Сказка о золотой рыбке рисунок красками

Иван билибин. эскиз декорации к опере н.а.римского-корсакого сказка о царе салтане. фото: реставрационный центр имени грабаря реставрационный центр имени грабаря

Иван Билибин. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане». Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

Иван Билибин. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане».

Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

Реставрационный центр имени Грабаря представляет выставочный проект к 145-летию художника: графические листы и костюмы из собрания Ивангородского музея

17.08.2021

Личная коллекция народного костюма знаменитого художника, графика, иллюстратора русских сказок Ивана Билибина, а также его театральная графика показаны зрителям впервые. Все экспонаты происходят из коллекции музея в Ивангороде (Ленинградская область).

Удивительна уже самая история этой коллекции. Долгие годы графику, а также мемориальные вещи и русские костюмы хранил приемный сын Ивана Билибина — биолог Мстислав Потоцкий (1916–1998). Он был сыном третьей жены художника, Александры Щекатихиной-Потоцкой, и после смерти Билибина в блокадном Ленинграде сохранил коллекцию работ матери и отчима, а также произведения других мирискусников — Сомова, Добужинского, Коровина, Бенуа, Лансере. Мстислав Потоцкий очень трепетно относился к этому наследию и не хотел, чтобы оно затерялось в запасниках какого-то крупного музея. Для своего дара он выбрал музей в Ивангороде (городок стоит на берегу реки Нарвы, напротив эстонского города Нарва). После Второй мировой войны в городе остались буквально крохи старой застройки, в том числе дом, который, по воспоминаниям, Иван Билибин некогда посещал. В 1980 году в этом доме на основе переданной туда Потоцким коллекции была открыта художественная картинная галерея в составе Ивангородского музея.

Ивангородский музей. Фото: Музейное агентство Ленинградской области

Ивангородский музей.

Фото: Музейное агентство Ленинградской области

Реставраторы Центра имени Грабаря работали с костюмами и головными уборами из коллекции художника, а также его театральной графикой. Костюмы были привезены Иваном Билибиным из его поездок по Русскому Северу, которые он совершил в 1902–1904 годах по заданию этнографического отдела Музея Александра III (Русского музея) для изучения деревянной архитектуры. Многие собранные им материалы оказались таким образом в коллекции Русского музея, однако часть находок Билибин сохранил для себя — как эти костюмы, которые узнаются в его иллюстрациях. Примером могут служить крестьянские женские рубахи и фартук, мужская косоворотка из северных губерний.

«Они сшиты изо льна и украшены вышивкой, а некоторые из них — и хлопчатобумажными кумачовыми вставками, — рассказывает художник-реставратор ткани Анастасия Лобанова. — Вещи были в неплохом состоянии, однако, когда они долго хранятся, заломы и пятна неизбежны. Было проведено обеспыливание специальным реставрационным пылесосом, потом сделана обязательная проба на текучесть красителя, затем проведена очистка экспонатов — в данном случае было возможно проведение водной очистки. Ослаблены и по возможности удалены пятна, что бывает непросто, когда загрязнения старые и непонятно, какой они природы». Скромная вышивка на костюмах укреплена тонкой шелковой нитью.

Примером другого способа работы с костюмом является реставрация шугая, приталенной верхней теплой женской одежды. Крытый репсовой тканью, этот шугай 1870-х годов подбит ватой, и разобрать все детали одежды не представлялось возможным, а вещь была заметно поношена. Тем не менее поверхностные загрязнения удалось удалить. Была снята шелковая узорная лента, которой отделан шугай, разобраны складки. Ленту укрепили и дублировали на тонкий газ. На ткани нашли клеймо производителя — фабрики Гандшина и Вирца в Москве.

Шугай репсовый. После реставрации. Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

Шугай репсовый. После реставрации.

Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

Другая деталь народного костюма, коротёна (далекая родственница жилета, такие надевали на сарафаны и рубахи) из градетура, была отделана золотым галуном, который потребовал от реставраторов длительной работы: шелковые нити, которыми фиксировались металлические, были утрачены. Интересно, что очень похожие коротёны носят многие героини сказочных рисунков Ивана Билибина.

