Сказка о затоптанном цветке

Мотивный анализ сказки, языковая реализация мотивов. андрей платонович платонов неизвестный цветок сказка-быль жил на свете маленький цветок. никто и не

Мотивный анализ сказки, языковая реализация мотивов.

Андрей Платонович Платонов

НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК

(СКАЗКА-БЫЛЬ)

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду — и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери — розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.

«Может, это цветок скучает там по своей матери, как я» — подумала Даша.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка — ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:

— Отчего ты такой?

— Не знаю, — ответил цветок.

— А отчего ты на других непохожий?

Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.

— Оттого, что мне трудно, — ответил цветок.

— А как тебя зовут? — спросила Даша.

— Меня никто не зовет, — сказал маленький цветок, — я один живу.

Даша осмотрелась в пустыре.

— Тут камень, тут глина! — сказала она.

— Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

— Не знаю, — ответил цветок.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:

— Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.

Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.

Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.

А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.

Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.

Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.

Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.

Мотивный анализ сказки, их языковая реализация

В сказке-были «Неизвестный цветок» следующие мотивы:

1) В сказке-были «Неизвестный цветок» мотив жизни (жил – жизнь – живой) на протяжении всего рассказа передан при помощи лексических повторов и однокоренных слов, которые расположены контактно (повторы следуют друг за другом) и дистантно (повторы разделены другими текстовыми элементами) (повтор слов 12 раз) на протяжении всего текста, образуя композиционное кольцо, поэтому выполняют структурообразующую функцию:

1. Жил на свете маленький цветок. 2. …а цветок все жил и жил помаленьку. 3. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. 4. … он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. 5. Цветок не хотел жить печально…6. …он светился живым огнем. 7. … он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне и 8. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне (в конце сказки).

Слова «жизнь», «жить», «живой» помогают представить цветок как живое существо.

2) Мотив жизни в сказке-были тематически связан с мотивом труда, преодоления трудностей. Цветок выполнял тяжелый, изнурительный труд, чтобы выжить:

— Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу.

— Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть.

— Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу.

— …цветок-труженик.

В сказке-были «Неизвестный цветок» мотив труда передан при помощи лексических повторов (5 раз встречается слово «труд» в тексте), анафоры, синтаксического параллелизма (Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу); эпифоры (Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу). Антитеза день – ночь, днем – ночью (Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу) использована для раскрытия образа цветка, готового на все ради жизни. Труд бывает радостным, интересным, увлекательным. А цветок выполнял тяжелый, изнурительный труд, чтобы выжить. Он обладает сильным духом.

Неизвестный цветок обладает сильным духом, он может выйти из затруднительного положения. Таким образом, мотивы жизнь – труд выполняют характерологическую функцию, так как раскрывают характер героя, любящего жизнь и умеющего трудиться.

На протяжении произведения встречается мотив трудностей:

Мотив трудностей выражается образами пустыря, камня и глины, которые выступают как метафора трудностей в жизни. Не зря в тексте слово «пустырь» повторяется 13 раз, глина – 10, камень – 10; кроме того в большинстве предложений слова употреблены в пределах одной фразы:

— Он рос один на пустыре…

— На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина.

— Лишь один ветер гулял по пустырю.

— а в камне и глине семена умирали.

— Нечем было ему питаться в камне и в глине.

— Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину.

— …трудно было цветку питаться из одних пылинок…

— …мне трудно.

Данный мотив связан с мотивом жизни и образует антитезу: жизнь, труд – пустырь, глина, камень. Автор, возможно, обратил внимание читателя именно на проблему трудностей жизни, которые могут встретить люди. Второе рождение может произойти только благодаря упорному труду – физическому и нравственному. Цветок старался быть тружеником не только для себя, но и способствовал тому, что зацвёл весь пустырь (он произвёл потомство).

Мотив одиночества обнаруживаем при помощи повтора слова «один» (встречается 4 раза), что подчеркивает чувство одиночества, грусти цветка.

— Он рос один на пустыре.

— Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч солнца касался его утомленных листьев.

— Я один живу…

 Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

В последнем случае смысл слова «один» усиливает анафора «как же ты…» и риторический вопрос.

Даше были близки и понятны чувства цветка. Она особенно остро почувствовала сиротство цветка, потому что она была в тот момент в разлуке с мамой и ощущала себя одинокой и покинутой.

5) «Свет» в сказке-были – возможно, символ стремления к жизни, счастью.

Мотив света в «Неизвестном цветке» передан сравнением цветка со звездой:

Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь.

Анадиплосис (или подхват — повтор слов или группа слов, заканчивающих отрезок речи, повторяется в начале следующего отрезка речи) связывает два предложения, замедляет действие, добавляет новую деталь в описание. Цветок смело противостоит трудностям жизни: Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.

«…сияющие светом цветы» — метафора продолжения добрых дел.

Как видим, повторы слов и однокоренных слов «свет», «светлый», «светящуюся» помогают выявлять мотив, который подразумевает мысль о жажде к жизни, стремлении к добру.

Мотив света реализован сравнением цветка со звездой, также в одном случае усилен анадиплосисом. Автор хотел подчеркнуть одиночество цветка; он так же одинок, как и звезда в бесконечном пространстве Вселенной. «Звезда» – это и символ стремления к светлому будущему.

6) Мотив света переплетен с мотивом добра и связан с образами Даши и детей-пионеров, которые удобрили землю, совершили доброе дело, спасли цветок, принесли ему цветку. Движение души детей рождает внутренне движение земли – ее заботу о цветке:

— …они (пионеры) сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

— Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй (эпитет).

К данному мотиву семантически близко слово благоухание. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова читаем: Благо, — а, мн. блага, благ, благам, 1. только ед. Добро, благополучие (высок) Стремление к общему благу. [4, с. 44].

— На краю пустыря Даша почувствовала благоухание.

— От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.

— Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания (метафора).

Цветок (цветы) всегда будет радовать людей, благоухать, нести им только добро, счастье.

