Урок литературного чтения
4 класс
«А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке»
Немыкина Л. А., учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Белгорода»
Цели урока: 1)организовать деятельность детей для знакомства со «Сказкой о золотом петушке» А. С. Пушкина как одним из жанров произведений писателя;
2)содействовать развитию умения определять точку зрения автора и выражать свое отношение к произведению, героям;
3)способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения;
4) создать условия для воспитания интереса к художественной литературе, желания читать книги.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент
— Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А. С. Пушкина.
Учащиеся рассматривают портрет
2. Актуализация знаний
Сценка «А. С. Пушкин и няня». Ученица, одетая как няня, сидя на стуле, вяжет носок. Рядом сидит А. С. Пушкин и, смотря в окно, сочиняет стихи:
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
— Ребята, вы узнали этих людей?
— Верно. Это наш замечательный поэт А. С. Пушкин и его няня Арина Родионовна.
Рассматривание портрета
Арина Родионовна знала много сказок и была мастерицей их рассказывать. Впоследствии великий поэт скажет: «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них – поэма!»
Рассматривание иллюстрации
— Давайте вспомним, какие сказки написал А. С. Пушкин.
Ребята называют сказки.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе», которую Пушкин так и не дописал.)
На экран последовательно выводятся названия сказок.
— А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете сказки Пушкина. Для этого вам нужно разгадать кроссворд. Самостоятельная работа.
— Если вы кроссворд разгадаете правильно, то в выделенном столбике появится известное вам слово.
Ребята получают кроссворды.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
-
Один из главных героев «Сказки о попе и работнике его Балде».
-
Герой сказки «Золотой петушок».
-
Сказочные предметы белочки из «Сказки о царе Салтане…».
-
Волшебный предмет, который помогал Царице из «Сказки о мертвой царевне…».
-
Так звали королевича в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
-
Орудие труда, которое помогало старику ловить рыбу в сказке «О рыбаке и рыбке».
Проверяют самостоятельно.
— Сегодня мы познакомимся со «Сказкой о золотом петушке».
Рассматривание обложки
3. Работа над «Сказкой о золотом петушке»
(учебник «Литературное чтение, часть первая, Ефросинина Л. А., с. 60 -64»)
а) словарная работа в парах
— В этой сказке нам встретится много устаревших слов. Попробуйте сами определить их значение.
(Учащиеся получают листочки, на которых в одном столбике написаны слова, а в другом их значения. Ребята должны стрелочкой соединить слово с его лексическим значением)
Негде черт, нечистая сила
Ратные дела доспехи, броня
Рать восьмой
Лихие где-то
Инда восточный головной убор
Скопец, мудрец даже
Бранной военные, боевые
Стан войско
Шеломы злые
Осьмой старец
Латы военной от слова брань
Сарачинская шапка шлемы
Бес военный лагерь
Проверка: учащиеся называют слово и его значение. На экране появляется стрелка, которая показывает правильный ответ.
б) чтение сказки учителем и сильными учениками
4. Физкультминутка
5. Продолжение работы над сказкой
в) работа по содержанию
— Почему это произведение можно назвать сказкой?
— Назовите героев сказки.
— Как Пушкин относится к Дадону? Каким он его «нарисовал»?
(ответы детей)
— Докажите, что он был грозным. (Смолоду был грозен он…)
— В чем проявилась его беспомощность? (Вот он с просьбой о помоге…)
— Злой. (Со злости инда плакал царь Дадон..)
— А можно ли назвать царя глупым? ( Да, т.к. пообещал выполнить первую же волю мудреца, не думая о последствиях).
— А вы знаете, что имя Дадон означает неуклюжий, нескладный, несуразный человек. Поэтому Пушкин его так и назвал.
— Держит ли царь данное им слово? (Я, конечно, обещал, Но всему же есть граница! И зачем тебе девица? Полно, знаешь ли, кто я?) (Не держит данное им слово)
— В чем проявляется жестокость царя? (Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон.)
— Каким героем является царь: положительным или отрицательным?
Последовательно появляются слова, характеризующие царя Дадона.
