Цель: создать условия для формирования навыков работы с текстом учебника и медиаматериалами на основе создания условий для учения с увлечением в процессе изучения нового материала.
Задачи:
- Образовательная: способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки; усвоению понятия: жизнь, жизнедеятельность клетки, дыхание, питание, рост, размножение клетки, движение цитоплазмы.
- Развивающая: продолжить развитие умения вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, извлекать информацию из различных источников и способностей конкретизировать, анализировать, обобщать;
- Воспитательная: воспитывать самостоятельность, коммуникативные качества учащихся.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал (карточки с этапами деления клетки).
Ход урока
1 этап: Орг.момент.
2 этап: Мотивация, актуализация знаний. (Фронтальная беседа).
— Из чего состоят все растения, как и любой другой живой организм?
Тема урока закрыта не написана на доске, мне бы хотелось, чтобы вы назвали тему сами после того как прослушаете сказку о житие – бытие растительной клетки. (Слайд презентации)
Сказка о житие – бытие растительной клетки
Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит —
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название “растение”
Получило объяснение.
Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?
Ответьте, какие процессы происходят в клетке?
3 этап: Целеполагание. Подвести к постановке цели: – используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма. (Слайд презентации)
4 этап: Изучение нового материала. Процессы жизнедеятельности клетки (дыхание, питание, обмен веществ, размножение, рост.)- самостоятельная работа, просмотр и работа с материалами презентации.
Мы вспомнили строение клетки, а сегодня мы с вами погрузимся в тайну жизни клетки. Как вы понимаете термин жизнь? (выслушать варианты детей) Давайте найдем, как объясняет это понятие словарь. (Словарь положить на стол, попросить ребенка найти определение термина) Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах. (Слайд презентации) Давайте вспомним процессы, характеризующие жизнь? Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.
Жизнедеятельность клетки. Деление и рост растения (материал для учителя)
Движение цитоплазмы. В клетке происходят все необходимые жизненные процессы. Одно из видимых проявлений жизнедеятельности клетки — движение цитоплазмы. Если некоторое время понаблюдать за клетками листа элодеи под микроскопом, то можно заметить движение хлоропластов внутри каждой клетке. Они двигаются, увлекаемые круговым током цитоплазмы. Цитоплазма также имеет способность сжиматься и вновь расправляться.
Питание растений процесс поглощения и усвоения растениями из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни; заключается в перемещении веществ из среды в цитоплазму растительных клеток и их химическом превращении в соединения, свойственные данному виду растений.
Обмен веществ. Клетка питается, то есть поглощает вещества из внешней среды и превращает их в вещества своего тела. Клетка дышит, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Вещества в живой клетке не остаются постоянными, они изменяются. При этом они взаимодействуют друг с другом, соединяются и вновь распадаются. Многие продукты распада клетка выделяет во внешнюю среду. Описанные процессы, протекающие в клетке, называют обменом веществ. Обмен веществ — главное проявление жизнедеятельности организма, всех его клеток.
Поступление веществ в клетку и выход их из клетки. Вещества передвигаются внутри одной клетки, а также из клетки в клетку, из одной части растения в другую. Поступление веществ в клетку из внешней среды и прохождение их из клетки в клетку зависит от проницаемости оболочек и цитоплазмы.
Оболочка и цитоплазма легко пропускает воду и газы например, кислород, углекислый газ. Для многих веществ, растворенных в воде, целлюлозная оболочка тоже легко проницаема, а живая цитоплазма поглощает и пропускает их только избирательно. Избирательное поглощение свойственно только живым клеткам. Если же цитоплазму убить, например кипячением, она становится проницаемой для любых веществ.
Деление клеток. Одно из важнейших проявлений жизни клеток — их способность к делению. При этом из одной исходной (материнской) клетки получаются две дочерних. Каждая из них постепенно дорастает до размеров материнской и может снова делится. Так увеличивается число клеток в теле растения и образуются различные ткани. Растение растет за счет деления клеток.
Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению предшествует деление ядра. Ядро увеличивается, хорошо заметны тельца, цилиндрической формы – хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Хромосомы копируют себя, образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой новой клетки их становится столько же как и в материнской клетке. Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48. Деление клеток картофеля можно представить схемой. В цитоплазме возникает перегородка, и клетка разделяется на две. каждая со своим ядром. Перегородка состоит из двух целлюлозных оболочек и слоя межклеточного вещества между ними, склеивающего их. В перегородке остаются очень мелкие отверстия. Благодаря им сохраняется связь между цитоплазмами соседних клеток. Таким образом живое содержимое всех клеток соединено друг с другом.
