«Волшебник страны Оз» и «Волшебник Изумрудного города» плагиат?
Немалую роль в воспитании детей оказывает роман Л.Ф. Баума «Волшебник страны Оз» и её пересказ «Волшебник Изумрудного города».
Ведь в основу обоих произведений заложена замечательная идея: каждый в состоянии стать самому себе волшебником.
«Волшебник страны Оз» тоже относится к заимствованию. Но в плане воспитания весьма полезна.
И действительно, в трудных и опасных ситуациях Страшила демонстрирует незаурядную изобретательность, Железный Дровосек – чудеса самопожертвования, а Трусливый Лев в минуты опасности проявляет поразительное бесстрашие.
И то, чем наделил их Гудвин (у Баума – Оз), – всего лишь плацебо, позволившее им обрести уверенность в себе.
Тот же посыл можно рассмотреть в прекрасной сказке С. Прокофьевой «Приключения жёлтого чемоданчика». Помните, как Петя, боявшийся собственной тени, храбро защищает Тому от Гришки и его друзей?
Сатира в сказках
Однако сказка не только учит добру.
Во многих сказках присутствует и сатирический подтекст. А в эпоху цензуры жанр сказки давал автору отличную возможность выразить отношение к существующим реалиям.
Правда, цензоры всё равно чувствовали скрытый смысл, и когда А.С. Пушкин написал свою «Сказку о золотом петушке», они были, мягко говоря, не в восторге.
«Сказка о золотом петушке» — образец тонкой сатиры.
Однако «состава преступления» тут не было: ведь в сказке говорилось не о правившем в то время монархе и не о его предшественниках.
И в советское время в сказках присутствовал элемент сатиры. Вспомним тот же «Золотой ключик»: когда сыщики-доберманы схватили Буратино, на его вопрос, в чём дело, они ответили: «Там разберут».
Пиноккио и Буратино в чем отличие?
Став постарше, дети зачитываются приключениями Буратино и его литературного прототипа Пиноккио. Трудно сказать, какая версия лучше, у каждой есть свои достоинства.
Так, например, главный враг Буратино Карабас Барабас действует на протяжении всей книги А.Н. Толстого и гораздо ярче и интереснее, чем его литературный прототип Манджафоко, который в книге К. Коллоди показан совсем мало.
Как не крути, а Буратино не оригинальный персонаж, хотя книга очень интересная. Но авторские права явно нарушены
Кроме того, в «Приключениях Буратино» есть и такие яркие персонажи, как Дуремар и черепаха Тортилла, а местами присутствует и сатирический компонент (об этом мы поговорим позже).
Но книга о Пиноккио глубже, чем её литературный ремейк. Ведь если цель Буратино – добыть золотой ключик, то цель Пиноккио – стать настоящим мальчиком из плоти и крови (проще говоря – стать человеком).
И главный враг Пиноккио – он сам. Поначалу К.Коллоди планировал завершить сказку гибелью Пиноккио, повешенного грабителями (а грабителями, как известно, были Кот и Лис).
Но, к счастью, передумал завершать книгу на столь грустной ноте, и в данном конкретном случае она от этого только выиграла.
В противном случае это была бы очередная назидательная история о том, что бывает с плохими мальчиками, когда они не слушаются старших и не следуют добрым советам.
Напрашивается сравнение Пиноккио с Сизифом (правда, Пиноккио в отличие от Сизифа, выполнявшего абсолютно бесполезную работу, стремился к вполне определённой цели): почти достигнув желаемого, он срывается.
К сожалению, не во всех экранизациях эта идея озвучивается, не является исключением и великолепный мультфильм Диснея.
«Королевство Кривых Зеркал» как пример сатиры
Ярким примером является и сказочная повесть В. Губарева «Королевство Кривых Зеркал», как и снятый по ней фильм А. Роу.
В этой книге, как и в фильме, двойной смысл. Прочитав «Королевство…», юные читатели осознают, что не бывает абсолютно мелких недостатков, что лень, эгоизм и рассеянность, неприятные в повседневной жизни, в экстремальных обстоятельствах могут привести к куда более тяжёлым последствиям.
