Сказка о защитниках родины 5 класс краткое сообщение

Мы, русские, неагрессивный народ. пока дело не касается нашей родины. здесь мы становимся беспощадными. так было во все времена, во

Мы, русские, неагрессивный народ. Пока дело не касается нашей Родины. Здесь мы становимся беспощадными. Так было во все времена, во всех войнах, которые вела Россия. Предлагаем вам нашу версию семи русских героев главных войн и баталий русской истории.

Александр Пересвет

Герой Куликовской битвы. Монах Троице-Сергиевой обители Александр Пересвет был призван в русскую дружину самим Дмитрием Донским. Князь знал, что «Сей Пересвет, когда в миру был, славный богатырь был, великую силу и крепость имел». Получив благословение своего игумена Сергия Радонежского, инок отправился бить монголов со своим братом, тоже монахом, Андреем Ослябей, на Куликово поле.


Сказка о защитниках родины 5 класс краткое сообщение


Перед битвой Пересвет всю ночь молился в келье отшельника. Господь распорядился так, что иноку пришлось открывать битву в личном поединке с татарским витязем Челубеем. Последний славился своей непобедимостью, как воин-поединщик. Уже на Куликовом поле, перед началом побоища, Челубей высокомерно вызывал на поединок лучших русских богатырей, но «никто не смел против него выйти, и каждый говорил соседу, чтобы тот вышел, и никто не шел».

Тогда вызвался русский монах: «Этот человек ищет равного себе, я же хочу с ним встретиться». Пересвет не был облечен в боевые доспехи — вместо шлема и брони на нем была лишь схима с изображением креста.

По христианскому обычаю инок простился с однополчанами своими и просил Андрея Осляблю и других воинов молиться за него. Пересвет сел на своего коня и, вооружившись копьем, устремился на татарина. Богатыри сшиблись с такой страшной силой, что копья переломились, а оба могучих воина упали со своих коней на землю мертвыми. Но смерь непобедимого татарского витязя придала дополнительных сил русским воинам, и Куликовское сражение было выиграно. А Пересвет был причислен к лику святых.

Надежда Дурова

Защиту Отечества принято связывать только с мужским родом. Однако в русской истории были и защитницы-женщины, которые сражались за Россию с не меньшей храбростью. Молодой девушкой в 1806 году Надежда сбежала из своего дворянского гнезда на войну с Наполеоном. Переодевшись в казачью форму и представившись Александром Дуровым, ей удалось поступить в уланский полк. Девушка участвовала в сражениях при Фридлане и в бою у Гейльзберга, а в бою с французами у города Гутштадт Дурова проявила фантастическую храбрость, и спала от смерти офицера Панина. За свой подвиг Надежда была награждена Георгиевским крестом.

Правда, вместе с тем главная тайна Надежды была раскрыта, и вскоре про солдатку узнал сам император Александр I.

Надежда Андреевна была доставлена в столицу Российской Империи. С мужественной женщиной Александр I пожелал встретиться лично. Встреча Дуровой с императором состоялась в декабре 1807 года. Император вручил Дуровой георгиевский крест, и все удивлялся храбрости и мужеству собеседницы. Александр I намеревался было отправить Надежду в родительский дом, но она отрезала – «Хочу быть воином!». Император был поражен, и оставил Надежду Дурову в русской армии, разрешив представляться фамилией – Александрова, в честь императора.

Войну 1812 года Надежда Дурова начала в чине подпоручика Уланского полка. Дурова поучаствовала во многих сражениях той войны. Была Надежда под Смоленском, Миром, Дашковкой, была и на Бородинском поле. Во время Бородинской битва Дурова была на передовой, получила ранения, но осталась в строю.

Александр Казарский

Герой русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Командир 18-пушечного брига «Меркурий». 14 мая 1829 года находившийся в дозоре у Босфора бриг под командованием Александра Казарского был настигнут двумя турецкими линейными кораблями: 100-пушечным «Селемие» под флагом командующего турецким флотом и 74-пушечным «Реал-Бей. Противопоставить им «Меркурий» мог лишь восемнадцать малокалиберных пушек. Превосходство неприятеля было более чем тридцатикратное! Видя, что уйти от турецких кораблей тихоходному бригу не удастся, командир «Меркурия» собрал офицеров на военный совет. Все единодушно высказались за бой. Криками «Ура!» встретили это решение и матросы. Перед крюйт-камерой Казарский положил заряженный пистолет. Последний оставшийся в живых член команды должен был взорвать судно во избежание захвата его неприятелем.

