Сказка о звуках и буквах русского языка для дошкольников

В начальной школе дети знакомятся с буквами и звуками. это тот возраст, когда ребнок уже хорошо разговаривает, но не имеет

В начальной школе дети знакомятся с буквами и звуками. Это тот возраст, когда ребёнок уже хорошо разговаривает, но не имеет особого представления, из чего состоит речь. Хотя некоторые мамы и папы начинают знакомить своих детей с алфавитом еще в дошкольном возрасте. Довольно не сложно объяснить дошкольнику, что существуют гласные и согласные звуки. А вот куда сложнее дается малышам усвоить, чем же отличаются твердые и мягкие звуки. Но есть несколько интересных и хитрых способов, которые помогут малышу усвоить эту разницу. При том сделать это можно в игровой форме, чтобы ребёнку было не скучно.

Однако, прежде, чем начать обучение, познакомьте ребенка с разными органами носоглотки. Это необходимо, чтобы ваш сын или дочь понимали, что эти органы должны быть задействованы, чтобы произнести тот или иной звук.

Дети учат согласные и гласные буквы

Мягкие и твёрдые звуки в русском языке.

Как же лучше разъяснить ребенку, в чем отличие между мягкими и твердыми звуками? Лучше всего начать с того, чтобы ребёнок понимал, что твердость и мягкость присуща лишь согласным звукам. В то время как гласные звуки мы можем лишь напевать. Помните, что твердость и мягкость им не свойственна, но именно они влияют на качество согласного звука. Свойства твёрдых и мягких звуков заключается именно в разнице их произношения.

Когда вы произносите согласный звук мягко, то середина вашего языка преподносится к небу, и закрывает проход, через который должен пройти поток воздуха. В то же время кончик языка выдвигается прямо вперёд к зубам. Это явление называется палатализацией.

Конечно, малышей не стоит нагружать такой сложной информацией, зато родителям следует знать этот термин. Обратите внимание, когда мы произносим твердые согласные, никакой палатализации не происходит.

Для начала попробуйте самостоятельно разобраться с этой разницей. Для этого произнесите для примера слова, где один и тот же звук может быть как твердым, так и мягким.

Попробуем рассмотреть разницу на примере слова «переросток». Обратите внимание, когда мы произносим первый звук [р’], язык уверенно поднимается к небу. А вот когда мы произносим второй звук [р], мы не напрягаем свой язык так сильно, разве что только кончик языка прижимаем к небу.

Мамы и папы обычно легко усваивают этот материал, а вот как же объяснить это правило на пальцах, чтобы понял и ребёнок? Здесь остаётся лишь подключить фантазию, поискать интересные истории, простые игры, которые помогут дошкольнику уловить ту самую разницу между твердым и мягким звуком.

Парные гласные по твердости/мягкости Непарные согласные звуки по твердости/мягкости
Твердые Мягкие Только твердые Только мягкие
[Б] [Б’] [Ж] [Ч’]
[В] [В’] [Ш] [й’]
[Д] [Д’] [Ц] [Щ’]
[Г] [Г’]
[З] [З’]
[К] [К’]
[Л] [Л’]
[М] [М’]
[Н] [Н’]
[П] [П’]
[Р] [Р’]
[С] [С’]
[Т] [Т’]
[Ф] [Ф’]
[Х] [Х’]

Как объяснить ребенку разницу между звуками.

Маленькие дети воспринимают прекрасно любую информацию, если она подаётся в игровой форме. Например, сочините для малыша (а лучше вместе с малышом) интересную сказку, которая поможет ребёнку разобраться, в чем заключается разница между твёрдыми и мягкими звуками.

Например, что-то вроде:

Жили-были гласные и согласные звуки. Жили они дружно и очень весело. Но случилось так, что буквы Е, Ё, И, Ю, Я захотели получить власть над остальными буквами и звуками. Буквы начали ругаться и ссориться между собой. И ссора эта продолжалась долгое время. Буквы А, О, У, Ы и Э, не хотели участвовать в этой войне, они долгое время не выбирали ничью сторону и пытались сохранить нейтралитет. Тогда решили гласные воспользоваться одной хитростью. Они решили попросить помощи у мягкого знака, который своего звука не имеет вообще. Зато он стравливает других между собой.

Эта буква рассказала главным, где прячутся согласные, но попросила кое о чем взамен. Так гласные буквы отыскали согласные и окружили их. А чтобы обойти беду стороной, согласным буквам пришлось согласиться на все, что просили гласные.

Так гласные буквы получили очень много привилегий. Теперь они могут решать, будут ли согласные звуки мягкими или твёрдыми. И такие же права получил и мягкий знак. Он тоже теперь может командовать побежденными буквами. Однако, не все согласные буквы согласились с такими правилами. Шипящие, например, решили, что они теперь сами по себе и убежали в лес. Теперь большинство согласных строго следуют правилам гласных, но некоторые по-прежнему прячутся и живут по своим законам.

Вот такая несложная, но интересная история поможет объяснить особенности взаимоотношений между гласными и согласными. А вот шипящие согласные стоит сразу упомянуть и, так сказать, внести их в чёрный список. Можно даже написать сверху «Разыскиваются», а внизу перечислить каждую букву, чтобы малыш запомнил. Пусть эта подсказка постоянно будет перед глазами будущего школьника. Например, закрепите список на холодильнике или на его рабочем столе. Остальные же согласные (те, что не в списке) теперь становятся то мягкими, то твёрдыми, если за ними следуют буквы Е, Е, Ю, Я, И и Ь. А если за согласными следуют те, что не смогли выбрать сторону, а именно А, О, У, Ы и Э или иная согласная, то согласная остаётся твёрдой.

Гласные Согласные
А О У Ы Э Н М Л Р Й Б В Г Д Ж З Ъ
Я Ё Ю И Е П Ф К Т Ш С Х Ц Ч Щ Ь

Как записать мягкие и твёрдые звуки

В транскрипции согласные мягкие звуки обозначаются с добавлением знака ‘. Этот знак называется апостроф. Например, твёрдый звук [р] таким и остаётся, а вот мягкий звук будет выглядеть вот так [р’].

Это не сложно. Когда вы закончите с объяснением теории, можно приступать к практике. Предложите вашему ребенку выполнить простое задание. Например, запишите несколько слов и предложите сыну или дочери выбрать лишь те, где есть мягкие звуки. А после пусть сделает транскрипцию с апострофом. Выполните несколько таких упражнений вместе с малышом, и он обязательно запомнит, как обозначается мягкий согласный и как найти его в словах.