«Королевство Кривых Зеркал» учит детей быть внимательными к жизни и судьбе, своей и других людей.
Так, Оля часто теряет ключ от квартиры, и бабушке приходится вновь и вновь заказывать новый ключ, а когда её подруга-отражение Яло потеряла ключ от кандалов зеркальщика Гурда, последствия могли быть фатальными.
Но более взрослый читатель уловит в этой чудесной сказке и острую сатиру на тогдашние реалии.
После выхода книги в печать у В.Губарева возникли проблемы, несмотря на то, что ему пришлось делать реверансы.
Например, Оля часто повторяет: «Я же пионерка, я не могу бросить человека в беде», Нушрок срывается с башни и разбивается насмерть при виде Олиного красного галстука, а сама Оля на предложение жителей остаться в их стране отвечает, что она должна вернуться в свою замечательную страну и хочет, чтобы они построили у себя такую же счастливую жизнь…
«Вниз по волшебной реке» как тонкая аллегория
Остросатирической является и сказочная повесть Э. Успенского «Вниз по волшебной реке», по ней был снят фильм «Там, на неведомых дорожках…», в котором роль Кащея блистательно сыграл Александр Филиппенко (тем, кто не видел, настоятельно рекомендую посмотреть).
Вообще тема Кащея неоднократно возникала в отечественном кино, но если фильм А. Роу «Кащей Бессмертный», где сыграл Г. Милляр, – отсылка к Гитлеру, то Кащей в исполнении А.Филиппенко явно напоминает Сталина: он не стремится к захвату чужих земель, но устанавливает диктатуру в своём царстве.
Кадр из фильма «Там на неведомых дорожках…»
И, конечно же, сказки Е. Шварца, особенно «Каин Восемнадцатый» и «Убить дракона». Обе были экранизированы: первая – Н. Кошеверовой, вторая – М. Захаровым (правда, в Московском театре им. Ленинского комсомола до этой экранизации шла пьеса Г. Горина).
Однако фильм М. Захарова с О. Янковским и А. Абдуловым в главных ролях получился ещё острее.
Так что, как сказал А.С. Пушкин, «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Диана Анатольевна Уманская, специально для проекта «Символистика».
Литературный вечер, посвященный А. С. Пушкину «Люблю я Пушкина творенья…» в подготовительной к школе группе
Образовательная область «Речевое развитие».
Цель: продолжать формировать у детей интерес к художественной литературе, развивать интерес к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о творчестве и биографии А.С.Пушкина; учить детей понимать поэтическое слово А.С. Пушкина, вдумываться в смысловое значение сказок и стихов поэта; формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях.
Развивающие: развивать творческие способности, умение создавать выразительные образы героев сказок.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к творчеству великого русского поэта.
Предварительная работа:
· Знакомство с биографией и творчеством А.С. Пушкина.
· Чтение сказок и стихотворений А.С. Пушкина.
· Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пукшина.
· Проведение выставки книг со сказками А.С. Пушкина.
· Рисование иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.
· Разучивание небольших отрывков из сказок А.С. Пушкина и чтение по ролям.
Методы: худ.слово, игровой метод, физ.минутка, поощрение, использование наглядного материала, смена видов деятельности, беседа, вопросы, объяснение, демонстрация, побуждение к ответам, прослушивание аудиозаписи.
Оборудование: сказки А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом Петушке», «Сказка о попе и его работнике Балде», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» — «Лукоморье»; презентация, сундук (зеркало, яблоко), аудиозапись Римского-Корсакова «Полет шмеля», восточная музыка; картинки (собака, конь, муха, белка, лебедь, комар), зеркало с ручкой, картинки героев из сказок А.С. Пушкина.
Ход литературного вечера:
Более 200-х лет назад в России произошло замечательное событие. Родился великий русский поэт — А. С. Пушкин.
