Сказка о золотом петушке инсценировка

Классный час тема: в гостях у сказки цель: создание благоприятных условий для формирования ценностного отношения к русским народным сказкам, народному

Классный  час

Тема: «В гостях у сказки»

Цель: создание благоприятных условий
для формирования ценностного отношения к русским народным сказкам, народному
творчеству; прививать любовь к сказкам через игровую викторину.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать у обучающихся
любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок; сопереживание
настроению героев сказки; обратить внимание детей на добрые и злые поступки;

Развивающие: развивать память,
мышление, творческое воображение; связную и выразительную речь; использовать
полученные знания в речевом общении.

Образовательные: актуализировать
знания детей о любимых сказках и сказочных героях, расширить кругозор
обучающихся.

Планируемые результаты:

Личностные: ценить и принимать базовые
ценности «добро», «справедливость», сопереживать, любить, видеть красивое,
учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль
результата.

Метапредметные:

Познавательные: извлекать
необходимую информацию из текста, иллюстрации; понимать знаки, символы.

Регулятивные: сравнивать свои ответы с
ответами одноклассников; учатся совместно давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке, определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные: умение работать в
команде, формулировать ответы на вопросы по содержанию викторины,
аргументировать своё мнение.

Форма проведения: игра-викторина.

Ход классного часа

1. Организация начала классного часа.

У.: — Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем классном
часу. Надеюсь, что и вы рады видеть друг друга. Садитесь.

2. Введение в тему классного часа.
У.: — Внимательно посмотрите на слайд. Что вы на нем видите?

О.: — На слайде изображены сказочные герои.

У.: — Верно. Предположите, откуда взялись эти сказочные герои? Где
они живут?

О.: — В сказках.

У.: — Верно. Сказочные герои живут в сказках. Точнее, в стране
сказок. А хотели ли бы вы побывать в этой прекрасной стране?

О.: — Да!

3. Сообщение темы классного часа. Целеполагание.

У.: — Сказочные герои оставили для вас письмо. Давайте прочитаем
его.
«Здравствуйте, ученики 1 класса. Мы, сказочные герои, жители страны сказок,
приглашаем Вас побывать у нас в гостях. Но чтобы попасть в нашу страну, вам
необходимо проявить ваши «сказочные» знания.

Мы составили для вас задания в форме викторины, успешно решив их,
вы попадает в нашу страну.
Будем очень рады познакомиться с вами и показать место, в котором мы живем.

Желаем успехов и ждем вашего скорейшего прибытия!»
4.Основная часть.

Знакомство с материалом по теме:

У.: — Прежде чем мы начнем выполнять задания, предложенные
сказочными героями, давайте вспомним, а что же такое сказка и почему её
называют волшебной? (Ответы обучающихся)

Инструктаж
Проведение викторины

У.: — За каждое правильно выполненное задание вы будете получать
по 1 жетону.

Задание 1. «Сказочная разминка»
Сказочный предмет – огромный овощ, сестра редиски. (репка)
Сколько героев было в сказке «Репка»? (7)

Круглый печеный предмет, сбежавший от деда с бабкой. (колобок)

Птица, снесшая яйцо из драгоценного металла. ( Курочка Ряба)

Сколько лет жил старик со своею старухой, пока не поймал золотую
рыбку? (33)

Из чего фея сделала карету для Золушки? (тыква)

Сказочный кучер с длинным хвостом. (крыса)

Какое средство помогло Карлсону избавиться от температуры?
(варенье)

Первая женщина, совершившая полет на ступе. ( Баба Яга)

Назовите имена семи гномов. (Понедельник, Вторник, Среда, Четверг,
Пятница, Суббота, Воскресенье)

Задание 2. «Путаница»
В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их. 
«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Сивка­-Будка»­ «Сивка­-Бурка».
«Царевна­-индюшка»­ «Царевна­-лягушка».
«Утки-­лебеди» – «Гуси­-лебеди».
«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.
«По собачьему велению» – «По щучьему велению».
«У страха глаза огромны» – «У страха глаза велики».
«Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».
«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка» — «Сестрица Алёнушка и 
братец Иванушка».
«Лапша из топора»­- «Каша из топора»
«Синяя шапочка»­ — «Красная шапочка»
«Волк и семеро цыплят»­- «Волк и семеро козлят».

Задание 3. «Угадай-ка!»

Показ иллюстраций из книжек, угадывание сказок.

Задание 4. «Волшебный сундук»

Необходимо отгадать какому сказочному персонажу принадлежала та
или иная вещь, лежащая в сундуке. (В сундук кладут золотое яичко, туфельку,
скорлупку грецкого ореха, цветик – семицветик, золотой ключик, красную шапочку,
пирожок, аленький цветочек).

Задание 5. «Узнай сказку»

Дети должны угадать сказку по отрывку.

1. Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы.
Мы жили дружно, весело, но однажды мне в глаза попал осколок. («Снежная
королева»)

2. И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули.
Заснули ровно на сто лет, чтобы проснуться вместе со своей хозяйкой и служить
ей, как служили прежде. Заснули даже куропатки, фазаны, которые поджаривались
на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который
поджаривал. («Спящая красавица»)

3. Свет мой зеркальце, скажи,

    Да всю правду доложи.

