Тип: изучение нового материала. Задачи:
| ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Ресурсы урока: учебник, тетрадь, презентация, толковые словари, сигнальные карточки | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Организация урока | ||||
Актуализация необходимых знаний (слайды 1-4) | ||||
Предлагает прочитать посмотреть на портрет писателя, интересуется, знаком ли он детям. Просит прочитать его высказывание, предлагает узнать в толковом словаре значение слова «миссия». Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле… Просит объяснить смысл высказывания. Обращает внимание/ подтверждает, что слова принадлежат В.М.Гаршину, просит назвать знакомые произведения автора. Знакомит учащихся с биографией писателя. | Рассматривают портрет, высказывают предположения. Читают высказывание писателя, узнают из словаря значение нового слова. Объясняют смысл фразы. Называют ранее прочитанные произведения. Слушают рассказ учителя, задают уточняющие вопросы. | |||
Мотивация познавательной деятельности (слайды 5-7) | ||||
Дает информацию о знакомстве В.М.Гаршина с известными людьми того времени, в т.ч. с композитором А.Г.Рубинштейном. Предлагает, закрыв глаза, послушать «Мелодию» А.Рубинштейна в исполнении В.А.Новиков Просит поделиться впечатлениями от прослушанной музыки. Знакомит с историей, произошедшей с Гаршиным на концерте композитора. | Знакомятся с фактами биографии писателя, рассматривают портрет А.Г.Рубинштейна. Слушают музыку, закрыв глаза. Рассказывают о представлениях и образах, возникших при прослушивании «Мелодии». Узнают новое о жизни В.М.Гаршина. | |||
Организация познавательной деятельности (слайды 8, 10, 12) | ||||
Обращает внимание на фон слайда, просит выдвинуть предположения о его значении, помогает определиться с выводами. | Делают предположения, приходят к выводу, что картинка иллюстрирует добро и зло. | |||
Предлагает отгадать загадки, которые помогут узнать, какую сказку В.М.Гаршин написал по впечатлениям от концерта. Не лягушка, но похожа Посмотрите — у ограды | Отгадывают загадки. Определяют тему урока — произведение, с которым будут знакомиться. | |||
Просит охарактеризовать героев сказки, предположить, почему именно их автор главными героями. | Дают характеристику главным героям, объясняют, как понимают выбор автора. | |||
Вместе с учащимися делает вывод о цели урока: воспринимать мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания, видеть прекрасное, делать его частицей своей жизни. | Осознают цель занятия. | |||
Физминутка (слайд 9) Раз-два-три, выросли цветы, Дети сидели на корточках, медленно встают. | ||||
Организует чтение 1-3 частей сказки, задает вопросы на понимание прочитанного, предлагает задать возникшие вопросы. После прочтения каждой части просит озаглавить ее. | Читают сказку, отвечают на вопросы учителя и одноклассников, задают свои, определяют лексическое значение непонятных слов. Дают название каждой прочитанной части, записывая план в тетрадь. | |||
Физминутка для глаз (слайд 11) | ||||
Организует чтение 4-6 частей сказки, задает вопросы на понимание прочитанного, предлагает задать возникшие вопросы. После прочтения каждой части просит озаглавить ее. | Читают сказку, отвечают на вопросы учителя и одноклассников, задают свои, определяют лексическое значение непонятных слов. Дают название каждой прочитанной части, записывая план в тетрадь. | |||
Подведение итогов (слайды 14-15) | ||||
Организует рефлексию учебной деятельности: Можно ли сказать, что все пословицы подходят к теме урока? Почему? Какая из них является наиболее точной? Распределите слова, характеризующие жабу и розу? Правда ли, что мальчик и роза похожи? Чем? Предлагает с помощью сигнальных карточек «Роза», «Жаба» оценить свое отношение к миру. Объясняет домашнее задание: подготовиться к выборочному пересказу сказки по плану, по желанию — сделать иллюстрацию к сказке. | Высказывают свое мнение, определяют смысл изучаемой темы. Аргументированно определяют наиболее подходящую пословицу. Характеризуют жабу и розу. Высказывают свое мнение, определяют смысл изучаемой темы. Оценивают свое место в мире добра и зла. Определяют учебную задачу, задают уточняющие вопросы. |
Мы подготовили для наших читателей подробный план сказки В. Гаршина — «О жабе и розе». Используйте материал статьи для выполнения задания по литературе и подготовке к уроку в школе.
