Время чтения: 6 мин.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить;
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон,
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу —
Шлет за ним гонца с поколоном.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незванной,
В миг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется,
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит:
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!
Год, другой проходит мирно,
Петушок сидит все смирно;
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! Отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!» —
— «Что такое, господа? —
Говорит Дадон, зевая, —
А?.. Кто там?.. беда какая?»
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит,
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бъется петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей:
Было ль, не было ль сраженья —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличит царь вторую рать.
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них,
Снова восемь дней проходит;
Люди в страхе дни проводят,
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку,
Сам не зная, быть ли проку.
Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По протоптанной траве,
По кровавой мураве…
Царь завыл: «Ох, дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала,
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон.
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала.
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он:
В сарачинской шапке белой,
Весь, как лебедь, поседелый
Старый лруг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе. Что прикажешь?»
— «Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу».
Крайне царь был изумлен.
«Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся.
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть полцарства моего».
— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу», —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!»
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь схватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
16.08.2021
47
Комментарии к записи Викторина сказка о золотом петушке с ответами отключены
1. Почему царь взял в жены третью девицу?
2. Кем назначил царь остальных двух девушек?
3. Почему сестры пытались навредить царице?
4. Почему царица с ребенком оказалась в бочке в океане?
5. Как им удалось спастись?
6. Что необычного происходило с мальчиком во время плавания по океану?
7. Какое оружие смастерил царевич?
8. Какую птицу он спас от коршуна?
9. Каким был первый подарок царевичу от лебедь – птицы?
10. Почему грустил князь Гвидон после отплытия купцов?
11. В каких насекомых превращала лебедь князя, чтобы он смог навестить отца?
12. Что мечтал перенеси из леса Гвидон в свой город?
13. Из какого материала князь построил белочке дом?
14. Кого прислала лебедь для охраны города?
15. Как выглядела царевна, превратившаяся из лебедя?
16. Посетил ли царь Салтан чудный город князя Гвидона?
17. Кто был против поездки царя?
18. Чему обрадовался царь Салтан больше всего при посещении чудо – города?
19. Что стало с сестрами царицы и Бабарихой?
20. Как отпраздновали герои радостную встречу?
Ответы: 1. Обещала родить богатыря. 2. Ткачихой и поварихой.3. Они ей завидовали. 4. Обманом… 5. Волна выбросила бочку на берег. 6. Очень быстро рос. 7. Лук. 8. Лебедя. 9. Город. 10. Хотел увидеть отца. 11. В комара, в муху, в шмеля. 12. Чудо-ель и поющую белку. 13. Из хрусталя. 14. Своих братьев (33 богатыря) и Черномора. 15. Очень красивая, месяц под косой … 16. Да. 17. Бабариха, повариха и ткачиха. 18. Что его жена и сын живы. 19. Их простили и отпустили домой. 20. Устроили пир.
Задание «Шифровки»
Смысл задания состоит в том, что из целого набора букв, написанных латиницей и кириллицей, нужно выбрать и озвучить название сказки Пушкина.