Классификация звуков по твердости и мягкости.

15 согласных букв в русском языке образуют пары звуков по твердости и мягкости. К ним мы отнесем следующие согласные: Б, В, Г, Д, З, Л, М, Н, Р, П, Ф, К, Т, С и Х. От этих букв образуйте с ребёнком соответствующие пары твёрдых и мягких [б]—[б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’]. Это все парные звуки. Они образуют пары по глухости и звонкости. А остальные звуки [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [х] – [х’]— соответственно, без пары, ведь у них нет пары по звонкости и глухости.

Парные согласные
Твердые Мягкие
Звонкие Глухие
[Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З] [П], [Ф], [К], [Т], [Ш], [С] [Б’], [В’], [К’], [Д’], [З’] [П’], [Ф’], [К’], [Т’], [С’]
Непарные согласные
Твердые Мягкие
Звонкие Глухие
[Л], [М], [Н], [Р] [Х], [Ц] [Л’], [М’], [Н’], [Р’], [Й’] [Х’], [Ч’], [Щ’]
Шипящие
[Ж’], [Ч’], [Щ’], [Ш’]

Звуки, которые постоянно сохраняют твердость и мягкость.

Как только ребенок усвоит парные твёрдые и мягкие звуки, начните знакомить его с теми бунтарями, которые не подчиняются общему правилу. Расскажите ему, что звуки Й, Ч, Щ могут быть только мягкими, а Ц, Ж и Ш на транскрипции обозначаются без апострофа, значит, они твёрдые. Эти буквы не подчиняются общему правилу и ведут свою тихую войну и не важно, какая буква следует за ними.

Некоторым детям проще визуально изучать информацию, нежели на слух. Возможно, родителям придётся поискать буквари с таблицами, где наглядно представлены все классификации букв. Если не получится найти в букваре, можно найти таблицу в интернете. Так хотя бы вся информация не будет казаться ребёнку абракадаброй. Но малыш обязательно усвоит весь материал, если родители помогут ему и дадут четкие объяснения по новому материалу. А если повесить эти схемы и таблицы на видном месте, например, на холодильнике или на рабочем месте ребенка, то правила запомнятся еще быстрее. А будущий ученик сможет просматривать материал в любое удобное время.

Таблица твердых и мягких звуков

Глухие и звонкие звуки

Кроме того, что согласные звуки могут быть твердые и мягкие, они также делятся на звонкие и глухие. Скажите ребёнку, что звонкие состоят из голоса и шума, а глухие— только из шума.

Выпишите и произнесите вначале глухие звуки— [К], [П], [Х], [Ц], [Ч], [С], [Т], [Ф], [Ш], [Щ]. А потом изучите вместе и звонкие— [Б], [Г], [Д], [Ж], [З], [В], [Й], [Л], [М], [Н], [Р].

Конечно, просто так выписывать и изучать звуки довольно скучно. Дети постарше смогут усидеть, изучая эти правила. А для совсем юных любознаек можно показать следующие предложения:

  • «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ». В этом предложении все согласные— звонкие.
  • «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!» А здесь напротив, каждый согласный звук — глухой.

Эти предложения совсем не трудно выучить на память. Они помогут малышу классифицировать согласные на звонкие и глухие.

Парные согласные звуки Непарные согласные звуки
Звонкие Глухие Только звонкие Только глухие
[Б], [Б’] [П], [П’] [й] [Х], [Х’]
[В], [В’] [Ф], [Ф’] [Л], [Л’] [Щ’]
[Г], [Г’] [К], [К’] [М], [М’] [Ц]
[Д], [Д’] [Т], [Т’] [Н], [Н’] [Ч’]
[Ж] [Ш] [Р], [Р’]
[З], [З’] [С], [С’]

Упражнения для детей

Материал этот довольно обширный, но как только вы закончите разбирать правила, приступайте к выполнению упражнений. Лучше всего не разбирать весь материал за один раз. На первом занятии пусть малыш изучит правило о мягких и твёрдых согласных, а на втором занятии сделать упор на звонкие и глухие согласные. Если вы решили разбирать материал с дошкольниками, то пусть все буквы будут разных цветов. Например, нарисуйте несколько цветных табличек, где твёрдые согласные написаны синим цветом, мягкие согласные— зеленым, а гласные звуки можно отметить красным цветом. Такие цвета используют в школе, так что вашему малышу потом будет проще усваивать материал, когда он пойдет в первый класс. Так вы будете уверены, что малыш не запутается.

Проще всего обучить ребенка— это использовать специальные карточки, на которых написаны слова и звуки. Такие карточки можно купить или нарисовать самому (распечатать и разрезать). Эти карточки помогут не только разобрать и изучить звуки, но и составить новые слова. А это будет благоприятно влиять на расширение словарного запаса малыша. Это также является первым этапом для обучения чтению. Помните, что каждое новое правило должно сопровождаться простыми примерами, легкими и понятными для ребенка.

Помните также об интересных историях. Будет лучше, если вы придумаете их вместе с ребёнком. Так он будет знакомиться и с другими правилами фонетики. Тот пример, который был приведёт в начале статьи о войне между гласными и согласными звуками, всего лишь один из тех, которые вам стоит рассказать ребёнку. Возможно, вы сами сможете придумать что-то интереснее.

Для начала пусть малыш разберётся со слогами. Предложите ему определить, какой тип согласного представлен в том или ином слоге. Когда этот материал будет усвоен малышом, можно приступать к разбору слов. Подберите для него короткие и понятные слова, например, нос, рот, шок, круг и тому подобные. Предлагайте ребёнку по 10-12 слов каждый день и пусть он называет, какие звуки ему встречаются в каждом слове. А можно предложить ему выписать или назвать только те слова, где встречается твёрдый/мягкий или звонкий/глухой согласный.

Изучение согласных и гласных букв ребенком

А ещё можно купить специальный музыкальный алфавит. Благодаря ему малыши лучше усваивают песни и сказки. А вот звуки с парными согласными быстрее усвоить ребёнок, если вы приведете ему слова-двойняшки. Придумайте разные пары слов, например, коса— коза, луг— лук, голос— колос и так далее. Пусть ребенок прочитает эти пары слов, разберите вместе значение каждого слова, а потом приступайте к разбору звуков. Позже предложите будущему ученику составить небольшие предложения с каждым из данных слов. Если малыш понял значение всех слов, то ему будет несложно составить предложения.

