, Билл!»

Это ковбои.

Для каждого поединка существует свой звукоподражательный набор, передающий его характер и атмосферу. Все эти «абра-кадабра, кураж-абордаж», «вжик-перевжик», «чах-щах – чих-щих» настолько выразительны, что способны вызвать слуховые галлюцинации. А пластика персонажей передана так, что движения при желании можно имитировать. То есть эти стихи еще и сценичны.Гладиаторы Иллюстрация Сони Уткиной к книге Эдуарда Шендеровича «Про битвы и сражения»

Гладиаторы уже
друг против друга –

словно дикие звери,
ходят по кругу.

Смотрят
друг другу в глаза

и будто
рычат…

На титульном листе книги есть авторское посвящение: «Финику, Васе и всем мальчикам, которые еще не выросли». Финик и Вася – пятилетние сыновья Эдуарда Шендеровича, которые, по его рассказам, с удовольствием читают эти стихи по памяти. И в издательстве «Самокат», выпустившем книжку, гордятся, что наконец-то издали настоящую «мальчишескую книжку».

Но вряд ли можно говорить о существовании какой-то особой «литературы для мальчиков».

Вот «девчачьи» книжки, безусловно, есть. Среди них встречаются как хорошие, так и плохие. Но мальчиков, как правило, не цепляют ни те, ни другие: им просто не с кем тут отождествляться. Но есть ведь и просто хорошие книжки для всех — и для девочек, и для мальчиков. «Трех мушкетеров» в свое время читали и те, и другие. И «Остров сокровищ», и «Всадника без головы».

«Про битвы и сражения» – книжка и для мальчиков. Это не значит, что девочкам стихи Шендеровича будут не интересны. Тем более что «женская линия» прочерчена здесь изящно и с юмором: Например, в новелле «Как сражаются рыцари» принцесса,

…раскрасневшись

как тысяча
роз,

целует
рыцаря

в нос!

А во время гладиаторского сражения императрица время от времени говорит императору:

«Милый мой император!

А не пойти ли нам
в театр?»

Очень женская позиция по отношению к публичному кровавому развлечению мужчин.

Отметим, что иллюстрации к книге делала художница (а не художник) Соня Уткина. Это она нарисовала все эти «трах-шарабах», рыцарей и ковбоев – со вкусом и знанием дела, так что получился настоящий исторический театр.

Книга «Про битвы и сражения» вполне может стать для детей «введением в историю» – так точно и сочно описаны в ней персонажи «минувших времен», их костюмы, обычаи – и, главное, их мироощущение. Так что можно рекомендовать ее детям лет семи-восьми, у которых уже пробуждается интерес к историческим событиям и, что немаловажно, накоплен достаточный опыт восприятия поэзии.
Читать книгу лучше вместе вслух. Например, по очереди, по ролям. Но нужно непременно дать этим стихам прозвучать. Иначе не обнаружить всех их достоинств.

Марина Аромштам

____________________________________

Pro bitvu i srazheniya
В 2020 году «Самокат» переиздал книгу Эдуарда Шендеровича «Про битвы и сражения» с новой обложкой, но с теми же выразительными иллюстрациями Сони Уткиной.

Как снимали «Морозко». Отправляемся в волшебный мир зимней сказки

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Заглядываем на новую выставку музея «Садовое кольцо» в поисках новогоднего настроения.

В музее «Садовое кольцо» открылась выставка «Новогодняя сказка в кино: “Морозко”» посвященная одному из самых известных фильмов советского режиссера-сказочника Александра Роу, снискавшему огромную любовь зрителей и отмеченному профессиональными наградами на родине и за рубежом. Среди наград «Морозко» — главный приз XVII Венецианского международного кинофестиваля в программе детских и юношеских фильмов и «Золотая ветвь» Всесоюзного кинофестиваля 1966 года в Москве. Премьера «Морозко» состоялась 24 марта 1965 года, но в истории отечественного кинематографа фильм навсегда останется одной из главных новогодних сказок.

