Сказка о золотом петушке спектакль

Спектакль сказка о золотом петушке по мотивам сказки а. с. пушкинасценарий спектаклядействующие лица:царь мудрец золотой петушок старший царевич младший царевич

Спектакль «Сказка о золотом петушке»

по  мотивам сказки А. С. Пушкина

Сценарий спектакля

Действующие лица:

Царь

Мудрец

Золотой петушок

Старший царевич

Младший царевич

Шамаханская царица

Боярин 1

Боярин 2

Боярыня 1

Боярыня 2

Боярыня 3

Воевода

Войско

Народ

Сцена.

Звучит вступительная музыка к спектаклю. Со ступенек  крыльца поднимается  Боярин1.

Боярин 1

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Под торжественную музыку  выходит важно Дадон. Садится на трон. Его сопровождают три     боярыни., боярин 2

Боярин 2

Смолоду был грозен он.

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

Боярин1

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Звучит спокойная умиротворяющая мелодия. Царь Дадон  и спит.

Боярин 2

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

 Звучит грозная боевая музыка. Царь просыпается. Все оглядываются.

Боярин 1

Что ни день лихие гости

В царство жалуют.

Царь Дадон начинает громко вздыхать и охать. Боярыни успокаивают.

Со злости

Инда плакал царь Дадон,

Инда забывал и сон.

Царь Дадон (сокрушенно)

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Мне приходится держать

Многочисленную рать.

Воевода, хоть не дремлют,

Но всё царство не объемлют:

Ждут, бывало, с юга, глядь, —

Ан с востока лезет рать.

Как унять мои тревоги?

Боярин 2 (кланяясь)

Можно с просьбой о подмоге

Обратиться к мудрецу,

Звездочету и скопцу!

Царь Дадон

Так ступай к нему с поклоном,

Пусть измыслит оборону!

Может, знает он секрет,

Как избавиться от бед.

Боярин 2 кланяется Царю и уходит. Раздается удар грома. На первом плане посреди сцены в клубах дыма появляется Мудрец. 

  Мудрец  кланяется  всем  по-восточному.

Мудрец (поет)

Мудрец низко кланяется Царю Дадону.

Мудрец

Что прикажешь, царь-надежа?

Царь Дадон (недовольно в сторону)

Эка дьявольская рожа!

(Мудрецу ласково)

Не чинись, иди сюда.

Мудрец подходит к крыльцу.

Царь Дадон

В царстве у меня беда –

Что ни день лихие гости,

Преисполнясь лютой злости,

Тут и там чинят разор –

Седине моей позор.

Мудрец

Не печалься, царь-надежа!

Знаю, что тебе поможет.

.Боярин 1 

Стал и вынул из мешка…

 Все. Золотого петушка!

Звучит  музыка,  появляется   – золотой  петушок. Боярыни  восхищаются.

Мудрец (назидательно)

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется –

Вот туда и должно рать

Супротив врага послать.

Петушок взлетает на крышу дворца и громко кукарекает.

Царь Дадон

За такое одолженье

И стране моей служенье

Волю первую твою

Я исполню, как мою!

Мудрец кланяется Царю. Раздается удар грома и Мудрец исчезает.

Звучит  русская  мелодия  в  современной  обработке.  Бояре  и  боярыни  говорят  со  зрителем. 

Боярин1

Петушок с высокой спицы

Царства стал стеречь границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит.

Петушок на крыше дворца поворачивается из стороны в сторону.

Петушок

Ки-ри-ку-ку!

Царствуй, лежа на боку!

Звучит  мелодия.

Боярыня 1

 И соседи присмирели,

Воевать уже не смели:

Боярыня 2

Таковой им царь Дадон

Дал отпор со всех сторон!

Боярыня 3

Год.  другой проходит мирно;

Петушок сидит всё смирно.

Звучит музыка. Все уходят. Царь спит.

 Боярин 1

— Но однажды петушок

Обратился на восток.

Петушок поворачивается в сторону гор и начинает громко кукарекать.

      Вбегает Воевода

Царь ты наш! отец народа! —
     Возглашает воевода. —
      Государь! проснись! беда!»

Царь Дадон (спросонья)

Нешто новая невзгода?

Что такое? Кто? Куда?

Воевода

Государь! Проснись! Беда!

Страх и шум во всей столице –

Петушок кричит со спицы!

Петушок на крыше дворца вертится и указывает в сторону гор.

Петушок

Ку-ка-ре-ки-ри-ку-ку!

Царь Дадон (со вздохом)

Нет покоя старику!

(командным тоном)

Медлить нечего! Скорее!

Люди, на конь! Эй, живее!

Где мой старший сын Федот?

Пусть он войско в бой ведет!

Царь уходит. Петушок продолжает кричать. Из дворца выходит Старший Царевич и трубит сбор. Перед дворцом появляется войско. Царевич и войско торжественно покидают площадь перед дворцом и скрываются за воротами.

Войско (поет)

Мы сильны, храбры, отважны.

Путь мы держим на восток.

Нам не боязно, не страшно –

С нами Правда, с нами Бог!

Царевич и войско скрываются за воротами.

Петушок смирно сидит на крыше дворца. Из дворца выходит Боярин.

Боярин 2

Петушок угомонился,

Шум утих, и страх забылся.

Но прошло двенадцать дней,

А от войска нет вестей.

Царь выглядывает в окно дворца. Появляется царь.

Царь Дадон (обеспокоенно)

Было ль, не было ль сраженья?

Боярин (кланяясь)2

Нет от войска донесенья!

Петушок на крыше дворца приходит в движение.

Петушок

Ку-ка-ре-ку! Куд-куда!

Боярин

Ох, царь-батюшка, беда!

Петушок-то вновь забился –

На восток оборотился!

Петушок еще несколько раз громко кукарекает.

Царь Дадон (в сердцах)

Ах, да чтоб его! Вот тать!

Надо звать другую рать.

И царевича меньшого

Слать на выручку большого!

Эй, боярин! Где ?

Пусть идет сражаться он!

Царь уходит и боярин.