Порой ребёнку трудно усвоить новую информацию и различать твёрдые и мягкие звуки. Тогда предложите малышу обратить внимание на положение языка, пусть он потренируется и понаблюдает за произношением. Пусть он выполнит следующее задание: из слогов с твёрдым согласным составит слоги с мягкими согласным, например, са—ся, лу—лю, ты—ти и так далее. А потом такое же упражнение проделайте и со словами: лук—люк, тык—тик и так далее.

Изучение твердых и мягких звуков стоит начинать, когда ребенок освоит разницу между гласными и согласными звуками. Кроме того, не забывайте, что детям нужно также объяснять разницу между буквой и звуком. Буквы мы пишем и читаем, а звуки мы слышим и произносим. И помните, что в русском языке 33 буквы и 42 звука.

Каждый день отрабатывайте с ребёнком полученные знания, чтобы они закрепились. Малыш обязательно запомнит все, если вы проработаете все до автоматизма. Если ребёнок не понимает чего-то, приведите другие примеры и игры, которые понравятся малышу.

НОД для детей подготовительной группы (6 — 7 лет).

НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.

Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф» ].

Цель: Ознакомление с новой буквой алфавита.

Задачи:
1.Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные
звуки [ ф ] [ ф» ], узнавать графический образ букв, формировать навык чтения сочетаний букв, слогов, слов.

2.Развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух.

3.Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества, самостоятельности,

Дисциплинированности.

Оборудование
: С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка, иллюстрации петуха и шмеля (игра оформлена на основе книги Н.В. Новоторцевой «Учимся читать. Обучение чтению в детском саду. Ярославль, «Академия развития»,1998) иллюстрации моркови, капусты, лука, карточки — слоги для игры « Собери слоги — получи овощ», рисунок к игре «Наборщик», изображение ежа, синицы.

Ход НОД.

I.
Организационный момент
(Положительный настрой на работу).

II. Актуализация знаний.

1.Повторение букв
а) Назвать только гласные буквы (петух) картина1.

Б) Назвать только согласные буквы (шмель) картина 2

Напечатайте буквы, из которых состоит шмель
(дети Iварианта), все остальные печатают буквы, из которых состоит петух (дети IIварианта).

2 Работа по ленте букв.

*Назовите гласные, которые указывают на твёрдость согласных звуков. (А, О, У, Ы, Э).

*Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласных звуков (Е,Ё, Ю, Я,И)

3.Отгадайте загадки:

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице. (МОР — КОВЬ
) на доску иллюстрацию.

Сто одёжек — и все без застёжек. (КА — ПУС — ТА
)
на доску иллюстрацию.

Сидит дед, в шубу одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает (ЛУК
)
на доску иллюстрацию.

Как назовём отгадки одним словом?
Овощи.

Чем овощи отличаются от фруктов?

4.РАБОТА СО СЛОВАРЁМ С.И.Ожегова. Один из дошкольников читает значение слова.

Овощи
— выращиваемые на грядках корнеплоды, луковичные, листовые и некоторые другие растения, а также сами их плоды

(стр.434 Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, М,1995г.).

5.Составление схемы слова ОВОЩИ.

Вспомнить название других овощей нам помогут слоги. Ветерок подул и слово рассыпалось. Каждое слово обозначает овощ. Собери слово
(все овалы со слогами рассыпаны на столе).

РЕДЬ — КА ТО — МА — ТЫ

ТЫК — ВА О — ГУР — ЦЫ

ПЕР — ЦЫ КА — БАЧ — КИ

6.К доске приглашаются два дошкольника. Пока они работают со слогами, воспитатель читает текст « Овощи» на карточке.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.Ох!

Вот овощи спор завели на столе —

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла? Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку иль свёклу. Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла. Ох! И суп овощной оказался не плох!

7.Беседа:

Вспомните, что принесла хозяйка с базара?

Из — за чего овощи завели спор? Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Что сделала хозяйка? Хозяйка тем временем ножик взяла, и ножиком этим крошить начала.

Что сделали овощи в крутом кипятке? Накрытые крышкою в душном горшке, кипели, кипели в крутом кипятке.

Каков оказался суп? И суп овощной оказался не плох.

Какой суп вы любите? А какой можно приготовить? (Молочный, рассольник, щи, борщ, гороховый и др.)

8. ПРОВЕРИТЬ СЛОГИ. КАКИЕ ОВОЩИ ПОЛУЧИЛИ?

9.-Поиграем.
Игра « Наборщик».
Набирая названия овощей — человек ошибся слогами. Помоги разобраться.

БО — ДИС БО — БЫ.

РЕ — БЫ РЕ -ДИС.

ЧЕС — СОЛЬ ЧЕС — НОК.

ФА — НОК ФА — СОЛЬ.

III ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

IV.Изучение нового материала.

1.Беседа:

Как фыркает ёж? Ф — ф -ф.(Иллюстрация).

Как поёт песенки синица? Фью — фью — фью!(Иллюстрация).

Какие новые звуки услышали? [ ф ], [ ф» ]. Эти звуки обозначаются буквой ф.

2.ПОКАЗ БУКВЫ.

3.
На что похожа буква?

*ФЕДЯ ХОДИТ РУКИ В БОКИ
ЗНАЧИТ, ВЫУЧИЛ УРОКИ.

4.-Встаньте, пожалуйста, покажите, как ходит Федя.

5.
Закройте глаза, напечатайте букву в воздухе.

V.Закрепление:

1.Чтение с доски:

ФА ФАР РАФ ФИЛИН — птица

ФО ФОР РОФ ФИАЛКА — цветок

ФУ ФУР РУФ ФОРМА — специальная одежда

ФЕ ФЕР РЕФ ФОРЕЛЬ — вид рыбы

ФИ ФИР РИФ ФОКУСНИК — цирковая профессия

2.Игра.
Если вы услышали в слове новый звук — ХЛОПАЕМ, если звука нет, значит сидим спокойно.

Фартук, ваза, факир, ширма, фонтан, фикус, снег, фарфор, конфета, фрак.

Фартук
— одежда, защищающая перед платья от загрязнения (стр.837)

Ваза
— сосуд для фруктов (стр.64).

Факир
— фокусник, демонстрирующий большую физическую силу (стр. 835).

Ширма
— перегородка из рам (стр.884).

Фонтан
— струя жидкости выбрасываемая вверх (стр.843).

Фикус
— тропическое вечнозелёное дерево (стр.840).

