Сказка о жабе и розе план пересказа

Максимова юлия юрьевна. урок литературы для 4 класса сказка о жабе и розе программа: л.а.ефросинина, м.и.оморокова литературное чтение 4 класс,

Максимова Юлия Ю$рьевна.

Урок литературы для 4 класса «Сказка о Жабе и Розе»

(Программа: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс, обеспечивается учебниками «Литературное чтение» — 4 класс в 2-х частях и хрестоматией (те же авторы). Изучается во 2-ой четверти (ноябрь). ( По программе Горецкого, Климановой – 3 четв.декабрь.)

  1. Вступление.

В программе 4-го класса произведения Гаршина изучаются в середине 2-ой четверти, т.е. за плечами дети уже имеют определенный читательский опыт, они умеют выделять главных героев произведения, давать им характеристику через анализ поступков, умеют схематизировать, умеют выбирать некоторые средства $художественной изобразительности.

К моменту проведения урока по изучению произведения «Сказка о Жабе и Розе» ребята уже познакомились с творчеством Гаршина, читая и анализируя сказку «Лягушка-Путешественница», «Сказание о Гордом Аггее»,$ «Attalea Princeps». Они уже знают на примере изучения произведения «Attalea Princeps», что текст Гаршина – загадка, которую надо кропотливо разгадывать, учиться читать между строк – искать смысловой идейный подтекст.

Примечательно, что для детей Гаршин написал единственную сказку в конце своего творческого пути – «Лягушка-путешественница», опираясь на сюжет Лафонтена. Остальные произведения Гаршина, вошедшие в круг детского чтения, были написаны им для взрослых, что необходимо учитывать при изучении.

Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» — подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.

Изучение этого произведения дает богатей$ший материал для воспитания нравственных ориентиров у учащихся через оценочную деятельность, через анализ причинно-следственных отношений, через эмоционально-чувственное восприятие событий и образов. Поскольку образы в произведении Гаршина символичны, то сделать вывод самостоятельно учащимся обычно непросто: необходима последовательная аналитическая работа, поиск разгадки символов.

События в эпическом произведении даны в авторском изложении, выстроены в авторской логике, поэтому развитие сюжета, последовательность событий определяют путь анализа произведения — вслед за автором. При этом обращаем внимание на язык произведения – осмысление поможет нам подвести учащихся к необходимым промежуточным выводам. Особое значение в работе над «Сказкой о Жабе и Розе» следует уделить анализу финала – он в авторском тексте неслучайно отделен чертой.

$Включив работу со структурной схемой, которая помогает разобраться в связях между героями, мы найдем главные линии и совершим открытие.

Это открытие поможет учащимся аргументировать свое доказательство того, что эта сказка и о Жабе и Розе, как заявлено в заголовке, но и не совсем так, и точно не о детях, а о жизни и жизненных нравственных ценностях.

$Текст произведения достаточно объемный, богатый и тонкий, так что глубокое изучение произведения, обеспечивающее достижение поставленных целей, возможно в течение двух уроков, при сочетании классной и домашней (самостоятельной) формы работы.

Конспекты уроков по теме: «Сказка о Жабе и Розе»

Урок 1.

Цель 1-го урока:

  • Знакомство с текстом.$

  • Определение системы образов.

Ход урока:

1.Орг.момент 30 сек. Цель этапа: Обеспечить готовность учащихс$я к уроку.

Подготовка рабочего места, тетрадей, иллюстративного материала, листы, краски.

2.Проверка домашнего задания.$ 7-8 мин. Цель этапа: 1. Работа по развитию речи уч-ся.

2. Проверить уровень подготовки д.з.3. Подвести к изучению нового материала.

Учитель: Скажите, пожалуйста, с произведениями какого автора мы познакомились на прошлых уроках?

Дети: Мы читали произведения Гаршина Вс.М. «Лягушка-Путешественница», «Сказание о Гордом Аггее», «Attalea Princeps».