- FСJFKGJHАGJRFЗLKSAJFNОEUЗGLSHFBОW9KFЛJSHHОSKSLFТLTSRОHSМHAKFПKEJZNVТBRNУVCHШSKGЕ – (правильный ответ – «Сказка о золотом петушке»);
- СFСJFKGJАHGЗJRFLKSAJFNОEUGЦLSHАFBW9РKFJЕSHHСSKSLАFLTЛSRHSТHAМKНFKEJZNVИBRNVCHSЫKGFJFНKGJFJFKЕGJHGJRЕFLKSAГJFNEОUGLSМHFBWО9KFJSHHГSKSLFLУTSRHЧSHAKFKEJZNVBRМNVCHSБKGFJFKОGJHGJRГFLKSAJFNEUGТLSHFBЫW9KFJSРHHSKSLFЕУLTSRHКSHAKFKНEJZNVBRЯNVCHSKЗGJHGJRЕFLKГSAJFВNEUGLSHИFBW9ДKFJОSHHSKЕSLFLTСSRHАSHAЛKFKТEJZNАVBRNНVCHОSKFВGHJHИDDGWЧYHGЕ – (правильный ответ – «Сказка о царе Салтане и сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче»);
- JСFСJFKGJАHGЗJRFLKSAJFNОEUGJRПFLKSAJFОNEUGLПSHFBWЕ9KFJSИHHSKSРLFLTSАRHSHAБKFKEJZОNVBRNТVCHSKGНKGJHGИJRFLKSAJFЕNEUGЕLSHFBW9KГFJSHHSKОSLFLTSRHSБHAKFKАEJZNVЛBRNVCДHSЕKG — (правильный ответ – «Сказка о попе и работнике его Балде»);
- JСFСJFKGJАHGЗJRFLKSAJFNОСJFМАJFЕKGJHРGJRFТLKSAJВFNEUGОLSHЙFBWЦ9KFАJSHHРSKSLFЕLTSRВHSHAKFЕKEJИZNОVBRСVBRЕNVBМRNИVCHБSKGОVCHГSKGАNVТCHSЫCHSРCHSЯKGХ(правильный ответ – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»);
- СFСJFKGJАHGЗJRFLKSAJFNОAJFNEUРGLSHFBW9ЫKFJSHHSБKSLFLTSАRHSКHЕAKИFKEРJZNЫVBRNБVCHКSKЕG(правильный ответ – «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Кроме того, что школьники должны найти названия сказок Пушкина, это задание полезно и тем, что помогает тренировать внимательность и память у детей.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
Загадки по сказкам Пушкина для начальной школы с ответами
«Руслан и Людмила»
День и ночь, как заведённый,
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь учёный.
Знаешь, речь идёт о ком?
(Кот)
Немало сказок интересных
Поведать может кот ученый.
Так назовите же то место,
Где с цепью дуб растет зеленый?
(Лукоморье)
Листвой резною он шумит,
Златая цепь на нём висит.
(Дуб)
На ветвях сидит не птица,
А сидит краса-девица.
Сладким голосом поёт
Над рекою в чаще:
Околдует, зазовёт
И на дно утащит.
(Русалка)
«У лукоморья…» знаешь стих?
Не помнишь если, то прочти.
Ответь, что «с Бабою-ягой
Идёт, бредёт сама с собой»?
(Ступа)
Людмила — дочь его меньшая.
И зять — Руслан теперь в почете.
А вы же, имя князя зная,
Его сейчас же назовете…
(Владимир)
Черномор хоть бородат,
Все же ростом не богат.
Всех людей такого роста
Называют очень просто.
(Карлик)
Загадки-обманки
Злато он перебирает,
И в округе всех пугает.
Много у него морщин.
Ну конечно это …
(Не Джин, а Кощей)
Ходит важно по цепи он,
Сказки знает наизусть.
Этот зверь мы скажем вслух
Называется…
(Не Петух, а Кот)
Много дней провел в пути,
Хотел Людмилу он найти.
Колдун его по небу нес.
Это…
(Не Дедушка Мороз, а Богатырь Руслан)
В своих сказках Александр Сергеевич будто говорит: «Относитесь к сказке серьезно. Она учит понимать жизнь, учит видеть в ней добро и зло, учит отстаивать свою правоту и бороться против несправедливости».
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Сбылась трех сестер мечта.
Кем, скажите, стала та,
Что мечтала лишь одна
Выткать море полотна?
(Ткачиха)
Очень крепким он родился,
Только в бочке очутился.
Баре бочку засмолили,
В океан её пустили.
Мчалась бочка по волнам,
Быстро рос ребёнок там,
Он волне морской молился
И на суше очутился.
Вышиб дно и вышел вон,
Звали как его? ….
(Гвидон)
Князь с купцами повстречался,
Их рассказам удивлялся,
И передать просил их он
Царю Салтану свой поклон.
(Гвидон)
Только этот царь родился,
Сразу в море очутился.
В бочке плыл по морю он,
Звался этот царь …
(Гвидон)
Волшебство случилось тайное:
Остров был необитаемым,
А теперь… Ответьте просто вы,
Что построено на острове?
(Град)
Пушки с пристани палят,
Всем сейчас сказать велят,
Как зовется этот остров,
Где живется сказкам просто?
(Буян)
Бабариху как-то раз
Укусил он прямо в глаз.
(Шмель)
Перед княжеским дворцом
Есть у белки дивный дом,
А над ним не первый год
Что за дерево растет?
(Ель)
Что за зверь в хрустальном доме
Князю прибыль создает.