    Я ль на свете всех милее,

    Всех румяней и белее? («Сказка о мертвой царевне и 7
богатырях»)

4. В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с
царицею; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в
сказке сказать, ни пером описать…» («Царевна-лягушка»)

5. Жил-был старик, у него были три сына. Старшие занимались
хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе –
любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время
старику умирать…» («Сивка-бурка»)

6. «В некотором царстве в давние времена жили-были в маленькой
избушке дед да баба, да дочка, и была у нее кукла…» («Василиса Прекрасная»)

Задание 6. Музыкальный конкурс

Дети должны по музыкальному фрагменту  определить из какой
сказки эта песня.

Задание 7. «Сказочный базар»

Товар – карточка с заданием, продавец – педагог. За правильный
ответ участник получает приз.

К каким сказкам относятся эти персонажи:

1. «Кот в сапогах»

     Сидит на окошке кошка,

     И хвост, как у кошки,

     И нос как у кошки,

     А не кошка. (Кот)

2. «Морозко»

    Какой это мастер

    На стекла нанес

    И листья, и травки,

    И заросли роз? (Мороз)

3. «Двенадцать месяцев»

    На первую ступеньку

    Встал парень молодой

    К двенадцатой ступеньке

    Пришел старик седой. (12 месяцев)

4. «Гуси-лебеди»

    Наша толстая Федора

    Наедается нескоро.

    Но зато, когда сыта,

    От Федоры – теплота. (Печка)

5. «Репка»

    Кругла, а не шар,

    С хвостом, а не мышь.

    Желта, а не мед,

    Да вкус не тот. (Репка)

6. «Три медведя»

    Летом ходит без дороги

    Между сосен и берез,

    А зимой он спит в берлоге,

    От мороза пряча нос. (Медведь)

7. «Сказка о золотом петушке»

    В деревне есть часы такие,

    Не мертвые, не живые

    Ходят без завода –

    Птичьего рода. (Петух)

Задание 8. Инсценировка сказки

4. Подведение итогов викторины

Обучающиеся попадают в страну сказок, где проходит награждение
«самых знающих».

Урок-игра в 5 классе по сказкам Пушкина

«Сказка — ложь, да в ней намёк…»

Жеребьёвка (деление на 3 команды): «Золотая рыбка», «Золотой петушок», «Семь богатырей». В командах выбирается капитан и секретарь, который фиксирует правильные ответы у каждого участника.

Представление жюри:

библиотекарь гимназии Гнаевская Галина Ивановна

от родителей в жюри приглашается

Слово ведущего (учитель литературы)

2016 год в России объявлен Годом Литературы. И наша игра сегодня будет посвящена этому знаменательному событию. Как известно, кто много читает, тот много знает, а значит, многого добьётся в жизни. Каждый россиянин знает имя Александра Сергеевича Пушкина, потому что с самого раннего детства мы слышим его имя и его сказки. И игра наша будет посвящена именно сказкам великого поэта. Называется она так: «Сказка — ложь, да в ней намёк…».

Вам, ребята, придётся показать все свои знания, проявить смекалку и эрудицию. Жюри в конце игры назовет самого лучшего знатока сказок Пушкина из каждой команды и самого лучшего художника из каждой команды. Начинаем первый этап игры.

Первый этап – литературоведческий.

Вопросы задаются обеим командам одновременно, затем дается 1 минута на обсуждение. Отвечает команда, которая первой заявит о своей готовности. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сочинял народ или коллективный автор).

  2. Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений?(Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, то есть литературная сказка – это авторская обработка сказки народной).

  3. Обратимся к творчеству А.С.Пушкина. Александр Сергеевич в детстве тоже слушал сказки, а позже использовал их сюжеты для написания собственных литературных сказок. Кто же рассказывал сказки маленькому Саше Пушкину? (Его няня Арина Родионовна).

Второй этап посвящен сказкам.

Конкурс 1. Он называется «Все сказки в гости к нам»

Командам предлагается по очереди назвать сказки Пушкина. Побеждает команда, которая последней назовет сказку.

(Сказок всего 6, если все сказки названы и ни одна команда не ошиблась и не пропустила ход, обе команды получают равное количество баллов – по 1 баллу за каждую сказку).

Сказки Пушкина:

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о попе и его работнике Балде»

«Сказка о медведихе»

Конкурс 2. Конкурс для капитанов команд.

Приглашается от каждой команды капитаны за отдельные столы. Задание: Расшифровать название сказки, вписав его в клетки. За правильный ответ 1 балл, за скорость ещё 1 балл.

Ответ: Сказка о попе и е работнике его Балде .

Конкурс 3. Пока капитаны соревнуются, мы проведём блицтурнир.

Вопросы задаются сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда затрудняется дать ответ на вопрос, то отвечать могут соперники, зарабатывая тем самым себе дополнительные баллы.

Вопросы для первой команды:

  1. Назовите верного сторожа царя Дадона. (Золотой петушок)

  2. Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)

  3. Какое домашнее животное было с царевной – невестой Елисея? (Пёс)

  4. Кто носился в море над Лебедью? (Коршун)

Вопросы для второй команды:

  1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)

  2. Кто был Елисей, который разыскивал свою невесту? (королевич)

  3. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

  4. Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)

Вопросы для третьей команды:

  1. Что кричал петушок в случае опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку!»)