Составьте схему деления клеток. У вас лежат разрезанные карточки, из которых необходимо правильно расставить этапы, проверка на экране. Как должно быть проверьте. Отложите конверты с заданием.
5 этап: Закрепление материала: ответы на вопросы:
— Какие процессы протекают в клетке?
— Что общего между вашим организмом и клеткой?
Может ли жить одна клетка?
6 этап. Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели все процессы жизнедеятельности клетки. Подумайте, смогли ли мы доказать, что клетка живая? (Да. Клетка обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА – ЖИВАЯ)
7 этап: Домашнее задание. §8, вопросы после §. Привести примеры ко 2 вопросу.
По данным за 2019 год, средняя продолжительность жизни человека составляет 72 года. В основном люди умирают от старости, которая развивается по огромному количеству причин. Одной из главных причин старения людей геронтологи считают накопление в организме состарившихся клеток. Их принято называть сенесцентными клетками — таковыми они становятся из-за стресса, мутаций или большого количества цикла делений. Сенесцентные клетки перестают делиться, но при этом никуда не исчезают и копятся во внутренних органах. При этом они выделяют в организм группу белков SASP, которые запускают воспалительные процессы и приводят к старению человека. Ученые уже разработали лекарства, которые могут избавить людей от состарившихся клеток и замедлить старение. Но большинство из них либо не до конца эффективны, либо при больших дозах начинают наносить здоровью вред. Недавно исследователи из США и Китая нашли в виноградных косточках вещество, которое действует лучше этих лекарств.
Виноградные семечки содержат вещество, которое замедляет старение
Геронтология — это наука, которая изучает различные аспекты старения человека. Помимо изучения причин, ученые занимаются разработкой методов замедления старения.
Почему люди стареют?
Как и было отмечено в начале, одной из причин старения человеческого организма является накопление устаревших клеток, которые уже не способны к делению. В молодом возрасте с устранением сенесцентных клеток отлично справляется иммунная система. Но с годами естественный процесс очищения становится все менее эффективным. Некоторые из этих клеток подвергаются мутациям, которые снова их активируют. Если иммунитет вовремя не устраняет мутировавшие клетки, возникает повышенный риск развития онкологических заболеваний. Когда ученые узнали обо всем этом, стало ясно, что им нужно разработать лекарство для уничтожения старых клеток. Ведь в теории, при помощи них можно не только замедлять старение, но и предотвращать развитие опасных заболеваний.
Клетки под микроскопом
Лекарства против старения
В 2016 году ученые попробовали очистить от устаревших клеток организмы мышей. Животные были генетически модифицированы таким образом, чтобы их сенесцентные клетки реагировали на определенное вещество и уничтожались. Таким образом было выяснено, что при очистке организма от старых клеток продолжительность жизни действительно увеличивается. Однако, проводить генетическую модификацию людей запрещено, поэтому ученые не могли просто сделать человеческий организм восприимчивым к определенному веществу. Наоборот, действенное против старых клеток вещество пришлось искать в природе.
В 2016 году удаление сенесцентных клеток увеличило продолжительность жизни мышей
На данный момент несколько таких веществ уже найдены — основанные на них лекарства называются сенолитиками. В ходе научных экспериментов было выяснено, что против старых клеток хорошо действуют некоторые препараты против опухолей, сердечные стимуляторы и биологические добавки. Но они не предназначены строго для очистки организма, поэтому мало эффективны или имеют серьезные побочные эффекты.
Читайте также: Правда ли, что старение – это болезнь, которую можно вылечить?
Польза виноградных косточек
Недавно профессор Сюй Цися (Qixia Xu) и его коллеги из Китая и США сделали важное открытие в этом деле. В ходе научной работы, результаты которой были опубликованы в научном журнале Nature Metabolism, они взяли несколько клеток из человеческой простаты и обработали их препаратом для химиотерапии — так они сделали их сенесцентными. После этого они начали испытывать на них 46 препаратов на растительной основе. Они обнаружили, что с устаревшими клетками хорошо справляется экстракт из виноградных косточек. Он не только уничтожает 80% сенесцентных клеток, но и блокирует выделение белков SASP, которые и являются причиной старения.