«Во саду ли, в огороде…»
Громко песенку поет
(Белочка)
Вряд ли может зуб простой
Грызть орешек золотой.
Ай да сказочный орех!
Что ж внутри орехов тех?
(Изумруды)
Маленький зверек
Песенки поет
И орешки все грызет
(Белка)
Лебедь всей волшебной силой
В раз второй оборотила
Князь-Гвидона в нам знакомое
Столь простое насекомое
(Комар)
Князь Гвидон по океану
Трижды плыл к царю Салтану.
Незамеченным добрался.
А в кого он превращался?
(Шмель, муха, комар)
Увенчалась сказка пиром
Угощали медом, пивом
В рот ни капли не попало,
Все по ним лишь и стекало.
(Усы)
«Сказка о Золотом Петушке»
Я с большой, высокой спицы
Стерегу царя границы.
Чуть опасность где видна,
Тут же я очнусь от сна,
Шевельнуся, встрепенуся,
К той сторонке обернуся
И кричу: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку!»
Тут же все в поход идут
И отпор врагу дают!
Я красивый, золотой!
Я Додону как родной:
Шпоры, перья, гребешок!
Кто я, дети? …
(Петушок)
Он посажен был на спицу,
От врагов беречь столицу.
(Петушок)
Золотую эту птицу
Посадил Дадон на спицу.
Коль сидит та птица смирно,
То вокруг царя все смирно.
(Петушок)
Звездочет царю Дадону
Петушка поднес с поклоном…
— Отвечай-ка, милый друг,
Что потом стерег петух?
(Город, царство)
А кому, скажи, дружок,
Громко-громко петушок
Все кричал: “Ки-ки-ри-ку!
Царствуй, лежа на боку!”?
(Дадону)
Что с царем накладно вздорить,
Вряд ли кто теперь поспорит.
Чем, скажите, царь Дадон
Мудреца дух вышиб вон?
(Жезл)
Чьи это слова?
«Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу! …»
(Мудрец)
«Горе мне! Попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! Смерть моя пришла…»
(Царь Дадон)
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Он невидим и могуч,
Он гоняет стаи туч,
Он гуляет на просторе,
Кораблям — подспорье в море.
(Ветер)
Круглолицый, светлоокий,
Светит он во тьме глубокой.
Назови скорей, дружок,
Позолоченный рожок!
(Месяц)
Дочка царская живет
У семи богатырей.
А кого царевна ждет?
Вспоминайте поскорей!
(Елисея)
Королевич Елисей
Долго шел к любви своей.
Кем являлся сей герой
Для царевны молодой?
(Жених)
У царя жена вторая,
Дни беспутно коротая,
Говорила по секрету
С этим маленьким предметом.
(Зеркальце)
У царицы злой-презлой
Собеседник непростой.
Неживой, но говорящий,
Скажет правду настоящую.
(Зеркало)
Возле терема лесного,
Не пуская к дому злого,
Он усердно службу нес.
Как же звался этот пес?
(Соколко)
Чьи это слова?
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее. »
(Мачеха-царица)
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий …»
(Королевич Елисей)
Оказывается, имя А. С. Пушкина носит одна из малых планет «2208 Pushkin». А ещё в честь знаменитого писателя и поэта назван кратер на планете Меркурий.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
А теперь посмотрите видео и помогите детям закрепить знания. В видео будет предложено три варианта ответа в картинках. Отгадывайте загадки и выбирайте верную картинку.
Викторина по сказке «О рыбаке и рыбке»
- Где жили старик со старухой? (на берегу моря).
- Каким был их дом? (землянка).
- Что забрасывал старик в воду, чтоб поймать рыбу? (невод).
- Какую рыбку выловил старик? (золотую).
- Старик отпустил золотую рыбку. Верно ли это утверждение? (да).
- Могла ли золотая рыбка разговаривать? (могла).
- Что просила рыбка, попав в невод? (отпустить ее).
- Что потребовала старуха в первый раз? (новое корыто).
- Какой самый большой выкуп захотела старуха? (стать владычицей морей).
- Как смогла рыбка наказать старуху? (оставила ее со старым корытом).
- Кто это говорит? «Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись ей, выпроси уж избу». (старуха).
Дополнительные вопросы, заставляющие детей анализировать и делать выводы.
