Сказка о золотом петушке каким был царь дадон

На сказках а.с.пушкина выросло не одно поколение. и сегодня, перечитывая в очередной раз творения великого поэта своему чаду, вновь окунаешься

Сказка о золотом петушке каким был царь дадон

На сказках А.С.Пушкина выросло не одно поколение.

И сегодня, перечитывая в очередной раз творения великого поэта своему чаду, вновь окунаешься в волшебную ауру витиеватых переплетений словесных кружев, но таких понятных на первый взгляд, и в то же время иногда таких загадочных и значащих.

Из всех произведений Пушкина в этом жанре наиболее известны  пять:

«Сказка о Попе и его работнике Балде»(1830),
«Сказка о царе Салтане…»(1831),
«Сказка о рыбаке и Рыбке»(1833),
«Сказка о Царевне и семи богатырях»(1833),
«Сказке о Золотом Петушке»(1834)

Но только в «Сказке о Золотом Петушке» он почему-то акцентировал внимание читателей, что сказка это не просто интересное, развлекательное повествование. Последней фразой автор подводит универсальный итог своей истории: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Плюс к этому возникает вопрос: а почему урок только добрым молодцам, а красным девицам можно не читать?

Я не зря указал годы написания всех пяти сказок. Написаны они в сравнительно короткий промежуток времени, образуя таким образом настоящую сказочную серию, закрывающуюся в «Сказке о Золотом Петушке» крылатой фразой.

Вроде бы все понятно, к чему же было лишний раз напоминать читателю о морали этой сказки? Пушкин был умным и весьма образованным человеком. Он прекрасно понимал, что сказки детям почти всегда читают взрослые, и послание в двух последних строчках адресовал именно им. И речь идет не о том, что нельзя голову терять от любви.

Ошибки Царя Дадона

В образной форме в сказке излагаются грубые ошибки в государственном управлении.

Во-первых, государственная власть осуществляется не только военными методами. Ведь управлять или воевать, как мы уже сегодня знаем, помимо оружия можно и деньгами, и подтасовкой фактов, и переписыванием истории.

Во-вторых, все люди должны быть управленчески грамотными. И начинать давать эти знания человеку необходимо с детства через систему образования. Если даже ребенок и не вырастет президентом или директором, то он будет понимать причины и следствия происходящих событий и принимаемых решений в государстве, а значит, его будет очень трудно обмануть на любом уровне управления и заставить развалить страну его же собственными руками.

Связь между уровнем образования и качеством государственного управления прямая. Понаблюдайте сами, горячие точки возникают чаще в тех странах, где была разрушена национальная система образования и под благовидным предлогом внедрена чужеродная. И наоборот.

В-третьих, Пушкин в шутливой форме обрисовал схему управления государственными деятелями через сторонних лиц. Такая схема известна очень давно. Сказка о золотом петушке каким был царь дадонВ одной из пещер Алжира археологи обнаружили доисторический наскальный рисунок, древнего человека, который в простой и доходчивой форме это проиллюстрировал. Сегодня такое явление получило название «Вагинократия». И женщины здесь совершенно не причем. Мужчины, демонстрируя животный тип психики, сами попадают в эту зависимость.

Вспомните, сколько кровопролитных войн возникало из-за споров за женщину! Знаменитый сериал «Игры престолов» это показывает очень доступно. Но картина будет не полной, если не назвать такие нам известные имена современников как Б.Клинтон, М.С.Горбачев, В.А.Ющенко, М.Н.Саакашвили, и т.д. Управление в своих интересах Руководителем государства через его жену (или другого близкого человека) использовалось еще древнеегипетскими жрецами (к/ф «Фараон», Польша, 1966г. реж. Е.Кавалерович, по одноименному роману Б.Пруса), и продолжает успешно применяться сегодня не только в надгосударственной политике.

Вот где Александр Сергеевич «зарыл собаку». По результатам наблюдений за современными руководителями разных уровней, и на себе ощущая их ошибки в управлении, создается впечатление, что «Сказка о Золотом Петушке» написана в наше время. Или Пушкин, еще два века тому назад предвидя такое падение качества управления, ненавязчиво пытался сформулировать характерные ошибки в стихотворной форме сказки, в каждую рифму вкладывая предупреждения и поучения. Жаль, что современные наши политики не читают сказок, а могли бы извлечь не малую пользу для себя, и как следствие для нас.

Почему «Сказку о Золотом Петушке» можно рассматривать как практические рекомендации по организации структуры управления в государстве с примерами и иллюстрациями. И освоить этот урок было бы полезно не только добрым молодцам, а еще и мужицам, и старцам!

Роковая сделка

Но вернемся к «Золотому Петушку». Все мы помним сюжет этой сказки, а кто не читал, очень рекомендую прочитать, так как мультфильм, который точно смотрели все, несколько искажает первоисточник. Нарушает последовательность стихов, кое-где стихи естественно заменены рисованными образами, а в нескольких местах вообще дополнены стихами, которых нет в оригинале. Хотя, если они написаны другим поэтом, то довольно мастерски скопирован стиль Пушкина. Но нам нужно разобраться, что думал и о чем хотел сказать сам Александр Сергеевич. Почитаем же сказку вдумчиво…

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.

В тридевятом царстве мы наблюдаем стиль правления – абсолютная монархия, это в чем-то сродни диктатуре. Беда всех диктаторов, когда с возрастом они становятся слабы, те, кто был ими обижен, начинают мстить. Поэтому диктаторы, как правило, своей смертью не умирают. Дадон же, вроде как опытный руководитель государства, дабы решить проблему с соседями…

Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.