— В сказках всегда есть добро и зло. Если Дадон олицетворение зла, то кто является символом добра и справедливости? (Петушок).
— Какими качествами Пушкин наделил золотого петушка? (Верный, ответственный, справедливый).
— Докажите, что петушок был справедливым и верным. (Верный сторож как со сна… Встрепенулся, клюнул в темя И взвился…и в то же время С колесницы пал Дадон…)
— В чем проявилась ответственность петушка? (Трижды спасал государство от набегов врагов).
Проверка
г) самостоятельная работа в тетради «Литературное чтение № 1»
— Выполните задание № 2, с. 45
Задание № 2
-Чему учит сказка? Выберите ответ или напишите свой.
защищать свое царство ____________________
владеть золотым петушком ____________________
держать данное слово ____________________
Проверка
— Подберите пословицу, которая выражает главную мысль произведения.
Ребята читают и выбирают правильный ответ
6. Обобщение
-Наш урок мне хочется закончить словами
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок!»
— Как вы понимаете эти слова?
Дети читают
7. Рефлексия
8. Итог урока
9. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка из сказки.
Литература:
-
Конодюк О. Как Арина Родионовна, няня А. Пушкина, стала для поэта «наперсницей волшебной старины»? // Интернет- журнал Школа Жизни.ру. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-36844/
-
Сказки Пушкина. Сказка о золотом петушке. Картинки http://www.skazkivcem.com/index.php/en/skazki-pushkina/skazka-o-zolotom-petushke
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Сказка о золотом петушке
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать[34].
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, – лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочёту и скопцу.
Шлёт за ним гонца с поклоном.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, – на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!
Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит всё смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробуждён:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
– Что такое, господа? —
Говорит Дадон, зевая: —
А?.. Кто там?.. беда какая? —
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, – ан на спице,
Видит, бьётся петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлёт,
Старший сын его ведёт.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлёт на выручку большого;
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет её к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.
Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» – мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шёлковый шатёр.
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…
Царь завыл: «Ох дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась – и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатёр свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищён,
Пировал у ней Дадон.
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, – что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»
– Царь! – ответствует мудрец, —
Разочтёмся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу. —
Крайне царь был изумлён.
«Что ты? – старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть полцарства моего».
– Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!»
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. – Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот – въезжает в город он…
Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, – и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Два брата (Сказка)
Два брата (Сказка)
В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата было четверо маленьких детей. Жили братья так дружно, что любо было на них смотреть.Одною осенью поспел у них хлеб, они убрали и поделили поровну
Зимняя сказка
Зимняя сказка
30 апреля 1947 года»Зимняя сказка» — удачная переработка «Перикла». Темы остаются прежними: разлука и воссоединение, смерть и возрождение, буря и музыка.В «Перикле» добро и зло сосредоточены на разных полюсах. Герой «Перикла» жалок, он просто страдает. Его не
«НА ЗОЛОТОМ ПРУДУ» (On Golden Pond) США. 1981.109 минут.
«НА ЗОЛОТОМ ПРУДУ» (On Golden Pond) США. 1981.109 минут.
Режиссер Марк Райделл.В ролях: Кэтрин Хепберн, Хенри Фонда, Джейн Фонда, Даг Маккоун.В — 5; М — 3; Т — 3; Дм — 3,5; Р — 5; Д — 3,5; К — 4. (0,738)Норман и Этель Тэйер уже сорок восемь лет живут вместе, скрашивая в последние годы старость друг друга. На
6. Сказка и обряд
6. Сказка и обряд
Уже давно замечено, что сказка имеет какую-то связь с областью культов, с религией. Строго говоря, культ, религия, также может быть назван институтом. Однако подобно тому, как строй манифестируется в институтах, институт религии манифестируется в
10. Сказка и миф
10. Сказка и миф
Но если мы обряд рассматриваем как одно из проявлений религии, то мы не можем пройти мимо другого проявления ее, а именно — мифа. Об отношении сказки к мифу существует огромная литература, которую мы здесь целиком обходим. Наши цели не непосредственно
Фольклорная сказка
Фольклорная сказка
Сказка – один из самых любимых в народе жанров. Она входила в жизнь человека с детства и сопровождала его до самой смерти. Уменье рассказывать сказки очень ценилось на Руси. Фольклорная сказка – это основной эпический жанр устного народного
Немецкая сказка
Немецкая сказка
Нигде не обращено такого серьезного внимания
на памятники народной словесности, как в Германии.