Учитель: (помещаем портрет на доске). Чем для нас интересны произведения этого писателя?

Дети: В его произведениях, как в басне, герои и события учат

нас чему-то, но не говорят об этом прямо, а намекают,

чтобы мы сами сделали вывод.

Учитель: Действующие герои пр$оизведения «Attalea Princeps» —

Растения. Какой же характер у растений?

Дети: В сказке Гаршина растения действуют как люди, у них даже

разные рассуждения и мысли,$ разное отношение к происходящему.

Возможна проверка домашнего задания: творческий пересказ эпизодов из «Attalea Princeps» с изменением лица, от которого ведется повествование.(от имени травки, пальмы, кактуса и др.)

3.Определение темы и цели урока.5 мин.

Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться ещё с одним произведением, найти его я предлагаю вам самостоятельно в хрестоматии.

Дети осуществляют в хрестоматии поиск пр$оизведения Гаршина при работе с содержанием книги, самостоятельно называют тему: «Сказка о Жабе и Розе».

Учитель: Итак, речь пойдет о сказке. Что вы знаете о сказке? Какие бывают сказки? (Попутное повторение уже изученной классификации сказок.)

Дети: Сказка – произведение фольклора, повествующее о чём-нибудь необычном, невероятном. Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических лиц.

$ Учитель: Как вы думаете, к какой категории можно отнести «сказку о Жабе и Розе»?

Дети: Это авторская сказка, может быть, это сказка о животных.

Учитель: Что бы вы хотели узнать, читая эту сказку? (постановка целей).

Дети: «Узнать, какая Роза…», «Что произошло с героями…», «узнать, какая это сказка…»

$ «Почему жаба общается с розой?» и др. – фиксируем интересные формулировки на доске.

4.Знакомство с новым материалом. 15 -20 минут $Цель: 1. Организовать знакомство с новым текстом.2. Анализ экспозиции.3. Организация анализа литературного образа.

1. Выразительное чтение текста и анализ по частям. (Читает учитель, сильный ученик)

  • Картина 1 – цветник.

Организация беседы по первичному чтению:

Вопросы учителя

Ответы детей

  1. Где росла Роза?

$Роза росла в старом тенистом саду.

  1. Как вы представляете садик?

В саду много больших растений, высокие кусты, тень, сыро, узкие дорожки.

$

3.Какие слова текста указывают на запущенность старого цветника?

Картина 2 – Роза

$

Вопросы учителя

$

Ответы детей

Выберите действия Розы

распускалась, раскрывала, точно плакала, увидела небо, почувствовала и т.д

$

Кому обычно принадлежат такие действия?

человеку.

Определение в системе «положительный-отрицательный» через анализ эпитетов и метафор текста.

Выберите эпитеты в описании розы.

Что источала Роза? – Как об этом пишет автор?

(Запах был словами, слезами, молитвой).

$

Какие слова помогают это представить?

Картина 3 – Жаба.

Вопросы учителя

Ответы детей

Выберите описание Жабы.

$

  1. (по тексту «… на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная жаба…и т.д.»

Какое впечатление производит Жаба?

отталкивающее, отвратительное

С помощью каких слов автор до$бивается такого ощущения?

$

плоским брюхом, жирная, грязно-серые бородавчатые и липкие бока и др.

Учитель: Прочитайте отрывок-описание Жабы так, чтобы он вызывал соответствующие тексту ощущения. (Выделяем голосом эпитеты, соблюдаем темп и т.п.)

Слушаем выразительное чтение.

Картина 4 – Вася и Маша. Работа проводится аналогично анализу предыдущих эпизодов.

  1. составление портретов, подбор аргументов.

$ Определение в системе «положительный-отрицательный» через анализ эпитетов и метафор текста.

Учитель: Можно ли сказать, что действие сказки началось? Почему вы так считаете?

Дети: Нет, пока мы все узнали о героях – это экспозиция.

5.Первичное закрепление.7 мин и 6 мин Цель: Осмысление системы образов произведения.

