Сказка одиссей у циклопов читать

Многие греческие мифы нашли отражение в античной литературе, традиции которой не приветствовали описание жизни простых людей. гораздо более интересовали древних

Многие греческие мифы нашли отражение в античной литературе, традиции которой не приветствовали описание жизни простых людей. Гораздо более интересовали древних авторов и читателей приключения богов и героев, рассказы о необычайных происшествиях.
Такими произведениями стали две известные поэмы Гомера, “Илиада” и “Одиссея”. Посвященные реально произошедшей Троянской войне (специалисты датируют ее примерно XIII-XII в. до н.э.), эти поэмы описывают участие в этой войне олимпийских богов, а также рассказывают о путешествии главного героя – Одиссея, и происходящие с ним события никак нельзя назвать реальными.

Одиссей на острове циклопов

Одна из самых известных историй о путешествии Одиссея посвящена тому, как по пути домой, на остров Итаку, Одиссей вместе со спутниками попал на остров циклопов. Ни один человек ранее там не оказывался: всем известно, что циклопы свирепы и не знают законов. Но Одиссею и его спутникам стало невероятно интересно посмотреть на этот народ.
Причалив к острову ночью, они сперва поохотились на местных коз, поскольку были голодны, а потом Одиссей отправился к пещере циклопа. Звали того Полифем, он был особенно свиреп и жил всегда отдельно от других. Когда циклоп увидел путников, то сразу заявил, что на этом острове все будет по его воле. Он убил нескольких спутников Одиссея и съел их. Но Одиссей в конце концов придумал, как можно перехитрить Полифема и спастись.
Вечером он предложил циклопу чашу вина, затем другую. Циклоп немного подобрел, спросил Одиссея о том, как его зовут и откуда он. Одиссей обманул циклопа, сказав, что его зовут Никто. А когда Полифем уснул, захмелев, Одиссей с товарищами схватили длинное острое бревно, разожгли его на костре и выжгли им глаз циклопу.
Проснувшись от боли, Полифем позвал на помощь других циклопов, однако даже не смог объяснить им, что приключилось. Они ушли, оставив собрата. А наутро после этого Одиссей с товарищами сбежали с острова, угнав с собой стадо Полифема: поскольку циклоп ничего не видел и мог следить за стадом лишь на ощупь, они прицепились к овцам и баранам снизу и направили их к своему кораблю. Уже когда корабль Одиссея отплывал от острова, тот крикнул циклопу, что своей жестокостью он сам навлек на себя кару Зевса, и что он должен знать на самом деле ослепил его Одиссей, царь Итаки.
Циклоп, услышав это, завыл от злости: оказывается, это было предсказано ему прорицателем. Однако он думал, что Одиссей – это грозный великан, а не обычный человек. Но Одиссею удалось победить страшного циклопа хитростью, а не силой.

Нужна помощь в учебе?

  • Одиссей, рассекая волны, достиг однажды острова, на котором жили суровые циклопы. Для жилища они выбирали себе пещеры, друг с другом дружбы не водили, а законы их были суровыми.
    Одиссей и его команда вошли в залив острова, который располагался совсем близко к острову циклопов. На нем они провели ночь, отдыхали, пировали, а на следующий день отправились в гости к невероятным чудищам.
    Одиссей и 12 его товарищей вошли в пещеру одного циклопа, хозяина дома не было, он пас свое стадо. Когда он вернулся и увидел непрошенных гостей, был очень взъярен: тут же убил двоих и съел.
    В последствии он съел еще четверых. Циклоп не боялся спать с людьми, ведь убив его, они бы обрекли себя на погибель: вход в пещеру чудище запаливало большим куском скалы.
    Но Одиссей придумал, как спастись. Пока циклоп пас своих овец и коз, он нашел в пещере бревно, взял от него небольшой осколок, заострил конец.
    Наконец, циклоп вернулся. Одиссей раздобрил великана, поднося ему чаши с вином. Циклоп спросил, как его зовут, на что Одиссей ответил, что его имя – “Никто”. Его циклоп обещал съесть последним.
    Когда циклоп уснул, Одиссей раскалил конец бревна и вонзил великану в единственный глаз. Циклоп взревел от боли, на его крик сбежались другие циклопы, но, услышав, что его обидел Никто, отмахнулись от него.
    На следующий день циклоп Полифем стал выводить свое стадо на прогулку, Одиссей и его товарищи прицепились к животным снизу. Так они спаслись, вернулись к своим кораблям (вместе с животными) и отчалили. Циклоп дважды кидал утесы в море, но так и не попал в корабль Одиссея.

  • Древнегреческий миф “Одиссей на острове циклопов. Полифем”
    Жанр: миф
    Главные герои сказки “Одиссей на острове циклопов. Полифем” и их характеристика
    Одиссей, царь Итаки. Хитроумный, любопытный, сильный и бесстрашный.
    Полифем. Жестокий циклоп-людоед. Безжалостный и эгоистичный.
    План пересказа сказки “Одиссей на острове циклопов. Полифем”
    На острове рядом с землями циклопов
    Пещера возле берега моря
    Богатая добыча и мольбы спутников
    Любопытство Одиссея
    В западне
    Смерть двух греков
    План Одиссея
    Смерть еще двух греков
    Одиссей выжигает глаз циклопу
    Циклопы-соседи
    Побег под баранами
    Метание скал.
    Кратчайшее содержание сказки “Одиссей на острове циклопов. Полифем” для читательского дневника в 6 предложений
    Корабли Одиссея приблизились к землям циклопов и Одиссей захотел увидеть великанов.
    Он пристал к острову и с спутниками вошел в пещеру, где было много ягнят и сыра.
    Они дождались циклопа, но тот завалил камнем вход и убил двух товарищей Одиссея
    Одиссей рассказал циклопу, что его зовут Никто, потом напоил его и выжег бревном глаз.
    Остальные циклопы, узнав что Полифема ослепил Никто, спокойно разошлись
    Одиссей и его спутники сбежали, прицепившись снизу за овец и баранов.
    Главная мысль сказки “Одиссей на острове циклопов. Полифем”
    Начальник не должен забывать о своей ответственности за подчиненных ему людей. И не потакать своему любопытству, если это может представлять опасность.
    Чему учит сказка “Одиссей на острове циклопов. Полифем”
    Сказка учит не быть излишне любопытным. Учит проявлять разумную осторожность и предусмотрительность. Учит сохранять присутствие духа в любой ситуации и везде находить выход. Учит не забывать о своей выгоде, чтобы не произошло.
    Отзыв на сказку “Одиссей на острове циклопов. Полифем”
    Эта сказка – отрывок из древнегреческой поэмы “Одиссея”, в которой главным героем оказывается Одиссей. Это хитрый и могучий царь, которого подводит излишняя самоуверенность и любопытство. В целом это положительный персонаж, хотя конечно варвар, как и все в те жестокие времена. Но обидно, что по его вине погибли ни в чем не виноватые греки.
    Пословицы к сказке “Одиссей на острове циклопов. Полифем”
    Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
    Не тычь носа в чужое просо.
    Кто храбр, да стоек, тот десятерых стоит.
    Хочешь жить – бейся на смерть.
    Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
    Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Одиссей на острове циклопов. Полифем”
    После долгого плавания корабли Одиссея приблизились к острову циклопов. Там жили жестокие, не знающие правды великаны, которые пасли коз.
    Одиссей со спутниками не стал сразу высаживаться к острову циклопов, а причалил к небольшому островку рядом, где водились дикие козы. Они пополнили запасы мяса и решили посмотреть на жизнь циклопов.
    Одиссей взял с собой двенадцать товарищей, меха с вином, и отправился к ближайшей пещере. Циклоп, который там жил, был одинок, он был великаном с одним глазом.
    Одиссей и его друзья вошли в пещеру. Циклопа не было, он пас свои стада. В пещере было много продуктов, и друзья Одиссея стали уговаривать его набрать провизии и уйти. Но Одиссей очень хотел увидеть циклопа.
    И вот они дождались. Огромный циклоп принес огромную кучу дров и свалил ее у входа. Он загнал в пещеру свое стало коз и завалил вход в нее огромным камнем. Потом он развел костер и в свете огня заметил Одиссея.
    Циклоп громко спросил кто они, и Одиссей представился по всем правилам и попросил быть гостеприимным, угрожая карами от Зевса.
    Но циклоп только смеялся над греческими богами. Он стал расспрашивать о корабле Одиссея, и узнав, что тот разбило бурей, сразу схватил двух спутников Одиссея, стукнул их о землю и убил. Потом он съел несчастных греков. Покушав, циклоп лег спать.
    Одиссей хотел было зарезать циклопа мечом, но посмотрел на камень, которым был завален вход, понял, что тот им не под силу.
    Утром циклоп убил и съел еще двух греков. А Одиссей увидел в пещере большое бревно и решил ослепить циклопа. Он заострил конец бревна и обжег его на углях.
    Вечером Одиссей предложил циклопу вина и тот в благодарность пообещал скушать Одиссея последним. Циклоп узнал, что Одиссея зовут Никто и после этого уснул.
    Тогда Одиссей и товарищи схватили бревно и разожгли его в костре и выжгли глаз циклопу. Циклоп так сильно заревел, что сбежались другие циклопы. Но на все вопросы циклоп Полифем отвечал, что это сделал Никто и остальные циклопы плюнули на него и разошлись.
    Утром циклоп стал выпускать свое стадо. Одиссей привязал своих товарищей под баранами, а сам повис снизу самого большого барана. Циклоп выпустил животных и так Одиссей спасся.
    Одиссей и его спутники погнали стадо циклопа к себе на корабль и когда отплыли, Одиссей крикнул циклопу, что это Зевс наказал его за богохульство и жестокость.
    А Полифем метнул в корабль скалу, но промахнулся.
    Тогда Одиссей рассмеялся и сказал, что он Одиссей, царь Итаки.
    Пуще прежнего взъярился Полифем и закричал, что сбыло пророчество, но думал он, что Одиссей – это грозный великан. а не маленький червяк. И бросил Полифем в корабль огромную скалу, которая упала в море рядом с кормой, но вытолкнула корабль в море.
    Так спаслись спутники Одиссея и вернулись к остальным кораблям.