  2. Назовите обладательницу волшебного зеркала. (Злая царица)

  3. Что бросила царевне в руки  нищая черница? (Яблоко)

  4. Кто рассказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)

Конкурс 4. Этот конкурс называется «Сказка о рыбаке и рыбке»

Команды должны перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Время на выполнение – 1 минута, за правильный ответ присуждается – 2 балла.

(корыто – изба – столбовая дворянка – вольная царица – владычица морская. Итог: разбитое корыто.)

Конкурс 5. Узнай сказочного героя.

Описания портретов читаются по очереди то одной, то другой командой. За правильный ответ – 1 балл, за название сказки – 1 балл.

  1. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

(Старуха – столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке» )

  1. Высока, стройна, бела,

И умом, и все взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

(Царица-мачеха. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

  1. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

(Царевна-Лебедь.«Сказка о царе Салтане»)

Конкурс 6. Этот конкурс называется «Кроссворд». От каждой команды выберите 4 игрока, которые должны разгадать кроссворд

Конкурс заканчивается, когда одна из команд первой решит кроссворд.(1 балл – за каждый правильный ответ в кроссворде, 1 балл – за скорость).

Конкурс 7. А пока игроки решают кроссворд, мы проведем следующий конкурс – «Иллюстрация к сказке».

Каждый из вас мог нарисовать иллюстрацию к любой сказке Пушкина. Соберите, пожалуйста, все рисунки, сделанные вашей командой, и сдайте в жюри для подсчёта.

Жюри подсчитывает количество сделанных командой иллюстраций к сказкам, за каждую присуждается – 1 балл. Жюри должно выбрать лучшего художника в каждой команде.

А мы продолжаем игру. Конкурс 8. Этот конкурс называется «Сказочный предмет».

Представители команд по очереди выбирают карточки с изображениями сказочных предметов. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Яблоко – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Зеркало – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

жемчужное ожерелье – «Сказка о рыбаке и рыбке»

орех – «Сказка о царе Салтане»

верёвка — «Сказка о попе и его работнике Балде»

мешок — «Сказка о золотом петушке»

Конкурс 9. А этот конкурс нам помогут провести Золотые рыбки.

Золотая рыбка задает вам вопросы, ребята. На полу лежат рыбки с номерами. Члены команд по очереди вылавливают рыбку, находят карточку с тем же номером, что и на рыбке, зачитывают вопрос и отвечают на него. За правильный ответ – 1 балл.

  1. Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон? (Чудный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна согласилась стать его женой)

  2. С каких слов начинается «Сказка о попе и его работнике Балде»? (Жил-был поп, толоконный лоб)

  3. Вид пшеницы, которой кормил поп Балду? (Полба)

  4. Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)

  5. Чем потчевали старуху-царицу бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими винами и печатными пряниками)

  6. Изделие из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету? (монета)

  7. Кто верный сторож царя Дадона? (Петушок)

  8. В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля)

  9. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)

  10. Кто вынул из мешка пред Дадоном золотого петушка? (Мудрец)

Конкурс 10. У нас остался последний конкурс «Продолжи фразу» .

Командам присуждается 1 балл за правильное продолжение фразы и 1 балл за название сказки, из которой она взята.

Задание для первой команды

  1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Жили они в ветхой землянке… (ровно тридцать лет и три года.«Сказка о рыбаке и рыбке» )

  1. Жил-был поп,

Толоконный лоб,

Пошёл поп по базару… (Посмотреть кой-какого товару.«Сказка о попе и его работнике Балде»)

Задание для второй команды

  1. Улетела лебедь-птица,

А царевич и царица,

Целый день проведши так… (лечь решили натощак.«Сказка о царе Салтане» )

  1. Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь… (не мышока, не лягушку, а неведому зверушку.«Сказка о царе Салтане»)

Вопросы для третьей команды:

  1. В синем море звезды блещут,

В синем море волны хлещут…( Туча по небу идет, бочка по морю плывет. «Сказка о царе Салтане»)

  1. И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был… (мед-пиво пил, да усы лишь обмочил.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

И в конце нашего урока хочу вас спросить:
 — Чему учат сказки А.С.Пушкина? (Дети отвечают.)
 — Сказки А.С.Пушкина учат быть щедрыми и честными, понимать чужую беду, помогать слабым. В сказках Добро всегда побеждает Зло. А ведь так и должно быть, правда?
А.С.Пушкин подарил сказкам новую жизнь, сделал их содержательнее и ярче. Пушкин велик! Я уверена, что вам захочется еще не раз перелистать страницы пушкинских сказок.

Вот и подошла к концу наша игра. Мы предоставляем слово жюри.

Подведение итогов.

Награждение.

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда +
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян +
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче +
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет +
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7 +
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6 +
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде» +
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» +

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос +
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» +
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

Цель: познакомить учащихся со сказкой  А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».

Задачи: 1. Познакомить учащихся с творчеством  А.С.Пушкина и совершенствовать технику чтения учащихся;

   2. Развивать умение анализировать художественное произведение;

   3. Воспитывать моральные качества учащихся и интерес к чтению.

Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения; ориентироваться в информационном материале учебника; осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости,  совместно с учителем).

