Сказка одоевского городок в табакерке читать

Урок литературного чтения тема: в.ф. одоевский городок в табакерке 4 класс цель: создать условия для знакомства с научно-познавательной сказкой городок

Урок литературного
чтения

Тема: В.Ф.
ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» 4 класс

Цель: создать
условия для знакомства  с научно-познавательной сказкой “Городок в
Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать
детей делить текст на смысловые части, составлять план;  содействовать
развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению
словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию

Задачи:

1) расширять словарный запас
учащихся,

2) воспитывать любознательность,
культуру речевого общения.

Планируемые
результаты.

Предметные: достижение
необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности,
общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

Метапредметные:

Регулятивные:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные:
вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять  и отбирать
информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные:
высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: наличие
мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.

Оборудование: презентация
на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”,
карточки для работы в группах.

Ход урока

 I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята!

Сегодня на урок к нам пришли гости,
повернитесь к ним, поздоровайтесь!

А теперь повернулись все ко мне,
улыбнулись и тихо сели.

— Откройте учебник на странице 155,
прочитайте, название раздела

— «Литературные сказки»

— С какими произведениями мы будем
знакомиться, изучая этот раздел?

— Ребята, а какие еще бывают
сказки?

 — (народные)

— А чем народные сказки отличаются
от литературных?

— (народные сказки, сочиняет народ,
а литературные – автор).

— Чему научимся, работая в разделе
литературные сказки? Прочитай ….

—  Чему будем учиться?
Читает……

 II Сообщение темы и
постановка цели и задач урока

На уроке будем работать со сказкой
В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», с которой вы познакомились дома. (
Слайд № 1).

— Мы с вами
разделим сказку на части.

— Составим
план к ней.                  
     

—  Дадим
характеристику главному герою.

— Определим
главную мысль произведения.     

 III Работа по теме урока

1.
Знакомство с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского

— Что вы можете рассказать о
Владимире Федоровиче Одоевском

Каждый ученик говорит по одной
строчке из биографии В.Ф. Одоевского.

 (Слайд № 2).

      2.
Словарная работа

— Чтобы
лучше понять произведение, над которым мы будем работать, объясните слова и
выражения.

 -Кто знает, что
такое табакерка?   (Табакерка- коробочка для табака)

Выслушиваются ответы детей.

 — Из словаря Ожегова я вам
сейчас прочитаю определение, что такое «табакерка»

(Слайд № 3).

— Ребята, а из чего была табакерка
у папы Миши?

— Опишите её. (Стр.156)

— Следующее слово «Бюро».
(Слайд № 4)

— Ещё в
тексте встречались выделенные слова, такие как: учтиво, ни пяди.

— Где можно найти лексическое
значение этих слов? (Ответы детей: в толковом словаре, словарь учебника).

Учтиво – очень вежливо. Ни пяди –
старинная мера длины.

      3. Работа с
текстом, учебником

— С чего начинается сказка?
Прочитайте.

— Подберите синонимы к
слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).

— Почему же автор употребляет
именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)

— Кто главный герой
произведения? (Миша)

— А что вы
думаете о мальчике, используя слова на стр. учебника 168 расскажите о Мише.

( Миша воспитанный, учтивый и добрый
мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и
осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку
в табакерке.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как
хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему
провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и
они пошли».)

— Подтвердите
свой выбор примерами из текста.

— Что произошло с Мишей в сказке
В.Ф. Одоевского?

— Прочитайте о том, как начинается
путешествие Миши по табакерке.

— Кто сопровождал Мишу во время
путешествия по табакерке? (Проводник)

— Что особенного было в
проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка
«Динь-динь-динь»)

— С Какими еще героями
познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики,
дядьки-молоточки, надзиратель- господин Валик, с царевной-Пружинкой)

— Прочитайте выразительно
разговор с Валиком.

— Какой вывод сделал для себя
Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это
хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят).

— А о чем рассказала
царевна-Пружинка Мише? (Как получается музыка)

— Чему научился Миша во время
своего сказочного посещения городка Динь-Динь?( Миша научился рисовать
фигуры людей, если они находились близко — большими, если вдалеке — маленькими,
он разобрался, как устроена музыкальная табакерка.)

      4.
Физминутка(Ночь- день).

5. Составление плана

Работа в парах:

— Сейчас, вы разделитесь на пары,
каждой паре будет дана часть произведения с указанной страницей. Ваша задача,
прочитать эту часть, обсудить и озаглавить её. Название своей части написать на
листочке, который я вам раздала. (По окончанию работы, каждая пара выходит к
доске и прикрепляет своё название части).

I часть

— Найдите и прочитайте первую
часть. (До слов « — Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы
мне хотелось!»)

— Как вы озаглавите эту
часть? Стр. 156-157

II часть

— Прочитайте вторую часть сказки. (
До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто
что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от
другого».)

 -Предложите название этой
части. Стр. 157-158

III часть

— Прочитайте до слов «Между тем их окружали
мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».

Озаглавьте. Стр. 158-163

IV часть

— Прочитайте до слов «В самом деле,
Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».

Озаглавить. Стр.163-164

V часть

— Прочитайте до слов «Миша – к
надзирателю».

Озаглавьте. Стр.164

VI часть

— Прочитайте до слов «Между тем
Миша пошел далее – и остановился».

Озаглавьте. Стр.165

VII часть

-Прочитайте до слов « — Что во сне
видел, Миша? – спросил папенька».

Озаглавьте. Стр.166

VIII часть

— Прочитайте от слов « — Что во сне
видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.

Озаглавьте. Стр.167

-Итак, какой план к сказке
получился? Прочитайте.

План

  1. Удивительная табакерка
  2. Знакомство с Динь-динь
  3. Герои на улице города
  4. Встреча с молоточками
  5. Господа – дядьки-молоточки
  6. Знакомство с надзирателем
  7. Сударыня – царевна
  8. Миша проснулся

IV Итог урока

— Кто автор произведения.

— Назовите жанр произведения,
Докажите, что это сказка.

— Какая будет тема произведения
В.Ф. Одоевского

— Что хотел сказать В.Ф. Одоевский
своим произведением (главная мысль произведения) (Слайд
№ 5).

V  Игра
«Данетка»

— Ну, а сейчас проверим как вы
осознали прочитанный самостоятельно текст.

Я вам раздаю вот такие карточки с
вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там где вы считаете нужным.

вопроса

ДА

НЕТ

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

Вопросы
для игры

1.Данное произведение сказка? (да)

2. Главный герой мальчик Миша? (да)

3. Табакерка была сделана из
золота? (нет)

4. Мальчик-колокольчик говорил
скороговорками? (нет)

5. Миша завидовал колокольчикам
потому, что они ничего не делают? (да)

6. Колокольчики боялись
дядечек-молоточков? (да)

7. Надзирателем в городе-колокольчиков
был Валик? (да)

8. Валик всё время работал? (нет)

9. Как звали сударыню царевну —
царевна-пружинка? (да)

10. Миша поймёт
отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)?   (нет)
(Слайд № 6)

— После
того, как вы всё сделали, поставьте себе сами оценку. На перемене подойдёте, я
вам поставлю эту оценку в дневник.