1. Класс делится на три группы для организации обобщения по прочитанному материалу.

$ Каждая группа должна подготовить в течение 6 мин$ут рассказ об одном из героев в рамках принципа «Факты подтверждаем аргументами»* — Работа по принципу «Факты подтверждаем аргументами» подразумевает развернутые ответы с обоснованием каждого оценочного суждения-утверждения словами текста или кратким пересказом необходимого эпизода.

1 группа — о Розе.

2 группа – о Жабе

3 группа – о детях.

2. Презентация работы групп и анализ выступлений. Подведение итогов урока . 5 мин

$Цель: 1. организовать анализ деятельности относительно поставленных целей.

1. Возвращаемся к началу урока (фиксированные цели на доске) и организовываем рефлексию.

2. Инструктаж о д.з. – самостоятельно дочитать произведение, подготовить вопросы другой группе по тексту и его содержанию.

$ Примечание: время проведения этапов урока рассчитано на высокий темп работы хорошо подготовленного класса, в зависимости от уровня готовности класса, групповую работу можно вынести в школе полного дня на самоподготовку или с этого начать следующий урок литературного чтения.

Урок 2. Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» — подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен, решение ряда воспитательных задач (внимательное отношение к человеку, природе). $

1.Орг.момент 30 сек. Подготовка рабочего места, тетрадей, иллюстративного материала, листы, фломастеры.

2. Проверка домашнего задания. 7-8 мин. Цель этапа: 1. Работа по развитию речи уч-ся. 2. Проверить уровень подготовки д.з. 3. Подвести к изучению нового материала. Обеспечить мотивацию.

1.Организация проверки домашнего задания (самостоятельно дочитать произведение, подготовить вопросы другой группе по тексту и его содержанию.) предусматривается в виде соревнования между тремя группами, когда каждая группа следующей по кругу задает п$одготовленные заранее вопросы по содержанию или на понимание прочитанного текста. Оценивание ведется как в групповом, так и в индивидуальном зачёте.

(Примеры вопросов, подготовленных детьми:

-Какие слова использует автор для описания розы, жабы?

$ -Что говорила жаба, когда подбиралась к Розе?

-Почему мальчик не выходил в сад?

-Какие звуки издавал ёжик? И др.)

По ходу игры результаты ответов оцениваются « +» игроку в команде, можно ставить «+» за удачный интересный вопрос.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

$

Анна ++

Ирина+++

Алексей +

Итог:

$Борис ++

Василий ++

Татьяна ++

Лида +

Никита ++

Николай +++

  1. Обсужд$ение детских впечатлений от прочитанного.

Учитель: Скажите ,пожалуйста, чем же закончилась история. Что вы думаете об этом?

Дети: Очень жалко мальчика. Почему так заканчивается произведение? (Дети не готовы принять смерть мальчика в финале).

Учитель: Обратите внимание на заглавие этого произведения «Сказка о Жабе и Розе». Почему?

Дети затрудняются дать ответ. $

  1. Определение темы и цели урока. 3 мин. Цель: 2. Организация целеполагания учащихся.

$Учитель: Я предлагаю сегодня ответить на этот вопрос и постараться разгадать загадки писателя Гаршина. Какие вопросы к сегодняшнему уроку вы могли бы поставить?

Дети: 1. Узнать, почему такой финал.2. Зачем в произведении дети? 3. Разгадать загадку заголовка.

4.Анализ литературного произведения .15 -20 минут. Цель: 1. Организовать анализ текста. 2. Организация осмысления сюжетных линий. 3.Организация деятельности учащихся для поиска и формулировки идеи произведения.

$1.Составление плана-«горки» в сюжетной схеме: предполагается групповая форма организации деятельности учащихся на уроке. Дети решают поставленную задачу вместе, представляют свое решение.

Экспозиция – завязка — развитие действия –кульминация – развязка с использованием пиктографических элементов записи (схематичных рисунков) – составление опоры для краткого пересказа.

