Сказка о золотом петушке пушкин история создания

Сказка о золотом петушке автор: пушкин а.с. негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь дадон. с молоду

Сказка о золотом петушке

Автор: Пушкин А.С.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!
Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —
Говорит Дадон, зевая: —
А?.. Кто там?.. беда какая? —
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.
Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…
Царь завыл: «Ох дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу. —
Крайне царь был изумлен.
«Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего».
— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!»
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

Конспект занятия «Путешествие по сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке»»

Разработала:  Багнюк
Л.В., воспитатель, СПб ГБУСО социальный приют для детей «Транзит»

Цель:  Закрепление знаний детей о сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке».

Задачи:

Образовательные:   закреплять умения находить слова с заданным звуком в стихотворном
тексте, определять его место в слове, выделять его при произношении;  совершенствовать
фонематический слух детей: находить слова из текста сходные по звучанию; продолжать
учить детей звуковому разбору слова, умению делить слова на слоги; составлять
предложения с заданным словом, определять порядок слов в предложении.

Развивающие:  развивать умение ориентироваться по словесному указанию, инструкции
данной педагогом; развивать фонематический слух, мышление, речь детей.

Воспитательные:   воспитывать умение слушать ответ товарища, чувство взаимовыручки,
формировать навык самоконтроля и самооценки; воспитывать патриотические чувства
к своей Родине, любовь к произведениям А.С.Пушкина.

Оборудование:  презентация к занятию с иллюстрациями и играми по теме, 8
конвертов с заданиями, маска петушка;  карточки с клеточками по количеству
звуков  для фонетического разбора слова, цветные фишки, карточки для игры
«Четвёртый лишний», простые карандаши, эмблемы с изображением золотого петушка.

Ход занятия:

1.
Организационный момент
  Здравствуйте, дети!
Здравствуйте, взрослые! Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. А
сейчас внимательно послушайте меня. «Негде, в тридевятом царстве. В тридесятом
государстве, Жил был славный царь Дадон.» Какая известная  сказка
начинается такими словами? («Сказка о золотом петушке») Кто автор этой сказки?
(Автор этой сказки А.С.Пушкин). Молодцы!

 2. Игра
«Сказка о золотом петушке»
 Поиграем!

Правила игры: Играют
все дети. Все задания находятся в конвертах, которые разложены в нашей группе,
у каждого конверта есть  свой  порядковый  номер. Задача игрока
– внимательно слушать, молча найти конверт с порядковым номером, быстро поднять
руку  и передать его  ведущему. Если задание в конверте
 выполнены, игра продолжается. Игра заканчивается, если дети дошли до
конверта со   значком  «Конец игры».

— Итак, будьте
внимательны! Игра начинается! (Первый конверт находится на шкафу).

Конверт№1: Игра «Будь внимателен».  Давайте вспомним героев сказки А.С.Пушкина о золотом петушке: В
этой сказке петушок Золотой гребешок. Старшиймладший сыновья
И отец их царь Дадон. Там красавица девица Шамаханская царица. И
ещё там был мудрец.

А сейчас кто
внимательно слушал строчки стихотворения, скажет,  в каких словах здесь
встречался звук «Ш». Где в этих словах находится звук «Ш»?  Вначале, в
середине или в конце слова. Назовите слова из этих строчек, которые похожи по
звучанию – «петушок – гребешок», «девица – царица». Молодцы! (Второй
конверт находится около куклы).

Конверт №2. Игра «Найди ошибку». Воспитатель читает строчки сказки,
специально ставя неправильно ударения в словах. «Петушок с высокой спицы Стал
стеречь его границы». Правильно я прочитала вам строчки из сказки? (Нет не
правильно). Почему вы думаете, что я не правильно прочитала эти строчки? (дети
объясняют, что неправильно поставлено ударение в словах) Молодцы! (Следующий
конверт лежит под столом).

Конверт №3. Игра «Найди схему к слову» (за столами и у доски) Детям
предлагается слово «ЦАРЬ» и несколько цветовых схем, нужно выбрать одну,
 подходящую. (дети выбирают схему и объясняют правильность своего выбора) Задание
1 – фонетический разбор слова «ЦАРЬ» Давайте вспомним, из чего состоят слова?

Дети: (слова состоят из звуков). Какие бывают звуки? (звуки бывают
гласные и согласные.) Согласные бывают твёрдые и мягкие. (разбор слова на
столах и у доски – дети интонационно выделяют звуки по порядку,  и
выкладывают их с помощью звуков-фишек). Молодцы! Как узнать, сколько слогов в
словах  «ЦАРЬ», «ДАДОН»? Хорошо, справились и с этим заданием. 4-ый
конверт
 находится над цветком на подоконнике.

 Конверт №4.
ФИЗМИНУТКА

Воспитатель
показывает детям маску петушка. Сейчас мы с вами немножко отдохнём. Для этого
нам необходимо превратиться в золотых петушков из сказки А.С.Пушкина о золотом
петушке. Приготовились к превращению, поворачиваемся вокруг себя со словами:
«Раз-два-три повернись, в золотых петушков превратись!» Главным петушком у нас
будет  … , на него мы наденем маску петушка. На чём сидел Золотой Петушок?
(золотой петушок сидел на спице). «Верный сторож, как со сна, Шевельнётся,
встрепенётся,
К той сторонке обернётся И кричит: «Кири-ку-ку Царствуй,
лёжа на боку!»
(дети изображают петушка, поворачивают голову вправо, влево,
назад и хором произнося слова сказки) А теперь обратно превращаемся в детей. «Раз-два-три
повернись, снова в детей превратись» Садитесь на свои места и будьте
внимательны. Наша игра продолжается. Следующий конверт лежит …… .

Конверт №5. Игра «Доскажи словечко» Вот мудрец перед … (Дадоном) Стал и
вынул из мешка Золотого … (петушка). «Посади ты эту птицу, — Молвил он царю на
… (спицу); Петушок мой … (золотой) Будет верный сторож … (твой): Коль кругом
всё будет … (мирно), Так сидеть он будет … (смирно); Хорошо! 6-ой
конверт
 слева от экрана.

Конверт №6 Задание: «Составь предложение с заданным словом» Детям
предлагаются картинки с изображением героев сказки, нужно придумать предложение
с использованием названия героя. Одно понравившееся предложение разбирается в
игре «Живые слова. 7-ой конверт за ……. .

Конверт№7.Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (за столами и на доске)

Детям предлагаются
изображения 4-ёх  петушков, один из них не герой «Сказки о золотом
петушке» А.С.Пушкина. Необходимо найти лишнего героя, объяснить почему он
лишний.

Заключение.

По какой сказке мы с
вами совершили путешествие? (мы вспомнили «Сказку о золотом петушке».) Мы с
вами вспомнили сказку, всех её героев, выполнили все задания которые
встречались на нашем пути. Что же вам понравилось сегодня больше всего? (составлять
слова, делить их на слоги, играть в игру «Четвёртый лишний», … ). Сегодня все
вы были молодцами,  и я хочу всем на память подарить эмблемы с
изображением золотого петушка из одной нашей с вами любимой сказки
А.С.Пушкина. 

Сказка о золотом петушке пушкин история создания

С детского возраста нам известны сказки Пушкина: кто-то познакомился с ними в начальной школе на уроках чтения, а кому-то ещё в дошкольном возрасте мамы и папы читали их перед сном. Одно можно сказать точно: эти произведения по-настоящему прославили Пушкина как умельца и мастера литературы, ведь сюжеты его сказок были совсем не новы.

Сказка о золотом петушке пушкин история создания

Мало кто знает, но Александр Сергеевич вовсе не планировал писать для детей, да и сами сказки (несмотря на жанр) тяжело отнести к разряду детских. Тем не менее, именно детская аудитория с ними знакомится впервые: в домашнем семейном чтении, в детских садах, на новогодних ёлках, утренниках и уроках чтения.

