Сказка о звуках шибаева

Премьерный показ долгожданного национального спектакля золотая колыбель горных духов прошел в хакасском национальном театре кукол сказка им. л.г. устинова 20

Премьерный показ долгожданного национального спектакля «Золотая колыбель горных духов» прошел в Хакасском национальном театре кукол «Сказка» им. Л.Г. Устинова 20 декабря.

Как уже писало 19rus.info, «Сказка» стала победителем Всероссийского конкурса по поддержке современной драматургии в 2021 году и выиграла грант 1,5 млн рублей на создание постановки.

Таким образом стало возможным воплотить прекрасную историю писателя и музыканта Алисы Кызласовой в форме кукольного спектакля. Режиссером-постановщиком выступил артист Хакасского драматического театра имени А.М. Топанова Максим Султреков.

Прежде чем дойти до читателя и зрителя, легенда обретала разную форму и символику: пересказывалась как проза и как поэтическое сказание, формулировалась в форме пьесы или тахпаха. А теперь в Год хакасского героического эпоса предстала как ожившее озарение, свидетелями которого стали и корреспонденты информагентства.

«Сказку» всегда отличает особая атмосфера, в которую погружаешься уже с порога, попадая в здание театра. Оказавшись же в зрительном зале при первых звуках музыки, понимаешь, что стал участником мистерии. Кстати, музыкальное сопровождение к спектаклю «Золотая колыбель горных духов» создали два композитора Тамара Чустеева и Игорь Окольников.

Этническая мелодия стала тем самым связующим звеном для самобытной и яркой картинки. Над ней поработали, как художники-бутафоры, декораторы, так и осветители. Вообще, говоря, о едином полотне постановки, стоит отметить и потрясающую работу художника по костюмам.

В результате в камерной, уютной обстановке театра разворачивается рукотворное волшебство. Дышит небо, движутся камни, греет огонь, солнечный диск движется над землей, и кажется, еще чуть-чуть и из-за кулис выбежит какой-нибудь древний бычок, запахнет свежеприготовленной пищей, а на крыльях ветра принесется тягучий плотный аромат чабреца и полыни.

— От Ине, языками пламени согрей мое жилище, сорокозубая Хыс Ине красными языками пламени убери все темное. Красным пламенем горевший красный огонь не сокращай мои дни жизни. Синим пламенем горевший синий огонь пусть укрепляет грудь моего ребенка. Пламенем горящий искрящий огонь задавливай плохое.

Оставшиеся потомки мои пусть здоровыми растут. Пусть горит жизнь в их очах! Пришедшее поколение пусть придерживается традиций. Пусть дух моего ребенка будет крепким. Хурай! Хурай! Укрепляю дух дитя своего. Поклоняюсь От Ине…, — говорит герой сказания, погружая зрителя в мистический транс.

Оторваться от зрелища невозможно, следуя за приключениями главного героя, которому предстоит договориться с духами не только о своем благополучном будущем, но и получить от них добро для всех последующих поколений.

Создатели постановки преследуют, казалось бы, трудно осуществимые задачи: примирить человека с самим собой, устроить мир во всем мире, найти и заслужить любовь, сохранить окружающую среду. Сразу несколько сюжетных линий предлагают зрителю заняться не самой легкой душевной работой. Как выясняется позже в разговоре с режиссером-постановщиком Максимом Султрековым, для него этот спектакль стал своего рода испытанием:

— Это моя первая такая большая постановка, соответственно, был сложный материал. Сложность была как режиссеру донести до зрителя, до актеров и через актеров импульс. Это же этническая тема и нужно было добиться понимания, чтобы артист понял ее, пропустил через себя и донес ее до зрителя.