Из дворца выходит Младший Царевич и трубит сбор. Перед дворцом появляется войско. Царевич и войско торжественно покидают площадь перед дворцом и скрываются за воротами.

Петушок смирно сидит на крыше дворца. Из дворца выходит Боярин.

Боярин 2

Петушок угомонился,

Шум утих, и страх забылся.

Но прошло двенадцать дней,

А от войска нет вестей.

Из окна дворца выглядывает Царь.

Царь  Дадон

Что там слышно о походе?

Боярин 2 (с поклоном)

Вести есть, да не приходят.

Петушок снова кричит и поворачивается на восток.

Боярин 2 (испуганно)

Вот напасть! Кричит опять!

Царь с мечом в руках выходит из дворца.

Царь Дадон (решительно)

Созывай, боярин, рать!

Поведу ее к востоку –

Сам не знаю, быть ли проку…

Боярин трубит сбор и скрывается во дворце. Перед дворцом появляется войско. Петушок продолжает кричать. Царь и войско торжественно покидают дворец.

Звучит музыка. Выходят  боярин.

Боярин 1 (читает зрителям, слегка запинаясь)

«Войска идут день и ночь,

Им становится невмочь.

Ни побоища, ни стана,

Ни надгробного кургана –

Дичь и глушь со всех сторон».

(в тревоге)

Уж не заблудился ль он?

Петушок громко кричит и указывает на горы.

Боярин 1

Тьфу ты! Дьявольская птица!

Что ж такое там творится?

Все уходят.

Появляется шатер Шамаханской Царицы.    

Из-за шатра появляются Старший и Младший царевичи. Они яростно сражаются друг с другом на мечах.

Младший Царевич

Отступись! Она моя!

Старший Царевич

Нет уж! Прибыл первым я!

Младший Царевич

Ну, а я ей больше нравлюсь!

Старший Царевич

Думаешь, с тобой не справлюсь?

Младший Царевич

Я тебя пригожей чай!

Старший Царевич

Вот тебе!

Младший Царевич

На! Получай!

Царевичи пронзают друг дружку мечами и падают мертвыми на край сцены. Из шатра раздается заливистый громкий смех. Звучит грустная музыка.

 Боярин  из –за кулис  

День двенадцатый проходит,

Войско в горы царь приводит

И промеж высоких гор

Видит шелковый шатер.

Всё в безмолвии чудесном

Вкруг шатра; в ущелье тесном

Рать побитая лежит,

Воронье над ней кружит».

Несколько ворон с громким карканьем кружат над мертвыми царевичами. Боярин скрывается во дворце. Звучит походный марш. Из-за правой кулисы на второй грядке выходит Царь Дадон с войском.

Царь Дадон

Что за страшная картина!

Два моих любимых сына

Без шеломов и без лат

Оба мертвые лежат,

Меч вонзивши друг во друга.

Бродят кони их средь луга,

По потоптанной траве,

По кровавой мураве.

Царь Дадон бросается к сыновьям, прижимает их к себе и громко плачет. Вороны с громкими криками улетают.

Царь Дадон (рыдая)

Как же так! Ох, дети, дети!

Горе мне! Попались в сети

Оба наши сокола!

Кто ж наделал столько зла?

Раздается веселый смех.  Звучит музыка. Из шатра выходит Шамаханская Царица. Танцует.

Воевода

Вышла из шатра девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя.

Как пред солнцем птица ночи,

Царь умолк, ей глядя в очи,

И забыл он перед ней

Смерть обоих сыновей.

Шамаханская Царица

Здравствуй, царь!

Царь Дадон

Ты кто, девица? Царь  подходит  к  царице,  становится  перед ней  на  колени.

Шамаханская Царица (кокетливо)

Шамаханская царица!

Не грусти о детворе –

Гостем будь в моем шатре!

Шамаханская Царица, громко смеясь, затаскивает Царя Дадона в шатер.

Солдат 1

Там за стол его сажала.

Всяким яством угощала,

Уложила отдыхать

На парчовую кровать.

И потом неделю ровно,

Покорясь ей безусловно,

Околдован, восхищен,

Пировал у ней Дадон.

Солдат 2

Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился домой.

Шатер исчезает. Раздается радостный колокольный перезвон. Перед дворцом появляется толпа народа. Выходят  Царь Дадон и Шамаханская царица. Их осыпают цветами.

Царь Дадон (радостно)

Поприветствуйте девицу –

Шамаханскую царицу!

Станет вечером она

Мне законная жена!

Закачу я пир горою!

Настежь погреба открою!

Колокольный звон и шум толпы смолкает. Раздается удар грома. Перед колесницей в клубах дыма появляется Мудрец и кланяется царю.

Мудрец

Здравствуй, царь!

Царь Дадон (приветливо)

Привет, мудрец!

Мудрец

Разочтемся наконец.

Помнишь? За мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу,

Шамаханскую царицу!

Царь Дадон

Что ты в голову забрал?

Я, конечно, обещал,

Но всему же есть граница.

И зачем тебе девица?

Полно, знаешь ли, кто я?

Попроси ты от меня

Хоть казну, хоть чин боярский,

Хоть коня с конюшни царской,

Хоть полцарства моего.

Мудрец (упрямо)

Не хочу я ничего!

Подари ты мне девицу,

Шамаханскую царицу!

Царь Дадон

Да тебе три сотни лет!

Мудрец

Подари!

Царь Дадон

Так лих же: нет!

Ничего ты не получишь.

Сам себя ты, грешник, мучишь;

Убирайся, цел пока;

Оттащите старика!

Мудрец пытается взобраться. Царь Дадон бьет его жезлом по голове. Мудрец падает. Толпа охает от ужаса.

Шамаханская Царица

Хи-хи-хи-хи! Ха-ха-ха!

Петушок слетает со спицы и начинает клевать царя в голову.

Царь Дадон (вопит, отбиваясь)

Уберите петуха!

Ай! Ой! Ай! Ой-ёй! Спасите!

Умираю! Помогите!

Из дворца выходит Боярин.

Боярин

На глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы,

К царю он полетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился. и в то же время

С колесницы пал Дадон.

