Сказка о живой клетке

Введение конспект урока будет удобен на уроке биологии для 5 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы

Введение

Конспект урока
будет удобен на уроке биологии  для 5 класса в сентябре, здесь есть цель и
задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной
деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового, работа
с таблицей.
развивать
восприятие прекрасного, творческое мышление. Формировать интерес к биологии,
физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее
задание.

Конспект
урока по биологии для 5 класса на тему:
Жизнедеятельность
клетки

Цель: сформировать
знания о жизнедеятельности клетки – движении цитоплазмы, рост, деление,
дыхание, питание;

Задачи: 
способствовать раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки.

Ход урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

А ручки и
тетрадки?

Тогда урок начнём
сейчас,

Раз всё у вас в
порядке.

Будьте
внимательны,

Послушны,
наблюдательны.

Чтобы литературные
тайны познавать,

Нужно всё серьёзно
изучать.

— отчёт 
дежурного;

— проверка 
готовности  класса  к  уроку:

Я  рада  новой 
встрече  с  вами,

Приятно  ваше 
общество, друзья!

Ответы  ваши  вы 
готовьте  сами,

Их  с  интересом 
буду  слушать  я.

Мы  сегодня 
снова  будем  читать,

Выводы  делать  и 
рассуждать.

А  чтобы  урок 
пошёл  каждому  впрок

Активно 
включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

II.
Актуализация знаний учащихся.

Фронтальная
беседа.

На планете
Земля можно встретить огромное разнообразие живых организмов. Все они разделены
на 4 Царства (дети называют их). И первое Царство, которое мы начали изучать на
уроках биологии – это Царство Растения.

Прежде,
чем перейдём к повторению, проведём разминку для ума.

«Мозговой
штурм» — «верно – не верно» (10-12 вопросов).

Ребята, а
из чего состоят все живые организмы, в том числе и растения?

Еще Козьма
Прутков говорил: “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь”.

Прежде,
чем мы вспомним строение растительной клетки, дайте определение, что такое
клетка.

Как же
устроена клетка? Проверим ваши знания. На парте у вас карточки (приложение №
2). Для выполнения двух заданий я вам даю 2 минуты. При проверке заданий идет
демонстрация презентации.

 Cлайд.
Назовите органоиды клетки.

Из каких
веществ состоят живые организмы, в том числе и клетка? (органических и
неорганических). Проверка домашнего задания.

— Почему
из семян пшеницы не делают масло, а из семян подсолнечника не пекут хлеб?

III.
Работа по новой теме.

Наше путешествие начинается. Я предлагаю посмотреть видеоролик
(Движение цитоплазмы).

В клетках зелёных растений можно увидеть, что хлоропласты плавно
перемещаются с цитоплазмой вдоль клеточной оболочки. Оказывается, движение
цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха.
Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.

Цитоплазма одной живой клетки обычно не изолирована от цитоплазмы
других живых клеток, расположенных рядом. Нити цитоплазмы соединяют соседние
клетки, проходя через поры в клеточных оболочках.

Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное
вещество. (Запись определения в тетрадь). Если межклеточное вещество
разрушается, клетки разъединяются. Так происходит при варке клубней картофеля.
В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблоках клетки также легко
разъединяются.

Нередко живые растущие клетки всех органов растения меняют форму.
Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках
межклеточное вещество разрушается. Возникают межклетники, заполненные воздухом.
(Запись определения в тетрадь).

Физминутка

Мы на
цыпочки привстали,

Ручки
кверху мы подняли,

Мы
вздохнули, потянулись

И друг
другу улыбнулись.

Выдохнули,
руки вниз,

Повторим
теперь на «бис»!

— А теперь
все тихо встали,

Дружно руки
вверх подняли,

В стороны,
вперёд, назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо сели,
вновь за дело.

IV.
Закрепление

А сейчас, мы еще
раз зайдем в гости к нашей таинственной клетке. И для этого прочитаем сказку в
стихах. Слайд «Сказка о житие – бытие растительной клетки»

Часть веществ
построит клетку,

(Так растет листок
иль ветка)

Часть – отложится
в запас,

Что не нужно в тот
же час

Удаляется из
клетки.

Коли пища
поступает,

Клетка быстро
подрастает.

Наступает миг
деленья,

Это не одно
мгновенье.

Длится рост и
размножение

Столько, сколь
живет растение.

И название
«растение»

Получило
объяснение.

Я вам сказку
рассказала.

Что о клетке вы
узнали?

Прочитайте сказку
еще раз, самостоятельно, отметьте, какие процессы происходят в клетке?

Является ли одна
клетка живым организмом?

Клетка обладает
всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА – ЖИВАЯ.

Ну, вот мы и
побывали в гостях у клетки – единице всего живого на Земле.

V. Подведение
итогов урока.

— Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?


Выполнили эти задачи?

Домашнее
задание – повторить тему, ответить на вопросы.

Продолжительность: 1
урок 45 минут.

Класс
6

1
этап
: оргмомент. Учитель приветствует
учащихся, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего
места учащихся. Учащиеся приветствуют учителя.

2
этап
: мотивация, актуализация знаний.

3
этап
: целеполагание. Подводит к
постановке цели – используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает
признаками живого организма.

4
этап: 
изучение нового материала. Процессы
жизнедеятельности клетки (дыхание, питание, обмен веществ, размножение, рост.)

5
этап
: информация о домашнем задании. Изучить п. 8, доработать
опорный конспект, приготовить вопросы.

6
этап
: Закрепление материала. Сказка и ответы на вопросы.

Цели
по содержанию
:

·        
Образовательная: способствовать
ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей
между строением и функциями клетки; должны усвоить понятия: жизнь,
жизнедеятельность клетки, дыхание, питание, рост, размножение клетки, движение
цитоплазмы.

·        
Развивающая: продолжить развитие
умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

·        
Воспитательная: создать условия для
учения с увлечением, воспитывать самостоятельность, способствовать формированию
коммуникативных качеств у учащихся, развитию способностей конкретизировать, анализировать,
обобщать.

Задачи:

·        
Закрепить первичные сведения о клетке.

·        
Раскрыть представление о клетке как структурной и функциональной
единице живого.

·        
Показать практическое применение полученных знаний.

Оборудование: ноутбук,
презентация в программе Power Point, раздаточный материал (конверты с
заданием), журнал наблюдений (опорный конспект для заполнения), оборудование
для демонстрации опыта.

Ход
урока

На
доске цитата “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь!”. Козьма Прутков.

Мы
находимся в несколько необычных условиях, а для того, чтобы наша встреча не
была бесполезной, мы должны сотрудничать. Представьте, что мы обитатели другой
планеты, и сегодня путешествуем на планету Земля.Презентация слайд 1.
Для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений (

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
) лежит на парте, письменные
принадлежности и хорошее настроение. Какие живые организмы вы можете встретить
здесь? И первые организмы, которых мы встречаем в изучении предмета биологии –
это растения.