Краткий план
1) Заросший цветник прекрасен.
2) В солнечное майское утро в цветнике распустилась красивая бледная роза, она радовалась утру.
3) Старая жаба не радовалась хорошей погоде, ее беспокоил запах розы.
4) Мальчик Вася любил сидеть в цветнике — читать и наблюдать за растениями и животными.
5) Вася болен и не может встать с постели, сестра Маша читает ему.
6) Злая жаба увидела розу и захотела ее съесть, стала карабкаться и исколола лапы о шипы.
7) На следующее утро жаба опять попыталась напасть на розу, но ее срезала Маша по просьбе брата.
Тяжело больной малыш, умирая, прижимал к себе розу.
Подробный план
1) Запущенный цветник
2) Распустившаяся роза
3) Жабу смущает аромат розы
4) Мальчик в саду
5) Болезнь мальчика
6) Жаба ранится о шипы
7) Роза слушает соловья
Жаба подкралась
9) Просьба мальчика
10) Какая гадость!
11) Смерть мальчика.
Цитатный план
1. Запущенный цветник.
Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком…
2. Распустившаяся роза.
Крапива занимала целый угол цветника; она, конечно, жглась, но можно было и издали любоваться ее темною зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы…
Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок…
Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой…
3. Жабу смущает аромат розы.
Но когда ветерок на минуту стихал и запах розы не уносился в сторону, жаба чувствовала его, и это причиняло ей смутное беспокойство…
4. Мальчик в саду.
Еще в прошлом году осенью, в тот самый день, когда жаба, отыскав себе хорошую щель под одним из камней фундамента дома, собиралась залезть туда на зимнюю спячку, в цветник в последний раз зашел маленький мальчик, который целое лето сидел в нем каждый ясный день под окном дома…
Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле. Он очень любил свой цветник…
Он садился на корточки перед толстым, окруженным мохнатыми беловатыми листьями стеблем коровьяка, который был втрое выше его, и подолгу смотрел, как муравьиный народ бегает вверх к своим коровам – травяным тлям…
Он смотрел, как навозный жук хлопотливо и усердно тащит куда-то свой шар, как паук, раскинув хитрую радужную сеть, сторожит мух, как ящерица, раскрыв тупую мордочку, сидит на солнце, блестя зелеными щитиками своей спины; а один раз, под вечер, он увидел живого ежа!…
5. Болезнь мальчика.
В эту весну мальчик не мог выйти в свой любимый уголок. По-прежнему около него сидела сестра, но уже не у окна, а у его постели; она читала книгу, но не для себя, а вслух ему, потому что ему было трудно поднять свою исхудалую голову с белых подушек и трудно держать в тощих руках даже самый маленький томик, да и глаза его скоро утомлялись от чтения. Должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок…
6. Жаба ранится о шипы.
И бедное создание с ужасом увидело, как скверные липкие лапы цепляются за ветви куста, на котором она росла. Однако жабе лезть было трудно: ее плоское тело могло свободно ползать и прыгать только по ровному месту…
А жаба все карабкалась выше. Но там, где кончались старые стволы и начинались молодые ветви, ей пришлось немного пострадать. Темно-зеленая гладкая кора розового куста была вся усажена острыми и крепкими шипами. Жаба переколола себе о них лапы и брюхо и, окровавленная, свалилась на землю. Она с ненавистью посмотрела на цветок…
7. Роза слушает соловья.
Прилетел соловей, забрался в розовый куст и запел свою песню. Как она была не похожа на хрипение жабы! Роза слушала эту песню и была счастлива: ей казалось, что соловей поет для нее, а может быть, это была и правда…
8. Жаба подкралась.
Она не видела, как ее враг незаметно взбирался на ветки. На этот раз жаба уже не жалела ни лапок, ни брюха: кровь покрывала ее, но она храбро лезла все вверх – и вдруг, среди звонкого и нежного рокота соловья, роза услышала знакомое хрипение: – Я сказала, что слопаю, и слопаю!…
9. Просьба мальчика.
– Что милый?
– Маша, ты мне сказала, что розы расцвели! Можно мне… одну?– Можно, голубчик, можно! – Она подошла к окну и посмотрела на куст. Там росла одна, но очень пышная роза.
– Как раз для тебя распустилась роза, и какая славная! Поставить тебе ее сюда на столик в стакане? Да?
– Да, на столик. Мне хочется.
10. Какая гадость!
Она подошла к кусту в то самое мгновение, когда жаба хотела схватить цветок.
– Ах, какая гадость! – вскрикнула она.
И схватив ветку, она сильно тряхнула ее: жаба свалилась на землю и шлепнулась брюхом. В ярости она было прыгнула на девушку, но не могла подскочить выше края платья и тотчас далеко отлетела, отброшенная носком башмака…
11. Смерть мальчика.
Потом его личико сделалось серьезным и неподвижным, и он замолчал… навсегда. Роза, хотя и была срезана прежде, чем начала осыпаться, чувствовала, что ее срезали недаром…
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ произведения Гаршина «Сказка о жабе и розе». Сюжет передан в сокращении, но он подробно освещает основные события произведения. Кроме того, Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с отзывом на это произведение, описывающим главную мысль и общий смысл сказки. Приятного просвещения!
Краткий пересказ
(606 слов) В небольшом заброшенном цветнике у деревенского дома росла прекрасная роза. Несмотря на неухоженность и заброшенность этого места, цветник не потерял своего очарования. В один хороший майский день среди сорняков начала распускаться роза. Она была одинока, другие розы в саду не росли, но она любила жизнь, любила ветер, небо и солнце. Роза не могла говорить, но это ей было не нужно: слова ей заменял тонкий и приятный аромат.
Внизу, в траве, отдыхала жирная старая жаба. В отличие от розы, ее не радовали ни яркое солнце, ни хорошая погода. Иногда ветер доносил до нее приятный запах, который причинял ей беспокойство, но жабе было лень искать источник запаха.
В этот цветник давно не заходили люди. Только прошлой осенью здесь последний раз побывал семилетний мальчик. До этого он проводил все летние дни в этом цветнике. Мальчика звали Вася, он очень любил читать в саду свои любимые книги. А его старшая сестра в это время сидела у окна и приглядывала за братом.
Когда Васе надоедало чтение, он забирался в цветник, где ему были знакомы абсолютно все растения. Также там он любил подолгу наблюдать за насекомыми и маленькими животными. Однажды он даже увидел ежа. С восторгом Вася наблюдал, как ежик обнюхивает корни кустов и траву. Позже он поближе познакомился с этим ежом. Вася был слабым и спокойным мальчиком, поэтому животные не боялись его. Ежик настолько стал доверять мальчику, что пил молочко из принесенного Васей блюдца.
Однако больше Вася не появлялся в саду, потому что он был сильно болен. Девушка сидела уже не у окна, а у кровати больного ребенка и читала ему книжки, так как у Васи не было сил поднять голову с подушки. Роза и не догадывалась о болезни мальчика, она росла и радовалась жизни. Скоро она должна была распуститься, а уже через три дня завянуть. Это была вся ее жизнь, но за это время ей пришлось испытать много горя. Жаба все-таки заметила прекрасную розу. Цветок очень понравился жабе, она захотела оказаться поближе к такой красавице. Жаба не умела выражать нежные чувства, поэтому решила сказать: «Постой, я тебя слопаю». Розу очень испугали эти слова. А жаба начала подбираться к розе, повторяя свои страшные слова. Она пыталась забраться на куст, но это было трудно, ведь ее тело для этого не приспособлено. А роза в эти моменты молилась о любой другой смерти. Старая жаба исколола себе брюхо о шипы и упала на землю. С ненавистью она взглянула на розу и повторила свои страшные слова. Жаба решила немного отдохнуть перед очередной попыткой добраться до цветка.
Наступил следующий день, роза распустилась и стала самым красивым созданием во всем цветнике. Вокруг розы летали птицы и бабочки, а соловей запел для нее прекрасную песню. Роза была очень счастлива. Из-за этого она не заметила, что жаба смогла близко подобраться к ней и была готова слопать красавицу-розу. В это время Вася шепотом попросил сестру принести ему розу из сада. Девушка выглянула в окно и увидела один прекрасный цветок. Она прихватила ножницы и вышла в цветник. Девушка подошла к розе и увидела, как к ней тянется старая жаба. С отвращением она стряхнула ее на землю. Жаба в порыве злости прыгнула на девушку, но та отбросила ее в сторону, срезала розу и ушла в дом.
Когда Вася увидел прекрасную розу, он впервые за многое время улыбнулся. Он взял цветок своей слабой рукой, вдохнул чудесный аромат, счастливо улыбнулся и умер. Роза стояла в отдельной вазе у маленького гроба. Там стояли и другие цветы, но люди не обращали на них внимания, а розу сестра больного мальчика поднесла к губам и поцеловала. Ее слеза упала на цветочек, и это событие было самым лучшим в жизни розы. Потом цветок положили в книгу и засушили. А через несколько лет подарили автору, поэтому он знает эту историю.
Отзыв
(274 слова) Мне понравилась «Сказка о жабе и розе». Автор показывает, что умение видеть красоту в природе очень важно. Природа может подарить человеку радость даже в трудные минуты жизни. Мое мнение подтверждает и тот факт, что перед смертью мальчик почувствовал покой и счастье именно из-за прекрасной розы.
Автор противопоставляет прекрасное и безобразное. Ужасная жаба стремилась уничтожить прекрасную розу, которая дарила другим чувство радости и счастья. Злобная, ленивая и жадная жаба ненавидела все прекрасное, она любила только есть и отдыхать. А роза любила жизнь и приносила радость всем окружающим. Но безобразное не смогло одолеть прекрасное. Красота розы скрасила последние мгновения мальчика. Цветок умер не напрасно — такова мораль сказки. И роза была рада такой судьбе, ведь она не только помогла Васе, но и избежала бессмысленной смерти от лап злой жабы. Роза поняла, что она принесла радость умирающему мальчику. Именно это было ее главным предназначением. Любая жизнь не должна быть прожита бесполезно: если приносишь счастье другому существу, сам будешь счастлив. В этом состоит главная мысль произведения «Сказка о жабе и розе».
Чему учит Гаршин? Думаю, тому, что даже короткую жизнь можно прожить не зря, если приносить другим счастье и спокойствие. Жизнь розы очень коротка, но она смогла осчастливить не только Васю, но и его сестру. Последняя улыбка умирающего брата принесла его сестре радость, ведь она поняла, что в конце жизни Вася был счастлив. Произведение заставляет задуматься о том, насколько важно приносить пользу другим, и как надо жить, чтобы прожитая жизнь оказалась не напрасной.
Мое впечатление от книги «Сказка о жабе и розе» грустное, но светлое. Ведь смерть розы помогла скрасить мальчику последние мгновения его жизни. Роза смогла вызвать чувство счастья у несчастного ребенка, ее жизнь не была напрасной.
Автор: Ирина Юрьева