  • Образ Одиссея несет в себе новые, сравнительно с героями “Илиады”, черты. Биография героя сначала принадлежала к авантюрно-сказочным сюжетам с распространенным фольклорным мотивам и не была связана с событиями Троянской войны. В Гомеровой эпохе эти мотивы дополняются новыми идеями: возвращение на родину, любовь к родственному костру, страданию героя через гнев богов. Не случайным есть имя героя (Одиссей – “ненавистный богам”, “тот, кто испытал гнев”). В истории Троянской войны ему отводится важная роль. Герой принимает участие во всех решающих эпизодах войны, без него не принимается ни одно важное решение. Ему удается определить местонахождение Ахилла, запрятанного Фетидой; к началу войны он старается вести мирные переговоры с троянцами. Особая роль Одиссея в последние годы войны (разведка с Диомедом во вражеский лагерь, похищение Палладия – оберега Трои; идея сооружения деревянного коня). Одиссей, герой Троянской войны, теперь возникает перед нами как путешественник невольно, открыватель новых земель. Он отлично владеет и мечом, и веслом, и орудиями работы, и словом. В этом образе воплощено народное начало. Исследователи называют Одиссея “хитроумным”, “мудрым”, “за умом равным Зевсу”, подчеркивая его дипломатический талант, дар ораторского искусства, дальновидность, осторожность и предусмотрительность. Он жестокий в своей мести, как жестоки другие герои далеких и суровых времен “детства человечества”. Но определяющей чертой характера Одиссея есть любовь к родине. Даже на бессмертие герой не согласен променять свою Итаку, семью, жену, сын

  • Одиссея — древнегреческая поэма, которая знакомит нас с Одиссеем и его подвигами. Написана поэма Гомером, а повествует она о тяжелом возвращении на родину одного из героев. Возвращение Одиссея полно приключений и с ними мы знакомимся, когда читаем эту поэму. Так, перечитывая Иллиаду и Одиссею Гомера, мы можем ответить на вопрос, какую роль в гибели Трои сыграл герой и какие именно события легли в основу произведения. Естественно, вспоминается Троянская война и всем известный троянский конь, с помощью которого и удалось проникнуть Одиссею и его воинам на территорию неприступной Трои. Так кто же такой Одиссей?

    Какой же был Одиссей?

    Благодаря прочтенному материалу и знакомству с замечательной поэмой Гомера, мы можем написать сочинение про главного героя. Сразу хочется отметить, что Гомер один из первых древнегреческих писателей, кто создает образы, у которых одновременно сочетается ум и сила. Наш Одиссей — храбрый, мужественный, не унывающий воин, и при этом он еще имеет и острый ум. Это тот человек, который отличался хитростью, о чем он самолично заявлял, обращаясь к Алкинию. Как говорил Одиссей, он хитростей славных до небес вознесенный. С его ловкостью могут разве что боги состязаться. Кроме того, герой поэмы — хороший лучник, его не могут превзойти, он славен копьем и при этом его великая душа открыта. Имеет Одиссей и горячее сердце! Он умный и любознательный, но на пути у нашего героя встречается много препятствий, которые ему приходится преодолевать.

  • Одна из самых известных историй о путешествии Одиссея посвящена тому, как по пути домой, на остров Итаку, Одиссей вместе со спутниками попал на остров циклопов. Ни один человек ранее там не оказывался: всем известно, что циклопы свирепы и не знают законов. Но Одиссею и его спутникам стало невероятно интересно посмотреть на этот народ. Причалив к острову ночью, они сперва поохотились на местных коз, поскольку были голодны, а потом Одиссей отправился к пещере циклопа. Звали того Полифем, он был особенно свиреп и жил всегда отдельно от других. Когда циклоп увидел путников, то сразу заявил, что на этом острове все будет по его воле. Он убил нескольких спутников Одиссея и съел их. Но Одиссей в конце концов придумал, как можно перехитрить Полифема и спастись.Вечером он предложил циклопу чашу вина, затем другую. Циклоп немного подобрел, спросил Одиссея о том, как его зовут и откуда он. Одиссей обманул циклопа, сказав, что его зовут Никто. А когда Полифем уснул, захмелев, Одиссей с товарищами схватили длинное острое бревно, разожгли его на костре и выжгли им глаз циклопу.Проснувшись от боли, Полифем позвал на помощь других циклопов, однако даже не смог объяснить им, что приключилось. Они ушли, оставив собрата. А наутро после этого Одиссей с товарищами сбежали с острова, угнав с собой стадо Полифема: поскольку циклоп ничего не видел и мог следить за стадом лишь на ощупь, они прицепились к овцам и баранам снизу и направили их к своему кораблю. Уже когда корабль Одиссея отплывал от острова, тот крикнул циклопу, что своей жестокостью он сам навлек на себя кару Зевса, и что он должен знать на самом деле ослепил его Одиссей, царь Итаки.Циклоп, услышав это, завыл от злости: оказывается, это было предсказано ему прорицателем. Однако он думал, что Одиссей – это грозный великан, а не обычный человек. Но Одиссею удалось победить страшного циклопа хитростью, а не силой.