В коллекции Билибина были и народные головные уборы — например, сорока, которую носили замужние женщины (завязки закреплялись под косой, а «хвост» спускался на спину). «Убор расшит шерстяной нитью, которую повредило не только время, но и насекомые, а одна из бисерных кисточек была утрачена — ее восстановили, как и один металлический жетон, украшавший убор, — но так, чтобы новодельные детали немного отличались от авторских и их можно было при необходимости удалить. Заменить пришлось только жесткие деревянные планки, фиксировавшие «хвост» в расправленном виде, — они рассыпались на части (однако были законсервированы и отправлены в музей), а на их место поставлены новые, идентичные авторским», — рассказывает Анастасия Лобанова.

Женский головной убор. Сорока. После реставрации. Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

Женский головной убор. Сорока. После реставрации.

Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

А вот душегрея с ярким узором оказалась не народным костюмом, а театральным. Рисунок был набит на холщовую ткань масляной краской — что очень усложнило очистку этого предмета. На изнанке вещи реставраторы обнаружили театральные штампы — Билибин активно работал в театре.

Вторую часть коллекции, которой занимались реставраторы, как раз и составляет театральная графика. Это эскизы декораций и костюмов — в частности, к постановкам в петербургском Старинном театре (действовал в 1907–1908 и 1911–1912), ставившем перед собой задачу реконструировать театральные жанры и саму атмосферу театров прошлого — от Античности к Возрождению и Средневековью. Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Веги «Овечий источник» и постановкам Кальдерона, Англией начала XVIII века — пьесы Эжена Скриба «Стакан воды». В свой парижский период (1925–1936) Билибин также много работал в опере, оформлял «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова, оперу Александра Бородина «Князь Игорь».

Обычно ожидаемых от Билибина «сказочных» сюжетов в коллекции немного — например, пара иллюстраций к «Сказке о золотой рыбке» парижского периода.

Иван Билибин. Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке». Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

Иван Билибин. Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке».

Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

«Все попавшие к нам листы требовали реставрационного вмешательства, — говорит Юлия Савкова, заведующая мастерской реставрации графики. — Большинство работ выполнено акварелью на бумаге, это текучая техника, в первую очередь краски надо было закреплять, чтобы иметь возможность работать с изображением дальше. Нередко на одном листе использовались разные техники, что усложняло работу. К тому же на оборотах листов много надписей, штампов и наклеек, разновременных, сделанных карандашом и разными чернилами, которые музей просил нас обязательно сохранить — они отражают бытование вещей».

Всего через руки реставраторов Центра имени Грабаря прошло более 40 экспонатов из собрания Ивангородского музея, работы велись несколько лет 20 специалистами.

Реставрационный центр имени Грабаря
«Сказ об Иване Билибине»
До 15 октября 2021

Инфоурок

ИЗО, МХК
ПрезентацииПрезентация проекта урока изобразительного искусства во 2 классе. Тема: «Золотая рыбка».

Презентация проектаурока изобразительного искусстваво 2 классеТема: «Золо...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Презентация проектаурока изобразительного искусстваво 2 классеТема: «Золо

    Описание слайда:

    Презентация
    проекта
    урока изобразительного искусства
    во 2 классе
    Тема: «Золотая рыбка»
    Подготовила студентка
    4 курса, группы 43А
    Захарова Екатерина Романовна
    ОГБПОУ УПК
    Ульяновск
    2021

  • 2 слайд

    Цель урока:Формирование графического навыка изображения золотой рыбки.Задачи

    Описание слайда:

    Цель урока:
    Формирование графического навыка изображения золотой рыбки.
    Задачи урока:
    Образовательные:
    Научить учащихся рисовать золотую рыбку в работе с цветными карандашами и акварелью;
    Закреплять знания о частях тела рыб;
    Расширять знания о породах золотых рыбок;
    Актуализировать знания по содержанию сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

    Развивающие:
    Совершенствовать графические навыки;
    Закреплять умение смешивать цвета.

    Воспитательные:
    Вызывать интерес к продуктивной деятельности;
    Воспитывать аккуратность и дисциплинированность.

