Русская народная сказка “Иван -крестьянский сын и Чудо-юдо”
Анализ сказки для читательского дневника. Жанр: волшебная народная сказка. Читайте краткое содержание похожих сказок:
“Иван Быкович”
“Иван – коровий сын”
Главные герои сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”
- Иван – крестьянский сын, главный герой сказки, русский богатырь, которого очень боялись Чуда-Юды, смелый и решительный, умный и хитрый.
- Старшие братья Ивана, также смелые и отважные. но очень ленивые, а потому всю битву проспали.
- Чудо-Юдо, три змея с шестью,девятью и двенадцатью головами, пали в битве с Иваном
- Жены Чудов-Юдов и их мать, злые и мстительные, коварные.
- Родители братьев, старики
- Старик в лесу, указал путь к горе с мечами
- Старуха в деревне, единственная, кто уцелел после набега Чуда-Юда.
План пересказа сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”
- Братья собираются в поход
- Иван идет с ними.
- Старик в лесу.
- Разграбленная деревня и старуха
- Река Смородина
- Бой с Чудом-юдой о шести головах
- Бой с Чудом-юдой о девяти головах.
- Наказ Ивана братьям
- Огненный палец
- Шапка Ивана
- Заговор жен и матери
- Колодец, яблоня и ковер
- Свинья.
- Кратчайшее содержание сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо” в 6 предложений для читательского дневника:
- Три брата отправляются на бой с Чудом-юдом
- Они достигают речки Смородины и Иван две ночи бьется с Чудом-Юдом
- Иван бьется с Чудом-юдом и в третий раз, но без помощи коня не может с ним справится
- Иван подслушивает речи жен и старухи-матери Чуда-юда
- Иван спасает братьев по дороге домой.
- Счастливое возвращение.
- Главная мысль сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”
- Только тем, кто смел и борется за свою Родину достается победа.
- Чему учит сказка “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”
Эта сказка учит нас не боятся врагов, как бы сильны они не были. Учит решительности и смелости, учит тому, что надо быть хитрым и находчивым, чтобы разоблачать козни врага.. Учит любить свою землю.
Отзыв к сказке “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”
Сказка “Иван – крестьянский сын и чудо-юдо” мне очень понравилась. У нее очень интересный сюжет со множеством приключений. Иван показал себя настоящим богатырем, заступником земли русской. Он смог справился с огромными чудищами и никакое коварство не помогло врагам. Эта сказка описывает торжество добра.
Признаки волшебной сказки в сказке “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”
- Зачин и концовка
- Волшебные существа – Чудо-юдо, жены, мать
- Волшебные превращения – ковер, яблоня, колодец, свинья
- Героический подвиг
- Пословица к сказке “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”
- Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот – кто победу творит.
Кто за правое дело стоит – тот всегда победит.
Не узнал доброго молодца – нечего страмить его.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”
Жили старик со старухой и было у них три сына. Но пришла беда на землю русскую, стало Чудо-Юдо жечь и убивать. Решили старшие братья на битву отправится, а младшего дома оставить. Да только Иванушка с ними пошел.
Взяли братья дубины. Но в лесу встретился им старик и сказал, где мечи взять, ведь с дубинами Чудо-Юдо не одолеть.
Приехали братья в деревеньку сожженную, а там только старуха одна живой осталась. Наказала она братьям извести супостата.
Приехали братья на речку Смородину и решили у калинового моста дозор держать.
Первым пошел в дозор старший брат, но скоро уснул. А Иван вышел в полночь и вовремя. Едет Чудо-Юдо о шести головах. Срубил Иван ему три головы, а потом и последние три отрубил.
На следующую ночь история повторяется. Уснул средний брат. а Иван с Чудом-юдом бился. Только было у того девять голов и успел он Ивана по колено в землю вбить.
Показал утром Иван братьям убитых чудищ и застыдились братья. Наказал Иван им не спать и помочь ему в битве.
Ночью явилось Чудо-Юдо о двенадцати головах и бился с ним Иван. Срубит три головы – Чудо-юдо огненным пальцем их на место приделает. Бросил Иван левую рукавицу братьям, спят братья, не просыпаются. Чудо-Юдо уже Ивана по пояс в землю вбивает.
Бросил Иван правую рукавицу – спят братья. По плечи его змей забил.
Бросил Иван шапку и проснулись братья, коня выпустили. Конь Чудо-юдо отвлек, а Иван палец ему огненный отрубил и самого голов лишил.
Утром собирается Иван за мост калиновый, вроде кушак искать. А сам пробрался к дому Чуду-Юдову и услышал как жены и мать змеюка сговариваются братьям отомстить.
Поехали братья обратно, а тут жара и колодец стоит. Остановил братьев Иван и разрубил колодец. Это была первая жена Чудо-юда.
Далее яблоня росла. Разрубил Иван яблоню – то погибла вторая жена.
А потом ковер братья увидели, но Иван кушак на него бросил и сгорел кушак. разрубил Иван и ковер – это третья жена была.
Тут их мать чудо-Юда догоняет, в свинью огромную превратилась. Братья ей пуд соли в пасть кинули. Потом свинья начала выбирать за кем в первую очередь погнаться. тут Иван на нее запрыгнул и оземь стукнул. Погибла свинья.
Вернулись братья домой и больше никакие Чуда-юда там не водились.
Иллюстрации и рисунки к сказке “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”
Народная сказка “Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо”. Читательский дневник, краткое содержание
- народ
- Название: “Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо”
- Жанр: волшебная сказка
- Тема произведения: богатыри
- Число страниц: 10
Главные герои и их характеристика
Иван-крестьянский сын. Добрый и смелый, настоящий богатырь. Защищает родную землю, никого не боится, ответственный и упрямый.
Старшие братья Ивана. Ленивые, но добрые. Тоже хотели защитить родную землю.
Чудо-Юдо. Страшное чудовище.
Жены Чуда-Юда. Страшные и злые.
Мать Чуда-Юда. Коварная, злая, жестокая.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Три брата отправляются защищать родную землю от Чуда-Юда. Иван побеждает трех чудовищ, а потом расстраивает козни их жен и матери.
Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь
Сюжет — краткое содержание
- Узнав, что землю русскую разоряет Чудо-Юдо, три брата отправляются на бой с чудовищем.
- Братья получают мечи и достигают реки Смородины, где стоит Калинов мост.
- Старшие братья благополучно спят, пока Иван убивает двух чудовищ.
- Иван с трудом убивает Чудо-Юдо о двенадцати головах и подслушивает заговор жен чудовищ.
- Иван спасает братьев от ядовитых колодца, яблони и ковра.
- Иван убивает огромную свинью, в которую превратилась мать Чуда-Юда.
Понравившийся эпизод
Мне
понравилось описания боя Ивана с двенадцатиглавым Чудом-Юдом. Сколько бы ни
рубил Иван голов у чудовища, они снова прирастали. Пришлось Ивану звать на
помощь коня и отрубить чудовищу огненный палец. Только после этого он смог
убить Чудо-Юдо.
План произведения для пересказа
- Злые вести
- На бой с чудовищем
- Старик и новые мечи
- Покинутая деревушка
- У реки Смородины
- Первая ночь
- Вторая ночь
- Решительный бой
- Забытый кушак Ивана
- Ковер, колодец и яблоня
- Огромная свинья.
Главная мысль
Всем миром,
всем народом надо защищать свою Родину от врагов.
Чему учит эта книга
Сказка учит
любить и беречь свою Родину, уважать стариков, защищать слабых. Учит добру и
справедливости. Учит быть мужественным, хитрым и изворотливым. Учит предвидеть
козни врага и быть хитрее него. Учит ничего не боятся и в бою не отступать.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне
понравилась эта сказка и особенно богатырь Иван-крестьянский сын. Он не просто
был сильным и смелым, он был находчивым, умел проявить хитрость, не верил
врагам и умело сражался. А вот его братья разочаровали. Они тоже пытались
спасти Родину, но умения и способностей у них было маловато.
Новые слова и выражения
- Затужить —
горевать, печалиться. - Кушак —
широкий пояс. - Палаты —
дворец, дом. - Дрема – сон.
Пословицы к произведению
- Богатыря
узнаешь на поле брани. - Не тот
молодец, у кого бравый вид, а тот, кто победу творит. - Богатырская
рука один раз бьет. - Кто за
правое дело стоит, тот всегда победит. - Не узнал доброго молодца, нечего срамить его.