  • Страница: [ 1 ] 2
    Эпизод «Одиссей у циклопов» представляет собой фрагмент рассказа Одиссея о своих странствованиях царю феаков Алкиною. В развитии действия поэмы, точнее, в судьбе ее главного героя события на острове циклопов имеют важное значение: именно ослепление циклопа Полифема вызвало страшный гнев его отца — бога морей Посидбна (Посейдона), который в отмщение стал, жестоко преследовать Одиссея и его спутников, препятствуя их возвращению на родину. Герой поэмы предстает в этом эпизоде во всеоружии разума и находчивости, которые дают ему, смертному человеку, могучую силу, превосходящую грубую физическую силу свирепого людоеда, сына бога морей.
    отплыли к близлежащему острову, чтобы создать впечатление снятия осады. Троянцы перенесли коня в город, поверив пленнику-лазутчику, что конь посвящен богине Афине и владение им сделает город неприступным. Ночью воины вышли из чрева коня и открыли ворота своим войскам. Троя была взята. Подробно эта легенда рассказывается в поэме “Вергилия «Энеида». Выражение «троянский конь» употребляется теперь в значении «предательский дар; дар, несущий гибель».
    Рассказ об ослеплении великанов — широко известный в европейском фольклоре сказочный сюжет. Таким же сказочным сюжетным мотивом являются имена «Никто» и «Сам», которыми себя называет герой, спасаясь от мести своего врага.
    Знакомя у себя с фрагментом знаменитой античной поэмы, Читатель основывается на тех знаниях о Гомере и его творчестве, которые получили читатели на уроках истории. Задача уроков литературы — познакомить у себя с героем поэмы, с характерными особенностями гомеровского сказания и приблизить их к представлению о художественном родстве” эпоса разных народов.
    Основные формы работы, рассчитанной на два часа, — чтение учителем эпизода «Одиссей у циклопов» по частям, аналитический разбор, включающий разъяснение непонятных слов, мифологических имен, фраз, трудных для понимания смысла из-за сложности синтаксического построения (особенно в связи со стихотворными переносами), собирание материала для ответов на вопросы учебника-хрестоматии; упражнения в чтении гекзаметра. Последний, третий урок посвящаем обобщению собранного материала — это будет беседа на основании вопросов, данных после эпизода «Одиссей у циклопов», и специально подготовленное учащимися чтение отрывков из него.
    Эпизод «Одиссей у циклопов» — повествование от первого лица, это рассказ самого Одиссея о десятилетних странствиях и приключениях, пережитых им и его спутниками на пути к «милой отчизне». Рассказ этот требует комментариев. Для этой цели ниже предлагается материал, которым по мере надобности может пользоваться Читатель.
    Строки 1—2: «общее место», эпическая поэтическая «формула», изображающая движение корабля (повторяется в строках 241—242).
    Строка 3: «Далее поплыли мы, сокрушенные сердцем…»— также «общее место», характерное для повествования о злоключениях героя. В данном случае можно рассказать учащимся, что на пути к родине воины, плывшие вместе с Одиссеем, разрушили город, где жили киконы (одно из фракийских племен), и не послушались Одиссея, советовавшего поскорее отплыть с захваченной добычей. Во время пира они были осаждены соединенными силами киконов. В битве, погибло много ахёян, а оставшиеся в живых поспешно отплыли на своих кораблях от места бесславной схватки.
    Строка 4: циклопы (или киклопы) — мифические одноглазые великаны. Полифем — сын Посейдона (Посидона)—изображен в поэме Гомера свирепым, полудиким людоедом. Он выделяется среди циклопов своей мощью, гигантским ростом, нелюдимостью: «…одиноко пас он баранов и коз, ни с кем из других не водился…»
    Строки 14—15: «Он не сходен был с человеком, вкушающим хлеб» — здесь Одиссей подчеркивает различие между полудикими чудовищами-циклопами, не знающими еще земледелия, и греками — людьми, находящимися на гораздо более высокой ступени культуры ведения хозяйства.
    Строки 34—35: спутники Одиссея советуют, «запасшись сырами» в пещере Полифема и захватив «отборных козлят и барашков», поспешить на корабль, но Одиссей хочет дождаться хозяина, надеясь, что будет принят им по законам гостеприимства: обычай требовал, чтобы гостей не только щедро угощали, но и награждали дорогими подарками.
    Строка 36: «Яркий огонь разложив, совершили мы жертву…» Вероятно, жертва была принесена Зевсу, верховному богу, который, по верованиям древних греков, дал людям законы, следил за выполнением древних обычаев и религиозных обрядов, в том числе и законов гостеприимства. Считалось, что жертв», сгорая в огне, вместе с дымом достигала неба, где обитали боги.
    Строка 61: «милое сердце» — этот постоянный эпитет при существительных «сердце», «земля» («в милую землю отцов») часто встречается в «Одиссее».
    Строка 64: осада Трои длилась 10 лет; гонимый Посейдоном за ослепление Полифема, Одиссей не мог достигнуть родины еще 10 лет.
    Строки 65—72:”Одиссей просит Полифема принять их поза-кокам гостеприимства, иначе его могут покарать боги: «…мы пришельцы, мы ищем покрова; мстит за пришельцев отверженных строго небесный Кронйон (т. е. Зевс)».
    Строка 75: Полифем не признает власти олимпийских богов над собой. Он насмехается над Одиссеем, говоря, что страх разгневать Зевса не может принудить его пощадить пришельцев.
    Строка 101: «Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос…» — поэтическое «общее место», обозначающее утреннюю зарю, наступление дня.
    Строка 108: опять гипербола, усиленная сравнением: «Мощной рукой оттолкнувши утес приворотный (т. е. заменяющий ворота), им двери снова он запер, как легкою кровлей (т. е. легкой крышкой) колчан запирают…».
    Строка 115: величина и тяжесть дубины циклопа, изготовленной из ствола маслины, изображены при помощи гиперболического сравнения: «подобен нам показался он мачте…»
    Строка 163: «Божество в них, конечно, вложило отважность…» — боги, полагает Одиссей, дали мужество его спутникам.
    Строки 245—250: Одиссей считает, что совершенное им ослепление Полифема — наказание от богов:
    Делом всегда на себя навлекаем мы верную гибель; Ты, злочестивец, дерзнул иноземцев, твой дом посетивших, Зверски сожрать — наказали тебя и Зевес и другие Боги блаженные…
    Строка 251: ярость Полифема изображается с помощью гиперболы: Тяжкий утес от вершины горы отломил…
    Строка 270: «Упорствуя дерзостным сердцем…» Дерзостное сердце — мужественное, отважное сердце (от глагола дерзать — осмеливаться, решаться).
    Чтение с комментариями делает ясной конфликтную ситуацию изучаемого фрагмента «Одиссеи». Одиссей отказался исполнить «полезный совет» спутников: он не покинул пещеру циклопа до встречи с ее хозяином, считая недостойным для себя нарушать законы общения людей. Он надеется, что и циклоп подчиняется обычаям гостеприимства, установленным верховным владыкой Олимпа — Зевсом. Но пещера оказывается для Одиссея и его спутников страшной темницей: «людоед зве-ронравцый» не признает установлений «блаженных богов». Он не только нарушает обычай, но и совершает святотатство, убивая и пожирая пришельцев — своих гостей. Он глумится над предупреждением Одиссея:
    Ты же убойся богов, мы пришельцы, мы ищем покрова,
    Мстит за пришельцев отверженных строго небесный Кронион.
    Таким же святотатственным глумлением является и обещание Полифема в благодарность за угощение вином поднести угощающему «приличный подарок» (чего, собственно, и требовал обычай) — этим «подарком» становится посул съесть Одиссея-Никто последним. Жестокая расправа Одиссея с людоедом — это заслуженное наказание «злочестивцу», неизбежное возмездие за совершенное зло. Обратим внимание нас на то, что кара за святотатство, и свирепость совершается не богами, а простым смертным: только его предусмотрительность, сообразительность и мужество позволяют наказать Полифема и спасти жизнь ахейцев. Вся художественная структура эпизода определяется противопоставлением Одиссея и Полифема. Устами своего героя автор «Одиссеи» настойчиво подчеркивает гигантские размеры, физическую мощь, грубую силу циклона и, с другой стороны, обыкновенность и даже слабость (в сравнении с мифическим существом) обыкновенных людей, которых судьба привела на страшный остров.
    Страница: [ 1 ] 2

