Сказка о жабе и розе план урока 4 класс

Тема: в.м.гаршин сказка о жабе и розе. поединок добра и зла. второй урок цель урока: формирование уверенности учащихся в том,

Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Поединок добра и зла. (второй урок)

Цель урока: формирование уверенности учащихся в том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен на примере произведения В. М. Гаршина «Сказка о Жабе и Розе»

Задачи:

— обучающие: — формировать навык выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения;

— обучать анализу художественного произведения;

— формировать внимательное отношение к языку художественного произведения;

-развивающие — способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

— развивать речь учащихся;

— развивать воображение, мышление, творческие способности учащихся.

-воспитательные — воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности, сопереживать;

— воспитывать любовь к музыке и литературе.

Планируемые результаты:

— предметные: умение работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь);

— метапредметные:

Р: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности;

П: поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной книге;

К: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре;

— личностные: формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем.

Оборудование:

-мультимедиа оборудование;

-презентация к уроку;

-учебник «Литературное чтение» 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
Голованова М.В.

-листы для работы в группе;

-портрет В.М. Гаршина;

-музыка – А.Г. Рубинштейн «Мелодия»;

-иллюстрированный материал с изображением жабы, розы;

-картинки с изображением розы и жабы (для рефлексии)

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

На уроке не зеваем,

Слушаем, запоминаем,

И, конечно, отвечаем!

— Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. И прежде чем начать урок, создадим друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. И пусть  хорошее настроение сохраниться у нас на протяжении всего урока.

3. Разминка.

Речевая разминка.

Розовая роза в розовом садочке

В росы распустилась .. роза этой ночкой

С розовым рассветом сразу распустилась,

Розовой росою в листик покатилась!

Релаксация. Упражнение на дыхвние.

— А вы любите розы?

— Вам нравится их запах?

— Давайте выполним дыхательное упражнение.

АХ, КАКОЙ АРОМАТНЫЙ ЦВЕТОК! (2-3 раза)

4. Актуализация опорных знаний.

«Если ты оставил после себя след

красоты души, то будь уверен, что

выполнил свою миссию на земле…»

В.М. Гаршин.

— Прочтите эпиграф к нашему уроку.

— Как вы понимаете смысл прочитанного?

— Насколько верны ваши предположения, мы выясним в конце урока.

— Кто же автор этих строк?

— А что вы о нем знаете? (Сообщения учащихся)

Биография В.М. Гаршина.

В. Гаршин родился 2 февраля 1855 году.

Когда Гаршину было 5 лет, мать бросила семью. Мальчик стал предметом острого раздора между родителями. Это сказалось на здоровье мальчика, на восприятии им окружающего мира, формировании характера.

Только через 4 года мать забрала его к себе в Петербург и отдала в гимназию. Он был необыкновенно умным ребенком, читал взрослые произведения, и они были ему понятны.

Вскоре В. Гаршин становится студентом Горного института. Но его больше увлекает литература и искусство. Он начинает писать.

Его мечта сделать человечество счастливым, находит отражение в удивительной сказке «Красный цветок»

Особенно полюбились маленькому читателю его сказки: «Лягушка-путешественница»
и «Сказка о жабе и розе».

5. Постановка темы и целей урока.

Сегодня, ребята, мы продолжаем знакомство с творчеством…..(портрет).

С каким произведением Гаршина мы познакомились?

-Какие впечатления вы получили от прочитанного?

— Кто ее главные герои?

— Что подразумевал автор под образами главных героев? ( мир добра и мир зла)

— Эту загадку нам предстоит разгадать.

Предположим, что…

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС 

Мир жабы злобен;

Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое созданье,

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня —

Добро и зло разоблачить.

— Прочитав стихотворение, определите — какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.

Обратите внимание на последнюю строку стихотворения

(Ответы детей: «разоблачить добро и зло», «раскрыть мир жабы и мир розы»).

6. Работа по теме урока.

— Что такое добро, по вашему мнению?

— Что такое зло?

(заслушиваются ответы детей)

Добро — нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло — нечто дурное, вредное, противоположное добру.

-Давайте попытаемся понять причину поступков героев, почувствовать движение души, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности. Нам нужен план(на пару по одному)

План исследования: 

1. Выделить в произведении сюжетные линии

2. Раскрыть образ героев произведения.

3. Сравнить образы этих героев

4. Сделать вывод

Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия» (на фоне музыки учитель читает)

— Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновничий старик. Это разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Гаршина написать сказку о жабе и розе. Писатель слушал, а в голове его уже складывался сюжет будущей сказки.

Работа над содержанием текста:

Сколько в произведении сюжетных линий?

(1 – роза и жаба, 2 – мальчик и девочка, которые были братом и сестрой, жили вместе).

Сколько действующих лиц? (4)

Что обьединяло всех героев произведения ? ( Цветник)

1) Выборочное чтение.

— Прочитайте описание цветника.

— Скажите коротко, каким вы его представили?

— Найдите описание розы.

— Как вы поняли выражение «Запах был ее словами, слезами и молитвой»?

— Как автор раскрывает нам образ жабы?

— Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?

— Чей это был цветник?

— Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?

— Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?

2) Беседа по содержанию сказки.

— Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?

— Как автор нам говорит о жизни розы?

— Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок?

— Что она решила сделать? Как выражала свои чувства?

— Что спасло розу от жабы?

— Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?

— Как автор показывает розу? (Бледное создание).

— Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).

— Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха)

— Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной).

— Что случилось с мальчиком? (Он умер)

— Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)

— Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).

— Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее).

— Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.)

— Давайте посмотрим, как эти понятия отражены в сказке.

— Как вы думаете, кто из героев является символом — добра и кто является символом — зла? Почему?

— Дома я просила вас перечитать произведение и составить словесные портреты жабы и розы. (По вариантам.)