Весьма примечательная личность этот звездочет, но о нем позже. А сейчас все внимание Дадона занято Петушком, которого Мудрец подарил царю и пообещал, что тот предупредит, если появится опасность. Довольно серьезная проблема решилась весьма быстро и просто. На радостях царь обещает мудрецу:

«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».

Очень щедро и достаточно легкомысленно для управленца такого уровня как царь, не правда ли? Да и Мудрец не просит вознаграждения сразу – что кажется еще более подозрительным. Тем не менее, сделка заключена. После нескольких удачных оборонительных операций соседи поняли, что им здесь уже ничего «не светит» и два года в государстве Дадона царила тишь да благодать. Но…

Изучайте инструкцию пользователя!

Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
…………………………………
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.

Очень знаковое место в сказке. Проанализируем внутреннюю политическую ситуацию, сложившуюся в государстве. Во-первых, царь Дадон пробужден, то есть спит на «работе», что понятно даже из крика петушка: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!». Во-вторых, воевода, как бы мы сейчас сказали «силовое ведомство», не знает, что делать в сложившейся ситуации и бежит за указаниями к Царю, хотя оборона государства его прямая обязанность. Получается Царь (диктатор) мало того, что сам не занимается управлением страны, он еще и не организовал государственную систему таким образом, чтобы она самоуправлялась, на случай его кратковременного отсутствия. Страна живет без управления – смертельно для любой системы. Вся ответственность оказывается на петушке, но петушок – структура не государственная, а механизмы его деятельности неизвестны. Как-то это все нам знакомо..!

Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.

Оказывается, у царя есть сыновья, но к управлению государством не приспособлены и не допущены, так как в иерархии управления находятся на уровне воеводы. Этот вывод можно сделать из того, что персонажи сыновей появляются не в начале сказки вместе с Царем, а только сейчас и только возглавляя войско. Третья ошибка царя в управлении. Но первая по значимости, потому что управленческие кадры готовятся долго, за пять лет в ВУЗе этому не обучишься. Необходимо формировать соответствующее мировоззрение с детства, иметь глобальное мышление и понимание процессов управления. Короче говоря, система образования в Дадоновом царстве тоже «ни к черту».

Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;

И ситуация повторяется: петушок снова сигнализирует об опасности с востока и царь посылает вторую рать на «врага».

Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;

Но есть ли «враг»? Вернемся немного назад, когда Мудрец дает петушка Царю и инструктирует Дадона как им пользоваться.

Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,

«…иль другой беды незваной!» – эту фразу Царь как раз и пропустил мимо ушей. Не разобравшись в источнике опасности, он принимает решение исходя из своего понимания ситуации, то есть опасность для него может заключаться только в военном нападении. Да еще не получив донесения от старшего сына и не зная чем закончился его поход, то есть не имея всей информации по делу, он естественно повторяет ту же ошибку. А Петушок – только датчик, аварийный сигнал передан – реакция управляющего органа есть, и он снова умолкает в режиме ожидания.

Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать.
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.

И люди понимают, что все бестолку, и Дадон осознает свои управленческие ошибки, но признать это публично в существующей иерархии может оказаться губительно для имиджа власти. Проблема замалчивается. Не правда ль, это нам знакомо?

Шамаханский тур Царя

Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
…………………………………….
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
……………………………………
Царь завыл: «Ох дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».

Осознавая неправильность своих решений, Царь пытается часть ответственности переложить на подчиненных, напоминая, что сыновья, лежащие возле шатра – сокола «наши», то есть общие. Царь оказался слаб не только физически, но и морально, пытаясь «перевести стрелки». Что ж, у плохих руководителей всегда виноват «Пушкин». Все это нам очень знакомо!

А сам Пушкин тут же нам открывает причину смерти сыновей.

…………… Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
…………………………………
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищён,
Пировал у ней Дадон.

Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.

Говоря языком современных спец. служб, Царь угодил в «медовую ловушку». Забыл про свои обязанности руководителя государства, забыл о смерти наследников, все его мысли занимает Шамаханская царица! И Дадон не просто развлекается, а «…покорясь ей безусловно». Понятное дело, в свое царство он везет ее не как наложницу или как посла – Царь женился! Как и положено, в столице Царя встречают его подданные…

За все приходится платить

Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
………………………………
«Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу».
……………………………
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?

А и вправду, зачем? На первый взгляд, что тут непонятного, мудрец захотел красавицу себе в жены. И Дадон думает также…

Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;

…называя Мудреца грешником, за якобы его мысли. Но так ли это на самом деле? Помните, мы отметили, что Мудрец личность примечательная – он ведь скопец, то есть оскопленный, проще говоря, кастрат.

Скопцы (самоназвания «агнцы Божьи», «белые голуби») — последователи мистической секты «духовных христиан», возводящей операцию оскопления в степень богоугодного дела. Общины скопцов считали, что единственным путём спасения души является борьба с плотью путём оскопления.

Мог ли такой человек желать плотских утех, конечно нет. Тогда зачем же ему Шамаханская царица? Чтобы разобраться дочитаем эту сцену, а вместе с ней и сказку до конца.

Царь, реально осознавая последствия неосторожно данного слова, по сути, забирает его назад, банально пытаясь откупится. Проявив настойчивость, мудрец провоцирует Царя на гневную реакцию, а в гневе многие аргументы не принимаются во внимание. Как говорил один киногерой: «Гнев, ненависть… ведет на Темную сторону Силы». Прямой причины убивать Мудреца у Дадона не было. Стража могла просто оттащить старика, как было велено, а после тихо с ним разобраться. Тем не менее, Царь был спровоцирован, по сути, на публичное преступление – убийство.

…………… Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.

Обратите внимание, Пушкин уже не называет ее царицей, хотя в стих это слово ложится как нельзя лучше и по рифме и по смыслу.