На самом деле все сюжетные основы, которые использовать писатель в своих сказках, уже были широко известны. Например, сказка о Спящей красавице превратилась в «Сказку о мёртвой царевне». 

В первую очередь, Александр Сергеевич решил писать сказки потому, что в 20-х годах 19 века он начал испытывать глубокий интерес к народной жизни. Сам он принадлежал к людям достаточно богатого класса, поэтому ему хотелось приблизиться к обычным крепостным людям, понять их мечты, желания, обычаи, потребности, мечты. А сам народ, как известно, тяготел к фольклору, устному народному творчеству: былинам, сказаниям, легендам, мифам. Именно они, как считал Пушкин, являются ключом к народной душе.

Александр Сергеевич начал вспоминать сказки, рассказанные его няней Ариной Родионовной. Писатель слушал истории обычных людей, записывал интересные народные обряды и песни. Автор настолько проник в этот культурный пласт, что исследователи, которые нашли его стилизацию «Песен о Стеньке Разине» приняли это сочинение за настоящий исторический памятник искусства!

Самыми первыми попытками Пушкина написать что-то в народном стиле были сказки «Жених» и «Утопленник». В первой рассказывается о девушке, которая вывела на чистую воду разбойника-жениха. Вторая история повествует о страшной мести. 

Ещё одна сказка, «Сказка о медведихе», так и осталась недописанной. Говорят, так произошло потому, что Пушкин увлёкся сочинительством других произведений. По другой версии, сказка осталась незаконченной, поскольку поэт так и не смог придумать, как достойно её завершить.

После создания упомянутых сказок Пушкин работал очень плодотворно и создал целый спектр популярных произведений, строки из которых многие из нас помнят наизусть:

1.  «Сказка о попе и работнике его Балде». Эту сказку Пушкин обработал так досконально, что сам Николай Васильевич Гоголь восхищался ей и удивлялся ее похожести на обычную народную речь;

2.  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Для создания этого произведения поэт использовал знаменитую народную сказку под названием «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Однако обработал и переделал он её так искусно, что ни один исследователь не говорит о плагиате. Скорее, о стихотворной вариации;

3.  «Сказка о рыбаке и рыбке». Сказка о противостоянии терпеливого добра и настырного зла. Удивительно, но в первом черновом варианте сказки старуха хотела стать не просто владычицей морской, а Папой римским (высшим религиозным саном у католиков);

4. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Данная сказка написана по мотивам знаменитой «Белоснежки». А история создания у неё очень интересная: Пушкин и поэт Жуковский устроили стихотворное состязание, результатом которой у первого была «Сказка о мертвой царевне», а у второго — сказка «Спящая царевна»;

5.  «Сказка о золотом петушке» — это сказка с серьёзной насмешкой над правителем самодуром, который предпочитает «править, лёжа на боку». Не удивительно, что такого глупого царя губит его же сиюминутная прихоть.

Сказка о золотом петушке пушкин история создания

Популярными и любимыми сказки Пушкина сделал не столько сам сюжет, сколько неповторимый авторский стиль, музыкальность, напевность. Александр Сергеевич сумел объединить в своих сказочных произведениях и вечные вопросы (жизнь и смерть, добро и зло, труд и тунеядство, трусость и решительность), и простые бытовые ситуации.

Персонажи в сказках поэта делятся на положительных и отрицательных, как и в народных. Но самой большой симпатией Солнца русской поэзии пользуются, конечно, простые люди: труженик старик, без конца забрасывающий невод в море, или весёлый и находчивый Балда. Прелесть сказок Пушкина ещё и в том, что даже такие «высокопоставленные» люди как царь Салтан, царевна Лебедь или королевич Елисей изображаются, как обычные люди со своими печалями, горестями, переживаниями. То есть их социальный статус не играет никакой роли, главное — то, что они умеют чувствовать и имеют доброе сердце.

Конечно, свои сказки Пушкин создавал отнюдь не для развлечения. Своими уникальными произведениями он хотел в иносказательной манере привлечь внимание к разным проблемам. Например, проблему тщеславия и зависти («Сказка о мертвой царевне»), жадности и ненасытности («Сказка о рыбаке и рыбке»), алчности, глупости и вседозволенности («Сказка о золотом петушке»), обиды, доверия, прощения («Сказка о царе Салтане»).

Сказка о золотом петушке пушкин история создания

Сказки Александра Сергеевича оказались настолько популярными, что строки из них в буквальном смысле ушли в народ. Сложно найти человека, который бы не знал наизусть этих знаменитых цитат и не использовал их в реальной жизни:

·     «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»;
·     «А во лбу звезда горит»;
·     «Дурачина ты, простофиля!»;
·     «Я ль на свете всех милее?»;
·     «Ветер, ветер, ты могуч»;
·     «Сказка ложь, да в ней намек»;
·     «Кабы я была царица»;
·     «Чего тебе надобно, старче?».

Не зря сказки были одним из излюбленнейших жанров Александра Сергеевича. И несмотря на то, что сам поэт свои сказки писал не для детей, а для взрослых, у людей любого возраста они вызывают только положительные эмоции, приятную ностальгию и душевное умиротворение.

Сказка о золотом петушке пушкин история создания

Произведения Александра Сергеевича Пушкина для детей полны чудес и роскоши. Взятые из мира волшебства, они тесно связаны с окружающей жизнью, просты и понятны.

В читательский дневник «Сказку о золотом петушке» с кратким содержанием, планом пересказа и анализом школьники записывают в третьем классе.

Информация будет полезна для уроков внеклассного чтения и более глубокого понимания произведения.

История создания

«Сказка о золотом петушке» была написана Пушкиным осенью 1834 года в родовой усадьбе Болдино (Нижегородская область). Здесь поэт чувствовал особый творческий подъем, написал много чудесных стихов в осенний период в 1830 и 1833 гг. В 1834 году Александр Сергеевич снова вернулся к месту вдохновения в надежде творить.

Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» для читательского дневника (А.С. Пушкин)

Однако в жизни поэта не все было безоблачно. Долги и давление цензуры отражались на его эмоциональном состоянии. Во время трехнедельного пребывания в Болдино ему удалось написать только одну сказку о царе Дадоне. Литературоведы считают, что прототипом для нее стала «Легенда об арабском астрологе», написанная «отцом американской литературы» Вашингтоном Ирвингом.

Упростив и изменив сюжет египетской сказки, поэт приблизил ее к русскому народному произведению. В сюжете заложены идеи, обличающие действия царской власти и императора. В сказочной форме Пушкин смог высказать все, что думал о правящем режиме. После цензуры ее пропустили в печать. Первая публикация состоялась в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения».

Основные персонажи

Литературоведы редко обращались к произведению, поэтому о его истории сохранилось мало информации.

Особый интерес к сказке проявила Анна Ахматова, благодаря которой удалось установить, что она была написана на основе новеллы Ирвинга.

Большинство исследователей не принимают этот факт, считая сюжеты литературных работ слишком разными. Однако многие смирились с этим фактом. В читательском дневнике следует отметить главных героев сказки:

Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» для читательского дневника (А.С. Пушкин)

  1. Петушок. Олицетворение борьбы света над тьмой — на Руси простые люди вставали с первыми птахами, которых ласково называли золотыми гребешками, и принимались за работу. У Пушкина птица — сверхсильное существо, способное восстановить справедливость.
  2. Царь Дадон. Правитель в возрасте, своенравный, жестокий и глупый. Не смог устоять перед чарами заморской красавицы. Дадон — говорящее имя. В словаре Даля ему дана такая характеристика — неуклюжий, нескладный, несуразный человек.
  3. Звездочет. Мудрец, погибший от руки правителя.
  4. Шамаханская царица. Удивительная красавица, из-за которой произошел раздор в сказке. Образ взят Пушкиным из произведения «Княжна Милуша». В нем Катерина, как и царица, внезапно появляется и исчезает, принося главному герою много страданий.