— Какой мы видим жабу? (зачитывают 2-3 человека)

— Подробно ли описана безобразность жабы? (Да, очень подробно. Жирная , старая, грязно – серые липкие бородавчатые бока, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…)

— Какой литературный прием использует автор? (Эпитеты)

-Как описывает автор действия жабы? (Ленится, объедается, отдыхает, прохрипела, переползла, карабкалась, ненавидит розу, испытывает злобу, зависть, она наглая « не посмела»)

— Кого можно представить под ее образом? (Человека злого, черствого, бездушного)

— Какой мы видим розу? (зачитывают 2-3 человека)

— Легко ли было составить портрет розы? (Сложно)

— Подробно ли описана красота розы? (Нет, кратко, скромно. Ее образ автор создает через все, что ее окружает.)

— О чем это говорит? (Роза счастлива)

— Что для нее главное? (Счастье жить)

— Какие чувства испытывает роза? (Плакать не от горя, а от счастья жить)

— Разве могут розы плакать, молиться? (Нет. Эти душевные переживания присущи человеку)

— Какой литературный прием использует автор? (Олицетворение)

— Что помогает понять счастье розы? (тонкий аромат)

— Какой литературный прием использует автор? (эпитет)

— Кого можно представить под образом розы? (человека с нежной чувствительной душой)

-Какой вывод можно сделать? (Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки)

 Кто еще является главным героем? (Мальчик)

 Каким вы его себе представляете? (лет семи, кроткий, бледный, худой, больной, слабый)

— Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом. (чтение эпизода)

— Для чего автор нам дает эту сцену? (Его не боялись, даже маленькие звери. Они понимали. Что он не сделает им ничего плохого)

— Что это значит? (он был очень добрый)

— К кому из персонажей ближе мальчик? (к розе)

— Почему? Что их сближает? (оба добрые, оба любили прекрасное, оба погибают, даже внешне они похожи: оба бледные, один от болезни, другой от страха)

— Как возникла идея написания сказки? (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика. Автор хотел поделиться со всеми, как он понимает прекрасное и безобразное, доброе и злое)

— В каком жанре написано произведение? (Сказка)

— Какой же в сказках финал? ( В сказках добро побеждает зло)

Что мы видим в этой сказке? (Герои, олицетворяющие добро погибают)

— В чем причина? Почему автор написал нетрадиционный финал?

ПОДСКАЗКА: «При солнышке тепло, а при матери добро»

(Мать бросила семью, когда Гаршину было 5 лет, а потом, забрав, отдала в гимназию)

— Действительно, отсутствие матери в жизни маленького Гаршина повлияло на формирование восприятия окружающего мира, он хотел истребить все зло, которое есть на свете, но сам не верил в это.

— Хотя, как писал А.С. Пушкин: « Сказка – (ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам УРОК. )

— Какой УРОК мы должны извлечь из этой сказки? (Верить в добро и делать добро) Чудеса случаются с теми, кто в них верит.

— Перед вами пословицы. Прочитайте. Как вы понимаете их смысл?

Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело питает душу и тело.

— Подходят ли они к нашему произведению?

— Какая из них наиболее подходит к нашему произведению? (Жизнь дана на добрые дела.)

— Как вы понимаете ее смысл? (Жизнь прожита не напрасно, если ты помогал людям)

— Можем ли мы ее сопоставить с нашим эпиграфом?

— Разгадали мы очередную загадку В. Гаршина?

— Что он нам хотел сказать? (если ты делаешь добрые поступки, то о тебе будут помнить долгие годы)

— Кого из героев сказки вы представили, перечитав эпиграф? (розу)

— Выполнила ли свою миссию роза? (да, она скрасила последние минуты жизни мальчика и была от этого счастлива)

— А Маша была ей за это благодарна? Прочтите.

(а розу…. Это было самым лучшим происшествием в жизни розы…)

Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия»

– Понравилась ли вам мелодия?

– Какие чувства она вызвала у вас?

7. Физминутка.

8. Работа по теме урока (работа в группах)

— А сейчас мы поработаем в группах (слайд4)

1группа: Как автор описывает внешний вид розы?

2группа: Как автор описывает внешний вид жабы?

3группа: Какими чувствами наделяет писатель розу?

4группа:Какими чувствами наделяет писатель жабу?

5группа: Чем похожи роза и мальчик?

Сделаем вывод: В чём состоит счастье жабы и розы?

1группа (У неё тонкие лепестки. Она не могла говорить: она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой. Она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Душистое и прекрасное создание.)

2 группа (Жирная старая жаба. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону… У жабы злые и безобразные глаза.)

3 группа (Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо…, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя.)

4 группа (Ей было лень подвинуть её (ногу) к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдохнуть. Злость не мешала набивать себе живот.)

— В чём состоит счастье розы и жабы?

5 группа (Они не были свободны.

У них была недолгая жизнь.

Роза-бледное создание, мальчик–бледный от болезни.

Они являются частью жизни друг друга)

Сделаем вывод: В чем состоит счастье жабы и розы?

(Роза молилась о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести пользу людям, чтобы жить в лучших условиях. А жаба мечтала поесть и отдохнуть, погубить прекрасное).

9. Итог урока. Домашнее задание.

-Но у меня остался один вопрос: А жаба – она плохая или хорошая?

(В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадность. Значит, плохая.)

-Я хочу вам напомнить о том , что у Гаршина Жаба – символ.

-Какой вы представляете себе обычную жабу?

Жаба-земноводное животное , скользкая , холодная, вся в пупырышках , безобразная .Жаб обычно люди не любят из-за этого часто уничтожают, не подозревая , что живя в саду , они приносят пользу, Взрослые жабы питаются различными безпозвоночными животными , истребляя часто тех , которые не трогают птицы – ярко окрашенных , с резким или неприятным запахом.

-Как же ответить на вопрос :Жаба- она плохая или хорошая?

(Надо смотреть по делам. Добрые дела- доброе отношение . В природе жаба полезна)

-Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить сочинение :

« Несколько слов в защиту Жабы» , а так же подготовить творческий пересказ

1 ряд – от лица Розы

2 ряд – от лица Жабы

3 ряд – от лица мальчика

10.Рефлексия

-Заканчивая урок , мне хочется вас оценить. И , чтобы каждый, уходя домой , прикрепил к макетам двух миров картинку (жаба или роза ) , которая отражала бы ваше представление о мире добра.

Пусть ваша душа будет также прекрасна , как этот удивительный цветок. Учитесь у

мира только хорошему.

-Наш урок хочу закончить словами Сергея Островского .