Русский бриг в течение 3 часов сражался с настигшими его двумя огромными кораблями турецкого флота. Когда на горизонте появились русские корабли, Казарский разрядил лежавший у крюйт-камеры пистолет в воздух. Вскоре израненный, но не побежденный бриг входил в Севастопольскую бухту.

Победа «Меркурия» была настолько фантастичной, что некоторые знатоки военно-морского искусства отказывались в это верить. Английский историк Ф. Джейн, узнав о происшедшем сражении, заявил во всеуслышание: «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно, как «Меркурий», вывело из строя два линейных корабля».

Петр Кошка


Сказка о защитниках родины 5 класс краткое сообщение


Герой Севастопольской обороны 1854—1855 годов. Бои за город не прекращались ни днем, ни ночью. По ночам сотни добровольцев устраивали вылазки в траншеи противника, приводя «языков», добывая ценную информацию, отбивая у врага оружие и продовольствие. Матрос Кошка стал самым известным «ночным охотником» Севастополя. Он участвовал в 18 ночных атаках и практически каждую ночь совершат одиночные вылазки в стан врага. Во время одного из ночных походов он привел трех пленных французских офицеров, которых, вооруженный одним ножом (другого оружия Кошка с собой на ночную охоту не брал), увел прямо от походного костра. Сколько «языков» привел Кошка за всю компанию, никто не удосужился посчитать. Украинская хозяйственность не позволяла Петру Марковичу возвращаться назад с пустыми руками. Он приносил с собой нарезные английские штуцеры, которые стреляли дальше и точнее гладкоствольных русских ружей, инструмент, провиант, а однажды приволок на батарею вареную, еще горячую говяжью ногу. Ногу эту Кошка вытащил прямо из вражеского котла. Случилось это так:

французы варили суп и не заметили, как Кошка вплотную подобрался к ним. Врагов было слишком много, чтоб нападать на них с тесаком, но баламут не удержался, чтоб не понасмехаться над противником. Он вскочил и заорал «Ура!!! В атаку!!!».

Французы разбежались, а Петр забрал из котла мясо, перевернул сам котел на огонь и скрылся в клубах пара. Хорошо известен случай, как Кошка спас от поругания тело своего товарища, сапера Степана Трофимова. Французы, глумясь, выставили его полуобнаженный труп на бруствер окопа и охраняли днем и ночью. Отбить тело товарища не представлялось возможным, но только не для Петра Кошки. Незаметно подкравшись к убитому, он взвалил тело себе на спину и на глазах изумленных англичан побежал обратно. Враг открыл по дерзкому матросу ураганный огонь, но Кошка благополучно добрался до своих траншей. Несколько неприятельских пуль попало в тело, которое он нес. За этот подвиг контр-адмирал Панфилов представил матроса второй статьи к повышению в звании и к ордену святого Георгия.

Аввакум Николаевич Волков

В русско-японскую войну Аввакум Николаевич Волков стал полным георгиевским кавалером. Первый Георгиевский крест 4-й степени он получил за храбрость в начале войны. Спустя всего несколько недель, когда понадобилось узнать расположение японских войск, трубач-горнист Волков вызвался добровольцем пойти в разведку. Переодевшись в китайскую одежду, молодой солдат разведал расположение двух крупных отрядов противника. Но в скоро наткнулся на японский разъезд из 20 драгун во главе с офицером. Японцы догадались, кто этот необычный молоденький китаец. Выхватив из-за пазухи револьвер, разведчик выстрелами в упор убил трех драгун. И пока остальные пытались взять его живым, Волков вскочил на лошадь одного из убитых. Продолжительная погоня, попытки обхода и стрельба не принесли успеха. Волков оторвался от преследователей и благополучно возвратился в свой полк. За этот подвиг Аввакум Волков был награжден Георгиевским крестом 3-й степени.

В одном из боев раненый Аввакум попадает к японцам в плен. После недолгого разбирательства его приговорили к расстрелу. Однако той же ночью солдату удалось бежать.