- Тебе жалко старуху? (нет.Она получила наказание за жадность).
- Чему научила нас сказка? (злой и жадный человек остается в результате ни с чем).
К чему учит сказка о золотой рыбке.
На странице вопроса 50 БАЛЛОВ викторина по сказке о золотом петушке? из категории Литература вы найдете ответ для уровня учащихся 5 — 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.
Обыкновенно, просто заданий вопрос о чем идет текст. Например если текст о чудном лесе, можно написать так. Что чудного в этаком лесу? Тебя.
Потом они закрыли крышку гроба и понесли Белоснежку на кладбище. Там они ее и похоронили. Каждый день гномы приходили к могиле и рассказывали Белоснежке про то, как прошел их день. Но как — то раз они услышали непонятный звук, который издавался с ..
Они положили её в гроб и, сев все семеро вокруг её тела, стали оплакивать и оплакавали ровно три дня подряд. Но вдруг случилось чудо, приехал царь к её хрустальному гробику, поцеловал её и Белоснежка потихоньку проснулась.
Фільм досить стислий і всі ті емоції, що є у книзі, відсутні в її екранізації. Узагалі, так завжди : ) Навіть кінець книги і фільму «Портрет Доріана Грея» відрізняються.
Потому что он крал у бабушки булочки а когда его бабушка велела насобирать земляники он положил на низ корзины траву а сверху немного земляники пожалуйста! ).
Многие люди считают, что левши менее умны чем правши.
В армии нужно служить, чтобы ты укрепил своё рабское звание. Многие ошибочно рассуждают, что в армии научат чему — то. В реальных условиях в армии ты научишься стирать носки за кавказцами, мыть полы и разнообразно унижаться. Если везёт и ты попадё..
Зачем служить в армии? Я думаю, чтобы в будущем защищать родину если, , будет » война. Чтобы потом защищать своих матерей жен и детей наших. Можно стать силнее и новые умения как трюки или как уворачиваться от пули. Прямо так и напиши.
Литературная викторина с ответами по сказкам Пушкина для 4 класса
Литературная викторина для 4 класса
Описание: Данный материал предназначен учителям начальной школы для проведения урока внеклассного чтения в начальной школе. Цель: формирование общекультурных компетенций через восприятие художественной литературы. Задачи: — открывать учащимся сказки а.Пушкина — развивать умение анализировать информацию — развивать речь учащихся и навык осознанного чтения — воспитывать интерес к художественной литературе
Викторина «Герои сказок А. С. Пушкина»
О каком герое говорится в сказке? 1.«Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива». ( О царице в сказке «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
2. А кто это такой? «В сорочинской шапке белой, Весь как лебедь поседелый». ( Звездочет из « Сказки о золотом петушке».)
3.Кто это? «В дорогой собольей душегрейке, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, А на ногах красные сапожки». (Старуха из «Сказке о рыбаке и рыбке».)
4.Чей это портрет? «Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого» (Царевна из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».)
5.Кому принадлежат эти слова? «Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» (Царице из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Кто отправил телеграммы из сказок? 1)- Да вот веревкой хочу море морщить, Да вас, проклятое племя, корчить! (Балда)
2)Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова буяна… (Корабельщики)
3)Видит девица, что тут Люди добрые, живут; Знать, не будет ей обидно! (Молодая царевна)
4)Горе мне! Попались в сети Оба наших сокола! Горе! Смерть моя пришла. (Царь Дадон.)
«Угадай-ка» Попробуйте отгадать, Как героя сказки звать. 1)Живет он в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых (Балда; «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
2)Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает — Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. (Царевна-лебедь; «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасно царевне-лебеди».)
3)Чуть опасность где видна, Верный сторож, как во сне, Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется. (Золотой петушок; «Сказка о золотом петушке».)
4)Все красавцы молодые, Великаны удалые. Все равны как на подбор, С ними дядька Черномор. (Тридцать три богатыря; «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди».)
«Так все начиналось» Узнайте сказку по ее началу: 1. Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
2.Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать три года. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди».)
4.Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился. И царица у окна Села ждать его одна. («Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди».)
5.Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон, Смолоду был грозен он. («Сказка о золотом петушке».)