  • Одиссея
    (отрывок)
    Одиссей на острове циклопов. Полифем
    После окончания Троянской войны оставшие­ся в живых участники похода возвратились к се­бе на родину. И только царь острова Итака, Одиссей, не может добраться до родного края, десять долгих лет странствуя по морям. Бог мо­рей Посейдон, обиженный на Одиссея, делает все, чтобы герой не добрался до своей семьи, же­ны Пенелопы и сына Телемаха.
    Наконец корабли Одиссея причалили к бере­гам острова, на котором живут фиакийцы. Одис­сей рассказывает Алкиною, царю фиакийцев, о своих злоключениях. Среди прочего поведал мореход и том, как он побывал на острове цикло­пов (одноглазых великанов, сыновей бога морей Посейдона).
    Далее поплыли мы, сокрушенные сердцем, и в землю
    Прибыли сильных, свирепых, не знающих правды циклопов.
    К берегу причалил только один корабль из флотилии, им командовал Одиссей. Он хотел вы­яснить, мирные ли тут живут племена или ди­кие и свирепые. Остальные корабли ожидали их поодаль. У самого моря Одиссей с товарищами обнаружили утес с огромной пещерой. Она была обнесена высокой стеной из больших камней, а вместо забора стояли дубы и сосны.
    Муж великанского роста в пещере той жил; одиноко
    Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился;
    Был нелюдим он, свиреп,
    никакого не ведал закона;
    Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен
    Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой,
    Дикой вершиной горы, над другими
    воздвигшейся грозно.
    Приказав спутникам оставаться у корабля, Одиссей в сопровождении двенадцати своих луч­ших людей зашел в пещеру. Хозяина в этот мо­мент не было дома: он на лугу пас стада. В жили­ще великана путешественники обнаружили много сыра, простокваши и козлят, еще не хо­дивших со стадом. Спутники Одиссея предложи­ли взять, что они смогут унести из провизии, и бежать скорее из страшного места. Но Одиссей отказался от этого предложения. Он захотел во­очию увидеть циклопа. Одиссей думал, что хозя­ин угостит путников и даст им подарки (в Древ­ней Греции был обычай странников принимать у себя как гостей, а перед уходом одаривать по­дарками). Но вышло иначе.
    Мореходы разложили костер, перекусили сы­ром и стали ждать великана. Тот вскоре вернул­ся, пригнав с собою стадо. В руках он нес охапку дров. Увидев огромного циклопа, Одиссей со спутниками испугались и спрятались в угол. Ве­ликан тем временем бросил дрова у входа и при­крыл его огромным камнем. Затем циклоп при­нялся за ежедневную свою работу: подоил коз и овец, разлил молоко по сосудам, развел костер. Тут он увидел путешественников и поинтересо­вался, кто они и с какой целью зашли к нему. Го­лос циклопа был страшен. Он привел в трепет сердца мореходов. Но Одиссей все ж подавил в себе страх и заговорил с великаном:
    Все мы ахейцы; плывем от далекия Трои; сюда же
    Бурею нас принесло по волнам беспредельного моря.
    В милую землю отцов возвращаясь, с прямого пути мы
    Сбились…
    Одиссей попросил великана его и его друзей принять с миром как гостей и напомнил, что бо­ги не любят тех, кто отвергает гостей. Но циклоп вдруг разозлился. Он считал себя выше богов и не хотел ничего делать из страха или из почте­ния к ним. Более того, он сам решал, казнить ему или пощадить тех людей, которые пришли в его дом. Но прежде он поинтересовался, как далеко корабль, на котором приплыли путешес­твенники. Одиссей понял, что великан не ради праздного любопытства спросил о корабле, и ре­шил перехитрить циклопа. Он сказал, что его корабль разбился о скалы, недалеко от острова, и в живых остались только те, кто пришел в эту пещеру. Этими словами Одиссей уберег от гибе­ли людей, оставшихся на кораблях.
    Лишь только циклоп узнал, что, кроме путе­шественников, пришедших к нему в дом, никого в живых не осталось, он схватил двух спутников Одиссея, убил и съел. После трапезы великан прямо на голой земле лег спать. Одиссей сначала хотел заколоть его мечом во время сна, но пере­думал. Вход в пещеру, заваленный огромной глыбой, мог открыть только великан. Если бы Одиссей его убил, путешественникам пришлось бы умереть в пещере от голода и жажды.
    Одиссею и его друзьям оставалось только ждать. Занялся рассвет, и циклоп проснулся. Позавтракав еще двумя спутниками Одиссея, он отправился пасти стадо. Мощными руками он передвинул огромный камень, закрывавший вход в пещеру, вышел и вывел своих коз и овец, а затем вновь закрыл вход. Путешественники снова оказались запертыми.
    Нужно было как-то выбираться из плена, и вот что Одиссей для этого придумал: он взял дубину циклопа, длиной сравнимую с мачтой, и повелел своим спутникам сделать из нее кол. Кинули жребий и выбрали четырех людей, кото­рые вместе с Одиссеем колом этим должны были пронзить глаз циклопа.
    Вечером хозяин пещеры вернулся, как и в прошлый раз загнал свое стадо и загородил вход каменной глыбой. Подоив коз, он поужи­нал еще двумя несчастными пленниками. После ужина Одиссей набрался смелости и заговорил с циклопом:
    Выпей, циклоп, золотого вина, человечьим насытясь Мясом; узнаешь, какой драгоценный напиток на нашем
    Был корабле; для тебя я его сохранил, уповая Милость в тебе обрести…
    Великан выпил незнакомый для него напиток и тот ему понравился. Он попросил добавки. За­тем еще. Когда циклоп захмелел, он захотел воз­наградить Одиссея за прекрасный подарок и спросил его имя. «Я называюсь Никто», — от­вечал Одиссей.
    Знай же, Никто, мой любезный, что будешь ты самый последний Съеден, когда я разделаюсь с прочими; вот мой подарок.
    Такое вознаграждение приготовил циклоп для Одиссея. Затем великан, совсем опьяневший, повалился на бок и уснул. Тогда Одиссей и четве­ро его товарищей, на которых пал жребий, взяли заготовленный ими кол, раскалили на огне с од­ного конца и горячей заостренной стороной прон­зили единственный глаз у великана.
    С диким криком вскочил великан со своего места, отшвырнул в сторону кол и громко стал звать других циклопов, живущих неподалеку. Вскоре ко входу в пещеру сбежались циклопы и спросили:
    Зачем ты созвал нас всех, Полифем?..
    …кто же тебя здесь обманом иль силою губит?
    Что мог сказать раненный великан?
    Никто!..
    Услышав такой странный ответ, соседи-цикло­пы разошлись по своим домам, а Одиссей втайне порадовался собственной выдумке. Оставшись без поддержки соплеменников, Полифем освобо­дил вход в пещеру, отбросив в сторону глыбу. Сам же он сел в проеме, вытянув руки, надеясь поймать чужестранцев, когда они станут выхо­дить из пещеры.
    Но Одиссей опять придумал, как спастись. Выбрав из стада баранов покрупней, путешест­венники по три их связали и к каждой тройке внизу привязали человека. Сам же Одиссей, вы­брав наибольшего барана, обхватил его руками и спрятался под брюхом. Утром, когда стадо на­правилось к выходу, чтобы пойти пастись на лу­га, циклоп стал ощупывать спины всех козлов и баранов. Но он не смог догадаться, что к низу к ним привязаны люди. Так, людям удалось бес­препятственно пробраться мимо страшного ве­ликана.
    Оказавшись за стенами пещеры, Одиссей от­пустил барана, встал на ноги и отвязал своих то­варищей. Затем, собрав козлов и баранов в ста­до, люди погнали их к берегу, где поджидал их корабль. Там животных переправили на корабль и в спешке отчалили. Отплыв на достаточное расстояние, Одиссей крикнул Полифему:
    Слушай, циклоп беспощадный,
    вперед беззащитных гостей ты
    В гроте глубоком своем не губи и не ешь;
    святотатным
    Делом всегда на себя навлекаем мы верную гибель;
    Ты, злочестивец, дерзнул иноземцев, твой дом посетивших,
    Зверски сожрать — наказали тебя и Зевес, и другие Боги блаженные…
    Поняв, что добыча ушла, циклоп пришел в бе­шенство. Он отломил от вершины скалы огром­ный утес и кинул в ту сторону, откуда доносился голос. Глыба упала совсем близко от корабля, подняв огромную волну. И эта волна, подхватив судно, понесла его обратно, в сторону берега.
    ***
    Таланты Одиссея многогранны. Это и храб­рый воин, и умный военначальник, и знаток многих профессий. В этом образе наиболее полно отразилась мысль Гомера о многообразии и бо­гатстве дарований человека. Пытливый, живой ум героя не терпит скучной обыденности. Он му­дрый правитель, любящий муж и отец. Семья в его жизни играет большую роль. Но Одиссея также увлекает игра жизни, ее радости и ее воз­можности. Он создан для борьбы и преодоления препятствий. Его манит познание неизведанно­го. Это талантливый человек с необъятными воз­можностями, умелый мореплаватель, открыва­тель новых земель, путешественник, мудрец и воин.
    Стихия Одиссея — борьба, преодоление пре­пятствий, познание неизвестного. Во всех путе­шествиях Одиссею помогают не только храб­рость и воинские умения, но и сметливость. Это особенно хорошо видно в эпизоде с циклопом, ко­гда выход из создавшегося тяжелого положения помогло найти хитроумие Одиссея, а не сила. Причем свой хитрый и изворотливый ум Одиссей никогда не пускает во вред честным людям. Для него понятие чести не пустой звук. Поэтому Одиссей думает не только о побеге от великана Полифема, но и том, как отомстить вероломному циклопу.