  • 3 слайд

    Планируемые результаты:Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Обучающие

    Описание слайда:

    Планируемые результаты:
    Метапредметные результаты:
    Регулятивные УУД:
    Обучающиеся научатся:
    планировать свои действия с поставленной задачей учителя;
    проговаривать последовательность действий на уроке;
    Обучающиеся получат возможность научиться:
    самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    Познавательные УУД:
    Обучающиеся научатся:
    проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
    применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

  • 4 слайд

    Обучающиеся получат возможность научиться: строить логическое рассуждение, вк

    Описание слайда:

    Обучающиеся получат возможность научиться:
    строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    Коммуникативные УУД:
    Обучающиеся научатся:
    адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
    формулировать собственное мнение и позицию;
    задавать вопросы;
    Обучающиеся получат возможность научиться:
    учитывать разные мнения, обосновывать собственную позицию.

    Планируемые результаты:

  • 5 слайд

    Предметные результаты: - научиться рисовать золотую рыбку в работе с цветными

    Описание слайда:

    Предметные результаты:
    — научиться рисовать золотую рыбку в работе с цветными карандашами и акварелью;
    — совершенствовать графические навыки;
    — закреплять умение смешивать цвета.

    Личностные результаты:
    — учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способами решения новой задачи;
    — владение различными приёмами и техниками изобразительного искусства;
    — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
    — способность к оценке своей учебной деятельности.

    Планируемые результаты:

  • 6 слайд

    Оборудование для учителя: Образец готового рисунка золотой рыбки, образец эск

    Описание слайда:

    Оборудование для учителя:
    Образец готового рисунка золотой рыбки, образец эскиза на альбомном листе формата А4, ноутбук, аудиосистема, проектор, интерактивная доска.

    Материалы для учителя:
    Альбомный лист формата АЗ, карандаш НВ, ластик.

    Материалы для учащихся:
    Альбомный лист формата А4, карандаш НВ, ластик, цветные карандаши, акварель, кисть (белка №5), стаканчик для воды.

  • 7 слайд

    Связь с другими видами искусств:Литературный ряд: «Сказка о рыбаке и рыбке»,

    Описание слайда:

    Связь с другими видами искусств:
    Литературный ряд:
    «Сказка о рыбаке и рыбке», А. С. Пушкин

    Музыкальный ряд:
    М. Равель «Игра воды»

    Зрительный ряд:
    Изображения золотой рыбки

  • 8 слайд

    Подведение к теме урокаЧтобы узнать о чем сегодня на уроке пойдет речь, нужно

    Описание слайда:

    Подведение к теме урока
    Чтобы узнать о чем сегодня на уроке пойдет речь, нужно разгадать, представленный на слайде ребус:

    — Молодцы. Скажите, в каком литературном произведении вы с ней встречались?
    («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина).
    — Какой вы представляете себе золотую рыбку?

  • 9 слайд

    ЦелеполаганиеОтгадайте загадки: «Жмутся в узеньком домишке Разноцветные дет

    Описание слайда:

    Целеполагание
    Отгадайте загадки:
    «Жмутся в узеньком домишке
    Разноцветные детишки.
    Только выпустишь на волю-
    Где была пустота.
    Там, глядишь, красота!» (Цветные карандаши)

    «Нанесет она узор
    Очень трепетный и нежный-
    Будь то небо или бор,
    Иней тонкий белоснежный,
    Зеленеющий апрель-
    Все раскрасит»… (Акварель)
    Давайте сформулируем цель и задачи урока. Чему мы должны научиться? (научиться рисовать золотую рыбку с помощью цветных карандашей и акварели).
    Верно! Чтобы достичь данной цели, какие задачи мы перед собой поставим? (познакомиться с этапы рисования золотой рыбки, познакомиться с частями тела рыбки и т.д.).

  • 10 слайд

    Усвоение новых знаний1- теоретический этапТема нашего урока «Золотая рыбка».

    Описание слайда:

    Усвоение новых знаний
    1- теоретический этап
    Тема нашего урока «Золотая рыбка».
    Есть ли в жизни золотая рыбка? Кто из вас ее видел? Где? ( В аквариуме).
    Верно. Сейчас я вам расскажу немного об истории рыбки.
    «Самые древние сведения о золотых рыбках появились в Китае.
    В это время их начали содержать как декоративных животных. Изображение золотой рыбки есть в ранних памятках китайской письменности и на гербах знатных родов. Рыб с красным окрасом считали священными. Золотая рыбка выведена человеком от серебряного карася. Долго и тщательно выбирали селекционеры из многочисленного потомства наилучшие и наиболее яркие экземпляры. Так шаг за шагом, работая над каждым поколением, они создали около 130 пород.
    Обычная золотая рыбка такой же формы как и караси. Лишь яркая золотистая окраска отличает их. В Россию золотую рыбку привез из Франции князь Григорий Потемкин».
    Золотая рыбка Вуалехвост