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; включаться в диалог с учителем; уважать другую точку зрения.

Предметные: осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать представленную информацию для получения новых знаний; наблюдать противоположные картины в художественном тексте.

Личностные: составлять личное мнение о литературно произведении, выражать его на доступном языке; формировать интерес к учению.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организация класса.

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

-Вот звонок весёлый,

Мы начать урок готовы,

Будем думать и читать,

И друг другу помогать.

Приветствуют учителя

Личностные УУД:

— сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

II. Речевая разминка

— В какой сказке мы окажемся, вы скажете после речевой разминки. Повторите скороговорку (медленно, хором, затем темп ускоряем.)

Променяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят.

Пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.

— Где происходит действие в скороговорке?

— В начале какой сказки А.С. Пушкина мы тоже оказываемся на базаре?

На базаре

В «Сказке о попе и работнике его Балде«

III. Определение темы и цели урока

— Сформулируйте тему урока. (А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)

— Сегодня мы окунёмся в замечательный мир сказок А.С. Пушкина.

— Определите цель урока.

IV. Постановка проблемы

К уроку я подобрала эпиграф (читаем вместе…)

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

— Какая идея заключена в эпиграфе?

Сказка была написана 1830 году. При жизни поэта сказка не печаталась. Впервые она была напечатана В.А. Жуковским в 1840 году. Но по цензурным причинам Жуковский заменил попа на купца. Сказка начиналась так: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп . По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму». Только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений сказка была напечатана по рукописи Александра Сергеевича.

Оценивая поступки героев, мы узнаем, чему учит эта сказка

III. Изучение нового материала.

1.Биография.

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». Но для начала вспомним, что мы уже знаем об А.С. Пушкине.

— А.С.Пушкин родился 6 июня 1799г. в Московской дворянской семье. У него были брат Лев и сестра Ольга. Летом мальчик гостил у бабушки в с.Захарово под Москвой. Здесь его воспитанием занималась Арина Родионовна Яковлева- его няня.

Когда Пушкину  исполнилось 12 лет, он поступил в знаменитый Царскосельский Лицей для мальчиков, где его вовсе не считали талантом.

По исполнению 18 лет писатель поступил служить в Коллегию иностранных дел.

— Когда писателю было 32 года, он обвенчался с Натальей Гончаровой. За  5 лет в семье Пушкиных родилось 2 сына и 2 дочери.

— Пушкин написал такие произведения как: поэма «Руслан и Людмила», «поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Песнь о вещем Олеге», роман «Евгений Онегин», «Борис Годунов»,  Погасло дневное светило», «Я помню чудное мгновенье» и многие другие. А на уроке сегодня мы познакомимся с одним  из его произведений, которое называется «Сказка о попе и работнике его Балде». Но сначала давайте проверим, что вы запомнили из биографии писателя.

-Когда родился А.С.Пушкин?

— Что вы запомнили о семье писателя?

— Где родился  Пушкин?

— Где получил своё образование А.С.Пушкин?

-Как звали жену писателя?

-Сколько детей было в семье?

-А кто может назвать, какие произведения были написаны А.С. Пушкиным?

-Молодцы!

Слушают биографию писателя

Отвечают на вопросы

-А.С.Пушкин родился 6 июня 1799г

-Отец- Сергей  Львович, мать- Надежда Осиповна Пушкина, сестра- Ольга Сергеевна Павлищева, брат- Лев Сергеевич Пушкин.

-В с.Захарово, под  Москвой.

-В Царскосельском лицее.

-Наталья Гончарова

-Две дочери и два сына.

— поэма «Руслан и Людмила», «поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Песнь о вещем Олеге», роман «Евгений Онегин», «Борис Годунов»,  Погасло дневное светило», «Я помню чудное мгновенье» и многие другие.

Регулятивные УУД: планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;

этикета.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи

2. Словарная работа.

-Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением, давайте рассмотрим незнакомые слова, которые нам встретятся.

РАБОТА НА СЛАЙДАХ.

  • Оброк – денежный или натуральный сбор.
  • Супостат – противник, враг
  • Толоконный – сделанный из овсяной немолотой муки.
  • Полба — разность пшеницы, каша из нее.
  • Розь – разные, различные
  • Подворье – дом с хозяйственными постройками
  • Взыскаться-искать, хотеть чего-либо.
  • Авось-может быть; здесь: случай. везение.
  • Накладно-дорого.
  • Попадья-жена попа
  • Поповна-дочь попа
  • Попёнок-маленький сын попа.
  • Бес-чёрт, нечистая сила.
  • Мета-отметина, цель
  • Череда-очередь
  • Щелка-щелчка

— Мы разобрали все незнакомые слова, теперь можем приступить к чтению текста.

Обучающиеся, опираясь на знания и свой жизненный опыт, используя толковые словари, определяют лексическое значение новых слов

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; отвечать на вопросы учителя, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

3. Первичное чтение, чтение учителем.

4. Анализ текста после первичного восприятия

5. Чтение первой сцены по ролям

6. Работа со словарём

— Откройте учебник на странице 68-ой, приготовьтесь к слушанию и чтению текста.

– Поставьте пальчик на первое слово, внимательно слушайте и следите за чтением текста, затем кто-то продолжит.

 (Я читаю «сказку о попе и работнике его Балде»).

