Сказка о золотом петушке стс

Конспект занятия путешествие по сказке а.с.пушкина сказка о золотом петушке разработала: багнюк л.в., воспитатель, спб гбусо социальный приют для детей

Конспект занятия «Путешествие по сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке»»

Разработала:  Багнюк
Л.В., воспитатель, СПб ГБУСО социальный приют для детей «Транзит»

Цель:  Закрепление знаний детей о сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке».

Задачи:

Образовательные:   закреплять умения находить слова с заданным звуком в стихотворном
тексте, определять его место в слове, выделять его при произношении;  совершенствовать
фонематический слух детей: находить слова из текста сходные по звучанию; продолжать
учить детей звуковому разбору слова, умению делить слова на слоги; составлять
предложения с заданным словом, определять порядок слов в предложении.

Развивающие:  развивать умение ориентироваться по словесному указанию, инструкции
данной педагогом; развивать фонематический слух, мышление, речь детей.

Воспитательные:   воспитывать умение слушать ответ товарища, чувство взаимовыручки,
формировать навык самоконтроля и самооценки; воспитывать патриотические чувства
к своей Родине, любовь к произведениям А.С.Пушкина.

Оборудование:  презентация к занятию с иллюстрациями и играми по теме, 8
конвертов с заданиями, маска петушка;  карточки с клеточками по количеству
звуков  для фонетического разбора слова, цветные фишки, карточки для игры
«Четвёртый лишний», простые карандаши, эмблемы с изображением золотого петушка.

Ход занятия:

1.
Организационный момент
  Здравствуйте, дети!
Здравствуйте, взрослые! Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. А
сейчас внимательно послушайте меня. «Негде, в тридевятом царстве. В тридесятом
государстве, Жил был славный царь Дадон.» Какая известная  сказка
начинается такими словами? («Сказка о золотом петушке») Кто автор этой сказки?
(Автор этой сказки А.С.Пушкин). Молодцы!

 2. Игра
«Сказка о золотом петушке»
 Поиграем!

Правила игры: Играют
все дети. Все задания находятся в конвертах, которые разложены в нашей группе,
у каждого конверта есть  свой  порядковый  номер. Задача игрока
– внимательно слушать, молча найти конверт с порядковым номером, быстро поднять
руку  и передать его  ведущему. Если задание в конверте
 выполнены, игра продолжается. Игра заканчивается, если дети дошли до
конверта со   значком  «Конец игры».

— Итак, будьте
внимательны! Игра начинается! (Первый конверт находится на шкафу).

Конверт№1: Игра «Будь внимателен».  Давайте вспомним героев сказки А.С.Пушкина о золотом петушке: В
этой сказке петушок Золотой гребешок. Старшиймладший сыновья
И отец их царь Дадон. Там красавица девица Шамаханская царица. И
ещё там был мудрец.

А сейчас кто
внимательно слушал строчки стихотворения, скажет,  в каких словах здесь
встречался звук «Ш». Где в этих словах находится звук «Ш»?  Вначале, в
середине или в конце слова. Назовите слова из этих строчек, которые похожи по
звучанию – «петушок – гребешок», «девица – царица». Молодцы! (Второй
конверт находится около куклы).

Конверт №2. Игра «Найди ошибку». Воспитатель читает строчки сказки,
специально ставя неправильно ударения в словах. «Петушок с высокой спицы Стал
стеречь его границы». Правильно я прочитала вам строчки из сказки? (Нет не
правильно). Почему вы думаете, что я не правильно прочитала эти строчки? (дети
объясняют, что неправильно поставлено ударение в словах) Молодцы! (Следующий
конверт лежит под столом).

Конверт №3. Игра «Найди схему к слову» (за столами и у доски) Детям
предлагается слово «ЦАРЬ» и несколько цветовых схем, нужно выбрать одну,
 подходящую. (дети выбирают схему и объясняют правильность своего выбора) Задание
1 – фонетический разбор слова «ЦАРЬ» Давайте вспомним, из чего состоят слова?