И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.

Не все то золото, что блестит…

Вероятнее всего царица фальшивая, а усомниться в ее происхождении можно было еще, когда она «…с поклоном его за руку взяла и в шатер свой увела» – уж никак не поведение царицы. Она была внедрена в царство Дадона с вполне определенными целями именно Мудрецом. Связь между ними Пушкин показывает в конце сказки, обращая наше внимание на одежду Мудреца: «В сарачинской шапке белой…» – Сараци́ны (греч. Σαρακηνός) – восточные люди. Как вы помните, и Петушок предвещал беду с Востока. Сначала псевдоцарица поссорила двух братьев – наследников престола. Принцип «Разделяй и властвуй» работает безотказно.

А далее, не без ее же помощи, воспользовавшись управленческой безграмотностью Царя, который к тому же не сумел подавить в себе животные инстинкты, последнего в стране управленца делают преступником. И в понимании толпы, он получает заслуженное наказание. Национальная управленческая элита (Царь с сыновьями) уничтожена, народ самоуправляться не умеет, остается только сесть на трон и надеть на себя скатившуюся с чужой головы корону. Таким образом, Некто, закулисный управленец буквально парой «инструментов» захватывает власть в огромной стране. Ах, как же это все знакомо!

Интересно, что сюжет «Сказки о Золотом Петушке» Пушкин позаимствовал у американского писателя В.Ирвинга, из его «Легенды об арабском звездочете»(1832). И хотя сказка получилась проще, понятнее и короче, ее смысл несомненно глубже. В этом вы можете убедиться, прочитав оба произведения.

Таинственный Пушкин

Нужно заметить, что Пушкин не первый раз пользуется таким приемом. В основу «Сказки о царе Салтане», на пример, положен древнегреческий Миф о Данае, дочери Акрисия, царя Аргосского и Евридики. Той самой Данае, которая изображена на бессмертном полотне Рембрандта (1636-1647) из коллекции Эрмитажа, что было облито кислотой и порезано ножом 15 июля 1985 года 48-летним жителем Литвы, неким Бронюсом Майгусом, который объяснил свой поступок политическими мотивами. Хотя по показаниям работников музея, зайдя в зал, он спросил у смотрителя: «Какая картина тут наиболее ценная?» (и при чем тут политика?).

Миф повествует о том, что царю Акрисию Оракулом была предсказана смерть от руки сына его дочери. Вопреки всем стараниям отца, Даная все же родила сына Персея. Конечно, без божественной помощи не обошлось. Персей был зачат Зевсом, который проник в темницу, обратившись Золотым дождем. Царь Аргосский приказал свою дочь с внуком заколотить в ящик и бросить в море. Хотя это ему не помогло. Благодаря череде случайностей, включая и саму смерть Акрисия, пророчество сбылось.

Пушкин переписал эту историю с более счастливым концом. И в комментарий к этому можно привести его же цитату: «Провидение не алгебра. Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая — мощного мгновенного орудия Провидения.» Проведением правит Творец. Если ты что-то делаешь против замысла Творца, Проведение внесет свои коррективы, как-бы говорит Пушкин.

Ну что ж, мы поняли тебя, Александр Сергеевич!

Источник

Велика роль народной сказки в творчестве наших писателей XVIII – начала XIX века и А. С. Пушкина в частности. Стихия народной песни, былины и сказки пронизывала жизнь крестьянина от рождения до смерти. И эта область народной поэзии окружала А. С. Пушкина с детства. Свои сказки поэт писал на протяжении не менее 20 лет.

Связь А. Пушкина и народной поэзии

У Пушкина это были не пассивные пересказы сюжетов, не просто занимательные приключения героев с любовной интригой, а введение в них социальных вопросов. Примером являются жадный поп и его сметливый батрак. Они рассказывают об идеальных нравственных нормах поведения («Сказка о мертвой царевне»). От народных все сказки А. С. Пушкина отличаются прежде всего стихотворной речью. Одни, более ранние, написаны подлинным народным языком, когда поэт становится похож на народного сказителя.

царь додон

Другие, более поздние, сказки А. С. Пушкина пишутся литературным стихом, хореем. Он вместе со сказителями, видоизменяя сюжеты, вводя новых героев, что-то заимствуя из фольклора других стран, создает новую русскую сказку, однако сохраняя ее национальный колорит. Ничего подобного более никто не написал. Почти все сказки взрослые знают с детских лет, возвращаясь к ним вновь, когда подрастают их собственные дети и внуки, но только углубленный анализ может вскрыть то, что прячется за сюжетом.

Самая страшная сказочная история

сказки а с пушкина

В какой из сказок Пушкина мы найдем столько смертей? Как актуально звучит сказка о царе Додоне во все времена! Фантасмагорическая картина гибели империи и исчезновения династии написана в 1834 году. В конце этой истории остаются груды мертвых тел, которые и похоронить некому. Одно воронье кружит над ними. В выдумке содержится намек и урок оставшимся в живых: не допускайте войны, в особенности братоубийственной.

Потеря контроля над ситуацией

Смелый и задиристый царь Додон смолоду всегда нападал на соседей. Никого не жалея, он вел захватнические войны. Постарев, властитель устал и захотел покоя. Но не тут-то было. Соседи, почувствовав слабость государя, стали нападать на него со всех сторон. Старый правитель не знал, как оградить свою страну от набегов.

царь додон пушкин

Поэтому он обратился за помощью к мудрецу-астрологу. Этот шаг, как выяснится впоследствии, оказался роковым.