После десяти дней изнурительных скитаний в глухой тайге, Волков вернулся в полк, и получил Георгиевский крест 2-й степени. Но война продолжалась. И перед под Мукденом сражением Волков вновь вызвался добровольцем в разведку. На этот раз опытный разведчик, выполнив задание, снял охрану у неприятельского порохового погреба и взорвал его. За новый подвиг он получил Георгиевский крест 1-й степени и стал полным Георгиевским кавалером.

Козьма Крючков


Сказка о защитниках родины 5 класс краткое сообщение


В годы Первой мировой войны имя Козьмы Крючкова было известно всей России. Бравый донской казак красовался на плакатах и листовках, папиросных пачках и почтовых открытках. Крючков был первым награжденным георгиевским крестом, получив крест 4-й степени за уничтожение в бою одиннадцати немцев. Полк, в котором служил Козьма Крючков, был расквартирован в Польше, в городке Кальвария. Получив приказ от начальства, Крючков и трое его товарищей отправились в сторожевой дозор, и внезапно столкнулись с разъездом немецких улан численностью 27 человек. Несмотря на неравенство сил, донцы и не думали сдаваться. Козьма Крючков сорвал с плеча винтовку, но второпях слишком резко передернул затвор, и патрон заклинило. В тот же миг сблизившийся с ним германец рубанул казака саблей по пальцам, и винтовка полетела наземь.

Казак выхватил шашку и вступил в бой с окружившими его 11 врагами. Через минуту боя Козьма был уже весь в крови, при этом его собственные удары по большей части оказывались смертельными для врагов.

Когда рука казака «рубить устала», Крючков схватил пику одного из улан и немецкой сталью проткнул поодиночке последних из нападавших. К тому времени его товарищи справились с остальными германцами. На земле лежали 22 трупа, еще двое немцев были ранены и попали в плен, а трое бежали. На теле Козьмы Крючкова позже насчитали 16 ран.

Яков Павлов

Герой Сталинградской битвы. Вечером 27 сентября 1942 года Яков Павлов получил боевое задание командира роты лейтенанта Наумова разведать обстановку в 4-этажном здании в центре города, которое имело важное тактическое положение. Этот дом вошёл в историю Сталинградской битвы как «Дом Павлова».

С тремя бойцами ему удалось выбить немцев из здания и полностью захватить его.

Вскоре группа получила подкрепление, боепитание и телефонную линию. Фашисты непрерывно атаковали здание, пытались разбить его артиллерией и авиабомбами. Умело маневрируя силами небольшого «гарнизона», Павлов избегал больших потерь и в течение 58 дней и ночей оборонял дом, не позволяя врагу пробиться к Волге.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ     УЧРЕЖДЕНИЕ

                                      ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

                                    ДОМ   ДЕТСКОГО   ТВОРЧЕСТВА   “ СОЗВЕЗДИЕ “

Конспект занятия

 по теме «Герои сказок и былин – защитники Отечества».

Педагог дополнительного образования

Капуста С.М.

Краснодар

2012

Цель: познакомить обучающихся с героями былин и русских сказок, защищавшими русскую землю.

Задачи:

Обучающие: познакомить и обобщить знания детей о героях-защитниках, богатырях, расширить кругозор в области русской литературы.

Развивающие: развить память, внимание, речь, аккуратность.

Воспитывающие: воспитание патриотизма, любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, выставка книг, магнитофон, диск с песней «Богатырская наша сила» (Муз. А. Пахмутовой, ст. Н. Добронравова), картинки с изображение богатырей.

Тип занятия: заочная экскурсия

Форма работы: групповая

Методы используемые на занятии: словесный, наглядный, практический.

Вид занятия:

Использованная литература:

Толстой Л.Н. «Былины», изд. «Детская литература»,1984г.

Карнаухов И.В. «Русские богатыри», изд. Краснодарское книжное,1992г.

Пожарский  Д.А. «Былины» МНПП «АНГстрем», 1991

Соколовкий В. «Русская старина», изд. «Урал-Пресс», Пермь, 1991г.

«Финист-ясный сокол», Москва изд. «Советская Россия», 1989г.

Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

Сказка «Никита Кожемяка».

Михалков С. «Дядя Степа — милиционер».

План  проведения

            I.Вводная  часть.