В экспозицию вошли эскизы художника-постановщика картины Арсения Клопотовского, который не только создавал образы героев и декорации, но и стал автором многих технических находок. Для своего времени фильм стал новаторским — в нем использованы комбинированные съемки, обратная перемотка, двойная экспозиция. Предлагаем прогуляться по волшебному заснеженному миру кинофильма в компании куратора выставки Лидии Еновой.

Северные пейзажи и мастерство художника-постановщика

Действие фильма занимает два времени года — лето, когда мы знакомимся с персонажами и основным конфликтом, и зиму, когда происходят главные чудеса. Летние сцены снимали недалеко от Москвы, под Звенигородом, а зимнюю натуру нашли на Кольском полуострове, неподалеку от города Оленегорска. Александру Роу нравились тамошние северные заснеженные пейзажи с огромными елями. Он уже снимал в тех местах зимние сцены фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Первым съемочным днем стало 13 марта 1964 года. В Москве и Подмосковье весна вступает в свои права, а на Кольском полуострове — мороз, сугробы и главное, что так ценили режиссер и оператор Дмитрий Суренский, — прозрачный, хрустальный воздух. Но особенности северного климата приносили и неудобства. Постройка реалистичных декораций — терема Морозко, крестьянской избы и избушки Бабы-яги — в условиях мерзлоты стала вызовом для художника-постановщика.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

«Арсений Клопотовский решил эту задачу — декорации возводили на устойчивых платформах, — рассказывает куратор выставки. — Помогали в строительстве местные умельцы. Поначалу деликатный и скромный художник не внушил северным жителям доверия, но они быстро изменили мнение о нем. Арсений Павлович был не только талантливым художником, но и профессионалом-практиком. Руками работать он умел — в годы Великой Отечественной войны, когда отец ушел на фронт, а мать поднимала младших детей, 16-летнему Арсению пришлось стать главой семьи. В 1944–1946 годах он работал на Алма-Атинской киностудии, что предопределило его будущую профессию — в 1946-м Клопотовский поступил на художественный факультет ВГИКа».

Перед художником стояла еще одна сложная задача — оживить избушку Бабы-яги, и с ней он тоже справился блестяще. Изготовили две избушки: первую, деревянную, приводили в движение системой рычагов. Внешне она должна была выглядеть маленькой, но при этом вмещать персонажей и оператора, поэтому одна из стенок была подвижной. Вторую избушку вырезали из поролона и надевали на статиста, как ростовую куклу. По такому же принципу были изготовлены и костюмы пней.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Кстати, поролон (научное название — эластичный пенополиуретан) в то время был далеко не так доступен, как сегодня. Этот материал изобрели в 1940-х, в массовое производство в СССР запустили лишь в 1970-х. Тогда, в середине 1960-х, о его свойствах в стране знали немногие. Клопотовский, владевший иностранными языками и интересовавшийся мировыми техническими новинками, предложил использовать именно его. Доверяя художнику, Центральная киностудия детских и юношеских кинофильмов имени М.А. Горького закупила дорогой материал.

Во время работы над фильмом «Морозко» Арсений Клопотовский обнаружил не только техническую изобретательность, но и художественный вкус. Созданный им терем волшебника Морозко — симбиоз традиционного деревянного зодчества и архитектуры северного модерна. В нем можно увидеть продолжение традиций творчества русских художников-сказочников Виктора Васнецова и Ивана Билибина.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Сотрудники Киностудии имени Горького Александр Роу и Арсений Клопотовский встретились в 1957 году на съемках фильма «Новые похождения Кота в сапогах». Эта работа положила начало их творческому союзу — впоследствии они создали вместе сказочные миры фильмов «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса».