В жизни по разному можно жить

В горе можно , и в радости

Вовремя есть , вовремя пить

Вовремя делать гадости.

А можно и так :

На рассвете встать и , не помышляя о чуде

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям ,

Дарите людям добро !

Цели урока: пополнять словарный запас учащихся; воспитывать чувство сострадания к другим; расширить знания детей о жизни и творчестве В.М. Гаршина; отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; учить анализировать поступки и характер героев; формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • учебник «Литературное чтение» 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.;
  • толковый словарь.

Слайд (№ 1)

Ход урока.

1. Организационный момент.

На уроке нам понадобится карандаш, проследите, чтобы у каждого он был на столе.

Также нам понадобится ваше сосредоточение и внимание. Слайд (№2)

2. Подготовка к изучению нового материала:

Слайд (№3)

Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов художника слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. Ведь сегодня речь на уроке у нас пойдет о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли «Сказку о жабе и розе». Слайд (№4)

Рассказ учителя о В. М. Гаршине.

Вдумчивый взгляд писателя свидетельствует о серьезном отношении к жизни, ко всему тому, за что он в ответе. Умный, строгий облик подчеркивает не только его характер и образованность, но и требовательность к себе и к своей творческой деятельности… Слайд (№5)

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге. А детство у него было не таким уж и счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным мальчиком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!

Каким вы представили себе юного В.М.Гаршина? (Много странствовал, хорошо учился, бы Любознательным гимназистом, увлекался естествознанием).

На основании этой статьи можем ли мы сказать, каким было детство юного Гаршина счастливым или нет? (Нет. В статье дается портрет мальчика, его увлечения, но о самом детстве не говорится.)

3. Изучение нового материала.

Рассказ на фоне музыки Рубинштейна.

Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского, где играл Рубинштейн. Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка о жабе и розе.

Слайд (№6)

Ребята, понравилась ли вам эта мелодия?

Постановка проблемного вопроса.

Почему возникла идея о написании сказки? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока. Слайд (№7)

Прочитайте название сказки. Как вы думаете, о чем этот рассказ? (Этот рассказ о жабе и розе.)

Что вы можете сказать о розе? Какая она?( Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени.) Слайд (№8)

Какой вы представляете себе жабу? (Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная). Слайд (№9)

Вот о таких действующих лицах мы и начинаем чтение сказки. Слайд №10

4. Физминутка. Слайд №11

Чтение сказки.

Работа над содержанием текста:

1) Выборочное чтение.

— Прочитайте описание цветника.

— Скажите коротко, каким вы его представили?

— Найдите описание розы.

— Как вы поняли выражение «Запах был ее словами, слезами и молитвой»?

— Как автор раскрывает нам образ жабы?

— Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?

— Чей это был цветник?

— Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?

— Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?

2) Беседа по содержанию сказки.

— Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?

— Как автор нам говорит о жизни розы?

— Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок? Слайд №12

— Что она решила сделать? Как выражала свои чувства?

— Что спасло розу от жабы?

— Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?

— Как автор показывает розу? (Бледное создание).

— Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).

— Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха)

— Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной).

— Что случилось с мальчиком? (Он умер)

— Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)

— Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).

— Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее).

— Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.) Слайд №13

5. Итог урока.

Чему научил вас рассказ? (Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. Лучше делать добро людям).

Вспомните начало нашего урока. Я задала вам вопрос: «Почему возникла идея о написании сказки?» Кто может ответить на этот вопрос? (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика, который сидел рядом и слушал эту музыку. Он хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое).

6. Домашнее задание:

придумать и записать сказку о растении или животном, оформить ее в виде книжки. Слайд №14

Автор: Сребняк Татьяна Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гришинская школа
Населённый пункт: село Гришино Первомайский район Республика Крым
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытый урок в 4 классе В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Раздел: начальное образование

Назад

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России»)
Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)
Учитель: Сребняк Татьяна Леонидовна
Цель: продолжить работу над сказкой В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»; повышение уровня
восприятия литературного произведения.
Задачи:

учить вдумчивому осознанному чтению;

учить находить в тексте ответы на вопросы;

развивать умение рассуждать об идейном замысле на основе литературного материала;

развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;

развивать связную речь, умение давать полные ответы;

расширять словарный запас;

способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство
сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);

развивать творческие способности, навыки работы в группе(парами);

воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих
товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с
использованием методического приёма – кластеры, приёмов постановки вопросов к тексту,
словесного рисования, выборочного чтения и приёма работы с компонентами художественного
произведения.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование (презентация), иллюстрированный
материал с изображением жабы, розы, портрет В.М.Гаршина, художественные книги со сказкой,
учебник (УМК «Школа России» 4 класс 1 часть), толковый словарь, карточки – кластеры, макеты с
изображением двух миров – мир Добра и мир Зла, музыка — А.Г.Рубинштейн «Мелодия»,
мелодия «Долина цветов»; раздаточный материал – тест, картинки с изображением розы и жабы
(для рефлексии).
Ход урока
I.
Орг. момент (слайд №1).
Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия» (слайд №2).
— Понравилась ли вам мелодия?
— Какие чувства она вызвала у вас?
Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича
Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо
напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось

Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид
стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.
Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.
— Прочитайте отрывок (слайд №3).
Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в
её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела.
— Вы догадались, о каком произведении мы с вами будем говорить на уроке?
II.
Сообщение темы урока. (слайд №4).
Тема нашего урока: «Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и
розе».
— Чем для нас интересны произведения этого писателя? (Учат, намекая; текст этого – это загадка).
Чтобы понять удивительный мир образов, которых создал художник слова, мы должны быть очень
внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную мысль сказки, но сравнить мир
добра и мир зла, извлечь из сказки уроки мудрости и нравственности.
III.
Работа по теме урока.
— Как вы думаете: что хотел автор показать названием сказки? (жаба и роза – разные, вместе не
смотрятся…)
— Вспомните героев сказки. Назовите их. (Роза, жаба, сестра Маша, брат Вася) Слайд №5.
— Где происходили события? (В цветнике). Слайд №6.
— Найдите описание цветника. Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы
его представили? (Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены,
деревянная решётка облезла, рассохлась и развалилась…)
— Чей это был цветник?
— Почему он был так запущен? (Мальчик заболел).
— Что росло в цветнике? Перечислите. Слайд №7. (Хмель, повилика, мышиный горошек,
чертополох, коровяки, крапива).
— Что можем сказать, каким стал цветник? (Диким).
— Стал ли он от этого хуже? Подтвердите словами текста.
— Что придало красоту этому запустению? (Роза). Слайд №8
— Попробуем выразить свои представления о розе по плану. Слайд №9.

План
1.
Внешний вид.
2.
Отношение к жизни.
3.
Мир, в котором живёт.
Стр. учебника 227, 230. Выборочное чтение.
Работа в группах
– 3 группы (учитывая план).
Представители от каждой группы работают у доски с карточками – кластерами, создают
«словами» мир розы, а в дальнейшем – мир жабы.
Мир розы: цветник, всё хорошо, чисто, ясно, свежий утренний ветерок, лучи солнца, мирно,
спокойно, тонкий свежий аромат …
— О чём говорит это описание? (Роза счастлива).
— Какие чувства испытывает роза? (Плакать не от горя, а от счастья жить).
— Разве роза может плакать? (Нет: роза – символ, под которым автор подразумевает человека,
только человеку присуще душевные переживания). Какой литературный приём использует
автор? Слайд №10. (Олицетворение).
— Что помогает нам понять счастье розы? (Аромат).
— Для описания этого состояния, автор использует эпитеты. Слайд № 11. Найдите строчки в тексте.
(Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами).
— О чём могла молиться роза? (О своей жизни, чтобы долго жить, приносить людям пользу…)
— Какой показывает нам автор розу? Как автор к ней относится? (Роза распустилась тонким
ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру. Роза хочет жить и приносить пользу
людям).
— А если человек достигает расцвета своей души, что он может подарить людям? (Любовь, заботу,
тепло, счастье).
— Какой это образ – положительный или отрицательный?
Значит, роза – это символ чего? (Добра).
— А какое слово противоположно слову добро? (Зло).
— Какой персонаж в этой сказочной истории изображает зло? (Жаба).
Слайд №12. Поговорим о жабе. Выборочное чтение. Стр. 227,230, 231. Работа по плану (см. выше),
работа с кластерами.

Внешний вид жабы: жирная, старая, грязно – серые липкие бородавчатые лапы, плоское брюхо,
безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…).
— Что делает жаба? (Ленится, объедается, отдыхает, не умеет радоваться, не умет выражать свои
чувства, прохрипела, переползла, карабкалась…)
— Оцените действия жабы. (Главное для жабы – это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е.
жаба ленива и прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца – слопать розу,
уничтожить красоту. А это плохо.)
— О чём мечтает жаба? Что она чувствует? (Не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде,
мечтает слопать розу, погубить её. Запах розы причиняет ей смутное беспокойство, ненавидит
розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует).
— Прочитайте, что было с жабой, когда она впервые увидела розу?
— Как вы понимаете фразу: «Что – то странное зашевелилось в жабьем сердце?»
— Что могло зашевелиться? (Зависть, злоба).
— Какой вывод о жабе мы скажем? (Жаба ненавидит розу, жаба – злое животное).
— Опишем, в котором жила жаба? (Работа у доски)
Работа с кластерами: среди корней куста, сырая земля, тень, безобразность, лень …)
— Как чувствует себя жаба в такой обстановке? (Хорошо, ей нравится).
— А как человек может чувствовать себя там? (Неуютно, угнетённо …)
— Какой показывает нам жабу автор? Как он к ней относится? (Жаба бесчувственное и безобразное
животное).
— Какой это образ – положительный или отрицательный?
— Значит, жаба – это символ чего? (Зла).
— Итак, мы видим два мира, два противоречия.
Слайд №13.
— В чём счастье для жабы и розы? (Жаба – лень, роза – жизнь).
— Сохранился ли конфликт между ними? Почему?
IV.
Физ.минутка. Видео?
Закройте глаза и представьте эти два мира, в каком мире вам уютно, тепло, радостно?
Откройте глаза. Совпали ли ваши представления с тем, что увидели?
V.
Продолжим работу.

— Скажите, кто из персонажей похож на розу? (Мальчик). Слайд № 14.
— Чем? Какая у них душа? Что же сближает мальчика и розу? (Оба любили прекрасное, они оба
погибают).
— Когда в сказке наступает кульминационный момент? (Когда мальчик умирает)
— Зачитайте, как к мальчику приходит смерть? (Стр. 233).
— Зачем мальчику нужна была роза?
— А что чувствовала роза, когда её срезали? (Стр. 233).
— Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Роза подарила
улыбку мальчику в самые трудные его минуты).
VI.
Проверка знаний. Тест. Слайд 15, 16.
— Перед тем как нам обозначить главную мысль сказки, выполним тест. Который поможет
проверить знания содержания и идеи сказки. Работа в парах.
Тест по проверке знания содержания и идеи сказки:

1. О чём думает роза в период цветения?
А. Быстрей бы распуститься.
Б. Умереть бы другой смертью.
В. Цвести вечно.

2. Что в жабе самое омерзительное?
А. Грязно — серые бородавчатые бока.
Б. Скверные липкие лапы.
В
.
Бесчувственность и равнодушие.

3. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что…
А. она не досталась жабе.
Б. её гибель была неизбежна.
В. она украсила последние минуты жизни мальчика.

4. Символом света, добра, красоты в сказке является:
А. роза
Б. жаба
— Составьте небольшой текст, используя слова в вопросе и ответе. Например,
1.
В период цветения роза думает о том, чтобы умереть другой смертью.
2.
Самое омерзительное в жабе – это бесчувственность и равнодушие.
3.
Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что она украсила последние минуты
жизни мальчика.
4.
Символом света, добра. Красоты в сказке является роза.

VII.
Слайд № 17.
Слайд №18. Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:
«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на
земле…»
— Какие же уроки нравственности можно извлечь из этой сказочной и в то же время правдивой
истории?
— О чём заставляет задуматься это произведение? (Надо делать добрые дела, быть
доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела не забываются).
Слайд №19. Звучит музыка «Долина цветов», ученица в образе розы танцует, читает стихотворение.
Я распустилась в чудесном саду.
Славную песню я миру пою:
Пусть только доброе в мире живёт,
Пусть всё вокруг любовью цветёт.
В прекрасном саду я себя обрела,
Пускай я страдала, но я ведь жила,
Пускай мне пришлось побороться со злом,
Но я ведь в саду любимом моём.
Как счастлива я! Как мне хорошо!
Ведь в сердце моём любовь и тепло.
Исполнила долг я свой до конца:
Ребёнку себя я цветком отдала. (Ученица ставит свежую розу в вазу).
1.
Обобщение.
Учитель: Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира
только хорошему.
VIII.
Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Д/з. Слайд № 20.
Заканчивая урок, мне хочется вас оценить. И, чтобы каждый, уходя домой, прикрепил к макетам
двух миров картинку (жаба или роза), которая отражала бы ваше представление о мире добра.
Благодарю за работу.

Приложение (кластеры)
любовь к окружающему миру
наслаждение жизнью
красота
дарение радости окружающим
нежность
понимание своей жизни в создании радости другим
лень
зависть
смысл жизни в еде
злость
ненависть к окружающему миру
неумение выражать нежные чувства (возможны и другие варианты)

В раздел образования

Урок  литературного чтения

4 класс

Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Поединок добра и зла.

Цели урока: развивать умение работать с текстом, анализировать прочитанное, работать над повышением скорости и осознанности чтения.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, делать выводы, выбирать нужный тон и темп чтения, указывать паузы, ставить логическое ударение.

Регулятивные УУД: совместно с учителем формулировать учебную задачу, высказывать свою версию происходящего, выполнять задания по плану.

Коммуникативные УУД: отыскивать нужную информацию в тексте.

Личностные УУД: стремится к осмыслению поступков героев, выражать свое отношение к прочитанному.

    Оборудование:   Мультимедийная презентация, дидактический материал.

Ход урока

1.Орг. момент приветствие

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания. ( Пересказ понравившегося отрывка из сказки)

Оценивание по листу самооценки

Вывод первичный по домашнему заданию.

3.Самоопределение к деятельности.

Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия».

— У. Понравилась ли вам мелодия?

-Какие чувства она вызвала у вас?

  Постановка проблемного вопроса. ( слайд)   

Когда она в первый ________ увидела ________ своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её _________. Она не могла оторваться от нежных ________, всё смотрела и __________.

(Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела).

— У. Вы догадались, о каком произведении мы с вами будем говорить на уроке?

-Прочитайте пословицу и постарайтесь сформулировать задачи урока.

Зло изворотливо, коварно, скрытно, добро же простодушно и открыто.

( — Д. В сказке противопоставляется добро и зло, мы на уроке попробуем это определить).

4. Работа по теме урока.

— У. Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.

Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки. (слайд)

— Чем для нас интересны произведения этого писателя? (Учат, намекая; текст этого писателя – это загадка).

— Чтобы понять удивительный мир образов, которых создал художник слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную мысль сказки, но сравнить мир добра и мир зла, извлечь из сказки уроки мудрости и нравственности.

-У. Где происходят события, описанные в сказке. Какие это пространства?

(Цветник и дом)

-У. Какое пространство или место можно назвать природным? (цветник), а бытовым (дом)

-У. Обратимся к первому абзацу, где автор создает образ дикого сада. Каким нам показан дикий сад? Подтвердите текстом.

( Учащиеся находят описание сада в тексте)

 (Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась).

-У.Что хотел показать автор в этом абзаце? Подтвердите текстом.

 (Роза расцвела среди запустения. Но среди убогости можно встретить, увидеть прекрасное).

-У. А так ли некрасив был этот цветник?

 Прочитайте II абзац. Только что мы говорили о полном запустении цветника. Каким он сейчас предстал перед вами?

 (Цветник от разрушения стал нисколько не хуже. Он приобрел свою индивидуальность).

— У. Что придало красоту и индивидуальность этому запустению? Подтвердите словами из текста.

 (…Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов)

-У. Быстро прочитайте слова по стрелкам и вы узнаете, что росло в цветнике. (слайд) 

99749710 199749710 2

99749710 3 хмель чертополох

повилика коровяки

крапива мышиный горошек

99749710 4

— У. Прочитайте колонки слов, не отрывая взгляда от вертикальной черты. Прочитав несколько раз, переходите ко второй и третьей колонке.(слайд

99749710 599749710 699749710 799749710 899749710 9 Роза росла разрушения

Маша крапива выкрашенная

Жаба цветник сердитый

Дом клумба разрослись

Куст запах фундамент

Угол стебель прекрасное

Утро глазами собралось

Шея устал маленький

Лапы мальчик безобразными

Песок вечер отдыхала

Сад зеленой карабкалась

— У.Дайте описательную характеристику на основе текста.

(Выборочное чтение. Работа в группах – 2 группы ( по рядам) Представители 1 группы работают с карточками, создают «словами» мир розы, 2 группа – мир жабы) .

Мир розы

Мир жабы

Цветник,  всё хорошо,   чисто,  ясно,  свежий утренний ветерок,  лучи солнца,  мирно,  спокойно. Роза распустилась тонким ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру. Роза хочет жить и приносить людям пользу.  

Живет среди корней куста, сырая земля,  тень, безобразность,  лень. Жирная, старая, грязно – серые липкие бородавчатые лапы, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное. Ненавидит розу. Хочет ее сломать.

— У.  Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу?

— Как мы выяснили автор противопоставляет героев. Положительный персонаж – роза, а отрицательный – жаба. Добро и зло.

—  В чём счастье для жабы и розы?  (Жаба –  лень, роза – жизнь).

— Итак, мы видим два мира, два противоречия.

5. Физ.минутка. 

Под речевку учителя дети выполняют упражнения на коррекцию вдоха и выдоха, имитируя нюхание цветов.

Нюхай каждый лепесток,

Выбирай себе цветок.

Нюхай астру,

Нюхай мак,

Нюхай мальву

И портулак,

Матиолу, и лилию,

И хризантему милую.

6. Закрепление изученного материала.

-У. Закройте глаза и представьте эти два мира, в каком мире вам уютно, тепло, радостно?

— У. Откройте глаза. Совпали ли ваши представления с тем, что увидели?

Продолжим работу.

-У. Если вы внимательно читали текст, то быстро найдете ошибки в деформированном тексте (слайд)

Авторский текст Деформированный текст

Она отдыхала довольно долго. Наступило утро, прошел полдень, роза почти забыла о своем враге. Она совсем уже распустилась и была самым красивым созданием в цветнике.

Она отдыхала довольно долго. Наступило утро, прошел день, роза полностью забыла о своем друге. Она совсем уже отцвела и была самым милым созданием на грядке.

У. Прочитайте с отрывом взгляда. (Со словом « Начали» дети начинают читать, со словом « Стоп» дети отрывают взгляд от текста).

— Начните читать со слов « Роза содрогнулась…. до слов – Хоть бы умереть другою смертью).

— У. Скажите, кто из персонажей  похож на розу? (Мальчик).

— Чем? Какая у них душа?

-Что же  сближает мальчика и розу? (Оба любили прекрасное, они оба погибают).

-Когда в сказке наступает кульминационный момент? (Когда мальчик умирает)

— Зачем мальчику нужна была роза?

— Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?

— Как автор показывает розу? (Бледное создание).

— Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).

— Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха)

— Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной).

— Что случилось с мальчиком? (Он умер)

— Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)

— Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).

— Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее).

-Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.) 

-У. Найдите за 1 минуту спрятанные слова. (работа в парах с карточками)

С

Е

С

Т

Р

А

Б

А

Ж

О

П

Л

А

О

В

У

Е

Э

Л

У

Е

П

З

Ц

К

У

З

О

Т

З

Ы

А

В

Е

С

Б

В

Р

А

Г

Ш

Е

Т

Т

Р

Е

О

С

Ч

Г

Т

И

Ч

А

Й

М

А

Ш

А

Н

Э

С

Т

М

А

Л

Ь

Ч

И

К

К

Н

( сестра, брат, мальчик, соловей, роза, жаба, букет, маша, враг, слеза, утро, лапы, куст)

-У. Прочитайте быстро, глядя в центр на цифры. (слайд)

Роза 1 мимоза

Мак 2 василек

Кашка 3 ромашка

Аленький 4 цветок

-У. Найдите в стихотворении рифмы и прочитайте, выделяя голосом эти слова.

( слайд)

Я распустилась в чудесном саду.

Славную песню я миру пою:

Пусть только доброе в мире живёт,

Пусть всё вокруг любовью цветёт.

В прекрасном саду я себя обрела,

Пускай я страдала, но я ведь жила,

Пускай мне пришлось побороться со злом,

Но я ведь в саду любимом моём.

Как счастлива я! Как мне хорошо!

Ведь в сердце моём любовь и тепло.

Исполнила долг я свой до конца:

Ребёнку себя  я цветком отдала. 

7. Рефлексия

-У. Распространите предложение от основы. Он любил.

— Прочитайте. Что у вас получилось?

Он любил.

Он очень любил.

Он очень любил цветник.

Он очень любил свой цветник.

Он очень любил свой маленький цветник.

-У. Прочитайте текст с пропущенными буквами сначала медленно, затем быстро. Стрелки показывают направления чтения. Первый столбик читается сверху вниз, второй — снизу вверх. (слайд)

  1. 99749710 10 2.

М99749710 11 аленьк.. мальчик И маленькой ска.ке конец.

В маленькой лод.. Спущен на мач..,

В маленьк.. море плыв… Маленький пару.

М…енький ветер Мальчи. приплыл наконец.

По маленьким волн.. В маленьк.. горо.

Лодоч.. гонит вперед. К маленькой гава..

— У. Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»

—  Какие же уроки нравственности можно извлечь из этой сказочной и в то же время правдивой истории?

8. Подведение итогов урока         

— Что символизирует жаба? (зло, уродство.)

— Что символизирует роза? (доброту, красоту, душевную чистоту)

—  Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу?

 — Кто одержал победу в этом поединке и почему?

  (Роза одержала победу, так как правда была на ее стороне).

— А что случилось с розой? Она умерла?

— Как вы думаете, почему автор назвал свое произведение сказкой?

 (В ней много фантастического: роза и жаба думают, чувствуют, говорят)

— У. В чём же основная мысль сказки?  Почему возникла идея о написании сказки?

(Гаршин  хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое. Показать противостояния добра и зла.  Добро всегда побеждает зло)

9. Самоанализ и самооценка.

— У. Посмотрите на доску. Выберите и дополните высказывания:

Я научился ….

Я попробую….

Я доволен собой… ( своими одноклассниками) …

Я посоветую…

10. Домашнее задание. Написать сказку или стихотворение о животном или растении.

Автор: Лилия Валерьевна Сивцова

Организация: МБОУ СОШ № 1

Населенный пункт: Рязанская область, г. Скопин

Цель общеобразовательная: продолжить работу над сказкой В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Задачи:

  • учить вдумчивому осознанному чтению;
  • помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;
  • учить находить в тексте ответы на вопросы.

Цель развивающая: Развивать у учащихся умение обобщать и делать выводы.

Задачи:

  • развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;
  • развивать связную речь, умение давать полные ответы;
  • расширять словарный запас.

Цель воспитательная: воспитывать нравственные ценности – чуткость по отношению к людям, умение противостоять злу.

Задачи:

  • воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу;
  • воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей;
  • воспитывать интерес к чтению.

Задача здоровьесберегающая: профилактика переутомления глаз, профилактика нарушения осанки.

Оборудование учителя:

  • мультимедийное оборудование;
  • музыкальный центр и диск;
  • учебник для 4 класса « Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М. В.

Оборудование учащихся:

  • учебник для 4 класса « Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М. В.
  • карточки с тестом для проверки знаний содержания и идеи сказки;

Цели урока: пополнять словарный запас учащихся; воспитывать чувство сострадания к другим; расширить знания детей о жизни и творчестве В.М. Гаршина; отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; учить анализировать поступки и характер героев; формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • учебник «Литературное чтение» 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.;
  • толковый словарь.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

— Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их!

МОЛОДЦЫ! Тихо садимся.

«Пламя свечи»

— Дети, посмотрите на свечу и подумайте о чем-нибудь светлом, добром. Пусть этот легкий, спокойный и таинственный огонь свечи поможет нам настроится на наш урок, очистит наши души от обид, злобы, жадности и подарит всем хорошее настроение.

2. Подготовка к изучению нового материала:

Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна.

– Понравилась ли вам эта мелодия? Эту музыку написал русский композитор Антон Григорьевич Рубинштейн.

— Какое настроение вызывает?

— Неслучайно мы прослушали именно эту мелодию.

— Однажды один писатель был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось писателю, старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула писателя на мысль написать своё новое произведение.

Найдите карточку №1 и вставьте пропущенные слова

Когда она в первый ________ увидела ________ своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её _________. Она не могла оторваться от нежных ________, всё смотрела и __________.

(Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела).

— У. Вы догадались, о каком произведении мы с вами будем говорить на уроке?

— «Сказка о жабе и розе» Всеволода Михайлович. Гаршин

— Мы сегодня продолжаем работу над этим произведением.

Посмотрите на его портрет.

-Внешность человека может поведать о многом: его характере, образе жизни.

-Что можете сказать о человеке, изображённом на портрете? (Человек очень печальный.)

— Этот человек прожил очень тяжёлую жизнь, которая наложила отпечаток на его внешность. Всеволод Михайлович Гаршин был очень добрым, честным, справедливым человеком. Он глубоко сострадал людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!
Он часто не мог смириться с той несправедливостью, которая его окружала, поэтому очень сильно страдал. Это отразилось на его здоровье. Гаршин заболел и очень рано, в 33 года, умер. К сожалению, он очень мало успел написать.

В.М.Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле:»

Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов художника слова, мы должны быть внимательны, вдумчивы, серьёзны.

Сегодня мы поработаем над его сказкой

— Что еще для детей написал этот писатель? (Лягушка – путешественница, Гордая пальма, Ничего не было)

— Чем для нас интересны произведения этого писателя? ( -Учат, намекая. Художественный прием — аллегория) В аллегории заложен переносный смысл)

Текст этого писателя- это загадка)

— Сегодня мы с вами попробуем разгадать эту загадку.

— Ребята, а какие бывают сказки?

— Почему это сказка?

-Тема текста сказки? (о жабе и розе)

— Основная мысль, на ваш взгляд? ( Добро побеждает зло. Делать добрые дела для людей- прекрасно)

— А почему возникла идея написания этой сказки

Н а этот вопрос мы ответим в конце урока

— Чтобы понять удивительный мир образов, которых создал художник слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную мысль сказки, но сравнить мир добра и мир зла, извлечь из сказки уроки мудрости и нравственности.

— Чтобы продолжить работу над произведением, давайте вспомним ее героев. ( жаба, роза, Маша, Миша)

Прочитайте стихотворение и выделите задачу, кот мы решим сегодня на уроке

-У. Где происходят события, описанные в сказке. Какие это пространства?

(Цветник и дом)

-У. Какое пространство или место можно назвать природным? (цветник), а бытовым? (дом)

-У. Обратимся ко 2 абзацу, где автор создает образ дикого сада. Каким нам показан дикий сад? Подтвердите текстом.

( Учащиеся находят описание сада в тексте)

(Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась).

-У.Что хотел показать автор в этом абзаце?

(Роза расцвела среди запустения. Но среди убогости можно встретить, увидеть прекрасное).

-У. А так ли некрасив был этот цветник?

Прочитайте 3 абзац. Только что мы говорили о полном запустении цветника. Каким он сейчас предстал перед вами?

(Цветник от разрушения стал нисколько не хуже. Он приобрел свою индивидуальность).

— У. Что придало красоту и индивидуальность этому запустению?

(…Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов)

Работа со словарем Ожегова

Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени.)

(Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная).

— У.Дайте описательную характеристику на основе текста.

(Выборочное чтение. Работа в группах – 2 группы ( по рядам) Представители 1 группы работают с карточками, создают «словами» мир розы, 2 группа – мир жабы)

Мир розы

Мир жабы

План .

1 Окружающая обстановка

2 Внешний вид

3 Действия

4 Мечты, эмоции, чувства

— Ваша задача — как можно точнее и подробнее выразить свои представления о жабе и розе, подтверждая их словами и выражениями из текста

1 группа — Окружающая обстановка.

(Ответы детей: «хорошее майское утро», » голубое небо», «свежий утренний ветерок», «лучи солнца», «утренняя роса», «в цветнике мирно и спокойно, чисто и ясно»).

— Как себя чувствует роза в такой обстановке? (Ответы детей: мирно и спокойно, роза счастлива, ей хорошо:)

— А человек? (Ответы детей: хорошо, приятно:)

Вывод: обстановка вокруг розы солнечная, тёплая, мирная.

Цветник, всё хорошо, чисто, ясно, свежий утренний ветерок, лучи солнца, мирно, спокойно. Роза распустилась тонким ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру. Роза хочет жить и приносить людям пользу.

Поговорим о жабе.

— Расскажите, как показана жаба.

— Окружающая обстановка.

(Ответы детей: «сырая земля», «среди корней куста», » выбрала местечко потенистее и посырее»).

— Как чувствует себя жаба в такой обстановке?

(Ответы детей: хорошо, ей нравится:)

— А как человек может чувствовать себя в такой обстановке?

(Ответы детей: неуютно, угнетённо).

Живет среди корней куста, сырая земля, тень, безобразность, лень. Жирная, старая, грязно – серые липкие бородавчатые лапы, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное. Ненавидит розу. Хочет ее сломать.

— Внешний вид.

(Ответы детей: «роскошный цветок», «нежная», «тонкие лепестки», «тонкий свежий аромат», «душистое и прекрасное создание», «бледное создание»).

— Вам нравится роза?

Вывод: Роза красивая, а красота вызывает добрые чувства.

— Внешний вид.

(Ответы детей: «жирная», «старая», «грязно-серые липкие бородавчатые лапы», «плоское брюхо», безобразная лапа», «жабьи глаза», «злые безобразные глаза», «жабье сердце», «злое животное, гадкая»).

— Вам нравится жаба?