Виноградные косточки также считаются полезными в лечении колита, гастрита, инфекций мочевыводящих путей и кишечника
Чтобы узнать, какое именно соединение в экстракте косточек обеспечивает такой эффект, исследователи разобрали его на отдельные вещества. Оказалось, что активным веществом является процианидин C1 (PCC1), который уже известен своей способностью повреждать ДНК. В ходе дальнейших испытаний ученые открыли, что PCC1 уничтожает старые клетки в тканях легких, сосудов и так далее.
Процианидин C1 обладает способностью повреждать ДНК
В конечном итоге, вещество было протестировано на лабораторных мышах. Ученые ввели дозу PCC1 в организмы грызунов в возрасте от 24 до 27 месяцев. По людским меркам это примерно возраст от 75 до 90 лет. Наблюдения показали, что у получивших дозу мышей остаток жизни стал длиннее на 64,2% по сравнению с их сверстниками. Как это вещество работает на людях, на данный момент неизвестно, но ученые надеются, что оно эффективнее существующих сенолитиков.
Ученые в очередной раз смогли увеличить длительность жизни мышей
Ссылки на интересные статьи, смешные мемы и много другой интересной информации можно найти на нашем телеграм-канале. Подпишитесь!
Стоит напомнить, что ранее ученые выяснили, что старение человека происходит в три этапа: в 34, 60 и 78 лет. Подробнее об этом открытии можно почитать тут.
Продолжительность: 1
урок 45 минут.
Класс
6
1
этап: оргмомент. Учитель приветствует
учащихся, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего
места учащихся. Учащиеся приветствуют учителя.
2
этап: мотивация, актуализация знаний.
3
этап: целеполагание. Подводит к
постановке цели – используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает
признаками живого организма.
4
этап: изучение нового материала. Процессы
жизнедеятельности клетки (дыхание, питание, обмен веществ, размножение, рост.)
5
этап: информация о домашнем задании. Изучить п. 8, доработать
опорный конспект, приготовить вопросы.
6
этап: Закрепление материала. Сказка и ответы на вопросы.
Цели
по содержанию:
·
Образовательная: способствовать
ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей
между строением и функциями клетки; должны усвоить понятия: жизнь,
жизнедеятельность клетки, дыхание, питание, рост, размножение клетки, движение
цитоплазмы.
·
Развивающая: продолжить развитие
умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
·
Воспитательная: создать условия для
учения с увлечением, воспитывать самостоятельность, способствовать формированию
коммуникативных качеств у учащихся, развитию способностей конкретизировать, анализировать,
обобщать.
Задачи:
·
Закрепить первичные сведения о клетке.
·
Раскрыть представление о клетке как структурной и функциональной
единице живого.
·
Показать практическое применение полученных знаний.
Оборудование: ноутбук,
презентация в программе Power Point, раздаточный материал (конверты с
заданием), журнал наблюдений (опорный конспект для заполнения), оборудование
для демонстрации опыта.
Ход
урока
На
доске цитата “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь!”. Козьма Прутков.
Мы
находимся в несколько необычных условиях, а для того, чтобы наша встреча не
была бесполезной, мы должны сотрудничать. Представьте, что мы обитатели другой
планеты, и сегодня путешествуем на планету Земля.Презентация слайд 1.
Для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений (
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ) лежит на парте, письменные
принадлежности и хорошее настроение. Какие живые организмы вы можете встретить
здесь? И первые организмы, которых мы встречаем в изучении предмета биологии –
это растения.
1. Подготовка к восприятию
нового материала (Актуализация знаний).
Фронтальная
беседа.
А из
чего состоят все растения, как и любой другой живой организм? Ребята, еще
Козьма Прутков говорил: “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь”. Вспомним,
какое строение имеет клетка?
И
для этого, вам предстоит выполнить задание №1 (приложение
№2), лежит на парте в конверте. Прочитать внимательно. Закончите
предложения. При этом идет демонстрация Презентация слайда 2.
2. Изучение нового
материала.
Мы
вспомнили строение клетки, а сегодня мы с вами погрузимся в тайну жизни клетки.
Как вы понимаете термин жизнь? Если мы затрудняемся определить значение слова.
Где следует искать? (Словарь положить на стол, попросить ребенка наитии
определение термина) Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах.
Давайте вспомним процессы, характеризующие жизнь? (карточки вывешиваю на доске:
питание, размножение, рост, развитие, дыхание). Сегодня, мы попробуем доказать,
что данные процессы характерны и для клетки.
Тема
урока закрыта не написана на доске, мне бы хотелось, чтобы в
конце нашей встречи вы назвали тему сами.