-Какой жанр произведения? Почему?

— Итак, «Сказка о попе и работнике его Балде».

— Какая это сказка? — авторская, бытовая.

— «Сказка о…» – прямая наследница народной сказки. Она написана ярким, выразительным, простым, близким к народной речи языком. Вы прочитали дома сказку.

— Назовите героев сказки. (Балда, поп, бесы).

— У одного героя есть интересное имя, не Федул, не Иван-дурак, как народных сказках. Почему автор даёт ему имя Балда?

— Как вы понимаете слово «балда»?

— Оно имеет два значения:

1).бран., прост. «бестолковый, глупый человек»;

2). спец. «тяжелый кузнечный молот».

В говорах балдА — «долговязый и неуклюжий дурень»

У Пушкина Балда — личное имя, возможно, под влиянием многочисленных сказок о глупцах пушкинского Балду стали смешивать с дурнем народной сказки.

Определите главную мысль произведения.

-Ребята, а сейчас мы с вами почитаем текст по цепочке, начинает первая парта первого ряда. Читаем по одному четверостишию.

-Верно, молодцы!

Чтение первой сцены сказки по ролям. (поп, Балда, автор)

— С какой целью отправился поп на базар? (Искать работника)

— Какого работника ищет поп? Прочитайте. «Не слишком дорогого »

— Что на базаре делал Балда? (Ходит без дела, может и денег нет у него.)

— Почему Балда согласен работать за проживание, пищу и 3 щелка? (хотел проучить, возможно ему негде жить)

— Поп сразу согласился? Прочитайте. «Призадумался поп, стал себе почёсывать лоб …»

— Чего поп боится? Расплаты

— Что заставляет попа согласиться на эти условия?

— Прочитайте. На что понадеялся поп? « На русский авось »

Обратимся к словарю.

В словаре В. И. Даля слово «авось» уже называется частицей и дается лексическое значение «может быть, станется, сбудется, с выражением желания или надежды». Приводятся русские пословицы, где дается данное слово с этими лексическими значениями:

Авось Бог поможет.

Авось — вся надежда наша.

На авось мужик и хлеб сеет.

Держись за авось, поколе не сорвалось.

(Автор изображает его глупым, жадным)-запишите в таблицу.

— Как проявил себя Балда в поповском доме? (Веселый, трудолюбивый, уверенный) – запишите в таблицу.

— Всем Балда нравится, а каким показан поп? (Трусливый) – запишите в таблицу.

-Какую службу заказал поп Балде? (невыполнимую, набожный человек не станет водиться с нечистой силою)

-Какие черты проявил герой в этой ситуации? (смелость, верен своему слову, «Буду служить…»)

Чтение текста учителем, обучающиеся слушают и следят.

Чтение детьми по цепочке.

-Жанр этого произведения — сказка, потому что здесь вымышленные герои, волшебство.

С помощью имя автор уже создаёт образ.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия.

Личностные: эмоциональное принятие домашнего задания.

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; отвечать на вопросы учителя, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение.

Физминутка.

— А теперь давайте немного с вами отдохнём.

Тихо, все ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их  в стороны,

Посмотрели, ровно ли?

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо, все садись!

Дети повторяют движения за учителем.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи

7. Чтение по ролям

— А теперь,  прочитаем текст выразительно. Читаем сказку на стр. 68-69.

— Поставьте пальчик на первое слово, внимательно слушайте и следите за чтением текста.

-Молодцы!

Дети читаю текст выразительно.

Регулятивные УУД: планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;

этикета.

8. Просмотр видеоролика

Беседа после просмотра м/ф

Ответ на основной вопрос урока

(2 минуты)

– Появляются новые герои в сказке – бесы. Это злая нечистая сила. Но Балда вступает с ними в борьбу и побеждает их.

(Вот из моря вылез старый Бес:

«Зачем ты, Балда, к нам залез?»

**************************

Экого послали супостата!

Подожди-ка моего меньшого брата».)

— Какие человеческие качества помогли Балде победить? (ум, смекалка, находчивость) – запишите в таблицу.

— Каким автор показывает бесёнка? (жалкий, глупый, наивный) подтвердите текстом.

— Прочитайте, как Балда вернулся с победой. Почему он рад? (всё получилось, накажет попа)

— Прочитайте, как ведет себя поп, завидя Балду? (боится?) Почему? (Балда – сильный, молодой, здоровый парень)

Какими словами автор заканчивает сказку? «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

— Какой хотел дать урок автор? (Сказка учит не жить за чужой счет, быть трудолюбивым и щедрым.)

— Назовите основной закон сказки. (В сказках добро побеждает зло).

Дети смотрят видеоролик

Регулятивные УУД: планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;

этикета.

IV. Итог урока

V. Рефлексия

— С творчеством, какого писателя мы сегодня познакомились?

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

-О чём эта сказка?

-Какие ещё произведения А.С.Пушкина вы запомнили?

— На этом наш урок подошел к концу. Всем спасибо за активную работу, до свидания!

-С творчеством А.С. Пушкина

-«Сказка о попе и работнике его Балде»

— поэма «Руслан и Людмила», «поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Песнь о вещем Олеге».

Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: умение формулировать вывод.