$2.Учитель: в произведении несколько сюжетных линий и они тесно переплетаются. Давайте разберемся в них. Есть четыре действующих лица. Какие связи образуются между ними в ходе сюжета?

Группам предлагается составить свой вариант расстановки сюжетных линий в структурной схеме:

  • $Группы представляют свои варианты с комментарием.

Учитель: На стрелках попробуйте расставить знаки «+» или «-» , оценивая отношения героев.

  • Анализ результатов: видим, что стрелки исходящие со знаком + возвращаются со знаком + к субъекту, стрелка со знаком – не дает субъекту +.

Учитель: Почему финал произведения именно такой, как бы мы могли расставить стрелки, если автор написал иначе.$

Дети: Гаршин таким образом показал особое значение добрых дел. Помог нам понять, что хорошее сохраняется.

Учитель: Вспомните, что Гаршин сравнивал Розу с человеком, может быть это ключ к разгадке существования символов в творчестве писателя.

Я предлагаю вам подумать над тем, что спрятал автор под символами «Роза» и «Жаба» и чему учат символы.

Групповой мозговой штурм.

Представление вариантов групп

Варианты ответов детей: Люди, которые делают добро, — прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси д$обро и радость другим, и о тебе будут помнить.

Ответы могут быть оформлены как плакаты.

Учитель: Мы подобрались к смыслу произведения и ответили на вопросы (фиксированные цели на доске), поставленные в начале урока.

5.Перенос в новые условия. 5 мин.

Учитель: Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?

$Дети: В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадн$ость. Значит. Плохая.

Учитель: Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она?

Дети: Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.

Учитель: Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?

Дети: Надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.

Учитель: Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».

$

Наименование тем Кол-во часов Дата План Факт Раздел 1. Введение 1 1 Самые интересные книги, прочитанные летом Знакомство с учебником по литературному чтению 1 02.09.2021 Раздел 2. Летописи, былины, жития 7 2 Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» 1 03.09.2021 3 События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Запуск проекта «Создание календаря исторических событий» Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего» 1 07.09.2021 4 Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» 1 09.09.2021 5 Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» 1 10.09.2021 6 Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» 1 14.09.2021 7 Сергей Радонежский – святой земли Русской Житие Сергия Радонежского 1 16.09.2021 8 Завершение проекта «Создание календаря исторических событий».

Проверка и оценка своих достижений

по разделу «Летописи, былины, жития»

1 17.09.2021 Раздел 3. Чудесный мир классики 15 9 Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания .П.П. Ершов «Конёк-горбунок» 1 21.09.2021 10 П.П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок 1 23.09.2021 11 П.П. Ершов «Конёк-горбунок». Характеристика героев 1 24.09.2021 12 А.С. Пушкин. О нём. Стихотворение «Няне». Стихи «Уныла пора! Очей очарованье», «Туча» 1 28.09.2021 13 А.С. Пушкин «Сказка мёртвой царевне и о семи богатырях» 1 30.09.2021 14 А.С. Пушкин «Сказка мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части 1 01.10.2021 15 А.С. Пушкин «Сказка мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки. 1 05.10.2021 16 М.Ю. Лермонтов. О нём. Стихотворение «Дары Терека». Картины природы в стихотворении 1 07.10.2021 17 М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» 1 08.10.2021 18 М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» 1 12.10.2021 19 Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Повесть «Детство» 1 14.10.2021 20 Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал» 1 15.10.2021 21 А.П. Чехов. О нём. Рассказ «Мальчики» 1 19.10.2021 22 А.П. Чехов. Рассказ «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени 1 21.10.2021 23 Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» Проверка и оценка своих достижений

по разделу «Чудесный мир классики»

1 22.10.2021 Раздел 4. П

Поэтическая тетрадь № 1

9 24 Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания.