Мотив добра передан в сказке-были Платонова передан повтором слова «благоухание» (3 раза), эпитетом и метафорой.

7) Мотив смерти в сказке-были «Неизвестный цветок» выступает как воскрешение, продолжение новой жизни, а не как ее конец: неизвестный цветок умер, но от него родились другие цветы.

В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень.

В «Неизвестном цветке» всего слов с семантикой «смерть» встречается 4 раза.

Мотив смерти в сказке-были образует антитезу с мотивом жизни и подчеркивает идею автора: жизнь и смерть существуют рядом друг с другом, но жизнь всегда выше смерти.

8) Мотив ветра узнается при помощи лексического повтора слов «ветер» (9 раз).

— Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду — и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь.

— Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие.

— Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу.

— Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Ветер выступает как олицетворение: он помог цветку выжить. В двух случаях повторы слов употреблены с постоянными эпитетами «черная земля», что сближает фрагмент текста с фольклором. В некоторых предложениях полисиндетон усиливает звучание мотива ветра, придает высказываниям эмоциональность и законченность.

9) Мотив дома (пустырь, глина, камень) тесно связан со всеми мотивами, о которых мы уже писали.

На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина.

Как только дети удобрили землю на пустыре, «дом» цветка изменился, стал добрым: «… он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки». Продолжается род неизвестного цветка, выросли «новые цветы».

2.2. Функции мотивов

Мотивы являются своеобразным строительным материалом текста. В сказке-были «Неизвестный цветок» составляем цепочку мотивов: жить, жизнь, живой – одиночество – труд, трудности – ветер –- пустырь, камень, глина – свет – добро – смерть – благоухание, дом, жизнь. Эти цепочки слов выступают как средство развития сюжета.

Мотивы жизни, света, трудностей, добра, дома повторяются, взаимосвязаны в тексте и образуют кольцо: неизвестный цветок жил и оставил после себя много детей. Как можно понимать цепочку мотивов?

— Маленький цветок жил один в трудных условиях на пустыре среди камней и глины.

— Цветок выжил благодаря труду.

— Цветок выжил, так как ему помогли добрые дети и Даша. Цветок выжил, потому что он нашел друзей.

— Цветок выжил, потому что от него родилась другая жизнь, его душа перешла к его сыну.

— Цветок обрел красивый дом благодаря доброте Даши и детей.

А. П. Платонов связывает особые надежды с детьми. Жизнь человека — напряженный труд души во имя будущих поколений. Именно детям предоставлено право строить будущее. Произведения наводят на мысль об упорстве и стремлении преодолевать все трудности на своем пути. Нередко человек, подобно неизвестному цветку, подвергается самым тяжелым испытаниям. И для того чтобы не сломаться и пройти через все испытания с высоко поднятой головой, требуется немало сил и мужества. История невиданного цветка учит поверить в себя и до конца бороться за свое счастье. Значит, мотивы выполняют сюжетообразующую, структурообразующую функцию, а повторы слов, находясь на протяжении произведения, – ритмообразующую функцию.

Заключение

1) А. П. Платонов – писатель, который особенно трепетно относился к детству. Он оставил после себя такие прекрасные произведения, как «Никита», «Еще мама», «Сухой хлеб», «Цветок на земле» и другие.

2) В результате анализа мы пришли к выводу, что мотивы в сказке-были «Неизвестный цветок» повторяются, переплетаются с другими мотивами в тексте, дополняют друг друга.

Во всех случаях в языковом плане в сказке-были «Неизвестный цветок» мотивы переданы при помощи лексических повторов (все мотивы), анафоры (2), эпифоры (1), анадиплосиса (1), сравнения (1), риторического вопроса (1), градации (1), синтаксического параллелизма (1). Таким образом, есть схожие языковые средства и фигуры речи. Особенность сказки-были «Неизвестный цветок» состоит в том, что все мотивы реализованы повторами слов. Возможно, они являются показателем авторской манеры.

Также произведение построено на антитезе: жизнь – смерть, добро – зло, трудности – счастье, одиночество – семья (дом).

3) Мотивы являются элементом речевого уровня текста, выполняя структурообразующую, сюжетообразующую и ритмообразующую функцию.

4) Мотивы способствуют идейно-тематическому единству текста.

При помощи мотивов актуализируется внимание читателя, доминантные фразы образуют смысловое ядро всего текста. Мотивы выступают как символы высоких нравственных качеств, духовной красоты человека. По мнению Андрея Платоновича Платонова жизнь процветает благодаря труду, доброте. Доброе дело рождает новую счастливую жизнь.

Анализ произведения А. П. Платонова «Неизвестный цветок»

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 321.

Обновлено 8 Августа, 2021

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 321.

Обновлено 8 Августа, 2021

«Неизвестный цветок» – добрая и поучительная история об удивительно стойком скромном цветке, которому удалось выжить и завести вопреки всем жизненным невзгодам.

Краткое содержание «Неизвестный цветок» для читательского дневника

ФИО автора: Платонов Андрей Платонович

Название: Неизвестный цветок

Число страниц: 4. Платонов Андрей Платонович. «Неизвестный цветок. Рассказы». Издательство «Стрекоза». 2017 год

Жанр: Сказка-быль

Год написания: 1950 год

События в повести происходят в России в советский период. Основное место действия – заброшенный пустырь, возле которого располагался пионерский лагерь.

  • Цветок – маленькое, но удивительно настойчивое, целеустремлённое и трудолюбивое растение, которому удалось выжить в неблагоприятных условиях.
  • Даша – отзывчивая, добрая девочка, которая пожалела цветок и помогла ему.
  • Пионеры – товарищи Даши, которые не остались в стороне и сделали из пустыря настоящий цветник.

На глухом, каменистом пустыре, где не росли даже неприхотливые сорняки, неожиданно появился небольшой цветок. Это было пустынное место, где единственным гостем был лишь ветер.