- Назад к содержанию
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна.
Каждые ваши 10 рублей – еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Похожее
Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»
- народ.
- Название произведения: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
- Число страниц: 38.
- Жанр произведения: народная волшебная сказка.
- Главные герои: Иван — младший сын, Чудо-юдо.
- Второстепенные герои: братья Ивана, три жены Чуда-юда, мать-змеиха.
Характеристика главных героев:
- Иван — Отважный, сильный и находчивый.
- Сообразительный.
- Один справился со всеми чудищами.
- Чудо-юдо — три змея.
- С разным числом голов.
- Хвастливые, жестокие.
Характеристика второстепенных героев:
Братья — ленивые и сонливые. Доверчивые.
- Старая змеиха — коварная, находчивая и ловкая.
- Мать змеев.
- Жёны змеев — злые, отвратительные.
Краткое содержание сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
- Повадилось летать на русскую землю Чудо-юдо.
- Решили братья пойти на бой с ним и защитить родную землю.
- Добрались они до деревни разрушенной, а там только старушка выжила.
- Благословила она братьев на подвиг.
- Остановились братья у моста через реку Смородину.
- Решили по очереди караулить.
- Но уснули старшие братья и караулил один Иван.
- В первую ночь победил он трёхголового змея.
- Во вторую ночь убил змея с шестью головами.
- Перед третье ночью предупредил братьев, чтобы не спали те, а на помощь шли.
- Но уснули братья.
- Тяжело пришлось Ивану в битве.
- Кидал он рукавицы и шапку в избушку и разбудил братьев.
- Выпустили те коня Ивана и победил богатырь змея с двенадцатью головами.
- Но отправился Иван за реку на разведку.
- И подслушал планы змеихи-матери и её невесток.
- По дороге к дому разрубил Иван колодец, яблоню и ковёр, в которых жёны змеев превратились.
- Спас тем самым братьев.
- Но мать змеев превратилась в свинью, и за братьями бросилась.
- Пока она решала, за кем из братьев кинуться, Иван на свинью запрыгнул и убил её.
- С почётом и славой вернулись братья домой.
План сказки:
- Зло на русской земле.
- Братья едут в поход.
- Спалённая деревня.
- Мост.
- Первая ночь.
- Вторая ночь.
- Предупреждение Ивана.
- Решительная битва.
- Подслушанный заговор.
- Колодец, яблоня и ковёр.
- Битва со свиньёй.
- Возвращение.
Основная мысль сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
Главная мысль сказки заключается в том, что не только сила и храбрость нужны для того, чтоб одержать победу над врагом, но и изобретательность и хитрость.
Основная идея сказки в том, что много на Руси богатырей и всегда найдётся кому защитить её от врагов.
Чему учит сказка
- Сказка учит рассчитывать только на себя и не бояться встретиться лицом к лицу с врагом.
- Учит думать о дальнейшем и предугадывать действия соперника.
- Учит любить свою Родину и защищать её от нападок лиходеев.
- Учит быть храбрыми, отважными, мудрыми и дальновидными.
Краткий отзыв о сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я была поражена мудростью обычного деревенского паренька, который сумел не просто порубить трёх змеев, но раскрыть коварные замыслы их родни.
Иван показал себя настоящим былинным богатырём, готовым грудью встать на защиту рубежей Родины.
Он был сильным, смелым, решительным. Проявил хитрость и смекалку.
- Это очень интересная сказка, в которой действуют волшебные существа, есть превращения.
- Поэтому она относится к жанру волшебных сказок.
- Больше всего в ней мне понравился главный герой, младший брат.
- Его братья были добрыми молодцами, честными и смелыми, но Иван оказался решительнее и дальновиднее.
- И он не позволил сну сморить себя.
- Только благодаря его усилиям удалось победить огромных змеев.
- Я всем советую прочитать эту сказку, и научиться честно выполнять свои обязанности, не лениться и не перекладывать их на чужие плечи.
Пословицы к произведению:
- Противник силён, пока не повален.
- Не всякие глаза видят врага.
- Где смекнёт боец, там врагу конец.
- Врага убил — свою жизнь продлил.
- Чья храбрость, того и победа.
Словарь неизвестных слов:
- Пашня — вспаханное поле.
- Котомки — дорожный мешок с лямками.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
- Подошёл он к ковру и давай мечом ковёр да подушки на мелкие лоскутки рубить.
- Изрубил, разбросал в стороны и говорит:
- — Напрасно вы, братцы, ворчали на меня!
- Ведь и колодец, и яблонька, и ковёр этот — все чудо-юдовы жёны были.
- Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
Библиотека русских народных сказок пополняется.
Иван – крестьянский сын и чудо-юдо: краткое содержание, пересказ для читательского дневника – РуСтих Кратко
В одном царстве жили старик со старухой и трое их сыновей. Пошел слух, что идет туда чудо-юдо поганое. Два брата собираются «родную землю защищать», а младшему велят сидеть дома со стариками. Но Иванушка едет с ними.
По совету прохожего дедушки они берут в пещере булатные мечи. Проехали через разоренную чудом-юдом деревню, где выжила одна бабушка. Заночевали в избушке у реки Смородины и калинового моста. Старший брат был в дозоре – да всхрапнул под ракитовым кусточком.
А Иванушка с мечом тут как тут.
Шестиголовое чудо-юдо чует, что смерть ему от руки Ивана – крестьянского сына, но храбрится. Отсек Иван ему головы. И утром молчок про все. Средний брат тоже разоспался в дозоре, и Иван за него убил девятиголовое чудо-юдо. Утром он показал пристыженным братьям отрубленные головы чудищ. И велел на третью ночь по сигналу отпустить его коня и самим ехать на подмогу.
Ночью вышло к нему двенадцатиголовое чудо-юдо. Головы ему срубать бесполезно: проведет «огненным пальцем» по срезу – и обратно прирастит к шеям. Загнал змей Ивана по плечи в землю. Лишь на третий раз, по броску шапки, братья очухались и примчались. Но конь Ивана явился раньше, потеснил чудо-юдо.
Иван успел выбраться, срубить чудищу огненный палец, а дальше и все головы одну за другой.
И снова не спится бойцу. Идет он к дому чудищ, подслушивает козни их жен и матери. По пути домой он, изрубив змеих, превратившихся в колодец, яблоню, ковер, спас братьев от смерти. Напоследок выскочила в виде зубастой свиньи мать чудищ. Братья разошлись в разные стороны, а Иван поднял ее и шмякнул о землю. Не стало в тех краях чудищ. А братья опять взялись пахать землю.
Читательский дневник по сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
Сюжет
Не хотели два старших брата брать с собой на битву с чудом-юдом младшего Иванушку, но он все равно поехал. Пока братья спали на реке Смородине в дозоре, Иван отсек головы у шестиголового и девятиголового чуда-юда. А потом, сказав братьям ждать его зова, ушел на битву с двенадцатиголовым змеем. А тот проведет пальцем по шее – и голова вмиг опять прирастает.
Звал Иван братьев на подмогу, но первым прискакал его верный конь, напал на чудище. Иван изловчился, срубил ему тот палец, а потом и все головы. Затем вызнал план мести жен и матери чудищ. И убил их, обернувшихся ковром, колодцем, яблоней и свиньей, спасая братьев от смерти. В освобожденном родном краю братья вернулись к пахоте, на радость стариков-родителей.
Отзыв
Сказка о крестьянском парне, народном герое, спасшем родную землю от чудищ. Много таких Иванов на Руси. Ведь сила – в народе, крестьянстве. Младший брат, в которого не верили старшие, спасает всех. Сказка учит самоотверженно защищать Родину, семью, дом. Учит отваге, смекалке, находчивости, осторожности, дальновидности.
План «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
- Старик со старухой и три их сына-пахаря.
- Весть о нападении чуда-юда.
- Братья идут на бой.
- Мечи из пещеры.
- Два боя Иванушки вместо спящих братьев.
- Сражение Иванушки с 12-головым змеем.
- Месть жен и матери чудищ.
- Гибель змеих от руки Иванушки.
- Возвращение домой.
Вопросы «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
- Сколько сыновей было у старика и старухи? (трое).
- Чем занимались браться в мирное время? (пахали землю).
- Кто хотел напасть на царство-государство? (чудо-юдо).
- Почему братья оставляли Иванушку дома? (он слишком молод).
- На какое оружие братья сменили дубины? (на мечи).