Работа над каждым фильмом начиналась задолго до съемок. Художник рисовал раскадровки будущей картины, позже их обсуждали с оператором, совместно корректировали. Роу ценил профессионализм, новаторский подход и твердый характер Арсения Клопотовского, который предлагал блестящие воплощения его видения той или иной сцены.

477(1972)

К сожалению, полная раскадровка «Морозко» не сохранилась. Представление о ней можно получить, рассматривая представленные на выставке открытки с рисунками Арсения Клопотовского. Серию из 15 двусторонних открыток «Морозко» выпустили в 1984 году тиражом 600 тысяч экземпляров.

476(2384)

Две сказки, четыре актрисы и одна Баба-яга

Сюжет сказки «Морозко» есть у каждого восточнославянского народа. В России разновидностей «Морозко» больше всего — исследователи насчитывают их около 40. Во всех действуют злая мачеха, трудолюбивая падчерица и некий могущественный владыка холода — волшебник Мороз. Но ни в одной из них нет молодца, который превращается в медведя, — это событие пришло в фильм из другой народной сказки, «Ивана — медвежьей головы».

Литературный сценарий фильма написали Михаил Вольпин с Николаем Эрдманом, которые к тому моменту были знакомы советским зрителям по фильмам «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Актриса», «Смелые люди», «Застава в горах» и другим. Сценаристы переложили две сказки, добавили новых персонажей и прописали любовную линию, а главное — привнесли в сюжет много юмора и комичных моментов.

На роль Марфушеньки-душеньки Александр Роу планировал взять Тамару Носову, снимавшуюся у него во всех фильмах. Но однажды ассистентка режиссера увидела юную Инну Чурикову, студентку Театрального училища имени Щепкина, и посоветовала попробовать на эту роль ее. Роу сразу покорил талант Чуриковой. Роль Марфуши стала первой большой работой актрисы в кино — до этого она снималась в эпизодических ролях в фильмах «Тучи над Борском» (1960) и «Я шагаю по Москве» (1963). В 1965 году, вскоре после премьеры «Морозко», Инна Михайловна закончила училище с красным дипломом.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Кроткую Настеньку изначально должна была играть Надежда Румянцева, любимица зрителей Тося Кислицына из «Девчат» (1961). Но в итоге выбор пал на 15-летнюю Наталью Седых, которая училась в Московском хореографическом училище Минкультуры СССР. Юная балерина с огромными глазами в образе умирающего лебедя покорила режиссера.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

По поводу Бабы-яги никаких сомнений не было с самого начала: конечно, ее будет играть Георгий Францевич де Милье, более известный как Милляр. Один из любимых актеров Роу, сыгравший во многих его фильмах, уже имел такой опыт: он играл Бабу-ягу в «Василисе Прекрасной». Сам актер говорил, что отдать эту роль мужчине было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ. Часто Милляр играл сразу нескольких персонажей. В «Морозко» его можно увидеть также в роли дьяка-разбойника и услышать его голос в озвучке петушка Пети.

Роль доброго молодца Ивана получил Эдуард Изотов, а волшебника Морозко сыграл Александр Хвыля. Один из самых известных актеров Советского Союза, на протяжении многих лет он выполнял обязанности главного Деда Мороза страны, выступая в этой роли на главной елке в Кремле.

Сказка Александра Роу стала классикой, ее сюжет и герои знакомы с детства, смешные фразы персонажей («Нет, не принцесса! Королевна!») выучены наизусть. Мы точно знаем, в какой момент на экране должно произойти очередное чудо вроде бегающей избушки или оживающих деревьев. Но «Морозко» неизменно заставляет зрителя замереть от удивления даже сегодня, в век высоких технологий и компьютерных спецэффектов. Особенно перед Новым годом!

  • Сказка огонь вода и медные трубы фото
  • Сказка овечка и волк слушать
  • Сказка огниво ганс христиан андерсен читать
  • Сказка огневушка поскакушка смотреть
  • Сказка огниво видео смотреть