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки [117]
А все-таки жаль, что историки не занимались сказками. Оригинальных гипотез и неожиданных открытий тогда было бы
Новости
ВНИМАНИЕ! Для постоянных авторов действует скидка. С 2021 года стоимость одной страницы составляет 150 рублей.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2021 ГОДА. Уже 44 статьи приняты.
Журнал №11 (Vol. 87) вышел в свет 25 ноября 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ноября 2021 ГОДА. Уже 33 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 86) вышел в свет 25 октября 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2021 ГОДА. Уже 20 статей приняты.
Журнал №9 (Vol. 85) вышел в свет 25 сентября 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2021 ГОДА. Уже 10 статей приняты.
Журнал №8 (Vol. 84) вышел в свет 25 августа 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2021 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 83) вышел в свет 25 июля 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2021 ГОДА. Уже 12 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 82) вышел в свет 25 июня 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2021 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №5 (Vol. 81) вышел в свет 25 мая 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2021 ГОДА. Уже 49 статей приняты.
Журнал №4 (Vol. 80) вышел в свет 25 апреля 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2021 ГОДА. Уже 41 статья принята.
Журнал №3 (Vol. 79) вышел в свет 25 марта 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 марта 2021 ГОДА. Уже 24 статьи приняты.
Журнал №2 (Vol. 78) вышел в свет 25 февраля 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2021 ГОДА. Уже 43 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 77) вышел в свет 25 января 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 января 2021 ГОДА. Уже 31 статья приняты.
Журнал №12 (Vol. 76) вышел в свет 25 декабря 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2020 ГОДА. Уже 62 статьи приняты.
Журнал №11 (Vol. 75) вышел в свет 25 ноября 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ноября 2020 ГОДА. Уже 76 статей приняты.
Журнал №10 (Vol. 74) вышел в свет 25 октября 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2020 ГОДА. Уже 29 статей приняты.
Журнал №9 (Vol. 73) вышел в свет 25 сентября 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2020 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №8 (Vol. 72) вышел в свет 25 августа 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2020 ГОДА. Уже 33 статьи приняты.
Журнал №7 (Vol. 71) вышел в свет 25 июля 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2020 ГОДА. Уже 39 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 70) вышел в свет 25 июня 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2020 ГОДА. Уже 38 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 69) вышел в свет 25 мая 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2020 ГОДА. Уже 60 статей приняты.
Журнал №4 (Vol. 68) вышел в свет 25 апреля 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2020 ГОДА. Уже 43 статьи приняты.
Журнал №3 (Vol. 67) вышел в свет 25 марта 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 марта 2020 ГОДА. Уже 44 статьи приняты.
Журнал №2 (Vol. 66) вышел в свет 25 февраля 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2020 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 65) вышел в свет 25 января 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 января 2020 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №16 (Vol. 64) вышел в свет 25 декабря 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2019 ГОДА. Уже 88 статей приняты.
Журнал №14 (Vol. 63) вышел в свет 25 ноября 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ноября 2019 ГОДА. Уже 51 статья приняты.
Журнал №14 (Vol. 62) вышел в свет 25 октября 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2019 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
Журнал №13 (Vol. 61) вышел в свет 25 сентября 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2019 ГОДА. Уже 24 статьи приняты.
Журнал №12 (Vol. 60) вышел в свет 25 августа 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2019 ГОДА. Уже 17 статей приняты.
Журнал №11 (Vol. 59) вышел в свет 25 июля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2019 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 58) вышел в свет 2 июля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 2 июля 2019 ГОДА. Уже 36 статей приняты.
Журнал №9 (Vol. 57) вышел в свет 10 июня 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 июня 2019 ГОДА. Уже 43 статьи приняты.