1. Подготовка к восприятию
нового материала (Актуализация знаний).

Фронтальная
беседа.

А из
чего состоят все растения, как и любой другой живой организм? Ребята, еще
Козьма Прутков говорил: “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь”. Вспомним,
какое строение имеет клетка?

И
для этого, вам предстоит выполнить задание №1 (
приложение
№2
), лежит на парте в конверте. Прочитать внимательно. Закончите
предложения. При этом идет демонстрация Презентация слайда 2.

2. Изучение нового
материала.

Мы
вспомнили строение клетки, а сегодня мы с вами погрузимся в тайну жизни клетки.
Как вы понимаете термин жизнь? Если мы затрудняемся определить значение слова.
Где следует искать? (Словарь положить на стол, попросить ребенка наитии
определение термина) Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах.
Давайте вспомним процессы, характеризующие жизнь? (карточки вывешиваю на доске:
питание, размножение, рост, развитие, дыхание). Сегодня, мы попробуем доказать,
что данные процессы характерны и для клетки.

Тема
урока закрыта не написана на доске
, мне бы хотелось, чтобы в
конце нашей встречи вы назвали тему сами.

А
начнем работу с просмотра слайда. Вам предстоит определить к какому из
перечисленных процессов может относиться то, что вы увидите на экране /дыхание
клетки/ (Презентация слайд 3) Обозначьте на схеме опорного конспекта
поступление кислорода и выделение угл. газа.

Что
еще необходимо клетке для нормальной жизнедеятельности? Питание. А для того
чтобы узнать, каким образом обеспечивается эта важнейшая потребность, предлагаю
посмотреть результаты опыта.  
НЕПОЛИТЫЙ ЦВЕТОК
Давайте посмотрим благодаря чему в клетку могут поступать вещества? (Презентация
слайд 4)
. Благодаря полупроницаемости клеточной оболочки, регулирует
поступление веществ. (отметьте в конспектах поступление веществ в клетку).

Ребята,
как вы думаете, что дальше происходит с веществами, которые поступили в клетку?
(Презентация слайд 5) Питательные вещества перемещаются по всей клетке и
удаляются не нужные, при помощи цитоплазмы (Презентация слайд 6). Сейчас
самостоятельно запишите в конспектах Значение движения цитоплазмы. Вы знаете,
что клеток в организме очень много, так вот, цитоплазма одной живой клетки не
изолирована, а соединяется через поры соседних клеток, и все клетки взаимосвязаны.

Но
иногда, клетки постепенно изнашиваются и гибнут. И чтобы жизнь организма
продолжалась, он должен производить новые с той же скоростью, с какой умирают
старые. Скорость деления у клеток разная. (примеры), а принцип деления
один. Презентация слайд 7

Деление
– сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению
предшествует деление ядра. Ядро увеличивается, хорошо заметны тельца,
цилиндрической формы – хромосомы. Они передают наследственные признаки от
клетки к клетке. Хромосомы копируют себя, образуются две одинаковые части. В
ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой
новой клетки их становится столько же как и в материнской клетке. Каждое
растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у
картофеля 48. Деление клеток картофеля можно представить схемой

http://festival.1september.ru/articles/590926/img1.gif

Составьте
схему деления клеток. У вас лежат разрезанные карточки в конверте №2 (
приложение
№3
) из которых необходимо правильно
расставить этапы, проверка на экране.
 Презентация
слайд 8
. Как должно быть проверьте. Отложите конверты с заданием.

Посмотрите на доску, какой из процессов жизнедеятельности мы
не рассмотрели. Конечно.

А
для этого вы поработаете самостоятельно учебник на странице. Как происходит
рост клетки и его значение. Проверяем. Как же происходит рост клетки…….молодые
клетки содержат много вакуолей, в которых накапливаются питательные вещества,
постепенно вакуоль увеличивается до одной большой вакуоли. Значение – рост
растения. Отсюда название растение, что оно постоянно растет (
Презентация
слайд 9)
.

3. Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели все процессы
жизнедеятельности (отметить на конспекте название процессов), но если посмотрим
на ваш опорный конспект, то увидим, что заполнен не полностью. Так вот вашим
домашним заданием будет: закончить конспект наклеить схему деления, зарисовать
рост клетки, подготовить вопросы, а дополнительно – ответить на вопрос, лежит
на ваших столах.

4. Закрепление,

А
сейчас, мы еще раз зайдем в гости к нашей таинственной клетке. И для этого
прочитаем сказку.
Презентация слайд 10.

Сказка
о житие – бытие растительной клетки

Загляните
на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит —
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название “растение”
Получило объяснение.
Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?

Прочитайте
сказку еще раз, самостоятельно, отметьте, какие процессы происходят в клетке?
Клетка обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА –
ЖИВАЯ. Презентация слайд 11.

И
вернемся к началу урока, как бы вы назвали тему __________. Оказывается и я
назвала ее также. (жизнедеятельность клетки; жизнь клетки – вариантов много)

Возвращение
к цитате, которая написана на доске!

Ну,
вот мы и побыли в гостях у клетки – единице всего живого на Земле. А сейчас,
возвращаемся на нашу выдуманную планету, для того, чтобы на след
ующем
уроке вновь вернутся, и познать новые тайны живой природы. Презентация
слайд 12.

 ЛИСТ УСПЕХА

ФАМИЛИЯ ИМЯ………………………………

 1    Проверка домашнего задания

Выполняем задание УРОКА №8

(ОТМЕТЬТЕ ЗНАКОМ «+» или «-»)

ВАШ РЕЗУЛЬТАТ…№1………№2………..№3…………

2    Изучение новой темы

1

image002image003                              

image004О2                                          
СО2                                                     

                                                     
                               
Как называется
данный процесс:

                                                        ……………………………………..  

2                                   

http://www.greeninfo.ru/img/forum/ans_images/t_5869_71935_0_1291301796_big_rsz.JPG                
http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=176729103-39-72&n=21
     

Как называется данный
процесс:…………………………………………….

 3  Поступление веществ в клетку
происходит благодаря

…………………………………………………………………

4 Деление .
Выполняем задание УРОКА №8

(ОТМЕТЬТЕ ЗНАКОМ «+» или «-»)

ВАШ РЕЗУЛЬТАТ

 5 Рост

При старении клетки что происходит с
вакуолями

Цель: создать условия для формирования навыков работы с текстом учебника и медиаматериалами на основе создания условий для учения с увлечением в процессе изучения нового материала.

Задачи:

  • Образовательная: способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки;  усвоению понятия: жизнь, жизнедеятельность клетки, дыхание, питание, рост, размножение клетки, движение цитоплазмы.
  • Развивающая: продолжить развитие умения вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, извлекать информацию из различных источников и способностей конкретизировать, анализировать, обобщать;
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность, коммуникативные качества учащихся.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал (карточки с этапами деления клетки).