Краткое содержание

Престарелый царь Дадон получил в подарок от кудесника волшебного золотого петушка. Теперь ему не нужно было бояться внезапного нападения врага. Сидя на спице, петушок указывал направление, откуда шла беда, и войско правителя успевало подготовить оборону. Видя такой отпор со стороны царя, соседи присмирели и не стремились нападать на его владения.

За такую бесценную услугу государь пообещал исполнить любую просьбу мудреца. Но тот не спешил с решением, ведь всему свое время. Однажды произошли удивительные события: после долгого молчания петушок встрепенулся и заголосил, вещая беду.

Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» для читательского дневника (А.С. Пушкин)

Один за другим врага отправились искать оба сына Дадона, но не вернулись. Тогда сам царь встал во главе войска и поехал в сторону, на которую указывал петушок.

В поле он увидел шатер, вокруг которого лежало побитое войско и мертвые сыновья. В этот момент из шатра вышла прекрасная девушка и пригласила его войти. Увидев ее красоту, царь забыл о смерти сыновей. Будучи околдован ее чарами, он провел в пирах с Шамаханской царицей целую неделю.

Пришло время возвращаться в город. Девица отправилась с царем, и во время пышного въезда в город Дадон увидел в толпе седого мудреца.

Звездочет напомнил государю о данном когда-то обещании. На это правитель возмутился и предложил старцу хоть чин, хоть деньги. Но девицу не отдал.

Когда же мудрец отказался от всех благ и вновь попросил, чтобы царь сдержал слово, Дадон убил его жезлом.

Все содрогнулись, лишь красавица весело смеялась. Когда же царь въехал в город, петушок сорвался со спицы и клюнул его в темя. Царь умер, а Шамаханская царица исчезла, словно ее и не бывало.

Анализ для читательского дневника

В своей тетради ученикам младшей школы важно отразить основные аспекты и смысл сказки Пушкина о золотом петушке. Волшебная птица является главным героем, который вершит правосудие и наказывает правителя, не пожелавшего сдержать слово. Кратко отразить информацию о сказке можно в нескольких строках:

Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» для читательского дневника (А.С. Пушкин)

  1. ФИО автора. Александр Сергеевич Пушкин.
  2. Название произведения. «Сказка о золотом петушке».
  3. Год написания. Осень 1834 г.
  4. Жанр. Волшебная сказка.
  5. Тема произведения. Честность.
  6. Главная мысль. За все поступки придется держать ответ. Важно быть последовательным, даже если это невыгодно или идет вразрез с планами.
  7. Суть. В первую очередь нужно надеяться на себя, а не на помощников. Иначе можно допустить губительную для себя ситуацию. Магия непредсказуема, а за свои слова рано или поздно нужно отвечать. Как показывает опыт Дадона, цена несдержанного обещания может быть слишком высока.
  8. Аннотация (1−2 предложения). Царь Дадон обезопасил свою страну с помощью подарка от Звездочета — золотого петушка. Когда пришло время вознаградить старца, он повел себя как правитель, который не держит обещаний, за что и был убит.
  9. Чему учит. «Сказка о золотом петушке» предупреждает, что важно держать слово, уметь отличать добро от зла и хранить дружбу.
  10. Подходящие пословицы. «Давши слово держись, а не давши — крепись». «Честное слово дорого стоит».
  11. Что понравилось. В сказке восторжествовала справедливость. За отказ держать данное Звездочету слово и за его убийство Дадон был наказан, поплатился собственной жизнью.

Юные читатели могут встретиться с новыми словами, которые требуют разбора. Шелом в стихотворении — это шлем. Темя — затылок. Войско в старину называли ратью, а скопцов — евнухами.

План для пересказа

Литературоведы отмечают, что в произведении о петушке и Дадоне больше морали, чем в других сказочных историях Пушкина.

Сказку не стоит относить к классическим русским народным, поскольку в содержании мало фольклора и морали, отсутствуют зачин, герои-помощники, волшебные предметы.

Однако, как и во многих сказочных произведениях, торжествует справедливость, и после прочтения остается положительное впечатление. На уроке литературного чтения ребятам может потребоваться пересказ текста, который удобно сделать по такому плану:

Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» для читательского дневника (А.С. Пушкин)

  1. Подарок царю Дадону от Звездочета.
  2. Служба золотого петушка.
  3. Тревога в государстве.
  4. Поход старшего и младшего сына, их исчезновение.
  5. Выступление Дадона.
  6. Встреча с Шамаханской царицей.
  7. Возвращение в город.
  8. Общение со старцем и нарушенное слово.
  9. Месть золотого петушка.

Сказка является последней в творчестве знаменитого русского поэта. Она воплощает все то, чему Пушкин научился за годы работы над произведениями подобного рода, учит честности и справедливости.

Отзывы читателей

Читала эту сказку много раз. Сначала в детстве, потом своему сыну, теперь уже внукам. Особенно хорошо она воспринимается с картинками, поэтому храню свою первую книгу 1962 года выпуска. Пушкин — мастер своего дела.

После прочтения всегда задумываюсь, чему сказка «Золотой петушок» учит меня в этот раз. Ведь это не только волшебный сюжет, но и отражение ситуации в обществе, в котором жил автор. Каждый богач мог сначала пообещать что-то, а потом «забыть».

Но автор напоминает — безнаказанным слово чести не будет. Жизнь вмешается и внесет коррективы.

С годами начинаешь глубже понимать смысл сказки Пушкина «Золотой петушок». Жизнь ставит перед человеком много испытаний, искушает соблазнами. Однако важно подходить ко всему с «холодной головой». Ради красавицы старый царь Дадон позабыл о мести за убитых сыновей, пренебрег данным скопцу словом чести. Неудивительно, что его ждала расправа. Ведь каждому воздается по заслугам.

Недавно я писала сочинение о любимом произведении А. С. Пушкина. Выбрала сказку о петушке. В ней нет положительных героев, но прекрасно описаны хорошие и плохие поступки людей. Нельзя давать обещаний, если ты не думаешь их выполнять. Царь поступил опрометчиво и ответил злом на добро, за что и поплатился.

Пушкин «Сказка о Золотом петушке», разбор для читательского дневника

обзоры книг

сказки, школьная программа

Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» для читательского дневника (А.С. Пушкин)

В статье вы найдете разбор (можно даже сказать, анализ) «Сказки о золотом петушке», специально для читательского дневника. Мы включили в него перечень главных героев, сюжет (краткое содержание), план пересказа, главную мысль и вывод.

  • Александр Сергеевич Пушкин
  • Жанр: Сказка (в стихах)
  • Год написания: 1834

Содержание «Сказки о золотом петушке» говорит о том, как правителя могут подвести его безрассудные решения и вера в собственную значимость. Все это приводит к гибели царского рода Дадона и его государства.

Главные герои:

Дадон — старый правитель тридевятого царства, желает покоя. В словарях «дадонами» называют неуклюжих и несуразных людей.

Мудрец — человек, который обладает многими знаниями. Он предан наукам, магии и отрекается от суеты ради служения высшим целям.

Золотой петушок — волшебный сторож тридесятого царства, символ дальновидности, правды и справедливости. Его преподносит Дадону звездочет.

Воевода — важное лицо в окружении Дадона, правит войском государя.

Сыновья Дадона — потомки царя Дадона, гибнут от рук друг друга.

Шамаханская царица — соблазнительница Дадона и его сыновей. Заполучить ее желает и мудрец.

Сюжет (краткое содержание сказки):

В далеком государстве правит старый царь Дадон. Ему досаждают соседи, земли которых царь часто разорял страшными набегами в молодости.