Чудо-птица

Сначала все, кажется, идет прекрасно. Царь Додон получил в подарок волшебного золотого петушка. Эта птица оповещает не просто о том, что кто-то из врагов нарушил границы, а, поворачиваясь в нужную сторону, громко сообщает, с какой стороны будет нападение. Так монарх успевал послать свои войска за пределы страны и не допустить грабежей у себя в царстве. Все теперь знали, что это государство не допустит дерзости и даст своевременный отпор. Мирно и спокойно потекла жизнь.

Результат, полученный в конце жизни

Бурная молодость, которую провел неумный царь Додон, ничему его не научила. Он не стал заключать с соседями мирные договоры или торговать, а только громил чужие войска. Никакого покаяния за грехи молодости правитель не испытывал. Он не изменился к старости, радуясь каждой победе своего войска. Ленивый и нерадивый, он считал, что он всегда прав в любой ситуации. На протяжении всей сказки его характер не меняется.

За кулисами помощи мудреца

Когда царь Додон оказался в тупике, то скопец-мудрец, вынув из мешка птичку, помог царю исправить положение таким образом, что сам монарх не тратил никаких сил и не прилагал для этого умственных усилий. Страж столицы, петушок, волшебным образом собирал всю информацию и не замолкал до тех пор, пока воеводы не будили царя и не отправлялись в поход.

царь додон золотой петушок

Но жители столицы очень боялись криков волшебной птицы, потому что за ними стояли сражения и смерти. Правителю, чтобы жить безмятежно и спать, переворачиваясь с боку на бок, надо было успокоить народ. Практически для жизни страны он не был нужен. Требовались только астролог, вещий петушок и воеводы, которые сражались с врагами. Или даже еще меньше – петушок и его хозяин-мудрец, который и сам мог дать указание военным начальникам. Царю оказывался почет, но фактически он был бесполезен. Так описан царь Додон. Пушкин, следуя народной традиции, не изменил царский характер в лучшую сторону.

Золотой петушок

Кроме мудреца, мыслей которого читатель не знал и которые так и остались тайной, представляет загадку и золотой петушок, птица яркая, сияющая и солнечная. В славянских поверьях петухи могут отпугивать нечистую силу. Их вышивали как оберег или ставили над коньком крыши для этих же целей. Эта добрая птица, которую в конце концов заставил отомстить за смерть хозяина царь Додон. Золотой петушок, увидев, что царь за добро отплатил звездочету злом, слетел с флюгера, клюнул царя в темя и улетел неизвестно куда.

Кто был врагом государства

На самом деле не чужие войска и народы представляли опасность, а именно ничем не ограниченный тиран и его дети. Ведь именно с действий царя в молодости начались кровопролитные войны, которые никак не могли закончиться. Но дав отпор нападениям со всех сторон, тиран зажил год-другой спокойно. И вдруг, испугав всю столицу и повернувшись на восток, закричал петушок. Царь отправил из царства тьмы и мрака к свету с востока во главе войска старшего сына. И стало все тихо. Прошло восемь дней, и, снова также обернувшись на восток, к свету, петушок предсказал беду. На помощь старшему сыну старый монарх отправляет младшего. Проходит еще восемь дней, и снова горе – петушок также кричит, повернувшись к востоку. Тогда сам Дадон ведет третье войско. И что же он видит?

сказка о царе додоне

Мертвыми лежат оба сына, которые сражались между собой. Между тем, шатер распахнулся, и оттуда вышла прекрасная девица – сияющая вечерняя заря, появление которой предвещало, что погибнет царь Додон. Пушкин девицу сравнивает с солнцем, а царя – с птицей ночи, и значит, дни его клонятся к закату. Увидев ее, царь забыл смерть сыновей. Он пировал с ней и увез в столицу. Царица волшебным образом обладала властью над всеми мужчинами, и каждый хотел ею обладать: и молодые царевичи, забывшие родство и убившие друг друга, и престарелый царь, и даже скопец, у которого не могло быть интереса к женщинам. И когда правитель убил звездочета-скопца, который затребовал обещанной платы, то весь народ содрогнулся: прекрасная царица не свет и солнце, а сама смерть.

Зло коренится в самовластии. Его уничтожают сказочные силы, а как должно быть в жизни? А. Пушкин предложил читателю извлечь урок самостоятельно. Наверное, поэтому последнее двустишие при печати в первой редакции сняли.

О произведении

«Сказка о золотом петушке» Пушкина была написана в 1834 году. Это последнее сказочное произведение писателя, в котором он обнажает многие человеческие пороки и напоминает, что за все свои поступки рано или поздно придется держать ответ.

На нашем сайте рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сказки о золотом петушке», а после – пройти тест для проверки знаний. Пересказ будет полезен как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Чему учит сказка

В сказке можно увидеть очень много важных уроков:

  1. Всегда нужно держать свое слово;
  2. Глупость и жадность не доведут до добра;
  3. В любой ситуации нужно думать самостоятельно, а не надеяться на помощь чудесного «петушка»;
  4. Страсть к порокам может привести к гибели.

Сказка не входит в обязательную программу для начальной и средней общеобразовательной школы, но ее часто читают на уроках внеклассного чтения или дома. В целом, история написана легким и понятным языком. Возможно, именно поэтому волшебный петушок на долгие годы стал любимым персонажем советских мультфильмов, детских спектаклей, диафильмов.

Эта сказка будет интересна всем, кто неравнодушен к творчеству великого русского поэта и любит читать фантастические истории. Пример незадачливого и неблагодарного царя Дадона, любящего золото и женщин, покажет детям, к чему приводит слепое следование своим желаниям. Прочтение книги рекомендуется совместить с просмотром мультфильма или прослушиванием аудиокниги, тогда удивительный рассказ надолго отложится в памяти.