Журнал №8 (Vol. 56) вышел в свет 20 мая 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 мая 2019 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №7 (Vol. 55) вышел в свет 1 мая 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 мая 2019 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 54) вышел в свет 15 апреля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 15 апреля 2019 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №5 (Vol. 53) вышел в свет 1 апреля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 апреля 2019 ГОДА. Статьи принимаются до 31 марта. Уже 85 статей приняты.
Журнал №4 (Vol. 52) вышел в свет 15 марта 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 15 марта 2019 ГОДА. Уже 100 статей приняты.
Журнал №3 (Vol. 51) вышел в свет 1 марта 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 марта 2019 ГОДА. Уже 114 статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 50) вышел в свет 10 февраля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 февраля 2019 ГОДА. Уже 99 статей приняты.
Журнал №1 (Vol. 49) вышел в свет 20 января 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 января 2019 ГОДА. Уже 98 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2018 ГОДА. Уже 102 статьи приняты.
Журнал №12 (Vol. 47) вышел в свет 3 декабря 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 87 статей приняты.
Журнал №11 (Vol. 46) вышел в свет 10 ноября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU — крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU — крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Урок литературного чтения
4 класс
«А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке»
Немыкина Л. А., учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Белгорода»
Цели урока: 1)организовать деятельность детей для знакомства со «Сказкой о золотом петушке» А. С. Пушкина как одним из жанров произведений писателя;
2)содействовать развитию умения определять точку зрения автора и выражать свое отношение к произведению, героям;
3)способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения;
4) создать условия для воспитания интереса к художественной литературе, желания читать книги.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент
— Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А. С. Пушкина.
Учащиеся рассматривают портрет
2. Актуализация знаний
Сценка «А. С. Пушкин и няня». Ученица, одетая как няня, сидя на стуле, вяжет носок. Рядом сидит А. С. Пушкин и, смотря в окно, сочиняет стихи:
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
— Ребята, вы узнали этих людей?
— Верно. Это наш замечательный поэт А. С. Пушкин и его няня Арина Родионовна.
Рассматривание портрета
Арина Родионовна знала много сказок и была мастерицей их рассказывать. Впоследствии великий поэт скажет: «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них — поэма!»
Рассматривание иллюстрации
— Давайте вспомним, какие сказки написал А. С. Пушкин.
Ребята называют сказки.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе», которую Пушкин так и не дописал.)
На экран последовательно выводятся названия сказок.
— А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете сказки Пушкина. Для этого вам нужно разгадать кроссворд. Самостоятельная работа.
— Если вы кроссворд разгадаете правильно, то в выделенном столбике появится известное вам слово.
Ребята получают кроссворды.
-
1.
2.
3.
4.
5.
6.
-
Один из главных героев «Сказки о попе и работнике его Балде».
-
Герой сказки «Золотой петушок».
-
Сказочные предметы белочки из «Сказки о царе Салтане…».
-
Волшебный предмет, который помогал Царице из «Сказки о мертвой царевне…».
-
Так звали королевича в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
-
Орудие труда, которое помогало старику ловить рыбу в сказке «О рыбаке и рыбке».
Проверяют самостоятельно.
— Сегодня мы познакомимся со «Сказкой о золотом петушке».
Рассматривание обложки
3. Работа над «Сказкой о золотом петушке»
(учебник «Литературное чтение, часть первая, Ефросинина Л. А., с. 60 -64»)
а) словарная работа в парах
— В этой сказке нам встретится много устаревших слов. Попробуйте сами определить их значение.
(Учащиеся получают листочки, на которых в одном столбике написаны слова, а в другом их значения. Ребята должны стрелочкой соединить слово с его лексическим значением)
Негде черт, нечистая сила
Ратные дела доспехи, броня
Рать восьмой
Лихие где-то
Инда восточный головной убор
Скопец, мудрец даже
Бранной военные, боевые
Стан войско
Шеломы злые
Осьмой старец
Латы военной от слова брань
Сарачинская шапка шлемы
Бес военный лагерь
Проверка: учащиеся называют слово и его значение. На экране появляется стрелка, которая показывает правильный ответ.