Дадону хочется покоя. Он обращается к «звездочету и скопцу» за помощью. Мудрец преподносит престарелому государю волшебного стража. За эту услугу он требует от царя исполнить любую просьбу, когда самому звездочету этого захочется. Дадон соглашается.

Царство преданно охраняется петушком, который сидит на спице высокого здания. Он предупреждает о любой опасности. Скоро соседи начинают снова бояться Дадона.

Но однажды государя будит страшный крик петуха. Золотая птица оборачивается на восток и замирает. О тревоге государю сообщает Воевода. Дадон собирает войско и отправляет старшего сына усмирить неприятеля.

Проходит восемь дней. Дадон не получает вестей от сына. Петушок снова кричит. В путь с ратью отправляется младший царский сын. Проходит тоже восемь дней.

Крик петуха возвещает, что нужно собрать новое войско и на девятый день отправляться в дорогу самому Дадону. Восемь дней государь движется с армией на восток.

На девятый день Дадон обнаруживает побитую рать и обоих сыновей, которые убили друг друга у прекрасного шелкового шатра. Пока отец горюет, из шатра выходит прекрасная девица. Она ведет к себе Дадона.

С красавицей он забывает о своем родительском горе.

Шамаханская царица отправляется вместе с Дадоном в столицу. Там их встречает звездочет. Он требует от царя отдать ему красавицу в оплату своей услуги.

Дадон сердится, приказывает схватить мудреца и бьет его жезлом. Звездочет падает замертво. Шамаханская царица смеется.

Когда государь въезжает в город, со спицы слетает петушок. Он клюет в темя Дадона и улетает, когда тот умирает. Вслед за петушком испаряется и загадочная красавица.

План пересказа:

  1. Старый царь Дадон мечтает о мирном правлении тридевятым государством.
  1. Государь просит помощи у восточного звездочета.
  1. Мудрец дарит Дадону золотого петушка.
  1. Петушок предупреждает царя о любой опасности. Соседи снова боятся нападать на страну Дадона.
  1. Тревожное пенье петуха и обращение птицы на восток.
  1. Первый сын Дадона отправляется с войском в путь.
  1. Через восемь дней золотой страж снова предупреждает об опасности. На помощь старшему брату спешит второй сын Дадона.
  1. На восьмой день после отправления младшего сына звучит третье предупреждение от петушка.
  1. Сам Дадон ведет войско. Через восемь дней он натыкается на шатер. Перед ним лежат побитые войска. Царь обнаруживает, что его сыновья убили друг друга.
  1. Из шатра появляется соблазнительная красавица.

    Дадон забывает о гибели войска, своих детей и утешается чарами Шамаханской царицы.

  1. Вместе с красавицей Дадон отправляется домой.
  1. В столице его встречает звездочет. Он требует отдать ему Шамаханскую царицу за свои услуги.
  1. Дадон рассержен. Он убивает звездочета одним ударом жезла. Царица хохочет.
  1. В столице к царю спускается со спицы золотой петушок. Он клюет Дадона в темя, царь погибает. Петушок улетает. Шамаханская царица испаряется.

Главная мысль:

Следует уважать соседей и помнить, что за каждый поступок придется ответить.

Вывод:

Царь Дадон теряет семью, государство и жизнь в короткое время. Все потому, что он отказывается от собственного слова, поддается чарам Шамаханской царицы и слишком скоро забывает о гибели сыновей. Сказка показывает, что нельзя нарушать обещания, поддаваться соблазнам и отказываться от предложенного жизнью искупления.

Анализ сказки для читательского дневника предоставила vesnushka07.

Советую посмотреть:

Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» для читательского дневника (А.С. Пушкин)

Пушкин, «Сказка о царе Салтане», краткое содержание

Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» для читательского дневника (А.С. Пушкин)

Эпитеты в русских сказках

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:

Краткое содержание «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

«Сказка о золотом петушке» Пушкина была написана в 1834 году.

Это последнее сказочное произведение писателя, в котором он обнажает многие человеческие пороки и напоминает, что за все свои поступки рано или поздно придется держать ответ.

На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Сказка о золотом петушке». Пересказ будет полезен как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку по литературе.

Основные персонажи сказки

Краткое содержание «Сказка о золотом петушке» рассказывает о неблагодарном царе, коварной царице и чудесном петушке.

Главные герои:

  • Царь Дадон – престарелый правитель, в прошлом грозный воин, позабывший обо всем под влиянием Шамаханской царицы.
  • Золотой петушок – волшебный персонаж, который зорко следил за границами царства Дадона.

Другие персонажи:

  • Звездочет – старый мудрец, подаривший Дадону Золотого петушка.
  • Шамаханская царица – безжалостная красавица, за внимание которой поплатились сыновья Дадона, сам царь и звездочет.

 «Сказка о золотом петушке» в сокращении

А. С. Пушкин «Золотой петушок» краткое содержание для читательского дневника:

Престарелому царю Дадону кудесник подарил золотого петушка, который будет предупреждать о любой опасности. Это позволило царю заранее готовиться к битвам и всегда быть победителем. За эту услугу царь пообещал волшебнику исполнить любую его просьбу.

Однажды петушок запел, предупреждая о беде. Оба сына царя встали во главе войска и отправились искать врага. Прошло какое-то время, петушок вновь запел, тогда царь сам встал во главе войска и поехал за сыновьями.

В степи он увидел огромный шатер, а вокруг него побитое войско и двух его убитых сыновей. В этот момент из шатра вышла прекрасная девушка и пригласила царя войти. Царь мгновенно влюбился в нее и обо всем забыл.

А наутро он поехал в столицу с девушкой. Из толпы вышел волшебник и попросил девушку, царь разгневался и ударил того посохом по лбу. Тогда петушок взлетел на голову царю и убил его своим клювом.

Вывод:

Старый царь так сильно влюбился в молодую царицу, что забыл и о смерти сыновей, и об обещании, данном мудрецу, за это и поплатился.

Другая «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина была написана в 1833 году.  В ее основе лежит простонародный сюжет, который автор облачил в стихотворную форму. Это история о том, до чего может довести человеческая жадность и потакание собственным прихотям.

Сжатый пересказ «Сказки о золотом петушке»

«Сказка о золотом петушке» краткое содержание с цитатами из произведения:

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» жиль царь Дадон. В молодости он был грозным правителем, который постоянно воевал с соседями. Но с возрастом он захотел «покой себе устроить» и отдохнуть от постоянных войн.

Чтобы обеспечить себе спокойную, мирную жизнь, царь Дадон обратился за помощью к мудрецу-звездочету. Тот подарил ему волшебного петушка, который зорко следил за царскими владениями и предупреждал в случае приближения опасности. В свою очередь, царь Дадон пообещал звездочету исполнить любое его желание.

Петушок Золотой гребешок всегда был начеку, и «соседи присмирели, воевать уже не смели». Так прошло несколько лет, но однажды петушок, повернувшись на восток, стал громко кукарекать, предупреждая об опасности.

Царь отправил войско во главе со старшим сыном. Не получив никаких вестей, Дадон послал на выручку младшего сына с отважными воинами. Так и не дождавшись никаких известий от своих сыновей, царь сам возглавил «третью рать», и повел ее на восток.

Какого же было его удивление и горе, когда он увидел мертвых своих сыновей, заколовших друг друга у входа в шелковый шатер. Царь горько заплакал, но он быстро позабыл о своей утрате, когда увидел, как из шатра вышла «девица, Шамаханская царица». Ослепленный красотой девушки, Дадон полностью ей покорился.

Вскоре царь вернулся домой с войском и Шамаханской царицей. Увидев красавицу, звездочет обратился к Дадону и напомнил о его обещании выполнить любую просьбу: «Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу».