VI Д/з: Сочинить
свою сказку «Путешествие в механическую игрушку».

VII Рефлексия: На доске
– Колокольчик «Динь-динь» и принцесса «Пружинка».

— А сейчас ребята, кто всё понял,
возьмите зелёный колокольчик  и прикрепите его ….., а кто ничего не понял,
возьмите красный колокольчик  и прикрепите его к ……

(Если будут такие детки, которые
ничего не поняли, им д.з. прочитать ещё раз сказку).

Вопрос № 7: Одоевский
создал свое произведение для детей, с тем, чтобы познакомить их со сложным
механизмом музыкальной табакерки, объяснить, что нельзя без особых знаний
трогать механический предмет, можно его сломать, показал, что надо быть
любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик
Миша. 

Есть те, кто управляет всем, и те,
кто выполняет все «поручения». Основная мысль этой сказки в том, что
главное в жизни порядок, Как только заведенный порядок нарушается, начинаются
бедствия и несчастья.

Урок литературного чтения

Тема: В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» 4 класс

Цель: создать условия для знакомства  с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план;  содействовать развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию

Задачи:

1) расширять словарный запас учащихся,

2) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.

Планируемые результаты.

Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

Метапредметные:

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оборудование: презентация на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, карточки для работы в группах.

Ход урока

 I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята!

Сегодня на урок к нам пришли гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь!

А теперь повернулись все ко мне, улыбнулись и тихо сели.

— Откройте учебник на странице 155, прочитайте, название раздела

— «Литературные сказки»

— С какими произведениями мы будем знакомиться, изучая этот раздел?

— Ребята, а какие еще бывают сказки?

 — (народные)

— А чем народные сказки отличаются от литературных?

— (народные сказки, сочиняет народ, а литературные – автор).

— Чему научимся, работая в разделе литературные сказки? Прочитай ….

—  Чему будем учиться? Читает……

 II Сообщение темы и постановка цели и задач урока

На уроке будем работать со сказкой В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», с которой вы познакомились дома. ( Слайд № 1).

— Мы с вами разделим сказку на части.

— Составим план к ней.                        

—  Дадим характеристику главному герою.

— Определим главную мысль произведения.     

 III Работа по теме урока

1. Знакомство с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского

— Что вы можете рассказать о Владимире Федоровиче Одоевском

Каждый ученик говорит по одной строчке из биографии В.Ф. Одоевского.

 (Слайд № 2).

      2. Словарная работа

— Чтобы лучше понять произведение, над которым мы будем работать, объясните слова и выражения.

 -Кто знает, что такое табакерка?   (Табакерка- коробочка для табака)

Выслушиваются ответы детей.

 — Из словаря Ожегова я вам сейчас прочитаю определение, что такое «табакерка»

(Слайд № 3).

— Ребята, а из чего была табакерка у папы Миши?

— Опишите её. (Стр.156)

— Следующее слово «Бюро». (Слайд № 4)

— Ещё в тексте встречались выделенные слова, такие как: учтиво, ни пяди.

— Где можно найти лексическое значение этих слов? (Ответы детей: в толковом словаре, словарь учебника).

Учтиво – очень вежливо. Ни пяди – старинная мера длины.

      3. Работа с текстом, учебником

— С чего начинается сказка? Прочитайте.

— Подберите синонимы к слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).

— Почему же автор употребляет именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)

— Кто главный герой произведения? (Миша)

— А что вы думаете о мальчике, используя слова на стр. учебника 168 расскажите о Мише.

( Миша воспитанный, учтивый и добрый мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку в табакерке.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли».)

— Подтвердите свой выбор примерами из текста.

— Что произошло с Мишей в сказке В.Ф. Одоевского?

— Прочитайте о том, как начинается путешествие Миши по табакерке.

— Кто сопровождал Мишу во время путешествия по табакерке? (Проводник)

— Что особенного было в проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка «Динь-динь-динь»)

— С Какими еще героями познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель- господин Валик, с царевной-Пружинкой)

— Прочитайте выразительно разговор с Валиком.

— Какой вывод сделал для себя Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят).

— А о чем рассказала царевна-Пружинка Мише? (Как получается музыка)

— Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?( Миша научился рисовать фигуры людей, если они находились близко — большими, если вдалеке — маленькими, он разобрался, как устроена музыкальная табакерка.)

      4. Физминутка(Ночь- день).

5. Составление плана

Работа в парах:

— Сейчас, вы разделитесь на пары, каждой паре будет дана часть произведения с указанной страницей. Ваша задача, прочитать эту часть, обсудить и озаглавить её. Название своей части написать на листочке, который я вам раздала. (По окончанию работы, каждая пара выходит к доске и прикрепляет своё название части).

I часть

— Найдите и прочитайте первую часть. (До слов « — Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!»)

— Как вы озаглавите эту часть? Стр. 156-157

II часть

— Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)

 -Предложите название этой части. Стр. 157-158

III часть

— Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».

Озаглавьте. Стр. 158-163

IV часть

— Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».

Озаглавить. Стр.163-164

V часть

— Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».

Озаглавьте. Стр.164

VI часть

— Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».

Озаглавьте. Стр.165

VII часть

-Прочитайте до слов « — Что во сне видел, Миша? – спросил папенька».

Озаглавьте. Стр.166

VIII часть

— Прочитайте от слов « — Что во сне видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.

Озаглавьте. Стр.167

-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.

План

  1. Удивительная табакерка

  2. Знакомство с Динь-динь

  3. Герои на улице города

  4. Встреча с молоточками

  5. Господа – дядьки-молоточки

  6. Знакомство с надзирателем

  7. Сударыня – царевна

  8. Миша проснулся

IV Итог урока

— Кто автор произведения.

— Назовите жанр произведения, Докажите, что это сказка.

— Какая будет тема произведения В.Ф. Одоевского

— Что хотел сказать В.Ф. Одоевский своим произведением (главная мысль произведения) (Слайд № 5).

V  Игра «Данетка»

— Ну, а сейчас проверим как вы осознали прочитанный самостоятельно текст.

Я вам раздаю вот такие карточки с вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там где вы считаете нужным.

вопроса

ДА

НЕТ

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

Вопросы для игры

1.Данное произведение сказка? (да)

2. Главный герой мальчик Миша? (да)

3. Табакерка была сделана из золота? (нет)

4. Мальчик-колокольчик говорил скороговорками? (нет)

5. Миша завидовал колокольчикам потому, что они ничего не делают? (да)

6. Колокольчики боялись дядечек-молоточков? (да)

7. Надзирателем в городе-колокольчиков был Валик? (да)

8. Валик всё время работал? (нет)

9. Как звали сударыню царевну — царевна-пружинка? (да)

10. Миша поймёт отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)?   (нет) (Слайд № 6)

— После того, как вы всё сделали, поставьте себе сами оценку. На перемене подойдёте, я вам поставлю эту оценку в дневник.