Он разносил по свету семена, которые быстро приживались в плодородной почве, давая всходы. В безжизненной глине пустыря семена, не получавшие питательных веществ, сразу погибали.

И лишь одному семечку чудом удалось выжить – оно напиталось росой и пустило корешки и листики.

Но на этом борьба слабого цветка с окружающей средой только началась. Чтобы выжить среди камней, он старательно собирал крошечные частички земли, приносимые ветром.

Всю ночь цветок, несмотря на усталость, сторожил росу, которой по капельке смачивал листья. Ему приходилось очень нелегко, но он стойко превозмогал лишения.

Единственной радостью цветка был первый солнечный лучик, который нежно ласкал его на заре.

Так цветок дожил до середины лета. Накопив силы, он распустил венчик, который был похож на нежную мерцающую звезду, затерявшуюся среди камней. Сияние цветка было таким ярким, что даже виднелось в ночи. Но главное – цветок обладал сладким, приятным ароматом, который разносился по округе.

Однажды мимо пустыря проходила девочка по имени Даша, которая отдыхала по соседству в пионерском лагере. Она очень соскучилась по маме и несла на почту письмо.

Неожиданно Даша почувствовала благоухание и, оглядев пустырь, обнаружила среди камней небольшой цветок. Девочка искренне удивилась тому, что он смог вырасти на этом пустыре.

Она внимательно присмотрелась к цветку: нигде раньше она не встречала такое растение и даже в ботанической книге не видела. Поговорив с ним, Даша узнала, как тяжело ему живётся на пустыре.

Даша была доброй и отзывчивой девочкой. На следующий день она появилась на пустыре в компании пионеров. Ребята измерили пустырь, а после привезли золу и навоз, чтобы удобрить сухую глину. На плодородной почве цветок сможет наконец не только отдохнуть, но и дать новую жизнь.

На следующее лето Даша вновь приехала в пионерлагерь. На месте пустыря она с удивлением обнаружила живописную благоухающую лужайку, над которой порхали бабочки.

Вот только среди обилия трав и цветов девочка, как ни старалась, не обнаружила своего старого друга.

Она уже собиралась уходить, как вдруг заметила среди камней знакомое сияние: новый цветок вобрал в себя всю живую прелесть и удивительную стойкость своего отца.

Терпение, стойкость, трудолюбие – важные для каждого человека качества, которые делают его сильным и прекрасным снаружи и внутри. Во времена суровых жизненных испытаний очень важно не опускать руки и помнить, что непременно наступит и светлая полоса. Кроме того, автор хотел показать, как важно своевременно протягивать руку помощи тем, кто в ней нуждается.

  1. Жизнь – удивительный дар, и, даже если приходится бороться каждую минуту, нужно ценить этот дар, и радоваться каждому прожитому дню.
  2. «…Днём цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть…»
  3. «…как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь…»
  4. «…Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости…»
  5. «…Мать говорила о цветке, который всё грустил по своей матери – розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть…»
  6. «…он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что он жил в камне…»
  7. Томиться – испытывать мучения, страдания.
  8. Утомлённый – уставший, измученный.
  9. Благоухание – приятный запах, аромат.
  10. Пионер – участник пионерского движения — детских коммунистических организаций в СССР.
  11. Пустырь – незастроенное, запущенное место.
  12. Роса – капли жидкой воды, вид атмосферных осадков.
  13. Венчик – совокупность окрашенных листочков цветка.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 321.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Портрет»с результатом 6/14

Гость завершил

Тест «Маша Миронова»с результатом 5/5

Гость завершил

Тест «Тарас Бульба»с результатом 11/16

Гость завершил

Тест «Медный всадник»с результатом 10/11

Гость завершил

Тест «Евгений Онегин»с результатом 10/16

Гость завершил

Тест «Биография Тукая»с результатом 3/10

Гость завершил

Тест «Кулигин»с результатом 4/5

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 10/16

Гость завершил

Тест «Ася»с результатом 13/14

Гость завершил

Тест 12 подвигов Гераклас результатом 9/12

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Главная мысль сказки А. Платонова «Неизвестный цветок»

Произведения русского писателя Андрея Платонова учат нас смотреть на этот мир с любовью и добротой. Сказка-быль “Неизвестный цветок” дарит читателю самые прекрасные чувства к окружающей нас природе, к самым хрупким и красивым растениям – цветам.

Краткое содержание

Жил маленький цветок. Рос он на пустыре, между камнем и глиной. Трудно ему было расти. Каждый день он трудился, чтобы выжить. Листьями он встречал ветер и ловил пылинки, а утром собирал росу и питал ей безжизненную глину. Но не смотря на это, вырос цветок красивым и непохожим на другие цветы, у него был прекрасный аромат.

Однажды девочка Даша, шла мимо пустыря. Она жила в пионерском лагере, но заскучав по маме, написала ей письмо и несла его на почту. Даша почувствовала аромат цветка и подумала о маме. Мать ей рассказывала одну сказку про цветок, который грустил о своей маме.

Она увидела как этот маленький, но прекрасный цветок растет между камнем и глиной. Раньше она таких никогда не видала. Даша стала с ним разговаривать.

На следующий день она пришла в гости к цветку не одна, а с пионерами. Они четыре дня удобряли землю на пустыре, носили золу и навоз. После этого пионеры на пустырь не приходили. Лето закончилось, девочка попрощалась с цветком.

На следующее лето девочка Даша снова приехала в тот лагерь. Она сразу же направилось на пустырь. Но того цветка-труженика не нашла. На пустыре уже была трава и цветы, летали бабочки. Ей стало грустно. Но когда она шла обратно в лагерь, то увидела как растет между двух камней цветок, еще лучше прежнего. Он звал девочку своим благоуханьем.

Иллюстрация к сказке “Неизвестный цветок”. Источник: интернет.Иллюстрация к сказке “Неизвестный цветок”. Источник: интернет.