Личностные: самооценка на основе критериев успешности УД. Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

Тема урока: «А. С. Пушкин «Сказка о
золотом петушке»

Цели:

  • научить анализировать поступки героев;
  • обучать грамотному, выразительному чтению;
  • развивать речь, память, мышление;
  • воспитывать интерес к художественной
    литературе, желание читать книги.

Оборудование: учебник, выставка книг
нарисованный замок, вырезанные силуэты петушков.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Сегодня я хочу начать урок словами: «Что за
прелесть эти сказки!» (слайд № 1)
– Мы с вами будем работать по сказке. А вот по
какой, сейчас вы мне ответите, решив небольшой
тест.

1. Назовите автора семи сказок: (слайд № 2)

И.А. Крылов
Л.Н. Толстой
А.С. Пушкин
А.Е. Измайлов
В.А. Жуковский

2. Назовите сказку А.С. Пушкина: (слайд № 3)

«Кот, петух и лиса»
«Кукушка и Петух»
«Сказка о золотом петушке»
«Петушок–золотой гребешок»
«Петух и собака»

3. Имя героя «Сказки о золотом петушке»: (слайд №
4)

Царь Салтан
Князь Гвидон
Царь Дадон
Царь Матвей
Царь Берендей

– Тема сегодняшнего урока… (слайд № 5) А.С.
Пушкин «Сказка о золотом петушке».

3. Сообщение целей урока (слайд № 6)

4. Повторение (слайд № 7)

Посмотрите на портрет поэта.
Обратите внимание на годы жизни его.
– Сколько лет прожил А.С. Пушкин?
– За 38 лет оставил такое наследие потомкам!

– Давайте вспомним, какие сказки мы уже
прочитали за три прошедших года. Я показываю
иллюстрацию, а вы говорите название сказки.

На доске высвечиваются иллюстрации из сказок
А. С. Пушкина, следом название сказки и год
написания (слайды № 8 – № 23)

  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
    могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
    прекрасной царевне Лебеди», 1831 (слайд № 8–11).
  • «Сказка о попе и работнике его Балде», 1831 (слайд
    № 12–14).
  • «Сказка рыбаке и рыбке», 1833 (слайд № 15–17).
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
    1833 (слайд № 18–20).
  • «Сказка о золотом петушке», 1834 (слайд № 21–23).

– Действительно, мы изучаем уже пятую сказку
А.С. Пушкина. Но самой первой была «Сказка о
медведихе», которую поэт так и не дописал. И есть
еще одна сказка, которая называется «Жених».
– Молодцы! Хорошо знаете сказки Пушкина .Я буду
рада если пройдут годы и вы прочитаете эти сказки
уже своим детям.

5. Работа по «Сказке о золотом петушке»

– Давайте вспомним начало сказки. Я предлагаю
посмотреть сценку из этой сказки.

Инсценировка начала сказки от начала сказки
до слов: «Царь к окошку, – ан на спице, видит,
бьется петушок, обратившись на восток».

Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и
петушок)

– Каким представил нам Пушкин в сказке царя
Дадона?

задиристый
грозный
беспомощный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный
самодурный

(На слайде № 24 поочередно выходят слова,
характеризующие царя Дадона.)

– Докажите словами текста, что царь был
задиристым.

(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)

– т.е. право определял силой.

– В каких словах выражается его грозность?
(Смолоду был грозен он)
– Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли,
что царь не в силах уже воевать. Дадон сам
виноват, что у него много врагов, но он не хочет
отвечать за свои поступки.)

– В чем проявилась его беспомощность,
прочитайте.

(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)

– В чем еще проявилась беспомощность
Дадона?

(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)

– Почему вы считаете, что царь был жадным?

(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)

– Если бы он не был жадным и содержал бы большое
войско, то соседи побоялись нападать на царство
Дадона.

–Докажите злость Дадона.

(Со злости
Инда плакал)

– А как вы думаете, почему он обратился к
мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на
какое-то волшебное разрешение проблемы, сам
«наломал дров» и обратился к мудрецу.)

– Когда проявилась глупость царя?

(Волю первую твою
Я исполню, как мою)

– В это время думал царь, что надо будет
отвечать за свои слова? (Нет, он живет
сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)

– Действительно, царь не думал о том, что будет
происходить дальше, он не думал о будущей
расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость
царя.

– Найдите в этом отрывке образное выражение,
т.е. эпитет (слайд № 25). (Горы золота
сулит)

– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в
начале сказки? (Славный)

– О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает
добрые, славные дела)

– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?

– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить
добро и зло)

Добро и зло – это неделимые, вечные
начала.

– Где проявилась своенравность царя?
разговоре с мудрецом в конце сказки)

–Докажите словами текста

(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?)

– Когда Дадон показал свою жестокость и
самодурство
?

(Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…

Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»

Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.)

– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)

– Как вы думаете, кто в сказке является
символом добра и справедливости? (Петушок)

6. Физминутка.

– Покажите, как петушок встрепенулся,
повернулся, как он бился.

7. Продолжение работы над сказкой

– Почему петушок символ справедливости и
добра? Зачем это нужно? (Должна произойти
расплата за зло по законам волшебной сказки).