Царь падает мертвым на край сцены. Петушок улетает.

Боярин

Охнул раз, — и умер он.

А царица вдруг пропала,

Будто вовсе не бывало.

Шамаханская царица исчезает.

Боярин

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

БУРАТИНО 20.11 сб 11:00
Малый театр России Основная сцена
По мотивам сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1ч 45м) 6+
А.Н. Толстой o спектакле
e
ДАЛЬШЕ – ТИШИНА 20.11 сб 18:00
Малый театр России Сцена на Ордынке
Драма в 2-х актах (2ч 30м) 12+
В. Дельмар o спектакле
e
ЗОЛУШКА 20.11 сб 11:00
Малый театр России Сцена на Ордынке
Сказка с таинственными чудесами и превращениями для хороших детей и их родителей (1ч50м) 6+
Е. Шварц o спектакле
e
ИГРОКИ 20.11 сб 18:00
Малый театр России Основная сцена
Комедия (2ч 20м) 12+
Н.В. Гоголь o спектакле
e
ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЧЕХОВА 20.11 сб 18:30
Малый театр России Малая сцена на Ордынке
(1ч30м) 12+
По рассказам А.П. Чехова o спектакле
e
ДЕРЕВНЯ ДУРАКОВ 20.11 сб 19:00
МХТ им. А.П. Чехова Малая сцена
(2ч 45м) 16+
Н. Ключарева o спектакле
e
ЛЕХА 20.11 сб 19:00
МХТ им. А.П. Чехова Новая сцена
Спектакль в 1 действии (1ч) 16+
Ю. Поспелова o спектакле
e
«ВАХТАНГОВСКОЕ ЗАКУЛИСЬЕ» (Новая сцена) 20.11 сб 12:30
Театр им. Евг. Вахтангова Фойе театра Новой сцены
Экскурсия (1ч) 12+
o спектакле
e
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» (Вечер Александра Олешко) 20.11 сб 12:00
Театр им. Евг. Вахтангова СИМОНОВСКАЯ СЦЕНА
Читает с оркестром Александр Олешко 6+
А.С. Пушкин o спектакле
e
ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК 20.11 сб 19:30
Театр им. Евг. Вахтангова СИМОНОВСКАЯ СЦЕНА
Житие человеческое (1ч 50м, без антр.) 16+
Н. Лесков o спектакле
e
ПИТЕР ПЭН 20.11 сб 16:00
Театр им. Евг. Вахтангова Новая сцена
Спектакль для детей и взрослых (2ч) 6+
Дж. Барри o спектакле
e
ПЛАТОНОВ. РАССКАЗЫ 20.11 сб 15:00
Театр им. Евг. Вахтангова СЦЕНА «СТУДИЯ»
(1ч 30м) 16+
o спектакле
e
ТАНГО МЕЖДУ СТРОК 20.11 сб 20:00
Театр им. Евг. Вахтангова АРТ-КАФЕ
16+
По пьесе А. Щербак o спектакле
e
УЛЫБНИСЬ НАМ, ГОСПОДИ 20.11 сб 19:00
Театр им. Евг. Вахтангова
Пьеса-притча по роману Г. Кановича (3ч20м) 16+
o спектакле
e
Экскурсия по Музею-квартире Е.Б. Вахтангова 20.11 сб 13:00
Театр им. Евг. Вахтангова Музей-квартира Е.Б. Вахтангова
(1ч) 12+
o спектакле
e
Экскурсия по театру «ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ» 20.11 сб 12:00
Театр им. Евг. Вахтангова Фойе театра Основной сцены
(1ч) 12+
o спектакле
e
АВГУСТ: ГРАФСТВО ОСЕЙДЖ 20.11 сб 18:00
Театр им. Вл. Маяковского Основная сцена
Тайны большой семьи. Психологический детектив (3ч 20м) 18+
Т. Леттс o спектакле
e
ДЕКАЛОГ НА СРЕТЕНКЕ 20.11 сб 18:00
Театр им. Вл. Маяковского Сцена на Сретенке
Спектакль-променад по пространству Сцены на Сретенке (3ч20м) 18+
С. Денисова o спектакле
e
ФАБРИКА СЛОВ 20.11 сб 12:00
Театр им. Вл. Маяковского Сцена на Сретенке
Музыкальный спектакль для детей (1ч) 6+
А. де Лестрад o спектакле
e
ЛЕС 20.11 сб 19:00
Театр сатиры !Основная сцена
Комедия в 2-х действиях (2ч 40м) 16+
А.Н. Островский o спектакле
e
МАЛЫШ И КАРЛСОН, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ НА КРЫШЕ 20.11 сб 12:00
Театр сатиры !Основная сцена
Инсценировка С. Прокофьевой в 2-х действиях для детей от 5 до 12 лет (2ч) 0+
А. Линдгрен o спектакле
e
БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГАРО 20.11 сб 19:00
Театр Ленком
Комедия в 2-х частях (2ч50м) 16+
П. Бомарше o спектакле
e
МОНТЕ-КРИСТО 20.11 сб 19:00, 14:00
Театр Московская оперетта
Мюзикл в 2-х действиях (2ч35м) 6+
Р. Игнатьев, Ю. Ким o спектакле
e
КАК КОТ ГУЛЯЛ, ГДЕ ЕМУ ВЗДУМАЕТСЯ 20.11 сб 15:30
Российский Молодежный театр Черная комната
Импровизация на тему (1ч20м, без антр.) 6+
Р. Киплинг o спектакле
e
КОНОВАЛОВ 20.11 сб 19:30
Российский Молодежный театр Белая комната
Дружеская человеческая беседа (1ч 20м) 16+
М. Горький o спектакле
e
СОТВОРИВШАЯ ЧУДО 20.11 сб 19:00
Российский Молодежный театр
Невыдуманная история (2ч20м) 12+
У. Гибсон o спектакле
e
СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ 20.11 сб 19:30
Российский Молодежный театр Маленькая сцена
(1ч 10м) 16+
А.С. Пушкин
e
ЧЕРНАЯ КУРИЦА 20.11 сб 13:00
Российский Молодежный театр
(2ч 20м) 12+
А. Погорельский o спектакле
e
ЧУДАКИ И ЗАНУДЫ 20.11 сб 18:00
Театр Сфера
Спектакль для всей семьи в 2-х действиях (2ч30м) 12+
У. Старк, Т. Транстремер o спектакле
e
О-Й. ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ 20.11 сб 19:00
Театр Школа драматического искусства Зал Манеж на Сретенке
По пьесе А.Н. Островского «Поздняя любовь» (1ч45м) 18+ Лаборатория Д. Крымова
o спектакле
e
ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ 20.11 сб 12:00
Московский театр юного зрителя (МТЮЗ)
Музыкальный спектакль по мотивам русской народной сказки (1ч10м) 0+