  • Одиссея

    (отрывок)
    Одиссей на острове циклопов. Полифем
    После окончания Троянской войны оставшие­ся в живых участники похода возвратились к се­бе на родину. И только царь острова Итака, Одиссей, не может добраться до родного края, десять долгих лет странствуя по морям. Бог мо­рей Посейдон, обиженный на Одиссея, делает все, чтобы герой не добрался до своей семьи, же­ны Пенелопы и сына Телемаха.
    Наконец корабли Одиссея причалили к бере­гам острова, на котором живут фиакийцы. Одис­сей рассказывает Алкиною, царю фиакийцев, о своих злоключениях. Среди прочего поведал мореход и том, как он побывал на острове цикло­пов (одноглазых великанов, сыновей бога морей Посейдона).
    Далее поплыли мы, сокрушенные сердцем, и в землю
    Прибыли сильных, свирепых, не знающих правды циклопов.
    К берегу причалил только один корабль из флотилии, им командовал Одиссей. Он хотел вы­яснить, мирные ли тут живут племена или ди­кие и свирепые. Остальные корабли ожидали их поодаль. У самого моря Одиссей с товарищами обнаружили утес с огромной пещерой. Она была обнесена высокой стеной из больших камней, а вместо забора стояли дубы и сосны.
    Муж великанского роста в пещере той жил; одиноко
    Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился;
    Был нелюдим он, свиреп,
    никакого не ведал закона;
    Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен
    Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой,
    Дикой вершиной горы, над другими
    воздвигшейся грозно.
    Приказав спутникам оставаться у корабля, Одиссей в сопровождении двенадцати своих луч­ших людей зашел в пещеру. Хозяина в этот мо­мент не было дома: он на лугу пас стада. В жили­ще великана путешественники обнаружили много сыра, простокваши и козлят, еще не хо­дивших со стадом. Спутники Одиссея предложи­ли взять, что они смогут унести из провизии, и бежать скорее из страшного места. Но Одиссей отказался от этого предложения. Он захотел во­очию увидеть циклопа. Одиссей думал, что хозя­ин угостит путников и даст им подарки (в Древ­ней Греции был обычай странников принимать у себя как гостей, а перед уходом одаривать по­дарками). Но вышло иначе.
    Мореходы разложили костер, перекусили сы­ром и стали ждать великана. Тот вскоре вернул­ся, пригнав с собою стадо. В руках он нес охапку дров. Увидев огромного циклопа, Одиссей со спутниками испугались и спрятались в угол. Ве­ликан тем временем бросил дрова у входа и при­крыл его огромным камнем. Затем циклоп при­нялся за ежедневную свою работу: подоил коз и овец, разлил молоко по сосудам, развел костер. Тут он увидел путешественников и поинтересо­вался, кто они и с какой целью зашли к нему. Го­лос циклопа был страшен. Он привел в трепет сердца мореходов. Но Одиссей все ж подавил в себе страх и заговорил с великаном:
    Все мы ахейцы; плывем от далекия Трои; сюда же
    Бурею нас принесло по волнам беспредельного моря.
    В милую землю отцов возвращаясь, с прямого пути мы
    Сбились…
    Одиссей попросил великана его и его друзей принять с миром как гостей и напомнил, что бо­ги не любят тех, кто отвергает гостей. Но циклоп вдруг разозлился. Он считал себя выше богов и не хотел ничего делать из страха или из почте­ния к ним. Более того, он сам решал, казнить ему или пощадить тех людей, которые пришли в его дом. Но прежде он поинтересовался, как далеко корабль, на котором приплыли путешес­твенники. Одиссей понял, что великан не ради праздного любопытства спросил о корабле, и ре­шил перехитрить циклопа. Он сказал, что его корабль разбился о скалы, недалеко от острова, и в живых остались только те, кто пришел в эту пещеру. Этими словами Одиссей уберег от гибе­ли людей, оставшихся на кораблях.
    Лишь только циклоп узнал, что, кроме путе­шественников, пришедших к нему в дом, никого в живых не осталось, он схватил двух спутников Одиссея, убил и съел. После трапезы великан прямо на голой земле лег спать. Одиссей сначала хотел заколоть его мечом во время сна, но пере­думал. Вход в пещеру, заваленный огромной глыбой, мог открыть только великан. Если бы Одиссей его убил, путешественникам пришлось бы умереть в пещере от голода и жажды.
    Одиссею и его друзьям оставалось только ждать. Занялся рассвет, и циклоп проснулся. Позавтракав еще двумя спутниками Одиссея, он отправился пасти стадо. Мощными руками он передвинул огромный камень, закрывавший вход в пещеру, вышел и вывел своих коз и овец, а затем вновь закрыл вход. Путешественники снова оказались запертыми.
    Нужно было как-то выбираться из плена, и вот что Одиссей для этого придумал: он взял дубину циклопа, длиной сравнимую с мачтой, и повелел своим спутникам сделать из нее кол. Кинули жребий и выбрали четырех людей, кото­рые вместе с Одиссеем колом этим должны были пронзить глаз циклопа.
    Вечером хозяин пещеры вернулся, как и в прошлый раз загнал свое стадо и загородил вход каменной глыбой. Подоив коз, он поужи­нал еще двумя несчастными пленниками. После ужина Одиссей набрался смелости и заговорил с циклопом:

  • А.Плющев Добрый вечер! У микрофона — Александр Плющев. Это программа «Особое мнение». Я бы хотел начать с анонса, но это будет продиктовано вопросом. Сначала поздороваюсь, конечно, с главным героем и гостем нашей программы Александром Прохановым. Добрый вечер, Александр Андреевич!

    А.Проханов Здравствуйте!

    А.Плющев Анонс заключается в том, что после нас с вами не хоть потом, а в 20 часов в программе «В круге Света» будет тема рассматриваться: «Церковные школы: назад в будущее?» Такой вопрос задают авторы программы. И в гостях будут — доктор психологических наук Александр Асмолов и священник писатель Андрей Кураев, а также уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова.

    И, конечно, это, так или иначе, связано со взрывом в Серпухове. И он поставил вопрос о религиозных школах, возможно, издевательствах там. Естественно, сразу эти версии появились. Как, по-вашему, то, что там случилось, — это то, что могло произойти везде или среда, где это случилось, тоже имеет значение?

    А.Проханов Во-первых, это уже происходит везде. Все, что сейчас нас ужасает в связи с помповыми ружьями, приносимым в школу, ножами, которые режут учителей и товарищей, это стало субкультурой, вот что ужасно. Этому нет, может быть, реального психологического объяснения. Это поток. А с субкультурами практически невозможно бороться. Субкультуры — это то, что не поддается истреблению. Ибо если из него вырывается тот или иной лидер, на его место встает другой. Это сетевое явление.

    И вот явление — приносить с собою оружие и палить по обидчиками, учителям или просто по людям-мишеням, оно стало почти нормой. Я не знаю этой статистики, но есть, наверное, резонансные дела раза два в год, помимо этого есть тихие, закрытые, неафишируемые преступления молодых людей в школах, колледжах, в университетах.

    Поэтому, мне кажется, что это явление надо вписать в категорию субкультуры и исследовать его на этом уровне. В данном случае саму эту субкультуру надо понять, как она образовалась, возможно ли ее остановить, чем она подпитывается, не является ли она началом чего-то другого, более угрожающего и страшного, что охватит не только молодых людей, но и взрослых людей. Не является, может быть, прелюдией какого-нибудь терроризма, какого-нибудь нового народовольчества.

    А.Проханов: Я вам скажу, что русофобия на Украине — это фактор государственной политики

    Потому что посмотрите, семинарии в России, они были источником революционизма. Иосиф Виссарионович Сталин окончил семинарию.

    А.Плющев Так себе связь, скажем.

    А.Проханов Не так себе связь, а ого-го какая связь! А Белинский?..

    А.Плющев Они не все гимназии заканчивали, знаете ли. Или некоторые университеты.

    А.Проханов Университеты. Но все, так или иначе, заканчивали семинарии. Это все семинарские революционеры, это бурсаки. Удивительно, что в те царские достославные времена семинарии были источником революционных настроений. Вот что это, почему? Конечно, это может быть связано с тем, в то время церковь стала гаснуть, она стала угасать. В семинариях царил дух затхлости, печали. И молодая поросль, молодая энергетика требовала других откровений, другого восстания после этой догматики унылой. Может быть, теперь то же самое происходит?

    Хотя мой опыт — я несколько бывал в православных гимназиях, это очень интересные места, — там работают, как правило, подвижники. И батюшки и учителя — это подвижники, светлые люди, одержимые, может быть, идеей спасения молодых людей.

    Поэтому этот случай, с одной стороны, ужасен сам по себе, с другой стороны, интересен, что является частью субкультуры и побуждает нас изучать субкультуры. Во-вторых, действительно, посмотреть, что семинарии, в данном случае наша, и православные гимназии могут быть источником не просто вольнодумства, а радикализма социального.