Воистину Год хакасского эпоса потребовал от артистов и режиссера определенного героизма и мужества, чтобы в итоге получилась красивая эпическая работа. Этот спектакль еще и дань уважения таланту Алисы Кызласовой, которая на протяжении многих лет в образе Белой Волчицы открывала в столице Хакасии Международный эколого-этнический фестиваль театров кукол Чир Чайаан. Культурное событие, которое стало визитной карточкой региона, единственным и неповторимым праздником, имеющим в своей основе идеологию — говорить об этносе и экологии человеческой души.

Чир Чайаан получил грантовую поддержку

Вот почему эпическое сказание Кызласовой как нельзя кстати подходит и для фестивальной программы Чир Чайаана, и становится логической точкой в уходящем 2021 году, ставшим Годом хакасского героического эпоса.

— По произведению Алисы Кызласовой очень четко прописывается, что героизм — это жертва. Старик со старухой остались на закате жизни одни, они перестали верить во все, перестали преклоняться богам. И на закате жизни им дают ребенка. Происходит микровозрождение через ребенка, они перерождаются в духовном плане. В благодарность им дают новое поколение. В начале спектакля у них нет ничего, ни земли, ни детей, а в конце их одаривают. Он уже с землей, с верой и с потомством, — рассказал Максим Султреков.

Казалось бы прописные истины — беречь природу, сохранять душевную чистоту, моральный облик, в этой истории не читаются столь явно, не навязываются зрителю суровым ментором. В форме сказочного представления грехи человеческие, будь-то оторванность от корней, пренебрежительное отношение к родной земле, находят отклик в совести, которую удается разбудить с помощью художественного высказывания.

Московский критик поработала над национальной премьерой в театре «Сказка»

— В этой постановке у меня крик души. Утратилась вера хакасского народа и через это произведение хочется возрождения традиций. Поэтому я больше акцентировался на какие-то традиционные вещи: кормление огня, разрезание пут, поклонение.

Если брать более масштабно, то это произведение имеет отношение к каждому народу. Сейчас у нас век интернета, все обитают в интернете. Хочется сказать, ребята, оглянитесь, посмотрите, что на улице есть небо, солнце, земля. Уважайте ее и цените, — поделился мыслями режиссер-постановщик.

Сказка о звуках шибаева

Камни с нанесенной на поверхность микросхемой и фигурками животных будто вторят словам режиссера. Кстати, можно только догадываться в чем смысл этих немых свидетелей на сцене, кроме красоты. Но кажется, что покрытые позолотой камни — это карта мира, отражение нашей матрицы, в которой все взаимосвязано.

— Как говорил мальчик, душа человека — в дереве. Срубишь молодое дерево — умрет твой ребенок, уничтожишь тайгу — умрет все твое потомство, — подытожил Максим Султреков.

«Золотая колыбель горных духов» получилась очень эмоциональной и выразительной философской работой. Она как самое известное полотно Поля Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» отвечает не только на вопросы художника, но и всего человечества. И что не мало важно, она заставляет человека остановиться и задуматься, что он оставит после себя.

На чтение 8 мин. Опубликовано

День матери – добрый, необходимый и в то же время серьезный праздник, праздник Любви и Благодарности. Предлагаемая сцена «Золушка – старая сказка по-новому» позволит вам поговорить о самом главном: о любви, уважении и благодарности. Эту сцену можно включить в программу школьных каникул или разыграть на домашней вечеринке и станет приятным сюрпризом для мам и бабушек.

(Особенно хорошо, если такие сцены разыгрываются дома. Ведь бывало, что День матери отмечают в детских садах, вспоминают в школе, но он еще не стал настоящим, любимым, домашним. Стыдно уважать нас тоже вряд ли через несколько лет наши взрослые дети, обремененные стольким важным делом, вспомнят этот день).

Реквизит:

Столовые приборы (для сцены завтрака).

Шапка, кепка, перчатки, шарф (для сцены подготовки к школе, к работе).