Одним из самых мудрых пушкинских персонажей является Ученый кот. Сколько знает он сказок, сколько песен! Но сегодня он приготовил для вас несколько вопросов: 1. В кого превращался князь Гвидон? (В муху, комара, шмеля.)
2. Кто был наказан за то, что не выполнил обещание, данное мудрецу? (Царь Дадон)
3. Назовите кличку собаки семи богатырей.(Соколко.)
4. Как звали бабушку князя Гвидона? (Бабариха.)
5. Какая природная сила знала ответ на вопрос королевича Елисея? (Ветер)
6. За какую плату нанял поп работника?(В год за три щелчка попу по лбу.)
7. Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян)
8. Назовите любимую песню белочки из «Сказки о царе Салтане…» (Во саду ли, в огороде».)
9. Что кричал петушок, сидя на спице?(«Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку…»)
10. С какими обращалась царица к волшебному зеркальцу?(«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи….»)
11. Вспомните название дома, в котором жили семь богатырей из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».(Терем.)
12. Мехом какого ценного пушного зверька торговали корабельщики из «Сказки о царе Салтане…»?)(Соболь)
13. Как называлась еда, которой кормили Балду? (Полба)
14. Вокруг зеленого дуба ходит кот ученый, бродит Леший. А кто сидит на ветвях?(Русалка)
15. Какого роста родился мальчик в «Сказке о Царе Салтане…»?(Аршин)
16. С какими словами обращался старик к золотой рыбке? («Смилуйся , государыня рыбка».)
17. Назовите имя женщины, которая пытается отравить царевну наливным яблочком? (Чернавка)
18. Кто нес богатыря через леса, через моря? (Колдун)
19. Над чем чах Кощей? (Над золотом)
20. Кто служил царевне?(Бурый волк)
Рекомендуем посмотреть:
Викторина с ответами по литературному чтению для учащихся 4 классов по теме: Сказки Литературная викторина с ответами по сказкам в 4 классе Интеллектуальная викторина с ответами для учащихся 3-4 класса на тему: Реки Конспект урока внеклассного чтения «Литературные сказки» в 4 классе с презентацией
Похожие статьи:
Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери»
Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Прокофьева «Приключения жёлтого чемоданчика»
Источники:
Об авторе: Светлана Игоревна
Тема урока: «А. С. Пушкин «Сказка о
золотом петушке»
Цели:
- научить анализировать поступки героев;
- обучать грамотному, выразительному чтению;
- развивать речь, память, мышление;
- воспитывать интерес к художественной
литературе, желание читать книги.
Оборудование: учебник, выставка книг
нарисованный замок, вырезанные силуэты петушков.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
– Сегодня я хочу начать урок словами: «Что за
прелесть эти сказки!» (слайд № 1)
– Мы с вами будем работать по сказке. А вот по
какой, сейчас вы мне ответите, решив небольшой
тест.
1. Назовите автора семи сказок: (слайд № 2)
И.А. Крылов
Л.Н. Толстой
А.С. Пушкин
А.Е. Измайлов
В.А. Жуковский
2. Назовите сказку А.С. Пушкина: (слайд № 3)
«Кот, петух и лиса»
«Кукушка и Петух»
«Сказка о золотом петушке»
«Петушок–золотой гребешок»
«Петух и собака»
3. Имя героя «Сказки о золотом петушке»: (слайд №
4)
Царь Салтан
Князь Гвидон
Царь Дадон
Царь Матвей
Царь Берендей
– Тема сегодняшнего урока… (слайд № 5) А.С.
Пушкин «Сказка о золотом петушке».
3. Сообщение целей урока (слайд № 6)
4. Повторение (слайд № 7)
– Посмотрите на портрет поэта.
Обратите внимание на годы жизни его.
– Сколько лет прожил А.С. Пушкин?
– За 38 лет оставил такое наследие потомкам!
– Давайте вспомним, какие сказки мы уже
прочитали за три прошедших года. Я показываю
иллюстрацию, а вы говорите название сказки.
На доске высвечиваются иллюстрации из сказок
А. С. Пушкина, следом название сказки и год
написания (слайды № 8 – № 23)
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди», 1831 (слайд № 8–11). - «Сказка о попе и работнике его Балде», 1831 (слайд
№ 12–14). - «Сказка рыбаке и рыбке», 1833 (слайд № 15–17).