o спектакле
e
КОШКА НА РАСКАЛЕННОЙ КРЫШЕ 20.11 сб 19:00
Московский театр юного зрителя (МТЮЗ)
Спектакль в 2-х действиях (2ч 40м) 18+
Т. Уильямс o спектакле
e
ФАЛАЛЕЙ 20.11 сб 16:00
Московский театр юного зрителя (МТЮЗ) Игры во Флигеле
Пьеса-лубок по мотивам повести А. Погорельского «Лафертовская маковница» (1ч20м, без антр.) 12+
Н. Садур o спектакле
e
БЛАЖЕННЫЙ ОСТРОВ 20.11 сб 19:00
Театр Et Cetera п/р А. Калягина Большой зал
Комедия (1ч 50м) 16+
М. Кулиш o спектакле
e
В ГОСТЯХ У ОПЕРНОЙ СКАЗКИ 20.11 сб 14:00
Театр Геликон-опера Большой зал «Стравинский»
Спектакль для детей (1ч) 0+
М. Скалкина o спектакле
e
ТУРАНДОТ 20.11 сб 19:00
Театр Геликон-опера Большой зал «Стравинский»
Опера в 3-х действиях (2ч40м) 12+
Дж. Пуччини o спектакле
e
КАБАЛА СВЯТОШ 20.11 сб 18:00
Театр на Юго-Западе
Драма в 2-х действиях (2ч 20м) 12+
М. Булгаков o спектакле
e
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКА 20.11 сб 19:00
Студия театрального искусства Большая сцена
Сны и кошмары начинающего литератора (2ч50м) 16+
М.А. Булгаков o спектакле
e
АЛЫЕ ПАРУСА 20.11 сб 14:00
Театр Луны СЦЕНА «МАЛЕНЬКАЯ ЛУНА»
Музыкальная феерия по повести А. Грина (1ч 10м) 12+
А. Пономарев, Е. Пономарева o спектакле
e
ДАЛИ И ИСПАНСКАЯ КОРОЛЕВА ИЗ КАЗАНИ 20.11 сб 19:00
Театр Луны Основная сцена
Драма (2ч30м) 18+
С. Проханов o спектакле
e
МАЛЫШ И КАРЛСОН 20.11 сб 11:00, 14:00
Московский театр на Перовской
Сказка в 2-х действиях (1ч 50м) 0+
А. Линдгрен o спектакле
e
ПРОВИНЦИАЛКА 20.11 сб 18:00
Театр Сопричастность
Комедия в 1 действии (1ч 15м, без антр.) 12+
И.С. Тургенев o спектакле
e
ТАЙНА ЗАКОЛДОВАННОГО ПОРТРЕТА 20.11 сб 12:00
Театр Сопричастность
Сказка для детей в 2-х действиях (1ч30м) 6+
М. Панфилова-Рыжкова o спектакле
e
ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ 20.11 сб 12:00
Московский государственный историко-этнографический театр
Русская сказка (1ч10м) 6+
Е. Киселькова o спектакле
e
ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА 20.11 сб 18:00
Московский государственный детский музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачёва Малая сцена
Музыкальная комедия по мотивам пьесы А.Н. Островского (2ч40м) 12+
А. Кулыгин o спектакле
e
МЮЗИКЛ НА ЧЕРДАКЕ 20.11 сб 18:00
Московский государственный детский музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачёва Основная сцена
Спектакль-концерт (2ч 20м) 12+
А. Рудикова o спектакле
e
Теремок 20.11 сб 12:00
Московский государственный детский музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачёва Основная сцена
Опера по сказке С. Маршака для детей от 3 до 7 лет (1ч) 0+
А. Кулыгин o спектакле
e
КАК ВАЖНО БЫТЬ СЕРЬЕЗНЫМ 20.11 сб 19:00
Театр МОСТ ОСНОВНАЯ СЦЕНА
История о сложностях английской женитьбы (2ч20м) 16+
О. Уайльд o спектакле
e
КОТ В САПОГАХ 20.11 сб 11:30, 14:00
Театр МОСТ ОСНОВНАЯ СЦЕНА
Игра в сказку (45 мин) 6+
Ш. Перро o спектакле
e
МИНЬКА И ЛЕЛЬКА 20.11 сб 11:00, 13:30
Театр МОСТ ОСНОВНАЯ СЦЕНА
Музыкальное представление для детей и взрослых (1ч 20м, без антр.) 6+
М. Зощенко o спектакле
e
РЕВИЗОР.1835 20.11 сб 19:00
Театр АпАРТе Основная сцена на Таганке
Заново прочитанный Гоголь (3ч20м) 16+
по Н.В. Гоголю o спектакле
e
КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ 20.11 сб 12:00, 15:00
Детский Сказочный театр
Спектакль для детей (1ч 30м) 6+
В. Губарев, М. Миленин
e
Сон в летнюю ночь 20.11 сб 19:00
Театр Школы-студии МХАТ 4 курс
e
24 ЧАСА ИЗ ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ 20.11 сб 19:00
Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой Большой зал
Камерный мюзикл по новелле Стефана Цвейга (1ч 30м) 16+
С. Дрезнин o спектакле
e
Машенька и медведь 20.11 сб 11:00, 15:00, 17:00
Областной театр кукол Основная сцена
Сказка для детей от 3 лет (45 мин, без антр.) 0+
В. Швембергер o спектакле
e
ВОЛШЕБНЫЙ ОРЕХ. ИСТОРИЯ ЩЕЛКУНЧИКА 20.11 сб 18:00
Московский театр кукол Большой зал
По сказкам Э.Т.А. Гофмана (1ч40м) 6+
Л. Яковлев o спектакле
e
СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ 20.11 сб 14:00
Московский театр кукол Малый зал
Кукольный спектакль (1ч) 6+
А.С. Пушкин o спектакле
e
ЧИПОЛЛИНО 20.11 сб 11:00, 13:30
Московский театр кукол Большой зал
Спектакль для детей от 5 лет (1ч20м) 6+
по Дж. Родари o спектакле
e
THE BEATLOVE 20.11 сб 19:30
Московский культурный фольклорный центр под руководством Людмилы Рюминой Большой зал
Трибьют-шоу (1ч 40м) 6+
o спектакле
e
ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК 20.11 сб 11:00
Московский культурный фольклорный центр под руководством Людмилы Рюминой Большой зал
Музыкальная сказка (1ч) 0+
Н.С. Ерохин o спектакле
e
ЧАСЫ С КУКУШКОЙ 20.11 сб 14:00
Московский культурный фольклорный центр под руководством Людмилы Рюминой Большой зал
Комедия (2ч) 12+
Л. Филатов o спектакле
e