Символы:

Первый

Мальчик Пейдж – помощник ведущего и по совместительству ученик Феи

Золушка – мама. Одевается прямо дома. В конце сцены она превращается в «бальное платье». Золушка: мама должна все делать очень быстро (например, «кормление» семьи может выглядеть так:

Ребенок дошкольников – всегда что-то жует

Сын школьника – планшет не отпускает

Дочь старшеклассницы – модница и воображаемая

Папа серьезный и молчаливый, постоянно читает

Фея это просто сказка

(Подсказка организаторам: требование условное, возможно, вы найдете более интересное решение).

«Золушка – старая история по-новому”

Звуки 1. Марина Капур. Меня дразнят Золушкой.

Boy Page: Сегодня мы собираемся рассказать вам старую историю по-новому. Перед началом шоу хотим вас предупредить, что все события и персонажи в этой сказке вымышленные. Возможные совпадения случайны и не имеют ничего общего с присутствующими.

Ведущий: Жила-была Золушка. И это было не так давно, а в нашем 21 веке. И не в Дальнем Королевстве, а в нашей стране, тем более, в нашем городе. (Ведущий приглашает маму на сцену) Наша героиня была добра, красива и умна. Только никто не заметил, потому что Золушка работала с утра до вечера.

Page Boy: И как это работало! Носить!

Ведущий: Встала до рассвета: семья большая, всех нужно кормить, но вкусы у всех разные.

Звуки 2. Песня из мультфильма “Золушка”. Хотя бы поверьте, хотя бы проверьте (меньше)

Выходят сонные, полураздетые члены семьи. Папа с книгой, старший сын с планшетом, младший с пакетиком орехов, который постоянно жует, дочь рассматривает ногти. Все зевают, потягиваются, трет глаза. Мама занята, предлагая каждому свое блюдо.

Мама (гладит младшую по голове, подносит ложку ко рту): Вот тебе каша любимая, как у бабушки.

Мама (мешает среднему): садись за стол, блины еще горячие, и не забудь про сметану.

Мама (поправляет дочке волосы): простокваша, сырник, по вкусу, со сгущенкой.

Мама (обнимает папу): бутерброд, яйца и индейка на столе, дорогая, по новому рецепту.

Семьи, «получив» свою долю, лениво расходятся. Мама берет посуду, вытирает со лба пот.

Ведущий: После завтрака Золушка собрала семью на улице: кто в детском саду, кто в школе, кто на работе.

Звуки 3. Пародия. Золушка (минус)

(Папа с детьми выходят одетыми. Мама носит шапку, на которой перчатки, к которым привязывает шарф, надевает шапку на папу. Все делается очень быстро, поэтому шапка натягивается на глаза, пальцы не попадают воткнул перчатки, шапка на боку, он пальто надевает, все выходят).

Ведущий: Забрав младшую в детский сад, Золушка убежала работать. Друзья сплетничали за спиной, что Золушка не заботится о себе, но назло, потому что они ее любят.

Пейдж: И ее нельзя не любить: она добрая и всем помогает!

Гость: Да, да. Он принесет книгу, угостит другого свежим тортом, даст третьему добрый совет. А потом поработать. Прежде чем он успеет оглянуться, рабочий день закончился, пора бежать в детский сад.

Пейдж: И он заберет самого младшего домой и пойдет в магазин.

Музыка 4 играет (тихо) – на заднем плане Ведущий произносит тест

Хозяин: Возвращается с пачками разных вкусностей, чтобы побаловать родственников. Она разгрузила пакеты, приготовила ужин и накормила всех. Он всем скажет доброе слово!

Пейдж: И что во всем доме вам никто не поможет?

Мама (отрывая взгляд от уборщиц): Ой, они все заняты!

Ведущий: И это еще не все: школьникам будет помогать уроками, укладывать малышей спать, старики втыкаются в компьютер – играют, папа на сон книжку читает. А наша Золушка ласкает, моет, собирает папки на завтра.

При этих словах Лидера все действующие лица совершают действия в соответствии с текстом. По последним словам ведущей, Золушка – мама беспомощно падает на стул и замирает.

Звуки 5. Появляется фея

Появляется фея. Паж низко кланяется. Золушка бежит ей навстречу.

Золушка: Здравствуйте, дорогая крестная! Ты всегда так неожиданно появляешься!

Фея: Честно говоря, люблю сюрпризы, я такая изобретательница!

Золушка: Я так люблю чудеса! (оглядывается) Они просто не ладят со мной…

Фея: Да, сразу видишь, надо только посмотреть на себя: сама она бледная, под глазами темные круги. А платье? Вы меня уже встречали в нем… (думает, складывает пальцы), уже пятый год! Я не спрашиваю тебя, милый, как ты живешь. Тебя сегодня не заметили…

Пейдж (кладя кости на счеты): двадцать два раза!

Фея: В то же время вы помогли своей семье…

Пейдж (кладя кости на счеты): тридцать два раза!

Фея: Сегодня ты заслуживаешь благодарности…

Пейдж (кладя кости на счеты): восемьдесят четыре раза!

Фея: И они сказали спасибо…

Пейдж (глядя на счеты): Они никогда этого не говорили!

Фея: Ненавижу тех, кто ничего не хочет делать, и люблю тех, кто работает. Я обожаю тебя и злюсь на твою семью. Так больше продолжаться не может! Я был очень зол, и в гневе даже добрые феи стали настоящими ведьмами. Спросите у Пейджа, он знает, что это такое.

Паж смущенно опускает голову. Золушка удивленно смотрит на него.

Фея: Я позабочусь о твоей семье по-взрослому. Младшего превращу в хомяка, пусть набивает щеки. Старший, который не отходит от компьютера, я мышкой оберну, не компьютерную, а настоящую, хвостом будет ломать, сколько сможет. Я дам нашей доморощенной красавице рыжий мех и сделаю белочку. Он будет бегать в колесе, обретать разум. Ну а твоего отца, непризнанного гения, я превращу в тыкву. Подкатайте его под кроватью, дайте мне прочитать, прочтите!

Когда Фея рисует эти фантастические картины, Золушка смеется. Глядя на нее, мальчик-паж тоже начинает смеяться. После смеха Золушка думает, грустит и начинает плакать.

Фея: как дела? Что вас так беспокоило?

Золушка: Мне их жаль! Они еще хорошие, только что разобранные, невнимательные,

Пейдж: а также ленивых и неблагодарных!

Золушка: Милая крестная, ничего менять не надо. Я сильный, как-нибудь справлюсь!

Фея: Моя хорошая девочка, чем я могу тебе помочь?

Пейдж (поднимает руку): Простите, я не волшебник, я только учусь. Но вы также можете мне кое-что предложить.

Фея: Давай послушаем. Хороший мальчик. Отличник. Он много читает, даже сочиняет стихи. (Улыбается) А в перерывах шалит!

Страница улыбается.

Фея: Говори, мальчик, мы тебя слушаем!

Страница: Дорогая Золушка! Я весь день смотрю, как ты работаешь, у тебя золотые руки, невероятное терпение и ты очень добрый. Вы не знаете, но я подружился с вами. И даже если я не волшебник, а всего лишь студент, позвольте вам сказать, что дружба помогает нам творить настоящие чудеса!

Страница проходит волшебные пассы. Свет гаснет.

Звуки 6. Волшебный звук.

(Подсказка для организаторов: звук волшебного превращения прозвучит два, три, может, четыре раза. Если на вечеринке много гостей, можно зажечь свечи или светить фонариками или в праздничном платье появляется телефон, включается яркий свет).

Музыка играет тихо 7. – ведущий читает текст на фоне музыки

Идет загрузка… Ведущий: В ту ночь всем в доме снились странные сны. Папе приснилось, что он лежит под кроватью, листает книгу, но ничего не понимает, потому что вместо головы у него тыква. Младший мечтал быть хомяком в банке, у него за щеками и в лапах было много орехов, но он их больше не видел!

Пейдж: Дочь модницы всю ночь вертелась, как белка на колесе, так устала, что промокла красивая рыжая шерсть. Любитель компьютерных игр мечтал стать мышонком. И ему всю ночь приходилось стучать хвостом по земле, отгоняя папнутского кота от норки.

Гость: Проснувшись среди ночи, все обитатели дома, напуганные странными сновидениями, собрались на кухне. Они долго перешептывались, чтобы маму не разбудить, а когда, как обычно, мама зашла на кухню рано утром, ее ждал сюрприз.

Загорается свет, на кухню заходит красивая умная мама, ее встречают веселые и веселые члены семьи, а на столе ее ждет чашка ароматного кофе.

Пейдж (лукаво улыбаясь): Вы все еще не верите, что чудеса возможны?

Золушка (мама) (счастливо улыбается): Конечно, да! Ведь самое большое чудо – это семья, когда все ваши близкие рядом!

Папа: Величайшее чудо..

Все дети (дружно): Мама! (все окружают маму и обнимают ее)

Песня о звуках мамы (по желанию)

«Звук А, буква А»

Тема: Звук [А]. Буква А.

Цели: учить четко произносить звук [а]; учить выделять звук [а] из ряда гласных, из начала слова; знакомство с буквой «А»; понятием гласный звук. Развивать звуковое внимание, фонематическое восприятие, умение контролировать движения руки глазами.

Оборудование

Демонстрационный материал: картинки-аист, ананасы, абрикосы, арбуз, апельсины, антенна, альбом, буква А., картинка произнесения звука [А] схемы произнесения звуков – «Громко-тихо», «Длинно-коротко» ширма, 4-5 музыкальных инструмента, цифры 1,2,5

Раздаточный материал: тетради по обучению грамоте, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к Незнайке, он давно уже нас ждет. Посмотрите какой волшебный сундучок приготовил для нас Незнайка. Хотите узнать, что в нем спрятано?

Дети: -да.

Воспитатель: А лежат в сундучке музыкальные инструменты. Незнайка приготовил их, чтобы поиграть с вами в игру «Угадай, на чем играю». Но прежде чем начать игру, давайте вспомним как называются инструменты и послушаем, как они звучат. (дети слушают звучание, называют инструменты, и педагог убирает их за ширму). Закройте глаза, послушайте и скажите, на каком инструменте играл Незнайка.

Дети – Незнайка играл на маракасе… на бубне… на рубеле…и т.д.

Воспитатель: Сегодня я вам и Незнайке хочу рассказать сказку о звуках. Мы слышим много разных звуков – шум проезжающей машины, шелест листьев, пение птиц, звуки музыки – это все неречевые звуки, а еще есть звуки речи. Я говорю, а вы меня слышите. Это звуки речи. Сегодня вы узнаете о первом звуке речи. А вот о каком, вы догадаетесь, послушав стихотворение.

Аист вез из магазина

На своей тележке груз:

Ананасы, апельсины,

Абрикосы и арбуз

Воспитатель выставляет на доске картинки по ходу стихотворения.

Воспитатель: Что привез аист из магазина?

Дети: Аааананасы, Аааапелисины, Аааабрикосы, Ааарбуз

Воспитатель: Какой первый звук в слове ааананасы?

Дети: [А]

Воспитатель: Какой первый звук в слове ааапельсины?

Дети: [А];

Воспитатель: Какой первый звук в слове ааабрикосы?

Дети: [А];

Воспитатель: Какой первый звук в слове ааарбуз

Дети: [А]

Воспитатель: Что общего у всех этих слов?

Дети: Все они начинаются со звука [А]

Воспитатель: Давайте все вместе произнесем звук [А] (воспитатель выставляет картинку произнесения звука) рот открыт широко. Струя воздуха выходит свободно. Если струя воздуха не встречает во рту преграду – этот звук-гласный. Звук [А] гласный. Повторите. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом. (Выставляется кружок) Звук [А] обозначается буквой А. (Выставляется буква А)

Запомните!!! Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

Посмотрите, как напишу ее я. (Воспитатель пишет на доске букву) и произносит: полка, палка и черта- получилась буква А.

Я вам и Незнайке предлагаю поиграть в игру «Сигнальщики». Я буду произносить разные звуки, а вы, когда услышите звук [А] – хлопните в ладоши. (воспитатель закрывает рот экраном)

Воспитатель: О, У, И, А, О, А, И, У, Ы, И, А, О.

Что я сейчас произносила?

Дети: звукиСказка о звуках шибаева

Воспитатель: Звуки можно произносить по – разному. Можно звук [А] произнести громко ААА

А можно тихо. АаааСказка о звуках шибаева

Работа по карточкам:

Сказка о звуках шибаева        Сказка о звуках шибаева        Сказка о звуках шибаева        Сказка о звуках шибаева        Сказка о звуках шибаева

Сказка о звуках шибаева        Сказка о звуках шибаева        Сказка о звуках шибаева        Сказка о звуках шибаева        Сказка о звуках шибаева

Сказка о звуках шибаева        Сказка о звуках шибаева        Сказка о звуках шибаева        Сказка о звуках шибаева        Сказка о звуках шибаева

Воспитатель: я буду показывать вам на кружки, а вы будете произносить звук [А]. покажу на большой кружок- произнесете громко, покажу на маленький – произнесете тихо.

Карточки:

А                                        А                                А                А

Сказка о звуках шибаева___________________________Сказка о звуках шибаева                                Сказка о звуках шибаева_________Сказка о звуках шибаева

Воспитатель: А еще звук можно произносить долго ааааааааааааааа, (воспитатель произносит звук и проводит указкой по дорожке и произносит звук долго) а можно произносить коротко. А. (воспитатель произносит звук и проводит указкой по дорожке и произносит звук коротко)

— Полина, спой песенку

А теперь послушаем Сашу,

А какая песенка у Матвея? (воспитатель проводит по дорожке, дети произносят звук)

Физкультминутка

Руки вверх и в кулачок,

Руки вниз и на бочок

Мы присядем, скажем у-у-у

Мы привстанем, скажем, а-а-а

 Нам пора уж за дела. (повторить 2 раза)

Воспитатель: Незнайка решил поиграть в игру «Подбери картинку». Я называю вам предложения, а вы попробуйте продолжить предложения.

На крыше дома стоит …

Незнайка Альбом

Воспитатель: Правильно?

Дети: Нет. На крыше дома стоит антенна

Воспитатель:

Аня рисует красками в ….(альбоме)

На дереве поселился ……(аист)

Мама купила вкусные ….(апельсины)

На бахче вырос круглый ….(арбуз)

Воспитатель: Оказывается, незнайка не умеет считать, поможем ему посчитать предметы.

1 – антенна, 2 – антенны, 5 — антенн

1 – альбом, 2 – альбома, 5 — альбомов

1 – аист, 2 – аиста, 5 — аистов

1 – апельсин, 2 – апельсина, 5 — апельсинов

1 – арбуз, 2 – арбуза, 5 — арбузов

Молодцы! А теперь вспомните, каким цветом обозначаем звук [А]?

Дети: красным

Почему?

Гласные звуки обозначаем красным цветом.

Запомните правило: ГЛАСНЫЙ – ВСЕГДА КРАСНЫЙ!

Работа в тетради.

Итог занятия.

С каким звуком познакомились?

Почему раскрашивали букву красным цветом?

Какое правило узнали?

«Звук А, буква А»

http://alphabetonline.ru/images/letters2/a/a7.png

  • Сказка о звездном мальчике актеры и роли
  • Сказка о звездном мальчике актеры павел чернышев
  • Сказка о защитниках родины 5 класс краткое сообщение
  • Сказка о загрязнении воды
  • Сказка о звездах короткая