А
начнем работу с просмотра слайда. Вам предстоит определить к какому из
перечисленных процессов может относиться то, что вы увидите на экране /дыхание
клетки/ (Презентация слайд 3) Обозначьте на схеме опорного конспекта
поступление кислорода и выделение угл. газа.
Что
еще необходимо клетке для нормальной жизнедеятельности? Питание. А для того
чтобы узнать, каким образом обеспечивается эта важнейшая потребность, предлагаю
посмотреть результаты опыта. НЕПОЛИТЫЙ ЦВЕТОК
Давайте посмотрим благодаря чему в клетку могут поступать вещества? (Презентация
слайд 4). Благодаря полупроницаемости клеточной оболочки, регулирует
поступление веществ. (отметьте в конспектах поступление веществ в клетку).
Ребята,
как вы думаете, что дальше происходит с веществами, которые поступили в клетку?
(Презентация слайд 5) Питательные вещества перемещаются по всей клетке и
удаляются не нужные, при помощи цитоплазмы (Презентация слайд 6). Сейчас
самостоятельно запишите в конспектах Значение движения цитоплазмы. Вы знаете,
что клеток в организме очень много, так вот, цитоплазма одной живой клетки не
изолирована, а соединяется через поры соседних клеток, и все клетки взаимосвязаны.
Но
иногда, клетки постепенно изнашиваются и гибнут. И чтобы жизнь организма
продолжалась, он должен производить новые с той же скоростью, с какой умирают
старые. Скорость деления у клеток разная. (примеры), а принцип деления
один. Презентация слайд 7
Деление
– сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению
предшествует деление ядра. Ядро увеличивается, хорошо заметны тельца,
цилиндрической формы – хромосомы. Они передают наследственные признаки от
клетки к клетке. Хромосомы копируют себя, образуются две одинаковые части. В
ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой
новой клетки их становится столько же как и в материнской клетке. Каждое
растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у
картофеля 48. Деление клеток картофеля можно представить схемой
Составьте
схему деления клеток. У вас лежат разрезанные карточки в конверте №2 (приложение
№3) из которых необходимо правильно
расставить этапы, проверка на экране. Презентация
слайд 8. Как должно быть проверьте. Отложите конверты с заданием.
Посмотрите на доску, какой из процессов жизнедеятельности мы
не рассмотрели. Конечно.
А
для этого вы поработаете самостоятельно учебник на странице. Как происходит
рост клетки и его значение. Проверяем. Как же происходит рост клетки…….молодые
клетки содержат много вакуолей, в которых накапливаются питательные вещества,
постепенно вакуоль увеличивается до одной большой вакуоли. Значение – рост
растения. Отсюда название растение, что оно постоянно растет (Презентация
слайд 9).
3. Домашнее задание.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели все процессы
жизнедеятельности (отметить на конспекте название процессов), но если посмотрим
на ваш опорный конспект, то увидим, что заполнен не полностью. Так вот вашим
домашним заданием будет: закончить конспект наклеить схему деления, зарисовать
рост клетки, подготовить вопросы, а дополнительно – ответить на вопрос, лежит
на ваших столах.
4. Закрепление,
А
сейчас, мы еще раз зайдем в гости к нашей таинственной клетке. И для этого
прочитаем сказку.Презентация слайд 10.
Сказка
о житие – бытие растительной клетки
Загляните
на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит —
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название “растение”
Получило объяснение.
Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?
Прочитайте
сказку еще раз, самостоятельно, отметьте, какие процессы происходят в клетке?
Клетка обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА –
ЖИВАЯ. Презентация слайд 11.
И
вернемся к началу урока, как бы вы назвали тему __________. Оказывается и я
назвала ее также. (жизнедеятельность клетки; жизнь клетки – вариантов много)
Возвращение
к цитате, которая написана на доске!
Ну,
вот мы и побыли в гостях у клетки – единице всего живого на Земле. А сейчас,
возвращаемся на нашу выдуманную планету, для того, чтобы на следующем
уроке вновь вернутся, и познать новые тайны живой природы. Презентация
слайд 12.
ЛИСТ УСПЕХА
ФАМИЛИЯ ИМЯ………………………………
1 Проверка домашнего задания
Выполняем задание УРОКА №8
(ОТМЕТЬТЕ ЗНАКОМ «+» или «-»)
ВАШ РЕЗУЛЬТАТ…№1………№2………..№3…………
2 Изучение новой темы
1
О2
СО2
Как называется
данный процесс:
……………………………………..
2
Как называется данный
процесс:…………………………………………….
3 Поступление веществ в клетку
происходит благодаря
…………………………………………………………………
4 Деление .
Выполняем задание УРОКА №8
(ОТМЕТЬТЕ ЗНАКОМ «+» или «-»)
ВАШ РЕЗУЛЬТАТ
5 Рост
При старении клетки что происходит с
вакуолями
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Обобщающий урок по биологиии в 5 классе на тему «Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
1. Что нужно для строительства красивого кирпичного дома?
2. Что нужно, чтобы составить предложение?
3. Из чего состоят слова?
4. А из чего состоят тела растений, животных, грибов, бактерий?
5. Почему их называют «кирпичиками» организма»?
жила, Вовы, ручная, у, ворона
ВОПРОСЫ:
Во-ро-на, жи-ла -
2 слайд
Описание слайда:
В настоящее время не вызывает сомнений,
что элементарной единицей как растительного
так и животного организма является клетка. Вывод. -
3 слайд
Описание слайда:
СКАЗКА «У ЛЕСА НА ОПУШКЕ…»
В некотором царстве, в лесном государстве, на лесной опушке жили-были луговой Василёк, Бабочка и Боровичок. Жили они дружненько, никогда не ссорились. Да и к чему им ругаться-браниться, из-за чего обиды таить?
Много разговаривали Василёк, Бабочка и Боровичок о том, что, несмотря на внешнюю несхожесть, чувствуют они, что есть у них что-то общее. Услышала их разговоры мудрая птица Сова.
И сказала, что вычитала в волшебной книжке ответ
на их вопрос – и луговой Василёк, и Бабочка, и
Боровичок состоят из …. -
4 слайд
Описание слайда:
Урок-путешествие в МИР КЛЕТКИ
Обобщающий урок по теме
«Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»Цели урока:
— обобщить и закрепить знания о строении клеткиЗАГАДКА
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.СТАС, ГОТОВ?
А если ты готов, отправиться нам надо
Вот машинист даёт гудок — поехали, Станислав!
-
5 слайд
Описание слайда:
Стас!
Ведь куда ни кинешь взгляд,
Забывать не будем,
Что из клеток состоят
Рыбы, звери, люди.
И деревья и трава
Стебли, листья веток Тоже состоят из клеток.
Запиши в тетради число, классная работа,
тему урока «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»
Нарисовать клетку у доски.
Сейчас мы вернёмся в те далёкие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка». (Звучит музыка А.Вивальди).
«СТАНЦИЯ «КЛЕТКА» -
6 слайд
-
7 слайд
Описание слайда:
Роберт Гук
1665 год
Впервые описал строение коры пробкового дуба и стебля растений,
ввел в науку термин «клетка». -
8 слайд
Описание слайда:
СТАНЦИЯ «ГЛАВНЫЕ ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ»
Придаю я форму клеткам
Прочно их соединяю
И общаться помогаю
С клеточкой-соседкой.
И от всех воздействий внешних
Я клетку защищаю. Это …В клетке внутри –я в движении,
Подобно дорогам и направлениям.
Объединяю все органоиды клетки. Это …
Плотное тельце в цитоплазме,
в нём находятся хромосомы и ядрышки.
Это … -
9 слайд
Описание слайда:
«ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ. РАЗЪЯСНЕНИЕ.»
Оболочка (клеточная стенка) –
Цитоплазма –
Ядро –
Хромосомы –
Вакуоль –
Пластиды –
Хлоропласты –
Лейкопласты –
Хромопласты – -
10 слайд
-
11 слайд
-
12 слайд
Описание слайда:
СТАНЦИЯ «ФИЗКУЛЬТМИНУТКА»
-
13 слайд
Описание слайда:
СТАНЦИЯ «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ»
-
14 слайд
-
15 слайд
Описание слайда:
Сказка о житие-бытие растительной клетки
Загляните на часок в нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут органоиды живут.
Там такое происходит — цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье в клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук, удивился б Роберт Гук.
В клетку пища проникает очень даже непростая,
Днём и ночью круглый год поступает кислород.
Должен пищу он окислить, а из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку — так растёт листок иль ветка.
Часть – отложится в запас.
Что не нужно, в тот же час — удаляется из клетки.
Коли пища поступает, клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья, это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение столько, сколь живёт растение.
И название «растение» получило объяснение.
СТАНЦИЯ «ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТКИ» -
16 слайд
Описание слайда:
СВОЙСТВА РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ
Движение цитоплазмы
-
17 слайд
-
18 слайд
Описание слайда:
ДЫХАНИЕ КЛЕТКИ
-
19 слайд
Описание слайда:
РОСТ И РАЗВИТИЕ КЛЕТКИ
РАЗМНОЖЕНИЕ КЛЕТКИ -
20 слайд
Описание слайда:
Какие утверждения верны. (да +; нет -)
1. Все живые организмы состоят из клеток? (+)
2. Расти могут только растения? (-)
3. Размножение – это воспроизведение себе подобных? (+)
4. Растения и грибы относятся к одному царству? (-)
5. Ядро содержит одно или несколько ядрышек? (+)
6. Все клетки живых организмов имеют пластиды? (-)
7. Хромосомы находятся в ядре? (+)
8. Деление клеток лежит в основе размножения и развития организмов? (+)
СТАНЦИЯ «ДА» или «НЕТ» -
21 слайд
Описание слайда:
СТАНЦИЯ «ДА» или «НЕТ»
9. Клетка – основная единица строения всех живых организмов. (+)
10. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток. (+)
11. Лупа – самый сильный увеличительный прибор. (-)
12. Живые клетки только питаются. (-)
13. Клетки одинаковы по форме и размерам. (-)
14. Организм человека состоит из клеток. (+) -
22 слайд
Описание слайда:
СТАНЦИЯ «СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ КЛЕТОК»
-
23 слайд
Описание слайда:
Наличие пластид.
Наличие крупных вакуолей с
клеточным соком.Плотная клеточная оболочка.
Отличительные особенности растительной клетки -
24 слайд
Описание слайда:
Заполни пропущенное слово.
Все живые организмы имеют……………строение.
Оболочка, ядро, цитоплазма ……части клеток.
Пластиды – есть только у ………… клеток.
Генетический аппарат содержится в……………клетки.
Наружным скелетом клетки является…………, которая так же определяет её форму.
Органоиды клетки и клеточные включения находятся в ……………….клетки.
Органоиды, содержащие клеточный сок называются……………
Все клетки дышат, питаются, растут и…………….. -
25 слайд
Описание слайда:
Наш урок я хочу закончить стихотворением.
Клетка — жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки! -
26 слайд
Описание слайда:
Сходное клеточное строение организмов – свидетельство того, что всё живое имеет единое происхождение.
-
27 слайд
Описание слайда:
СТАНЦИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»
ВЫБЕРИ ОДНУ ФРАЗУ ДЛЯ СЕБЯ:
Я — МОЛОДЕЦ!
Я ДОВОЛЕН СВОЕЙ РАБОТОЙ НА УРОКЕ!
Я МОГ БЫ ПОРАБОТАТЬ ЛУЧШЕ!
-
28 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание
Повторить главу 1 «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов», стр.21-37;
сочинить рассказ «Путешествие внутрь клетки» -
29 слайд
Описание слайда:
СТАНЦИЯ «ОСТАНОВКА. СПАСИБО ЗА УРОК!»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 67 человек из 27 регионов
- Курс добавлен 18.11.2021
- Сейчас обучается 45 человек из 26 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Биология, грибы, растения», Пасечник В.В.
Тема:
Глава 1. Клеточное строение организмов
Похожие материалы
-
Исследовательская работа по теме: «Проблемы бездомных животных».
-
Основные этапы технологии размножения семян декоративных цветочных растений.
-
Презентация по биологии на тему «Внутренняя среда организма. Иммунитет»
-
Классификация декоративных растений по отношению к воде. Примеры влаголюбивые, устойчивые засухи и сухого любящих растения.
-
Классификация декоративных растений с точки зрения температуры, тепла и морозостойкости. Примеры морозостойких и морозостойких летников.
-
Викторина по биологии(6 класс)
-
Учебно-методический проект «Защита природы»
-
Свет и его значение для выращивания растений. Факторы, определяющие режим освещения. Настройка режима освещения в открытом и защищенном грунте.
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5452423 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии»
-
Курс профессиональной переподготовки «Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
-
Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»
-
Курс повышения квалификации «Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция»
-
Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация производственно-технологической деятельности в области декоративного садоводства»
-
Курс повышения квалификации «Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии»
-
Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»
Учитель биологии
МБОУ
Ильичевская средняя школа»
Калюжная В.В.
Биология 5
класс Урок № 21
Дата ____________
Тема урока: Строение
растительной, животной и грибной клеток.