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»

1 26.10.2021 25 А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении 1 28.10.2021

26

Е.А. Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении «Весна, весна!…» 1 29.10.2021 27 А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения 1 09.11.2021 28 И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении 1 11.11.2021 29 Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» 1 12.11.2021 30 Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» 1 16.11.2021 31 И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах 1 18.11.2021 32 Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь № 1» Проверка и оценка своих достижений

по разделу «Поэтическая тетрадь № 1»

1 19.11.2021 Раздел 5. Литературная сказка 12 33 Знакомство с названием раздела.

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1 23.11.2021 34 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра 1 25.11.2021 35 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана. Подробный пересказ 1 26.11.2021 36 В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Сказка или рассказ 1 30.11.2021 37 В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» 1 02.12.2021 38 Контрольная работа за первое полугодие 1 03.12.2021 39 П.П. Бажов «Серебряное копытце» 1 07.12.2021 40 П.П. Бажов «Серебряное копытце» 1 09.12.2021 41 П.П. Бажов «Серебряное копытце» 1 10.12.2021 42 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» 1 14.12.2021 43 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» 1 16.12.2021 44 Обобщение по разделу «Литературная сказка». Проверка и оценка своих достижений 1 17.12.2021 Раздел 6. Делу время – потехе час 7 45 Знакомство с названием раздела.

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1 21.12.2021 46 Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения 1 23.12.2021 47 В.Ю. Драгунский «Главные реки» 1 24.12.2021 48 В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» 1 28.12.2021 49 В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка 1 13.01.2022 50 В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения 1 14.01.2022 51 Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» Проверка и оценка своих достижений

по разделу «Делу время – потехе час»

1 18.01.2022 Раздел 7. Страна детства 7 52 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

1 20.01.2022 53 Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения 1 21.01.2022 54 К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 1 25.01.2022 55 К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения 1 27.01.2022 56 М.М. Зощенко «Ёлка» 1 28.01.2022 57 Обобщение по разделу «Страна детства» 1 01.02.2022 58 Проверка и оценка своих достижений

по разделу «Страна детства»

1 03.02.2022 Раздел 8. Поэтическая тетрадь № 2 3 59 Знакомство с разделом. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» С.А. Есенин «Бабушкины сказки» 1 04.02.2022 60 М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Тема детства 1 08.02.2022 61 Устный журнал «Поэтическая тетрадь». Итоги изучения темы. Оценка достижений 1 10.02.2022 Раздел 9. Природа и мы 11 62 Знакомство с разделом, прогнозирование содержания.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

1 11.02.2022 63 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе 1 15.02.2022 64 А.И. Куприн «Барбос и Жулька» 1 17.02.2022 65 А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения 1 18.02.2022 66 М.М. Пришвин «Выскочка» 1 22.02.2022 67 М.М. Пришвин «Выскочка» 1 24.02.2022 68 Е.И. Чарушин «Кабан» 1 25.02.2022 69 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» 1 01.03.2022 70 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» 1 03.03.2022 71 Обобщение по разделу «Природа и мы». Проверка и оценка своих достижений 1 04.03.2022 72 Проект «Природа и мы» 1 08.03.2022 Раздел 10. Поэтическая тетрадь № 3 6 73 Знакомство с содержанием раздела, прогнозирование содержания Б.Л. Пастернак «Золотая осень» 1 10.03.2022 74 С.К. Клычков «Весна в лесу» 1 11.03.2022 75 Д.Б. Кедрин «Бабье лето» 1 15.03.2022 76 Н.М. Рубцов «Сентябрь» 1 17.03.2022 77 С.А. Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении 1 18.03.2022 78 Проверка знаний и оценка достижений

по разделу «Поэтическая тетрадь № 3»

1 22.03.2022 Раздел 11. Родина 5 79 И.С. Никитин «Русь». Образ родины в поэтическом тексте 1 24.03.2022 80 С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому 1 25.03.2022 81 А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» 1 07.04.2022 82 Подведение итогов выполненного проекта «Они защищали Родину» 1 08.04.2022 83 Обобщение по разделу «Родина» Проверка знаний и оценка достижений

по разделу «Родина»

1 12.04.2022 Раздел 12. Страна Фантазия 5 84 Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания. Особенности фантастического жанра.