Краткое содержание

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» жил царь Дадон. В молодости он был грозным правителем, который постоянно воевал с соседями. Но с возрастом он захотел «покой себе устроить» и отдохнуть от постоянных войн.

Чтобы обеспечить себе спокойную, мирную жизнь, царь Дадон обратился за помощью к мудрецу-звездочету. Тот подарил ему волшебного петушка, который зорко следил за царскими владениями и предупреждал в случае приближения опасности. В свою очередь царь Дадон пообещал звездочету исполнить любое его желание.

Петушок Золотой гребешок всегда был начеку, и «соседи присмирели, воевать уже не смели». Так прошло несколько лет, но однажды петушок, повернувшись на восток, стал громко кукарекать, предупреждая об опасности. Царь отправил войско во главе со старшим сыном. Не получив никаких вестей, Дадон послал на выручку младшего сына с отважными воинами. Так и не дождавшись никаких известий от своих сыновей, царь сам возглавил «третью рать» и повел ее на восток.

Каково же было его удивление и горе, когда он увидел мертвых своих сыновей, заколовших друг друга у входа в шелковый шатер. Царь горько заплакал, но он быстро позабыл о своей утрате, когда увидел, как из шатра вышла «девица, Шамаханская царица». Ослепленный красотой девушки, Дадон полностью ей покорился.

Вскоре царь вернулся домой с войском и Шамаханской царицей. Увидев красавицу, звездочет обратился к Дадону и напомнил о его обещании выполнить любую просьбу: «Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу».

Разгневанный царь ударил старика жезлом по лбу, и тот упал замертво. «Вся столица содрогнулась», а красавица лишь весело рассмеялась. В этот миг Золотой петушок спорхнул со спицы и так сильно клюнул царя в темя, что тот скончался на месте. И Золотой петушок, и Шамаханская царица исчезли, будто вовсе их и не бывало…

Главные герои

Центральное место в произведении занимает образ глупого, незадачливого и охочего до женских прелестей царя по имени Дадон. Однако в произведении есть и другие интересные типажи героев:

  • Придворный мудрец, который любит честность и уважает людей, держащих свое слово;
  • Знойная восточная красавица – Шамаханская царица;
  • Сыновья Дадона – отважные воины, готовые отдать жизнь за отца и родину;
  • Птица-талисман – петушок, сделанный из золота, который разговаривает и кукарекает, как живой.

Пушкин подробно описывает каждого персонажа, дает героям развернутую характеристику. Главный герой любит власть и деньги. Он очень жаден, имеет склонность к сребролюбию и накопительству, а также привык, чтобы его воля всегда беспрекословно исполнялась. Также поэт дает интересную характеристику мудреца: это человек с большим жизненным опытом, по всей вероятности, монах (так как Пушкин упоминает, что он был «скопцом»). Царица, из-за которой произошел главный конфликт в сказке – это гордая восточная красавица, которая знает цену своим чарам. Такие типажи могут встретиться и в современной жизни.

Автор относится к своим героям без особой симпатии и изображает их в насмешливо-сатирическом стиле. В отличие от многих других пушкинских сказок, это произведение не было навеяно народными сказками старой Арины Родионовны. Автор придумал весь сюжет самостоятельно, от начала до конца.

Основные персонажи сказки

Краткое содержание «Сказка о золотом петушке» рассказывает о неблагодарном царе, коварной царице и чудесном петушке.

Главные герои:

  • Царь Дадон – престарелый правитель, в прошлом грозный воин, позабывший обо всем под влиянием Шамаханской царицы.
  • Золотой петушок – волшебный персонаж, который зорко следил за границами царства Дадона.

Другие персонажи:

  • Звездочет – старый мудрец, подаривший Дадону Золотого петушка.
  • Шамаханская царица – безжалостная красавица, за внимание которой поплатились сыновья Дадона, сам царь и звездочет.

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях – сюжет

Царица родила мужу-царю дочь и умерла после родов. Через год царь женился на злой и коварной красавице, которая то и дело смотрелась в волшебное зеркальце, умевшее говорить. Зеркальце убеждало свою владелицу-государыню, что она «на свете всех милее, всех румяней и белее».

Во дворце росла и юная царевна, став наконец краше своей мачехи. Зеркальце начало говорить той, что первая красавица в свете – уже не она, а её молодая падчерица. Царица в злобе приказала сенной девушке Чернавке отвести царевну в лес, связать её там и бросить на съедение волкам. Однако Чернавка из жалости просто оставила девушку в чаще, не связывая её.

Царевна пошла по лесу и набрела на высокий, красивый терем. В нём жили семь храбрых братьев-богатырей, которые с радостью поселили работящую и добрую красавицу у себя как сестру.

Однако злая мачеха вскоре узнала от волшебного зеркальца, что падчерица её не умерла и живёт в лесном тереме. Она подослала туда под видом нищенки старуху с отравленным яблоком. Откусив кусок яблока, царевна умерла. Семь богатырей положили её в хрустальный гроб и подвесили тот в скрытой от людских глаз пещере на шести чугунных цепях, прикреплённых к столбам.

Царевну искал по всем свету её бывший жених, королевич Елисей. Он долго не мог найти невесту. Ни солнце, ни месяц не заглядывали в пещеру с гробом, и не могли сказать королевичу, где сейчас его суженая. Елисей узнал про это только от ветра, который веет везде.

Прискакав в пещеру, он в глубоком горе пал на гроб и разбил его лбом. Мёртвая царевна вдруг ожила. Елисей с ликованием повёз её в столицу играть свадьбу, а злая мачеха умерла от зависти.

Подробнее см. в отдельной статье Сказка о мертвой царевне и семи богатырях – краткое содержание. См. также полный текст сказки.