Цель: создание условий для усвоения учащимися знаний о строении клетки, об
отличительных особенностях растительной клетки, о растительных и животных
тканях.
Задачи:
— Создать условия
для приобретения знаний о строении клетки растений и животных;
— Способствовать
знакомству учащихся с видами тканей, их строением и функциями, используя форму
обучения сказкой;
— Содействовать
формированию навыков коммуникативного общения через разные виды творческой
активности;
— Способствовать
развитию универсальных учебных действий через изучения понятий, клетки, ткани,
органы, организм.
Планируемые результаты
Личностные: формирование способности учащихся к самообучению на основе мотивации к
учению и познанию; формирование интеллектуальных умений анализа полученной
информации о строении клетки и тканей, сравнения клеток растений и животных,
умение делать выводы из полученной информации.
Метапредметные: формирование навыков коммуникативного общения через разные виды
творческой активности; умение работать с различными источниками биологической
информации (учебник, ИКТ).
Предметные: формирование первичных систематизированных представлений о строении
клетки и тканей; формирование представлений о естественнонаучной картине мира
на основе знаний о клеточном строении организмов и сходстве строения клеток
различных организмов.
Оборудование:
презентация к уроку, карточки с заданиями, раздаточный материал, учебник
«Биология 5 класс».
ХОД УРОКА
- Организационный
момент
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.
Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада,
что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и
активно поработаем.
- Актуализация знаний и умений
Ребята, послушайте стихотворение и попытайтесь
определить какова наша тема урока.
Вот
дом, к примеру, состоит из тыщи кирпичей,
И
мир природы состоит из маленьких частей.
Так
клетка, кажется, мала! Но в микроскоп взгляните:
Ведь
это целая страна, на карте не ищите!
И
нам, чтобы решить секрет всех клеточных проблем,
Еще
на много — много лет работы хватит всем.
Вопросы: Что мы будем учить сегодня на уроке?
А что мы уже знаем о клетке? Какие её части мы
видели под микроскопом?
— Из каких веществ она состоит и её основные
органоиды.
Задание №1 Проверим наши знаний с ходе
упражнения «да-нет»
Ответьте: Да/нет
1 вариант
1.Клетка – основная единица строения
всех живых организмов.
2.Оболочка, ядро, цитоплазма – главные
части клеток.
3. Белки в растениях можно определить
йодом
4.Лупа – самый сильный увеличительный
прибор.
5.Снаружи любая клетка покрыта
плазматической мембраной
2 вариант
1.Клетки разные по форме и размерам.
2.Организм человека на 70 % состоит из
солей
3. В состав клетки входят органические
и неорганический вещества.
4. К органическим веществам клетки
относится вода
5. Ядро клетки — место накопления запасных питательных
веществ.
1 вариант:
1-да 2 вариант 1- да
2-
да 2- нет
3-
нет 3 — да
4 –
нет 4 — нет
5 –
да 5 — нет
Проверим друг у друга количество
правильных ответов, выставим в тетрадях.
- Определение
темы. Целеполагание
Чтобы добиться
этой цели предлагаю урок провести необычно и совместно сочинить сказку, и
даже стать её действующими лицами.
Сказка
называется «Лесные жители и Баба – Яга».
В некотором
царстве, в лесном государстве, на лесной опушке жили-были Ромашка, Божья
коровка и Грибок-боровичок Жили они дружненько, никогда не ссорились. Да и
к чему им ругаться-браниться, из-за чего обиды таить? Ведь приносили они друг
другу только пользу.
Много разговаривали
Ромашка, Божья коровка и Грибок-боровичок о том, что, несмотря на внешнюю
несхожесть, чувствуют они, что есть у них что-то общее. Услышала их разговоры
мудрая птица Сова
И сказала, что
вычитала в волшебной книжке, что они состоят из маленьких- маленьких
частичек-клеток.. Из них состоят все существа на Земле.. Их клетки чем-то
похожи, но имеют и различия, т. к. Ромашка– это растение, а Божья коровка –
животное, а Боровичок – это гриб.
Задумались лесные
жители и очень им захотелось взглянуть на эти клетки, из которых они
состоят, и узнать, чем же они похожи и чем отличаются. Да вот беда, читать-то они
не умеют!
Пригорюнились они
было, да Сова дала им мудрый совет: «Обратитесь за помощью к ученикам 5 класса.
Есть у них волшебная книга, в которой нарисованы портреты клеток и написано
об их сходстве и различиях».
