Фото В. Новикова. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
За последние 10 лет в столице построено свыше 1,1 тысячи километров новых дорог, открыто 100 станций метро и МЦК, а также запущены два центральных диаметра.
Для решения транспортных проблем в Москве за 10 лет сделано больше, чем было запланировано, рассказал Сергей Собянин во время ежегодного отчета перед депутатами Московской городской Думы.
«Для решения транспортных проблем Москвы мы сделали гораздо больше, чем планировали в 2010 году, — сказал он. — Начиная с 2011 года мы открыли 100 новых станций метро и МЦК, рядом с которыми живут и работают или учатся около пяти миллионов москвичей. То есть в год открывали около 10 станций в среднем. Сеть Московского метрополитена выросла в 1,5 раза. Это наивысшие темпы развития в истории московского метро».
Московский метрополитен
С 2011 года было построено 195,4 километра линий, 100 новых станций метро и МЦК, три дополнительных вестибюля и 11 электродепо. Количество действующих станций метро выросло до 281.
Ключевым проектом развития Московского транспортного узла стало строительство Большой кольцевой линии. Сейчас проект реализован уже на 70 процентов, осталось открыть всего девять станций. В 2023 году новое кольцо полностью замкнется и будет работать уже в полноценном режиме.
Владимир Путин и Сергей Собянин открыли 10 станций Большой кольцевой линии метро
БКЛ станет самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего рекордсмена — вторую кольцевую линию пекинского метро (57 километров). Ее длина составит 70 километров, на ней разместят 31 станцию и три электродепо. Пассажирам будут доступны пересадки на станции 11 других линий метро, четыре пересадки на станции Московского центрального кольца, шесть пересадок на МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня) и МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск), а также 11 пересадок на линии железной дороги.
«Необходимо дальше продолжать развитие транспортной системы. В ближайшие годы мы планируем на 50–60 новых станций сеть метро увеличить, включая завершение строительства Большой кольцевой линии и открытие трех новых веток метрополитена, — уточнил Сергей Собянин. — Главная задача — закончить в ближайшие полтора-два года Большую кольцевую линию и дальше все мощности строителей перебросить на радиальные направления».
В ближайшие годы планируется завершить строительство участков Калининско-Солнцевской линии от «Рассказовки» до «Внукова» и Люблинско-Дмитровской линии от «Селигерской» до «Физтеха», станции «Новомосковская» Сокольнической линии, участка Троицкой линии между станциями «ЗИЛ» и «Коммунарка», а также начать работы по продлению Арбатско-Покровской линии в район Гольяново.
В перспективе московскую подземку дополнят Рублево-Архангельская и Бирюлевская линии. Средства на строительство уже заложены в Адресную инвестиционную программу города на 2022–2024 годы.
Железнодорожный транспорт
Железные дороги также постепенно включаются в удобную транспортную систему, приобретая такие же функции, как метро. Еще в 2016 году было запущено движение по Московскому центральному кольцу, а с конца 2019 года пассажирам стали доступны МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский», включающие 60 станций, большинство из которых не уступает самым современным станциям метрополитена.
Сегодня ведется прокладка новых путей, реконструируются железнодорожные станции, строятся транспортно-пересадочные узлы.
«В 2023–2024 годах будут открыты два новых диаметра: МЦД-3 и МЦД-4. В результате 95 процентов москвичей будут жить в шаговой доступности от станций», — уточнил Мэр Москвы.
Он добавил, что дорожная инфраструктура за 10 лет выросла на 20 процентов от того, что построено за всю историю города: «Причем из 1100 километров новых дорог значительную часть составляют сложнейшие транспортные сооружения — тоннели и развязки, эстакады, — возводить которые приходится в невероятно сложных условиях».
Дорожное строительство
Благодаря строительству новых хорд, развязок и магистралей формируется новый транспортный каркас Москвы. Новые дороги помогают перераспределить потоки, снизить нагрузку на существующую транспортную сеть и улучшить транспортную доступность районов Москвы. Северо-Западная хорда уже готова, работы продолжаются на Северо-Восточной и Юго-Восточной хордах, а также на Южной рокаде.
Всего в 2022–2023 годах планируется построить около 200 километров дорог, 70 искусственных сооружений и свыше 30 пешеходных переходов.
«Дорожное строительство — это важнейшее направление, в силу того что площадь улиц или дорог в Москве значительно меньше, чем в большинстве других городов мира. Поэтому мы будем продолжать дорожное строительство, вводя около 100 километров в год», — сказал Мэр Москвы.
Кроме того, планируется на 100 процентов обновить подвижной состав московского трамвая, на 80 процентов — метро. «И это, казалось бы, такие тривиальные цифры, но на самом деле они рекордные для большинства мировых городов, просто недостижимые. А экологически чистые электробусы сменят большинство дизельных автобусов на улицах Москвы. И по этой программе мы первые в Европе», — добавил он.
По мнению Сергея Собянина, в результате реализуемых проектов Москва станет более комфортным и безопасным городом для всех участников движения: пешеходов, велосипедистов, пассажиров общественного транспорта и автомобилистов.