В радостные праздники и суровые дни помним мы его прекрасные стихи и волшебные сказки. И «ветер по морю гуляет», и «Ученого кота» и «царя Салтана».
Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь — любить друзей, свой народ и родную Землю.
Мы много с вами читали стихов, сказок Пушкина. А сегодня я вам расскажу о детстве и семье Пушкина. Пушкин родился в Москве. Вот таким он был маленьким мальчиком с голубыми глазами и с кудрявой головкой. У Саши Пушкина была сестра Ольга и младший брат Лев.
Маленький Саша был шаловливым и смышленым мальчиком. В 6 лет он сочинил свое первое стихотворение. А в 8 и 9 лет писал басни, пьесы и поэмы со сказочным сюжетом.
Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осипова были не богатыми, но умными, образованными, интеллигентными людьми, они очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека.
Маленький Саша часто засиживался там. А отец не запрещал ему брать и читать самые взрослые, самые сложные книги. А читать, писать и говорить прекрасным русским языком его научила бабушка Мария Алексеевна. А еще его любимая няня Арина Родионовна.
«Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя …» —
Напишет Пушкин позже о ней. Няня Пушкина знала очень много народных песен и сказок. Замечательно их рассказывала, а Александр часами мог сидеть и слушать их. «Что за прелесть эти сказки» напишет он в письме к брату.
Когда Александру исполнилось 12 лет, родители отправили его в музей в царское село. Детство кончилось.
Множество своих стихов посвятил поэт прекрасной русской природе, ее красоте в разные времена года. И хотя любимым временем года поэта была осень.
Унылая пора! Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыхание,
И мглой волнистою покрыты небеса
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Но и о зиме Пушкин написал много прекрасных стихов. Ведь зима — это волшебница, это проказница, это матушка – так ласково называл ее Пушкин.
А сейчас приглашаю прочитать стихи А.С., кто хотел бы прочитать.
Уже давно нет А. С. Пушкина, но стихи, сказки, поэмы его продолжают жить. Ну а сейчас игра — викторина по сказкам А. С. Пушкина.
Игра-викторина по сказкам А. С. Пушкин
Ход викторины:
Ведущий: Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Сказку нередко наполняют разные чудеса. Сейчас мы вспомним любимые вами сказки А. С. Пушкина и пригласим в гости героев сказок.
Дорогие, дети! Я приглашаю вас в сказочную страну «Лукоморье»
— Кто автор этих строк «У Лукоморья дуб зеленый…»
— Сколько всего сказок написал А. С. Пушкин? (7)
— Сейчас мы проведем викторину по этим сказкам и узнаем, как хорошо вы знаете произведения А. С. Пушкина.
Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказок.
Разминка:
На нашей выставке рисунков и иллюстраций много героев из самых разных сказок А. С. Пушкина. А ну-ка узнайте, кто они?
1.задание: «Музыкальный конкурс»
— Кто и в какой сказке поет песенку «Во саду ли во городе» (вед. поет).
Белка в «Сказке о царе Салтане».
2.задание: «Сундук»
— В ящике лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет, и какая сказка?
Яблоко, «Сказка о мертвой царевне»
3.задание: «Сундук-2»
В ящике лежит предмет, который в сказке А. С. Пушкина говорил человеческим голосом. Что это? В какой сказке?
Зеркало, в «Сказке о мертвой царевне…».
4.задание: «Отгадай».
— На листе бумаги, изображены различные животные, нужно найти тех из них, о ком говорится в сказках А. С. Пушкина (собака, конь, муха, белка, лебедь, комар).
5.задание: «Назови сказку»
Из какой сказки этот отрывок.
а) — И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
Взился… и в тоже время
С колесницы пал Дадон-
Охнул раз – и умер он.
(«Сказка о золотом петушке»)
б) Старичок к старухе воротился
Что ж? пред ним царские палаты,
В палатах видит сваю старуху,
За столом сидит она царствует,
Служат ей бояре да дворяне.