– Какими качествами А.С. Пушкин наделил
петушка? (Слайд № 26)

Петушок

верный
справедливый

(На слайде поочередно выходят слова,
характеризующие петушка)

– Докажите, что петушок был верным царю. (Верный
сторож как со сна)

– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)

– Когда петушок проявил справедливость?

(Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!)

– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда
угомонился Дадон? (Когда золотой петушок…
клюнул в темя.)

8. Работа с пословицами и поговорками (слайд
№ 27)

– Смысл образа петушка сведен к какой народной
поговорке?

(На слайде появляются пословицы и поговорки)

  • Не рой другому яму – сам туда попадешь.
  • Правда суда не боится.
  • По правде и сила.
  • Пока жареный петух в голову не клюнет…

– Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда
кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать
что-либо только по-своему, не считаясь со мнением
других.)

– Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть
злыми, жестокими)

9. Рефлексия

(У каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги
петушок.)

– У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги
петушок. Напишите, какие вы хотели бы сделать
добрые дела в своей жизни.

10. Итог урока

– Итог урока хочу подвести вашими мыслями. (Зачитываются
детские пожелания и вкладываю петушков в
нарисованный замок.)

– Чему научила вас эта сказка?
– Закончить наш урок я хочу словами Пушкина
(слайд № 28):

«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»

11. Выставление оценок

Приложение 1

На чтение 7 мин. Опубликовано

Произведения Александра Сергеевича Пушкина для детей полны чудес и роскоши. Взятые из мира волшебства, они тесно связаны с окружающей жизнью, просты и понятны. В читательский дневник «Сказку о золотом петушке» с кратким содержанием, планом пересказа и анализом школьники записывают в третьем классе. Информация будет полезна для уроков внеклассного чтения и более глубокого понимания произведения.

История создания

«Сказка о золотом петушке» была написана Пушкиным осенью 1834 года в родовой усадьбе Болдино (Нижегородская область). Здесь поэт чувствовал особый творческий подъем, написал много чудесных стихов в осенний период в 1830 и 1833 гг. В 1834 году Александр Сергеевич снова вернулся к месту вдохновения в надежде творить.

Сказка о золотом петушке пушкин

Однако в жизни поэта не все было безоблачно. Долги и давление цензуры отражались на его эмоциональном состоянии. Во время трехнедельного пребывания в Болдино ему удалось написать только одну сказку о царе Дадоне. Литературоведы считают, что прототипом для нее стала «Легенда об арабском астрологе», написанная «отцом американской литературы» Вашингтоном Ирвингом.

Упростив и изменив сюжет египетской сказки, поэт приблизил ее к русскому народному произведению. В сюжете заложены идеи, обличающие действия царской власти и императора. В сказочной форме Пушкин смог высказать все, что думал о правящем режиме. После цензуры ее пропустили в печать. Первая публикация состоялась в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения».

Основные персонажи

Литературоведы редко обращались к произведению, поэтому о его истории сохранилось мало информации. Особый интерес к сказке проявила Анна Ахматова, благодаря которой удалось установить, что она была написана на основе новеллы Ирвинга. Большинство исследователей не принимают этот факт, считая сюжеты литературных работ слишком разными. Однако многие смирились с этим фактом. В читательском дневнике следует отметить главных героев сказки:

Чему учит сказка о золотом петушке

  1. Петушок. Олицетворение борьбы света над тьмой — на Руси простые люди вставали с первыми птахами, которых ласково называли золотыми гребешками, и принимались за работу. У Пушкина птица — сверхсильное существо, способное восстановить справедливость.
  2. Царь Дадон. Правитель в возрасте, своенравный, жестокий и глупый. Не смог устоять перед чарами заморской красавицы. Дадон — говорящее имя. В словаре Даля ему дана такая характеристика — неуклюжий, нескладный, несуразный человек.
  3. Звездочет. Мудрец, погибший от руки правителя.
  4. Шамаханская царица. Удивительная красавица, из-за которой произошел раздор в сказке. Образ взят Пушкиным из произведения «Княжна Милуша». В нем Катерина, как и царица, внезапно появляется и исчезает, принося главному герою много страданий.

Краткое содержание

Престарелый царь Дадон получил в подарок от кудесника волшебного золотого петушка. Теперь ему не нужно было бояться внезапного нападения врага. Сидя на спице, петушок указывал направление, откуда шла беда, и войско правителя успевало подготовить оборону. Видя такой отпор со стороны царя, соседи присмирели и не стремились нападать на его владения.

За такую бесценную услугу государь пообещал исполнить любую просьбу мудреца. Но тот не спешил с решением, ведь всему свое время. Однажды произошли удивительные события: после долгого молчания петушок встрепенулся и заголосил, вещая беду.

Смысл сказки о золотом петушке

Один за другим врага отправились искать оба сына Дадона, но не вернулись. Тогда сам царь встал во главе войска и поехал в сторону, на которую указывал петушок.

В поле он увидел шатер, вокруг которого лежало побитое войско и мертвые сыновья. В этот момент из шатра вышла прекрасная девушка и пригласила его войти. Увидев ее красоту, царь забыл о смерти сыновей. Будучи околдован ее чарами, он провел в пирах с Шамаханской царицей целую неделю.