VI Д/з: Сочинить свою сказку «Путешествие в механическую игрушку».

VII Рефлексия: На доске – Колокольчик «Динь-динь» и принцесса «Пружинка».

— А сейчас ребята, кто всё понял, возьмите зелёный колокольчик  и прикрепите его ….., а кто ничего не понял, возьмите красный колокольчик  и прикрепите его к ……

(Если будут такие детки, которые ничего не поняли, им д.з. прочитать ещё раз сказку).

Вопрос № 7: Одоевский создал свое произведение для детей, с тем, чтобы познакомить их со сложным механизмом музыкальной табакерки, объяснить, что нельзя без особых знаний трогать механический предмет, можно его сломать, показал, что надо быть любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик Миша. 

Есть те, кто управляет всем, и те, кто выполняет все «поручения». Основная мысль этой сказки в том, что главное в жизни порядок, Как только заведенный порядок нарушается, начинаются бедствия и несчастья.

Принципы: наглядности, доступности, психологического комфорта.

Литература: учебник УМК «Школа России» 4 класс.

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1.Мотивация

(самоопределение к учебной
деятельности).

Задача:
подготовка учащихся к работе на уроке

Создание положительной
мотивации на урок

Добрый день, уважаемые
ученики. Для того, чтобы начать наш с вами урок, я хочу вам предложить
посмотреть видео-фрагмент.

-Вы посмотрели фрагмент,
что вы можете сказать?

-Что нужно сделать, — Крошу
и Лосяшу, чтобы все выполнять во — время?

Правильно! Кроша должен
соблюдать распорядок своего дня.

А что бы его правильно
составить, он должен чему научиться?

Правильно! Составлять план
своего дня

Доброжелательный
настрой на урок

 Примерные ответы учащихся.

-Приветствуют
учителя.

-Просмотр видео
урока.

-примерные ответы
учащихся.

-Соблюдать
распорядок

-составлять план

Личностные результаты:

 — смолообразование, установление обучающимися связи между целью
учебной деятельности и её мотивом

оценивание
усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),
обеспечивающее личностный моральный выбор.

2. Актуализация
знаний и целеполагание.

Задача: определение направления
работы с текстом на уроке

Определяется
целенаправленность работы с художественным произведением

Сегодня на уроке мы продолжаем работать с
литературной сказкой В. Ф. Одоевского «Город в табакерке».

Попробуйте
сформулировать цели нашего урока. На доске написаны глаголы, поставьте их
вместо пропусков по смыслу.

Глаголы: учиться, составлять,
познакомиться, закрепим.

1)…… план сказки, ответы на вопросы

2)………..с устройством
музыкальной шкатулки;

3)…….. умения
работы с текстом.

Какие цели вы бы хотели добавить
 сегодня на уроке.

.

В процессе беседы с учителем определяют направление работы с
художественным произведением

-слушают учителя

формулируют цели урока, вместо пропуска
подставляют слова по смыслу.

1)Учиться составлять план
сказки, ответы на вопросы

2)Познакомиться с
устройством музыкальной шкатулки;

3)Закрепим умения
работы с текстом

Предметные результаты:

осознавать цель чтения в соответствии с содержанием,
проявлять интерес к чтению

Коммуникативные УУД:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу
и активность

Регулятивные УУД:

формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения
контролировать, корректировать, оценивать;

Познавательные УУД:

включают: обще-учебные, логические учебные действия,
а также постановку и решение проблемы.

3. Открытие нового знания.
Закрепление и систематизация.

Задача:
создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального
восприятия обучающимися текста

-На прошлом уроке, мы
свами прочитали данную сказку.

Теперь, я вам хочу
предложить составить к нашей сказке план.

Что такое план?

Посмотрите пожалуйста на
электронную доску. Давайте прочитаем, что же такое план.

image001

Мы с вами тоже попробуем
составит план к данной сказке.

-Как вы думаете, а чем нам
в дальнейшем поможет составленный план?

Молодцы! Вы все верно
сказали.

Работу мы будем выполнять
сегодня в парах. У меня для вас приготовлены карточки в количестве 12 штук.
Вы будите вытягивать одну карточку и выполнять работу следующим образом:

1.    
Прочитать внимательно
вашу карточку.

2.    
Определить основную
мысль вашей карточки.

3.    
Написать заголовок вашей
карточки.

Далее, вы будете
представлять проделанную работу и уже все вместе будем определять ее
последовательность в сказке и записывать заголовки на доске.

После завершения вами
работы, давайте прослушаем, что у вас получилось.

Учащиеся выходят к доске называют
заголовок к данной карточке, прикрепляют на доску.

Молодцы! Вы очень хорошо
поработали.

Давайте посмотрим, что у
нас получилось:

Пробуждение
Миши

Разговор с
отцом любознательного сына

Мальчик-колокольчик

Знакомство с
дяденьками -молоточками

Папина табакерка

Волшебное
превращение

Начало
путешествия по сказочному городку

Разговор с
колокольчиками на улице городка

Царевна Пружинка

Разговор с господином Валиком

Городок динь-Динь

Ребята, посмотрите, вы правильно составили заголовки к
карточкам, но что неправильно составлено?

Молодцы.

Мы должны правильно расположить заголовки и понять, что наши
заголовки, это части сказки.

Запишите пожалуйста в тетрадь, правильную последовательность.

Обменяйтесь тетрадями друг
с другом и проверьте работу по эталону на электронной доске.

image002

 Если все сделано
правильно, поставьте красным карандашом знак +. Верните тетрадь.

А теперь, мы можем рассказать
основную мысль каждой части по порядку, следуя по нашему составленному плану.
Выберите, кто из вас, будет рассказывать основную мысль вашей части. Встаем
из своих парт и проговариваем

Что мы с вами научились
составлять?

Из скольких частей состоит
наша сказка?

А почему у нас с вами было
12 карточек, а частей составили 11?

Правильно. Молодцы!

примерные ответы учащихся.

-Смотрят на электронную доску и читают определение к
слову «План».

Примерные ответы учащихся.

Чтобы понять основную мысль сказки.

-Чтобы легче было пересказать данную сказку.

Выполняют работу в парах.

-Учащиеся выходят к
доске, беседуют по данной работе. Записывают заголовок на доске.

-Читают свои записи на доске.

Мальчик-колокольчик

Знакомство с
дяденьками -молоточками

Папина табакерка

Волшебное
превращение

Начало
путешествия по сказочному городку

Разговор с
колокольчиками на улице городка

Царевна Пружинка

Разговор с господином Валиком

Городок динь-Динь

Примерные ответы учащихся.

-нет правильной последовательности заголовков, как написана сказка. 

-Учащиеся записывают правильную последовательность.

image003

-Сверяют работу соседа по парте, по представленному эталону.

-Рассказывают основную мысль части.

Примерные ответы детей.

-План.

-Сказка состоит из 11 частей.

-Потому, что 1 карточка содержит большой объем информации, и вы ее
разделили. 