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 ноября 2018; проверки требуют 18 правок.

«Ска́зка о золото́м петушке́» — сказка русского поэта Александра Сергеевича Пушкина; последнее из написанных им произведений такого рода. Сказка была написана в 1834 году, а впервые напечатана в следующем году в журнале «Библиотека для чтения» (том IX, книга 16).

Сказка о золотом петушке спектакль

СюжетПравить

В молодости царь Дадон наносил обиды соседям. Когда он состарился и решил отдохнуть от ратных дел, соседи, в свою очередь, стали нападать на него, нанося ему страшный вред. Дадон обратился за помощью к мудрецу, звездочёту и скопцу. Тот предложил ему золотого петушка на спице. Если в стране будет спокойно, он будет сидеть смирно, а в случае опасности возвестит:

Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку!

После этого Дадон пообещал мудрецу исполнить его первую волю. Благодаря предупреждениям соседи перестали нападать на царство Дадона. После двух лет мирной жизни петушок внезапно кричит, повернувшись на восток. Сначала Дадон посылает старшего сына, а потом младшего, причём с войском. Восемь дней ни от того, ни от другого сына нет никаких вестей.

Тогда Дадон идёт с войском сам и видит шатёр, а рядом убитых воинов и своих сыновей, пронзивших друг друга мечами. Из шатра вышла шамаханская царица, при виде которой царь забыл смерть сыновей. Околдованный и восхищённый, он пировал у неё в шатре семь дней. Через неделю царь Дадон со своим войском и девицей отправился домой. Дома его встретил старый мудрец и, напомнив об обещании, потребовал шамаханскую царицу.

Царь заявил, что всему есть предел, и он готов подарить многое, но девицу не даст (тем более, что старому скопцу девица ни к чему). Его собеседник продолжал настаивать на своём, и царь, разгневавшись, сначала велел ему убираться, пока цел, а потом и убил, ударив жезлом по лбу. Как по приказу, золотой петушок вспорхнул со спицы, на которой он сидел, полетел к колеснице и клюнул Дадона в голову. В результате неблагодарный царь умер, а Шамаханская царица пропала, как будто её и не было.

Источники сюжетаПравить

Царь Дадон встречает Шамаханскую царицу (иллюстрация Ивана Билибина, 1907 год)

В истории изучения «Сказки о золотом петушке» заметную роль сыграла небольшая статья Анны Ахматовой «Последняя сказка Пушкина»[1], в которой она сообщила об обнаружении источника сюжета сказки в новелле «Легенды об арабском звездочёте» Вашингтона Ирвинга[2], а также указание В. В. Сиповского в статье «Руслан и Людмила»[3] на «Историю о Золотом Петухе» Фридриха Клингера[4]. Помимо этого, пушкинисты видят в произведении влияние сатирика Ивана Андреевича Крылова («Каиб») и сказочные мотивы «Княжны Милуши» поэта и драматурга П. А. Катенина[5].

Также был выявлен первоисточник сюжета, который берёт начало в фольклоре коптов, сохранённом в арабском историческом сборнике «Китаб ахбар аз-заман ва-ль-аджаиб аль-булдан» (или «Мухтасар аль-аджаиб ва-ль-гараиб»), который был переведён Пьером Ватье по рукописи из собрания кардинала Мазарини, переписанной в 1584 году. Данная легенда переносит повествование во времена Древнего Египта:

В этих книгах коптов есть упоминание среди других царей — жрицы по имени Борса, которая вершила правосудие народу, восседая на огненном троне. Когда какой-либо человек приходил просить у неё справедливости и если его дело было правым и он говорил истину, огонь отступал от него. Если же, напротив, это был лжец и обманщик, то, когда он приближался к огню, он тотчас же сгорал.

Крачковский И. Ю. Избранные сочинения, т. IV. — М.–Л., 1957. — 13—14.

Эта волшебница приказывает изготовить из твёрдого красного камня вращающуюся скульптуру барана на пьедестале в виде мельничного жернова, а над просверленным пьедесталом поднять железный стержень с бронзовым петухом на острие. Сооружение было размещено на горе, которую прозвали «горой Барана» (и где впоследствии была построена мечеть Ибн Тулуна). Когда какой-либо враг выступал войной на Египет, то вращающийся каменный баран смотрел в направлении, откуда шёл противник, и в то же самое время бронзовый петух пел.

Некоторые исследователи отмечают в сказке недвусмысленные отсылки к секте скопцов: звездочёт был «скопцом», а Шемахы издавна являлась местом ссылки и поселения сектантов-скопцов из разных мест России[6].