Дети: (слова состоят из звуков). Какие бывают звуки? (звуки бывают
гласные и согласные.) Согласные бывают твёрдые и мягкие. (разбор слова на
столах и у доски – дети интонационно выделяют звуки по порядку,  и
выкладывают их с помощью звуков-фишек). Молодцы! Как узнать, сколько слогов в
словах  «ЦАРЬ», «ДАДОН»? Хорошо, справились и с этим заданием. 4-ый
конверт
 находится над цветком на подоконнике.

 Конверт №4.
ФИЗМИНУТКА

Воспитатель
показывает детям маску петушка. Сейчас мы с вами немножко отдохнём. Для этого
нам необходимо превратиться в золотых петушков из сказки А.С.Пушкина о золотом
петушке. Приготовились к превращению, поворачиваемся вокруг себя со словами:
«Раз-два-три повернись, в золотых петушков превратись!» Главным петушком у нас
будет  … , на него мы наденем маску петушка. На чём сидел Золотой Петушок?
(золотой петушок сидел на спице). «Верный сторож, как со сна, Шевельнётся,
встрепенётся,
К той сторонке обернётся И кричит: «Кири-ку-ку Царствуй,
лёжа на боку!»
(дети изображают петушка, поворачивают голову вправо, влево,
назад и хором произнося слова сказки) А теперь обратно превращаемся в детей. «Раз-два-три
повернись, снова в детей превратись» Садитесь на свои места и будьте
внимательны. Наша игра продолжается. Следующий конверт лежит …… .

Конверт №5. Игра «Доскажи словечко» Вот мудрец перед … (Дадоном) Стал и
вынул из мешка Золотого … (петушка). «Посади ты эту птицу, — Молвил он царю на
… (спицу); Петушок мой … (золотой) Будет верный сторож … (твой): Коль кругом
всё будет … (мирно), Так сидеть он будет … (смирно); Хорошо! 6-ой
конверт
 слева от экрана.

Конверт №6 Задание: «Составь предложение с заданным словом» Детям
предлагаются картинки с изображением героев сказки, нужно придумать предложение
с использованием названия героя. Одно понравившееся предложение разбирается в
игре «Живые слова. 7-ой конверт за ……. .

Конверт№7.Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (за столами и на доске)

Детям предлагаются
изображения 4-ёх  петушков, один из них не герой «Сказки о золотом
петушке» А.С.Пушкина. Необходимо найти лишнего героя, объяснить почему он
лишний.

Заключение.

По какой сказке мы с
вами совершили путешествие? (мы вспомнили «Сказку о золотом петушке».) Мы с
вами вспомнили сказку, всех её героев, выполнили все задания которые
встречались на нашем пути. Что же вам понравилось сегодня больше всего? (составлять
слова, делить их на слоги, играть в игру «Четвёртый лишний», … ). Сегодня все
вы были молодцами,  и я хочу всем на память подарить эмблемы с
изображением золотого петушка из одной нашей с вами любимой сказки
А.С.Пушкина. 

Урок-игра в 5 классе по сказкам Пушкина

«Сказка — ложь, да в ней намёк…»

Жеребьёвка (деление на 3 команды): «Золотая рыбка», «Золотой петушок», «Семь богатырей». В командах выбирается капитан и секретарь, который фиксирует правильные ответы у каждого участника.

Представление жюри:

библиотекарь гимназии Гнаевская Галина Ивановна

от родителей в жюри приглашается

Слово ведущего (учитель литературы)

2016 год в России объявлен Годом Литературы. И наша игра сегодня будет посвящена этому знаменательному событию. Как известно, кто много читает, тот много знает, а значит, многого добьётся в жизни. Каждый россиянин знает имя Александра Сергеевича Пушкина, потому что с самого раннего детства мы слышим его имя и его сказки. И игра наша будет посвящена именно сказкам великого поэта. Называется она так: «Сказка — ложь, да в ней намёк…».

Вам, ребята, придётся показать все свои знания, проявить смекалку и эрудицию. Жюри в конце игры назовет самого лучшего знатока сказок Пушкина из каждой команды и самого лучшего художника из каждой команды. Начинаем первый этап игры.