Ход урока

1 этап: Орг.момент.

2 этап: Мотивация, актуализация знаний. (Фронтальная беседа).

— Из  чего состоят все растения, как и любой другой живой организм?

Тема урока закрыта не написана на доске, мне бы хотелось, чтобы вы назвали тему сами после того как прослушаете сказку о житие – бытие растительной клетки. (Слайд презентации)

Сказка о житие – бытие растительной клетки

Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит —
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название “растение”
Получило объяснение.
Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?

Ответьте, какие процессы происходят в клетке?

3 этап: Целеполагание. Подвести к постановке цели: – используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма. (Слайд презентации)

4 этап: Изучение нового материала. Процессы жизнедеятельности клетки (дыхание, питание, обмен веществ, размножение, рост.)- самостоятельная работа, просмотр и работа с материалами презентации.

Мы вспомнили строение клетки, а сегодня мы с вами погрузимся в тайну жизни клетки. Как вы понимаете термин жизнь? (выслушать варианты детей) Давайте найдем, как объясняет это понятие словарь. (Словарь положить на стол, попросить ребенка найти определение термина) Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах. (Слайд презентации) Давайте вспомним процессы, характеризующие жизнь? Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.

Жизнедеятельность клетки. Деление и рост растения (материал для учителя)

Движение цитоплазмы. В клетке происходят все необходимые жизненные процессы. Одно из видимых проявлений жизнедеятельности клетки — движение цитоплазмы. Если некоторое время понаблюдать за клетками листа элодеи под микроскопом, то можно заметить движение хлоропластов внутри каждой клетке. Они двигаются, увлекаемые круговым током цитоплазмы. Цитоплазма также имеет способность сжиматься и вновь расправляться.

Питание растений    процесс поглощения и усвоения растениями из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни; заключается в перемещении веществ из среды в цитоплазму растительных клеток и их химическом превращении в соединения, свойственные данному виду растений.

Обмен веществ. Клетка питается, то есть поглощает вещества из внешней среды и превращает их в вещества своего тела. Клетка дышит, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Вещества в живой клетке не остаются постоянными, они изменяются. При этом они взаимодействуют друг с другом, соединяются и вновь распадаются. Многие продукты распада клетка выделяет во внешнюю среду. Описанные процессы, протекающие в клетке, называют обменом веществ. Обмен веществ — главное проявление жизнедеятельности организма, всех его клеток.

Поступление веществ в клетку и выход  их из клетки. Вещества передвигаются внутри одной клетки, а также из клетки в клетку, из одной части растения в другую. Поступление веществ в клетку из внешней среды и прохождение их из клетки в клетку зависит от проницаемости оболочек и цитоплазмы.

Оболочка и цитоплазма легко пропускает воду и газы например, кислород, углекислый газ. Для многих веществ, растворенных в воде, целлюлозная оболочка тоже легко проницаема, а живая цитоплазма поглощает и пропускает их только избирательно. Избирательное поглощение свойственно только живым клеткам. Если же цитоплазму убить, например кипячением, она становится проницаемой для любых веществ.

Деление клеток. Одно из важнейших проявлений жизни клеток — их способность к делению. При этом из одной исходной (материнской) клетки получаются две дочерних. Каждая из них постепенно дорастает до размеров материнской и может снова делится. Так увеличивается число клеток в теле растения и образуются различные ткани. Растение растет за счет деления клеток.

Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению предшествует деление ядра. Ядро увеличивается, хорошо заметны тельца, цилиндрической формы – хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Хромосомы копируют себя, образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой новой клетки их становится столько же как и в материнской клетке. Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48. Деление клеток картофеля можно представить схемой. В цитоплазме возникает перегородка, и клетка разделяется на две. каждая со своим ядром. Перегородка состоит из двух целлюлозных оболочек и слоя межклеточного вещества между ними, склеивающего их. В перегородке остаются очень мелкие отверстия. Благодаря им сохраняется связь между цитоплазмами соседних клеток. Таким образом живое содержимое всех клеток соединено друг с другом.

Составьте схему деления клеток. У вас лежат разрезанные карточки, из которых необходимо правильно расставить этапы, проверка на экране. Как должно быть проверьте. Отложите конверты с заданием.

5 этап: Закрепление материала: ответы на вопросы:

— Какие процессы протекают в клетке?

— Что общего между вашим организмом и клеткой?

Может ли жить одна клетка?

6 этап. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели все процессы жизнедеятельности клетки. Подумайте, смогли ли мы доказать, что клетка живая? (Да.  Клетка обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА – ЖИВАЯ)

7 этап: Домашнее задание. §8, вопросы после §. Привести примеры ко 2 вопросу.

Сказка о живой клетке

Ваш ребёнок только закончил первый класс, и теперь его ждут настоящие школьные каникулы! Лето — это маленькая жизнь, особенно для юных школьников. Море приключений, интересных занятий и новых друзей. Отличным времяпрепровождением, особенно уютным вечером или дождливым днём, станет чтение книги.

Читать летом после 1 класса необходимо, чтобы не снижались скорость и техника чтения. Кроме того, чтение улучшает орфографическую зоркость, повышает общую грамотность, учит говорить литературным языком.

В этой статье вы найдёте список литературы на лето для внеклассного чтения после 1 класса, составленный по разным программам. Необязательно стараться одолеть все книги. Лучше выбрать те, что точно понравятся ребёнку и привьют ему любовь к чтению на долгие годы.

Содержание:

Список литературы на лето «Школа России»

Сказка о живой клетке

Список «Школа Россия» — основной, он входит в учебно-методический комплекс российских образовательных учреждений. Именно его дают на летнее чтение большинство учителей начальной школы, когда ученики заканчивают первый класс и переходят во второй.

Русская литература

  1. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  2. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
  3. Л. Н. Толстой «Три медведя», «Котёнок», «Булька», «Два товарища».
  4. Н. Носов «Живая шляпа», «Ступеньки», «Заплатка», «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей».
  5. М. М. Зощенко «Ёлка».
  6. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик».
  7. П. П. Бажов «Серебряное копытце».
  8. М. Пришвин «Ёж», «Берестяная трубочка», «Лисичкин хлеб».
  9. В. Бианки «Как муравьишка домой добирался», «Аришка трусишка», «Кто чем поёт».
  10. В. В. Медведев «Обыкновенный великан».
  11. Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот».
  12. А. М. Волков «Волшебник изумрудного города».

Зарубежная литература:

  1. Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка», «Гадкий утёнок».
  2. Братья Гримм «Сладкая каша», «Золотой гусь».
  3. Ш. Перро «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная шапочка».
  4. Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы».
  5. Т.  Янсон «Маленькие тролли и большое наводнение».
  6. А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне».
  7. А. Милн «Винни Пух и все-все-все».
  8. Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», «Отчего у верблюда горб», «Слонёнок», «Откуда взялись броненосцы».