ЦензураПравить

При публикации сказки в «Библиотеке для чтения» цензор Александр Никитенко, видимо, боясь каких-нибудь политических «применений», запретил печатать заключительное двустишие сказки, а также авторскую строчку «Царствуй, лёжа на боку». Пушкин с возмущением писал об этом в своём дневнике:

Цензура не пропустила следующие стихи в сказке моей о золотом петушке: «Царствуй, лёжа на боку» и «Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Времена Красовского возвратились. Никитенко глупее Бирукова.

С цензурными искажениями сказка и появилась в печати: «предосудительные» места были заменены многоточиями.

Экранизации и постановкиПравить

  • «Золотой петушок» — опера Николая Римского-Корсакова, написанная в 1908 году
  • «Золотой петушок» — опера-балет 1914 года и балет 1937 года в постановках М. М. Фокина
  • «Сказка о золотом петушке» — советский мультфильм 1967 года. Режиссёр Александра Снежко-Блоцкая
  • «Сказка о золотом петушке» — музыкальный спектакль Санкт-Петербургского драматического театра «Патриот» РОСТО, постановка Геннадия Егорова, 1999 год.

ПримечанияПравить

ЛитератураПравить

  • Пушкин А. С. Сказка о золотом петушке. — Библиотека для чтения. — СПб., 1835. — Т. IX. — С. 111—117.
  • Пушкин А. С. Сказка о золотом петушке // Сказки / илл. Б. Дехтерева. — М.: Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1953.
  • Пушкин А. С. Сказка о золотом петушке // Собрание сочинений в 10 томах / комментарий С. М. Бонди. — Государственное издательство художественной литературы. — М., 1960. — Т. 3.
  • Пушкин А. С. Сказка о золотом петушке // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т.. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. — Т. 4. Поэмы. Сказки. 1977. — С. 358—363.
  • Горюнков С. В. О чём кукарекал золотой петушок? (К 180-летнему юбилею пушкинской сказки) // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2015. — № 1 (январь — февраль) (архивировано в WebCite).

СсылкиПравить

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

Цель: познакомить учащихся со сказкой  А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».

Задачи: 1. Познакомить учащихся с творчеством  А.С.Пушкина и совершенствовать технику чтения учащихся;

   2. Развивать умение анализировать художественное произведение;

   3. Воспитывать моральные качества учащихся и интерес к чтению.

Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения; ориентироваться в информационном материале учебника; осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости,  совместно с учителем).

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; включаться в диалог с учителем; уважать другую точку зрения.

Предметные: осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать представленную информацию для получения новых знаний; наблюдать противоположные картины в художественном тексте.

Личностные: составлять личное мнение о литературно произведении, выражать его на доступном языке; формировать интерес к учению.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организация класса.

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

-Вот звонок весёлый,

Мы начать урок готовы,

Будем думать и читать,

И друг другу помогать.

Приветствуют учителя

Личностные УУД:

— сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

II. Речевая разминка

— В какой сказке мы окажемся, вы скажете после речевой разминки. Повторите скороговорку (медленно, хором, затем темп ускоряем.)

Променяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят.

Пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.

— Где происходит действие в скороговорке?

— В начале какой сказки А.С. Пушкина мы тоже оказываемся на базаре?

На базаре

В «Сказке о попе и работнике его Балде«

III. Определение темы и цели урока

— Сформулируйте тему урока. (А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)

— Сегодня мы окунёмся в замечательный мир сказок А.С. Пушкина.

— Определите цель урока.

IV. Постановка проблемы

К уроку я подобрала эпиграф (читаем вместе…)

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

— Какая идея заключена в эпиграфе?

Сказка была написана 1830 году. При жизни поэта сказка не печаталась. Впервые она была напечатана В.А. Жуковским в 1840 году. Но по цензурным причинам Жуковский заменил попа на купца. Сказка начиналась так: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп . По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму». Только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений сказка была напечатана по рукописи Александра Сергеевича.

Оценивая поступки героев, мы узнаем, чему учит эта сказка

III. Изучение нового материала.

1.Биография.

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». Но для начала вспомним, что мы уже знаем об А.С. Пушкине.

— А.С.Пушкин родился 6 июня 1799г. в Московской дворянской семье. У него были брат Лев и сестра Ольга. Летом мальчик гостил у бабушки в с.Захарово под Москвой. Здесь его воспитанием занималась Арина Родионовна Яковлева- его няня.

Когда Пушкину  исполнилось 12 лет, он поступил в знаменитый Царскосельский Лицей для мальчиков, где его вовсе не считали талантом.

По исполнению 18 лет писатель поступил служить в Коллегию иностранных дел.

— Когда писателю было 32 года, он обвенчался с Натальей Гончаровой. За  5 лет в семье Пушкиных родилось 2 сына и 2 дочери.

— Пушкин написал такие произведения как: поэма «Руслан и Людмила», «поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Песнь о вещем Олеге», роман «Евгений Онегин», «Борис Годунов»,  Погасло дневное светило», «Я помню чудное мгновенье» и многие другие. А на уроке сегодня мы познакомимся с одним  из его произведений, которое называется «Сказка о попе и работнике его Балде». Но сначала давайте проверим, что вы запомнили из биографии писателя.

-Когда родился А.С.Пушкин?

— Что вы запомнили о семье писателя?

— Где родился  Пушкин?

— Где получил своё образование А.С.Пушкин?

-Как звали жену писателя?

-Сколько детей было в семье?

-А кто может назвать, какие произведения были написаны А.С. Пушкиным?

-Молодцы!

Слушают биографию писателя

Отвечают на вопросы

-А.С.Пушкин родился 6 июня 1799г

-Отец- Сергей  Львович, мать- Надежда Осиповна Пушкина, сестра- Ольга Сергеевна Павлищева, брат- Лев Сергеевич Пушкин.

-В с.Захарово, под  Москвой.

-В Царскосельском лицее.

-Наталья Гончарова

-Две дочери и два сына.

— поэма «Руслан и Людмила», «поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Песнь о вещем Олеге», роман «Евгений Онегин», «Борис Годунов»,  Погасло дневное светило», «Я помню чудное мгновенье» и многие другие.