Снег
— атмосферные осадки (стр.727).

Фарфор
— белый материал получаемый из глины, шпата, кварца (стр.837).

Конфета
— сладкое кондитерское изделие (стр.286).

Фрак
— род парадного сюртука с вырезом спереди полами и длинными узкими фалдами сзади (стр.845).

3.Работа с карточками. Чтение стихотворения дошкольником.

Фо — кус — ник во фрак одет,

Фа — кел пре — вра — тил в бу — кет.

Фе — я вы — ско — чит от -ту — да

Фо — кус это и — ли чу — до?

4.Работа над значением слов.

Какие слова непонятны? Объясните, как понимаете значение слова
факел?

Факел
— короткая палка с намотанной на конце просмоленной паклей (стр.835).

Подберите слова близкие по значению к словам: фея, фокус (Фея — волшебница, фокус — чудо — волшебство).

Как скажем о волшебнике мужского пола? (факир — маг).

5. Найдите и подчеркните новую букву карандашом в тексте четверостишия.

6.Напечатайте слово ФЕЯ в своих тетрадках карандашом.

7.Обведите шаблон феи и выполните штриховку сверху вниз и слева направо.

VI.Итог:

С какой буквой познакомились? (с буквой Ф).

Какие звуки она обозначает? [ ф ], [ ф» ].

К доске приглашаются 6 детей. Каждый получает задание изобразить новую букву разными средствами
.

*Собрать букву из элементов конструктора.

*Вырезать букву из бумаги.

*Выложить букву камешками.

*Написать букву, подышав на окно.

*Сделать в крышке пластиковой бутылочки дырочку и водой написать на песке в тазу букву.

*Сделать из канцелярских скрепок цепочку и сложить из нее букву.

VII.Рефлексия:

Понравилось ли вам наше общение? Кому понравилось — нарисуйте солнышко жёлтым карандашом в тетрадке, где печатали; кому не понравился — красным, кто испытывал трудности в ходе работы — оранжевым.

Какое задание понравилось больше всех?

Где испытывали затруднения?

Проверить графическое изображение буквы Ф у каждого из приглашенных детей.

Список литературы:

Цель занятия: изучаем букву Ф, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ф, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ф по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Фиалка
Фламинго
Флаг
Филин

Когда мы произносим звук [ф], нижняя губа подтягивается к верхним зубам, между нижней губой и зубами только узенькая щелочка. Произнеси: ФФФ. Зубы и нижняя губа мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ф].

  • Какой звук есть и в слове ФЛАГ, и в слове ШКАФ, и в слове ТУФЛИ?
  • В начале, в конце или в середине слова звук [ф] в слове ФЛАГ? — ШКАФ? — ТУФЛИ? — ФАРТУК? — ГРЕЙПФРУТ?
  • Гласный или согласный звук [ф]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь?
  • А какие ты знаешь звонкие согласные звуки?

Рассмотри букву Ф. Нашили букву Ф в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Zadanie pechatnaya bukva F po tochkam

Продолжи фразу

Из меня посуду тонкую.
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я… (фарфор).

Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдет?
Я и верный мой дружок —
Красный, маленький… (флажок).

Сказка про букву Ф

Фокусник Федя

В лесу появилась большущая фанерная афиша, на которой было написано:

«Спешите видеть! Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку! Фонтан из пустого флакона! Моментальная фотография без фотоаппарата!»

Фи,- сказал филин Федя,- с волшебным фонариком каждый сможет. А я вот без фонарика те же фокусы покажу. У кого есть фикус?
— У меня,- сказала медведица и притащила фикус в горшке.
— Ставь на пенек и давай сюда свой фартук!

Накрыл Федя фартуком фикус и громко прошептал:

Фабэс, мабэс, палка, фикус, стань фиалкой! — потом как сдернет фартук, фикус как грохнется об землю! Горшок вдребезги, фикус — пополам.
— Я тебе за такой фокус знаешь что сделаю? — взревела медведица.
— Поучись сначала, а потом уж фокусы показывай, факир-недоучка!..

Загадки для детей на букву Ф

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен.
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

Веселые стихи про букву Ф для детей

… А фазаны попросили —
Букву Ф Найди нам, Филин.
Но, вздыхая тяжело.
Филин прячется в дупло.
Филин даже с фонарем
Ничего не видит днем.
(Г. Сатир)

Филин в чаше у-ух да у-ух!
У зайчишки замер дух.
Бедный заинька не спал,
Под кустом всю ночь дрожал.
(Ф. Бобылев)

Фиалки
— Фью, фью! — птица распевает.
И фиалка расцветает,
И земля глядит на нас
Миллионом синих глаз.
(Г. Виеру)

Фокусник во фрак одет,
Факел превратит в букет,
Фея выскочит оттуда.
Фокус это или чудо?
(В. Берестов)

Филин взял футбольный мяч,
И у норок новых
Начался футбольный матч
Двух команд норовых.
(А. Пудваль)

Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин — прыг, филин — скок,
Филиненку дал флажок.
Филиненок рад, рад —
Два фонарика горят.
(Г. Сатир)

Флажок
Посмотрите! Посмотрите!
Вот какой флажок у Мити!
Кто флажок подарил?
Митя сам смастерил.
(О. Высотская)

Фотограф
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
«Уколю,- грозится еж,-
Если снимка не пришлешь!»
(В. Берестов)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка различать по тембру максимально сокращенный звукокомплекс.

2. Учить воспроизводить изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [Ф], [Ф»], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Закрепить навык слогового анализа и синтеза.

5. Расширить объем слухо-речевой памяти.

6. Развивать интонационную выразительность речи.

7. Учить анализировать короткий текст, выделять заглавие, подсчитывать количество предложений.

Задание 1
. Дидактическое упражнение «Кто это?» (развитие слухового внимания).

В игре принимают участие несколько детей. Взрослый предлагает одному ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей произнесет «АУ».

Задание 2
. Дидактическое упражнение «Скажи звук [А] по-разному» (изменение тембра голоса).

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука

«А», — плачет девочка;

«А», — показывают горло врачу;

«А», — поет певица;

«А», — качаем малыша;

«А», — девочка укололась иголкой.

Задание 3
. Знакомство со звуком [Ф].

Дидактическое упражнение «Узнай по описанию». Взрослый загадывает ребенку описательную загадку:

«Это предмет мебели. В него люди вешают свою одежду. Что это?» (Шкаф
).