Главные герои

Неизвестный цветок – цветок, который рос на пустыре, в ямке между камнем и глиной. Автор называет его “цветком-тружеником”. Ведь для того, чтобы выжить, ему приходилось постоянно трудиться. Цветок был терпеливый. Когда ему было совсем тяжко, он не сдался. Неизвестный цветок был от того, что в таких сложных условиях вырос он не похожим на другие цветы и у него не было имени.

Девочка Даша – добрая девочка. Любила свою маму и скучала по ней, когда жила в лагере. Она не бросила цветок, а позвала своих друзей помочь удобрить землю для него.

Главная мысль “Неизвестный цветок”

Главная мысль сказки заключается в том, что для некоторых жизнь это испытание. Чтобы выжить им приходится трудиться и бороться за свою жизнь. Труд и борьба закаляют человека (в сказке это образ цветка), делают не похожим на всех остальных, особенным.

Сказка учит терпению и трудолюбию, стойкости духа и характера. Ведь в итоге такой упорный труд и желание жить вознаграждаются.

Пословицы

Терпенье и труд всё перетрут. Труд красит человека.

Еще одно произведения Андрея Платонова про цветок Главная мысль рассказа Платонова “Цветок на земле”.

Платонов, Анализ произведения Неизвестный цветок, План

Рассказ — сказка Платонова Неизвестный цветок — это одна из последних работ автора, которая заставляет задуматься, которая навевает на мысли и показывает, насколько трудной может быть человеческая жизнь и насколько важна помощь неравнодушных. В произведении описывается стремление к жизни, описывается рост, трудности выживания.

Платонов Неизвестный цветок

Расказ Платонова «Неизвестный цветок» ведает нам об обычном цветке, но при этом цветок был не совсем обычным, ведь ему удалось вырасти среди пустыря, где нет живительной влаги, где нет питательной почвы. Просто случайно семечко упало в ямку между глиной и камнем.

Но, растение настолько сильно хотело жить, что сумело не только прорасти, но и подняться к солнцу. Оно сумело, используя лишь утреннюю росу и пыль, которую приносил ветер, вырасти и обдать своим ароматом всю округу. Как раз аромат и привернул внимание одной девочки. Звали ее Даша и жила она в пионерском лагере.

Она проходила мимо, а в руках было письмо маме. В тот момент девочке также было одиноко. Она скучала за родными и вот, увидела она прелестный цветок, который не смог ответить, как он назывался, потому что его «никто не зовет, он один живет».

Не осталась равнодушной девочка, рассказала она о цветке друзьям-пионерам, которые сделали так, чтобы цветку было комфортно, чтобы почва стала плодородной и те семена, что упадут из цветка, проросли и из них выросли, а не погибли, прекрасные дети.

И семена проросли, в этом убедилась девочка на второй год, когда вновь пришла на бывший пустырь. Но, теперь здесь росли травы и цвели цветы, правда, прежнего цветка Даша не нашла, однако на его месте, рос его сын, еще более прекрасный и сильный, ведь рос он «из камня».

Платонов Неизвестный цветок главные герои

В произведении Платонова «Неизвестный цветок» два главных героя: цветок и Даша. Цветок — маленький, но трудолюбивый, в своем стремлении жить, сумел преодолеть трудности и расцвел.

Даша — трудолюбивая девочка, пионерка. Она неравнодушная и любит природу, поэтому не осталась в стороне и помогла со своими друзьями создать хорошие условия для дальнейшего существования бедного маленького, но такого прекрасного, цветка.

Платонов Неизвестный цветок главная мысль

Главной мыслью произведения Платонова есть то, что с помощью упорства. стремления, трудолюбия, мужества, будут преодолены все сложности, что встречаются человеку на пути.

План

1. Как появился неизвестный цветок 2. Сложная жизнь и борьба за выживание цветка 3. Девочка Даша 4. Помощь девочки и ее друзей 5. Преобразившийся пустырь и встреча Даши с потомком неизвестного цветка.

«Жить – значит любить и трудиться» (анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок», 1950)

  • Тема: «Жить – значит любить и трудиться»
  • (анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок», 1950)
  • Тип урока: урок внеклассного чтения.
  • Эпиграф: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
  • Ф. Тютчев
  • Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас в классе много гостей, давайте с вами встанем и поприветствуем их. Садитесь.

2. Сообщение темы и целей урока.

На предыдущих уроках мы говорили с вами об удивительном писателе, нашем земляке Андрее Платоновиче Платонове. Сегодня мы

  1. продолжим знакомство с творчеством А.Платонова;

  2. попытаемся осмыслить содержание сказки-были “Неизвестный цветок”.

3. Вступительное слово учителя.

Андрей Платонов – удивительный писатель.

Всю свою жизнь он размышлял о судьбе человека. Ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном опасностей и поворотов истории . Милосердие, доброта, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей – вот заповеди писателя, по которыми живут его герои.

4. Работа с портретом А.П. Платонова.

Ребята, давайте еще раз всмотримся в портрет А.П. Платонова. Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, много видел, пережил. Лицо мужественное.

Это сложный писатель. Он жил в трудное время войн, революций, вместе со всеми пошел на Великую Отечественную войну. Его произведения – это художественная летопись России. Мы уже говорили, что этот писатель «наделен обнажившимся сердцем». Дома вы должны были написать мини-сочинение «Как вы понимаете выражение наделен обнажившимся сердцем

  1. Страдания героя всегда сливаются со страданиями автора.
  2. Это сострадательный писатель.
  3. Это видно по его глазам, которые, будто смотрят прямо в душу, ”пронизывают” читателя насквозь, оставляя следы в его душе.

5. Слово учителя.

Андрей Платонович Платонов – философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все его произведения о труде и человеческом сострадании.

Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая. В последние годы жизни его не печатали, он нищенствовал.

В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника.

С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-х годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова.

На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена ещё из юности, когда он, старший, по-матерински заботился о своих сёстрах и братьях.

Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила слабости, одухотворенная детская теплота и нежность – вот о чём писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением писателя. Оно называется «Неизвестный цветок». У него есть подзаголовок «Сказка-быль». Чуть позже мы попробуем разобраться, почему у него такой подзаголовок.

Сказку «Неизвестный цветок», написанную в ноябре – декабре 1950 года, Платонов подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. «Неизвестный цветок» спустя годы будет высоко оценено.

6. Работа с эпиграфом.

А теперь давайте обратимся к эпиграфу урока. Это строчка из стихотворения русского поэта Федора Тютчева: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

Это утверждение кажется таким очевидным, что мы над ним не всегда задумываемся. Но если посмотрим вокруг, то увидим, что в мире до сих пор существует зло, обида, ненависть.

Мне хочется, чтобы вы умели любить и трепетно относиться к миру природы, чтобы вы умели откликнуться на зов о помощи, чтобы умели совершать добрые поступки.

Нужно любить окружающий мир, вглядываться в каждый цветок, каждую травинку.

Именно об этом сказка-быль “Неизвестный цветок”, которая звучит как светлый гимн жизни, которая рождается в страданиях, борется за существование, умирает и снова возрождается.

Будьте внимательны к каждому слову. А. Платонов хотел, чтобы каждый мог поразмышлять о самом важном. Поэтому по ходу чтения мы будем отвечать на вопросы.

7. Чтение рассказа Неизвестный цветокс остановками.

Первая остановка.

  • Почему же цветок все же НЕИЗВЕСТНЫЙ? (Никто не знает о его существовании)
  • Каким Платонов рисует нам мир и пространство, в котором живет этот цветок? (Пустырь, где не растет трава, а лежат одни серые камни и меж ними сухая мертвая глина. А совсем где-то близко есть ТУЧНАЯ ЗЕМЛЯ. Именно оттуда ветер приносил пищу неизвестному цветку.)
  • Как живет Неизвестный цветок? (Томиться, превозмогает боль от голода и усталости, трудится день и ночь, чтобы постоянно расти)
  • Каким мы видим цветок вначале? (Маленький, слепой, светящийся живым мерцающим огнем)
  • Была ли у цветка самая главная цель в жизни? (Он нуждался в жизни. Трудился, чтобы жить и не умереть)
  • Что помогает цветку расти? (Он много трудится, умеет ждать и терпеть)
  • А еще помогает цветку расти умение радоваться малому. Чему же радовался цветок? (Цветок радовался, когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев. А еще, когда ему бывало совсем горестно, он дремал)
  • Томиться – мучиться, испытывать тягость от чего-либо.
  • Тучная земля – плодородная земля.
  • Превозмогать – пересиливать, например боль.
  • Мерцающий – слабо светящийся колеблющимся светом.

ВЫВОД. Трудным было рождение цветка, трудно он жил. Так что же представляет собой его жизнь? (Жизнь — это борьба, действие, преодоление)

Но жизнь цветка однажды изменилась. Появилась девочка Даша. Теперь ему не так одиноко. (Чтение второго отрывка)

Давайте послушаем, о чем они ведут свой первый разговор. (Инсценировка отрывка)

«Даша склонилась к цветку и поцеловала его в светящуюся головку». Так началась их дружба.

Вторая остановка.

  • Как вы думаете, почему Даша вспоминает сказку о розе? (Даша очень скучает по матери, и благоухание, которое нес ветер с пустыря, напомнило ей сказку)
  • что обозначает слово «благоухание»?
  • Найдите в тексте слова, с помощью которых Платонов передает запах распустившегося цветка. (Тихий, грустный, зовущий)
  • Даша не видела такого цветка ни в поле, ни в лесу, ни в книге, ни в ботаническом саду. Как вы объясните, что такое «ботанический сад»?
  • Почти у любого цветка есть стебелек, венчик, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца. Но неизвестный цветок на других не похож. Почему? (Он как чудо, сотворенное им самим)
  • Какие качества характера Даши Платонов считает главными? (Доброту, отзывчивость, умение сочувствовать, сострадать)

Благоухание – аромат, приятный запах.

Ботанический сад – сад, в котором собраны коллекции живых растений, выращиваемых в открытом грунте.

ВЫВОД. Для А. Платонова все едино: и маленький цветок, и ребенок, и взрослый человек. В каждом должна быть сила добра и терпения.

Как же решила помочь своему новому другу Даша мы узнаем из продолжения сказки-были. (Чтение третьего отрывка)

Третья остановка.

  • Посмотрите внимательно на иллюстрацию. Как художник изобразил необыкновенность цветка?
  • Сумел ли художник изобразить стремление пионеров удобрить землю на пустыре?
  • Почему все же именно Даша почувствовала благоухание цветка? (Даша, как и цветок, одинокая, внимательная, заботливая. Она помогает, жалеет, удивляется. Даша хочет улучшить жизнь.)

Даша и цветок очень похожи. Пусть они живут по-разному, но цели их жизни одинаково важны.

ВЫВОД. Чтобы улучшить жизнь надо уметь отдавать. Отдавать, даже если больно. Именно отдача — основа добра и любви. Даша и другие дети хорошо потрудились, они вложили в свой труд любовь и доброту. Их труд был вознагражден.

(Чтение четвертого отрывка)

Четвертая остановка.

  • Каким стал пустырь спустя год? (Пустырь зарос травами и цветами, над ним летали птицы и бабочки.)
  • Каким мы вместе с Дашей находим цветок? («Новый цветок, выросший между камнями, был намного лучше… и еще прекраснее».)

ВЫВОД. Писатель хотел показать, что только преодоление неблагоприятных обстоятельств и борьба за выживание создают красоту жизни.

Для Платонова особенно дорога мысль: «Жизнь не есть стремление к удовольствиям, но трудное и радостное дело – дело, которому нужно отдать все силы ума и души».