    А.Плющев Интересно, что вы говорите — субкультура, но не называете субкультура чего. Обычно говорят — субкультура, и дальше следует какое-нибудь название. Я подумал, какое название. Но обычно здесь применяют два слова явно пока чужеродных для русского языка. Это «шутинг» и «колумбайн». А какое бы вы дали определение этой субкультуре одним словом или, может быть, словосочетанием?

    А.Проханов Я бы назвал эту субкультуру: «Головуотрываем». Это желание оторвать голову всему, вообще всему человечеству. Сейчас мне пришла мысль о субкультуре. Моргенштерн, например. Рэпер, который вывелся, которого хотят срезать, прижать, потому что он слишком экстравагантен. Он вообще сам по себе интересен. Но он явление субкультуры, потому что рэп — это, действительно, молодежное, много лет сохраняющееся молодежное поветрие, в недрах которого молодые люди чувствуют себя веселыми, счастливыми, у них общества, они друг друга узнают по притоптыванию. Это, в общем, своеобразные знаки. И бороться с субкультурой невозможно. Невозможно же было бороться с субкультурой Цоя, «Мы требуем перемен!» Это культура оказались сильнее и преследования и всевозможных вызовов на допросы в госбезопасность. Поэтому субкультура, она сильнее, чем силовые средства воздействия на нее.

    А.Проханов: Православные гимназии могут быть источником не просто вольнодумства, а радикализма социального

    Как власти гасить вредную для нее субкультуру.

    А.Плющев Только возглавить, мне кажется.

    А.Проханов Возможно. Потому что, скажем, пример Че Гевары удивительный. Это же верх революционизма, верх радикализма. Что с ними сделали? Что с Че Геварой сделала буржуазная культура? Она обволокла его, она обняла его. Она стала печатать этого человека в берете на майках на потных, на женских и на мужских. Стала именем Че Гевара называть бары, может быть, универсальные магазины. Она опошлила, обезопасила его. Но не думаю, что это уничтожило Че Гевару. Это просто создало еще один вид субкультуры.

    А с субкультурой-то как бороться? Че Гевара не был субкультурой. Че Гевара был звездой, он был одиночка, он был восхитителен. Субкультура сожрала. А как с субкультурой бороться? — вот вопрос.

    С субкультурой, может быть, можно бороться таким образом, если бы в недрах субкультуры возникло восстание против этой субкультуры. Если бы возник какой-то лидер, какая-то душа, новый стиль, новая форма произведений, еще более радикальная, чем субкультура. Тогда бы субкультура распалась. Одна часть потянулась бы за этим новым явлением. Другая, оскудев, стала вырождаться, погасла. Но это мой домысел.

    А.Плющев А зачем делает с ней бороться, Александр Андреевич? Вот вы то что показали,что буржуазное общество. Оно обнимает и превращает в мерч, и извлекает из этого деньги. Может быть, не самое душевное занятие, но тем не менее. Что делает авторитарное гс? Оно пытается уничтожить. В результате оно может быть уничтожено само, как нам показал опыт Советского Союза 30-летие развала которого мы тут в разных смыслах отмечаем.

    А.Проханов Вы знаете, были «Красные бригады»…

    А.Плющев Это террористическая организация.

    А.Проханов Это своеобразная террористическая субкультура, которая родилась как раз в недрах сытого буржуазного западного общества. Потому что западное общество НРЗБ провоцирует революционеров. Восстание против буржуазности, восстание против этой усредненности, сытости, против потребление. Этот бунт, это восстание, оно может произойти.

    Я, кстати, думаю, что может быть, уродливые явления сегодняшнего западного мира, с моей точки зрения — господство геев, превознесение всевозможных половых сексуальных уродств, странное гендерство — это тоже связано со слишком филистерским характером этого общества. Это общество устало от усредненности, от сытости, от спокойствия. От благополучия. Оно хочет быть взорвано, оно взрывает себя само. Поэтому не всякая субкультура подавляется тоталитаризмом. Вовсе нет.

    Скажем, в Советском Союзе, там не было такого слова «субкультура», но там были молодежные движения, скажем «Ворошиловские стрелки» или ОСАВИАХИМ. Все молодые люди хотели пойти в летчики вслед за Чкаловым.

    А.Плющев Но подождите, что значит, движения. Это была вполне себе государственная политика. Это была часть государственной политики. И, более того, вы еще ДОСААФ назовите, собственно, преемник ОСАВИАХИМа. Более того, оно были во многом принудительными, людей загоняли туда. Разве можно загнать в субкультуру?

    А.Проханов Субкультуры зарождаются не обязательно как протестные культуры. По всей видимости, есть фабрики субкультур. Потому что мы видим, что субкультуры фабрикуются. Что такое интернет современный? Это фабрика субкультур. По всей видимости, есть мастера, есть портные, которые шьют одежды для новых субкультур? Где это зарождается? Где этот микроб, какой-то штамм, который развивается в какую-то эпидемию субкультурную?

    А.Проханов: Когда рушился Советского Союза, я переживал реликтовый ужас, ломался хребет русской истории

    А.Плющев Чайный гриб еще хорошо. Где этот чайный гриб?..

    А.Проханов Чайный гриб хорошо. Кстати, не шутите с чайным грибом.

    А.Плющев Нет. Комбуча сейчас очень популярный напиток на проклятом Западе. Все поглотил, наш чайный гриб тоже поглотил, собака.

    А.Проханов Посмотрите на себя в зеркало, Саша. Я вот на себя смотрю в зеркало и вижу чайный гриб. Вы внимательно посмотрите на себя.

    А.Плющев Я просто гриб, я без всякого чайного.

    А.Проханов Ну вот, все, что я хотел вам сказать по поводу взрывов.

    А.Плющев Мы от них довольно далеко ушли. Я хотел еще одну цитату обсудить. Не так давно патриарх Московский и всея Руси сказал, когда очередной был как раз колумбайн, шутинг: «Мы видим молодых ребят, которые, назвав самих себя богами, всех остальных — биомусором, берут в руки оружие, идут убивать», сказал патриарх, указав, что преподавание основ религии позволит узнать о религиозной традиции своего народа, сформировавшей систему нравственных ценностей. Но, видимо, не сработало.

    А.Проханов Он примерно подтвердил то, о чем мы с вами говорили. Вот атмосфера такой скуки, уныния, буржуазности, погоня за чистоганом людей возмущает. Люди протестуют самым разным образом. Одни от этого убегают, другие занимаются проповедями, а другие хотят взорвать к чертовой матери этот мир, который стал паскудным, который стал античеловечным. Это так. И патриарх прав. Но только где те огненные слова, которые изрекает священник и ведет за собой паству? Есть много хороших, добрых священников, прекрасных людей. И храм, чтобы о нем не говорили наши антицерковники или Александр Глебович Невзоров, храм — это то место на земле, где светло, гораздо светлее, чем за пределами храма. Моя жена, царствие ей небесное, ее усилиями построен у нас храм, а дочь наша стала звонарем, и она ходит каждую субботу, воскресенье звонить на колокольню нашего храма. И я знаю, какая там в храме обстановка, в этой общине небольшой, какая там доброта, свет.

    Где это огненное слово, когда паства становится такой, ангелопрекрасной и идет совершать духовные подвиги. Этого нет. Отсюда и патриарший призыв учить молодых людей основам православной культуры во многом учить дидактически. Где эти учителя.

    А.Плющев Раз вы заговорили о слове, как некоем двигателе, давайте поговорим о словах, близком вам жанре, может быть, о литературе в некотором смысле. Как вам день челобитных в Российской Федерации?

    А.Проханов День челобитных? Это что, день проскрипционных списков, что ли? Я толком не знаю, что это за день челобитных.

    А.Плющев Конечно, это моя терминология. Я подумал, как бы подхватите, нет. Нет, пока еще не прижилось в Российской Федерации. Есть над чем работать.

    А.Проханов: Субкультуры — это то, что не поддается истреблению

    Ну как, встреча Путина со своим Советом по правам человека — разве это не День челобитных?

    А.Проханов Не знаю. Думаю, может быть, конечно. Потому что там собрались люди достаточно респектабельные. Это были не дерзновенные люди, это были законопослушные люди. Они требуют от власти соблюдения законов…

    А.Плющев Их, прямо скажем, собрали, потому что их назначают, в том числе, и президент. И многих вывели из его состава, может быть, за дерзновенность как раз.

    А.Проханов Не знаю, кого там вывели. Мне интересен только один ушедший оттуда блистательный Шевченко.