Разгневанный царь ударил старика жезлом по лбу, и тот упал замертво. «Вся столица содрогнулась», а красавица лишь весело рассмеялась. В этот миг Золотой петушок спорхнул со спицы, и так сильно клюнул царя в темя, что тот скончался на месте. И Золотой петушок, и Шамаханская царица исчезли, будто вовсе их и не бывало…

Заключение

В своей сказке Пушкин сделал акцент на том, как важно отвечать за свои поступки и сдерживать данные обещания. В противном случае расплата будет весьма суровой.

После того, как прочитаете краткое содержание «Сказки о золотом петушке», рекомендуем ознакомиться с полной версией произведения.

краткое содержание «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.

ПредыдущаяСледующая

«Сказка о золотом петушке» краткое содержание для читательского дневника по произведению Пушкина (3 класс) – чему учит, главная мысль, отзыв

Краткое содержание «Сказка о золотом петушке» для читательского дневника

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Сказка о золотом петушке

Число страниц: 24. Пушкин Александр Сергеевич. «Сказка о золотом петушке». Издательство «Качели». 2021 год

Жанр: Сказка

  Краткое содержание Жюль Верн «Дети капитана Гранта»

  • Год написания: 1834 год
  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Ильиной Галиной Сергеевной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Подробный пересказ Сказки о золотом петушке

Жил-был царь по имени Дадон. В молодые свои годы вел он множество войн, и его соседи боялись и уважали государя. Но пришло время, Дадон состарился и не мог уже воевать. Вот тут-то правители пограничных государств и осмелели. Сложно стало некогда грозному царю, только отстоят его войска одну границу, как с другой уже собирается другая армия.

И пришел к нему как-то один мудрец. Достав из мешка петуха золотого, он велел Дадону посадить ту птицу на самый высокий шпиль. И пообещал, что отныне этот петушок будет всегда предупреждать царя о готовящихся на его царство нападениях. Обрадованный государь, посулил мудрецу исполнить любое его пожелание.

С той поры так и пошло. Чуть только соберется чужая армия напасть на государство Дадона, петушок поднимает шум и царское войско встречает неприятеля во всеоружии. Не застать их теперь врасплох! Поняли соседи, что и в старости царь Дадон небеззащитен, себе дороже нападать на него, да и успокоились. Тишь да гладь теперь в царстве.

Уже много времени прошло в мире, как вдруг петушок, развернувшись в восточную сторону, закричал-затревожился. Собрался с войском старший царский сын и пошел отстаивать границу.

Прошло 8 дней, а от него — ни слуху ни духу. А петушок вновь кричит-беспокоится. Собрался младший царевич на подмогу. Да и он пропал — никаких вестей от обоих. И снова петушок кричит.

Делать нечего, собрал рать сам царь Дадон и поехал к восточной границе.

Вот приходит он в горы и видит разбитые войска своих сыновей, а невдалеке стоит шатер. А внутри лежат царевичи, пронзив друг друга мечами. Ох, какое горе охватило государя! Рыдает он над своими детьми, плачут все, кто это видит…

Но тут откидывается полог и в шатре появляется дева невиданной красоты — царица Шамаханская. Пораженный царь за ней пошел и пировал 7 дней, забыв и о погибших сыновьях, и обо всем на свете.

Вот ведь, седина в бороду — бес в ребро! Задумал старый царь на той деве жениться. И везет свою невесту во дворец. Въезжают они в столицу и встречает их у ворот толпа народа. И мудрец давешний тоже там. Вот подходит он к царю и просит Дадона выполнить обещание. А тот что, царское слово крепко, готов исполнить.

Вот только попросил мудрец себе невесту царскую. А разве ж Дадон ее отдаст! Разгневал только чародей царя-батюшку. Тот и стукнул просителя своего посохом по темечку. Да много ль мудрецу- старинушке надо? Мертвый и упал. Народ ахнул, а девица царская хихикает. Тут петушок со шпиля своего слетел и царя клюнул. Тоже в темя. Помер и царь на месте.

А царица Шамаханская у людей на глазах исчезла!

Сказка ложь, но урок в ней крепкий. Слово свое держать надо! И за добро добром платить, а не руки распускать. Да дерево по себе рубить!

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сюжет

Дадон был грозным и могущественным царём, которого боялись все в округе. Когда он постарел, то ушёл от ратных дел, и вскоре его стали тревожить набегами воинственные соседи.

Дадон обратился за помощью к одному мудрецу, и тот подарил царю золотого петушка, который заранее предупреждал о появлении вражеских войск.

Взамен Звездочёт попросил Дадона исполнить одно его желание, и тот согласился.

Золотой петушок, сидя на высокой башне, исправно нёс свою службу, и вскоре соседи Дадона присмирели. Однажды золотой петушок поднял тревогу – к царским владениям приближались враги. Дадон отправил в поход старшего сына с войском, но спустя восемь дней сын так и не вернулся. Тогда Дадон отправил ему на подмогу младшего сына, но и от того не было вестей.

Петушок не унимался, и Дадон отправился в поход сам. Он прибыл на место великой битвы, где все были мертвы, в том числе и его сыновья. Неподалёку царь увидел богато украшенный шатёр, в котором находилась прекрасная Шамаханская царица. Увидев красавицу, Дадон тут же позабыл об убитых сыновьях.

Решив жениться на Шамаханской царице, он повёз ее к себе во дворец. Тут подошел к нему Звездочёт и напомнил про обещание. Он попросил у царя Шамаханскую царицу, но тот в порыве гнева убил старого мудреца. В тот же миг золотой петушок слетел с башни и что есть силы клюнул Дадона в лоб.

Царь скончался на месте, а Шамаханская царица исчезла.

Сюжет — краткое содержание

  1. Додон просит Звездочета помочь ему сохранить царство, и тот дарит царю Золотого петушка, предупреждающего об опасности.
  2. Петушок исправно нес службу, и царь Додон справился со всеми врагами.
  3. Когда Золотой петушок снова запел, царь дважды посылал своих сыновей, но потом ему пришлось отправится на бой самому.
  4. Додон нашел убитых сыновей и в шатре красивую Шамаханскую царицу, в которую тут же влюбился.
  5. Додон отказал Звездочету, который попросил у него Шамаханскую царицу, и убил старика.
  6. Петушок слетел на голову Додона и клюнул его в темя, а потом исчез вместе с Шамаханской царицей.
  7. Краткое содержание произведения можно прочитать здесь, там же вы найдете еще один вариант краткого содержания для читательского дневника

Отзыв

В жизни очень много соблазнов, однако всегда нужно иметь голову на плечах и не поддаваться им. Старый царь Дадон ради красивой царицы позабыл о сыновьях, о данном обещании, о собственной чести. Неудивительно, что он поплатился за свою слабость головой.

Рисунок-иллюстрация к Сказке о Золотом петушке.

Основные персонажи сказки

Краткое содержание «Сказка о золотом петушке» рассказывает о неблагодарном царе, коварной царице и чудесном петушке.

Главные герои:

  • Царь Дадон – престарелый правитель, в прошлом грозный воин, позабывший обо всем под влиянием Шамаханской царицы.
  • Золотой петушок – волшебный персонаж, который зорко следил за границами царства Дадона.

Другие персонажи:

  • Звездочет – старый мудрец, подаривший Дадону Золотого петушка.
  • Шамаханская царица – безжалостная красавица, за внимание которой поплатились сыновья Дадона, сам царь и звездочет.

Краткое содержание Пушкин Сказка о золотом петушке

Сказка, в стихотворной форме, повествует о грозном Царе Дадоне, которого утомили войны с соседними государствами. Хитрый царь заключает сделку с мудрецом. Тот дает ему золотого петушка, который должен охранять границы его владений, оповещая о нападениях непрошеных гостей. В свою очередь, Царь, обещает исполнить любую волю мудреца.