Давайте обратимся к нашей фотовыставке. Посмотрите, какая красота… А ведь каждый из этих цветов прошел свой путь от рождения до смерти, каждый из них дал новую жизнь, еще прекраснее прежней… В каждом цветке свое настроение, свой характер…

Итак, почему же у произведения «Неизвестный цветок» подзаголовок сказка-быль? (Повествование о Даше и детях — это быль. А история о том, как родился и рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.)

Для А. Платонова история цветка больше, чем сказка. Это быль. Писатель оценивает все в мироздании, где все едино по труду, по отдаче. И конечно же, нельзя трудиться и отдавать без любви, доброты, сострадания.

8. Подведение итогов урока.

Андрей Платонов, возрождая лучшие традиции русской классики, доносит до нас вечные ценности, которые дали возможность человеку в сложном современном мире не потерять себя, своей души. Эти ценности – любовь, милосердие, сострадание.

Именно любовь и труд наполняли смыслом жизнь писателя, любовь и труд предоставляют и каждому из нас право называться Человеком…

Завершить урок мне бы хотелось стихотворением Федора Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

  1. Нам жизнь дана, чтобы любить,
  2. Любить без меры, без предела,
  3. И всем страдальцам посвятить
  4. Свой разум, кровь свою и тело.
  5. Нам жизнь дана, чтоб утешать
  6. Униженных и оскорбленных,
  7. И согревать, и насыщать
  8. Увечных слабых и бездомных.
  9. Нам жизнь дана, чтоб до конца
  10. Бороться с тьмой, бороться с ложью,
  11. И сеять в братские сердца
  12. Одну святую правду Божью.
  13. А правда в том, чтобы любить,
  14. Любить без меры, без предела,
  15. И всем страдальцам посвятить
  16. Свой разум, кровь свою и тело.

9. Домашнее задание.

Ребята, дома напишите те слова, с помощью которых, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и с помощью которых достучалась до их сердец.

«Неизвестный цветок» – краткое содержание сказки А.П. Платонова

Андрей Платонов прожил недолгую, но очень плодотворную жизнь. В последние годы автор всё больше писал для детей, желая остаться в памяти подрастающего поколения, преподав им мудрые жизненные уроки. Платонов также хотел оставить воспоминания и для своей дочери Маши.

Сказка-быль «Неизвестный цветок» была написана в 1950 году, за год до кончины писателя. Неудивительно, что мотив борьбы за жизнь становится центральным в этом произведении, ведь Платонов болел туберкулезом.

Он заразился от своего сына, который вернулся после длительного тюремного заключения. Арест был политическим решением. Через сына чиновники давили на отца, который не мог стать орудием идеологического «воспитания» людей.

Платонов писал то, что считал нужным, не подстраиваясь к политической повестке дня. Из-за этого его почти перестали печатать. Единственной безопасной и честной гаванью оставалась детская проза. Чтобы прокормить семью, автор усердно работал в этой сфере.

Но скудный заработок не помог ему продлить свои дни, болезнь не отступила. Одним из последних произведений стал «Неизвестный цветок».

Жанр, направление

«Неизвестный цветок» – это сказка-быль, как определил жанр сам автор. Подобное определение как нельзя лучше описывает замысел данного произведения.

https://www.youtube.com/watch?v=1NeAe2Ebjqs

Элементы волшебного в сочетании с реалистическим фоном позволяют сделать вывод, что «Неизвестный цветок» является рассказом с элементами сказки (фантастики), иначе говоря – сказкой-былью. «Волшебные» моменты произведения настолько точно и умело вкраплены в текст, что создаётся впечатление полного погружения в реальность, где и цветы могут говорить.

Композиция

Сказка-быль «Неизвестный цветок» начинается с описания жизни самого цветка. Упорство и целеустремлённость цветка, его рвение к жизни растёт вместе с ним самим.

Характер цветка выступает противоположностью его внешнего вида: сильный и решительный внутри, снаружи он хрупок и одинок. Однако, пройдя все трудности, голод, жажду, он наконец-то расцветает.

И именно его цветение привлекает внимание девочки Даши, которая избавит его от одиночества.

  “Беовульф”: краткое содержание по главам

Композиция сказки-были завязана на цикличности, что становится понятно лишь в финале произведения.

Приехав в пионерский лагерь на следующий год, Даша не застала тот самый цветок, но увидела плоды своих трудов: новые растения, цветы, парящих над когда-то пустынным пространством птиц и насекомых.

И в самом конце девочка замечает цветок, похожий на предыдущий, но только прекраснее. С помощью подобной композиции произведения автор подводит к мысли о непрерывности и цикличности жизни.

Краткое содержание

Маленькое семечко проросло на пустыре с бедной почвой, в таком месте, куда даже случайно никто не заходил. В середине лета маленький страдалец распустил причудливый венчик, и всё это время он отчаянно боролся за жизнь. Так можно кратко изложить первую часть литературной сказки.

Пионерка Даша понесла на почту письмо, которое написала своей маме, и по дороге думала о том, как сильно соскучилась. Почувствовав благоухание, девочка вспомнила, как мама рассказывала ей сказку о сыне розы. Он грустил по своей маме, а плакать не мог, и только ароматом выражал печаль.

Пионерка подумала, что, наверное, рядом кто-то тоже грустит, но рядом росла только небольшая травка, а запах доносился с пустыря.

Даша направилась туда и нашла маленькое растеньице, которое изо всех сил цеплялось за жизнь. Девочка удивилась, ведь раньше она никогда не видела таких причудливых экземпляров и не читала о них.

Поговорив с источником благоухания, пионерка решила, что ему нужно срочно помочь.

Когда Даша вернулась в пионерлагерь, она рассказала ребятам о диковинной находке, и пионеры решили, что нужно удобрить пустырь золой и навозом.

Они пожелали, чтобы не только растущие травы, но и семечки чувствовали себя вольготно и могли показать себя во всей красе.

На следующее лето девочка вновь приехала в пионерский лагерь, и там она сразу пошла на пустырь, чтобы посмотреть, как чувствует себя всё живое на удобренной почве. Цветка она не нашла и решила, что он умер. Но были другие — почти такие же прекрасные, как тот.

Девочка расстроилась, но потом посмотрела по сторонам и увидела, что между двух камней вырос маленький цветочек, очень похожий на прошлогодний, только ещё лучше. Даша поняла, что семечко, оставленное «отцом», проросло и дало потомство.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон дополнил анализ сказки «Неизвестный цветок» по плану таблицей с описанием главных героев.

Цветок Центральным героем сказки-были является сам цветок. Одинокий, изнеможённый, он находит в себе силы бороться, стремясь к лучшей жизни: «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Цветок обеспечивал себя всем необходимым и не унывал, хотя вокруг была лишь сухая глина и ни одного растения. Примечательно, что и в таком тяжёлом положении цветок находил что-то хорошее: он искренне радовался первым лучам солнца, попадавшим на него. Став настоящим цветком с «венчиком вверху», растение выглядело прекрасно, но не знало об этом. Именно его цветение и благоухание после стольких трудов привлекло Дашу, которая скрасила его дни.
Даша обычная девочка из пионерского лагеря. Скучая по маме, Даша написала ей письмо и понесла его на станцию. Именно тогда она услышала аромат цветка и вспомнила о сказке, которой когда-то с ней поделилась мама. Будучи доброй и неравнодушной, девочка сделала всё возможное, чтобы облегчить жизнь цветку: поговорила с ним, позвала на помощь ребят, чтобы превратить мёртвую землю пустыря в плодородную и пригодную для появления новых растений.

Главные герои

Главные герои «Неизвестного цветка» — красивое растение, выросшее на пустыре, и девочка Даша. Также есть второстепенные персонажи.

Жизнь растения, наполненная борьбой, описывается с того момента, как на землю опустилось семечко, принесённое ветром. Оно долго лежало и готовилось прорасти, впитывая влагу росы.

Наконец показались тонкие волоски, которыми семечко уцепилось за глину и камни.

Цветку было трудно выживать на пустыре, днём он питался тем, что приносил ветер, а ночью пил росу. Он трудился каждую минуту, а когда совсем не оставалось сил, засыпал. Бедному растению было грустно, и от недостатка пищи все жилки на листьях были разного цвета.

Как он выглядит, цветок не знал, да и не думал об этом. Он не сдавался и рос изо всех сил, ведь только благодаря большим листьям можно было выжить и набрать силы для цветения.

Второй образ — девочка Даша, которая с другими ребятами отдыхала в пионерском лагере. Как и все дети, она скучала по маме. Однажды, проходя мимо пустыря, девочка почувствовала благоухание.

Она могла бы равнодушно пройти мимо, но вместо этого пионерка проявила интерес, нашла страдальца и заговорила с ним. Так Даша поняла, что необычному цветку требуется помощь, и если бы не она, он скоро выбился бы из сил.

Сердце девочки отозвалось на страдания, которые испытывал яркий житель пустыря.

Когда лагерный сезон закончился и все уехали домой, пионерка не переставала думать о маленьком герое.

Темы

Тематика в произведении «Неизвестный цветок» изложена в сокращенном варианте, ведь иначе анализ будет слишком большим. В книге можно выделить четыре главенствующие темы: тема борьбы за жизнь, добра, смысла жизни и целеустремленности.

  1. Тема борьбы за жизнь представлена в сказки-были в образе цветка. Маленький одинокий цветок преодолевает множество трудностей просто для того, чтобы жить.
  2. Смысл жизни в сказке воплощается в самом бытие. Цветок не видел мира, он не видел себя, но он осознал, что он должен существовать, ведь родился для жизни. Это и есть смысл всего живого.
  3. Целеустремленность проявляется в поведении героя. Цветок не сдаётся и в итоге обретает счастье: помощь от Даши и её друзей-пионеров, цветение когда-то мёртвого пустыря и продолжение своего рода. Даша приводит друзей не просто для помощи, но чтобы все увидели героя. Ведь жизнь этого цветка вопреки всему – это огромный подвиг.
  4. Тема добра реализована в помощи пионеров цветку. Ребята работали четыре дня, чтобы дать шанс цветку на более лёгкую жизнь. Бескорыстность и доброта ребят и самой Даши показали цветку, что он не зря боролся за свою жизнь. Доброе дело, простой человеческий поступок сделал цветок счастливым и сделали пустырь настоящим лугом.

Платонов, Анализ произведения Неизвестный цветок, План

Рассказ — сказка Платонова Неизвестный цветок — это одна из последних работ автора, которая заставляет задуматься, которая навевает на мысли и показывает, насколько трудной может быть человеческая жизнь и насколько важна помощь неравнодушных. В произведении описывается стремление к жизни, описывается рост, трудности выживания.

Платонов Неизвестный цветок

Расказ Платонова «Неизвестный цветок» ведает нам об обычном цветке, но при этом цветок был не совсем обычным, ведь ему удалось вырасти среди пустыря, где нет живительной влаги, где нет питательной почвы. Просто случайно семечко упало в ямку между глиной и камнем.

Но, растение настолько сильно хотело жить, что сумело не только прорасти, но и подняться к солнцу. Оно сумело, используя лишь утреннюю росу и пыль, которую приносил ветер, вырасти и обдать своим ароматом всю округу. Как раз аромат и привернул внимание одной девочки. Звали ее Даша и жила она в пионерском лагере.

Она проходила мимо, а в руках было письмо маме. В тот момент девочке также было одиноко. Она скучала за родными и вот, увидела она прелестный цветок, который не смог ответить, как он назывался, потому что его «никто не зовет, он один живет».

Не осталась равнодушной девочка, рассказала она о цветке друзьям-пионерам, которые сделали так, чтобы цветку было комфортно, чтобы почва стала плодородной и те семена, что упадут из цветка, проросли и из них выросли, а не погибли, прекрасные дети.

  Онлайн чтение книги Дон Кихот КАРТИНА ТРЕТЬЯ

И семена проросли, в этом убедилась девочка на второй год, когда вновь пришла на бывший пустырь. Но, теперь здесь росли травы и цвели цветы, правда, прежнего цветка Даша не нашла, однако на его месте, рос его сын, еще более прекрасный и сильный, ведь рос он «из камня».

Платонов Неизвестный цветок главные герои

В произведении Платонова «Неизвестный цветок» два главных героя: цветок и Даша. Цветок — маленький, но трудолюбивый, в своем стремлении жить, сумел преодолеть трудности и расцвел.

Даша — трудолюбивая девочка, пионерка. Она неравнодушная и любит природу, поэтому не осталась в стороне и помогла со своими друзьями создать хорошие условия для дальнейшего существования бедного маленького, но такого прекрасного, цветка.

Платонов Неизвестный цветок главная мысль

Главной мыслью произведения Платонова есть то, что с помощью упорства. стремления, трудолюбия, мужества, будут преодолены все сложности, что встречаются человеку на пути.

1. Как появился неизвестный цветок 2. Сложная жизнь и борьба за выживание цветка 3. Девочка Даша 4. Помощь девочки и ее друзей 5. Преобразившийся пустырь и встреча Даши с потомком неизвестного цветка.

Проблемы

Проблематика сказки «Неизвестный цветок» нашла свое выражение в кратком списке:

  1. В сказке-были «Неизвестный цветок» затронута проблема воли к жизни. Цветок всеми силами стремится удержаться в этой жизни, хотя у него нет на это никаких причин. Одиночество, усталость, голод – всё это могло бы сломить простое растение. Однако цветок выбрал трудный, но благородный и достойный путь. Раз за разом преодолевая все тяготы и невзгоды, цветок становился сильнее, что впоследствии помогло ему прожить счастливую жизнь.
  2. Проблема силы и слабости тоже затрагивается в произведении. Автор намеренно подчёркивает хрупкость и слабость обычного цветка, а затем описывает его твёрдый характер, которым может похвастаться далеко не каждый человек. Растение преодолело свою слабость упорным трудом. Пионеры даже нарекут цветок героем за его непреодолимое желание жить на этой земле.

Смысл

Основная идея произведения «Неизвестный цветок» заключается в мысли о преодолимости всех трудностей с помощью упорства и терпения. Несмотря на все невзгоды и преграды, цветок живёт и радуется этому. Ведь жизнь – это самое ценное, что есть на этой земле.

Важна и главная мысль сказки «Неизвестный цветок» о добрых поступках, которые должны совершаться бескорыстно. Человечность и доброжелательность – это движущие силы нашего мира. Именно эти качества позволяют нам оставаться живыми и настоящими.

Анализ произведения Платонова Неизвестный цветок

С самого начала рассказа читатель чувствует оптимизм и жизнелюбие, которым наделен главный герой, с которым автор повествует о событиях. Сказочная история о неизвестном цветке, с трудом выживающем среди камней и глины на просторах пустыря, напоминает судьбы людей, которые могут по-разному проявлять волю или бессилие в любых ситуациях.

Растение любым способом старалось продлить свое существование, кропотливо собирая росу, закрываясь от ветра. Благодаря своему терпению и трудолюбию он расцвел. За свое упорство цветок был также вознагражден встречей с доброй девочкой, которая с помощью своих друзей из пионерского лагеря, ухаживая за ним, создала условия для продолжения рода.

Неизвестный цветок погиб, так как законы природы всесильны. Но он оставил потомка – такой же цветок необыкновенной красоты посреди преобразившегося пустыря.

Сказочная манера повествования заставляет читателя о многом задуматься. В мире людей существует немало понятий – добро и зло, правда и ложь, труд и лень. Каждый из нас на своем жизненном пути выбирает себе то, что поможет достойно существовать. Так же как и цветок человек в силах проявлять столько упорства и трудолюбия, чтобы смог легко преодолеть любые преграды.

Сюжет показал, что любому человеку труднее справляться с трудностями в одиночестве. Ведь цветку даже ветер был помощником. Позже группа детей не осталась равнодушной к положению, в котором оказался безымянный цветок. Проявив заботу, чуткость они продлили жизнь уголку природы, в котором прекрасный представитель мира цветов оказался на грани вымирания.

Авторское участие в событиях рассказа очевидно. Он с жалостью относится к истощенному растению, будто протягивая руки к нему, желая оградить от бед. Он ласково называет растение «цветок-труженик», наделяя характеристикой «живой и терпеливый».

Таким образом, произведение А. П. Платонова «Неизвестный цветок» — это глубокие переживания, размышления автора о том, что при желании можно преодолеть любое препятствие. И даже среди агрессии и тревог можно встретить сострадание, внимательность и доброту.

Автор настаивает, что жизнь дана для того, чтобы дарить радость окружающим, не оставаться равнодушным. Отклик на чужую печаль поможет не только страдающему, но и подарит лучшие человеческие качества. В рассказе совершен добрый поступок.

Именно поэтому, текст проникнут жизнелюбием («живым мерцающим огнем» радовал цветок автора).

Художественные особенности

Платонов использует различные средства художественной выразительности для живописности текста: эпитеты («мёртвая глина», «добрая земля»), олицетворения («цветок сторожил ветер», «цветок радовался»), сравнения («как дедушка-сеятель», «как звезда, он светился живым мерцающим огнём»).

  «Преступление и наказание»: краткое содержание и анализ

Автор намеренно использует объёмные описания природы, чтобы помочь читателю погрузиться в атмосферу, в которой находился цветок. Обилие деталей, наличие средств художественной выразительности, понятный и детям, и взрослым язык позволяют сказке-были «Неизвестный цветок» оставаться популярной и спустя полвека после написания.

Татьяна Булычева

  • Сказка о занятом колобке
  • Сказка о животных журавль и цапля бытовая сказка солдатская шинель 5 класс конспект урока
  • Сказка о жизни животных
  • Сказка о женихе и невесте на свадьбу в стихах
  • Сказка о жадине латышская сказка