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
1833 (слайд № 18–20). - «Сказка о золотом петушке», 1834 (слайд № 21–23).
– Действительно, мы изучаем уже пятую сказку
А.С. Пушкина. Но самой первой была «Сказка о
медведихе», которую поэт так и не дописал. И есть
еще одна сказка, которая называется «Жених».
– Молодцы! Хорошо знаете сказки Пушкина .Я буду
рада если пройдут годы и вы прочитаете эти сказки
уже своим детям.
5. Работа по «Сказке о золотом петушке»
– Давайте вспомним начало сказки. Я предлагаю
посмотреть сценку из этой сказки.
Инсценировка начала сказки от начала сказки
до слов: «Царь к окошку, – ан на спице, видит,
бьется петушок, обратившись на восток».
Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и
петушок)
– Каким представил нам Пушкин в сказке царя
Дадона?
задиристый
грозный
беспомощный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный
самодурный
(На слайде № 24 поочередно выходят слова,
характеризующие царя Дадона.)
– Докажите словами текста, что царь был
задиристым.
(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)
– т.е. право определял силой.
– В каких словах выражается его грозность?
(Смолоду был грозен он)
– Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли,
что царь не в силах уже воевать. Дадон сам
виноват, что у него много врагов, но он не хочет
отвечать за свои поступки.)
– В чем проявилась его беспомощность,
прочитайте.
(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)
– В чем еще проявилась беспомощность
Дадона?
(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)
– Почему вы считаете, что царь был жадным?
(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)
– Если бы он не был жадным и содержал бы большое
войско, то соседи побоялись нападать на царство
Дадона.
–Докажите злость Дадона.
(Со злости
Инда плакал)
– А как вы думаете, почему он обратился к
мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на
какое-то волшебное разрешение проблемы, сам
«наломал дров» и обратился к мудрецу.)
– Когда проявилась глупость царя?
(Волю первую твою
Я исполню, как мою)
– В это время думал царь, что надо будет
отвечать за свои слова? (Нет, он живет
сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)
– Действительно, царь не думал о том, что будет
происходить дальше, он не думал о будущей
расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость
царя.
– Найдите в этом отрывке образное выражение,
т.е. эпитет (слайд № 25). (Горы золота
сулит)
– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в
начале сказки? (Славный)
– О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает
добрые, славные дела)
– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?
– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить
добро и зло)
– Добро и зло – это неделимые, вечные
начала.
– Где проявилась своенравность царя? (В
разговоре с мудрецом в конце сказки)
–Докажите словами текста
(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?)
– Когда Дадон показал свою жестокость и
самодурство?
(Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…
Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»
Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.)
– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)
– Как вы думаете, кто в сказке является
символом добра и справедливости? (Петушок)
6. Физминутка.
– Покажите, как петушок встрепенулся,
повернулся, как он бился.
7. Продолжение работы над сказкой
– Почему петушок символ справедливости и
добра? Зачем это нужно? (Должна произойти
расплата за зло по законам волшебной сказки).
– Какими качествами А.С. Пушкин наделил
петушка? (Слайд № 26)
Петушок
верный
справедливый
(На слайде поочередно выходят слова,
характеризующие петушка)
– Докажите, что петушок был верным царю. (Верный
сторож как со сна)
– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)
– Когда петушок проявил справедливость?
(Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!)
– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда
угомонился Дадон? (Когда золотой петушок…
клюнул в темя.)
8. Работа с пословицами и поговорками (слайд
№ 27)
– Смысл образа петушка сведен к какой народной
поговорке?
(На слайде появляются пословицы и поговорки)
- Не рой другому яму – сам туда попадешь.
- Правда суда не боится.
- По правде и сила.
- Пока жареный петух в голову не клюнет…
– Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда
кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать
что-либо только по-своему, не считаясь со мнением
других.)
– Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть
злыми, жестокими)
9. Рефлексия
(У каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги
петушок.)
– У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги
петушок. Напишите, какие вы хотели бы сделать
добрые дела в своей жизни.
10. Итог урока
– Итог урока хочу подвести вашими мыслями. (Зачитываются
детские пожелания и вкладываю петушков в
нарисованный замок.)
– Чему научила вас эта сказка?
– Закончить наш урок я хочу словами Пушкина
(слайд № 28):
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»
11. Выставление оценок
Приложение 1