Стихи:

  1. Б. Заходер «Весёлые стихи», «Птичья школа».
  2. С. Михалков «Про мимозу», «Дядя Стёпа», «Чистописание».
  3. С. Маршак «Дремота и зевота», «Рассказ о неизвестном герое», «Детка в клетке», «Школьнику на память».
  4. К. Чуковский «Доктор Айболит».
  5. Г. Б. Остер «Вредные советы», «Зарядка для хвоста».

Читайте также Сколько ребёнок должен читать слов в минуту?

Список на лето по программе «Перспектива»

Сказка о живой клетке

  1. Сказки народов России.
  2. Русские народные сказки.
  3. Потешный фольклор: скороговорки, считалки, небылицы.
  4. В. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка».
  5. А. Пушкин «Птичка Божия не знает…».
  6. В. Даль «Что значит досуг?» .
  7. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца».
  8. А. Толстой «Колокольчики мои».
  9. Л. Толстой «Филипок».
  10. К. Ушинский «Рассказы о животных».
  11. Н. М. Артюхова. «Подружки».
  12. В. Бианки «Латка», «Аришка-трусишка».
  13. Г. Остер «Вредные советы».
  14. Л. Пантелеев. «Как поросёнок говорить научился».
  15. С. Маршак «Весёлый счёт от 1 до 10», «Багаж», «Детки в клетке».
  16. Т. Собаки. «Песни бегемотов».
  17. А. Усачев. «Умная собачка Соня».
  18. Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».
  19. Д. Биссет «Про поросёнка, который умел летать».
  20. Братья Гримм «Король-Дроздовик».

Список книг на лето «21 век»

Сказка о живой клетке

  1. Русские народные сказки.
  2. Сказки братьев Гримм.
  3. Сказки Андерсена.
  4. С. Михалков «Праздник непослушания».
  5. И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А», «Счастливо, Ивушкин!» и др.
  6. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  7. К. Чуковский. Стихи и сказки.
  8. С. Маршак. Сказки, песни, загадки.
  9. П. Бажов «Серебряное копытце».
  10. В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
  11. В. Осеева «Волшебное слово», «Добрая хозяюшка» и др.
  12. Е. И. Чарушин. Рассказы.
  13. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» и др.
  14. Н. Н. Носов «Фантазеры», «Затейники» и др.
  15. В. Бианки «Хвосты», «Чей нос лучше», «Кто чем поёт?», «Как муравьишка домой спешил» и др.
  16. Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».
  17. Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица».
  18. В. Катаев «Цветик-семицветик».
  19. Стихи русских поэтов о природе.
  20. Стихи Заходера.

Список литературы для чтения летом «2100»

Сказка о живой клетке

  1. Русские народные сказки «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Пёрышко Финиста-ясна сокола», «Сказка о молодильных яблочках и живой воде».
  2. Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
  3. Сказки народов мира:  сказки народов Прибалтики, татарские народные сказки, тридцать три Егорки (скороговорки), японские народные сказки.
  4. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
  5. П. Бажов «Сказы».
  6. П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».
  7. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
  8. М. Коршунов «Петька и его, Петькина жизнь», «Дом в Черёмушках».
  9. Е. Чарушин «Никита и его друзья».
  10. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
  11. А. Курляндский «Возвращение блудного попугая и другие истории для самых маленьких и больших ребят».
  12. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  13. В. Хмельницкий «Соловей и бабочка».
  14. В. Берестов «Как найти дорожку».

Стихи:

  1. Заходер стихи и сказки.
  2. О. Григорьев «Стихи».
  3. Л. Квитко. Стихи для детей.
  4. С. Маршак. Сказки, песни, загадки.
  5. Н.Матвеева. Стихи.
  6. Г. Остер «Вредные советы».
  7. Ю. Мориц «Большой секрет для маленькой компании», стихи.
  8. И. Демьянов «Ребятишкина книжка».
  9. А. Шибаев «Язык родной, дружи со мной».
  10. Ю. Владимиров «Чудаки».

Зарубежные авторы:

  1. Родари «Приключения Чиполлино».
  2. Т. Янсон «Ветер в ивах».
  3. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».
  4. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».
  5. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
  6. Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит».
  7. Т. Янсон «Шляпа Волшебника».

Задания на лето для будущего второклассника

Сказка о живой клетке

Чтобы ребёнок за длинные каникулы не потерял приобретённые в первом классе знания и навыки, выполняйте несколько простых упражнений. Заниматься стоит по несколько минут в день, и ни в коем случае не заставлять ребёнка учиться силком. Так вы рискуете вызвать у юного школьника нелюбовь к учёбе и поглощению новых знаний.

Русский язык

1. Повторить (или выучить) словарные слова, написание которых первоклассник должен знать наизусть:

Весело, воробей, ворона, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, корова, лисица, мальчик, машина, медведь, молоко, пальто, пенал, петух, работа, ребята, собака, сорока, тетрадь, ученик, ученица, учитель, хорошо, язык.

2. Переписывать и писать под диктовку тексты небольших размеров (по 30-40 слов).

3. Доделать задания в школьной печатной тетради.

Математика

1. Выучить наизусть таблицу сложения и вычитания в пределах 10. Начать знакомиться с таблицей умножения.

Мы подготовили подробные инструкции о том, как быстро и легко выучить таблицу умножения. Смотрите видео выше или читайте материал в блоге — Как быстро выучить таблицу умножения: проверенные способы. 

2. Доделать задания в школьных печатных тетрадях.

Чтение

Каждый день читать по 15-20 минут книгу из списка литературы, выбранного выше.

Лайфхак для родителей: найдите правильную мотивацию к чтению для дошкольника или младшего школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

  • Здравствуйте ребята!
  • Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучение клетки, её строения и жизнедеятельности.
  • Этот урок, для нас необычный, у нас сегодня гости, поэтому я попрошу вас не волноваться и работать в обычном режиме.
  • Начать урок я хочу с небольшой сказки, которая поможет вам вспомнить то что мы уже изучили, а значит лучше понять новый материал.
  • СКАЗКА

Загляните на часокВ нашу клетку-теремок,В цитоплазме там и тутОрганоиды живут.Там такое происходит -Цитоплазма кругом ходит,Помогает то движеньеВ клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук,Удивился б Роберт Гук.В клетку пища поступаетОчень даже непростая,Днем и ночью круглый годПоступает кислород.Должен пищу он окислить,А из клетки – углекислый.Часть веществ построит клетку,(Так растет листок иль ветка)Часть – отложится в запас,Что не нужно в тот же часУдаляется из клетки.

Коли пища поступает,Клетка быстро подрастает.Наступает миг деленья,Это не одно мгновенье.

Длится рост и

размножениеСтолько, сколь живет растение.И название “растение”Получило объяснение.Мы вам сказку рассказали.

Что о клетке вы узнали?