Сказка о царе Салтане – сюжет

Царь Салтан уехал на войну с соседями, а его юная жена в это время родила богатыря-сына. Но царской супруге завидовали две её сестры, служившие во дворце ткачихой и поварихой. Они послали к царю обманное письмо о том, что жена его родила не человека, а «неведому зверушку», а потом подменили ответное послание Салтана, вложив туда приказ посадить царицу «и приплод» в бочку и бросить в Окиян.

Бочку долго носило по волнам – и по молитве несчастной царицы выбросило на пустынный берег. Ставший уже богатырём сын сделал из дубового сука лук и пошёл охотиться. Случайно увидев, как чёрный коршун нападает на плывущую по море лебедь, витязь стрелой убил хищника.

Лебедь оказалась доброй волшебницей. Человеческим голосом она сказала, что теперь всегда будет помогать своему спасителю. По волшебству Лебеди на пустынном острове возник большой и прекрасный город. Царевич сел править им, приняв имя князя Гвидона.

Он тосковал по обманутому отцу. Мимо острова часто проплывали в землю царя Салтана купеческие корабли. Гвидон поручал купцам передать от себя поклон Салтану, не рассказывая, что сам он – Салтанов сын.

Привезённое купцами известие о чудесном городе, который невесть откуда взялся на пустом острове, удивило Салтана. Получив ещё и поклон от Гвидона, он загорелся желанием плыть к нему в гости. Но коварные ткачиха с поварихой несколько раз отговаривали царя, убеждая, что в мире есть другие, ещё более поразительные чудеса: например, белка, которая, сидя под ёлкой, грызёт орешки с золотыми скорлупками и изумрудными ядрами, или тридцать три богатыря, выходящие из морских глубин на берега под предводительством дядьки Черномора. Главное же чудо – живущая за морем царевна, которая «днем свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит».

По волшебству Лебеди на острове Гвидона появилась сказочная белка с орешками и тридцать три богатыря. Царевной же с месяцем и звездой оказалась сама Лебедь. Она приняла перед князем этот свой истинный облик, и Гвидон женился на ней. Узнав обо всех этих новых чудесах, царь Салтан перестал слушать уговоры ткачихи с поварихой и приплыл к Гвидону с флотом. Ступив на остров, царь сразу узнал жену и сына. Их встреча была отпразднована весёлым пиром.

Подробнее см. в отдельной статье Сказка о царе Салтане – краткое содержание. См. также полный текст сказки.

План для пересказа

Литературоведы отмечают, что в произведении о петушке и Дадоне больше морали, чем в других сказочных историях Пушкина. Сказку не стоит относить к классическим русским народным, поскольку в содержании мало фольклора и морали, отсутствуют зачин, герои-помощники, волшебные предметы. Однако, как и во многих сказочных произведениях, торжествует справедливость, и после прочтения остается положительное впечатление. На уроке литературного чтения ребятам может потребоваться пересказ текста, который удобно сделать по такому плану:

  1. Подарок царю Дадону от Звездочета.
  2. Служба золотого петушка.
  3. Тревога в государстве.
  4. Поход старшего и младшего сына, их исчезновение.
  5. Выступление Дадона.
  6. Встреча с Шамаханской царицей.
  7. Возвращение в город.
  8. Общение со старцем и нарушенное слово.
  9. Месть золотого петушка.

Сказка является последней в творчестве знаменитого русского поэта. Она воплощает все то, чему Пушкин научился за годы работы над произведениями подобного рода, учит честности и справедливости.

Место и время действия событий в сказке

В тексте сказки нет прямых указаний ни на эпоху, когда разворачивается действие, ни на населенный пункт или географическую область. Сказка стилизована под стародавние времена, тем не менее, временем действия принято считать современную Пушкину эпоху.

Сюжет сказки актуален для любого времени: и для древней Руси, и для пушкинского периода, и для современности, поэтому время и место действия не имеют особого значения. Основные события разворачиваются на базаре, в доме попа и на берегу моря.

Мнения литературоведов

Некоторые из пушкиноведов считают, что смысл сюжета раскрыт автором не полностью. После внимательного прочтения знаменитого творения в стихах (если отвести в сторону всю магию и мастерство поэтического слога) у внимательного читателя остается много вопросов. Особенно у детей, да и у взрослых. Почему золотой подарок звездочета кричал в первый раз, ведь никто не пытался напасть? Почему царские отпрыски убили друг дружку? Зачем звездочету Шамаханская девица, если он скопец? Куда, собственно, пропадает царица в конце произведения? И многие другие, не менее закономерные. Обвинять великого русского стихотворца в нелогичности и непоследовательности – кажется нерезонным. Скорее, Пушкин сознательно допускает некоторые нестыковки. Для чего? Это уже отдельный вопрос. Может, этим поэт хочет сказать, что основной смысл магической сказки в том, что внутренний враг бывает сильнее и опаснее врагов внешних?

Отзывы читателей

Читала эту сказку много раз. Сначала в детстве, потом своему сыну, теперь уже внукам. Особенно хорошо она воспринимается с картинками, поэтому храню свою первую книгу 1962 года выпуска. Пушкин — мастер своего дела. После прочтения всегда задумываюсь, чему сказка «Золотой петушок» учит меня в этот раз. Ведь это не только волшебный сюжет, но и отражение ситуации в обществе, в котором жил автор. Каждый богач мог сначала пообещать что-то, а потом «забыть». Но автор напоминает — безнаказанным слово чести не будет. Жизнь вмешается и внесет коррективы.