Познавательные УУД:

— уметь
осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные
УУД:

— уметь
слушать в соответствии с целевой установкой;

планирование
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и последовательности действий;

Коммуникативные
УУД:

— уметь
оформлять свои мысли в устной форме.

умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

— владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Познавательные
УУД:

— уметь
осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные
УУД:

— уметь
слушать в соответствии с целевой установкой;

планирование
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и последовательности действий;

Коммуникативные
УУД:

— уметь
оформлять свои мысли в устной форме.

умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

— владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

4.Самостоятельная
работа
   

Задачи:
обобщение по учебной проблеме, по уроку

Мы с вами проделали
серьезную работу. Обсудили все вопросы.

Давайте обобщим все наши
знания и выполним самостоятельную работу.

У вас у каждого на столах
лежат конверты. Откройте пожалуйста конверт и попробуйте самостоятельно
сформулировать задание.

-Кто сможет
сформулировать?

-Все верно. Выполняйте
работу.

image004

  А  image005  Б  image006  В image007  

Г image008   Д  image009    Е  image010                      Ё 
image011  И  image012

                                                                                                 
Ж 
image013 З   image014 Й  image015

                                                                                      
-Вы
завершили работу. Обменяйтесь конвертами, выполните, взаимопроверку по
эталону.

-У кого все верно,
возьмите в руки красный карандаш, изобразите «Веселый смайлик».

-У кого есть ошибки,
исправьте на верную букву. Возьмите в руки синий карандаш, изобразите
«Грустный смайлик».

-Слушают учителя.

Примерные ответы учащихся.

Нам нужно рядом с
каждой частью сопоставить иллюстрацию, а именно поставить определенную букву.

выполняют работу

-Проверяют свою работу.

image016

Познавательные УУД:

— синтез — составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

5.Рефлексия

Задачи:
рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Наш урок подходит к концу.

-Какова главная мысль этой
сказки?

-Над чем мы сегодня
работали?

А чему нас научило
составлять план в правильной последовательности?

А от чего зависит успех
работы в паре?

Где мы еще можем составить
план?

Молодцы!

Вы сегодня хорошо
поработали. Теперь я предлагаю вам, оценить свою работу. У каждого на парте
лежат листы с изображением «Радуги». Опишите на данных листах свои чувства,
эмоции и достижения.

Поднимите лист вверх, я
посмотрю.

-Отвечают на вопросы учителя.

-мы сегодня работали над планом.

-что бы не запутаться и правильно пересказать данную
сказку.

-от устного составления плана действия друг с другом

— В жизни: в распорядке дня, как с этим не справился
Кроша и Лосяш в видео -фрагменте, в работе.

-на листах с «Радугой» описывают свои чувства, эмоции и достижения.

-поднимают листы вверх.

Коммуникативные УУД:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД:

-оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже
усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка
результатов работы
.

6.  Инструктаж по выполнению
домашнего задания

Проведение инструктажа

-Домашнее задание будет на
выбор:

Подготовить пересказ по
плану от имени Миши.

*Придумать путешествие в
любой механизм.

Урок завершен! Спасибо!

Осмысление домашнего задания

-учащиеся записывают домашнее задание в тетрадь.

Личностные результаты:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению

$ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 «В» КЛАССЕ

Тема: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

МОАУ «СОШ № 25 г. Орска»

Урок литературного чтения . 4 класс «В»

Учитель: Морозова Ольга Юрьевна

Тема:  « В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

$Цель: познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой «Городок в табакерке», показать, как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным устройством музыкальной шкатулки.

Задачи:

  • продолжать формировать навыки выборочного чтения, словесного рисования;

  • развитие памяти, мышления;

  • формирование выразительного, сознательного, правиль$ного и беглого чтения;

  • воспитание любви к чтению.

Оборудование: несколько шкатулок с сюжетными картинками на крышках, музыкальная шкатулка; презентация, учебник, записи на доске

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания.

-Ребята мы с вами прошли раздел поэтическая тетрадь. Давайте вспомним произведения и авторов этого раздела. Вам нужно раз$гадать кроссворд и прочитать ключевое слово.

  1. Из какого стихотворения взяты эти строчки?

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной… («Листопад» Иван Алексеевич Бунин)

  1. Ну, пошёл же ради Бога!

Небо, ельник и песок –

$Невесёлая дорога

Эй! Садись ко мне дружок! («Школьник» Николай Алексеевич Некрасов)

  1. Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила («Бабочка» Афанасий Афанасьевич Фет)

4. Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (Иван Саввич Никитин)

5. Пушкин сказал о нём: «…оригинален –ибо мыслит». (Евгений Абрамович Баратынский)

— Какой частью речи являются эти слова? (сущ)

$ — На какие 2 группы можно разделить эти слова?(имена собственные, нарицательны$е)

— Как пишутся имена собственные?

-Какое слово спрятано? (сказка)

-Что такое сказка? (сказка –вымышленное произведение, где описываются различные герои, их приключения)

-На какие 2 группы можно разделить сказки? (авторские, народные)

— Какие виды сказок вы знаете? (бытовые, волшебные, о животных).

-Чем авторские сказки отличаются от народных ? ( Народную сказку сочинил народ, а авторская сказка имеет автора; в народных сказках предложения короткие, лаконичные, четкие; в авторских сказках предложения длинные, сложные. В народных сказках присутствуют устойчивые выражения.)

III.             Работа по теме урока.

  1. $Сообщение темы и  целей урока.

— Сегодня мы открываем новый раздел, который называется «Литературные сказки». Какие произведения могут в него входить? (произведения которые написаны авторами)

— Ребята, сегодня мы познакомимся  с научно-познавательной сказкой

$В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»  СЛАЙД №1

— А как вы думаете, чему мы сегодня сможем научиться?

Дети:

—  познакомимся со сказкой;

—  познакомимся с творчеством писателя;

$— отвечать на вопросы;

— находить в тексте нужные отрывки;

— читать выразительно, бегло;

— думать;

— делать выводы;

— подводить итоги.

— Молодцы! Это и будут цель и задачи нашего урока.$

2. Знакомство с творчеством В.Ф. Одоевского.

    СЛАЙД № 2,3

Жизнь и творчество В.Ф. Одоевского.

Давно, 100 лет назад, в городе Петербурге жил один человек Владимир Федорович Одоевский. И был этот человек , как все про него говорили ужасный чудак. Чудаком его считали за то, что он носил остроконечный колпак в полметра вышиной и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его считали и за то$, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем , так тогда называли писателей. В своем странном костюме Одоевский пожалуй правда смахивал на сказочного чародея. Ну кроме одежды ничего в нем странного не было, наоборот, был он очень умный , образованный и необыкновенно добрый человек. Он всегда обо всех заботился, и всегда о ком нибудь хлопотал. Но больше всего Одоевский заботился о детях и об их воспитании. Благодаря его хлопотам и трудам было основано в Петербурге несколько детских приютов для беспризорных детей и сирот, бесплатная детская больница. В детях он видел будущее и очень их любил. Но ребята любили его еще больше потому, что никто кроме него не умел так просто и интересно объяснять от чего идет дождь или почему зимой холодно, а летом тепло или рассказать интересную только что придуманную сказку. А когда он записал несколько таких сказочек, то получилась книжечка Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея. Это была первая русская книжка для детей. Вот с одной из этих сказок мы сегодня познакомимся на уроке. Называется она Городок в табакерке.