•        Организационный  момент.

•        Приветствие.  Слово  педагога.

•        Вводная беседа

          II.Основная  часть:

•        Показ слайдов

•        Физминутка

•        Прослушивание музыкального произведения «Богатырская наша сила»

•        Раскрашивание богатыря

    III. Заключительная  часть.

•        Подведение итогов занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте дети.

Дети: Здравствуйте Светлана Михайловна.

Педагог: Сегодня у нас с вами не обычное занятие, а экскурсия в сказки и былины.

На дворе  месяц февраль. А какой праздник мы отмечаем в феврале месяце?

Дети: День защитника Отечества.

Педагог: А кого мы поздравляем с этим праздником?

Дети: дедушек, пап, братьев и всех мужчин.

Педагог: А кто такой защитник?

Дети: Тот, кто защищает кого-нибудь.

Педагог: Вот сегодня мы  познакомимся с защитниками, о которых нам  повествуют сказки и былины. И так отправляемся  на экскурсию.

Слайд 1. Нашим экскурсоводом будет богатырь. Перед нами три дороги.  Дорога, которая слева ведет в лес. Дорога, которая справа ведет в поле. А главная дорога ведет в сказку.

Слайд 2. Кто же такой богатырь? Какими качествами он обладает?

(зачитывается отрывок из стихотворения о богатыре).

Слайд 3. Наша первая остановка — сказка «Финист — ясный сокол».

(Краткое изложение сути сказки и несколько слов о герое)

Слайд 4.  Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

(Зачитывается отрывок из сказки, в котором говорится о богатырях).

Слайд 5.  Сказка о царе Салтане.

(Зачитывается отрывок из сказки, в котором говорится о богатырях).

Слайд 6. Рассказ «Дядя Степа — милиционер».

(Зачитывается отрывок из сказки, в котором говорится о дяде Стёпе –милиционере, как помощнике и защитнике).

Слайд 7. Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник».

(Краткое изложение подвига богатыря).

Слайд 8. Былина о Вольге.

(Краткое изложение подвига богатыря).

Слайд 9. Былина о Микуле Селяниновиче.

(Краткое изложение подвига богатыря).

Слайд 10. Былина о Святогоре.

(Краткое изложение подвига богатыря).

Слайд 11. Былина о Садко.

(Краткое изложение подвига богатыря).

Слайд 12. Былина о  Никите Кожемяке.

(Краткое изложение подвига богатыря).

Слайд 13. Былина «Добрыня Никитич и змей Горыныч».

(Краткое изложение подвига богатыря).

Слайд 14. Былина «Алёша Попович и Тугарин змей»

(Краткое изложение подвига богатыря).

Физминутка.

Вместе встали. Раз, два, три. (встают)

Мы теперь богатыри.  (руки на поясе)

По дороге шли, шли. (маршируют)

К Змею в гости мы пришли. (маршируют)

Широко расставим ноги (ноги на ширине плеч)

И возьмемся мы за меч. (руки в замок)

Чтобы землю Русскую сберечь .(делаем характерные движения с мечом)

Надо спины нам размять (наклоны вправо, влево)

И богатырями сильными стать. (сгибаем руки в локте, показываем «силу»)

Педагог: А теперь я вам предлагают выбрать картинку одного из понравившихся вам богатырей и раскрасить его.

(дети выбирают черно-белую иллюстрацию к одной из былин и раскашивают ее под песню «Богатырская наша сила» (Муз. А. Пахмутовой, ст. Н. Добронравова)

Подведение итогов занятия.

Педагог: Дети, с какими персонажами мы познакомились?

Дети: С богатырями.

Педагог: А что делали богатыри?

Дети: Защищали нашу страну.

Педагог: Значит они кто?

Дети: Защитники?

Педагог: Какой герой вам больше всего запомнился? А почему?

(Ответы детей)

Педагог: Какими качествами должен  обладать защитник?

Дети: Силой, смелостью, умом.

Педагог: Наше занятие закончено. Картинки остаются вам на память о нашем занятии. До свидания.

  • Сказка о загрязнении воды
  • Сказка о звездах короткая
  • Сказка о животных 4 класс литературное чтение читать
  • Сказка о жизни пенсионеров в стихах
  • Сказка о жизни растительной клетки