По возвращению домой он встречает на своем пути мудреца, который напоминает ему о данном царем обещании. Мудрец просит отдать ему Шамаханскую царицу. Царь отказывается, ударяет старика жезлом, отчего тот падает замертво. Золотой петушок, спорхнув со спицы и приземлившись на темя царя, клюет царя в темя и царь Дадон расплачивается жизнью за свой обман и неблагодарность.

Сказка о золотом петушке

Настройки

Произведение написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1834 году. В нём автор акцентирует внимание читателя на множестве человеческих пороков.

Краткое содержание сказки Пушкина «Сказка о золотом петушке» заставляется задуматься о том, что расплата человека за свои недальновидные поступки может оказаться очень суровой.

Главные герои:

  • Волшебный петушок – сказочный персонаж долгое время верно охранял владения правителя.
  • Дадон – пожилой царь в прошлом был грозным воином.

Второстепенные персонажи:

  • Шамаханская царица – за попытки завладеть вниманием этой безжалостной красавицы было суждено поплатиться и Дадону, и старому звездочёту, и сыновьям правителя.
  • Старый звездочёт – этот персонаж решил подарить Дадону диковинную птицу (волшебного петушка).

Краткое содержание

Дадон обитал в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. В прежние годы он проявил себя как грозный правитель, постоянно воевавший с соседями. Но в старости Дадон решил отдохнуть от суровых сражений: «покой себе устроить». Поэтому правитель пошёл к мудрецу-звездочёту за помощью. Старик подарил правителю диковинного петушка.

Волшебная птица оберегала владения Дадона, предупреждая его о надвигающейся опасности. Правитель, в свою очередь, намеревался исполнить любую прихоть мудрого старца.

Благодаря стараниям золотого петушка, «соседи присмирели, воевать уже не смели».

Через несколько лет волшебная птица, повернувшись на восток, начала громко предупреждать правителя об опасности. Дадон решил отправить в это место войско, которое возглавил старший царский сын. Никаких известий о ходе сражений не было. Тогда Дадон отправил на выручку своего младшего сына со смелыми воинами.

Но и в этот раз никакой весточки из тех земель не поступило. Тогда Дадон решил сам возглавить «третью рать» и повести войско на восток.

Правитель испытал огромное горе, увидев мёртвых царевичей неподалёку от входа в шёлковый шатер. Царские сыновья закололи друг друга. Правитель сильно горевал из-за безвременной гибели детей. Но царь быстро забыл о постигшем его горе, когда взгляд Дадона упал на выходившую из шатра Шамаханскую царицу. Правитель был ослеплен красотой незнакомки и оказался полностью под властью её чар.

Вскоре правитель вернулся на родину с молодой царицей и своим войском. Увидевший прелестницу звездочёт тоже пал жертвой чар красавицы. Он решил напомнить потерявшему голову от любви правителю о данном ранее слове выполнить любую просьбу старика. Звездочёт сказал: «Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу».

Дадон разгневался и быстро стукнул старика по лбу тяжёлым жезлом. От такого сильного удара звездочёт свалился замертво. В то же мгновение прежде верный Дадону петушок резко клюнул царя в темя. Правитель умер на месте. А красавица-девица и волшебная птица исчезли безвозвратно, словно их и не было никогда.

Пушкин А.С. “Сказка о золотом петушке” Читательский дневник, краткое содержание

Сюжет — краткое содержание

  • Додон просит Звездочета помочь ему сохранить царство, и тот дарит царю Золотого петушка, предупреждающего об опасности.
  • Петушок исправно нес службу, и царь Додон справился со всеми врагами.
  • Когда Золотой петушок снова запел, царь дважды посылал своих сыновей, но потом ему пришлось отправится на бой самому.
  • Додон нашел убитых сыновей и в шатре красивую Шамаханскую царицу, в которую тут же влюбился.

  Капитанская дочка (Пушкин А. С.

, 1836)

  1. Додон отказал Звездочету, который попросил у него Шамаханскую царицу, и убил старика.
  2. Петушок слетел на голову Додона и клюнул его в темя, а потом исчез вместе с Шамаханской царицей.
  3. Краткое содержание произведения можно прочитать здесь, там же вы найдете еще один вариант краткого содержания для читательского дневника

Краткое содержание «Сказка о золотом петушке» для читательского дневника

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Сказка о золотом петушке

Число страниц: 24. Пушкин Александр Сергеевич. «Сказка о золотом петушке». Издательство «Качели». 2021 год

  • Жанр: Сказка
  • Год написания: 1834 год
  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Ильиной Галиной Сергеевной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Пословицы к произведению

  1. Давши слово держи, а не давши — крепись.
  2. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
  3. Береги честь смолоду, а платье снову.
  4. Седина в голову, бес в ребро.

  Садко: “Образ храброго героя” древних былин

Честное слово дорогого стоит.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм.

Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью.

Страница для сбора здесь

Сжатый пересказ

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил славный царь Додон, ставший грозой всех соседних земель, так как успешно боролся с врагами.

Сколько бы потенциальные захватчики ни пытались угрожать правителю и его стране, он отбивался от них, принимая самостоятельно участие в походах.

В старости он решил отойти от военных и ратных дел, но набеги воинственно настроенных соседей не дают ему уйти на покой.

Тогда царь решает обратиться за помощью к великому мудрецу-звездочету, который в качестве подарка вручает Додону петуха с золотым гребешком. По словам мудрейшего, этот петушок способен оповещать заранее о приближающейся беде. Взамен он просит царя исполнить всего одно пожелание, которое звездочет озвучит позднее.

Посадил царь птицу на спицу и стал ждать. Почти все время петух сидел смирно. Птица начинала звать на помощь, громко кукарекая, если на царство надвигалась опасность. Словно флюгер, он поворачивался в сторону, откуда шел враг.

Противники присмирели, петушок перестал кричать, пока не произошло что-то странное и непонятное. Птица начала громко кричать спустя несколько лет спокойствия. Тогда царь решает отправить в военный поход старшего сына, который так и не возвратился домой.

В очередное путешествие отправляется младший царевич, который также пропадает. Отсутствие вестей сводило старого отца с ума, он решил сам поехать в поход. Он находит мертвыми сыновей и все посланное с ними войско. Становится понятно, что они убили друг друга.

Поблизости с местом битвы стоит роскошный шелковый шатер. В нем царь Додон встречает женщину невиданной красоты — Шамаханскую царицу. Он решает, что красавица должна принадлежать только ему, забывает о мертвых сыновьях, веселится с царицей. Предложив ей руку и сердце, правитель отправляется с невестой в свое царство.

В толпе глазеющих зевак царь замечает того самого волшебника, попросившего, наконец, исполнить его просьбу в качестве благодарности. Звездочет просит подарить ему Шамаханскую царицу, что весьма разозлило ее жениха.

Разгневанный правитель убивает мудреца. В этот же момент золотой петушок, который никогда не двигался со своего места, сорвался вниз и клюнул Додона прямо в темя на голове. Царь свалился с колесницы, ахнул и умер враз.

Невеста громко засмеялась и исчезла, словно ее и небывало.

Сюжет

Царь Дадон был грозным и могущественным царем, которого боялись все в округе. Когда он постарел, то ушел от ратных дел, и вскоре его стали тревожить набегам воинствующие соседи.

Дадон обратился за помощью к одному мудрецу, и тот подарил царю Золотого петушка, который заранее предупреждал о появлении вражеских войск.

В обмен же Звездочет попросил Дадона исполнить одно его желание, и тот согласился.