  • 11 слайд

    Усвоение новых знаний1- теоретический этапОткрываем страницу 92. Давайте отв

    Описание слайда:

    Усвоение новых знаний
    1- теоретический этап
    Открываем страницу 92. Давайте ответим на вопросы по учебнику:
    Кто автор сказки о золотой рыбке?
    Кто, на ваш взгляд, главное действующее лицо сказки?
    Как можно охарактеризовать поведение золотой рыбки в сказке?
    Обратите внимание на изображения рисунков золотой рыбки на странице 93. Мы будем выполнять рисунок с помощью каких материалов? (цветные карандаши и акварель).

  • 12 слайд

    Просмотр видеоролика о видах золотых рыбок:Усвоение новых знаний1- теоретиче

    Описание слайда:

    Просмотр видеоролика о видах золотых рыбок:
    Усвоение новых знаний
    1- теоретический этап
    «Золотые рыбки- породы», YouTube
    -Мы посмотрели видеоролик и познакомились с разнообразием видов золотых рыбок. Скажите, а чем похожи все эти рыбки? (Формой, частями тела, цветом).
    -Какую форму имеет тело рыбки? (Овальную, вытянутую).
    — Из каких частей состоит рыбка? (Голова, тело, плавники и хвост).
    — На какие геометрические фигуры они похожи? (тело – овал, плавники, хвостик – треугольник, прямоугольник; круг- глазки).
    — А какой это цвет — золотой? (Яркий, блестящий, солнечный, жёлтый).
    — Какие цвета мы будем использовать, рисуя золотую рыбку? (Красный, оранжевый, жёлтый, коричневый).

  • 13 слайд

    Образец работыОбразец работы учителяОбразец работы учащихся (из сети Интернет)

    Описание слайда:

    Образец работы
    Образец работы учителя
    Образец работы учащихся
    (из сети Интернет)

  • 14 слайд

    Усвоение новых знаний2- практическая часть

    Описание слайда:

    Усвоение новых знаний
    2- практическая часть

  • 15 слайд

    Усвоение новых знаний2- практическая часть

    Описание слайда:

    Усвоение новых знаний
    2- практическая часть

  • 16 слайд

    Подведение итогов урокаРебята, давайте подведем итоги урока. Какова цель наш

    Описание слайда:

    Подведение итогов урока
    Ребята, давайте подведем итоги урока.
    Какова цель нашего урока? Смогли ли мы ее достичь?
    Решены ли поставленные нами задачи?
    Чему мы сегодня научились? Над чем еще нужно поработать?

  • 17 слайд

    РефлексияЭмоциональная рефлексия «Дерево творчества»Рефлексия содержания мате

    Описание слайда:

    Рефлексия
    Эмоциональная рефлексия
    «Дерево творчества»
    Рефлексия содержания материала
    «Продолжи фразу»
    Сегодня мне было интересно…
    Сегодня я научился(ась)…
    У меня получилось…
    Мне понравилось…
    Сегодня на уроке мы…

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сказка о золотой рыбке рисунок красками

  • Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов

Сказка о золотой рыбке рисунок красками

  • Сейчас обучается 240 человек из 64 регионов

Сказка о золотой рыбке рисунок красками

  • Сейчас обучается 395 человек из 70 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Поурочный план 2 класс по теме «Бабочки нашей Родины».

  • Рабочая программа «Изобразительное искусство»

  • Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс

  • Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство » для 2 класса

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 3 КЛАСС

  • Презентация по изобразительному искусству на тему «Птицы в лесу»( 2 класс)

  • Презентация по ИЗО на тему » Космические фантазии» (2 класс)

  • Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 1 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452423 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Сказка о золотой рыбке мораль для детей
  • Сказка о золотой рыбке иллюстрации к сказке
  • Сказка о золотой рыбке картинки для срисовки
  • Сказка о золотой рыбке китайская
  • Сказка о золотой рыбке аудио рассказ