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

1 14.04.2022 85 Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания. Особенности фантастического жанра.

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

1 15.04.2022 86 К. Булычёв «Путешествие Алисы» 1 19.04.2022 87 К. Булычёв «Путешествие Алисы» 1 21.04.2022 88 Обобщение по разделу «Страна Фантазия» Проверка знаний и оценка достижений по разделу «Страна Фантазия» 1 22.04.2022 Раздел 13. Зарубежная литература 17 26.04.2022 89 Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок) 1 28.04.2022 90 Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок) 1 29.04.2022 91 Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе 1 03.05.2022 92 Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе 1 05.05.2022 93 Г.Х. Андерсен «Русалочка» 1 06.05.2022 94 Г.Х. Андерсен «Русалочка» 1 10.05.2022 95 Г.Х. Андерсен «Русалочка» 1 13.05.2022 96 Контрольная работа за второе полугодие 1 17.05.2022 97 М. Твен «Приключения Тома Сойера» 1 19.05.2022 98 М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков 1 20.05.2022 99 С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете» 1 24.05.2022 100 Контрольная работа за учебный год 1 26.05.2022 101 Работа над ошибками. «Путешествие по дорогам любимых книг» 1 27.05.2022 102 Обобщение по разделу «Зарубежная литература» 1 31.05.2022

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ произведения Гаршина «Сказка о жабе и розе». Сюжет передан в сокращении, но он подробно освещает основные события произведения. Кроме того, Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с отзывом на это произведение, описывающим главную мысль и общий смысл сказки. Приятного просвещения!

Краткий пересказ 

(606 слов) В небольшом заброшенном цветнике у деревенского дома росла прекрасная роза. Несмотря на неухоженность и заброшенность этого места, цветник не потерял своего очарования. В один хороший майский день среди сорняков начала распускаться роза. Она была одинока, другие розы в саду не росли, но она любила жизнь, любила ветер, небо и солнце. Роза не могла говорить, но это ей было не нужно: слова ей заменял тонкий и приятный аромат.

Внизу, в траве, отдыхала жирная старая жаба. В отличие от розы, ее не радовали ни яркое солнце, ни хорошая погода. Иногда ветер доносил до нее приятный запах, который причинял ей беспокойство, но жабе было лень искать источник запаха.

В этот цветник давно не заходили люди. Только прошлой осенью здесь последний раз побывал семилетний мальчик. До этого он проводил все летние дни в этом цветнике. Мальчика звали Вася, он очень любил читать в саду свои любимые книги. А его старшая сестра в это время сидела у окна и приглядывала за братом.

Когда Васе надоедало чтение, он забирался в цветник, где ему были знакомы абсолютно все растения. Также там он любил подолгу наблюдать за насекомыми и маленькими животными. Однажды он даже увидел ежа. С восторгом Вася наблюдал, как ежик обнюхивает корни кустов и траву. Позже он поближе познакомился с этим ежом. Вася был слабым и спокойным мальчиком, поэтому животные не боялись его. Ежик настолько стал доверять мальчику, что пил молочко из принесенного Васей блюдца.

Однако больше Вася не появлялся в саду, потому что он был сильно болен. Девушка сидела уже не у окна, а у кровати больного ребенка и читала ему книжки, так как у Васи не было сил поднять голову с подушки. Роза и не догадывалась о болезни мальчика, она росла и радовалась жизни. Скоро она должна была распуститься, а уже через три дня завянуть. Это была вся ее жизнь, но за это время ей пришлось испытать много горя. Жаба все-таки заметила прекрасную розу. Цветок очень понравился жабе, она захотела оказаться поближе к такой красавице. Жаба не умела выражать нежные чувства, поэтому решила сказать: «Постой, я тебя слопаю». Розу очень испугали эти слова. А жаба начала подбираться к розе, повторяя свои страшные слова. Она пыталась забраться на куст, но это было трудно, ведь ее тело для этого не приспособлено. А роза в эти моменты молилась о любой другой смерти. Старая жаба исколола себе брюхо о шипы и упала на землю. С ненавистью она взглянула на розу и повторила свои страшные слова. Жаба решила немного отдохнуть перед очередной попыткой добраться до цветка.