Пришло время возвращаться в город. Девица отправилась с царем, и во время пышного въезда в город Дадон увидел в толпе седого мудреца. Звездочет напомнил государю о данном когда-то обещании. На это правитель возмутился и предложил старцу хоть чин, хоть деньги. Но девицу не отдал. Когда же мудрец отказался от всех благ и вновь попросил, чтобы царь сдержал слово, Дадон убил его жезлом.

Все содрогнулись, лишь красавица весело смеялась. Когда же царь въехал в город, петушок сорвался со спицы и клюнул его в темя. Царь умер, а Шамаханская царица исчезла, словно ее и не бывало.

Анализ для читательского дневника

В своей тетради ученикам младшей школы важно отразить основные аспекты и смысл сказки Пушкина о золотом петушке. Волшебная птица является главным героем, который вершит правосудие и наказывает правителя, не пожелавшего сдержать слово. Кратко отразить информацию о сказке можно в нескольких строках:

О чем сказка о золотом петушке

  1. ФИО автора. Александр Сергеевич Пушкин.
  2. Название произведения. «Сказка о золотом петушке».
  3. Год написания. Осень 1834 г.
  4. Жанр. Волшебная сказка.
  5. Тема произведения. Честность.
  6. Главная мысль. За все поступки придется держать ответ. Важно быть последовательным, даже если это невыгодно или идет вразрез с планами.
  7. Суть. В первую очередь нужно надеяться на себя, а не на помощников. Иначе можно допустить губительную для себя ситуацию. Магия непредсказуема, а за свои слова рано или поздно нужно отвечать. Как показывает опыт Дадона, цена несдержанного обещания может быть слишком высока.
  8. Аннотация (1−2 предложения). Царь Дадон обезопасил свою страну с помощью подарка от Звездочета — золотого петушка. Когда пришло время вознаградить старца, он повел себя как правитель, который не держит обещаний, за что и был убит.
  9. Чему учит. «Сказка о золотом петушке» предупреждает, что важно держать слово, уметь отличать добро от зла и хранить дружбу.
  10. Подходящие пословицы. «Давши слово держись, а не давши — крепись». «Честное слово дорого стоит».
  11. Что понравилось. В сказке восторжествовала справедливость. За отказ держать данное Звездочету слово и за его убийство Дадон был наказан, поплатился собственной жизнью.

Юные читатели могут встретиться с новыми словами, которые требуют разбора. Шелом в стихотворении — это шлем. Темя — затылок. Войско в старину называли ратью, а скопцов — евнухами.

План для пересказа

Литературоведы отмечают, что в произведении о петушке и Дадоне больше морали, чем в других сказочных историях Пушкина. Сказку не стоит относить к классическим русским народным, поскольку в содержании мало фольклора и морали, отсутствуют зачин, герои-помощники, волшебные предметы. Однако, как и во многих сказочных произведениях, торжествует справедливость, и после прочтения остается положительное впечатление. На уроке литературного чтения ребятам может потребоваться пересказ текста, который удобно сделать по такому плану:

Смысл сказки о золотом петушке пушкина

  1. Подарок царю Дадону от Звездочета.
  2. Служба золотого петушка.
  3. Тревога в государстве.
  4. Поход старшего и младшего сына, их исчезновение.
  5. Выступление Дадона.
  6. Встреча с Шамаханской царицей.
  7. Возвращение в город.
  8. Общение со старцем и нарушенное слово.
  9. Месть золотого петушка.

Сказка является последней в творчестве знаменитого русского поэта. Она воплощает все то, чему Пушкин научился за годы работы над произведениями подобного рода, учит честности и справедливости.

Отзывы читателей

Читала эту сказку много раз. Сначала в детстве, потом своему сыну, теперь уже внукам. Особенно хорошо она воспринимается с картинками, поэтому храню свою первую книгу 1962 года выпуска. Пушкин — мастер своего дела. После прочтения всегда задумываюсь, чему сказка «Золотой петушок» учит меня в этот раз. Ведь это не только волшебный сюжет, но и отражение ситуации в обществе, в котором жил автор. Каждый богач мог сначала пообещать что-то, а потом «забыть». Но автор напоминает — безнаказанным слово чести не будет. Жизнь вмешается и внесет коррективы.

Марина Васильевна, 57 лет, г. Ухта

С годами начинаешь глубже понимать смысл сказки Пушкина «Золотой петушок». Жизнь ставит перед человеком много испытаний, искушает соблазнами. Однако важно подходить ко всему с «холодной головой». Ради красавицы старый царь Дадон позабыл о мести за убитых сыновей, пренебрег данным скопцу словом чести. Неудивительно, что его ждала расправа. Ведь каждому воздается по заслугам.

Владимир Г., 34 года, г. Нижний Новгород

Недавно я писала сочинение о любимом произведении А. С. Пушкина. Выбрала сказку о петушке. В ней нет положительных героев, но прекрасно описаны хорошие и плохие поступки людей. Нельзя давать обещаний, если ты не думаешь их выполнять. Царь поступил опрометчиво и ответил злом на добро, за что и поплатился.

Наташа, 12 лет, г. Тобольск

  • Сказка о золотом петушке александр пушкин книга распечатать
  • Сказка о золотой рыбке пушкин рисунок
  • Сказка о золотой рыбке о чем эта сказка
  • Сказка о золотой рыбке пушкин текст распечатать
  • Сказка о золотой рыбке мультфильм 1984