- На какой реке герои поджидали чудо-юдо? (на Смородине).
- Под каким кустом задремал старший брат? (под кустом ракиты).
- Сколько голов было у третьего чуда-юда? (12).
- Кто убил чудовищ и все их семейство? (Иванушка).
- Что посеяли на поле братья, вернувшись домой? (пшеницу).
Краткое содержание сказки Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо
В одном селе жили старик и старуха, было у них три молодца сына. Младшего звали Иваном. Семья была дружная и работящая. Трудились они не покладая рук.
Однажды случилась в том крае беда, Чудо-юдо поганое объявилось, много людей погубило. Решили братья отправиться в дорогу, да избавить народ от злодея. Снарядились и пошли.
Долго ли коротко, добрались они до места. На ночлег остановились в избушке, а в караул старшего брата послали. Пошел молодец на реку Смородину, где Чудо живет, да и уснул. Благо младший Иван вслед шел. Как только объявился Змей, так и началась у них борьба. Иванушка отрубил Юду головы, за мост кинул, змей уполз, а молодец в избушку вернулся.
Наступило утро, пришел караульный, доложил, что ночью было тихо. Иван и словом не обмолвился.
Настала вторая ночь, средний брат пошел в дозор. Как пришел, так и уснул. В общем, вся история повторилась. Иван оказался рядом и порубил чудовище. Поутру дозорный сказал, что никого не видел. Иванушка опять промолчал.
Настала очередь младшего брата в караул идти. Собрался он, говорит братьям, что бой будет страшный. Просит их не спать, слушать, когда он позовет на помощь. Да и коня его выпустить надобно будет. Сказал так Иван, да пошел к мосту.
Настала ночь, пришел Змей. Начался бой смертный. Иванушка рубит мечом Чудо-юдо, да никак одолеть не может. Зовет братьев на подмогу, а они не слышат. Насилу молодец их докричался. Выпустили братья коня богатырского, прибежал ретивый, помог своему хозяину. Одолели они чудовище.
Собрались молодцы домой, а Иван к жилищу Змееву вернулся, подслушал разговор жен да матери Чудо-юда. Задумали подлые сгубить братьев. Иван узнал, что надо, и к своим воротился.
Едут добры молодцы, а на пути им супруги Змеевы встречаются, прикинувшиеся то колодцем, то яблонькой, то ковром. Иван все это видит и рубит их, убивает. Всех жен одолел, осталась одна мать. Да и со старушкой Змеихой молодцы справились.
Добрались братья домой довольные. Избавили они народ русский от Чуда-юда поганого.
Сказка учит быть дружными, и сплоченными. Когда люди любят и уважают друг друга, им любая проблема нипочем!
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сказка Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание балета Марко Спада (либретто)
Либретто «Марко Сада» стал базисом знаменитого на весь мир балета. Постановки одноименного музыкально-хореографического произведения увидели россияне и в онлайн-формате. - Телешов
Телешов Николай Дмитриевич родился в 1867 году. Его родители были зажиточными, влиятельными купцами. В возрасте 17 лет он получил коммерческое образование, и в этом же году опубликовал свои первые стихи. - Краткое содержание Моэм Бремя страстей человеческих
В книге рассказывается о жизни Филипа Кэри. В 9 лет Филип остался сиротой. Мальчика взял к себе на воспитание его дядя из Блэкстебла. Его дядя был священником и не испытывал к мальчику никакой нежности. - Краткое содержание Собрание чудес Паустовский
У любого жителя нашей планеты есть необычное желание. И я держу у себя в душе идею посетить озёрные просторы под названием «Боровое» - Краткое содержание Воробьев Немец в валенках
В этом произведении говорится о тяжелой жизни военнопленных, узниках лагерей. В одном таком лагере смерти, и произошла эта история.
Краткое содержание: Иван — крестьянский сын и чудо-юдо
Русская сказка Иван крестьянский сын, знакомит нас со стариками. Были у них сыновья. Как раз в сказке Иван — крестьянский сын, Иван был младшим из троих детей.
Иван крестьянский сын и чудо юдо
Сказка Иван крестьянский сын и чудо-юдо — интересное произведение, а чтобы быстро с ним познакомиться и кратко записать мысли о Иване — крестьянском сыне в своем читательском дневнике, предлагаем вам почитать у нас на сайте сказку Иван — крестьянский сын в кратком содержании.
Так вот, семья была рабочая не ленивая, нужно пашню вспашут и хлеб засеют. Вот только пошел слух о том, что некое чудо-юдо нападает на села, все сжигает на пути, а людей убивает. Собрались братья в путь, чтобы убить злодейское чудо-юдо.
Отправились в путь на лошадях, взяв с собой булавы. По дороге старик им встретился и сказал, что нужны мечи, которые можно достать в пещере. Достав мечи, двинулись в путь дальше. По пути встретилась полностью сожженная деревня, где уцелел один дом.
В нем они встретили старуху, которая пустила их переночевать.
Утром братья пошли в путь. Подошли к реке, а там стояла брошенная избушка. Решили они по очереди дежурить у моста, чтобы чудо-юдо не пробралось мимо. Первый пошел старший брат, но уснул под кустом.
Ивану же не спалось и он решил пройтись. У реки на мосту он увидел, как едет чудо-юдо. Вышел к нему и давай мериться силами. Сражался, пока все головы не срубил, тело не порубил.
Тело в реку выбросил, а головы под мостом спрятал.
Далее Иван — крестьянский сын и чудо юдо продолжается тем, что спрашивают они у старшего брата, видел ли он чудо-юдо, но тот ничего не видел и не слышал.
Второй раз на дежурстве был средний брат, который также уснул, а Иван в это время сразился с девятиголовым чудом-юдом. Тело в реку выбросил, а головы под мостом спрятал.
Утром, когда и средний брат сказал, что никого не видел, показал головы Иван и сказал, что большой бой намечается, и помощь братская нужна будет.
На третий день встретился Иван с двеннадцатиголовым чудом-юдом, чуть было не погиб, но в последнюю минуту сумел разбудить братьев, которые выпустили коня, он и отвлек чудо-юдо, Иван и убил чудище.
Братья обмыли, накормили Ивана и сказали отдыхать, но тот решил пойти к чудо-юдовым владениям, где увидел, как жены и мать чудо-юдовы, замышляют неладное против Ивана и его братьев.
Услышал, что по пути змеи — жены чудо-юдовы, будут превращаться в колодезь, яблоню и ковер, чтобы погубить братьев, но, зная об этом, сумел Иван и братьев спасти и самому удалось спастись. Он попросту рубил колодезь, яблоню, ковер, что им встречались.
Последнее, кого убил Иван, была огромная свинья, мать троих чудов-юдов. Братья после этого вернулись домой, поля садили и обрабатывали и больше не водились в тех краях ни змеи, ни чудо-юдо.
Иван крестьянский сын главные герои
В сказке Иван-крестьянский сын главным героем является младший ребенок, которого звали Иван. Он сильный, смелый, мужественный. Не побоялся выйти в одиночку на бой с чудом-юдом. Он смекалистый и предугадывает развитие событий, поэтому и наведался во владения чуда-юда, что в последствии спасло жизнь ему и его братьям.
Чудо-юдо и его жены с матерью — отрицательные герои. Чудо-юдо нападал на деревни, все уничтожал и ничего не оставлял после себя, поэтому нужно было срочно убить чудовище, которое нарушило покой сельских жителей.
Второстепенными героями являются родители Ивана и его братья, а также жены чуда-юда и его мать.
Иван крестьянский сын главная мысль
В произведении Иван-крестьянский сын главной мыслью является то, что отпор можно дать всегда и если силы не равные, всегда можно применить ум и смекалку, которые будут намного действенными и приведут к победе.
Народная сказка “Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо”. Читательский дневник, краткое содержание
- Узнав, что землю русскую разоряет Чудо-Юдо, три брата отправляются на бой с чудовищем.
- Братья получают мечи и достигают реки Смородины, где стоит Калинов мост.
- Старшие братья благополучно спят, пока Иван убивает двух чудовищ.
- Иван с трудом убивает Чудо-Юдо о двенадцати головах и подслушивает заговор жен чудовищ.
- Иван спасает братьев от ядовитых колодца, яблони и ковра.
- Иван убивает огромную свинью, в которую превратилась мать Чуда-Юда.