(«Сказка о рыбаке и рыбке».)
в) В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
В тайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала.
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
(«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».)
г) Жил — был поп толоконный лоб
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
(«Сказка о попе и его работнике Балде».)
д) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица, —
Говорит одна девица
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
(«Сказка о царе Салтане».)
6.задание: «Конкурс для девочек».
— Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»
Героиня какой сказки, обращается к зеркалу с такими словами?
Попробуйте и вы, девочки, обратитесь к зеркалу, выигрывает та, которая наиболее выразительно скажет слова.
7-е задание: Послушайте, дети фрагмент из известной вам сказки — оперы и узнайте его. (Полет шмеля из сказки-оперы «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков)
8-е задание: Музыкальная пауза.
Вот шатер вдруг распахнулся
И девица, Шамаханская царица
Вся сияя, как заря,
Тихо к нам она вошла. «Восточный танец»
9-е задание: Игра
1. Сказочный персонаж, исполняющий желания? (золотая рыбка)
2. Назовите место, где спала мертвая царевна (гора)
3. Кто сказал королевичу Елисею, где находится царевна? (ветер)
4. Жилище старика и старухи (землянка)
5. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3раза)
6. В кого превращался князь Гвидон, чтобы попасть к царю Салтану? (комара, муху, шмеля).
7. Что у Царевны-Лебеди блестело под косой? (месяц).
А во лбу? (звезда).
8. Сторож, извещающий об опасности? (петушок).
9. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в сказке Пушкина? (Балда).
10. Сколько сыновей у царя Додона? (2 сына).
10-е задание: Игра «Найди пару»
Объединить героев по парам и назвать сказку, повествующую об этих героях.
Ведущая: Заканчивается наша встреча с великим русским поэтом А.С.Пушкиным. Пусть всегда стихи поэта озаряют нашу жизнь. Проходят века, но все так же светло и молодо звучат пушкинские стихи, и мы приклоняемся перед великим русским поэтом.
Россия – сколько в этом звуке
Для сердца русского слилось.
Поля, равнины золотые —
О, сколько в нем отозвалось!
Подведем итоги. Награждение победителей викторины.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Болдинская осень в творчестве А.С.Пушкина
Работу выполнила: Абрамова Ю.В.
г. Москва, 2021 г.
ГБУ г. Москвы «Комплексный реабилитационно-образовательный центр» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы -
2 слайд
Описание слайда:
Среди памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особенно примечательно Болдино.
Это родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834 годах.
В общей сложности Пушкин провел в Болдино не более пяти месяцев. Но именно здесь им были созданы наиболее значительные произведения. Этот период в творчестве Пушкина получил определение «болдинской осени». -
3 слайд
Описание слайда:
Болдино
Село Болдино Нижегородской области получило широкую известность благодаря пребыванию А.С. Пушкина и плодотворному творчеству великого поэта.Болдинское имение принадлежало роду Пушкиных нескольких веков, вплоть до 1911 года, затем было выкуплено государством.
В свои приезды в Болдино, останавливаясь в усадьбе отца, А.С. Пушкин много и вдохновенно писал. Творческому подьему способствовала красота природы, удаленность от мирской суеты и размеренный образ жизни русской глубинки.
-
4 слайд
Описание слайда:
В Болдино Пушкин написал:
-около четырех сот стихов,
-8-ю, 9-ю и 10-ю главы «Евгения Онегина», но последняя сгорает,
-около 30 мелких стихов,
-5 повестей прозою,
-несколько драматических сцен.
Работа в Болдино замыкает целый период творчества А.С.Пушкина.
Александр Сергеевич Пушкин пишет прозу, пишет много критических и публицистических статей.