  1. Прочитайте сказку еще раз, самостоятельно, запишите какие процессы происходят в клетке?
  2. Ответ: Движение цитоплазмы, питание, дыхание, обмен веществ, выделение, деление, рост,
  3. размножение.
  4. А какой процесс жизнедеятельности мы с вами ещё не изучали?
  5. Ответ: Деление
  6. И так запишите тему нашего сегодняшнего урока: «ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ»
  7. Сможет ли Вы мне ответить на вопрос:
  8. Почему у нас растут ногти и волосы, а у ящерицы отрастает новый хвост?
  9. Цель: Выяснить как происходит деление клетки.

А для того чтобы понять как происходит этот процесс жизнедеятельности, давайте вспомним строение клетки.Из каких основных частей состоят клетка?Ответ:

Генетический аппаратКлеточная мембрана

Цитоплазма

  • Как вы считаете, какая структура отвечает за процесс деления клетки?
  • Ответ: Генетический аппарат
  • Ребята давайте вспомним, чем представлен генетический аппарат клетки?
  • Ответ: Ядро и хромосомы.
  • Деление клетки это сложный процесс состоящий из нескольких последовательных этапов, а для того чтобы выяснить как происходит он я предлагаю вам выполнить следующие задание.

Делению клетки предшествует деление ядра. Перед началом деления клетки ядро увеличивается и в нём становятся хорошо заметны хромосомы. Вы уже знаете, что они передают наследственные признаки от клетки к клетке.

В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части (хроматиды), которые в ходе деления расходятся к разным полюсам клетки. В ядре каждой из двух новых клеток хромосом оказывается столько же, сколько их было в материнской клетке.

Важно, что эти хромосомы являются копиями хромосом материнской клетки, что обеспечивает наследственное сходство дочерних клеток с исходной материнской. В центре клетки из клеточной мембраны образуется перегородка, и возникают две новые дочерние клетки.

Всё содержимое цитоплазмы также равномерно распределяется между двумя новыми клетками.

Я попрошу вас разбиться на группы по 4 человека; перед вами конверты, в которых вы найдёте этапы деления клетки. Ваша задача подумать и постараться расположить их в правильной последовательности. КАРТИНКИ

  1. Деление и рост клетки, Биология
  2. Я попрошу представителя из …группы выйти к доске и представить свой результат.
  3. РЕЗУЛЬТАТ
  4. Ребята, у всех ли получилась такая же последовательность этапов деления клетки?

Давайте откроем учебники и проверим себя. Стр.37

  • Расположи этапы деления клетки в правильной последовательности.
  • (Как вы считаете, из-за чего вы допустили ошибку?)
  • (Какая структура клетки отвечает за её деление?)
  • Ответ: Генетический аппарат
  • И так мы знаем, что именно генетический аппарат отвечает за деление клетки
  • Теперь наша задача выяснить, что происходит с ним во время этого процесса.
  • А чтобы нам лучше понять, как происходит деления клетки, я предлагаю вам вспомнить строение Земли.
  • ГЛОБУС МОДЕЛЬ КЛЕТКИ
  • Как называется самая южная и самая северная точка Земли?
  • Ответ: Полюса
  • Что располагается по её центру?
  • Ответ: Экватор
  • Так и в клетке есть свой экватор и полюса
  • И так, что мы наблюдаем на первом этапе?

Ответ:….Клетка готовится к делению.

  1. Что происходит с генетическим аппаратом на втором этапе?
  2. Ответ: Хромосомы изменяются
  3. Как?
  4. Хромосомы удваиваются (копируют себя), образуют две одинаковые части которые называются -хроматиды
  5. СТРОЕНИЕ ХРОМОСОМЫ
  6. (давайте сделаем схематический рисунок)
  7. Что происходит на 3 этапе ?
  8. Ответ: Хромосомы выстраиваются по экватору клетки
  9. Что происходит на 4 этапе ?
  10. Ответ: Хроматиды расходятся к полюсам клетки
  11. Что происходит на следующем заключительном этапе деления клетки?
  12. Ответ: Образуются две новые клетки.
  13. И так мы с вами выяснили что происходит с генетическим аппаратом во время деления клетки.
  14. Давайте вернёмся к нашим конвертам
  15. Я попрошу вас приклеить этапы деления клетки в нужном порядке в столбик друг под другом, а на против записать что происходит с клеткой на каждом этапе деления.

А для того чтобы понять для чего необходим такой сложный многоэтапный процесс, я попрошу вас ответить на вопрос в рубрике ПОДУМАЙТЕ ! в ваших учебниках.

  • ПОДУМАЙТЕ!
  • И так, как вы считаете, мы справились с поставленной целью урока, мы выяснили, как происходит процесс деление клетки.
  • САМООЦЕНКА – РЕФЛЕКСИЯ
  • Задание 1.
  • СКАЗКА

Загляните на часокВ нашу клетку-теремок,В цитоплазме там и тут

Органоиды живут.

Там такое происходит –Цитоплазма кругом ходит,Помогает то движенье

В клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук,Удивился б Роберт Гук.В клетку пища поступаетОчень даже непростая,Днем и ночью круглый год

Поступает кислород.

Часть веществ построит клетку,(Так растет листок иль ветка)Часть – отложится в запас,Что не нужно в тот же час

Удаляется из клетки.

Коли пища поступает,Клетка быстро подрастает.Наступает миг деленья,

Это не одно мгновенье.

Длится рост и размножениеСтолько, сколь живет растение.И название “растение”Получило объяснение.Мы вам сказку рассказали.

Что о клетке вы узнали?

  1. Задание 1.
  2. СКАЗКА

Загляните на часокВ нашу клетку-теремок,В цитоплазме там и тут

Органоиды живут.

Там такое происходит -Цитоплазма кругом ходит,Помогает то движенье

В клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук,Удивился б Роберт Гук.В клетку пища поступаетОчень даже непростая,Днем и ночью круглый год

Поступает кислород.

Часть веществ построит клетку,(Так растет листок иль ветка)Часть – отложится в запас,Что не нужно в тот же час

Удаляется из клетки.

Коли пища поступает,Клетка быстро подрастает.Наступает миг деленья,

Это не одно мгновенье.

Длится рост и размножениеСтолько, сколь живет растение.И название “растение”Получило объяснение.Мы вам сказку рассказали.

Что о клетке вы узнали?

  • Задание 2.
  • Прочитайте текст.

Делению клетки предшествует деление ядра. Перед началом деления клетки ядро увеличивается и в нём становятся хорошо заметны хромосомы. Вы уже знаете, что они передают наследственные признаки от клетки к клетке.

В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части (хроматиды), которые в ходе деления расходятся к разным полюсам клетки. В ядре каждой из двух новых клеток хромосом оказывается столько же, сколько их было в материнской клетке.