    А.Плющев Шульман Екатерина Михайловна будет, кстати, сегодня в 21 час в программе «Статус» — вот вам еще один пример. Чиков Павел — блистательный адвокат. Я согласен с вами совершенно, Шевченко тоже полезные член Совета по правам человек.

    А.Проханов Вы знаете, этот совет — я кое-что слушал о том, что там говорилось, в частности, часть речи Сокурова. Много комментариев на тот счет. Знаете, какое у меня ощущение? Что это гигантский проигрыш либерализма. Сокуров подставил всех либералов своими высказываниями.

    А.Плющев Прошу прощения, все называют Александра Сакурова Сокуровым. Более-менее, у вас есть какое-то тайное знание.

    А.Проханов Ну, японское растение, оно какое у нас?

    А.Плющев Сакура, но оно пишется через другую букву — через «А».

    А.Проханов Вот это моя вечная… Я и «корову» пишу через «А», что поделаешь.

    А.Плющев Вы, видимо, Александр Андреевич, в душе белорус.

    А.Проханов Да у меня души-то нет. Что вы ко мне пристали с душой? Белорус — да, но души у меня нету.

    Повторяю, почему я так считаю. Сокуров сказал удивительную фразу. Может быть, это была оговорка, может быть, это была либеральная фронда. Он сказал, что за то, чтобы дать волю всем субъектам, самоопределению всех, по существу, народов. Пусть народы делают так, как они считают нужным.

    А это главный тезис либералов, которые разрушили Советский Союз. Это главная философия и Гавриила Харитоновича Попова, и Бориса Николаевича Ельцина — распустить эти субъекты. В данном случае союза. И этот распад государства обошелся народам, русскому, прежде всего, но и всем остальным чудовищными катастрофами. То есть идея потерять государство для фрондирующей части русского народа является кромешной и самой страшной.

    И когда было услышано, что Сокуров предлагает дать вольницу тому, что с таким трудом после 91-го года было собрано Путиным, мне кажется, у Путина должна была возникнуть торжествующая улыбка на лице. Не знаю, возникла она или нет. Теперь он этот раунд выиграл на тысячу процентов. Народ посмотрел на это собрание, в общем, как на людей, несущих зло.

    А.Плющев Да там собрание-то было, господи — что? Если бы все члены Совета по правам человека были как Сокуров или как Сванидзе — одно дело. А только по ним и судят, потому что они там что-то такое, действительно, дискуссионное и предложили президенту, о чем стоит разговаривать. А Совет по правам человека состоит, господи, из людей, прямо скажем, отфильтрованных.

    А.Проханов Я говорю об общественном сознании. В общественном сознании Совет по правам человека не является организацией ФСБ и не является организацией Министерства обороны и не является профсоюзной организацией.

    А.Плющев Но уже близко к тому.

    А.Проханов Я не измерял расстояние, но в общественном сознании правозащитники, которые радеют за права человека, — это либералы. В этом смысле либерализм, права, свободы. Свобода субъектов Федерации. Эта свобода, она в 91-м году кончилось жутью распада страны. И она теперь тоже толкает и ведет к тому же самому. Либералы неуемные. Мало того, что они рассекли Советский Союз на 16 частей. Они хотят рассечь и Россию на сто кусков. Поэтому повторяю…

    А.Плющев Почему на 16?

    А.Проханов: Либералы неуемные. Мало того, что они рассекли СССР на 16 частей. Они хотят рассечь и Россию на сто кусков

    А.Проханов А сколько республик у нас было?

    А.Плющев 15. Или вы Болгарию заодно считаете.

    А.Проханов Приднестровье, наверное. Не знаю, что я там считаю. Я высказал свою оценку. Это был колоссальный проигрыш либерализма и, по существу доставшаяся Путину даром победа.

    А.Плющев Я, честно говоря, не понял, в чем тут проигрыш либерализма именно. Но я понимаю, о чем это. Это хороший мостик к распаду 30-летния Советского Союза. Собственно, что в нем такого трагического за исключением того, что до сих пор мы не можем определиться: была это главная геополитическая катастрофа или это был естественный процесс путь к свободе?

    А.Проханов Давайте считать, что это был путь к свободе, естественный процесс, то есть это благо. Как считает вся элита.

    Я считаю, что огромным достижением в связи с распадом Советского Союза явилось образование по периферии сегодняшнего российского государства русофобских, пронатовских, оснащенных танками, ракетами, государств…

    А.Плющев Это же прямое следствие того, что с ними было в Советском Союзе, разве нет? Очевидно, совершенно. Они больше не хотят туда, в этот Советский Союз. И они бегут в НАТО, ясное дело, что еще им делать?

    А.Проханов Давайте отрежем Сибирь от сегодняшней России и отправим Сибирь в НАТО.

    А.Плющев То есть вы хотите сказать, что сейчас Сибирь находится на положении региона, с которым плохо обходятся?

    А.Проханов Нет, я хочу сказать, что если расчленить целой и воздействовать на эти части в нужном для расчленителя направлении, то эти части будут восставать против недавнего целого. И все государства, которые были созданы на развалинах Советского Союза, большинство из них, они поощрялись Россией на создание собственных суверенных государство. Это была так практика Ельцина. Ельцин радел за создание независимых, суверенных государств. Он скорбел по этому поводу.

    Но эти суверенные государство создавались, естественно, на базе русофобии. Надо было оттолкнуться от чего-то, не только от советского, но и от русского. Поэтому создание русофобских государств, пронатовских — это прямое следствие распада Советского Союза.

    А.Плющев Продолжим об этом через некоторое время. Нам надо прерваться на краткие новости и рекламу. Я лишь напомню, что в 20 часов — «В круге света», «Церковные школы: назад в будущее?» В 21 час — «Статус» с Екатериной Шульман. А в 22 часа — программа «Кейс». Тем не менее, сегодня Алексей Соломин, Юлий Гусман.

    НОВОСТИ

    А.Плющев Мы с Александром Прохановым, писателем продолжаем. Мы на большой теме прервались. Это был Советский Союз, соответственно, проигрыш либералов и страшная катастрофа, в результате которой образовались русофобские, как сказал Александр Проханов, государства по периметру.

    Давайте продолжим эту прекрасную тему. Смотрите, по периметру. Между прочим, никакого русофобства не было в Беларуси, да и сейчас нет ровным счетом. Мне кажется, что, условно говоря, какой-нибудь Казахстан не назовешь русофобской страной. Там не было какого-то национально-освободительного движения.

    А.Проханов: Это общество устало от усредненности, от сытости, от спокойствия. Оно взрывает себя само

    У нас все время Владимир Путин называет Украину братским народом или вообще даже одним народом. Какая же русофобия, если один народ присутствует на территории двух государств? Я понимаю, куда вы клоните. Например, можно, с вашей точки зрения, наверняка это бросить Балтийским государствам, потому что там соответствующее национально-освободительное движение фактически было. Но бросить этот упрек Беларуси или Украине мне, в общем, странно.

    А.Проханов Вы хотите поймать Путина на оговорках? Нет, я не советую этого делать. Я вам скажу, что русофобия на Украине — это фактор государственной политики. Это тот фактор, которые, по мнению украинских философов, социологов должен цементировать украинский народ, разрушить в нем русский элемент, растворить его в элементах украинских. Поэтому русофобия на Украине, она еще гораздо более грозная и страшная, чем русофобия прибалтийская.

    Теперь в такой республике как Казахстан тоже возникают эти тонкие формы, осторожные…

    А.Плющев Я замечу, 20 лет или 30 лет спустя после развала Советского Союза. 30 лет прошло!

    А.Проханов Знаете, сейчас можно предъявить претензии и к Римской империи за то, что они так жестоко обходились с галлами. И все насилия исторические, они просто всплывают рано или поздно. И здесь фактор времени ничего не значит. Наоборот, чем глубже и древнее эти обиты, тем они с большей жестокостью наказываются, и реванш является более страшным и тяжелым.

    Проблема распада Советского Союза и эта идеология, которую мы с вами ведем, — это уже банальность. Об этом говорилось тысячу раз. говорил это свое, талдычил. Мне говорили примерно то же, что вы говорили. Это все стало банальностью. Это является усталостью проблемы. Поэтому я думаю, как же все-таки продвинуться чуть дальше в понимании того, что случилось?