Основная работа в Болдино заключалась в маленьких трагедиях, связанных с драматургическими опытами Пушкина. -
5 слайд
Описание слайда:
В 1830 годы были написаны:
около тридцати стихотворений;
«Повести Белкина»;
поэма «Домик в Коломне»;
пьесы «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь»;
две заключительные главы «Евгения Онегина»; «Сказка о попе и о работнике его Балде».В Болдино Пушкин провел не одну осень. В свой приезд сюда в октябре 1833 г. Александром Сергеевичем были созданы:
поэмы «Медный всадник» и «Анджело»;
повесть «Пиковая дама»;
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о рыбаке и рыбке»;
закончена «История Пугачёва».Осенью 1834 года в Болдино Пушкиным была написана «Сказка о золотом петушке».
-
6 слайд
Описание слайда:
В настоящее время историческая часть села Большое Болдино является памятником культуры, организован Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино».
-
7 слайд
Описание слайда:
Значение Болдинской осени в творчестве А.С Пушкина
Значение Болдинской осени в творчестве Пушкина определятся тем, что большинство написанных произведений – это реализация более ранних замыслов поэта и в то же время своеобразный пролог к его творчеству 1830-х гг. Окончание многолетнего труда – романа «Евгений Онегин» — символический итог пушкинского художественного развития 1820-х гг. в творческом поле романа находились многие произведения – стихотворения, поэмы, первые прозаические опыты. «Повести Белкина», в которых А.С.Пушкин попрощался с сюжетами и героями сентиментальной и романтической литературы, стали началом нового, прозаического периода творчества. -
8 слайд
Описание слайда:
Действительно, Болдинская осень оказала существенное влияние на творческий потенциал А.С. Пушкина, заставила многое переосмыслить, реализовать давно задуманное.
-
9 слайд
-
10 слайд
Описание слайда:
Кто известен в связи с «Болдинской осенью»
А.С.Пушкин
В.В.Верещагин
И.С.Тургенев
Ответ: А.С.Пушкин -
11 слайд
Описание слайда:
2. В каком году была «Болдинская осень»?
1730
1830
1930
Ответ: 1830 -
12 слайд
Описание слайда:
3. Сколько было «болдинских осеней» в жизни А.С. Пушкина?
1
2
3
Ответ: 3 -
13 слайд
Описание слайда:
4. Какое единственное произведение Пушкин написал «Болдинской осенью» 1834 года?
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Ответ: «Сказка о золотом петушке» -
14 слайд
Описание слайда:
5. Над каким романом закончил работу А.С.Пушкин во время «Болдинской осени»?
«Евгений Онегин»
«Мастер и Маргаритаа»
«Повести Белкина»
Ответ: Евгений Онегин -
15 слайд
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 890 человек из 81 региона
- Сейчас обучается 423 человека из 68 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Презентация: «Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина». Предназначена для ознакомления учеников старших классов, дополнительного образования, воспитателей, а так же для родителей. Так же в презентации присутствует небольшая викторина, которая поможет вспомнить ранее изученный материал.
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине 2021 год
-
Открытый урок по специальности «Аккордеон» на тему: «Работа над полифонией в классе аккордеона»
-
Сценарий праздника «День матери» (1-11классы)
-
План-заготовка «Посвящение в первоклассники»
-
Сценарий концерта «День матери» (1-11 классы)
-
Конспект занятия «Защита творческих проектов»»
-
Театрализовано- игровая программа «Прощание с азбукой»
-
Театрализовано- игровая программа «Пиратский праздник 23+8»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5452423 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация работы по формированию медиаграмотности и повышению уровня информационных компетенций всех участников образовательного процесса»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»
-
Курс повышения квалификации «Развитие информационно-коммуникационных компетенций учителя в процессе внедрения ФГОС: работа в Московской электронной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы. Преподавание и образовательные технологии в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Скрайбинг и веб-квест как инновационные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС СПО»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе»
-
Курс повышения квалификации «Методика обучения игре детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Анализ финансово-хозяйственной деятельности в образовании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Формирование системы управления качеством учреждений профессионального образования»
-
Курс повышения квалификации «Методическая работа преподавателя вуза в современных условиях»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-
Курс повышения квалификации «Применение интерактивных образовательных платформ на примере платформы Moodle»