Регулятивные УУД: планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;

этикета.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи

2. Словарная работа.

-Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением, давайте рассмотрим незнакомые слова, которые нам встретятся.

РАБОТА НА СЛАЙДАХ.

  • Оброк – денежный или натуральный сбор.
  • Супостат – противник, враг
  • Толоконный – сделанный из овсяной немолотой муки.
  • Полба — разность пшеницы, каша из нее.
  • Розь – разные, различные
  • Подворье – дом с хозяйственными постройками
  • Взыскаться-искать, хотеть чего-либо.
  • Авось-может быть; здесь: случай. везение.
  • Накладно-дорого.
  • Попадья-жена попа
  • Поповна-дочь попа
  • Попёнок-маленький сын попа.
  • Бес-чёрт, нечистая сила.
  • Мета-отметина, цель
  • Череда-очередь
  • Щелка-щелчка

— Мы разобрали все незнакомые слова, теперь можем приступить к чтению текста.

Обучающиеся, опираясь на знания и свой жизненный опыт, используя толковые словари, определяют лексическое значение новых слов

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; отвечать на вопросы учителя, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

3. Первичное чтение, чтение учителем.

4. Анализ текста после первичного восприятия

5. Чтение первой сцены по ролям

6. Работа со словарём

— Откройте учебник на странице 68-ой, приготовьтесь к слушанию и чтению текста.

– Поставьте пальчик на первое слово, внимательно слушайте и следите за чтением текста, затем кто-то продолжит.

 (Я читаю «сказку о попе и работнике его Балде»).

-Какой жанр произведения? Почему?

— Итак, «Сказка о попе и работнике его Балде».

— Какая это сказка? — авторская, бытовая.

— «Сказка о…» – прямая наследница народной сказки. Она написана ярким, выразительным, простым, близким к народной речи языком. Вы прочитали дома сказку.

— Назовите героев сказки. (Балда, поп, бесы).

— У одного героя есть интересное имя, не Федул, не Иван-дурак, как народных сказках. Почему автор даёт ему имя Балда?

— Как вы понимаете слово «балда»?

— Оно имеет два значения:

1).бран., прост. «бестолковый, глупый человек»;

2). спец. «тяжелый кузнечный молот».

В говорах балдА — «долговязый и неуклюжий дурень»

У Пушкина Балда — личное имя, возможно, под влиянием многочисленных сказок о глупцах пушкинского Балду стали смешивать с дурнем народной сказки.

Определите главную мысль произведения.

-Ребята, а сейчас мы с вами почитаем текст по цепочке, начинает первая парта первого ряда. Читаем по одному четверостишию.

-Верно, молодцы!

Чтение первой сцены сказки по ролям. (поп, Балда, автор)

— С какой целью отправился поп на базар? (Искать работника)

— Какого работника ищет поп? Прочитайте. «Не слишком дорогого »

— Что на базаре делал Балда? (Ходит без дела, может и денег нет у него.)

— Почему Балда согласен работать за проживание, пищу и 3 щелка? (хотел проучить, возможно ему негде жить)

— Поп сразу согласился? Прочитайте. «Призадумался поп, стал себе почёсывать лоб …»

— Чего поп боится? Расплаты

— Что заставляет попа согласиться на эти условия?

— Прочитайте. На что понадеялся поп? « На русский авось »

Обратимся к словарю.

В словаре В. И. Даля слово «авось» уже называется частицей и дается лексическое значение «может быть, станется, сбудется, с выражением желания или надежды». Приводятся русские пословицы, где дается данное слово с этими лексическими значениями:

Авось Бог поможет.

Авось — вся надежда наша.

На авось мужик и хлеб сеет.

Держись за авось, поколе не сорвалось.

(Автор изображает его глупым, жадным)-запишите в таблицу.

— Как проявил себя Балда в поповском доме? (Веселый, трудолюбивый, уверенный) – запишите в таблицу.

— Всем Балда нравится, а каким показан поп? (Трусливый) – запишите в таблицу.

-Какую службу заказал поп Балде? (невыполнимую, набожный человек не станет водиться с нечистой силою)

-Какие черты проявил герой в этой ситуации? (смелость, верен своему слову, «Буду служить…»)

Чтение текста учителем, обучающиеся слушают и следят.

Чтение детьми по цепочке.

-Жанр этого произведения — сказка, потому что здесь вымышленные герои, волшебство.

С помощью имя автор уже создаёт образ.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия.

Личностные: эмоциональное принятие домашнего задания.

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; отвечать на вопросы учителя, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение.

Физминутка.

— А теперь давайте немного с вами отдохнём.

Тихо, все ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их  в стороны,

Посмотрели, ровно ли?

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо, все садись!

Дети повторяют движения за учителем.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи

7. Чтение по ролям

— А теперь,  прочитаем текст выразительно. Читаем сказку на стр. 68-69.

— Поставьте пальчик на первое слово, внимательно слушайте и следите за чтением текста.

-Молодцы!

Дети читаю текст выразительно.

Регулятивные УУД: планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;

этикета.

8. Просмотр видеоролика

Беседа после просмотра м/ф

Ответ на основной вопрос урока

(2 минуты)

– Появляются новые герои в сказке – бесы. Это злая нечистая сила. Но Балда вступает с ними в борьбу и побеждает их.

(Вот из моря вылез старый Бес:

«Зачем ты, Балда, к нам залез?»

**************************

Экого послали супостата!

Подожди-ка моего меньшого брата».)

— Какие человеческие качества помогли Балде победить? (ум, смекалка, находчивость) – запишите в таблицу.

— Каким автор показывает бесёнка? (жалкий, глупый, наивный) подтвердите текстом.

— Прочитайте, как Балда вернулся с победой. Почему он рад? (всё получилось, накажет попа)

— Прочитайте, как ведет себя поп, завидя Балду? (боится?) Почему? (Балда – сильный, молодой, здоровый парень)

Какими словами автор заканчивает сказку? «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

— Какой хотел дать урок автор? (Сказка учит не жить за чужой счет, быть трудолюбивым и щедрым.)

— Назовите основной закон сказки. (В сказках добро побеждает зло).

Дети смотрят видеоролик

Регулятивные УУД: планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;

этикета.

IV. Итог урока

V. Рефлексия

— С творчеством, какого писателя мы сегодня познакомились?

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

-О чём эта сказка?

-Какие ещё произведения А.С.Пушкина вы запомнили?

— На этом наш урок подошел к концу. Всем спасибо за активную работу, до свидания!

-С творчеством А.С. Пушкина

-«Сказка о попе и работнике его Балде»

— поэма «Руслан и Людмила», «поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Песнь о вещем Олеге».

Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: умение формулировать вывод.

Личностные: самооценка на основе критериев успешности УД. Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

Спектакль создавался на лаборатории в Karlsson Haus. Комфортно было работать?

У меня есть внутренняя установка не привередничать и работать, когда возможность представляется. А здесь такой вызов: новая среда, новые актёры, новые обстоятельства. Театр небольшой, но по мне так даже лучше, в камерном пространстве работать интереснее. Все вибрации ощущаются, артисты со зрителями глаза в глаза. И машинерия не нужна особо.

Как строилось взаимодействие с артистами? Это же незнакомые люди, не как в театре «АХЕ».

В «АХЕ» мы, конечно, единомышленники, но больше споров чем с Пахой [Павлом Семченко — прим. ред.] ни с кем не бывает. Друг друга переубедить почти невозможно. Актёры больше доверяют, даже пиетет испытывают. Возникали некоторые сложности с поиском решения, концепции, но тотального недоверия не было. Поэтому работа и шла. К тому же, они талантливые ребята.

Когда мы делали спектакль, не было никакого разделения полномочий. Сидели с ребятами, рассуждали, они приносили идеи. Задано было только направление, основная тема. Авторами спектакля являются актёры, а я как зритель смотрю, со стороны, и что-то подсказываю и корректирую.

Озарения — это не мой метод. Курочка по зернышку клюет. «Приносы», этюды появляются. Так попробовали смонтировать, иначе, пересобрали. Моя задача в том, чтобы создать среду, в которой работа будет плодотворной. Как питательный бульон для бактерий.

Вы занимаетесь театром художника. Насколько важен текст?

Мне нравится работать с очень разными текстами. Мы можем делать что хотим с первоисточником, будь то таблица Менделеева, текст Рубинштейна, сказки Пушкина, Библия, Тибетская книга мертвых. Все закидывается в мясорубку и перемалывается, фарш есть в любом случае, просто слегка отличающийся. Всегда происходит деконструкция материала.

Текст в этом спектакле в подчиненной позиции, его гораздо меньше, чем всего остального. Бессмысленно пересказывать историю, которую и так все знают. Все ведь читали сказку, в детстве хотя бы. Конечно, пушкинский язык прекрасный, просто волшебный, но какой смысл выходить на сцену и заниматься мелодекламацией? Важнее порассуждать самим о теме, а не заниматься тупой иллюстрацией фабулы. Для нас сказка — повод сказать о том, что болит или трогает, о том, что интересно. Спектакль складывается из рефлексий, отрывков, кусочков фраз. На сцене просто наша версия происходящего, не претендующая на то, чтобы быть единственно верной и всеобъемлющей.

А почему именно этот материал?

Я не смог вспомнить ничего с подобной тематикой, кроме «Золотого петушка». Конечно, все это старье и архаика, но, к сожалению, практически нет современных авторов, которые мне интересны. С другой стороны, есть в этих архаичных монстрах сила, точно сформулированные вещи, которые всегда актуальны. Вот уже несколько месяцев мы думаем про Салтыкова-Щедрина, и я поражен, что его не запретили до сих пор. Открываешь текст и понимаешь, что современной оппозиции даже не снились такие агитки.  «Петушок» тоже все еще актуальный. К тому же еще и таинственный, интересный. Много смертей, обманов. Ровно то, что происходит и в жизни сейчас.

Про что для вас эта сказка?

Не знаю. Я ее не понимаю. Серьезно, я пытался анализировать текст, как положено: причина действия, следствие, мотивы. У меня все не сходится. Особенно персонаж скопца, звездочёта. Что он хотел? Чья это проекция? Ничего не понимаю. Я прочел много разных теорий про «Сказку о золотом петушке». Слава Богу, ничего не вошло в спектакль. Читать было интересно, я даже попытался на своем косноязычном наречии донести суть некоторых версий до актёров. Но теории прошли мимо, от них в постановке ничего не осталось. Они все перестали быть актуальны, сейчас отсылки к Наполеону или к масонам не работают, даже если они там действительно есть.

В ваших спектаклях часто очень лаконичные выразительные средства. Вы намеренно ограничиваете себя?

Конечно. Это один из методов работы. Чем больше себя ограничиваешь, тем более свободным становишься. Когда доступно все, начинаешь бессистемно тыкаться, пытаешься использовать все интересное, получается каша. Когда все доступно, ничто не провоцирует на поиск. В этот раз я просто вывалил на сцену кучу деревянных предметов и сказал: «Ребята, это наша сценография, с ней и работаем. Если нужно что-то сверх этого, давайте подумаем, но скорее всего нет».

При этом «Золотой петушок» более гламурный, чем большинство ваших постановок. Пайетки, блестки, обнаженные торсы.

Скучно всё время использовать одну краску. Конечно, все мы заложники собственного стиля, найденных и отработанных приемов. Тем интереснее всегда выходить за границы привычного. В сказке же царь, царские дети, воевода, Шамаханская царица. Они должны эффектно выглядеть, но не шить же псевдоисторические костюмы. И тут такая возможность, все в пайетках! Мне нравится этот гламур.

Текст: Алиса Литвинова
Источник: MaskBook
Март 2021

  • Сказка о золотом петушке пушкин урок 4 класс
  • Сказка о золотых правилах безопасности в интернете
  • Сказка о золотом петушке рабочая тетрадь 4 класс
  • Сказка о золотом петушке пушкин картинки раскраски
  • Сказка о золотом петушке пушкин картинки рисунки