Первый этап – литературоведческий.

Вопросы задаются обеим командам одновременно, затем дается 1 минута на обсуждение. Отвечает команда, которая первой заявит о своей готовности. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сочинял народ или коллективный автор).

  2. Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений?(Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, то есть литературная сказка – это авторская обработка сказки народной).

  3. Обратимся к творчеству А.С.Пушкина. Александр Сергеевич в детстве тоже слушал сказки, а позже использовал их сюжеты для написания собственных литературных сказок. Кто же рассказывал сказки маленькому Саше Пушкину? (Его няня Арина Родионовна).

Второй этап посвящен сказкам.

Конкурс 1. Он называется «Все сказки в гости к нам»

Командам предлагается по очереди назвать сказки Пушкина. Побеждает команда, которая последней назовет сказку.

(Сказок всего 6, если все сказки названы и ни одна команда не ошиблась и не пропустила ход, обе команды получают равное количество баллов – по 1 баллу за каждую сказку).

Сказки Пушкина:

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о попе и его работнике Балде»

«Сказка о медведихе»

Конкурс 2. Конкурс для капитанов команд.

Приглашается от каждой команды капитаны за отдельные столы. Задание: Расшифровать название сказки, вписав его в клетки. За правильный ответ 1 балл, за скорость ещё 1 балл.

Ответ: Сказка о попе и е работнике его Балде .

Конкурс 3. Пока капитаны соревнуются, мы проведём блицтурнир.

Вопросы задаются сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда затрудняется дать ответ на вопрос, то отвечать могут соперники, зарабатывая тем самым себе дополнительные баллы.

Вопросы для первой команды:

  1. Назовите верного сторожа царя Дадона. (Золотой петушок)

  2. Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)

  3. Какое домашнее животное было с царевной – невестой Елисея? (Пёс)

  4. Кто носился в море над Лебедью? (Коршун)

Вопросы для второй команды:

  1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)

  2. Кто был Елисей, который разыскивал свою невесту? (королевич)

  3. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

  4. Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)

Вопросы для третьей команды:

  1. Что кричал петушок в случае опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку!»)

  2. Назовите обладательницу волшебного зеркала. (Злая царица)

  3. Что бросила царевне в руки  нищая черница? (Яблоко)

  4. Кто рассказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)

Конкурс 4. Этот конкурс называется «Сказка о рыбаке и рыбке»

Команды должны перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Время на выполнение – 1 минута, за правильный ответ присуждается – 2 балла.

(корыто – изба – столбовая дворянка – вольная царица – владычица морская. Итог: разбитое корыто.)

Конкурс 5. Узнай сказочного героя.

Описания портретов читаются по очереди то одной, то другой командой. За правильный ответ – 1 балл, за название сказки – 1 балл.

  1. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

(Старуха – столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке» )

  1. Высока, стройна, бела,

И умом, и все взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

(Царица-мачеха. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

  1. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

(Царевна-Лебедь.«Сказка о царе Салтане»)

Конкурс 6. Этот конкурс называется «Кроссворд». От каждой команды выберите 4 игрока, которые должны разгадать кроссворд

Конкурс заканчивается, когда одна из команд первой решит кроссворд.(1 балл – за каждый правильный ответ в кроссворде, 1 балл – за скорость).

Конкурс 7. А пока игроки решают кроссворд, мы проведем следующий конкурс – «Иллюстрация к сказке».

Каждый из вас мог нарисовать иллюстрацию к любой сказке Пушкина. Соберите, пожалуйста, все рисунки, сделанные вашей командой, и сдайте в жюри для подсчёта.

Жюри подсчитывает количество сделанных командой иллюстраций к сказкам, за каждую присуждается – 1 балл. Жюри должно выбрать лучшего художника в каждой команде.

А мы продолжаем игру. Конкурс 8. Этот конкурс называется «Сказочный предмет».

Представители команд по очереди выбирают карточки с изображениями сказочных предметов. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Яблоко – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Зеркало – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

жемчужное ожерелье – «Сказка о рыбаке и рыбке»

орех – «Сказка о царе Салтане»

верёвка — «Сказка о попе и его работнике Балде»

мешок — «Сказка о золотом петушке»

Конкурс 9. А этот конкурс нам помогут провести Золотые рыбки.

Золотая рыбка задает вам вопросы, ребята. На полу лежат рыбки с номерами. Члены команд по очереди вылавливают рыбку, находят карточку с тем же номером, что и на рыбке, зачитывают вопрос и отвечают на него. За правильный ответ – 1 балл.

  1. Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон? (Чудный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна согласилась стать его женой)

  2. С каких слов начинается «Сказка о попе и его работнике Балде»? (Жил-был поп, толоконный лоб)

  3. Вид пшеницы, которой кормил поп Балду? (Полба)

  4. Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)

  5. Чем потчевали старуху-царицу бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими винами и печатными пряниками)

  6. Изделие из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету? (монета)

  7. Кто верный сторож царя Дадона? (Петушок)

  8. В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля)

  9. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)

  10. Кто вынул из мешка пред Дадоном золотого петушка? (Мудрец)

Конкурс 10. У нас остался последний конкурс «Продолжи фразу» .

Командам присуждается 1 балл за правильное продолжение фразы и 1 балл за название сказки, из которой она взята.

Задание для первой команды

  1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Жили они в ветхой землянке… (ровно тридцать лет и три года.«Сказка о рыбаке и рыбке» )

  1. Жил-был поп,

Толоконный лоб,

Пошёл поп по базару… (Посмотреть кой-какого товару.«Сказка о попе и его работнике Балде»)

Задание для второй команды

  1. Улетела лебедь-птица,

А царевич и царица,

Целый день проведши так… (лечь решили натощак.«Сказка о царе Салтане» )

  1. Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь… (не мышока, не лягушку, а неведому зверушку.«Сказка о царе Салтане»)

Вопросы для третьей команды:

  1. В синем море звезды блещут,

В синем море волны хлещут…( Туча по небу идет, бочка по морю плывет. «Сказка о царе Салтане»)

  1. И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был… (мед-пиво пил, да усы лишь обмочил.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

И в конце нашего урока хочу вас спросить:
 — Чему учат сказки А.С.Пушкина? (Дети отвечают.)
 — Сказки А.С.Пушкина учат быть щедрыми и честными, понимать чужую беду, помогать слабым. В сказках Добро всегда побеждает Зло. А ведь так и должно быть, правда?
А.С.Пушкин подарил сказкам новую жизнь, сделал их содержательнее и ярче. Пушкин велик! Я уверена, что вам захочется еще не раз перелистать страницы пушкинских сказок.

Вот и подошла к концу наша игра. Мы предоставляем слово жюри.

Подведение итогов.

Награждение.

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда +
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян +
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче +
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет +
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7 +
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6 +
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде» +
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» +

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос +
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» +
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

На чтение 7 мин. Опубликовано

Произведения Александра Сергеевича Пушкина для детей полны чудес и роскоши. Взятые из мира волшебства, они тесно связаны с окружающей жизнью, просты и понятны. В читательский дневник «Сказку о золотом петушке» с кратким содержанием, планом пересказа и анализом школьники записывают в третьем классе. Информация будет полезна для уроков внеклассного чтения и более глубокого понимания произведения.

История создания

«Сказка о золотом петушке» была написана Пушкиным осенью 1834 года в родовой усадьбе Болдино (Нижегородская область). Здесь поэт чувствовал особый творческий подъем, написал много чудесных стихов в осенний период в 1830 и 1833 гг. В 1834 году Александр Сергеевич снова вернулся к месту вдохновения в надежде творить.

Сказка о золотом петушке пушкин

Однако в жизни поэта не все было безоблачно. Долги и давление цензуры отражались на его эмоциональном состоянии. Во время трехнедельного пребывания в Болдино ему удалось написать только одну сказку о царе Дадоне. Литературоведы считают, что прототипом для нее стала «Легенда об арабском астрологе», написанная «отцом американской литературы» Вашингтоном Ирвингом.

Упростив и изменив сюжет египетской сказки, поэт приблизил ее к русскому народному произведению. В сюжете заложены идеи, обличающие действия царской власти и императора. В сказочной форме Пушкин смог высказать все, что думал о правящем режиме. После цензуры ее пропустили в печать. Первая публикация состоялась в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения».

Основные персонажи

Литературоведы редко обращались к произведению, поэтому о его истории сохранилось мало информации. Особый интерес к сказке проявила Анна Ахматова, благодаря которой удалось установить, что она была написана на основе новеллы Ирвинга. Большинство исследователей не принимают этот факт, считая сюжеты литературных работ слишком разными. Однако многие смирились с этим фактом. В читательском дневнике следует отметить главных героев сказки:

Чему учит сказка о золотом петушке

  1. Петушок. Олицетворение борьбы света над тьмой — на Руси простые люди вставали с первыми птахами, которых ласково называли золотыми гребешками, и принимались за работу. У Пушкина птица — сверхсильное существо, способное восстановить справедливость.
  2. Царь Дадон. Правитель в возрасте, своенравный, жестокий и глупый. Не смог устоять перед чарами заморской красавицы. Дадон — говорящее имя. В словаре Даля ему дана такая характеристика — неуклюжий, нескладный, несуразный человек.
  3. Звездочет. Мудрец, погибший от руки правителя.
  4. Шамаханская царица. Удивительная красавица, из-за которой произошел раздор в сказке. Образ взят Пушкиным из произведения «Княжна Милуша». В нем Катерина, как и царица, внезапно появляется и исчезает, принося главному герою много страданий.

Краткое содержание

Престарелый царь Дадон получил в подарок от кудесника волшебного золотого петушка. Теперь ему не нужно было бояться внезапного нападения врага. Сидя на спице, петушок указывал направление, откуда шла беда, и войско правителя успевало подготовить оборону. Видя такой отпор со стороны царя, соседи присмирели и не стремились нападать на его владения.

За такую бесценную услугу государь пообещал исполнить любую просьбу мудреца. Но тот не спешил с решением, ведь всему свое время. Однажды произошли удивительные события: после долгого молчания петушок встрепенулся и заголосил, вещая беду.

Смысл сказки о золотом петушке

Один за другим врага отправились искать оба сына Дадона, но не вернулись. Тогда сам царь встал во главе войска и поехал в сторону, на которую указывал петушок.

В поле он увидел шатер, вокруг которого лежало побитое войско и мертвые сыновья. В этот момент из шатра вышла прекрасная девушка и пригласила его войти. Увидев ее красоту, царь забыл о смерти сыновей. Будучи околдован ее чарами, он провел в пирах с Шамаханской царицей целую неделю.

Пришло время возвращаться в город. Девица отправилась с царем, и во время пышного въезда в город Дадон увидел в толпе седого мудреца. Звездочет напомнил государю о данном когда-то обещании. На это правитель возмутился и предложил старцу хоть чин, хоть деньги. Но девицу не отдал. Когда же мудрец отказался от всех благ и вновь попросил, чтобы царь сдержал слово, Дадон убил его жезлом.

Все содрогнулись, лишь красавица весело смеялась. Когда же царь въехал в город, петушок сорвался со спицы и клюнул его в темя. Царь умер, а Шамаханская царица исчезла, словно ее и не бывало.

Анализ для читательского дневника

В своей тетради ученикам младшей школы важно отразить основные аспекты и смысл сказки Пушкина о золотом петушке. Волшебная птица является главным героем, который вершит правосудие и наказывает правителя, не пожелавшего сдержать слово. Кратко отразить информацию о сказке можно в нескольких строках:

О чем сказка о золотом петушке

  1. ФИО автора. Александр Сергеевич Пушкин.
  2. Название произведения. «Сказка о золотом петушке».
  3. Год написания. Осень 1834 г.
  4. Жанр. Волшебная сказка.
  5. Тема произведения. Честность.
  6. Главная мысль. За все поступки придется держать ответ. Важно быть последовательным, даже если это невыгодно или идет вразрез с планами.
  7. Суть. В первую очередь нужно надеяться на себя, а не на помощников. Иначе можно допустить губительную для себя ситуацию. Магия непредсказуема, а за свои слова рано или поздно нужно отвечать. Как показывает опыт Дадона, цена несдержанного обещания может быть слишком высока.
  8. Аннотация (1−2 предложения). Царь Дадон обезопасил свою страну с помощью подарка от Звездочета — золотого петушка. Когда пришло время вознаградить старца, он повел себя как правитель, который не держит обещаний, за что и был убит.
  9. Чему учит. «Сказка о золотом петушке» предупреждает, что важно держать слово, уметь отличать добро от зла и хранить дружбу.
  10. Подходящие пословицы. «Давши слово держись, а не давши — крепись». «Честное слово дорого стоит».
  11. Что понравилось. В сказке восторжествовала справедливость. За отказ держать данное Звездочету слово и за его убийство Дадон был наказан, поплатился собственной жизнью.

Юные читатели могут встретиться с новыми словами, которые требуют разбора. Шелом в стихотворении — это шлем. Темя — затылок. Войско в старину называли ратью, а скопцов — евнухами.

План для пересказа

Литературоведы отмечают, что в произведении о петушке и Дадоне больше морали, чем в других сказочных историях Пушкина. Сказку не стоит относить к классическим русским народным, поскольку в содержании мало фольклора и морали, отсутствуют зачин, герои-помощники, волшебные предметы. Однако, как и во многих сказочных произведениях, торжествует справедливость, и после прочтения остается положительное впечатление. На уроке литературного чтения ребятам может потребоваться пересказ текста, который удобно сделать по такому плану:

Смысл сказки о золотом петушке пушкина

  1. Подарок царю Дадону от Звездочета.
  2. Служба золотого петушка.
  3. Тревога в государстве.
  4. Поход старшего и младшего сына, их исчезновение.
  5. Выступление Дадона.
  6. Встреча с Шамаханской царицей.
  7. Возвращение в город.
  8. Общение со старцем и нарушенное слово.
  9. Месть золотого петушка.

Сказка является последней в творчестве знаменитого русского поэта. Она воплощает все то, чему Пушкин научился за годы работы над произведениями подобного рода, учит честности и справедливости.

Отзывы читателей

Читала эту сказку много раз. Сначала в детстве, потом своему сыну, теперь уже внукам. Особенно хорошо она воспринимается с картинками, поэтому храню свою первую книгу 1962 года выпуска. Пушкин — мастер своего дела. После прочтения всегда задумываюсь, чему сказка «Золотой петушок» учит меня в этот раз. Ведь это не только волшебный сюжет, но и отражение ситуации в обществе, в котором жил автор. Каждый богач мог сначала пообещать что-то, а потом «забыть». Но автор напоминает — безнаказанным слово чести не будет. Жизнь вмешается и внесет коррективы.

Марина Васильевна, 57 лет, г. Ухта

С годами начинаешь глубже понимать смысл сказки Пушкина «Золотой петушок». Жизнь ставит перед человеком много испытаний, искушает соблазнами. Однако важно подходить ко всему с «холодной головой». Ради красавицы старый царь Дадон позабыл о мести за убитых сыновей, пренебрег данным скопцу словом чести. Неудивительно, что его ждала расправа. Ведь каждому воздается по заслугам.

Владимир Г., 34 года, г. Нижний Новгород

Недавно я писала сочинение о любимом произведении А. С. Пушкина. Выбрала сказку о петушке. В ней нет положительных героев, но прекрасно описаны хорошие и плохие поступки людей. Нельзя давать обещаний, если ты не думаешь их выполнять. Царь поступил опрометчиво и ответил злом на добро, за что и поплатился.

Наташа, 12 лет, г. Тобольск

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!

Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит всё смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —
Говорит Дадон, зевая: —
А?.. Кто там?.. беда какая? —
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на́ конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.

Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.
Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатёр.
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…
Царь завыл: «Ох дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищён,
Пировал у ней Дадон.

Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу. —
Крайне царь был изумлён.
«Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего».
— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!»
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

16 марта, вторник 

05:20 Сказка о Золотом Петушке (12+)

05:50 Ералаш (12+)

06:00 Ералаш (12+)

06:05 Фиксики (Провода) (12+)

06:10 Фиксики (Калейдоскоп) (12+)

06:15 Волшебники: Истории Аркадии (12+)

06:40 Волшебники: Истории Аркадии (12+)

07:00 Том и Джерри (12+)

08:00 Дылды (9-я серия) (16+)

Приехавшая в Новочепецк Жданова, нарушает все планы Михаила Режиссёр: Сергей Сенцов

08:30 Дылды (10-я серия) (16+)

Кристина уходит из дома после того, как узнает результаты повторного теста ДНК Режиссёр: Сергей Сенцов

09:00 Шоу «Уральских пельменей» (12+)

09:10 Одиннадцать друзей Оушена (12+)

Дэнни Оушен — вор-виртуоз, которого за примерное поведение досрочно выпускают из тюрьмы. Он не собирается возвращаться в мирную жизнь и решает совершить очень дерзкое ограбление сразу трех казино в Лас-Вегасе. Все они принадлежат одному человеку — элегантному Терри Бенедикту, который увел бывшую жену Оушена Тэсс. Ограбление сложное, без больших денег тут не обойтись, и вскоре Оушену удаётся привлечь в качестве спонсора своего старого знакомого, а по совместительству бывшего владельца казино, Рубена Тишкова. Теперь остаётся только найти десятерых профессионалов, которые помогут осуществить план. Но не помешают ли ограблению века еще не угасшие чувства к Тэсс? Режиссёр: Стивен Содерберг 2001 г.

Кадр к фильму Одиннадцать друзей ОушенаКадр к фильму Одиннадцать друзей ОушенаКадр к фильму Одиннадцать друзей Оушена

11:35 Духless 2 (16+)

Он отказался от всего, что так когда-то ценил: светской жизни, успешной карьеры, роскошного пентхауса. Теперь его стихия — океан. Каждый день он рассекает на серфе теплые волны, омывающие остров Бали. Но невозможно забыть ритм большого города. Случайное знакомство возвращает его в самое сердце современной столицы — высокие технологии, сумасшедшие сделки, смертельный риск и прежняя любовь, которая больше не с ним. Режиссёр: Роман Прыгунов 2015 г.

Кадр к фильму Духless 2Кадр к фильму Духless 2Кадр к фильму Духless 2

13:45 СеняФедя (7-я серия) (16+)

Сеня пытается в тайне от Марины продать машину, чтобы расплатиться с коллекторами. Марина подозревает, что Сеня ей изменяет. К Феде заявляется бывший Даши — Саша… Режиссёр: Антон Федотов

14:20 СеняФедя (8-я серия) (12+)

14:55 СеняФедя (9-я серия) (12+)

15:25 СеняФедя (10-я серия) (12+)

15:55 СеняФедя (11-я серия) (12+)

16:25 СеняФедя (12-я серия) (12+)

16:55 Ивановы-Ивановы (1-я серия) (16+)

Ивановы пытаются найти деньги на взятку прокурору, чтобы вызволить Антона из тюрьмы. Им приходится продать дом. А дача сгорает из-за обидной случайности… Антон решает отвезти родственников в дом, где он рос… вместе с братом Режиссёр: Антон Федотов, Фёдор Стуков

17:25 Ивановы-Ивановы (2-я серия) (12+)

17:55 Ивановы-Ивановы (5-я серия) (12+)

18:30 Ивановы-Ивановы (4-я серия) (12+)

19:00 Дылды (10-я серия) (16+)

Кристина уходит из дома после того, как узнает результаты повторного теста ДНК Режиссёр: Сергей Сенцов

19:30 Дылды (11-я серия) (16+)

Михаил узнает, что у Ирины появился мужчина, и решает выяснить, кто он Режиссёр: Сергей Сенцов

20:00 Форсаж (16+)

Полиция Лос-Анджелеса охотится за бандой грабителей, но тем каждый раз удается скрыться на трех черных Honda Civic с неоновой подсветкой. Полицейские догадываются, что в деле замешаны стритрейсеры. Но прямых доказательств нет, единственный способ получить их — внедрить в банду своего человека. Им становится Брайн О’ Коннер (Пол Уокер). Он проникает в команду уличного гонщика Доминика Торетто (Вин Дизель). И начинает собирать обличительные факты. Но сам не замечает, как увлекается гонками и сестрой Доминика. Сможет ли он выполнить задание? Режиссер фильма «Форсаж» Роб Коэн снялся в эпизодической роли развозчика пиццы. Режиссёр: Роб Коэн 2001 г.

Кадр к фильму ФорсажКадр к фильму ФорсажКадр к фильму Форсаж

22:05 Человек-муравей и Оса (12+)

Скотт Лэнг пытается разобраться с последствиями собственного выбора в пользу одновременно двух непростых ролей: супергероя и отца. Старания восстановить баланс между семейной жизнью и обязанностями Человека-муравья срывают доктор Хэнк Пим и Хоуп Ван Дайн, которые обращаются к Лэнгу с новой ответственной миссией. Чтобы раскрыть невероятные секреты прошлого, Скотту придется снова надеть костюм супергероя и научиться противостоять врагу плечом к плечу с Осой. Режиссёр: Пейтон Рид 2018 г.

Кадр к фильму Человек-муравей и ОсаКадр к фильму Человек-муравей и ОсаКадр к фильму Человек-муравей и Оса

00:25 Кино в деталях (12+)

01:25 Ярость (16+)

Военная драма. Стоит апрель 1945 года, и победа над немцами уже близка: союзники уверенно продвигаются вглубь вражеской территории, и оказываемое им сопротивление становится слабее день ото дня. Среди закаленных в бою пессимистов, каждый день ведущих ожесточенные бои во имя победы, — экипаж танка, на чьем дуле намалевано слово «Ярость». Командир экипажа, известный как Уордэдди, воевавший с нацистскими войсками сначала в Африке, а потом в Европе, преследует одну цель — выжить в войне и сохранить жизнь своим людям. Этот относительно амбициозный план оказывается под угрозой, когда к его экипажу присоединяется зеленый новобранец Норман Эллисон, никогда раньше не воевавший и еще не успевший привыкнуть к тому, что должен быстро и без колебаний обрывать человеческие жизни. Фильм «Ярость» стал первой исторической лентой в карьере режиссера Дэвида Эйра. Режиссёр: Дэвид Эйр 2014 г.

03:35 Одиннадцать друзей Оушена (12+)

Дэнни Оушен — вор-виртуоз, которого за примерное поведение досрочно выпускают из тюрьмы. Он не собирается возвращаться в мирную жизнь и решает совершить очень дерзкое ограбление сразу трех казино в Лас-Вегасе. Все они принадлежат одному человеку — элегантному Терри Бенедикту, который увел бывшую жену Оушена Тэсс. Ограбление сложное, без больших денег тут не обойтись, и вскоре Оушену удаётся привлечь в качестве спонсора своего старого знакомого, а по совместительству бывшего владельца казино, Рубена Тишкова. Теперь остаётся только найти десятерых профессионалов, которые помогут осуществить план. Но не помешают ли ограблению века еще не угасшие чувства к Тэсс? Режиссёр: Стивен Содерберг 2001 г.

Кадр к фильму Одиннадцать друзей ОушенаКадр к фильму Одиннадцать друзей ОушенаКадр к фильму Одиннадцать друзей Оушена

  • Сказка о золотом петушке слушать аудиокнигу полную версию
  • Сказка о золотом петушке сказка автор
  • Сказка о золотом петушке пушкина читать текст полностью бесплатно
  • Сказка о золотом петушке союзмультфильм 1967
  • Сказка о золотом петушке суть сказки