СЛАЙД №3

— О чём вам говорит заголовок? (речь будет идти о табакерке)

— Что же такое табакерка? Давайте посмотрим.

СЛАЙД №4$

Нюхательный табак держали в табакерках из дерева, серебра, золота, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

СЛАЙД №5-8

Посмотрите на эту шкатулку. Чем она отличается от остальных? (Учитель открывает шкатулку — звучит мелодия).

$— А сейчас посмотрите, ребята, на различные виды музыкальных шкатулок (табакерок).

 СЛАЙД №9

— Как устроена музыкальная шкатулка? Для кого это является загадкой?

-Давайте прочитаем литературную сказку В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» и посмотрим, пом$ожет ли он нам разгадать тайну?

3. Первичное восприятие текста.

А) – Ребята, сядьте поудобнее, я предлагаю вам прослушать начало текста в исполнении Н. Литвинова – мастера художественного слова, а вы следите по тексту.

Б) Далее комбинированное чтение: учитель  + сильный ученик.

4. Вопросы по прочитанному тексту.

 -Понравилась ли вам сказка? Что именно понравилось?

$

— Кто является главным героем сказки? (мальчик)

5. Физ.минутка

6. Словарная работа. Работа в группах.

Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.

— Сейчас мы дадим толкование этим словам.

— Ребята,$ из каких источников мы узнаём значение слов? (Из учебника, толкового словаря, интернета, спрашиваем у взрослых.)

 1 группа – работа с учебником

2 группа – работа с интернетом

3 группа – работа с толковым словарём

4 группа – работа с гостями урока

СЛАЙД №10

 Бюро – стол с ящиками  для хранения бумаг.

СЛАЙД №11

Горка — специальная мебель $в виде пирамиды для дорогой посуды

СЛАЙД №12

 Ставни – деревянный$ затвор, «ворота» на окошках в деревянных домах.

СЛАЙД №13

Флюгер — представляет собой металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра.

СЛАЙД №14

Шатёр — покрытие в виде высокой многогранной пирамиды

СЛАЙД №15

Бахрома — $украшение к занавесям, тесьма с висящими с одной стороны нитями.

СЛАЙД №16

 Тиснёная бумага – бумага, с выдавленным рисунком.

IV. $Закрепление.

Беседа с выборочным чтением.

— Прочитайте описание табакерки. Как она выглядит? (с.158)

-Как называется этот волшебный городок? (Динь-Динь)

-С какой просьбой обратился Миша к папеньке? (с.159 Папенька, нельзя ли войти в табакерку?)

-Почему Мише хотелось попасть в табакерку? (хотел узнать, что там делается)

-Что увидел Миша, когда папа открыл крышку табакерки? (колокольчики, молоточки, валик и колёса)

$-Сейчас мы посмотрим отрывок из сказки, который для вас подготовили ребята. Скажите, с кем Миша отправился в городок Динь-Динь? (инсценирование отрывка)

— Вам хотелось быть похожим на Мишу? (да) Почему? (был воспитанным человеком) Кто такой воспитанный человек? (человек, который стремится к знаниям, вежливый, доброжелательный)

-Кто еще жил в этом городке? (колокольчики, молоточки, валик, пружинка)

— Что у нас получился? (механизм)$

— Скажите, а кто главный в механизме? (пружинка)

-Что будет если сломать пружинку? (не будет работать весь механизм)

-Посмотрите самый конец сказки. Какая наука изучает механизмы? (механика)

V .Итог.

— Помогла ли сказка узнать нам устройство музыкальной табакерки?$

-Чему учит эта сказка? (наблюдательности, умению исследовать интересные и сложные механизмы)

— Выбери начало фразы и продолжи её:

VI. Рефлексия

СЛАЙД №17

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

    $

  • Меня удивило…

Выставление оценок

VII . Домашнее задание: прочитать сказку с.158-169 выразительно прочитать, найти в тексте какие поговорки были у жителей городка

$

$

На чтение 17 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Реклама!

Выбирайте кино ниже на странице.

26
Оцените фильм отметив одну из звездочек.

Дата выхода: 01.01.1976

Продолжительность: 00:10:12

Производство: СССР,

Жанры: Короткометражный, Советские мультфильмы,

Ключевые слова: ,

Режиссер: –> Валерий Угаров

«Шкатулка с секретом» — мультипликационный фильм-музыкальная фантазия на тему сказки Владимира Одоевского «Городок в табакерке».

Коллекции с этим фильмом

  • Смотреть онлайн
  • Кадры из фильма
  • С фильмом смотрят

image

image

Фильмы похожие на Шкатулка с секретом

загрузка Качество Перевод Добавлен Как скачать фильм? ” > Подробнее Русский фильм 145.73 МБ ” > HD Подробнее Русский фильм 336.66 МБ 16 янв 2017 ” > Подробнее Русский фильм 156.49 МБ 16 янв 2017 Подробнее Русский фильм 143.99 МБ 15 янв 2015 ” > Подробнее Русский фильм 129.49 МБ 01 авг 2012 Сообщить о появлении в хорошем качестве

  • Комментарии

Расписание сеансов –>

Главные герои

Миша

В сказке описывается сон, который видит главный герой, находясь под впечатлением от чудесной музыкальной табакерки со сложным внутренним механическим устройством. Зовут главного героя Миша.

Миша – воспитанный, благожелательный, послушный мальчик, приветливый и добродушный. К своим родителям Миша относится с любовью. Он ласков с ними. Когда он обращается к отцу, он называет его «папенька», а маму зовет «маменька». Родители в Мише души не чают. Они стараются всесторонне развивать своего ребенка.

Миша любит рисовать, а читать не очень любит.

Миша очень впечатлителен, у него богатая фантазия. Вид табакерки с целым городком внутри, какой Миша еще никогда не видел, произвел на него столь неизгладимое впечатление, что, заглядевшись на табакерку и замечтавшись, он погружается в сон.

Читайте также:  Гоголь, “Страшная месть”: краткое содержание, главные герои, анализ произведения

В состоянии сна в нем открываются исследовательские способности, просыпаются любознательность и любопытство. Миша задает мальчику-колокольчику много вопросов. Он неожиданно начинает видеть то, на что наяву он не никогда не обратил бы никакого внимания, замечает необычное в привычных вещах и явлениях.

Отец Миши

Отец Миши старается подталкивать своего ребенка к тому, чтобы он развивался, узнавал что-то новое. Отец для Миши – «папенька». Слово папеньки для Миши — непререкаемая истина, закон.

Мальчик-колокольчик

Мальчик-колокольчик – один из приснившихся Мише жителей Городка.

Миша во сне видит много мальчиков-колокольчиков, но один из них встречает Мишу и предлагает ему совершить с ним прогулку по Городку.