(Ответы детей: нет, она уродлива и безобразна, а это вызывает плохие чувства).

ФИЗМИНУТКА

— Действия.

— Что делала роза в цветнике?

(Ответы детей: «росла, красовалась», «могла бы плакать не от горя, а от счастья жить», не могла говорить, она могла только разливать запах и этот запах был её словами, слезами и молитвами»,

— А почему роза плачет?

(Ответы детей: она растёт среди запустения, поэтому и плачет).

— Разве роза может плакать?

(Ответы детей: нет, роза — это символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присущи душевные переживания).

— Какой литературный приём использует автор?

(Ответы детей: олицетворение

— О чем могла молиться роза?

(Ответы детей: о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести людям пользу, чтобы жить в лучших условиях:)

. Вывод: роза хочет жить и принести пользу людям.

— Действия.

(Ответы детей: «ленится», «объедается», «отдыхает», «не умеет радоваться», » не умеет выражать свои чувства», » прохрипела», «переползла», «карабкалась», «свалилась», «поплелась»).

(Ответы детей: главное для жабы — это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца — слопать розу, уничтожить красоту. А это плохо).

— Мечты, эмоции, чувства.

(Ответы детей: «мечтает улететь как бабочка, но прикреплена к своему стебельку», плачет, сожалеет что «некому было полюбоваться ею», отчаяние — «роза поняла, что погибает», «смирилась со своей участью»).

— Какие чувства испытывает роза? (плакать не от горя, а от счастья жить:)

Значит, главное для розы — это счастье жить:

— Что помогает понять счастье розы? (её аромат)

— Как вы понимаете фразу «Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами:»?

(Ответы детей: роза не говорит, она только разливает вокруг себя тонкий аромат, роза мечтала служить миру своей красотой, изливая чудесный свет и аромат).

— Мечты, эмоции, чувства.

(Ответы детей: не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде, мечтает слопать розу, погубить её, » запах розы причиняет ей смутное беспокойство», ненавидит розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует).

Прочитайте, что было с жабой, когда она впервые увидела розу?

— Как вы понимаете фразу «Что-то странное зашевелилось в жабьем сердце»?

— Что могло зашевелиться? (зависть и злоба).

-Каково эмоциональное состояние жабы? (жаба оцарапала всё брюхо и лапы о шипы розы, ей больно, она не достигла своей цели, поэтому с ненавистью смотрит на цветок).

Вывод: жаба ненавидит розу, злое животное, гадкое.

— Итак, какой показывает нам розу автор? Как он к ней относится?

(Ответы детей: для описания розы автор использует эпитеты, красивые образные выражения, он показывает нам розу красивой, ароматной, она хочет жить и принести людям пользу).

-Какая по натуре роза? (добрая, милая)

— Подберите синонимы

— Какой это образ — положительный или отрицательный? (положительный).

— У. Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу?

— Как мы выяснили автор противопоставляет героев.

Положительный персонаж – роза, а отрицательный – жаба. Добро и зло.

— Как называются эти слова?

— Чей это был цветник?

— Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?

— Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?

— У. Скажите, мальчик был похож на розу?

— Чем? Какая у них душа?

-Что же сближает мальчика и розу? (Оба любили прекрасное, они оба погибают).

-Когда в сказке наступает кульминационный момент? (Когда мальчик умирает)

— Зачем мальчику нужна была роза?

— Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?

— Как автор показывает розу? (Бледное создание).

— Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).

— Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха)

— Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной).

— Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)

— Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).

— Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее).

-Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.)

5. Итог урока.

Чему научил вас рассказ? (Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. Лучше делать добро людям).

Работа с пословицами ( Какая из пословиц подходит к нашему тексту?)

Вспомните начало нашего урока.

Я задала вам вопрос Почему возникла идея о написании сказки?» Кто может ответить на этот вопрос?

(Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика, который сидел рядом и слушал эту музыку. Он хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое).

Заканчивая наш урок, мне хочется сказать: «Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему!».

Мультик

6. Домашнее задание:

Тест по проверке знания содержания и идеи сказки:

1.О чем думает роза в период цветения?

А. быстрей бы распуститься.

Б. умереть бы другой смертью.

В. Цвести вечно.

2. Что в жабе самое омерзительное?

А. грязно-серые бородавчатые бока.

Б. скверные липкие лапы.

В. Бесчувственность и равнодушие.

3. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что

А. она не досталась жабе.

Б. ее гибель была неизбежна

В. Она украсила последние минуты жизни мальчика.

4. Символом света, добра, красоты в сказке является:

А. роза

Б. жаба

— Проверьте работу в паре.

Тест по проверке знания содержания и идеи сказки:

1.О чем думает роза в период цветения?

А. быстрей бы распуститься.

Б. умереть бы другой смертью.

В. Цвести вечно.

2. Что в жабе самое омерзительное?

А. грязно-серые бородавчатые бока.

Б. скверные липкие лапы.

В. Бесчувственность и равнодушие.

3. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что

А. она не досталась жабе.

Б. ее гибель была неизбежна

В. Она украсила последние минуты жизни мальчика.

4. Символом света, добра, красоты в сказке является:

А. роза

Б. жаба

Тест по проверке знания содержания и идеи сказки:

1.О чем думает роза в период цветения?

А. быстрей бы распуститься.

Б. умереть бы другой смертью.

В. Цвести вечно.

2. Что в жабе самое омерзительное?

А. грязно-серые бородавчатые бока.

Б. скверные липкие лапы.

В. Бесчувственность и равнодушие.

3. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что

А. она не досталась жабе.

Б. ее гибель была неизбежна

В. Она украсила последние минуты жизни мальчика.

4. Символом света, добра, красоты в сказке является:

А. роза

Б. жаба

Приложения:

  1. file1.pptx.zip.. 13,6 МБ

  2. file0.doc.. 67,5 КБ

Опубликовано: 15.10.2019

  • Сказка о жабе и розе читательский дневник отзыв
  • Сказка о жабе и розе характеристика героев
  • Сказка о жабе и розе рисунок для читательского дневника
  • Сказка о жабе и розе читательский дневник главная мысль
  • Сказка о жабе и розе читательский дневник 4 класс краткое содержание для читательского дневника