Важно, что эти хромосомы являются копиями хромосом материнской клетки, что обеспечивает наследственное сходство дочерних клеток с исходной материнской. В центре клетки из клеточной мембраны образуется перегородка, и возникают две новые дочерние клетки.

Всё содержимое цитоплазмы также равномерно распределяется между двумя новыми клетками.

Деление и рост клетки, Биология

Урок 7.а. Деление и рост клеток

  • Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
  • Тип урока – комбинированный
  • Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.
  • Цель:
  • – осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
  • Задачи:
  • Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
  • Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
  • Воспитательные: 
  • Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.
  • Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни
  • УУД
  • Личностные:
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование ответственного отношения к учению;
  • 3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.
  • Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
  • Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
  • Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.
  • Планируемые результаты

Предметные: знать – понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь – определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

  1. Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
  2. Метапредметные:.
  3. Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  4. Формирование навыка смыслового чтения.
  5. Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
  6. Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
  7. Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
  8. Цели: развивать понятие о клетке как о живой единице; дать первоначальное представление о проявлениях жизнедеятельности клетки; сформировать представления о движении, дыхании, пита­нии, обмене веществ, росте и размножении растительных клеток.
  9. Оборудование и материалы: таблицы: «Строение растительной клетки», «Деление клетки», отрывки из учебных видеофильмов «Строение и жизнь растительной клетки», «Процессы жизнедея­тельности клетки».
  10. Ключевые слова и понятия: движение цитоплазмы, реакция на изменение условий окружающей среды, питание, дыхание, обмен веществ, избирательная проницаемость мембраны, рост и деление клеток, митоз, хромосомы, мейоз.

Процесс деления клетки называется –митоз.В процессе митоза из одной материнской клетки образуются две дочерние. При этом вся генетическая информация дочерних клеток полностью совпадает с генетической информа­цией материнской клетки, т. е. они являются как бы копией ма­теринской клетки.

Митоз — сложный процесс, состоящий из нескольких этапов.

Ядро клетки увеличивается в размерах, в нем становятся заметны хромосомы. Хромосомы (от греч. слов «хромо» — цвет и «сома» — тело) — особые органоиды, обычно цилин­дрической формы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке.

Каждая хромосома делится продольно на две равные по­ловинки, которые расходятся к противоположным концам материнской клетки.

Вокруг разошедшихся хромосом формируется ядерная обо­лочка, каждая хромосома достраивает недостающую поло­винку. В результате получаются два дочерних ядра с таким же количеством хромосом, как и в материнской клетке.

В цитоплазме возникает перегородка, и клетка разделяется на две, каждая из которых имеет свое ядро.

У различных растений митоз длится 1—2 ч. В результате об­разуются две идентичные дочерние клетки с тем же набором хро­мосом и той же наследственной информацией, что и в материн­ской клетке.

Молодые клетки имеют тонкие клеточные оболочки, густую цитоплазму и крупные ядра. Вакуоли в них очень малы. Деление клеток продолжается на протяжении всей жизни расте­ния. Благодаря делению и росту клеток происходит и рост самого растения.

У многоклеточных растений есть специальные участки, где деление и рост клеток происходят постоянно.

Митоз был открыт с помощью светового микроскопа в 1874 г. русским ученым И. Д. Чистяковым в растительных клетках. В 1878 г. В. Флеммингом и русским ученым П. П. Перемежко этот про­цесс обнаружен в животных клетках. У животных клеток митоз длится 30-60 мин, у растительных – 2-3 ч. Митоз состоит из четырех фаз: профаза, метафаза, анафаза и телофаза. 

Профаза – первая фаза деления, в которой двухроматидные хромосомы спирализуются и становятся заметными, ядрышко и ядерная оболочка распадаются, образуются нити веретена деле­ния. Клеточный центр делится на две центриоли, расходящиеся к полюсам. 

Метафаза — фаза скопления хромосом на экваторе клетки: нити веретена деления идут от полюсов и присоединяются к центромерам хромосом:   к каждой хромосоме подходят две нити, идущие от двух полюсов.  

 Анафаза– фаза расхождения хромосом, в которой центромеры делятся, а однохроматидные хромосомы растягиваются нитями веретена деления к полюсам  клетки. Это самая короткая фаза  митоза. 

  Телофаза –фаза окончания деления, движение хромосом заканчивается, и происходит их деспирализация (раскручивание в тонкие нити),  формируется ядрышко, восстанавливается ядерная оболочка, на экваторе закладывается перегородка (у растительных кле­ток) или перетяжка (у животных клеток), нити веретена деле­ния растворяются.

Вопросы и задания

1.Дайте определение.

Деление — это .

2.Рассмотрите рисунки фаз митоза. Определите, в какой по­следовательности фазы сменяют друг друга, и в соответствии с этим пронумеруйте рисунки.

3. Напишите, в чём заключается сущность митоза. Каково его биологическое значение?

4. Пронумеруйте фазы мейоза в соответ­ствии с их правильной последовательностью.

  • Деление и рост клетки, Биология
  • Закрепление знаний и умений
  • Ответьте на вопросы.
  • Что такое митоз?
  • Опишите последовательно все этапы митоза.
  • Что такое мейоз?
  • Каково его значение?
  • Деление клетки. Митоз
  • Митоз
  • Митоз – деление клетки | самое простое объяснение
  • Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

– http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Развитие половых клеток у растений и животных

Содержание:

  • Развитие половых клеток у растений и животных.
  • Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.

Деление и рост клетки, Биология

Процесс возникновения половых клеток – гаметогенез

У растений и животных пути образования гамет различаются. У растений половые клетки возникают путем деления соматических клеток, по-другому митозом. У животных же помимо митоза есть и мейоз.

Гаметогенез растений

Перед самим процессом образования гамет в пыльниках тычинок образуются микроспоры. Образование мужских половых клеток непосредственно связано с делением материнской клетки путем митоза. Так, из одной клетки получаются четыре микроспоры, каждая из которых имеет гаплоидный набор хромосом.

После этого происходит деление одной из получившихся спор с образованием мужского гаметофита. Он, в свою очередь, состоит из большой вегетативной и маленькой генеративной клетки. После деления гаметофит покрывается плотной оболочкой и образует пыльцевое зерно.

Иногда, в процессе созревания пыльцы или же после переноса её на рыльце пестика, маленькая генеративная клетка делится митозом, в результате которого образуется две неподвижные мужские половые клетки, называемые спермиями.

Из вегетативной же клетки, после опыления, образуется пыльцевая трубка, способствующая проникновению спермиев в завязь пестика для оплодотворения. 

Рис. 1 Образование мужского гаметофита

Образование женских половых клеток у растений называется мегагаметогенезом. Этот процесс происходит в завязи пестика, предшествующий процесс – мегаспорогенез, вследствие которого из мегаспоры материнской клетки путём двух последовательных мейотических делений образуется четыре мегаспоры.

Одна из этих мегаспор три раза делится митозом, при этом получается зародышевый мешок с восемью ядрами, называющийся женским гаметофитом.