Просит назвать последний звук в слове шкаф.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ф]:

Нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха;

Верхние зубки слегка видны;

Горлышко «молчит».

Символ звука: воздух выходит из большого воздушного шарика: ФФФФФ….

s65566178

Характеристика
звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду для свободного прохождения воздуха), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4
. Фонетическое упражнение.

Кот фыркает: ф-ф-ф… (произносить отрывисто вслед за взрослым).

Задание 5
. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ф]»:

ф, п, м, д, ф…; фа, ма, аф, уп, уф…; флаг, кофта, панама, шкаф, пальто, форма, палка…

Задание 6.
Повторить вслед за взрослым серию слогов:

фта-фто-фту-фты…; афта-афто-афту-афты…

Задание 7
. Взрослый предлагает ребенку прослушать и затем воспроизвести ряд слов (3—5) со звуком [Ф].

Задание 8
. Работа с картинками:

выбрать нарисованные предметы, в названии которых есть звук [Ф];

разложить их на три стопки: звук [Ф] стоит в начале, в середине и в конце слова;

разделить эти слова на слоги (назвать самое длинное и самое короткое слово).

Задание 9.
Ребенку предлагается придумать предложения с использованием предметных картинок из предыдущего задания, по возможности употребляя предлоги В и У.

Задание 10.
Взрослый читает ребенку пары предложений и просит править ошибки.

Нашла я в вишне кофточку. Надела Маша косточку.

На клене зеленеет лифт. Наверх нас поднимает лист.

Созрел на дереве кафтан. Зимой надену я каштан.

На дерево уселся граф. Живет в красивом доме грач.

Задание 11
. Знакомство со звуком [Ф»].

Символ звука: воздух выходит из мяча: фьфьфь….

s32835925

Характеристика
звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 12
. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если дышишь звук [Ф»]»:

фь, мь, пь, фь…; фя, пя, пи, фи…; Фима, Фекла, клад, стул, Федя, Филя, Дима.

Задание 13
. Повторить вслед за взрослым серию слогов:

фтя-фте-фтю-фти; афтя-афте-афтю-афти…

Задание 14
. Дидактическое упражнение «Составь слово».

Фе-до-ра, фи-ал-ка, бу-фет, фи-лин, фев-раль, физ-куль-ту-ра, физ-куль-тур-ни-ца.

Задание 15
. Дифференциация звуков [Ф] — [Ф»].

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ф]»:

ф, фь, ф, фь; фа, фя, аф, афь…

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

фа-фя,…; фу-фю,…

Повторить за взрослым серию слогов:

фа-фа-фя, фя-фя-фа, фа-фя-фа, фя-фа-фя, фя-фа-фа, фа-фя-фя.

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ф] и [Ф»]).

Разделить все слова на слоги. Какое слово самое длинное?

Филин, фазан, фотоаппарат, фотограф; Филя, Фома, Федя, Федора.

Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке.

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает. (Филин
)

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [Ф] и [Ф»], составить с этими словами предложения.

Вспомнить слова со звуками [Ф] и [Ф»].

Придумать вместе с ребенком короткие рассказы про Филю, Фому и Федору.

Задание 16
. Выучить скороговорки:

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Задание 17
. Знакомство с буквой Ф.

Подбоченясь, пляшет лихо

Ф — большая щеголиха.

О. Гофман

На что похожа буква Ф?

Буква Ф: ребенок стоит в позе — «руки в боки».

Игры с буквой.

Задание 18
. Звуко-слоговой анализ слов. Составление схемы из кружков, подсчет количества слогов в слове; составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами. Фима, Пиф.

Чтение и анализ короткого текста, выделение заглавия, границ предложения, нахождение предложения с предлогом у.ФИМА Вот Фима. У Фимы дом. Фима дома.

Взрослый знакомит ребенка с коротким текстом, показывает заглавие; совместно с ребенком подсчитывает количество предложений, находит предложение с предлогом, читает текст.

Сегодня мы начнем наш интернет урок с чего-то очень — очень полезного и очень — очень вкусного! И, конечно же, познакомимся с новыми звуками и буквой. Начнем?…

Назовите одним словом: груша, яблоко, абрикос, киви, персик,… Верно, это фрукты. Продолжите ряд…..

Фрукт

(лат. fructus

плод
) — сочный съедобный плод дерева или кустарника.

Фрукты являются необходимой частью здорового питания,так как в них содержатся различные витамины, необходимые для организма.

klass39 f4

А что вы знаете о фруктах?…

А вы знаете, что….

В мире существует 7500 сортов яблок

. И кожура яблока содержит в себе намного больше полезных веществ, чем в мякоти.

interesnye fakty o fruktah 5

В киви

, его еще называют «китайским крыжовником», в отличии от цитрусовых, самое большое количество витамина С.
klass39 f5

Банан

— это плод травянистого растения.

Такой кислый фрукт как лимон

содержит сахара больше, чем сладкая клубника.
klass39 f6

Тыква, дыня

и арбуз

– это ягоды.

В Японии научились выращивать арбузы и дыни кубической формы. Такие ягоды удобно перевозить.
klass39 f7

В странах Евросоюза фруктами считаются: морковь, томаты, ревень, огурцы

, сладкий картофель

, имбирь, тыква

. Из них изготавливают даже джемы и варенья.

Мы привыкли считать, что клубника, черника, ежевика, клюква, малина

являются ягодами. Но согласно ботанике (наука о растениях), ягодами НЕ являются.
klass39 f8

Ягода – это фрукт. И виноград, авокадо, баклажан, сладкий перец, помидоры

по научному тоже являются ягодами.

Авокадо

иногда называют «идеальным» фруктом, потому что в нем есть практически все требуемые витамины и минералы.
1397022396 bfa6

Узнать о самых необычных фруктах можно .

А почему решили поговорить сегодня о фруктах? Потому что наш новый звук — это первый звук в слове фрукты. Проговорите звук. Какой он? Есть ли у звука [ф]

«мягкий» друг? Докажите.

1. Повторить слова

: «Фая», «Фаина», «фантик», «фамилия», «фонарик», «фонтан», «миф», «телефон», «фыркать», «фазан». 2. «Кто внимательный?»

  • Найдите одинаковый звук в словах: фартук, фотоаппарат, фонарик, флаг.
  • Отгадайте имя мальчика по первым звукам слов: фрукты, ель, дом, яблоко.

Ответ: Федя.
3. «Узнайте звук»

Хлопните в ладоши, если услышите звук [ф
]

в словах: кофта, ваза, шарф, Вася, ширма, ферма, вагон, фазан, вилка.

4. «Твердый – мягкий»

Показывайте синюю карточку/синий карандаш, если звук [ф
]

твердый, зеленую – если звук [ф
’]

мягкий.(Федя, шофер, фабрика, фуфайка, фикус, светофор.)

5. «Кто больше?»

Придумайте как можно больше слов, начинающихся со слога фа-
(фартук, факел, фабрика, фазан, фантазия, фанты
); со слога фи-
(физик, филин, фирма
).

6. «Слоговой аукцион»

Продолжите слова: фла… (-кон, -жок
), фор… (-ма, -точка
), фи… (-лин, -кус
), бу… (-фет, -фер
), кон… (-фета, -фетти
). 7. «Доскажи словечко»

Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с древних пор. Называюсь я… (фарфор)
*** Праздник, праздник у ворот! Кто встречать его пойдет? Я и верный мой дружок – Красный маленький… (флажок)
Е. Серова
*** Весь день стоят на улице, Прохожими любуются. Их служба начинается, Когда уже смеркается, И не погаснут до зари Глаза ночные – … (фонари)
8.

Найди слова, которые начинаются на звук [ф]

или [ф`]


klass39 f3

Вот она- буква Ф

в ф

уражке машет нам ф

лагами. klass39 f11.

Найди спрятанные буквы Ф

. Обведи их.

uznayu bukvy f 2

2.

Раскрась фонарики только с буквой Ф

.

uznayu bukvy f 6

3.

Раскрась большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву Ф

по образцу. Найди и раскрась букву Ф

с правой стороны рисунка.

bukvaF1
4.

Соедини с буквой Ф

только те предметы, названия которых начинаются со звуков [ф]
, [ф`].



bukvaF2
5.
«Буква потерялась»

Вставьте пропущенные буквы: – абрика, ко – та, шо – ер, – у – айка.
6. «Слово рассыпалось»

Из букв т ы ф к у р составьте слово, начинающееся с Ф

. О т в е т: фрукты.
7. «Слоговое лото»

Составьте слова из слогов фор-, фар-, фла-, -фы, фи-, -тук, -ма,-жок, шар-, -кон, -кус.


О т в е т: форма, фартук, флакон, флажок, шарфы, фикус.
8. «Найди слова»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

ф – – – ф – –

ф – – – – ф – –

ф – – – – – ф – –

ф – – – – – – ф – –

ф – – – – – – – ф – –

ф – – – – – – – – ф – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

фи, фея, фара, форма, буфет, кофта, шофер,

флажок, фуфайка. муфта, кефир, зефир.

9. «Превращение слов»

Измените одну букву в словах: фикус (фокус
), ферма (форма
, фирма
). 10. «Занимательные модели»

Подберите слова по следующим моделям:

  • ф – – –

    (Флаг, флот, Федя.)
  • – – – ф

    (Шарф, шкаф, скиф.)
  • – – ф – –

    (Кофта, суфле, вафли.)

11. «Наборщик»

Составьте новые слова из букв слова фабрика. О т в е т: фара, факир, риф, бирка, кирка, акр, бак, брак.
12.
«Из одного слова несколько
»
Подберите слова, которые начинаются с букв, составляющих слово факел. О т в е т: фрукт, абрикос, клубника, ежевика, лимон.
13. Кроссворд

Как зовут мальчика?

В пустые клетки впишите буквы так, чтобы по вертикали получились знакомые вам слова. Эти буквы составят имя мальчика.

О т в е т: Филиппок.

14.

Всем известно без подсказки:

Буква Ф

– как ключ от сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас. Возьми голубой или синий карандаш и закрась все части рисунка, где изображена буква Ф

.
8676 html 6a53404715.

Читаем…
klass39 f216.

Пишем…
klass39u317.


%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0 %D1%84 1
%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0 %D1%84 2
%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0 %D1%84 3
%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0 %D1%84 4
%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0 %D1%84 5
%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0 %D1%84 6
%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0 %D1%84 7
%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0 %D1%84 8Словарь

  • Фабрика

    — это предприятие, на котором с помощью машин, станков выпускается большое количество изделий, товаров.

  • Фаворит

    — любимец влиятельного или высокопоставленного лица.

  • Файл

    — источник или приемник информации.

  • Факир

    — фокусник.

  • Факт

    — истина, реальное событие.

  • Фактура

    — это характер поверхности какого-либо материала.

  • Фальшь

    — обман, подделка.

  • Фанат

    — преданный поклонник кого-нибудь или чего-нибудь.

  • Фауна

    — это животный мир.

  • Феномен

    — необычный факт, явление.

  • Фиксатор

    — это прибор, приспособление, закрепляющее что-либо в нужном положении.

  • Финансы

    — денежные средства.

  • Флюгер

    — прибор для измерения направления ветра.

  • Фольклор

    — народное творчество.

ee88f94a6393fb7e1a963a4859e1c0be

Тема: Звук
и [ф] , [ф’] и буква Ф, ф

Цель:
знакомства с новыми звуками [ф] , [ф’] и буквами Ф, ф. Развивать фонематический слух, работать по трем единицам речи: звук, слово, предложение. Учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах. Закреплять умения давать характеристики звуков; развивать память, мышление, речь, воображение.

Обогащать лексику учащихся, развивать устную речь.
Обучать сознательному, правильному, плавному чтению.
Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу.

Оборудование
Мультимедийная установка
,
таблица «Звуки речи», «звуковички» не раскрашенные, карточки для вычеркивания букв, цветная нить, смайлики, сигнальные карточки, кассы букв и алфавит, схема слова

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Поднимите смайлики (мое настроение)

Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому научились, пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам — научи другого».

(слайд 2)

  1. Работа над пройденным материалом.

Игра «Доскажи словечко».

Наша речь состоит ….(из предложений).

Звуки бывают … (гласные и согласные).

При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

Буквы е, ё, ю, я …(могут обозначать 2 звука).

Звуки [ж], [ш], [ц] – всегда … (твердые).

Звуки [й’], [ч’], [щ’] – всегда … (мягкие).

Имена, фамилии, клички, города …(все с заглавной буквы пишутся всегда).

III. Мобилизующий этап.


Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы по описанию догадаетесь о ком идет речь, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.

(слайд3)

шляпа
плащ улыбка
фрак
волшебная палочка

чудо

Ребята, вы догадались, кто спешит к нам на урок?