Марина Васильевна, 57 лет, г. Ухта

С годами начинаешь глубже понимать смысл сказки Пушкина «Золотой петушок». Жизнь ставит перед человеком много испытаний, искушает соблазнами. Однако важно подходить ко всему с «холодной головой». Ради красавицы старый царь Дадон позабыл о мести за убитых сыновей, пренебрег данным скопцу словом чести. Неудивительно, что его ждала расправа. Ведь каждому воздается по заслугам.

Владимир Г., 34 года, г. Нижний Новгород

Недавно я писала сочинение о любимом произведении А. С. Пушкина. Выбрала сказку о петушке. В ней нет положительных героев, но прекрасно описаны хорошие и плохие поступки людей. Нельзя давать обещаний, если ты не думаешь их выполнять. Царь поступил опрометчиво и ответил злом на добро, за что и поплатился.
Наташа, 12 лет, г. Тобольск

   Если «Пиковая дама» носит звание самого мистического произведения Пушкина, то «Сказка о золотом петушке» – последняя пушкинская сказка – звание самой загадочной сказки. Сразу же хочу обратить внимание на её финал: «Сказка ложь, да в ней намек/ Добрым молодцам урок». О каком намеке-уроке идет речь? Чтобы ответить на этот вопрос надо определить, кто есть кто в сказке.     

 Мудрец – если исходить из предложенной мной классификации пушкинских персонажей – именуемый «стариком, «старцем», «старичком», «скопцом» и «звездочетом», конечно же – Разум (в черновиках сказки «старик» и «мудрец» взаимозаменяемы: Ты мудрец (старик) с ума сошёл). Шемахинская царица, имеющая в своем распоряжении только шатер (читай, кровать) и не имеющая никакого военного снаряжения, что не мешает ей уничтожить двух царских сыновей, их армии, поработить самого Дадона, стать причиной смерти и его, и Старика-Разума, вне всякого сомнения, символизирует Любовь. Она до того сильна, что царь при виде её забывает о своих детях, ею убитых, а Кастрат-Разум – без тавтологии тут никак не обойтись – теряет разум.   

     Но, вот что писал о сказке заверявший читателей в пушкинской простоте С. М. Бонди: «Шутливая форма рассказа, иронический тон в описании царя Дадона и его действий, крайняя лаконичность повествования, отсутствие авторских разъяснении – все это часто приводило критиков к неправильному пониманию простого смысла сказки о золотом петушке: в ней искали политической темы, намеков на личные отношения Пушкина к Николаю I и т. д… …На самом деле Пушкин написал шутливую сказку на тему об опасности, гибельности женских чар»… …Сначала оба сына царя, а затем и сам Дадон находят красавицу шамаханскую царицу. Она и есть тот враг, о котором предупреждал золотой петушок: от нее погибают два сына Дадона, заколовшие друг друга во время пира, и оба их войска, от нее гибнет старый скопец-звездочет, настойчиво требующий у Дадона исполнения его неосторожного обещания. От нее гибнет и сам старый Дадон. Шутливая сказка заканчивается шутливым нравоучением:

                              Сказка ложь, да в ней намек!
                              Добрым молодцам урок»
[4]
 

    Как видно из цитаты, неправильному пониманию смысла сказки Сергей Михайлович противопоставляет своё – простое и правильное, позволяющее ему при наличии в «Петушке» гор трупов, искренно верить в шутливость происходящего. Сравнение приведённых ниже цитат из Пушкина и Шекспира – свидетельство в пользу того, что в «Золотом петушке» Александру Сергеевичу не до шуток.    

Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей…
…………………………… 

               … Вся столица
Содрогнулась, а девица – 

Хи-хи-хи! Да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха…

                                 Любовь, любовь! Ты властвуешь над светом,

                                 Молитва, пост – ничто перед тобой!

                                 Ты все! Весь мир тебе вручен судьбой!

                                 Где ты царишь – немеют ум и опыт,                                                   

                                  В твоем огне сгорают честь и стыд,

                                  И любящим людской невнятен ропот,

                                  И безразлична боль чужих обид.

                                  Рассудок, совесть, вера, долг – все спит…

                                  … Дика в безумстве и глупа на вид,

                                   Пусть юных старит, дряхлых молодит…

                                   … Пусть явится причиной войн и смут,

                                   Отца и сына перессорив в доме…

                                   Раздоры в ней рожденье обретут… 

    Все любящие в сказке – это исключительно мужчины – гибнут, а с их гибелью, удивительное дело, исчезает и объект любви. Тут возможны два прочтения. Первое, объект был реален пока существовали влюбленные в него. Второе, все четверо любили то, что изначально не существовало. Нельзя не обратить внимания на то, что в звездочете Разум являет одно целое с Поэтом. На поэтическую ипостась мудреца указывает его сравнение с «лебедем поседелым»: лебедь, как известно, птица поэтов, и именно в эту птицу превращается поэт в стихотворении Г. Р. Державина «Лебедь» [2]. Я вовсе не считаю, что разговор о простоте «Петушка» не уместен.  Простота здесь налицо, только это иная простота. В чрезвычайно простом финале произведения сведены воедино и гибнут три его главных героя, и это не шутливое нравоучение, а намёк на биографический момент: треугольник Поэт-Царь-Шамаханская царица есть калька с треугольника Пушкин-Николай-Гончарова. Нельзя в финале не заметить и ещё одной простоты. Из всех персонажей сказки в «живых» остается только Золотой петушок – бессмертное творение погибшего Поэта-Разума. Применительно к биографии Поэта вывод здесь следующий: в литературном произведении всегда заложено нечто, некий «золотой петушок», который даже после смерти его создателя, способен покарать злодея:  

Поэт казнит, поэт венчает;
Злодеев громом вечных стрел
В потомстве дальном поражает…