    И, мне кажется, что очень важным было понять, что там во время Беловежского соглашения 30 лет тому назад, там пролегла та грандиозная, трагическая пропасть, которая время от времени пролегает внутри русской истории. Вот эти разрывы времен, которыми характерна вся русская история и которые с таким мучением и горечью преодолевается русским имперским государственным субъектом. Этот разрыв истории произошел тогда 30 лет назад. Это очень важно. И когда рушился Советского Союза, я помню, переживал какой-то реликтовый ужас. Мне было страшно, страшнее, чем когда бы то ни было — страшнее во время моих военных одиссей, страшнее, чем во время катастроф, в которые я случайно попадал. Это был реликтовый ужас, связанный с движением этих тектонических платформ, ломался хребет русской истории.

    А.Плющев Слушайте, а что страшного? В результате, простите, Октябрьской революции, когда к власти пришли большевики и образовали потом они Советский Союз, который потом благополучно развалился, тоже сопровождалось это подобными… может быть, не на 15 частей разделилась, но Польша ушла, Финляндия ушла. Никто не плакал вообще. И не вспоминают об этом, как о какой-то геополитической катастрофе гигантской.

    А.Проханов Что вы говорите, Саша? Советский Союз собирался с помощью Конной армии. Были созданы армейские подразделения, которые входили в Тифлис, шли на Варшаву, просто не дали им взять эту Варшаву, Тухачевскому. Союз как раз собирался на развалинах царской империи. Она развалилась вся. Это самая страшная пропасть развала. И собирание этой империи итоговое, оно стоило народам колоссальных жертв и усилий. И мы собрали эту империю красную, и собрав ее, одержали эту победу.

    А в 91-м году опять возник разрыв. И надо сегодня, спустя уже 30 лет, поместить себя в недра этого разрыва и понять, как долго длился этот разрыв. Он длился примерно 10 лет, а, может быть, даже больше. И понять, как государственность из той, советской эры перенеслась в нынешнюю эру. Почему не исчезло Государство российское? Оно должно было исчезнуть, оно должно было раствориться. Оно должно было перейти в сплошной лом, как ломаются льдины. Должны были уйти Кавказ, должна была уйти Татария, Якутия. Все это ломалось, скрежетало. С каким трудом это спаяно, слеплено.

    А.Плющев Мне кажется, то из разряда мифов. То есть понятно, как и почему уходили республики Советского Союза. Потому что они все-таки были странами по большому счету внутри Советского Союза, были республиками. Какая Якутия? Куда она уйдет? Какой Урал? Какая Уральская республика? О чем вы?

    А.Проханов Вы ни разу не были в Чечне во время войн? Вы на чеченских войнах были?

    А.Плющев Нет, я не был.

    А.Проханов Какая Чечня? Куда она уйдет? Подождите, а куда уйдет Дальний Восток? Дальневосточная республика? Она же была. А куда уйдет Урал? Когда все дряблое, рыхлое… Что, Ельцинское государство — это что, сталинская мощь? Все стало плыть, расплываться. В 90-е годы Россия была огромной медузой бесхребетной, которая между трех океанов высыхала на этом историческом солнце. Поэтому что вы, Саша, не лепите мне это все.

    А.Плющев Ну ладно, какая там сталинская мощь? В конце концов, сталинская мощь закончилась брежневской немощью, даже черненковской, я бы так сказал. Ну, да бог с ним.

    А.Проханов Конечно.

    А.Плющев А как? Вот так вот.

    А.Плющев Ну вот бушевская мощь закончилась байденской дряблостью. Гитлеровская мощь окончилась дряблостью Хонеккера. Вообще всякая мощь кончается дряблостью. Что уж там уж? Это же ваша Родина, Саша, Советский Союз. Вы же советский. У вас на лбу-то звездочка, я смотрю, сверкает.

    А.Плющев Есть такое: во лбу звезда горит. Но мне кажется, что сейчас мы с вами рассказываем друг другу некие сказки. Во всяком случае я от вас точно слышу. Возможно, и вы от меня слышите. Это нормальное.

    И мне показалось, что как-то под Новый год все стали друг другу сказочки рассказывать, в том числе, например, президент Путин. Сказочки, я не говорю, что это обязательно ложь, но смотрится своеобразно. Путин успел нам рассказать про агентов ЦРУ, которые в 90-е годы фактически с ногами на столе сидели в правительстве. Про расчлененную Россию, которую на картах показывали всем. И про то, что сам он таксовал в 90-х.

    А.Проханов: В 90-е Россия была огромной медузой бесхребетной, которая между трех океанов высыхала на историческом солнце

    Я хотел вас как писателя спросить, отчего такая вдруг литературщина поперла со всех щелей? И Путин просто ежедневно нас снабжает какими-то байками, что ли, я не знаю, как сказать.

    А.Проханов Вы знаете, я принадлежу к числу этих сказочников…

    А.Плющев Да я знаю. Вы не в прошлый раз, две недели назад рассказывали про подлодку «Курск» отличную сказку тоже.

    А.Проханов Я договорю. Я объехал огромное количество оборонных предприятий, которые были уничтожены и закрыты в 90-е годы. Я был на великом «Севмаше», который сейчас выпускает «Бореи». Я знал, когда приезжал Гайдар и Ельцин, требуя закрытия этих заводов. Это сделали цээрушники, которые сидели у Чубайса. Они занимались госимуществом, они занимались уничтожением отраслей, конкурирующих с американцами. Самолетами увозили секретную документацию.

    Это все сказки, я понимаю, новогодние сказки, там не было ничего этого. Совершился гигантский разгром великой советской цивилизации. Он совершился не сам по себе, это сделали не мыши, это сделал не Цой. Это сделали офицеры ЦРУ, которые сидели в Москве, которые сидели в Вашингтоне, которые сидели в Лэнгли, которые занимались проблемой обескровливания этой огромной конкурентной страны красной.

    Поэтому, конечно, все это сказки, все это не так. Мы живем в чудесной, великолепной, полноценной стране, где соблюдаются права человека. Это же идеал. Вы достигли идеала. Вы разрушил Советский Союз и живете в своей свободной, восхитительной, милой стране. Как я вам завидую, что вы, наконец, добились своего либерального счастья.

    Вы его не добились по одной причине — что там, внутри русской истории живет этот сгусток энергии, который преодолевает разломы исторические и воспроизводит сущности имперские на любых отрезках русской истории, в том числе, на этом. Вы этого не понимаете и не хотите с этим смириться. Отсюда и одиночные пикеты.

    А.Плющев Неожиданный вывод, собственно говоря. Вам что милее в этом смысле, широкомасштабные манифестации?

    А.Проханов Да мне просто милее ваше изумление, ваша милая моему сердцу ирония.

    А.Плющев Это так, действительно. Слушайте, а какие цээрушники? Почему мы узнаем о них только сейчас? Что вы молчали все эти годы? Сначала про подводную лодку, спустя 20 лет, теперь про цээрушников, спустя 20 лет. Где были спецслужбы, что с ними стало?

    А.Проханов Что стало со спецслужбами в виде Бобкова?

    А.Плющев Нет, в виде Путина. Почему в виде Бобкова?

    А.Проханов Ну, потому что Путин тогда был еще мелкий сошка. А вся крупная рать кагэбэшная, которая разрушала Советский Союз вместе с Крючковым…

    А.Плющев Вместе с Крючковым? Крючков же был в ГКЧП. Вы о чем сейчас?

    А.Проханов Ой, Саша, у нас не будет времени. ГКЧП… Крючков должен был арестовать Ельцина и положить конец ельцинизму. Вместо этого он не отдал приказ, уничтожил ГКЧП, а вместе с ним Советский Союз. Это длинная история о роли КГБ, Андропова в разрушении государства.

    Просто я говорю, что эти, как их называют, темные рыбы истории, которая плавают в глубинах истории, время от времени всплывают. Нам, например, никто не сказал, о чем говорил Ельцин в Сиэтле, когда он прилетел, как пьяный бык мочился там на шасси, о чем он говорил? О чем говорил Горбачев в Рейкьявике с Рейганом, когда он выступил по телевизору. Лицо у Горбачева было страшное, как будто его ошпарили кипятком. Такое лицо, наверное, было у Иуды, когда он убегал из Гефсиманского сада. Нам никто об этом не рассказал. Но когда-нибудь расскажет.

    А.Плющев Безусловно. Ну, потихоньку узнаем правду, действительно. Спасибо большое! Благодарю писателя Александра Проханова. Как всегда искрометно провели 45 минут. Через 15 минут — «В круге Света».

  • Сказка огурцы о чем она
  • Сказка один из жанров творчества занимательный о необыкновенных часто событиях и приключениях
  • Сказка огурцы николай носов читать
  • Сказка огонь вода и медные трубы читать сказку
  • Сказка огонь вода и медные трубы слушать