Золотой петушок, сидя на высокой башне, исправно нес свою службу, и вскоре соседи Дадона присмирели. Однажды Золотой петушок поднял тревогу – к царским владениям приближались враги. Дадон отправил в поход старшего сына с войском, но спустя восемь дней сын так и не вернулся. Тогда Дадон отправил ему на подмогу младшего сына, но и от того не было вестей.

Петушок не унимался, и Дадон отправился в поход сам. Он прибыл на место великой битвы, где все были мертвы, в том числе и его сыновья. Неподалеку царь увидел богато украшенный шатер, в котором находилась прекрасная Шамаханская царица. Увидев красавицу, Дадон тут же позабыл об убитых сыновьях.

Решив жениться на Шамаханской царице, он повез ее к себе во дворец. Тут подошел к нему Звездочет, и наполнил об обещании. Он попросил у царя Шамаханскую царицу, но тот в порыве гнева убил старого мудреца. В тот же миг Золотой петушок слетел с башни и что есть силы клюнул Дадона в лоб.

Царь скончался на месте, а Шамаханская царица исчезла.

Царь Дадон

Пушкин характеризует его как славного, но грозного правителя. Царь по молодости любил повоевать, совершал набеги на соседние царства. Но к старости решил остепениться и начать спокойную жизнь. Но не тут-то было. Теперь соседние государства, почувствовав слабину, пошли на него войной.

Подумал царь Дадон и позвал на помощь старого мудреца-звездочёта. Получил он от него необычный подарок – золотого Петушка, который мог предупреждать своим криком о приближении врагов. В благодарность царь пообещал исполнить любое желание звездочёта. Стала налаживаться мирная жизнь.

Но тут Петушок известил об опасности. Отправил царь Дадон войско во главе со старшим сыном, вслед за ним на помощь двинулся и младший с дружиной. В конце концов, пришлось и самому царю вспомнить молодость и двинуться вслед за сыновьями.

Нашел царь своих погибших детей. Но тут же появляется прекрасная Шамаханская царица, от красоты которой царь забывает о постигшем его горе. Везет он красавицу к себе домой. Тут старый звездочёт и вспомнил о царском обещании.

Требует он, чтобы царь отдал девицу ему. Но Дадон уже забыл о данном слове, не исполнил он желания старого мудреца и убил его. И в ту же минуту сам погиб от золотого петушка.

А Шамаханская царица исчезает, будто бы ее и не было вовсе.

Анализ для читательского дневника

В своей тетради ученикам младшей школы важно отразить основные аспекты и смысл сказки Пушкина о золотом петушке. Волшебная птица является главным героем, который вершит правосудие и наказывает правителя, не пожелавшего сдержать слово. Кратко отразить информацию о сказке можно в нескольких строках:

  1. ФИО автора. Александр Сергеевич Пушкин.
  2. Название произведения. «Сказка о золотом петушке».
  3. Год написания. Осень 1834 г.
  4. Жанр. Волшебная сказка.
  5. Тема произведения. Честность.
  6. Главная мысль. За все поступки придется держать ответ. Важно быть последовательным, даже если это невыгодно или идет вразрез с планами.
  7. Суть. В первую очередь нужно надеяться на себя, а не на помощников. Иначе можно допустить губительную для себя ситуацию. Магия непредсказуема, а за свои слова рано или поздно нужно отвечать. Как показывает опыт Дадона, цена несдержанного обещания может быть слишком высока.
  8. Аннотация (1−2 предложения). Царь Дадон обезопасил свою страну с помощью подарка от Звездочета — золотого петушка. Когда пришло время вознаградить старца, он повел себя как правитель, который не держит обещаний, за что и был убит.
  9. Чему учит. «Сказка о золотом петушке» предупреждает, что важно держать слово, уметь отличать добро от зла и хранить дружбу.
  10. Подходящие пословицы. «Давши слово держись, а не давши — крепись». «Честное слово дорого стоит».
  11. Что понравилось. В сказке восторжествовала справедливость. За отказ держать данное Звездочету слово и за его убийство Дадон был наказан, поплатился собственной жизнью.

Юные читатели могут встретиться с новыми словами, которые требуют разбора. Шелом в стихотворении — это шлем. Темя — затылок. Войско в старину называли ратью, а скопцов — евнухами.

Отзыв

В жизни очень много соблазнов, однако всегда нужно иметь голову на плечах, и не поддаваться им. Старый царь Дадон ради красивой царицы позабыл о сыновьях, о данном обещании, о собственной части. Неудивительно, что он поплатился за свою слабость головой.

Рисунок-иллюстрация к Сказке о Золотом петушке.

Краткое содержание сказки «Золотой петушок»

Жил царь Дадон, стал он стар, и стали его соседи беспокоить. Звездочет подарил ему золотого петушка, тот сидел на спице и показывал, когда приближались враги. Но вот раз стал опять беспокоиться петушок, послал Дадон одного своего сына туда с отрядом, чуть позже второго.

Когда сыновья не вернулись, поехал Дадон туда сам. Там встретил Шамаханскую царицу, которая окалдовала его. Дадон позвал её замуж. Приехали они в царство Дадона. Встретил их звездочет. А давно Дадон обещал выполнить любую просьбу звездочёта. Звездочет попросил в жёны царицу Шамаханскую.

Желание обладать царицей оказалось сильнее царского слова. Как ни пытался откупиться царь от старика, тот был неумолим в своём желании, и Дадон в сердцах убивает его. А золотой петушок клюнул царя в темечко. Дадон умер — так петушок отомстил царю за обман и за смерть своего хозяина.

«Сказка о золотом петушке» краткое содержание для читательского дневника

Мудрец подарил царю Дадону петушка, который всегда начинал кричать в случае нападения врагов. Послал царь двух своих сыновей на битву. Но они не вернулись.

Тогда царь сам поехал к месту битвы и увидел своих сыновей мертвыми. Там же он встретил шамаханскую царицу, влюбился в неё и привёз к себе во дворец.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/pushkin/skazka-o-zolotom-petushke
  • https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/skazka-o-zolotom-petushke.html
  • https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/pushkin/skazka-o-zolotom-petushke
  • https://kratkoe.com/kratkoe-soderzhanie-skazki-zolotoy-petushok/

Более подробное содержание

В этом примере сатирической сказки рассказывается о том, как владыка государства, польстившись на прелести заморской царицы, лишился и правления, и жизни. В этом плане сюжет произведения немного напоминает другую сказку Пушкина – «О рыбаке и рыбке».

Царь Дадон, недовольный набегами иноземцев, обращается к мудрецу и получает флюгер в виде покрытого золотом петуха. Поворачиваясь в ту или иную сторону, птица предупреждает царя о том, с какой стороны должна прийти опасность.

Однажды петух подает ложную тревогу. И на восток с войском едут сыновья царя, где и пропадают. Отправившись искать детей, ушедших воевать, Дадон находит лишь их тела: сыновья вонзили мечи друг в друга.

Дадон впадает в горе, но тут же забывает обо всем на свете, увидев Шамаханскую красавицу.

Дадон доставляет ее к себе во дворец и вспоминает о том, что когда-то обещал придворному мудрецу исполнить любое его желание.

Мудрец все еще помнит об этом обещании, попросив у царя в жены царицу. Дадон уничтожает мудреца и гибнет сам, клюнутый в лоб золотым петухом.

Тема:  Александр
Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Цель:
способствовать развитию умений анализировать поступки героев, грамотно и
выразительно читать; создать условия развития речи, памяти, мышления;
содействовать воспитанию интереса к художественной литературе, желания читать
книга

УУД
метапредметные:

Ход урока

   — Здравствуйте,
дорогие ребята!

Приглашаю вас в
удивительную Пушкинскую страну. 184 года  назад погиб поэт, а наша любовь к
нему все также не ослабевает.

 — За свою
недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических,
с которыми у нас с вами еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам
особенно интересны его сказки.