Наступил следующий день, роза распустилась и стала самым красивым созданием во всем цветнике. Вокруг розы летали птицы и бабочки, а соловей запел для нее прекрасную песню. Роза была очень счастлива. Из-за этого она не заметила, что жаба смогла близко подобраться к ней и была готова слопать красавицу-розу. В это время Вася шепотом попросил сестру принести ему розу из сада. Девушка выглянула в окно и увидела один прекрасный цветок. Она прихватила ножницы и вышла в цветник. Девушка подошла к розе и увидела, как к ней тянется старая жаба. С отвращением она стряхнула ее на землю. Жаба в порыве злости прыгнула на девушку, но та отбросила ее в сторону, срезала розу и ушла в дом.

Когда Вася увидел прекрасную розу, он впервые за многое время улыбнулся. Он взял цветок своей слабой рукой, вдохнул чудесный аромат, счастливо улыбнулся и умер. Роза стояла в отдельной вазе у маленького гроба. Там стояли и другие цветы, но люди не обращали на них внимания, а розу сестра больного мальчика поднесла к губам и поцеловала. Ее слеза упала на цветочек, и это событие было самым лучшим в жизни розы. Потом цветок положили в книгу и засушили. А через несколько лет подарили автору, поэтому он знает эту историю.

Отзыв 

(274 слова) Мне понравилась «Сказка о жабе и розе». Автор показывает, что умение видеть красоту в природе очень важно. Природа может подарить человеку радость даже в трудные минуты жизни. Мое мнение подтверждает и тот факт, что перед смертью мальчик почувствовал покой и счастье именно из-за прекрасной розы.

Автор противопоставляет прекрасное и безобразное. Ужасная жаба стремилась уничтожить прекрасную розу, которая дарила другим чувство радости и счастья. Злобная, ленивая и жадная жаба ненавидела все прекрасное, она любила только есть и отдыхать. А роза любила жизнь и приносила радость всем окружающим. Но безобразное не смогло одолеть прекрасное. Красота розы скрасила последние мгновения мальчика. Цветок умер не напрасно — такова мораль сказки. И роза была рада такой судьбе, ведь она не только помогла Васе, но и избежала бессмысленной смерти от лап злой жабы. Роза поняла, что она принесла радость умирающему мальчику. Именно это было ее главным предназначением. Любая жизнь не должна быть прожита бесполезно: если приносишь счастье другому существу, сам будешь счастлив. В этом состоит главная мысль произведения «Сказка о жабе и розе».

Чему учит Гаршин? Думаю, тому, что даже короткую жизнь можно прожить не зря, если приносить другим счастье и спокойствие. Жизнь розы очень коротка, но она смогла осчастливить не только Васю, но и его сестру. Последняя улыбка умирающего брата принесла его сестре радость, ведь она поняла, что в конце жизни Вася был счастлив. Произведение заставляет задуматься о том, насколько важно приносить пользу другим, и как надо жить, чтобы прожитая жизнь оказалась не напрасной. 

Мое впечатление от книги «Сказка о жабе и розе» грустное, но светлое. Ведь смерть розы помогла скрасить мальчику последние мгновения его жизни. Роза смогла вызвать чувство счастья у несчастного ребенка, ее жизнь не была напрасной.

Автор: Ирина Юрьева

  • Сказка о жабе и розе гаршин всеволод михайлович книга читать
  • Сказка о жабе и розе гаршин читать полностью весь текст с картинками
  • Сказка о елочке которую не срубили
  • Сказка о единстве народов для детей
  • Сказка о жабе и розе главная мысль для читательского дневника