Народные И Древнерусские Произведения — Иван – Крестьянский Сын И Чудо-юдо
220 0
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они — не ленились, с утра до ночи трудились. Пашню пахали да хлеб засевали.Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть. Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить.
Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие сыновья утешают их:- Не горюйте, батюшка и матушка. Пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется. Он еще очень молод, чтобы на бой идти.
– Нет, — говорит Иванушка, — не хочу я дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать.
Снарядили они всех троих сыновей в путьдорогу. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят — кругом ни одной живой души нет. Все повыжжено, поломано.
Стоит одна маленькая избушка. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.- Здравствуй, бабушка. — говорят братья.- Здравствуйте, молодцы. Куда путь держите?- Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост.
Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.- Ох, молодцы, за доброе дело взялись. Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил. И до нас добрался. Только я одна здесь уцелела.
Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту.
По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие.Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.- Ну, братцы, — говорит Иван, — заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди в дозор ходить, чтоб чудо-юдо через калиновый мост не пропустить.
В первую ночь отправился в дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел за реку Смородину — все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Лег старший брат под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко.А Иван лежит в избушке — не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине.
Смотрит — под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит.
Не стал Иван его будить. Спрятался под калиновый мост, стоит, переезд сторожит. Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали — подъезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинового моста — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился.Говорит чудо-юдо шестиголовое:- Что ты, мой конь, споткнулся.
Отчего ты черный ворон, встрепенулся. Почему ты, черный пес ощетинился. Или вы чуете, что Иван — крестьянский сын здесь. Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!Вышел тут Иван — крестьянский сын из-под моста и говорит:- Не хвались, чудо-юдо поганое. Не подстрелил ясного сокола — рано перья щипать.
Не узнал доброго молодца — нечего срамить его. Давай-ка лучше силы пробовать. Кто одолеет, тот и похвалится. Вот сошлись они, поравнялись, да так ударились, что кругом земля загудела.Чуду-юду не посчастливилось. Иван — крестьянский сын с одного взмаха сшиб ему три головы.- Стой, Иван — крестьянский сын. — кричит чудоюдо. — Дай мне передохнуть!- Что за отдых.
У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна. Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.Снова они сошлись, снова ударились. Иван — крестьянский сын отрубил чуду-юду и последние три головы. После того рассек туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся и спать улегся.
Поутру приходит старший брат.
Спрашивает его Иван:- Ну что, не видал ли чего?- Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала!Иван ему ни словечка на это не сказал. На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул.Иван и на него не понадеялся.
Как пошло время за полночь, он тотчас снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под калиновый мост и стал караулить.Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались — подъезжает чудо-юдо девятиголовое. Только на калиновый мост въехал — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился.
Чудо-юдо коня плеткой по бокам, ворона — по перьям, пса — по ушам!- Что ты, мой конь, споткнулся.
Отчего ты, черный ворон, встрепенулся. Почему ты, черный пес, ощетинился. Или чуете вы, что Иван — крестьянский сын здесь. Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился. Я его одним пальцем убью!Выскочил Иван — крестьянский сын из-под калинового моста:- Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись.
Еще посмотрим, чья возьмет!Как взмахнул Иван своим булатным мечом раздругой, так и снес у чуда-юда шесть голов. А чудо-юдо ударил — по колени Ивана в сырую землю вогнал. Иван — крестьянский сын захватил горсть песку и бросил своему врагу прямо в глазищи. Пока чудо-юдо глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы.
Потом рассек туловище на мелкие части, побросал в реку Смородину, а девять голов под калиновый мост сложил.
Сам в избушку вернулся. Лег и заснул, будто ничего не случилось.Утром приходит средний брат.- Ну что, — спрашивает Иван, — не видал ли ты за ночь чего?- Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пищал.
– Ну, коли так, пойдемте со мной, братцы дорогие, я вам и комара и муху покажу.Привел Иван братьев под калиновый мост, показал им чудо-юдовы головы.- Вот, — говорит, — какие здесь по ночам мухи да комары летают.
А вам, братцы, не воевать, а дома на печке лежать!Застыдились братья.- Сон, — говорят, — повалил…На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.- Я, — говорит, — на страшный бой иду. А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь.
Как услышите мой посвист — выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.Пришел Иван — крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается.
Только пошло время за полночь, сырая земля заколебалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали. Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут. Конь у чуда-юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные.
Только въехал чудо-юдо на калиновый мост — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился. Чудоюдо коня плеткой по бокам, ворона — по перьям, пса — по ушам!- Что ты, мой конь, споткнулся. Отчего, черный ворон, встрепенулся. Почему, черный пес, ощетинился. Или чуете, что Иван — крестьянский сын здесь.
Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился.
Только дуну — и праху его не останется. Вышел тут из-под калинового моста Иван — крестьянский сын:- Погоди, чудо-юдо, хвалиться, как бы тебе не осрамиться!- А, так это ты, Иван — крестьянский сын. Зачем пришел сюда?- На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей храбрости испробовать!- Куда тебе мою храбрость пробовать.
Ты муха передо мной!Отвечает Иван — крестьянский сын чуду-юду:- Пришел я не сказки тебе рассказывать и не твои слушать. Пришел я насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы.
Чудо-юдо подхватил эти головы, чиркнул по ним своим огненным пальцем, к шеям приложил, и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.Плохо пришлось Ивану.
Чудо-юдо свистом его оглушает, огнем его жжет-палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю его вгоняет. А сам посмеивается:- Не хочешь ли ты отдохнуть, И ван — крестьянский сын.- Что за отдых. По-нашему — бей, руби, себя не береги. — говорит Иван.Свистнул он, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались.
Рукавица все стекла в окнах повыбивала, а братья спят, ничего не слышат.Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов. Чудо-юдо подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил — и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю.Видит Иван — дело плохо.
Снял левую рукавицу, запустил в избушку.
Рукавица крышу пробила, а браться все спят, ничего не слышат.В третий раз размахнулся Иван — крестьянский сын, срубил чуду-юду девять голов. Чудо-юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил — головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в сырую землю по самые плечи. Снял Иван свою шапку и бросил в избушку.
От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась. Тут только братья проснулись, слышат Иванов конь громко ржет да с цепей рвется. Бросились они на конюшню, спустили коня, «а следом за ним и сами побежали.Иванов конь прискакал, стал бить чудо-юдо копытами. Засвистел чудо-юдо, зашипел, начал коня искрами осыпать.
А Иван — крестьянский сын тем временем вылез из земли, изловчился и отсек чуду-юду огненный палец.
После того давай рубить ему головы. Сшиб все до единой. Туловище на мелкие части рассек и побросал в реку Смородину.Прибегают тут братья.- Эх, вы. — говорит Иван. — Из-за сонливости вашей я чуть головой не поплатился!Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.Поутру рано Иван встал, начал одеваться-обуваться.- Куда это ты в такую рань поднялся.
— говорят братья. — Отдохнул бы после такого побоища!- Нет, — отвечает Иван, — не до отдыха мне. Пойду к реке Смородине свой кушак искать — обронил там.- Охота тебе. — говорят братья. — Заедем в город — новый купишь.
– Нет, мне мой нужен!Отправился Иван к реке Смородине, да не кушак стал искать, а перешел на тот берег через калиновый мост и прокрался незаметно к чудо-юдовым каменным палатам.
Подошел к открытому окошку и стал слушать — не замышляют ли здесь еще чего?Смотрит — сидят в палатах три чудо-юдовых жены, да мать, старая змеиха. Сидят они да сговариваются. Первая говорит:- Отомщу я Ивану — крестьянскому сыну за моего мужа. Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама обернусь колодцем.
Захотят они воды выпить — и с первого же глотка мертвыми свалятся!Это ты хорошо придумала. — говорит старая змеиха.Вторая говорит:- А я забегу вперед и обернусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть — тут их и разорвет на мелкие кусочки!- И ты хорошо придумала. — говорит старая змеиха.
– А я, — говорит третья, — напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и обернусь мягким ковром с шелковыми подушками.
Захотят братья полежать-отдохнуть — тут-то их и спалит огнем. — И ты хорошо придумала!- молвила змеиха. — Ну, а если вы их не сгубите, я сама обернусь огромной свиньей, догоню их и всех троих проглочу!Подслушал Иван — крестьянский сын эти речи и вернулся к братьям.- Ну что, нашел ты свой кушак. — спрашивают братья.- Нашел.