Мальчик-колокольчик очень учтив. Но Миша замечает, что Мальчик постоянно приговаривает: «Динь-динь-динь». Мальчик говорит, что это такая поговорка. Когда Миша говорит, что не хорошо постоянно употреблять поговорки (так говорил ему папенька), Мальчик-колокольчик немного обижается. Но Мальчик-колокольчик отходчив, долго он не сердится.

Мальчик-колокольчик рад случаю показать свои знания. Он объясняет Мише законы перспективы и акустики. Правда, как выясняется, мальчик-колокольчик в школе не учится и ему от этого очень скучно.

“Городок в табакерке” – краткое содержание сказки В.Ф. Одоевского

Краткое содержание

Рассказ начинается с того, что отец показывает сыну красивую табакерку, на которой располагались резные домики, врата и башни, деревья и цветы, а на горизонте вставало солнышко.

Отец рассказал Мише, что этот городок носит необычное название Динь-динь, затем он коснулся какой-то детали, и из табакерки полилась чудесная музыка, а солнце поплыло по небу. После захода взошел рогатый полумесяц, и появились звезды.

Мальчику очень захотелось побывать в этом сказочном месте, чтобы познакомиться с местными жителями, узнать об их жизни. Когда же он рискнул заглянуть под крышку, то ему открылась удивительная картина. Там были:

  • колокольчики;
  • молоточки;
  • разного размера колесики;
  • валик.

Сын стал интересоваться у папеньки, как устроена эта шкатулка, как она работает. Отец предложил Мише разобраться в механизме самостоятельно и отгадать принцип его действия. Но предупредил, что ни в коем случае нельзя трогать пружинку, иначе табакерка сломается.

Малыш долго рассматривал шкатулку, пытался разобраться, откуда звучит музыка. Вдруг внутри открылась дверка, а из нее появился золотоволосый мальчик. Он махнул Мише рукой, будто приглашая его следовать за собой. Неожиданно главный герой осознал, что его рост стал такой же, как и у гномика.

Читайте также:  Древняя Русь и Франция в XI веке. Судьба русской царевны Анны Ярославны

Проникнув в город, он узнал, что там живут и другие персонажи. Вначале его пригласили в гости мальчики-колокольчики. Когда они проходили через арку из тисненой бумаги, она показалась ему слишком маленькой. Тогда новый знакомый рассказал ему о законе перспективы, согласно которому все предметы вдали кажутся маленькими, а вблизи — большими.

Затем Миша познакомился с дядьками-молоточками, которые занимались тем, что постоянно стучали по колокольчикам. На вопрос, зачем они это делают, те ответили, что так приказал надзиратель — господин Валик. Любопытный мальчик отправился к нему.

Валик возлежал на диване, а вся его одежда была увешана крючками, во время переворота они цеплялись за молоточки, а затем стучали в колокольчики. Миша набрался храбрости и попросил больше так не делать. Но надзиратель ответил, что ничем помочь не может, так как над ним тоже есть власть.

Жанр произведения

В книге под названием «Сказки дедушки Иринея» сразу несколько рассказов для детей. В этот цикл вошла и сказка «Городок в табакерке». Жанр этого произведения относится к познавательному сочинению.

Во время чтения дети знакомятся с вымышленными жителями музыкальной шкатулки, дополнительно изучают ее внутреннее устройство и механизм. Детали и принцип действия описаны полностью и без какого-либо искажения фактов. В рассказе содержится много полезного и познавательного материала. Форма изложения текста, которую использует создатель, может легко называться сказкой.

В одном рассказе сочетаются энциклопедические сведения, вымысел и волшебство, свойственное только сказкам, что было абсолютно не принято в литературе XIX столетия. Автор смог при создании произведения соединить все это в одно целое, и результат оказался очень удачным. Его смогли по достоинству оценить и взрослые, и маленькие читатели. Одоевский всегда стремился, чтобы его сочинения развивали в ребенке лучшие черты характера:

доброту;честность;трудолюбие;уважение.

Всему этому можно научиться при изучении «Городка в табакерке». При чтении книги в человеке обязательно затеплятся эти чувства.

Целью автора являлось развитие у детей любознательности и приобретение новых знаний. Миша, попав в шкатулку, не гуляет — он поставил цель и составил план, которому строго следует. Вначале он узнает о некоторых законах изобразительного искусства и перспективах, а затем разбирается в устройстве и понимает, как зарождается мелодия.

Помимо этого, Одоевский на протяжении всего рассказа показывает, насколько мальчик настойчив и любознателен, а также вежлив со всеми. Смысл сказки заключается в том, чтобы ребенок понял, что только с помощью полного взаимопонимания и слаженной работы можно получить желаемый результат.

Второстепенные герои

Мальчики-колокольчики

У мальчиков-колокольчиков нет родителей, зато у них есть дядьки, которые по ним постукивают. У мальчиков много свободного времени. Они не знают, чем бы заняться. Они очень страдают от скуки: у них нет ни книжек, ни картинок. Даже в школу им ходить не надо.

Внешне мальчики-колокольчики очень похожи между собой. У всех мальчиков-колокольчиков золотая головка, и все они одеты в стальные юбочки. Они различаются только размерами: одни мальчики колокольчики побольше, другие поменьше.

Мальчики-молоточки умные и добрые.

Дядьки-молоточки

Читайте также:  Читать онлайн “Маленький лорд Фаунтлерой (пер. Демуровой)” автора Бёрнетт Фрэнсис Ходгсон – RuLit – Страница 1

Дядьки-молоточки злые и сердитые. Они ходят по городу и стучат по мальчикам-колокольчикам. Стучат и приговаривают: «Тук-тук-тук». Они стучат по мальчикам-колокольчикам, чтобы выполнить приказ своего начальника. Начальник у них — надзиратель, господин Валик.

Валик

Валик – господин в халате с крючками. Он проводит свою жизнь, лежа на диване и ворочаясь с боку на бок. Больше он ничего не делает. Крючки на его халате цепляют дядек-молоточков, заставляя постукивать мальчиков-колокольчиков. А сам Валик – добрейший господин — не причем: он вроде как спит, ничего не видит, ничего не слышит, ни о чем понятия не имеет. Его любимая присказка – «Шуры-муры, шуры-муры».

Но и у господина Валика свое начальство есть – это Царевна-Пружинка

Царевна-Пружинка

Царевна-Пружинка напоминает змейку. Как змейка, она то сворачивается, то разворачивается. Царевна-Пружинка неустанно толкает надзирателя Валика в бок.

Мать Миши

У Миши есть мама, или маменька, как зовет ее Миша. Мишина маменька вместе с папенькой наблюдает, как Миша рассматривает табакерку и как он засыпает. Ей очень смешно и весело. Когда Миша просыпается, он слышит, как маменька смеется.

Мальчики-колокольчики

Папа сказал, что табакерка маленькая, и Миша не сможет в неё попасть, но ребёнку это удалось. Он присмотрелся и увидел, как его из музыкальной шкатулки манит маленький мальчик. Миша не испугался, а пошёл на зов. Что удивительно, он будто бы уменьшался в размерах. Миша не только оказался в городке, но и смог прогуляться по нему с новым другом, преодолевая невысокие своды. Проводником был мальчик-колокольчик. Потом Миша увидел ещё несколько таких же детей, тоже мальчиков-колокольчиков. Они говорили и издавали звуки: «Динь-динь».

Таковы были жители и сам городок в табакерке. Краткое содержание переходит к несколько печальному моменту. Сначала Миша позавидовал новым друзьям, ведь им не нужно было учить уроки, делать домашние задания. На это дети возразили, сказав, что лучше бы они трудились, ведь без этого им так скучно. К тому же колокольчикам очень досаждают злые дядьки, которые периодически стучат им по голове. Это молоточки.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

вторник, 5 июня 2020 г.

“Городок в табакерке”

Одоевский В. сказка “Городок в табакерке”

Жанр: волшебная литературная сказка

Главные герои сказки “Городок в табакерке” и их характеристика

  1. Миша, мальчик, очень любознательный, пытливый, которому все на свете интересно, добрый и отзывчивый.
  2. Папа мальчика, добрый и умный, хотел, чтобы мальчик до всего дошел своим умом.
  3. Мальчики-колокольчики, звонкие и веселые, бойкие, насмешники
  4. Дядьки-молоточки, суровые и принципиальные
  5. Надзиратель Валик, ленивый и неповоротливый
  6. Принцесса Пружинка, легкомысленная, ветреная, важная.

План пересказа сказки “Городок в табакерке”

  1. Подарок отца
  2. Чудесная табакерка
  3. Мечты Миши
  4. Приглашение колокольчика
  5. Перспектива
  6. Колокольчики
  7. Молоточек
  8. Валик
  9. Сломанная Пружинка
  10. Пробуждение

Кратчайшее содержание сказки “Городок в табакерке” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Папа дарит мальчику Мише музыкальную табакерку и предлагает разобраться в том, как она работает
  2. Миша видит колокольчика и с ним проникает в городок в табакерке
  3. Он узнает от колокольчиков про молоточки,от молоточков про валик
  4. Миша находит пружинку и останавливает ее, пружинка лопается
  5. Музыка прекращается и мальчик просыпается
  6. Папа предлагает Мише изучать механику.

Сон или реальность

Миша решил проверить, правду ли говорит принцесса, и зажал Пружинку пальцем. Валик закрутился быстро-быстро, молоточки застучали часто-часто, а вот музыки не было. Мальчик сильно испугался, ведь папа предупреждал его, чтобы ребенок не трогал пружину, иначе сломает предмет. Мишка проснулся от страха, что испортил табакерку.

Он рассказал свой сон отцу и матери, которые его похвалили за ответственный подход к изучению таинственного предмета. Папа сказал Мише, что он смог полностью разобраться в устройстве табакерки, а то, что не понял, узнает немного позже, когда начнет изучать механику.

Ученикам проще читать краткое содержание сказки, но в полном издании есть интересные иллюстрации, множество рисунков, которые показывают насколько интересно само произведение. В нем ярко отражается интерес ребенка к механическим процессам, происходящим в табакерке. Это любопытство в дальнейшем перерастет в более сильное чувство и пригодится подросшему Мише в жизни.

Жанр этого произведения близок к научному и фантастическому. Возможно, именно поэтому сказка так интересна детям школьного возраста.

Главным героем увлекательного мультика Шкатулка с секретом является маленький мальчонка. Когда ему изрядно поднадоели его детские игрушки, карапуз решил найти себе новое развлечение и обследовать дом. В одном закутке, он и обнаружил старинную экзотическую шкатулку. Как рассказал папа, раньше та издавала прелестную музыку, но какой то механизм вышел из строя и она перестала функционировать. Видимо, желание мальчишки реанимировать диковинный аппарат было настолько большим, что оно возродило волшебную силу, заключенную внутри предмета. Эта сила сделала карапуза еще более мелким и поместила внутрь шкатулки, давая ему возможность исправить ситуацию.

Мультфильмы: Шкатулка с секретомМультфильмы: Шкатулка с секретом

1.docx

Музыкальные инструменты и игрушки: Музыкальная шкатулка

1-е занятие

Программное содержание. Учить детей слышать изобразительность музыки, различать средства выразительности, создающие образ (регистр, характер звуковедения, динамику).

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы когда-нибудь видели музыкальную шкатулку? (Показывает игрушку.) Если открыть крышку этой шкатулочки, мы услышим мелодию (открывает шкатулку).

Какая маленькая куколка танцует под эту музыку! Сейчас я сыграю вам пьесу для фортепиано, которая называется «Музыкальная шкатулочка». Ее написал композитор С. Майкапар. Какая легкая, танцевальная, волшебная музыка, послушайте! (Исполняет пьесу.)

Мелодия звучит высоко, тихо, воздушно, игриво. Она все время повторяется и напоминает звуки механической игрушки. Начинается пьеса легко, изящно, мелодия волшебно позвякивает, позванивает, словно светящаяся на солнышке капель. (Исполняет фрагмент.) К концу пьесы в аккомпанементе появляются более быстрые плавные звуки, будто слышатся какие-то шумы в механизме игрушки. (Исполняет фрагмент, затем всю пьесу целиком.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями, различать оттенки настроений.

Ход занятия:

Педагог исполняет пьесу С. Майкапара, дети вспоминают ее название, высказываются о характере музыки.

П е д а г о г. Пьеса С. Майкапара «Музыкальная шкатулочка» игривая, веселая, танцевальная. У композитора Г. Свиридова, в его «Альбоме пьес для детей», тоже есть пьеса с похожим названием – «Музыкальный ящик». Послушайте ее и скажите, похожа ли она на «Музыкальную шкатулочку» С. Майкапара? (Играет пьесу.)

Д е т и. Да.

П е д а г о г. Мелодия в обоих произведениях звучит высоко, тихо, волшебно. В пьесе С. Майкапара она отрывистая (исполняет фрагмент). А в пьесе Г. Свиридова иногда плавная – светится, мерцает, лучится, переливается (звучит фрагмент), иногда вдруг музыка грустнеет, становится жалобной (звучит фрагмент). В конце одни и те же интонации и отрывки мелодии грустно повторяются, мелькают. Может быть, композитор хотел изобразить в этой части пьесы, что в игрушке заканчивается завод? (Играет фрагмент.) Грустная, удивленная мелодия звучит с сожалением, шкатулочка замолкла… (Звучит фрагмент и пьеса целиком.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали две пьесы с похожими названиями – «Музыкальная шкатулочка» С. Майкапара и «Музыкальный ящик»  Г. Свиридова. Обе они звучат легко, прозрачно, высоко, музыка танцевальная, изящная, изображает механическую безделушку. Пьеса С. Майкапара веселая, игривая, а в музыке Г. Свиридова чувствуется и грустное настроение. (Звучат оба произведения.)

У замечательного русского композитора Анатолия Константиновича Лядова есть пьеса «Музыкальная табакерка». Первоначально она была создана для фортепиано, позже композитор написал вариант для оркестра.

Табакерка – это маленькая коробочка, в которой хранили табак. Делали табакерки иногда очень красивыми, затейливыми, даже с музыкой. Откроешь табакерку – она заиграет волшебную мелодию.

А. Лядов посвятил свою «Музыкальную табакерку» –  удивительную по красоте пьесу, сыну Мише. Музыка необыкновенно изящна, грациозна, полна забавных звучаний, юмора, чудес. (Звучит пьеса.)

Начинается «Музыкальная табакерка» коротеньким вступлением. После него звучит волшебная, позванивающая мелодия, игривая и светлая. (Звучит фрагмент.) В середине пьесы появляется печальный напев, напоминающий шарманочную, заунывную музыку. Мелодия эта постепенно разукрашивается, расцвечивается блестящими пассажами, переливается (звучит фрагмент). Третья часть пьесы повторяет первую. (Звучит фрагмент.)

Известный русский критик В. Стасов писал А. Лядову: «Ваша «Табакерочная музыка» – прелесть, сущий маленький рубин или изумруд … И как это у вас там мило, в «Табакерке» когда вдруг что-то крякнет или чихнет вверху!»

А. Лядов очень забавно и тонко передает при помощи фортепиано и музыкальных инструментов оркестра звучание механической игрушки со всякими ее призвуками, щелчками, жужжанием. Шутливая, блестящая пьеса А. Лядова лучится и сверкает всем на удивление! Ею любуешься и восхищаешься, и сколько ни слушаешь, находишь все новые обаятельные, очаровательные черточки и понимаешь, что эта музыка – настоящее чудо! (Звучит пьеса.)

Скачано с www.znanio.ru

Музыкальные инструменты и игрушки:

Педагог исполняет пьесу С. Майкапара, дети вспоминают ее название, высказываются о характере музыки

У замечательного русского композитора

Скачать файл

Вокруг музыкальной шкатулки всегда существовал романтический ореол. Музыкальная шкатулка — это особая вещь, от неё веет чем-то старинным, и даже немного волшебным,удивительный по изяществу и красоте механизм, благодаря которому можно наслаждаться любимыми мелодиями, и к тому же функциональный, ведь в некоторых музыкальных шкатулках так приятно хранить драгоценности и памятные вещи.

Музыкальная шкатулка:

История музыкальной шкатулки

Music Box:

Там же в 1815г. открылась первая фабрика по производству музыкальных шкатулок. Позже фабрики-филиалы появились и в США. В 50-х гг. прошлого века, пережив кризис 30-х гг., грозящий их полному исчезновению, музыкальные шкатулки снова стали популярны.

В самых первых музыкальных шкатулках использовали металлический диск. Механизм с использованием валика стали делать в начале 19 века, как раз ближе к 1815 году. Но интересно, что до 80-х годов всевозможные валики и барабаны использовали активно, затем в серийных моделях стали использовали взаимозаменяемые стальные и даже картонные диски, так как их изготовление было значительно проще.

В конце 19 — начале 20 века дальнейшее развитие получили автоматы на бумажной перфоленте. Это были приставки к фортепиано, а затем и автоматические пианино и рояли, они назывались пианорепродукторами и позволяли слушать игру знаменитых пианистов, записанную на бумажной перфоленте. В тоже время появились и граммофоны, которые могли воспроизводить голос.

В настоящее время можно встретить шкатулки на любой вкус, некоторые из них имеют удобные отделения для хранения драгоценностей. Есть и карманные часы с музыкой, и механические птицы, издающие чудесное пение. От традиционного коричневого цвета до розового, синего, бежевого – музыкальные шкатулки стали модным предметом интерьера.

Musical Box:

Устройство музыкальной шкатулки

Гребенка:

Но как же устроена музыкальная шкатулка, что за механизм лежит в ее основе? Шкатулка состоит из четырех основных частей: рукоятки, цилиндра со штырьками, плоской гребенки и станины, на которую установлены все детали.Механизм классической музыкальной шкатулки бывает двух видов, ручной и заводной. Ручной механизм надо крутить самому, мелодия перестанет звучать, как только вы перестанете крутить ручку. Заводной механизм заводится ключом и мелодия звучит пока не кончится завод у пружины.

c5bb430a04.jpg (411×411):

Механизм Когда мы крутим рукоятку музыкальной шкатулки, она вращает цилиндр со штифтами – они в свою очередь щипают металлическую гребенку, которая состоит из множества настроенных зубьев разной длины. Рукоятка (либо ключ) также заводит пружинный механизм, позволяющий продлить время проигрывания мелодии. Более сложные музыкальные шкатулки в дополнение к гребенке имеют крошечные колокольчики и барабан, благодаря которым мелодия становится более насыщенной. Некоторые музыкальные шкатулки проигрывают несколько мелодий. В этом случае цилиндр имеет более одного набора штифтов (штырьков), но они немного смещены относительно штифтов первой мелодии. Если такой цилиндр переместить относительно гребенки, мы услышим вторую композицию. Изготовление музыкальной шкатулки – непростое дело, требующее несколько сот операций, производимых вручную. Для гребенки используют специальную сталь, от ее химического состава зависит качество звука.

Фотографии Музыкальная шкатулка конца 19 века.:

Музыкальная шкатулка конца 19 века

A MANTEL CLOCK WITH MUSIC BOX,late Empire, France, - Koller Auctions | Artfact:

A MANTEL CLOCK WITH MUSIC BOX,late Empire, France, — Koller Auctions

REGINA DISC MUSIC BOX, The Regina Music Box Co., - O'Gallerie | Artfact:

The Regina Music Box Co., — O’Gallerie

LARGE MUSIC BOX WITH AUTOMATON 

Красивы музыкальные шкатулки из цельной древесины. Для их изготовления подходит дуб, ореховое дерево, клен. Их украшают геометрические и цветочные узоры, а для инкрустации используют перламутр и красное дерево.

BIRD CAGE AUTOMATON,circa 1900. Wood, brass, — Koller Auctions

Victorian Musical Automaton Brass Bird Cage

Exquisite and Rare Music Boxes, Singing Birds, Mechanical Birds, Faberge Imperial Musical Eggs, Antique Music Boxes

Красиво, функционально, музыкально

Музыкальная шкатулка – особенный предмет интерьера, подарок для тех, кто ценит музыку и изящество, но в то же время практичный, ведь в шкатулку можно положить письма и другие памятные вещи или аккуратно разложить по ее маленьким отделениям украшения.

Regina Music Box

Механические куклы-музыканты на музыкальной шкатулке.

Музыка, льющаяся из шкатулки, обязательно поднимет настроение и развеет грусть. И быть может, это самое главное предназначение музыкальной шкатулки, ведь ее создали, чтобы радовать слух и взор людей

Music box carousel

И даже картины- часы+музыкальная шкатулка!

http://blogs.privet.ru/community/lavka/127701082

  • Сказка однажды я оказался в большом городе
  • Сказка одноглазка двуглазка и трехглазка читать
  • Сказка олимпийская деревня дедморозовка слушать
  • Сказка олененок бэмби смотреть
  • Сказка общее счастье 5 класс читать