Слайд4

А теперь? Как его можно по-другому назвать? (маг, чародей, иллюзионист, волшебник).

Где можно увидеть фокусника и чем он занимается?

IV. Введение в новую тему. Формулирование темы и задач урока учащимися.

Наш гость — фокусник — не случайно пришел именно в наш класс. Он знает, что сегодня мы будем изучать новую букву и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные задания.

Посмотрите, какие картинки нам принес фокусник.

(слайд5):

Шарф флаг телефон фонарь конфета

Если вы определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего урока.

Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [ф], [ф’])

Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока.

Познакомиться с …..

Учиться отличать ….

(предположения детей)

(слайд 6)

Правильно, мы должны познакомиться со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, учиться читать слоги и слова с новой буквой.

V. Знакомство со звуками.

1. Работа по вариантам (исследование звуков).

1 в. — Найдите среди данных слов слова со звуком [ф], исследуйте их и дайте характеристику этому звуку (конфета, фонарь
).

2 в.
– Исследуйте слова со звуком [ф’] и дайте ему характеристику
.

Сначала называют слова со звуком [ф], который встречается только вначале слова, а потом дают характеристику.

Звук [ф] – согласный, глухой, твердый.

Аналогично со звуком [ф’].

Звук [ф’] – согласный, глухой, мягкий.

3.
Давайте «оденем» в парах «звуковичка» (раскрашивание). Вспомните все, что говорили ребята.

Проверка.
– Как раскрасили тапочки? Какую выбрали шапочку?

Выбор из трех звуковичков нужного.

Вывод.
Звуки [ф], [ф’] — согласные, глухие, [ф], — тв., [ф’] — мягк.

(слайд 7)

VI. Знакомство с новой буквой.

1. Упражнения на узнавание буквы.


Со звуками мы познакомились. С чем теперь надо познакомиться?

Работа в группах.

Выберите из предложенных букв ту букву, которая обозначает звуки [ф], [ф’]. Обведите ее.

Кто знает, как она называется? («эф»). В каком слове встретилась?

Давайте на алфавите найдем эту букву.
(1 ученик показывает у доски, а другие в парах находят на своих алфавитах на местах). Назовите её соседей.

Напишите на звуковичках эту букву. (Выставляю картинку с изображением букв Ф, ф).

На что она похожа? Попробуйте из ниток выложить эту букву.


Для чего нужна заглавная буква Ф?

Какое имя может быть у нашего фокусника? (Федя, Фома, Филипп, Филька).

Послушайте стихотворения про букву Ф.

(слайды 8, 9)

Филин – два огромных глаза –

Букву Ф напомнит сразу,

Лупоглазый целит взгляд,

Словно фотоаппарат.

Федя ходит руки в боки,

Значит выучил уроки

Давайте встанем и изобразим эту букву.

2. Упражнение на концентрацию внимания.

Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв.

Фокусник приготовил для вас сюрприз. Он спрятал новую букву среди других букв. Ваша задача – найти её, зачеркнуть и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру. Кто же первый справится с этим заданием? Начали.

УЮМЗРФСЕЗОФОБЬФКФПРЫВФ(карточки)

Взаимопроверка.

Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.

Сколько раз она встретилась? (5)

3. Определение места буквы Ф в городе Букварии.

Кто догадался, где мы поселим новую букву в городе Букварии? В каком домике? Произносим попарно эти звуки.

(Напротив буквы В, т.к. новая буква обозначает парный глухой согласный звук).

(слайд10)

4. ФИЗМИНУТКА.

Фокусник хочет проверить ваше внимание. Очень часто дети путают звуки

[в] и [ф] , так как они парные по звонкости и глухости. Поиграем с фокусником в игру «Звонкий – глухой».

Если в слове есть звуки [ф], [ф’], то хлопаем, если нет – приседаем.

Ветка, свет, Федя, свитер, филин, хвастун, фуфайка, фабрика, верба, светофор, фирма, вагон.

VII. Чтение слогов и слов с новой буквой.

1.
Фокусник пришел к нам со своим волшебным сундучком. Он передал мне волшебную палочку. Следите за движением палочки. Раз, два, три – ой, появилась табличка.

(слайд 11)

фа аф раф фрак

фу уф фла
фея

фе
еф физ фокус

фи
иф фру
шофёр

фо оф фот
финиш

фё
ёф фаб флаг

фы ыф фри фабрика

Фокусник

Чтение слогов 1-го столбика громко.

2 столбик радостно, вопросительно.

3 столбик с заданиями.

Прочитайте слоги, которые подходят к этому слогу-слиянию (с мягкими согласными звуками).

Прочитайте слова 4-го столбика самостоятельно.

Чтение хором слов 4-го столбика.

В каких словах мягкий согласный звук [ф’]? (фея, шофер, финиш).

Назовите двусложные слова.

Назовите трехсложные слова.

Каким правилом вы пользовались, чтобы это определить? (хором проверяем)

К каким словам подходит схема: (финиш)

Сколько букв в этом слове? А звуков? Почему? Докажите.

(на доске схема слова)

2. Образование слов и предложений.

Ребята, давайте попробуем
составить предложение о фокуснике.
. (Фокусник в цирке показал интересные фокусы. И т.д.).

(слайд12)

Фокусы со словами.

(мрак – фрак, миска – киска, палка – галка, фантик — бантик)

4. Работа с учебником (с. 196)

Давайте порадуем фокусника своим чтением.

Прочитайте самостоятельно стихотворение В.Берестова о фокуснике и его фокусах.

Беседа по содержанию.

Какой фокус он показал? (Факел превратил в букет)

Кто выскочит из букета?

Так это фокус или чудо?

VIII. Проверка знаний.

Фокусник хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «Ф», то и проводит с вами игру «Верю — не верю» (Если согласны, говорим верю, показываете зеленый цвет, если не согласны, говорим не верю, показываете красный цвет).

1. Буква «Ф» обозначает гласный звук. — А какой? Почему?

2. Звук [ф] – глухой.

3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.

4. В слове финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.

5. В слове фуфайка
только одна буква «ф».

IX. Итог урока, рефлексия.

С какой буквой познакомились?

Какие звуки она обозначает?

Фокусник убедился, что вы усвоили тему урока, можете дружно работать и приобретать новые знания.


Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?


Кто заканчивает урок с хорошим настроением, поднимите вверх свои смайлики.

Обучение грамоте детей седьмого года жизни включает знакомство с буквами и звуками русского языка. Буква «Ы» для дошкольников может оказаться сложной, поэтому она заслуживает особого внимания.