б) чтение сказки учителем и сильными учениками
4. Физкультминутка
5. Продолжение работы над сказкой
в) работа по содержанию
— Почему это произведение можно назвать сказкой?
— Назовите героев сказки.
— Как Пушкин относится к Дадону? Каким он его «нарисовал»?
(ответы детей)
— Докажите, что он был грозным. (Смолоду был грозен он…)
— В чем проявилась его беспомощность? (Вот он с просьбой о помоге…)
— Злой. (Со злости инда плакал царь Дадон..)
— А можно ли назвать царя глупым? ( Да, т.к. пообещал выполнить первую же волю мудреца, не думая о последствиях).
— А вы знаете, что имя Дадон означает неуклюжий, нескладный, несуразный человек. Поэтому Пушкин его так и назвал.
— Держит ли царь данное им слово? (Я, конечно, обещал, Но всему же есть граница! И зачем тебе девица? Полно, знаешь ли, кто я?) (Не держит данное им слово)
— В чем проявляется жестокость царя? (Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон.)
— Каким героем является царь: положительным или отрицательным?
Последовательно появляются слова, характеризующие царя Дадона.
— В сказках всегда есть добро и зло. Если Дадон олицетворение зла, то кто является символом добра и справедливости? (Петушок).
— Какими качествами Пушкин наделил золотого петушка? (Верный, ответственный, справедливый).
— Докажите, что петушок был справедливым и верным. (Верный сторож как со сна… Встрепенулся, клюнул в темя И взвился…и в то же время С колесницы пал Дадон…)
— В чем проявилась ответственность петушка? (Трижды спасал государство от набегов врагов).
Проверка
г) самостоятельная работа в тетради «Литературное чтение № 1»
— Выполните задание № 2, с. 45
Задание № 2
-Чему учит сказка? Выберите ответ или напишите свой.
защищать свое царство ____________________
владеть золотым петушком ____________________
держать данное слово ____________________
Проверка
— Подберите пословицу, которая выражает главную мысль произведения.
Ребята читают и выбирают правильный ответ
6. Обобщение
-Наш урок мне хочется закончить словами
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок!»
— Как вы понимаете эти слова?
Дети читают
7. Рефлексия
8. Итог урока
9. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка из сказки.
Литература:
-
Конодюк О. Как Арина Родионовна, няня А. Пушкина, стала для поэта «наперсницей волшебной старины»? // Интернет- журнал Школа Жизни.ру.
-
Сказки Пушкина. Сказка о золотом петушке. Картинки http://www.skazkivcem.com/index.php/en/skazki-pushkina/skazka-o-zolotom-petushke
Урок литературного чтения
4 класс
«А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке»
Немыкина Л. А., учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Белгорода»
Цели урока: 1)организовать деятельность детей для знакомства со «Сказкой о золотом петушке» А. С. Пушкина как одним из жанров произведений писателя;
2)содействовать развитию умения определять точку зрения автора и выражать свое отношение к произведению, героям;
3)способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения;
4) создать условия для воспитания интереса к художественной литературе, желания читать книги.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент
— Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А. С. Пушкина.
Учащиеся рассматривают портрет
2. Актуализация знаний
Сценка «А. С. Пушкин и няня». Ученица, одетая как няня, сидя на стуле, вяжет носок. Рядом сидит А. С. Пушкин и, смотря в окно, сочиняет стихи:
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
— Ребята, вы узнали этих людей?
— Верно. Это наш замечательный поэт А. С. Пушкин и его няня Арина Родионовна.
Рассматривание портрета
Арина Родионовна знала много сказок и была мастерицей их рассказывать. Впоследствии великий поэт скажет: «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них – поэма!»
Рассматривание иллюстрации
— Давайте вспомним, какие сказки написал А. С. Пушкин.
Ребята называют сказки.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе», которую Пушкин так и не дописал.)
На экран последовательно выводятся названия сказок.
— А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете сказки Пушкина. Для этого вам нужно разгадать кроссворд. Самостоятельная работа.
— Если вы кроссворд разгадаете правильно, то в выделенном столбике появится известное вам слово.