После, цитоплазмы дочерних клеток обособляются, и одна из образовавшихся клеток становится яйцеклеткой, по бокам которой расположены синергиды, на противоположном конце зародышевого мешка образуются три антипода, в центре же формируется диплоидная центральная клетка, возникшая в результате слияния двух гаплоидных ядер. 

  • Рис. 2 Образование женского гаметофита
  • Развитие половых клеток у животных
  • Существуют два процесса образования половых клеток у животных, сперматогенез (образование мужских половых клеток) и овогенез (образование женских половых клеток). 
  • У человека сперматогенез осуществляется в семенниках (по-другому яичках) и подразделяется на четыре следующих друг за другом периода: размножение, рост, созревание и окончательное формирование. 

Период размножения характеризуется тем, что первичные половые клетки делятся путём митоза, в результате чего, вначале образуется диплоидные сперматогонии. Во время роста сперматогонии накапливают в цитоплазме питательные вещества, размеры их увеличиваются и они преобразуются в первичные сперматоциты, которые также называют сперматоциты первого порядка.

После этого, начинается период созревания, в котором они вступают в мейоз. Результатом произошедшего мейоза является образование сначала двух вторичных сперматоцитов, или сперматоцитов второго порядка, с последующим образованием четырёх гаплоидных клеток с большим количеством цитоплазмы – сперматид.

  В период формирования сперматиды формируют жгутик, превращаясь в сперматозоиды, утрачивая при этом почти всю цитоплазму. 

Сперматозоиды – это очень мелкие подвижные мужские половые клетки, они состоят из головки, шейки и хвостика. 

В головке имеется ядро и акросома, представляющая собой видоизменённый комплекс Гольджи, который обеспечивает в процессе оплодотворения растворение оболочки яйцеклетки.

Шейка сперматозоида является местонахождением центриолей клеточного центра.

Основа хвостика образована микротрубочками, которые и обеспечивают  движение сперматозоида, также в нём находятся митохондрии, синтезирующие энергию АТФ для движения сперматозоида.

Образование женских половых клеток. Овогенез. 

У человека процесс образования яйцеклеток (овогенез) происходит в яичниках. 

Яйцеклетка – крупная половая клетка, содержащая гаплоидный набор хромосом и большое количество запасных питательных веществ, необходимых для последующего развития зародыша. Она покрыта четырьмя оболочками для предотвращения повреждения её различными факторами.

Женский организм вырабатывает яйцеклетки с промежутком в 28-30 суток. 

Овогенез проходит в три стадии, или периода, которые соответственно называются: размножения, роста и созревания. Периоды размножения и роста происходят ещё во внутриутробном состоянии организма человека.

Из первичных половых клеток формируются диплоидные оогонии, превращающиеся затем в диплоидные ооциты первого порядка, или первичные ооциты. Далее следует период созревания, с протекающими в нём процессами митоза и цитокинеза.

Этот период характеризуется неравномерным делением цитоплазмы материнской клетки, поэтому, вначале формируется один ооцит второго порядка, или  вторичный ооцит, после чего из вторичного ооцита образуется яйцеклетка.

Яйцеклетка имеет большой запас питательных веществ и сохраняет второе полярное тельце. Первое же полярное тельце делится на две части. Образовавшиеся полярные тельца забирают избыток наследственного материала. 

Рис. 3 Сперматогенез  и овогенез

Деление клетки как основа размножения, индивидуального развития организмов. Роль митоза и мейоза

Деление клеток – это основной процесс, который лежит в основе размножения, роста и развития всех живых организмов. В результате деления из одной материнской клетки образуется две дочерних идентичных материнскому организму клетки. Рост различных органов и тканей растений и животных возможен только благодаря процессу деления. 

Роль митоза. Основным способом деления клетки является митоз. Его биологическое значение в том, что этот процесс лежит в основе роста и вегетативного размножения всех организмов, которые имеют в составе клетки ядро (эукариоты).

Благодаря митозу, число хромосом в клеточных поколениях остаётся постоянным, таким образом, дочерний организм получает точно такой же набор хромосом, следовательно, такой же генетический материал, который содержался в ядре материнской клетки.

Роль мейоза. Биологическое значение мейоза заключается в том, что этот процесс поддерживает постоянное число хромосом при наличии полового процесса.

Важным является то, что в процессе мейоза происходит кроссинговер, в результате которого происходит обмен генетической информацией и появление в хромосомах новых наследственных признаков.

Таким образом, мейоз обеспечивает свойства комбинативной изменчивости, результатом которой служат новые сочетания признаков при дальнейшем оплодотворении.

Эти два процессы играют важнейшую роль в жизнедеятельности каждого организма. Именно они лежат в основе онтогенетического и филогенетического развития живых организмов.

Урок 8. деление и рост клеток – Биология – 5 класс – Российская электронная школа

  • Биология, 5 класс
  • Урок 8. Деление и рост клеток
  • Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
  1. Урок посвящён изучению процесса деления и роста клеток живых организмов.
  1. Ключевые слова:
  2. Клетка, деление клеток, рост клеток
  3. Тезаурус:
  4. Деление клетки – процесс образования из родительской клетки двух и более дочерних клеток.
  5. Рост клетки – это увеличение объёма, массы и размера клетки.
  6. Обязательная и дополнительная литература по теме
  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е.

    , Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.

  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология.

    6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Подобно большинству других животных, мы рождаемся очень маленькими и затем растём. Схема будущего тела человека в целом сформирована уже тогда, когда конечности и главные органы достигают всего лишь нескольких миллиметров в длину.

Части тела новорождённого ребёнка вырастут в дальнейшем в разной степени, пропорции его тела изменятся, и, например, голова перестанет казаться такой уж большой относительно туловища.

Рост каждой части тела в значительной степени программируется в клетках эмбриона на ранней стадии развития.

Человекообразные черты на стадии эмбрионального развития мы начинаем приобретать, когда эмбрион достигает 1,5 сантиметра в длину. В момент появления на свет наша длина составляет уже около 50 сантиметров. Затем мы вырастаем примерно до 180 сантиметров – при этом рост зависит от половой принадлежности. Расти человек перестает после достижения стадии половой зрелости.

Основной способ роста – это размножение клеток. Но важную роль играет также увеличение размеров самих клеток. Например, нервные клетки и их отростки увеличиваются особым образом: после того как нервная клетка сформирована, она уже никогда больше не делится, однако она может очень серьезно вырасти.

Точно так же никогда больше не делятся и клетки мышц, однако они увеличиваются в размерах и объединяются со специальными клетками, подобными стволовым, и все это для того, чтобы создавать более крупные мышцы. Ещё один «способ» роста человек – увеличение пространства между клетками, как это происходит с хрящами и костями.

Все эти процессы происходят с нами благодаря росту и развитию клеток.

Жизнь клетки от момента её появления и до собственного деления, включая само деление, а также гибель клетки называется жизненным циклом клетки.