– И стоило время на это тратить!- Стоило, братцы!После того собрались братья и поехали домой. Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный. Пить хочется — терпенья нет. Смотрят братья — стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает.
Говорят они Ивану:- Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим!- Неизвестно, какая в том колодце вода, — отвечает Иван.
— Может, гнилая да грязная.Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Тут спустился туман, жара спала — пить не хочется.- Вот видите, братцы, какая вода в колодце была, — говорит Иван. Поехали они дальше. Долго ли, коротко ли ехали — увидели яблоньку.Висят на ней яблоки, крупные да румяные.
Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать. А Иван забежал вперед и давай яблоню мечом под самый корень рубить. Завыла яблоня, закричала…- Видите, братцы, какая это яблоня. Невкусные на ней яблочки!Сели братья на коней и поехали дальше. Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят — разостлан на поле ковер узорчатый, мягкий, а на нем подушки пуховые.
— Полежим на этом ковре, отдохнем, подремлем часок.
— говорят братья.- Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать. — отвечает им Иван.Рассердились на него братья:- Что ты за указчик нам. Того нельзя, другого нельзя!Иван в ответ ни словечка не сказал. Снял он свой кушак, на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем и сгорел.- Вот с вами то же было бы. — говорит Иван братьям.
Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие лоскутья рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит:- Напрасно вы, братцы, ворчали на меня. Ведь и колодец, и яблоня, и ковер — все это чудо-юдовы жены были. Хотели они нас погубить, да не удалось им это. Сами все погибли!Поехали братья дальше.
Много ли, мало ли проехали — вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела. Бежит за ними большущая свинья.
Разинула пасть до ушей — хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили свинье в пасть.Обрадовалась свинья — думала, что Ивана — крестьянского сына с братьями схватила. Остановилась и стала жевать соль. А как распробовала — снова помчалась в погоню.Бежит, щетину подняла, зубищами щелкает.
Вотвот нагонит…Подбежала свинья, остановилась — не знает, кого прежде догонять.Пока она раздумывала да в разные стороны мордой вертела, Иван подскочил к ней, поднял ее да со всего размаха о землю ударил. Рассыпалась свинья прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись — без страха люди жить стали.
А Иван — крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери.
И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять..
Пословицы к произведению
- Богатыря узнаешь на поле брани.
- Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот, кто победу творит.
- Богатырская рука один раз бьет.
- Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.
- Не узнал доброго молодца, нечего срамить его.
- Назад к содержанию
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна.
Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Основной миф, поддерживаемый украинским обывателем, – миф о малом государстве как основе скачкообразного развития экономики
Мое недавнее интервью одному не самому большому, но крайне приятному каналу Ukrlife.tv вызвало непредсказуемо высокий интерес в среде блогеров, так или иначе ассоциирующих себя с экономической политикой. Обсуждение всего моего полуторачасового текста отдельными блогерами, равно как и качество такого обсуждения (надо отдать должное) породило нечто отдаленно напоминающее собой дискуссию об экономической политике государства, выходящей (пусть местами не далеко) за рамки постулатов канонической украинской церкви священного снижения налогов во имя повышения пенсий, крайне популярной в блогосфере. Сама по себе предметная дискуссия об экономической политике страны мне кажется крайне важной как в части образовательной (развенчания мифов и понимания наших базовых принципов и стратегии не из уст малограмотных Facebook-экспертов), так и в части очень важной для нас конструктивной критики наших шагов, что поможет их откорректировать и избежать возможных ошибок.
В этом тексте я попытаюсь обосновать наше понимание содержания принципа экономического прагматизма и проактивной государственной экономической политики. Текст является не попыткой навязать отдельные истины в последней инстанции, а, скорее, призывает специалистов открыто и (что еще важнее) аргументированно обсудить отдельные стороны политики, равно как и стороны практической реализации упомянутых выше основополагающих принципов.
За рамками данного текста остались верховенство права, деолигархизация и детенизация – взаимосвязанные направления нашей работы, лежащие в основе любого экономического развития, составляющие для нас абсолютный приоритет. Без них любая экономическая политика является не более чем профанацией.
Итак, начнем с цели. Нашей целью является обеспечение уровня роста ВВП опережающими соседей темпами. Рост со средними темпами 6–7% в год на протяжении 25–30 лет в период после Второй мировой и по сегодня не является чем-то уникальным. На начало 2016 года около 60 стран в своей новейшей экономической истории демонстрировали такой рост. Это разные страны и с малым государством в экономике, и не очень малым, и с высоким уровнем экономической свободы, и не очень и так далее. Простой статистический анализ не дает возможности на основании простой или даже сложной выборки найти шаблон какой-то страны и надеть его на Украину, обеспечив прорыв. И здесь, к сожалению, нет и никогда не было простых решений.
Итак, основным мифом, поддерживаемым украинским обывателем, является миф о малом государстве как основе высокого – не побоимся этого слова, скачкообразного – развития экономики. Малое государство – мало во всем. Это малые налоги (лучше их отсутствие), соответственно низкий процент перераспределения ВВП через бюджет, это дешевое государство и малый, но эффективный государственный аппарат, это дерегуляция и невмешательство государства в экономику. В то, что в истории экономики якобы все страны, демонстрировавшие опережающий экономический рост, обладали данными характеристиками, а значит – малое государство является залогом экономического успеха, верят не только блогеры.
Да, для азиатских тигров – на этапе быстрых темпов роста – это верно. Например, доля доходов сектора общегосударственного управления (ОГУ) в Китае с середины 80-х до середины нулевых составляла от 10 до 20% ВВП (сейчас 27%), но ведь в Китае солидарная пенсионная система была запущена только в конце 90-х. Кроме того, во всех странах – азиатских тиграх была очень выгодная демографическая ситуация (высокая быстрорастущая доля молодого населения, соответственно, низкие затраты на пенсионную систему плюс низкие затраты на медицину и на первых этапах – на образование). В то же время все европейские страны (кроме Ирландии в последние пять лет), совершавшие экономический рывок, демонстрировали относительно высокую долю перераспределения ВВП через сектор общегосударственного управления на уровне 35% в Литве, 40% – в Польше и Словакии, 40–45% – в Германии, 50–55% и больше – в скандинавских странах. В Израиле – 35–40%. Для сравнения в Украине с 1995 по 2015 годы – в среднем 40%, сейчас – 35–36% ВВП.
Громоздкий, раздутый, доставшийся нам со времен УССР госаппарат необходимо обновлять, сокращать и главное – заставлять работать
Конечно, это не говорит о том, что следует раздувать госрасходы, но и вводить в заблуждение, что, только радикально снизив доходы сектора ОГУ до 20% ВВП, мы сможем стать богатыми и успешными – это манипуляция. По исследованиям Еврокомиссии, доходы свыше 40% ВВП могут действительно угнетать рост, и ЕС за это расплачивается отставанием в конкурентоспособности от Китая и США (в США эта доля около 30–32% в последние десятилетия). Полагаю, что наш путь – не в удешевлении государства и государственных программ, а в увеличении их эффективности. Громоздкий, раздутый, доставшийся нам со времен УССР (несмотря на перманентное реформирование) госаппарат необходимо обновлять, сокращать и главное – заставлять работать. Однако это точно не приведет к удешевлению аппарата, ведь верить в то, что полицейский будет лучше охранять вашу жизнь, чем охранник в супермаркете, а таможенник за 8000 грн в месяц не будет брать и покупать себе форму – инфантилизм, граничащий с идиотизмом.
Что касается роли государства в экономическом развитии, не нужно быть Эриком Райнертом, чтобы связать формирование богатства экономически развитых стран мира с тем периодом экономической истории, когда в этих странах не только процветало жесткое вмешательство государства в экономические процессы, но и суровый протекционизм отечественного производителя, не брезговавший непотизмом.
В 1791 году первый секретарь госказначейства США Гамильтон опубликовал «Отчет о промышленности», в котором выступил за применение субсидий и заградительных тарифов для развития промышленности, обосновывая это необходимостью догнать Великобританию и создать материальную основу для сильной армии. В течение последующих 50–60 лет идеи Гамильтона получили широкое распространение и оформились в то, что при президенте Линкольне стали называть «Американская система» стимулирования экономического развития – индустриализация за счет активного применения высоких тарифов для защиты стратегических отраслей (практически весь XIX век и вплоть до 1930 года средний импортный тариф в США превышал 30%, оставаясь одним из наиболее высоких в мире); бесплатного выделения федеральной земли; предоставления федеральных кредитов; проведения госзакупок и предоставления субсидий на инфраструктуру; стимулирования на уровне федерации и отдельных штатов инженерных разработок (первоначальной базой для которых стал основанный еще в 1802 году Армейский корпус инженеров ), а позднее – с подключением университетов – научных исследований и разработок.
Такая политика способствовала, среди прочего, становлению мощной сталелитейной промышленности, для защиты которой в конце XIX века действовали заградительные 100% импортные пошлины; строительству сети ж/д дорог за счет федеральных кредитов, выделению земли и так далее. В начале ХХ столетия федеральное правительство, используя субсидии и госзакупки, способствовало зарождению авиастроительной и современной химической отрасли. В рамках нового курса Рузвельта – для преодоления последствий Великой депрессии – был задействован ряд традиционных для индустриальной политики инструментов, ориентированных на развитие. В частности в 1933 году создано (и действует до сих пор) Управление долиной реки Теннесси (TVA) – государственное агентство развития, которое занималось строительством дамб, обеспечением навигации, контролем за наводнениями, производством электроэнергии и удобрений для ускоренной модернизации бедных аграрных штатов, находящихся в долине реки Теннесси (прежде всего, Теннесси, Алабама, Миссисипи и Кентукки).
Теории развития экономики (в части активной роли государства в таком развитии) возникли еще в XVII веке, начиная с теории меркантилизма (в рамках которой основа богатства – упрощенно – это положительный торговый баланс, достигаемый за счет в том числе тарифов, субсидий, войн, захвата колоний и накоплений резервов государствами, такая себе проактивная роль со стороны монархических режимов). За меркантилизмом последовали теории экономического национализма (протекционизма/защиты внутреннего рынка/поддержки новых отраслей), которые и стали основой для быстрой индустриализации США, Германии, Японии в середине/конце XIX – начале XX века. Эти идеи появились в противовес классической (британской) экономической теории Смита о «невидимой руке рынка», конкуренции, свободной торговли и так далее, которая, экспортируясь британцами в развивающиеся страны, в том числе колонии (бывшие), в эти времена в полном объеме не внедрялась в самой Британии, являвшейся даже при жизни Адама Смита первой индустриализированной богатейшей страной.
В 20–30-е годы ХХ столетия зародилось кейнсианство, предполагающее активное вмешательство государства в экономику, и на 40 лет стало основной экономической теорией как ответ на Великую депрессию 1929–1930-х годов и неспособность классической теории предвидеть такой масштабный кризис (провалы рынка), начиная с курса Рузвельта и заканчивая послевоенной индустриализацией в Азии и Европе. Кейнсианство сдало позиции в 70-е годы из-за серии экономических кризисов/нефтяных шоков и последовавшей инфляции с безработицей. Считалось, что одной из первопричин кризиса и были неэффективные правительства, которые вмешивались в экономику, финансировали «белых слонов» (масштабные инвестиции с низкой отдачей), раздували бюджеты, накапливали долги и так далее.
Конец 70-х, 80–90-е годы – ренессанс «неоклассической теории» и ее ответвления – монетаризма (где основным инструментом становится монетарная политика, установление процентной ставки и таргетирование инфляции, к которым центральное правительство, конечно, имеет опосредованное отношение). Апофеозом неолиберализма стали годы правления Рейгана («государство – не решение, а проблема») и Тэтчер и появления на основе таких идей свода правил для развивающихся стран, ставшего известным, как Вашингтонский консенсус. Доминирующее положение неоклассической школы мысли и монетаризма были поставлены под сомнение в результате череды кризисов в конце 90-х и начале нулевых (финансовый кризис в ЮВА, доткомы), быстрого подъема азиатских тигров и Китая и, наконец, мирового финансового кризиса 2008–2009 годов, за которым последовали масштабные интервенции правительств по всему миру на спасение и поддержку посткризисной экономики. Примерно в это же время и начался наблюдаться ренессанс к идеям новой (мягкой, умной) индустриальной (отраслевой) политики как ответвления неокейнсианской теории, в которую включились ООН, Всемирный банк, США. В последние 10–15 лет идеи неокейнсианства и неолиберализма/неоклассической теории находят тот или иной баланс, уживаясь между собой в экономической политике и развитых, и развивающихся стран.
Проактивная государственная политика, направленная на развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью, сегодня не имеет альтернатив
Поиск оптимального сочетания этих различных подходов, испытанных в конкретных своих проявлениях опытом других стран, в данный исторический момент в данной стране и является политикой экономического прагматизма.
И сегодня перед нами не стоит вопрос, проводить или не проводить индустриальную (не от слова «индустрия» как промышленность, а от слова industry – отрасль, хотя, конечно, промышленность остается ядром любой отраслевой политики). А как (!) проводить такую политику, во-первых, чтобы не противоречить/нарушать международные договоры о глобальной торговле, региональные соглашения о ЗСТ (ВТО, ЗСТ с ЕС), а во-вторых, чтобы минимизировать риски и получить максимальный эффект для общества.
Проактивная государственная политика, направленная на развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью, сегодня не имеет альтернатив. И примеры зарубежных стран только подтверждают это. Возьмем милый сердцу неолибералов украинского разлива кейс Тайваня, к слову, являющегося не самым ярким примером проактивной госполитики. С 1953 года принимаются четырехлетние планы экономического развития (и, кстати, принимаются до сих пор, сейчас действует план на 2021–2024 годы), где правительство берет на себя ответственность определять в том числе видение структурных изменений в экономике Тайваня. Именно в рамках таких планов Тайвань и прошел все стадии быстрой индустриализации от стимулирования производства риса, удобрений, гидроэнергетики в 50-е, импортозамещения и развития трудоемких отраслей перерабатывающей промышленности, ориентированных на экспорт в 60-е, нефтехимической промышленности, атомной энергетики, производства электроники и товаров домашнего потребления, судостроения, металлургии, развития транспортной инфраструктуры в 70-е, производства полупроводников, робототехники, биоинженерии в 80-е, сектора ITC в 90-е и так далее.
В рамках таких планов были созданы различные государственные координирующие органы высокого уровня, как, например, Бюро по индустриальному развитию Тайваня в начале 50-х (есть и сейчас), которое было укомплектовано инженерами. Бюро наряду с другими подобными органами (например, Metal industries development center, China Data processing Center) координировало такую трансформацию, предоставляло/собирало информацию от бизнеса к правительству и наоборот, давало рекомендации о рынках, возможностях для привлечения инвестиций, выхода на внешние рынки и так далее, которая (!) затем использовалась для предоставления различных стимулов, чтобы подтолкнуть бизнес к принятию решений в рамках планов по такой трансформации. К таким интервенциям/стимулам можно на разных этапах отнести тарифные и нетарифные ограничения во внешней торговле (к концу 70-х средний тариф на импорт составлял 20% – от нуля до 100%), еще больше использовались различные нетарифные ограничения, поощрявшие импорт капитальных товаров, которые не делались внутри, для расширения экспорта и, наоборот, дестимулирующие импорт комплектующих, которые могли производиться внутри страны.
Рассказы, что посреди рисовых полей вдруг раз и возникли такие компании, как Acer в Тайване или Samsung в Южной Корее, – это фантазии, не имеющие ничего общего с реальностью
Для стимулирования экспорта открывались экспортно-ориентированные СЭЗ, для стимулирования более сложных видов деятельности и инноваций – индустриальные/научные парки. Применялись разнообразные налоговые льготы (традиционные – налоговые каникулы на пять лет, ускоренная амортизация, возможность вычета из базы отдельных расходов на инвестиции). Но (!) что самое интересное – льготы по тому же налогу на прибыль предоставлялись в зависимости от качества и уровня добавленной стоимости того или иного продукта. Например, в тяжелом электромашиностроении выделялось шесть групп продуктов, производители которых могли претендовать на сниженный налог на прибыль. Одна из таких приоритетных групп – трансформаторы, но льготу получали не все производители, а лишь те, которые производили трансформаторы определенной спецификации по мощности и другим характеристикам. Поэтому рассказы, что посреди рисовых полей вдруг раз и возникли такие компании, как Acer в Тайване или Samsung в Южной Корее, – это фантазии, не имеющие ничего общего с реальностью.
А теперь вернемся в США, которые считаются примером laissez-faire или экономики государственного невмешательства. После ВМВ отраслевая политика в Штатах трансформировалась от селективной поддержки отдельных отраслей и регионов в поддержку базовых исследований и инноваций, прежде всего, в секторе военно-промышленного комплекса. За последующие несколько десятилетий именно ВПК – через господдержку «военных лабораторий» – стал родоначальником ряда фундаментальных инноваций: ракетных технологий, гражданской атомной энергетики, компьютеров, транзисторов, лазерных и спутниковых технологий. Начиная с 50-х годов ХХ столетия индустриальная/отраслевая политика в США реализуется в основном в форме господдержки основных технологических инноваций (general purpose innovations). В экспертных кругах она еще носит название скрытой или сетевой индустриальной политики.
Примеров проактивной политики по странам Европы гораздо больше. В послевоенные годы вмешательство государства в координирование инвестиций и развитие стратегических видов деятельности имело повсеместное проявление во всех странах Западной Европы, в меньшей мере – в Германии. Примеры: Комиссариат по планированию (Франция, 1946–2006 годы), Институт по промышленной реконструкции (Италия, 1951–2002), Национальный офис по экономическому развитию (Великобритания, 1962–1992), создание/национализация крупных промышленных госкорпораций в послевоенные годы в этих странах (авиа-, автомобилестроение, атомная энергетика, финсектор и т.д.). Это, по моему мнению, и есть прагматизм.
Опыт такой политики в Европе и в мире в целом, конечно, разнообразный и не всегда был удачным. Однако такие компании, как Airbus в ЕС и Embraer в Бразилии, с превосходством самолетов которых перед самолетами АН некоторые экономические блогеры призывают смириться ввиду нашей неконкурентоспособности, – это результат чистейших государственных интервенций и господдержки, в том числе когда государства канализировали средства частных налогоплательщиков.
Все государства, которые проводили проактивную государственную политику по управлению структурными изменениями, а это почти все страны мира, в большей или меньшей мере на разных стадиях своего развития и с большим или меньшим успехом использовали стандартный набор инструментов: преференции в госзакупках, субсидии, налоговые льготы, импортные тарифы, СЭЗ и их разновидности, индустриальные парки и их разновидности, госбанки развития и так далее. Многие такие инструменты стали универсальными и распространены практически во всех странах мира. Например, поддержка экспорта через механизмы Экспортно-кредитного агентства действует в 200 странах мира, то есть почти везде. Те или иные форматы СЭЗ применяются в 146 (или 3/4) странах мира, в том числе во всех странах с переходной экономикой (пока кроме Украины). Госбанки развития либо другие формы финансовых институтов по развитию, где государству принадлежит контрольная либо значительная доля в капитале, используются почти в половине стран мира, в том числе функционируют во всех странах ЕС.
Даже с показателями, соответствующими средним значениям в мире, можно ускориться в экономическом росте
Аналогично не надо фетишировать на индексы экономической свободы и легкости ведения бизнеса (последний вообще самоцензировался и в ВБ приняли решение его не выпускать из-за манипуляций в расчете). Да, надо проводить реформы по дерегуляции, улучшению бизнес-климата, судебную реформу, борьбу с коррупцией, это постоянный и рутинный процесс, однако и с показателями, соответствующими средним значениям в мире, можно ускориться в росте, а не ждать, пока эти институты появятся. Играя примерами экономической истории в дискуссии, мы должны смотреть не на то, чем успешная страна является сейчас, а на то, что представляли собой страны, когда росли высокими темпами и форсировали развитие.
Например, милый сердцу представителей неолиберализма Тайвань действительно рос со средними темпами чуть более 7% после войны. Однако в 1970 году – в период бурного роста – по индексу экономической свободы института Фрейзера Тайвань занимал 39-е место из 84, то есть находился в середине рейтинга, Южная Корея была на 47-м месте. В 1975 году Тайвань – 39-е место, Южная Корея – 54-е (из 106), 1980 год – 38-е и 58-е соответственно из 111 стран. А Китай в 2000 году занимал 107-е место по индексу экономической свободы из 125 стран, но при этом рос по 10%+ два десятилетия. Сразу оговорюсь, что дерегуляция и обеспечение экономической свободы являются для нас абсолютным приоритетом. Государственный аппарат малоэффективен и требует постоянного совершенствования. Однако если мы говорим предметно и пытаемся найти для Украины правильный и быстрый путь роста, мы должны понимать, что сам по себе индекс (любой, к слову, индекс) не является залогом… Не является залогом ничего, кроме собранных на странице в соцсети лайков.
Конечно, опыт проактивной государственной экономической политики не идеален (страны Африки, Латинской Америки в 70–80-е демонстрировали негативные примеры как неолиберализма, так и проактивной госполитики). В 70–80-х в Великобритании и Франции был накоплен неоднозначный опыт по поддержке distressed industries в целях смягчения темпов падения и защиты рабочих мест. Однако очевидно, что положительных примеров накоплено несравнимо больше, а значит, именно такая политика – это единственный путь построения цивилизованной и успешной экономики. И задача власти, преследующей национальные интересы, как раз и состоит в том, чтобы максимизировать выгоды и минимизировать риски такой политики, обеспечивая положительные структурные изменения (повышение производительности, увеличение доли отраслей с более высокой добавленной стоимостью).
Мы должны, подобно взращиванию ребенка, выпестовать собственную экономику до уровня конкурентоспособности на мировых рынках, даже если за это придется заплатить недостаточным финансированием социальной сферы. Мы должны вырастить, оберегая за свой счет от любых случайностей, кризисов, рисков те экспортоориентированные отрасли, которые в дальнейшем способны повести за собой всю экономику, создавая рабочие места смежникам и неся полную, а возможно, и дополнительную налоговую нагрузку. Со временем мы должны перейти от проактивной к более мягкой отраслевой политике, постепенно уходя от традиционных интервенций (льготы, субсидии, тарифы) к более изощренным (разумным) инструментам их проведения (поддержка инноваций, нетарифная защита, развитие различных каналов финансирования). В этом и есть экономический прагматизм. Мы должны следовать лучшим примерам успешных политик зарубежных стран, не будучи скованными никакими «измами», кроме интересов развития собственной экономики. Экспериментов над отдельно взятой страной нам достаточно в прошлом.
Для достижения поставленных целей отраслевой политики правительство должно использовать широкий арсенал инструментов: налоговые льготы (проект «Инвестняни», производство экологичного транспорта), СЭЗ (индустриальные парки, шахтерские городки), прямые субсидии, защитные импортные тарифы (в соответствии с правилами ВТО), дешевые кредиты (программа «5–7–9%»), госзакупки, финансирование R&D, целевая подготовка недостающих кадров, поддержка крупных производителей в ключевых несырьевых отраслях (например, завод Антонова, «Турбоатом»), инвестирование инфраструктуры («Большая стройка») и другие способы влияния на развитие экономики. При этом такие стимулы в рамках интервенций должны быть временными, они должны критически оцениваться и быстро отменяться, если не приносят результата. Стимулы должны дискриминировать в пользу развития экспорта, но при этом – настолько это возможно – оставаться нейтральными в выборе конкретных отраслей: лучше, когда такой конкретный выбор делает частный инвестор, за которым следует государство. И конечно, отраслевая политика и продвижение экспорта не должны подменять собой другие поддерживающие рывок политики – образование, развитие инфраструктуры, обеспечение верховенства права, дерегуляцию и другое.
Это, конечно, задача не на один год. Последовательность экономической политики крайне важна. За 28 лет, доведя страну до самой бедной в Европе, мы не имеем права на либерально-консервативные метания в борьбе за власть. В по-настоящему важных для страны вещах нам нужны трезвость, ответственность перед страной, обеспечивающая многолетний политический консенсус. Не хочу никого шокировать, но богатая страна – это путь минимум в поколение. И других примеров новейшая экономическая история не знает…
Источник: «ГОРДОН»
Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.