Ребята получают кроссворды.
-
1.
2.
3.
4.
5.
6.
-
Один из главных героев «Сказки о попе и работнике его Балде».
-
Герой сказки «Золотой петушок».
-
Сказочные предметы белочки из «Сказки о царе Салтане…».
-
Волшебный предмет, который помогал Царице из «Сказки о мертвой царевне…».
-
Так звали королевича в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
-
Орудие труда, которое помогало старику ловить рыбу в сказке «О рыбаке и рыбке».
Проверяют самостоятельно.
— Сегодня мы познакомимся со «Сказкой о золотом петушке».
Рассматривание обложки
3. Работа над «Сказкой о золотом петушке»
(учебник «Литературное чтение, часть первая, Ефросинина Л. А., с. 60 -64»)
а) словарная работа в парах
— В этой сказке нам встретится много устаревших слов. Попробуйте сами определить их значение.
(Учащиеся получают листочки, на которых в одном столбике написаны слова, а в другом их значения. Ребята должны стрелочкой соединить слово с его лексическим значением)
Негде черт, нечистая сила
Ратные дела доспехи, броня
Рать восьмой
Лихие где-то
Инда восточный головной убор
Скопец, мудрец даже
Бранной военные, боевые
Стан войско
Шеломы злые
Осьмой старец
Латы военной от слова брань
Сарачинская шапка шлемы
Бес военный лагерь
Проверка: учащиеся называют слово и его значение. На экране появляется стрелка, которая показывает правильный ответ.
б) чтение сказки учителем и сильными учениками
4. Физкультминутка
5. Продолжение работы над сказкой
в) работа по содержанию
— Почему это произведение можно назвать сказкой?
— Назовите героев сказки.
— Как Пушкин относится к Дадону? Каким он его «нарисовал»?
(ответы детей)
— Докажите, что он был грозным. (Смолоду был грозен он…)
— В чем проявилась его беспомощность? (Вот он с просьбой о помоге…)
— Злой. (Со злости инда плакал царь Дадон..)
— А можно ли назвать царя глупым? ( Да, т.к. пообещал выполнить первую же волю мудреца, не думая о последствиях).
— А вы знаете, что имя Дадон означает неуклюжий, нескладный, несуразный человек. Поэтому Пушкин его так и назвал.
— Держит ли царь данное им слово? (Я, конечно, обещал, Но всему же есть граница! И зачем тебе девица? Полно, знаешь ли, кто я?) (Не держит данное им слово)
— В чем проявляется жестокость царя? (Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон.)
— Каким героем является царь: положительным или отрицательным?
Последовательно появляются слова, характеризующие царя Дадона.
— В сказках всегда есть добро и зло. Если Дадон олицетворение зла, то кто является символом добра и справедливости? (Петушок).
— Какими качествами Пушкин наделил золотого петушка? (Верный, ответственный, справедливый).
— Докажите, что петушок был справедливым и верным. (Верный сторож как со сна… Встрепенулся, клюнул в темя И взвился…и в то же время С колесницы пал Дадон…)
— В чем проявилась ответственность петушка? (Трижды спасал государство от набегов врагов).
Проверка
г) самостоятельная работа в тетради «Литературное чтение № 1»
— Выполните задание № 2, с. 45
Задание № 2
-Чему учит сказка? Выберите ответ или напишите свой.
защищать свое царство ____________________
владеть золотым петушком ____________________
держать данное слово ____________________
Проверка
— Подберите пословицу, которая выражает главную мысль произведения.
Ребята читают и выбирают правильный ответ
6. Обобщение
-Наш урок мне хочется закончить словами
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок!»
— Как вы понимаете эти слова?
Дети читают
7. Рефлексия
8. Итог урока
9. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка из сказки.
Литература:
-
Конодюк О. Как Арина Родионовна, няня А. Пушкина, стала для поэта «наперсницей волшебной старины»? // Интернет- журнал Школа Жизни.ру. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-36844/
-
Сказки Пушкина. Сказка о золотом петушке. Картинки http://www.skazkivcem.com/index.php/en/skazki-pushkina/skazka-o-zolotom-petushke