Цели и задачи

Цели:

  1. Изучение детьми дошкольного возраста гласной «Ы».
  2. Различение ребенком звука [Ы] и его четкое произношение.
  3. Обучение дошкольника образованию форм множественного числа существительных.

Задачи:

  1. Ознакомление дошкольника со звуком [Ы] и с его графическим изображением.
  2. Приобретение им начальных навыков фонетического анализа.
  3. Развитие словообразовательных навыков (образование имен прилагательных от имен существительных).
  4. Развитие мелкой моторики в процессе изображения «Ы».
  5. Развитие фонематического слуха и навыков выразительности и разборчивости речи.

Знакомство с буквой Ы

Слоги с буквой Ы

Читая слоги с Ы ребенок может познакомится с данной буквой.

Прежде чем приступить к знакомству детей с гласной «Ы», полагается вспомнить уже знакомые звуки и соответствующие им буквы А, О, У, И. Требуется уточнение, что звуки эти гласные, то есть произносятся свободно: звук через ротовую полость выходит беспрепятственно.

Далее сообщаем детям, что есть еще и гласный звук [Ы]. Для наглядности можно пропеть сочетания гласных а, о, у с гласной Ы — аы — оы — уы. После того как дети прослушали гласный [Ы], логично показать им его графическое обозначение — букву «Ы».

Постановка звука

Поставить ребенку гласный [Ы], как и другие звуки, лучше всего в игре. Эффективна игра «Один — много». Она заключается в образовании форм множественного числа существительных. Например: кот — коты, зуб — зубы, лиса- лисы, ваза — вазы.

Существительные первого и второго склонения лучше выбрать для игры заранее, так как не все из них в форме множественного числа имеют окончание -ы. В процессе игры [Ы] выговаривается четко.

Для закрепляющего упражнения хорошо пропеть гласный [Ы] на разные лады: в низкой и высокой тональности, долго и коротко. При этом можно изображать завывание могучего ветра, гнущего деревья, и тихое веяние легкого ветерка. Так отрабатывается артикуляция звука.

Стоит обратить внимание на особенность «Ы» в русском языке: ее никогда нет в начале слова, она может располагаться только в середине или в конце его (сыр, дым, усы).

Физиология звучания И, Ы

Механизм перехода от произношения И к Ы.

Навыки четкого произношения звука [Ы] целесообразно подкрепить его артикуляционной характеристикой: открытость губ и зубов при произношении; положение языка (пассивен); отсутствие препятствия при выходе струи воздуха изо рта.

Внимание детей следует привлечь к тому, что «Ы» участвует не только в образовании форм множественного числа, но и в образовании новых слов. Так, часы, которые могут быть расположены на руке, на стене или на столе, называют наручные, настенные, настольные.

Задание для дошкольников: печатная буква Ы

После устной работы ребенку предлагается внимательно рассмотреть графическое изображение «Ы». Затем — написать ее в воздухе, а потом в тетради. «Ы» пишется по клеточкам, для написания подойдет как шариковая ручка, так и карандаш.

Если перед дошкольником стоит задача написать букву на протяжении всей строки, то взрослый сам должен вывести в начале строки «Ы» как образец.

При возникновении затруднений у детей взрослый может помочь им двумя линиями или опорными точками для проведения линий. В крайнем случае можно написать ребенку всю букву, чтобы он просто обвел ее цветным карандашом или ручкой.

Требовать от дошкольника каллиграфического письма не надо.

Карточки с буквой

Чтобы занятие было интересным, можно приготовить карточки по теме с различными заданиями:

  1. Найти на карточке предмет, в названии которого есть «Ы».
  2. Найти название предмета с гласной «Ы».
  3. Найти «Ы» на карточке и обвести карандашом.
  4. Составить слово из букв. Например, ыкб — бык.
  5. Внимательно посмотреть на картинки, назвать предметы и сказать, какая буква пропущена. Например, м_шь — мышь.

Сказки про букву Ы

В ходе урока дошкольникам можно прочесть сказку про гласную Ы, в которой выявляется ее важность. Также подойдет сказка Г. Юдина с обильным употреблением «Ы» «Крыса Дылда и Пых-пых».

Ее герои мышонок Мыша и цыпленок Цыпа однажды вечером дружно поедали дыню. Но тут появляется еще одна героиня — крыса Дылда. Она в диком страхе бросилась под кровать Мыши. Оказалось, на ее постели кто-то, спрятавшись под одеялом, издает странные звуки: «Пых-пых». Здоровенная крыса Дылда взывала к маленьким друзьям о помощи. Храбрясь, мышонок и цыпленок отправились на разведку. Дылда тряслась под кроватью.

Они вернулись скоро. При этом Мыша вытирал усы. Это пыхтело тесто для пирога, поставленное мамой Дылды в теплое место. Мыша и Цыпа, недолго думая, его съели.

Загадки, поговорки и скороговорки

Для развития логического мышления ребенка хорошо использовать загадки. Ответом на них должно быть слово с «Ы», сопровождаемое картинкой, например дым («Вьется, взвивается, в небо устремляется»).

Развитию памяти и постановке звука способствует заучивание детьми поговорок и скороговорок. Поэтому в ходе урока учим ту или иную скороговорку. Например: «Рубили дроворубы сыры дубы на срубы».

Стихотворения про букву Ы

Ребенку полезно для развития памяти запоминать стихотворения, и хорошо будет к занятию поручить детям запомнить подходящие по теме стихи. Детских стихотворений, посвященных гласной «Ы», много. Из самых распространенных — стихотворения Г. Виеру («Бык мычит две буквы…») и В Берестова («Жили-были прыгуны…»).

Подходящие игры для детей

В игре «Светофор» дети, слыша гласный [Ы], показывают фишку красного цвета. Отсутствие этого звука они отмечают качанием головы.

Примеры: бок, бык, кит, дым, стол, мыло, дыня, мак, усы, рыба.

В игре «Найди место звука» дети отмечают фишкой на звуковой линейке местонахождение [Ы] в слове — начало, середина, конец.

Примеры: сыр, дубы, лыжи, звезды, улыбка, буквы, мышь, цветы.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

  • Сказка о затоптанном цветке
  • Сказка о занятом колобке
  • Сказка о животных журавль и цапля бытовая сказка солдатская шинель 5 класс конспект урока
  • Сказка о жизни животных
  • Сказка о женихе и невесте на свадьбу в стихах