Встречаем 2022 год. Гид по новогодним подаркам
Автор
Юнна Врадий, Александра Шинкевич
15 декабря 2021
В попытках успеть все до Нового года мы часто забываем, зачем это все вообще нужно. Вместо того, чтобы искать подарки, вы можете провести время с близкими, помочь тем, кто в этом нуждается, и просто отдохнуть — а что положить под елку, мы вам расскажем
Нестандартные подарки
В предновогодней суматохе елок, метелей, пробок, доставок и дедлайнов легко потерять всякие ориентиры. И даже если вы давали себе зарок заранее подготовить для всех продуманные подарки, к середине декабря может выясниться, что ни времени, ни сил не хватает и надо брать, что дают: символы года, кружки, календари. Хорошая новость в том, что даже такие, прямо скажем, неоригинальные подарки могут быть особенными благодаря тем, кто их делает. Календарь с цитатами, которые вы не увидите у инстаграмных философов, можно купить в магазине фонда «Антон тут рядом», там же можно приобрести набор носков с изображениями кота средних лет, леопарда-хулигана и тигра (символ 2022 года). Чашки и тарелки с тиграми и без, вазы, открытки и ханукальные светильники есть в инклюзивных мастерских «Сундук», в «Особой керамике» и «Доме с маяком». Можно не упаковывать подарки в бумагу, а сложить их в сумку-авоську из атласного шнура, сплетенную незрячими людьми. Потом эту сумку можно будет носить с собой и заменить ею гору пластиковых пакетов. Вы станете настоящим Дедом Морозом не только для тех, кому предназначаются подарки, но и для подопечных этих фондов и организаций.
Календарь, «Антон тут рядом»
© shop-antontutryadom.ru
Открытка, «Дом с маяком»
© domsmayakom.shop
Носки «Тигр повышенной богатости» St. Friday X «Антон тут рядом»
© shop-antontutryadom.ru
Авоська из атласного шнура, «Авоська дарит надежду»
Чайная пара, «Дом с маяком»
© domsmayakom.shop
Ханукальные светильники, «Особая керамика»
Кружка с тигром, инклюзивные мастерские «Сундук»
Подарочные сертификаты благотворительных организаций
Если нет времени даже на самую быструю доставку, вас выручат сертификаты. Во-первых, это хороший вариант для человека, у которого запонки, галстуки и пресс-папье в ассортименте. Во-вторых, это тот случай, когда второй, третий и даже десятый такой же подарок не будет лишним. Можно принять участие в акции «Жизнь вместо подарка», в программе высадки леса или покупки вакцин от COVID-19 для жителей тех стран, где прививки доступны не всем.
Сертификат Всемирного фонда дикой природы
© wwf.ru
Сертификат на посадку дерева, «Посади лес»
© posadiles.ru
Подарочные карты и сертификаты, фонд «Живи»
© giftery.ru
Пожертвование на вакцину, которое можно оформить как открытку
© gogiveone.org
Курсы, лекции, подписки
Вложение в себя и свое образование — лучшая инвестиция. Серьезные курсы надо выбирать обстоятельно, учитывая имеющуюся подготовку, траекторию карьеры и другие факторы. А вот лекции, направленные на расширение общего образования, можно дарить (и покупать себе), не тратя время на глубокую аналитику. Знаете, что человек в детстве собирал монеты? Можно подарить курс Пушкинского музея по нумизматике. Не знаете, какой сад разбить — английский или французский? Можно начать с теоретической подготовки там же. А еще можно восполнить жажду путешествий и отправить одариваемого на онлайн-курс по истории моды последних четырех столетий в музее Виктории и Альберта.
Еще один удобный формат — подписки. «Радио Арзамас» — отличный способ узнать новое о японском искусстве, пиратстве и культурных кодах экономики. Эти лекции скрасят унылую поездку, поддержат во время прогулки в неприятную погоду и разнообразят любую рутину. Для детей есть свое приложение — «ГусьГусь», хотя лекции по истории Древнего мира и подкаст «Это вам не сказки» слишком хороши, чтобы лишать взрослых этого удовольствия.
Кто не слышал о том, что книга — лучший подарок? Так вот, времена изменились. Вместо того, чтобы гадать, какой книги еще нет в библиотеке ваших друзей, коллег и близких, можно подарить подписку на Storytel, Bookmate или абонемент на «Литрес».
С заботой о здоровье
Подарки, связанные со здоровьем, часто вызывают неоднозначную реакцию. Но пора посмотреть правде в глаза: мы живем в такое время, когда многие вещи, раньше казавшиеся узкоспециальными, стали привычными и прочно вошли в обиход. Мы не можем просто взять и отказаться от использования антисептиков и масок, но можем сделать это дело более приятным и веселым: выбирайте подходящие ароматы и рисунки и небольшие подарки, которые пригодятся буквально каждому. Еще кое-что, что поможет сделать этот мир немного безопаснее, — курсы первой помощи. Простая уверенность в том, что в экстренной ситуации у вас есть план действий, — бесценна.
Думая о том, как преобразовать пространство вокруг себя, не стоит забывать о внутреннем мире. Да, сертификат на психотерапию не стоит вручать тем, кто не готов к ней или сомневается в ее пользе, но если близкий вам человек выразил желание пойти на терапию, это может стать по-настоящему полезным подарком.
Набор антисептиков «Новогодний»: «Новогодняя елка», «Пряный глинтвейн», «Шампанское»
© studiofood.ru
Многоразовая маска «Лева получает зарплату», «Страдающее средневековье»
© broshechnaya.com
Курсы первой помощи, учебный центр «Первая помощь»
© whitecross.ru
Сертификат на психотерапию Alter
© psyalter.ru
Меньше мусора, больше комфорта
Мы все знаем, что одноразовые стаканчики, палочки, пластиковые бутылки и пакеты — зло. Но вот беда: когда мы хотим взять кофе с собой или заказываем восточную кухню на дом, трудно устоять перед соблазном, тем более, что своей термокружки и палочек вечно нет под рукой. Покупка этих предметов не решит проблему сразу — нужно еще выработать привычку носить их с собой, но первый шаг будет сделан. Для того, чтобы продолжить экологическую тему, можно упаковать стаканы и бутылки в платки, авоськи или холщовые сумки, которые не надо будет выбрасывать после праздника.
Бутылка для горячих и холодных напитков, Stelton
© finnishdesignshop.com
Палочки для еды, Supreme
© farfetch.com
Термос, Stanley
© sport-marafon.ru
Плоская бутылка для воды, Eva Solo
© kitchen-time.ru
Термос, Black+Blum
© designboom.ru
Шелковый платок «Звездная маска»
© museum-marketplace.art
Для души
Правильные подарки могут поднять настроение, придать сил и помочь сделать благие намерения привычкой. Читательский дневник — хорошая вещь для всех, кто хочет читать больше книг и получать от чтения пользу и удовольствие. Для создания атмосферы пригодится диффузор с любимым ароматом, а для того, чтобы превратить дом в представительство тропических джунглей или хотя бы улучшить жизнь пары-тройки растений на подоконнике, можно подарить книгу Виктории Базоевой «Ботанический заговор». Читается как детектив и дарит надежду на то, что все будет хорошо.
А для того, чтобы не забыть, что праздники — это время, которое можно отлично провести с семьей, можно сразу придумать себе и близким общие занятия: от настольных игр до освоения музыкальных инструментов. Еще можно заняться раскрашиванием: например, создать свою коллекцию елочных украшений, которые станут частью семейной истории, или вазу. Для вдохновения можно обратиться к работам классиков или современных художников.
«Ботанический заговор», Виктория Базоева
© bookmate.store
Читательский дневник, «МИФ»
© mann-ivanov-ferber.ru
Читательский дневник, Moleskine
© moleskines.ru
Аромат для дома Café Society, Frederic Malle
© ru.fredericmalle.com
Набор свечей Sex, Love, Money, «Пурпур»
© feelpurpur.com
Наборы для игры в шахматы, нарды и ятци, Hay
© finnishdesignshop.com
Конструктор «Шахматы», Lego
© mir-kubikov.ru
Набор для изготовления елочных игрушек из экологичного гипса, «Мечтатели»
© wildberries.ru
Набор для раскрашивания «Елочные украшения», Bondibon
© ozon.ru
Набор для творчества «Ваза», ZEYTZ, коллекция «Пушкинский музей»
© ozon.ru
Неваляшка, Asiknova Ceramics
© пресс-служба
Занятия в музыкальной секции «Кукушка»
© coocooschool.ru
Акции Шато Шапито, Королевства в волшебном лесу
© chateauchapiteau.com
Ну и, конечно, не стоит забывать о путешествиях. В то время, когда государственные границы то открываются, то закрываются, вместо билетов на самолет можно дарить близким акции «Шато Шапито» в Грузии, чтобы иметь свой кусочек волшебного королевства и поехать туда, когда станет можно.