  Уверен, Александр Сергеевич был непревзойдённым мастером по изготовлению «золотых петушков». О том же, что данная сказка есть камень в огород Николая I подробно пишет в своей работе «Последняя сказка Пушкина» Анна Ахматова. В ней она называет и произведение, послужившее источником при создании сказки. Этот источник – «Легенда об арабском звездочете» Ирвинга Вашингтона. Я же хочу обратить внимание на следующее: в «Легенде» арабский звездочет Ибрагим изготавливает мавританскому королю Абен-Габузу, для защиты последнего от постоянно нападающих врагов, флюгер-талисман.  Именуется этот талисман медным всадником [3]. И разве не чудо, что в поэме, названной Пушкиным «Медный всадник», также как в «Петушке» существует треугольник – Евгений-Царь(памятник)-Параша. Роли в том треугольнике распределены несколько иначе, чем в сказке, но суть происходящего та же: Поэт погибает в результате того, что Царь становится помехой его любви.  

      Что же до концепции, согласно которой Поэты даже после своей смерти карают злодеев – в их числе и царей – и несут правду потомкам, а не современникам, то Пушкин воплощает её, концепцию, и в других произведениях. Таким Поэтом-отшельником, пытающимся донести до грядущих поколений правду, является, к примеру, Пимен из «Бориса Годунова».   

Еще одно, последнее сказанье –

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду –

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро –  

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют…

…А между тем отшельник в темной кельe

Здесь на тебя донос ужасный пишет:

И не уйдешь ты от суда мирского,

Как не уйдешь от божьего суда.  

    При всём старании не могу заставить себя поверить в простоту сказки о любви сексуально озабоченного кастрата к сексуально озабоченной Шамаханской царице, хотя и осознаю, что научное обоснование пушкинской простоты имеет право на существование. К сожалению, эта научно обоснованная простота может приобретать порой совершенно уродливые формы и в руках менее одарённых преемников превращаться в дубину, с помощью которой они крушат всё вокруг. Начну с цитаты из воспоминаний В.Н. Турбина: «Сверхпочтительно склоняясь перед памятью Сергея Бонди, не могу не вздохнуть: его анализы Пушкина опирались на излюбленное массами «Да он просто…». Темперамент. Жар. Безупречное знание текстов Пушкина. И что-нибудь вроде: в «Барышне-крестьянке» Пушкин просто рассказал о капризах молоденькой девушки. С кафедры летели камушки в огород коллег, рассуждавших хотя бы о пародиях на сентиментализм. Никаких пародий там нет! Да он просто… Создавалась атмосфера бунта против глубокомыслия (разумеется, «ложного»), построения концепций (конечно же, «высосанных из пальца»), приведения в систему («раскладывание по полочкам») или сопоставлений («сваливание всего в одну кучу»). На высокой кафедре Коммунистической (!) аудитории Московского университета шестидесятилетний Моцарт-Бонди громил всевозможных Сальери, того же Благого. Аудитория аж стонала от какого-то полемического сладострастия. «Да он просто…» звучало как хлыстовское заклинание на воскресном радении…» [4]. 

      Возможно, среди этих стонущих была и редактор выходящего в США литературного интернет-журнала, приславшая мне приведённый ниже то ли доброжелательно-высокомерный, то ли назидательно-снисходительный, ответ.  

14 декабря 2017, 21:47

Здравствуйте, И. И.! 

Есть огромная рукопись «Тайные стихи обдумывать люблю», посвященная тайнописи Пушкина.
       Высылаю фрагменты. Вдруг заинтересуют.

       Владимир Косулин 

14 декабря 2017, 23:52  

Дорогой Владимир, спасибо за обращение в наш журнал!

Люблю Пушкина и была рада снова окунуться в его стихию.

Однако Ваш метод не кажется мне плодотворным. Я ученица большого пушкиниста Сергея Михайловича Бонди.

Он был пушкинистом-текстологом, следил за мыслью Пушкина и расшифровывал его тайнопись. И он же говорил, что у Пушкина все – точно, все всегда связано с реальностью.

И если он говорит о нагайке, то здесь нет никакой дополнительной символики (тем более, что «тайнопись» этого стихотворения легко расшифровывается на бытовом уровне). Не поняла, почему Вас смутило начало стихотворения, сочиненного ночью во время бессонницы. Там все понятно. «Всюду мрак и сон докучный» – это же не о себе, а об окружающих, они спят, он нет…

Короче, метод не кажется мне приводящим к творческим находкам. Наоборот, он сбивает с толку. Тайнопись у Пушкина бесспорно есть, но она лежит в другом месте.

Всего Вам доброго, успехов. Если что-то другое напишете о Пушкине (и менее объемное), присылайте.

С зимними праздниками,

И. Ч. 

Источники:

1. А. С. Пушкин. Собр. соч. в 10 тт. Государственное издательство художественной литературы. Москва. 1960.Т. 3. Примечания. С. 529-530  

2. «Лебедь» Г. Р. Державина – свободное переложение 20-й оды 2-й книги Горация.

3. Анна Ахматова. С/с в 6 томах. Москва. Эллис Лак 2000. Т. 6. «Последняя сказка Пушкина», «Комментарий «Сказка о золотом петушке». С 13-55.

4. В. Турбин. Пролог к восстановленной, но неизданной авторской редакции книги «Пушкин. Гоголь. Лермонтов» (1993).  http://mir.zavantag.com/literatura/272930/index.html 

 ______________________________

© Косулин  Владимир  Александрович

  • Сказка о золотом петушке коротко для читательского дневника
  • Сказка о золотом петушке идея
  • Сказка о золотом петушке википедия
  • Сказка о золотом петушке вкратце
  • Сказка о золотом петушке александр сергеевич пушкин читать полностью читать