Вот и просят
Василёк и Бабочка помощи у вас, ребята. Поможем?
Тема нашего
урока: «Строение растительной и животной клетки»
цель урока: (приём – «закончите предложения»)
— изучить…
— выяснить …
— сравнить…
СТР 3. Работа с
рисунками «Строение клеток животных, растений, грибов»
Так из каких
основных частей состоят их клетки
Ученики называют:
ядро, цитоплазма, клеточная мембрана. Какие части одинаковы у растений и
животных и грибов?
№2 Заполнение
таблицы. Заполняем органоиды общие для всех организмов.
Органоиды клетки | растений | животных | грибов |
Мембрана | |||
Цитоплазма | |||
Ядро | |||
Включения | |||
Пластиды | |||
Клеточная стенка | |||
Вакуоли |
Физкультминутка – «Тропический дождь»
Определение отличий растительных от животных клеток.
Отличия:
1. У
растительной клетки есть дополнительная прочная клеточная стенка;
2.У растительной клетки есть хлоропласты;
3.У растительной клетки есть вакуоли с клеточным соком.
Теперь
мы знаем, чем отличаются клетки растений от клеток животных. Заполним оставшиеся
графы таблицы у вас на столах.
Вывод: растительные клетки в отличии от других клеток имеют: ______________________
Давайте теперь
посмотрим у всех ли получилось? Поменяйтесь друг с другом и проверьте. У
всех правильно Здорово! Как обрадовались наши Ромашка и Божья коровка и Боровичок
опять целы и невредимы! И могут дальше беззаботно расти в лесу. Поставьте
друг другу баллы.
- Закрепление
изученного материала
Итак,
скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Очень были довольны наши
друзья что узнали что у них так много общего.
но их дружба очень
не понравилась Бабе Яге и Колывану. И задумали они вот что.
фрагмент м/фильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»
Решили
они заколдовать наших героев . Перепутать все клетки Берёзки, божьей
коровки и Боровичка
Пусть
Берёзка забудет из каких частей состоит ее клетка. И наложила баба Яга
заклятие: быть так до тех пор, пока добры молодцы и красны девицы не укажут части
клетки, которые называются органоиды и не укажут их роль в клетках растений.
Вижу
я пред собой и добрых молодцев, и красных девиц. Поможем клеткам найти свою
семью? Тогда в путь! Медлить нельзя!
Слайд
№ Кто уже знает как снять заклятие Бабы Яги. Надо правильно выполнить
задание.
№ 3 Вставьте в
текст слова:
Клетки
растений, грибов и животных имеют сходные органоиды
_____________________________________________________________________________________
. Снаружи у животной клетки имеется только ______________ . У растений и
грибов снаружи клетки имеется плотная _______________ _______________. Отличительная
черта растительных клеток наличие в ней _________________. Они бывают разного
цвета. Зеленый цвет им придает пигмент ________________. Также в клетках грибов
и растений имеются органоиды , заполненные клеточным соком __________________.
Проверим друг у
друга заполнение
№ 4 Какие
функции выполняют органоиды клеток наших героев?
Мембрана
— Цитоплазма —
Ядро
– Хлоропласты —
Клеточная
стенка- Включения —
Вакуоли-
Молодцы. Я добавляю
за хорошие ответы баллы следующим ученикам
А теперь скажите,
что помогло подружиться Божьей коровке Боровичку и Ромашке? Что дало силу
разрушить козни Бабы –Яги? Знания!
- Подведение
итогов урока
А
что мы узнали о строении их клеток?
1.
Клетки животных и растений имеют общие черты строения и различия.Каждый
органоид клетки имеет свои особенности в связи с выполняемыми функциями
- Выставление оценок и домашнее задание
§ 17, подготовить
кроссворд по теме
- Рефлексия.
Отсюда мораль
сказки , что в любом деле нам первый помощник – знание.
А еще какие вы
знаете другие подобные пословицы?
Ученье свет, а
неученье тьма.
Труд при ученье скучен, да плод от чтенья вкусен.
Ученью —
время, игре — час
Учиться всегда
пригодится.
Ученье — путь
к уменью.
Молодцы! Вам понравился сегодняшний урок? А
что больше всего?
Оценочный лист «Строение клетки» 1
вариант ФИ ______________________________
Всего:
За правильный ответ 1 балл
Количество баллов за ответ | |
Задание 1 | |
Задание 2 | |
Задание 3 | |
Всего баллов |