—  Какие красивые
книги издаются сегодня, неправда — ли? А как вы думаете, почему? Чем интересны
эти произведения детям 21 века? (Учащиеся отвечают.)

– Давайте
вспомним, какие сказки мы уже прочитали за три прошедших года. Я показываю
иллюстрацию, а вы говорите название сказки.

На доске
высвечиваются иллюстрации из сказок А. С. Пушкина, следом название сказки и год
написания

«Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди», 1831

«Сказка о попе и
работнике его Балде», 1831

«Сказка рыбаке и
рыбке», 1833

«Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях», 1833

«Сказка о золотом
петушке», 1834

– Действительно,
мы изучаем уже пятую сказку А.С. Пушкина. Но самой первой была «Сказка о
медведихе», которую поэт так и не дописал. И есть еще одна сказка, которая
называется «Жених». Всего семь сказок написал А.С.
Пушкин.                      
– Молодцы! Хорошо знаете сказки Пушкина .

Учитель:

     — У лукоморья
дуб зелёный;

Златая цепь на
дубе том:

И днём и ночью кот
учёный

Всё ходит по цепи
кругом;

Идёт направо —
песнь заводит,

Налево — сказку
говорит.

Одну я помню
сказку эту

Поведаю ее я свету….

— Это сказка
Пушкина. Давайте прочитаем все вместе (на доске) – «Сказка о золотом петушке»

— Но прежде, чем
будем слушать сказку, прочитайте самостоятельно вопросы на доске и постарайтесь
на них ответить после прослушивания.

Вопросы:

—   Что
запомнилось из услышанного?

—   Кто
наказал царя и за что?

– Правильно
ответить на этот вопрос и будет целью нашего урока.

—  В сказке
встречаются некоторые слова, теперь уже не всем понятные. Прочитайте их и
попробуем определить их значение

Словарная работа:

Инда – иногда          

Рать – войско

Звездочет,  мудрец- тот, кто предсказывал будущее

Темя – часть головы

Стан – место для остановки, передышки

Надгробного кургана – захоронение

Негде — где-то

Скопец  — старец

Шеломы  — шлемы

Сарачинская шапка
— восточный головной убор

—  Слушание сказки
(аудиосказка из интернета ). Дети следят по учебнику.

— А чем сказка
отличается от других жанров? (Читается плавно, напевно, певуче; написана
простым, доступным для народа языком)

— Какой вид
сказки? (волшебная)  

— Где же в сказке
волшебство? (Звездочет в роли волшебника, золотой петушок укажет, откуда
беда, конец сказки: «А царица вдруг пропала, будто вовсе не бывало»)

— Кто главные
герои сказки? (Царь Дадон и петушок)

– Каким представил
нам Пушкин в сказке царя Дадона?

(слова
приготовлены заранее и вывешиваются на доску по ходу ответов детей)

– Докажите словами
текста, что царь был задиристым.

(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)

– т.е. право
определял силой.

– В каких словах
выражается его грозность(Смолоду был грозен он)
– Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли, что царь не в
силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет
отвечать за свои поступки.)

– В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.

(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)

– В чем еще
проявилась беспомощность Дадона?

(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)

– Почему вы
считаете, что царь был жадным?

(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)

– Если бы он не
был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на
царство Дадона.

–Докажите злость Дадона.

(Со злости
Инда плакал)

– А как вы
думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется
на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к
мудрецу.)

– Когда проявилась глупость царя?

(Волю первую твою
Я исполню, как мою)

– В это время
думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет
сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)

– Действительно,
царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей
расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.

– Чем наполнено
это имя – Дадон? С какими словами, звуками рифмуется, сочетается? (Пустозвон,
болван, дон-дон-пустой звук, пустое)

 (Использование
Толкового словаря русского языка Ожегова и Толкового словаря живого
великорусского языка В.И. Даля)

ДОДОН

муж. додониха жен., влад. нескладный, несуразный человек. В сказках поминают царя Додона. Додор, додорик муж. додорка? жен., сиб. горбунчик или карлик, малорослый и неказистый человек, как говорят волдырь, пузырь, прыщ.

– Где
проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в
конце сказки)

–Докажите словами
текста

(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?)

– Когда Дадон
показал свою жестокость и самодурство?

(Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…

Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»

Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.)

– Посмотрите,
какие качества царя мы выявили? (Злые)

– Как вы думаете,
кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)

– Почему петушок
символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата
за зло по законам волшебной сказки).

– Какими качествами
А.С. Пушкин наделил петушка?       (Петушок верный, справедливый)

– Докажите, что
петушок был верным царю.

(Верный сторож,
как со сна, 

Шевельнется,
встрепенется, 

К той сторонке
обернется 

И кричит:
«Кири-ку-ку! 

Царствуй, лежа на
боку!)» 

– Сколько раз
петушок выручал царя? (Три раза)

– Когда петушок
проявил справедливость?

(Петушок спорхнул
со спицы;

К колеснице
полетел

И царю на темя
сел.

Встрепенулся,
клюнул в темя

И взвился…и в то
же время

С колесницы пал
Дадон!)

– Итак, золотой
петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок…
клюнул в темя.)

Чему учит эта
сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)

– Смысл образа
петушка сведен к какой народной поговорке?

(На слайде
появляются пословицы и поговорки)

Не рой другому яму
– сам туда попадешь.

Правда суда не
боится.

По правде и сила.

Пока жареный петух
в голову не клюнет…

– Как понимаете
смысл этой поговорки? (Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать,
делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.)

– Чему учит эта
сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)

Работа в парах:

—  С чего
начинается сказка?

 —  Каким был
царь Дадон в начале сказки?

— Как золотой
петушок предупреждал царя об опасности?

— Как управлял
царь Дадон в это время?

— Какую картину
увидел царь Дадон на поле сражений?

— Каким показан
царь, когда увидел мертвых детей?

— Каким вы увидели
царя после встречи с шамаханской царицей?

— Что пообещал
царь Дадон звездочету?

— Сколько лет
пользовался царь Дадон услугами золотого петушка?

–Кто создал
шамаханскую царицу? Что можно о ней сказать?
–Почему она приносит всем несчастье? (Шамаханская царица обладает
красивой внешностью. Власть красоты – это власть нравственных законов.
Нарушивших эти законы ждет кара, наказание).

– Какой нравственный закон нарушил Дадон? (Царское слово: он мог и
готов был предать и продать свой народ).

— Почему был
наказан царь Дадон?  Каким его показывает поэт? Подтвердите свой ответ словами
из сказки.

— Прочитай слова,
которыми Пушкин заканчивает сказку. Что этими словами хотел сказать поэт?

Выявление главной
мысли сказки.

— Какой же урок
дает Пушкин? В чем основная мысль сказки?

— Каким же должен
быть царь, чтобы концовка была другая?

Самооценка

Оцените по шкале
успеха  свою работу на уроке  (под эту же музыку, что исполнялась в начале
урока)

Сегодня вы были
все молодцы!

Домашнее задание.

— Но есть совсем
другая сказка, в которой совсем другой конец – это сказка В.А. Жуковского
«Сказка о царе Берендее…»

— Сравните образы
царя Берендея и царя Дадона.

Почему в одной
сказке счастливый конец, в другой – трагический.

— Для всех (по
желанию) – проиллюстрировать и подписать эпизод – дополнить наш стенд еще одной
сказкой.

— А завтра у нас
будет урок обобщения и мы снова побываем в удивительной Пушкинской стране.
(включить мелодию к песне)

  • Сказка о золотом петушке положительные и отрицательные герои
  • Сказка о золотом петушке пушкин год написания
  • Сказка о золотом петушке пушкин в чем смысл
  • Сказка о золотом петушке пушкин вопросы и ответы
  • Сказка о золотом петушке опера римского корсакова