Деление клетки – сложный процесс, состоящий из ряда этапов, последовательно идущих друг за другом. Главную роль в нём играют события, происходящие в ядре. Каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки.

В ядрах каждой из двух новых клеток их оказывается столько же, сколько было в материнской клетке. Всё содержимое также равномерно распределяется между двумя новыми клетками. Таким образом, в результате деления клетки образуются две дочерние клетки, полностью похожие на материнскую клетку.

За счёт процесса деления обеспечивается передача наследственного материала, а значит и всех признаков, от материнской клетки к дочерним.

Молодые клетки отличаются от старых. Они меньше размером, в них много мелких вакуолей. Клеточного сока в клетке очень мало. Ядро расположено посередине клетки. В старых клетках имеется несколько крупных вакуолей или одна большая, наполненная клеточным соком, а цитоплазма с ядром оказывается оттесненной к оболочке.

Вновь образовавшиеся молодые клетки растут, растягиваются, достигают размера взрослых и сами начинают делиться. Так, например, в результате деления и роста клеток растут корни, стебли и листья растения. Число клеток в органах растения увеличивается – растение растёт.

Рост происходит всюду, где идёт размножение клеток. Рост имеет три фазы: деление, растяжение, дифференцировка клеток.

  • Разбор типового тренировочного задания:
  • Тип задания: Установите соответствие
  • Текст вопроса: Заполните таблицу.
Растительная клетка Животная клетка
  1. Варианты ответов: Лизосома
  2. Хлоропласт
  3. Клеточная стенка
  4. Клеточный центр
  5. Вакуоль
  6. Правильный вариант ответа:
Растительная клетка Животная клетка
  • Клеточная стенка
  • Хлоропласт
  • Вакуоль
Клеточный центрЛизосома
  1. Разбор типового контрольного задания
  2. Тип задания: Выбор элемента из выпадающего списка;
  3. Текст вопроса: Составьте верное утверждение.
  4. Перед митозом число ___________ _____________.
  5. Варианты ответов:
  6. Перед митозом число (хромосом/хроматид) (удваивается/не изменяется).
  7. Правильный вариант ответа:
  8. Перед митозом число хромосом удваивается.

Жизнедеятельность клетки, её деление и рост

  • 4. Изучение нового материала
  • Вопрос классу.
  • Вопрос классу.
  • Вопрос к классу.
  • Вопрос классу.
  • 5. Физкультминутка
  • 6.Закрепление
  • 7. Рефлексия

8.Информация о домашнем задании. Выставление оценок

  1. Сегодня мы погрузимся с вами в тайну жизни клети.
  2. Как вы понимаете термин жизнь? (Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах)
  3. Давайте вспомним процессы характеризующие жизнь?
  4. (карточки вывешиваются на доске: питание, размножение, рост, развитие, дыхание).
  5. Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки

Начнём работу с просмотра слайда. Вам предстоит определить к какому из перечисленных процессов может относиться то, что вы увидите на экране (дыхание клетки) Презентация слайд3. Обозначьте на схеме опорного конспекта поступление кислорода и выделение углекислого газа.

– Что ещё необходимо для нормальной жизнедеятельности? (Питание)

А для того чтобы узнать каким образом обеспечивается эта важнейшая потребность, предлагаю посмотреть результаты опыта. Я взяла три морковки, опишите как выглядит морковь.

Одна из морковок подходит под ваше описание, а другая завяла. Морковь, которая завяла , я положила в бутылку с водой.

Как изменяется морковка, объясните почему? Давайте посмотрим благодаря чему в клетку могут поступать вещества? (Презентация слайд 4).

Благодаря полупроницаемости клеточной оболочки, регулирует поступление веществ.(отметьте в конспектах поступление веществ в клетку)

– Ребята, как вы думаете, что дальше происходит с веществами, которые поступили в клетку? (Презентация слайд5).

Питательные вещества перемещаются по всей клетке и удаляются ненужные, при помощи цитоплазмы (Презентация слайд 6). Сейчас самостоятельно запишите в конспектах Значение движения цитоплазмы. Вы знаете, что клеток в организме очень много, так вот, цитоплазма одной живой клетки не изолирована, а соединяется через поры соседних клеток, и все клетки взаимосвязаны.

Но иногда, клетки постепенно изнашиваются и гибнут. И чтобы жизнь организма продолжалась, он должен производить новые с той же скоростью, с какой умирают старые. Скорость деления клеток разная, (примеры), а принцип деления один Презентация слайда7.

Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению предшествует деление ядра. Ядро увеличивается, хорошо заметны тельца, цилиндрической формы – Хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Хромосомы копируют себя, образуются две одинаковые части.

В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой новой клетки их становится столько же как и в материнской клетке. Каждое растение содержит в клетках определённое количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48. Деление клеток картофеля можно представить схемой.

Составьте сему деления клеток. Увас лежат разрезанные карточки в конверте №2 (приложение 3) из которых необходимо правильно расставить этапы, проверка на экране. Презентация слайд 8. Как должно быть проверьте. Отложите конверты с заданием.

Посмотрите на доску, какой из процессов жизнедеятельности мы не рассмотрели. Конечно.

А для этого вы поработаете самостоятельно учебник на странице 45, рисунок 26.

Молодые клетки содержат много вакуолей, в которых накапливаюся питательные вещества, постепенно вакуоль увеличивается до одной большой вакуоли. Значение -0 рост растения. Отсюда название растение, что оно постоянно растет. (Презентация слайд 9).

  • Планируемые результаты
  • Личностные:
  • Умения соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.
  • Регулятивные:
  • Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
  • Коммуникативные:
  • Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
  • Познавательные:
  • Умение работать с учебником находить в нем необходимый материал.
  • Закройте глаза, расслабьте тело,
  • Представьте – вы птицы, вы вдруг полители!
  • Теперь в океане дельфином плывёте,
  • Теперь в саду яблоки спелые рвёте.
  • Налево, направо, вокруг посмотрели,
  • Открыли глаза, и снова за дело!

А сейчас, мы ещё раз мы заглянем к нашей таинственной клетке. И для этого прочитаем сказку. Презентация слайд 10

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Давайте заполним последнюю колонку своей первой таблицы. Что вы узнали.

  1. Всё ли было понятно в течении урока?
  2. Какая часть урока вам показалась самой интересной?
  3. Какая часть урока вызвала затруднение?
  4. Какое у вас настроение после урока?
  5. Планируемые результаты

Личностные:Самооценка на основе успешности. Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:Умение выражать свои мысли.

Познавательные:

Рефлексия .Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Закончить конспект наклеить схему деления, зарисовать рост клетки, подготовить вопросы п.9

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сказка о железном дровосеке
  • Сказка о жадном мальчике прокофьева читать
  • Сказка о жабе ирозе
  • Сказка о жадности мультфильм 1976
  • Сказка о жадном мальчишке
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии